Готовые проекты для воспитателей детского сада интересные. Структура оформления проекта в доу

С первого дня своей жизни ребенок начинает познавать этот мир. В дошкольном возрасте ребенок постоянно сталкивается с понятиями, которые для него еще совсем неизвестные, новые. Ни для кого не секрет, что дети в четыре – пять лет очень интересуются всем, что их окружает. Но далеко не все ребенок может исследовать сам, и здесь ему на помощь приходит педагог. Воспитатели очень часто прибегают к методу проблемного обучения, который предполагает использование в процессе обучения различных задач, интеллектуальных игр, поиск ответов на интересующие детей вопросы.

Использование интегрированного метода обучения дошкольников является инновационным и очень эффективным подходом. Данный метод позволяет добиться потрясающих результатов в процессе воспитания детей.

Для этого метода обучения свойственно объедение всех занятий одной тематикой. Например, воспитатель решает рассказать детям о домашних животных и их роли в жизни человека. На одном из занятий познавательного цикла он рассказывают о то, какие функции выполняют животные. Затем на занятиях посвященных развитию культурны и духовных ценностей преподаватель отводит отдельное место рассказам о том, как часто встречают образы домашних животных в произведениях писателей, поэтов и художников.

Вариантов того, ка именно преподаватель будет использовать интеграционный подход масса.

Вот лишь некоторые из них:

  • Полная интеграция (данный этап предполагает полное погружение в работу по данному методу)
  • Частичная интеграция (как правило, по этому методу работают на занятиях по литературе)
  • Интеграция на основе единой проблемы, то есть в основе работы лежит определенная тема.

Если детский сад переходи на проектный метод деятельности, то переход необходимо осуществлять плавно, поэтапно. В частности рекомендуется следующая последовательность:

  • Проведение занятий включающих проблемы связанные непосредственно с деятельность детей;
  • Проведение комплекса занятий разбитых на тематические блоки;
  • интеграция:
    − частичная интеграция;
    − полная интеграция;
  • составление метод проектов:
    − форма организации образовательного пространства в детском саду;
    − метод развития творческого мышления у детей.

Планирование в детском саду: что оно в себя включает?

Воспитатель, который готовит проект, должен ссылаться на определенный план. Вот пример одного из таких:

  1. Изучение проблем детей и формирование цели.
  2. Формирование плана по достижению постеленной цели (обязательно обсуждается с родителями).
  3. Сотрудничество со специалистами разных областей для реализации плана достижения цели.
  4. Создание плана-схемы проекта.
  5. Сбор, накопление материала.
  6. Выбор видов деятельности, которые будут включены в план-схему.
  7. Формирование списка «домашних заданий» для самостоятельной работы.
  8. Проведение открытого занятия и презентация проекта.

Темы проектов в детском саду и методы их реализации

Метод планирования может применяться в следующей последовательности:

  1. Целеполагание: зада педагога на данном этапе выбрать для ребенка актуальную проблему и разработать пути ее решения.
  2. Проектирование – разработка плана для достижения поставленной цели:
  • к кому обратится за помощью (взрослому, педагогу);
  • подбор источников информации по теме;
  • список предметов и оборудования, которое использовалось;
  • какие новые навыки были освоены для достижения поставленной цели.
  1. Выполнение проекта – практическая часть.
  2. Подведение итогов – выбор тем и постановка задач для новых проектов.

Классификация проектов в настоящее время происходит по следующим критериям:

  1. по составу участников;
  2. по задаче;
  3. по тематике;
  4. по срокам выполнения.


Какие бывают типы проектов в детском саду?

Как правило, дошкольные учебные учреждения прибегают к использованию следующих типов проектов:

  1. Исследовательские-творческие проекты: дошкольники экспериментируют, а после результаты работы демонстрируются в детском творчестве.
  2. Ролево-игровые проекты (в данном случае перед детьми ставиться задача и решают они ее путем участия в творческой деятельности, в частности театрализованной деятельности);
  3. Информационно-практико-ориентированные проекты: задача детей – собрать информации об определенном явлении или понятии (оформление и дизайн группы, витражи и др.);
  4. Творческие проекты в детском саду (финалом такой деятельности стает проведение детского праздника, создание дизайна или «Театральная неделя»).

Приоритетным направлением в развитии личности дошкольника является игровая деятельность. Поскольку именно к ней дети расположены больше всего.

Одна стоит также обратить внимание и на другие виды проектов, а именно на:

  • Комплексные проекты с темами типа «Мир театра», «Здравствуй, Пушкин!», «Эхо столетий», «Книжкина неделя»;
  • Межгрупповые проекты по темам «Математические коллажи», «Мир животных и птиц», «Времена года»;
  • Творческие проекты (темы: «Мои друзья», «У нас в нескучном саду», «Любим сказки»).
  • Групповые проекты: «Сказки о любви», «Познай себя».
  • Индивидуальные проекты в детском саду («Я и моя семья», «Генеалогическое древо».
  • Исследовательская деятельность детей по темам «Мири воды», «Дыхание и здоровье», «Питание и здоровье».

Особенности проектного метода

Проекты отличают также по продолжительности. Некоторые проекты реализуются за одно занятие, они называются краткосрочными. Другие можно реализовать только за несколько занятий, потому они считаются средними по сроку. Также проекты могут быть длительными и подразумевать полную интеграцию.

Развитие свободной творческой личности дошкольника – вот основная цель проектного метода. Конечно, методы реализации поставленных задач и сформированных планов (да и сами планы и задачи) зависит от многих факторов, однако основные моменты все же остаются общими.

В частности перед данной методикой ставятся такие задачи развития:

  1. Психологическое благополучие и физическое здоровье ребенка;
  2. Развитие у ребенка познавательных способностей;
  3. развитие творческого мышления и воображения;
  4. развитие навыков общения.

Документальное оформление проекта.

Шатохина Рита Вячеславовна, педагог дополнительного образования МБУ ДО "Дом детского творчества г. Калининска Саратовской области"
В современной педагогике метод проектов рассматривают как одну из личностно ориентированных технологий обучения. Метод проектов - педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых, порой и путем самообразования.

Примерное оформление проекта.

Введение. Наличие проблемы. Работа над проектом всегда направлена на разрешение конкретной проблемы. Нет проблемы – нет деятельности. В чём заключается инновация данного проекта? Краткое содержание проекта, перечень вопросов, которые ставят перед собой участники проекта.
1.1.Раздел. «Основная часть проекта».
Постановка цели и задач, актуальность. Определение времени работы над проектом (краткосрочный, долгосрочный), определение типа проекта:
Проекты бывают:
а) исследовательские;
б) творческие;
в) игровые;
г) информационные проекты;
д) практико-ориентированные.
1.2. Планирование действий. В ходе разбора и обсуждения проекта вырабатывается план совместных действий обучающегося и педагога. Создаётся банк идей и предложений. На протяжении всей работы педагог помогает в постановке цели, корректирует работу, но ни в коем случае не навязывает своё видение решения задачи.
Участники проекта делятся на группы от 2 до 5 человек в зависимости от количества обучающихся в группе. В каждой группе распределяются роли: например, генератор идей, презентатор, дизайнер, критик, энциклопедист, секретарь и др. чётко прописываются задачи, поставленные перед каждой группой и сроки их выполнения. Этапы работы над проектом можно отразить в примерной таблице:
Задачи или задание.
Сроки выполнения.
Способы решения.
Ответственный за выполнение. Или группа.
Контроль.
1.3. Составление сметы: какие ресурсы педагогические, ученические, материальные будут задействованы для осуществления данного проекта. Это может быть просто перечень.
1.4. Определение заказчика данного проекта: для кого?
1.5. Поиск информации. Указать источники.
1.6. Планируемый результат. Что приобретут учащиеся. Что приобретёт педагог?
2. Раздел.
2.1. Результат работы – продукт. Описание результата работы: сценарий, доклад, презентация и тд.
Обучающиеся, выбрав посильные технологии для создания своей работы, уточняют, анализируют собранную информацию, формулируют выводы. Педагог выступает в роли научного консультанта. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, «осязаемыми». Если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая конкретный результат, готовый к использованию (на занятии, в школе, в реальной жизни).
2.2. Презентация результатов - представление готового продукта. Иными словами, осуществление проекта требует на завершающем этапе презентации продукта и защиты самого проекта, которую можно провести в форме конкурса, выставки, презентации, выступления.
При защите обучающиеся демонстрируют и комментируют глубину разработки поставленной проблемы, её актуальность, объясняют полученный результат, развивая при этом свои ораторские способности. Оценивается каждый проект всеми участниками занятий. Обучающиеся с интересом смотрят работы других и с помощью педагога учатся оценивать их.
Результатом презентации могут быть отзывы или комментарии слушателей, ссылка в интернете, гостей или родителей, статьи в СМИ, дипломы, грамоты.
3. Заключительная часть проекта.
Провести рефлексию. Диагностика. Предполагаемые вопросы: Появились ли у вас новые знания, умения в процессе работы над проектом? Что в работе над проектом было наиболее интересным? Каковы были основные трудности и как вы их преодолевали? Какие можете сделать себе замечания и предложения на будущее? Обучающихся можно поощрить, выразив благодарность словами или вручая диплом разработчика проекта, научного исследователя, лучшего дизайнера и т.д.











Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Федеральные государственные требования в структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования ориентируют педагогов, работающих с дошкольниками, на решение образовательных задач не только в непосредственно образовательной деятельности, но и в совместной деятельности воспитателя с детьми, в самостоятельной деятельности детей в развивающей среде, в процессе взаимодействия с семьями воспитанников.

Вместе с тем, необходимо организовать воспитательно-образовательный процесс с учетом интеграции всех образовательных областей.

На мой взгляд, оптимально решать данные задачи позволяет метод проектов. Метод проектов представляет собой в основном самостоятельную деятельность участников проекта, ориентированную не только на усвоение фактических знаний, но и на их применение и приобретение новых. Как отмечает главный редактор журнала “Детский сад будущего – галерея творческих проектов” В.И.Реброва в своей статье “Проектность в современной жизни”, в ходе проведения проекта меняется и позиция педагога: из “передатчика” знаний он превращается в активного участника совместной деятельности. Он выступает в роли координатора, организуя работу детей, поскольку дошкольникам трудно самостоятельно спланировать свою деятельность по решению задач проекта.

Проект, являясь одной из форм совместной деятельности, является технологией развития самостоятельности, исследовательского поведения, познавательной и творческой активности детей. На мой взгляд, в этом и выражается его основное преимущество.

Мною разработан и апробирован образовательный, тематический проект средней продолжительности (приблизительно 2 месяца), который называется “Превращения капельки”.

Целью проекта является формирование у детей представлений о значении воды в природе через исследование свойств воды и установление причинно-следственных связей.

Участники проекта дети старшего дошкольного возраста, педагоги, родители.

Этапы проекта Действия детей Действия педагогов Действия родителей
Подготовительный Наблюдение за осадками.

Наблюдение за природными явлениями, связанными с водой (ледоход, изморозь, иней, сосульки и т.д.).

Инициировать обсуждения проекта в кругу сверстников.

Подбор худ.литературы по теме.

Подбор энциклопедий, карт, схем.

Составление картотек загадок, ребусов, стихов, поговорок.

Составление картотеки опытов с водой.

Подготовка оборудования для опытов с водой

Подготовка оборудования для опытов с водой.

Подготовка фотографий природных явлений.

Деятельный Рассматривание энциклопедий, иллюстраций.

СРИ “Отважные мореплаватели”.

Наблюдение за осадками.

Наблюдение за природными явлениями, связанными с водой (ледоход, изморозь, иней, сосульки и т.д.).

Экспериментирование, опыты.

Игры с водой.

Составление дневников наблюдений.

Рисование, аппликация.

Организация опытов, экспериментов.

Дидактические, развивающие игры.

Интегрирование проектной деятельности в НОД (ФЭМП – измерение объема воды; коммуникация – занятие путешествие “Остров Грамматики”: ФЦКМ - занятие-экспериментирование “Круговорот воды в природе”

Подготовка рассказов детей об уникальных природных объектах
Завершающий Развлечение “Веселая вода”.

Презентация страниц альбома о воде.

Организация фотовыставки.

Составление схемы “Круговорот воды в природе”.

Развлечение “Веселая вода”

Осознание необходимости быть для ребенка источником энциклопедических знаний.

Уметь отвечать на детские вопросы, в т.ч. на основе принципов природосообразности и наукосообразности.

Системная “паутинка” к проекту представлена на рисунке 1 .

В качестве примера я представляю конспект совместной деятельности воспитателя с детьми “Вы слыхали о воде?”. Это мероприятие проводится на деятельном этапе проекта. Ко времени проведения данного мероприятия, дети уже познакомились со свойствами воды, узнали, в каком виде вода встречается в природе.

Цель мероприятия: опытным путем познакомить детей со свойствами и агрегатными состояниями воды.

  • Формировать представления о переходе воды из твердого состояния в жидкое, из жидкого в газообразное и наоборот.
  • Расширять представления о роли воды в жизни человека и их влиянии на здоровье.
  • Закреплять умение выделять в процессе восприятия несколько качеств объекта и его характерные свойства.
  • Закреплять умение устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями (при изменении температуры окружающей среды изменяется агрегатное состояние воды).
  • Подвести детей к выводу, что в природе все взаимосвязано.
  • Формировать представления об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях, связанных с водой и способах поведения в них.
  • Напоминать детям, что в случае неосторожного обращения с огнем может произойти пожар.
  • Закреплять навыки коллективной работы: умение распределять обязанности, работать в соответствии с общим замыслом, не мешая друг другу.
  • В исследовательской проектной деятельности учить ребенка уделять внимание анализу эффективности источников информации. Инициировать обсуждения проекта в кругу сверстников.
  • Развивать исследовательскую проектную деятельность.
  • Формировать умение договариваться, помогать друг другу.
  • Формировать представления о себе, как об активном члене коллектива через проектную деятельность.
  • Способствовать творческой проектной деятельности индивидуального и группового характера.
  • Приучать детей - будущих школьников - проявлять инициативу с целью получения новых знании.
  • Продолжать развивать зрение, слух, обоняние, вкус.
  • Совершенствовать речь как средство общения.
  • Развивать построение высказывания, помогать детям более точно характеризовать объект, ситуацию; учить высказывать предположения и делать простейшие выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих.
  • Продолжать работу по обогащению бытового, природоведческого, словаря.
  • Помогать правильно строить сложноподчиненные предложения
  • Упражнять в звуковом анализе слова

Оборудование:

Для воспитателя: термос со снегом, свеча, столовая металлическая ложка, стекло (зеркало), проектор, ноутбук.

Для детей: стаканы разного объема и формы, тарелка, ложки, соль, сахар, стаканы с водой и молоком, камушки, кубик, цветные полоски, фишки.

Демонстрационный материал: кукла Капитошка – символ проекта; письмо от Капельки; ребус; набор картинок для воспроизведения алгоритма опыта, схема “Круговорот воды в природе”.

Воспитатель обращает внимание детей на письмо, принесенное Капитошкой, предлагает прочесть.

Рисунок 2

“Здравствуйте, ребята! Пишут вам три сестрички капельки. Помогите нам. Мы жили дружно и никогда не ссорились. Однажды солнышко грело так сильно, что одна из нас превратилась в пар. А потом нагрянул страшный мороз. Вторая в эту минуту расчесывала волосы, да так и застыла, превратившись в красивую снежинку. А третья успела спрятаться. И осталась капелькой. Снежинка очень заважничала, стала собой любоваться и не захотела признавать в капельке и “паринке” родных сестер”.Ребята, помогите! Докажите, что мы, снежинка, капелька и “паринка” – родные сестры.

Ребята, хотите помочь? О чем они вас просят?

Проводится игра “Где спряталась вода”. Игра проводится с использованием Активного метода обучения “Автобусная остановка”. Дети по желанию делятся на три команды.

Воспитатель предлагает командам выбрать одно из предлагаемых названий – Ледяная, Водяная, Парная. Затем педагог читает стихи:

Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
Ледником в горах зовется.
Мы привыкли, что вода
Наша спутница всегда!
Без нее нам не умыться,
Не наесться, не напиться,
Смею вам я доложить:
Без нее нам не прожить.

Задание командам – выбрать картинки, где вода соответственно в твердом, жидком и газообразном состоянии. Команды подходят к столам (“автобусным остановкам”), на которых разложены картинки (рисунки 3-8). Выбирают нужные картинки и переходят к другой “остановке”. Побывав на всех остановках, выбрав нужные картинки, представители команд объясняют свой выбор.

Рисунок 3

Рисунок 4

Рисунок 5

Рисунок 6

Рисунок 7

Рисунок 8

Вывод: вода в окружающей среде бывает разной. Твердая как лед, в виде пара и жидкая. Она прозрачна, без вкуса, цвета и запаха.

Представьте, что наша комната научно–исследовательская лаборатория. Чтобы доказать, что снежинка, “паринка” и капелька родные сестры, нам нужно исследовать свойства воды. Мы сейчас проведем опыты.

Дети подходят к столам, где приготовлено оборудование для проведения опыты, на определение свойств воды.

Задача педагога убедить детей выбрать разные свойства и не повторять опыты, показанные другими детьми.

Опыт №1: “Вода не имеет формы”

Дать детям два стакана и посуду различной формы. В одном стакане – вода, в другом – кубик. Переложить кубик в посуду другой формы. Кубик сохранил форму куба. Перелить воду в другую посуду, вода принимает форму этой посуды. Сто можно сказать о форме воды? Вода не имеет формы. Она принимает форму посуды. Кубик сохраняет свою форму в любой посуде.

Опыт №2: “Вода жидкая, может течь”

Дать детям 2 стакана: 1 – с водой, 2 – пустой. И предложить им перелить воду из одного стакана в другой. Задать вопрос: “Льется вода? Почему?”. Вывод: вода жидкая, льется.

Опыт №3: “Вода не имеет цвета”

Какого цвета вода? На столе у вас лежат полоски бумаги, с их помощью мы определим цвет воды. Приложите и сравните цвет воды и цвет каждой полоски. Можно ли сказать, что вода совпадает с одним из их цветов? (Нет). Какого же тогда цвета вода? Бесцветная.

Опыт №4: “У воды нет вкуса. Вода – растворитель”

Дать детям три стакана с питьевой водой, емкости с сахаром и солью, чайные ложки. Попробовать воду. В одном стакане растворить соль, в другом – сахар. Опять попробовать. В одном стакане вода стала сладкой, в другом – соленой, в третьем - безвкусной.

Опыт №5: “У воды нет запаха”

Когда мама печет пирожки и булочки, аппетитный запах вы почувствуете за дверями квартиры. Тонкий аромат издают цветы, духи. А понюхайте воду, чем она пахнет? Вывод: вода не имеет запаха.

Опыт № 6: “Вода прозрачная”

Дать детям два стакана. Один с водой, другой – с молоком и два камушка. Один камушек опустить в воду, другой – в молоко. В стакане с водой камень видно, а в стакане с молоком – нет. Вывод: вода прозрачная.

Опыт №8: “Три состояния воды”” (проводит воспитатель)

Перед проведение опыта используется Активный метод обучения “Инфо-угадайка”.

На листе ватмана рисуется капля воды.

Вопрос детям: - Ребята! Как каплю воды превратить в лед? Ответы детей, полученные при апробации метода (Пометить в морозилку, отнести на вершину горы, где всегда ледники).Ответы зарисовываются детьми в пустом секторе между каплей и льдом.

Ребята! А как лед превратить в воду? (Воду – в пар? Пар – в воду?)

На пламени свечи нагревам снег. Вывод: в тепле снег превращается в воду.

Продолжаем нагревать воду. Вода превращается в пар. Вывод: При сильном нагревании вода испаряется, превращаясь в пар. Над паром устанавливаем прохладное зеркало. Пар, касаясь зеркала, охлаждается и превращается в воду. Вывод: при охлаждении пар превращается в воду.

Вода имеет три состояния твердое – снег, лед; жидкое – вода; газообразное – пар.

Подвести детей в выводу, что паринка, снежинка и капелька это разные состояния воды.

Если заметны признаки усталости детей – проводится игра на релаксацию “Снежная королева”.

Цель игры: развивать умение напрягать и расслаблять поочередно мышцы всего тела, координировать движения.

Оборудование: палочка-сосулька, картинка-солнышко.

Педагог или ребенок превращается в “снежную королеву” и начинает постепенно “замораживать” всех детей.

Ребята! Предлагаю вам превратиться в капли воды, а снежная королева будет пытаться вас заморозить, превратить в лед. Выходите на ковер. У вас замерзает правая рука, шея и т.д. Дети превращаются в ледяную скульптуру.

А теперь – выглянуло солнышко, и вы медленно таете – левая нога, туловище….. вы растаяли, превратились в лужицу…. Дети сначала опускаются на корточки, затем полностью расслабляются и ложатся на пол.

После игры дети снова превращаются в “ученых” и возвращаются в лабораторию.

Ребята! Можем ли мы сказать, что снежинка, капелька и “паринка” родные сестры?

Как нам сообщить Капельке об этом? Давайте отправим фото опытов!

Воспитатель демонстрирует презентацию “Опыты с водой”.

Но как узнать адрес? В письме есть ребус. (Рисунок 9). Попробуем его разгадать! Это - зашифрованный адрес. Только не почтовый, а электронный!

Рисунок 9

Это электронный адрес. Нужно воспользоваться компьютером!

Связь такая компьютер – спутник – капелька! Отправим и будем ждать ответ!

Предложить детям самостоятельно организовать игру “Суша-вода”.

(Совместная деятельность воспитателя с детьми переходит в самостоятельную деятельность детей).

Считалка.

Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
Я летаю и бегу,
И стеклянной быть могу.

Играющие становятся в одну линию. При слове ведущего "суша" все прыгают вперед, при слове "вода" - назад. Конкурс проводится в быстром темпе. Ведущий имеет право вместо слова "вода" произносить другие слова, например: море, река, залив, океан; вместо слова "суша" - берег, земля, остров. Прыгающие невпопад выбывают, победителем становится последний игрок - самый внимательный.

Данный проект апробирован в ДОУ № 113 Санкт-Петербурга. (Приложение 1).

Проект интегрирован с образовательными областями - познание (формирование целостной картины мира), безопасность, здоровье, чтение художественной литературы, социализация.

Можно отметить познавательный интерес детей на протяжении всего проекта, высокую заинтересованность родителей и желание помочь детям и педагогам, что говорит о нужности и значимости проекта.

Использованная литература

  1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 23 ноября 2009 г. № 655 "Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования".
  2. От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. - М.: Мозаика-синтез, 2010.
  3. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. Пособие для практических работников ДОУ. Автор-составитель Л.С.Киселева. - М.: АРКТИ, 2004.
  4. Скоролупова О.А. Вода. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста. - М.: Скрипторий, 2010.
  5. Шорыгина Т.А. Беседы о природных явлениях и объектах. Методические рекомендации. - М.: ТЦ Сфера, 2011
  6. Куликовская И.Э., Совгир Н.Н. Детское экспериментирование. - М.: Педагогическое общество России, 2003.
  7. Дошкольное воспитание: инновационные проекты, методика проведения, новые идеи. Журнал для руководителей, специалистов и педагогов ДОУ. № 1/2011.

Предисловие.
К сожалению, в современном обществе многие родители оставляют воспитание, обучение и развитие своих детей на откуп общеобразовательным учреждениям. Зачастую, родители мало интересуются успехами своих детей. Заинтересовать их очень трудно, а привлечь к совместной деятельности практически невозможно. А ведь именно в совместной деятельности и происходит полноценное развитие ребенка. Дошкольный возраст – это период, очень восприимчивый ко всему, что происходит вокруг. Все, абсолютно все, что происходит с ребенком до 5 лет, оставляет свой след на всю его дальнейшую жизнь. Именно в этот период детям особенно необходимо внимание родителей. Упущенное в это время уже не восполнится никогда.
У каждого ребенка есть своя Зона Ближайшего Развития - это то, что ребенок уже умеет делать вместе со взрослым, но еще не способен сделать самостоятельно. Именно эти умения ребенок готов осваивать в ближайшем будущем. Для того чтобы чему – то научить ребенка, нужно сделать это вместе с ним. И сделать несколько раз. Сначала он просто посмотрит, потом внесет свой минимальный вклад, а потом уже сможет сделать сам. И в этом основная роль принадлежит родителям.
Очень трудно донести до современных, образованных и очень – очень занятых родителей мысль о том, что ребёнка надо не только накормить, одеть, уложить спать, но и общаться с ним, научить его размышлять, думать, сопереживать. А как здорово всё делать вместе - играть, гулять, разговаривать на разные темы, делиться секретами, придумывать разные истории, делать поделки, читать книжки и даже смотреть мультики. Для ребенка в возрасте 3 – 4 лет взрослый – это целый мир, такой загадочный и неизведанный. Ему интересно все, что мама и папа делают, о чем они говорят и т. д. И если родители будут делать то, что малышу нужно и полезно, то и малыш будет воспринимать это как норму. Это полезно и для становления адекватной самооценки детей. Ведь когда ребенок получает похвалу от значимого взрослого, он чувствует себя действительно важным и ценным, понимает, что старался не зря. А когда мама в процессе совместного творчества немного помогает и направляет его, он понимает, что нет ничего невозможного, было бы желание.
Работая в детском саду с детьми, я пришла к выводу, что один из основных этапов деятельности воспитателя - это найти взаимопонимание с родителями.
Работа с родителями является одним из условий в развитии творческих способностей у детей дошкольного возраста. Творческие задания для родителей, организация конкурсов, участие в проектной деятельности, совместные мероприятия, направленные на развитие творческих способностей детей – всё это способствует налаживанию доверительных отношений между детским садом и семьей, а также открывают возможности для родителей участвовать в образовательном процессе. Именно поэтому мною было принято решение создать долгосрочный проект «Мы вместе».
Проект ориентирован в конечном итоге на решение одной главной проблемы – Привлечение родителей к совместной деятельности с детьми и участие в воспитательном и образовательном процессе.

Актуальность создания проекта
Зачастую современные родители не знают чем занять своего ребёнка, а тем более чем можно заняться вместе с малышом 3-4 лет. Большинство родителей не хотят или боятся участвовать в совместных мероприятиях в детском саду. Очень многие не понимают зачем, для чего и для кого это нужно. А ведь это нужно именно им и их детям, ведь чем старше ребёнок, тем дальше в своих интересах он становится от родителей, которые не принимали участие в его «садовской» жизни. А на сколько уверенным в себе и своих силах является ребёнок, которому всегда придёт на помощь мама или папа. Как приятно ребёнку видеть и ощущать поддержку близкого человека.
Сотрудники образовательных учреждений должны доступно донести до родителей эту информацию и проводить достаточное количество мероприятий с привлечением родителей, для того чтобы родители поняли на опыте всю важность совместной деятельности с детьми.
Именно поэтому актуально становится разработка проекта «Мы вместе».

Воспитание современного ребёнка и его познавательных способностей – приоритетная, наиглавнейшая задача дошкольной педагогики особенно в современных условиях, поскольку любой стране нужны знающие уверенные в себе и своих способностях, постоянно развивающиеся люди, которые будут успешны в делах, разносторонне развиты и словом интересные личности.

Цели, задачи, ожидаемые результаты и продукты

Стратегическая цель: Укрепление взаимосвязи родителей с детьми, посредством совместного творчества в дошкольном учреждении.
Тактические цели:
1. Создание плана проведения мастер-классов с примерными темами.
2. Создание условий для посещения родителями мероприятий в ДУ.
3. Формирование у родителей правильного отношения к воспитанию и образованию своего ребёнка.
4. Организация мероприятий для участия в них родителей совместно с детьми.
Задачи:
1. Вовлекать родителей в образовательный процесс.
2. Способствовать стремлению родителей взаимодействовать со своим ребёнком.
3. Побуждать родителей к поддержке интереса и любознательности детей.
4. Привлекать родителей к совместной деятельности с детьми.
5. Повышать готовность родителей к развитию творческого потенциала ребёнка.
6. Развивать грамотность родителей, как воспитателей познавательной активности ребёнка.
7. Формировать навыки, умения организовывать совместную деятельность с детьми.
8. Развивать общение взрослого и ребёнка, умение находить общие интересы.
Ожидаемые результаты:
1. Повышение педагогической грамотности у родителей.
2. Участие родителей в образовательном процессе, в мероприятиях ОУ.
3. Укрепление взаимосвязи родителей и детей.
4. Налаживание доверительных отношений между детским садом и семьей.
Продукт:
1. Презентация-отчёт по итогам проведения мероприятий.
Пути решения проекта:
Составить план проведения творческих мастер-классов и мероприятий с привлечением родителей.
Учесть требования и мнения родителей по временному промежутку проведения мастер-классов (день недели, время проведения).
Учесть возрастные особенности детей при подготовке к мероприятиям и составлении конспектов.
Реализация проекта рассчитана на 9 месяцев : с 1 сентября 2016 по 31 мая 2017 года.
№ п/п Этапы Цель Сроки
1. Подготовительно-проектировочный этап
Составить план мероприятий, продумать решаемые задачи каждого мероприятия.
Подобрать материалы для создания конспектов. 01.09.2016 – 01.10.2016
2. Практический этап
Проведение мастер-классов, достижение поставленных на первом этапе задач. 01.10.2016 – 15.05.2017
3. Презентация проекта
Отчёт по проведённой работе. 15.05.2017 – 31.05.2017

План мероприятий.
№ п/п месяц Направление Тема мероприятия Форма проведения
1. октябрь «Художественно-эстетическое развитие» «Осень-золотая» (сотворчество родителей и детей) Конкурс-выставка творческих детско-родительских работ
2.
ноябрь «Художественно-эстетическое развитие»
«Социально-коммуникативное развитие» «Тарелочка для бабушки» (рисование нетрадиционными способами на бумажной тарелке) Мастер-класс для родителей с детьми
3.
декабрь «Художественно-эстетическое развитие» «Зимние узоры» (сотворчество родителей и детей) Конкурс-выставка творческих детско-родительских работ
4.
декабрь «Художественно-эстетическое развитие»
«Социально-коммуникативное развитие» «Скоро-скоро Новый год» (изготовление подарочной упаковки в виде конфеты из втулки от туалетной бумаги) Мастер-класс для родителей с детьми
5.
январь «Художественно-эстетическое развитие»
«Социально-коммуникативное развитие» «Рисуем играя» (рисование крупой и пва) Мастер-класс для родителей с детьми
6.
январь «Физическое развитие» «А ну-ка мамочки!» (спортивные соревнования) Участие в межрайонном этапе
7.
февраль «Физическое развитие» «В гости к Тузику» Открытое занятие по физической культуре для родителей
8.
февраль «Физическое развитие» «23 февраля» Досуг с участием пап воспитанников
9.
февраль «Художественно-эстетическое развитие»
«Социально-коммуникативное развитие» «Подарок для папы» (изготовление кораблика из материалов для уборки: тряпки, губки) Мастер-класс для родителей с детьми
10.
февраль «Социально-коммуникативное развитие» «Сладкие фантазии» (обмен опытом как создать вкусное и полезное блюдо для ребёнка) круглый стол
11.
март «Физическое развитие» «А ну-ка мамочки!» (спортивные соревнования) Соревнования между семьями воспитанников гимназии
12.
март «Художественно-эстетическое развитие»
«Социально-коммуникативное развитие» «Весеннее настроение» (изготовление цветов из цветных салфеток, создание коллективной композиции) Мастер-класс для родителей с детьми
13.
апрель «Познавательное развитие» «Путешествие на волшебном паровозике» Открытое занятие по ФЭМП для родителей
14.
апрель «Художественно-эстетическое развитие»
«Социально-коммуникативное развитие» «Пейзаж» (рисование с использованием нетрадиционных методов) Мастер-класс для родителей с детьми
15.
май «Художественно-эстетическое развитие» «День победы!» (сотворчество родителей и детей) Конкурс-выставка творческих детско-родительских работ

Данный проект по интеллектуальному развитию старших дошкольников через игру, содержит методические разработки, практический материал. Практическая значимость проекта заключается в создании развивающей среды, которая включает зону для самостоятельной игровой деятельности. Проект адресован педагогам дошкольных образовательных учреждений, родителям.

Паспорт проекта

Название проекта «Играй и развивайся».

Образовательные области: социально-коммуникативное, познавательное, развитие речи, художественно-эстетическое, физическое.

Вид проекта: групповой, творческий.

Сроки реализации проекта: 01.10.2014 г. по 31.05.2015 г.

Направленность проекта: комплексный (разные виды детской игры).

Тип проекта: творческий.

Продолжительность: долгосрочный, предназначен для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет)

Основополагающие принципы реализации проекта принципы федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования:

  • поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека;
  • личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей;
  • уважение личности ребёнка;
  • реализация программы в формах специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребёнка.

Актуальность проекта.

Жизнь в двадцать первом веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной является проблема интеллектуального развития дошкольника.

Наверное, на земном шаре нет таких родителей, которые бы не мечтали о том, чтобы их малыш вырос здоровым, интеллектуально и всестороннее развитым ребенком.

Каждый ребенок любознателен и ненасытен в познании окружающего мира. Для того чтобы любознательность малыша удовлетворялась, и он рос в постоянном умственном и интеллектуальном развитии заинтересованы все взрослые.

Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования (ФГОС) предусматривают создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей интеллектуального развития дошкольника. Все пять образовательных областей ФГОС направлены на развитие интеллектуальных способностей у дошкольника.

Именно в дошкольном возрасте очень важно стимулировать развитие мыслительных процессов: умение сравнивать, узнавать, обобщать, делать выводы для безболезненного, плавного перехода дошкольника из ДОУ в школу.

Работая с детьми старшего дошкольного возраста, я заметила, что лучше всего интеллект ребенка развивается в процессе игры, когда он не осознано, естественным образом впитывает новые знания об окружающем мире. Этот факт учитываю в своей работе, но стараюсь не переусердствовать, не погасить в ребенке познавательный интерес. Чтобы эффективно стимулировать интеллектуальное развитие ребенка в игре, предлагаю ему варианты продолжения игры, начатой ребенком по собственной инициативе. Предлагаю детям новые интересные занятия, поддерживаю их живейший интерес ко всем новым предметам и явлениям, но их предпочтения остаются главным фактором при выборе развивающих игр и упражнений.

Отмечая каждое достижение ребенка, поощряя его добрыми словами и лаской, мы тем самым повышаем его уверенность в собственных силах и стремление к новым результатам, а эти качества просто необходимы для интеллектуального развития ребенка и его успешности в будущем.

Цель и задачи проекта.

Цель проекта: создание комфортной игровой среды для развития интеллектуально развитой личности.

Задачи проекта:

  1. Формировать у детей стремление к самосовершенствованию.
  2. Воспитывать у детей желание к получению новых знаний и навыков.
  3. Закрепить навыки, полученные в игре.
  4. Пополнить и обогатить предметно развивающую образовательную среду.

Участники проекта: дети, воспитатели, младший воспитатель, родители.

Целевая группа проекта: проект предназначен для детей старшего дошкольного возраста.

Основные формы реализации проекта прослеживаются в воспитательно-образовательном процессе и подразделены на:

  • Образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов деятельности,
  • Образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов.

Организованная образовательная деятельность включает в себя:

  • Игры, направленные на всестороннее развитие ребенка;
  • Чтение и обсуждение художественной литературы;
  • Создание педагогических ситуаций;
  • Рассматривание и обсуждение предметных и сюжетных картинок, иллюстраций;
  • Продуктивная деятельность;
  • Слушанье и обсуждение народной, детской музыки;
  • Игры и упражнения под тексты стихотворений, потешек, песен;
  • Комплексные –игровые занятия по всем образовательным областям

Мероприятия групповые, межгрупповые и общесадовские:

  • Тематические досуги;
  • Праздники;
  • Интеллектуальные КВНы;
  • Дни открытых дверей;
  • Театрализованные представления.

Ожидаемые результаты проекта.

Для детей:

  • применять усвоенные знания и способы деятельности для решения новых проблем;
  • планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели;
  • овладевать универсальными предпосылками учебной деятельности;
  • решать интеллектуальные задачи, адекватные возрасту.

Для родителей:

  • сплочение родителей, детей и педагогов по вопросам интеллектуального развития.

Для педагогов:

  • повышение знаний по совершенствованию интеллектуальных навыков у детей старшего дошкольного возраста;
  • сплочение родителей, детей и педагогов по вопросам интеллектуального развития;
  • оснащение предметно – развивающей образовательной среды дидактическими играми, пособиями, методическими разработками по развитию интеллектуальных способностей у детей старшего дошкольного возраста.

Продукт проектной деятельности:

  • фотоматериал;
  • разработка методических рекомендаций;
  • презентация проекта.

Перечень основных направлений проекта

Оснащение предметно –развивающей среды старшей группы детского сада:

Оформление уголков:

  • формирование элементарных математических представлений,
  • познавательное развитие,
  • речевое развитие,
  • художественно-эстетическое развитие,
  • физическое развитие.

2. Изготовление методических пособий.

3. Сделать подборку игр по интеллектуальному развитию.

Методическая копилка:

  • составить перспективный план работы по интеллектуальному развитию старших дошкольников.
  • разработать конспекты занятий, развлечений и досугов.
  • подобрать и оформить методический материал по развитию интеллектуальных способностей у старших дошкольников.

Работа с родителями:

Повышение компетентности родителей по развитию интеллектуальных способностей у детей старшего дошкольного возраста через индивидуальные консультации, семинары-практикумы, беседы, мастер-классы, родительские собрания, интеллектуальные КВНы.

Краткое описание проекта по этапам.

1 этап –подготовительный.

Октябрь 2014 г.

Диагностика на начальном этапе проекта помогает выявить степень активности родителей в организации игр на развитие интеллектуальных способностей у детей через анкетирование. В последующей деятельности диагностика помогает проследить динамику и эффективность мероприятий проекта. Диагностику проводят воспитатели.

2 этап –основной.

Ноябрь-март 2015 г.

Включает в себя выполнение подробного плана работы по всем видам деятельности с детьми; совместная образовательная работа с детьми, родителями для решения поставленных задач; подборка художественных произведений, потешек, загадок, разнообразных игр по данной теме, логических задач, упражнений, непосредственно-образовательная деятельность по пяти образовательным областям ФГОС.

3 этап – заключительный.

Апрель – май 2015 г.

Подведение итогов работы над проектом; анкетирование

родителей и опрос детей; презентация проекта.

Ресурсное обеспечение

№ п/п Наименование ресурсной базы Количество
1. Игровая комната 1
2. Игровой материал, в том числе нетрадиционный В достаточном количестве
3. Технические средства:
  • магнитофон,
  • проектор для мультимидийных презентаций
1
4. Наглядный материал:

картинный материал (иллюстрации, плаката),

демонстрационный материал (дидактические игрушки),

дидактические пособия, карточки

В достаточном количестве
5. Методический материал:

общеразвивающая программа дошкольного образования,

календарно – тематические планы по образовательным областям,

развивающая программа для детей старшего возраста «Интеллектуальное развитие детей через математические игры»

В достаточном количестве

План реализации проекта

Подготовительный этап

(октябрь 2014 г.)

мероприятия цель участники сроки
1. Побор материала по теме проекта Систематизация полученного материала Воспитатели 1неделя октября
2. Диагностическое обследование Планирование деятельности по реализации проекта Воспитатели, дети 1 неделя октября
3. Планирование деятельности по теме проекта Составление календарного плана работы Воспитатели 2-3 неделя октября
4. Взаимодействие с родителями, направленное на реализацию проекта Ознакомление родителей с проектом Воспитатели,

родители

4 неделя ноября

Основной этап

(Ноябрь 2014 г. – март 2015 г.)

Содержание деятельности Задачи Ресурсы Исполнители и соисполнители Сроки реализации
1

Социально-коммуникативное развитие:

1. Сюжетно –ролевая игра «Идем в гости».

2. «Птицы в ловушке».

3. «Ожившие игрушки».

4. «Одуванчик».

5. У нас порядок».

6. Экскурсия в школу, библиотеку.

Развивать взаимодействие и общение ребёнка со взрослыми и сверстниками.

Привлечь родителей к созданию условий для сюжетно –ролевых игр.

Занятия, экскурсии, дидактические и развивающие игры.

Сюжетно –ролевая игры

Дети и воспитатели,

родители

Ноябрь-декабрь

Январь –февраль

2

Познавательное развитие

1. «Письмо от Незнайки».

2. «Высоко – низко, далеко – близко».

3. «Курочка Ряба».

4. «Скорее собери».

5. «Найди такую-же».

6. «Летучие мыши».

7. «Что мы делаем».

8. «Загадочные отпечатки».

9. Логические задачи, головоломки, кроссворды.

10. Игры с блоками Дьенеша

Развивать интерес, любознательность, познавательную мотивацию Формировать первичные представления о себе, других людях, объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях Занятия, дидактические, развивающие настольные, словесные игры, логические задачи. Сюжетно –ролевая игры Дети и воспитатели, родители По плану воспитательно-образовательного процесса.
3

Речевое развитие

Пальчиковые игры- изображаем пальцами цифры, буквы;

Упражнения на развитие подвижности силы и гибкости пальцев;

Загадки (чтение, письмо, понятия о времени, растения т.д.)

физкультминутки

на занятиях и т.д.

Развивать связную, грамматически правильную диалогическую и монологическую речь. Учить владеть речью как средством общения и культуры Использование на занятиях стихов, загадок, пословиц, поговорок и т. д.игровые тренинги для развития речи, театрализованные игры Дети и воспитатели, родители По плану воспитательно-образовательного процесса.

Ноябрь-декабрь

Январь –февраль

4

Художественно – эстетическое развитие

Логические упражнения:

Продолжи ряд, нахождение ошибки, умозаключения.

Лепка «русская матрешка», «У меня есть друг усатый, кот Матроскинполосатый»

Аппликация «Новогоднее веселье», «Кухонные принадлежности»

Рисование «мамочка милая, мама моя»

«Добрый доктор Айболит»

Реализовывать

самостоятельную творческую деятельность при рисовании различных предметов штриховок и т.д., при лепке из пластилина, аппликации

Тетради с заданиями, альбомы упражнений для развития руки ребенка, веселые домашние задания, графические диктанты, альбомы по лепке и аппликации «сделай сам» Дети и

воспитатели, родители

По плану воспитательно-образовательного процесса.

(в первую половину дня)

Ноябрь-декабрь

Январь –февраль

5

Физическое развитие:

Игры сбегом:

«Пятнашки», «Ракеты»

Игры с прыжками:

«Бег в мешках», «Прыжки через скакалку»

Игры с мячом:

«Пятнашки с мячом», «Эстафета с передачей мяча»

Словесные игры:

«Повтори – ка», «Пусть ворона мокнет»

Загадки – складки; чистоговорки и скороговорки; Народные игры; «Краски», «Прорыв цепи»

Развивать физические качества у ребенка. Укреплять крупную и мелкую моторику рук на физкультминутках, включенных на каждое занятие и в свободной деятельности детей Народные игры,

Динамические паузы, психогимнастики, физкультминутка, подвижные игры

Дети и воспитатели, родители По плану воспитательно-образовательного процесса.

(в первую половину дня)

Ноябрь-декабрь

Январь –февраль

Работа с родителями

Проведение Содержание работы Методическое обеспечение
1 октябрь Диагностика:

«Нужна ли игра ребенку и зачем?»

«Исследование игровой деятельности»

Журнал – «Справочник старшего воспитателя ДО

2007 г. № 6-8

2 ноябрь Консультация для родителей: «Интеллектуальное развитие ребенка- дошкольника» Л.И. Сорокина

Сайт для педагогов дошкольных учреждений mail. ru

3 декабрь Встреча с родителями за круглым столом. Выступление родителей об опыте организации игр детей дома
4 январь Совместно с родителями работа по организации «Центра занимательной математики» Игры: «Найти пару», «Составь картинку», «Логическое лото» и др. Е.В.Сербина «Математика для малышей»
5 февраль Консультация для родителей «Значение занимательного материала для развития детей» З.А.Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников
6 март Совместный с родителями конкурс смекалистых «Торопись, да не ошибись»

Заключительный этап

(апрель-май 2015)

Мероприятия Цель Участники Сроки
1 . Диагностическое обследование:
«Развитие психических процессов у дошкольника». Выявление и Воспитатели Май
Опросник «Отношение родителей к интеллектуальному развитию своего ребенка». определение эффективности реализации Родители Дети,
Анкетирование родителей «Играй и развивайся». проекта.
2. Создание папки для педагогов:
"Картотека игр по формированию интеллектуальных способностей у дошкольника»

«Занимательные физкультминутки»;

«Игры, которые учат»; «Релаксационные игры», «Развиваем ручки»;

Повышение компетентности педагогов в плане развития психического здоровья у детей Педагоги Воспитатели Апрель
«Игры на воздухе, с водой»; Подвижные игры.
3. Интеллектуальный марафон:

«Знайки»:

Закрепление и обобщение пройденного материала. Воспитатели 15.05.2015г
4. Создание папки для родителей: "Дошкольное детство – первый период психического развития ребенка" (памятки, рекомендации, буклеты, консультации). Повышение педагогической культуры родителей по

вопросу интеллектуального развития

Воспитатели

Родители

Апрель

Литература.

1. Белоусова, Л.Е. Удивительные истории [Текст]: библиотека программы «Детство» /Л.Е.Белоусова. – М.; Просвящение, 2003. - 214с.

2. Буктакова, В.М. Игры для детского сада [Текст]: пособие для воспитателей / В.М. Буктакова. – С.– П.; Сфера, 2009. – 168с.

3. Колесникова Е. В. Я решаю логические задачи [Текст]: Учебное пособие / Е.В. Колесникова. – М.; ТЦ Сфера, 2015. – 48с.

4. Матюшкин А.М. Мышление, обучение, творчество [Текст]: А.М. Матюшкин. - М.; Воронеж, 2003. – 85с.

5. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников [Текст]: пособие для воспитателей /З.А. Михайлова. – М.; Просвящение, 2007. – 287с.

6. Психология одаренности детей и подростков[Текст]: пособие для педагогов / под ред. Н.С. Лейтеса. - М., ТЦ Сфера, 2010 - 205с.

7. Михайлова З.А. Логико – математическое развитие дошкольников/ З.А. Михайлова, К.А Носова – СПб. ООО Изд-во Детство – пресс, 2013. – 128с.

8. Сорокина Л.И. Интеллектуальное развитие детей, 5 - 6 лет:

[Текст]: пособие для педагогов / Л.И. Сорокина.-Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2014 – 145с.

9. Юзбекова Е.А. Место игры в интеллектуальном развитии дошкольника [Текст]: Москва, 2006. – 256 с.

Полную версию работы можно .