Этот рай на земле как. Рай на земле. Райская земля - это реально

Когда говорят о рае, о блаженстве, чаще всего имеют в виду материальное благополучие, процветающее общество. Сегодня мало кто верит в возможность построения такого общества. Но невозможность рая не означает, что христиане не могут стремиться к социальным преобразованиям. Главное -- делать любое дело ради Бога, считает священник Борис ЛЕВШЕНКО, клирик храма святителя Николая в Кузнецкой слободе, заведующий кафедрой догматического богословия ПСТГУ.

Отец Борис, считается, что главной ошибкой утопистов (в том числе и коммунистов) была попытка построить рай на земле без Бога. А с Богом рай на земле возможен?
-- С Богом все возможно. И Священное Писание говорит нам о новом небе и новой земле, которая, действительно, превратится в рай. Но надо понимать, что такое рай. Это место блаженства. Все стремятся к блаженству, но понимают его по-разному. Чаще всего, говоря о блаженстве, люди мечтают о создании процветающего общества, гармонично развитой личности. Такое общество (причем с Богом!) еще в средние века пытались построить иезуиты. Руководствовались они утопической работой Платона «Государство», и, естественно, ничего у них не получилось. Появлялись новые книги, предпринимались новые попытки создать процветающее общество, но всегда этому препятствовала греховность человеческой природы. А в раю нет места греху. Ничто нечистое туда войти не может. Это место благодатного общения с Богом и Ангелами, духовного созерцания Творения.


Авторам советского проекта рая на земле будущее представлялось миром из стекла и бетона, где в титанических зданиях живут сверхлюди. На илл.: Проект Дворца советов. Б. Иофан, О. Гельфрейх, О. Щуко. Скульптор С. Меркулов. Один из вариантов утвержденного проекта. 1934

-- Новая земля, которая превратится в рай, будет после всеобщего воскресения?
-- Да, только после всеобщего воскресения. До этого нам, наоборот, предсказаны беды, которых не миновать. И мы видим, что предсказания сбываются – современный человек все больше стремится к индивидуализации, в результате вместо любви развивается ненависть. Бог есть Любовь! Ненависть же – чувство прямо противоположное. О каком рае можно говорить? Только о материальном, и то не для всех, а для пресловутого «золотого миллиарда» или еще каких-то «избранных». Но испытывают ли они блаженство? Человек ведь жив настолько, насколько он себя отдает ближним. Может он отдать, помочь кому-то, он жив, радостен. А если развивать себя, как ни с кем не связанную индивидуальность, разве можно быть счастливым? Я в возможность такого счастья не верю. Как и не верю в общество процветания.



Идея построения рая на земле часто бывает близка атеистам, но по сути она - чисто языческая. Не потому ли в самых смелых проектах утопистов так заметны архаичные черты? На илл.: Проект «Арки героев» - монумента героическим защитникам Москвы. Л. Павлов. 1942

-- Православные часто подчеркивают, что делать добрые дела надо не ради того, чтобы переделать мир, искоренить зло, но только чтобы проявить любовь к ближнему. Не пораженческая ли это позиция?
-- Мы, действительно, не можем искоренить зло. Посмотрите на людей, которые борются с антихристом, с глобализацией, еще с чем-то. Как правило, у них озлобленные лица, мрачные глаза. Опять ненависть вместо любви. Каждый из нас может на своем месте что-то сделать для благоустройства общества, но через любовь. Не только к людям, но и к животным, растениям, предметам – всему окружающему миру. И до тех пор, пока существует добро, любовь, никакого поражения нет.



Революционные социальные и политические преобразования, задуманные без оглядки на нравственность и справедливость, приводят к результату, о котором блж.Августин сказал: «Государство, организованное не на заповедях Божиих, – это не что иное, как временный ад на земле». Часто подобные государства, при различии идеологии оказываются удивительно схожими на практике. Например, здание на иллюстрации одинаково соответствует эстетике, господствовавшей в СССР и в 3-ем Рейхе (На самом деле, это проект дома Аэрофлота. Д. Чечулин. 1934.)

-- Значит, христиане могут стремиться к социальным преобразованиям?
-- Нет такого дела (кроме очевидно приносящего зло, как, например, сутенерство, игорный бизнес, криминальная деятельность), которым христианин не может заниматься. Можно управлять государством и быть святым. И были святые цари и князья! Они не о собственном обогащении думали, а о благосостоянии страны. Если человек способен к политической деятельности или к тем же социальным преобразованиям, то должен приложить все силы, чтобы на этом поприще принести пользу стране. Не рай построить, но по возможности облегчить жизнь людей. Сам Господь призывает нас накормить голодного. Кто-то же должен думать о том, как накормить, где взять пищу. Так что социальные преобразования -- дело богоугодное. Если, конечно, делаются они с памятью о Боге и ради Бога. Но любое дело нужно делать ради Бога!



Лишившись памятования о Боге, большая часть утопических проектов, тем не менее, сохраняет внешнюю устремленность к небу - "все выше, и выше и выше..." На илл: проект Дворца техники. А. Самойлов, Б. Ефимович. 1933

-- Церковь учит, что скорби и трудности полезны для спасения. Тогда зачем стремиться облегчить жизнь? Зачем мы молимся о благоденствии?
-- Мы не знаем, что полезно конкретному человеку. Да, по мнению святых отцов страдания в этой жизни даются нам для того, чтобы отменить страдания в жизни будущей, вечной. Но нигде в святоотеческой литературе не написано, что христианину противопоказана радость. Наоборот, говорится, что христианство -- радость. Радость о Господе! Просто радоваться может и много страдающий человек. И психологи знают, что страдания, боль и радость совместимы. Но у каждого свой путь спасения, известный только Богу. Один спасается страданиями, другой -- добрыми делами. Не надо подменять цель средствами. Мы живем во грехе, то есть больны, и нам надо покаяться, исцелиться. Есть разные способы. Как врачи при заболеваниях прописывают лекарства, так и в духовной жизни назначают лечение: сделать столько-то поклонов, прочесть столько-то молитв, какие-то каноны. Возможно, нужно ограничить себя в еде (что мы и делаем постом) или даже отказаться от нее. Вопрос в том, что необходимо конкретному человеку для исцеления. Причем необходимо в соответствии с волей Божией, а не с нашими фантазиями. Адаму Бог не говорил отказываться от пищи, а, наоборот, сказал: «Ешь от любого древа». Если человек в Боге, уже не так важно, нищий он или миллионер. Но верующий человек понимает, что и то, и другое -- непростое испытание. У Иисуса сына Сирахова есть хорошая молитва -- он просит, чтобы Бог не посылал ему ни богатства, ни нищеты.
А благоденствие -- понятие не только материальное, но, прежде всего, духовное. У Адама в раю было благоденствие. Основной корень этого слова «благо», то есть любовь. Бог благ, Он обладает средствами, чтобы облагодетельствовать нас, явить Свою милость, любовь. И мы в молитве о благоденствии просим средств не для обогащения, а чтобы иметь возможность заниматься духовным деланием, являть другим людям любовь.

Многие проекты "строителей светлого будущего" на первый взгляд поражают своими масштабами. Но лишь до тех пор, пока не впомнятся Евангельские обетования настоящего рая - Царствия Небесного. На илл: проект реконструкции Красной площади при постройке здания Наркомата тяжелой промышленности, А. Веснин, В. Веснин, С. Лященко. 1934-- Отец Борис, а для вас есть образ рая на земле? И как вообще надо понимать слова, что для христианина рай может настать еще в земной жизни?
-- Насчет рая в земной жизни я не знаю. Такого еще не было в истории. Но если Богу будет угодно, наверное, для кого-то может настать. А образ рая есть везде, где есть любовь. Но это только образы, а не сам рай. Иногда удивительные образы. Понятно, что отец Иоанн (Крестьянкин), например, как личность был намного выше всех нас, намного ближе к Богу. Но это только то, что мы можем увидеть и понять на своем греховном уровне.

-- Знаем ли мы что-нибудь о настоящем рае? Полезно ли христианину думать об этом?
-- В детстве я много думал о том, что такое рай. Представлял, что там поют птицы, много цветов, солнце светит, греет, но не печет, всем хорошо… Наверное, желание человека иметь представление о цели, к которой он стремится, вполне понятно и простительно. Но неполезно, если эти представления становятся страстью, захватывают целиком, отрывают от реальности. С возрастом начинаешь понимать, что мир, который был до грехопадения, отличается от нашего мира. Хороши оба. Первый хорош потому, что был для Адама свободной дорогой к духовному возрастанию, к Богоусыновлению. Но мы не понимаем того мира, потому что сами живем в совершенно другом. Наш мир тоже хорош, потому что в нем у нас есть возможность спастись. А будь он устроен по-другому… Например, если бы мы после грехопадения оставались в раю, вкушали с древа жизни, то, наверное, жили бы очень долго, но укреплялись во зле.
Кстати, мы не знаем, когда Адам был изгнан из рая. Может быть, и через много лет после вкушения запретного плода. Но ясно, что Адам не смог вернуться в то состояние, в котором мог бы оставаться в раю. И то, что ангел с мечом поставлен охранять рай от нас, людей, означает, что мы ни умом, ни сердцем не можем представить себе настоящий рай, но можем только стремиться к нему.

Святой апостол Павел "был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать" (2 Кор. 12, 2-4). На илл.: икона "Благоразумный разбойник Рах в раю". По одному из толкований, Рах - это не имя разбойника (в Евангелии не названного), но транслитерация латинского слова "pax", означающего "мир". Таким образом подчеркивается, что весь мир, как благоразумный разбойник, призывается к покаянию и водворению в Вечных обителях
-- Почему все представляют рай как что-то пасторальное? Вот и вы в детстве думали о птичках, цветах… Уверены ли вы, что там нет никакой техники?
-- Я рос в деревне, поэтому в моей детской картине рая не было ничего технического, даже велосипеда. Но вот сейчас вы спросили, и я подумал: а почему бы и нет? На земле техника как-то помогает, а нужна ли она в раю? Не знаю. Но, действительно, я не слышал, чтобы кто-то представлял себе рай с техникой. Думаю, что это просто архетип.

И сегодня многие едут «спасаться» в деревню, сознательно убегают от цивилизации, создают общины. Как пишут в газетных объявлениях, идеальные христианские общины. Очередная утопия?
-- Всегда надо рассматривать каждый конкретный случай и пытаться понять, по Божьей воле люди поступают или по своей. Те поселения, с которыми сталкивался я, чаще были по духу сектантскими: нельзя брать паспорта, ИНН, иметь дело с государственными бумагами. Господь сказал «отдайте кесарю кесарево», а они не хотят отдавать.
Но обобщать нельзя. Если люди создадут нормальную рабочую общину… Знаете, как я в советские годы радовался, когда бывал в Пюхтицком монастыре?! Там была и замечательная молитвенная жизнь, и прекрасное хозяйство. А ведь и монастырь можно превратить в общежитие женщин или мужчин, которые устраивают свою (а не в Боге) жизнь. И, наоборот, в миру можно разумно сочетать труд и молитву. Как в городе, так и в деревне. Так что, повторяю, если семья переезжает в деревню не «спасаться», а трудиться на свежем воздухе, вести хозяйство, возможно, это и неплохо. Опять же надо рассматривать каждый конкретный случай. В принципе я допускаю, что в одну деревню могут съехаться несколько православных трудолюбивых семей, которые будут вести совместное хозяйство. Неважно, назовут они себя общиной или колхозом, важно, чтобы делалось это по Божьей воле.

Беседовал Леонид ВИНОГРАДОВ

Об обретенном рае

Проповедь, произнесенная перед участниками Всегреческого Союза богословов в Ларисе 19 марта 1987 года.

Все тропари Сырной недели повествуют об утрате рая и о том, как человек, сам того не понимая, потерял сотканные Богом одежды, которые носил. Лишившись рая, он был вынужден взывать: «О раю, ктому твоея сладости не наслаждуся». Плачет человек: рай мой, никогда не вкусить мне твоей сладости! «Ктому не узрю Господа и Бога моего и Создателя, в землю бо пойду, от неяже и взят бых. Милостиве щедрый, вопию Ти: помилуй мя, падшаго» .

Мог ли вообразить первозданный человек, что это сокрушение было величайшим из благодеяний, данных ему Богом? Мог ли помыслить Адам, что зло, которое он причинил человеческой природе, станет причиной скорой встречи здесь, на земле, создания и Создателя? Встречи, на которой он увидит Бога ближе, чем некогда в раю.

В монастырях, как вы знаете, перед началом службы мы бьем в било, выстукивая ритм, содержащий имя Адама. Мы многократно повторяем его имя, подразумевая, что здесь, в Божием месте, в монастыре, мы вновь обрели счастливым. «Адама, Адама мы обрели» – вот слова, стоящие за ритмом, повторяемым нами изо дня в день. Какого Адама мы имеем в виду? Такого, каким он был до падения. Монах , стучащий в било, возвещает нам новую жизнь, начало которой положил своим падением. Новая жизнь возвещается всему монастырю и всему окружающему миру, небесам и земле, ибо вновь и вновь мы встречаем первозданного Адама, ныне пребывающего в лоне Церкви. Врата рая открылись. Не стерегут их больше херувимы с огненными мечами, ранее стоявшие у затворенных врат и следившие за тем, чтобы не переступил их порога Адам (см.: ). Но теперь они почитают славу Божию и оберегают наши души в раю.

Адам прекратил свой плач. Он последовал за Христом, когда Тот сокрушил врата медные и вереи железные сломил () и, схватив за руку Адама, а вместе с ним и всю человеческую природу, даровал ему и всем нам дерзновение предстояния пред лицом Божиим, привел нас в небесноземную , в этот новый рай, что лежит превыше рая первого.

Но для того, чтобы нам увериться в таинстве рая, давайте обратимся к некоторым отрывкам из Священного Писания и сопоставим их с живой современной действительностью прежде всего в райских обителях – монастьтрях, где христианская жизнь протекает естественно и легко. Так мы ощутим Божие благословение и наше с вами блаженство, дарованное Господом.

Известно, что монашество – это повседневное и непрекращаемое собрание Церкви в раю, это образ рая в силе и действии. Так подойдем ближе, хоть это и не совсем просто, ибо тема, о которой мы будем говорить, лишь отчасти человеческая, отчасти же Божественная, и познается сердцем. Давайте сосредоточимся и постараемся почувствовать, что посылает нам Святой Дух сегодня.

* * *

Теперь давайте заглянем в один из современных монастырей, чтобы увидеть райский сад, запечатленный на жизни монахов.

Мы уже говорили о том, что рай находился вдали от населенных мест, его границы лежали где-то «на востоке», далеко за границами обыденных для человеческого сознания представлений. Так и монастырь всегда отделен от мира.

Вот первая параллель. Как вы, наверное, замечали, наши обители ограждают стены, либо высокие скалы делают их малодоступными. Сам Господь охраняет монахов от бури мира и людских искушений.

В монастыре все священно, ибо это есть место служения одному Богу. Не торговле, не промышленности, не человеческим устремлениям. Монахи – священные сосуды, принадлежащие Богу. Ничего «скверного» (см.: Деян. 10и 28; 11, 8), ничего нечистого нет в обители. Все предметы, дела, монастырские постройки посвящены Богу и являются Божией утварью.

Для того, чтобы нам хоть немного приблизиться к Адаму, давайте вспомним не только о рае, но и о том, как открывается рай на земле – а он есть отображение рая небесного – в книге Откровения. В Апокалипсисе говорится о Горнем, Иерусалиме и о небесном рае. В то время даже на конских уборах будет начертано: Святыня Господу (). Эта цитата подтверждает нашу мысль о том, что в раю все посвящено Богу. Образ конских уборов взят из обыденной земной жизни для того, чтобы сделать небесные понятия доступными для нашего разумения. Даже конские уборы и те священны. Они есть «святыня Господу».

Даже черные и грязные, по нашим представлениям, котлы там, наверху, посвящены Богу и через это освящены. Они становятся «словно фиалы жертвенника», словно священные сосуды на Престоле Божием. Символом чего они служат? Они есть носители славы Божией, поскольку славе Божией служат, а следовательно, и Света, просвещающего человека и наполняющего его Богом.

Далее в Апокалипсисе говорится: и не войдет в него ничто нечистое (). Ничто скверное не войдет в Царство Небесное. И никто преданный мерзости и лжи, а только те, которые написаны у Агнца в книге жизни (). Там – Бог, там – ангелы, там – те, кто записан в книге жизни у Агнца, те, чьи имена отмечены для Небесного Царствия. Вот что это за книга, перечень имен для Царствия Божия!

Зададимся вопросом: а мы, члены Церкви, записаны ли в эту книгу? Да, ведь разве бывает Бог несправедлив? Возможно ли, чтобы Он сказал: «Тебя Я люблю, а тебя Я прогоняю»? Нет, невероятно. Утверждение «мы – члены Церкви» обозначает «наши имена вписаны в книгу жизни и мы войдем в Царство Божие, Небесную , райские обители».

Но, с другой стороны, несмотря на то, что мы только еще начинаем свое шествие к небесам, к раю, мы там уже как бы находимся. Ведь рай и на небесах, и на земле один. Я сейчас, на земле, устремляюсь к небесам и в то же время уже пребываю в раю. То есть, подобно Адаму, «хожу, гуляю и провожу свою жизнь» в райском саду на земле, имея намерением войти в рай небесный. Да, мы уже живем в раю! Живем! Быть может, сами того не осознавая и не раскрывая глаз своих на то, что уже отворил врата рая для нас и ввел нас в небесные обители.

Но вернемся в монастырь.

Что такое монастырь? Соборная . Ежедневное, денно-нощное предстояние Церкви перед Богом. Не просто литургия, в храме совершаемая. Но собрание Церкви, которое не прекращается ни на миг, и есть, по слову Божию, соборная Церковь, соборный рай.

Церковь даровала нам монастыри как свидетельство о таинствах будущего века и о реальном общении Бога с человеком, прекращенном после грехопадения и восстановленном в Церкви. Монастырь – образ града Божия, небесного и земного. В монастыре живо ощущается, что такое рай.

Но продолжим истолкование Апокалипсиса. И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет (). Давайте обратим внимание на эти слова, сказанные о рае в пророческом видении, дарованном Богом евагелисту Иоанну!

Христос, совершив таинство и взойдя на Небеса, осуществляет связь земли и неба для всех тех, кого стремится к небесам. Господь есть храм, и стены его – плоть Его. Плоть! Каков же он – храм на небесах? Храм на небесах – это Сам Бог. Ибо Господъ Вседержителъ – храм Его, и Агнец (), и Христос! Они вместе! Но задумайтесь, почему использовано именно это выражение и сказано, что храм есть Сам Бог, а не просто, что храма там нет? Иоанн отмечает: «Храма не видел». Он старался отыскать нечто подобное тем явлениям, что наблюдал в своей прежней, земной жизни, и не находил. Он разглядел иное – храмом на небе был Сам Бог.

То есть мы с вами, дорогие мои, ныне – словно сад, цветущий вокруг Бога, Его Церковь. Как Пресвятая Богородица укрыла в Себе Христа и сделалась Его ризой, Его плотью, так и мы укрываем в себе, носим Бога, его образ. Он воспринимает нашу плоть, а мы приобщаемся Его Божества. Это значит, что человек становится богом, Который входит в его плоть. Бог и человек составляют одно тело, глава которому (см.: ; ).

Изменилась наша жизнь, сделалась храмом на Небесах. омывает нас изнутри, изнутри нас освящает. И нет больше необходимости в том, чтобы дул ветер. Нет нужды в свете. Наша глубинная душа излучает Бога. Сын живет в нас, существует вместе с нами. И Отец ходит вместе с Сыном и вместе с нами. Там, где мы, там и Он. И где Он, там и мы. Великое дело!

Мы говорим: «Если бы мы обрели рай», – но на самом деле мы сами есть рай. не отправил нас на поиски рая, но нас самих соделал раем. Он не бросил его нам со словами: «На, лови его, схвати его руками, заключи его в свои объятья», – но самих нас обратил во вместилище рая.

Это таинственные вещи! Постигнув их умом, мы все равно бы их потеряли и, погибая, возопили: «Лучше пусть меня поглотит пучина морская!» Зная об этих таинствах, мы ежедневно о них забываем, отрекаемся своими поступками. Мы ходим по земле, живем дома, в семье или где-то еще, вовсе не ощущая того, что находимся в Царствии Небесном, что мы – цари вместе с Господствующим на небе и на земле Богом, что мы воплощаем Его величие и славу. Как я дерзаю не принимать этого во внимание каждый миг моей жизни! невидимо следует за людьми, чтобы напоминать им о том, что Он «и зде... невидимо спребываяй» . Он незримо, пребывает с нами в этом храме, в этом раю.

Драгоценные камни! Вот кем нас, величайших грешников, делает своей благодатью Бог!

Как мы предстанем перед Богом

Теперь давайте поговорим о том, как мы предстанем, мои дорогие, пред вратами рая, если он одновременно находится внутри нас и на небесах, более того, рая, который в то же время есть мы сами? Как?

Смотрите. Как вошли в рай первозданные и Ева? Они были без одежды. Наги и не стыдились (). Мы входим в древний рай, чтобы увидеть самих себя. Что такое нагой человек? Почему он был обнажен? Потому что простой, незатейливой, естественной и непосредственной была его жизнь. Его любовь к Богу и всякое его действие было просто, естественно, беззаботно, лишено всяких задних мыслей, свободно. Он не нуждался ни в чем, ибо имел Бога, и все для него, как и для нас с вами, приготовлял.

Итак, человек в раю был обнажен. Именно поэтому малышей крестят голышом. Обнажение лежит в основании чина монашеского пострига, когда остригаются волосы, и голова освобождается от них. В древние времена монахам, будь то мужчина или женщина, постригали все волосы, чтобы так символически изобразить обнажение первозданного человека. То есть монахи отбрасывают какую бы то ни было связь с миром – ведь мы есть рай, а не мир – связь с родными, не оставляют ничего из мирского окружения, знания, рассуждения, желания и опыта. Все забывается и отлагается в сторону, ибо ничто из этого не представляет ни малейшей ценности для монастыря. Важно лишь то, сколько света я получу от Бога, Который всегда вместе со мной.

Итак, монах в монастыре незащищен. Вы знаете, что в монастыре запрещается, чтобы один монах заступался за другого, даже в случае явной несправедливости. Ибо есть крепкая стена, и Он Сам защищает монахов в монастыре. Мы, брошенные, при этом свободны. Если с нами кто-то будет несправедлив, мы не должны переживать из-за этого.

Поэтому мы не стыдимся чистоты, к которой нас призывает Бог, ибо Он хочет, чтобы мы жили незапятнанные и невредимые. Одно лишь у нас попечение – «единое с ангелами делать дело». А что это за дело ангелов? «Петь бесконечно и непрестанно Творца». То есть главное наше делание – это песнопения, богослужение.

Второе – «наслаждаться созерцанием Бога», то есть мистическая жизнь, которую ведет каждый человек, христианин, для того, чтобы ежедневно иметь Бога рядом с собой. Это тот канон, который он выполняет. Те молитвы, которые читает. То изучение Отцов, которое осуществляет. Та связь, которую поддерживает со своим духовным отцом. Это та невидимая брань человека в своей комнате (см.: ), как сказал Христос, монаха – в своей келье.

«И отбросить свои попечения обо всем». Пусть делает то, что Он хочет, а не мы. Это начало всех начал в устроении монастырской жизни, это золотое правило для нашего сердца. Человек свободен для полета в небесах. Как вы понимаете, обнажение обладает и неким мистическим характером, ибо наш ум обнажается от мыслей, помышлений, мечтаний, которые загрязняют сердце, наступают на него со всех сторон, растаскивают, пленяют человеческим, мирским, суетным. Тогда мы оставляем Бога и облачаемся в человеческие одежды, в вещный мир.

Как говорят Святые отцы, мы имеем право служить лишь одному – нужде. Что такое нужда на языке Церкви? Сами знаете, что нуждам моим и нуждам бывших при мне послужили руки мои (), – говорит апостол Павел. Он имеет в виду долг, который у него был перед Богом, обязанность, которую наложил на себя в Церкви, чтобы самому быть .

Для меня, для моей жизни полезно то, что я возлагаю на себя ради пользы Бога. Тогда и Он, словно ручной, придет на мой зов в любой час, когда бы я Его ни призвал, и исполнит все, о чем бы я Его ни попросил. Это радость общения с Богом, моя связь с Ним.

Общение с Богом – дело каждого человека, любящего Господа. Пусть задумается об этом каждый верующий человек и найдет в нем облегчение своей духовной жизни, своей духовной, так сказать, карьеры. В каждой работе, которую мы выполняем, на жизненном пути, дома, повсюду первостепенна наша душа. Я отзываюсь на зов Бога и следую ему. Бог, отвечая на мой зов, входит внутрь моей души. Я – та территория, где происходит общение человека и Бога. Дни и ночи я впускаю и выпускаю Бога. Как мы одновременно находимся в раю и в него заходим, так и способен входить в нас, выходить, входить вновь.

По словам Василия Великого , когда человек часто причащается, он имеет не одну, но много жизней. Так Бог приходит к нам снова и снова, так вновь и вновь мы входим в ворота рая.

Как вам известно, только после появления змея узнал, что такое разрыв отношений с Богом. До того связь человека с Богом была постоянной. Змей пришел упразднить рай, уничтожить общение с Богом. Но человек вновь рай обрел. И необходимо, насколько мы можем, в своей жизни поддерживать непрерывность этого райского общения с Богом.

Там, на Небесах, находится град, который изображает наше жительство. И город не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего: ибо слава Божия осветила его и светильник его Агнец (). Что это значит? Дня болыне не существует, нет и ночи. А что такое день и ночь? Гибель, смерть, несчастье, поражение. Упразднение дня и ночи – это конец их чередования и начало бессмертия. Там, на Небесах, нет ни солнца, ни луны. Но один всесветлый Бог, Которого мы заключаем в себе, невечерний день, в который мы вошли, как только Небеса распахнулись для нас.

Наше делание

Теперь зададимся вопросом – нужно ли работать в раю? Чем занимался первозданный Адам? Какую работу должны выполнять мы?

Без сомнения, Адам работал. Как вы знаете, Бог поселил в раю, чтобы возделывать его и хранить его (). Как нам понять эти слова? Так, что Адам должен был возделывать растения, насажденные в раю, и охранять их. Животные еще не созданы. А значит, риза красоты Божией соткана из растений. Флора, естественный природный мир отражают величие Его святости. Величие Бога представало перед взором первозданного через природу.

Итак, первостепенное значение имеет наше делание. Без работы мы никогда не сможем жить с Богом. Тот, кто не трудится усердно, никогда не добьется успеха, потерпит он неудачу и в духовной жизни. Трудиться необходимо.

Второе. И заповедал Господъ человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть (). Ты можешь вкушать плоды от любого дерева. Разве вас это не впечатляет? Вот он – духовный труд. был чувственным и духовным. Фраза из Книги Бытия говорит, с одной стороны, о том, что первозданный человек жил, вкушая плоды деревьев, с другой же – являет нам первообраз: Приимите, ядите, сие есть Тело Мое... пейте из нее все, ибо Сие есть Кровь Моя (). Первообраз пищи небесной, то есть Причастия Богу. Вкушая плод, вкушал не только жизнь физическую, но и причащался Божеству. Это был путь Причастия Богу.

Поэтому призывает нас: «Приимите... ядите». В повседневной церковной жизни Бог напоминает нам о состоянии, в котором жил человек до первородного греха.

Каждое принятие пищи и пития для Адама было своего рода восхождением человека ввысь. Здесь, на земле, мы вкушаем Божественные , насыщаемся чтением житий святых, святоотеческих писаний, молитвами святых нашей Церкви. И так радуемся Эдему, Божественному наслаждению, вкушению и питию Бога, опьянению Божеством в нашей повседневной жизни. Так мы приобщаемся Царствию Божию. Все, что бы мы ни делали, наша работа, даже наша еда – есть Причастие Богу, Который устроил мир так, что все в нем напоминает нам о Боге.

От одного-единственного дерева запретил Бог пробовать плоды. Запретил по той причине, что Адам был еще не готов и незрел. Для того чтобы открыть и поcтичь вековые и величайшие таинства, он должен был созреть, навыкнуть в послушании и выказать свое желание терпением на протяжении долгих лет. Когда мы идем к духовнику, он накладывает на нас канон : «Два года ты будешь исполнять то-то и то-то». Он это делает затем, чтобы за эти два года, или пять, или пятьдесят лет, или шесть месяцев, или одну неделю мы изменились, стали лучше, послушнее. Такой же канон наложил на нашего праотца и Бог.

Кроме того, чтобы духовно созреть, необходимо научиться послушанию, в жизни и в Церкви. Наша несет на Себе следы Неба. Там, наверху, установлено Древо Жизни – Сам Христос. Есть там и «улица», по словам евангелиста Иоанна, велика улица (см.: ). Почему великая? Этим показано, что и для нас там хватит места. Изпод Престола Божиего вытекает река, наполненная струями Божественной благодати. Эта река омывает рай, рассекает райский сад, наши сердца и все, что есть внутри нас, благодатью Бога, наводняет Господскими потоками. Так становится Господином нашего сердца.

Божественная благодать проистекает из-под Престола, Который есть Сам Бог. Вся наша жизнь, все, что бы мы ни делали, имеет свое начало в Боге.

Прежде чем создать Еву, Бог наполнил рай животными. Зачем? Для того, чтобы помочь научиться постепенно понимать окружающий мир. Вот какой учитель наш Бог! Чего Он только не придумает, и не измыслит, и не положит к нашим ногам, чтобы привести нас к постижению горнего. Прежде чем дать Адаму женщину, Бог населил рай животными, которых привел извне, из мира, и сказал: «Дай им имена » (см.: ). Все, и больше ничего. Этим Он хотел показать Адаму, что тот – царь. Но и другой смысл был скрыт в этом поступке Бога. понял то, что все животные – по паре, а он – один. Животные общались между собой, а он нет. Животные сбивались в стада. И лишь Адам все время был один. И почувствовал он тогда потребность в помощнике и нужду в общении.

И сказал Бог: сотворим ему помощника, соответственного ему (). Сотворим помощника, сотворим жену. И создал женщину. Почему именно женщину? В этом – священнодейство. Брак не относится к чисто плотским явлениям и вопросом этики или физиологии не является. Да, тело задействовано в браке, но в действительности брак – это проводник ко Христу. Брак – это Царство. Брак – это рай. И поэтому мне бы хотелось вам напомнить слова одного из пророков на эту тему.

Пророк Малахия говорит: и та общшща твоя и жена завета твоего (). Она – одно с тобой. Вместе с ней ты подписал завещание Бога. Брак – это клятва перед Богом, написанная не кровью, каковой была клятва Христа, но супружеством, единением, общением. Малахия продолжает: не другой сотворил, не один сотворил тебя, а другой жену. Один Бог Творец, а вы Мое творение, поэтому Мои следы и отпечатки на ваших душах и руках.

«И остатки духа Его». Почему сказано: «остатки духа» вдохнул в Еву? Вдунув часть в Адама, Бог остановил Свое дыхание, чтобы вдунуть живую душу и в Еву, и ее сделать живым человеком: «Ты видишь, Адам, частичку Моего дыхания Я вдунул в тебя, частичку – в нее. Как Мое дыхание едино, так и вы составляете одного человека» (см.: Быт. 2и 21–24). Если мы поймем, что такое единство тела, то поймем и единство Церкви.

Вы говорите: что же сделал этот один? Он желал получить от Бога потомство. (). Дело не в детях. Они нужны для небес, для того, чтобы их записал Господь в

Книге Жизни. хочет, чтобы человек обратил внимание на Его присутствие в своем доме, в своей общине.

И говорит: берегите дух ваш, и никто не поступай вероломно против жены юности своей (). Слышите: «Не оставляй жены своей», – говорит. Брак нерасторжим. Почему? Потому что вы являетесь частицей неделимого рая. Как невозможно разделиться Церкви на многие церкви, как невозможно Богу разделиться и вам стать отдельными кусочками, так же невозможно расторгнуть брак и разделиться вашему супружеству. Но муж и жена – единая неделимая ! Вот сколь высоко ставит брак Господь! Вот сколь Бог возвышает человека, предоставляя ему во владение рай!

Так узнал о том, что такое жизнь в обществе. Она началась уже в раю. Рай был образом вечной жизни, небесного Царствия и человеческого общества. Поэтому жизнь в обществе играет важную роль для каждого христианина.

Бог хочет научить нас, как быть счастливыми в семье. Для этого мужу и жене необходимо ощущать то, что они, по образу Бога, имеют одно тело, составляют одного человека в своей семейной жизни. Иначе немыслимо.

В монастыре такое совершенство достигается через общежительный устав – образ идеальной, нераздельной жизни, единого тела, через слияние свободы и добровольной отдачи себя Богу. Я отдаю Богу то, что даровал мне Он.

Связи двух полов на самом деле основываются не на их разности, но на их общении, единении, стремлении иметь другого рядом с собой. Мне необходимо понять, что единственное, чего мне не хватает, – это Бог. Нельзя мне успокоиться, пока я не осознаю, что жена моя – , в Которой мой Бог.

Поэтому, мои дорогие, брак и монашество относятся к темам эсхатологическим. Это наше шествование, восхождение к райским обителям, путь к совершенству, на который мы встали и идем только вперед.

Поэтому царь Соломон и говорит: пей воду из твоего водоема и текущую из твоего колодезя (). Пей питие свое, воду свою, из своих собственных бокалов, доставай ее из своего колодца, своего источника. Что этим хочет сказать Соломон? Имей одну жену. Не беги к другим источникам – к чужим женам. Не пей от источника чужих наслаждений.

Но смотрите, и здесь заключен таинственный смысл, имеющий отношение к браку. Причем тут брак, спросите вы? Образ брака использован как образ некоего обыденного для нашей жизни явления. Ведь каждый день мы встречаемся с женатыми людьми. Это напоминание о том, что наша жизнь моногамна. Человек обручен Христу, и поэтому ему нельзя пить из иных источников, но только из райских, данных ему . Рай, Церковь – мои помощники в духовной, мистической жизни. И слова «ядите... пейте» имеют духовный, церковный смысл.

Нам дана одна жена, как дивно говорит псалмопевец, «доброта Божия» (см.: ). Прекрасные слова: воскликните Богу гласом радования... избра нам достояние свое, доброту Иаковлю, юже возлюби (). Я дал, говорит, в жену женщину, которую Сам возлюбил. Кто же это? , райская обитель. К ней должны быть приковайы наши взоры. Нельзя забывать, что мы уже вошли в нее, мы уже в Ней и ни в коем случае не должны от Нее отпасть, но впитаться в «доброту», о которой говорит пророк Давид, в «доброту», которая есть Церковь и рай! А не жить так, будто Церкви для нас не существует и Бог давно умер! Скольких вещей мы боимся! Сколькое нас потрясает! Почему? Ведь есть у нас «колодец», есть «стена», есть все.

А мы избранники «доброты», потому что выбор – обоюден. Мы – драгоценные, равноценные чистейшему золоту (). Мы – драгоценные камни, что положены в основание стены. Сколько сказано нам Богом! И повторено многократно. Конечно, когда мы ступаем снова и снова на одну и ту же дорогу, то видим одно и то же. Священное Писание призывает нас всеми способами для того, чтобы наш расслабленный ум и черствое сердце хоть что-нибудь постигли из величия Божия. Но как это сделать, как мне стать христианином, верным Божественной «доброте»?

Эпилог

Моя жизнь пусть будет жизнью райскою. Монахи все дни и ночи посвящают Господу. Давайте постоянно помнить об этом, даже тогда, когда мы еще не поднялись от греховной бездны. Посмотрите, какой покой дарует человеку Бог! Как все сокровища раскрывает перед нами, чтобы мы обрели уверенность, надежду, радость, доверие Богу!

Когда Каин совершил первое преступление – убийство, позвал его к Себе. Вспомните слова Бога, обращенные к Каину. Хотя Он и знал, что Каин не раскается, но, чтобы помочь ему, сказал: «Успокойся» (см.: ). Точно так же Бог поступает и с нами. В каком бы положении ты ни оказался, первым делом успокойся. Разве ты не видишь, Бог повсюду – внутри, снаружи, наверху, внизу. И Он тебя восхитит в один прекрасный миг, только ты не удаляйся от Него.

Давайте ходить по нашей святой земле подобно монахам в монастыре. Духовно и умно. Давайте, наконец, ощутим, что мы отделены от мира. Пребывая в мире, мы в то же время находимся за его пределами, живем в нашем собственном мире. Я живу в монастыре, и для меня там вершится собор, собрание святых. Ваши ежедневные собрания происходят у вас дома, в обществе и в Церкви.

Так, из источника жизни мы черпаем опыт. Из сосудов Святого Духа мы наполняемся упокоением, сладостью, духовными видениями, откровениями, которые небесными тропами восходят в наши сердца. Лишь бы мы сами сохраняли верность Церкви и ее традициям.

Важно держать пост. Эти слова приобретают особое значение сейчас, в дни Святой Четыредесятницы. Вот одна из традиций нашей Церкви. Я не соблюдаю пост – значит, я не христианин. Как пророк Илия взошел на небо на огненной колеснице (3 Царств 19:8–18; 4 Царств 2:11) и увидел Бога? А как Моисей ( и 24) лицезрел Господа? Как апостол Павел () услышал зов Бога? Все они соблюдали пост. А вспомним Варнаву ()! Или Петра, увидевшего «большое полотно», образ небесного Иерусалима – как он постился ()! Постился! Так давайте и мы бережно хранить заветы нашей Церкви!

Знать, что наша духовная жизнь – это... В монастыре мы говорим так: монашеская жизнь подобна дороге с односторонним движением. Есть один путь – вперед. А там – Царствие Небесное, рай, где все глубоко и внутренне цельно. Такова жизнь каждого христианина. И другого пути у нас нет. Вперед, мои дорогие, только вперед.

Итак, первый рай, созданный Богом, представлял собой некую территорию. Где он теперь? Нет больше его. А первый Адам, что был в том раю, душевный, где он? Исчез, не существует более.

Второй рай – место общения Бога и человека, Небо на земле, земная . Вот он и второй Адам. Протяни свою руку, и дотронешься до него. Второй Адам – это Христос, живущий в доме Божием, в храме, в каждом из нас. Следовательно, второй Адам там, где и я сам. Ведь мы знаем, что Бог надел на Себя меня, человека, Он вошел в меня и сейчас Он здесь, посреди нас, людей. Здесь Христос, здесь и рай. Я каполняюсь присутствием Бога.

Как, зная об этом, могу я грешить? Как могу забывать о Боге? Как могу не пить из источника воды, текущей в жизнь вечную (), который находится внутри меня? Как могу не освещаться светом, который осветил меня? Полон храм Божий присутствием Бога. Там, где я, там и Ты, дорогой мой Господь, там, где мы все, пусть хоть и грешники, там – рай. Да, рай мы обрели, и он в нас самих.

Имеется в виду известная со времен Древней Церкви практика наложения духовным отцом определенной епитимьи, или канона, на свое духовное чадо после совершения таинства Исповеди. О назначении епитимьи святитель Василий Великий пишет так: «Мы должны принимать епитимьи как лекарство, исцеляющее страсть и восстанавливающее здоровье». По мнению святителя Иоанна Златоуста , первая епитимья, назначенная Богом Адаму: в поте лица твоего будешъ есть хлеб (), нам только «кажется наказанием», «на самом же деле есть назидание, забота и лекарство от ран, возникших вследствие греха». Обычно епитимья, или канон, дается на определенный временной срок в зависимости от тяжести совершенного греха и заключается в отлучении кающегося от таинства Святого Причащения и наложении на него особого молитвенного правила. Уставы о епитимьях (какой канон должно назначать за то или иное прегрешение) изложены в Правилах Вселенских Соборов, а также в греческих и славянских Номоканонах, в византийских Евхологиях и славянских Требниках. О том, как эта древняя практика осмысливается в современной греческой церковной традиции см. Ἱερομοναχὸς Γρηγόριος. Ή Ἱερὰ Ἐξομολόγησις. Ἅγιον Ὅρος. , 1997. – Прим. ред.

Избранное Переписка Календарь Устав Аудио
Имя Божие Ответы Богослужения Школа Видео
Библиотека Проповеди Тайна ап.Иоанна Поэзия Фото
Публицистика Дискуссии Библия История Фотокниги
Апостасия Свидетельства Иконы Стихи о.Олега Вопросы
Жития святых Книга отзывов Исповедь Архив Карта сайта
Молитвы Слово батюшки Новомученики Контакты

Вопрос №1668

О "местонахождении" рая и ада

Игорь , Санкт-Петербург, Россия
15/11/2004

Благословите, Отче!
Простите меня, окаянного и неразумного за праздное любопытство.
Не могу уяснить "местонахождение" рая и ада. Обычно считается, что рай на Небе, ад - в преисподней (в глубине Земли?). Между Землей же и Небом - кишащее бесами воздушное пространство. Но выше вроде бы холодный безжизненный Космос. В то же время мы знаем, что Бог насадил рай где-то между Тигром и Евфратом (если я ничего не путаю), т.е. на Земле. Или под Небом надо понимать иное измерение реальности, вне привычного пространственно-временного континиума? И изгнание прародителей из рая не есть их перемещение относительно географических координат, а изменение душевного и телесного состояния в результате греха? Тогда куда и зачем возносился воскресший Христос - ведь нельзя восседать одесную безконечного и вездесущего Бога в буквальном смысле? И что такое ад: сотояние грешных душ, место внутри планеты или нечто иное?
Спасибо.

Ответ отца Олега Моленко:

Бог тя благословит!

В Пасхальной заутрене (ирмос 6-й песни канона) читаем о Христе: "Снизшел еси в преисподняя земли и сокрушил еси вереи вечныя, содержащия связанныя , Христе, и тридневен, яко от кита Иона, воскресл еси от гроба ". Из чего видно, что ад находится в центре планеты Земля. Это же подтверждает икона "Схождение Христа во ад", на которой Христос изображен выводящим из ада Адама, Еву и всех праведников. Так же учат святые отцы Церкви. Например, святитель Игнатий (Брянчанинов) утверждает на основании богослужебных текстов, что ад находится в центре земли, а рай на Небе. В отношении святого Неба мы должны разуметь, что это не есть видимый нам космос. Писание говорит о Небе (где помещен Божий рай), Небе Небес, и Небеса, которые превыше Небес, и о месте Престола Божия. Таким образом, должно разуметь. что духовное Небо разделено на три основных части: рай или первое Небо, который будет спущен на новую землю (удел и наместничество Иоанна Богослова), второе Небо (удел Матери Божией, наместничество святого пророка Илии Фесвитянина), третье Небо (удел Господа Иисуса Христа и Всей Пресвятой Троицы, наместничество первого угодившего Богу покаянием человека - святого пророка Еноха).

Преисподняя, земное пространство и пространство между землей и первым Небом (воздушное и безвоздушное) временно (кроме преисподней) до Страшного Божьего суда наполненно духами зла - бесами. После этого суда все они будут закрыты навечно во аде и будут вечно мучиться там вместе с уподобившимися им нераскаянными грешниками.

Посмотрим на что сообщает нам книга Бытия, гл.2:" 8 И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке, и поместил там человека , которого создал.
9 И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла.
10 Из Едема выходила река для орошения рая; и потом разделялась на четыре реки.
11 Имя одной Фисон: она обтекает всю землю Хавила, ту, где золото;
12 и золото той земли хорошее; там бдолах и камень оникс.
13 Имя второй реки Гихон [Геон]: она обтекает всю землю Куш.
14 Имя третьей реки Хиддекель [Тигр]: она протекает пред Ассириею. Четвертая река Евфрат
".

По этому отрывку возникают такие вопросы:

1) что значат слова "насадил Господь Бог рай"?
2) почему сказано, что Бог "поместил там (в раю) человека"? А где же он был до этого?
3) Почему сказано (если рай был на этой земле):
"произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи", в то время, как в Быт.1 сказано. что деревья и прочая растительность уже были произведены Богом еще в третий день:" 11 И сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя [по роду и по подобию ее, и] дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его на земле. И стало так.
12 И произвела земля зелень, траву, сеющую семя по роду [и по подобию] ее, и дерево [плодовитое], приносящее плод, в котором семя его по роду его [на земле]. И увидел Бог, что это хорошо.
13 И был вечер, и было утро: день третий
".
4) Куда девались две райские реки Фисон и Геон? Нигде в истории нет упоминания об этих реках. Но ведь они в перечислении идут раньше Тигра и Евфрата.
5) Куда девался сам рай (если он был на этой земле), а также древо жизни и познания добра и зла? И не странно ли выглядела такая конструкция (еще о грехопадения и проклятия Богом земли): внутри земли ад с бесами, а на поверхности рай?

На самом деле рай находился на небе, а земля была как бы дачным местом для первого человека. Для удобства людей Бог насадил или надсадил рай напротив района земного междуречья, чтобы люди после утверждения в Боге (если бы выдержали испытание заповедью, не послушались сатаны и не вкусили от запретного плода) могли с помощью своей мысли легко слетать на землю и возвращаться в рай.
Что рай находится на Небе говорит нам повествование Писания о восхищении пророка Еноха и о взятии святого пророка Илии живьем на Небо. Где же они пребывали все время до искупения рода человеческоо Господом Иисусом Христом, как не в раю. И Сам Господь с креста сказал благоразумному и покаявшемуся разбойнику: Лк.23, 43:" И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю ".

Таким образом, Междуречье есть лишь область земной проекции небесного рая. Адам был сделан Богом из земли и на земле, а потом помещен в небесном раю, в котором есть своя "земля" и деревья, насажденные Самим Богом уже после сотворения мира сего и человека.
Изгнание первых людей из рая было реальным изгнанием с неба в предверье ада - на землю. С этого времени духовное небо стало для них другой реальностью, в которую они не могли войти из-за изменения своего душевно-телесного состояния по причине грехопадения. Состояние человека будет совпадать с его внешним помещением в вечности.
Христос вознесся во плоти человеческой туда, откуда Он пришел, как Сын Божий, т.е. на духовное Небо к самой Его вершине где находится Престол Божий. Божий Престол это непостижимое для нас "место" особого Божьего присутствия, как Царя и Владыки всей твари, хотя Бог вездесущий по Своей природе. Поэтому речь идет не о координатном возседании Иисуса Христа одесную (смысл этого слова: наравне) безконечного и вездесущего Бога (ибо Он Сам вездесущий и безконечный Бог), а о достижнии во Христе равенства чести человеческой и Божественной природ.
Ад - это прежде всего мрачное и злое состояние душ человеческих и падших духов, а также соответствующее этому состоянию местоположение во внутренностях земли.


Священник Константин Камышанов

Апостолы после Воскресения Христа 40 дней ждали начала обещанного всемирного царства Израиля. Но вместо мирового господства силы и славы Христос предложил им принять Святого Духа и указал на небо как место жизни Бога и Его Мессии.

Христос их готовил к Царству Небесному.

До того дня, в который Он вознесся, дав Святым Духом повеления Апостолам, которых Он избрал, которым и явил Себя живым, по страдании Своем, со многими верными доказательствами, в продолжение сорока дней являясь им и говоря о Царствии Божием.

И, собрав их, Он повелел им: не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца, о чем вы слышали от Меня.

А они думали о царстве Израиля:

Посему они, сойдясь, спрашивали Его, говоря: не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю?

Странно думать, что Земля когда-нибудь может стать Раем. Лев, волк и щука имеют острые зубы, которыми они никогда не смогут жевать траву. Земля попеременно проходит время жары и стужи, которые приносят страдания. И, самое главное, человек, как его ни корми, все равно падок на грех, несмотря на сытость и довольство.

Художник Елена Черкасова

Как это можно не заметить?

Нам, жившим при коммунистах, это совершенно ясно. Коммунизма быть не может по причине глубокой, врожденной человеческой порочности.

Человек сначала требует необходимое, что спасает его от голода и холода. Потом – все, что приносит покой и удовольствие. А затем, пресытившись покоем, и если его не сдерживает представление о Боге, требует извращений и губит себя.

Очень странно, что избранный народ так плоско думал о Царствии Божием. Неужели сытая жизнь властелинов Земли может быть равна жизни с Богом?

В Вознесении Христос показал, что Его царство не от мира сего. Показал на языке образов, понятных жителю тех лет – поднялся на небо. Хотя на небе, как и на земле, Царства Божия быть не может. Царство Божие на небе – это только удвоение бессмыслицы земного райского царства.

Но Вознесение пережил не один Христос.

Вознесся Илия. Но не сам собой, а на колеснице, с конями. Здесь Бог показал, что наше личное вознесение возможно только при помощи Бога, при посредничестве небесных сил, принявших образ коней – как символ помогающей нам силы, явленной в личности. Они крылаты, имеют огневидное тело, мощны, дружелюбны человеку, могут проникать пространства и послушны Богу.

Художник Елена Черкасова

Вероятно, личное воскресение и последующее вознесение пережила Матерь Божия Мария и апостол Иоанн. Возможно, кто-то еще, о ком Бог умолчал.

Но апостолы ждали вождя народа. Этот Вождь зачем-то позволил Себя убить. Зачем-то воскрес. Зачем-то играл с ними в прятки, то и дело внезапно являясь и то и дело внезапно исчезая.

Они могли допустить и интуитивно догадываться, что смерть обновила естество Христа так, и что Ему были сообщены какие-то супервозможности и даровано бессмертие как первенцу в этом новом вечном царстве.

Теперь Он придет и, будучи сверхчеловеком, сокрушит всех врагов.

Как вдруг Иисус улетает на небо.

Можно представить себе потрясение апостолов.

Этот подъем в стратосферу никак не укладывался в учение о Мессии. Такого начала царства Израиля не было описано в пророчествах.

Они встали перед проблемой отрицания всего опыта избранного народа, накопленного им за тысячелетия.

Они оказались перед книгой, в которой все листы чистые и которую надо писать от начала и заново. Начать сначала следовало потому, что за тысячу лет избранный народ так и не уяснил себе главного – что такое Царство Божие. Его опыт оказался полезен в тактике и бесполезен в стратегии.

Это как если бы нам вдруг объявили, что математика, физика и химия – пустые науки. И их нужно отмести и создать физику ангелов, кардинально не похожую на физику людей. Вместо привычного пространства проникнуть в пространство, в котором живет Бог.

Это культурный шок.

И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде и сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо?

Ангелы дают им подсказку:

Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо.

Придет таким же образом – это как? Спустится с неба? Снова поднимется вместе с нами?

Если снова спустится точно так же в тот же мир, то зачем возносился?

А если мы вместе с Ним поднимемся вверх, то куда?

Тогда они возвратились в Иерусалим с горы, называемой Елеон, которая находится близ Иерусалима, в расстоянии субботнего пути.

Все они единодушно пребывали в молитве и молении, с некоторыми женами и Мариею, Матерью Иисуса, и с братьями Его.

Они ничего не поняли. Они молились непрерывно. А что им оставалось делать? В молитве они стучались к Богу, приближались к Нему, искали Его и ждали объяснений, вспоминая слова Христа:

Он же сказал им: не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти, но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли.

ВЫ ПРИМЕТЕ СИЛУ.

Зачем нам эта сила?

Что значит быть свидетелями, когда мы ожидали гражданства Царства?

Почему до края земли?

В них зрело откровение.

И будет в последние дни, говорит Бог, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; и юноши ваши будут видеть видения, и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут.

И на рабов Моих и на рабынь Моих в те дни излию от Духа Моего, и будут пророчествовать.

И покажу чудеса на небе вверху и знамения на земле внизу, кровь и огонь и курение дыма.

Солнце превратится во тьму, и луна – в кровь, прежде нежели наступит день Господень, великий и славный.

Особенно важны последние слова:

И будет: всякий, кто призовет имя Господне, спасется.

Апостол Петр первым догадается, что спасение лежит не по горизонтали, а по вертикали. И нет никакой необходимости в царстве Израиля.

Волк останется волком. Ворон – вороном. Овен – овном. А человек будет человеком. И все, что живо – хитро и лукаво.

Апостол Петр первый понял, что механизм спасения – это таинственное личное вознесение, подобное вознесению Илии на небо. Мы по достижении совершенства не замедляем время на земле, не останавливаем старение и не приобретаем вечную молодость, а переходим в иной мир, где время течет по другому закону и где иная физика и иное существование слова.

Оказалось, что Царство Божие давно рядом с нами. Оно лежит параллельно нашему миру, и попасть в него может каждый человек, из любой точки земли и из любого времени.


Делать из сущей Земли Рай неэффективно и вряд ли возможно, Бог создал ситуацию более простую и изящную. Вместо апгрейда старой машины и ее тюнинга Он просто предложил «космолет» – колесницу Илии для перехода в более совершенный мир, в котором для нас будет гораздо больше возможностей проявить все лучшее, что есть в нас.

В старом мире мы никогда не достигнем такой святости, как в мире новом. Там Сам Бог удесятерит наши возможности:

Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам. …им не дано, ибо кто имеет, тому дано будет и приумножится, а кто не имеет, у того отнимется.

В этом свете становится понятно, что обычные атрибуты царства земного: власть, сила, деньги, оружие, государство, армия, достаток – ничто.

В этом свете становится понятно, что обычные атрибуты Царства Небесного: святость, праведность, мир, щедрость и любовь – имеют вечную ценность.

В этом свете становится понятно, что если любовь лежит в основании мира, то к Царству Небесному надо привлечь всех жителей Земли и всем показать путь наверх, удерживая от пути по горизонтали.

Ведь во многих религиях небо дублирует землю: гурии, залы военной славы, поля тростника и поля Елисейские.

Нет там девушек и нет там берсерков.

Еще немного, и апостол Петр скажет заветное:

Итак твердо знай, весь дом Израилев, что Бог соделал Господом и Христом Сего Иисуса, Которого вы распяли.

Услышав это, они умилились сердцем и сказали Петру и прочим Апостолам: что нам делать, мужи братия?

Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и полу́чите дар Святаго Духа.

Ибо вам принадлежит обетование и детям вашим и всем дальним, кого ни призовет Господь Бог наш.

Он имел в виду то, что нашему восхождению в новое Царство мешает наша тяжесть, а не политические или государственные коллизии. С грехами мы тонем, как с камнем на шее. А праведность нас делает летучими и легкими. Когда легки, мы не провалимся в колеснице Илии. И ангелам под силу нас будет поднять и провести сквозь границы миров.

И другими многими словами он (Петр) свидетельствовал и увещевал, говоря: спасайтесь от рода сего развращенного.

Ибо в вознесении – жизнь, а в тяжести греха – смерть, А Царство Божие внутри нас, в неком ином измерении, на что указывают и слова Христа, и Его вознесение.

Раем люди называют высшее блаженство, которое может испытать человек. Библия дает описание рая в православии на различных уровнях: духовном, душевном и физическом. Очень часто христиане Царство Небесное называют раем, местом, дарованным Создателем для счастливой жизни во славу Творца.

Эдем - рай на земле

Внимательно читая Библию, видим, что впервые слово «рай» описано в Бытие 2:8.

Перед этим Всевышний сотворил Небо и землю, светила, растения и животный мир, а только потом на востоке основал райский уголок Эдем, место нахождения которого можно определить по географической карте. В Библии говорится о том, что из Эдема вытекала одна река, которая разделилась на четыре: Фисон, Гихон, Тигр и Евфрат.

Эдемский сад

Если первые две реки канули в небытие, то Тигр и Евфрат существуют и поныне, что служит для атеистов неоспоримым доказательством существования Эдема. Современные христиане отождествляют понятия рай и Эдем, хотя Эдем - это название местности, а рай - место пребывания Божественной сущности. Удивительна милость Господня и Его забота о Своих детях. Любящий Отец вначале подготовил все для блаженства первых людей, а потом создал их самих.

Адам с Евой были выгнаны из места блаженства, но первая земная пара не потеряла любви Божьей. Адам и Ева могли пребывать в непосредственном общении с Создателем, они видели Его и наполнялись Его милостью. Трудно представить чувства людей, которые были «окутаны» любовью Творца.

В устройстве эдемского сада богословы мира проследили три составляющих, соединенных воедино:

  • Эдем;
  • внешний мир.

Эдем стал прообразом для создания скинии, шатра, созданного по описаниям, данным Создателем. Скиния служила для евреев местом храмовых служений во время передвижения по пустыне и состояла из Святая Святых - рай, Святилища - Эдем, наружного двора - внешний мир.

Скиния и служение в ней

В устройстве современных храмов также можно провести параллель с местом обитания первых людей. Алтарь - символ небесного уголка, трапеза ассоциируется с Эдемом, а притвор - символ внешнего мира.

Не стоит искать место нахождения райского сада на современных картах, ведь он был создан еще до потопа, после которого земная кора изменилась.

Для православных верующих Эдемский сад стал местом, дарованным Творцом, где нет страданий, болезней, нет самой смерти. Велико обетование Всевышнего, данное в Откровении Иоанна . Оно говорит том, что на земле небесный уголок будет восстановлен. (Откр. 21:1)

Важно! Описание рая в православии подразумевает не только географическое расположение Эдемского сада, а блаженство пребывания в любви Создателя духом и душой как ныне, так и в вечности.

Царство Божие - небесный Эдем

Великим утешением для людей, потерявших своих близких, является возможная встреча на небесах. Царство небесное, обещанное Иисусом Христом, находится на небе и на земле, в сердцах христиан.

Целью земной жизни, наполненной страданиями, войнами, катаклизмами, волнение за завтрашний день и своих потомков, является переход в Небесный Иерусалим.

В евангелии от Матвея 25:34 звучит обетование о наследовании приготовленного эдемского уголка на Небесах, Иисус обещает пить вино со своими учениками в царстве Отца. (Матв. 26:29)

В Откровении Иоанна описан рай на небе, который пророк видел своими глазами.

Видение Иоанна Богослова

По свидетельствам преподобных Феодоры, Ефросиньи, святого Андрея Юродивого (каждый из них в свое время был поднят в небеса до третьего неба), небесный уголок существует.

Свидетельство Андрея Юродивого

Я видел себя облеченным в самое светлое одеяние, как бы истканное из молний; венец был на главе моей, сплетенный из великих цветов, и я был опоясан поясом царским.

Радуясь этой красоте, дивясь умом и сердцем несказанному боголепию Божия рая, я ходил по нему и веселился. Там были многие сады с высокими деревьями: они колебались вершинами своими и увеселяли зрение, от ветвей их исходило великое благоухание… Невозможно те деревья уподобить ни одному земному дереву: Божия рука, а не человеческая посадила их. Птиц в этих садах было бесчисленное множество…

Увидел я реку великую, текущую посреди (садов) и их наполняющую. На другом берегу реки был виноградник… Дышали там с четырех сторон ветры тихие и благоухающие; от их дыхания колебались сады и производили дивный шум листьями своими… После этого мы вошли в чудный пламень, который нас не опалял, но только просвещал.

Я начал ужасаться, и опять руководивший меня (ангел) обратился ко мне и подал мне руку, говоря: «Нам должно взойти и еще выше». С этим словом мы очутились выше третьего неба, где я увидел и услышал множество небесных сил, поющих и славословящих Бога… (Взойдя еще выше), я увидел Господа моего, как некогда Исаия-пророк, сидящего на престоле высоком и превознесенном, окруженного серафимами.

Он был облечен в багряную одежду, лицо Его сияло неизреченным светом, и Он с любовью обратил ко мне Свои очи. Увидев Его, я пал перед Ним на лицо мое… Какая же тогда от видения лица Его объяла меня радость, того невозможно выразить, так что и ныне, поминая это видение, исполняюсь неизреченной сладости» Преподобная Феодора видела в раю «прекрасные селения и многочисленные обители, уготованные любящим Бога», и слышала «голос радости и веселия духовного».

Царство Божье внутри человека

Красной нитью через весь Новый Завет проходит весть о Царстве Божьем, дарованном Иисусом Христом. Творец есть любовь, наполняясь этим чувством к другим людям, человек наполняет свое сердце особым блаженством, Небесным раем.

Иисус Христос посылал Своих учеников нести людям Благую весть о будущей жизни в вечности. (Луки 9:2)

Понимая истинность существования уголка блаженства на небесах, человек перестает бояться смерти, он старается прожить свой земной, очень короткий путь так, чтобы вечную жизнь провести не в аду, а в окружении ангелов и свете Святой Троицы. Воцерковленный человек, наполняясь любовью, царящей в Православной Церкви, своей земной жизнью совершает подвиг подготовки к переходу в Небесный Иерусалим.

Прощение грехов от Бога

Одним из путей, которым православные могут попасть в окружение ангелов на небе, является прощение . На протяжении своей земной жизни человек вольно или невольно обижает людей, и сам обижается на них. Святая Церковь по великой Милости Создателя даровала верующим людям таинства Причастия и Исповеди.

Читайте об исповеди и причастии:

  • Какие молитвы принято читать перед исповедью и причащением?

Поражает ответ истинно православных на слова «Прости меня», после чего звучит «Бог простит». Люди имеют великое доверие к Богу, если человек простил от чистого сердца, то Всевышний обязательно простит, это Его обетование. «Бог простит» - не просто отговорка, это вера в любовь Отца, Сына и Святого Духа.

Очень часто православный человек, слабый духом, смотрит на грехи другого и сравнивает свою жизнь с чужой. Самое страшное, что в Судный день каждому верующему и неверующему придется встретиться с Богом лицом к лицу, и рядом не будет близких, родных, соседей и друзей. Каждый даст ответ самостоятельно, почему не принял Иисуса Христа в свое сердце, не получил «входной билет» в небесный рай.

Сын Божий сказал, что только Он является дорогой, ведущей к Богу Отцу. (Иоан. 14:1-6) Только имею веру во Христа, через Его откровения человек преобразуется изнутри, наполняя свое сердце Царством Божьим.

По слова митрополита Илариона рай является состоянием души человека, блаженством, которое дается почувствовать только православным, наполнившимся любовью Творца. Высказывания митрополита вторят словам евангелиста Луки, который написал, что Царство Божье находится внутри христиан. (Лук. 17:20)

Научиться служить Богу через любовь к людям, стать руками Иисуса на земле, наполнять мир христианской любовью - вот пути к наполнению присутствием Божьим в сердцах православных.

Возвращение рая на землю

Псалом 37:29 утверждает , что истинно праведные станут наследниками новой земли, которую Бог сотворит на нашей планете. Исходя из молитвы «Отче наш» , можно проследить мысль, что Христос указал христианам на приход Царства Божьего на землю.

Отче наш, сущий на небесах! Да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе

Новое небо и новая земля в Библии

О мировом правительстве на земле во главе с Христом писал пророк Даниил (Дан. 2:44), когда Божье правление соберет народы и воцарится новый рай.

Новое время проповедовал и пророк Исайя , обещая, что старые времена будут казаться страшным сном. На новой горе Сион будет радость и веселье, а печаль и горе удалятся.

Скажите робким душею: будьте тверды, не бойтесь; вот Бог ваш, придет отмщение, воздаяние Божие; Он придет и спасет вас.

Тогда откроются глаза слепых, и уши глухих отверзутся.

Тогда хромой вскочит, как олень, и язык немого будет петь; ибо пробьются воды в пустыне, и в степи - потоки.

И превратится призрак вод в озеро, и жаждущая земля - в источники вод; в жилище шакалов, где они покоятся, будет место для тростника и камыша.

И будет там большая дорога, и путь по ней назовется путем святым: нечистый не будет ходить по нему, но он будет для них одних. Идущие этим путем, даже и неопытные, не заблудятся.

Льва не будет там, и хищный зверь не взойдет на него; его не найдется там, а будут ходить искупленные.

И возвратятся избавленные Господом, придут на Сион с радостным восклицанием; и радость вечная будет над головою их; они найдут радость и веселье, а печаль и воздыхание удалятся.

Пророк Иоанн получил указание сообщить людям благую весть о том, что Бог обещает вернуть рай на землю таким, каким он был в Эдеме без боли, скорби и проблем. Новый Иерусалим, царство радости, любви и блаженства описано в 21 главе Откровения, апостол подчеркивает, что в это время люди снова получать дар видеть и общаться с Творцом.

Для того чтобы встретиться с Богом в будущем, по словам протоиерея Чаплина, нужно наполниться верой в Бога так, чтобы знать Его на земном уровне и быть уверенным в том, что узнаешь Создателя на небе, и Он узнает тебя.

Бог предлагает людям Свою любовь взамен на верность, послушание, и тогда Он наполнит верующих мудростью при одном условии - они не будут самостоятельно искать истину, вкушая плод Добра и Зла, вкушая грех.

Важно! Человек, пытающийся сам, без познания Божьих наставлений, разобраться с грехами и праведностью, обязательно будет ослеплен дьяволом через деньги, секс, власть, гордыню и непрощение. Только слово Божье открывает истинный рай - блаженство пребывания в Божьем присутствии.

Что такое рай в православии и как туда попасть