Фз 221 о кадастровой. Что предусматривает закон о кадастре. Саморегулируемые кадастровые организации

Статья 24. Особенности осуществления кадастрового учета при образовании объектов недвижимости

1. В случае образования двух и более объектов недвижимости в результате преобразования объекта или объектов недвижимости представляются одно заявление о кадастровом учете всех одновременно образуемых объектов недвижимости и необходимые для их кадастрового учета документы. Постановка на учет всех таких образуемых объектов недвижимости осуществляется одновременно.

2. В случае образования объекта недвижимости в результате выдела доли в натуре из объекта недвижимости представляется только заявление о постановке на учет такого образуемого объекта недвижимости и необходимые для его кадастрового учета документы. Правило настоящей части распространяется на случаи образования земельных участков в результате раздела, при котором преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок).

3. Учет изменений преобразуемого объекта недвижимости или в соответствующих случаях снятие с учета преобразуемых объектов недвижимости осуществляется без заявления в течение трех рабочих дней с даты государственной регистрации прав на образованные из таких объектов недвижимости иные объекты недвижимости. Учет изменений преобразуемого объекта недвижимости или в соответствующих случаях снятие с учета преобразуемых объектов недвижимости осуществляется без заявления одновременно с постановкой на учет образованных из таких объектов недвижимости иных объектов недвижимости в случае, если право собственности на все образованные объекты недвижимости возникает в силу федерального закона вне зависимости от момента государственной регистрации этого права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

3.1. Учет изменений преобразуемого земельного участка или в соответствующих случаях снятие с учета преобразуемых земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, также осуществляется без заявления в течение трех рабочих дней с даты государственной регистрации соответствующего права либо государственной регистрации аренды на образованные из таких земельных участков иные земельные участки.

4. Внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет образованного объекта недвижимости или образованных объектов недвижимости носят временный характер, за исключением сведений о земельных участках, занятых площадями, улицами, проездами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами общего пользования, образование которых предусмотрено утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории (в том числе в случае признания местоположения границ или частей границ такого земельного участка спорным в порядке, установленном частью 15 статьи 42.10 настоящего Федерального закона), а также случаев, если право собственности на данные объекты недвижимости считается возникшим в силу федерального закона вне зависимости от момента государственной регистрации этого права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Такие сведения утрачивают временный характер со дня государственной регистрации права на образованный объект недвижимости. Если по истечении пяти лет со дня постановки на учет образованного объекта недвижимости не осуществлена государственная регистрация права на него (либо в указанном в части 3.1 настоящей статьи случае не осуществлена государственная регистрация аренды), такие сведения аннулируются и исключаются из государственного кадастра недвижимости. В течение одного года со дня исключения таких сведений из государственного кадастра недвижимости заявителю или его представителю лично под расписку на основании заявления указанных лиц орган кадастрового учета выдает документы, представленные в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона вместе с заявлением о кадастровом учете объекта недвижимости (за исключением документов, представленных в форме электронных документов). Если по истечении срока, установленного настоящей частью, заявитель или его представитель не явился в орган кадастрового учета и ему не были выданы лично под расписку документы, представленные в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона вместе с заявлением о кадастровом учете объекта недвижимости, данные документы подлежат уничтожению.

4.1. Внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках, в отношении которых заключено соглашение о перераспределении или принято решение о перераспределении, исключаются из государственного кадастра недвижимости с момента государственной регистрации прав на образованный или образованные в результате этого перераспределения земельный участок, земельные участки.

5. В течение срока действия временного характера внесенных в государственный кадастр недвижимости сведений об объекте недвижимости по заявлению собственника объекта недвижимости или собственников объектов недвижимости, в результате преобразования которых был образован такой объект недвижимости, сведения о таком объекте недвижимости могут быть аннулированы и исключены из государственного кадастра недвижимости.

5.1. В течение срока действия временного характера внесенных в государственный кадастр недвижимости сведений об объекте недвижимости, образованном на основании решения органа государственной власти или органа местного самоуправления об изъятии земельного участка или земельных участков для государственных или муниципальных нужд, эти сведения могут быть исключены из государственного кадастра недвижимости по заявлению лица, на основании заявления которого эти сведения были внесены в государственный кадастр недвижимости, либо по заявлению любого лица на основании решения суда.

6. Особенности кадастрового учета земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, образованного в соответствии с утвержденным проектом межевания земельного участка или земельных участков, устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.

Федеральный закон о государственном кадастре недвижимости (сокращенно назовем его ФЗ о кадастре ) №221 регулирует все аспекты кадастровых отношений. Это официальный документ, действие которого распространяется на всю территорию РФ, и ему должны соответствовать нормативные акты субъектов федерации. Какие положения содержит этот закон, о чем самом важном в нем идет речь?

Основные положения №221 ФЗ о государственном кадастре недвижимости

В законе упомянуты все нормативные акты, содержащие положения, затрагивающие кадастровые отношения. В их число входит Конституция РФ, многочисленные кодексы: Гражданский, Лесной, Земельный, Жилищный; законы, другие акты. Описываются органы, регулирующие данный вид отношений.

Вторая глава закона о кадастре посвящена ведению кадастра недвижимости. Здесь содержится состав данных о:

  • Объекте недвижимости
  • Пролегании границ между субъектами, населенными пунктами
  • Проекте межевания
  • Кадастровом делении территории страны (его можно увидеть на Публичной кадастровой карте в интернете)
  • Поверхностных водных объектах.

Глава 3 касается порядка кадастрового учета. В этой главе прописаны:

  1. Сроки проведения учета.
  2. Лица, которые управомочены обращаться в кадастровые органы с заявлениями.
  3. Порядок подачи документов, который пригодится каждому собственнику, решившему узаконить свое имущество.
  4. Основания, при которых осуществление учета приостанавливается или прекращается.
  5. Механизм исправления ошибок, имеющихся в сведениях гос.кадастра.

Глава 4 о кадастровой деятельности рассматривает обязанности и права специалиста-кадастрового инженера, прописывается его ответственность. Также представлена информация об органах – саморегулируемых организациях этих специалистов. Рассматриваются основные направления их деятельности, порядок и результат осуществления кадастровых работ.

Глава 5 содержит заключительные положения.

Кому пригодится закон о кадастре?

Этот закон регулирует деятельность кадастровых инженеров, поэтому пригодится всем специалистам, занятым в сфере кадастра.

Помимо профессионалов, он будет полезен и обывателям – собственникам любых объектов недвижимости. Особенно полезными для них будут сведения из третьей главы. Именно там прописывается порядок постановки объекта на кадастровый учет и все сопряженные с этим процессом нюансы.

Что такое кадастр? По своей сути данный термин включает широкий перечень деятельности, направленной для правового регулирования и предотвращения возможных конфликтов в сфере недвижимости. Закон о кадастре, принятый Госдумой в 2007 году, рассмотрел типичные проблемы, возникающие при выделении, переоформлении и учете земельных участков, зданий и жилых помещений. Сегодня это позволило существенно улучшить кадастровый учет по всей стране вне зависимости от региона.

Федеральный закон о государственном кадастре недвижимости (редакция 2019 г.) состоит из 5 глав и 48 статей. Как и многие другие законодательные акты, текст закона о кадастровой деятельности начинается с общих положений. В первую главу входят три статьи, рассказывающие о предмете и основе деятельности госкадастра. Кроме этого, здесь обосновывается необходимость внешнего надзора над работой частных компаний, специализирующихся в подрядах на выполнение межевания.

В пунктах 4–5 главы 1 Закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» обозначается толкование основной терминологии, касающейся сферы кадастра. Также в упомянутой главе разъясняется, как должна проводиться подготовка и систематизация документов, относящихся к учету недвижимости.

В пунктах 6–7 главы 1 ФЗ регулируется сфера, исключающая ведение учета ГКН, к которой относятся:

  • предприятия, представляющие собой целостные имущественные комплексы;
  • подземные сооружения и горные выработки;
  • морские и речные суда;
  • воздушный транспорт;
  • космические объекты.

Вопрос относительно того, подлежат ли кадастровому учету сборные дома, ставшие весьма популярными в последние годы, является довольно спорным, что часто приводит к судебному решению. С одной стороны, движимое имущество, к которому относятся разнообразные дома-прицепы и трейлеры, однозначно не подлежат учету. С другой стороны, если сборно-щитовой дом установлен на фундамент - это относит его к стационарным жилым помещениям. Таким образом, вагончик и/или бытовка, установленные на дачном участке с помощью крана, не могут считаться недвижимостью. Однако если хозяин позаботится о переоборудовании такого помещения под стационарное жилье, имеющее фундамент и другие атрибуты обычного жилого дома (подключение коммуникаций, отделка стен кирпичом или вагонкой), то его уже нельзя будет отнести к движимому имуществу.

Что изменилось в законодательстве

Какие изменения произошли в законе про кадастр? В 2019 году действующий закон о государственном земельном кадастре претерпел существенные изменения. В частности, из него был удален целый ряд статей (с 4-й по 28-ю). Из второй и третьей главы в настоящее время действует лишь статья 26.1, регламентирующая обжалование приостановки ведения учета ГКН. В ней описывается не только процедура, по которой может быть принято решение о приостановлении работ, связанных с подготовкой кадастровой документации, но и случаи, когда заинтересованное лицо имеет право обжаловать это постановление в административном порядке. При этом до вынесения решения суда кадастровый инженер имеет право продолжать межевые работы, несмотря на выдачу решения о приостановлении.

Стоит учесть, что процедура обжалования предусматривает обязательную подачу жалобы во внесудебном порядке на имя апелляционной комиссии, занимающейся разрешением споров, касающихся кадастровой деятельности во вверенном им городе или районе. Только после того, как комиссия отказала в обжаловании постановления о приостановке учета, землевладелец или представители геодезической фирмы, ответственной за межевание объекта, могут подать административный иск.

Оттягивать с подачей апелляции не нужно: в законе четко указано, что на подачу заявления для разрешения спора отводится не более одного месяца. При рассмотрении жалобы комиссия вправе инициировать проведение экспертизы на наличие ошибок при проведении кадастровых работ.

Изменения в законе коснулись и других глав. Начиная с 2019 года утратили силу статьи 34, 38, 41–44, 45.1 и 42.5.

Требования к вакансии

Существующий закон о госкадастре (статьи 9–33 главы 4 ГЗК) подробно разъясняет все аспекты работы кадастровых инженеров и организаций, имеющих полномочия для саморегулирования деятельности лиц этой профессии.

Сейчас почти все знают, что кадастровому инженеру для работы необходимо иметь государственную лицензию. Однако это далеко не все требования, которые предъявляются к будущим инженерам-геодезистам. В частности, гражданин, желающий выполнять межевание и другие кадастровые работы, должен иметь:

  • гражданство России;
  • диплом профильного вуза (по специальности, допускающей дальнейшую работу в сфере кадастра, либо не по специальности, однако иметь при этом сертификат, свидетельствующий о прохождении дополнительной профессиональной подготовки);
  • двухлетний опыт работы помощником кадастрового инженера (включая стажировку);
  • успешно пройденный экзамен за знание теории кадастровой деятельности;
  • действующий ОСАГО;
  • отсутствие судимостей или дисквалификации в ГКН.

Учитывая, что контроль над работой инженеров положен на местные саморегулирующие организации, законодательство имеет ограничение на введение с их стороны каких-либо дополнительных условий. Это делается для того, чтобы пресечь возможный конфликт интересов между членами организации-саморегулятора, которые сами являются кадастровыми инженерами, и теми, кто только собирается ими стать. Таким образом, закон не допускает наличия ограничений на допуск к работе, кроме вышеперечисленных в статье 29 ФЗ.

Права и обязанности кадастрового инженера

Вступление в саморегулирующую организацию отнюдь не означает, что инженер с этого момента может работать так, как ему заблагорассудится. В своей работе он обязан неукоснительно следовать требованиям, изложенным в статье 29.1-ФЗ «О земельном кадастре». Знание этих требований будет полезно не только геодезистам, но и собственникам недвижимости. Это позволит, прежде всего, не допустить ошибок при межевании. В частности, кадастровый инженер может отказаться от предложенной ему работы, если:

  • объект не может считаться недвижимостью или не подлежит учету в ГКН в соответствии со статьями 6–7 действующего закона;
  • заказчик не смог представить требуемые документы для осуществления межевания участка;
  • заказчик не смог обеспечить инженеру свободный доступ на объект;
  • представленные собственником недвижимости документы недостоверны.

В то же время инженер должен представить заказчику документы, подтверждающие его полномочия для осуществления межевых работ. Если землевладелец требует конфиденциальности информации, полученной в ходе работ, инженер обязан ее обеспечить, за исключением ситуаций, где имеет место противоречие нормам законодательства.

Саморегулируемые кадастровые организации

Действующий закон о земельном кадастре, принятый Госдумой Российской Федерации в 2007 году, в статье 30 вносит разъяснение относительно статуса и полномочий саморегулируемых организаций (СО), в компетенции которых контроль над деятельностью кадастровых инженеров. Стоит отметить, что саморегулируемая организация может быть создана далеко не в каждом российском городе - закон допускает ее регистрацию лишь при наличии более 700 участников. Это ограничивает количество саморегулирующих кадастровых организаций лишь федеральными субъектами.

Среди функций таких организаций следует выделить:

  • составление правил работы и контроль за их соблюдением;
  • определение суммы регулярных членских взносов;
  • защиту интересов членов СО в правовых спорах;
  • рассмотрение жалоб со стороны заказчиков и других лиц;
  • принятие и исключение членов СО;
  • проведение информационных тренингов, стажировок и курсов повышения квалификации для членов СО.

Кроме функций, саморегулируемые организации имеют некоторые права, которые позволяют им эффективно следить за тем, чтобы все участники СО вели свою деятельность на высоком профессиональном уровне. К ним относятся:

  • осуществление официальных запросов относительно результатов работы того или иного инженера;
  • проведение графологической и технической экспертизы документов при подозрениях в фальсификации или порче.

Все решения СО должны приниматься простым большинством голосов на общем собрании. Обязательное условие - присутствие при голосовании не менее 50% от общего числа участников организации.

Кто имеет право заниматься кадастром

Депутатами Государственной Думы установлено четкое требование для каждого кадастрового инженера: быть членом местной саморегулируемой организации, в чьи функции среди прочих входит осуществление контроля над работой в сфере кадастра земли и других объектов недвижимости. Тем не менее, способ организации своей работы инженер может выбирать самостоятельно.

Согласно статьям 32–33 ФЗ «О государственном кадастре» деятельность кадастрового инженера может осуществляться в качестве:

  • частного предпринимателя;
  • сотрудника специализированной частной фирмы.



Если выбран второй вариант, то геодезическая фирма должна:

  • иметь в штате сотрудников как минимум двух квалифицированных инженеров, являющихся участниками профессиональной саморегулирующейся организации;
  • хранить документацию с результатами работ;
  • заключать с кадастровыми инженерами трудовой договор;
  • не допускать к выполнению заказов инженеров, которые были исключены из состава СО или отказались пройти квалификационные курсы.

Хранимые документы в виде копий заключенных договоров и результатами межевых работ могут быть востребованы у фирмы правоохранительными и контролирующими организациями на основании судебного решения.

Договор на выполнение кадастровых работ

Чтобы межевание было выполнено точно и согласно действующему законодательству, между заказчиком и подрядчиком должен быть заключен договор, куда обязательно вписываются:

  • условия выполнения заказа (время, место, объем и содержание работ);
  • обязанности обеих сторон договора.

Стоимость на выполнение работ должна быть определена на основании проведенной сметы и утверждена обеими сторонами.

Достаточно часто заказчики обращаются в геодезические фирмы по телефону, требуя указать примерную стоимость нужных им работ. Однако подобный способ получения информации о цене выполнения выноса границ в натуре или межевания может быть неточным. Весьма вероятно, что впоследствии стоимость работ будет скорректирована исходя из особенностей местности и других нюансов, узнать о которых по телефону бывает довольно непросто.

Кроме того, в договоре желательно указать предельный срок выполнения работ. Особенно это важно, если оформление тех- или кадастрового паспорта вскоре понадобится для отчуждения объекта недвижимости. Соблюдение точных сроков в подготовке документации лучше всего упомянуть отдельным пунктом в договоре.


Согласование границ двух участков

Согласование общих границ двух или нескольких землевладений наиболее конфликтная работа, выполняемая при межевании. Отсутствие межевых знаков или самовольная их установка одним из владельцев не только препятствует нахождению взаимопонимания по этому вопросу среди соседей, но нередко приводит к судебным разбирательствам. Именно поэтому перед тем как согласовывать границы двух участков, необходимо учесть нормы закона.

Исходя из положений пункта 2 статьи 39 ФЗ, владелец соседнего участка не имеет права предъявлять претензии относительно местоположения правильно установленных межевых знаков. Кроме того, не допускается согласование расположения границы за денежную компенсацию, предоставленную владельцу одного из смежных участков.

Подписывать акт согласования границ, который является обязательным этапом при создании кадастровой документации, можно лишь с законным владельцем смежного участка или с его наследниками, еще не переоформившими право собственности, но получившими при этом нотариальное свидетельство. Кроме того, закон допускает согласование границ с арендатором при условии, что соглашение на землевладение заключено на срок, превышающий 5 лет.

Если же смежный участок находится в коллективной или долевой собственности (это касается также многоквартирных домов), подписывать акт имеет право официальный представитель, наделенный такими полномочиями на общем собрании владельцев земельных паев, помещений в доме или членов садоводческого товарищества.

По обоюдному желанию собственников смежных землевладений акт может быть согласован как с установлением межевых знаков на местности, так и без. В соответствии со статьей 40 ФЗ для исключения недоразумений или подлогов согласительный акт подписывается на оборотной стороне план-схемы расположения границ.

Закон имеет в себе четкие инструкции по поводу того, что нужно делать, если хозяин соседнего участка отказывается ставить свою подпись для согласования общей границы. В этом случае кадастровым инженером должна быть сделана соответствующая запись с указанием изложенных соседом аргументов, которые вынудили его отказаться от подписи. Спор по поводу границы впоследствии может быть урегулирован, основываясь на нормах Земельного кодекса РФ.

Комплексные кадастровые работы


Потребность в заказе кадастровых работ может коснуться не только какого-либо одного собственника дачи или иного частного землевладения, решившего привести в порядок документацию перед продажей или дарением дома. В некоторых случаях может понадобиться комплексное проведение межевания сразу нескольких десятков участков.

Иногда такая необходимость обусловлена введением в строй коттеджного городка или жилого комплекса, состоящего из нескольких зданий. Однако часто подобная работа кадастровых инженеров требуется для исправления ошибок в реестре, которые коснулись целого ряда участков. Кроме того, комплексное межевание нужно при объединении нескольких территорий под строительство единого объекта.

В действующем законодательстве кадастровая деятельность регламентирована статьей 42.1 ФЗ. Учитывая, что действия инженеров в такой ситуации требуют тщательной согласованности, подряд на выполнение комплексного межевания следует доверять одной фирме. Это защитит от путаницы во время полевых работ, позволит точно установить сроки окончательного окончания работ и оформления необходимой документации. Следует также принять во внимание, что повторные работы на территории обозначенного в договоре подряда кадастрового квартала не допустимы.

Отличия закон о земкадастре и ФЗ 221

Контроль над кадастровой деятельностью в ныне действующем законодательстве не ограничивается одним лишь законом № 221 «О государственном кадастре недвижимости». Кроме него существует закон № 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре». Несмотря на очевидную схожесть названий, путать эти два законодательных акта не следует.

Если ФЗ № 221 представляет собой детализированную инструкцию по поводу того, кто и как должен проводить кадастровые работы, а так же как осуществляется контроль над такой деятельностью, то закон № 28 разъясняет понятие государственного кадастра, устанавливает цели его создания и принципы работы.

Особое место в законе уделено полномочиям государственных органов в сфере земельного кадастра. Учитывая, что в настоящее время основная часть земельных ресурсов является собственностью государства, а передача земли в долгосрочную аренду и под индивидуальное жилое строительство происходит в основном за счет муниципального и государственного фонда, полномочия федеральных и местных органов власти имеют большое влияние на процесс кадастрового учета. Для разъяснения роли государства в законе отводится глава 2.

Следующая, третья глава закона о земельном кадастре посвящена тому, какие именно сведения входят в единый реестр ГКН, а также основной терминологии, применяемой в кадастровом деле.

Глава 4 рассказывает о порядке ведения учета в ГКН, процедуре предоставления сведений, находящихся в государственном кадастре, заинтересованным лицам.

1. Местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию (далее - согласование местоположения границ) с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи (далее - заинтересованные лица), в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости.

2. Предметом указанного в части 1 настоящей статьи согласования с заинтересованным лицом при выполнении кадастровых работ является определение местоположения границы такого земельного участка, одновременно являющейся границей другого принадлежащего этому заинтересованному лицу земельного участка. Заинтересованное лицо не вправе представлять возражения относительно местоположения частей границ, не являющихся одновременно частями границ принадлежащего ему земельного участка, или согласовывать местоположение границ на возмездной основе.

3. Согласование местоположения границ проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве:

1) собственности (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставлены гражданам в пожизненное наследуемое владение, постоянное (бессрочное) пользование либо юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями либо казенными предприятиями, в постоянное (бессрочное) пользование);

2) пожизненного наследуемого владения;

3) постоянного (бессрочного) пользования (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки предоставлены государственным или муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, органам государственной власти или органам местного самоуправления в постоянное (бессрочное) пользование);

4) аренды (если такие смежные земельные участки находятся в государственной или муниципальной собственности и соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет).

4. От имени указанных в части 3 настоящей статьи лиц в согласовании местоположения границ вправе участвовать их представители, действующие в силу полномочий, основанных на нотариально удостоверенной доверенности, указании федерального закона либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления. При этом в согласовании местоположения границ от имени собственников вправе участвовать также представитель собственников помещений в многоквартирном доме, уполномоченный на такое согласование принятым в установленном федеральным законом порядке решением общего собрания указанных собственников (если соответствующий смежный земельный участок входит в состав общего имущества указанных собственников), представитель собственников долей в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения - решением общего собрания собственников таких долей (если соответствующий смежный земельный участок входит в состав земель сельскохозяйственного назначения и находится в собственности более чем пяти лиц), представитель садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества - решением общего собрания членов садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества (если соответствующий смежный земельный участок расположен в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд и является имуществом общего пользования товарищества). В согласовании местоположения границ от имени органа государственной власти или органа местного самоуправления вправе участвовать представитель данного органа, уполномоченный на такое согласование доверенностью, составленной на бланке данного органа и заверенной печатью и подписью руководителя данного органа. Нотариальное удостоверение этой доверенности не требуется.

4.1. В случаях, предусмотренных федеральным законом, в согласовании местоположения границ земельных участков, предназначенных для размещения автомобильных дорог общего пользования федерального значения, от своего имени вправе участвовать Государственная компания "Российские автомобильные дороги".

4.2. Границы земельных участков, образуемых при безвозмездной передаче военного недвижимого имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации либо муниципальную собственность, подлежат согласованию с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо органом местного самоуправления муниципального образования, в собственность которых подлежит безвозмездной передаче указанное имущество. Границы земельных участков считаются согласованными при наличии письма органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо органа местного самоуправления об их согласовании с приложением согласованного проекта границ земельного участка.

5. Согласование местоположения границ проводится по выбору заказчика кадастровых работ с установлением границ земельных участков на местности или без установления границ земельных участков на местности.

Заинтересованное лицо вправе потребовать согласования местоположения границ с их установлением на местности. В этом случае такое согласование осуществляется с установлением соответствующих границ на местности, за исключением предусмотренных частью 6 настоящей статьи случаев.

6. Согласование местоположения границ проводится без их установления на местности независимо от требований заинтересованных лиц в случае, если:

1) земельные участки, местоположение границ которых согласовывается, являются лесными участками, земельными участками в составе земель особо охраняемых природных территорий и объектов или в составе земель сельскохозяйственного назначения, предназначенных для осуществления традиционного природопользования коренными малочисленными народами Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации;

2) подлежащее согласованию местоположение границ земельных участков определено посредством указания на природные объекты или объекты искусственного происхождения либо их внешние границы, сведения о которых содержатся в Едином государственном реестре недвижимости, что позволяет определить подлежащее согласованию местоположение границ таких земельных участков;

3) подлежащее согласованию местоположение границ земельных участков определено местоположением на одном из таких земельных участков линейного объекта и нормами отвода земель для его размещения.

7. Согласование местоположения границ по выбору кадастрового инженера проводится посредством проведения собрания заинтересованных лиц или согласования в индивидуальном порядке с заинтересованным лицом. Согласование местоположения границ посредством проведения собрания заинтересованных лиц без установления границ земельных участков на местности осуществляется на территории населенного пункта, в границах которого расположены соответствующие земельные участки или который является ближайшим населенным пунктом к месту расположения соответствующих земельных участков, если иное место не определено кадастровым инженером по согласованию с заинтересованными лицами.

8. В случае согласования местоположения границ посредством проведения собрания заинтересованных лиц извещение о проведении собрания о согласовании местоположения границ вручается данным лицам или их представителям под расписку, направляется по адресу электронной почты и (или) почтовому адресу, по которым осуществляется связь с лицом, право которого на объект недвижимости зарегистрировано, а также с лицом, в пользу которого зарегистрировано ограничение права или обременение объекта недвижимости, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости в соответствии с пунктом 7 части 3 "О государственной регистрации недвижимости", с уведомлением о вручении (при наличии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости) либо опубликовывается в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации соответствующего муниципального образования. Опубликование извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ допускается в случае, если:

1) в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют сведения об адресе электронной почты или о почтовом адресе любого из заинтересованных лиц или получено извещение о проведении собрания о согласовании местоположения границ, направленное заинтересованному лицу посредством почтового отправления, с отметкой о невозможности его вручения;

2) смежный земельный участок расположен в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд и относится к имуществу общего пользования, либо входит в состав земель сельскохозяйственного назначения и находится в собственности более чем пяти лиц, либо входит в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;

3) земельные участки, в отношении которых выполняются кадастровые работы, являются лесными участками.

9. В извещении о проведении собрания о согласовании местоположения границ должны быть указаны:

1) сведения о заказчике соответствующих кадастровых работ, в том числе почтовый адрес и номер контактного телефона;

2) сведения о кадастровом инженере, выполняющем соответствующие кадастровые работы, в том числе его почтовый адрес, адрес электронной почты и номер контактного телефона;

3) кадастровый номер и адрес земельного участка, в отношении которого выполняются соответствующие кадастровые работы, кадастровые номера и адреса смежных с ним земельных участков (при отсутствии адресов указываются сведения о местоположении земельных участков) либо кадастровый номер кадастрового квартала, в границах которого расположены указанные земельные участки;

4) порядок ознакомления с проектом межевого плана, место или адрес, где с этим проектом можно ознакомиться со дня вручения, направления или опубликования извещения;

5) место, дата и время проведения собрания о согласовании местоположения границ;

6) сроки и почтовый адрес для вручения или направления заинтересованными лицами требований о проведении согласования местоположения границ с установлением таких границ на местности и (или) в письменной форме обоснованных возражений о местоположении границ земельных участков после ознакомления с проектом межевого плана.

10. Извещение о проведении собрания о согласовании местоположения границ должно быть вручено, направлено или опубликовано в срок не менее чем тридцать дней до дня проведения данного собрания. При этом указанный в пункте 6 части 9 настоящей статьи срок не может составлять менее чем пятнадцать дней со дня получения заинтересованным лицом соответствующего извещения. Примерная форма извещения устанавливается органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений. Заинтересованное лицо, отказавшееся принять извещение о проведении собрания о согласовании местоположения границ, считается надлежащим образом извещенным о проведении данного собрания. При проведении согласования местоположения границ земельных участков в индивидуальном порядке требования настоящей статьи о порядке извещения заинтересованных лиц не применяются.

11. При проведении согласования местоположения границ кадастровый инженер обязан:

1) проверить полномочия заинтересованных лиц или их представителей;

2) обеспечить возможность ознакомления заинтересованных лиц или их представителей с соответствующим проектом межевого плана и дать необходимые разъяснения относительно его содержания;

3) указать заинтересованным лицам или их представителям подлежащее согласованию местоположение границ земельных участков на местности (в случае согласования местоположения границ с их установлением на местности).

12. При проведении согласования местоположения границ заинтересованные лица или их представители предъявляют кадастровому инженеру документы, удостоверяющие личность, документы, подтверждающие полномочия представителей заинтересованных лиц, а также документы, подтверждающие права заинтересованных лиц на соответствующие земельные участки (за исключением случая, если сведения о зарегистрированном праве заинтересованного лица на соответствующий земельный участок содержатся в Едином государственном реестре недвижимости).

Если какие-то сведения о недвижимости находятся в государственном кадастре, то это значит Российская Федерация юридически подтвердила существование какого-либо объекта. Поэтому деятельность сферы должна эффективно регулироваться, чтобы каждое внесенное сведение в данную базу было точным, так как кадастр — это государственный гарант прав на жилье, другое недвижимое имущество.

221 ФЗ о государственном кадастре недвижимости – общие положения

Дума, понимая важность своих действий, в 2007 г. (июль) приняла Закон о государственном кадастре недвижимости. А уже 24 июля того же года текст акта № 221-ФЗ начал действовать. Последняя на сегодня редакция от мая 2016 г., но с изменениями, дата, когда они будут вступать в силу — июль. Его сила распространяется на все правоотношения сферы, при этом регулируя их. Общие положения документа указывают, что кадастр — это систематизированный свод, который содержит каждое предусмотренное сведение о любом учтенном объекте недвижимости, прохождении границ, причем как гос., так и между субъектами РФ, указывает их для населенных пунктов, обычных участков. Также основные положения ФЗ 221 указывают, как нужно принимать документы для учета, как нужно вносить сведения.

Изменения в последней редакции на 2016 год

За последнее время получила следующие важные новшества:

1. Уточнено, что такое кадастровая деятельность, а именно, это работы, результатами которых будут являться готовность документов со сведениями необходимыми для самого учета (статья 1);

2. Уточнено какой объект может быть учтенным, теперь это: земельный участок, недостроенный объект строительства, сооружение, здание у которого при работах определены точки границ, контуров, координаты, а также проведено согласование всех меж. Так указывает ст. 1, ее часть 4.2 (гл. 1);

3. Ужесточены положения, регламентирующие допуск кадастрового инженера к работам, что должно повышать качество сбора сведений (статья 33).

Также российский 221 ФЗ о государственном кадастре недвижимости с изменениями 2016 имеет еще ряд новшеств, датой их принятия в основном был декабрь 2015 г., а вступление в силу в 2016 г. Поэтому данный документ на сегодня в полной мере соответствует требованиям.

Кадастровая ошибка по ФЗ 221

Этот федеральный акт о государственном кадастре недвижимости, его последняя редакция со всеми внесенными изменениями, а также общие положения указывают, что ошибка — это неточные сведения. Настоящий документ требует, чтобы при ее выявлении вся техническая документация была уточнена, то есть необходимо выполнить исправление

Определение, которое указано в ФЗ о государственном кадастре недвижимости с изменениями, говорит, что орган, которым была обнаружена кадастровая ошибка обязан самостоятельно принять решение об устранении таковой. Отдельное положение, а также комментарий к нему указывают, что об этом должен указывать специальный документ с описанием недостатка, его общие положения должны быть подтверждены квалификацией с обоснованием.

Если выяснится, что ошибочное определение сведений сделал инженер, то его саморегулирующаяся организация должна быть уведомлена об этом, чтобы ошибка была устранена ними — так решила Дума (статья 28). В новой редакции ФЗ сказано, если выявлена неточность, то нужно оповестить владельца объекта, что основные сведения указаны неверно и о том, что нужно изменить тех. паспорт, другие документы. Это поможет сделать многофункциональный центр или Росреестр.

Последняя редакция акта о государственном кадастре недвижимости и его общие положения указывают, что оповещать можно любым способом, даже с помощью Интернет. Любой консультант также подскажет, что человек может получить нужное решение через суд, плюс этого в том, что всю процедуру будет организовывать государство, то есть так проще, так как не нужно будет проходить тест на психологическую устойчивость, доказывая отечественной бюрократии необходимость выполнить что-то.

Ранее учтенный земельный участок по 221 ФЗ

Согласно документу о государственном кадастре недвижимости с изменениями ранее учтенный участок в РФ — это объект который прошел постановку на учет, но до появления самого кадастра. Общие положения данного акта со всеми изменениями указывают, что он все равно будет являться учтенным, но этот российский ФЗ и отдельное дополнение к нему говорят, если документы подтверждающие право собственности на участок не содержат точек границ, то может последовать отказ.

Настоящий закон указывает, что так надо поступать обязательно (причем сила на это у ФЗ имеется), если границы данного участка пересекаются с межевыми точками других участков, то есть нарушают их. Но Российская Федерация позволяет отстоять свои интересы в суде, который будет принимать окончательное решение, это подтверждает любой комментарий к данному вопросу. Вступать в силу оно будет на общих основаниях, поэтому у человека будет достаточно времени, чтобы собрать доказательства своей правоты. Не одно положение, дополнение, а также общие положения с изменениями данного ФЗ, которые приняла Дума свидетельствует, что отношение судьи к делу может меняться от качества предоставленных документов заявителем, которые будут повышать шансы.