Федоровская божья матерь где находится. Молитва федоровская божья матерь в чем помогает

Сегодня в мире очень много известных икон, которые являются чудотворными и помогающими людям по их просьбам и молитвам. К таким относится Феодоровская Этот образ имеет довольно древнюю историю чудес, обретений, исцелений. Верующие обращаются к ней во многих печалях и горестях, получая утешение по своим молитвам.

В этой статье мы рассмотрим разные легенды, в которых упоминается икона Божьей Матери Феодоровская, в чем помогает этот образ, как перед ним молятся, а также историю ее обретения.

Легенды о появлении иконы

Первые упоминания об этом образе появились приблизительно в середине XIII столетия. Однако написана она евангелистом Лукой. Существует несколько преданий о вторичном обретении этой иконы на Руси, и все они довольно противоречивы. Но впервые образ был найден в старой деревянной часовеньке возле города Городца. Это место было отмечено благодатью, и через некоторое время тут был построен Городецкий Феодоровский монастырь.

Дальнейшая история иконы Феодоровской Божьей Матери довольно туманна. Считается, что именно этим образом в 1239 году благословлял своего сына Александра Невского на брак. Он сочетался супружескими узами с полоцкой княжной Брячиславой. Признаком этого действия является второе изображение, которое содержит на своем обороте Феодоровская икона Божьей Матери, а именно св. муч. Параскевы, которая еще именуется Пятницей. Она считается покровительницей Полоцкого княжеского дома.

Как бы то ни было, после 1238 года, когда на страну было нашествие хана Батыя, часовня, как и многие другие строения, была разграблена и совершенно разрушена. Ее просто сожгли. Все думали, что икона была утеряна. Однако прошло совсем немного времени, и образ был обретен вновь. И вот тут существует несколько легенд об этом событии.

Повторное обретение иконы

Самой популярной легендой, в которой упоминается Феодоровская икона Божьей Матери (фото представлено ниже) и ее повторное обретение, является следующая. В городе Костроме появился воин, который прошел через все улицы с этим образом. На следующий день ее нашел Василий Ярославович, младший брат Александра Невского. Это произошло на берегу речки Запрудни. Событие это произошло в 1263 году. Найденный образ опознали жители Городца. А воин, который принес ее, - это был вмч. Феодор Стратилат.

Вторая легенда по месту действия отличается лишь в том, что найдена она была в 1239 году (через год после пропажи), и нашел ее Василий Квашня, тогдашний князь Костромы. Образ был обнаружен на дереве возле реки, а после перенесен в храм. Икона сразу стала почитаемой и способной творить чудеса. В дальнейшем еще не одна молитва перед иконой Феодоровской Божьей Матери спасала этот город от различных напастей.

Исследование иконы и ее иконография

Следует заметить, что по поводу происхождения иконы ведутся некоторые споры среди специалистов. Некоторые считают, что она была писана на заказ с иконы Владимирской (но расходятся во мнениях, для кого), так как иконография этих образов очень похожа. Обе их можно отнести к типу “Умиление”, но чудотворная Феодоровская икона Божьей Матери имеет ряд особенностей и отличительных черт.

Например, сохраняется главная черта образов этого типа - Младенец обращается к Матери и обнимает ее за шею, дотрагиваясь своей щекой к ее щеке. Однако отличие от Владимирского образа в том, что маленький Иисус сидит на руке Матери. Такое изображение больше присуще для икон типа “Одигитрия”. Далее стопы Младенца изображены так, что кажется, он делает шаг. Причем руки Матери и ткань Мафория изображены таким образом, что образуется символическая чаша, в которую опущены ноги Христа. Это символическое изображение сосуда, в который опускаются просфоры и наливается вино во время Евхаристии.

Одежды Богородицы пурпурного цвета, который в древние времена являлся символом царской власти. А еще позже в христианской традиции смысл этого цвета стал относиться к страданиям Христа. Одежды Младенца символизируют его воплощение. Плащ Христа покрыт золотыми лучами ассиста. В древности золотой цвет являлся не только божественной символикой, но и в плащи такого цвета заворачивали императоров при погребении. Следовательно, эта деталь облачения имеет двойной смысл.

Обнаженная ножка Христа символизирует воспоминание о его страданиях. В целом весь образ Феодоровской иконы - это не только ласкание Матери и Сына, но и их прощание. Такое можно увидеть на иконах, которые относятся к оплакиванию и погребению Христа. Богоматерь на этих образах имеет скорбный лик.

Отличительной особенностью Феодоровского образа также является то, что на его обороте находится еще одно изображение святой, предположительно Параскевы Пятницы. Тут несколько вариантов появления этого изображения. По одному из них, образ был написан, когда Александр Невский сочетался браком, а святая - это была покровительница дома невесты. По второй версии икона считалась запрестольной, так как у нее внизу было когда-то древко (что непосредственно указывает на это). Подобные иконы выполнялись когда-то в Византии.

Значение иконы

Для русского народа значение Феодоровской иконы очень велико. В свое время она не раз спасала страну от различных напастей. К примеру, в 1272 году князь Василий выступил из Костромы в поход против татар, захватив с собой образ Божьей Матери. По свидетельствам очевидцев, она испускала яркие лучи, которые опаляли врагов. Благодаря этому и была одержана победа.

Более известной икона стала после окончания Смутного времени, когда на престол взошел Михаил Романов. Это случилось в 1613 году. С тех пор образ считался покровителем царской семьи, с него были написаны многочисленные списки, некоторые сохранились и до наших дней. Следует отметить, что верующими до сих пор почитается икона Божьей Матери Феодоровская. В чем помогает она простым христианам, можно прочесть ниже.

В чем помогает икона

Не только стране покровительствует и оказывает помощь икона Божьей Матери Феодоровская. В чем помогает образ в обычной жизни? Она считается покровительницей женщин, тех, кто собирается замуж или только планирует, а также будущих мам. Если в вашей семье имеются какие-то разногласия, и вы хотите сохранить мир и найти потерянное взаимопонимание, то также стоит обратиться к образу.

Помощь в трудных родах или возможность забеременеть для женщины - вот в чем чаще всего помогает Феодоровская икона Божьей Матери. Молитва, чтобы забеременеть, довольно проста, ее нужно читать каждый день. Обращаться к Богородице нужно смиренно, с чистой душой и большим желанием родить ребенка. На сегодняшний день очень много случаев, когда такие молитвы на самом деле помогали. И помимо этого, женщины еще и избавлялись от своих болячек, что тоже способствовало удачной беременности.

Молитва и акафист Феодоровской иконе Божией Матери. Помощь в мирских делах

Обращаться к Феодоровской иконе можно в разных случаях (как было написано выше). Чаще всего это делают женщины. Существует несколько молитв для чтения в разных случаях. Конечно, обращаться к Богоматери нужно каждый день, для этого можно приобрести небольшой домашний образ. Но желательно съездить в то место, где находится чудотворная Феодоровская икона Божьей Матери. Молитва перед этим образом принесет больше пользы, но при этом ваше сердце должно быть чисто, и вы действительно должны желать ребенка или изменения ситуации в вашей семье. А также быть готовыми к этим переменам.

Обычно для возможности забеременеть нужно читать почти весь акафист Феодоровской иконе Божией Матери. А после и молитву. Желательно об этом поговорить с батюшкой, чтобы он дал наставление.

Чудеса, связанные с иконой

За всю историю образа икона Божьей Матери Феодоровская чудеса видела немалые. Самым первым чудом было ее спасение из горящего храма, когда его разорили татаро-монгольские войска, а потом ее удивительное обретение. Когда икону перенесли в Кострому в собор, она в 1260 году спасла город от разорения тех же монгол, которые в то время нападали на Русь. Лучи света, исходившие от образа, заставили противников спасаться бегством, а князь на месте победы велел установить крест, а позже и каменную часовню. С тех пор Феодоровская икона считается защитницей Земли Русской.

Также происходили и менее глобальные чудеса, но такие же значимые. Люди, которые начали ходить на паломничество к чудотворной иконе, стали обретать исцеление (особенно это касалось женщин). Многочисленные семьи, которые долго не могли зачать ребенка, вдруг по своим молитвам получали эту возможность. Женщины, которые имели болезни и вследствие этого тоже не могли зачать ребенка, выздоравливали и рожали. Во всем этом им помогала Феодоровская икона Божьей Матери. О чем молятся образу и для чего к нему обращаются, теперь понятно.

День почитания иконы

Как видно, чудотворная Феодоровская икона Божией Матери помогает в разных ситуациях, причем каждому воздается по его молитвам. А празднование в честь этого образа совершается два раза в году. Первый раз это происходит двадцать седьмого марта по новому стилю (или четырнадцатого марта по старому), а второй раз - двадцать девятого августа по новому стилю (шестнадцатого по старому).

В первом варианте - это дань традиции, память о том, что в 1613 году была завершена Смута, а на престол взошел царь Михаил Федорович. Следует отметить, что это число закрепилось лишь с 1620 года, ранее праздник определялся постом. Также нужно сказать, что было выдано указание о том, что этот день приравнивается к празднику Благовещения и отмечается с большой пышностью даже в дни поста. А второй вариант приурочен ко дню чудесного обретения иконы.

Церкви и храмы, которые освящены в честь иконы, а также места, где можно найти ее списки

Феодоровская икона которой имеет большую силу, древняя и чудотворная. За всю историю ее существования с нее написано множество списков (большая часть которых была создана после восхождения на трон Михаила Романова), которые размещали во множестве храмов. Некоторые из них также были освящены в честь нее. Рассмотрим список храмов.

  1. Феодоровский собор, который находится в Феодоровском монастыре в древнем городе Городце.
  2. Феодоровский Государев Собор. Он был построен в Царском Селе и принадлежал монаршей семье.
  3. города Санкт-Петербурга. Он был построен к 300-летию правления династии Романовых. Строительство было окончено в 1913 году. Также в этом году были освящены его приделы.
  4. Феодоровская церковь в городе Ярославле. Имеет древнюю историю, была построена еще в далеком 1680 году.

Теперь нужно отметить, в каких храмах и соборах можно найти икону. Самый главный чудотворный образ находится в городе Костроме, в Богоявленском соборе. Именно этой иконе уже более восьми веков, именно она помогала Александру Невскому, а после была заступницей и покровительницей монаршей семьи Романовых. Список с этого образа, который почитается, находится в Царском Селе в городе Пушкине. Его писали для царя Николая II в честь пятнадцатого года его правления.

Сегодня список Феодоровской иконы находится в Кашинском Клобуковом монастыре, который находится в Твери. Он имеет довольно древнюю историю, и некоторое время находился в запустении. В 1994 году он был восстановлен, и в 2004 году в монастырь привезли Феодоровскую икону, освятив, таким образом, список с нее, который был написан специально для монастыря. Последний там и оставили.

Также образ можно найти и в других церквях, например, в храме Святителя Николая в Кленниках, в в малом соборе в Москве.

История иконы Пресвятой Богоматери Феодоровская связана со многими важными для страны событиями, она считалась заступницей рода Романовых и сегодня почитается как святыня. Много веков этот чудотворный образ спасает людей и помогает обрести семейное счастье.

Обретение образа

Существует несколько версий происхождения иконы. Первые упоминания образа встречаются еще в летописях XII века. Однако до XIII века его история точно неизвестна.

По одной из версий, икона была написана еще по приказу Андрея Боголюбского (XII век), когда тот пребывал близ Костромы. По другой версии, икона была обретена старшим братом Александра Невского Юрием. Князь случайно нашел ее в 1238 году в деревянной часовенке недалеко от Городца, позже на этом месте появился монастырь. Здесь и хранился святой образ.

После пожара 1239 года, который уничтожил многие строения города и сам храм, лик был утерян. Найден он намного позже младшим братом Александра Невского Василием Костромским. Во время охоты князь случайно увидел на дереве икону, а когда попытался ее снять, та поднялась в воздух. В это же время жители Костромы видели, как по улицам какой-то воин нес икону. По заверениям многих очевидцев, это был сам великомученик, христианский святой Феодор Стратилат. После возвращения в город князь Василий тут же рассказал о случившемся священникам, которые после проведенного молебна сняли икону с дерева и перенесли в костромской храм. А на месте второго обретения Феодоровской иконы был возведен Спасо-Запрудниковский мужской монастырь.

История образа в XIII веке

XIII век – время, когда икона Пресвятой Богородицы Феодоровская очень почиталась русским народом. Свое название она получила в честь князя Ярослава-Феодора (Феодор – имя в крещении, дань святому Феодору Стратилату), отца Александра Невского. По преданию, именно этим образом князь благословил в день венчания молодоженов, Александра и его супругу. Это событие породило еще одну версию возникновения иконы – некоторые историки считают, что Ярослав заказал ее написание как подарок к свадьбе сына.

После венчания Александр Невский не расставался с чудотворной иконой и везде возил ее с собой, она стала его мо­лен­ным об­ра­зом. Считается, что именно ее сила помогала князю в его правлении, поддерживала при битвах и уберегала от бед.

После смерти князя в 1263 го­ду (умер Невский при монастыре, возведенном его отцом) святыня перешла к младшему брату Василию. Именно с ним связано одно из знаменитых чудес, которые явила чудотворная икона. 1272 го­д стал особенно тяжелым – постоянные набеги татар опустошали русские земли. По примеру своего деда Ан­дрея Бо­го­люб­ско­го, который во все свои битвы брал чудотворный образ Вла­ди­мир­ской Бо­жи­ей Ма­те­ри, Василий выступил на защиту Костромы с Феодоровской иконой. Как только войска приблизились друг к другу, от образа начали исходить яркие сильные лучи. Они испепеляли и ослепляли врагов, так князь с Божьей помощью смог победить татар.

XIII век явил и другие чудеса святого образа. Дважды горел Костромской собор, и дважды икона оставалась невредимой. Не были обожжены даже края досок, а все краски не потеряли яркости. Более того, Феодоровская икона многие столетия оставалась чистым ликом, не подвластным времени. Потемнел образ намного позже, уже в нач. ХХ века, незадолго до отречения царя Николая II.

История иконы: XVII век – наши дни

После XIII века икона хранилась при Костромском соборе и на некоторое время была почти забыта. Вторая волна почитания образа пришлась на XVII век, когда на российский престол взошел первый представитель рода Романовых – Михаил Федорович Романов. Случилось это 14 марта 1613 года. Тогда в Ипатьевский костромской монастырь прибыли послы Земского Собора с извещением об избрании Михаила на престол.

Род Романовых был тесно связан с церковной жизнью – отцом Михаила был будущий на то время Патриарх Московский, а мать служила монастырю и прославилась как инокиня Марфа. Именно она благословила сына на достойное царствование Феодоровской иконой. С тех пор и до ХХ века образ считался фамильной святыней дома Романовых. С ее чудотворной силой также связывают окончание Смутного времени на Руси.

14 марта стало всероссийским праздником почитания образа Богоматери Феодоровской, слава об иконе снова пошла по всей стране. К XVII веку относятся и многочисленные списки образа, некоторые из них были сделаны самой инокиней Марфой.

Феодоровская Божья Матерь настолько почиталась, что даже существовал канон, по которому при венчании русских князей с немецкими принцессами принявшие православие невесты брали себе отчество Федоровна. Так известными на Руси стали Александра Федоровна (жена Николая I), Мария Федоровна (жена Александра III, мать Николая II), Александра Федоровна (жена Николая II) и другие представительницы царского рода.

С XVII века установилась традиция, по которой члены знатных семей обязательно посещали колыбель дома Романовых – Кострому. Нужно сказать, что Феодоровская икона никогда не покидала город, оригинал всегда оставался здесь. В Москве хранился один из наиболее почитаемых списков, написанный инокиней Марфой, пред которым и молились Романовы.

Вплоть до ХХ века икона была одним из самых почитаемых образов русского православия. Торжественные празднования в ее часть воспринимались как церковный канон и всегда проводились с большим размахом. С приходом советской власти и уничтожением царского рода Романовых о святом образе забыли. Однако в отличие от многих других православных святынь, которые были бесследно утеряны в эти годы, Феодоровская икона сохранилась. Сегодня оригинал образа находится при костромском Богоявленско-Анастасиином кафедральном соборе. Сюда он был перенесен 17 августа 1991 года.

Сейчас установлено два праздника в честь Феодоровской Божьей Матери – 29 августа отмечается Явление святого образа, а 27 марта является днем памяти об избрании Михаила Романова на царство.

Описание образа

Иконографический канон Феодоровской Богородицы считается одним из самых древних и распространенных. По преданию, его создал еще евангелист Лука. Умиление (или Елеуса, Милостивая) – тип изображения, на котором Богородица держит на руках Иисуса Христа, а он нежно прижимается лицом к ее щеке.

Характерная особенность именно Феодоровского образа, которая повторяется на всех его списках – Богомладенец изображается в полный рост, а на его левой ножке чуть приподнялась туника, поэтому колено обнажено.

Икона уникальная еще и тем, что это один из немногих двухсторонних образов. На обратной стороне оригинала изображена святая мученица Параскева (Пятница), являющаяся покровительницей свадеб и невест. По мнению историков, этот лик был дописан на иконе перед знаменательным событием – венчанием Александра Невского.

Сегодня оригинал существенно пострадал от времени. Православные верят, что потемнения красок и потертости начали проявляться лишь в ХХ веке, незадолго до окончания правления дома Романовых.

Икона находится в окладе, который сейчас снимают достаточно редко. Нужно сказать, что этот образ за время своего существования украшался очень богатыми ризами. Так, еще в нач. XIX века жители Костромы пожертвовали на ее создание золото и драгоценные камни. Общий вес ризы составлял тогда 10 кг. Сейчас он утерян – в 1922 году его изъяла новая власть.

Начиная с XVII века, когда появилось множество списков образа, иконографический канон написания Феодоровской иконы немного меняется. Вместе со святым ликом начали изображаться также сказания о чудесах, клейма – «история» чудотворного образа, размещенная по периметру иконы.

О чем молиться Феодоровской Богоматери

Феодоровская Пресвятая Богородица является чудотворной иконой, даже ее списки обладают большой силой. На протяжении многих веков она была защитницей Руси, помогала при сражениях и оберегала царский род. Однако во все времена она считалась, прежде всего, покровительницей семейной жизни. Недаром на обороте изображена заступница молодоженов Параскева.

Перед иконой молодые девушки молятся о счастье в браке, Феодоровская Божья Матерь помогает найти достойного спутника, сделать правильный выбор. Часто образ используется как венчальная икона – считается, что так Дева Мария поможет создать крепкую семью. Эта традиция восходит еще к XIII веку, когда иконой благословлялась пара Александра Невского и его невесты.

Прославилась сила святых ликов Богоматери и Младенца среди рожениц. Живший в XIX веке преподобный иеромонах Амвросий Оптинский советовал беременным женщинам молиться Феодоровской Божьей Матери об удачных легких родах и рождении здорового ребенка.

Есть множество свидетельств о том, что чудотворная икона помогает тем, кто просит у нее рождения первенца. Это один из образов Девы Марии, который прославился на Руси как избавляющий от бесплодия.

По преданию Феодоровская икона Божией Матери была написана св. апостолом и евангелистом Лукой.

По мнению современных исследователей, именно этим образом Божией Матери великий князь Ярослав Всеволодович в 1239 году благословил своего сына - благоверного великого князя Александра Невского - на брак с полоцкой княжной Брячиславой. Подтверждением этому является особенность Феодоровской иконы: на ее обратной стороне находится изображение святой мученицы Параскевы, именуемой Пятницей - небесной покровительницы Полоцкого княжеского дома.

Обретение иконы произошло в день праздника Успения Пресвятой Богородицы в 1263 году. Жители Костромы наблюдали особое явление. На улицах города появился воин с иконой Божией Матери на руках. Воин прошествовал со святым образом через всю Кострому, а на следующий день благочестивый князь Василий Ярославич, младший брат св. благоверного князя Александра Невского, обрел эту икону на берегу реки Запрудни. В явленной иконе узнали образ, пропавший четверть века назад из Городца, а в воине - св. вмч. Феодора Стратилата, которого особо почитали на Руси. В настоящее время на месте обретения иконы находится храм. Впоследствии во время княжеских междоусобиц Кострома находилась под защитой святого образа. Дальнейшее пребывание Феодоровской иконы Божией Матери сопровождалось многими событиями, среди которых необходимо отметить сохранение ее в огне двух пожаров и помощь Пресвятой Богородицы князю Василию и костромичам в битве при Святом озере.

После обретения икона находилась в деревянном храме, где вскоре случился пожар. Храм вместе с внутренним убранством был сожжен дотла. Но икона чудесным образом осталась невредимой и была найдена жителями города на третий день среди пепла. Во время второго пожара икона вновь была сохранена. Жители Костромы могли наблюдать чудесное явление. Когда пламя огня уничтожало храм, лик Богородицы виднелся над пламенем в воздухе.

Икона спасла костромичей и в 1272 году во время набега татар. Князь Василий по примеру своего деда св. Андрея Боголюбского двинулся в бой с чудотворным образом. Яркие огненные лучи, исходившие от святого образа, палили врагов; татары были разгромлены и изгнаны из Святой Руси. Как повествует костромской церковный историк и краевед XIX столетия протоиерей Павел Островский, «в память этого чудесного события и в назидание потомству на том месте, где стояла чудотворная икона Заступницы, поставлен был высокий дубовый столб, на котором вырублено было особое место для Феодоровской иконы (в копии), а в последствии времени вместо столба устроена каменная часовня... По тому же случаю и близлежащее озеро именуется Святое». После смерти князя Василия, жизненный путь которого был освящен святым образом, икона пребывала в Костромском соборе святого Феодора Стратилата.

Церковная история сохранила множество чудес обновления икон. Но с Феодоровской иконой Божией Матери свершилось обратное чудо. Незадолго до отречения страстотерпца царя Николая II образ потемнел и стал почти черным.

В XX веке с иконой также связано немало чудес. В годы гонений на церковь святой образ не покинул храмовых стен и сохранился как святыня. В новейшей истории Русской Православной Церкви этот случай можно по праву назвать уникальным.

С 1991 года чудотворный образ хранится в Богоявленско-Анастасиином кафедральном соборе Костромы. Чудотворный образ привлекает к себе отовсюду множество паломников. По словам очевидцев, к ней ежедневно приходят люди, чтобы поклонится и вознести молитвы к Пресвятой Богородице.

Феодоровская икона Божией Матери издавна почитается верующими не только как чудотворная, но и как особенно покровительствующая семейному благополучию, рождению и воспитанию детей, помогающая в трудных родах. С ней связаны многие чудеса и дивные явления. Сестры Богоявленско-Анастасииного монастыря под руководством настоятельницы ведут летопись современных чудес, совершающихся по молитвам у Феодоровской иконы. Вот некоторые фрагменты монастырской летописи:

«1991 год. Диакон В. из Нижегородской области. Семь лет не было детей; в течение года, по совету верующих, читали с матушкой акафист Феодоровской иконе Божией Матери. Родился сын. Приезжали в Кострому благодарить Матерь Божию.

* * *

1991 год. Супружеская семья из Москвы - Г. и Н., побывавшие у чудотворной иконы с группой паломников, прислали в обитель благодарственное письмо в связи с благополучным рождением ребенка (женщина имела серьезное заболевание, вследствие чего врачи запретили ей иметь детей). Письмо завершается словами: «Все прошло благополучно: я и мой сын чувствуем себя хорошо. Это чудо! Чудо, которое совершила Матерь Божия! Смилостивилась над нами по вашим молитвам...»

* * *

29 августа 1995 года, день празднования явления чудотворной иконы. Паломница из Москвы М.С.Т-а получила исцеление от опухоли правой руки, которой она страдала пять лет, врачи не могли ничего сделать. После того, как женщина приложила руку к иконе, болезнь вскоре бесследно прошла.

* * *

Октябрь 1997 года. У жительницы Костромы Н.П.С-ой тяжело заболела и почти отнялась нога. С огромным трудом 5 октября она пришла в собор, где совершалась вечерня с акафистом Феодоровской иконе Божией Матери; всерьез опасалась, что вернуться домой уже не сможет. Однако после службы, приложившись к чудотворному образу, пришла домой без посторонней помощи, а на утро следующего дня нога уже совершенно не болела.

* * *

11 октября 1997 года. Жительница г. Красноармейска Московской области А.А.Т-а рассказала настоятельнице о своей дочери, которая сразу после рождения третьего ребенка оказалась на грани жизни и смерти. Родственники обратились в Свято-Троице-Сергиеву лавру; там посоветовали заказывать молебен чудотворной Феодоровской иконе и читать ей акафист. Дочь вскоре поправилась, выписалась с ребенком из больницы, а мать сразу же приехала в Кострому - поклониться чудотворной иконе и поблагодарить Царицу Небесную за спасение дочери от смерти.

* * *

4 июля 2002 года получено письмо от супругов Б., где говорится: «Мы с мужем долго не имели детей. Осенью прошлого года я попросила одну рабу Божию помолиться. В ответ на мою просьбу эта милосердная раба Божия принесла мне маслице и иконочку Феодоровской Божией Матери, где на обратной стороне было написано, что данный образ освящен у Феодоровской иконы Божией Матери в вашем монастыре. А месяца через три произошло чудо! Господь, по молитвам Пресвятой Богородицы, смилостивился надо мною грешной, так что в данное время я ожидаю появления на свет нашего долгожданного человечка...»

* * *

В марте 2003 года обитель посетили супруги из Москвы Е. и И., оставившие следующее письменное свидетельство: «Весной 2001 года в Москву привезли икону Божией Матери Феодоровской. Всей семьей мы пришли поклониться Царице Небесной, прося Ее о помощи в родах. Мы ждали четвертого ребенка, а в предыдущих трех родах у меня было осложнение... Трижды мы приезжали к Царице Небесной поклониться и получили освященное масло, которым я помазывалась до родов. Во время четвертых родов осложнения не было. Теперь мы приехали в Кострому и с благодарностью припадаем к Божией Матери».

* * *

Благодарю Божию Матерь за проявленную милость. Вас благодарю за внимание.

Р.Б. Ольга 2012 г.

Галерея икон .


Феодоровская икона Божией Матери. Галерея икон .

А накануне жители города видели, как по городу с иконой в руках прошёл какой-то воин в богатой одежде, очень схожий со святым великомучеником Феодором Стратилатом, в честь которого в Костроме был построен собор. Поэтому явленную икону и назвали Феодоровской.


«Феодоровская» икона Божией Матери. Феодоровский собор Богородице-Рождественского Бобренева монастыря .

Среди людей, пришедших поклониться обретенной иконе, были и люди из опустошённого татарами Городца, которые тотчас признали, что обретенная икона и есть та, которая несколько лет стояла в городецкой часовне.


Древняя Феодоровская икона XVIII века, пожертвованная Бобреневу монастырю Высокопреосвященнейшим Митрополитом Ювеналием .

С Феодоровской иконой Божией Матери связано избрание на царство Михаила Феодоровича Романова в 1613 году. Костромское духовенство с Феодоровским образом вышло встречать московское посольство, шедшее просить молодого Михаила Романова на царство, и все вместе они отправились в Ипатьевский монастырь, где юный Михаил жил с матерью – старицей Марфой. Старица вручила сына покровительству Божией Матери перед Феодоровской Её иконой.

С тех пор Феодоровская икона Пресвятой Богородицы стала особо почитаться императорским Домом Романовых, а все иностранные принцессы, которых брали в жёны русские императоры и великие князья, получали после крещения отчество Феодоровна.

Дважды Костромской собор пережил пожар, и оба раза икона оказывалась невредимой. После этих пожаров князь Василий решил построить для иконы особый храм – Успенский собор с приделом во имя великомученика Феодора Стратилата. Алтарём он был обращён не на восток, а на север – к месту обретения иконы. Феодоровская икона пребывала в этом соборе, ставшем в 1835 году кафедральным, до 1929 года. После всевозможных перемещений из храма в храм, связанных с «историческими изменениями» в стране, 18 августа 1991 года икона была перенесена в кафедральный Богоявленский собор Костромской епархии, где и пребывает до настоящего времени.


Феодоровская икона Божией Матери. Храм апостола и евангелиста Иоанна Богослова в Коломне.

Еще об Феодоровской иконе

Одна из самых древних русских чудотворных икон Богоматери, сохранившаяся до наших дней. Была создана, вероятно, в 1239 по заказу великого владимирского князя Ярослава Всеволодовича (в крещении - Феодора) к свадьбе его сына Александра Невского. Является списком-репликой чудотворной Владимирской иконы. Отличительная особенность Феодоровской иконы - обнаженная левая ножка Младенца Христа, сидящего на правой руке Богоматери; на обороте - поясное изображение Параскевы-Пятницы.

Во второй половине 13 века Феодоровская икона особо почиталась костромским князем Василием Ярославичем. Сказание о Феодоровской иконе возникло под влиянием сказания о Владимирской Богоматери, в нем соединены народные предания и воспоминания о событиях русской истории.

В 1613 благодаря Феодоровской иконе был «умолен» на царство Михаил Федорович Романов; икона стала широко почитаемой общерусской святыней.

Известен ряд чтимых списков 17-19 веков. Древняя Феодоровская икона многократно поновлялась и реставрировалась; первоначальная живопись на ликах Богоматери и Христа сильно потерта. Икона хранилась в Костроме: сначала в Успенском соборе, в годы советской власти - в церкви Воскресения на Дебре, в настоящее время в Богоявленско-Анастасиином кафедральном соборе. С Феодоровской иконой совершались ежегодно крестные ходы: в день Святой Троицы - в Ипатьевский монастырь, 16 августа - в Спасо-Запрудненскую церковь на место «обретения» иконы.

Празднование - 14 (27) марта в память прекращения Смуты в 1612 и 16 (29) августа в память явления иконы.



Феодоровская икона Божией Матери.


Феодоровская икона Божией Матери.


Феодоровская икона Божией Матери.


Феодоровская икона Божией Матери.


Феодоровская икона Божией Матери.


Феодоровская икона Божией Матери.


Феодоровская икона Божией Матери.


Феодоровская икона Божией Матери.


Феодоровская икона Божией Матери.


Феодоровская икона Божией Матери.


Феодоровская икона Божией Матери.


Феодоровская икона Божией Матери.


Феодоровская икона Божией Матери.


Феодоровская икона Божией Матери.


Феодоровская икона Божией Матери.


Феодоровская икона Божией Матери.


Феодоровская икона Божией Матери.


Феодоровская икона Божией Матери.


Феодоровская икона Божией Матери.


Феодоровская икона Божией Матери.


Феодоровская икона Божией Матери.


Феодоровская икона Божией Матери.


Феодоровская икона Божией Матери.


Феодоровская икона Божией Матери.


Феодоровская икона Божией Матери.

Первые христиане, уверовавшие во Христа и принявшие Христово учение, вместе с тем научились любить и благоговейно почитать и Пречистую Его Матерь, на которую Он Сам указал, как на Заступницу и Покровительницу их, когда, страдая на древе, отдал Ей в наследие весь род человеческий в лице святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Во дни земной жизни Пресвятой Богородицы, и ближние и дальние спешили к Ней, чтобы увидеть Ее, каждый почитал за великую радость получить от Нее благословение и наставление; те же, которые не имели возможности предстать перед Матерью Господа своего, скорбя сердцем, изъявляли горячее желание видеть хотя бы написанный образ Ее.

Множество раз от многих христиан слышал это благочестивое желание апостол и евангелист Лука, бывший врачом и искусным художником, и, чтобы удовлетворить желание первых христиан, он, как повествует церковное предание, изобразил на доске лик Богоматери с Предвечным Младенцем на руках; потом написал еще несколько икон и принес их Самой Богородице. Увидев Свое изображение на иконах, Она повторила Свое пророческое слово: "Отныне ублажат Мя вси роды, - и присовокупила, - Благодать Рождшегося от Мене и Моя с сими иконами да будет".

Из поколения в поколение православные христиане выражают благоговейную любовь к Божией Матери почитанием Ее святых икон, построением в честь Ее храмов, церковными праздниками в память бесчисленных Ее благодеяний. Дивную и непостижимую картину для благоговейного взора представляют явленные и чудотворные иконы, а также нескончаемые чудотворения, совершающиеся перед ними по молитвам верующих. Сама Небесная Заступница, невидимо действуя через святые Свои образы, дарует верным обильные милости, источает неоскудеваемую благодать и избавляет от всяких бед и напастей.

Во все времена существования Церкви Русской, чудотворные иконы были и остаются неотъемлемой ее частью, ее видимым образом и благодатным началом. Среди особо почитаемых икон на Руси с древнейших времен известен был образ Пресвятой Богородицы именуемый "Федоровский". Предание приписывает этой знаменитой иконе весьма древнее происхождение и написание самим евангелистом Лукой, однако, неизвестно кем и когда принесена она была в русские земли.

Впервые об этой иконе упоминается на Руси в начале XII века, когда она стояла в часовне у города Китежа. Вскоре, радениями великого князя Георгия Всеволодовича, здесь был основан Городецкий монастырь. После опустошительного разорения и сожжения монастыря, икона чудным образом была явлена вновь.

Младший брат св. блгв. князя Александра Невского, князь Василий Костромской , во время охоты заблудился в лесу, это случилось 16 августа 1239 года, на одном из деревьев он увидел чудную икону Богородицы, которую хотел снять, однако, та внезапно поднялась на воздух. По возвращении в город, князь Василий рассказал о чудесном образе духовенству и народу, после чего все двинулись в указанное князем место. Увидев икону, все пали на колени, принося сугубую молитву Богородице. Затем священники, сняв икону, перенесли ее в соборный костромской храм . В отсутствие князя в городе, жители видели, что некий святой воин, походивший на изображение великомученика Федора Стратилата, носил по городу святой образ Богородицы, поэтому икону с этого времени стали именовать "Федоровской".

Протоиерей Иоанн Сырцов повествует: "Новоявленная Федоровская икона, по древнему описанию, в момент принесения в Кострому имела такой вид: написана масляными красками "на сухе древе". Доска в длину 1 аршин 2 ? вершка, в ширину 12 вершков. Богородица изображена несколько склонившею главу на правое плече. Правой рукой поддерживается Богомладенец, обнимающий Богоматерь. Правая нога Богомладенца покрыта ризою, левая же по колено неприкрыта. На оборотной стороне написана святая великомученица Параскева, называемая Пятница… Нижняя часть иконы заканчивается рукоятью в 1 1/2 аршина длины".

Соборный деревянный храм вскоре сгорел, но на третий день после пожара икона "Федоровской" Богоматери была найдена в пепле неповрежденной, а вскоре, вместо сгоревшего собора был воздвигнут новый. Некоторое время спустя в соборном храме вновь случился пожар. Когда народ бросился к чудотворному образу, чтобы спасти его, увидели, что икона стоит на воздухе над огнём. Видя, что Богоматерь желает забрать икону у города за грехи жителей, все начали слезно молить Богородицу не оставлять их, тогда святой образ спустился и, поддерживаемый невидимой силой, стал посреди городской площади.

В 1260 году, во время нашествия на Кострому татар, от иконы Богоматери было явлено великое чудо. Когда войско вступило в битву с неприятелем, пречистый образ, который несли с молебным пением, начал источать свет ярче солнечного, который, ослепляя и опаляя татар, поверг их в неописуемый ужас и обратил в беспорядочное бегство. После победы, князь Василий повелел поставить икону в Успенском соборе и богато украсить драгоценной ризой - "златом и серебром, и камнем драгим, и бисеры многоцветными и жемчуги драгими". Здесь, в соборе, икона пребывала до 1929 года.

"Федоровская" икона Богоматери, особо почитаема на Руси, еще и потому, что именно через этот образ дано было благословение Божие на царствование Михаилу Федоровичу Романову, избранием которого на русский престол, совершившемся в 1613 году, завершилась государственная смута, долгое время терзавшая державу Российскую. Из Москвы в Кострому было послано посольство Земского собора, которое принесло с собой икону Богородицы "Владимирской" и икону московских чудотворцев. В Костроме их встретило духовенство с "Федоровской" иконой и все отправились в Ипатьевский монастырь, где находился юный Михаил со своей матерью инокиней Матреной.

Долго проходило "умоление" Михаила на царство. Юный Михаил и его мать категорически отказывались от столь тяжкого бремени. Наконец, архиепископ Рязанский и Муромский Феодорит взяв на руки "Владимирскую" икону сказал: "Для чего икона Пресвятой Богородицы и московских чудотворцев шествовали с нами в отдаленный путь? Если нас не слушаетесь, то ради Богоматери и великих святителей склонитесь на милость и не прогневляйте Бога". Против таких слов не устояла старица Матрена. Она упала ниц перед иконой "Федоровской" Богоматери и произнесла: "Да будет воля Твоя, Владычица! В Твои руки предаю сына моего: наставь его на путь истины, на благо Себе и Отечеству!". В память об этом событии было установлено (14 марта ст.с.) ежегодное празднование в честь "Федоровской" иконы Пресвятой Богородицы в дополнение к ее явлению 16 августа (ст.с.).

Отправившись в Москву, Михаил Федорович взял с собой список с чудотворной иконы и поставил ее в придворной церкви Рождества Богородицы "на Сенях". С этого времени "Федоровский" образ Богородицы особенно почитался всеми представителями Царственного дома Романовых.

В 1618 году царь Михаил Федорович прислал в Кострому для украшения иконы "рясные привески", жемчужную накладную ризу и небольшую икону Богородицы в серебряном окладе. В 1636 году радениями царя икону поновили и вновь богато украсили ризой.

Усердно заботились об украшении иконы и костромичи. В начале XIX века для иконы была изготовлена новая золотая риза, с оставлением на ней прежних драгоценных камней и украшений. Современник свидетельствует: "На сем образе риза, устроенная в 1805 году чистейшего золота, соборным иждивением, а более усердием граждан, имеет весу с венцем 20 фунтов 39 золотников; она и венец украшены бриллиантами, яхонтами, изумрудами, рубинами (из коих один красный наидрагоценнейший), венисами и другими драгоценными камнями, крупным жемчугом и бурмитскими зернами… К сему образу принадлежат рясны или серьги длиной более полуаршина, с бурмитскими зернами, драгоценными камнями, золотыми плашкам, кольцами и колодками, на коих изображена надпись…". В 1891 году для чудотворного образа была устроена новая золотая риза весом почти в 10 кг., которая и украшала его до 1922 года.

Грозные события начала XX столетия - не обошли стороной Кострому. Однако Промысл Божий сохранил великую святыню российской земли. Икона не только избежала поругания от рук богоборцев, но и находилась в храмах на протяжении всего XX века. Следует заметить, что, учитывая духовно-культурную ценность чудотворной "Федоровской" иконы и ее историческую связь с Царственным домом Романовых, данный случай уникален для Новейшей истории Церкви.

В начале декабря 1919 года чудотворный образ Богоматери исследовала в Костроме экспедиция музейного отдела Наркомпроса под руководством И.Э. Грабаря с целью раскрытия первоначального красочного слоя. Но, в отличие от других икон, ставших предметом внимания искусствоведов, костромская святыня не покинула церковных стен на долгие годы.

Весной 1922 года в ходе общероссийской компании по изъятию церковных ценностей, с чудотворного образа "Федоровской" Богоматери была снята драгоценная риза. Летом того же года храмы Костромского кремля были захвачены обновленцами; таким образом, чудотворная икона оказалась в их руках. В 1928 году обновленческая община возила икону на реставрацию в Москву, но вскоре образ все же вернулся в Кострому.

В 1944 году после самоликвидации обновленческого раскола икона была возвращена настоятелем "обновленческого собора" протоиереем Николаем, в православный храм. Первоначально чудотворный образ, как и во время пребывания у обновленцев, не имел ризы, только в 1947 году на нее была надета медно-позолоченная риза с одного из списков.

7 августа 1948 года в ходе поездки по волжским городам, Кострому посетил Святейший Патриарх Алексей I. Поклонившись "Федоровской" иконе Богородицы, Патриарх выразил пожелание, чтобы чудотворный образ был украшен ризой, достойной духовного величия святыни. Для устройства новой ризы клирики и миряне кафедрального Иоанно-Златоустовского собора начали сбор пожертвований, который занял несколько лет. К весне 1955 года московскими мастерами была изготовлена новая серебряно-позолоченая риза.

В апреле 1964 года, в связи с вынужденным перенесением кафедры костромских архипастырей в Воскресенский собор на Нижней Дебре, туда же был перенесен и чудотворный образ.

Возрождение Русской Православной Церкви, началом которого стало празднование в 1988 году Тысячелетия Крещения Руси, отразилось и на судьбах костромских святынь. 29 августа 1990 года - впервые после многих десятилетий, в день празднования явления "Федоровской" иконы Богородицы, многотысячный крестный ход прошел, после Божественной литургии, от кафедрального Воскресенского собора через всю Кострому к храму Спаса на Запрудне; с того времени, как и прежде, совершение крестного хода вновь стало традицией. 18 августа 1991 года чудотворная икона "Федоровской" Богоматери была торжественно перенесена в воссозданный из руин Богоявленско-Анастасиин собор, ставший новым кафедральным собором.

По благословению Святейшего Патриарха Алексия II 12 мая 2001 года, впервые после 1928 года, чудотворный образ "Федоровской" Богоматери был доставлен в Москву, в храм Христа Спасителя, в октябре того же года для поклонения верующих, икона была перенесена в Екатеринбург. В 2002 году "Федоровскую" икону встречали в Архангельской и Санкт-Петербургской епархиях. По благословению Святейшего Патриарха Алексия II в 2003 году чудотворный образ вновь был доставлен в Москву, где находился в Троицком соборе Свято-Данилова монастыря.

В 2003 году Костромская епархия начала сбор пожертвований для воссоздания драгоценной золотой ризы. 23 июня 2003 года благословение на разработку проекта и изготовление точной копии утраченной ризы (1891 г.) преподал Святейший Патриарх Алексий II.

Ныне чудотворная икона "Федоровской" Пресвятой Богородицы пребывает в костромском кафедральном соборе, в отдельном золоченом киоте под балдахином, справа от Царских врат.

Она издавна почитается верующими не только как чудотворная, но и как особенно покровительствующая семейному благополучию, рождению и воспитанию детей, перед ней молятся Богоматери о даровании помощи при трудных родах.

Название монастырь получил по близь лежащему городу Городцу.
В последствии великий князь Владимирский.
Храм был освящен в честь великомученика Федора Стратилата.
Сырцов В.А., священник. Сказание о Федоровской Чудотворной иконе Божией матери, что в г. Костроме. Кострома, 1908 , с. 6.
Икона "Федоровской" Богоматери до 20-х годов XX века находилась в иконостасе Успенского собора Костромы.
Арсеньев Иаков, протоиерей. Описание Костромского Успенского собора. СПб., 1820, с. 17-18.
Некоторое время икона находилась в руках раскольников-обновленцев.


17 / 09 / 2004