История василий шуйский. Царь Василий Шуйский: политика в годы правления и свержение

Избрание Василия Шуйского на царство. 19 мая 1606 г. сторонниками Шуйского, возглавлявшего заговор против самозванца Лжедмитрия I, был созван импровизированный Земский собор, на котором Шуйского «избрали» царем. Это было нечто митинга, на котором Шуйский был избран почти демократическим способом. Шуйский не особенно заботился о соблюдении всех тонкостей волеизъявления. Его более беспокоила позиция Боярской думы. И новый царь пошел на ряд уступок, ограничивающих его власть. Шуйский дал крестоцеловальную запись, обещая соблюдать законность: не налагать ни на кого опал и не казнить без суда, не отнимать имущества у родственников осужденных, не слушать «ложных доводов», править вместе с Думой.

Восстание Болотникова. Шуйский с самого начала не пользовался широкой поддержкой. Его избрание признали далеко не все. Во многих регионах стала возникать оппозиция, знаменем которой вновь стало имя царевича Димитрия, который, по слухам, опять спасся. Летом 1606 года движение оппозиции стало приобретать организованный характер. Появился и руководитель – Иван Болотников. Восставшие представляли собой сложный конгломерат сил. Здесь были не только выходцы с низов, но и служилые люди. Они были едины в неприятии новоизбранного царя. После успешной битвы под Кромами в августе 1606 года восставшие занимают Елец, Тулу, Калугу, Каширу и к концу года подступают к Москве. У них не хватает сил для полной блокады столицы, и у Шуйского появляется возможность мобилизовать все ресурсы. К этому времени в стане восставших произошел раскол и отряды Ляпунова (ноябрь) и Пашкова (начало декабря) перешли на сторону Шуйского. Сражение под Москвой 2 декабря 1606 года окончилось поражением Болотникова, который после ряда сражений отступает к Туле. Сам Шуйский выступил против восставших и в июне 1607 года подошел к Туле. Несколько месяцев его войска безуспешно пытаются взять город, пока не догадываются перегородить реку Упу и затопить крепость. Противники Шуйского, положившись на его милостивое слово, открыли ворота. Однако царь все равно расправился с вождями движения.

Война Ивана Болотникова (названная в любимых советских учебниках «первой крестьянской войной») была направлена не сколько на разрушение существующей социальной системы, сколько на перемену лиц и целых социальных групп внутри нее. В условиях кризиса власти Шуйский, стремясь заручиться поддержкой дворянства, издает 9 марта 1607 года обширное крепостническое законодательство, предусматривающие значительное увеличение срока урочных лет. Ссыск беглых стал должностной обязанностью местной администрации. Впервые вводились денежные санкции за прием беглого. Хотя это уложение носило скорее декларативный характер.

Лжедмитрий II. В 1608 г. под Москвой появился новый самозванец – Лжедмитрий II. Он был направлен поляками в лагерь Болотникова, чтобы укрепить пошатнувшуюся веру повстанцев в «царя Дмитрия». Однако соединиться с Болотниковым не успел и осадил Москву, встав лагерем в подмосковном селе Тушине. Современники прозвали его «тушинским вором». В Тушинском лагере были казаки, крестьяне, холопы, служилые люди, даже знатные бояре. Однако главную роль играли поляки, от которых новый самозванец, в отличие от своего талантливого предшественника всецело зависел. Начинается еще одна осада Москвы. Постепенно власть Лжедмитрия распространяется на значительную территорию. В стране устанавливается двоевластие, и не одна из сторон не имела сил чтобы добиться перевеса. Два года существует две параллельные системы власти: две столицы – Тушино и Москва, два государя – цари Василий Иванович и Дмитрий Иванович, два патриарха – Гермоген и Ростовский митрополит Филарет, которого силой привели в Тушино и нарекли «патриархом». Функционировали две системы приказов и две думы, причем в тушинской было немало знатных людей. Это было время нравственного оскудения. Дворяне по несколько раз переходили из одного лагеря в другой ради сохранения нажитого. Военные действия вели к разорениям и потерям.

В сентябре 1608 г. польские отряды осадили Троице-Сергиев монастырь, но взять его в течение 18 месяцев так и не смогли.

Постепенно авторитет Лжедмитрия II стал падать. Разбои казаков и поляков оттолкнули население от «тушинского вора». Крестьяне стали создавать партизанские отряды для борьбы с тушинцами. Однако правительство Шуйского не имело сил для разгрома тушинцев.

В этих условиях царь попросил о помощи Швецию, обещав передать ей Корельскую волость, которую Россия вернула себе по Тявзинскому миру 1595 г. В 1609 г. русские войска М.В. Скопина-Шуйского, племянника царя, и шведский отряд генерала Делагарди разбили тушинцев под Тверью. Но от дальнейшей помощи России шведы уклонились. Для уплаты жалованья шведам вводились новые налоги, что ухудшало положение населения и настраивало его против В.И. Шуйского.

К тому же обращение России за помощью к Швеции дало Польше повод для открытой интервенции в Россию, т.к. Польша и Швеция находились в состоянии войны.

Польская интервенция. В сентябре 1609 г. польские войска вторглись в Россию и осадили Смоленск. Король Сигизмунд отозвал всех поляков из тушинского лагеря, который после этого распался. Лжедмитрий II бежал в Калугу.

В январе 1610 г. М.В. Скопин-Шуйский освободил от осады Троице-Сергиев монастырь и в марте 1610 г. торжественно вступил в освобожденную столицу. Но вскоре он при загадочных обстоятельствах умер. Молва обвинила в его убийстве брата и наследника царя – князя Д.И. Шуйского. Между тем войска польского гетмана С. Жолкевского приближались к Москве. В сражении у дер. Клушино под Можайском царские воеводы были разбиты. С другой стороны к Москве подходил из Калуги Лжедмитрий.

В этой обстановке летом 1610 г. группа бояр и дворян заставила В.И. Шуйского отречься от престола и постричься в монахи. Власть перешла в руки «семибоярщины» (правительство из 7 бояр во главе с Ф. Мстиславским).

Не имея реальной силы и желая избавиться от вора и его притязаний, семибоярщина обратилась к С. Жолкевскому с предложением призвать на русский престол сына польского короля Владислава. (Ранее это же предлагали тушинские бояре. Но если там вероисповедальный вопрос оставался открытым, то Москва ставила обязательным условием переход Владислава в православие). Бояре считали, что при нем они смогут спокойно править страной. В русско-польском договоре подтверждалась крестоцеловальная запись, гарантировалось соблюдение русских обычаев. Заключив договор, бояре впустили поляков в Москву, которые, оказавшись в Кремле, вели себя как завоеватели. Королевич не появился, от его имени правил наместник. Нарушались статьи договора. Для урегулирования разногласий и окончательного достижения договоренности к Сигизмунду, осаждавшему Смоленск, отправилось Великое посольство. Однако король не утвердил договор, не пожелав, чтобы его сын изменял католицизму. Переговоры зашли в тупик, и русские послы оказались на положении пленников.

В России настала пора безвластия. Каждый сам решал, какую власть ему признавать. Одни и те же земли жаловались разными властями разным людям и в результате имели нескольких хозяев. Такое положение было нетерпимо. Выходом стал созыв всенародного ополчения для освобождения Москвы.

Портрет Василия Шуйского

Не стало Скопина как раз в ту пору, когда особенно нужен был высокодаровитый вождь, и притом любимый войском. Тушинский вор уже был не опасен Москве; но зато с запада надвигалась на нее и Василия Шуйского более страшная гроза. Когда победы Скопина и его движение к Москве, с одной стороны, а с другой – вторжение Сигизмунда в русские пределы рассеяли тушинское скопище, положение русских бояр и служилых людей, перешедших на сторону самозванца, стало очень затруднительным. Что им оставалось делать? Бежать за самозванцем, потерявшим всякую надежду на успех, было бы совсем неразумно. Идти с повинной головой к Василию Шуйскому было уже поздно. Он щадил и даже жаловал своих каявшихся изменников тогда, когда уходили они от сильного его врага, а теперь мог посмотреть на них совсем иначе. Русские тушинцы решились искать милости у польского короля.

31 января 1610 г. к Сигизмунду явилось их посольство. Тут были люди разных чинов: знатные бояре, дьяки, дворяне... Главными представителями были боярин Михаил Салтыков с сыном Иваном и дьяк Грамотин, ловкий, смышленый, но безнравственный делец.

Большим праздником для тщеславного Сигизмунда было прибытие русского посольства к нему в стан. Торжественно принимал он посольство противников Василия Шуйского в своем шатре, окруженный сенаторами. Униженно приветствовали короля русские послы: Михаил Салтыков поцеловал руку ему и сказал приветствие, поздравил его с прибытием в Русскую землю, заявил, что московский народ расположен к нему и желает отдаться под его покровительство и вверить ему свою участь. А Иван Салтыков выразил от всего русского духовенства благодарность королю за то, что он пожаловал в московскую землю, соболезнуя о всеобщей смуте и разорении ее областей, чтобы при Божией помощи водворить в опустошенной стране мир и спокойствие. Затем дьяк Иван Грамотин сказал самое главное, что всякого звания московские люди бьют челом королю и выражают желание возвести на московский престол вместо Василия Шуйского королевича Владислава с тем только, чтобы король не нарушал святой веры греческого закона, которую столько веков блюли московские люди.

Таким образом, эти послы, выражавшие на самом деле волю только русских изменников, говорили с королем от имени всей Русской земли – являлись самозваными представителями ее и предавали ее Сигизмунду, злейшему врагу русской народности и православия.

Всем лживым уверениям этих послов король верил или притворялся, что верит: это ему было очень выгодно – являлся удобный повод свергнуть Василия Шуйского и водворить польскую власть в Москве.

4 февраля заключен был между королем и посольством договор. Главные условия его заключались в том, чтобы Владислав венчался на царство в Москве по старому обычаю; чтобы святая вера греческого закона осталась неприкосновенною и "учители римские, лютерские и других вер – раскола церковного не чинили; чтобы перемена законов зависела от бояр и всей земли и царь не казнил никого, не осудя прежде с боярами и думными людьми". Стало быть, Владиславу предлагалось не самодержавие, а ограниченная царская власть, какая была у Василия Шуйского. Любопытно следующее условие: "Для науки вольно каждому из народа московского ездить в другие государства христианские, кроме басурманских, поганских , и государь отчин, имений и дворов ни у кого за то отнимать не будет". Видно, что со времен Бориса и Лжедмитрия I мысль о необходимости сближения с Западом и просвещения уже укоренилась и окрепла. Но в то же время тушинские послы требовали, чтобы крестьяне оставались прикрепленными к земле и чтобы холопам вольности не было дано.

И вот как раз в то время, когда русские изменники готовились предать Москву и русский престол в руки полякам, не стало того вождя, в котором лучшие русские люди видели надежду на спасение от внутренних и внешних губителей Русской земли.

Василия Шуйского не любили и не уважали... Нелюбовь к нему сказывалась уже и раньше, и притом очень сильно. Так, 17 февраля 1609 г., когда тушинцы заградили пути в Москву и там настала сильная нужда и дороговизна, то поднялся мятеж, и шумная толпа служилого и черного люда стала дерзко кричать: "Надо переменить царя! Василий сел самовольством, не всею землею выбран!"

Толпа мятежников, по звону набатного колокола, наполнила Красную площадь. Из толпы раздались крики: "Князь Василий Шуйский не люб нам на царстве! Его одна Москва выбрала!"

Несдобровать бы тогда Василию Шуйскому: у него было много и явных врагов, и тайных недоброхотов меж боярами, желавших его свергнуть; но на этот раз его выручил патриарх Гермоген.

– До сих пор Москва, – сказал он народу, – всем городам указывала, а не другие города указывали ей... А что кровь льется, то это творится по воле Божией, а не по хотению царя!

Своими увещаниями патриарх на время образумил мятежников. Но скоро открыт был тайный заговор погубить Василия. Главного виновника казнили. Положение Василия Шуйского становилось все хуже и хуже. Общее недовольство, крамолы и неудача за неудачей преследовали его.

Блестящие успехи Скопина, царского родича, на время примирили было народ с несчастным царствованием Василия Шуйского; но когда неожиданно скончался Скопин и народная молва, хотя и ложная, обвинила в его смерти царского брата и самого царя, то положение его сделалось крайне шатким. В рязанской земле Прокопий Ляпунов начинает волновать народ, требует свержения Василия Шуйского, заводит даже сношения с самозванцем, засевшим в Калуге. Заговорили громче прежнего недоброхоты Василия и в Москве... На свою беду, царь назначил главным предводителем войска, которое готовился вести на Сигизмунда покойный Скопин, своего бездарного брата Дмитрия, не любимого ни войском, ни народом.

Ополчение это, состоявшее по большей части из новобранцев, предводимое неискусным и нелюбимым вождем, двинулось к Можайску. Сигизмунд отправил навстречу русским отряд своего войска под начальством гетмана Жолкевского. Встреча произошла 24 июня 1610 г. между Москвой и Можайском, у деревни Клушино. Первым же напором поляки обратили в бегство русскую конницу, смяли пехоту; наемные иноземцы из русского войска стали передаваться на сторону поляков. Рать Василия Шуйского была разбита наголову. Дмитрий Шуйский и другие воеводы позорно бежали.

После этой победы Жолкевский двинулся к Москве, провозглашая повсюду царем королевича Владислава, а Василия Шуйского – свергнутым. Город за городом сдавались ему, и он уже приближался к столице. С другой стороны спешил к ней Лжедмитрий II из Калуги и 1 июля стал в Коломенском селе; он рассчитывал, что Москва в крайности скорее признает его власть, чем Владислава. Москва волновалась. Грамоты Жолкевского, в которых он сулил Русской земле мир, спокойствие и всякие благодати, если она признает своим царем Владислава, раскидывались по улицам, ходили по рукам, читались громогласно на сходках. Люди, преданные самозванцу, с своей стороны, мутили народ... Многие, не желая повиноваться Василию Шуйскому и думая свергнуть его, вовсе не хотели попасть и в руки самозванцу и тайно согласились с тушинцами, что те покинут его, а москвичи сведут Василия с престола и выберут всей землей нового царя.

Положение Шуйского в Москве становилось со дня на день труднее. Готовилось его свержение.

17 июля Захар Ляпунов с толпой соумышленников явился во дворец и стал дерзко говорить Василию Шуйскому:

– Долго ли за тебя будет литься кровь христианская? Земля запустела; ничего доброго в твое правление не делается! Сжалься над нашей гибелью, положи царский посох, а мы уже сами о себе подумаем!..

Дерзость Ляпунова возмутила Василия Шуйского; он стал бранить мятежника, даже схватился за нож... Но на эту угрозу дюжий Ляпунов ответил:

– Не тронь меня, а не то сомну тебя всего!

В тот же день за Москвой-рекой, у Серпуховских ворот, собралась большая сходка. Тут были бояре, дворяне, торговые люди и проч. Бояре и всякие люди приговорили: бить челом Василию Шуйскому, чтобы он царство оставил, для того что кровь многая льется, а в народе говорят, что он государь несчастливый, многие города украинские его не хотят, и надо его свергнуть. Против этого приговора говорили только некоторые бояре да патриарх, но их не послушали.

С тяжелым поручением сообщить этот приговор Василию Ивановичу и предложить ему в удел Нижний Новгород отправился во дворец царский свояк, князь Воротынский. Василию Шуйскому ничего более не оставалось делать, как отказаться от власти; он из дворца переехал в свой боярский дом.

После этого главные виновники совершившегося свержения послали сказать тушинцам, что Василий сведен с престола и теперь очередь за ними – исполнить свое обещание отстать от самозванца. На это тушинцы насмешливо ответили: "Вы не помните своего крестного целования, и потому своего царя с царства свели, а мы за своего помереть рады!"

Некоторые уже стали жалеть, что свергли злосчастного Василия Шуйского, а патриарх стал требовать, чтобы снова признали Шуйского царем. Многие соглашались с ним. Тогда Захар Ляпунов и его сообщники, опасаясь, чтобы этого не случилось, поспешили в дом к Шуйскому, взявши с собою монахов из Чудова монастыря, и заявили Василию Ивановичу, что для успокоения народа он должен постричься в монахи. Тот вовсе этого не желал, всячески противился, кричал, что он решительно не хочет постригаться. Все было напрасно! Обряд пострижения над Василием Шуйским совершен был насильно: Ляпунов держал его за руки, а князь Тюфякин произносил за него монашеские обеты.

Пострижение Василия Шуйского в монахи. Картина Б. Чорикова, 1836

Патриарх негодовал. Он заявил, что это пострижение не имеет никакой силы, что монахом стал не Шуйский, а тот, кто произносил обеты. Но свергнутого Василия Шуйского свезли в Чудов монастырь. Жена его тоже была пострижена, а братья заключены.

Почему царствование Василия Шуйского закончилось его свержением, Вы узнаете из этой статьи.

Причины свержения Василия Шуйского

Василий Иванович Шуйский (годы жизни 1552-1612) является потомком Рюриковичей и русским царем с 1606 года по 1610 год.

Стоит сразу отметить, что те времена были достаточно смутными. За власть и трон боролись Борис Годунов, Лжедмитрий I, Лжедмитрий II и другие. Сам Шуйский находился в тайной оппозиции Борису Годунову, параллельно поддерживал Лжедмитрия I и после координировал заговор против него и занял российский трон. Царь из боярского окружения подавил громкое восстание Болотникова и в 1607 году подписал указ касательно 15-летнего сыска крестьян. Власть Василия Шуйского пошатнулась. Когда на арене появился Лжедмитрий II, Шуйский, желая как можно быстрее справиться с конкурентом, заключил в 1609 году договор со Швецией. Условия договора в конечном итоге не привели ни к чему хорошему. Москвичи низложили его с престола и насильно постригли в монахи. После его сдали Польше в плен, где он и умер.

Почему свергли Василия Шуйского?

Василия Шуйского свергли по следующим причинам:

  • Он выражал волю и интересы части бояр, которая не вошла в число Боярской думы Лжедмитрия II. Правление Шуйского приобрело характер Гражданской войны.
  • Заключенный договор со Швецией привел к польской интервенции.
  • Поговаривают, что Василий отравил своего племянника Скопина-Шуйского с целью избавиться от еще одного конкурента.
  • 24 июня 1610 года совершилось сражение поляков с русскими. Под Клушиным войска Шуйского были разбиты, что подорвало окончательно его авторитет.

Надеемся, что из этой статьи Вы узнали, почему свергли Василия Шуйского.

Между боярами началась борьба за освободившийся престол. Победителем оказался глава заговора — 54-летний Василий Иванович Шуй-ский из рода нижегородских князей, считавших себя потомками Александра Невского. В эти дни он действовал быстро, решитель-но и точно. Не надеясь получить поддержку Боярской думы и не желая дожидаться созыва Земского собора, заговорщики во главе с князем 19 мая 1606 г. инсценировали Земский собор: собрали на Красной площади толпу своих сторонников. Они-то и провозгласили его царём. Не решившись открыто выступить про-тив Шуйского, пользовавшегося поддержкой московских посадских людей , бояре ограничились тем, что взяли с него «крестоцеловаль-ную запись» — клятвенное обещание не решать важных вопросов и не подвергать знатных особ суровым карам без согласия Боярской думы. Но-вый царь дал клятву, что будет править по справед-ливости. Патриархом был избран авторитетный ми-трополит Гермоген. Но это не принесло успокое-ния стране.

Таким образом, «одной Москвой», без совета с представителями других земель России, выбрали царем князя Васи-лия Шуйскогоиз старинного боярского рода.

Некоторые бояре считали свой род более заслуживающим пре-стола; часть дворян была недовольна правлением «боярского ца-ря». В народе вновь поползли слухи о «чудесном спасении» царя Дмитрия, которому якобы удалось скрыться. Все недовольные пра-влением Шуйского поддерживали эти слухи.

Правление Василия Шуйского (1606-1610) стало тяжёлым временем в истории России . Но виноват в этом был не столько сам царь, сколько обстоятельства, в которых ему приходилось дей-ствовать. Шуйского часто изображают полным ничтожеством, бес-принципным интриганом и властолюбцем. Действительно, за свою долгую жизнь ему приходилось немало лгать, хитрить и изворачи-ваться. Однако нетрудно заметить, что по своим моральным каче-ствам он был ничуть не хуже прежних царей — кровавого Ивана Грозного , беспощадного Бориса Годунова , авантюриста Григория От-репьева. Его трудно упрекнуть в трусости: за борьбу с Годуновым, а затем и с Отрепьевым он дважды попадал в тяжкую опалу, при-чём во второй раз получил прощение лишь за минуту до казни. Но и после этого он пошёл на отчаянный риск, возглавив новый за-говор против самозванца.

Внутренняя политика Шуйского

Новый царь Василий Шуйский был человеком опытным в государственных делах. Он искренне желал успокоить Россию, восстановить мир и по-рядок. Здесь его личные интересы совпадали с общественными. Однако Шуйскому, как и Годунову, недоставало таланта полковод-ца. А главное, он получил очень тяжёлое наследство от своих пред-шественников на троне: пустую казну, взбаламученное общество и дерзкую аристократию. Наконец, Василий Шуйский был свя-зан по рукам и ногам своими обязательствами перед московским бо-ярством.

Воздавая должное боярству, Шуйский не забывал и о нижнем слое правящего класса — дворянстве. Оно составляло костяк ар-мии. От поддержки дворян во многом зависела судьба правителя. Хорошим подарком дворянам стал закон о 15-летнем сроке сыска беглых крестьян, принятый в мае 1607 г. Одновременно получили льготу и так называемые «боевые холопы» — вооружённые слуги, сопровождавшие дворян в походах. (Жизнь показала, что именно они первыми переходили на сторону мятежников.) Отныне дворя-нам запрещалось превращать свободных людей, нанявшихся к ним в качестве вооружённых слуг, в бесправных холопов.

Лжедмитрий II

Первой проблемой, с которой пришлось столк-нуться Шуйскому, было неповиновение значительной части дворян-ского ополчения. В основном это были отряды из южных и юго-западных городов, вызванные в Москву Лжедмитрием I незадолго до переворота. Обласканные самозванцем, южане не хотели присягать боярскому царю. Они покинули столицу и направились в сторону Рязани. Их воодушевляли слухи о том, что 17 мая в Москве был убит двойник царя Дмитрия, а сам он до времени скрылся в Поль-ше. Одним из главных распространителей этих слухов был тесть Лжедмитрия I Юрий Мнишек. Новые власти отправили его вместе с дочерью Мариной в ссылку в Ярославль. Однако оттуда он имел возможность отправлять письма и гонцов.

Юрий Мнишек помог устроиться в Самборе некому дворянину Михаилу Молчанову, который решил взять на себя бремя бежавшего царя Дмитрия. Так в истории Русского царства появился Лжедмитрий II.

Восстание Болотникова

Вскоре к Лжедмитрию II присоединился Иван Болотников — бежавший из плена атаман волжских казаков. Молчанов назначил его предводителем восстания против царя Василия Шуйского, которое в истории получило имя «восстание Болотникова».

Войско Болотникова с огромными потерями, разделившись на две части, осенью 1606 г. дошло до столицы Русского царства — Москвы. Однако после длительной безуспешной осады мятежники были вынуждены отступить в Калугу. Войска Шуйского, осаждая Калугу, потерпели неудачу, однако нанесли изрядный моральный и физический урон мятежникам. Позже, войскам Болотникова пришлось переместиться в Тулу, где соединились с подкреплением от Лжедмитрия II. Во главе этого подкрепления стоял очередной авантюрист, представившийся сыном царя Дмитрия — царевичем Петром, которого в истории прозвали Лжепетром. На самом деле самозванцем был холоп Илейка Муромец.

Несмотря на неудачу под Калугой, Василий Шуйский быстро собрал новое войско и лично повёл его на Тулу. Мятежники высту-пили навстречу врагу, но были разбиты близ Каширы. Мощная ка-менная тульская крепость стала их последней надеждой. Царские войска безуспешно осаждали её в течение нескольких месяцев. На-конец один из воинов Шуйского предложил запрудить реку Упу, протекавшую через Тулу, и затопить город. Поднявшаяся вода усу-губила бедствия осаждённых, и без того страдавших от голода и бо-лезней. Они начали переговоры с царскими воеводами.

10 октября 1607 г. мятежники сдались на милость победителей. Василий Шуй-ский обещал сохранить им жизнь. Однако предводителям восстав-ших пришлось заплатить за всё содеянное своими жизнями. Илей-ка Муромец был вскоре повешен на окраине Москвы. Болотникова сослали далеко на север, в Каргополь. Там его ослепили, а потом утопили в реке Онеге.

Тушинский лагерь

После победы над восстанием Болотникова в страну прибыл Лжедмитрий II. Это был уже не Михаил Молчанов, а более похожий внешне на Лжедмитрия I очередной самозванец, которого разыскали в Белоруссии принудительно заставили принять участие в авантюре. Он, собрав огромную армию, поселился под Москвой в селе Тушино. Именно с момента образования Тушинского лагеря в Русском царстве и началось настоящее двоевластие царя Василия Шуйского и Лжедмитрия II. Оно продолжалось до 1610 года. Материал с сайта

Василию Шуйскому с большим трудом удавалось удерживать власть. Лжедмитрий II не пропускал в столицу обозы с продовольствием. Москвичи страдали от голода и про-клинали своего беспомощного правителя. Несколько раз заговорщи-ки пытались подготовить переворот, и только случай спасал царя от гибели. Единственной опорой Василия Шуйского был его родич — молодой боярин Михаил Васильевич Скопин-Шуйский .

В апреле 1610 года скончался Скопин-Шуйский . Ходили слухи, что юный воевода был отравлен на пиру своими завистливыми родственниками. Вместо него коман-дование всеми московскими силами принял брат царя — бездарный и трусоватый князь Дмитрий Шуйский. В июне 1610 г. он высту-пил навстречу армии Сигизмунда и потерпел сокрушительное пора-жение в битве близ села Клушина.

Царь и Великий князь Московский и всея Руси (1606-1610).

Князь Василий Иванович Шуйский родился в 1552 году в семье боярина князя Ивана Андреевича Шуйского (около 1533-1573). Он являлся потомком князей Суздальских и Нижегородских и вел свой род от Андрея Ярославича, младшего брата .

В молодые годы В. И. Шуйский служил при дворе , в 1580 году был дружкой царя на его последней свадьбе. В 1581-1582 годах стоял воеводой с полками на Оке, охраняя границу от возможного нападения крымского хана.

Боярин (с 1584 года) князь В. И. Шуйский принял активное участие в борьбе придворных партий после смерти . Он выступал противником , шурина царя , постепенно захватывавшего в свои руки реальные рычаги управления государством. В 1587 году князь подвергся опале, но был быстро прощен и вернулся ко двору.

В мае 1591 года В. И. Шуйский был отправлен в для ведения следствия о загадочной смерти царевича . Следствие подтвердило, что царевич порезался ножом в припадке падучей. Однако и современники, и потомки подозревали В. И. Шуйского в сокрытии истинных причин смерти. Упорно ходили слухи, что царевича убили люди Бориса Годунова, а князь сознательно скрыл это, чтобы избежать преследований со стороны царя. В народе верили, что В. И. Шуйский единственный, кто знает правду об углической трагедии.

В 1596 году В. И. Шуйский направлялся воеводой с полком правой руки «по крымским вестем» в .

В 1598 году, после смерти царя Федора I Ивановича - последнего Рюриковича на русском престоле, - В. И. Шуйский по знатности своего рода и по близости к пресекшейся династии казался наиболее верным претендентом на трон. После избрания на царство Бориса Годунова князь постоянно находился под подозрением в нелояльности, неоднократно удалялся от двора, но неизменно возвращался.

В начале 1605 года В. И. Шуйский активно участвовал в военных действиях против . После смерти Бориса Годунова князь был отозван в .

В июне 1605 года В. И. Шуйский перешел на сторону Лжедмитрия I. Не дожидаясь приезда нового государя в Москву, князь вместе с братьями выехали к нему навстречу. Самозванец принял их в , поначалу говорил с ними сухо, но потом простил.

Вскоре князь возглавил заговор против Лжедмитрия I, был приговорен к смерти, затем помилован и сослан, но в конце 1605 года был вновь возвращен ко двору.

В мае 1606 года, опираясь на дворцовую и церковную знать, верхушку провинциального дворянства западных и центральных уездов и крупное купечество, В. И. Шуйский снова возглавил заговор против Лжедмитрия I. В ходе восстания 17 мая 1606 года Лжедмитрий I был убит заговорщиками, а 19 мая группа приверженцев В. И. Шуйского «выкрикнула» его царем.

В. И. Шуйский дал крестоцеловальную запись, ограничивавшую его власть. 1 (10) июня 1606 года Василий IV Шуйский венчался на царство в Московского Кремля. Сразу вслед за тем был возведен на престол новый патриарх - бывший казанский митрополит , известный своим сопротивлением неправославным поступкам Лжедмитрия I.

Первым публичным актом царя Василия IV Шуйского стало перенесение мощей царевича Дмитрия Ивановича в Москву. В Углич был направлен ростовский митрополит . 3 июня 1606 года мощи Дмитрия Ивановича были привезены и выставлены в Московского Кремля. Его убийцей официально был объявлен Борис Годунов. Этим жестом царь стремился подчеркнуть, что и Лжедмитрий I, и те, кто надеялся последовать его примеру - самозванцы. Однако этой мерой уже нельзя было уже остановить начинавшуюся смуту.

Начавшаяся Смута превратила недолгое царствование Василия IV Шуйского в постоянные войны с И. И. Болотниковым, дворянскими ополчениями братьев Ляпуновых, боярским сыном И. Пашковым. Пытаясь привлечь на свою сторону феодальную верхушку, царь издал Уложение 9 марта 1607 года, по которому срок сыска беглых крестьян составлял 15 лет, а сами крестьяне принадлежали тем, за кем были записаны в 1590-х годах. Но и эта мера не привела к желаемому результату.

В 1607 году новый самозванец - - начал наступление на Москву. Он захватил огромные территории и обосновался в подмосковном селе Тушине (ныне в черте города Москвы). Для борьбы с ним Василий IV Шуйский решил опереться на помощь шведского короля Карла IX. В 1609 году царь отказался от претензий на прибалтийские земли, ранее принадлежавшие Ливонскому ордену, уступил Швеции город Корелу, дал разрешение на хождение шведских денег в Московском государстве, а также принял на себя обязательства содержать шведские войска.

Племяннику Василия IV Шуйского , способному полководцу, во главе русско-шведской армии удалось установить контроль правительства над северными областями страны. Многие начала видеть в нем преемника престарелого и бездетного царя. Однако внезапная смерть М. В. Скопина-Шуйского, в которой сразу же стали обвинять Василия IV Шуйского, лишила царя и этой опоры.

В сентябре 1609 года началась открытая польская интервенция. Польский король осадил . 24 июня 1610 года русско-шведские войска Василия IV Шуйского были разгромлены гетманом С. Жолковским в битве под селом под .

Слабость Василия IV Шуйского и его неспособность выправить ситуацию, привели к тому, что 17 (27) июля 1610 года он был низложен боярами, насильно пострижен в монахи и заточен в Чудов монастырь. Так как в боярской среде не существовало кандидата на престол, который мог бы устроить всех (по крайней мере, большинство), было сформировано боярское правительство, вошедшее в историю под именем «Семибоярщины». Его члены согласились на избрание русским царем польского королевича , сына Сигизмунда III.

В сентябре 1610 года В. И. Шуйский (как мирянин, а не как монах) был выдан польскому Гетману С. Жолкевскому, который в октябре вывез его вместе с братьями под , а позднее в Польшу. В. И. Шуйский скончался 12 (22) сентября 1612 года, находясь в заключении в Гостынском замке.

В 1635 году по просьбе царя останки В. И. Шуйского были возвращены в и погребены в усыпальнице Архангельского собора Московского Кремля.