1037 1041 год событие на руси. Древняя Русь (V - XII век) - Россия, Russia. Даты истории России

В Головинском районе столицы назревает скандал. Местные жители вдруг выступили против строительства православного храма.

А где с ребенком гулять? А с собачкой? - гневается молодая женщина, у ног которой бегает такса. Народ митингует прямо в подъезде дома по Кронштадтскому бульвару. На улице-то холодно. Напротив дома - тот самый парк, который пытаются защитить. Летом здесь дымят мангалы, зимой народ бегает на лыжах. Недавно жители узнали, что посреди парка, вырубив деревья, будут строить церковь. Часть территории рядом с храмом обнесут оградой. Причем в восемь вечера вход на ранее общедоступную территорию будут закрывать.

Я не против церкви, но зачем же парк рубить? - удивляется Елена, одна из протестующих. - Вон рядом фабрика заброшенная, почему бы на ее территории не построить?

ОБЩЕСТВЕННЫЕ НЕДОСЛУШАНИЯ

Сейчас в столице действуют 320 православных приходов. В дополнение к ним планируется построить еще 200 храмов "шаговой доступности". В Московском научно-исследовательском и проектном институте типологии и экспериментального проектирования в прошлом году разработали проекты храмов. Их решено строить внутри существующих районов. Разумеется, после согласования с жителями. Те по закону должны прийти на общественные слушания и высказать свое согласие или несогласие со строительством. Но на деле происходит по-другому.

О том, что в парке у Кронштадтского бульвара может появиться церковь, я, к примеру, узнал случайно. Увидел здесь душераздирающее объявление: "Не дадим вырубать деревья! Сбор подписей состоится..." Я вздрогнул: парк рядом с моим домом, я там часто гуляю с детьми. Поэтому на сбор подписей пошел. Таких, как я, оказалось человек 50. Все - жители ближайших домов: от подростков до пенсионеров.

А вы знаете, что общественные слушания уже прошли? - огорошила меня одна из активисток, Лариса Тимонова. - И на них большинство высказалось за строительство.

То есть как прошли? Я о них даже не слышал.

Так и я узнала случайно. Увидела объявление в бесплатной районной газете.

Зато на слушания в управу Головинского района, объяснила мне Лариса Тимонова, пришла целая православная община из соседнего района Коптево во главе с настоятелем местной церкви.

Они сказали: "В нашем храме тесно. Мы за то, чтобы построили церковь в Головине - будем ходить к вам", - рассказывает Лариса Михайловна. - А местных жителей, кто возле парка живет, на слушаниях вместе со мной было всего трое! И чиновники согласились.

КАБАК ВМЕСТО ХРАМА

Мы идем по парку с жителем района Павлом Гончаренко. Он каждый день выгуливает здесь эрдельтерьера Тишку.

Я сам человек верующий, церковь посещаю, но местных чиновников понять не могу, - рассуждает мужчина. - Зачем строить храм посреди парка, если люди против? Тем более что есть и другие места.

Он подводит меня к огороженной забором стройке - буквально в 300 метрах от предполагаемого храма.

Здесь несколько лет стояло разрушенное здание, местная молодежь тусовалась и пиво пила, - рассказывает Павел. - Бесхозный объект. А теперь видите - ресторан ладят. Власти разрешили. Так почему здесь вместо кабака не построить церковь? А парк не трогать.

Действительно странно. Но Павел выдвигает интересную версию.

Ресторан на территории - это выгодно. А с храма что поимеешь? Вот местные чиновники и предлагают под церкви самые невыгодные участки, которые бизнесу не отдашь, потому что жители взбунтуются. Вроде как и совесть чиста: мы не против храма, но глядите, сколько шума поднялось...

На сайте управы Головинского района нахожу список мест, где хотят построить храмы в Северном округе. Ба! Сквер у кинотеатра "Ереван", парк на улице Ангарской, сквер по 1-й Радиаторской улице, сквер по Прибрежному проезду... И это тем более странно, что в прошлом году окружные префектуры провели инвентаризацию своих земель. И что же? Выявлено 1157 (!) бесхозных, длительное время неиспользуемых территорий общей площадью аж 2145 гектаров. Мэр Сергей Собянин уже предложил москвичам присылать идеи - что бы они хотели видеть на этих землях. Так, может быть, здесь и строить храмы?

"УЧТЕМ ВСЕ ПОЖЕЛАНИЯ"

Есть в этой истории и другая странность. Еще одну церковь головинские чиновники предлагают построить примерно... в километре от парка, тоже на Кронштадтском бульваре. Причем на территории гаражного кооператива. Но ведь церковь - не магазин. Нужны ли храмы через каждый километр? Будут ли они востребованы? И стоит ли ради их строительства сносить гаражи? Иду на место еще одной предполагаемой стройки.

Мы уже собрали больше 200 подписей в управу. Мол, оставьте в покое наши гаражи, - рассказывает Геннадий, местный автовладелец. - Тем более что никакой компенсации нам не обещали. Дескать, земля все равно городская, съезжайте и ставьте машины где хотите. А у нас, между прочим, в гаражах не только машины, но и резина, запчасти, мебель. И куда все это девать? В общем, мы костьми ляжем, но отсюда не уйдем!

Обращаюсь в управу Головинского района. Глава от комментариев отказывается.

Кто определяет участки под будущие храмы? - спрашиваю у специалиста отдела ЖКХ и благоустройства Тамары Шишкиной, которая курирует вопрос застройки.

По-разному бывает. И управы свои предложения делают, и жители, и Москомархитектура. Кто именно предложил строить храм в парке и на месте гаражей, я не знаю.

А почему жителей не пре-дупредили о проведении общественных слушаний?

Предупредили, я попросила развесить объявления на подъездах.

Но их почему-то никто не видел.

Да? Наверное, сорвали.

Могут ли быть аннулированы результаты общественных слушаний, если, как оказалось, на них почти не было местных жителей?

Нет. Но жильцы могут собрать подписи - за или против строительства и прислать нам. Все предложения и мнения мы отправим в префектуру округа. Она и примет решение, давать добро на освоение участка или нет. Все подписи за или против строительства обязательно будут учтены.

Чиновник стала уверять, что храм совсем не испортит парк, что он небольшой, что много деревьев вырубать не придется. А вместо тех, что вырубят, посадят новые - это называется компенсирующее озеленение. На вопрос, почему бы не построить церковь на месте предполагаемого ресторана или на любом свободном участке, Тамара Шишкина ответить затруднилась.

Я сам крещеный и считаю себя православным. Но эти игры со строительством храмов понять не могу. Лет 80 назад церкви переоборудовали под склады или вовсе взрывали. Сейчас ради их строительства готовы сносить нужные людям постройки и рубить столь дефицитную в Москве зелень, вызывая не меньший протест. Из одной крайности - в другую. Будем надеяться, что чиновники действительно учтут мнение людей и найдут приемлемое для всех решение. Религия, вера - очень тонкая тема. Тут нельзя крестом и мечом. Точнее - топором.

История с храмом в парке не первая. В Строгине местные жители возмутились решением префектуры построить церковь в Москворецком парке. Ее хотели возвести прямо на горке, с которой каждую зиму катается весь район: и взрослые, и дети. Москвичи выходили на стихийные митинги, просили найти другое место. Сергей Собянин, рассмотрев обращения москвичей, поручил подготовить постановление об отмене строительства. Стоит ли и в этот раз доводить дело до личного вмешательства мэра?

ДРУГОЕ МНЕНИЕ

Церкви всегда строились в самых красивых местах

С каждым случаем недовольства нужно разбираться отдельно, - считает диакон Андрей Кураев. - Были случаи, когда против новых храмов выступали жители, которые организовали на месте предполагаемого строительства какую-нибудь самочинную парковку. И, разумеется, не хотели с ней расставаться. Что же касается парков, то церкви на Руси традиционно строили в самых красивых местах. Взять, например, "Коломенское" или усадьбу "Узкое" в Битцевском лесу. Храм, я думаю, только украсит территорию парка.

ОФИЦИАЛЬНО

Михаил МОСКВИН-ТАРХАНОВ, председатель Комиссии по перспективному развитию и градостроительству Мосгордумы:

"Решение будет принимать градостроительная комиссия"

Разумеется, строить храмы да и любые другие объекты в жилой зоне должны с учетом мнения горожан. Сначала должны проводиться общественные слушания. Управа обязана уведомить о них на своем сайте, в местных газетах, на стендах, где вешаются объявления. Жители часто говорят: мол, мы газет не читаем, на сайте не бываем, на стенды не смотрим. Друзья, извините. Как говорили римляне, "законы пишутся для внимательных". А выполнять их должны все. После того как общественные слушания прошли, подписи за и против собраны, документы в конечном итоге попадают в градостроительную комиссию при мэре. И уже она решает, строить или нет. Разумеется, с учетом мнения жителей. Но наложить вето на строительство они не могут. Иначе в Москве вообще ничего нельзя будет построить.

Патриарх Кирилл, выступая перед участниками VII международного фестиваля «Вера и слово», заявил, что протесты против строительства церквей в парках в основном устраивают оппозиционные политики и противники православной церкви — сектанты и язычники. Этих людей, по мнению патриарха, не интересует защита самих парков, а «тема зеленых насаждений используется» ими в своих интересах.

Патриарх отдельно упомянул протестующих против против вырубки парка Торфянка: «Сегодня с таким же ожесточением эти люди борются не с храмом, а с крестом. Так может изначально была не защита территории, не защита парка, а борьба именно с этим символом христианства? Вот и сбросили маски. Мы не можем идти на поводу у людей, которые по идейным соображениям ненавидят изображения креста Господня», — заключил патриарх.

Напомним, что в 2016 году в России произошли громкие конфликты вокруг строительства православных храмов. Жители северо-запада Москвы против вырубки парка Торфянка, где строится храм РПЦ. Проект является частью программы «200 храмов», по которой с 2010 года в Москве планируют построить 14 новых церквей.

В Новороссийске жители против строительства храма рядом с мемориальным комплексом Малая земля. Конфликты вокруг строительства православных церквей приводят к росту антицерковных настроений в обществе, — в марте информационно-аналитический центр «Сова».

Эксперты центра проанализировать протесты против строительства новых храмов в парковых зонах в нескольких районах Москвы, Санкт-Петербурге, Рязани, Анапе, Екатеринбурге, Новокузнецке, Новороссийске, Смоленске, Саратове, а также в подмосковной Балашихе и Обнинске Калужской области.

Приводим полную расшифровку речи патриарха Кирилла:

В основном возникают оппозиционные настроения, связанные со строительством храмов, в связи с защитой парков, скверов. Хотя не всегда, не только. Мы сталкивались с мощным протестом, организованным какой-то богатой женщиной, которая заявила: «Вот вы хотите здесь строить храм, а я вам не дам». — «А почему?» — «А потому, что я уже два года здесь паркую свой Cayenne Porsche». Удивительно, да? Казалось бы, глупость какая-то, пустое место, площадка, она привыкла, она из окон видит свою машину. Ну и что вы думаете? Эта женщина достаточно активно работала, и какие-то протестные настроения начались, потом это все, конечно, было преодолено, но с сопротивлением столкнулись.

Иногда приходится на вертолете перемещаться, летишь и видишь замечательные пейзажи — возрожденные наши храмы в Подмосковье.

Но в основном используется тема зеленых насаждений, хотя не только. Хотел бы сказать, что в течение всей нашей истории храмы строились в самых красивых местах. И что было бы, если бы наши благочестивые предки поступали иначе? У нас бы вообще страна была безликой. Вот сейчас едешь по деревням, или мне иногда приходится на вертолете перемещаться, летишь и видишь замечательные пейзажи — возрожденные наши храмы в Подмосковье, в ближнем, в дальнем Подмосковье. Это лицо страны, это действительно красота. Вот если кто-то и будет ездить по этим местам и смотреть, что наши туристы, что зарубежные, они на это будут обращать внимание, это лицо страны, лицо народа, оно отражает культурную традицию, духовную традицию. Кроме того, украшает пейзаж.

Вот точно так же и городская застройка. Вы возьмите эти обезличенные новые районы. Просто Салтыков-Щедрин. И как жить в этих обезличенных районах? Ничего нет, никаких художественных доминант. Если вдруг вы видите храм, это все сразу как-то меняет. Храм влияет на окружающую среду.

Поэтому нормальный человек, не заряженный идеологически и политически, он, конечно, в этом участие не будет принимать, если его с толку не собьют. И вот все начинается, конечно, в тех группах людей, которые преследуют свои конкретные цели, не имеющие ничего общего с защитой парка или с защитой какого-нибудь другого места, а вот затем используется тема «а где же будем гулять?». Да им объясняют, парк-то большой, а местечко-то маленькое, да гуляйте по всему парку. Нет, мы хотим именно в этом месте гулять.

Или другой аргумент. Нет, мы будем против храма, потому что вы тут будете возить покойников отпевать, тут наши дети гуляют, мы не хотим, чтобы дети видели покойников. Ясно. Да, мы говорим, но не так уж часто покойников привозим, во-первых. А с другой стороны, очень не плохо ребенка вводить в соприкосновение и с этой реальностью, для воспитания.

Потом говорят еще иногда так, что колокола в 5 часов утра будут звонить. Да не будут звонить колокола. Не звоним мы в 5 утра. Да и в 10 если и звоним, то только в воскресенье. А иногда какие-то учреждения рядом нас просят поменьше звонить, так мы и поменьше звоним. Искусственные аргументы.

Есть противники православной церкви. В основном, это представители сектантских сообществ, языческих сообществ.

А теперь что за этим все стоит. Разные вещи стоят. Кто-то просто использует в плане политической борьбы. Мы знаем по крайней мере две политические партии, которые активно включались в протестные настроения. Не думаю, что это им помогло на выборах, кстати. Хочу, чтобы меня сейчас все услышали. Но надежды были. Не оправдались.

Есть противники православной церкви. В основном, это представители сектантских сообществ, языческих сообществ. Вот расскажу вам очень кратко историю строительства Кафедрального собора в городе Калининграде. Вы знаете, что построен величественный собор на главной площади, вот там, где парады, демонстрации. И там стоял в начале Вильгельм, потом Ленин, там все было. И как раз то место, на котором стоит сейчас собор, была огромная цветочная клумба, розарий.

А в девяностые годы смятение было в душах калининградцев. Кто-то говорил о том, что Калиниград давно уже продан немцам, что не нужно с ним связывать будущее. Начался отток даже населения из Калининграда. И ко мне, как к митрополиту Калининградскому, стали обращаться люди с просьбами — вы что-то сделаете, повлияйте, ну что же вот так, так стало как-то страшно в Калининграде.

И тогда я выступил по телевидению и сказал, нам нужно построить Кафедральный собор, потому что все культовые здания в Калининграде, которые использовала православная церковь, это бывшие кирхи лютеранские. Мы их немножко переоборудовали, восстановили из руин, но это не наша русская архитектура.

И сказал, что для того, чтобы Кафедральный собор стал символом города, а значит, символом русского города, нам нужно его построить в центре. И сказал, на каком месте, вот на месте этой клумбы, рядом с главной площадью.

Ну, реакция была, кстати, очень неплохая. Хотя власти перепугались и говорят, вы знаете, нет, лучше вот там, в отдаленности парк есть. Я говорю, нет, вот здесь надо строить, если вы хотите снять напряжение, изменить культурный облик города. Ну, власти были так не очень настроены, чтобы идти навстречу, и тогда я предложил провести референдум. Давайте, говорю, проведем референдум городской. А посчитали, референдум проводить дорого, решили провести глубокий социологический анализ, опрос. Результат — 74% за строительство храма в этом месте. И власти решили строить. Хорошо.

Строили не власти, мы строили. Это целая история, как мы построили собор, не буду сейчас об этом говорить. Но факт в том, что они дали согласие. И вот для закладки камня на это место я решил привезти крест большой и поставить его. И мы двигались от действующего Кафедрального, так сказать, собора, небольшой кирхи, до места закладки через центр города крестным ходом, неся этот крест, большой, 6 метров. Идем по главной улице, и вдруг наперерез нам врывается группа, человек сорок, с искаженными злобой лицами, они плевали, кричали, топали. Бесовщина.

И мне говорят, вот смотрите, это коммунисты все устраивают. Я говорю, стоп-стоп, это не коммунисты, так коммунисты себя не ведут. Это совсем другая публика. И потом оказалось, это была другая публика, это были сектанты, которые не переносят изображение креста. Мы поставили крест, через три дня его спалили. Мы поставили из металла 12-метровый крест, который стоял до тех пор, пока мы не поставили временный храм.

Так, может быть, изначально-то была не защита территории, не защита парка, а борьба вот именно с этим символом христианства? Вот и сбросили маски.

Вот теперь к случаю о Торфянке хотел бы перейти. Как вы знаете, там разворачивались события, очень такие грозные. И мы договорились с властями, что мы готовы поменять место. Ну хорошо, людям хочется в парке в этом гулять. Хотя кусочек небольшой, и не очень, кстати, такой уж привлекательный, но бог с ним. Да, давайте, выбрали место. И защитники этого места, где храм должен был быть построен, говорят, вы знаете, а давайте крест-то оставим, в память обо всем, что стоит, мы делали, обо всем. Сегодня с таким же ожесточением эти люди борются не с храмом, а с крестом. Так, может быть, изначально-то была не защита территории, не защита парка, а борьба вот именно с этим символом христианства? Вот и сбросили маски.

Ну, а в таком случае и соответствующие действия с нашей стороны должны быть принципиальными. Мы не можем идти на поводу у людей, которые по идейным соображениям ненавидят изображения Креста Господнего. Тем более, что крест даже в наших символах государственных присутствует, поэтому неправильно будет нам отдавать на поругание Крест Христов.

В редакцию Правмира поступили материалы координационного центра противников строительства новых храмов в Москве. Оказывается, под видом «местных жителей», якобы выступающих против возведения храма в шаговой доступности от жилых домов, действует небольшая организованная группа активистов.

Каковы их методы работы? Об этом Правмиру рассказала одна из бывших участниц группы борцов против строительства храмов.

Здравствуйте!

Так сложилось, что я стала участницей борьбы со строительством православного храма. Я никогда не была ярой безбожницей и противницей Православия. Да, я верила в душе, сомневалась, скептически относилась к священникам и церковным начальникам, а также к обрядам и службам в церкви. И тут появились люди, которые стали говорить, что хотят «застроить сквер», или что «попы захватывают общую землю», якобы под строительство не только храма, но и для каких-то других целей: торговли, жилья, продажи земли. Мы начали протестовать: организовывать пикеты, составлять обращения в органы власти, собирать подписи против строительства.

В дальнейшем я поняла, что это – не моё. В основном большинстве местные жители за храм. Да и не собирался никто «застраивать весь парк», как выяснилось потом. Чем дальше, тем больше я стала отдаляться от своих бывших союзников, которые принялись бороться с храмом в Гольяново. И наконец, я решилась: хватит! Что это из меня сделали какую-то фурию, ненавидящую своих православных соседей?

Я продолжала участвовать в обсуждении, читала материалы группы бывших своих единомышленников, и чем дальше, тем больше понимала, как четко все отработано, какая машина тут в действии.

Вкратце, схема протеста против храма такая:

  • обработка (запугиванием и ложью) жителей ближайших домов (например, о размере выделяемой под храм площади, обещание, что негде будет гулять и в 7 утра будут будить колокола) и сбор подписей против.
  • рассылка однотипных обращений в органы власти, чтобы те замучились их обрабатывать.
  • массовые клеветнические жалобы на “разжигание вражды” в официальные органы.
  • письма депутату МосГорДумы, который сочувствует храмоборцам.

Организуют протесты не местные жители. Руководят нашей «инициативной группой» вовсе не местные жители, а лица из Лефортово, Кузьминок и Головинского района, в группе они пишут под именами Андреева, Ястребов и некая Светлана (Гришина).

Все пикеты проводились для галочки – сфоткаться и объявить о «народном протесте».

Саша Андреева – депутат муниципального собрания Лефортово – знает, какие бюрократические механизмы можно включить, чтобы не допустить строительства ни одного православного храма.

Для муниципального депутата Андреевой – храм – почти раковая опухоль :

По всей Москве отдельные инициативные группы борются со строительством церквей (программа «200 храмов»). Отмена каждого безумного проекта требует огромных сил и времени. При этом проект, свернувшийся в одном месте, как раковая опухоль, всплывает в другом. Координатор проекта депутат совета депутатов Лефортово Саша Андреева e-mail: [email protected]

Слова Марины Веригиной – словно в 1937 году сказаны:

Мнение местных жителей активистов не волнует: «подписи не имеют никакого значения»

Поджог?

В дальнейшем в группе состоялось обсуждение возможного поджога временного храма, искали для этого «местных мужиков». Ему-то чем помешал храм в Гольянове? Боролся бы со стройками в своем районе!


Борьба с храмами продолжается.

Те, кто бывали в воскресенье в храмах в спальных районах Москвы, знают, . На территории новых храмов разбиваются прекрасные сады и даже детские площадки. Ведется просветительская и образовательная работа с детьми и молодежью, работают курсы сестер милосердия и т.д. Мы – православные – не можем допустить, что обманом и манипулированием у верующих москвичей отберут возможность молиться в храме недалеко от дома.

В редакцию Правмира поступили материалы координационного центра противников строительства новых храмов в Москве. Оказывается, под видом «местных жителей», якобы выступающих против возведения храма в шаговой доступности от жилых домой, действует небольшая организованная группа активистов.

Каковы их методы работы? Об этом Правмиру рассказала одна из бывших участниц группы борцов против строительства храмов.

Здравствуйте!

Так сложилось, что я стала участницей борьбы со строительством православного храма. Я никогда не была ярой безбожницей и противницей Православия. Да, я верила в душе, сомневалась, скептически относилась к священникам и церковным начальникам, а также к обрядам и службам в церкви. И тут появились люди, которые стали говорить, что хотят «застроить сквер», или что «попы захватывают общую землю», якобы под строительство не только храма, но и для каких-то других целей: торговли, жилья, продажи земли. Мы начали протестовать: организовывать пикеты, составлять обращения в органы власти, собирать подписи против строительства.

В дальнейшем я поняла, что это - не моё. В основном большинстве местные жители за храм. Да и не собирался никто «застраивать весь парк», как выяснилось потом. Чем дальше, тем больше я стала отдаляться от своих бывших союзников, которые принялись бороться с храмом в Гольяново. И наконец, я решилась: хватит! Что это из меня сделали какую-то фурию, ненавидящую своих православных соседей?

Я продолжала участвовать в обсуждении, читала материлы группы бывших своих единомышленников, и чем дальше, тем больше понимала, как четко все отработано, какая машина тут в действии.

Вкратце, схема протеста против храма такая:

  • обработка (запугиванием и ложью) жителей ближайших домов (например, о размере выделяемой под храм площади, обещание, что негде будет гулять и в 7 утра будут будить колокола) и сбор подписей против.
  • рассылка однотипных обращений в органы власти, чтобы те замучились их обрабатывать.
  • массовые клеветнические жалобы на «разжигание вражды» в официальные органы.
  • письма депутату МосГорДумы, который сочувствует храмоборцам.

Организуют протесты не местные жители. Руководят нашей «инициативной группой» вовсе не местные жители, а лица из Лефортово, Кузьминок и Головинского района, в группе они пишут под именами Андреева, Ястребов и некая Светлана (Гришина).

Все пикеты проводились для галочки - сфоткаться и объявить о «народном протесте».

Саша Андреева — депутат муниципального собрания Лефортово - знает, какие бюрократические механизмы можно включить, чтобы не допустить строительства ни одного православного храма.

Для муниципального депутата Андреевой - храм - почти раковая опухоль :

« По всей Москве отдельные инициативные группы борются со строительством церквей (программа «200 храмов»). Отмена каждого безумного проекта требует огромных сил и времени. При этом проект, свернувшийся в одном месте, как раковая опухоль, всплывает в другом. Координатор проекта депутат совета депутатов Лефортово Саша Андреева e-mail: [email protected] «

Слова Марины Веригиной - словно в 1937 году сказаны:

Мнение местных жителей активистов не волнует: «подписи не имеют никакого значения»

Поджог?

В дальнейшем в группе состоялось обсуждение возможного поджога временного храма, искали для этого «местных мужиков». Ему-то чем помешал храм в Гольянове? Боролся бы со стройками в своем районе!

Борьба с храмами продолжается.

Те, кто бывали в воскресенье в храмах в спальных районах Москвы, знают, как трудно пробиться в храм, как нужны новые храмы. На территории новых храмов разбиваются прекрасные сады и даже детские площадки. Ведется просветительская и образовательная работа с детьми и молодежью, работают курсы сестер милосердия и т.д. Мы - православные - не можем допустить, что обманом и манипулированием у верующих москвичей отберут возможность молиться в храме недалеко от дома.

“Семьдесят лет назад в массовом порядке крушили церкви, теперь точно так же насильственно возводят”

“А если мы не согласимся, чтобы у нас во дворе построили церковь, тогда, как нам уже пригрозили, здесь построят бомжатник!”

Чудны дела твои, Господи! Как всегда — особенно в России.

В прошлом году Патриарх всея Руси и московское руководство одобрили строительство в столице 200 модульных церквей “шаговой доступности”. Но светлое начинание в иных местах переросло в безбожный скандал...

Против шаговой, как продуктовые магазинчики, доступности храмов выступили те, ради кого, собственно, и старались власти, то есть потенциальные прихожане. Православных москвичей сделали “протестантами”...

Жители Чоботовской улицы в Новопеределкине не хотят приобщаться к духовности ценой уничтожения своего двора. фото: Елена Семенова

«Напишите только, что мы не безбожники, как нас сейчас пытаются обрисовать, мы не против религии и веры, мы против чиновничьего беспредела и точечной застройки нашей территории», — жители Чоботовской улицы в Новопеределкине не хотят приобщаться к духовности ценой уничтожения своего двора.

Ночь. Улица. Фонарь. Полиция. Никакой церкви пока нет — одни бетонные блоки валяются да вьются на ветру, как знамена, обрывки бело-красных строительных ленточек. Машины еле-еле разъезжаются по оставшейся не занятой строительством узенькой полоске тротуара, чиркают дном асфальт. Гр-р-р-р-р! Группа граждан нервно вздрагивает на сентябрьской прохладце. Есть среди них и работяги, и интеллигенция с папками и портфелями, предприниматель, женщина средних лет, активные кумушки-пенсионерки. Короче, весь христианский мир — наше гражданское общество в миниатюре. Это протестующие жители Чоботовской улицы, дом 1 и дом 3.

Рослый военный, полковник, предупреждает нас сразу, что он ни в коем случае не за бузу, он в данном конкретном варианте за справедливость. «Проблема в том, что есть дом, есть его жители и у них есть собственное мнение, что они хотят видеть в своем дворе, но на это самое мнение плевать — и церкви, и властям». Только что закончилась драка. Строители храма побили пенсионерку, которая пыталась пройти на территорию возводимого объекта, чтобы забрать оттуда свою машину. В результате строительства автомобиль Нины Михайловны Родимовой оказался заперт за воротами и бетонными блоками. Он такой не один. «Нам приказано убрать все машины, которые стояли раньше на этой территории, — возмущаются люди. — Если сейчас негде припарковаться, то что будет после возведения храма? А в дни церковных праздников? Но позвонил участковый и предупредил, что номера автомобилей переписаны и, если мы их не уберем добровольно, приедет эвакуатор».

Путь пожилой дамы, пробирающейся в темноте к своему авто, перегородил прораб с арматурой, тоже, кстати, православный, родом из Белоруссии. Прораб порвал даме куртку и якобы пригрозил ее прибить совсем, если она не прекратит свой путь к храму, несчастную женщину оттащили соседи и повезли в полицию: снимать побои и давать показания. Оставшиеся продолжали кучно митинговать.

— Вышли мы 12 сентября во двор, а там уже бетонные блоки по периметру накиданы, это будущую строительную площадку огородили. Мы прямо и ахнули! Понять не можем — что это и зачем? И у нас не спросили: хотим ли мы такую благодать или не хотим?!

— Строительство храма ведется ночью, под покровом темноты, оно уже началось, но мы знаем, что никаких разрешающих документов на момент его начала еще не было, их только на днях подписали, когда уже начали работы.

— Что же это такое — семьдесят лет назад в массовом порядке крушили церкви, теперь точно так же насильственно возводят, когда это издевательство над народом кончится?

— Мы пробились на прием к главе управы Евгению Сороке, а он нам заявил, что вопрос решен на самом верху и наше дело — последнее. Храм на этом месте все равно будет. Мы написали открытое письмо патриарху Кириллу, Сергею Собянину, но пока они его прочитают, храм сдадут под ключ.

Справка МК Справка "МК"

На церемонии освящения закладки храма в честь святителя Стефана Пермского в Южном Бутове первый заммэра Москвы Владимир Ресин пообещал Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу не растягивать “на десятилетия” строительство культовых сооружений. “В следующий раз, ваше святейшество, мы с вами еще не один раз встретимся на закладке таких камней в самое ближайшее время”, — заверил Ресин.

«Нам пообещали, что если будем сопротивляться, то назло поставят мечеть или синагогу, или приют для бомжей...». «Не допустим!», «Не хотим!», «Имеем право!» — в едином порыве бушуют горожане. Еще год назад в Москве была с помпой проанонсирована программа Фонда поддержки строительства храмов. Реализацию проекта прорабатывает и координирует финансово-хозяйственное управление Московского патриархата. Строительство должно осуществляться за счет добровольных пожертвований населения, конечно, учитывая и мнение жителей, которым рядом с этой благодатью жить.

— У нас в районе уже есть три храма и еще один в Солнцеве, они пустые стоят. Нам как объяснили: вот появится еще один храм — и никто не будет пить и колоться, — рассказывает жительница Альбина Душкина.

Возродить духовное начало, поднять в обществе нравственность и мораль, сделать, наконец, наших граждан добрее друг к другу, умножив число храмов на душу населения, вот для чего было решено строить эти модули. Куда же завели столь благие помыслы?

«Темные люди! — отмахиваются чиновники. — Что вы хотите, столько лет жили в безбожии Приходится теперь насаждать культуру!» Но не хотят жить рядом с модульным храмом в Теплом Стане, были громкие скандалы по этому поводу и в Восточном Дегунино. Протесты горожан вынудили временно остановить строительство и перенести объект культа на новое место. Этой весной состоялись первые публичные слушания по поводу того, где стоять церкви в Новопеределкине, на них вроде бы позвали местных жителей, чтобы объяснить им, неразумным, как же им повезло, и жители — что подтверждено документально — все как один проголосовали «за».

— Нас никто никуда не приглашал, это были не мы, — убеждают нас жильцы. — Мы узнали об этих слушаниях из районной газеты только сейчас. Все делалось по-тихому. На слушаниях присутствовали какие-то 24 неизвестных гражданина из 115 тысяч проживающих в Новопеределкине, еще чиновники и рабочие с предприятий, которые здесь вообще не живут, они и подписали все необходимые бумаги.


Дело закончилось дракой. фото: Елена Семенова

— Это наша земля, — уверены в Новопеределкине. — И у нас ее отбирают. Здесь была расположена часть детской площадки, она попадает на территорию будущей церкви, с той стороны, где по канонам расположен ее вход. Стояла естественная ледовая горка. Мы ее заливали сами. Она пропадет. А детям куда? Куда подросткам деваться? По подъездам с наркотиками?

— Раньше я жил в доме, где во дворе тоже стояла церквушка, — грустно замечает жилец по имени Алексей. — Она была разрушена, и мы хотели ее восстановить. Как только мы ее восстановили, оказалось, что колокольный звон радует и умиротворяет только тогда, когда слышишь его редко. А тут чуть не каждый час тебе по голове — бум-бум-бум, дети спать не могут, взрослые приходят с работы — и за цитромон, голова болит, не прекращает. Квартиры упали в цене. Наличие церкви во дворе — это, как выяснилось, понижающий коэффициент. Я четыре года свою хату продавал, еле избавился, переехал сюда — и тут такая же катавасия...

— На Руси всегда возводили церкви со звонницами на больших перекрестках, где не было жилья, а рядом с домами ставили небольшие часовенки, кто только подписал этот проект?! Ведь первоначально он был не такой! — жительница Лариса Булаева ведет нас к табличке, на которой обозначено, что та самая церковь, против которой все протестуют, должна была возводиться на пересечении Чоботовской улицы и Боровского шоссе, то есть метрах в трестах от этих домов, на опушке небольшого лесочка.

Но, как сообщили нам в пресс-службе префектуры Западного округа, возвышенность на пересечении Чоботовской улицы и Боровского шоссе — лучшее место для храма — уже обременена инвестконтрактом, то есть эту землю давно и прочно освоили, и на ее территории планируется поставить пять жилых домов, школу, детский сад, здание новой управы района и гостиницу.

500 подписей собрали жители Чоботовской с требованием оставить их в покое. Однако настоятель ныне действующего в Новопеределкине храма Михаил Глазов утверждает, что пять тысяч других его прихожан, жителей того же района, тоже готовы подписать срочную петицию о том, что храм именно на Чоботовской верующим жизненно необходим.

— Конечно, они подпишут что угодно, все ведь прекрасно понимают, что если храм не поставят у нас на Чоботовской, то его впихнут в их собственный двор, — огрызаются митингующие.

Бедные люди. Смотрим на них, мерзнущих ночью, но готовых идти до конца в этом противостоянии — не против веры, против чиновничьего беспредела (это они просили подчеркнуть особо!). А ведь еще немного, думаем мы, и их доведут до такого состояния, что единственный храм, в который они вообще согласятся прийти, будет построен в их душе.

И что тогда делать церкви?

Актуальный комментарий

Пресс-секретарь Фонда поддержки строительства храмов Москвы Анастасия Горшкова:

— Глава управы Новопеределкина Евгений Сорока пояснил, что другой, более подходящей и свободной для строительства храма земли в этом микрорайоне нет. Участок, выделенный под храм, зарезервирован под строительство, закрепление этого статуса произошло задолго до того, как его предложили РПЦ, и поэтому на этой земле в любом случае будут что-то строить. Также в управе нам сообщили, что на публичных слушаниях по вопросу строительства храма атмосфера была очень доброжелательной. Причин для скандала мы не видим.