Если военнослужащего строят выходной день что делать. Приложение. Регламент служебного времени военнослужащих федеральных органов государственной охраны, проходящих военную службу по контракту. Положен ли военнослужащему по контракту выходной день
Общая продолжительность еженедельного служебного времени военнослужащих, проходящих военную службу по контракту (кроме участия в мероприятиях, проводимых без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени)не должна
в соответствии со статьей 91 Трудового кодекса Российской Федерации превышать 40 часов.К мероприятиям, проводимым без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени (их перечень определен приказом Министра обороны Российской Федерации от 10 ноября 1998 года № 492 «Об утверждении Перечня мероприятий, которые проводятся при необходимости без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени военнослужащих»), относятся, в частности, боевое дежурство (боевая служба), учения, походы кораблей и др.В случае привлечения военнослужащего к исполнению обязанностей военной службы сверх установленной продолжительности служебного времени командованием должен вестись его учет в журнале, форма и порядок ведения которого устанавливаются руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба.
Федеральным законом от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», Положением о порядке прохождения военной службы, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года № 1237 «Вопросы прохождения военной службы», определены способы учета такого времени для различных категорий военнослужащих по контракту:Первый – время привлечения военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, к мероприятиям, проводимым без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени, учитывается
в сутках. За каждые трое суток привлечения к этим мероприятиям военнослужащему предоставляются двое суток отдыха. Время отдыха, компенсирующее участие в данных мероприятиях, предоставляется военнослужащему, проходящему военную службу по контракту, как правило, по окончании данных мероприятий с учетом необходимости поддержания боевой готовности подразделения и интересов службы.Второй – учет времени привлечения военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, к исполнению обязанностей военной службы в рабочие дни сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени (сверхурочное время), а также учет привлечения указанных военнослужащих к исполнению обязанностей военной службы в выходные и праздничные дни. Он производится в часах.Когда суммарное сверхурочное время достигает величины ежедневного времени, установленного регламентом служебного времени для исполнения должностных обязанностей, военнослужащему, проходящему военную службу по контракту, по его желанию предоставляются в другие дни недели дополнительные сутки отдыха или они присоединяются к основному отпуску.Дополнительные сутки отдыха в количестве не более 30, присоединяемые к отпуску, в продолжительность основного отпуска не входят (сведения о количестве дополнительных суток отдыха, присоединяемых к основному отпуску, представляются командиром подразделения в штаб воинской части (кадровый орган)).Исключение составляют военнослужащие по контракту, проходящие военную службу в соединениях и воинских частях постоянной готовности, дополнительный отдых которым (в случае привлечения их к исполнению обязанностей военной службы сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени, а также участия в мероприятиях, проводимых без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени) не предоставляется.Заместитель начальника
4 управления
Главной военной прокуратуры
старший советник юстицииАндрей Семенов
ВОПРОСЫ ПРАВОВОЙ РЕГЛАМЕНТАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОТДЫХА
ВОЕННОСЛУЖАЩИХ, НЕСУЩИХ СЛУЖБУ В СУТОЧНОМ НАРЯДЕ
Р.А. ТРОЩЕНКО
Трощенко Р.А., преподаватель Краснодарского ВВАУЛ, подполковник.
В юридической прессе неоднократно рассматривались вопросы, связанные с реализацией права военнослужащих на дополнительный отдых. Эта тема остается актуальной.
В соответствии с п. 1 ст. 11 Федерального закона "О статусе военнослужащих" (далее - Закон) общая продолжительность еженедельного служебного времени военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, за исключением случаев, указанных в п. 3 ст. 11 Закона, не должна превышать нормальную продолжительность еженедельного рабочего времени, установленную федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Привлечение указанных военнослужащих к исполнению обязанностей военной службы сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени в иных случаях компенсируется отдыхом соответствующей продолжительности в другие дни недели. При невозможности предоставления указанной компенсации время исполнения обязанностей военной службы сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени суммируется и предоставляется военнослужащим в виде дополнительных суток отдыха, которые могут быть присоединены по желанию указанных военнослужащих к основному отпуску. Порядок учета служебного времени и предоставления дополнительных суток отдыха определяется Положением о порядке прохождения военной службы.
Согласно п. 3 ст. 11 Закона боевое дежурство (боевая служба), учения, походы кораблей и другие мероприятия, перечень которых определяется министром обороны Российской Федерации (руководителем иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба), проводятся при необходимости без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени. Дополнительные сутки отдыха, компенсирующего военнослужащим участие в указанных мероприятиях, в счет основного и дополнительных отпусков не засчитываются и предоставляются в порядке и на условиях, которые определяются Положением о порядке прохождения военной службы.
Военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, участвующим в мероприятиях, которые проводятся при необходимости без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени, по их просьбе вместо предоставления дополнительных суток отдыха может выплачиваться денежная компенсация в размере денежного содержания за каждые положенные дополнительные сутки отдыха. Порядок и условия выплаты денежной компенсации устанавливаются руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба.
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 14 февраля 2010 г. "О порядке и условиях выплаты военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, денежной компенсации вместо предоставления дополнительных суток отдыха" (далее - Приказ) был определен порядок выплаты денежной компенсации военнослужащим, участвующим в мероприятиях, проводимых при необходимости без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени. Одновременно были внесены изменения в Приказ Министра обороны Российской Федерации от 10 ноября 1998 г. N 492 "Об утверждении Перечня мероприятий, которые проводятся при необходимости без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени военнослужащих". Из Перечня наряду с такими видами служебной деятельности, как нахождение в служебных командировках, несение службы оперативными дежурными на командных пунктах, пунктах управления и в составе оперативных групп были исключены и такие мероприятия, как несение внутренней, гарнизонной и караульной службы.
Вопрос о том, является ли боевым дежурством несение службы оперативными дежурными на командных пунктах и пунктах управления и, соответственно, обосновано ли исключение данного вида служебной деятельности из Перечня , предметом настоящей статьи не является. Речь пойдет о компенсации военнослужащим, привлекаемым к несению внутренней службы, и, в частности, к несению службы в суточном наряде. Не требует доказательства тот факт, что к данному виду служебной деятельности привлекается большинство военнослужащих, проходящих службу по контракту. Не вызывает сомнений и то обстоятельство, что несение службы в суточном наряде длится более нормальной продолжительности ежедневного служебного времени, которое, как правило, составляет восемь часов. А значит, в конечном итоге общая продолжительность еженедельного служебного времени военнослужащего, привлекаемого к таким нарядам, зачастую превышает нормальную продолжительность еженедельного рабочего времени. Последняя, как известно, не должна превышать 40 часов.
Как следует из ст. 11 Закона, денежная компенсация вместо положенных дополнительных суток отдыха предусмотрена только в случае привлечения военнослужащего к мероприятиям, проводимым при необходимости без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени. Не до конца ясно, почему права на получение такой компенсации изначально были лишены военнослужащие, привлекаемые к исполнению обязанностей военной службы в рабочие дни сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени и (или) к исполнению обязанностей военной службы в выходные и праздничные дни. Однако такова позиция законодателя. Теперь же, с изданием Приказа , еще более значительная часть военнослужащих лишилась права на получение денежной компенсации взамен дополнительных суток отдыха, и единственным способом компенсации при превышении продолжительности их еженедельного служебного времени нормальной продолжительности еженедельного рабочего времени вследствие несения службы в суточном наряде является предоставление таким военнослужащим дополнительных суток отдыха. Однако возникает резонный вопрос: как теперь это время правильно рассчитывать и учитывать?
Напомним, что в соответствии с Порядком учета служебного времени и предоставления дополнительных суток отдыха (далее - Порядок) установленным Положением о порядке прохождения военной службы учет времени привлечения военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, к исполнению обязанностей военной службы в рабочие дни сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени (сверхурочное время) и отдельно учет привлечения указанных военнослужащих к исполнению обязанностей военной службы в выходные и праздничные дни (в часах), а также учет (в сутках) предоставленных им дополнительных суток отдыха в соответствии с п. 1 ст. 11 Закона и предоставленного им времени отдыха (в часах) ведется командиром подразделения в журнале. Форма и порядок ведения журнала устанавливаются руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба. Правильность записей в журнале еженедельно подтверждается подписью военнослужащего.
Форма и порядок ведения журнала учета времени привлечения военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, к исполнению обязанностей военной службы в рабочие дни сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени, привлечения этих военнослужащих к исполнению обязанностей военной службы в выходные и праздничные дни и представления им дополнительного времени отдыха (далее - журнал) установлены приложением 8 к Инструкции по организации прохождения военной службы офицерами и прапорщиками (мичманами) в Вооруженных Силах Российской Федерации (далее - Инструкция), утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2002 г. N 350 "Об организации прохождения военной службы офицерами и прапорщиками (мичманами) в Вооруженных Силах Российской Федерации".
Согласно п. 5 Порядка время привлечения военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, к мероприятиям, проводимым без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени, учитывается в сутках. За каждые трое суток привлечения к таким мероприятиям военнослужащему предоставляются двое суток отдыха (из расчета распределения служебного времени и времени отдыха в одних сутках - 8 часов и 12 часов). Время отдыха, компенсирующее участие в данных мероприятиях, предоставляется военнослужащему, проходящему военную службу по контракту, как правило, по окончании этих мероприятий с учетом необходимости поддержания боевой готовности подразделения и интересов службы. Таким образом, ранее за каждые три суточных наряда, например, в качестве дежурного по полку военнослужащий по своему усмотрению вправе был рассчитывать на два дополнительных дня отдыха либо на получение соответствующей денежной компенсации. При этом не имело значения, в какие именно дни (рабочие или выходные (праздничные)) осуществлялось несение службы в наряде.
Итак, учет в сутках ведется только в отношении мероприятий, проводимых без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени, и только в отношении указанных мероприятий Порядком предусмотрено предоставление двух суток отдыха за каждые трое суток привлечения к ним. В журнале этот учет не ведется, что, собственно, следует из содержания вышеуказанного приложения 8 к Инструкции. Как отмечают авторы комментариев к Положению о порядке прохождения военной службы, в таком учете отсутствует необходимость, вследствие того что привлечение военнослужащих к данным мероприятиям проводится в настоящее время на основании приказов.
Логично предположить, что поскольку служба в суточном наряде теперь уже не относится к мероприятиям, проводимым без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени, постольку и ее учет в сутках вестись не должен. Соответственно, и правило "двое суток отдыха за трое суток службы в наряде" не должно применяться при решении вопроса о предоставлении военнослужащим дополнительных суток отдыха при привлечении их к несению службы в суточном наряде.
Таким образом, единственным предусмотренным действующим законодательством способом учета сверхурочного времени, возникающего вследствие службы в наряде, остается его учет не в сутках, как ранее, а в часах. Соответственно, вестись этот учет должен в журнале.
Заметим, что, строго говоря, под сверхурочным временем в Порядке подразумевается привлечение военнослужащего к исполнению обязанностей военной службы именно в рабочие дни сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени. Привлечение к тем же обязанностям в выходные и праздничные дни сверхурочным временем не называется (своей терминологии не имеет) и ведется отдельно. Однако, так же как и учет сверхурочного времени, этот учет ведется в часах, и принципиальной разницы между двумя этими видами учета нет, за исключением того, что исчисление суммарного времени исполнения должностных и специальных обязанностей в выходные или праздничные дни ведется с учетом времени, необходимого военнослужащему для прибытия к месту службы от места жительства и обратно. Представляется обоснованным распространение этого правила и на случай несения службы в суточном наряде в выходные дни.
Далее в тексте и сверхурочное время, и время привлечения к исполнению обязанностей военной службы в выходные или праздничные дни, учитываемое в часах, будем именовать сложившемся в войсках термином "переработка".
Как следует из п. 3 Порядка, когда суммарное сверхурочное время (суммарное время исполнения должностных и специальных обязанностей в выходные или праздничные дни с учетом времени, необходимого военнослужащему для прибытия к месту службы от места жительства и обратно) достигает величины ежедневного времени, установленного регламентом служебного времени для исполнения должностных обязанностей, военнослужащему, проходящему военную службу по контракту, по его желанию предоставляются в другие дни недели дополнительные сутки отдыха или они присоединяются к основному отпуску. Таким образом, при регламенте служебного времени, предусматривающем, например, 8-часовой рабочий (служебный) день, военнослужащему предоставляются дополнительные сутки отдыха, когда суммарное время переработки достигнет указанной цифры. Это суммарное время включает в себя как сверхурочное время, так и время исполнения должностных и специальных обязанностей в выходные или праздничные дни. То есть, например, если военнослужащий, проходящий службу в подразделении с пятидневной рабочей неделей и 40-часовым регламентом еженедельного служебного времени, в течение недели работал два дня по 8 часов, три дня по 9 часов, а затем еще на 5 часов (с учетом времени прибытия на службу и обратно к месту жительства) был привлечен к исполнению обязанностей военной службы в выходной день, то его переработка составила 8 часов и ему могут быть предоставлены дополнительные сутки отдыха.
Вроде бы все верно. Однако при таком подходе к подсчету переработки, возникающей вследствие несения службы в суточном наряде, получаем весьма интересный результат, который тем не менее, по мнению автора, вполне обоснован. Рассмотрим в качестве примера наряд дежурного по полку и для начала ответим на вопрос, сколько же часов длится это дежурство. Еще раз отметим, что если наряд выпал на выходные дни, то время службы в наряде согласно п. 3 Порядка включает в себя время прибытия к месту несения службы и обратно. Упростим задачу и исключим эти интервалы времени. Остается "чистое" время службы в наряде, начало которого можно обозначить с момента прибытия военнослужащего, заступающего дежурным на развод, а конец - с момента доклада заступающего и сменяющегося дежурных командиру полка о приеме и сдаче дежурства. Даже при таком "скромном" подсчете становится понятным, что время исполнения обязанностей военной службы военнослужащего при несении службы в качестве дежурного по полку составляет не менее 25 часов. Теперь от этой цифры отделим переработку. Сделаем это на примере 40-часового недельного регламента служебного времени, 5-дневной рабочей неделей с началом рабочего дня в 8:00, окончанием в 17:00 и обеденным перерывом с 13:00 до 14:00.
В соответствии со ст. 276 УВС РФ личному составу, заступающему в суточный наряд, в день заступления, в часы, указанные в распорядке дня (регламенте служебного времени), должно быть предоставлено не менее трех часов, а при заступлении в караул через сутки - не менее четырех часов для подготовки к несению службы, в том числе не менее одного часа для отдыха (сна). В различных подразделениях на практике имеют место свои особенности подготовки лиц, заступающих в суточный наряд, и, соответственно, свои временные интервалы такой подготовки. Какую-то часть рабочего времени в день заступления в наряд военнослужащий отдыхает, т.е. условно в этот день он не дорабатывает. Соответственно, эту часть времени заранее вычтем из указанных 25 часов.
Например, по месту службы автора настоящей статьи инструктаж и иные служебные мероприятия, связанные с подготовкой к заступлению в наряд, проводятся до 13 часов в день заступления. Затем следует обеденный перерыв и обязательный отдых, предусмотренный той же ст. 276 УВС РФ. Таким образом, из указанного выше 25-часового интервала исключим три часа (период отсутствия военнослужащего на службе с 14:00 до 17:00).
Далее, на общее время несения службы в суточном наряде приходится и продолжительность следующего рабочего дня. Следовательно, вычтем еще 8 часов. Спорным является вопрос, следует ли вычитать из оставшегося количества времени еще и те 4 часа отдыха (не снимая снаряжения и не раздеваясь) в наряде, которые предусмотрены ст. 264 УВС РФ. По мнению автора, нет, поскольку и в этот период военнослужащий считается исполняющим обязанности дежурного. Тем не менее уменьшим оставшееся время на эти 4 часа, и даже, в угоду скептикам, еще на 2 часа, которые примерно тратит дежурный на личный завтрак, обед и ужин, находясь в наряде.
Итак, что получается? Конечный итог: (25 - 3 - 8 - 4 - 2) = 8 часов. Таким образом, в нашем примере даже при самом неблагоприятном для военнослужащего подсчете получаем 8-часовую переработку. Следовательно, согласно п. 3 Порядка военнослужащему за такой наряд должны быть предоставлены дополнительные сутки отдыха. То есть получается, что военнослужащий, неся службу дежурным по полку, зарабатывает больше дополнительного времени отдыха, нежели при участии в мероприятиях, указанных в Перечне . На первый взгляд это кажется перебором, поскольку, таким образом, за каждые три указанных дежурства должны предоставляться трое суток отдыха, а не как ранее - двое. Однако цифры - вещь упрямая и говорят сами за себя. Кроме того, например, в период того же похода кораблей, который хотя и может длиться месяцами, военнослужащие тем не менее вряд ли ежедневно отдыхают только по 4 часа, как то имеет место при исполнении обязанностей того же дежурного по полку.
Еще более неожиданным получается результат в случае, когда военнослужащий в примере с вышеуказанным регламентом служебного времени заступает в наряд с субботы на воскресение. В этом случае переработка составляет как минимум 16 часов (не учитываются восемь часов, приходящиеся на рабочий день). Соответственно, ему должно быть предоставлено минимум двое дополнительных суток отдыха. Это вполне логично, если учесть, что тот выходной, который он провел в наряде, должен был быть ему предоставлен, собственно, за отработанную 40-часовую неделю. Но ведь, кроме того, при несении службы в наряде в выходной день неизбежно возникает переработка, поскольку суточный наряд он на то и суточный, что длится минимум сутки, а не восемь часов. Следовательно, одни дополнительные сутки являются компенсацией за непредоставленный выходной по результатам трудовой недели, а вторые, собственно говоря, за переработку. В случае предоставления военнослужащему за несение службы в указанном наряде в выходные дни только одних суток отдыха не приходится говорить о равном праве на отдых между военнослужащими, проходящими службу в одном подразделении, поскольку, например, военнослужащий, проработавший 40-часовую неделю и, кроме того, заступивший в выходные дни в суточный наряд, а в понедельник получивший отгул, имеет в конечном итоге за прошедшую неделю одинаковое количество суток отдыха по сравнению с иными военнослужащими, которые в наряд не сходили. Это явно указывает на то, что компенсацию за переработку, возникшую вследствие несения службы в суточном наряде сверх нормальной продолжительности ежедневного (а в конечном итоге - еженедельного) служебного времени, военнослужащий не получил.
Итак, в нашем примере, предоставление одних дополнительных суток отдыха, например, в понедельник компенсирует военнослужащему пропавший выходной, который был ему положен за трудовую неделю, или, что в конечном итоге то же самое, - это компенсация лишь за 8 из 16 часов привлечения его к исполнению обязанностей военной службы в выходной день сверх установленной нормальной продолжительности еженедельного служебного времени. Еще 8 из 16 часов переработки остаются некомпенсированными. Если трудовые часы перевести в деньги, то получаем в конечном итоге дискриминацию в оплате труда.
Еще один вопрос, который в рамках настоящий статьи хотелось бы поставить, - это вопрос о том, вправе ли военнослужащие присоединять переработку к основному отпуску.
Из содержания п. 1 ст. 11 Закона, п. 3 Порядка, а также формы и порядка ведения журнала можно сделать вывод о том, что продолжительность предоставленной компенсации должна соответствовать времени переработки. Соответственно, она может быть менее восьми часов. В то же время если такая компенсация своевременно (в течение текущей недели) решением командира не была предоставлена (что следует расценивать как невозможность предоставления компенсации соответствующей продолжительности) и время переработки суммарно достигло величины ежедневного времени, установленного регламентом служебного времени, то с этого момента у военнослужащего одновременно с правом на получение дополнительных суток отдыха возникает и право по своему усмотрению использовать эти сутки - либо до начала основного отпуска, либо присоединить их к нему. При этом, по мнению автора, должностные лица, предоставляющие военнослужащему дополнительный отдых до начала отпуска, не вправе дробить накопившуюся у военнослужащего переработку кратную величине ежедневного времени, установленного регламентом служебного времени, на временные интервалы менее этого времени. Соответственно, если регламент служебного времени предусматривает 8-часовой рабочий день, то военнослужащему, имеющему переработку той же продолжительности, по его желанию должны быть предоставлены дополнительные сутки отдыха целиком. Предоставление же, например, вместо целых суток по одному дополнительному часу отдыха ежедневно на протяжении нескольких дней или недель, якобы в интересах службы, должно рассматриваться как неправомерные действия должностного лица.
В заключение следует отметить, что в каждом конкретном случае, в зависимости от того, в какие дни и к какому именно суточному наряду привлекается военнослужащий, а также содержания соответствующих инструкций, регламентирующих распорядок дня и несение службы в этом наряде, должна рассчитываться и соответствующая переработка, подлежащая фиксации в журнале. Поэтому при отсутствии в подразделении этого журнала доказать свое право на дополнительный отдых будет затруднительно.
Следует помнить, что надлежащее ведение журнала является не правом, а обязанностью командиров подразделений.
ТК не распространяется на льготы, гарантии при увольнении и прочее, но понятие и нормы о рабочем времени и времени отдыха замечательно заимствованы из ТК.Устав:
219. Распределение времени в воинской части осуществляется так, чтобы обеспечивалась ее постоянная боевая готовность и создавались условия для проведения организованной боевой учебы личного состава, поддержания воинской дисциплины и внутреннего порядка, воспитания военнослужащих, повышения их культурного уровня, всестороннего бытового обслуживания, своевременного отдыха и приема пищи.
Общая продолжительность еженедельного служебного времени военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, кроме случаев, указанных в абзаце третьем настоящей статьи, не должна превышать продолжительности еженедельного рабочего времени, установленной федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Продолжительность служебного времени военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, определяется распорядком дня воинской части.
Боевое дежурство (боевая служба), учения, походы кораблей и другие мероприятия, перечень которых определяется Министром обороны Российской Федерации, проводятся при необходимости без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени.
Военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, а также военнослужащим, проходящим военную службу по контракту в военных профессиональных образовательных организациях, военных образовательных организациях высшего образования, соединениях и воинских частях постоянной готовности и учебных воинских частях, предоставляется не менее одних суток отдыха еженедельно. Остальным военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, предоставляется не менее одних суток отдыха еженедельно, но не менее шести суток отдыха в месяц.
Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/192196/5/#ixzz3y3E80ichСтатья 11. Служебное время и право на отдых
1. Общая продолжительность еженедельного служебного времени военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, за исключением случаев, указанных в пункте 3 настоящей статьи, не должна превышать нормальную продолжительность еженедельного рабочего времени, установленную федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Привлечение указанных военнослужащих к исполнению обязанностей военной службы сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени в иных случаях компенсируется отдыхом соответствующей продолжительности в другие дни недели. При невозможности предоставления указанной компенсации время исполнения обязанностей военной службы сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени суммируется и предоставляется военнослужащим в виде дополнительных суток отдыха, которые могут быть присоединены по желанию указанных военнослужащих к основному отпуску. Порядок учета служебного времени и предоставления дополнительных суток отдыха определяетсяПоложением о порядке прохождения военной службы.
Пройди по ссылке гаранта или консультанта:
http://www.consultant.ru/document/co...2aa5374a5b1ac/
http://base.garant.ru/178792/2/#block_11
они направляют напрямую к статье 91 ТК РФ.Статья 91. Понятие рабочего времени. Нормальная продолжительность рабочего времени
То есть, Устав, и Закон "О статусе военнослужащих", в целях определения понятия трудового времени используют нормы Трудового кодекса.
Кроме того, Законом предусмотрено:
4. Военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, а также военнослужащим, проходящим военную службу по контракту в военных профессиональных образовательных организациях и военных образовательных организациях высшего образования, соединениях и воинских частях постоянной готовности и учебных воинских частях, предоставляется не менее одних суток отдыха еженедельно. Остальным военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, предоставляется не менее одних суток отдыха еженедельно, но не менее шести суток отдыха в месяц.
Дни отдыха предоставляются военнослужащим в выходные и праздничные дни , а при привлечении их в эти дни к исполнению обязанностей военной службы отдых предоставляется в другие дни недели.То есть выходные дни предоставляются в СУТКАХ, а не в полсутках, в полднях, сумме обеденных перерывов или сумме времени перекуров.
Да, с учетом специфики военной службы, караулов, дежурств, занятий- есть исключения, но в целом нормы рабочего времени и отдыха заимствованы из ТК.
Я еще хотел выяснить в следующем сообщении у автора- в какого рода части он служит, но тут пришел Жиробас, сиранул в лужу, и у меня пропало желание в этой теме дискутировать.
За сим, оставляю вас на милость господню.
П.С. еще одна ссылка по теме, кому интересно Главный Военный прокурор дает разъяснение на данную тему:http://www.rg.ru/2012/12/26/pererabotka-gvp-anons.html
Вопросы продолжительности служебного времени военнослужащих регламентируются статьей 11 Федерального закона "О статусе военнослужащих". Общая продолжительность еженедельного служебного времени военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, не должна превышать нормальную продолжительность еженедельного рабочего времени, установленную федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. Статья 91 Трудового кодекса РФ устанавливает, что нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю .
Если по мнению Жиробаса ГВП тоже в лужу пернул, то я уж не знаю чем дальше крыть(((
Военнослужащих, проходящих службу по контракту, интересует вопрос, за что, в каких случаях и в каком количестве положены дополнительные сутки отдыха. Согласно статье 11 п.1 ФЗ РФ “О статусе военнослужащего”
общая продолжительность еженедельного служебного времени военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, за исключением случаев, указанных в пункте 3 настоящей статьи, не должна превышать нормальную продолжительность еженедельного рабочего времени, установленную федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Иными словами, для большинства военнослужащих предусмотрена традиционная 40-часовая рабочая неделя.
Поскольку каждый работодатель ведет учет отработанного времени (в нашем случае учет ведет командир подразделения), привлечение военнослужащих к исполнению военных обязанностей сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени должно компенсироваться отдыхом соответствующей продолжительности в другие дни недели. Правильность исчисления отработанного времени еженедельно подтверждается подписью военнослужащего в соответствующем журнале.
Кто имеет право на дополнительные сутки отдыха?
Существует два типа воинских частей боевой готовности. Первый – соединения и воинские части постоянной готовности, переведенные в установленном порядке на комплектование военнослужащими, проходящими военную службу по контракту. Дополнительные сутки отдыха служащим в таких частях, в соответствии с пунктом 3.1 статьи 11 ФЗ РФ "О статус военнослужащего", не предоставляется.
Ко второму типу воинской части боевой готовности относятся воинские части, которые не переводились в установленном порядке на комплектование военнослужащими, проходящими военную службу по контракту. Они имеют законное право дополнительно отдыхать за ранее отработанное время.
Время исполнения обязанностей военной службы сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени суммируется, а затем предоставляется военнослужащим в виде дополнительных суток отдыха, которые могут быть присоединены по желанию указанных военнослужащих к основному отпуску.
Длительность дополнительного отдыха
Согласно пункту 3 Приложения N 2 к Положению о порядке прохождения военной службы Указа Президента РФ № 1237 от 16 сентября 1999 г. "Вопросы прохождения военной службы", время привлечения военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, к мероприятиям, проводимым без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени, учитывается в сутках.
За каждые трое суток привлечения к таким мероприятиям военнослужащему предоставляются двое суток отдыха, установленных пунктом 3 статьи 11 Федерального закона "О статусе военнослужащего".
Кроме того, согласно пункту 4 статьи 11 ФЗ РФ " О статусе военнослужащего", военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, а также военнослужащим, проходящим военную службу по контракту в военных образовательных учреждениях профессионального образования, соединениях и воинских частях постоянной готовности, и учебных воинских частях, предоставляется не менее одних суток отдыха еженедельно. Остальным военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, предоставляется не менее одних суток отдыха еженедельно, но не менее шести суток отдыха в месяц. Дни отдыха предоставляются военнослужащим в выходные и праздничные дни, а при привлечении их в эти дни к исполнению обязанностей военной службы отдых предоставляется в другие дни недели.
В каких случаях предоставляются дополнительные сутки отдыха военнослужащим?
Без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени проводятся следующие мероприятия (Приказа М РФ N 492 от 10 ноября 1998 г.):
- Мероприятия, связанные с введением высших степеней боевой готовности или с объявлением мобилизации, в том числе с учебными целями.
- Боевое дежурство (боевая служба).
- Мероприятия оперативной и боевой подготовки:
Оперативные учения;
Оперативно-тактические учения;
Тактические учения с боевой стрельбой;
Командно-штабные и штабные учения;
Командно-штабные тренировки;
Тактико-специальные учения;
Опытные и исследовательские учения;
Мобилизационные и специальные учения;
Летно-тактические учения;
Военные игры;
Маневры войск (сил);
Оперативно-полевые поездки;
Выходы в море судов и подводных лодок, вылеты авиации по плану боевой подготовки, выполнения задач обеспечения сил флота, межбазовых переходов и в чрезвычайных обстоятельствах.
- Проверки состояния боевой и мобилизационной готовности, организации боевой работы, выполнения специальных задач, боевой учебы.
- Инспектирование войск.
- Проведение испытаний, вновь разработанных или модернизированных образцов вооружения и военной техники.
- Участие в мероприятиях в зонах чрезвычайного положения.
- Участие в ликвидации аварий
В соответствии с ФЗ «О статусе военнослужащих» № 76 от 27 мая 1998 годаСтатья 11. Служебное время и право на отдых
1.Общая продолжительность еженедельного служебного времени военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, за исключением случаев, указанных в пункте 3 настоящей статьи, не должна превышать нормальную продолжительность еженедельного рабочего времени, установленную федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Привлечение указанных военнослужащих к исполнению обязанностей военной службы сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени в иных случаях компенсируется отдыхом соответствующей продолжительности в другие дни недели. При невозможности предоставления указанной компенсации время исполнения обязанностей военной службы сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени суммируется и предоставляется военнослужащим в виде дополнительных суток отдыха, которые могут быть присоединены по желанию указанных военнослужащих к основному отпуску. Порядок учета служебного времени и предоставления дополнительных суток отдыха определяется Положением о порядке прохождения военной службы.
3. Военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, участвующим в мероприятиях, которые проводятся при необходимости без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени, по их просьбе вместо предоставления дополнительных суток отдыха может выплачиваться денежная компенсация в размере денежного содержания за каждые положенные дополнительные сутки отдыха. Порядок и условия выплаты денежной компенсации устанавливаются руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба. Согласно ТК РФ ст. 91 нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю.
Вывод такой, должна быть нормальная продолжительность рабочего времени не превышать 40 часов в неделю. Однако, привлечение указанных военнослужащих к исполнению обязанностей военной службы сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени в иных случаях компенсируется отдыхом соответствующей продолжительности в другие дни недели. При невозможности предоставления указанной компенсации время исполнения обязанностей военной службы сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени суммируется и предоставляется военнослужащим в виде дополнительных суток отдыха, которые могут быть присоединены по желанию указанных военнослужащих к основному отпуску. (п. 1). А также п. 2 - может быть выплачена денежная компенсация.