Действия при чрезвычайных ситуациях. Действия при чрезвычайных ситуациях Процесс горения протекает при условии наличия

Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья.

ТЕСТ «Действия в чрезвычайных ситуациях».

Необходимо выбрать правильный, по вашему мнению, ответ.

1. Купаясь в открытых водоёмах, вы:

А) воздерживаетесь от купания в незнакомых местах;

Б) можете нырять и резвиться в местах с неизвестным рельефом дна;

В) можете заплыть за буйки, так как считаете себя хорошим пловцом.

2. При появлении озноба нужно:

А) очень быстро проплыть какое-нибудь расстояние;

Б) выйти из воды, отдохнуть и согреться.

3. При появлении в воде судороги, вы:

А) работая сведённой ногой, будете плыть к берегу;

Б) перестанете работать этой ногой, разотрёте мышцу и будете плыть, работая только руками.

4. Заплыв далеко, почувствовали усталость. В этом случае вы:

А) зовёте на помощь, размахивая руками;

Б) повернувшись на спину, лежите спокойно, а затем, избегая энергичных и порывистых движений, плывёте к берегу.

5. Человек начинает тонуть, а у вас нет подручных спасательных средств. Ваши действия:

А) вы подплывёте к тонущему спереди и, взяв за руки, транспортируете его к берегу;

Б) берёте утопающего сзади за затылок или подмышки и, поддерживая лицо над водой, плывёте на спине к берегу.

6. Пострадавший извлечён из воды без сознания. Ваши действия:

А) пошлёте за врачом;

Б) будете делать искусственное дыхание непрямой массаж

Сердца;

В) пошлёте за врачом, удалите воду из лёгких и приступите к

Реанимации.

Б) 20 – 25 мин;

В) 25 – 40 мин.

А) утро;

Б) день;

В) вечер.

9. При перегревании вам следует:

А) искупаться в прохладной воде;

Б) прилечь в тени, смочить голову и лицо холодной водой и

Обмахиваться полотенцем.

10. Признаки солнечного удара:

А) слабость, головокружение, «мушки» перед глазами;

Б) бледность, головная боль, шум в ушах, дыхание еле

Заметное.

11. При солнечном ударе пострадавшего нужно:

А) отвести в мед.пункт;

Б) положить в тень;

В) положить в тень, чтобы голова была выше туловища,

Спрыснуть лицо холодной водой, напоить.

12. При обмороке вы:

А) выполняете те же действия, что и в пункте 11в;

Б) те же действия, только голова должна быть ниже

Туловища.

13. При сильном порезе вы:

А) постараетесь добраться до мед.учреждения;

Б) наложите жгут ниже раны на 2 – 5 см;

В) наложите жгут выше раны на 10 – 15 см и

Постараетесь добраться до мед.учреждения.


1 вариант 8 кл. ЧС

1. Дополните предложение.
Катастрофа - это...

а. аварийная ситуация на транспорте и производстве;

в . опасное техногенное происшествие, создающее на объекте, определенной территории или акватории угрозу для жизни и здоровья людей, приводящее к нарушению производственного или транспортного процесса, а также к нанесению ущерба окружающей среде;

2. К характерным особенностям взрыва относятся:

а. малая скорость химического превращения с образованием минимального количества газообразных продуктов;

б. большая скорость химического превращения с образованием большого количества газообразных продуктов;

в. сильный звуковой эффект (грохот, громкий звук, шум);

г . мощное дробящее действие.

3. Какие условия необходимы для протекания процесса горения?

а. отсутствие окислителя;

б. наличие горючего вещества;

в . наличие окислителя;

г . наличие источника воспламенения;

д . наличие воздушного потока.

4. По каким причинам чаще всего возникают пожары в жилых и общественных зданиях?

а. в связи с жаркой и сухой погодой;

б . неисправность электросети и электроприборов, а также утечка газа;

В . неосторожное обращение и шалости детей с огнем;

г. использование неисправных или самодельных отопительных приборов, а также беспечность и

Небрежность в обращении с огнем.

5. Что необходимо предпринять человеку, если он оказался в завале и у него нет возможности выбраться?

а. снять верхнюю одежду, чтобы занимать меньше места;

б. посмотреть, нет ли где просветов, лазов, проемов;

в. укрепить завал (установив подпорки);

г. постараться найти и надеть теплые вещи.

6. Какие вам известны основные факторы пожара?

а. высокая концентрация кислорода;

б. воздействие огня (горение), а также высокая температура и теплоизлучение;

в. газовая среда;

г. задымление и загазованность помещений и территорий токсичными продуктами горения.

7. Какие условия создают потенциальную опасность возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера?

а. наличие неподалеку от места жительства или работы крупных пресных водоемов;

б . наличие в воздухе, реках и водоемах района, прилегающего к месту проживания, работы, учебы, вредных веществ в количествах, превышающих предельно допустимые концентрации;

в. наличие неподалеку от места жительства или работы, пожаро- и взрывоопасных объектов, грузовых железнодорожных станций, грузовых портов, аэродромов, газо-, нефте- и продуктопроводов, гидротехнических сооружений, захоронений химических и радиоактивных отходов и свалок;

8. Дать определение ЧС – это

а. неблагоприятная обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, катастрофы или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей, окружающей среде, значительные материальные потери и нарушения жизнедеятельности людей;

б. техногенное происшествие, создающее на объекте, определенной территории или акватории угрозу для жизни и здоровья людей, не при водящее к разрушению зданий и сооружений, оборудования и транспортных средств;

9. Пожар – это

б. неконтролируемый процесс горения, сопровождающийся уничтожением материальных ценностей и создающий опасность для жизни и здоровью людей;

10. Виды аварий и катастроф

а . транспортные аварии и катастрофы; б. землетрясение

в . аварии с выбросом химически опасных веществ; г. внезапное обрушение зданий, сооружений;

д . аварии на очистных сооружениях; е. пожары, взрывы, угроза взрывов;

ж . ураган.

11. Окислители – это

а . кислород

б . химические элементы (фтор, бром, хлор)

в . химические элементы (азот, железо, углерод)

12. Отдельный пожар – это

а. пожары в отдельном здании или сооружении;

13. Назовите способы прекращения горения

а. герметизация

б . охлаждение

в . разбавление

г . изоляция

д . химическим торможением реакции

14. Разбейте перечисленные строительные материалы по группам их возгорания:

1 горючие,

2 трудногорючие,

3 негорючие)

а- древесно-волокнистые плиты; б -битум ; в- мрамор; г -пластмасса; д -металл; е -древесина;

з -кирпич; ж -древесно-стружечные плиты; к -бетон; л -целлюлоза; м -рубероид; н -гипс .

15. При загорании и пожаре не следует:

а . поддаваться панике;

б . накрывать горящий телевизор плотной тканью;

в. рисковать своей жизнью, спасая имущество;

г. пытаться выйти через сильно задымленную лестничную клетку;

д . спускаться по веревкам, простыням, водосточным трубам с этажей выше третьего;

е . открывать окна и двери;

2 вариант 8 кл. ЧС

1. Дополните предложение. Авария - это...

а . экстремальное событие на транспорте или производстве;

б. техногенное происшествие, не создающее на объекте, определенной территории или акватории угрозу для жизни и здоровья людей, но при водящее к разрушению зданий, сооружений, оборудования и транспортных средств;

в. опасное техногенное происшествие, создающее на объекте определенной территории или акватории угрозу для жизни и здоровья людей, приводящее к разрушению зданий, сооружений, оборудования и транспортных средств, нарушению производственного или транспортного процесса, а также к нанесению ущерба окружающей среде;

2 . Дополните предложение. Взрыв - это...

а. реакция горения, при которой скорость выделения тепла превышает скорость ее рассеивания;

б . реакция, происходящая в неограниченном объеме и при большой температуре;

в. событие, происходящее спонтанно, при котором происходит процесс превращения вещества с

Поглощением большого количества энергии в ограниченном объеме.

3. Назовите основные причины возникновения пожаров на промышленных предприятиях.

а. летние грозы;

б . нарушения, допущенные при проектировании и строительстве зданий и сооружений;

в. несоблюдение элементарных мер пожарной безопасности производственным персоналом и не осторожное обращение с огнем;

г. нарушение правил пожарной безопасности технологического характера в процессе работы промышленного предприятия при эксплуатации электрооборудования и электроустановок, а также эксплуатация неисправного оборудования;

д . нарушение режима труда и отдыха в производственном процессе.

4. Что необходимо предпринять при возникновении пожара в здании?

а . идти в сторону, противоположную пожару;

б . оценить обстановку и определить, откуда исходит опасность, а также сообщить в пожарную охрану о пожаре;

в . укрыться в здании и ждать помощи пожарных;

Г. двигаться в сторону незадымленной лестничной клетки или к выходу.

5. Дополните предложение.
Паника - это...

а . определенное состояние человека, в котором он совершает осознанные поступки и действия;

б. состояние человека, в котором он способен на неадекватные действия;

в. психологическое состояние, вызванное угрожающим жизни воздействием внешних условий
и выраженное в чувстве сильного страха, охватывающего человека или множество людей, которые неудержимо и неконтролируемо стремятся избежать опасной ситуации;

6. Что необходимо предпринять человеку при опасной концентрации дыма и повышении температуры, если он не может выйти к лестничной клетке (выходу)?

а. сделать несколько глубоких вдохов и выдохов;

б. вернуться в помещение и плотно закрыть дверь;

в . дверные щели и вентиляционные отверстия закрыть мокрыми тряпками;

г . ждать пожарных или спасателей.

7. Классификация ЧС по масштабу распространения и тяжести последствий

а. локальные б . местные

в . территориальные г . областные

д . региональные е . городские

ж. федеральные

8. Горение – это

а. реакция горения, при которой скорость выделения тепла превышает скорость ее рассеивания;

б . неконтролируемый процесс горения, сопровождающийся уничтожением материальных ценностей и создающий опасность для жизни и здоровью людей;

в . это физико-механический процесс превращения горючих веществ и материалов в продукты сгорания, сопровождающийся интенсивным выделением тепла, дыма и световым излучением;

9. Источники воспламенения – это

а. искры б . пламя спички

в . бензин г . непогашенный окурок

д . кислород

10. Степень огнестойкости материалов

а. горючие б. трудногорючие в . негорючие г. среднегорючие

11. Основные причины возможных опасных ситуаций

а . нарушение трудовой и производственной дисциплины на производстве;

б . наличие горючего материала;

в . грубые нарушения требований нормативов и предписаний по безопасности;

г . износ технологического оборудования;

12. Массовый пожар – это

а. совокупность отдельных пожаров, охвативших менее 25% зданий на данном участке застройки;

б . совокупность отдельных пожаров, охвативших более 25% зданий на данном участке застройки;

в. особая форма распространения устойчивого пожара, охватившего более 90 % зданий.

13. При пожаре нельзя:

а. заниматься тушением огня водой;

б. тушить водой электроприборы, находящиеся под напряжением;

В . пользоваться лифтом;

Г . прятаться в шкафах, кладовых, забиваться в углы.

14. Пожары в зданиях и сооружениях характеризуются:

а. быстрым повышением температуры;

б. задымлением помещений;

в . быстрым повышением концентрации кислорода;


Итоговый аттестационный тест по ОБЖ ЧАСТЬ 1 Чрезвычайные ситуации природного характера

9 класс


Тест содержит 30 вопросов. К каждому вопросу предложено несколько вариантов ответов. Необходимо выбрать только ОДИН ответ – тот, который наиболее полно отражает содержание вопроса.


Какого характера возникает опасная ситуация из-за невнимательного отношения человека к особенностям природных условий, нарушениям правил поведения в природе?

а) техногенного характера;

б) природного характера;

в) социального характера.


Чем могут быть вызваны чрезвычайные ситуации социального характера?

а) промышленной аварией, взрывом, пожаром;

б) землетрясением, наводнением, ураганом;

в) ведением военных действий, террористическими актами, эпидемиями.


Что не относится к стихийным бедствиям?

а) гололед;

б) сильный дождь;

в) ураган.


Когда было создано Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий?

а) в 1991 году;

б) в 1994 году;

в) в 1999 году.


Что такое шквал?

а) редкое кратковременное усиление ветра до 20-30 м/с и выше, сопровождающееся изменением его направления;

б) движение воздуха относительно земной поверхности со скоростью 14 м/с;

в) длительный очень сильный ветер со скоростью свыше 20 м/с, вызывающий сильное волнение на море и разрушения на суше.


Как вы охарактеризуете ситуацию, возникающую при захвате морскими пиратами мирного судна?

а) опасная ситуация социального характера;

б) чрезвычайная ситуация социального характера;

в) чрезвычайная ситуация техногенного характера.


В какой ситуации оказываются каждую весну рыбаки, занимающиеся подледным ловом?

а) в чрезвычайной ситуации природного характера;

б) в опасной ситуации социального характера;

в) в опасной ситуации природного характера.


Какое стихийное бедствие на территории России наблюдается чаще других?

а) наводнение;

б) землетрясение;

в) лавины.


Назовите ветер по описанным признакам: «Ветер, имеющий скорость 70 км/ч, во время которого на деревьях ломаются ветви».

а) бриз;

б) буря;

в) шторм.


В какой природной зоне могут возникать пыльные бури?

а) в тайге;

б) в лесостепи;

в) в степи.


Какое время обычно живет ураган?

а) 3-4 дня;

б) 9-12 дней;

в) 18-20 дней.


Где нельзя находиться во время смерча и урагана?

а) на чердаке;

б) в подвале;

в) под мостом.


Какой ветер, несущийся по земле, по форме напоминает воронку?

а) ураган;

б) бриз;

в) смерч.


Сколько баллов по шкале Бофорта присвоено шторму?

а) 10 баллов;

б) 11 баллов;

в) 12 баллов.


Над поверхностью какого водоема обычно образуются ураганы?

а) реки;

б) моря;

в) океана.


Какое землетрясение описано: «Люди выбегают из помещений от испуга. Стены каменных зданий разрушаются На дорогах появляются трещины»?

а) умеренное;

б) очень сильное;

в) опустошительное.


Какие ученые изучают колебания земной коры?

а) геологи;

б) гидрологи;

в) сейсмологи.


За какое время надо покинуть помещение после первых толчков землетрясения?

а) 15-20 минут;

б) 25-30 минут;

в) 30-35 минут.


Сколько баллов по шкале MSK -64 обозначает опустошительное землетрясение?

а) 5 баллов;

б) 9 баллов;

в) 12 баллов.


Как называется место в земных недрах, где зарождается землетрясение, откуда во все стороны расходятся упругие волны?

а) очаг землетрясения;

б) эпицентр землетрясения;

в) сейсмическая область.


Страна, в которой произошло самое крупное землетрясение ХХ века?

а) Япония;

б) Россия;

в) Армения.


Какое домашнее животное помогает жителям Японии предсказывать землетрясения?

а) аквариумные рыбки;

б) кошки;

в) попугаи.


В каком месте в комнате во время землетрясения безопаснее находиться?

а) около шкафа;

б) у окна;

в) в углу у несущей стены.


Кто определяет безопасность помещений после землетрясения?

а) сами жильцы;

б) спасатели;

в) сотрудники коммунально-технических служб.


Участвуют ли дети в разборе завалов после землетрясения?

а) нет;

б) да;

в) если разрешат родители.


О каком природном явлении обычно известно заранее?

а) о наводнениях из-за цунами;

б) о паводках;

в) о половодье.


Что не относится к активной защите от наводнений?

а) сооружение дамб;

б) эвакуация людей;

в) строительство водохранилищ.


Какое место в одноэтажном доме наиболее опасно во время наводнения?

а) подвал (погреб);

б) комната;

в) крыша.


Когда после наводнения можно пользоваться водопроводом?

а) после того, как сошла вода;

б) после проверки труб;

в) после разрешения специалистов.


Как надо погружаться в лодку спасателей во время наводнения?

а) как можно быстрее;

б) по одному, без паники;

в) по специальному настилу.



Ключ к тестам: Часть 1

1 – б

11 – б

2 – в

21 – в

12 – а

3 – а

22 – а

13 – в

4 – б

23 – в

14 – б

5 – а

6 – б

24 – в

15 – в

25 – а

16 – б

7 – в

17 – в

8 – а

26 – в

27 – б

9 – б

18 – а

28 – а

19 – б

В жизни бывает всякое и нужно знать как вести себя и что делать в случае чрезвычайной ситуации, которая может произойти вдруг, когда она совсем неожидаема и непрогнозирована. Необходимо знать какие действия при возникновении чрезвычайных ситуаций нужно предпринять для защиты своей жизни и здоровья, для обеспечения безопасности окружающих людей.

Найдено в интернете.

Комплект первой необходимости обязательно должен быть в непромокаемой сумке, которую легко отличить от других, можно даже в этих целях на сумке сделать какую-то яркую пометку. Ещё одну сумку с таким же комплектом хорошо бы хранить и в багажнике автомобиля.

На шкале транзисторного приёмника желательно сделать пометки, чтобы быстро настроить его на нужную волну и поймать сообщения местной радиостанции, передающей важные инструкции для населения.

Также следует подготовить комплект сменной одежды и обуви для каждого члена семьи, желательно, чтобы в списке была и тёплая, и непромокаемая одежда. Обувь должна быть максимально удобной, на твёрдой подмётке.

Можно подготовить также палатку и спальные мешки.

Если в инструкциях местных чрезвычайных служб даются рекомендации иметь ещё дополнительно какие-либо вещи на случай специфических ЧС, следует чётко последовать этим рекомендациям.

Т. 2.2 .Чрезвычайные ситуации природного характера и защита населения от их последствий.

Понятие о ЧС природного характера Классификация опасных природных явлений и разновидностей ЧС природного характера.

Гидрологические и морские опасности. Природные явления метеорологического происхождения. Природные пожары. Землетрясения - их первичные и вторичные последствия. Возможные последствия оползней, селей и обвалов; наводнение, виды наводнений; возможные последствия при ураганах, бурях и смерчах; Цунами. Вулкан.

Возможные глобальные последствия столкновения Земли с крупными небесными телами и возможные последствия распространения новых патогенных микроорганизмов.

Метеорологические ЧС. Космические и гелеофизические ЧС. Геологические ЧС. ,Биологические ЧС: эпидемии, эпизоотии, эпифитотии.

Правила поведения при ЧС природного характера. Защита населения при угрозе и в ходе ЧС природного характера.

Проверочный тест: ЧС природного характера

Вариант № 1

    Дополнить. Катастрофическое природное явление, которое может вызвать многочисленные человеческие жертвы и значительный материальный ущерб, называется ___________ бедствием …

а) национальным; в) экологическим;

б) стихийным; г) биологическим.

2. Дополнить. Точка на поверхности земли, находящаяся под фокусом землетрясения, называется ___________ …

а) эпицентром; в) метеоцентром;

б) точка излома; г) разломом.

3. Выбрать один правильный ответ. Для оценки силы урагана используют шкалу:

а) Бофорта; в) Рихтера;

б) Фаренгейта; г) Цельсия.

4. Выбрать несколько правильных ответов. Лесные пожары по структуре горения могут быть …

а) средние; г) фронтальные;

б) лесные; д) торфяные (подземные)

в) степные;

5. Выбрать один правильный ответ. Ветер большой разрушительной силы, значительной продолжительности и скоростью 32 м/с называется …

а) вихрем; в) ураганом;

б) бурей; г) штормом.

6. Выбрать алгоритм действий при угрозе урагана:

а) не выходить из укрытия сразу после урагана; в) закрыть и укрепить окна

б) выехать из опасной зоны, если это возможно;

в) закрыть и укрепить окна и двери;

г) отключить свет, воду, газ.

7. Выбрать один правильный ответ. Может ли верховой пожар распространяться со скоростью до 100 м в минуту?

а) маловероятно; б) нет; в) да.

8. Выбрать один правильный ответ. Массовое распространение инфекционного заболевания среди людей, значительно превышающее обычно регистрируемый на данной территории уровень заболеваемости называется …

а) панэпидемией; в) эпифитотией;

б) эпизоотией; г) эпидемией.

9. Выбрать один правильный ответ. Основным способом защиты от наводнения является:

а) укрытие в защитных сооружениях; г) применение лекарств;

б) применение СИЗ; д) все выше перечисленное.

в) выход из опасной зоны;

10. Выбрать один или несколько правильных ответов. Зоны сейсмической опасности:

а) горные районы от Алтая до Саян; в) южное Приморье;

б) Прибайкалье; г) Сахалин, Камчатка, Курилы;

д) все выше перечисленное.

Проверочный тест: ЧС природного характера. Вариант № 2

1. Выбрать один правильный ответ. Наука, изучающая землетрясения, называется: а) топографией; в) сейсмологией;

б) гидрологией; г) геологией.

2. Выбрать несколько правильных ответов. Причинами землетрясений могут быть:

а) извержение вулкана; в) тектонические подвижки в коре земли;

б) пожары; г) ураганы.

3. Выбрать один правильный ответ. Ежегодно повторяющееся весной

относительно длительное повышение уровня воды в реке называется:

а) наводнением; в) цунами;

б) паводком; г) половодьем.

4. Выбрать один правильный ответ. При внезапном наводнении до прибытия

помощи следует:

а) занять ближайшее возвышенное место и оставаться там до схода воды,

при этом подавать сигналы, позволяющие вас обнаружить;

б) оставаться на месте и ждать указаний по телевидению (радио), при этом

вывесить белое или цветное полотенце;

в) по возможности покинуть помещение и ждать на улице, подавая световые

и звуковые сигналы о помощи;

г) по возможности покинуть помещение и ждать помощи на улице,

5. Выбрать один правильный ответ. Массовое распространение одноименных

инфекционных заболеваний у животных, связанных с общим источником инфекции, называется:

а) эпидемией; в) эпифитотией;

б) панфитотией; г) эпизоотией.

6. Выбрать несколько правильных ответов. К стихийным бедствиям геологического происхождения относятся:

а) наводнение; г) оползень;

б) землетрясение; д) ураган;

в) сель; ж) цунами.

7. Выбрать несколько правильных ответов. Поражающими факторами ураганов являются:

а) напор воздушных масс; г) перегревание;

б) переохлаждение; д) отравление;

в) летящие предметы; ж) утопление.

8. Установить соответствие (ответ можно использовать один раз).

А – стихийные бедствия метеорологического характера:

Б – стихийные бедствия геофизического характера

а) засуха; д) землетрясение;

б) наводнение; ж) ураган;

в) оползень; з) сель;

г) извержение вулкана; и) сильный мороз.

9. Выбрать один правильный ответ. Падение небесных тел на землю относится к стихийным бедствиям _____________ характера …

а) метеорологического характера; в) топологического;

б) тектонического; г) космического.

10. Выбрать один правильный ответ. Для оценки силы землетрясения используют шкалу: а) Бофорта; б) Фаренгейта; в) Рихтера; г) Цельсия.

Вводный контроль. ЧС природного характера. Вариант № 1

Дополнить

    Скользящее смещение масс горных пород по склону к подножью под влиянием силы тяжести, происходящее постепенно, называется __________________ .

    Атмосферный вихрь, возникающий в грозовом облаке, а затем распространяющийся в виде темного рукава или хобота по направлению к поверхности суши или моря – это _________________ .

    К тектоническим опасным явлениям относится _________________ .

    Широкое распространение инфекционных болезней среди людей, значительно превышающее обычно регистрируемый на данной территории уровень, называется ______________ .

    Катастрофическое природное явление, которое может вызвать многочисленные человеческие жертвы и нанести значительный материальный ущерб, называется ____________ _____________ .

Вводный контроль. ЧС природного характера. Вариант № 2

Дополнить

1. К теллурическим опасным явлениям относится ________ ____________ .

2. Слой плотного льда на поверхности земли, деревьях, строениях, образующийся при намерзании переохлажденного дождя, называется ________________ .

3. Периодически повторяющийся довольно продолжительный подъем уровня воды в реках, вызываемый таянием снега или дождевыми осадками на равнинах, называется _____________ .

4. Падение небесных тел на поверхность Земли может привести к ЧС _________

Происхождения.

    Область пониженного давления в атмосфере, сопровождающаяся сильными ветрами и пасмурной погодой и ухудшением самочувствия людей, называется ____________ .

Вводный контроль. ЧС природного характера. Вариант № 3

Дополнить

    Ветер большой разрушительной силы и продолжительности, скорость которого примерно равна 32 м/с, называется _____________ .

    Возникающий в бассейне горной реки стремительный поток смеси воды и обломков горных пород, называется ____________ .

    Гигантские океанические волны, возникающие обычно в результате подводных или островных землетрясений или извержения вулканов, называются ____________ .

    Совокупность биохимических и физиологических реакций в организме, протекающих при участии энергии света, называются _______ процессы.

    Период с момента таяния снежного покрова в лесу до наступления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова, называется _________ сезон.

Вводный контроль. ЧС природного характера. Вариант № 4

Дополнить

    Тонкий слой льда на поверхности земли, образующийся после оттепели или дождя в результате похолодания или намерзания мокрого снега, называется ___ .

    Широкое распространение инфекционных болезней среди животных, имеющих общие признаки и специфического возбудителя, называется ____ .

    В периоды солнечной активности мощные корпускулярные потоки вызывают на Земле __________ _______, отрицательно влияющие на самочувствие людей.

    Масса снега, падающая или скользящая со склонов гор со скоростью 20-30 м/с, называется _________ __________ .

    Наука, изучающая землетрясения. Называется _____________ .

Вводный контроль. ЧС природного характера. Вариант № 5

Дополнить

    Продолжительный и значительный недостаток осадков, чаще при повышенной температуре окружающей среды и пониженной влажности воздуха, называется _______ .

    Затопление водой местности, прилегающей к реке, озеру или водохранилищу, называется _________ .

    Точка на поверхности земли, находящаяся под фокусом землетрясения, называется ___________ .

    Массовое распространение инфекционных болезней среди растений на значительные территории в течение определенного времени, называется ____________ .

    Просадка земной поверхности в результате проливных дождей называется __________ .

Вводный контроль. ЧС природного характера. Вариант № 6

Дополнить

    Гидрометеорологическое бедствие, связанное с обильным выпадением снега, нарушающее движение транспорта и людей, называется _______ ________ .

    Повторный сейсмический толчок, меньшей интенсивности по сравнению с главным сейсмическим ударом, называется _________ .

    Интенсивный, сравнительно кратковременный подъем уровня воды в реке, вызываемый сильными дождями, называется ___________ .

    Малые планеты диаметром от 1 до 1000 км, столкновение которых с Землей может привести к планетарной катастрофе, называются _________ .

    Массовые распространения разнообразных инфекционных заболеваний на Земле относятся к ЧС _____________ происхождения.

Понятие о ЧС природного характера. Классификация, закономерности, проявления

1.Наиболее разрушительным и трагическим характером, как по причиняемому материальному ущербу, так и по количеству человеческих жертв из природных явлений обладает …

2. Чрезвычайные ситуации природного характера подразделяются на _______ групп.

3. Опасные природные явления или процессы, способные вызывать катастрофические ситуации, с внезапным нарушением жизнедеятельности населения, поражение и гибель людей, называются …

Решение: Опасные природные явления или процессы, способные вызывать катастрофические ситуации с внезапным нарушением жизнедеятельности населения, поражение и гибель людей, называются чрезвычайными ситуациями природного характера. Микрюков, В. Ю. Безопасность жизнедеятельности: Учеб. / В. Ю. Микрюков. – Ростов н/Д. : Феникс, 2006. – С. 11.

4. Все природные чрезвычайные ситуации подчиняются некоторым общим закономерным особенностям, в связи с чем неверным является утверждение, что …

Опасные природные явления и чрезвычайные ситуации.

1. Какими могут быть природные явления?

Ответ. Природные явления могут быть экстремальными, чрезвычайными и катастрофическими.

2. Что такое стихийное бедствие?

Ответ. Стихийное бедствие – это катастрофическое природное явление, которое может вызвать многочисленные человеческие жертвы и нанести значительный материальный ущерб.

3. Предсказуемы ли природные явления?

Ответ. Природные явления чаще всего внезапные и непредсказуемые, а также они могут носить взрывной и стремительный характер.

4. Зависимы ли происходящие природные явления?

Ответ. Природные явления могут происходить независимо друг от друга (например, сход лавины и природные пожары) и во взаимодействии (например, землетрясение и цунами).

3. Опишите циклон и факторы его опасности.

Ответ. Движение воздуха направлено от высокого давления к низкому. Формируется область низкого давления с минимумом в центре, что называется циклоном. Циклон в поперечнике достигает несколько тысяч километров. Погода при циклоне преобладает пасмурная, с усилением ветра. Метеочувствительные люди во время прохождения циклона жалуются на ухудшение самочувствия.

4. Опишите сильный мороз и его опасности.

Ответ. Сильные морозы – характеризуются понижением температуры в течение нескольких дней на 10 и более градусов ниже среднестатистических показателей для данной местности.Гололед – слой плотного льда (несколько сантиметров), образующийся на поверхности земли, тротуарах, проезжей части улиц и на предметах и строениях при намерзании переохлажденного дождя и мороси (тумана). Гололед наблюдается при температуре от 0 до 3 С. Как вариант – ледяной дождь.Гололедица - это тонкий слой льда на поверхности земли, образующийся после оттепели или дождя в результате похолодания, а также замерзания мокрого снега и капель дождя. Опасности. Увеличение количества ДТП и травм среди населения. Нарушение жизнедеятельности при обледенении линий электропередач, контактных сетей электротранспорта, что может привести к электротравмам и пожарам.

5. Опишите метель и её опасности.

Ответ.Метель (вьюга, пурга) – это гидрометеорологическое бедствие. Связанное с обильным выпадением снега, при скорости ветра выше 15 м/с и продолжительности снегопада более 12 часов. Опасности для населения заключаются в заносах дорог, населенных пунктов и отдельных зданий. Высота заноса может быть более 1 метра, а в горных районах до 5-6 метров. Возможно снижение видимости на дорогах до 20-50 метров, а также разрушение зданий и крыш, обрывы электропередачи и связи.

6. Опишите туман и его опасные факторы.

Ответ. Туман – скопление мелких водяных капель или ледяных кристаллов в приземном слое атмосферы, снижающее видимость на дорогах. Опасности . Снижение видимости на дорогах нарушает работу транспорта, что ведет к авариям и травматизму среди на населения.

7. Опишите засуху, сильную жару и их опасные факторы.

Ответ. Засуха – продолжительный и значительный недостаток осадков, чаще при повышенной температуре и пониженной влажности.Сильная жара – характеризуется повышением среднегодовой температуры окружающего воздуха на 10 и более градусов в течение нескольких дней. Опасности заключаются в тепловом перегревании человека, т.е. может привести к тепловому или солнечному удару, что может привести к смерти. Во время сильной жары и особенно засухи, возрастает вероятность природных пожаров. Природные пожары могут быть лесными, степными и торфяными. По распространению огня они могут быть низовые и верховые. При низовых пожарах огонь распространяется со скоростью от 0,1 до 3 метров в минуту. Скорость распространения верхового пожара до 100 м в минуту по направлению ветра. В случае угрозы для жизни от массовых пожаров в населенных пунктах организуется эвакуация населения в безопасное место. Опасности: термическое воздействие на незащищенную кожу и дыхательные пути, вдыхание дыма и оксида углерода, вредно влияющих на здоровье людей.

1. Обстоятельства, возникающие в результате природных стихийных бедствий или аварий, называются чрезвычайными, если они вызывают …. а) небольшие изменения в жизнедеятельности людей;

б) резкие изменения в жизнедеятельности людей;

в) повышение работоспособности у людей;

г) понижение работоспособности у людей.

5. Катастрофическое природное явление, которое может вызвать многочисленные человеческие жертвы и значительный материальный ущерб, называется ___________ бедствием.

а) национальным;

б) стихийным;

в) экологическим;

г) биологическим.

Классификация разновидностей ЧС природного характера;

природные явления метеорологического происхождения;

Тема: Метеорологические чрезвычайные ситуации

1. Разрушительная сила урагана заключается в совместном действии

Решение: Ураганы всегда сопровождаются ливневыми дождями, вызывая наводнения и разрушения зданий и сооружений. При этом ураганный ветер разрушает прочные и сносит легкие строения, опустошает поля, обрывает провода, валит столбы линий связи и электропередач, ломает и вырывает с корнями деревья, топит суда, повреждает транспортные магистрали и мосты. Арустамов, Э. А. Безопасность жизнедеятельности: Учеб. / Под ред. проф. Э. А. Арустамова. – М. : «Дашков и К» ° , 2009. – С. 186–187.

2. К метеорологическим чрезвычайным событиям относятся …

3. Природное явление, связанное с активным движением воздуха в атмосфере из области высокого давления в область пониженного давления с минимумом в центре, называется …

4. Самыми непродолжительными из всех видов вихревых бурь являются __________ бури.

33. Укажите неверный ответ:

Если вы оказались в зоне лесного пожара, то, прежде всего, необходимо …

а) покинуть место пожара перпендикулярно направлению ветра;

б) для преодоления недостатка кислорода пригнуться к земле, и дышать через мокрый платок (одежду);

в) не обгонять лесной пожар, а двигаться под прямым углом к направлению распространения огня;

г) накрыть голову и верхнюю часть тела мокрой одеждой и окунуться в ближайший водоем.

34. Может ли верховой пожар распространяться со скоростью до 100 м в минуту?

а) маловероятно;

35. В случае угрозы для жизни населения от массовых пожаров в населенных пунктах организуется:

а) укрытие в соседнем (не горящем) лесном массиве;

б) укрытие в подвалах и погребах;

в) укрытие в ближайшем водоеме;

г) эвакуация в безопасное место.

36. К неверным действиям человека, оказавшегося в зоне степного пожара, относится …

а) попытка покинуть место пожара перпендикулярно направлению ветра;

б) ожидание помощи;

в) попытка покинуть место пожара и дышать через мокрый платок (шарф);

г) попытка обойти зону пожара, если её обойти невозможно, то преодолеть границу огня против направления ветра.

37. Период с момента таяния снежного покрова в лесу до наступления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова, называется …

а) пожароопасный сезон;

б) стихийное бедствие;

в) временной засухой;

г) чрезвычайной ситуацией.

38. К тушению пожара допускаются лица не моложе _________ лет

происхождение землетрясений, их первичные и вторичные последствия; характеристика и возможные последствия оползней, селей и обвалов;

    Геологические чрезвычайные ситуации. Природные пожары

1.К чрезвычайным событиям геологического характера относятся …

2.Вулкан, об извержении которого нет сведений, но под которым происходят локальные землетрясения, называется …

Уснувшим;

Потухшим;

Действующим;

Замершим.

Решение: Вулкан, об извержении которого нет сведений, но под которым происходят локальные землетрясения, называется уснувшим. Вулканы подразделяются на действующие, уснувшие и потухшие. Потухшие – это вулканы без какой-либо вулканической активности. Действующие вулканы периодически проявляют свою активность в виде различных форм извержений. Замерших вулканов не существует. Арустамов, Э. А. Безопасность жизнедеятельности: Учеб. / Под ред. проф. Э. А. Арустамова. – М. : «Дашков и К» ° , 2009. – С. 220–221.

3. К чрезвычайным ситуациям геологического характера не относятся …

8. Опишите землетрясение и его опасности.

Ответ. Землетрясение – подземные толчки и колебания земной поверхности, возникающие в результате внезапных смещений и разрывов в земной коре или верхней мантии и передающиеся на большое расстояние в виде упругих колебаний. З. относится к тектонически-опасным явлениям. Наука, изучающая З. называется сейсмологией. Точка на поверхности земли, находящаяся под фокусом З., называется эпицентром. Интенсивность З. оценивается по Международной (Меркалли) 12-ти бальной сейсмической шкале. В России принята 9-ти бальная шкала Рихтера. Условно З. подразделяют на слабые (1-4 балла), сильные (5-7 баллов) и разрушительные (8 и более баллов). Сильные З. всегда сопровождаются многочисленными афтершоками. Афтершок – это повторный сейсмический толчок, меньшей интенсивности по сравнению с главным сейсмическим ударом. Их количество и интенсивность со временем уменьшается, а продолжительность проявления могут длиться месяцами. Почти симметричны афтершокам - форшоки. Отличие состоит в том, что иногда сильное З. порождает малые афтершоки, а иногда, наоборот, слабое З. (форшок) порождает большое (главный удар), который в свою очередь, порождает меньшее З. (афтершоки). Опасности: подземные колебания приводят к разрушениям. Чем дольше длятся сотрясения, тем тяжелее разрушения. Это приводит разным травмам среди населения, нарушению жизнедеятельности и материальному ущербу.