Дым и его опасность. Чем опасен дым. Перечень наиболее серьезных групп риска

Горящий пластик — боевое отравляющее вещество Первой мировой войны

При горении ПВХ выделяется фосген (боевое отравляющее вещество удушающего действия, которое применяли против вражеской пехоты во время Первой мировой войны). Всего же при горении ПВХ образуется не менее 75 опасных веществ. Плотный черный дым от сгорания пластикового мусора содержит канцерогенные полициклические углеводороды. При горении резины, кроме упомянутого, образовывается канцерогенная сажа и оксиды серы, которые вызывают респираторные заболевания. Постоянно раздраженный дымом эпителий слизистой оболочки дыхательных путей не способен противостоять микробам. Особенно тяжело тем, у кого частые бронхиты, риниты или тонзиллиты, бронхиальная астма. В костер нередко попадет ДВП, ДСП, фанера. Эти материалы содержат формальдегидные смолы и могут быть выкрашены масляной краской, которая содержит свинец. Ужасно то, что возле костров чаще всего можно увидеть детей дошкольного и младше школьного возрастов, влияние дыма на чьи организмы наиболее опасно. Кроме непосредственной угрозы человеческому здоровью, сжигание листвы и сухой травы приводит к гибели полезных насекомых. Разрушается плодородный слой, ведь выгорают растительные остатки, гибнут почвообразующие микроорганизмы. На природных участках и на газонах огонь уничтожает семена и корни травянистых растений, повреждает нижнюю часть деревьев и кустарников. От пожара выгорают верхние части корней, что может погубить все дерево.

Задумывался ли кто-нибудь из вас, насколько опасен дым от костра, которым всем нам приходиться дышать? Ведь научно доказано, что дым от сжигаемых деревьев и листвы содержит в себе множество канцерогенных веществ, которые наносят непоправимый вред здоровью человека.

Люди верят, что делают доброе дело, сжигая мусор в кострах, разведенный прямо на газонах, под окнами домов. Ведь им никто не объяснил, что жители соседних домов большую часть времени сидят при этом при закрытых окнах и форточках.

«Частицы, содержащие в дыме, наносят вред здоровью, легким» — говорит доктор Джеймс МЭМЭРИ их Temple Lung Center, Филадельфия. Вдыхая дым, мы увеличиваем риск развития онкологических заболеваний. Более того, по информации опубликованной на сайте корпорации Clean Air Revival («Возрождение чистого воздуха»), специалисты американской Environmental Protection Administration утверждают — дым горящих поленьев содержит в 12 раз больше канцерогенных веществ, чем сигаретный. Да и сотрудники American Canter Association, основываясь на исследования ученых из University of Minnesota, напоминают: «Когда мы вдыхаем дым от костра, риск развития рака поджелудочной железы увеличивается на 60%.

Когда горят опалые листья и трава: только самая верхняя часть получает достаточное количество кислорода, в то время как средние слои тлеют и дымят, выделяя токсичные и просто вредные для здоровья химические вещества. Тонна тлеющей листвы выделяет около 30 килограммов опасных веществ.

Деревья, растения и листья являются биологическими фильтрами, которые вбирают в себе все вредные вещества из атмосферы, грунты, воды, а также от тяжелых металлов, выхлопных газов, до тех нечистот, которые провозят по улице. Концентрация вредных веществ в дыме очень велика. И только представьте, сколько их нахватают наши легкие, если внутренняя поверхность альвеол составляет 100 квадратных метров! Не сжигать листья — лучшая защита населения от вредного воздействия окружающей среды.

Материалы исследований, проведенные Национальным экологическим центром Украины, свидетельствуют, что при сгорании одной тонны растительных остатков в воздух высвобождается около 9 килограммов микрочастиц дыма. В их состав входят пыль, окиси азота, угарный газ, тяжелые металлы и ряд канцерогенных соединений.

Какие же на самом деле вещества выходят из сжигаемой листвы и деревьев? Большое количество соединений свинца, ртути, формальдегида, бензапирена, а также тысячи токсичных соединений, многие из которых до сих пор не изучены. Все эти вещества, как вы понимаете, здоровья не добавят. Зато могут способствовать развитию аллергии, астмы, раковых и других заболеваний. Один час, проведенный у костра, по ущербу для здоровья равносилен пятичасовому пребыванию на городской автомагистрали.

Сжигание мусора и опавшей листвы могут вызывать удушье.

В тлеющей без доступа кислорода листве выделяется бензопирен, способствующий развитию у человека раковых заболеваний. Кроме того, с дымом в воздух высвобождаются диоксины — одни из наиболее ядовитых для человека веществ. Такие выделяемые вещества, как ирританты, раздражают нервные чувствительные окончания в бронхах, что вызывает бронхоспазм — резкое сжатие бронхов, за которым следует удушье. На приусадебных участках растения нередко опрыскивают пестицидами, которые также выделяются в воздух при сгорании листвы и травы. Более всего пестицидов содержится в ботве картофеля, который так усердно опрыскивается от колорадского жука. При сгорании полиэтиленового пакета в воздух высвобождается до 70 разнообразных химических соединений, большинство из которых ядовиты для человека. Именно они становятся причиной першения в горле, кашля.

Горящий пластик — боевое отравляющее вещество Первой мировой войны. При горении ПВХ выделяется фосген (боевое отравляющее вещество удушающего действия, которое применяли против вражеской пехоты во время Первой мировой войны). Всего же при горении ПВХ образуется не менее 75 опасных веществ. Плотный черный дым от сгорания пластикового мусора содержит канцерогенные полициклические углеводороды. При горении резины, кроме упомянутого, образовывается канцерогенная сажа и оксиды серы, которые вызывают респираторные заболевания. Постоянно раздраженный дымом эпителий слизистой оболочки дыхательных путей не способен противостоять микробам. Особенно тяжело тем, у кого частые бронхиты, риниты или тонзиллиты, бронхиальная астма. В костер нередко попадет ДВП, ДСП, фанера. Эти материалы содержат формальдегидные смолы и могут быть выкрашены масляной краской, которая содержит свинец.

Ужасно то, что возле костров чаще всего можно увидеть детей дошкольного и младше школьного возрастов, влияние дыма на чьи организмы наиболее опасно. Кроме непосредственной угрозы человеческому здоровью, сжигание листвы и сухой травы приводит к гибели полезных насекомых. Разрушается плодородный слой, ведь выгорают растительные остатки, гибнут почвообразующие микроорганизмы. На природных участках и на газонах огонь уничтожает семена и корни травянистых растений, повреждает нижнюю часть деревьев и кустарников. От пожара выгорают верхние части корней, что может погубить все дерево.

Те люди, что палят костры, подвергают опасности свое здоровье и здоровье окружающих. Что же делать тогда с растительными остатками? Например, можно сделать компостную кучу, а компост использовать для удобрения тех же газонов и деревьев. Либо же перекопать, оставив листья в земле, тогда почвенные организмы сами переработают листья в плодородный гумус, только не надо им мешать.

Пожар всегда представляет собой огромную опасность для человека, и с этим не поспоришь. Но если взрослые люди знают и о потенциальной опасности любого возгорания, и о том, как следует вести себя при пожаре, то маленькие дети такой информацией просто не владеют, и при пожаре они часто оказываются беззащитны. По этой причине обучение детей правилам пожарной безопасности нужно начинать как можно раньше.

Правила поведения детей при пожаре

Действия при пожаре для детей практически такие же, что и для взрослых, ведь огонь не делает различий по возрасту. Итак, если в квартире или доме неожиданно произошло возгорание, ребенок должен действовать следующим образом.

Если пламя небольшое, то его можно попробовать потушить самостоятельно, набросив сверху одеяло или влажную тряпку. Если огонь не погас или он слишком большой, чтобы можно было его потушить, нужно быстро покинуть квартиру.

Перед тем, как вызвать пожарных, нужно сначала эвакуироваться. Для этого следует закрыть нос и рот влажной тряпкой и, передвигаясь ползком, покинуть помещение. Лифтом в подъезде лучше не пользоваться, поскольку при пожаре он может отключиться.

Затем следует немедленно позвать кого-нибудь из взрослых (соседей) и срочно позвонить в пожарную службу по телефону 101. Этот номер, так же как и прочие номера служб экстренной помощи (скорой, аварийной, милиции) любой ребенок должен знать наизусть. По телефону надо будет сообщить дежурному пожарной части свой полный адрес, в том числе и этаж, рассказать, что горит, назвать свою фамилию.

После эвакуации ребенок должен ожидать приезда пожарных во дворе дома, а затем - выполнять все их команды.

Если убежать из дома не получается, нужно самостоятельно добраться до телефона, чтобы вызвать пожарных. Также можно позвонить по телефону соседям и родителям и позвать на помощь.

Знания о пожарной безопасности для детей порой оказываются важнее знания иностранных языков и математики. Обучать азам этой грамоты можно уже 3-4-летнего ребенка. Это нужно делать в игровой форме, показывая ребенку тематические картинки, читая стишки и задавая вопросы:

Почему опасен пожар (огонь)?

Что опаснее - огонь или дым? Почему?

Можно ли оставаться в квартире, где что-то горит?

Можно ли самостоятельно тушить пожар?

Кого нужно позвать, если начался пожар?

Занятия по технике пожарной безопасности для детей проводятся в дошкольных и школьных учреждениях, но особая роль в этом вопросе всё же принадлежит родителям. Ведь по статистике именно дома, в их отсутствие, с детьми чаще всего случаются трагедии.

Уроки пожарной безопасности дома и в школе можно проводить в различных формах:

рассказы о том, что такое пожар, и почему он так опасен;

объяснение причин пожара доступным для детей языком;

профилактические беседы о правилах самостоятельного пребывания дома;

рассказы о том, как не допустить пожара (не играть со спичками и зажигалками, не трогать электроприборы мокрыми руками);

изучение правил поведения при возникновении пожара;

беседы с сотрудниками пожарной части;

совместные занятия в игровой форме, когда детям предлагается нарисовать план эвакуации из квартиры, помочь оформить памятку для детей при пожаре;

проведение конкурса рисунков «Пожарная безопасность глазами детей».

Эти методы, сочетаемые в комплексе, помогут родителям и учителям подготовить детей к таким нестандартным ситуациям, как пожар. Подобные беседы следует проводить регулярно, чтобы дети твердо знали, что такое пожар, чем он опасен, что нужно делать, если в доме что-нибудь загорелось, и чего, наоборот, делать нельзя, чтобы пожар не возник.

Информационно методический материал по обучению детей правилам пожарной безопасности

Постановка по мотивам сказки "Кошкин дом"

Правила пожарной безопасности

Обеспечение соблюдения правил противопожарной безопасности в учреждениях образования

ЕСЛИ В ДОМЕ НАЧАЛСЯ ПОЖАР

ПРАВИЛО 1. Если огонь небольшой, можно попробовать сразу же затушить его, набросив на него плотную ткань или одеяло, или вылив кастрюлю воды

ПРАВИЛО 2. Если огонь сразу не погас, немедленно убегай из дома в безопасное место. И только после этого позвони в пожарную охрану по телефону101 или попроси об этом соседей

ПРАВИЛО 3. Если не можешь убежать из горящей квартиры, сразу же позвони по телефону 01 и сообщи пожарным точный адрес и номер своей квартиры. После этого зови из окна на помощь соседей и прохожих.

Тема занятия: «Чем опасен дым»

(для учащихся 2-3 класса)

Программа: «Ступени безопасности 3»

Цель: научить детей правильно действовать в случае возникновения пожара, закрепить знания детей о правилах пожарной безопасности, выработать навыки их применения при возникновении пожара.

Задачи:

Обучающие:

Познакомить детей с основными правилами пожарной безопасности, с первичными действиями при обнаружении пожара.

Развивающие:

- развитие воображения и фантазии;

- развитие связной речи при ответах на вопросы;

- развитие умение анализировать, делать выводы.

Воспитывающие:

- воспитание у детей потребности в заботе о своей безопасности;

Воспитание чувство ответственности за свои поступки;

Воспитание чувство коллективизма.

Форма проведения: индивидуально-фронтальная, групповая.

Тип занятия: комбинированный.

Методы проведения:

Словесный: рассказ, беседа, объяснение.

Наглядный: демонстрация с использованием ИКТ.

Практический: выполнение заданий.

Материал и оборудование: мультимедийный проектор, проекционный экран, презентация «Чем опасен дым», карточки с заданиями

Ход занятия:

    Организационный момент.

Цель: создание благоприятного психологического настроя обучающихся.

Содержание:

Здравствуйте ребята. Я очень рада вас видеть на занятие. Скажите, а каким воздухом полезно дышать?

- Предполагаемые ответы учеников: чистым, свежим, легким.

- (сопровождается музыкой № 1) Правильно. Я вас попрошу закрыть глаза, положите руки на колени, расслабьтесь и давайте мысленно перенесёмся в волшебный осенний лес. Полюбуемся красками золотой осени, поздороваемся с хозяевами и пожелаем им тепла и красоты. Остановимся. А так ли тихо в осеннем лесу? Послушайте, как шуршат падающие листья, шумит в ветвях ветерок, весело посвистывают синички. Мы спокойны, добры, приветливы, ласковы. А как пахнет в осеннем лесу? Вдохните глубоко этот горьковатый аромат! Лесной воздух отличается свежестью и чистотой. Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните вчерашнюю обиду, злость, беспокойство, забудьте о них. Вдохните в себя свежесть осеннего утра, тепло солнечных лучей, чистоту рек. Я желаю вам крепкого здоровья, хорошего настроения, успехов, доброго отношения к себе и друг другу. Окружающий вас мир – большое волшебное зеркало. И мы сумеем с вами увидеть и почувствовать всю красоту окружающей природы. Я досчитаю до 5. На счёт 5 – вы откроете глаза.

Ну что же, ребята, мы с вами побывали в осеннем лесу, а теперь мы с вами в нашем классе, я желаю вам работать дружно, и внимательно меня слушать.

2. Проверочный этап.

Цель: мотивация обучающихся на деятельность, актуализация знаний обучающихся.

Метод: фронтальный опрос

Содержание:

Перед тем, как нам с вами перейти к изучению новой темы, предлагаю вспомнить, о чем мы с вами говорили на прошлом занятии.

-Предполагаемые ответы учеников: мы говорили про огонь.

Правильно. На прошлом занятии, мы с вами говорили про огонь, каким он может быть. Каким он может быть?

-Предполагаемые ответы учеников: он может быть другом, а может быть и враг.

Правильно. Когда огонь нам друг?

-Предполагаемые ответы учеников: когда он нам помогает, например: согреться, сварить покушать, освещает дом.

Правильно. А когда же огонь становится нашим врагом?

-Предполагаемые ответы учеников: когда, мы не правильно с ним обращаемся.

Совершенно верно. Огонь становится врагом и оборачивается страшным пожаром. Случился пожар в природе – гибнут деревья, травы, животные.

А ещё на прошлом занятии, мы с вами узнали, про вещества, которые тушат огонь, и про вещества, которые наоборот усиливают огонь. Предлагаю всем встать и поиграть в игру: «Огонь – вода». Если я называю вещество, которое тушит огонь – вы прячьте руки за спину, а если оно усиливает огонь – вы поднимаете руки вверх, изображая пожар (далее педагог зачитывает слова):

Песок, солома, вода, земля, бензин, пена, б умага, картон, растворитель, сено.

Молодцы. Сегодня я хочу вам рассказать о том, что во время пожара опасность представляет не только бушующее раскалённое пламя, но и ядовитый дым. Большая часть жертв пожаров гибнет именно от дыма!

- (слайд 1) И тема нашего занятия «Чем опасен дым».

3. Основная часть. Изучение нового материала.

Цель: научить детей правильно действовать в случае возникновения пожара, дыма.

Содержание:

- Сегодня, наше занятие посетил доктор Айболит, а в руках у него письмо, наверняка всем интересно, что же в нем (у педагога в руках письмо от доктора Айболита).

- (слайд 2) А в нем схема дыхательной и кровеносной системы человека.

Ребята, скажите, зачем человеку легкие?

-Предполагаемые ответы учеников: чтобы дышать.

Правильно, чтобы дышать и насыщать наш организм кислородом. Как же это происходит? Как мы дышим?

-Предполагаемые ответы учеников: вдыхаем носом.

- (слайд 3) Правильно. Сначала мы вдыхаем носом, там воздух очищается и согревается. Затем кислород попадает в легкие через бронхи, а затем по кровеносной системе во все клеточки нашего организма. Не зря, в начале нашего занятия, я задала вам вопрос, а каким воздухом полезно дышать, и вы ответили, чистым, свежим.

Таким образом, во время пожара опасность представляет не только бушующее раскаленное пламя, но и ядовитый дым, который попадает к нам в организм. Большая часть жертв пожаров гибнет именно от дыма.

Сгорая, вещество выделяет летучие продукты горения. Это пар или газ, содержащий миллионы твердых частиц, или и то и другое вместе. Вот такая смесь и образует дым. При горении любых материалов горит и кислород, которым мы дышим. Он превращается в очень ядовитый угарный газ.

- (слайд 4) И таким образом, этот ядовитый угарный газ через дыхательные пути попадает к нам в легкие. Как только человек вдыхает этот ядовитый угарный газ, человек сразу же теряет сознание. Так как же нам спастись, от этого дыма? Предлагаю рассмотреть ситуации, которые представлены на экране.

- (слайд 5) Мальчик Петя, находится в комнате, и вдруг его комната наполнилась дымом, и что он делает, он испугался и прячется под кровать. Правильно ли Петя поступает?

- Предполагаемые ответы учеников: неправильно.

Совершенно верно, Петя неправильно поступает.

- (слайд 6) А вот Ваня, правильно поступает. Если комната наполнилась дымом, нужно намочить полотенце или платок холодной водой и дышать через мокрую ткань. Почему? Потому что влажная ткань задержит часть ядовитых веществ. Кроме того, холодная мокрая ткань предохранит лицо, глаза, дыхательные пути от раскаленного воздуха. Двигаться к выходу нужно пригнувшись, и по возможности обмотать голову мокрой тканью, потому что внизу скапливается меньше ядовитых газов, поскольку они поднимаются вверх.

- (слайд 7) Но во время начинающего пожара, когда по комнатам «ползет» дым, очень хочется распахнуть все окна и двери, что бы проветрить помещение. То же самое подсказывает и логика. Ну не задыхаться же, в самом деле! Но делать этого категорически нельзя, нужно поступить наоборот – плотно закрыть все окна, форточки, выйти из горящего помещения и закрыть за собой дверь, что бы лишить огонь сквозняков, питающих его кислородом. Запомнили?

- Предполагаемые ответы учеников: Да

Ребята, а в каком случае нам необходимо с вами открыть окна и двери, что бы проветрить помещение?

- Предполагаемые ответы учеников: когда пахнет бытовым газом и немедленно нам нужно позвонить в горгаз по номеру 04.

Правильно, нам обязательно нужно проветрить комнату, и обратиться в специальную службу по номеру 04. Ну что же ребята, предлагаю отдохнуть и размяться. Все встаем и проведем вместе веселую физкультминутку.

Физкультминутка: «Дорожная».

Цель: профилактика, утомление. Снятие мышечного напряжения, активизировать у детей мыслительную активность.

Дорога не тропинка, дорога не канава…

Сперва смотри налево. Потом смотри на право.

Ты налево повернись, другу рядом улыбнись,

Топни правою ногой: раз – два - три,

Покачай головой: раз – два – три.

Руки вверх ты подними и похлопай: раз – два – три.

И похлопай: раз-два-три.

- (слайд 8, 9) Молодцы, отдохнули мы с вами, а теперь продолжаем занятие. Мы рассмотрели с вами 2 ситуации, давайте сделаем вывод, посмотрев на экран, и выберем правильный ответ.

Молодцы. Ребята, ещё хотелось бы вам рассказать, что в зависимости от состава горючих веществ их полного и неполного горения, дым имеет определенный цвет и запах (слайд 10,11,12):

- (слайд 10) при горении древесины цвет дыма бывает серо – черным;

- (слайд 11) при горении ткани цвет дыма серо – бурый;

- (слайд 12) при горении резины, смолы, пластмассы – дым черного цвета;

Нефть и нефтепроизводства – дым черного цвета.

Вот таким разным бывает дым, опасным или неопасным. Всё зависит от ситуации. Дым нам не опасен, например, когда мы с вами отправляемся в поход, и греем пищу на костре. Дым, который выходит из трубы, когда мы с вами обогреваем дом.

3. Закрепление.

Цель: закрепить знания, полученные на занятие.

Содержание:

Ребята, сегодня мы с вами узнали, какие правила нужно соблюдать, если помещение наполнилось дымом. И давайте представим, наш класс наполнился дымом, какие действие мы будем выполнять? Расскажите и покажите. (ребята показывают алгоритм действий, т.е. закрывают нос и рот мокрой тканью и, держась ближе к полу, двигаясь вдоль стены друг за другом пробираются к выходу).

Молодцы, ребята, вы усвоили правила противопожарной безопасности. А ещё мы с вами сегодня говорили, что дым бывает разный. Предлагаю послушать внимательно стихотворение «Сказочник – дым», и представить каким может быть дым:

Дремлет в печурке моей огонек.

В небо струится легкий дымок.

Сказочник – дым над крышей колдует,

Сказочный замок в небе рисует.

То упирается в тучи столбом,

То притворяется птицы крылом.

То заплетает струйками косы,

То загибается знаком вопроса…

И вечерами над нашей избой

Дымные звери гуляют гурьбой:

Важно шагает белый верблюд,

Белые кони копытами бьют,

Катится ежик и плавает слон.

Вот из трубы выползает дракон.

В лапах несет он живой уголек –

Дракон из трубы уголек уволок.

В сказочном замке над нашей избой

Светит в ночи уголек золотой.

Вот таким разным бывает дым.

В заключение нашего занятия, предлагаю вам ребята, пофантазировать. Я попрошу вас изобразить в виде пантомимы необычный дым, и изображать его вы будете в сопровождении музыки. У каждой группы будет своя музыка, под которую вам необходимо показать дым. Сейчас я раздам вам подсказки, с изображением дыма. И предоставляю вам 1 минутку для раздумья, как вы будете изображать дым.

Легкий дымок;

Дым птица (бабочка), с большими крыльями;

Дым - дерево;

Дымные птицы гуляют гурьбой (стаей);

Дым - дракон;

Дым – замок.

4. Подведение итогов, рефлексия.

Цель: мобилизация обучающихся на самооценку и оценивание работы способности психологического состояния.

Содержание:

Молодцы, все справились с заданием. Ребята, предлагаю подвести итог. Сегодня я посветила теме: «Чем опасен дым», скажите мне, те знания, с которыми вы сегодня познакомились, как в дальнейшем могут пригодиться вам в жизни?

- Предполагаемые ответы учеников: если случится пожар, я буду дышать через мокрую ткань, и пригнувшись я буду идти к выходу.

Совершенно верно. Нам с доктором Айболитом очень понравилось, как вы работали, были внимательными, активными. Пришла пора прощаться. А для того, чтобы доктор Айболит приходил к нам почаще на занятия, предлагаю ему, что – нибудь подарить.

А что мы можем ему подарить?

- Предполагаемые ответы учеников: улыбку, радость.

Правильно. Предлагаю, нашу улыбку, наше настроение нарисовать на смайликах, которые лежат у вас на столах (ребята, кладут свои смайлики в конверт и отдают доктору Айболиту).

Я и наш доктор Айболит прощаемся с вами, до новых встреч.

К аномальной жаре, не ослабевающей несколько недель, присоединилась еще одна напасть – пожары. Высокая пожароопасность сохраняется на всей европейской территории страны, в Подмосковье горят торфяники. ВЫ ПРОСИЛИ РАССКАЗАТЬ: насколько опасен для людей дым торфяных пожаров, особенно в сочетании с необычной жарой, и как от него спасаться? Прояснить ситуацию мы попросили Светлану Новичкову, руководителя проекта «Экологически чистые территории» Международного экологического фонда:

– Торфяные пожары, как правило, возникают при участии человека – достаточно в засушливую погоду бросить спичку или непогашенную сигарету, чтобы торфяник загорелся. В принципе возможно и его самовозгорание – например при температуре +50 градусов (на солнце она вполне может достигать таких отметок), но все-таки в четырех случаях из пяти причина пожара – человеческий фактор. Проблема эта возникает каждое лето, но сейчас ситуацию усугубляет очень жаркая погода.

Что выделяется в воздух, когда горит торф? Это зависит от конкретного торфяника и места, где он расположен. Сам по себе торфяник устроен как губка, у него пористая структура и в нем есть все то, что находилось в воздухе, пока он созревал (это долгий процесс, занимающий сотни лет). Соответственно все, что конкретный торфяник накопил, выделяется в воздух при его горении. Это всегда оксиды углерода, азота и серы, сажа, пыль и остатки органических веществ, но на пылевых частицах могут быть и оксиды металлов, и вообще что угодно – вплоть до бензопирена, очень опасного вещества с канцерогенными свойствами.

Даже если торфяник не загрязнен, при его горении в воздухе во много раз увеличивается количество пыли. Если человек находится далеко от места торфяного пожара, у него, как и в случае с любыми пылевыми частицами, возможно обострение бронхолегочных болезней, астмы, а если близко – пыль может вызвать ожоги дыхательных путей и слизистых. Поэтому жителям районов, где горят торфяники, рекомендуют держать окна закрытыми и на улице дышать через мокрую ткань.

Хуже обстоят дела с дымом торфяных пожаров в крупных городах, в частности в Москве. В столице и так напряженный экологический фон из-за выхлопов автотранспорта, а сейчас, в жару, сильно снижено содержание кислорода в воздухе и повышено газовыделение от асфальта, строительных конструкций, отделочных материалов и т.д. Плюс дым от горящих торфяников. Все это в комплексе создает условия для образования так называемого фотохимического смога, от которого уже не поможет ни мокрая ткань, ни защитная повязка и при котором в воздухе могут находиться самые непрогнозируемые соединения и вещества, в том числе очень опасные, обладающие канцерогенными свойствами, влияющие на кровеносную систему. С подобным смогом москвичи сталкивались летом 2002 года. В таком случае на бытовом уровне ничего существенного сделать уже нельзя – только закрыться дома или уехать на время туда, где экологическая ситуация лучше.

Кстати, отправляясь в лес, например за грибами, лучше заранее выяснить, есть ли в этом районе торфяные пожары. Торфяник горит глубоко под землей, и не всегда можно ориентироваться на дым. Конечно, в районах, где есть горящие торфяники, проводятся мероприятия по тушению, опасные зоны оцепляют, но личная бдительность не помешает в любом случае.

«Дым костра создает уют, искры гаснут в полете сами …и т.д.» А еще: «Взвейтесь с кострами синие ночи..» Какое лето без костров? Костер согревает и объединяет людей, на костре можно приготовить вкусный суп, а потом поджарить шашлыки на углях. Но нельзя сказать, что от костров только польза. Есть и вред, причем очень существенный. Мы не говорим о лесных пожарах, считая, что люди, читающие эту статью, достаточно осторожны и разводят костры по всем правилам пажаробезопасности. Речь пойдет о вреде дыма обычного костра. Часто люди думают, что вредный дым получается только если сжигать резину, пластмассу, пвх, картон, крашеные доски. Это не так. Обратите внимание, что в данной статье мы пишем о вреде дыма от сжигания обычных дров из березы, сосны, осины и других сухих деревьев.

Так что же происходит с деревом при сжигании? Одно из наиболее подробных описаний процесса можно найти в книге д. ф-м. н. Хошева Ю.М. «Дровяные печи. Процессы и явления». Элементный массовый состав абсолютно сухой древесины всех пород древесины примерно одинаков: углерод 49-50%, кислород 42-44%, водород 6-7%, неорганическая часть 0,1-2% (окислы калия, кальция, натрия, магния, кремния и т.п.). Древесина содержит также 0,1-1% связанного азота - именно такой “древесинный” азот может образовывать вредные выбросы окислов азота при горении древесины (атмосферный азот во взаимодействие с кислородом при горении дров не вступает). Перечисленные химические элементы создают в древесине три основные группы химических соединений типа натуральных полимеров: целлюлозу 39-58%, гемицеллюлозу 15-38% и лигнин 17-34% и до нескольких процентов восков, смол, таннинов, жиров, эфирных масел.

Основной особенностью пламенного горения древесины является постадийность выгорания полена с изменением состава горючих газов пиролиза древесины (т.н. «летучих») и с изменением скорости выхода летучих. По существу, поленья горят в зазорах между поленьями как в микротопках с раскаленными обугленными стенками из древесины. Внутри костра может возникать нехватка кислорода для полного сжигания летучих, и костер превращается в “газогенератор”, поставляющий горючие газы в пламя над дровами. Беспламенная форма горения твердых топлив называется тлением. Тление характерно тем, что может происходить медленнее, чем пламенное горение, и может осуществляться при относительно низкой температуре горения.

Схема пятна тления на поверхности древесины. 1 - древесина, 2 - поток тепла вглубь древесины, 3 - поступление воздуха, 4 - выход летучих из зоны термолиза через угольный слой /с воспламенением-пламенем или в виде сизого дыма/, 5 - “шапка” отходящих продуктов тления СО2 и СО, 6 - лучистый поток тепла, 7 - зона углей, 8 - зона термолиза древесины, 9 - выход летучих из пор древесины с конденсацией в форме белого дыма.

Одним из самых вредных продуктов горения и тления древесины является визуально видимый дым - газовзвесь мелких твердых и жидких частиц. Процесс дымовыделения называется в зарубежной литературе эмиссией частиц веществ - “emission of particles of matters” /PM/. Обычно “тяжелые” белые дымы имеют размер частиц 1-10мкм, черные дымы 0,1-1мкм, “легкие” сизые дымки - менее 0,1 мкм. Службы экологии США считают эмиссию частиц с размером менее 10 мкм, и особенно менее 2,5 мкм, наиболее вредным компонентом дымовых газов, поскольку эти частицы способны беспрепятственно поступать сквозь защитную систему легких в альвеолы (http://www.epa.gov/pm/).

Основные всплески выброса дыма и окиси углерода (угарного газа) происходят при подбрасываниях свежих дров в костер, именно в эти моменты наблюдается повышенный выход и белого, серого и черного дыма из-за появления в огне необугленных поверхностей древесины и из-за повышенного выхода летучих продуктов термолиза. Дымовые газы содержат большое количество водяных паров, причем образующихся преимущественно при сгорании химических веществ древесины, а не при физической сушке исходной древесины. Отметим попутно, что газы обладают способностью растворяться в воде, в том числе и каплях конденсата. Если растворимости азота 0,015 м3/м3 и кислорода 0,031 м3/м3 не велики, то растворимости углекислого газа 0,88 м3/м3, сернистого газа 39 м3/м3 и хлористого водорода 440 м3/м3 значительны. Поэтому, например, присутствие серы в топливе приводит к переводу капель водяного тумана в капли серной кислоты.

Разберемся с составом белого, серого и черного дыма костра. Белый дым представляет собой аэрозоль мелких капелек жидких продуктов пиролиза древесины. При нагреве древесины испаряющаяся вода увлекает за собой и пары масел («дегтей»). Кипящая вода, как известно, хорошо “перегоняет” многие углеводороды, особенно ароматические, что собственно и придает белому дыму специфический запах “копоти” тлеющей древесины. Эти пары воды с “дегтями”, образовавшиеся внутри полена вблизи раскаленной зоны горения или тления, сочатся по трахеидам холодной древесины, охлаждаются, и в виде белого дыма и выходят из древесины (преимущественно через торцы поленьев). По мере разгорания полена белый дым начинает испаряться и, наконец, вспыхивает языками пламени. При этом белый дым может пропасть совсем.

Сизый дым может исходить из раскаленных обугленных, но не горящих пламенем, поверхностей поленьев, в том числе и тлеющих головешек. Такой сизый дым образуется в результате испарения и последующей высокотемпературной конденсации в туман наиболее труднокипящих масел и смол. Причем, чем более высококипящей является конденсирующаяся смола, тем “суше и легче” выглядит сизый дым. Сизый дым отличается от белого дыма значительно меньшим размером частиц. А частицы размером меньше 400 нм преимущественно рассеивают видимый свет в фиолетовой области спектра, а не поглощают его как крупные частицы белого дыма. Поэтому переход от “тяжелого влажного” белого дыма, к сухому сизому дыму, происходит постепенно через серовато-голубоватые дымки, знакомые как дымок сигареты.

Черный дым является по сути уже обгоревшим дегтем (”элементарным углеродом”, сажей). Черный дым возникает при терморазложении углеводородов, преимущественно именно в пламени, при недостаточном окислении. Черное дымление очень характерно для горения материалов, богатых углеродом и, особенно, содержащих бензольные кольца (бензол, мазут, полистирол).

Схема образования черного дыма

При сгорании 1 кг древесины выделяется 7,5—8,0 м 3 газообразных продуктов сгорания. В состав их, кроме продуктов полного горения, входят: окись углерода, спирты, кетоны, альдегиды, кислоты и другие сложные органические соединения.

Конечно, резкого вреда здоровью один-два вечера у костра не нанесут. Но надо стараться избегать вдыхания дыма и иметь ввиду, что дым от костра задерживается в организме намного дольше, чем табачный , и в нем большее количество канцерогенных веществ.

Источники

Хошев Ю.М. «Дровяные печи. Процессы и явления» 2014 г.