Архитектор церкви санта мария новелла во флоренции. Базилика санта мария новелла визитная карточка флоренции

В принципе, она первая в городе встречает путешественников, так как рядом с ней расположен железнодорожный вокзал, носящий то же имя. Но когда мы приехали, задерживаться возле нее не входило в наши планы. На сей раз мы собирались уделить ей столько внимания, сколько она заслуживает.

Уже в середине XIV века Санта-Мария-Новелла упоминается в великом литературном произведении. Во время вошедшей в историю страшной чумы 1348 года именно под этими сводами, как утверждает Боккаччо, встретились несколько приятных дам и молодых людей - героев бессмертного «Декамерона».

Подобно Санта-Мария-дель-Фьоре и Сан-Лоренцо, нынешнее здание Санта-Мария-Новелла также имеет предысторию. С IX века, когда это место было еще границей города, здесь существовала небольшая часовня. В XIII веке она была передана стремительно набиравшему силу ордену доминиканцев, которые в 1279 году начали строительство нового, большего здания. Достроили его только к середине XIV века, когда был облицован мрамором нижний ярус фасада, но закончен фасад был более века спустя - в 1478 году - на средства покровительствовавшей церкви знатной семьи Ручеллаи.

Вход в церковь - через внутренний дворик

И самое интересное в Санта-Мария-Новелла находится внутри - это фрески и распятия XIII - XV веков. Заходим.

Алтарная часть церкви разделена на несколько часовен-капелл знатнейших флорентийских семейств, которые заказывали росписи самым знаменитым художникам своего времени.

Одна из главных ценностей церкви - Распятие работы Джотто, относимое к раннему периоду его творчества, ориентировочно к 1290 - 1300 году. Одно из первых произведений, где художник отходит от византийского канона и Христос обретает живые человеческие черты, даже слишком натуралистичные по мнению современников.
Напоминаю, что, как приличная девочка, я не снимаю то, что снимать нельзя, поэтому здесь и далее иногда будут не мои фотографии.

В капелле Гонди, с которой началось строительство церкви в 1279 году, сохранились еще византийские фрески, самые древние во Флоренции. Там же находится Распятие работы Брунеллески. Это единственная известная деревянная скульптура великого архитектора, строителя купола Дуомо и церкви Сан-Лоренцо. С его созданием связана легенда о споре Брунеллески и Донателло, гласящая, что Брунеллески создал свое Распятие в ответ или в пику Распятию Донателло, находящемуся в церкви Санта-Кроче.

Распятие Донателло (1406 - 1408 г.) и распятие Брунеллески (1410 - 1415 г.).

В капелле Барди на стенах фрески Спинелло Аретино, вторая половина XIV века…

… и «Мадонна и Розы» Джорджио Вазари, двумя веками моложе.

Капелла Строцци-ди-Мантова расписана в середине XIV века Нардо ди Кьоне картинами Страшного Суда, Рая и Ада, в соответствии со структурой Божественной Комедии Данте…

… а Алтарь «Христос Освободитель, Богоматерь и святые» в капелле создан в 1357 году его знаменитыми братом Андреа Орканья.

В капелле Строцци находится шедевр зрелого Ренессанса - фрески Филиппино Липпи
из жизни Святого Филиппа и Иоанна Богослова, датируемые 1497 - 1502 гг.

Но самое грандиозное произведение в Санта-Мария-Новелла, на которое мы собственно и пришли - это центральная капелла Торнабуони, расписанная мастерской - боттегой - Доменико Гирландайо в 1485 - 1490 гг. Стены капеллы покрыты фресками жизнеописания Богоматери с одной стороны и святого Иоанна Крестителя с другой.


Картинка отсюда

Эти картины, наполненные светом, красками, жизнью, являют собой не только прекрасный образец живописи зрелого Ренессанса, но на них будто оживает и выходит к зрителю мир флорентийцев, существовавший 500 лет назад. Росписи капеллы сделаны по заказу Джованни Торнабуони, дяди Лоренцо Великолепного, и среди многочисленных фигур можно найти портреты членов семьи заказчика, известных людей Флоренции, друзей Гирландайо, членов Платоновской Академии при Лоренцо Великолепном, и автопортрет самого автора. В создании этих фресок принимал участие молодой Микеланджело, который некоторое время учился у Гирландайо. Упоминания о процессе создания этих фресок есть в замечательной книге Ирвинга Стоуна «Муки и радости», посвященной жизни Микеланджело.
Предлагаю просто посмотреть. Картинки отсюда

Житие Иоанна Крестителя. Благовещение Захарии.

Житие Иоанна Крестителя. Встреча Марии и Елизаветы.

Рассказываем о знаменитой флорентийской аптеке Санта Мария Новелла (Santa Maria Novella), открытой в главном городе итальянского Ренессанса аж с 1612 года. Здесь можно приобрести духи, которыми пользовалась в свое время Екатерина Медичи, снадобья по рецептам доминиканских монахов, да и просто побродить по залам аптеки и познакомиться с историей флорентийской фармацевтики — занятие очень любопытное.

Екатерину Медичи даже современники не могли назвать красавицей. Худая, рыжеволосая, невысокая. Неудивительно, что ее супруг, французский король Генрих (Анри) Второй вплоть до своей трагической гибели на рыцарском турнире воспринимал жену, как не более чем машину для воспроизведения на свет многочисленного потомства, реальную власть же в стране и сердце короля имела официальная фаворитка короля Генриха красавица Диана де Пуатье.

Считается (и с этим фактом сложно поспорить), что великой и грозной французской королевой представительница знаменитой флорентийской династии стала лишь после смерти своего супруга, случившейся 10 июня 1559 года, однако и при жизни Генриха Второго Екатерина Медичи, вроде бы все время оставшаяся в тени блистательной Дианы де Пуатье, повлияла на образ жизни французской аристократии немало.

Дело в том, что Флоренция шестнадцатого века пусть и уступала Парижу в плане блеска придворной жизни, но во многих других аспектах значительно превосходила французскую столицу. Например, в вопросах гастрономии. Именно благодаря флорентийским поварам, отправившимся вместе с Екатериной Медичи ко французском двору, возникла знаменитая cuisine française, а джелатто, которое флорентийские повара приготовили на свадьбу Генриха Второго и Екатерины Медичи, так понравилось французам, что они немедленно начали изобретать всевозможные рецепты мороженого. Во-вторых, Екатерина Медичи научила француженок носить туфли на каблуках и панталоны в качестве нижнего белья. Дело в том, что будущая королева Франции была очень невысокого роста, и специально в честь ее свадьбы с французским монархом флорентийские мастера придумали женские туфли с высокими каблуками, раньше такую обувь носили лишь мужчины.

«Свадьба Екатерины Медичи», картина Jacopo Chimenti, хранится в галерее Уффици

Про изобретение же Екатериной Медичи панталонов упоминает Ги Бретон в своей книге «Истории любви в истории Франции»: дело в том, что королева любила ездить верхом и таким образом демонстрировать публике свои стройные ноги. Однако мода того времени не предусматривала, что публика увидит лишь ноги королевы и ничего более, вот изобретательная итальянка и додумалась надевать под юбку панталоны, дабы избежать конфуза. Между прочим, церковь идею королевы одобрила, потому что посчитала, что панталоны — дополнительная защита чести девушек от мужских посягательств. Кстати, о ножках. Именно Екатерина Медичи познакомила французов и с популярным в то время во Флоренции балетом, недаром, само название этого вида искусства происходит от итальянского глагола ballare — танцевать.

На фото: витрина парижского отделения аптеки Santa Maria Novella

Третим даром, который молодая Екатерина Медичи преподнесла французам, были духи, известные сегодня под названиями «Acqua della Regina» или «Acqua di Colonia Santa Maria Novella» с ароматом одной из разновидностей ромашки, которую традиционно использовали во Флоренции для получения целебных настоек и ароматизации помещений. Духи очень понравилась дамам при французском дворе, а нечистоплотные французы сразу смекнули, что они могут продолжать мыться лишь в случае крайней нужды, неприятный же запах грязного тела можно заглушить с помощью всевозможных Eau de Colognes. Чтобы послушать аромат того самого аромата «Acqua della Regina» нужно отправиться на узкую флорентийскую улочку via della Scala, что расположена близ центрального вокзала Флоренции и облицованной белым, зеленым и розовым мрамором церкви Санта-Мария-Новелла. Здесь в здании с синей вывеской с 1612 года открыта посещения всех желающих знаменитая .

Хотя сегодня представительства Profumo-Farmaceutica di Santa Maria Novella действуют в разных странах мира, одно открыто даже в Москве по адресу Большая Дмитровка дом 20/1, во флорентийскую аптеку заглянуть все же стоит, не только для того, чтобы послушать ароматы, изобретенные аж в шестнадцатом веке, и прикупить себе мыло, крем, шампунь или ароматизатор для дома, но и для того, чтобы посмотреть на украшенные фресками и золотыми медальонами старинные залы, считающиеся сегодня такой же городской достопримечательностью, как , или .

На фото: зал аптеки Santa Maria Novella

Я не преувеличиваю, сопоставляя флорентийскую аптеку и собор, увенчанный куполом Филиппо Брунеллески, дело в том, что впервые в список мест, обязательных для посещения гостями города, аптека Santa Maria Novella попала аж в 1667 году, то есть она упоминается в одном из первых официальных путеводителей по Флоренции. Сегодня аптека представляет собой несколько залов, где вполне современные витрины с косметикой по-итальянски органично вписаны в реконструированные интерьеры семнадцатого и восемнадцатого веков. Если хотите узнать, что за аромат привезла с собой во Францию Екатерина Медичи, подойдите к стойке в первом зале, на которой выставлены ароматические эссенции, и попросите продавщицу (они все говорят по-английски, а некоторые даже по-русски) послушать «Acqua della Regina» , которые теперь чаще называют официальным ароматом Santa Maria Novella.

На фото: стойка с ароматами в аптеке Santa Maria Novella

Важный момент — не наносите эссенцию на запястье, дело в том, что все ароматы, продающиеся в аптеке, очень стойкие, держатся на коже до трех дней, вне зависимости от того, сколько раз вы приняли душ. Сразу становится понятно, как парфюмерия в стародавние времена могла перекрыть запах грязного тела, но в нашем же случае от подобной долговечности аромата минусов больше, чем плюсов — понравился парфюм — не понравился, жить с ним придется минимум несколько дней. Духи Екатерины Медичи «Acqua della Regina» оказываются триумфальными и горьковатыми, как ни странно, но это кажется очень символичным — жизнь королевы, действительно, была не сахар. Всю молодость она страдала от невнимания мужа и насмешек двора, а после того, как получила практически абсолютную власть над Францией, была вынуждена увидеть смерть собственных детей: из 10 детей Екатерины лишь Маргарита Валуа, известная нам как королева Марго, дожила до 62 лет, любимый сын королевы, Генрих III Валуа, заколотый фанатиком Жаном Клеманом, погиб в возрасте 37 лет, а прочие дети Екатерины не дожили даже до тридцатилетия.

На фото: духи Екатерины Медичи в Санта-Мария-Новелла (Santa Maria Novella)

Другие ароматы, представленные в коллекции Eau de Colognes, отказываются не менее драматичными по настроению: «Tabacco Toscana» вызывает ассоциации со страстными итальянскими мужчинами, а аромат «Muschio» точно передает церковные запахи оплавляющихся свечей и ладана. Впрочем, если имперский «Acqua della Regina» — этакая парфюмерная иллюстрация жизни Екатерины Медичи, то «Muschio» и «Muschio Oro», удивительно точно передающие запахи, знакомые любому туристу, хоть раз заглядывавшему в итальянскую церковь, можно назвать парфюмерным отображением истории самой аптеки. Дело в том, что, хотя официальной датой открытия аптеки считается 1612 год, история ее начинается в аж тринадцатом веке и непосредственное участие в ней приняли монахи доминиканского ордена.

На фото: церковные фрески на стенах зала аптеки Santa Maria Novella

В тринадцатом веке Флоренция переживала экономический подъем, поэтому неудивительно, что в город немедленно устремились представители разнообразных монашеских орденов. На востоке города обосновались францисканцы, именно они к 1385 году построили церковь Санта Кроче (Santa Croce), ставшую одним из символом старого города, на юге расположились представители ордена кармелитов, построившие храм Санта-Мария-дель-Кармине (Santa Maria del Carmine), а на северо-западе Флоренции обосновались доминиканцы, они возвели в этой части города церковь Santa Maria delle Vigne, позже переименованную в Санта-Мария-Новелла (Santa Maria Novella).

На фото: Санта-Мария-Новелла (Santa Maria Novella)

Таким образом во Флоренции возник знаменитый церковный крест: на севере Баптистерий Святого Джованни, где крестили всех жителей города, на юге — Санта-Мария-дель-Кармине, на востоке Санта Кроче и облицованная светлым мрамором Санта-Мария-Новелла на западе. Первые упоминания о монашеском лазарете и лавке, в которой торговали целебными снадобьями, относятся к 1385 году, так что неудивительно, что своды и потолок в одном из залов аптеки украшены церковными фресками.

На фото: фреска на потолке Santa Maria Novella с изображениями апостолов- евангелистов

Правда, в те времена отношение к здоровью и личной гигиене в среде монахов было своеобразным, взять, к примеру, принцип alousia — лишение тела плотских утех, к которым причисляли и мытье. Более того, считалось, что вода открывает на теле поры, в результате чего тело становится более подверженным смертельным заболеваниям. Именно отсутствие личной гигиены в купе с высокой плотностью населения в городах, окруженных крепостными стенами, а также систематическое недоедание, привело к тому, что в 1348 году в Тоскане случилась печально известная эпидемия бубонной чумы, получившая название «Черная смерть». По разным данным она выкосила более половины населения этого региона Италии.

Но иногда история полна злой иронии: дело в том, что в Тоскану чума была завезена генуэзцами — известными мореплавателями, но и представления о необходимости личной гигиены жители Флоренции тоже переняли у мореплавателей: по одним данным, от тех же генуэзцев, по другим — от венецианцев. Мореплаватели «подсмотрели» привычку мыться у арабов и турков и взяли ее на вооружение, доминиканские же монахи, все еще считавшие, что вода открывает поры, через которые болезнь проникает в тело, предложили жителям Флоренции альтернативный вариант: вместо купания протирать тело розовой водой, состоящей из воды и масла мелиссы. Мол, масло поры защищает, и вы будете здоровы. Снадобье Acqua di Melissa продается в аптеке и по сей день, рецепт приготовления воды не менялся с 1690 года.

Удивительно, но после того, как флорентийцы приучили себя обтираться розовой водой минимум раз в два дня средняя продолжительность жизни во Флоренции увеличилась с 27 до 52 лет, так что очень полезной водичка оказалась. Начало же расцвета предприятия доминиканцев связано, конечно, с именем Козимо I Медичи, основателя знаменитой флорентийской династии. Уже в 1543-1545 годах при его посредничестве во Флоренции появился сад, где монахи могли культивировать целебные растения, а в 1657 году в городе была основана Accademia del Cimento — первая в Европе академия, занимающаяся в том числе и вопросами фармацевтики с научной точки зрения.

Сад аптеки Санта Мария Новелла, расположенный и по сей день во Флоренции по адресу Via della Petraia 38/F

В 1612 году аптека Санта Мария Новелла наконец получила официальное помещение и открыла двери для всех желающих. Между прочим, аптекарь Анджиоло Маркицци, управлявший в то время лавкой, настолько хорошо проявил себя во время очередной эпидемии чумы, прокатившийся по Флоренции в 1628-1631 годах, что даже получил от Фердинанда II Медичи звание аптекаря Королевской династии и эмблему, ставшую одним из символом Profumo-Farmaceutica di Santa Maria Novella.

На фото: стены зала аптеки украшены эмблемами и портретами отцов-основателей

Кстати, самым эффективным средством борьбы с чумой во времена Анджиоло Маркицци считался Уксус семи воров , он и сегодня продается в аптеке, а называется снадобье . Представляет собой зелье — уксус на основе вытяжки из семи различных трав, а свое неофициальное имя «Уксус семи воров» получил из-за флорентийской городской легенды. Если верить ей, то во время эпидемии чумы семь воров намазались этой эссенцией, проникли в зараженный дом и вынесли из него все, что можно, не подхватив заразу. При этом каждый из воров знал только один ингредиент волшебного зелья, так что провернуть авантюру они могли лишь сообща. Сейчас эссенцию предлагают использовать для ароматизации помещений, а в семнадцатом веке ее наносили на тело.

На фото: Acento Aromatico или Уксус семи воров

Кстати, если надумаете покупать в аптеке ароматы для дома, коих тут продается великое множество, вот вам еще один исторический факт. В четырнадцатом — шестнадцатом веках ароматизация помещений считалась одним из самых эффективных средств для борьбы с чумой: жителям зараженных годов предписывали ароматизировать помещения, например, маслом лаванды, как можно чаще вдыхать аромат цветов, да и в длинный клюв маски чумного доктора часто закладывали кусочки чеснока или сухие травы, дабы продезинфицировать зараженный воздух сильным запахом.

На фото: сушеные травы в зале аптеки

Так что, покупая, к примеру, ароматизатор для помещения Sali di Lavanda , изготовленный по рецепту семнадцатого века, имейте в виду, вы не просто приобретаете парфюм для дома, а серьезное по меркам Флоренции в эпоху Медичи фармацевтическое средство.

Адрес аптеки Santa Maria Novella : Via della Scala, 16, 501123, Firenze, Tel +39 055 216276, www.smnovella.com

Хотите увидеть нетуристическую Флоренцию? Отправляйтесь на экскурсию по городу с местными жителями!

Понравился материал? Присоединяйтесь к нам на фейсбук

Юлия Малкова - Юлия Малкова - основатель проекта сайт. В прошлом главный редактор интернет-проекта elle.ru и главный редактор сайта cosmo.ru. Рассказываю о путешествиях для собственного удовольствия и удовольствия читателей. Если вы являетесь представителем отелей, офиса по туризму, но мы не знакомы, со мной можно связаться по емейл: [email protected]

Церковь Санта-Мария-Новелла во Флоренции находится на площади, носящей такое же название, рядом с центральным вокзалом города. Этот собор, как и большинство других базилик Италии, имеет богатую историю. Об этой церкви, архитектуре и интересных фактах мы расскажем в данной статье.

История базилики

Собор Санта-Мария-Новелла во Флоренции обязан своим именем ораторию (доминиканский молельный дом) IX века, называвшемуся Санта-Мария дель Винье, который ранее и находился на этом месте.

В 1221 году эта территория была передана во владение после чего монахи приняли решение возвести здесь новый собор, а также монастырь. Ф. С. Фиорентино и Ф. Р. Кампи, разработали масштабный проект, который был одобрен, и строители приступили к возведению церкви и монастыря.

В XIII веке, примерно в 1246 году, началось строительство, а спустя 33 года строители завершили возведение нефов (основные несущие конструкции, имеющие форму корабля). В 1360 году Ф. Я. Таленти завершил строительство сакристии (алтарное помещение в католицизме), а также колокольни, которая была возведена в романско-готическом стиле.

Спустя 60 лет базилика была освящена. Такие большие сроки строительства объясняются низким уровнем технологий, отсутствием техники, а также нерегулярным финансированием.

Собор в XV веке

Церковь Санта-Мария-Новелла, Флоренция, в 1456 году было решено перестроить. Такое решение принял флорентийский купец Д. П. Ручеллаи, который был весьма зажиточным и в то же время очень набожным. Он заказал проект перестройки храма архитектору Л. Б. Альберти, который впоследствии очень понравился купцу.

Этот же архитектор занялся перестройкой базилики. В результате был создан красивейший портал и переделана вся верхняя часть собора, на которой были созданы квадратные узоры, инкрустированные черным и белым мрамором.

Композиция, состоящая из квадратов, ограничивалась геральдическими символами семьи купца. Таким образом он хотел оставить упоминание о себе, как о том, кто перестраивал церковь.

Интерьер собора изначально был разделен на 3 нефа, которые поддерживались при помощи пилонов. Именно эта череда колонн большого сечения и поддерживает большие арки, имеющие стрельчатые своды.

Работы по перестройке были полностью закончены в 1470 году, а на фризе фронтона была создана надпись на латыни, в которой говорится о строителе базилики Д. П. Ручеллаи.

Интерьер собора

Внутри церкви Санта-Мария-Новелла (Флоренция) первое, на что обращаешь внимание - это простота и в то же время изысканность отделки. Сводчатый потолок в готическом стиле инкрустирован белым и темно-зеленым мрамором. Остальной интерьер напоминает большинство классических готических храмов. Его минимальное оформление - это длинные скамьи со спинками для молящихся прихожан, большие полотна с изображением святых, несколько скульптур Иисуса и Святой Марии.

В центре главного холла находится "Распятие" Джотто, а также один из самых красивых, поражающих своим великолепием алтарей во всей Флоренции.

Капеллы и фрески базилики

В соборе Санта-Мария-Новелла во Флоренции алтарная часть разделена на пять капелл (отдельных помещений) и расписана прекрасными фресками, которые создавали лучшие итальянские живописцы. Капеллы собора носят следующие названия:

  • Строцци Мантуанских.
  • Строцци.
  • Торнабуони.
  • Делла Пура.
  • Большая Испанская.

Помимо капелл, базилика поражает своими великолепными фресками, на которых живописцы изобразили библейские сюжеты. Удивляет мастерство живописцев, проработавших все настолько старательно, что можно рассмотреть даже мелкие детали.

В базилике Санта-Мария-Новелла (Флоренция), как и в большинстве католических храмов, вместо окон созданы витражи. Они собраны из огромного количества разноцветных стекол, а когда солнечный свет начинает проникать сквозь них в храм, его лучи завораживают своей красотой.

«Распятие» Брунелесски

Рядом с главным алтарем расположена скульптура «Распятие», которая была создана великим скульптором эпохи Возрождения Филиппо Брунелесски. Это произведение просто изумляет своим реализмом. Самое интересное, что эта скульптура выточена из дерева, а кажется, будто она создана из глины или камня.

«Распятие» Христа выделяется тонкими и реалистичными очертаниями тела. Брунелесски соблюдал все человеческие пропорции, учитывая динамику напряжения мышц. Благодаря этому Христос получился настолько реалистичным, что воспринимается, как настоящий.

Удивительно, но данное «Распятие» не является каноническим, так как скульптура Иисуса выполнена без повязки. Еще один интересный факт: Брунеллески создал свое «Распятие» после того, как увидел работу Донателло. Он раскритиковал скульптуру последнего, после чего создал свое «Распятие». Увидев работу Брунелесски, Донателло признал ее идеальной.

Доминиканская церковь Санта-Мария Новелла во Флоренции установила новые стандарты итальянского храмового зодчества. Здесь также сохранена общая цистерцианская схема трехнефного здания с трансептом, квадратными в плане капеллами и “срезанной” восточной стеной.

Новаторство же заключается в оформлении архитектурного пространства. Изящные опорные столбы со связанными полуколоннами и высокая аркада не столько отделяют центральный неф от боковых, сколько создают ритмическую организацию элементов интерьера вдоль продольной оси, длина которой составляет около 100 метров.

Особого внимания заслуживает тот факт, что интервалы между опорными столбами в аркаде постепенно сокращаются в направлении с запада на восток; в эпоху Ренессанса такой метод построения перспективы использовался для увеличения пространственной глубины.

Вершины сводов подняты выше обычного, благодаря чему создается эффект вертикальной устремленности, прежде совершенно нетипичный для итальянских храмов. Этот прием позволил также ослабить распор сводов и обойтись без внешних контрфорсов.

Еще одна особенность – полосатая аркада, в которой чередуются слои светлого и серовато-зеленого известняка. Подобная полихромия архитектурных элементов была традиционна для Тосканы.

Францисканцы апеллировали к эмоциям, доминиканцы – “вера, основанная на разуме”.

Санта-Кроче во Флоренции.

В 1294 г. во Флоренции францисканцы приступили к строительству новой церкви, которая должна была превзойти главную доминиканскую церковь города. Своей цели они достигли: церковь Санта-Кроче при длине 115 м и ширине трансепта 74 м превысила на 1/6 соответствующие параметры доминиканской церкви, а высота ее, составившая 38 м, превзошла высоту церкви-соперницы на целую четверть. Столь грандиозными грандиозными пропорциями Санта-Кроче затмила даже многие французские соборы.

Однако было бы неверно считать, что францисканцы руководствовались лишь стремлением возвыситься над соперниками. Дело в том, что многие богатые флорентийцы предпочитали размещать фамильные часовни именно в стенах францисканских церквей, тем самым воздавая дань уважения францисканскому идеалу благочестия – если не при жизни, то хотя бы посмертно.

В Санта-Кроче разместились фамильные часовни банкиров Барди, Перуцци и Альберти; кроме того эти богачи увековечили память о себе в выполненных по их заказу циклах фресок кисти Джотто, Гадди и других известных живописцев. Впоследствии Вазари покрыл эти фрески побелкой, что радикально изменило атмосферу в интерьере церкви. Некоторые из них до сих пор не восстановлены.

Францисканцы понимали, что теснее входя в контакт с зажиточными прихожанами, они отступают от идеалов своего святого покровителя. Но несмотря на это Санта-Кроче была выстроена в духе раннехристианской монументальности, на нее были истрачены огромные деньги. Правда, грандиозные амбиции заказчиков выражались не в богатстве декора, а в масштабе здания, в удивительной структурной четкости и в элегантной простоте отделки.

Границы между центральным нефом и боковыми едва заметны: их разделяют лишь восьмигранные опорные столбы и тонкие стенки верхнего яруса. Из декоративных элементов присутствуют лишь плоские пилястры, поднимающиеся от капителей опорных столбов, и ballatoio (огражденная дорожка), подвешенная на кроншейнах над аркадой и подчеркивающая горизонтальную ось. Вместо свода центральный неф перекрыт деревянной крышей с открытыми стропилами, что создает дополнительный акцент на продольной устремленности здания. Просторный трансепт, расположенный почти у самой восточной оконечности нефа, ярко освещен: солнечный свет проникает в него через высокие ланцетовидные окна. Слева и справа от небольшой многогранной апсиды размещено по пять прямоугольных капелл.

Вероятнее всего, проект Санта-Кроче создал архитектор собора во Флоренции – Арнольфо ди Камбио (ок. 1240-1302 гг.)

Собор в Сиене.

Итальянские соборы во многом уступали готическим соборам Франции. Их создатели не задавались целью строить соборы во французском стиле лучше, чем французы. Скорее они стремились превзойти другие итальянские соборы по таким параметрам, как монументальность и оригинальность.

И снова Сиена вышла на старт первой, явив миру образчик настоящей гражданской мании величия. В 13 в. здесь началась реконструкция романского собора в стиле цистерцианского аббатства Сан-Гальгано. Однако затем было решено значительно увеличить размеры средокрестия, чтобы обеспечить надежную опору для гигантского купола, которому предстояло перекрыть почти все пространство центрального нефа.

Высота этого купола предопределила также изменения в проекте самого центрального нефа и западного фасада. У восточной оконечности здания возвели прямоугольный баптистерий, который из-за уклона почвы расположился ниже центрального нефа и должен был послужить основанием для нового хора. В дальнейшем алтарную часть намеревались расширить и снабдить пышным восточным фасадом.

Но затем от этой идеи отказались ради еще более грандиозного проекта. Под прямым углом к старому зданию было решено возвести новый собор, Дуомо Нуово, включив в него старое здание в качестве трансепта.

В согласии с этим планом построили стены центрального нефа и правый боковой неф нового собора. Однако затем специалисты из Флоренции указали на ошибки, допущенные при расчете пропорций опорных столбов и сводов. Они заявили, что из-за этих ошибок обрушится купол и, более того, новое здание нарушит гармоничную композицию старого.

В результате этого, а также из-за опустошительной “черной смерти”, постигшей сиенцев в 1348 г., строительные работы прекратились. Теперь собор Сиены представляет собой компромиссный вариант между старым романским зданием и амбициозным проектом 13 в. Как ни странно, он производит удивительно гармоничное и цельное впечатление – в основном благодаря единообразной облицовке интерьера и наружных стен, покрытых черно-белыми полосами мрамора.

Западный фаса. Скульптор и архитектор Джованни Пизано в 1284 г. приступил к возведению трехпортального растянутого фасада в Сиене, взяв за образец французские храмы (чтобы получить право на руководство этими работами, Джованни пришлось добиться принятия в члены городской коммуны, что для каменщика из другого города было непросто). Джованни создал трехчастный растянутый фасад, фланкированный двумя крепкими башнями.

На уровне нижнего яруса доминируют три глубокие, богато профилированные полуциркульные арки, увенчанные декоративными вимпергами, а в верхнем ярусе центральное место отведено огромному окну-розе, чьи пропорции и обрамление не вполне соотносятся с нижней частью фасада.

По бокам от розы расположены галереи с аркадами и фронтончиками, а весь фасад увенчан монументальным треугольным фронтоном, размещенным непосредственно над рамой окна-розы.

Тимпан и поверхности стен покрыты мозаикой и пышной лепниной; весь фасад украшен сложной статуарной системой (здесь присутствуют знаменитые “Пророки” работы самого Джованни Пизано). В целом можно сказать, что архитектурные элементы играют здесь роль фона для исключительно пышного скульптурного декора.

Собор во Флоренции.

Строительство нового здания собора во Флоренции завершилось более успешно. Несмотря на неоднократные изменения планов и на то, что возведение западного фасада было надолго отложено, знаменитый купол Бруннелески стал поистине триумфальным венцом всех усилий, которые вложили флорентийцы в этотпроект.

Вопрос о реконструкции старого собора Санта-Репарата был поставлен на обсуждение в 1294 г., так как это здание стало слишком тесным для быстро растущего торгового города. Финансирование этого opus plurimum sumptuosum (“весьма дорогостоящего дела”) взяли на себя городские власти и богатые гильдии торговцев сукном и ткачей. Новый собор был заложен в 1296 г.

Первые архитектурные планы представил знаменитый скульптор и архитектор Арнольфо ди Камбио, ученик скульптора Пикколо Пизано. Арнольфо работал по заказам папы и ряда правящих семейств, главным образом в Риме, но также в других городах Италии.

Представление о том, как выглядел его проект, можно в целом составить по внешнему виду центрального нефа собора, хотя первоначально предполагалось, что здесь, как и в Санта-Кроче, будет деревянный потолок. К восьмиугольному средокрестию, которое уже тогда намеревались увенчать куполом, Арнольфо планировал пристроить триконх по образцу хоров-трилистников в церкви Санта-Мария д’Аракоэли на римском Капитолии и церкви Святых Апостолов в Кельне.

После смерти Арнольфо в самом начале 14 в. работы были приостановлены до 1334 г., после чего архитектором был назначен Джотто. Однако Джотто бросил все силы на строительство колокольни-кампанилы, в результате чего работы в соборе возобновились лишь в 1357 г.

Новый руководитель работ, Франческо Таленти, перекрыл центральный и боковые нефы здания не деревянной крышей, как планировал Арнольфо, а гигантскими нервюрными сводами и увенчал средокрестие еще более внушительным куполом. Кроме того, он расширил восточную часть собора. Центральный неф с четырьмя пролетами площадью 20*20 м каждый и высотой около 40 м был завершен в 1378 г. В 1413 г., когда был возведен барабан купола, в связи с дальнейшей работой над куполом возникли сложные инженерные и художественные проблемы.

Решение этих задач в 1420 г. доверили Филиппо Брунеллески, и тот воздвиг два купола, вложенные один в другой. Эту мощную и элегантную конструкцию можно смело назвать одним из величайших технических достижений не только раннеренессансной, но и всей мировой архитектуры.

Проектирование западного фасада собора, как правило, оказывалось для итальянских архитекторов сложной эстетической задачей. Уже на примере церквей нищенствующих орденов стало очевидно, что для храма базиликального типа с характерным расположением нефов не удается подобрать адекватную конструкцию фасада. А в случае с собором возникала дополнительная проблема: фасад следовало гармонично вписать в общую структуру городского ландшафта, так как соборы обычно занимали центральное положение в городе и выполняли важные символические функции.

Если Вы прибыли в столицу Тосканского княжества, Флоренцию, на поезде, то по прибытии на вокзал Вы обязательно познакомитесь с Сантой-Марией-Новеллой — не просто церковью, а величественным комплексом. Он включает в себя, само собой, церковное здание, а также музей искусств, всевозможные шедевры зодчества, в виде фресок с изображением тончайших подробностей, и даже аптеку! И все это буквально в пяти минутах неспешной ходьбы от центрального вокзала города, который и назван в честь монументального строения.

История церкви

Первый камень церкви заложили монахи доминиканского ордена, они же занимались ее планировкой. Строительство, начавшееся в начале XIII века, было закончено в XV веке. За это время были построены нефы, появилась колокольня, помещение ризницы. Вся постройка была выдержана в готическом стиле.

Чуть позже, уже в середине XV века, местный купец, с помощью архитектора Альберти, решил преобразить внешний фасад церкви. Так, благодаря его усилиям и мастерству, был воздвигнут главный вход в молельню, а также здание приобрело четкость линий за счет квадратных включений из черного, а также белого мрамора. По сторонам от квадратов, зодчий изобразил символы с гербов семьи купца.

Помещение храма разделено на три больших помещения колонными связками. Потолок представлен арками в виде стрельчатых сводов. Фасад здания венчается декоративной композицией с надписью на латинице. В ней говориться о благородном Ручеллаи, денежными вложениями которого смогла отстроиться церковь и обрести теперешний вид.

Санта-Мария-Новелла является чуть ли не одним из героев романа итальянского автора Бокаччо и его знаменитого «Декамерона». Именно ее выбрал писатель местом для встречи главных героев, которые хотят покинуть Флоренцию в то время, когда в городе бесчинствует эпидемия чумы.

Архитектура и интерьер

Основной фасад здания выполнен в смешанном стиле. Тут и элементы привычной средневековой готики, более древнего романского стиля, а также изящные решения, характерные для периода Возрождения. На фасаде можно заметить астрономические принадлежности, которыми пользовался монах Данти для календарных вычислений.

Особый интерес представляет собой колокольня, которая была выстроена в середине XIV века, соответственно, в романской вариации. Ее дополняют висячие арки и трехстворчатые окна. Сверху купола украшены готическими узорами. Высота колокольни составляет шестьдесят восемь метров в высоту.

Церковь построена по принципу креста на древнеегипетский манер, то есть буквой «Т». В начале 2000-х в одну из неф был помещено «Распятие» итальянца Джотто.

Витражные окна датируются XV веком. Интересной работой является круглый витраж под названием «Коронование Божьей Матери». На нем изображены фигуры пророков, а также маленьких ангелов, которые танцуют.

Каждая капелла уникальна по-своему:

  • В Большой капелле, позади алтарного помещения, располагается распятие, работа Джанболоньи, а также фрески, над которыми трудился сам Буонаротти, повествующие о некоторых моментах из жизни Матери Христа, Крестителя Иоанна. Много портретов богатых флорентийцев, которые часто являлись заказчиками таких работ. Фигуры сподвижников Христа — на реберных сводах.
  • В капелле Строцци можно ознакомиться с работами художника Липпи. Тут и житие святого Филиппа, и изображение Иоанна Богослова.

У известного итальянского певца Пупо есть песня, которую он написал в честь Флоренции и ее символа – церкви Санта-Марии.

Аптека в Санта-Мария-Новелла

Южнее «Большого клуатра» располагается аптека церкви. Она еще носит неофициальное название – мастерская парфюмерных искусств и фармакологии. Является одной из самых древних европейских аптек. Двери ее открыты с начала XVII века и по сей день. Мастерская же берет свое начала с конца XIV века. Вход в аптеку осуществляется с улицы Скала. Здесь можно прикупить духи, которыми душилась сама Екатерина Медичи, приобрести всевозможные лекарства по рецептуре монахов-доминиканцев, а также пройтись прохладными аптечными залами и ознакомиться с историей фармации тосканского герцогства.

Местоположение на карте, время работы и стоимость

Адрес: Piazza di Santa Maria Novella, 18. 50123 Firenze, Тоскана, Италия.
Официальный сайт парфюмерии и фармацевтики в Санта-Марии-Новелле: www.smnovella.it
Церковь находится во Флоренции, на одноименной площади, не так далеко от центрального вокзала.

Двери открыты туристам:

  • с понедельника по четверг с девяти утра до пяти вечера;
  • в пятницу — с одиннадцати дня до пяти вечера;
  • в субботу – с девяти утра до половины пятого вечера;
  • по воскресным дням – с часа дня до половины пятого вечера.

Вход в церковь является бесплатным , посещения же прилегающих помещений составляет 3,5 евро .

Как добраться

До церкви можно добраться пешим шагом, если Вы двигаетесь от вокзала. К собору едут все виды наземного транспорта.

Вконтакте