История создания пьесы волки и овцы

Год написания:

1875

Время прочтения:

Описание произведения:

Пьеса «Волки и овцы» была написана Александром Островским в 1875 году. Пьеса в жанре комедии состоит из 5 действий. Премьера была в Петербурге в декабре 1875 года. Изначально пьеса была напечатана в литературном журнале «Отечественные записки».

Предлагаем вашему вниманию краткое содержание пьесы Волки и овцы.

С утра у дома Меропии Давыдовны Мурзавецкой, «девицы лет шестидесяти, <…> имеющей большую силу в губернии», собрались мастеровые - она им задолжала. Подходит Чугунов, бывший член уездного суда. Мурзавецкая ханжа и кляузница, Чугунов ведет ее дела и управляет имением богатой вдовы Купавиной, бессовестно наживаясь. Приезжает хозяйка и идет в дом с приживалками и бедной родственницей Глафирой. Дворецкий Павлин рассказывает Чугунову, что племянник Мурзавецкой Аполлон, которого она хочет женить на Купавиной, пьяница, «в городе-то стыдятся, так возьмут ружье, будто бы за охотой, да на Раззорихе в трактире и проклажаются. И трактиришко-то самый дрянной, <…> на вывеске «Вот он!» написано».

Оттуда и приводят Мурзавецкого: «с рук на руки». Он пытается ухаживать за Глафирой, клянчит выпить у Павлина, а выпив, тут же хамит. Внушений тетки не слушает, целиком занят псом Тамерланом, которого зовут «волчьей котлеткой» - «за глупость». Мурзавецкая гонит Аполлона спать: «вечером к невесте поедем» и шлет за Чугуновым. Она распускает слухи по губернии, будто покойный муж Купа-виной остался что-то должен покойному отцу Мурзавецкого: на всякий случай, чтоб Купавина была сговорчивей. Чугунов готов подделать долговое обязательство. Она якобы не может найти письмо Купавина, где он обещает ей тысячу «на бедных». Чугунов это слышал, «письмо» уже готово; работы, как он хвастается, его племянника, Горецкого. Приезжает Лыняев, «богатый, ожиревший барин лет под пятьдесят, почетный мировой судья», с Анфусой Тихоновной, теткой Купавиной. Он говорит, что «завелся <…> какой-то сутяга <…>, кляузы, и самые злостные, да и подлоги стали сказываться». «Дай Бог нашему теляти да волка поймати», - ехидничает Меропия Давыдовна.

Купавина привозит ту самую тысячу, которую муж якобы обещал Мурзавецкой. Частью этих денег Меропия Давыдовна расплачивается с кредиторами. И «дает послушание» Глафире: поехать гостить к Купавиной и не допустить ее сближения с Лыняевым.

В доме Купавиной хозяйка подписывает Чугунову пустой бланк векселя с таким доверием и неведением, что он пускает слезу. Его сменяет Лыняев. Он привез письмо от старого знакомого Беркутова, который вот-вот приедет. Узнав о тысяче и «долгах», Лыняев возмущен: Купавин «терпеть не мог Мурзавецкую и называл ее ханжой». Купавина показывает письмо. Лыняев: «Что хотите со мной делайте, а это подлог. Кто у нее эти штуки работает?» Он пытается втолковать Купавиной, что значит подписать бланк векселя. Приезжает Мурзавецкая. Лыняев уходит в сад.

Мурзавецкая привозит племянника и Глафиру. Она старается запугать Купавину: Аполлон тут «за своим делом кровным», «это дело к Богу вопиет», но в чем дело, не объясняет. Входит Купавина, и Мурзавецкая оставляет ее с Аполлоном. Вдова настроена предельно уступчиво и хочет выслушать все к себе претензии, но все претензии пьяницы Аполлона вполне удовлетворяют пять рублей от Купавиной, которая, отделавшись от него, спешит «к дамам». Мурзавецкие уезжают.

Купавина остается с Глафирой, которая имеет на богатого Лыняева серьезные виды, и, как только узнает, что Купавину он не интересует, вмиг на глазах преображается из девицы на «послушанье» в эффектную особу, готовую, по всему судя, на все.

У ограды сада Купавиной Горецкий, вымогая деньги у Чугунова, говорит: «Коли больше дадут, я вас продам, вы так и знайте». Они уходят.

Купавина, Глафира, Анфуса, Лыняев идут на гулянье. Лыняеву лень идти далеко, он остается. С ним Глафира: «У меня от шума голова кружится». И немедленно начинает обхаживать Лыняева, якобы откровенничая: «увлечься вами нет никакой возможности». Лыняев, то и дело приговаривавший: «Боюсь, женят», однако задет; Глафира же сообщает, что идет в монастырь и хочет «оставить добрую память». Лыняев просит оказать «маленькую услугу» - найти «хорошего писца». Глафира с полуслова поняла: речь о Горецком. Оказывается, он пишет ей любовные письма. И она тут же приведет его Лыняеву, а он пусть на вечер притворится в нее влюбленным. «Тяжеленько, но делать нечего», - говорит Лыняев.

С гулянья, спасаясь от приставаний пьяного Мурзавецкого, спешат в дом Анфуса и Купавина. Лыняев его прогоняет. Он уходит, грозя «ограбить»: «А ведь жаль мадам Купавину, плакать будет. Оревуар».

Идут Глафира с Горецким, и Лыняев «перекупает» Горецкого, который признается, что писал поддельное письмо.

Глафира напоминает Лыняеву о его обещании. И рассказывает, как могла бы заставить на себе жениться, верней, разыгрывает с ним свой рассказ; Лыняев явно увлечен.

Наутро Купавина с Глафирой ждут приезда Лыняева и Беркутова. Глафира озабочена - Лыняев не спешит с объяснением, а Мурзавецкая вот-вот может за ней прислать. Входит лакей: от нее письмо и тарантас. Купавина читает письмо и теряется: «Вам вчера не угодно было принять моего племянника. <…> Взыскание с вас очень большой суммы, чего и все ваше имение не стоит, я произведу со всей строгостию и жалеть вас <…> не буду». Прибывают Лыняев с Беркутовым. И пока дамы переодеваются, ведут серьезный разговор. Беркутов просит Лыняева не вмешиваться в дела Купавиной и сообщает, что приехал на ней жениться.

Купавина и Беркутов здороваются. Мурзавецкая прислала за Глафирой; Лыняев узнает об этом с деланным равнодушием и идет погулять по саду, а то в «сон клонит». Беркутов объявляет Купавиной, что приехал по делу; а выслушав рассказ Купавиной, оценивает ее положение как «незавидное».

Беркутова спрашивает Горецкий. Он уже вернул Лыняеву его пятнадцать рублей, завтра получит у Беркутова пятьдесят и поедет в Вологду межевать его имение. Разговор с Купавиной Беркутов кончает советом выйти за Мурзавецкого. Входит Лыняев: «ходил-ходил по саду, еще хуже - в сон так и клонит». Его оставляют на диване и уходят писать письмо Мурзавецкой. Глафира, выйдя из-за портьеры, бросается к нему, обнимает и разыгрывает сцену страстной влюбленности возможно громче. Лыняев просто беспомощен. В конце концов появляются Купавина, Беркутов и лакей: «Глафира Алексеевна, лошади готовы». Но поздно. Лошади Мурзавецкой уже не страшны. «Ах, и люди тут! Что вы со мной сделали? Что теперь Меропия Давыдовна?» Глафира говорит уже после того, как Лыняев произнес: «Ну что ж. Я женюсь».

В доме Мурзавецкой Чугунов всячески подстрекает к мести и без того разозленную донельзя хозяйку. Цель Чугунова - подбить Меропу Давыдовну дать ход его фальшивкам. Еще одна - якобы письмо Купавина к Аполлону с признанием «долга» - в приложение к «векселю». Чугунов показывает и технику дела - старую книгу, в ней сразу документ выцветает. Весь вопрос - «пугнуть» или дать ход по всей форме?

Приходит Беркутов, говорит любезности: он привез Меропии Давыдовне книги «духовного содержания», он хочет баллотироваться и рассчитывает на поддержку и советы. Раскланивается и спохватывается: есть еще «небольшая просьба», «поручение от соседки моей, Ев-лампии Николаевны». Разговор быстро меняет характер. «Какие же они негодяи, что они с вами делают!» - «Кто это, кто?» - «Племянничек Ваш, Аполлон, и компания». - «Да вы не забывайтесь, милостивый государь!» - «Что они? Им терять нечего. А этакую даму почтенную видеть на скамье подсудимых! <…> Дойдет до прокурора, начнется следствие. Главный виновник, Горецкий, ничего не скрывает. <…> Написаны фальшивые векселя <…> я подозреваю вашего племянника, не вас же подозревать, в самом деле!» - «Нет, нет, не меня, не меня!»

И, попросив позвать Чугунова, Беркутов приступает к делу так: «Поговаривают о Сибирской железной дороге <…>, и если нет никаких физических препятствий, гор, например…» - «Препятствий и гор нет-с, плоская губерния. Только что же мы будем доставлять в Сибирь, какие продукты?» - «Продукты есть, Вукол Наумыч!» «Продукты» для Сибири - и есть Вукол Наумыч и компания. Чугунов благодарит за предупреждение и идет уничтожать улики. Но Беркутов его останавливает: следует и ему сколько-нибудь получить за труды, а Купавиной - небольшой урок. И Чугунов уходит, кругом обязан.

Дальше разыгрывается без сучка и задоринки сосватыванье Купавиной, и затем торжество Глафиры, явившейся с визитом показать, что «Мишель» полностью у нее под каблуком. Комизм сцены сокращенному пересказу не поддается. «Да, на свете волки да овцы», - говорит Лыняев. Будущие Беркутовы на зиму едут в Петербург, Лыняевы - в Париж. После их ухода Чугунов говорит Меропии Давыдовне: «За что нас Лыняев волками-то назвал? <…> Мы куры, голуби. <…> Вот они, волки-то! Вот эти сразу помногу глотают».

Раздаются вопли Мурзавецкого: «Тамерлана волки съели!» «Что Тамерлан, - утешает его Чугунов, - тут, только что, волки съели «невесту вашу с приданым» и Лыняева. Да и мы с вашей тетенькой чуть живы остались. Вот это подиковинней будет».

Вы прочитали краткое содержание пьесы Волки и овцы. В разделе нашего сайта - краткие содержания , вы можете ознакомиться с изложением других известных произведений.

К дому Мурзавецкой Меропии Давыдовны приходят за оплатой работники. Дворецкий к барыне не допускает: она гневается, сливки подали без пенки, расчета не будет. Аполлон Викторович, молодой человек 24 лет, прапорщик в отставке, под предлогом охоты норовит при первой удачной возможности сбежать из дома в трактир. Его тетя, вконец измучившись с племянником, мотом и повесой, мечтает его «пристроить». На примете у нее богатая молодая вдова, Евлампия Купавина, вокруг которой она начинает плести интриги. Распространяет слух, что Купавины разорили отца Аполлона.

Лестью и ханжеством выманивает у доверчивой женщины по подложному письму 1000 рублей, подсылает к ней родственницу, Глафиру, которая должна войти в доверие к вдове и расхвалить никчемного жениха.

Управляющий, Чугунов, уговаривает Евлампию подписать пустой бланк векселя. Мурзавецкая приезжает к Купавиной в гости с Глафирой и Апаллоном. Вместо того чтобы сделать предложение хозяйке жених занимает у нее денег, а бедная родственница остается погостить. В откровенном разговоре с гостьей, вдова признается, что ей нравится сосед, Беркутов. Поняв, что новая подруга ей не соперница, девушка сознается, что прислана шпионить, и просит помочь ей выйти замуж за убежденного холостяка Лыняева, в котором ее пленяют деньги и возможность вернуться к светской жизни.

Горецкий, племянник Чугунова, шантажирует дядю фальшивым письмом. Не получив требуемой суммы денег, он за вознаграждение рассказывает Лыняеву и Беркутову как подделал расписку покойного Купавина. Василий Иванович Беркутов не скрывает от друга, Лыняева Михаила Борисовича, что ему приглянулось поместье Купавиных. Глафира Алексеевна очаровывает Михаила Борисовича и вынуждает на ней жениться. Во время визита к Мурзавецкой Беркутов лестью и угрозами добивается возврата уплаченных денег, аннулирования платежных документов и устраивает брак с Евлампией.

Мораль: Люди делятся на волков и овец, и человек неопытный, безвольный и наивный – легкая добыча для хищника.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Островский. Все произведения

  • Бедность не порок
  • Волки и овцы
  • Таланты и поклонники

Волки и овцы. Картинка к рассказу

Сейчас читают

  • Краткое содержание Густав Майринк Голем

    Действие происходит в Праге, в начале 19 века. Главный герой находится в полусонном состоянии, и его преследуют видения.

  • Краткое содержание Арбузов Таня

    Основным персонажем произведения является молодая женщина по имени Татьяна, живущая в одном из московских арбатских переулков.

  • Краткое содержание Чуковский Мойдодыр

    Сказка Чуковского «Мойдодыр» - это одно из любимых и популярных произведений для детей, которое написано в стихах. Автор рассказывает, что случается с непослушными детьми

  • Краткое содержание Тёма и жучка Гарин-Михайловский

    Проснувшись ночью, Тёма спрашивает у няни, где его любимая собака. Няня отвечает, что какой-то изверг бросил Жучку в заброшенный колодец. Тёма вновь засыпает, и ему снится сон, как он спасает свою любимицу

  • Краткое содержание Пелевин Омон Ра

    Омон Кривомазов был обычным мальчиком, который мечтал о небе. По этой причине он решил поступить в лётное училище, а затем был зачислен в космонавты и прошёл подготовку к полётам на луну.


Комедия в пяти действиях с одним антрактом

Когда в 1862 г. обновляли плафон вокруг главной люстры в императорском Александрийском театре в Санкт-Петербурге, на нем появились портреты лучших отечественных драматургов - Фонвизина, Грибоедова, Гоголя и Островского. Три знаменитых классика и живой современный автор. Островский к тому времени написал 17 пьес, среди них уже была "Гроза". Предстояло создать еще 30 оригинальных произведений. 20 лет спустя И.А.Гончаров поддержит это признание современниками заслуг драматурга: "Вы один достроили здание, в основание которого положили краеугольные камни Фонвизин, Грибоедов, Гоголь. Но только после Вас мы, русские, можем с гордостью сказать: "У нас есть свой русский национальный театр. Он по справедливости должен называться "Театр Островского".

14 января 1853 г. произошло обручение Островского со сценой. Успех тогда 30-летний автор пережил невиданный. Уже 150 лет театры живут его пьесами. И в Орловском академическом А.Н.Островский - самый репертуарный классик наравне с И.С.Тургеневым. Славной дате в истории русского сценического искусства и посвящается премьера комедии "Волки и овцы".

Пьесу Александр Николаевич завершил вчерне в апреле 1875 г. Возможно, толчком к ее созданию послужил нашумевший тогда в Москве процесс: в октябре 1874 г. судили игуменью Митрофанию за мошенничество, подлог и вымогательства. Дело это было у всех на устах. Островский живо интересовался им. В своей речи на суде гражданский истец адвокат Плевако назвал подсудимую волком в овечьей шкуре. И комедия сначала называлась "Ловит волк, ловят и волка".


Осенью пьеса была закончена. Утвердилось и название - образное, символичное "Волки и овцы". Островский, как всегда, сам читал ее актерам и в литературных салонах. Правда, по нездоровью в репетициях не участвовал. Сценическая история пьесы началась в декабре 1875 г. сразу на главных сценах обеих российских столиц в Малом театре и Александринке, а затем и в провинции. Сколько российских актеров прославилось исполнением ролей в этой комедии, какие замечательные сложились традиции, или предания, как любил говаривать Островский.

На первый взгляд в самом заглавии пьесы обозначен ее открытый острый конфликт. А на самом деле - все сложнее и запутаннее. Тут и волк оказывается в овечьей шкуре, и овечка вдруг обнаруживает "оскал". Деление это очень подвижно: один человек оборачивается то волком, то овцой.

Действие комедии разворачивается в пределах нескольких суток в одном из губернских городов. Мурзавецкая, владелица большого, но уже порядком расстроенного имения, одна из самых уважаемых особ, забрала большую власть в губернии. Ее авторитет непререкаем. Говорят, ее "женского ума на пятерых мужчин хватит". Сильная, властная, она слывет праведницей, блюстительницей нравов, всячески подчеркивает свою отрешенность от всего земного, от жизненной суеты. Но за мнимым благонравием и кротостью скрывается авантюристка смелая, напористая.

Чтобы поправить свои денежные дела, она задумывает прибрать к рукам наследство богатой, опекаемой ею вдовы Евлампии Купавиной и пристроить своего беспутного племянника Аполлона. Мурзавецкая вовлекает в заговор против Купавиной услужливого Чугунова, поверенного во всех ее неблаговидных затеях. Несмотря на свою внешнюю миниатюрность и хрупкость (в роли Мурзавецкой выступает заслуженная артистка России Т.Е.Попова), обнаруживает огромную силу характера, издевательскую дерзость в сочиняемых ею интригах. И при этом уповает на совестливость и порядочность своей жертвы. Она надеется подложными письмами, фальшивыми векселями, темными слухами вынудить Купавину к браку с Аполлоном. Изгнанный из полка, вечно пьяный, он доставляет своей тетке немало хлопот и беспокойства.

Доходное купавинское имение привлекло, однако, не только губернскую владычицу Мурзавецкую, но и дельца из Петербурга Василия Беркутова. Он приехал, чтобы жениться на Евлампии, и, не зная еще, нравится ли ей, не сомневается в успехе. Не нарушая законов, уверенный, что "в практический век честным быть не только лучше, но и выгоднее", Беркутов ловко и достойно распутывает узел, затянутый Мурзавецкой, преподает ей жестокий урок и все оборачивает в свою пользу. Мало того, он заботится о престиже Мурзавецкой, оберегает ее положение в глазах общества. Но все, чего она желает в;своих грабительских мечтах, он спокойно прибирает к рукам.

Какая разнообразная охота за богатством идет в этой комедии... Вот и юная Глафира, дальняя.родственница Мурзавецкой, ее ученица, жадная до жизни, чувственная, обаятельная, с неукротимым стремлением к роскоши, охотится за убежденным холостяком богатым барином Лыняевым. Он панически боится семейной жизни, а она обольщает его с таким темпераментом и блеском, так изощренно и искусно.

Комедия "Волки и овцы, обескураживающее современна, как будто вчера написана. Провидческий дар Островского открывает удивительные совпадения и сходство, казалось бы, разных эпох: пореформенной России позапрошлого века и нынешнего переломного времени. Сегодняшняя жизнь легко входит в рамки классического сюжета, и пьеса наполняется жгучим современным смыслом.

Велико и безгранично сценическое обаяние старой комедии - ее блестящих образов, совершенных характеров, напряженного, увлекательнейшего действия, ее узорчатого языка. И в жанровом отношении она своеобразна и неповторима. Островский уходит от бытового правдоподобия, смело использует яркие приемы сценической условности. Все это подтолкнуло авторов спектакля - режиссера-постановщика заслуженного деятеля искусств России Б.Н.Голубицкого, сценографа А.П.Липовских - главного художника Санкт-Петербургского театра имени Ленсовета, актеров -народного артиста России П.С.Воробьева, заслуженных артистов России Т.Е.Попову, М.М.Корнилова, А.Н.Макарова, артистов Е.Н.Полянскую, А.В.Царькова, Ю.И.Некрасову, Т.Д.Симоненко, Л.П.Борисову и других к поиску новых выразительных средств, новых способов сценического существования.

Текст: О.Нестерова
Фото: С.Чупахин

У ворот дома пожилой дамы Меропии Давыдовны Мурзавецкой дворецкий разгоняет взбунтовавшихся рабочих, требующих деньги за свой труд. Следом за ними прибывает Чугунов, который ведет дела помещицы. Он также занимается имением вдовы Купавиной и хвастается, что обирает женщину. Дворецкий заявляет, что Мурзавецкая намерилась сосватать племянника вдове. Одна беда – Аполлон Мурзавецкий – пьяница. Помещица находит рычаги давления, якобы покойный муж Купавиной задолжал отцу Аполлона. Поддельная расписка уже подготовлена писцом Горецким.

В город приезжает тетка Купавиной, Анфуса Тихонова, а также мировой судья Лыняев. Вдова отдает помещице «долг» мужа и подписывает подложный вексель. Судья понимает, что женщину обманули, но та не верит. Сватовство, однако, не удается – Аполлона интересует только выпивка, На совместной прогулке с Купавиной и теткой он изводит их приставаниями, а после грозится ограбить вдову.

Лыняев с помощью бедной родственницы Мурзавецкой, Глафиры, находит писца и перекупает его. Горецкий рассказывает об афере помещицы и Чугунова, его родного дяди.

Следующим утром Мурзавецкая присылает Купавиной письмо с обещанием взыскать с женщины огромные деньги за неуважение к ее племяннику. Разоблачение наглецов перед вдовой замедляет друг Лыняева, Беркутов, вознамерившийся жениться на ней.

Чугунов суетится, не желая терять доход от Купавиной, и настраивает помещицу отомстить вдове. Вдруг к Мурзавецкой приезжает Беркутов – он разговаривает очень любезно и рассказывает, что подлог с векселями проявился. Он обвиняет Горецкого и Аполлона, хотя знает истинных преступников. Чугунова он предупреждает уничтожать векселя, но просит за услугу вознаграждение.

Наградой ему становится Купавина, следом за ними женятся Глафирв с Лыняевым. Мурзавецкая и Чугунов остаются ни с чем, да и напоследок Лыняев обзывает их волками. Бывший урядник замечает, что скорее они, потерпевшие – овцы, а волки – Беркутов и Глафира, отхватившие богатых супругов.

Действительно, роли овец и волков – хищников и смиренных жертв – в жизни не стабильны, и оттого разграничить их не просто.

Картинка или рисунок Волки и овцы

Другие пересказы для читательского дневника

  • Краткое содержание Наука любви Овидий

    Поэма Публия Овидия Назона «Наука любви» - своего рода жизненная философия, написанная в стихотворной форме. Произведение написано более 2000 лет назад, но до сих пор темы, затронутые в книге, не потеряли своей актуальности.

  • Краткое содержание Тургенев Певцы

    Охотник Иван Тургенев продолжает своё путешествие, встречая на пути самых разных людей. Сейчас он решил отдохнуть в трактире, чей хозяин, хоть и неразговорчив, но знает, как сделать отдых гостей незабываемым

  • Краткое содержание Трилогия о Кроше Рыбакова

    Ученики выпускных классов проходят летнюю практику на ремонтной автомобильной базе, которая шефствует над классом, где учится Крош (Сергей Крашенинников).

  • Краткое содержание Дидро Монахиня

    В этом литературном шедевре рассказывается о молодой послушнице монастыря св. Марии Сюзанне Симонен, которая сидя в келье, обращается в своих записках, а именно их представляет повествование, к маркизу де Круамару.

  • Краткое содержание Бильярд в половине десятого Белль

    Произведение является историей жизни нескольких поколений немецкого семейства Фемель, представленной писателем в формальных рамках одного дня – празднования восьмидесятилетия главы семьи архитектора Генриха Фемеля

Аннотация

Может быть, ни одна пьеса Островского (а у него есть и не менее великие) не «срабатывает» так злободневно и органично сегодня. Мы все в наши дни и волки, и овцы. Мы говорим о богатстве, о деньгах, об их калечащей силе. Вот и получается: то, что раньше мы воспринимали у Островского умозрительно, сегодня воспринимается с полным пониманием, ведь это касается нас.

Так уж природа устроила: одним людям суждено быть простодушными и кроткими, как овечки, а другим – хитрыми и коварными, как волки. Впрочем, и матёрого волка могут обмануть – в любую минуту они могут поменяться местами. Недаром первый вариант пьесы автор назвал – «Ловит волк, ловят и волка».

Действие комедии разворачивается в пределах нескольких суток в одном из губернских городов. Мурзавецкая, владелица большого, но уже порядком расстроенного имения, одна из самых уважаемых особ, забрала большую власть в губернии. Ее авторитет непререкаем. Говорят, её «женского ума на пятерых мужчин хватит». Сильная, властная, она слывет праведницей, блюстительницей нравов, всячески подчёркивает свою отрешенность от всего земного, от жизненной суеты. Но за мнимым благонравием и кротостью скрывается смелая и напористая авантюристка. Чтобы поправить свои денежные дела, она задумывает прибрать к рукам наследство богатой, опекаемой ею вдовы Евлампии Купавиной и пристроить своего беспутного племянника Аполлона. Мурзавецкая вовлекает в заговор против Купавиной услужливого Чугунова, поверенного во всех её неблаговидных затеях, обнаруживая огромную силу характера, издевательскую дерзость в сочиняемых ею интригах. И при этом уповает на совестливость и порядочность своей жертвы. Она надеется подложными письмами, фальшивыми векселями, тёмными слухами вынудить Купавину к браку с Аполлоном. Изгнанный из полка, вечно пьяный, он доставляет своей тётке немало хлопот и беспокойства. Доходное купавинское имение привлекло, однако, не только губернскую владычицу Мурзавецкую, но и дельца из Петербурга Василия Беркутова. Он приехал, чтобы жениться на Евлампии, и, не зная еще, нравится ли ей, не сомневается в успехе. Не нарушая законов, уверенный, что «в практический век честным быть не только лучше, но и выгоднее», Беркутов ловко и достойно распутывает узел, затянутый Мурзавецкой, преподаёт ей жестокий урок и всё оборачивает в свою пользу. Мало того, он заботится о престиже Мурзавецкой, оберегает её положение в глазах общества. Но все, чего она желает в своих грабительских мечтах, он спокойно прибирает к рукам.
Какая разнообразная охота за богатством идёт в этой комедии... Вот и юная Глафира, дальняя родственница Мурзавецкой, её ученица, жадная до жизни, чувственная, обаятельная, с неукротимым стремлением к роскоши, охотится за убеждённым холостяком богатым барином Лыняевым. Он панически боится семейной жизни, а она обольщает его с таким темпераментом и блеском, так изощренно и искусно.

Комедия «Волки и овцы», обескураживающе современна, как будто вчера написана. Провидческий дар А.Островского открывает удивительные совпадения и сходство, казалось бы, разных эпох: пореформенной России позапрошлого века и нынешнего переломного времени. Сегодняшняя жизнь легко входит в рамки классического сюжета, и пьеса наполняется жгучим современным смыслом.