Игры на формирование восприятия. Распределение плодов по цвету. Распределение плодов по форме и вкусу

Игры и упражнения для развития восприятия у детей дошкольного возраста

Игра «УЗНАЙ ПРЕДМЕТ»

Предлагаемая игра учит сравнивать предметы меж­ду собой, предназначена для развития восприятия у детей 4-6-летнего возраста.

Для проведения игры необходимо положить в полотняный мешочек разные мелкие предметы: пу­говицы разной величины, наперсток, катушку, кубик, шарик, конфету, ручку, ластик и др.

ЗАДАНИЕ РЕБЕНКУ: Определи на ощупь, что это за вещи. Если в игре уча­ствуют несколько детей, то надо попросить одного ре­бенка описывать каждый предмет, ощупывая его, а второго (если детей не­сколько, то всех осталь­ных) угадать, назвать и зарисовать вещь по пред­лагаемому описанию.

Игра «собери пирамидку»

Для развития восприятия ре­бенка 3-5-летнего возраста.

Для игры потребуется две одинаковые пирамидки. Одна пирамидка предназначена для работы ребен­ку, а вторая будет выступать в роли эталона.

задание 1: Попросите ребенка собрать последовательно сужающу­юся кверху пирамиду по готовому эталону.

задание 2: Организуйте сложное конструирование по эталону, то есть собирание неправильной пи­рамиды, башни необычной конфи­гурации.

Игра «СДЕЛАЙ ТАК»

Для развития восприятия детей 4-6 лет можно предложить и следующие задания:

а) по образцу построить из кубиков такое же строение:

б) по образцу нарисовать узоры:

Повторять упражнения можно с более усложнен­ными фигурами из кубиков, с более сложными Узорами.

НАПРИМЕР:

в) по образцу построить такое же строение:

г) по образцу нарисовать такие же узоры:

Игра «найди игрушку»

Направлена на развитие восприятия, а также внимания детей 4-5-летнего возраста.

Несколько игрушек (до 10) может быть расставлено в комнате так, чтобы не бросались в глаза. Ведущий, а им может быть и взрослый, и ребенок, облюбовав какую-либо игрушку, начинает рассказывать, какая она, что может делать, какого цвета, какой формы, какой величины. Участники игры могут задавать вопросы, а затем отправляются на поиски этой игрушки. Тот, кто находит игрушку, сам становится ведущим.

Новый ведущий описывает свойства уже другой игрушки.

Игра продолжается до тех пор, пока все дети не пройдут через роль ведущего.

Игра «составь картинку»

Направлена на развитие восприятия у детей 3- 5-летнего возраста. Возьмите пару простых картинок с изображением яблока, огурца, матрешки. Одна картинка целая, а другую разрежьте на 3 части.

В приложении (с. 99-101) даны как целые кар­точки, так и те карточки, которые надо разрезать.

задание ребенку: по образцу собрать разрезанную картинку.

Для детей 5-6 лет можно предложить следующее задание:

а) собрать более сложные картинки;

б) взять две одинаковые открытки, одну из ко­торых оставить в виде эталона, а другую раз­резать на 4-5 частей, затем, перемешав их, собрать по образцу;

в) для ребенка 5-6 лет можно усложнить задание, попросив складывать картинку по памяти, без эталона.

Игра «белый лист»

Направлена на развитие восприятия формы пред­метов у детей 3-5-летнего возраста, а также развитие мелкой моторики рук.

На листе бумаги (приложение)нари­сованы фигуры, часть закрашена зеленым цветом, другие только обведены по контуру. Нами приведена схема задания, работать ребенок будет с картинками, вынесенными в приложение.

задание: Вырезать из листа фигурки, обведенные по контуру, а затем закрыть ими зеленые фигуры на другом листе бумаги. При правильном располо жении фигур в результате должен получиться белый лист бумаги.

Для детей 5 лет задание можно несколько ус­ложнить, поместив наклеенные на листок картона фигурки в полотняный мешочек. А затем просим ребенка на ощупь отыскать нужную «заплатку», чтобы закрыть ту или иную зеленую фигурку.

Игра «КРУГ, ТРЕУГОЛЬНИК, КВАДРАТ»

Направлена на развитие восприятия цвета, формы и величины у детей 4-6 лет.

Ребенку даются задания, направленные на диф­ференциацию признаков цвета, величины, формы. Предварительно подготовьте карточки с изображе­нием геометрических фигур, находящиеся в при­ложении а). Дай мишке круг, дай кукле треугольник, дай зайке квадрат. Положи квадрат на окно. По­ложи круг на диван. Покажи красный круг, синий квадрат, принеси зеленый треугольник.

б) Собери все круги, отдельно положи синие круги, зеленве круги, желтые круги, красные круги.

в) Покажи треугольники, затем выбери синие тре­угольники, зеленые треугольники, желтые тре­угольники, красные треугольники.

г) Собери все квадраты, выбери синие квадраты, красные квадраты, желтые квадраты, зеленые квадраты.

д) Покажи маленькие круги (маленькие треуголь­ники, маленькие квадраты).

е) Собери большие круги (квадраты, треугольники).

ж) Покажи зеленые большие квадраты, маленькие синие круги, большие красные треугольники, маленькие зеленые квадраты.

Игра «ЗАШИВАЕМ КОВЕР».

Предназначена для развития восприятия у детей дошкольного возраста.

Работать ребенок будет с материалом, размещен­ным в приложении, по предлагаемой схеме задания.

На красивом коврике оказались дырки. Возле коврика расположены несколько заплаток, из них надо выбрать только те, которые помогут закрыть дырки.

Работая с материалами приложения, ребенок может не только выбрать, но и вырезать нужную заплатку, чтобы закрыть дырку в ковре.

1-й вариант задания:

2-й вариант задания:

Игра «НАЙДИ ТАКОЙ ЖЕ ПРЕДМЕТ»

Предназначена для детей 4-6 лет.

Ребенку предлагаются картинки: отдельно нари­сованный эталон лампы и еще несколько рисунков ламп, среди которых ребенок должен найти такую же, как эталон. Задание ограничено во времени, на изучение картинок дается только 30 секунд. После этого ребенок должен дать ответ.

Для детей 4 лет можно оставить эталон перед глазами, для более старших детей эталон следует просто закрыть листом белой бумаги. Такой вариант задания позволит развивать не только восприятие ребенка, но и память, и внимание.

задание: Внимательно посмотри на лампу. Среди других 8 ламп найди такую же.

Игра «цвета»

Направлена на развитие у детей дошкольного возраста восприятия цвета.

Предлагаем ребенку за 1 минуту назвать 5 пред­метов определенного цвета (синего, красного, желтого, коричневого, черного, зеленого и т. д.). Повторять предметы не разрешается.

В детском саду воспитатель может организовать игру сразу с группой ребят. Тот из ребят, кто за 1 минуту не сможет назвать 5 предметов названного цвета, выходит из игры, а победителю дается право стать ведущим и предложить цвет для поиска пред­метов.



Игра «КТО НАБЛЮДАТЕЛЬНЕЕ»

Направлена на развитие восприятия формы у детей дошкольного возраста.

Просим ребенка за 1 минуту назвать 5 предметов определенной формы (круглые, прямоугольные, квадратные, овальные). Повторять предметы не раз­решается.

Воспитатель детского сада может организовать игру с группой ребят. Каждый ребенок должен по очереди называть предметы названной формы, поэ­тому будет перечислено много предметов той или иной формы, что способствует развитию каждого ребенка.

Тот из ребят, кто за 1 минуту не сможет назвать 5 предметов нужной формы, выходит из игры. Победителю предоставляется право предложить название формы предмета для дальнейшей игры.

Игра «расскажи о животных»

Предназначена для развития структурности вос­приятия.

В течение 5 секунд показать детям лист бумаги, на котором нарисованы: белка, кошка, рысь, утка, сова.

Попросить детей назвать, что нарисовано, и рассказать об особенностях и различиях этих жи­вотных.

Игра «сравни предмет»

Дошкольнику следует предлагать задания, направ­ленные на развитие восприятия величины, размера предмета. Сравнивая предметы между собой, ребенок сможет лучше усвоить целый ряд понятий: больше, меньше; короче, длинее; шире, уже; ниже, выше.

1) На каком из рисунков расположена самая большая чашка?

2) На каком из рисунков находится самая маленькая елка?

Игры с бумагой

Цели : обогащение сенсорного опыта, знакомство с разнообразными свойствами бумаги.

«Бумажные снежки»

Оборудование и материалы: листы тонкой бумаги.

Описание игры. Показать, как из листов тонкой бумаги сделать комочки. Затем предложить их подбрасывать, ловить, отбивать ладошкой.

«Секреты в бумаге»

Оборудование и материалы : листы бумаги, мелкие предметы, игрушки.

Описание игры . Завернуть игрушку в лист бумаги, а ребенку предложить развернуть его и найти там игрушку. Игру можно разнообразить, заворачивая игрушку разными способами: в форме кулька, конфеты, коробочки, в несколько слоев бумаги.

«Игрушки из бумаги»

Оборудование и материалы: листы разноцветной мягкой бумаги.

Описание игры . Предложить ребенку сделать из бумаги комочки разной формы. Показать, как из бумаги можно изготовить различные фигуры (оригами): самолет, лодочку, вертушку.

Игры с кубиками

Цели: учить соотносить размеры, подбирать подходящие детали, контролировать результат; осваивать приемы плоскостного конструирования.

Примечание. Прежде чем организовывать игры-занятия с кубиками, следует дать ребенку возможность свободно поиграть с ними: брать в руки, передвигать, бросать, ставить друг на друга и т. п. Затем нужно показать, что из кубиков можно сооружать различные постройки: башню, стену, домик, дорожку.

«Домики из кубиков»

Оборудование и материалы : набор кубиков.

Описание игры . Предложить построить домик для маленькой куколки, собачки. Положить кубик на кубик, сверху — крышу, затем попросить ребенка самостоятельно построить домик для игрушки.

«Гараж для машины»

Оборудование и материалы: набор кубиков.

Описание игры . Построить гараж для маленькой машины, предложить ребенку построить такой же, но большего размера.

«Картинки из кубиков»

Оборудование и материалы : наборы кубиков с предметными и сюжетными картинками.

Описание игры . Предложить ребенку рассмотреть образец картинки, затем предложить собрать такую же из кубиков.

Примечание . Сначала следует предлагать наборы из 4 кубиков, затем из 6 и более.

«Собери цветочек»

Оборудование и материалы : лист бумаги с нарисованным на нем контуром цветка, состоящим из деталей; картонные детали, соответствующие контурным.

Описание игры . Предложить ребенку собрать картинку путем наложения картонных деталей на образец.

Примечание. Когда ребенок освоит приемы плоскостного конструирования, предложить ему самостоятельно составлять фигурки и целые композиции из предложенных деталей.

«Домики для кукол»

Оборудование и материалы: маленькая и большая куклы, большие и маленькие кубики.

Ход игры

Взрослый. Давай построим для куколок домики. Маленькой куколке — маленький домик, а куколке побольше — большой домик. Где у нас маленькая куколка?

Ребенок выбирает пупсика.

Взрослый. Правильно, эта куколка маленькая. Ей мы построим домик из маленьких кубиков. Давай выберем все маленькие кубики.

Взрослый помогает ребенку подобрать кубики и построить домик. Это может быть самая простая постройка в форме буквы «П».

Взрослый. Давай проверим, поместится ли куколка в этот домик. Пупсик не помещается! Построй ему домик побольше.

Взрослый предлагает построить домик из больших кубиков для большой куклы.

Примечание . Можно строить из кубиков, различающихся по цвету или материалу, например красный домик — для петушка, а желтый — для белочки; из деревянных кубиков — будку для собачки, а из пластмассовых — норку для лисички.

«Лесенка»

Оборудование и материалы: кубики разного размера, доска.

Описание игры. Соорудить на столе или на полу горку, положив на большой кубик доску. Предложить ребенку построить лесенку из кубиков разного размера, чтобы маленькая куколка поднялась по ней на горку. Вместе с ребенком положить кубики в порядке возрастания. Предложить ребенку помочь куколке подняться по лесенке и скатиться с горки.

Игры с мозаикой

Цели: развивать мелкую моторику, целенаправленность; обогащать сенсорный опыт; учить подбирать детали по цвету, рисунку.

Примечание. Детям раннего возраста следует предлагать наборы мозаики, состоящие из крупных элементов.

«Соберем мозаику»

Оборудование и материалы: набор мозаики.

Описание игры. Рассмотреть вместе с ребенком образец (домик, цветок, простой геометрический узор) и предложить собрать такую же картинку из элементов мозаики. Помочь ребенку отобрать необходимые по цвету и форме элементы и составить из них изображение.

«Курочка и цыплята»

Оборудование и материалы: коробка с мозаикой, куда помещены шесть элементов желтого цвета и один — белого.

— Курочка-рябушечка, куда пошла?

— На речку.

— Курочка-рябушечка, за чем ты пошла?

— За водичкой.

— Курочка-рябушечка, зачем тебе водичка?

— Цыпляток поить.

— Курочка-рябушечка, как твои детки просят пить?

— «Пи-пи-пи-пи-пи!»

Показать белый элемент мозаики и сказать: «Курочка у нас будет белого цвета». Продемонстрировать желтую мозаику и пояснить: «Желтого цвета будут цыплятки». В отверстие панели вставить белую мозаику, еще раз напомнить, что курочка будет белого цвета, и поместить следом за белой мозаикой одну желтую, напомнив, что такого цвета цыплята. Затем дать ребенку коробку с мозаикой и предложить найти еще одного цыпленка. Поместить его следом за мамой-курочкой. Если ребенок неуверенно выполняет задание, помочь ему и попросить найти еще 2—3 цыплят. После того как все цыплята будут найдены и размещены гуськом позади курочки, попросить ребенка повторить задание самостоятельно. Если при выполнении задания ребенок допускает ошибки, можно ему подсказать: «Посмотри, все ли цыплятки у тебя одинаковые? Какого цвета бывает цыпленок?» и т.д.

Игры с разными предметами

Цели: учить различать размеры и цвета предметов, контролировать результат.

«Какой мяч больше?»

Оборудование и материалы : большие и маленькие мячи, произвольно перемешанные.

Описание игры. Встать на расстоянии 3—5 м от ребенка и попросить его принести самый большой мяч. Если он выполнил задание правильно, его обязательно нужно похвалить. Если ребенок ошибся, объяснить ошибку: рукой ребенка обвести по окружности мяча, говоря при этом, большой это мяч или маленький.

Затем мячи снова перемешать и попросить ребенка принести самый маленький мяч.

«Большие и маленькие»

Оборудование и материалы : бусинки одинаковой формы и цвета (четыре — диаметром 2 см и четыре — диаметром 1 см); тонкие шнуры или нити с навощенными или предварительно опущенными в клей концами; кукла, корзиночка.

Описание игры. Показать красивую куклу и рассказать, что она пришла в гости и что-то принесла в корзиночке. Посадить куклу на стол и, вынимая из корзиночки коробочку, показать ребенку, что там лежат большие и маленькие бусинки и нитка. Сказать, что кукла просит сделать для нее красивые бусы. Показать, что бусы можно нанизывать по-разному: сначала взять большую бусину и нанизать ее на нитку, затем маленькую, потом снова большую. Предложить ребенку собрать для куклы бусы, нанизывая поочередно большие и маленькие бусинки. Если чередовать бусы наоборот, т. е. сначала брать маленькую, а затем большую, ребенку будет труднее справиться с заданием, потому что его в первую очередь привлекают большие бусины. Когда бусы будут готовы, показать их кукле.

Примечание. Следует помогать ребенку продевать нитку в отверстие, напоминать о чередовании разных бусин: «Сначала большая бусинка, потом маленькая, снова большая и маленькая. Не торопись, смотри внимательно».

Во время самостоятельной игры ребенку дают различные шнуры и предметы для нанизывания (например, кольца от пирамидок). Можно использовать катушки, а вместо шнуров — прыгалки со снятой с одной стороны рукояткой.

«Круг, квадрат»

Оборудование и материалы: пять картонных кругов и квадратов одного цвета.

Описание игры. Пять кругов и пять квадратов произвольно перемешаны на столике. Рассказать ребенку, что там лежат разные фигуры: «Вот такая — это квадрат, а такая — это круг». Показав квадраты, говорить, что будет класть их в одну сторону, а другие фигуры (круги) — в другую сторону. Затем показать квадрат (круг) и спросить у ребенка: «Где у нас лежит такая фигурка?» Накладывая квадрат на квадрат (круг на круг), показать ребенку, что эти фигуры одинаковые. Предложить ребенку самому разложить фигуры.

Затем показать, в какой стороне лежат одни фигуры (квадраты), в какой — другие (круги), и предложить ребенку из общего материала выбрать любую фигуру и положить ее к таким же. Чтобы проверить, правильно ли выполнено задание, попросить ребенка наложить свою фигуру на другую.

«Поручения»

Оборудование и материалы: большая и маленькая игрушечные собачки, машинка, красный и синий мячи, большая и маленькая чашки, матрешка.

Описание игры. Показать ребенку игрушки и предметы, предложить назвать их, рассказать, какого они цвета и размера.

Дать следующие задания: большую собачку напои чаем из большой чашки (если ребенок ошибается, собачка, показывая свое неудовольствие, «рычит» или «отворачивается»; так же при ошибках ведут себя другие игрушки);

Поставь матрешку рядом с красным мячиком;

Маленькой собачке подари синий мячик;

Попляши вместе с куклой;

Возьми маленькую собачку и посади ее на ковер;

Большую собаку посади рядом с маленькой.

В конце занятия попросить ребенка помочь убрать игрушки и предметы, использованные в игре.

«Разрезные картинки»

Оборудование и материалы : две одинаковые предметные картинки, одна из которых разрезана на две (три) части.

Описание игры. Показать ребенку две (три) части картинки и попросить: «Сделай целую картинку». Если ребенок не может правильно соединить части картинки, нужно показать ему целую картинку и предложить собрать из частей такую же. Если и после этого ребенок не справляется с заданием, наложить часть разрезной картинки на целую и попросить ребенка добавить вторую часть. Затем предложить ребенку выполнить задание самостоятельно.

«Конструирование из палочек»

Оборудование и материалы : четыре или шесть плоских палочек одного цвета.

Описание игры. Построить из палочек фигуру «молоточек» или «домик» и предложить ребенку: «Построй как у меня». Если ребенок не может выложить фигуру по показу, попросить выполнить задание по подражанию: «Смотри и делай как я». Затем снова предложить ребенку выполнить задание по образцу.

Игры на развитие зрительного восприятия для детей младшего школьного возраста

Упражнение: «Помоги забраться в домик»
Цель:

Развитие зрительной ориентировки при восприятии формы, величины
развитие умения узнавать и называть величину, форму предметов
Ход упражнения:
Ребятам предлагается найти «Домики» для каждого вкладыша, соотнося выемку и вкладыш по размеру и цвету. «Домики» должен найти каждый ребенок.
В случае возникновения затруднения при выполнения задания, детей нужно стимулировать к самостоятельному выполнению упражнения.

Упражнение: «Выбери нужные цвета»
Цель:

Развитие зрительной ориентировки при восприятии цвета
Развитие умения узнавать и называть цвет
Развитие слухового восприятия, зрительной памяти
Ход упражнения:
Педагог предлагает детям определить цвет ленточек, затем - цвет выемок. Если при выполнении задания у детей возникают затруднения, педагог помогает им.
Затем дети находят цвета ленточек, соответствующие цветам выемок. Если при выполнении этого задания у детей возникают затруднения, педагог помогает детям найти правильные соответствия.

Упражнение: « От большого круга к маленькому »
Цель:
Развитие зрительной ориентировки при восприятии величины предмета


Ход упражнения:
Педагог предлагает детям собрать сенсорное панно «Вкладыши», начиная свою работу с самого большого круга и заканчивая самым маленьким. «Домик» должен найти каждый ребёнок.
В случае возникновения затруднений при выполнении задания, педагог стимулирует детей к самостоятельному выполнению упражнения.

Упражнение: « От маленького к большому кругу»
Цель:

Развитие зрительной ориентировки при восприятии величины предмета
Развитие умения узнавать и называть цвет, величину, форму предметов
Развитие зрительной памяти, слуховой ориентации
Ход упражнения:
Педагог предлагает детям собрать сенсорное панно «Вкладыши», начиная свою работу с самого маленького круга и заканчивая большим. «Домик» должен найти каждый ребёнок. В случае возникновения затруднений при выполнении задания, педагог стимулирует детей к самостоятельному выполнению упражнения.

Упражнение: « Чего не стало»
Цель
:
Развитие зрительной памяти, зрительной ориентировки при восприятии цвета, формы, величины предмета
Ход упражнения:
Педагог показывает детям панно «Вкладыши», полностью собранное. Затем дети закрывают глаза. Педагог прячет один круг и спрашивает у детей, какого круга не стало (по цвету, величине).

Упражнение: «Запомним и повторим»
Цель:

Развитие зрительной ориентировки при восприятии цвета, формы, величины предметы
Развитие умения узнавать и называть цвет, величину, форму предметов
Развитие слухового внимания, памяти
Ход упражнения:
Педагог показывает детям, как собрать панно «Вкладыши». Дети должны в точности повторить последовательность сборки панно.
Задание выполняет каждый ребёнок. Пре повторении упражнения количество собранных вкладышей увеличивается.

Упражнение: « Поймай взглядом»
Цель:


Формирование фиксации взора, концентрации внимания
Ход упражнения:
Педагог обращает внимание детей на трубку с пузырьками: как трубка меняет цвет, что в ней плавает (рыбки, пузырьки).
Дети внимательно рассматривают, происходящее в трубке.

Упражнение: «Посчитаем пузырьки»
Цель:

Активизация зрительного восприятия
Ход упражнения:
Педагог обращает внимание детей на трубку с пузырьками: как трубка меняет цвет, что в ней плавает (рыбки, пузырьки). Обращается к детям: « Ребята, смотрите, сколько пузырьков плавает, давайте их посчитаем ».
Дети вместе с педагогом считают пузырьки, прослеживая пальчиками их движения.

Упражнение: « Поймай пальчиком»
Цель:

Активизация зрительного восприятия
Формирование фиксации взора, концентрации внимания, плавного прослеживания, зрительно- моторного координации.
Ход упражнения:
Педагог обращает внимание детей на трубку с пузырьками: и как меняет цвет, что в ней плавает (рыбки, пузырьки). Обращается к детям: «Давайте поймаем рыбку».
Каждый ребёнок «ловит» рыбку определенного цвета (следит пальчиком по ребристой поверхности трубки за движениями рыбок).
Дети «ловят»рыбок, то правой, то левой рукой.

Упражнение: « Найти такую же рыбку»
Цель:

Активизация зрительного восприятия
Формирование фиксации взора, концентрации внимания, зрительной памяти, зрительно- моторного координации
Развитие тактильной чувствительности.
Ход упражнения:
Педагог обращает внимание детей на отражение трубки в зеркале, подчеркивает, что в той трубке, которая отражается, плавают такие же рыбки. Обращается к детям «Давайте поймаем рыбок».
Дети «ловят» одну и ту же рыбку сначала в трубке, потом в её отражении, анализируя поверхность (гладкая, ребристая).

Упражнение: «Вверх-вниз»
Цель:

Активизация зрительного восприятия
Формирование фиксации взора, концентрации внимания, плавного прослеживания, зрительно-моторной координации
Совершенствование ориентировке в пространстве
Ход упражнения:
Педагог обращает внимание детей на трубку с пузырьками, как трубка меняет цвет, что в ней плавает (рыбки, пузырьки) Обращается к детям: «Ребята, куда поднялся этот пузырек?»
Дети определяют расположение пузырьков.

Упражнение: «Кто в зеркале»
Цель:

Активизация зрительного восприятия
Формирование фиксации взора
Развитие тактильных ощущений, самосознания.
Ход упражнения:
Педагог обращает внимание детей на зеркало и просит посмотреть на себя в зеркале, потрогать свое отражение.
Затем педагог рисует на лицах детей точки: на носике, щечках. Подбородке – и снова предлагает посмотреть им на свое отражение в зеркале.

Упражнение: «Оставим след»
Цель:

Активизация зрительного восприятия
Формирование фиксации взора
Развитие тактильных ощущений, мелкой моторики.
Ход упражнения:
Педагог обращает внимание детей на зеркало. Он просит посмотреть на себя в зеркало, потрогать свое отражение
После того как дети дотронуться до зеркала, педагог обращает внимание на след, оставленный на зеркале. Затем он предлагает детям оставить след на зеркале красками. Дети выбирают краски, печатают следы на зеркале пальчиком, кистью, ладошкой.
Педагог обращает внимание детей на то, что следы на зеркале от краски светятся в темноте. Потом включает свет.

Упражнение: «Нарисуем себя»
Цель:

Активизация зрительного восприятия
Формирование фиксации взора
Развитие тактильных ощущений, самосознания и мелкой моторики.
Ход упражнения:
Педагог обращает внимание детей на зеркало: «Посмотрите, на себя в зеркало, потрогайте свое отражение».
Затем педагог раздает детям краски и просит каждого ребенка нарисовать на зеркале себя. Ребенок обводит на зеркале контур своего лица, рисует части лица: глаза, брови, губы и т.д.
После рисования дети рассматривают свои рисунки без света и при свете.

Упражнение: «Рисуем эмоции»
Цель:

Активизация зрительного восприятия
Формирование фиксации взора
Развитие тактильных ощущений, самосознания и мелкой моторики, эмоционального мира детей
Ход упражнения:
Педагог обращает внимание детей на зеркало и просит их посмотреть на себя в зеркале, потрогать свое отражение.
Затем педагог показывает в зеркале веселую улыбку и спрашивает у детей, какая это эмоция.
Назвав эмоцию, дети должны изобразить ее на зеркале красками. В ходе упражнения дети изображают одну какую-либо эмоцию.
При повторении упражнения следует усложнить задачу – изобразить несколько эмоций, свое эмоциональное состояние, а также состояние педагога, другого ребенка.

Упражнение: «Нарисуй фигуру».
Цель:

Активизация зрительного восприятия
Закрепление цвета, формы, величины.
Развитие мелкой моторики.
Ход упражнения:
Педагог обращает внимание детей на зеркало и краски. Он предлагает детям нарисовать на зеркале: зеленый круг, красный квадрат, оранжевый треугольник и т.д.
При повторении упражнения следует усложнить задачу – нарисовать красный круг, маленький, треугольник зеленый, большой и т.д.

Журавлики

Цель: упражнять детей в различении геометрических фигур (круг, овал, треугольник, квадрат, прямоугольник), развивать восприятие форм.

Материал: различных размеров, серые, белые, черные овалы и круги, треугольники и прямоугольные полоски (на картинке — журавль).

Ход игры

Чтобы журавлики ожили и улетели, следует составить их из фигур по цветам и размерам. Рассмотреть изображение журавлей. Обвести контуры круглой головы, овального туловища, треугольного клюва, длинных ног. Активизировать эти слова и выражения.

Если голова и туловище соответствуют цвета и размера, журавлик оживает и ребенок может облететь комнату вокруг. Если журавлик не удался, следует помочь.

Лучший цвет

Цель: закрепить с детьми знания основных цветов и их оттенков, геометрических форм; , упражнять детей в порядковом счете в пределах 10; развивать мышление, память, внимание.

Ход игры

Предварительно подготовьте и раздайте каждому ребенку десять разноцветных квадратов.

Попросите детей разложить квадратики по цветовому преимуществу, то есть на первое место положить квадратик того цвета, который им больше нравится, и т. др.

Затем предложите детям объяснить, почему те или иные цвета нравятся им больше или меньше.

Примечание

  1. В ходе выполнения задачи уместно ставить вопрос (на упражнения в порядковом счете: «На первом месте у тебя квадрат какого цвета? А на третьем, седьмом?» и т. др.).
  2. Прочитать детям несколько стихотворений разных поэтов и попросить их ответить, какой цвет ассоциируется у них с этими стихами.

Разноцветное солнышко

Цель: развивать умение различать цвета, творческое воображение.

Ход игры

Раздайте детям цветные картинки и предложите им придумать и нарисовать веселую историю о том, как солнышко на один день стало синим, зеленым, коричневым и т. др.

Например: однажды солнышко решило пойти до зеленой рощи. Когда оно устало и легло отдохнуть под зеленой березкой, березка решила подарить ему свой зеленый цвет на один день. Посмотрели на него птенцы, зверята – и не узнали.

Вкусная пища

Цель: формировать собственные вкусовые предпочтения, умения различать и объяснять вкусовые качества различных блюд.

Ход игры

Предложить детям представить, что они едят свое любимое блюдо. Дети описывают вкус этого блюда, не называя его.

По описанию другие дети угадывают, какие блюда больше всего любят их друзья. Затем дети рисуют свое любимое блюдо и рассказывают, из чего его готовят.

Отгадай по запаху

Цель: обонятельную чувствительность, упражнять в различении запахов в окружающей среде.

Ход игры

Предложите детям отгадать по запаху различные предметы, растения, продукты. Детям завязывают глаза и дают понюхать разные предметы. Побеждает тот, кто отгадает наибольшее количество предметов.

Кто лучше слышит?

Цель: развивать фонематический слух детей, внимание, образную память, мышление; расширять кругозор детей; воспитывать сосредоточенность, дружеские отношения.

Ход игры

Предложите детям закрыть глаза, сосредоточиться и приложить усилия, чтобы запомнить все звуки, которые слышат в течение одной минуты. Дети внимательно слушают, открывают глаза и рисуют все то, что услышали.

Свои рисунки дети дополняют рассказами об услышанном. Побеждает тот, кто услышал больше звуков.

Что это такое?

Цель: развивать восприятие и тактильные ощущения, упражнять в умении различать и называть предметы, изготовленные из разного материала.

Ход игры

Группе детей или кому-то одному из них нужно завязать глаза, а на столе разложить предметы из различных материалов: дерева, металла, ткани, бумаги и т. др.

Детям с завязанными глазами предложите дотронуться пальцами до этих предметов и отгадать, из чего они сделаны. Предупредите, что ощупывать предмет пальцами нельзя, надо лишь прикоснуться.

Дидактические игры на развитие зрительного восприятия

Свет

Игра 1. «Пляшущие тени»

Цель: развивать зрительное ощущение, формировать представления о свете и темноте.

Ход игры: эта игра проводится на прогулке. В солнечную погоду обратите внимание детей на то, что их тела отбрасывают тени на земле. Предложите детям подвигаться (лучше стоя на ровной поверхности) и понаблюдать за тем, как тень на асфальте повторяет их движения.

Можно обратить внимание детей на то, что тени в разное время суток разные: короткие или длинные.

Игра 2. «Гуляем в темноте»

Цель: развивать зрительные ощущения, формировать представление о темноте.

Когда стемнеет, предложите детям погулять (по комнате, на площадке) : «Давайте погуляем в темноте! Это не страшно». Пусть малыши возьмутся за руки и начнут свое путешествие. Когда глаза детей привыкнут к темноте, попросите их рассказать, что они видят

По окончании игры предложите малышам рассказать о том, когда и где бывает темно (светло) .

Игра 3. «День и ночь»

Ход игры: это занятие лучше проводить в зимнее время суток, когда день короткий.

Когда стемнеет, предложите детям поиграть: «Давайте поиграем в игру «День и ночь». Когда я включу свет, и в комнате станет светло, наступит день. В это время вы будете ходить, играть, танцевать. А когда я выключу свет, и станет темно, наступит ночь. Тогда вы ляжете на ковер и будете спать».

В эту игру можно играть несколько раз, пока у детей не пропадет к ней интерес.

Игра 4. «Солнечный зайчик»

Цель: развивать зрительные ощущения, формировать представления о свете и темноте.

Материалы: зеркальце.

Ход игры: Выбрав момент, когда солнце заглядывает в окно, поймайте с помощью зеркальца солнечный лучик и обратите внимание малышей на то, как солнечный зайчик прыгает по стене, потолку, стульчикам и т. д. Затем предложите детям дотронуться до светового пятна – поймать солнечного зайчика. При этом передвигайте сначала луч плавно, затем быстрее.

Проводите игру в безопасном месте, чтобы дети не наталкивались на мебель и другие предметы.

Если малышам понравилась игра предложите кому-нибудь из детей роль ведущего, а сами вместе с ребятами ловите солнечного зайчика.

Игра 5. «Фонарик»

Цель: развивать зрительные ощущения, формировать представления о свете и темноте.

Материалы: электрический фонарик.

Ход игры: когда стемнеет, походите вместе с детьми потемной комнате, освещая её лучом фонарика. Путешествуя потемной комнате, заглядывайте в темные углы, рассматривайте окружающие предметы. Затем передайте фонарик ребенку, пусть теперь он ведет за собой остальных малышей.

Игра 6. «Свеча»

Цель: развивать зрительные ощущения, формировать представления о свете и темноте, полумраке.

Материалы: свеча.

Ход игры: когда стемнеет, зажгите на столе длинную свечу и зажгите её. Предложите детям понаблюдать за тем, как она горит. Можно походить с зажженной свечей по группе, освещая путь. Обратите внимание детей на то, что при свече стало светлее. Затем предложите всем вместе или по очереди, задуть свечу. Включите электрическое освещение и обратите внимание детей на то, что свет лампочки ярче, чем свет свечи.

Игру можно повторить несколько раз.

Цвет

Игра 1. «Цветная вода»

Цель: знакомить детей с цветом.

Материалы: акварельные краски, кисточки, пластиковые стаканы, вода.

Ход игры: в ряд на столе расставлены стаканы, наполненные водой. Обмакните кисточку в краску одного из основных цветов и разведите её в стакане с водой. Комментируя свои действия, постарайтесь привлечь внимание детей. Таким же образом разведите остальные краски. Предложите детям выбрать понравившуюся краску, взять кисточку. Пусть они сами попробуют развести краску в воде. Если им захочется продолжить игру, можно поменять воду и предложить развести другую краску.

На следующих занятиях можно давать детям по несколько стаканов с водой, предлагать смешивать несколько красок в одном стакане с целью получения нового цвета. Делать растворы разной консистенции, чтобы увидеть разные оттенки одной краски.

Игра 2. «Цветные кубики»

Цель: учить сравнивать цвета по принципу «такой – не такой», подбирать пары одинаковых по цвету предметов.

Материалы: пары разноцветных кубиков (красные, желтые, зеленые, синие) .

Ход игры: разложите на ковре кубики. Затем возьмите один кубик и покажите его детям: «Вот какой кубик я выбрала. Давайте найдем такой же кубик». Возьмите кубик контрастного цвета и приложите его к выбранному кубику. И так пока кубики не совпадут. Комментируйте свои действия: «Такой? Нет, не такой. И этот тоже не такой. Вот этот такой. Одинаковые кубики». В следующий раз увеличьте число кубиков каждого цвета и попросите детей найти все кубики заданного цвета. Со временем можно ввести дополнительные цвета, например оранжевый.

Игра 3. «Цветные парочки»

Цели: учить сравнивать цвета по принципу «такой – не такой», подбирать пары одинаковых по цвету предметов.

Материалы: пары одинаковых по цвету предметов (кубики, пирамидки, шарики и др., коробка.

Ход игры: перед началом игры подберите пары: сначала одинаковые (красные кубики, желтые шарики зеленые карандаши и др., затем разные (красный помидор и красный мяч, желтый шарик и желтый цыпленок, зеленая елочка и зеленый листок и др.) . Раздайте детям по одному предмету из пары, остальные перемешайте на столе или в коробке. Попросите малышей найти цветные пары своим предметам.

В эту игру можно играть и с одним ребенком. Соберите в коробку пары предметов. Затем предложите ребенку разложить предметы парам, группируя их по цвету. Количество цветных пар следует увелич. постепенно.

Игра 4. «Цветные палочки»

Цель: учить различать цвета по принципу «такой – не такой»; сортировать предметы по цвету.

Материалы: счетные палочки двух контрастных цветов (по 5 штук каждого цвета).

Ход игры: высыпьте перед ребенком счетные палочки и предложите разделить их на две кучки. Покажите, как следует раскладывать палочки, комментируя свои действия: «Давайте разложим палочки на две кучки: сюда все такие, а сюда все такие. Продолжай.

Когда ребенок выполнит задание, прокомментируйте результат, называя цвет палочек: «Молодец, ты отлично справился. Сюда положил все красные, а сюда все синие». Постепенно количество палочек можно увеличивать.

Игра 5. «Ниточки для шариков»

Цель: учить детей различать цвета по принципу «такой – не такой»; знакомить с названиями цветов.

Материалы: воздушные шары и узкие ленточки зеленого, красного, синего, желтого цветов.

Ход игры: перед началом занятия надуйте воздушные шары и приготовьте ленточки.

Покажите детям шары и скажите: «Видите, какие замечательные шары я принесла. Они большие и круглые. Хотите поиграть с ними? Но сначала надо привязать к шарам ленточки, чтобы удобнее было с ними играть. У каждого шара должна быть ленточка такого же цвета». Дайте четырем детям ленточки и попросите их пододрать шарики, какого же цвета. Помогите малышам сравнить цвета шариков и ленточек путем приложения и обозначить результат словами «такой», «не такой». Затем привяжите ленточки. Предложите детям поиграть с шариками. При этом назовите цвета шариков, не требуя от малыша повторения.

Игра 6. «Бегите ко мне! »

Цель: учить находить предмет определенного цвета по образцу (зрительное соотнесение) ; развивать внимание.

Материалы: флажки разных цветов или большие и маленькие картонные квадраты разных цветов (желательно двухсторонние) .

Ход игры: раздайте детям флажки трех цветов и предложите побегать с ними по комнате. Затем поднимите красный флажок и скажите: «Бегите ко мне! » Дети с красными флажками должны подбежать к вам и поднять их вверх. В следующий раз поднимите флажок другого цвета.

Эту игру можно усложнить. Постепенно увеличивая количество флажков (до4-6 цветов) или поднимая два флажка одновременно.

Игра 7. «Наряжаем кукол»

Цель: учить подбирать цвета по принципу «такой – не такой»; находить предмет определенного цвета по образцу; знакомить с названиями цветов.

Материалы: куклы и наборы одежды к ним (кофточки, юбочки основных цветов) ; коробка.

Ход игры: раздайте детям кукол и попросите их одеть так, чтобы юбочки и кофточки совпадали по цвету.

Дети по очереди подходят к коробке с одеждой и выбирают для своих кукол наряды, подбирая юбочки и кофточки методом прикладывания. Когда дети оденут кукол, проверьте вместе с ними правильность выполнения задания.

В дальнейшем можно усложнить задачу. Перед началом занятия наденьте на кукол юбочки, а кофточки сложите в коробку. Раздайте детям кукол и предложите нарядить их на праздник. В этом случае дети подбирают одежду по цвету путем зрительного соотнесения. Подходя к коробке с одеждой без куклы. В следующий раз попросите детей подобрать куклам одежду заданных цветов.

Игра 8. «Разложи по коробочкам»

Цель: учить находить предмет определенного цвета по образцу; закреплять знания цветов.

Материалы: небольшие предметы разных цветов (шарики, кубики, детали мозаики и др.) ; маленькие коробочки или мисочки, коробка большая.

Ход игры: поставьте перед ребенком несколько маленьких коробочек и коробочку большую, в которой перемешаны предметы разных цветов. Предложите малышу разложить предметы по коробочкам в соответствии с цветом. Начните выполнять задание сами, положив по одному предмету в каждую из маленьких коробочек.

Сначала предлагайте детям предметы 2-4 цветов (по 4 – 8шт. одного цвета). Со временем количество цветов и предметов можно увеличить.

Форма

Игра 1. «Разложи фигурки по домикам»

Цель: познакомить с плоскими геометрическими формами – квадратом, кругом, треугольником, овалом, прямоугольником; учить подбирать нужные формы разными методами.

Материалы: пять больших фигур (квадрат, круг, треугольник, овал, прямоугольник). Много маленьких таких же фигур.

Ход игры: разложите перед ребенком большие фигуры- домики, и много маленьких и поиграйте с ними: «Вот веселые разноцветные фигурки. Это круг, он катиться – вот так! А это квадрат. Его можно поставить».

Затем предложите разложить маленькие фигурки «по кроваткам»: «Наступил вечер. Фигуркам пора отдыхать. Давайте положим их спать в кроватки».

Раздайте детям по маленькой фигурке и предложите по очереди найти место каждой из них. Когда дети разложат все фигуры, подведите итог игры: «Вот теперь все фигурки нашли свои кроватки и отдыхают. Затем еще раз покажите и назовите все фигуры, не требуя от детей повторения.

Эту игру можно повторять многократно, каждый раз изменяя ее сюжет.

Игра 2. «Катится – не катится»

Цель: познакомить с объемными геометрическими телами – кубом шаром.

Материалы: кубики и шарики разного размера и цвета.

Ход игры: покажите детям шар, затем кубик, сопровождая действия словами: «Это шар, он катится - вот так. Шары гладкие. Потрогайте. А это кубик. Кубик может катиться? Нет, не может. Зато у него есть углы, потрогайте их».

Дайте детям по одному кубику и шарику и предложите поиграть с ними: поставить на пол, на стол, друг на друга, покатать и т. д. Затем попросите разложить предметы по коробкам: шары в одну коробку, а кубики в другую.

Игра 3. «Фигуры играют в прятки»

Цель: познакомить с объемными геометрическими телами – кубом и шаром; учить подбирать нужные формы.

Материалы: картонная коробка среднего размера (1 – 2 шт.) с квадратными и круглыми прорезями; кубики и шарики одинакового размера.

Ход игры: покажите детям коробку и научите их проталкивать в прорези – сначала шары, потом кубики. Затем предложите поиграть в прятки: «Игрушки решили поиграть в прятки. Давайте поможем им спрятаться в коробку».

Раздайте детям кубики и шарики и предложите по очереди протолкнуть их в соответствующие по форме отверстия в коробке. Эту игру можно повторять многократно.

Можно сделать прорези в двух коробках: в одной в форме круга, а в другой в форме квадрата и предложить детям спрятать фигурки в домики. Когда дети выполнят задание, вместе с ними загляните в домики и посмотрите на их «жителей», обратив внимание малышей на то, что в одном домике живут шарики, а в другом кубики.

Игра 4. «Найди пару по форме»

Цель: учить подбирать нужные формы методом зрительного соотнесения.

Материалы: пары плоских геометрических фигур из картона разного цвета (круги, квадраты, треугольники, овалы, прямоугольники, коробка или шляпа.

Ход игры: перед началом игры подберите пары геометрических фигур по количеству играющих (некоторые пары могут повторяться). Раздайте детям фигурки или предложите им не глядя вытащить по одной из коробки или шляпы. Попросите малышей внимательно рассмотреть фигуры, а затем найти себе пары – ребенка с такой же фигуркой.

Эту игру можно повторять многократно, предлагая детям геометрические фигуры разных цветов и из разных материалов.

Игра 5. «Найди лишнюю фигурку»

Цель: учить сравнивать фигуры методом зрительного соотнесения.

Материалы: плоские геометрические фигуры, разного цвета или карточки с их изображением (круги, квадраты, треугольники, овалы, прямоугольники, по 5 – 10 штук каждой формы) .

Ход игры: это занятие проводится индивидуально или с небольшой группой детей.

Перед каждым ребенком положите по 4 фигурки одного цвета, одна из которой отличается по форме. Предложите ребенку найти и показать лишнюю фигурку: «Рассмотри внимательно фигурки. Найди и покажи фигурку, которая отличается от других по форме».

Игру можно усложнить, предлагая малышу фигурки разного цвета и размера.

Игра 6. «Башни»

Цель: познакомить с формой предметов; учить подбирать фигуры соответствующих форм.

Материалы: пластмассовые или деревянные вкладыши – пирамидки квадратной и круглой формы.

Ход игры: сначала эту игру лучше проводить индивидуально с каждым ребенком.

Попросите малыша разобрать вкладыши и перемешать их. Предложите ему собрать две башни – пирамиды. Для того чтобы ребенку было легче справиться с задачей, помогите ему разделить вкладыши на две группы – квадратные и круглые. Потом башни можно разрушить, перевернуть вкладыши и собрать их.

Величина

Игра 1. «Спрячь в ладошке»

Цель: познакомить с понятием величины.

Материалы: предметы и игрушки разной величины (колечки, шарик, резиновые игрушки, по количеству детей.

Ход игры: сначала раздайте детям маленькие шарики и предложите их спрятать в ладошках. Затем таким же образом предложите спрятать предметы разной величины, разложенные на разносе (каждый ребенок берет по одному предмету) .

Подведите итог игры: «Маленькие предметы можно спрятать в ладошках, а большие нет».

Игра 2. «Накрой платком»

Цель: познакомить с величиной предметов, с понятиями большой, маленький.

Материалы: предметы и игрушки разных размеров; платок.

Ход игры: сначала в игре используются две игрушки и один платок. Подберите две игрушки таким образом, чтобы маленький предмет помещался под платком, а большой нет.

Предложите детям поиграть в прятки – накрыть игрушки платком. Затем подведите итог игры: та игрушка, которая не видна из – под платка маленькая, а та, которая не поместилась под платком – большая.

Для этой игры можно придумать разные сюжеты: подготовить сюрприз на день рождения, спрятать кукол от Бабы – яги.

В следующий раз используйте два платка разной величины. В конце игры подведите итог: «Маленькую игрушку мы спрятали под маленьким платком, а большую под большим платком. А можно спрятать большую игрушку под маленьким платком? Попробуйте! Нет, не получается. А можно спрятать маленькую игрушку под большим платком? Можно! Маленькие игрушки прятать легче».

Игра 3. «Накрой шляпой»

Цели: знакомить с величиной посредством практических действий, с понятиями.

Материалы: шляпа, предметы и игрушки разной величины.

Ход игры: предложите ребенку по очереди спрятать под волшебную шляпу игрушки разной величины. Отметьте. Что под шляпу помещаются только маленькие игрушки.

Игра 4. «Покормим кукол»

Цель: знакомить с величиной в ходе практических действий с предметами, с понятиями большой, маленький, средний по величине.

Материалы: миски одного цвета, большая маленькая ложка, большая и маленькая куклы.

Ход игры: возьмите две миски, резко отличающиеся по величине, и предложите ребенку покормить большую и маленькую кукол. Подберите куклам тарелки и ложки подходящие по величине: «Большая кукла ест из большой тарелки большой ложкой. А маленькая кукла ест из маленькой тарелки маленькой ложкой. Давайте покормим кукол. Теперь пошли гулять».

Усложняя игру, можно предложить ребенку три миски и три ложки разного размера и разыграть сюжет сказки «Три медведя». Также в тарелки можно класть еду разного размера.

Игра 5. «Большие и маленькие кубики»

Цель: обучать умению сравнивать предметы по величине методом зрительного соотнесения; сортировать предметы двух резко отличающихся по размеру; учить понимать и использовать в речи понятия: большой, маленький, такой же, одинаковые по величине.

Материалы: разноцветные кубики, резко различающиеся по размеру, большое и маленькое ведерки.

Ход игры: пред началом занятия положите большие и маленькие кубики в соответствующие по размеру ведерки.

Покажите малышам ведро с большими кубиками, предложите достать их и поиграть с ними: «Какое большое ведро. А в ведре лежат большие кубики – вот такие».

Затем покажите маленькое ведро, пусть они достанут маленькие кубики и поиграют с ними: «А вот маленькое ведро. В нем лежат маленькие кубики. Сравните маленький кубик, с большим. Поставьте их рядом».

Когда дети поиграют с кубиками, предложите сложить их обратно в ведерки соответствующей величины. Раздайте малышам по одному или по два (большой и маленький) кубика и попросите положить их в нужное ведро.

Подобную игру можно организовать и с другими игрушками: большим и маленьким грузовиком, большими и маленькими брусками, шариками и т. п.

Игра 6. «Пирамидки»

Цель: знакомить детей с величиной в ходе практических действий с игрушками, учить сравнивать предметы по величине способами наложения.

Материалы: различные пирамидки.

Ход игры:

1-й вариант «Красная пирамидка».

Подберите одноцветные пирамидки с небольшим количеством колец (3 шт., чтобы ребенок не отвлекался на цвет и обращал внимание на размер колец. Предложите ребенку собрать одну пирамидку. Поясните, что пирамидка должна получиться гладкой. Для этого надо каждый раз выбирать самое большое колечко и надевать его на стержень.

2-й вариант «Разноцветная пирамидка».

Подберите деревянные или пластмассовые пирамидки с разным количеством разноцветных колец. Предложите детям сначала снять колечки со стержня, затем собрать пирамидки, ориентируясь на признак величины.

Можно предложить детям собрать пирамидку без стержня, положив колечки одно на другое. В этом случае хорошо видно, что если пирамидка сложена не верно, то она получается неустойчивой и может рассыпаться.

Игра 7. «Две башни»

Цель: закреплять знания о величине предметов; познакомить с понятиями высокий, низкий, одинаковые по высоте.

Материалы: кубики, маленькие игрушки.

Ход игры: построй те из кубиков две башни одинаковой высоты. Затем добавьте или уберите детали так, чтобы башни стали разные – высокая и низкая. Вместе с детьми сравните башни по высоте: «Вот две башни. Чем они отличаются? Ничем, они одинаковые. А теперь чем они отличаются? Эта башня высокая, а эта низкая. А теперь вы постройте башни! »

Попросите детей построить сначала одинаковые башни, а затем высокую и низкую башни. Можно обыграть сюжет, посадив на верхушку башен маленькие игрушки.

Игра 8. «Два поезда»

Цель: познакомить детей с такими свойствами величины, как длина; с понятиями длинный, короткий, одинаковые по длине, учить использовать знания о длине в ходе практических действий с предметами; развивать глазомер, сравнивая предметы по длине на расстоянии.

Материалы: кубики, бруски; резиновые игрушки небольшого размера или матрешки.

Ход игры: вместе с детьми постройте из кубиков поезд и предложите поиграть: подталкивая последний кубик, «покатайте» поезд по полу. Затем постройте второй поезд и сравните его с первым (они одинаковые) .

Покажите детям, как изменить длину поездов, добавляя или убирая детали (вагоны). Постройте поезда, резко различающиеся по длине. Затем постепенно уменьшайте разницу между поездами.

Обыгрывая сюжет, можно посадить в «вагоны» (поставить на кубики) «пассажиров» - небольшие по размеру устойчивые игрушки.

Количество

Игра 1 «Собираем шишки»

Цель: учить детей различать количество предметов; познакомить с понятиями много, мало.

Материалы: две корзинки или две коробочки, шишки.

Ход игры: обратите внимание ребенка на разбросанные на палу шишки. Попросите его помочь собрать их. Положите в свою корзинку 2-3 шишки, а малышу предложите собрать остальные. В конце игры подведите итог: «Ты собрал много шишек. Молодец! А сколько шишек у меня? Мало».

Игра 2. «Зайцы и лисы»

Цель: учить детей различать количество предметов, познакомить с понятиями один, много, ни одного. Развивать внимание.

Материалы: шапочка лисы или маска, хвост лисы, бубен.

Ход игры: наденьте маску или шапочку лисы и прицепите хвост. Объясните детям правила игры: «Много маленьких пушистых зайчиков скачет по полянке. Но вот звучит бубен. Это приближается лиса. Все зайцы быстро разбегаются и прячутся кто куда. Кто не успеет спрятаться, того лиса поймает и унесет с собой в лес.

Дети прыгают, изображая зайцев. Через некоторое время ударьте в бубен. Дети прячутся, а лиса приходит на полянку и ищет зайцев: «Куда же подевались зайцы? Было много, а теперь ни одного… »

Лиса уходит, и игра повторяется.

По окончании игры подведите итог: «Хотя зайцем много, а лиса одна, им с ней не справится, потому что лиса хитрая охотница. Поэтому лучше от лисы спрятаться. Было зайцев много, а теперь ни одного».

В следующий раз роль водящего можно предложить кому-нибудь из детей.

Игра 3. «Песочница»

Цель: учить детей определять количество сыпучего материала, познакомить с понятиями мало, много, больше, меньше, столько же (одинаково) .

Материалы: песок, ведерки (одинакового и разного размеров, совки.

Ход игры: эту игру можно проводить во время прогулки. Дайте детям два ведерка одинаковой величины и совки. Предложите малышам наполнить ведерки песком, а затем сравнить количество песка в них (больше, меньше, одинаково). Игру можно продолжить, предложив детям добавить или отсыпать песок при помощи совка и вновь сравнить количество песка.

Затем дайте детям два ведра разной величины и попросите наполнить их песком до краев. Вместе с детьми сравните количество песка в ведрах: «В большом ведре много песка, а в маленьком мало. Здесь больше, а тут меньше песка». Можно высыпать песок из ведер на ровную поверхность и сравнить кучки песка.

Игра 4. «Наполни кувшин»

Цель: учить детей определять количество сыпучего материала, познакомить с понятиями мало, много.

Материалы: два пустых прозрачных кувшина, фасоль (горох, гречка) в мешочке, кружка.

Покажите ребенку пустой кувшин, Затем зачерпните фасоль кружкой и пересыпьте в кувшин. Предложите ребенку наполнить кувшин фасолью. Когда малыш справится с заданием, скажите «Кувшин был пустой, а теперь полный. Здесь много фасоли».

Попросите ребенка пересыпать оставшуюся в мешочке фасоль в другой кувшин. Затем скажите: «Закончилась фасоль. Сколько здесь фасоли? Мало. В этом кувшине много, а в этом мало».

Такую игру можно проводить, используя различные емкости (миски, банки) и материалы (крупы, семечки, песок, воду) .

Игру можно усложнить, предложив ребенку наполнить крупой 3 – 5 одинаковых емкостей, а затем сравнить количество крупы в них.

Игра 5. «Бутылки»

Цель: учить детей определять количество жидкости в емкости одинакового размера.

Материалы: пластиковые бутылки одинаковой величины и формы (2 -3 шт.) ; вода (можно использовать подкрашенную воду) .

Ход игры: наполните бутылки водой: одну на четверть, другую наполовину, третью до краев. Вместе с детьми сравните количество воды в бутылках: «Посмотрите, в этих бутылках вода. В этой – много воды, здесь половина, а в этой мало воды. Покажите, в какой бутылке много воды. Теперь покажите, в какой бутылке мало воды… »

Затем дайте детям пустые бутылки и попросите налить в них из под крана заданное количество воды: много, мало, половину.

Дидактические игры на расположение в пространстве

Игра 1. «Возьми игрушку»

Цель: знакомить с пространственными отношениями, выраженными словами: далеко, близко, дальше, ближе, рядом; развивать глазомер; учить определять направление, в котором находится предмет.

Материалы: различные предметы и игрушки.

Ход игры: предложите двум малышам сесть за стол и дайте им по игрушке. Дайте им возможность поиграть с игрушками. Затем попросите детей закрыть глаза и положите игрушки на стол в пределах досягаемости. Пусть малыши откроют глаза и возьмут игрушки, не вставая со стульев.

В следующий раз сначала положите игрушку в пределах досягаемости, а другую чуть дальше, затем обе игрушки расположите так, чтобы их было не просто достать.

В конце игры подведите итог: «Игрушки лежат далеко, поэтому их трудно достать. Я подвинула игрушки – теперь они близко и можно легко дотянуться до них».

Игра 2. «Прячьтесь в домик! »

Цель: знакомить с пространственными отношениями, выраженными словами: внутри, снаружи.

Материалы: игрушечный домик.

Ход игры: домик для игры можно сделать самостоятельно из предметов мебели и покрывал. Для индивидуальной игры можно использовать большую коробку или шкаф.

По вашей команде: «Внутрь», «Наружу» - дети прячутся в игрушечный домик или вылезают из него.

Игра 3. «Вверх и вниз»

Цель: знакомить с пространственными отношениями, выраженными словами: сверху, снизу, вверх, вниз.

Материалы: различные предметы и игрушки, скамейка.

Ход игры: по вашей команде: «Вверх», «Вниз» - дети взбираются на скамейку (бордюр, турник) или слезают с неё.

Можно также предложить детям по команде «Вверх», «Вниз» - располагать игрушки соответственно высоко или низко.

Игра 4. «Где же мишка»

Цель: знакомить с расположением объектов в пространстве относительно друг друга.

Материалы: стулья (два маленьких и один большой, два больших игрушечных медведя и другие игрушки.

Ход игры: предложите ребенку повторить вслед за вами следующие действия: посадить мишку на стул, за стул, под стул, поставить его перед стулом, рядом со стулом.

Упражняя игру, попросите ребенка повторить положение игрушки, изменяя свободное положение относительно большого стула.

Игра 5. «Лист бумаги»

Цель: учить детей ориентироваться на листе бумаги.

Материалы: листы бумаги, картонные фигурки с изображениями различных предметов.

Ход игры: покажите детям лист бумаги, объясните, где у него верх, низ, правая, левая стороны, центр. Затем раздайте детям листы бумаги и картонные картинки с изображением предметов и игрушек. Попросите разложить их в определенных местах листа, например: «Представьте, что лист бумаги – это белая полянка. Посадите игрушки на полянку так, как я скажу: положите утенка посередине, а зайчика внизу, вверху посадите птичку».

Инструкции можно уточнять и усложнять: «Поставьте утенка наверху справа. Лягушку посадите вниз посредине».

Дидактические игры на целостный образ предмета

Игра 1. «Найди свою игрушку»

Материалы: разнообразные игрушки.

Ход игры: раздайте детям по игрушке и предложите поиграть с ними (меняться игрушками в этой игре нельзя). Затем попросите малышей поставить игрушки на стол, добавьте к ним несколько новых предметов, перемешайте их и накройте салфеткой. Через минуту откройте игрушки и предложите детям найти среди них свои: кто найдет игрушку, может поиграть с ней (чужую игрушку брать нельзя)

Дети по одному подходят к столу и берут свои игрушки. При необходимости с помощью наводящих вопросов помогите малышам вспомнить, с какими игрушками они играли.

Можно также предложить детям найти свои игрушки в куче других на полу, среди расставленных на стеллаже игрушек, в шкафу, в большой коробке.

Развивая память можно отсрочить поиск игрушек и попросить детей найти их через 5 – 10 минут.

Игра 2. «Найди свое место»

Цель: учить узнавать знакомые предметы среди других; развивать внимание память.

Материалы: разнообразные игрушки и предметы.

Ход игры: предложите детям сесть на стулья, расставленные в ряд, и дайте каждому малышу по игрушке. Пусть ребята рассмотрят игрушки, поиграют с ними. Затем предложите детям по сигналу разбежаться по комнате, оставив игрушки на стульях, и так же по сигналу вернуться на свои места, ориентируясь на игрушки. Дети, которые остались без места, выбывают из игры. Игра повторяется 2 – 3 раза.

Со временем игру можно усложнить: пока дети бегают, поменяйте местами 2 -3 игрушки.

Игра 3. «Предметы и картинки»

Цель: учить узнавать знакомые предметы на картинках; развивать внимание.

Материалы: игрушки и картинки с их изображением.

Ход игры: игру можно проводить как индивидуально, так и с подгруппой детей.

Расставьте на столе игрушки, а детям раздайте карточки с их изображением. Затем предложите малышам подобрать картинки к соответствующим игрушкам.

Дети по очереди выбирают игрушки и кладут рядом картинки.

В конце игры вместе с детьми проверьте правильность выполнения задания.

Игра 4. «Собери целое»

Цель: учить собирать целый предмет из отдельных частей; развивать мышление.

Материалы: сборно-разборные игрушки и картинки с их изображениями.

Ход игры: разложите на столе детали сборно-разборной игрушки. Предложите детям рассмотреть картинку с ее изображением, назвать игрушку, найти на картинке и показать ее части. Затем попросите детей найти эти детали на столе и собрать игрушку. Обязательно обыграйте задание.

Подобрав несколько простых сборно-разборных игрушек, можно предложить детям сначала разобрать их. В случае затруднения покажите малышам, как это сделать.

Игра 5. «Разрезные картинки»

Цель: учить восприятию целостного графического образа; развивать внимание.

Материалы: два набора разрезных картинок (10х10) с разным количеством деталей (2-5) и конфигурацией разрезов.

Ход игры: перед началом игры подготовьте разрезные картинки. Для этого можно использовать подходящие иллюстрации из книг или открытки, на которых изображены знакомые детям предметы (картинки должны быть простыми и четкими). Дайте каждому ребенку, целую предметную картинку (в дальнейшем сюжетную) и такую же картинку, разрезанную на части. Попросите малышей собрать картинку по образцу. В дальнейшем можно предлагать детям собирать картинки без образца.

Игра 6. «Собери картинку из кубиков»

Цель: закреплять умение воспринимать целостное изображение предмета, составлять целостное изображение предмета из отдельных частей; развивать внимание.

Материалы: наборы кубиков, из которых можно составить простые и сюжетные картинки (4-6 кубиков в наборе) .

Ход игры: игра проводится индивидуально.

Предложите ребенку набор кубиков, состоящий из 4 штук. Покажите образец картинки и попросите собрать такую же картинку из кубиков. Если ребенок не может справиться с заданием самостоятельно, помогите ему.

Дидактические игры на развитие слухового восприятия

Игра 1. «Узнай по звуку»

Цель: развивать слуховое внимание; восприятие на слух звуков, которые издают различные звучащие игрушки.

Материалы: звучащие игрушки (погремушки, свистульки, колокольчики, трещотки, ширма.

Ход игры: покажите детям игрушки и предложите поиграть с ними. Пусть малыши извлекают из них звуки. Пока не научатся четко дифференцировать их на слух. Затем спрячьте игрушки за ширму. Предложите детям послушать звуки и угадать, какие предметы их издают (можно воспроизводить звуки за спиной у ребенка или предложить им закрыть глаза). В зависимости от уровня развития речи и способностей дети могут показать игрушку или назвать её.

В дальнейшем роль ведущего можно предложить кому-нибудь из детей.

Игра 2. «Мишка и зайчик»

Цель: развивать слуховое внимание, восприятие и дифференциацию на слух различного темпа звучания музыкальных инструментов.

Материалы: барабан или бубен.

Ход игры: объяснить детям правила игры: «Давайте поиграем! Мишка ходит медленно – вот так, а зайчик прыгает быстро – вот как! Когда я буду ударять по барабану медленно, ходите, как мишка, когда буду стучать быстро, прыгайте быстро, как зайчик».

Повторите игру несколько раз. Можно предложить детям попробовать постучать в барабан в разном темпе, а затем выбрать на роль ведущего кого-нибудь из детей.

Игра 3. «Кто там? »

Цель: развивать речевой слух.

Материалы: игрушки: кошка, собака, птичка, лошадка, мышка, и другие животные; картинки с их изображением.

Ход игры: в этой игре участвуют двое взрослых: один находится за дверью, держит игрушку и подает сигнал, другой проводит игру.

За дверью раздаётся крик животного (мяу, гав-гав, пи-пи, ква-ква, и т. д.) . Предложите детям прислушаться и отгадать, кто так кричит: «Слышите, кто-то там за дверью кричит. Послушайте внимательно. Кто там? » Дети могут показать картинку с изображением соответствующего животного или назвать его словами.

Откройте дверь и возьмите игрушку: «Молодцы, угадали. Послушайте. Кто еще кричит за дверью».

Игра продолжается с другими игрушками.

Если нет второго ведущего, то можно проводить игру, пряча игрушку за ширмой.

Игра 4.»Кто позвал? »

Цель: развивать речевой слух; учить различать на слух голоса знакомых людей; развивать слуховое внимание.

Ход игры: пригласите ребенка в центр комнаты и попросите его повернуться к остальным участникам игры спиной (можно попросить его закрыть глаза) .

Если ребенок угадал, кто его позвал, он меняется с этим игроком ролями. Если не отгадал, продолжает водить.

Можно усложнить задачу, меняя при произнесении имени силу голоса, тембр, интонацию.

Игра 5. «Найди картинку! »

Цель: развивать речевой слух.

Материалы: парные картинки из лото с изображением различных игрушек и предметов.

Ход игры: сначала игра проводится индивидуально.

Положите на стол перед ребенком несколько картинок. Парные картинки возьмите себе. Достаньте из своего набора одну картинку, положите её на стол изображением вниз и назовите ее. Попросите ребенка найти такую же картинку у себя, показать ее и по мере возможности повторить название. Затем предложите малышу перевернуть картинку и сравнить изображения. Правильно, это дом. Молодец – ты угадал!

Количество картинок постепенно можно увеличивать. При этом можно называть 2-3 слова.

Игру можно провести и с группой детей. Раздайте им по 1-3 картинки. Затем достаньте из своего набора одну картинку и, не показывая, назовите ее. Если кто-нибудь найдет среди своих картинок такую же, он поднимает руку и получает вторую карточку. Не узнанные карточки откладываются в сторону и разгадываются в конце игры. Выигрывает тот игрок, который первым соберет пары картинок.

Дидактические игры на развитие осязания

Игра 1. «Круглое квадратное»

Цель: развивать осязание; учить ощупывать предметы.

Материалы: коробка с отверстиями или мешочек; кубики и шарики.

Ход игры: в начале игры предложите детям ощупать кубики и шарики. Для того чтобы сосредоточится на ощущениях, можно предложить малышам ощупывать предметы с закрытыми глазами.

Затем сложите предметы в коробку или мешочек и предложите детям поиграть. Попросите кого-нибудь из детей достать из коробки шарик, просунув руку в прорезь. Следующему ребенку предложите достать кубик и т. д.

В последующем можно класть в коробку кубики и шарики разной величины, сделанные из разных материалов.

Игра 2. «Переливание воды»

Цель: развивать осязание; знакомить со свойствами жидкости.

Материалы: лейка, воронка, ёмкости разного объеме, вода, тазик, тряпки.

Ход игры: предложите детям поиграть с водой: по очереди опустить руки в воду и поводить ими из стороны в сторону. Затем попросите малышей рассказать, какая, по их мнению, вода (мокрая, подвижная, прохладная и т. п.) .

Дайте детям различные емкости, воронку и лейку. Предложите малышам переливать воду из таза в емкости.

Игра 3. «Горячо – холодно»

Цель: развивать осязание.

Материалы: вода разной температуры, ведерки или миски.

Ход игры: в миски или ведерки налейте холодную и горячую (до 45 градусов) воду. Предложите детям по очереди опустить руки в воду и определить, какая она – горячая или холодная.

Сначала предлагайте малышам для сравнения воду контрастной температуры, затем воду, которая не так резко различается по температуре (горячая и теплая, холодная и теплая)

Можно также сравнивать воду трех температур – холодную, теплую и горячую.

Игра 4 «Прячем руки»

Цель: развивать осязание; знакомить со свой свойствами различных круп. Материалы: крупы и бобовые (гречка, рис, горох и др., миска совок, маленькая игрушка.

Ход игры: Это занятие лучше проводит индивидуально или с небольшой группой детей.

В начале занятия объясните ребенку, что играть надо аккуратно, не рассыпая крупу. Насыпьте гречневую крупу в глубокую миску, опустите в нее руки и пошевелите пальцами. Затем предложите ребенку опустить руки в крупу: «Где мои руки? Спрятались. Давай и твои ручки спрячем. Пошевели пальчиками. Как приятно! А теперь потри ладошки друг о друга – немножко колется, да? »

Можно спрятать в крупу маленькую игрушку, а затем предложить ребенку найти ее. Во время поисков можно разгребать крупу ладонями или копать при помощи совочка.