Икона божьей матери всех скорбящих радость с грошиками значение. Божья матерь с грошиками молитва

Икона «Всех Скорбящих Радость» - одна из самых популярных и почитаемых икон Богоматери. Правильные молитвы, вознесенные ей, помогают избавиться от многих бед и болезней.

Как выглядит икона «Всех Скорбящих Радость»

Среди верующих икона «Всех Скорбящих Радость» считается чудотворной. Согласно преданию, благодаря молебну у образа Богоматери исцеление от тяжелой болезни получила сестра московского патриарха. С тех пор многие болящие и скорбящие, обращаясь к Богородице, получали исцеление от бед, а страждущие избавлялись от невзгод.

Пред иконой Пресвятой Богородицы молятся обиженные и угнетенные, находящиеся в отчаянии и скорби, в поисках утешения и защиты, при неизлечимых болезнях, просят покровительства сироты.

В названии уже заключено утешение. Мы обращаемся к Богородице в период, когда отчаялись найти выход из сложившейся ситуации, не теряя надежды на помощь. В Богоматери мы видим защитницу, которая всегда придет на помощь и направит на путь истинный, смыв с души тяготы и освободив ее от оков скорби, излечив тело и дух через молитву к Господу.

О чем молиться перед иконой

Многие на протяжении жизни проходят через трудности, лишения, болезни и печали. Когда выбрать время для посещения церкви не удается, а отчаяние захлестывает, помните, что молятся и почитают не конкретную икону, а того, кто на ней изображен.

Выберите правильное время для молитвы. Она может быть произнесена своими словами с искренней верой и чистыми помыслами, и тогда обязательно будет услышана.

Прося у иконы «Всех Скорбящих Радость» помощи и защиты, следует помнить о своих душевных помыслах. Вы должны быть честны перед самим собой, не держать на сердце зла и не просить об отмщении. Искренняя просьба и раскаяние увеличивают шансы в скорейшем времени избавиться от тягот и переживаний.

Перед обращением к Богородице зажгите свечу и наденьте чистую свободную одежду. Попросите у Господа прощения и прочтите молитву «Отче наш» . Для удобства запишите текст обращения к Богородице от руки на листе бумаги. Определитесь с просьбой и помолитесь, используя следующие слова:

Пресвятая Владычица Богородица, Царица моя, сохрани меня и укрой от невзгод, избавь от болезни и ниспошли радость бытия, не оставь сиротой безродной, дай утешение и верни радость жизни.

Существует множество икон, которым вы можете направить свои молитвы. К ним можно обратиться за помощью в исполнении желания , попросить помочь в выборе спутника жизни . Не бывает безвыходных ситуаций. Найдите в себе силы стремиться к свету, и удача не оставит вас. Любите себя и своих близких и не забывайте нажимать на кнопки и

05.11.2016 06:45

Икона Божией Матери «Утоли моя печали» прославилась многими чудесами. 7 февраля православные христиане возносят ей...

Чудотворная икона Богоматери, названная в честь горы Киккос, помогает людям исцелить самые тяжелые недуги. Обратившись...

Есть несколько разных образов Девы Марии, среди которых можно выделить один из наиболее почитаемых – икону Богородицы «Всех скорбящих Радость». Изображают Божью Матерь на этой иконе в полный рост с десницей и с поднятым скипетром. Есть некоторые варианты этого образа: с Младенцем или без него. Над Богородицей находится Спаситель, у которого в левой руке Евангелие, а другой он посылает благословляющий жест. Вокруг нее припадают больные, голодные и раздетые люди, а также , которые совершают благодеяние от ее имени. На разных списках иконы одежда Богородицы может отличаться, например, есть вариант в дорогом одеянии и с венцом на голове, а также в обычной одежде и платке белого цвета.

В чем помогает икона «Всех скорбящих Радость»?

Человек обращается к Высшим силам в большинстве случаев, когда ему необходима поддержка и помощь в сложных ситуациях. Икона Богородицы всегда считалась заступницей и помощницей всей людей на земле.

Разбираясь в значении иконы «Всех скорбящих Радость», стоит заметить, что когда точно именно появился этот образ неизвестно, но согласно одному распространенному преданию произошло это в Преображенском храме в Москве. О том, что икона является чудотворной, стало известно после того, как тяжелобольная сестра патриарха после молитвы перед этим образом полностью поправилась. Больная женщина обращалась к Высшим силам, прося о помощи, и тогда она услышала голос Богородицы, которая сказала ей, что она сможет исцелиться благодаря чудотворному образу, который находится в храме Преображения. Произошло это 6 ноября, и в память об этом было установлено празднование в честь этой .

С тех пор молитву перед иконой «Всех скорбящих Радость» читают, чтобы спастись от душевных проблем и различных физических болезней. В сложные периоды жизни страждущие просят у Богородицы помощи, чтобы справиться с различными проблемами и наладить жизнь. Существует много списков, которые находятся в разных храмах в России, Украине и других странах. Считается, что списки также являются чудодейственными.

Чтобы получить помощь от Высших сил, необходимо читать молитву перед иконой, когда на душе спокойно, поэтому важно избавиться от всех негативных эмоций и переживаний. Именно в таком случае Богоматерь сможет услышать все посланные слова. О чем молятся перед иконой «Всех скорбящих Радость» разобрались, теперь непосредственно перейдем к самой молитве, которая звучит так:

«Надежда страждущих, сила беспомощных, заступница обиженных, Пресвятая Матерь Преблагословенного Бога, Святая и Непорочная Дева! К тебе одной в скорбях прибегаю, уповая на бесконечную милость твою. Ужасает меня недостоинство грехов моих, но отдаю судьбу свою светлому твоему образу, который слепым дал зрение, страждущим исцеление, потерявшим надежду - успокоение. Просвети и исправь меня, избавь от всякой скорби и беды, помоги в трудах духовных и земных, да послужат они во славу светлого имени Твоего. Не обойди меня бесконечной своей милостью, не оставь меня без божественной твоей благодати, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Царица преблагая, Пречистая Богородица, пристанище сирых, скорбящих радость, обижаемых защита! Узри беду и скорбь мою, помоги мне, немощному. Разреши трудность мою, ибо нет мне другой защиты и помощи, кроме Тебя, Благой Утешительницы. Прими моление мое, помоги мне от грехов очиститься и укажи мне праведную дорогу. Защити от навета вражеского и недобрых людей, будь помощницей неотступной во все дни жизни моей. Да охранит меня святое Твое заступничество и молитвы к Сыну Твоему и Богу Спасителю Нашему. Аминь».

Икона Скорбящая Пресвятая Богородица драгоценный образ, почитаемый в различных местах планеты: Греции, России, Румынии, Украины, Израиля. Празднование иконы установлено 6 ноября. В отличие от других изображений здесь Пречистая Дева Мария предстает одна. Это мать, оплакивающая мертвое тело своего Сына, нашего Спасителя Иисуса Христа. Но это еще не полное значение святого образа.

Скорбь как путь к очищению

Скорбь – это переполняющее душу человека чувство глубокой печали. Божественный Промысел, скорбью наказывая человека за грехи, таким образом воспитывает, совершенствует его грешную душу. Но это совсем не значит, что Всевышний желает видеть детей своих не счастливыми, а скорбящими. Совсем нет. Божественное Откровение гласит, что каждый рожден для счастья. Во времена Нового Завета Благовестник Гавриил призвал земную женщину Деву Марию, ставшую Пресвятой Богородицей: «радуйся».

Но скорбь способна благотворно подействовать на состояние человеческой души, как болезнь, ограничивая возможность грешить, служит лекарством испытания духа, вразумления, духовной закалки. Некоторые люди, к сожалению, обращаются к Богу только тогда, когда испытывают скорбь. Грешная природа человека не позволяет ему стать лучше, не очистившись, а значит, не испытав скорби. Ведь сказано, что благодаря многим пережитым скорбям надлежит нам войти в Царствие Божие.

Но и Пресвятой Марии довелось испытать многие скорби. Не за свои грехи, а за прегрешения людей, которых так любил Ее Сын, что принес Крестную Жертву во имя их спасения. Поэтому скорбь Богородицы на иконе, это боль не только за страдания Иисуса Христа, но и за человеческое несовершенство.

Крымская святыня «Скорбящая Богоматерь»

История обретения этой чудотворной иконы произошла сравнительно недавно (1998). Одна православная прихожанка Иоанно-Предтеченского храма селения Первомайское по имени Феодосия Денисенко принесла церкви пожертвование. Это была икона Богородицы. Изображение на доске без оклада было настолько темное, тусклое, что его черты слабо различались. Священник взял подаренный от чистого сердца образ, поставил его в алтарь.

По прошествии двух недель настал церковный праздник Успения Пресвятой Божьей Матери. Когда пришло время Божественной Литургии, открылись Царские Врата. Присутствующая в храме женщина (бывшая хозяйка образа) вдруг обратила внимание на икону, но совершенно не узнала ее. Изображение стало ярким, выразительным. Сдерживая умиление и удивление, прихожанка дождалась конца праздничного богослужения, направилась к настоятелю. На вопрос батюшке о том, когда и где успели за такое короткое время качественно реставрировать старую икону, священник искренне удивился, ведь ни он, ни кто-то другой совершенно не прикасались к образу.

В специально собранную комиссию пригласили уважаемых священнослужителей, а также мирян, людей, которые профессионально могли оценить изменения, произошедшие с иконой «Скорбящая Божия Матерь». В их число вошли ученые, художники, краеведы. После внимательного изучения они пришли к выводу, что с иконописным изображением никакие реставрационные работы не проводились. Причем на некоторых участках доски слой краски полностью стерт, местами основание повреждено шашелем. Но при всем этом оставшиеся краски сочные, яркие, лик сияет. Комиссия сделала вывод, что икона «Скорбящая Богородица» обновилась.

Композиционно икона представляет собой поясное изображение Богоматери. Кроме нее на образе более никого нет (без Богомладенца). Пречистая Дева сложила руки в молитве, Ее большие открытые глаза наполняет печаль, скорбь. На лице – нежный румянец. Живопись иконы достаточно проста, безыскусна. При этом изображение вызывает умиление, оно проникновенно, трогательно. Небольшой размер образа равен 20 сантиметрам в высоту и 16 в ширину. Рисунок сделан на деревянной доске в стиле провинциальной живописи. Высказано предположение, что манера письма напоминает представителей киевской школы, работающих в начале ХХ века. На сегодняшний день неизвестны аналоги данной иконы. На фоне образа чётко проступает надпись, которая гласит: «Образ Пресвятой Богоматери Скорбящая».

Обновление удивительного чудотворного образа Царицы Небесной, Матери Спасителя Иисуса Христа имеет особое значение. После обновления иконы «Скорбящая» 1998 года были явлены чудеса благоухания, мироточения. Благодаря этому и искренним молитвам перед святою иконою много верующих уже получили и продолжают получать Божественную помощь, защиту, утешение.

2012 года в Свято-Троицкой женской обители города Симферополя, где хранится обретенная крымская святыня, были проведены духовные торжества. Празднование иконы возглавил Архиерей Симферопольский и Крымский Лазарь. В рамках празднования 5 ноября совершили Всенощное бдение. После состоялась Божественная литургия. Затем духовные лица с большим числом верующих, прихожан трижды сотворили Крестный ход вокруг святого монастыря.

Иконы Скорбящей Богородицы

Среди иконографических изображений Пресвятой Богородицы важное место занимают образы, которые, по сути, являются разными трактовками пророчества Симеона о том, что Ей самой оружие пройдет душу. Действительно Мария всегда осознавала, что должна принять и пронести вместе с Мессией все Его боли, поругания, пережить Его мученическую смерть. Видя страдания Спасителя, Мария испытала сильнейшую боль, возможно, равную по силе с ударами кинжала в самое сердце. Предречение Симеона является эмоционально ярким моментом жизнеописания Приснодевы, поэтому этот сюжет нашел отражение в нескольких типах икон с различными преданиями, историями обретения, чудотворения, днями церковных празднований.

Такими иконописными типами, трактующими слова Симеона, представляются «Семистрельная», «Умягчение злых сердец», «Симеоново проречение». Типу «Семистрельной» специалисты относят Жиздринскую икону, еще известную под именем «Страстная» или, по словам Симеона, «И Тебе самой душу пройдет оружие». Память этого образа Православная Церковь отмечает 26 августа (по старому стилю – 13 августа). В отличие от других «Страстных» икон, на этой мы видим Богородицу не одну, на коленях Пречистой Матери лежит тело умершего Иисуса.

Некоторые исследователи говорят о схожести икон Скорбящей Богоматери с католическими образами, западноевропейскими Мадоннами. Например, привлекают внимание иконописные изображения, которые больше напоминают образцы религиозной живописи. Говорят, что католические корни икон «Скорбящая» тяготеют к юго-западным традициям Руси, как района, близкого к католическому миру.

Икона «Богоматерь Скорбящая » была написана монахом на горе Афон в XIII веке. Образ был куплен Петром Севастьяновым во время первой экспедиции на Афон, а затем вывезен в Россию, где долго находился в личном собрании икон.

Иерусалимское чудо

Возле церкви города Иерусалим, посвященной Воскресению Христову, стоит часовня, которую называют «Темница Христова». Здесь в затемненной нише долгие годы находилась старинная, уже потемневшая от пожара и времени, икона «Скорбящая». На святом образе изображена Богоматерь с печально склоненным ликом и закрытыми глазами. На праздник Вербного воскресенья 1986 года Пресвятая Богородица, написанная на иконе, внезапно приоткрыла глаза, по лицу Ее потекли слёзы. Чудотворное знамение время от времени происходит до сегодняшнего дня: Дева Мария открывает глаза и снова опускает их, а по лику текут слёзы вместе с благовонным миро. Большое множество паломников устремляются в дорогу, чтобы лично увидеть это явление, но не каждому дано.

Скорбящая утешительница

Именно скорбь объединяет тип Скорбящей Божией Матери с еще одним образом, имеющим совершенно другое значение. Это икона Пресвятой Богородицы «Всех Скорбящих Радость». Центральную часть образа занимает Пресвятая Небесная Царица, она стоит во весь рост, окруженная ореолом сияния. По обе стороны от Приснодевы находятся люди, каждый из них мучим своей скорбью: голодом, холодом, болезнью, бедностью, несчастьем, пр. Здесь же написаны ангелы, которые совершают благие дела от имени Богородицы. Кто же может лучше понять, утолить скорбь христиан, как не Матерь Божия, которая сама испытала наибольшую меру всей возможной скорби.

Прославление образа «Всех Скорбящих Радость»

Богородичный образ «Всех Скорбящих Радость» первый раз стал широко известным своими чудесами 1688 года в Московском Преображенском храме что на Ордынке. Сегодня сложно выяснить, каким образом эта икона попала в храм. Существует предположение, что в 1685 году, когда здание церкви заново выстроили из камня благодаря щедрым пожертвованиям от Е. В. Акинфовой. В далеком 1688 году образ «Всех Скорбящих Радость» настолько обветшал, что его были вынуждены укрепить кусками из кипарисового дерева.

Икону прославило событие, которое, по преданию, произошло с Евфимией Папиной, родной сестрой Московского Патриарха Иоакима. Запись, сделанная в церковной книге, сообщает, что Евфимия долгое время терпела муки из-за образования на боку язвы, которая не заживала. Лекари никак не могли помочь страдалице. Отчаявшись, женщина взывала ко всем высшим силам. И вдруг услышала голос, призывающий ее прибегнуть к помощи настоящей Целительницы. А спросив, кто же эта чудесная целительница, услышала, что ей надлежит сделать. Евфимии следовало пойти к настоятелю церкви Преображения Господа Бога на Большую Ордынку, чтобы тот отслужил молебен с водосвятием перед иконой «Всех Скорбящих Радость». После исполнения наказа пришло долгожданное исцеление.

Это было первое чудо, совершенное от Богородичного образа. С тех пор храм получил новое название Скорбященского, которое сохраняется до сих пор. Чудотворная икона продолжает исцелять страждущие тела и души. Последние годы дар исцеления Матерь Божия особенно являет свою благодать пораженным алкоголем, наркотиками.

Кроме этой московской иконы существует еще около 25 местночтимых изводов и икон, уже доказавших свою целительную силу. Списку иконы «Всех Скорбящих Радость» можно помолиться в Москве, Санкт-Петербурге, в Абхазии, Киеве, Тобольске, Нижнем Новгороде, Вологде, пр. Православные люди близко воспринимают заботу Богородицы о них, как о своих детях. Ведь Пречистая всегда поспешит помочь, утешить, накормить, обогреть, даровать исцеление.

Несомненно, что уже само наименование сего образа, «Всех скорбящих Радость», послужило причиной широчайшей его распространенности на Русской земле. Помимо первого московского образа насчитывалось не менее двух с половиной десятков чудотворных и местночтимых списков с этой иконы: в самой первопрестольной и в ее окрестностях, на берегах Невы и в Абхазии, в сибирском Тобольске и в Киеве, в Вологде и в Нижнем Новгороде, в иных городах, весях и обителях.

Душе русского человека особенно близок и понятен скрытый в названии иконы смысл - упование на Пречистую, неизменно спешащую утешить, облегчить скорбь и страдания людские, дать «нагим одеяние, больным исцеление»…

Богородица пишется на этой иконе в полный рост, обычно со скипетром в деснице и с Младенцем на шуйце, но иногда и без Него, с распростертыми руками, как на знаменитой «Всех скорбящих Радость» (с грошиками), в окружении припадающих к Ней бедствующих христиан и посланных для утоления их скорбей Ангелов, указующих на Приснодеву - источник неиссякаемой и всепобеждающей радости. Одеяние Пречистой на списках разнится: Она предстает то во славе, с венцом на главе и в ризах царицы, то в обычном для земных Ее дней плаще и белом плате.

Как повествует старинная церковная летопись, в лето 7196 от сотворения мира (1648 год от Рождества Христова) терзаемая огромной незаживающей язвой в боку вдова Евфимия Акинфиева, родная сестра патриарха Иоакима, отчаявшись получить исцеление у лекарей, воззвала к Пречистой и внезапно услышала глас: «Евфимия, отчего в скорби своей не прибегаешь ты к общей Целительнице всех?» - «Где же найти такую Целительницу?» - смиренно спросила больная. И тогда глас повелел обратиться к священнику «храма боголепного Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа и преподобного отца Варлаама Хутынского, новгородского чудотворца», что на Большой Ордынке в Москве, с тем чтобы тот взял там «на левой стороне в трапезе, где обыкновенно становятся женщины», образ Пречистой и отслужил перед ним молебен с водосвятием. Немедленно исполнив все это, Евфимия получила исцеление. Так произошло первое чудо от «иконы Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии, яже нарицается Всех скорбящих Радость », а самый храм получил и доселе сохраняет название Скорбященского (хотя главный престол его и освящен во имя Преображения). Знаменит храм на Большой Ордынке еще и тем, что здесь ежегодно исполняются «Всенощная» С. В. Рахманинова (в ближайшую ко дню его кончины, 28 марта, субботу) и «Литургия» П. И. Чайковского (день его кончины пришелся на 25 октября по старому стилю - следующий за празднованием чудотворной день). Каждую субботу здесь совершается молебен у чудотворной, в последние годы явившей новый благодатный дар исцеления страждущих от алкоголизма и наркомании. У каждого века свои скорби - не преходит лишь даруемая Заступницей радость исцеления.

Помимо храма на Большой Ордынке, в первопрестольной ныне действуют еще четыре приходских храма во имя иконы «Всех скорбящих Радость» (на 3-й Мещанской при Старо-Екатерининской больнице, на Калитниковском кладбище (с местночтимым списком), на Зацепе (более известный по приделу как храм Фрола и Лавра) и при психиатрической больнице на Канатчиковой даче); такое же посвящение имеет и престол больничного храма Николо-Угрешского монастыря. Прежде в Москве имелись также Скорбященский женский монастырь на Новослободской улице и почти десяток Скорбященских церквей, в том числе при нескольких больницах, приютах и тюрьме «Матросская тишина».

В отличие от москвичей, православные города на Неве были уверены, что первоявленный образ чудотворной был в 1711 году перевезен в новую столицу сестрой Петра I царевной Наталией Алексеевной и со временем оказался в Скорбященской церкви на Шпалерной улице. Чуду именно от этого образа приписывалось прекращение свирепствовавшей во времена Екатерины II эпидемии оспы.

Церковные историки уже к началу ХХ столетия затруднялись ответить, какая из икон - на Большой Ордынке в Москве или на Шпалерной в Санкт-Петербурге - являлась первым образом. Но судя по тому, что петербургская икона написана на кипарисной доске на загрунтованном холсте, она моложе московской.

Однако со временем и Санкт-Петербург обрел свою икону «Всех скорбящих Радость» в особом ее изводе - так называемой «Богородицы с грошиками». В давние времена жившие в пригородной деревне Клочки (ныне это район Стеклянного завода, давно вошедший в черту Петербурга) купцы Куракины нашли прибитый волнами Невы к берегу образ Богородицы; через несколько поколений их наследники пожертвовали семейную святыню в часовню при Стеклянном заводе.

23 июля 1888 года над невскими берегами разразилась страшная гроза. Ударом молнии выжгло внутренние стены часовни вместе со всеми иконами и разбросало монеты из кружки для подаяний. Уцелела лишь одна икона, причем с лика Пречистой спали позднейшие записи, а двенадцать медных монет из кружки были с нечеловеческой силой вбиты в доску иконы. С тех пор новая чудотворная и получила народное наименование «Богоматери (с грошиками)». На следующий день к часовне потекли потоки богомольцев, начались и уже не прекращались чудесные исцеления. В 1898 году здесь был освящен новый храм, причем чудотворная оставалась в часовне и переносилась в храм лишь на время богослужений. Именно это место упоминается в строках А. А. Ахматовой «Пароходик идет до Скорбящей…» - так обычно добирались сюда богомольцы. В советское время храм был разрушен, часовня Промыслом Божиим сохранилась до наших дней, сам же чудотворный образ (с грошиками) находится неподалеку, в Троицкой церкви «Кулич и пасха».

На петербургском изводе Пречистая пишется с распростертыми руками, со склоненным влево ликом, нижние Ее одежды багряные, верхние - темно-синие, глава облечена в белое покрывало, без царского венца. Выше в облаках - благословляющий Спаситель, вокруг - Ангелы, страждущие, зеленые ветви и непременные двенадцать монет.

Празднование иконе «Всех скорбящих Радость» совершается 24 октября по старому стилю (некоторые из списков с нее имеют и свои особые дни празднования). И в нынешних границах России, и в ее исторических пределах, и по всему миру, где только ни ступала нога русского человека, звучали, звучат и до конца мира сего будут звучать слова песнопений в честь этой святой иконы.

Икона Всех Скорбящих Радость - это совершенно уникальное явление в истории иконописи. Череда задокументированных свидетельств о чудотворных свойствах этого образа - едва ли не самая длинная в истории богородичных икон.

Всех скорбящих Радость — начальная строка одной из богородичных стихир. Несомненно, что уже само наименование этого образа послужило причиной широчайшей его распространенности на Русской земле. Помимо первого московского образа насчитывалось не менее двух с половиной десятков чудотворных и местночтимых списков с этой иконы: в самой первопрестольной и в ее окрестностях, на берегах Невы и в Абхазии, в сибирском Тобольске и в Киеве, в Вологде и в Нижнем Новгороде, в иных городах, весях и обителях. Душе русского человека особенно близок и понятен скрытый в названии иконы смысл — упование на Пречистую, неизменно спешащую утешить, облегчить скорбь и страдания людские, дать «нагим одеяние, больным исцеление»…

Иконография
На иконе изображена Богоматерь в рост (с Младенцем на руке или без Него) в сиянии мандорлы (особая форма нимба — сияние овальной формы, вытянутое в вертикальном направлении) и в окружении ангелов. Вверху в облаках изображён Господь Саваоф или Троица Новозаветная.

Данный тип иконографии сложился на Руси в XVII веке под западноевропейским «латинским» влиянием («Мадонна во славе» или «Gloria», «Мизерикордия» или «Милующая» (аналог русского «Покрова Богородицы»), «Ружанцова» или «Розариум» (с четками), «Непорочное зачатие Девы Марии»; из православных — «Живоносный источник», «Образ умиления и посещения в беде страждущим», слившийся со «Всех скорбящих Радостью» к XVIII веку).

Иконография образа не получила единой законченной композиции и существует во множестве вариантов. Но наиболеее известны два типа - с Младенцем на руках (московская из Спасо-Преображенской церкви на Ордынке) и без Младенца (петербургская из Тихвинской часовни у стеклянного завода "с грошиками").

Иконографической особенностью иконы «Всех Скорбящих Радость» является то, что на ней вместе с Богородицей изображаются люди, обуреваемые скорбями и недугами, и ангелы, совершающие от имени Божией Матери благие деяния.

История иконы
Икона впервые прославилась в Москве в 1688 году, в царствование царей Иоанна и Петра Алексеевичей. Родная сестра Патриарха Московского Иоакима, Евфимия Папина, так страдала от раны в боку, что видны были внутренности. Сознавая свое безнадежное положение, она только в молитве искала себе подкрепление и утешение. Однажды утром она услышала голос: «Евфимия, отчего в страдании твоем не прибегаешь ты к общей Целительнице всех? Есть в храме Преображения Сына Моего образ Мой, именуемый "Всех скорбящих Радость". Стоит он на левой стороне в трапезе, где обыкновенно становятся женщины. Призови к себе из этой церкви священника с этим образом, и когда он отслужит молебен с водосвятием, ты получишь исцеление. Не забывай же тогда Моего к тебе милосердия и исповедуй его в прославление имени Моего».

Храм Преображения на Ордынке

Когда Евфимия оправилась от волнения, произведенного чудесным явлением, и узнала от родственников, что действительно в храме Преображения на Ордынке есть икона Богоматери «Всех скорбящих Радость», она призвала священника с иконой к себе в дом. По совершении водосвятного молебна Евфимия совершенно исцелилась. Событие получило широкий отклик, так как Евфимия была родной сестрой тогдашнего патриарха.

Это чудесное событие произошло 24 октября по старому стилю и открыло череду столь же чудесных исцелений. Сразу после прославления образа были составлена Служба иконе и особый акафист, написанный в 1863 году профессором Московской духовной академии П. С. Казанским.

В 1688 году икона «Всех Скорбящих Радость», через которую пришло исцеление от Богородицы, была уже весьма ветхой, так что ее пришлось укреплять вставками из кипариса. Как она попала в этот храм - тоже достоверно неизвестно. Предположительно, она находилась там с 1685 года со времени, когда на месте деревянного строения церкви Варлаама Хутынского была возведена каменная постройка, в которой был сделан придел святого, где и располагалась икона. Утрачен ли первоначальный список - точно неизвестно.

Храм иконы «Всех Скорбящих Радость» на Ордынке

Храм на Ордынке действует и поныне, правда, выглядит иначе, чем в XVII веке, его вид изменен более поздними архитектурными привнесениями, и называется теперь - Храм иконы «Всех Скорбящих Радость» , еще одно название - Скорбященская церковь, вместо Спасо-Преображенской.

Во времена Советской власти в помещении храма было организовано фондохранилище Третьяковской галереи, и есть сведения, что икона бесследно из фондов исчезла.

Московский список «Всех скорбящих Радость»

Точный мерный список с чудотворной иконы из Скорбященской церкви на Ордынке (последняя четверть XVIII века)

Та икона «Всех Скорбящих Радость», что сейчас хранится на Ордынке - один из первых списков с первоначального образа, полагают, что он был сделан в XVIII веке. Есть мнение, что она была передана в дар храму во время Великой Отечественной войны Патриархом Алексием I, когда в Скорбященской церкви в лихие для России годы в некоторых храмах снова начались богослужения.

Московская икона «Всех скорбящих Радость» восходит к типу "Gloria» и изображает Богородицу с Младенцем, над которыми парят два ангела с рипидами. Ещё одна пара ангелов изображена среди страждущих людей. Особенностью является изображение над страждующими ряда святых: слева — Сергия Радонежского и Феодора Сикеота, справа — Григория Декаполита и Варлаама Хутынского. Над Богородицей помещено изображение Отечества (один из иконографических вариантов икон Святой Троицы, запрещённый на Большом Московском соборе 1667 года), а под её ногами картуш, заключающий в себя текст кондака иконе.

Петербургский список «Всех скорбящих Радость»
В 1711 году чудотворный образ Божией Матери «Всех скорбящих Радость» или точный список с него царевна Наталья Алексеевна Нарышкина, родная сестра императора Петра I, привезла в строящийся Петербург, где с тех пор он стал известен как икона Наталии Алексеевны. Обе иконы — московская и петербургская равно почитались как чудотворные.

Известно, что этот список иконы «Всех Скорбящих Радость» во время войны с турками был с русскими войсками в знаменитом походе 1711 года на реку Прут. Когда царь возвратился в столицу, то в память избавления своего от опасности при реке Прут он устроил во дворце сестры на Шпалерной улице храм Воскресения Христова и поместил там икону. Впоследствии, при царице Елизавете Петровне, на месте прежнего домового храма воздвигли каменную церковь, ставшую приходской.

К иконе прибегали и особы царского семейства - Екатерина I, Анна Иоанновна, Елизавета Петровна, Екатерина II, Павел I, Мария Федоровна, другие члены Царствующего Дома и Императорского Двора. Так, Екатерина Великая особо почитала образ с тех пор, как по молитвенному заступлению Царицы Небесной в Санкт-Петербурге прекратилась эпидемия оспы, угрожавшая жизни наследника престола Павла Петровича.

Икона царевны Натальи Алексеевны в драгоценном окладе (литография 1862 года)

Уже при Наталии Алексеевне икона богато украшалась — для неё изготовили серебряный оклад, украшенный фамильными драгоценностями царевен, закрепили на ней частицы реликвий и мощей святых. Образ был написан на кипарисной доске. При Екатерине II был выполнен 2-й оклад. В 1858 году для него по рисунку Ф. Г. Солнцева изготовили из золота новый, третий по счёту оклад. На изготовление оклада ушло около 6,7 кг золота, он был богато украшен бриллиантами, сапфирами, изумрудами, рубинами, гранатами, топазами, аметистами и жемчугом.

Ещё позднее церковь была полностью перестроена и получила по находившейся в ней иконе имя Скорбященской церкви. В 1932 году храм был закрыт, и икона исчезла.

Икона Натальи Алексеевны не имела массового повторения. Списки с нее очень редки и носят локальный петербургский характер. Их можно легко опознать по отсутствию страждущих и наличию четок в руках Богородицы и Младенца.

Петербургский список «Всех скорбящих Радость с грошиками»
Пречистая Дева изображена на иконе во весь рост с распростертыми руками. Над Ней в облаках восседает Спаситель. По сторонам образа находятся изображения ангелов и страждущих. Позади Богоматери изображены зеленеющие ветви. И непременные двенадцать монет.

Богородица с горошинками

По преданию, этот образ был прибит волнами к имению купцов Куракиных на Неве. Впоследствии икона перешла к купцу Матвееву, мать которого происходила из рода Куракиных, который пожертвовал её Тихвинской часовне деревни Клочки под Петербургом, находившейся вблизи Петербургского стекольного завода. На этом месте для образа выстроили часовню. 23 июля 1888 года разразилась страшная гроза, молния ударила в часовню, обожгла внутренние стены и иконы, но не коснулась образа Богоматери. Икона оказалась на полу от удара, но лик Богоматери, давно потемневший от времени и копоти, просветлел и обновился. Двенадцать медных монет из разбитой кружки для подаяний оказались навсегда прикрепленными в разных местах к образу (на списках с иконы монеты изображаются краской) . Весть о чудесном сохранении образа разнеслась по всей столице, почитание его росло день ото дня, и милость Божия прославила икону дивными чудотворениями.

Первое исцеление, получившее всероссийскую известность, произошло 6 декабря 1890 г., когда от иконы излечился с детства страдавший припадками 14-летний сирота Николай Грачёв (впоследствии учился в рисовальной школе Императорского общества поощрения художеств) . 7 февраля 1891 г. исцелилась 26-летняя жена писаря с фабрики Торнтона Вера Белоногина, лишившаяся голоса из-за болезни горла.

Церковь Пресвятой Троицы «Кулич и Пасха»

В честь иконы установлено отдельное празднование — 23 июля (5 августа). В настоящее время икона находится в церкви Пресвятой Троицы «Кулич и Пасха» (Санкт-Петербург).

Другие списки иконы
В XVIII-XIX веках иконы Богоматери с названием «Всех скорбящих Радость» почитались чудотворными во многих городских и сельских храмах по всей России. Их иконография повторяет как московскую, так и петербургскую иконы. Большинство списков украшались богатыми окладами и имели многочисленные вотивные привесы (различные ювелирные украшения: приношения, которые приносят святыне в благодарность за исцеление или во время дачи обета). С наиболее известными списками связаны самостоятельные предания, послужившие причиной их местного почитания.

Икона «Всех Скорбящих Радость» в доме - залог того, что в особо трудную минуту, когда заболевает кто-то из близких вам людей, вы можете прибегнуть к помощи Богородицы, изображенной на ней, потому что Она ждет одного - нашей просьбы о помощи. Тот же, кто притекает к ней с настойчивой и искренней молитвенной просьбой - непременно получает помощь и отклик.