Что такое правовое государство определение. Что такое правовое государство? Конституционный суд как орган контроля

Согласно определению, представленному в Большом юридическом словаре, правовое – такой тип государства, который основан на конституционном режиме, правовая система которого развита и непротиворечива, а судебная эффективна. В правовом государстве реализован социальный контроль над властью.

Процесс образования правового государства можно разделить на три этапа, объединенные единым признаком суверенности правовых отношений. Первый этап – признание а самого государства. Затем в процессе длительной борьбы и за свои права был утвержден общества. Третьим этапом стало завоевание суверенитета права, то есть главенство закона над каждым гражданином государства, над властью и волей индивида и общества.

В правовом государстве закону подчиняются как органы государственной власти, так и рядовые граждане. Основная проблема заключается в том, что государство само издает законы, в том числе и те, которые ограничивают его власть. Потому и необходимо, чтобы страной управляли высоконравственные особы, способные осознать равенство всех перед законом и не ослепленные властью.

Граждане правового государства свободны и независимы, им разрешено все, что не запрещает закон. С другой стороны, они в ответе за свои ценности, как материальные, так и духовные. Общество таких граждан должно признавать верховенство закона и государственной власти, призванной обеспечить безопасность в стране.

Еще одной важной характеристикой правового государства является реальное разделение неподкупной власти на законодательную, исполнительную и судебную ветви. Только в этом случае возможна независимая оценка противоправных деяний. Неотъемлемой частью правовых отношений в государстве становятся не только законы, но и сами граждане, готовые жить по законам государства и морали, высоконравственные, с развитым чувством долга, самокритичности и порядочности.

Видео по теме

Источники:

  • Статья о правовом государстве
  • Правовое государство

Идеи о государстве, основанном на верховенстве справедливости и закона, появились еще во времена античности. Философы и мыслители той эпохи считали, что самая правильная форма организации жизни в обществе – это равенство перед законом как простых людей, так и представителей власти. Эти мысли Аристотеля, Цицерона, Платона и Сократа и стали основой для создания теории правового государства.

Идеи о правовом постоянно дорабатывались, значительный вклад в их развитие внесли философы и ученые Джон Локк (1632-1704 гг.), Шарль Монтескье (1689-1755 гг.), позднее Иммануил Кант (1724-1804 гг.), Георг Гегель (1770-1831 гг.) и другие. Первый опыт создания правового государства принадлежит Америке и Франции, именно в этих странах в 1789 году были законодательно закреплены права и свободы человека. Современные представления о правовом государстве предполагают наличие в нем ряда характерных признаков.

Приоритет права над государством

Государство можно считать правовым, если власть в нем ограничена правом и действует в интересах , в целях обеспечения прав и свобод гражданина. Граница прав проходит там, где его действия нарушают права другого. Первенство права перед также, что народ имеет суверенное и неотъемлемое право участвовать в реализации государственной власти.

«Закон превыше всего»

Закон – это форма выражения права. В правовом государстве законы основываются на правовых принципах, а не санкционируют произвол, насилие и диктатуру. Изменять закон вправе только высший законодательный орган, а подзаконные акты не должны противоречить закону.

Конституция и конституционный суд

Права и свободы человека в правовом государстве – высшая ценность. Это положение должно быть закреплено в конституции страны или каком-либо другом документе. Конституционный суд при этом обеспечивает соответствие законов Конституции и выступает гарантом стабильности общества.

Принцип разделения властей

Разделение государственной власти на три самостоятельные ветви – законодательную, исполнительную и судебную. Такой подход позволяет избежать сосредоточения рычагов управления государством в одних руках, а уход от деспотизма и авторитаризма гарантирует соблюдение прав личности. Ветви власти, при относительной независимости друг от друга, устанавливают взаимный контроль.

Правовая культура и стабильный правопорядок

Обязанность властей в правовом государстве – это обеспечение реальности прав и свобод человека, соблюдения законов стабильного правопорядка. Граждане страны при этом также несут ответственность перед государством. Они обязаны уважать существующие законы, знать свои права и уметь ими пользоваться.

характеристика конституционно-правового статуса государства, предполагающая безусловное подчинение государства следующим принципам: народный суверенитет, нерушимость прав и свобод человека со стороны государства, связанность государства конституционным строем, верховенство конституции по отношению ко всем другим законам, разделение властей и институт ответственности власти как организационную основу П. г., независимость судей, приоритет норм международного права над нормами национального. Провозглашено в ст. 1 Конституции РФ. П. г. является также одной из центральных категорий современных демократических теорий права.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО

государство, в котором власть максимально ограничена естественными и неотчуждаемыми правами и свободами человека и гражданина. Понятие П. г. - это понятие с исторически изменяющимся содержанием. Оно отражает обусловленное историческим опытом прогрессирующее знание о том, в каких формах и в какой мере власть в государстве может быть ограничена свободой подвластных. Вместе с тем понятие П.г. возникает в Новое время и применяется к наиболее развитым формам государства индустриального общества. Именно в последнем достигается господство права, преимущественно правовое регулирование общественных отношений, всеобщее правовое равенство - в отличие от доиндустриального общества, для которого характерны привилегии, несвобода и формальное неравенство членов общества. В середине 19 в. в Германии термин «П.г.» был впервые использован для описания такого государства, которое с позиции сегодняшнего знания называется полицейским. Но немецким государствам оно тогда представлялось правовым (правом они называли законы любого содержания, или более широко - любые формально корректные нормативные акты) в том смысле, что власть была введена в рамки законности. Полицейский произвол был ограничен законом и бюрократической процедурой. Однако это был такой режим законности, который с точки зрения современного понимания естественных прав человека дозволял полицейской власти слишком много, а подвластным оставлял свободы слишком мало. Подданным были «дарованы» некоторые гражданские права и личные свободы, но надлежащих гарантий свободы в этом П.г. не было. В 20 в. появились понятия «демократическое П.г.» и «конституционное П.г.», означающие, что конституция должна гарантировать не только подчинение административной власти закону, но и подчинение закона естественным правам человека, что только демократически избранный законодатель вправе ограничивать осуществление естественных прав и свобод ради других конституционно значимых целей (в англоязычной литературе используется эквивалентный термин Яи1е оГ Ёа»у). Лежащая в основе понятия «П.г.» идеология естественных и неотчуждаемых прав человека исходит из того, что люди, устанавливая конституционную государственную власть, отчуждают в ее пользу часть своей естественной свободы и в этих пределах обязуются подчиняться власти. Оставшаяся часть свободы состоит из наиболее фундаментальных прав, которые не подлежат отчуждению, и других, существование и значение которых не отрицается и не умаляется перечислением наиболее фундаментальных и которые впоследствии также могут быть сформулированы наряду с перечисленными. Это означает, что у человека (гражданина) нет никаких обязанностей по отношению к государству кроме одной: соблюдать конституцию и законы, т.е. быть законопослушным постольку, поскольку законы не нарушают его естественные и неотчуждаемые права, не дарованные государством, а неотъемлемые. Обязанности устанавливаются законами, а права человека по отношению к государству имеют естественный, т.е. внезаконотворческий характер. Никаких обязанностей, не производных от закона, аналогичных естественным правам, у человека по отношению к государству нет. Идеальное П.г. - это государство либеральное, или «государство - ночной сторож». В идеале либеральное государство может лишь минимально вмешиваться в сферу гражданского общества, например в экономику, - когда нарушаются правовые запреты. Права и свободы человека и гражданина в П.г. могут быть ограничены законом только в той мере, в которой это необходимо ради защиты свободы всех в соответствии с принципом: осуществление прав и свобод не должно нарушать права и свободы других лиц. В действительности не существует ни идеального правового (либерального), ни идеального полицейского государства (последнее легко выродилось бы в тоталитарный режим, уничтожающий всякую свободу). Первый признак П.г. - господство права, нормативное (законодательное) регулирование общественных отношений преимущественно по принципу права (формального равенства). Отсюда верховенство конституции как акта, гарантирующего свободу и связывающего законодателя, и правовых законов (в странах континентальной Европы). Правовые законы гарантируют свободу в соответствии с принципом «не запрещенное правом разрешено» и подчиняют государственную власть требованию «не разрешенное правом запрещено». Законодатель не вправе запрещать то, что входит в сферу естественных и неотчуждаемых прав и свобод человека и гражданина, и дозволять административное вмешательство в эту сферу. Второй признак П.г. - надлежащие формально- юридические гарантии свободы, безопасности и собственности. Эти гарантии образуют общий правовой статус человека и гражданина. Он включает в себя: конституционно-правовое описание сферы свободы, в которую не вправе вторгаться ни правительство, ни частные лица; правомочия человека и гражданина требовать от государства полицейской и судебной защиты прав и свобод; правомочия, позволяющие участвовать в формировании и осуществлении государственной власти и тем самым добиваться надлежащих гарантий правового статуса. Требование надлежащих гарантий означает, во-первых, что каталог признанных в стране прав и свобод должен быть достаточно полным с сегодняшней точки зрения, удовлетворяющим современным стандартам. Во-вторых, формулировки конституционных прав должны исключать возможность чрезмерного ограничения прав законом. Есть только одно основание законного ограничения естественных прав и свобод - запрет такого осуществления прав, при котором нарушаются права других лиц. Применение этого общего принципа при законном ограничении конкретного права не должно затрагивать «существо содержания» этого права. Третий признак - надлежащие институциональные гарантии свободы, безопасности и собственности. Они достигаются за счет разделения властей и системы сдержек и противовесов во взаимоотношениях между ветвями власти. Наконец, в П.г. важнейшую роль выполняет суд конституционной юрисдикции, предназначенный для рассмотрения споров о праве между частными лицами и законодателем. В европейских странах - это специальные конституционные суды, обладающие прерогативой признавать законы недействительными. В системе разделения властей конституционный суд выступает как суперзаконодатель (негативный законодатель), ибо законы действуют постольку, поскольку не признаются конституционным судом недействительными. В США конституционную юрисдикцию осуществляет Верховный суд, который может признавать недействительными лишь те законы, которые он должен был бы применить при рассмотрении определенного дела. Суд конституционной юрисдикции гарантирует правовой характер законодательства. Современное П.г. справедливо называют «государством судей». Лит.: Дзодзиев В. Проблемы становления демократического государства в России. М., 1996; Нерсесянц В.С. Философия права. М., 1997; Четвернин В А. Демократическое конституционное государство. М., 1993; Его же. Понятие права и государства. М., 1997. ВА. Четвернин

Отличное определение

Неполное определение ↓

Подправовым государством понимается государство, основанное на ряде основополагающих принципов, к которым обычно относят верховенство права, наличие у человека прав и свобод и разделение властей (Цыганов В.И.).

Правовое государство есть такая форма организации власти политического строя, которая всецело подчиняется задаче государственно-правового обеспечения приоритетов человека в обществе и характеризуется верховенством эффективно действующего в общественной жизни закона, утверждением высокого престижа права, его созидательно-конструктивной, активной роли в социальном прогрессе, наличием специальных политико-юридических механизмов, гарантирующих правовую защищенность граждан от произвола, стимулирующих активное использование ими прав и свобод, удовлетворение правовыми способами законных интересов. Правовым является государство, в котором установлен и поддерживается демократический правопорядок и соответствующий ему социально-правовой климат в обществе, а отношения личности (населения) и власти основаны на праве и обусловленных им принципах взаимной ответственности друг перед другом и неукоснительного осуществления предусмотренных закономобязательств (правового долга) (В.И. Червонюк).

Правовое государство – это демократическое государство, где обеспечивается господство права, верховенство закона, равенство всех перед законом и независимым судом, где признаются и гарантируются права и свободы человека и где в основу организации государственной власти положен принцип разделения законодательной, исполнительной и судебной властей (Мелехин А.В.).

Современное правовое государство – это демократическое государство, в котором обеспечиваются права и свободы, участие народа в осуществлении власти (непосредственно или через представителей). Это предполагает высокий уровень правовой и политической культуры, развитое гражданское общество. В правовом государстве обеспечивается возможность в рамках закона отстаивать и пропагандировать свои взгляды и убеждения, что находит свое выражение, в частности, в формировании и функционировании политических партий, общественных объединений, в политическом плюрализме, в свободе прессы и т.п. (Мелехин А.В.).

Правовое государство – форма осуществления народовластия, политическая организация граждан, функционирующая на основе права, инструмент защиты и обеспечения прав, свобод и обязанностей каждой личности (С.А. Комаров).

Правовое государство – это такая форма организации и деятельности государственной власти, которая строится во взаимоотношениях с индивидами и их различными объединениями на основе норм права (В.Н Хропанюк).

Правовое государство – форма организации и деятельности государственной власти, которой свойственны демократический режим конституционного правления и законности, развитая прогрессивная правовая система, разделение властей и их взаимоконтроль, признание и гарантирование прав и свобод человека и гражданина, взаимная ответственность государства и личности (С.Н. Кожевников).

Правовое государство – это особая форма организации политической власти в гражданском обществе, при которой признаются и гарантируются естественные права человека, реально проводится разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, обеспечивается верховенство правового закона и взаимная ответственность граждан перед государством и государства перед гражданами (Бабаев В.К., Баранов В.М., Толстик В.А.).

Правовое государство – это такая организация политической власти, создающая условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека, и наиболее последовательного связывания с помощью права государственной власти в целях недопущения злоупотреблений (Малько А.В.).

Правовое государство представляет такую форму организации и деятельности государственной власти, которая строится во взаимоотношениях с индивидами и их различными объединениями на основе норм права. При этом право играет приоритетную роль лишь в том случае, если оно выступает мерой свободы всех и каждого, если действующие законы реально служат интересам народа и государства (Головистикова А.Н.).

Признаки:

    Верховенство права. Вся деятельность государства должна строиться на основе права и не противоречить ему. Наиболее важные общественные отношения должны регулироваться законами. Закон – это нормативно-правовой акт высшей юридической силы, принимаемый высшим представительным органом государства – парламентом. Все подзаконные акты должны соответствовать закону. Кроме того, принцип верховенства права содержит в себе требование о том, чтобы законодательство не просто соблюдалось, но и само выражало идею господства права, то есть отвечало принципам равенства и справедливости, интересам и потребностям общества. Правовое государство самоограничивает себя законом, прежде всего Конституцией, устанавливает те принципы и рамки, которые оно не может переступить;

    Признание и гарантирование прав и свобод человека и гражданина . Государство должно не только декларировать права и свободы, но и обеспечить их защиту и реализацию. Ст. 2 Конституции РФ;

    Разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную ветви с целью исключения злоупотреблений ею. Законодательная власть должна принадлежать парламенту, исполнительная – правительству, судебная – суду. Этот принцип следует понимать как систему сдержек и противовесов, с одной стороны, сдерживающую произвол отдельных ветвей власти, а с другой – обеспечивающую их эффективность и функциональность. Каждая из ветвей власти обладает полномочиями, позволяющими ей контролировать и ограничивать другие власти. Так, в отношении законодательной власти используется довольно жесткая юридическая процедура, которая регламентирует все стадии законодательного процесса. Президент имеет право применить отлагательное вето. (Дж. Локк, Ш.Л. Монтескье);

    Демократизм – это принцип, в соответствии с которым население страны прямо или через своих представителей принимает участие в организации и деятельности государственного аппарата ст. 3 Конституции РФ;

    Взаимная ответственность государства и личности. Как граждане несут ответственность перед государством, так и государство должно нести ответственность перед гражданами;

    Политический и идеологический плюрализм , заключающийся в свободном функционировании различных партий, организаций, объединений, действующих в рамках конституции, наличие различных идеологических концепций, течений, взглядов;

    Режим законности в государстве и обществе .

Законность – это требование строжайшего, неукоснительного соблюдения и исполнения всех юридических норм, всех правовых предписаний всеми субъектами, т. е гражданами, их объединениями, должностными лицами, государственными органами (С.С. Алексеев).

    Соответствие внутреннего законодательства общепризнанным нормам и принципам международного права;

    Наличие гражданского общества.

Непреходящим общим началом любого правового государства является его связанность правом. В своих нормах и предписаниях право выражает взаимодействие в системе "индивид - общество - государство". Взаимная уравновешенность элементов есть необходимое равновесие свободы, условие обеспечения правовой справедливости, при котором только и возможно право - государственное устройство, отвечающее своему предназначению.

Правовое государство - это такая форма организации и деятельности государственной власти, которая строится во взаимоотношениях государства с индивидами и различными объединениями на основе норм права. При этом право играет приоритетную роль лишь в том случае, если оно выступает мерой свободы всех и каждого, действующие законы реально служат интересам народа и государства, а их реализация является воплощением справедливости. Развитое законодательство еще не свидетельствует о наличии в обществе правовой государственности. Недавний опыт показывает, что в тоталитарных государствах регулярно издавались правовые акты, обеспечивалась их жесткая реализация, но такое правовое регулирование являлось антиподом правового государства.

К числу наиболее существенных признаков правового государства относятся:

  • - верховенство правового закона;
  • - реальность прав и свобод индивида;
  • - организация и функционирование суверенной государственной власти на основе принципа разделения властей.

В современной юридической литературе получили распространение определения правового государства, в которых перечисляются и некоторые другие его признаки: "Правовое государство - это такое демократическое государство, в котором обеспечиваются господство права, верховенство закона, равенство всех перед законом и независимым судом, где признаются и гарантируются права и свободы человека, а в основу организации власти положен принцип разделения (обособления) властей" .

Государство возникает и существует не просто одновременно с правом, но до известной степени и ради самого права - для его формулирования и обеспечения.

Устанавливая правовые нормы, государство обязано соблюдать их, поддерживать правопорядок. Нормы права обязательны для государственных органов в той же мере, как и для граждан. Правотворческая, правоприменительная и правоохранительная деятельность государственных органов выступает как деятельность, урегулированная правом. Государственная власть действует лишь в границах, установленных законом, государстве каких-либо исключений подчиняться действующим правовым нормам. Государственным органам позволено только то, на что их уполномочил закон.

Исходя из этого, некоторые отечественные правоведы приходят к выводу, что правовой государственности вообще присущ особый характер взаимосвязи государства и права, ибо главное в правовом государстве - это признание верховенства права над государством, безусловное подчинение всех его органов закону (С. С. Алексеев). Действительно, в правовом государстве государственные органы и должностные лица связаны правом. Но нельзя забывать, что отношение "государство - право" есть отношение людей. И в правовом государстве в центре этой связи находится человек в его социальном аспекте. Отсутствие права в отношениях государства и личности оборачивается против самой личности, в конце концов, затрагивает человека и его свободу. И главное в право-государственном устройстве не само по себе господство права, а то, насколько взаимосвязь государства и права обеспечивает гармоничное и прогрессивное развитие личности, расширение се свободы. Если ценность права и обусловлена связью с государством, то это имеет место лишь в той мере, в какой само государство поставлено на службу человеку.

Основным принципом организации и деятельности правового государства является разделение властей, которое означает построение и осуществление единой государственной власти на основе четкого разграничения компетенции между ее различными ветвями ("властями" в узком понимании) - законодательной, исполнительной и судебной - в целях предотвращения монополизации властных полномочий в руках одного органа.

Разграничение единой государственной власти на три относительно самостоятельные и независимые отрасли предотвращает возможные злоупотребления властью и возникновение деспотического режима, где невозможна свобода личности.

Каждая из властей занимает свое место в общей системе государственной власти и выполняет свойственные только ей задачи и функции. Равновесие властей поддерживается специальными организационно-правовыми мерами, которые обеспечивают не только взаимодействие, но и взаимоограничение полномочий в установленных пределах и в то же время гарантируют независимость одной власти от другой в пределах тех же полномочий. Таким образом, с помощью разделения властей государство функционирует в правовом режиме.

В системе правовых ценностей высшей формой выражения, организации и защиты свободы людей является закон, посредством которого государство устанавливает общеобязательные правила поведения, которые должны максимально учитывать объективные потребности общественного развития на началах равенства и справедливости. Именно поэтому закон обладает высшей юридической силой. Все другие правовые акты должны соответствовать закону, который регулирует наиболее важные, стержневые стороны общественной жизни, определяющие меру свободы в наиболее важных сферах, охраняющие нравственные ценности общества (например, законы о собственности, предпринимательстве, акционерных обществах, общественных объединениях, свободе совести, печати и др.). Подзаконные акты, тем более ведомственные, при необходимости могут лишь конкретизировать некоторые положения законов, но пи в коем случае не "совершенствовать", не "подправлять", не "изменять" закон.

В то же время правовой закон не допускает своеволия законодателя. В законах должны выражаться объективно складывающиеся общественные отношения, тенденции их развития и самообновления.

Основной закон правового государства - конституция, в которой сформулированы правовые принципы государственной и общественной жизни. Конституция РФ представляет собой общую правовую модель общества, которой должно соответствовать текущее законодательство.

Никакой другой правовой акт государства не может противоречить конституции. Приоритет конституции - неотъемлемая черта правового государства, которое поэтому является конституционным государством.

Прообраз идеи правового государства возник как противоядие злоупотреблению политической властью, как реакция на произвол, деспотизм, тиранию.

Посредством закона государство должно брать на себя обязательства обеспечивать справедливость в своих отношениях с гражданами, общественными организациями, другими государствами. Государство определяет правовые меры ответственности своих официальных представителей за их действия, совершаемые от имени государства и его органов. При этом в истинно правовом государстве каждый в отдельности и общество в целом, подчиняясь законам, выражающим их суверенную волю, должны обладать и правом, с возможностью принудить к исполнению закона самого властвующего.

Правовое государство должно выработать не только систему правовых ограничений своей деятельности, но и нести политическую, правовую и моральную ответственность перед народом за невыполнение взятых на себя обязательств. Гарантией этого принципа выступает независимый суд.

Предпосылками создания и функционирования правового государства (иногда их называют его основами) являются:

  • 4) производственные отношения, основанные на многообразии форм собственности, свободе предпринимательства; необходима экономическая независимость и самостоятельность индивида, поскольку только экономически самостоятельный гражданин может быть равноправным партнером государства в политико-правовой сфере;
  • 5) режим демократии, конституционализма и парламентаризма, суверенитет народа, предотвращение попыток узурпации власти;
  • 6) высокий уровень политического и правового сознания людей, политической культуры личности и общества, понимание необходимости сознательного участия в управлении государственными и общественными делами;
  • 7) юридическая предпосылка - создание внутренне единой и непротиворечивой системы законодательства, которая может обеспечить действительное уважение закона;
  • 8) гражданское общество, т.е. система отношений между людьми, обеспечивающая удовлетворение их неотъемлемых прав и интересов на основе самоуправления и свободы.

Последняя важнейшая предпосылка заслуживает отдельного рассмотрения.

В научный обиход понятие "гражданское общество" прочно вошло в XVII в., хотя, как пишет французский исследователь Доминик Кола, впервые оно было упомянуто уже в XVI в. в комментарии к "Политике" Аристотеля. Интересно, что в немецком языке это понятие имеет двойное значение: как гражданское общество в принятом значении и как буржуазное общество. Такая двойственность не случайна, ибо действительно гражданское общество как относительно самостоятельная сфера социальной жизни начинает формироваться вместе со становлением общества буржуазного. До этого общество и государство совпадали, причем государство доминировало над обществом в форме восточной деспотии, Римской империи, средневековой монархии. Отделение государства от общества и превращение его и общества в относительно самостоятельные феномены произошло только в результате буржуазных революций. Общество, освободившееся от тирании государства и объединившее отдельных самостоятельных субъектов, и получило название гражданского. Своей зрелости и суверенности гражданское общество достигает на высокой ступени буржуазного строя.

Гражданское общество как реальность есть система экономических, духовно-культурных, нравственных, религиозных и других отношений индивидов, свободно и добровольно объединившихся в гражданские ассоциации, союзы, корпорации для удовлетворения своих материальных и духовных интересов, потребностей. Гражданское общество строится на принципе самоуправляемости, оно защищено традициями, обычаями, моральными нормами и правовыми законами от прямого вмешательства со стороны государства. Гражданское общество защищает себя от опеки и регламентации государственных властей. Когда гражданское общество чувствует, что государство может представлять опасность для граждан (у государства появляются собственные интересы, и оно начинает издавать законы, направленные против граждан), начинает формироваться новое социальное пространство, защищенное от "оккупации" его государством.

Основные "кирпичи" фундамента гражданского общества составляют:

  • - собственность (имущество);
  • - труд;
  • - семья.

Такое традиционное понимание гражданского общества берет свое начало от Локка .

Гражданское общество, по определению Гегеля, есть объединение частных лиц. "В гражданском обществе, -писал он, - каждый для себя - цель, все другое для него ничто" .

Гражданское общество глубоко эгоистично, состоит из себялюбивых индивидов, объединяемых прежде всего нуждой. Поскольку каждый из них преследует собственные цели, коллективность эта подвержена разного рода случайностям и нуждается в более высокой "форме всеобщности" - в государстве. Таким образом, гражданское общество - связующее звено, находящееся между разрозненными индивидами и государством как высшей формой человеческой организации.

В мировой науке сегодня получил признание подход к гражданскому обществу как к комплексу общественных отношений, независимому от государства, но взаимодействующему с ним. Оно включает в себя:

  • - добровольно, спонтанно сформировавшиеся первичные самоуправляющиеся общности людей (семья, кооперации, ассоциации, хозяйственные корпорации, общественные организации, профессиональные, творческие, спортивные, этнические, конфессиональные и другие объединения);
  • - совокупность негосударственных (неполитических), экономических, социальных, духовных, нравственных и других общественных отношений;
  • - производственную и частную жизнь людей, их обычаи, традиции, нравы;
  • - сферу самоуправления свободных индивидов и их организаций, огражденную законом от прямого вмешательства в нее со стороны государственной власти и политики.

Следовательно, гражданское общество представляет собой некую негосударственную ассоциацию граждан, объединенных по различным признакам, служащую целям удовлетворения их индивидуальных потребностей и реализации потенциальных возможностей на благо всех и каждого. Строго говоря, гражданское общество не является предметом изучения государственно-правовой науки, и в связи с рассматриваемым здесь вопросом нас интересуют лишь те его аспекты, которые касаются участия граждан в формировании органов государственной власти, определения их политики, контроля за государством и подчинения его интересам граждан, объединенных в составе этого общества. Очевидно, что те субъекты гражданского общества, которые осуществляют эти функции (политические партии и иные политические общественные объединения), не могут не обладать соответствующими властными полномочиями для их выполнения .

Переходя к характеристике современного гражданского общества, в нем можно выделить три уровня общественных отношений.

Первый уровень связан с производством самого человека и охватывает сферу семьи, быта и культуры (в частности, образования).

Второй уровень охватывает область экономики, включая в себя производство, распределение, обмен и производительное потребление (личное потребление осуществляется на первом уровне - в быту). Именно здесь реализуется тот процесс обмена вещами (товарами) и деятельностью, который объединяет изолированных индивидов в общественный коллектив. Субъектами отношений здесь выступают, во-первых, индивиды; во-вторых, социальные группы, в которые объединены индивиды, занимающие одинаковые места в системах общественного разделения труда, собственности, культуры и так далее, и которые образуют социальный состав гражданского общества; в-третьих, различные объединения индивидов, профессиональные союзы, союзы предпринимателей, общества потребителей и т.п. Все эти субъекты устанавливают между собой разнообразные по своему характеру связи помимо государства (в частности, договорные), которые позволяют в определенных пределах обеспечивать гармоническое развитие гражданского общества без вмешательства государства как политической силы. Последнее присутствует здесь лишь потенциально. Таким образом, характерной чертой гражданского общества является его саморегулируемость, самодетерминированность. То, что оно способно к саморазвитию, и то, что оно - результат свободного объединения индивидов, расширяет возможности гражданского общества определять свое развитие. Если оно окажется способным преодолевать возникающие противоречия, то сможет избегать революций как средства насильственной замены одного общественного строя другим.

На третьем уровне гражданского общества его члены вступают в политическую жизнь. Политика - область общественных отношений, в которых реализуется борьба за участие в общих делах населения, осуществляемых государством, и в определении направлений его деятельности. Субъектами политического процесса в современных его формах являются индивиды (граждане), их политические объединения - организации (партии, движения, "фронты", союзы и т.п.) и государство .

Суть, назначение, типология и многие другие аспекты государства наглядно раскрываются в его взаимоотношениях с гражданским обществом. Это не случайно: государство и гражданское общество существуют как две стороны противоположности, вне которой не может быть понято ни то, ни другое. В них заключены два противоположных механизма консолидации населения. Гражданское общество объединяет людей сложным переплетением свободно реализуемых частных интересов, а государство как особый, специально сконструированный для этой цели механизм - принуждением.

Гражданское общество и государство взаимосвязаны, взаимно дополняют друг друга. Гражданское общество олицетворяет материю, тело социального организма, государство - сознание.

Государство выступает в качестве субъекта управления по отношению к гражданскому обществу, а значит, их взаимосвязь можно рассматривать как единство прямой и обратной связей в системе управления. Различия в содержании этой взаимосвязи, соотношении двух се противоположных компонентов порождают принципиальные отличия и в характере политической власти. Они могут быть положены в основу классификации политических систем и режимов.

При наличии развитых и эффективных механизмов социальной обратной связи, се приоритета, обеспечивающего представительство и влияние в органах государственной власти широкого спектра имеющихся в гражданском обществе частных интересов, правомерно говорить о демократическом режиме. В отсутствие или при ограниченной, блокированной обратной связи, когда налицо доминирующая роль прямого воздействия, возникает авторитарный режим. Государственность имеет тенденцию приобретать те формы и характер, которые соответствуют уровню развития и характеру гражданского общества. Государство обслуживает гражданское общество, а не наоборот. Попытки идти вразрез с этим естественным соотношением, приводить гражданское общество в соответствие с велениями государственной власти в конечном счете неизменно имели разрушительные последствия и не давали искомого результата.

Узловым институтом, связывающим демократическое государство и общество, являются партии. Важное назначение партий заключается в установлении взаимосвязи между корпорациями гражданского общества и группами депутатов в выборных органах власти. Решения парламентов, всегда представляющие собой форму компромисса между основными депутатскими группами, должны подкрепляться готовностью к адекватному компромиссу в гражданском обществе. Такое согласие способны обеспечить партии, в той, разумеется, мере, в которой они выражают интересы корпораций гражданского общества и пользуются влиянием в парламенте. И наоборот, население воспримет с пониманием самые непопулярные, казалось бы, решения, если им будет обеспечена поддержка партий, пользующихся авторитетом в своих корпорациях. Без таких партий решения законодателей повисают в воздухе и их исполнение, установление какого бы то ни было порядка становится возможным только за счет особых мер принуждения. Законодатели встают перед необходимостью усиления исполнительной власти, которая затем их же и подминает.

Партии - не единственный посредник между государством и гражданским обществом. Сходные функции выполняют и другие институты, которые, однако, уже не являются исключительно политическими: СМИ, профсоюзы и другие общественные объединения, трудовые коллективы и т.п. Все они по прямому своему назначению принадлежат главным образом гражданскому обществу, и лишь в некоторых ситуациях (обычно, когда власть не обеспечивает условий для их нормального функционирования) "прорастают" в политическую систему, включаются в политический процесс.

Политическая характеристика гражданского общества наилучшим образом концентрируется ныне в понятии "правовое государство". Последнее - политическая ипостась гражданского общества: их взаимодействие принципиально складывается по правилам соотношения формы и содержания. Нерасторжимые и проникающие друг в друга, они олицетворяют целостность общества, подчиняющуюся законам кибернетики, а не логике известной притчи о "курице или яйце".

  • Клименко А. В. Теория государства и права: учеб. пособие. М., 2006. С. 77.
  • См.: Конституционная комиссия РСФСР // Конституционный вестник. 1991. № 4. С. 12-13.
  • См.: Гегель Г. В. Соч.: в 14 т. М., 1929-1956. Т. 7. С. 211.
  • Дмитриев Ю. Л. Соотношение понятий политической и государственной власти в условиях формирования гражданского общества // Государство и право. № 7. 1994. С. 30-31.
  • См.: Спиридонов Л. И. Теория государства и права: учебник. СПб., 1995. С. 33-34.

Человечество прошло долгий путь развития, прежде чем поставить государство на службу обществу. Лишь в последней трети XX в. идея правового государства стала воплощаться в жизнь ряда стран.

Правовое государство - государство, ограниченное в своих действиях правом, подчиненное воле суверенного народа, выражаемой в конституции, и призванное обеспечить основополагающие права и свободы личности.

Признаки (принципы) правового государства:

1) Верховенство права во всех сферах жизни общества - подчинение закону государства всех его органов, любых коллективов и объединений граждан, должностных лиц, каждого человека. Деятельность государства ограничена рамками права.

2) Эффективная система контроля и надзора за соблюдением закона - контроль за исполнением закона должны осуществлять специально созданные независимые суды, арбитражи и т.д.

3) Реальное разделение властей - наличие законодательной, исполнительной и судебной властей. При этом ни одному из государственных органов не принадлежит вся полнота государственной власти, поскольку действует система «сдержек и противовесов».

4) Полная гарантированность и незыблемость прав и свобод человека - признание прав и свобод человека высшей ценностью. Реальное обеспечение прав и свобод граждан, создание механизмов их полной гарантированности и всесторонней защищенности.

5) Взаимная ответственность государства и личности - граждане несут ответственность перед государством, государственная власть должна нести ответственность перед гражданами. Наличие эффективных форм контроля и надзора за осуществлением законов.

6) Единство права и закона - соответствие любого нормативно-правового акта естественно-правовым началам, международно-правовым нормам о правах человека.

7) Политический и идеологический плюрализм - существование различных партий, организаций, течений, действующих в рамках конституции. Наличие различных идеологических концепций и взглядов.

Все признаки правового государства тесно взаимосвязаны между собой.

Системная определенность признаков (принципов) правового государства:

1) Правовое государство обеспечивает права и свободы граждан, необходимые для функционирования гражданского общества.

2) Правовое государство предусматривает взаимную ответственность гражданина и государства в рамках действующего законодательства.

3) Правовое государство предусматривает неуклонное исполнение и соблюдение всеми гражданами, должностными лицами, органами государства и организациями законов государства.

4) Правовое государство основано на верховенстве закона, на политическом, идеологическом, экономическом плюрализме, которые закрепляются и гарантируются нормативно-правовыми актами.

Появление правового государства обусловлено наличием следующих предпосылок.

Предпосылки создания правового государства

Многообразие форм собственности, свобода предпринимательства и как следствие - экономическая независимость и самостоятельность индивида.

Режим демократии, суверенитет народа.

Внутренне единая и непротиворечивая система законодательства.

Гражданское общество.

Высокий уровень политического и правового сознания людей, политической культуры личности и общества.

Правовое государство - это не только одна из социальных ценностей, призванных утверждать справедливость, но и практический институт обеспечения и защиты свободы, чести и достоинства личности, форма существования народовластия. Поэтому столь значимым становится вопрос о путях формирования правового государства.

Пути формирования правового государства

Превращение закона в решающее средство управления всеми сторонами жизни общества, для чего необходимо изменение соотношения закона с подзаконными актами в пользу первого.

Достижение такого состояния общества, при котором соблюдение закона было бы выгоднее его нарушения, что предполагает высокий уровень правовой культуры населения.

Превращение правоохранительных органов в рабочий механизм, активно содействующий становлению правопорядка.

Децентрализация управления, разграничение функций центральных структур власти и органов местного самоуправления, расширение компетенций последних.

В Конституции РФ подчеркивается, что Российская Федерация является правовым государством.