Функции совета федерации рф. Полномочия Совета Федерации рф. Функции Государственной Думы

Полномочия члена Совета Федерации начинаются со дня принятия Советом Федерации решения о подтверждении его полномочий в качестве члена Совета Федерации и прекращаются со дня принятия Советом Федерации решения о подтверждении полномочий нового члена Совета Федерации - представителя от того же органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Полномочия члена Совета Федерации прекращаются досрочно по основаниям, предусмотренным частью первой статьи 4 Федерального закона "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации".

Полномочия члена Совета Федерации могут быть также досрочно прекращены избравшим (назначившим) его соответственно законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации или высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в том же порядке, в котором осуществляется его избрание (назначение) членом Совета Федерации, по представлению Председателя Совета Федерации.

К ведению Совета Федерации относятся:

Утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации;

Утверждение указов Президента Российской Федерации о введении военного положения и о введении чрезвычайного положения;

Решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации;

Назначение выборов Президента Российской Федерации;

Отрешение Президента Российской Федерации от должности;

Назначение на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда

Российской Федерации;

Назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации;

Назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной Палаты и половины состава ее аудиторов;

Законотворческая деятельность, рассмотрение принятых Государственной Думой федеральных законов, рассмотрение принятых Государственной Думой федеральных законов по вопросам ратификации и денонсации международных договоров, вопросов внешней политики и межпарламентского сотрудничества, международная деятельность;

Согласование назначения и отзыва дипломатических представителей;

Обращение в Конституционный Суд Российской Федерации;

Назначение на должность и освобождение от должности членов Центральной избирательной комиссии Российской Федерации.

Совет Федерации принимает постановления по вопросам, отнесенным к его ведению Конституцией Российской Федерации. Они принимаются большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией Российской Федерации.

Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам:

а) федерального бюджета;

б) федеральных налогов и сборов;

в) финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии;

г) ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации;

д) статуса и защиты государственной границы Российской Федерации;

е) войны и мира.

В статье «Федеральное собрание России: перспективы совершенствования организации и деятельности»1 доктор юридических наук, профессор С.А. Авакьян отмечает, что определенные заботы вызывает и порядок формирования Совета Федерации. Сегодняшний, третий, вариант формирования палаты несовершенен, что выявилось по разным направлениям:

1) члены Совета Федерации стали полностью зависимы от тех, кто их делегировал в палату, их в любое время смещают, причем без объяснения причин, порой только для того, чтобы направить в палату «своего» и более удобного представителя;

2) палата стала пристанищем политиков, не нашедших себе более достойного места на федеральном уровне, вытолкнутым из региональных структур;

3) у палаты нет лица и яркого стиля деятельности.

Заключение

Весной - летом 2005 года значительно обновилось федеральное избирательное законодательство и законодательство ряда смежных с ним отраслей права. Был принят Федеральный закон № 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», в соответствии с которым все депутаты Государственной Думы пятого созыва будут избираться исключительно по пропорциональной системе, а также Федеральный закон № 93-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации о выборах и референдумах и иные законодательные акты Российской Федерации», согласно которому устанавливаются единые даты голосования, упраздняется институт избирательных блоков, а также вносятся существенные изменения в внутрипарламентскую деятельность.

В ходе указанной работы по совершенствованию законодательства впервые в современной юридической истории Российской Федерации на уровне Федерального закона было закреплено понятие фракции депутатов Государственной Думы. Как известно, до принятия Федерального закона «О внесении изменений» содержание понятия «фракция» в Государственной Думе закреплялось исключительно в Регламенте Государственной Думы, т.е. в подзаконном акте.

В соответствии с п. 4 ст. 2 Федерального закона «О внесении изменений» Федеральный закон «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» дополняется ст. 7.1, в которой устанавливается, что фракцией является объединение депутатов Государственной Думы, избранных в составе федерального списка кандидатов, который был допущен к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе. Во фракцию входят все депутаты Государственной Думы, избранные в составе соответствующего федерального списка кандидатов. Фракции в Государственной Думе регистрируются в соответствии с Регламентом.

Исходя из указанной дефиниции фракции, а также принимая во внимание весь комплекс поправок, предлагаемых Федеральным законом «О внесении изменений», можно утверждать, что в Государственной Думе пятого созыва фракция будет единственным депутатским объединением - депутатские группы как самостоятельные участники внутрипарламентной деятельности упраздняются. Принимая такое решение, законодатель руководствовался тем, что депутатские группы в современной их концепции являются в первую очередь объединениями депутатов-одномандатников и независимых депутатов. С учетом перехода на полностью пропорциональную избирательную систему на выборах в Государственную Думу, при которой все депутаты будут выдвигаться в составе списков исключительно политическими партиями, депутатские группы становятся лишним элементом.

При этом необходимо отметить, что вышеназванная новелла предусматривает «автоматическое» включение депутата в состав соответствующей фракции. Как известно, действующие нормы Регламента предусматривают исключительно добровольное вхождение депутата во фракцию после подачи соответствующим депутатом своего заявления.

Учитывая вышеизложенное, необходимо отметить, что в дальнейшем в условиях перехода на полностью пропорциональную систему формирования Государственной Думы значительно возрастут материальные, политические, организационные затраты, необходимые политической партии для избирания кандидата. В случае если кандидат после избрания от одной политической партии переходит во фракцию другой партии, то избравшая его партия фактически несет значительные убытки, как политико-репутационные, так и материальные.

Именно желание добиться более жесткой партийной дисциплины, а также защита прав избирателей в части их информирования о действительных взглядах и убеждениях кандидатов послужили причиной фактического закрепления в Федеральном законе «О статусе» запрета на переход депутата во фракцию, образованную не той политической партией, которая его выдвинула, то есть запрет дефекции. Так, полномочия депутата Государственной Думы следующего созыва будут прекращаться в случае его выхода по личному заявлению из состава фракции, в которой он состоит в соответствии со ст. 7.1 указанного Федерального закона.

В мировой практике немало примеров, когда в законодательстве прямо устанавливается санкция в виде лишения депутатского мандата за переход в другую фракцию или политическую партию.

Учитывая вышеизложенные положительные моменты, нельзя не отметить, что в отсутствие сильной системы политических партий в России рассматриваемые новеллы смогут лишь создать некоторые предпосылки для ее формирования, но отнюдь не решат всех вопросов. Так, например, жесткий запрет выхода из фракции отнюдь не запрещает депутату, формально оставаясь членом фракции и не подавая заявления о выходе, не участвовать в ее работе, голосовать на заседаниях против выработанных фракцией решений, то есть фактически в ней не состоять.

Безусловно, федеральное законодательство не может содержать подобного рода установлений (в том числе нельзя законодательно установить обязанность депутата голосовать в соответствии с волей фракции, в которую он входит, или политической партии, в которой он состоит), так как они противоречат как букве и духу Конституции Российской Федерации, так и принципам демократического государства. Однако отсутствие таких правовых норм отнюдь не должно рассматриваться депутатами Государственной Думы как их полная бесконтрольность или как возможность избираться, прикрываясь одной политической идеологией, а после получения депутатского мандата действовать в соответствии с совершенно другими идеологией и убеждениями, либо менять свои воззрения в зависимости от сиюминутной обстановки.

Другой принципиальной новеллой, включенной в Федеральный закон «О статусе», стала новая редакция ч. 1 и 2 ст. 8. После вступления в силу указанных положений депутат Государственной Думы будет обязан поддерживать связь с избирателями, то есть рассматривать обращения избирателей, лично вести прием граждан в порядке и сроки, которые установлены Регламентом Государственной Думы, но не реже чем один раз в два месяца, проводить встречи с избирателями не реже чем один раз в полгода, а также осуществлять предусмотренные законодательством Российской Федерации иные меры, обеспечивающие связь с избирателями.

При этом депутат Государственной Думы, входивший в качестве кандидата в региональную группу кандидатов федерального списка кандидатов, должен будет поддерживать связь с избирателями на территории, которой соответствовала эта региональная группа кандидатов (то есть с избирателями в соответствующем субъекте Российской Федерации, соответствующей группе субъектов Российской Федерации или на части территории субъекта Российской Федерации). Депутат Государственной Думы, входивший в качестве кандидата в общефедеральную часть федерального списка кандидатов, должен будет поддерживать связь с избирателями в субъекте (субъектах) Российской Федерации, не охваченном (не охваченных) региональными группами кандидатов указанного списка, между которыми распределены депутатские мандаты, а при необходимости - и в ином субъекте (иных субъектах) Российской Федерации. Для такого депутата Государственной Думы субъект (субъекты) Российской Федерации будут определяться фракцией в Государственной Думе, в которой он состоит.

Следует отметить, что в соответствии с действующим правовым регулированием поддержание связи с избирателями будет закреплено более императивно и станет прямой обязанностью депутата. Кроме того, впервые на уровне Федерального закона закреплены конкретные сроки, в которые депутат должен, например, встречаться с избирателями.

Вместе с тем как некоторый отрицательный момент следует отметить, что санкция за нарушения указанной обязанности в Федеральном законе «О статусе» установлена не была. Конечно, существуют общеправовые механизмы понуждения должностного лица к выполнению возложенных на него обязанностей, однако полагаю, что в данной ситуации с учетом статуса депутата Государственной Думы они не будут столь эффективны.

1. Федеральное Собрание состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы.

2. В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти.

3. Государственная Дума состоит из 450 депутатов.

1. Государственная Дума избирается сроком на пять лет.

2. Порядок формирования Совета Федерации и порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливается федеральными законами.

1. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах.

2. Одно и то же лицо не может одновременно являться членом Совета Федерации и депутатом Государственной Думы. Депутат Государственной Думы не может быть депутатом иных представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления.

3. Депутаты Государственной Думы работают на профессиональной постоянной основе. Депутаты Государственной Думы не могут находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.

1. Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий. Они не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей.

2. Вопрос о лишении неприкосновенности решается по представлению Генерального прокурора Российской Федерации соответствующей палатой Федерального Собрания.

Статья 104

1. Право законодательной инициативы принадлежит Президенту Российской Федерации, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству Российской Федерации, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду Российской Федерации и Верховному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения.

2. Законопроекты вносятся в Государственную Думу.

3. Законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства Российской Федерации.

Статья 105

1. Федеральные законы принимаются Государственной Думой.

2. Федеральные законы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иное не предусмотрено Конституцией Российской Федерации.

3. Принятые Государственной Думой федеральные законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации.

4. Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации. В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой.

5. В случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации федеральный закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы.

Статья 106

Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам:

а) федерального бюджета;

б) федеральных налогов и сборов;

в) финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии;

г) ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации;

д) статуса и защиты государственной границы Российской Федерации;

е) войны и мира.

Статья 107

1. Принятый федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования.

2. Президент Российской Федерации в течение четырнадцати дней подписывает федеральный закон и обнародует его.

3. Если Президент Российской Федерации в течение четырнадцати дней с момента поступления федерального закона отклонит его, то Государственная Дума и Совет Федерации в установленном Конституцией Российской Федерации порядке вновь рассматривают данный закон. Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, он подлежит подписанию Президентом Российской Федерации в течение семи дней и обнародованию.

Тема 5

Парламент Российской Федерации – Федеральное собрание Российской Федерации: структура и функции

Важнейшим демократическим институтом, без которого немыслима демократия, является парламент . Суверенитет народа воплощается в государственном суверенитете именно через представительный орган власти, выражающий коллективную волю избирателей. Характерными особенностями парламента являются выборность и коллегиальность при принятии решений. Предполагается, что депутаты, избранные в состав законодательного органа власти, являются представителями народа и руководствуются, в первую очередь, общественными и госу-дарственными интересами.

Среди основных функций парламента следует выделить следующие:

    законодательная, суть которой заключается в том, что только парламент принимает законы, являющиеся всеобщими и верхо-венствующими над всеми другими правовыми актами;

    контроль за правительством, который может выражаться в раз-личных формах - утверждение членов правительства, заслуши-вание отчетов о работе правительства, принятие вотума недове-рия правительству и т. д.

Полномочия и функции парламента различаются в зависимости от национальных особенностей государства, формы правления и террито-риального устройства. В парламентских республиках правительство формирует победившая на выборах в парламент политическая партия или коалиция партий и по существу (формально это делает глава государства) утверждает председателя правительства. В президентских республиках президент формирует правительство и возглавляет его. В данном случае в конституции закреплена система сдержек и про-тивовесов, препятствующих узурпации власти какой-либо ее ветвью. В смешанных республиках президент формирует правительство с уче-том расклада политических сил по результатам выборов в парламент.

Парламенты бывают однопалатные и двухпалатные. В федератив-ных государствах верхняя палата реализует интересы субъектов фе-дерации, в унитарных государствах вторая палата рассматривается как дань традициям и выражает интересы административно-террито-риальных образований. Основной смысл парламентской деятельнос-ти заключается в максимальном представительстве не только интере-сов отдельных граждан, но и интересов общества как единого целого (интересов субъектов федерации, территорий, социальных групп).

Принцип формирования верхней палаты парламента также разли-чен: она может избираться или формироваться иным способом. В боль-шинстве стран, где существует двухпалатный парламент, значимость нижней палаты больше, чем верхней. В частности, прослеживается следующая тенденция: сильные, обладающие реальной властью па-латы избираются всеобщим прямым голосованием, поэтому чем «бли-же» палата к населению, тем шире и полнее ее компетенция, и на-оборот, чем «дальше» палата от избирателей, тем менее значима она в практических делах.

Двухпалатный парламент выполняет еще одну важную задачу: он демонополизирует законодательную власть, сводит к минимуму опас-ность возникновения парламентского диктата. Если не ограничивать власть парламента, он может стать деструктивной силой, так как приня-тие решений на основе мнения большинства - это не гарантия конст-руктивности и демократичности принимаемого решения.

В Российской Федерации законодательную власть осуществляет федеральное собрание . Так, в ст. 94 Конституции России говорится: «Федеральное собрание - парламент Российской Федерации - яв-ляется представительным и законодательным органом Российской федерации». Данное определение характеризует сущность, юри-дическую природу и функции этого органа государственной власти.

Из определения Федерального собрания как парламента следует, что этот орган должен выступать в качестве коллективного выразителя интересов и воли российского народа, который является носителем суверенитета и единственным источником власти в стране. Исходя из принципа разделения властей, российский парламент представля-ет законодательную ветвь государственной власти в России.

Федеральное собрание состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы . В Совет Федерации входят по два предста-вителя от каждого субъекта России: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти. В Государствен-ную Думу входят 450 депутатов, избираемых на основе пропорцио-нальной избирательной системы. Каждая из палат обладает своими Полномочиями, которые в основном соответствуют компетенции за-рубежных парламентов.

Представление о функциях Совета Федерации и Государственной Думы дает Таблица 2.

Таблица 2. Функции Совета Федерации и Государственной Думы

Функции Совета Федерации

Функции Государственной Думы

Изменение границ между субъектами Федерации

Решение вопроса о доверии Правительству

Утверждение военного положения и чрезвычайного положения

Дача согласия Президенту на назначение Председателя Правительства

Использование Вооруженных сил за границей

Объявление амнистии

Назначение выборов Президента и отрешение его от должности

Выдвижение обвинений против Президента при отрешении его от должности

Назначение судей Конституционного суда

Назначение на должность председателя Центрального банка, председателя Счетной палаты, Уполномоченного по правам человека

(Источник: Конституция Российской Федерации. М, 1993. С. 42-44. С. 102–103.)

Кроме функций, присущих каждой палате Федерального собрания в отдельности, в Конституции РФ оговорены совместные функции, выполняемые обеими палатами.

К совместным функциям Совета Федерации и Государственной Думы относятся:

    обсуждение и принятие законов;

    обсуждение и принятие бюджета;

    установление налогов и сборов;

    финансовое регулирование;

    ратификация международных договоров;

    вопросы войны и мира;

    статуса и защиты государственных границ.

Очень важной с политической точки зрения является дача согласия Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства Российской Федерации, связанная с некоторыми ус-ловиями. В частности, решение Государственной Думы должно быть принято не позднее недельного срока со дня внесения Президентом предложения о кандидатуре Председателя Правительства. Помимо этого устанавливается, что после трехкратного отклонения представ-ленных кандидатур Председателя Правительства Российской Феде-рации Президент назначает Председателя Правительства, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы.

Государственная Дума может быть распущена Президентом также в случае повторного в течение трех месяцев выражения недоверия Правительству и в случае отрицательного ответа на вопрос о доверии Правительству.

Очевидно, что некоторые функции и полномочия, связанные с вза-имоотношением Федерального собрания с Президентом и Прави-тельством, требуют уточнения. Так, роспуск парламента может быть спровоцирован рядом обстоятельств: может быть выдвинута заведо-мо неподходящая кандидатура на пост Председателя Правительства Российской Федерации, а в Конституции не оговорено, что каждый раз Президентом должна предлагаться новая кандидатура Председа-теля Правительства. В связи с такими неопределенностями парла-мент превращается в зависимый орган, над которым нависает угроза его досрочного роспуска. Это влияет на поведение и правосознание депутатов, подталкивает их к популистской деятельности. В ситуа-ции политической нестабильности данная парламентская модель

Даже при усиленных полномочиях Президента может сопровождать-ся частыми государственными кризисами, что позволяет говорить об усилении тенденций авторитаризма в государственном управлении.

ТЕМА 6

Конституционная система органов государственной власти Российской Федерации. Администрация Президента. Совет безопасности Российской Федерации. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации

С истема государственных органов Российской Федерации

Государственные органы - это один из каналов, через который на-род, согласно Конституции Российской Федерации, осуществляет свою власть.

Органы государственной власти характеризуются следующими чертами:

    они наделены государственно-властными полномочиями;

    образуются и действуют в установленном государством порядке;

    уполномочены государством осуществлять его задачи и функции;

    являются составной частью единой системы органов государ-ственной власти Российской Федерации.

В своей совокупности государственные органы Российской Феде-рации образуют единую систему. Согласно Конституции (ст. 11), в нее входят органы государственной власти Российской Федерации и орга-ны государственной власти ее субъектов. Единство системы государ-ственных органов Российской Федерации обусловлено тем, что эта система основывается на государственной целостности России, на единстве системы государственной власти. Единство системы про-является в разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органа-ми государственной власти ее субъектов. В соответствии со ст. 11 Кон-ституции государственную власть в Российской Федерации осуще-ствляют Президент Российской Федерации, Федеральное собрание, Правительство и суды Российской Федерации. Каждый из этих видов органов власти представляет собой фактически подсистему единой системы государственных органов Российской Федерации.

Особую группу государственных органов, не относящуюся ни к од-ному из ранее названных видов органов государственной власти, образуют органы прокуратуры. Прокуратура Российской Федерации , согласно Конституции (ст. 129), составляет единую централизован-ную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации. Основной ви-довой особенностью органов прокуратуры является осуществление ими надзора за исполнением законов федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполни-тельными органами субъектов Федерации, органами местного само-управления, органами военного управления, органами контроля за должностными лицами, а также соответствие законам издаваемых ими правовых актов.

Кроме названных, в систему государственных органов Российской Федерации входят также ряд других органов, осуществляющих вспомо-гательные, совещательные и иного рода функции, которые опреде-ляются органами государственной власти. К числу этих органов отно-сятся, например, Администрация Президента Российской Федерации, Совет безопасности Российской Федерации.

Администрация Президента

Многогранность работы Президента, широчайший спектр его деятель-ности, необходимость постоянного контроля исполнения решений главы государства - эти и другие факторы предполагают существо-вание специального органа, создающего условия для реализации Пре-зидентом его конституционных полномочий. Таким органом являет-ся Администрация Президента .

Администрация Президента обеспечивает деятельность главы го-сударства, создает условия для реализации Президентом его консти-туционных полномочий. Это выражается, в частности, в подготовке законопроектов для внесения их Президентом в Госдуму в порядке законодательной инициативы. Администрация готовит проекты ука-зов, распоряжений, поручений, обращений Президента, иных доку-ментов, в том числе проектов ежегодных посланий Президента Феде-ральному собранию.

Администрация контролирует и проверяет исполнение федераль-ных законов, указов, распоряжений и поручений Президента и представляет ему соответствующие доклады; обеспечивает взаимодействие Президента с политическими партиями, общественными объединени-ями, профессиональными и творческими союзами в России, а также с государственными органами и должностными лицами иностранных государств, российскими и зарубежными политическими и обществен-ными деятелями, международными организациями. В Администрации анализируются: информация о социально-эко-номических, политических и правовых процессах в стране и мире; обращения граждан; предложения общественных объединений и ор-ганов местного самоуправления. На основе обрабатываемых матери-алов готовятся доклады Президенту.

За время существования структура и состав Администрации Пре-зидента многократно менялись. Общее руководство Администраци-ей осуществляет Президент. Непосредственно управляет работой Администрации ее глава - Руководитель Администрации. С 14 но-ября 2005 г. Руководителем Администрации Президента является С. С. Собянин. Нынешняя структура Администрации Президента утверждена Указом «Об Администрации Президента Российской Федерации» от 25 марта 2004 г.

В соответствии с этим указом у Руководителя Администрации есть два заместителя. Высокопоставленными должностными лицами Администрации являются также: пресс-секретарь Президента, руководитель протокола Президента, помощники и советники главы государства, полномочные представители Президента в органах государственной власти, уполномоченный Российской Федерации при Европейском суде по правам человека, руководители самостоятельных подразделе-ний Администрации. Полномочные представители Президента в фе-деральных округах также входят в состав Администрации и подчинены ее Руководителю. Администрация обеспечивает работу президент-ских полпредов во всех семи федеральных округах.

К числу самостоятельных подразделений Администрации относят-ся управления, Референтура Президента, Канцелярия Президента.

В состав Администрации входит также аппарат Совета безопас-ности. Администрация обеспечивает деятельность Государственного совета, иных советов и комиссий при Президенте. В президентской Администрации насчитывается около двух тысяч государственных служащих.

Администрация Президента - государственный орган, но при этом органом власти не является. Материально-техническим и финан-совым обеспечением деятельности Президента и его Администрации занимается Управление делами Президента - самостоятельный фе-деральный орган исполнительной власти. Управление делами не вхо-дит в состав Администрации.

Совет безопасности Российской Федерации (СБ) является конститу-ционным органом, осуществляющим подготовку решений Президен-та Российской Федерации по вопросам обеспечения защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, проведения единой государственной по-литики в области обеспечения безопасности.

Он действует на основе Конституции Российской Федерации, За-кона Российской Федерации «О безопасности» от 1992 г. и других нормативно-правовых актов и состоит из постоянных и сменяемых членов СБ, назначаемых указом президента. В ст. 83, п. «ж» Консти-туции Российской Федерации говорится о том, что Президент фор-мирует и возглавляет Совет безопасности Российской Федерации, ста-тус которого определяется федеральным законом. Текущей работой СБ руководит секретарь Совета безопасности.

В число постоянных членов Совета безопасности по должности входят Председатель Правительства и Секретарь Совета безопаснос-ти. Постоянными членами Совета безопасности, как правило, назна-чаются Министр обороны Российской Федерации, Министр иност-ранных дел Российской Федерации, директор Федеральной службы безопасности Российской Федерации.

Основными задачами Совета безопасности являются:

    определение жизненно важных интересов общества и государства, выявление внутренних и внешних угроз объектам безопасности;

    разработка основных направлений стратегии обеспечения без-опасности Российской Федерации и организация подготовки федеральных целевых программ ее обеспечения;

    подготовка оперативных решений по предотвращению чрезвы-чайных ситуаций, которые могут привести к существенным соци-ально-политическим, экономическим, военным, экологическим и иным последствиям, и по организации их ликвидации;

    подготовка предложений Президенту Российской Федерации о введении, продлении или отмене чрезвычайного положения;

    разработка предложений по координации деятельности феде-ральных органов исполнительной власти и органов исполнитель-ной власти субъектов Российской Федерации в процессе реали-зации принятых решений в области обеспечения безопасности и оценка их эффективности;

    совершенствование системы обеспечения безопасности путем разработки предложений по реформированию существующих либо созданию новых органов, обеспечивающих безопасность личности, общества и государства.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации

Организация регионального управления в России и характер ис-пользования местными властями социальных технологий регули-рования общественно-экономических процессов сегодня в значи-тельной мере предопределены нормативными отношениями между Центром и субъектами Федерации.

Согласно Конституции, Российская Федерация состоит из респуб-лик, краев, областей, городов федерального значения, автономной об-ласти, автономных округов как равноправных субъектов в их отно-шениях с федеральными органами государственной власти.

В России существует единая система государственной власти , то есть федеральная власть распространяется на всю ее территорию. Кроме того, на территорию каждого субъекта Российской Федерации распространяется государственная власть этого субъекта, носящая ре-гиональный характер.

Конституция создает правовую основу для разграничения полно-мочий и предметов ведения государства и регионов, которые конкре-тизируются в индивидуальных договорах между Российской Феде-рацией и ее субъектами. Поэтому отдельным субъектам Российской Федерации могут быть предоставлены такие права, которыми не располагают другие субъекты.

Конституция не устанавливает систему органов государственной власти субъектов Федерации . Она предоставляет возможность субъек-там самостоятельно определять их, требуя лишь соответствия систе-мы региональных органов государственной власти основам консти-туционного строя и общим принципам организации государственной власти в стране.

Представительными (законодательными) органами государствен-ной власти в субъектах Федерации являются думы, собрания и т. п. Органами исполнительной власти выступают администрации (пра-вительства). Деятельностью администрации руководит глава адми-нистрации (губернатор), а его первый заместитель иногда является главой правительства. В систему исполнительной власти области, края входят отраслевые и территориальные органы управления и иные органы, создаваемые главой администрации, который самостоятель-но определяет их компетенцию и утверждает Положение о них.

Региональные органы власти разделяются также на законодатель-ную, исполнительную и судебную ветви.

Общим для всех субъектов Российской Федерации является то, что их законодательные органы государственной власти состоят из депу-татов, избираемых населением на основе всеобщего равного и прямо-го избирательного права при тайном голосовании на срок не более четырех лет.

Главы исполнительной власти субъектов Федерации избираются органами законодательной власти субъекта по представлению Пре-зидента России.

Конституция определяет предметы совместного ведения Россий-ской Федерации и ее субъектов (ст. 72), а также устанавливает (ст. 73), что «вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Рос-сийской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Россий-ской Федерации обладают всей полнотой государственной власти».

Например, в соответствии с уставами субъектов Федерации, в ис-ключительное их ведение входят: принятие, изменение и дополнение устава, региональных законов и иных правовых актов, контроль за их соблюдением; установление системы органов законодательной и ис-полнительной власти в регионе, определение порядка формирования, организации и деятельности этих органов, исходя из общих принципов, закрепленных законодательством Российской Федерации; разработ-ка и исполнение региональных социально-экономических, научно-технических, экологических программ; распоряжение природными ресурсами, имуществом и финансовыми ресурсами региона; решение вопросов административно-территориального деления региона, орга-низация и развитие местного самоуправления; учреждение и присво-ение почетных региональных званий и премий; иные полномочия.

Взаимоотношения между федеральным центром и субъектами Фе-дерации в России носят амбивалентный (двойственный) характер, свойственный всем институтам переходного общества. С одной сто-роны, многие аналитики отмечают слабость центральной власти и от-сутствие продуманной стратегии, в том числе в сфере регионального управления. С другой стороны, государство, представляя собой глав-ную общественную силу, зачастую пытается регламентировать те области региональной жизни, которые и с точки зрения конституци-онного права, и из соображений целесообразности должны были бы находиться исключительно в компетенции региональных властей.

Это ведет к дроблению объектов социально-экономического управ-ления, их двойному подчинению - региональной администрации и федеральному центру, что усложняет структуру управления и про-цесс принятия решений. С одной стороны, необходимость решения вопросов региональной жизни в центре сдерживает инициативу и са-мостоятельность региональных властей. С другой стороны, стремле-ние центра к всеохватывающему контролю приводит к чрезмерной загрузке федерального правительства текущими вопросами вместо сосредоточения его на проблемах стратегического управления.

Совет Федерации – это верхняя палата парламента – Федерального Собрания. В его составе присутствует по два представителя от каждого региона страны. Общее количество членов СФ – 170. Полномочия Совета Федерации Федерального Собрания установлены ст. 102 Основного закона.

Состав

Как выше было сказано, в СФ присутствует по два представителя от каждого региона: от его законодательного и исполнительного органов. Кроме этого, в Совет Федерации включаются лица, назначаемые президентом страны. Их количество составляет не более 10% от региональных представителей. Число членов СФ изменялось с 1993 г. ввиду образования новых и объединения существовавших субъектов.

Специфика

Совет Федерации считается "Палатой регионов". Она представляет интересы субъектов на государственном уровне. СФ отражает федеративное устройство страны. Выступая в качестве института консолидации интеграции регионов, эта палата обеспечивает сбалансированность общегосударственных и территориальных интересов в процессе принятия решений, ориентированных на достижение стратегических целей и задач развития страны.

Деятельность

Формирование СФ осуществляется по непартийному принципу. Члены палаты не образуют фракций и объединений. Функции и полномочия Совета Федерации реализуются на заседаниях. Они созываются по мере необходимости, однако должны проводиться не реже 2 раз в течение месяца. Заседания – основная форма работы СФ. Прекращение полномочий Совета Федерации законодательством не предусмотрено. Члены палаты исполняют свои обязанности на постоянной основе. В отличие от Госдумы, СФ не может быть распущен президентом.

Государственные гарантии

Члены СФ обладают неприкосновенностью. Она распространяется на весь срок полномочий. Члены верхней палаты не могут быть арестованы, задержаны, подвергнуты досмотру и обыску, кроме случаев, когда это предусматривается ФЗ для обеспечения безопасности иных граждан.

Верхняя палата осуществляет утверждение изменения пределов регионов страны. В полномочия Совета Федерации Федерального Собрания РФ входит решение вопроса, касающегося использования ВС за пределами государства. СФ утверждает указ президента о введении в стране чрезвычайного положения. По представлению главы государства на заседаниях палаты осуществляется назначение судей КС и ВС России. В полномочия Совета Федерации входит также отрешение в порядке импичмента от должности президента после выдвижения Госдумой соответствующего обвинения. Для принятия такого решения необходимо большинство в 2/3 состава СФ. В полномочия Совет Федерации также входит назначение и освобождение от поста:

  1. Генпрокурора и его заместителей.
  2. Зампредседателя Счетной палаты и половины ее аудиторов.

По вопросам, которые включены в полномочия Совета Федерации, палата принимает постановления. Они утверждаются большинством от общего количества членов, если другой порядок не определяется в Основном законе.

Нормотворчество

В сфере законотворчества СФ по отношению в Госдуме занимает подчиненное положение. Любые проекты нормативных актов сначала вносятся в нижнюю палату, а затем, после одобрения, направляются в Совет Федерации. Весь СФ, равно как и отдельные его члены, обладают правом на законодательную инициативу. Но при этом законы, предусматривающие поправки в Конституции, могут вноситься всем Советом как коллегиальным органом либо группой его членов, численность которой не должна быть меньше 1/5 состава палаты.

Одобрение и отклонение законопроектов

В полномочия Совета Федерации входит рассмотрение нормативных актов, принятых Госдумой, без права внесения в них поправок. Верхняя палата может либо отклонить, либо одобрить в целом весь закон. Принятие решения осуществляется голосованием. Закон будет считаться утвержденным, если за него отдали голоса больше половины членов от общего их количества. Нормативный акт может быть принят и без голосования, автоматически, если СФ не рассмотрел его в течение 14 дней после принятия Госдумой. При отклонении законопроекта Советом Федерации может быть сформирована согласительная комиссия. Ее работа направлена на преодоление разногласий, возникших по документу при его обсуждении. После этого закон должен быть повторно рассмотрен в Госдуме. Если нижняя палата не согласна с решением СФ, нормативный акт будет принят, если второй раз за него проголосует не меньше 2/3 от общего количества депутатов. Для утверждения конституционного федерального закона необходимо большинство в 3/4 членов СФ. Если документ будет отклонен, вето верхней палаты для Госдумы не преодолимо. Член СФ должен осуществлять лично свое право на голосование.

Порядок посещения заседаний

Каждый член СФ обязан присутствовать на собраниях палаты. Сенатор до начала заседания палаты, ее комитета, членом которого он выступает, информирует в письменной форме председателя (соответствующего органа) о невозможности быть по уважительной причине. Ею признается отправка в командировку, регистрация брака, болезнь, рождение ребенка, гибель близкого родственника/члена семьи, чрезвычайная ситуация в регионе. Допускается отсутствие сенатора по другой причине на основании письменного его обращения и с согласия председателя СФ или его комитета.

Формирование СФ в 2002-2012 гг.

Стоит сказать, что структура Совета Федерации несколько раз изменялась. Последняя реформа была предложена президентом Путиным. Ее цель состояла в замене глав представительной власти и губернаторов назначенными представителями. Они должны присутствовать в Совете Федерации на профессиональной и постоянной основе. Одного из представителей должен назначить губернатор, а второго, соответственно, законодательный институт субъекта России. Таким образом, главы региональных исполнительных органов лишились возможности самостоятельно осуществлять лоббирование собственных интересов в столице, а также принимать участие в политической и партийной деятельности на государственном уровне. Для них в качестве определенного рода "компенсации" был сформирован так называемый "консультативный орган". Он стал именоваться Государственным советом. Этот орган периодически созывает заседания в Москве. На них, с участием президента, рассматриваются наиболее актуальные вопросы, касающиеся жизни государства. Однако этот орган не наделен конституционным статусом. К 1 января 2002 г. был сформирован окончательный третий состав Совета Федерации. Его деятельность имеет бессрочный характер. С 16 января указанного года верхняя палата заседает в обновленном составе. Структура и регламент Совета Федерации были переформированы 30 января 2002 г.

Заключение

Совет Федерации уполномочен решать важные государственные вопросы от назначения и снятия президента с должности до разрешения использовать Вооруженные силы за рубежом. Он является органом, представляющим интересы законодательной и исполнительной власти регионов на государственном уровне. На Совете Федерации лежит огромная ответственность при принятии решений. Орган является постояннодействующим.

Демократические страны строятся на балансе законодательной, исполнительной и судебной. В этой статье внимание будет уделено первой из них, и сейчас мы рассмотрим, что же собой представляет РФ и ее функции.

Общая информация

Итак, для начала полное название - Государственная Дума Это законодательный орган. Его работа регулируется Конституцией РФ и федеральными законами. Согласно им, этот орган власти может принимать постановления:

  1. Про одобрение проекта закона.
  2. О согласии на выбор и назначение Председателя Правительства.
  3. О назначении на должность или же об освобождении Председателя Счетной палаты и половины её состава аудиторов, Центрального банка и Уполномоченного по правам человека.
  4. О (не)доверии Правительству Российской Федерации.
  5. Об объявлении амнистии.
  6. Про выдвижение обвинений против Президента Российской Федерации.
  7. Относительно парламентского запроса.
  8. Про направление представителей Госдумы в Конституционный суд.

И это ещё не всё. Были перечислены только основные её полномочия. Но в силу того, что Государственная Дума - это законодательный орган, который является центральным представителем законодательной власти, то есть должен прорабатывать все аспекты взаимодействия, следует отметить наличие довольно большого количества институций, что помогают им в этом деле.

Специфика подачи и рассмотрения законов

Но если говорить непосредственно про основные функции Государственной Думы, то это разработка и приём законодательной базы, по которой живёт страна. Кто же может их вносить? Проекты постановлений могут быть присланы от депутатов, Совета Федерации (или же его отдельных членов), президента РФ, комиссиями и комитетами Госдумы, Верховным и Высшим арбитражным судами. Всё внесённое и рассматривает государственная дума. При этом у разных документов отличаются пути их приёма и обработки. Следует отметить, что рядовые граждане не могут напрямую подавать законы на рассмотрение в Государственную Думу. Но всё же поучаствовать в строительстве страны может практически каждый. В таком случае можно воспользоваться услугами посредника. В качестве такового чаще всего выступает территориально закреплённый депутат, к которому и обращаются люди, предлагая свои наработки. Хотя если проблема тематическая, то можно обратиться к соответствующему комитету.

О процедурных аспектах

Если говорить о проектах постановлений, то они должны вместе с текстом запроса, обращения или заявления вноситься на Совет Государственной Думы с минимальным запасом в три дня. То есть, если документ придёт в понедельник, раньше четверга его не рассмотрят. Такое необходимо для того, чтобы все депутаты могли ознакомиться с его содержимым. Хотя нельзя не отметить большое количество разных нюансов, которые существуют в связи с наличием принципа разделения власти. В этом ключе нельзя не упомянуть процесс рассмотрения и принятия решения о кандидатах на пост Председателя правительства. Предлагает человека президент, а Государственная Дума принимает решение, выполняя свои функции. Госдума РФ, правда, может отклонять предложения довольно ограниченное количество раз. Так, если не согласовали кандидатуру, то президент может сам назначить председателя Правительства, распустить Государственную Думу и назначить новые выборы.

Как работает Госдума?

Функции и полномочия законодательного органа, как видим, с такой позиции довольно ограничены. Но так ли всё на самом деле? Следует отметить и то, что законодательная власть может влиять на исполнительную, причем весьма значительно. Так, может выразить недоверие Правительству. Для этого необходимо, чтобы не меньше одной пятой части депутатов вынесли соответствующее предложение. После этого идут обсуждения, в рамках которого задаются вопросы и осуществляется поиск ответов. Всё это происходит при привлечении председателя Правительства. Если все процедурные этапы пройдены, то постановление может приниматься тайным или же открытым голосованием. Для того чтобы оно было успешно принято, нужно набрать большинство голосов. В случае позитивного решения оно передаётся президенту. Он может распустить Правительство или же не согласиться с решением Госдумы. Во втором случае, если она менее чем за три месяца повторит эту процедуру, то у президента останется небольшой выбор - отправить в отставку или исполнительную власть, или законодательную.

Всесилен ли гарант Конституции?

Может показаться, что у президента слишком много полномочий. Но и у него есть ограничения. Так, к примеру, он не может самолично отправить Правительство в отставку. Это просто не его функции. РФ может рассмотреть его предложение и поддержать гаранта или же отказать ему. При этом если говорить об ответственности, то следует отметить, что отчитывается Правительство именно перед Госдумой. Данная система может показаться довольно запутанной. Но подобный подход используют во многих странах с целью исключить приход авторитарных или тоталитарных элементов к власти. Не следует забывать и о том, что Государственная Дума может поспособствовать отстранению от власти президента.

О деятельности в сфере финансов

Если говорить про функции, важна ещё и тем, что она влияет на то, какие же люди будут управлять Центральным банком. Не секрет, что у этой структуры в руках находится весьма много рычагов влияния на существующее финансовое положение. Так, от Госдумы зависит, кто будет председателем и какие люди войдут в совет директоров. Они же отчитываются перед главным законодательным органом раз в год. Следует отметить и то, что дополнительно проводятся слушания о результатах деятельности. Вся полученная информация в последующем направляется к президенту и правительству. Следует отметить, что в силу предусмотренной самостоятельности Центробанка, назначение на должности и освобождение от них осуществляется по усложненной процедуре. Так какие же Госдума исполняет функции? Государственная Дума занимается назначением на должности и контролирует качество работы. Если она считает, что люди не могут выполнить свои обязанности в полном объеме, то они отстраняются от их выполнения.

Мониторинг выборов

Как же многообразны выполняемые функции! Государственная Дума отвечает за большое количество аспектов общественной жизни, и один из самых важных - это выборы. И она не только принимает законодательство, по которому они будут проходить, но и участвует в формировании Центральной избирательной комиссии. Так, пять её членов из пятнадцати назначаются именно Госдумой. Ещё по 5 туда определяют Совет Федерации и президент. Такой механизм распределения был выбран с целью обеспечения мониторинга ситуации со стороны различных веток власти и предотвращения махинаций со стороны не чистых на руку «политиканов».

Отстранение президента от власти

Эта процедура детально расписана в главе №22 Регламента Государственной Думы. Отстранение президента от власти может быть начато в том случае, если поступила соответствующая инициатива не меньше чем от трети депутатов ГД. При этом необходимо сделать указание на конкретные преступления, что вменяются ему. Весь материал направляется специальной комиссии, которая следит за тем, чтобы все пункты процедуры были соблюдены. Она проверяет обоснованность обвинения, что было выдвинуто. Кроме этого, комиссия должна проследить за тем, чтобы был соблюден кворум и проведён правильный подсчет голосов. Если здесь нареканий нет, то нужно убедиться, что были выполнены требования иных процедурных правил. На заседаниях комиссии выслушиваются все сообщения про известные факты преступления(й) и рассматриваются все имеющие отношение к делу документы. Также она обязана выслушать представителя Президента РФ и вынести заключение. После этого поднятый вопрос рассматривают на заседании Госдумы. Это сопровождается обсуждениями, которые (для успешного продвижения) должны набрать две трети голосов депутатов. Голосование обязательно должно быть тайным. Оно проходит путём заполнения бюллетеней. После принятия позитивного решения оно в пятидневный срок идёт к Совету Федерации, а также к Верховному и Конституционному судам. Если две трети голосов набрать не удалось, то оформляется постановление об отказе.

Заключение

Как видите, Государственная Дума может похвастаться довольно обширным полем деятельности. Но всё же, самая главная её задача - это обеспечение законотворческого процесса в стране. Она должна подготавливать и принимать постановления, нормативные акты и иную документацию, которая позволит совершенствовать государственный аппарат и облегчать жизнь людей. При этом необходимо учитывать запросы со стороны разных слоев граждан. Ведь именно для представительства всего общества Российской Федерации и была создана Государственная Дума. И хотя рядовые граждане не могут напрямую участвовать в законодательном процессе, не нужно отказываться от возможности хотя бы косвенно повлиять на будущее своей страны.