Действия при чрезвычайных ситуациях. Действия при чрезвычайных ситуациях Процесс горения протекает при условии наличия
Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья.
ТЕСТ «Действия в чрезвычайных ситуациях».
Необходимо выбрать правильный, по вашему мнению, ответ.
1. Купаясь в открытых водоёмах, вы:
А) воздерживаетесь от купания в незнакомых местах;
Б) можете нырять и резвиться в местах с неизвестным рельефом дна;
В) можете заплыть за буйки, так как считаете себя хорошим пловцом.
2. При появлении озноба нужно:
А) очень быстро проплыть какое-нибудь расстояние;
Б) выйти из воды, отдохнуть и согреться.
3. При появлении в воде судороги, вы:
А) работая сведённой ногой, будете плыть к берегу;
Б) перестанете работать этой ногой, разотрёте мышцу и будете плыть, работая только руками.
4. Заплыв далеко, почувствовали усталость. В этом случае вы:
А) зовёте на помощь, размахивая руками;
Б) повернувшись на спину, лежите спокойно, а затем, избегая энергичных и порывистых движений, плывёте к берегу.
5. Человек начинает тонуть, а у вас нет подручных спасательных средств. Ваши действия:
А) вы подплывёте к тонущему спереди и, взяв за руки, транспортируете его к берегу;
Б) берёте утопающего сзади за затылок или подмышки и, поддерживая лицо над водой, плывёте на спине к берегу.
6. Пострадавший извлечён из воды без сознания. Ваши действия:
А) пошлёте за врачом;
Б) будете делать искусственное дыхание непрямой массаж
Сердца;
В) пошлёте за врачом, удалите воду из лёгких и приступите к
Реанимации.
Б) 20 – 25 мин;
В) 25 – 40 мин.
А) утро;
Б) день;
В) вечер.
9. При перегревании вам следует:
А) искупаться в прохладной воде;
Б) прилечь в тени, смочить голову и лицо холодной водой и
Обмахиваться полотенцем.
10. Признаки солнечного удара:
А) слабость, головокружение, «мушки» перед глазами;
Б) бледность, головная боль, шум в ушах, дыхание еле
Заметное.
11. При солнечном ударе пострадавшего нужно:
А) отвести в мед.пункт;
Б) положить в тень;
В) положить в тень, чтобы голова была выше туловища,
Спрыснуть лицо холодной водой, напоить.
12. При обмороке вы:
А) выполняете те же действия, что и в пункте 11в;
Б) те же действия, только голова должна быть ниже
Туловища.
13. При сильном порезе вы:
А) постараетесь добраться до мед.учреждения;
Б) наложите жгут ниже раны на 2 – 5 см;
В) наложите жгут выше раны на 10 – 15 см и
Постараетесь добраться до мед.учреждения.
1 вариант 8 кл. ЧС
1.
Дополните предложение.
Катастрофа - это...
а. аварийная ситуация на транспорте и производстве;
в . опасное техногенное происшествие, создающее на объекте, определенной территории или акватории угрозу для жизни и здоровья людей, приводящее к нарушению производственного или транспортного процесса, а также к нанесению ущерба окружающей среде;
2. К характерным особенностям взрыва относятся:
а. малая скорость химического превращения с образованием минимального количества газообразных продуктов;
б. большая скорость химического превращения с образованием большого количества газообразных продуктов;
в. сильный звуковой эффект (грохот, громкий звук, шум);
г . мощное дробящее действие.
3. Какие условия необходимы для протекания процесса горения?
а. отсутствие окислителя;
б. наличие горючего вещества;
в . наличие окислителя;
г . наличие источника воспламенения;
д . наличие воздушного потока.
4. По каким причинам чаще всего возникают пожары в жилых и общественных зданиях?
а. в связи с жаркой и сухой погодой;
б . неисправность электросети и электроприборов, а также утечка газа;
В . неосторожное обращение и шалости детей с огнем;
г. использование неисправных или самодельных отопительных приборов, а также беспечность и
Небрежность в обращении с огнем.
5. Что необходимо предпринять человеку, если он оказался в завале и у него нет возможности выбраться?
а. снять верхнюю одежду, чтобы занимать меньше места;
б. посмотреть, нет ли где просветов, лазов, проемов;
в. укрепить завал (установив подпорки);
г. постараться найти и надеть теплые вещи.
6. Какие вам известны основные факторы пожара?
а. высокая концентрация кислорода;
б. воздействие огня (горение), а также высокая температура и теплоизлучение;
в. газовая среда;
г. задымление и загазованность помещений и территорий токсичными продуктами горения.
7. Какие условия создают потенциальную опасность возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера?
а. наличие неподалеку от места жительства или работы крупных пресных водоемов;
б . наличие в воздухе, реках и водоемах района, прилегающего к месту проживания, работы, учебы, вредных веществ в количествах, превышающих предельно допустимые концентрации;
в. наличие неподалеку от места жительства или работы, пожаро- и взрывоопасных объектов, грузовых железнодорожных станций, грузовых портов, аэродромов, газо-, нефте- и продуктопроводов, гидротехнических сооружений, захоронений химических и радиоактивных отходов и свалок;
8. Дать определение ЧС – это
а. неблагоприятная обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, катастрофы или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей, окружающей среде, значительные материальные потери и нарушения жизнедеятельности людей;
б. техногенное происшествие, создающее на объекте, определенной территории или акватории угрозу для жизни и здоровья людей, не при водящее к разрушению зданий и сооружений, оборудования и транспортных средств;
9. Пожар – это
б. неконтролируемый процесс горения, сопровождающийся уничтожением материальных ценностей и создающий опасность для жизни и здоровью людей;
10. Виды аварий и катастроф
а . транспортные аварии и катастрофы; б. землетрясение
в . аварии с выбросом химически опасных веществ; г. внезапное обрушение зданий, сооружений;
д . аварии на очистных сооружениях; е. пожары, взрывы, угроза взрывов;
ж . ураган.
11. Окислители – это
а . кислород
б . химические элементы (фтор, бром, хлор)
в . химические элементы (азот, железо, углерод)
12. Отдельный пожар – это
а. пожары в отдельном здании или сооружении;
13. Назовите способы прекращения горения
а. герметизация
б . охлаждение
в . разбавление
г . изоляция
д . химическим торможением реакции
14. Разбейте перечисленные строительные материалы по группам их возгорания:
1 горючие,
2 трудногорючие,
3 негорючие)
а- древесно-волокнистые плиты; б -битум ; в- мрамор; г -пластмасса; д -металл; е -древесина;
з -кирпич; ж -древесно-стружечные плиты; к -бетон; л -целлюлоза; м -рубероид; н -гипс .
15. При загорании и пожаре не следует:
а . поддаваться панике;
б . накрывать горящий телевизор плотной тканью;
в. рисковать своей жизнью, спасая имущество;
г. пытаться выйти через сильно задымленную лестничную клетку;
д . спускаться по веревкам, простыням, водосточным трубам с этажей выше третьего;
е . открывать окна и двери;
2 вариант 8 кл. ЧС
1. Дополните предложение. Авария - это...
а . экстремальное событие на транспорте или производстве;
б. техногенное происшествие, не создающее на объекте, определенной территории или акватории угрозу для жизни и здоровья людей, но при водящее к разрушению зданий, сооружений, оборудования и транспортных средств;
в. опасное техногенное происшествие, создающее на объекте определенной территории или акватории угрозу для жизни и здоровья людей, приводящее к разрушению зданий, сооружений, оборудования и транспортных средств, нарушению производственного или транспортного процесса, а также к нанесению ущерба окружающей среде;
2 . Дополните предложение. Взрыв - это...
а. реакция горения, при которой скорость выделения тепла превышает скорость ее рассеивания;
б . реакция, происходящая в неограниченном объеме и при большой температуре;
в. событие, происходящее спонтанно, при котором происходит процесс превращения вещества с
Поглощением большого количества энергии в ограниченном объеме.
3. Назовите основные причины возникновения пожаров на промышленных предприятиях.
а. летние грозы;
б . нарушения, допущенные при проектировании и строительстве зданий и сооружений;
в. несоблюдение элементарных мер пожарной безопасности производственным персоналом и не осторожное обращение с огнем;
г. нарушение правил пожарной безопасности технологического характера в процессе работы промышленного предприятия при эксплуатации электрооборудования и электроустановок, а также эксплуатация неисправного оборудования;
д . нарушение режима труда и отдыха в производственном процессе.
4. Что необходимо предпринять при возникновении пожара в здании?
а . идти в сторону, противоположную пожару;
б . оценить обстановку и определить, откуда исходит опасность, а также сообщить в пожарную охрану о пожаре;
в . укрыться в здании и ждать помощи пожарных;
Г. двигаться в сторону незадымленной лестничной клетки или к выходу.
5.
Дополните предложение.
Паника - это...
а . определенное состояние человека, в котором он совершает осознанные поступки и действия;
б. состояние человека, в котором он способен на неадекватные действия;
в.
психологическое состояние, вызванное угрожающим жизни воздействием внешних условий
и выраженное в чувстве сильного страха, охватывающего человека или множество людей, которые неудержимо и неконтролируемо стремятся избежать опасной ситуации;
6. Что необходимо предпринять человеку при опасной концентрации дыма и повышении температуры, если он не может выйти к лестничной клетке (выходу)?
а. сделать несколько глубоких вдохов и выдохов;
б. вернуться в помещение и плотно закрыть дверь;
в . дверные щели и вентиляционные отверстия закрыть мокрыми тряпками;
г . ждать пожарных или спасателей.
7. Классификация ЧС по масштабу распространения и тяжести последствий
а. локальные б . местные
в . территориальные г . областные
д . региональные е . городские
ж. федеральные
8. Горение – это
а. реакция горения, при которой скорость выделения тепла превышает скорость ее рассеивания;
б . неконтролируемый процесс горения, сопровождающийся уничтожением материальных ценностей и создающий опасность для жизни и здоровью людей;
в . это физико-механический процесс превращения горючих веществ и материалов в продукты сгорания, сопровождающийся интенсивным выделением тепла, дыма и световым излучением;
9. Источники воспламенения – это
а. искры б . пламя спички
в . бензин г . непогашенный окурок
д . кислород
10. Степень огнестойкости материалов
а. горючие б. трудногорючие в . негорючие г. среднегорючие
11. Основные причины возможных опасных ситуаций
а . нарушение трудовой и производственной дисциплины на производстве;
б . наличие горючего материала;
в . грубые нарушения требований нормативов и предписаний по безопасности;
г . износ технологического оборудования;
12. Массовый пожар – это
а. совокупность отдельных пожаров, охвативших менее 25% зданий на данном участке застройки;
б . совокупность отдельных пожаров, охвативших более 25% зданий на данном участке застройки;
в. особая форма распространения устойчивого пожара, охватившего более 90 % зданий.
13. При пожаре нельзя:
а. заниматься тушением огня водой;
б. тушить водой электроприборы, находящиеся под напряжением;
В . пользоваться лифтом;
Г . прятаться в шкафах, кладовых, забиваться в углы.
14. Пожары в зданиях и сооружениях характеризуются:
а. быстрым повышением температуры;
б. задымлением помещений;
в . быстрым повышением концентрации кислорода;
Итоговый аттестационный тест по ОБЖ ЧАСТЬ 1 Чрезвычайные ситуации природного характера
9 класс
Тест содержит 30 вопросов. К каждому вопросу предложено несколько вариантов ответов. Необходимо выбрать только ОДИН ответ – тот, который наиболее полно отражает содержание вопроса.
Какого характера возникает опасная ситуация из-за невнимательного отношения человека к особенностям природных условий, нарушениям правил поведения в природе?
а) техногенного характера;
б) природного характера;
в) социального характера.
Чем могут быть вызваны чрезвычайные ситуации социального характера?
а) промышленной аварией, взрывом, пожаром;
б) землетрясением, наводнением, ураганом;
в) ведением военных действий, террористическими актами, эпидемиями.
Что не относится к стихийным бедствиям?
а) гололед;
б) сильный дождь;
в) ураган.
Когда было создано Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий?
а) в 1991 году;
б) в 1994 году;
в) в 1999 году.
Что такое шквал?
а) редкое кратковременное усиление ветра до 20-30 м/с и выше, сопровождающееся изменением его направления;
б) движение воздуха относительно земной поверхности со скоростью 14 м/с;
в) длительный очень сильный ветер со скоростью свыше 20 м/с, вызывающий сильное волнение на море и разрушения на суше.
Как вы охарактеризуете ситуацию, возникающую при захвате морскими пиратами мирного судна?
а) опасная ситуация социального характера;
б) чрезвычайная ситуация социального характера;
в) чрезвычайная ситуация техногенного характера.
В какой ситуации оказываются каждую весну рыбаки, занимающиеся подледным ловом?
а) в чрезвычайной ситуации природного характера;
б) в опасной ситуации социального характера;
в) в опасной ситуации природного характера.
Какое стихийное бедствие на территории России наблюдается чаще других?
а) наводнение;
б) землетрясение;
в) лавины.
Назовите ветер по описанным признакам: «Ветер, имеющий скорость 70 км/ч, во время которого на деревьях ломаются ветви».
а) бриз;
б) буря;
в) шторм.
В какой природной зоне могут возникать пыльные бури?
а) в тайге;
б) в лесостепи;
в) в степи.
Какое время обычно живет ураган?
а) 3-4 дня;
б) 9-12 дней;
в) 18-20 дней.
Где нельзя находиться во время смерча и урагана?
а) на чердаке;
б) в подвале;
в) под мостом.
Какой ветер, несущийся по земле, по форме напоминает воронку?
а) ураган;
б) бриз;
в) смерч.
Сколько баллов по шкале Бофорта присвоено шторму?
а) 10 баллов;
б) 11 баллов;
в) 12 баллов.
Над поверхностью какого водоема обычно образуются ураганы?
а) реки;
б) моря;
в) океана.
Какое землетрясение описано: «Люди выбегают из помещений от испуга. Стены каменных зданий разрушаются На дорогах появляются трещины»?
а) умеренное;
б) очень сильное;
в) опустошительное.
Какие ученые изучают колебания земной коры?
а) геологи;
б) гидрологи;
в) сейсмологи.
За какое время надо покинуть помещение после первых толчков землетрясения?
а) 15-20 минут;
б) 25-30 минут;
в) 30-35 минут.
Сколько баллов по шкале MSK -64 обозначает опустошительное землетрясение?
а) 5 баллов;
б) 9 баллов;
в) 12 баллов.
Как называется место в земных недрах, где зарождается землетрясение, откуда во все стороны расходятся упругие волны?
а) очаг землетрясения;
б) эпицентр землетрясения;
в) сейсмическая область.
Страна, в которой произошло самое крупное землетрясение ХХ века?
а) Япония;
б) Россия;
в) Армения.
Какое домашнее животное помогает жителям Японии предсказывать землетрясения?
а) аквариумные рыбки;
б) кошки;
в) попугаи.
В каком месте в комнате во время землетрясения безопаснее находиться?
а) около шкафа;
б) у окна;
в) в углу у несущей стены.
Кто определяет безопасность помещений после землетрясения?
а) сами жильцы;
б) спасатели;
в) сотрудники коммунально-технических служб.
Участвуют ли дети в разборе завалов после землетрясения?
а) нет;
б) да;
в) если разрешат родители.
О каком природном явлении обычно известно заранее?
а) о наводнениях из-за цунами;
б) о паводках;
в) о половодье.
Что не относится к активной защите от наводнений?
а) сооружение дамб;
б) эвакуация людей;
в) строительство водохранилищ.
Какое место в одноэтажном доме наиболее опасно во время наводнения?
а) подвал (погреб);
б) комната;
в) крыша.
Когда после наводнения можно пользоваться водопроводом?
а) после того, как сошла вода;
б) после проверки труб;
в) после разрешения специалистов.
Как надо погружаться в лодку спасателей во время наводнения?
а) как можно быстрее;
б) по одному, без паники;
в) по специальному настилу.
Ключ к тестам: Часть 1
1 – б
11 – б
2 – в
21 – в
12 – а
3 – а
22 – а
13 – в
4 – б
23 – в
14 – б
5 – а
6 – б
24 – в
15 – в
25 – а
16 – б
7 – в
17 – в
8 – а
26 – в
27 – б
9 – б
18 – а
28 – а
19 – б
В жизни бывает всякое и нужно знать как вести себя и что делать в случае чрезвычайной ситуации, которая может произойти вдруг, когда она совсем неожидаема и непрогнозирована. Необходимо знать какие действия при возникновении чрезвычайных ситуаций нужно предпринять для защиты своей жизни и здоровья, для обеспечения безопасности окружающих людей.
Найдено в интернете.
Комплект первой необходимости обязательно должен быть в непромокаемой сумке, которую легко отличить от других, можно даже в этих целях на сумке сделать какую-то яркую пометку. Ещё одну сумку с таким же комплектом хорошо бы хранить и в багажнике автомобиля.
На шкале транзисторного приёмника желательно сделать пометки, чтобы быстро настроить его на нужную волну и поймать сообщения местной радиостанции, передающей важные инструкции для населения.
Также следует подготовить комплект сменной одежды и обуви для каждого члена семьи, желательно, чтобы в списке была и тёплая, и непромокаемая одежда. Обувь должна быть максимально удобной, на твёрдой подмётке.
Можно подготовить также палатку и спальные мешки.
Если в инструкциях местных чрезвычайных служб даются рекомендации иметь ещё дополнительно какие-либо вещи на случай специфических ЧС, следует чётко последовать этим рекомендациям.
Т. 2.2 .Чрезвычайные ситуации природного характера и защита населения от их последствий.
Понятие о ЧС природного характера Классификация опасных природных явлений и разновидностей ЧС природного характера.
Гидрологические и морские опасности. Природные явления метеорологического происхождения. Природные пожары. Землетрясения - их первичные и вторичные последствия. Возможные последствия оползней, селей и обвалов; наводнение, виды наводнений; возможные последствия при ураганах, бурях и смерчах; Цунами. Вулкан.
Возможные глобальные последствия столкновения Земли с крупными небесными телами и возможные последствия распространения новых патогенных микроорганизмов.
Метеорологические ЧС. Космические и гелеофизические ЧС. Геологические ЧС. ,Биологические ЧС: эпидемии, эпизоотии, эпифитотии.
Правила поведения при ЧС природного характера. Защита населения при угрозе и в ходе ЧС природного характера.
Проверочный тест: ЧС природного характера
Вариант № 1
Дополнить. Катастрофическое природное явление, которое может вызвать многочисленные человеческие жертвы и значительный материальный ущерб, называется ___________ бедствием …
а) национальным; в) экологическим;
б) стихийным; г) биологическим.
2. Дополнить. Точка на поверхности земли, находящаяся под фокусом землетрясения, называется ___________ …
а) эпицентром; в) метеоцентром;
б) точка излома; г) разломом.
3. Выбрать один правильный ответ. Для оценки силы урагана используют шкалу:
а) Бофорта; в) Рихтера;
б) Фаренгейта; г) Цельсия.
4. Выбрать несколько правильных ответов. Лесные пожары по структуре горения могут быть …
а) средние; г) фронтальные;
б) лесные; д) торфяные (подземные)
в) степные;
5. Выбрать один правильный ответ. Ветер большой разрушительной силы, значительной продолжительности и скоростью 32 м/с называется …
а) вихрем; в) ураганом;
б) бурей; г) штормом.
6. Выбрать алгоритм действий при угрозе урагана:
а) не выходить из укрытия сразу после урагана; в) закрыть и укрепить окна
б) выехать из опасной зоны, если это возможно;
в) закрыть и укрепить окна и двери;
г) отключить свет, воду, газ.
7. Выбрать один правильный ответ. Может ли верховой пожар распространяться со скоростью до 100 м в минуту?
а) маловероятно; б) нет; в) да.
8. Выбрать один правильный ответ. Массовое распространение инфекционного заболевания среди людей, значительно превышающее обычно регистрируемый на данной территории уровень заболеваемости называется …
а) панэпидемией; в) эпифитотией;
б) эпизоотией; г) эпидемией.
9. Выбрать один правильный ответ. Основным способом защиты от наводнения является:
а) укрытие в защитных сооружениях; г) применение лекарств;
б) применение СИЗ; д) все выше перечисленное.
в) выход из опасной зоны;
10. Выбрать один или несколько правильных ответов. Зоны сейсмической опасности:
а) горные районы от Алтая до Саян; в) южное Приморье;
б) Прибайкалье; г) Сахалин, Камчатка, Курилы;
д) все выше перечисленное.
Проверочный тест: ЧС природного характера. Вариант № 2
1. Выбрать один правильный ответ. Наука, изучающая землетрясения, называется: а) топографией; в) сейсмологией;
б) гидрологией; г) геологией.
2. Выбрать несколько правильных ответов. Причинами землетрясений могут быть:
а) извержение вулкана; в) тектонические подвижки в коре земли;
б) пожары; г) ураганы.
3. Выбрать один правильный ответ. Ежегодно повторяющееся весной
относительно длительное повышение уровня воды в реке называется:
а) наводнением; в) цунами;
б) паводком; г) половодьем.
4. Выбрать один правильный ответ. При внезапном наводнении до прибытия
помощи следует:
а) занять ближайшее возвышенное место и оставаться там до схода воды,
при этом подавать сигналы, позволяющие вас обнаружить;
б) оставаться на месте и ждать указаний по телевидению (радио), при этом
вывесить белое или цветное полотенце;
в) по возможности покинуть помещение и ждать на улице, подавая световые
и звуковые сигналы о помощи;
г) по возможности покинуть помещение и ждать помощи на улице,
5. Выбрать один правильный ответ. Массовое распространение одноименных
инфекционных заболеваний у животных, связанных с общим источником инфекции, называется:
а) эпидемией; в) эпифитотией;
б) панфитотией; г) эпизоотией.
6. Выбрать несколько правильных ответов. К стихийным бедствиям геологического происхождения относятся:
а) наводнение; г) оползень;
б) землетрясение; д) ураган;
в) сель; ж) цунами.
7. Выбрать несколько правильных ответов. Поражающими факторами ураганов являются:
а) напор воздушных масс; г) перегревание;
б) переохлаждение; д) отравление;
в) летящие предметы; ж) утопление.
8. Установить соответствие (ответ можно использовать один раз).
А – стихийные бедствия метеорологического характера:
Б – стихийные бедствия геофизического характера
а) засуха; д) землетрясение;
б) наводнение; ж) ураган;
в) оползень; з) сель;
г) извержение вулкана; и) сильный мороз.
9. Выбрать один правильный ответ. Падение небесных тел на землю относится к стихийным бедствиям _____________ характера …
а) метеорологического характера; в) топологического;
б) тектонического; г) космического.
10. Выбрать один правильный ответ. Для оценки силы землетрясения используют шкалу: а) Бофорта; б) Фаренгейта; в) Рихтера; г) Цельсия.
Вводный контроль. ЧС природного характера. Вариант № 1
Дополнить
Скользящее смещение масс горных пород по склону к подножью под влиянием силы тяжести, происходящее постепенно, называется __________________ .
Атмосферный вихрь, возникающий в грозовом облаке, а затем распространяющийся в виде темного рукава или хобота по направлению к поверхности суши или моря – это _________________ .
К тектоническим опасным явлениям относится _________________ .
Широкое распространение инфекционных болезней среди людей, значительно превышающее обычно регистрируемый на данной территории уровень, называется ______________ .
Катастрофическое природное явление, которое может вызвать многочисленные человеческие жертвы и нанести значительный материальный ущерб, называется ____________ _____________ .
Вводный контроль. ЧС природного характера. Вариант № 2
Дополнить
1. К теллурическим опасным явлениям относится ________ ____________ .
2. Слой плотного льда на поверхности земли, деревьях, строениях, образующийся при намерзании переохлажденного дождя, называется ________________ .
3. Периодически повторяющийся довольно продолжительный подъем уровня воды в реках, вызываемый таянием снега или дождевыми осадками на равнинах, называется _____________ .
4. Падение небесных тел на поверхность Земли может привести к ЧС _________
Происхождения.
Область пониженного давления в атмосфере, сопровождающаяся сильными ветрами и пасмурной погодой и ухудшением самочувствия людей, называется ____________ .
Вводный контроль. ЧС природного характера. Вариант № 3
Дополнить
Ветер большой разрушительной силы и продолжительности, скорость которого примерно равна 32 м/с, называется _____________ .
Возникающий в бассейне горной реки стремительный поток смеси воды и обломков горных пород, называется ____________ .
Гигантские океанические волны, возникающие обычно в результате подводных или островных землетрясений или извержения вулканов, называются ____________ .
Совокупность биохимических и физиологических реакций в организме, протекающих при участии энергии света, называются _______ процессы.
Период с момента таяния снежного покрова в лесу до наступления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова, называется _________ сезон.
Вводный контроль. ЧС природного характера. Вариант № 4
Дополнить
Тонкий слой льда на поверхности земли, образующийся после оттепели или дождя в результате похолодания или намерзания мокрого снега, называется ___ .
Широкое распространение инфекционных болезней среди животных, имеющих общие признаки и специфического возбудителя, называется ____ .
В периоды солнечной активности мощные корпускулярные потоки вызывают на Земле __________ _______, отрицательно влияющие на самочувствие людей.
Масса снега, падающая или скользящая со склонов гор со скоростью 20-30 м/с, называется _________ __________ .
Наука, изучающая землетрясения. Называется _____________ .
Вводный контроль. ЧС природного характера. Вариант № 5
Дополнить
Продолжительный и значительный недостаток осадков, чаще при повышенной температуре окружающей среды и пониженной влажности воздуха, называется _______ .
Затопление водой местности, прилегающей к реке, озеру или водохранилищу, называется _________ .
Точка на поверхности земли, находящаяся под фокусом землетрясения, называется ___________ .
Массовое распространение инфекционных болезней среди растений на значительные территории в течение определенного времени, называется ____________ .
Просадка земной поверхности в результате проливных дождей называется __________ .
Вводный контроль. ЧС природного характера. Вариант № 6
Дополнить
Гидрометеорологическое бедствие, связанное с обильным выпадением снега, нарушающее движение транспорта и людей, называется _______ ________ .
Повторный сейсмический толчок, меньшей интенсивности по сравнению с главным сейсмическим ударом, называется _________ .
Интенсивный, сравнительно кратковременный подъем уровня воды в реке, вызываемый сильными дождями, называется ___________ .
Малые планеты диаметром от 1 до 1000 км, столкновение которых с Землей может привести к планетарной катастрофе, называются _________ .
Массовые распространения разнообразных инфекционных заболеваний на Земле относятся к ЧС _____________ происхождения.
Понятие о ЧС природного характера. Классификация, закономерности, проявления
1.Наиболее разрушительным и трагическим характером, как по причиняемому материальному ущербу, так и по количеству человеческих жертв из природных явлений обладает …
2. Чрезвычайные ситуации природного характера подразделяются на _______ групп.
3. Опасные природные явления или процессы, способные вызывать катастрофические ситуации, с внезапным нарушением жизнедеятельности населения, поражение и гибель людей, называются …
Решение: Опасные природные явления или процессы, способные вызывать катастрофические ситуации с внезапным нарушением жизнедеятельности населения, поражение и гибель людей, называются чрезвычайными ситуациями природного характера. Микрюков, В. Ю. Безопасность жизнедеятельности: Учеб. / В. Ю. Микрюков. – Ростов н/Д. : Феникс, 2006. – С. 11.
4. Все природные чрезвычайные ситуации подчиняются некоторым общим закономерным особенностям, в связи с чем неверным является утверждение, что …
Опасные природные явления и чрезвычайные ситуации.
1. Какими могут быть природные явления?
Ответ. Природные явления могут быть экстремальными, чрезвычайными и катастрофическими.
2. Что такое стихийное бедствие?
Ответ. Стихийное бедствие – это катастрофическое природное явление, которое может вызвать многочисленные человеческие жертвы и нанести значительный материальный ущерб.
3. Предсказуемы ли природные явления?
Ответ. Природные явления чаще всего внезапные и непредсказуемые, а также они могут носить взрывной и стремительный характер.
4. Зависимы ли происходящие природные явления?
Ответ. Природные явления могут происходить независимо друг от друга (например, сход лавины и природные пожары) и во взаимодействии (например, землетрясение и цунами).
3. Опишите циклон и факторы его опасности.
Ответ. Движение воздуха направлено от высокого давления к низкому. Формируется область низкого давления с минимумом в центре, что называется циклоном. Циклон в поперечнике достигает несколько тысяч километров. Погода при циклоне преобладает пасмурная, с усилением ветра. Метеочувствительные люди во время прохождения циклона жалуются на ухудшение самочувствия.
4. Опишите сильный мороз и его опасности.
Ответ. Сильные морозы – характеризуются понижением температуры в течение нескольких дней на 10 и более градусов ниже среднестатистических показателей для данной местности.Гололед – слой плотного льда (несколько сантиметров), образующийся на поверхности земли, тротуарах, проезжей части улиц и на предметах и строениях при намерзании переохлажденного дождя и мороси (тумана). Гололед наблюдается при температуре от 0 до 3 С. Как вариант – ледяной дождь.Гололедица - это тонкий слой льда на поверхности земли, образующийся после оттепели или дождя в результате похолодания, а также замерзания мокрого снега и капель дождя. Опасности. Увеличение количества ДТП и травм среди населения. Нарушение жизнедеятельности при обледенении линий электропередач, контактных сетей электротранспорта, что может привести к электротравмам и пожарам.
5. Опишите метель и её опасности.
Ответ.Метель (вьюга, пурга) – это гидрометеорологическое бедствие. Связанное с обильным выпадением снега, при скорости ветра выше 15 м/с и продолжительности снегопада более 12 часов. Опасности для населения заключаются в заносах дорог, населенных пунктов и отдельных зданий. Высота заноса может быть более 1 метра, а в горных районах до 5-6 метров. Возможно снижение видимости на дорогах до 20-50 метров, а также разрушение зданий и крыш, обрывы электропередачи и связи.
6. Опишите туман и его опасные факторы.
Ответ. Туман – скопление мелких водяных капель или ледяных кристаллов в приземном слое атмосферы, снижающее видимость на дорогах. Опасности . Снижение видимости на дорогах нарушает работу транспорта, что ведет к авариям и травматизму среди на населения.
7. Опишите засуху, сильную жару и их опасные факторы.
Ответ. Засуха – продолжительный и значительный недостаток осадков, чаще при повышенной температуре и пониженной влажности.Сильная жара – характеризуется повышением среднегодовой температуры окружающего воздуха на 10 и более градусов в течение нескольких дней. Опасности заключаются в тепловом перегревании человека, т.е. может привести к тепловому или солнечному удару, что может привести к смерти. Во время сильной жары и особенно засухи, возрастает вероятность природных пожаров. Природные пожары могут быть лесными, степными и торфяными. По распространению огня они могут быть низовые и верховые. При низовых пожарах огонь распространяется со скоростью от 0,1 до 3 метров в минуту. Скорость распространения верхового пожара до 100 м в минуту по направлению ветра. В случае угрозы для жизни от массовых пожаров в населенных пунктах организуется эвакуация населения в безопасное место. Опасности: термическое воздействие на незащищенную кожу и дыхательные пути, вдыхание дыма и оксида углерода, вредно влияющих на здоровье людей.
1. Обстоятельства, возникающие в результате природных стихийных бедствий или аварий, называются чрезвычайными, если они вызывают …. а) небольшие изменения в жизнедеятельности людей;
б) резкие изменения в жизнедеятельности людей;
в) повышение работоспособности у людей;
г) понижение работоспособности у людей.
5. Катастрофическое природное явление, которое может вызвать многочисленные человеческие жертвы и значительный материальный ущерб, называется ___________ бедствием.
а) национальным;
б) стихийным;
в) экологическим;
г) биологическим.
Классификация разновидностей ЧС природного характера;
природные явления метеорологического происхождения;
Тема: Метеорологические чрезвычайные ситуации
1. Разрушительная сила урагана заключается в совместном действии …
Решение: Ураганы всегда сопровождаются ливневыми дождями, вызывая наводнения и разрушения зданий и сооружений. При этом ураганный ветер разрушает прочные и сносит легкие строения, опустошает поля, обрывает провода, валит столбы линий связи и электропередач, ломает и вырывает с корнями деревья, топит суда, повреждает транспортные магистрали и мосты. Арустамов, Э. А. Безопасность жизнедеятельности: Учеб. / Под ред. проф. Э. А. Арустамова. – М. : «Дашков и К» ° , 2009. – С. 186–187.
2. К метеорологическим чрезвычайным событиям относятся …
3. Природное явление, связанное с активным движением воздуха в атмосфере из области высокого давления в область пониженного давления с минимумом в центре, называется …
4. Самыми непродолжительными из всех видов вихревых бурь являются __________ бури.
33. Укажите неверный ответ:
Если вы оказались в зоне лесного пожара, то, прежде всего, необходимо …
а) покинуть место пожара перпендикулярно направлению ветра;
б) для преодоления недостатка кислорода пригнуться к земле, и дышать через мокрый платок (одежду);
в) не обгонять лесной пожар, а двигаться под прямым углом к направлению распространения огня;
г) накрыть голову и верхнюю часть тела мокрой одеждой и окунуться в ближайший водоем.
34. Может ли верховой пожар распространяться со скоростью до 100 м в минуту?
а) маловероятно;
35. В случае угрозы для жизни населения от массовых пожаров в населенных пунктах организуется:
а) укрытие в соседнем (не горящем) лесном массиве;
б) укрытие в подвалах и погребах;
в) укрытие в ближайшем водоеме;
г) эвакуация в безопасное место.
36. К неверным действиям человека, оказавшегося в зоне степного пожара, относится …
а) попытка покинуть место пожара перпендикулярно направлению ветра;
б) ожидание помощи;
в) попытка покинуть место пожара и дышать через мокрый платок (шарф);
г) попытка обойти зону пожара, если её обойти невозможно, то преодолеть границу огня против направления ветра.
37. Период с момента таяния снежного покрова в лесу до наступления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова, называется …
а) пожароопасный сезон;
б) стихийное бедствие;
в) временной засухой;
г) чрезвычайной ситуацией.
38. К тушению пожара допускаются лица не моложе _________ лет
происхождение землетрясений, их первичные и вторичные последствия; характеристика и возможные последствия оползней, селей и обвалов;
Геологические чрезвычайные ситуации. Природные пожары
1.К чрезвычайным событиям геологического характера относятся …
2.Вулкан, об извержении которого нет сведений, но под которым происходят локальные землетрясения, называется …
Уснувшим; |
|||
Потухшим; |
|||
Действующим; |
|||
Замершим. |
Решение: Вулкан, об извержении которого нет сведений, но под которым происходят локальные землетрясения, называется уснувшим. Вулканы подразделяются на действующие, уснувшие и потухшие. Потухшие – это вулканы без какой-либо вулканической активности. Действующие вулканы периодически проявляют свою активность в виде различных форм извержений. Замерших вулканов не существует. Арустамов, Э. А. Безопасность жизнедеятельности: Учеб. / Под ред. проф. Э. А. Арустамова. – М. : «Дашков и К» ° , 2009. – С. 220–221.
3. К чрезвычайным ситуациям геологического характера не относятся …
8. Опишите землетрясение и его опасности.
Ответ. Землетрясение – подземные толчки и колебания земной поверхности, возникающие в результате внезапных смещений и разрывов в земной коре или верхней мантии и передающиеся на большое расстояние в виде упругих колебаний. З. относится к тектонически-опасным явлениям. Наука, изучающая З. называется сейсмологией. Точка на поверхности земли, находящаяся под фокусом З., называется эпицентром. Интенсивность З. оценивается по Международной (Меркалли) 12-ти бальной сейсмической шкале. В России принята 9-ти бальная шкала Рихтера. Условно З. подразделяют на слабые (1-4 балла), сильные (5-7 баллов) и разрушительные (8 и более баллов). Сильные З. всегда сопровождаются многочисленными афтершоками. Афтершок – это повторный сейсмический толчок, меньшей интенсивности по сравнению с главным сейсмическим ударом. Их количество и интенсивность со временем уменьшается, а продолжительность проявления могут длиться месяцами. Почти симметричны афтершокам - форшоки. Отличие состоит в том, что иногда сильное З. порождает малые афтершоки, а иногда, наоборот, слабое З. (форшок) порождает большое (главный удар), который в свою очередь, порождает меньшее З. (афтершоки). Опасности: подземные колебания приводят к разрушениям. Чем дольше длятся сотрясения, тем тяжелее разрушения. Это приводит разным травмам среди населения, нарушению жизнедеятельности и материальному ущербу.