Документы регламентирующие установку тахографа на автомобили. Особенности закона о тахографах на грузовой автомобиль. Какой же ставить тахограф

Заголовок

Длительные поездки приводят к повышенной утомляемости водителя. Это, в свою очередь, может стать причиной аварии на дорогах. Поэтому жизненно важно соблюдать режим работы и отдыха водителя. Желание больше заработать или сэкономить время повышает риск и вероятность наступления роковых последствий. Под удар попадает не только жизнь водителя, но и других участников возможного ДТП. Обезопасить себя и окружающих существенно помогает закон о тахографах, контролирующий режим работы, который издал Минтранс России.

Эта модель имела диск, расположенный внутри спидометра автомобиля. Установка его как оборудования производителями грузовых автомобилей, автобусов и фургонов осуществлялась поэтапно. Грузоотправители все чаще ценят перевозчиков, которые стремятся максимально снизить воздействие на окружающую среду и сократить количество аварий, связанных с их транспортными средствами. Поэтому очень важно делиться результатами и поощрять знание этой темы. Компании в сегменте, в повышении профессионализма, могут участвовать в категориях Грузоперевозчиков в целом, Рейтинг перевозчиков опасных грузов и случаев транспортировки и валоризации Водителя.

Появление Приказа

Приказ 273 Минтранс России связан с ЕСТР. Это европейское соглашение, в котором определяется режим работы и отдыха водителя. ЕСТР появилось как законодательная мера для снижения процента аварий, вызванных усталостью водителя. В России решили следовать этому примеру. Стоит отметить и то, что в европейских странах в связи с появлением ЕСТР было много недовольства. В России следует ожидать того же, если не хуже. Ведь погоня за деньгами самого водителя и жадность собственника, на которого он работает, могут лишить жизни первого и прибыли второго. С появлением ЕСТР процент аварий действительно снизился. Вероятно, и в России произойдёт то же самое.

Грузоотправители могут также участвовать в Конкурсе. Это легко, бесплатно, и весь бразильский флот может участвовать. Шесть миллионов европейских грузовиков и автобусов оснащены тахографами, чтобы обеспечить контроль за соблюдением социального законодательства на автомобильном транспорте профессиональными водителями и транспортными компаниями. В предложении подробно описывается использование, сертификация, установка и проверка, чтобы контролировать мошеннические махинации. Кроме того, обеспечивая соблюдение времени вождения и отдыха, водители будут более защищены, безопасность дорожного движения будет улучшена, и будет обеспечена большая конкуренция.

Вступивший в силу Приказ 273 Минтранс России имеет много положительных моментов. Например, режим работы водителя будет строго нормирован, контроль местоположения автомобиля не позволит перевозить посторонние грузы. Последнее не порадует недобросовестного водителя, порядочным же, наоборот, станет легче работать.

Приказ 273 Минтранс России приносит пользу не только водителям, но и казне. Появившиеся штрафы несколько пополнят государственный бюджет, система контроля теперь позволит выявить злостных неплательщиков транспортного налога.

За отсутствие тахографа на автомобиле, равно как и за его умышленное повреждение, выезд на линию с неисправным устройством, фальсификацию предоставляемых им данных и внесение различных модификаций, ст.11.23. Административного кодекса РФ предполагает штраф

Это относится к грузовикам весом более 3, 5 тонн, путешествующим по европейским дорогам, для проверки соответствия времени вождения и периодов отдыха. Однако отступление делает его необязательным для грузовых автомобилей менее 7, 5 тонн, приводимых в движение непрофессиональными водителями в радиусе 100 км от их операционной базы. Что касается крайнего срока внедрения интеллектуального тахографа, Совет и Европейский парламент согласились на его присутствие на рынке в течение 36 месяцев с предложением в течение 48 месяцев.

Сущность Приказа

Знание того или иного закона необходимо для того, чтобы избежать его нарушений, следовательно, ответственности за это. Кроме того, осведомлённость и юридическая грамотность помогает не стать жертвой разных мошенников, предлагающих свои услуги. К сожалению, по причине незнания многие люди страдают материально, будучи обманутыми и боящимися того, что им не грозит. Ведь для некоторых лучше заплатить кому-то или воспользоваться его услугами, чем потом нести ответственность.

На кого распространяется закон

Кому же всё-таки нужен тахограф согласно закону? Это важно знать, чтобы избежать лишних затрат на его приобретение и установку.

Приказ 273 Минтранс обязует к установке следующие категории транспортных средств:

  • Автомобили, которые перевозят опасные грузы (категории N2 и N3);
  • Автомобили для междугородних маршрутов категории N3, полная масса которых превышает 15 тонн;
  • Автобусы, которые используются для перевозки пассажиров (категория М2 и М3);
  • Транспортные средства, которые используют для перевозки неопасных грузов (категория N2);
  • Автомобили, которые уже оснащены соответствующими средствами контроля мастерскими (категории M2, M3, N3, N2);
  • Автомобили, на которые установлены соответствующие средства заводом-изготовителем.

Приведённая информация показывает то, что не всем нужен тахограф. Он необходим для грузовиков, масса которых начинается от 3,5 тонны. Соответственно, Газель в нём не нуждается.

Этот Приказ распространяется на пассажирский и грузовой транспорт, не относится к легковым автомобилям. Газель является грузовым автомобилем, но его масса 1,5 тонны, поэтому тахограф не нужен. Пассажирская Газель должна быть оборудована этим прибором.

Есть ещё один важный вопрос. Если автомобиль принадлежит частнику, т. е. физическому лицу, то нужен ли ему тахограф? Минтранс об этом ничего не говорит. Соответственно, обязательство распространяется только на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. В интернете можно встретить противоположную информацию на сайтах фирм, занимающихся установкой. Поэтому необходимо получить разъяснение о существующем законе. Комментарии и мнения относительно этого на просторах глобальной сети свидетельствуют о том, что физические лица, во всяком случае, пока не обязаны иметь тахограф на борту своего автомобиля.

В отличие от автомобиля Газель, на самосвал нужно устанавливать этот прибор. Ведь самосвал не принадлежит к тем авто, которые выполняют специальные функции. Некоторые, конечно, так и хотят включить самосвал в эту категорию. Однако, Приказ 273 Минтранс об этом точно не говорит. Самосвал является разновидностью грузового автомобиля, имеющего опрокидывающуюся платформу. Эти автомобили, как и другие грузовики, могут совершать междугородние поездки, в том числе, и на дальние расстояния. Поднимаемая платформа или кузов не делают самосвал машиной специального назначения.

Кто имеет право устанавливать тахограф

Кому, согласно закону, дано право на установку тахографа? К сожалению, а может быть, и, к счастью, оснастить свой автомобиль таким оборудованием самостоятельно нельзя. С одной стороны, такие операции, которые разрешены специализированным мастерским, могут быть произведены неправильно. В результате таких ошибок оборудование будет работать с нарушениями, что повлечёт за собой выплату штрафа. Помимо этого, возможен выход из строя дорогостоящего оборудования и связанные с этим материальные затраты на ремонт. Наверное, нет таких автовладельцев, кому бы это было нужно.

Мастерские должны быть не только специализированными, но и зарегистрированными в соответствующих органах, другого решения Приказ Минтранс не допускает.

С другой стороны, даже если вы сами прекрасно знаете, какие модели тахографов установить и умеете это делать, всё равно придётся переплачивать. Ничего здесь не поделаешь. Приказ 273 Минтранс не допускает самодеятельности.

Разрешённые модели тахографов

Кроме того, кому нужен прибор, необходимо знать какие модели Минтранс разрешил в России. В противном случае можно по своей юридической неграмотности получить проблему. Мастерские должны сами установить нужную модель. Но всё же, внимательность и дополнительный контроль не помешает. В России устанавливаются следующие модели:

  • Касби DT-20M;
  • DTCO 3283;
  • Меркурий;
  • Штрих;
  • ТЦА-20НК;
  • EFAS V2 Rus;
  • Drive5.

Только этим моделям Приказ 273 Минтранс даёт право учитывать режим работы водителя.

Полезно знать

Тахографы могут быть двух видов: СКЗИ и ЕСТР. Первый имеет в своём составе блок хранения информации СКЗИ. Этот блок защищён от взлома и уничтожения данных. Приказ 273 Минтранс не запрещает эксплуатацию приборов по ЕСТР. Такое оборудование позволяет хранить информацию внутри, а не в отдельном блоке. Обслуживание прибора по ЕСТР гораздо дешевле, чем СКЗИ. Кроме этого, нужно принять во внимание качество отечественной и европейской электроники. Последнее позволяет предположить, что модели ЕСТР качественнее. Другим положительным моментом прибора ЕСТР является более точное определение скорости автомобиля. Нарушение ПДД карается штрафом. Таким образом, добросовестного водителя может постигнуть кара, предназначенная для правонарушителя. Это вероятно в случае моделей СКЗИ с неподключенным датчиком скорости, определять которую будет ГЛОНАСС.

Заголовок

Еще несколько лет назад владельцы транспортных компаний даже не подозревали о существовании тахографов. Сейчас же закон обязывает устанавливать эти приборы на все без исключения пассажирские и грузовые автомобили дальнего следования. Установка тахографов закреплена на законодательном уровне, но вокруг нее витает множество слухов и разночтений.

Давайте попробуем разложить ситуацию, что называется, по полочкам и выяснить как ее трактует закон.

Тахографы в законодательстве

О необходимости устанавливать тахографы законодатель упоминал уже 4 раза. Итак, разберем все существующие на сегодняшний день законодательные акты более подробно:

  • Родоначальник – закон, с которого началась массовая установка тахографов. Полное название закона – «О безопасности дорожного движения», акт записан под номером 196-ФЗ и датируется 10.12.1995 годом. В тексте сформулировано требование о необходимости непрерывной и некорректируемой фиксации всего маршрута передвижения, а также информации о скорости передвижения и о режимах отдыха и работы водителя. Конкретных требований о том, каким должно быть оборудование закон не предусматривает. Оставляя право выбора тахографов на автобусы за администрацией автопарка.
  • Еще один закон появился шестью годами позднее, а именно 30.12.2001. Акт вышел за номером 197-ФЗ. В тексте указываются исключительно на правила работы сотрудников или водителей. Посылов к тому, каким должно быть оборудование здесь опять нет, поэтому останавливаться на законе подробнее не имеет смысла.
  • Далее, все становится интереснее. Правительство издает 720 постановление «об утверждении технического регламента о безопасности колесных транспортных средств». Здесь уже конкретно прописаны все требование к тому, каким должно быть оборудование.

В частности, можно выделить следующие пункты:

  1. Возможность подключить тахограф к рабочим спидометру или одометру. Также прибор должен быть обязательно опломбирован также он должен пройти метрологическую проверку.
  2. Оборудование должно регистрировать скоростной режим, километраж и время отдыха и работы водителя. Кроме того, прибором должны учитываться попытки несанкционированного доступа к данным тахографа, перерывы в электропитании, а также в получении импульсов от датчика скорости.

Фактически устанавливать можно было все современные тахографы, главное, чтобы они соответствовали ЕСТР. Главное, чтобы тахограф был установлен в любом из авторизованных сервисных центров.

  • Следующим увидел свет приказ министерства транспорта №36, датированный 13.02.2013 годом. В тексте документа говорится о том, что все автобусы должны быть оборудованы тахографами, имеющими, встроенное средство криптографической защиты информации, сокращенно – СКЗИ. Все остальное о чем говорил закон, оказалось несущественным против того факта, что страна оказалась просто не готова к нововведениям. Закон вступил в силу с первого апреля того же года и к этому времени еще не было необходимых тахографов, и чип-карт к ним. Установить подходящий прибор можно было только в 1 одном сервисном центре в Санкт-Петербурге, где собственно и изготавливали приборы. Фактически очередь на установку получилась поистине гигантской. Предприниматели не могли получить лицензию, и пассажирский транспорт активно штрафовали сотрудники Госавтоинспекции. В итоге этот приказ и по сей день остается самым обсуждаемым.
  • Самый свежий на сегодняшний день приказ №273 вышел в 2013 году и вступал в силу постепенно. Причем последний этап вступления в силу будет 1 апреля 2016 года. Фактически приказ ничего не меняет, а просто расширяет список транспортных средств, на которые необходима установка тахографа на автобусы.

Давайте разберем каждый закон поэтапно и определимся, какой именно тахограф на автобус лучше устанавливать в современных условиях.

Какой же ставить тахограф?

Большинство споров касаются того, что водители просто не могут определиться, с тем какой выбрать тахограф. Следовать 36 приказу или 720 постановлению. Давайте попробуем разобраться.

Ответить однозначно весьма непросто. Фактически сегодня разрешено ставить тахографа со средствами криптографической защиты, однако, предприятия,имеющие лицензию международного перевозчика, могут поставить оборудование соответствующее ЕСТР, то есть европейским нормам.

Вообще, стоимость приборов и услуг по их установке практически аналогична. Разница в том, что оборудовав свой транспорт устройствами с СКЗИ, вам придется также покупать и чип-карты для этих приборов. Есть, конечно, вариант воспользоваться старыми картами. Одна из российских компаний не так давно внедрила совместимость новых и старых карт. Однако по всемирной сети ходит информация о том, что от старой карты тахограф может зависнуть и водитель получит штраф за езду без карты.

В случае с ЕСТР также полно подводных камней. Имея статус международного перевозчика, вы на законных основаниях можете установить такой тахограф на автобус. Однако проблема в том, что в любое время может выйти закон, который полностью запретит использовать подобное оборудование на территории России. То есть фактически – установка тахографа ЕСТР, не более чем уловка, позволяющая сэкономить время.

Есть и еще один важный нюанс. Самые обычные тахографы отечественного производства по-прежнему активно устанавливают на транспорт. Почему так происходит? Ответ прост – 36 приказ сейчас хоть и работает, но и 720 постановление фактически никто не отменял. В итоге получается так, что можно руководствоваться хоть тем, хоть другим.

Определенный смысл в этот все-таки есть. Несколько российских компаний уже заявили о разработке специального расширения, которое позволит оснастить любые приборы дополнительным модулем с СКЗИ, в случае если отменять 720 постановление.

И еще маленькая хитрость, о которой знают работники всех центров, где происходит установка этого оборудования. Устанавливая старый тахограф на автобус без СКЗИ, сегодня достаточно просто активировать его от 30 или 31 марта 2013 года, будто бы прибор установлен до вступления в силу 36 приказа. В этом случае ни у одного из надзорных ведомств не будет никаких вопросов. Даже по той простой причине, что 720 постановление правительства согласно вертикали власти гораздо важнее ведомственного приказа № 36. Однако если хотите работать по-честному – в приоритете установка устройства именно с СКЗИ. Вскоре в силу вступит регламент для сервисных центров и уловки с 720 постановлением просто перестанут действовать, а всех кто ставил тахографы согласно этому постановлению, скорее всего, заставят менять приборы.

Дополнительный модуль СКЗИ

Как уже было сказано выше единственным выходом остается разработанный российскими инженерами модуль с СКЗИ. Фактически это программно-аппаратный комплекс позволит не менять старый тахограф, а просто дополнить его.

Известно, что устройство будет работать на платформе оперативной системы Windows. Фактически устройство будет выполнять главные задачи:

  • Пресечение любых попыток несанкционированного доступа к информации.
  • Та самая криптографическая защита. Система реализована в полном соответствии с российскими государственными стандартами.

Прибор как заявляют производители, имеет все необходимые сертификаты и его можно использовать для защиты информации любого уровня, в том числе и той, что является государственной тайной.

Если говорить о возможностях прибора, то можно выделить следующие функции:

  • Полноценная защита всех сведений от несанкционированного доступа.
  • Сетевой трафик полностью зашифрован.
  • Полный контроль аппаратной конфигурации ПК.
  • Локальные ресурсы передаются в зашифрованном виде.
  • Потоки конфиденциальной информации находятся под постоянным контролем.

Особенности 273 приказа

Последний на сегодняшний день приказ Минтранса России также требует более детального рассмотрения. Давайте разберемся, какие именно транспортные средства, и с какого срока, теперь, в дополнение к остальным обязательно должны быть оснащены тахографами.

Схематически это выглядит следующим образом:

  • Автобусы подходящие под категорию М2 и М3. Фактически это транспорт малой категории, используемый для перевозки пассажиров. Оснащение тахографами обязательно до 1.04.2014.
  • Транспорт категории N1 и N2. Используется для перевозки опасных грузов – до 1.04.2014
  • Весь транспорт для междугородних категории, тяжелее 15 тонн. До 1.04.2014.
  • Автомобилей категории N3, за исключением тех о которых сказано выше. До 1.09.2015.
  • Для машин категории N2, которые используются для перевозки неопасных грузов – до 1.04.2015.
  • И последнее для тех, кто не занимается международными перевозками. Перевозчики должны заменить старые тахографы на устройства, оборудованные СКЗИ. До 1.04.2016.

Говоря проще, именно с 2016 года постановление №720 будет работать только для тех перевозчиков, которые реально пересекают границу. Остальные смогут установить исключительно устройства, оборудованные СКЗИ. Старые приборы также придется заменить на современные.

Впрочем, исключения для международников также не всегда будут работать. Сейчас в Минтрансе обсуждается приказ, который обяжет всех без исключения перевозчиков перейти на использование приборов, оборудованных СКЗИ.

В ближайшее время документ может быть опубликован для общественных обсуждений. Ожидается, что новый закон вступит в силу не позднее 2018 года. То есть времени для подготовки остается совсем немного и транспортным предприятиям уже пора закладывать в бюджет расходы по закупке и установке нового оборудования.