Как сэкономить на платных автомобильных дорогах. Штраф за бесплатный проезд по платной дороге Проезд зайцем по платной дороге

Владельцы платных трасс нашли способ наказать водителей, которые пытаются проскочить без оплаты проезда.

О том, что в России нет мер борьбы с «зайцами» на платных дорогах, Минтранс РФ говорит не первый год. Ещё в 2016 году в КоАП предлагали ввести для таких водителей штраф в размере 5 000 рублей, однако дальше разработки инициативы дело не пошло. Теперь власти придумали, как наказывать таких «зайцев», не меняя действующее законодательство.

Чтобы не платить за проезд по платным участкам трасс, некоторые водители «пристраиваются в хвост» другим автомобилям и таким образом проезжают пункты взимания платы (ПВП) «зайцами». Теперь за подобные действия они будут наказаны штрафами от 1 000 до 5 000 рублей.

Новости / Авто и общество

Новые участки на платной трассе М-11 и её бесплатном дублёре открыли для движения

Автомобилисты с сегодняшнего дня, с 6 июня 2018 года, могут проехать примерно по половине трассы М-11 «Москва - Санкт-Петербург». Такая возможность появилась после того, как ввели в эксплуатацию новый участок с 334 по...

15983 0 0 06.06.2018

Владельцы платных дорог решили установить на ПВП видеокамеры со светофорами: тому, кто оплатил проезд, включают зелёный сигнал, и он может проезжать. Для следующего за ним автомобиля будет гореть «красный» до тех пор, пока водитель не произведёт оплату. В случае, если он попытается проскочить, ему придёт «письмо счастья» со штрафом за проезд на запрещающий сигнал светофора. В случае первичного нарушения он составит 1 000 рублей, в случае повторного – 5 000 рублей.

Как сообщает «Российская газета », ГК «Автодор» установит на ПВП трассы М-4 «Дон» 90 видеокамер со светофорами. В качестве эксперимента систему наказания для «зайцев» в прошлом году ввели на 545-ом километре этой автодороги. По словам главы «Автодора» Сергея Кельбаха, число нарушителей за время тестирования сократилось в 20 раз.

После успешного завершения эксперимента систему решили распространить на все трассы, находящиеся в управлении госкомпании. «Вырученные» от проезда на «красный» средства «Автодор» намеревается потратить на ремонт, строительство и реконструкцию платных участков дорог.

Для того, чтобы ловить «зайцев» на тех участках, где проезд оплачивается по схеме free-flow, то есть дистанционно с помощью транспондеров (система будет введена в 2019 году), законодательные изменения всё-таки понадобятся. Таких водителей, в случае неоплаты проезда, дорожные камеры будут ловить на съездах. По данным издания, размер штрафа окажется примерно таким же, как и за проезд на запрещающий сигнал светофора. Можно предположить, что речь идёт о 5 000 рублей (если вспомнить инициативу 2016 года). При этом нарушителям вместе с «письмом счастья» придёт также и счёт от «Автодора» за пройденные километры.

Соответствующий законопроект сейчас уже согласовали Минтранс РФ и правительственная комиссия по транспорту. Как сообщает Сергей Кельбах, на рассмотрение в Госдуму эту инициативу отправят осенью.

Первые участки по схеме free-flow появятся на ЦКАД. Недавно «Колёса» сообщали о том, что в проект по строительству третьего участка этой трассы вложились : 3,7 млрд. руб. выделил синдикат Газпромбанка, Сбербанка и Евразийского банка развития.

На просторах страны регулярно прибавляется число платных участков автодорог. Некоторые не желают платить за проезд по ним. Потому власти рассматривают вариант назначения наказания за подобные действия. Нарушителю придется заплатить штраф за неоплаченный проезд по платной дороге. Сейчас на определенных участках автомагистралей установлены специальные шлагбаумы. Им на смену может прийти устройство, позволяющее снять нужную сумму для оплаты дороги с банковской карты. Это позволит избежать остановок и значительно сократить пробки на трассах.

Какие штрафы предусмотрены

Отказаться оплачивать проезд по трассе водитель может путем сбивания шлагбаума. На пропускном пункте есть оператор, который должен передать подробности случившегося в ГИБДД. После инспекторы будут рассматривать материалы дела, изучать данные с камер наблюдения.

Платная дорога

Если правонарушение подтвердится, водитель получит наказание за то, что оставил место ДТП и нарушил правила. Последует наказание в виде лишения прав или административного ареста на 15 суток. На автомобилиста могут подать в суд из-за испорченного имущества. Если после повреждения шлагбаума, остальные машины продолжат движение без нужной оплаты, их нарушение зафиксируют специальные комплексы для фотофиксации. Они состоят из дорожного знака «Стоп-линия», светофора и техники для фиксации нарушения.

Полученная информация позволит назначить штрафные санкции в размере 1000 рублей тем водителям, которые проехали на запрещающий сигнал светофора. Такое наказание является не штрафом за проезд по платной дороге без оплаты, а ответственностью за проезд на запрещенный сигнал светофора.

Важно! Таким образом, в 2018 году штрафа за неоплату проезда по платной дороге нет, это правило действует на всей территории России, в том числе и в Москве и Московской области, где платных участков очень много. Инспектор ГИБДД не имеет права штрафовать автолюбителя за невнесение денежных средств за передвижение по платному участку дороги. Однако водитель может быть наказан иными способами за оставление места ДТП или игнорирование запрещающего сигнала светофора.

Что делать, если штраф получен

Его нужно обязательно обжаловать. Несправедливо выписанное предписание можно оспорить двумя способами:

  • написав заявление на имя руководящего должностного лица в ГИБДД;
  • обратившись в районный суд по месту нахождения отделения ГИБДД, которое выписало штраф.

В первом случае заявление о несогласии со штрафными санкциями вручается непосредственно тому инспектору, который оформлял протокол. Он обязан отдать его вышестоящему руководству в течение 3 полных дней, прикрепив все материалы по делу.

Важно! Подобные жалобы по закону должны быть рассмотрены в срок не позднее 10 дней от даты получения.

Если дело дошло до обращения в суд, то у водителя есть 10 дней для того, чтобы падать исковое заявление (лично или заказным письмом). К нему желательно прикрепить все имеющиеся материалы, подтверждающие неправомерность штрафа.

Примерно два месяца.

Обратите внимание! При рассмотрении неправомерности штрафов ГИБДД в суде госпошлина не взимается.

Изменения в законодательстве

В 2019 году должен вступить в силу законопроект, внесенный на рассмотрение ГК «Автодор». Согласно нему штраф за неуплату проезда по платной трассе составит 5 тыс. рублей. Кроме того, планируется убрать шлагбаумы и заменить их специальной системой free flow, которая позволит контролировать ситуацию с проездом по платным дорогам.

Появится возможность избежать пробок и водителей, которые пытаются пролезть без оплаты. Избавление от шлагбаумов позволит автомобилям совершать свободный проезд через участок, где осуществляется контроль. Размер штрафа значительно превысит стоимость проезда по платной дороге, поэтому водителям придется либо ехать в обход, либо платить.

То, что штрафных санкций за бесплатный проезд по платной дороге не существует, не означает, что водителя на платном участке не могут оштрафовать, поэтому нужно соблюдать ПДД и ни в коем случае не сбивать шлагбаум на пункте контроля.

Российские власти рассматривают вопрос о введении нового штрафа для автомобилистов. Речь идет о санкциях за отказ оплачивать проезд по платным трассам. Вопрос о введении нового штрафа возник в связи с появлением в интернете видеороликов о том, как автовладельцы проезжают по платным дорогам без оплаты, пристраиваясь вплотную к впереди идущему автомобилю, а иногда сбивая шлагбаумы. Сейчас платные дороги в России эксплуатируют частные структуры, которые не могут установить никаких санкций в отношении водителей. В этой связи министерство транспорта занялось разработкой законопроекта о штрафах за отказ оплачивать движение транспорта по платным трассам.

«Водители, которые проезжают «зайцем», наносят существенный убыток. Получается ситуация, при которой вместо передовых технологий надо забор ставить», - прокомментировал ситуацию в эфире «Коммерсант FM» директор Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Михаил Блинкин.

Тем временем, Государственная компания «Российские автомобильные дороги» (ГК «Автодор») с целью ликвидации заторов перед пунктами пропуска на платные дороги, планирует в скором времени убрать шлагбаумы. Однако это создает дополнительную возможность для водителей не платить за пользование платной трассой, тем более что на законодательном уровне никаких штрафных санкций за это пока не предусматривается. Но соответствующие поправки в КоАП уже в скором времени должны быть приняты. Планируется, что штраф за бесплатный проезд по платной дороге будет составлять 5 000 руб. Именно такая санкция заложена в законопроекте Минтранса, разработанном с участием «Автодора». При этом нарушение будет регистрироваться камерами фотовидеофиксации, а само постановление доставляться до автовладельца почтой. Введение соответствующего штрафа служит одной из мер по реализации free flow - проекта, позволяющего на платных трассах отказаться от всех шлагбаумов. Пока все пункты сбора на действующих магистралях гибридные, в которых реализованы два метода взимания средств: путем оплатой наличными или банковской картой и при при помощи транспондеров бесконтактным способом. Но до момента оплаты шлагбаумы на сегодняшний день всегда закрыты, а транспондерами пока оборудованы около четверти проезжающих автомобилей. Все остальные ТС задерживаются у пунктов сбора для передачи наличных, провоцируя появление многокилометровых заторов на загруженных участках.

Что следует ожидать после введения Free flow

Водителям нужно быть готовыми не только к повышению оплаты проезда, но и к дооборудованию своего транспортного средства. Чем придется дополнительно оснащать автомобиль, зависит от того, какая из разрабатываемых в настоящий момент технологий free flow будет выбрана в итоге:

1. Использование специальных навесных комплексов - автомобиль идентифицируется посредством камер, оптических датчиков и лазеров. Оснащать ТС в этом случае не приходится, однако проблема в том, что при плохих погодных условиях эта техника срабатывает не всегда. Данная технология уже обкатывается на одном из участков трассы М-1 «Беларусь».

2. Применение номерных знаков со специальными встроенными RFID-метками. При этом становится ненужным привычный транспондер, но стандартные государственные номерные знаки придется заменить на новые.

И, конечно, с введением новой статьи КоАП появятся правовые основания для наказания водителей, «паровозом» следующих, например, за фурами и избегающих таким образом оплаты, так как шлагбаум попросту не успевает закрыться. В настоящий момент даже при наличии данных о нарушении и снимков с камер видеофиксации административной ответственности такие водители не несут, поскольку при проезде через пункт пропуска шлагбаум перед их транспортным средством фактически был открыт.

I. Оказание услуг по организации проезда транспортных средств по платным автомобильным дорогам общего пользования федерального значения, платным участкам таких автомобильных дорог регулируется .

ВАЖНО! В соответствии с п. 5 ст. 31.1 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ плата в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн (плата в Систему «Платон»), за проезд по платным участкам автомобильных дорог
НЕ ВЗИМАЕТСЯ!

II. Для оплаты проезда по платным участкам автомобильных дорог предусмотрены Пункты взимания платы (далее - ПВП), расположенные непосредственно на дороге. Существуют следующие виды систем взимания платы:

1. Открытая система взимания платы (реализована на платных участках автомобильных дорог М-3 «Украина» и М-4 «Дон», кроме участка км 414 – км 464).

  • Плата за проезд взимается только при проезде через единственный ПВП, расположенный на въезде, выезде или на протяжении платного участка, при этом платный участок имеет свободные въезды и выезды на примыкающие дороги, не оборудованные ПВП. Таким образом, пользование отдельными частями платного участка без пересечения ПВП будет бесплатным.
  • Размер платы за проезд не зависит от фактически пройденного расстояния по платному участку и устанавливается Государственной компанией в соответствии с принятыми тарифами.

2. Закрытая системы взимания платы (реализована на платных участках автомобильной дороги М-11 «Москва - Санкт-Петербург» и на участке 414-464 км автомобильной дороги М-4 «Дон»).

  • Закрытая система взимания платы предусматривает въезд на платный участок и выезд с него через соответствующие ПВП, при этом все въезды и выезды с платного участка оборудованы ПВП.
  • С помощью систем контроля на въездном и выездном ПВП фиксируется весь маршрут Пользователя, оплата за проезд производится на выездном ПВП с учетом имеющейся у оператора информации о месте въезда автомобиля на участок.
  • Таким образом, размер платы за проезд зависит от фактически пройденного расстояния по платному участку и устанавливается Государственной компанией в соответствии с принятыми тарифами.

3. Смешанная система взимания платы (на участке 414-464 км автомобильной дороги М-4 «Дон»).

  • Смешанная система взимания платы предусматривает въезд на платный участок и выезд с него через ПВП, находящиеся на въезде и выезде с платного участка.
  • Оплата за проезд производится на въездном ПВП, при наличии факта оплаты и условии нахождения автомобиля на данном платном участке не более 12 часов на выездном ПВП плата не взимается. В противном случае на выездном ПВП взимается плата в размере принятого Государственной компанией тарифа на данном участке.
  • Передвижение внутри такого платного участка - въезды и выезды с примыкающих дорог остаются свободными.

III. На платных участках применяется следующая классификация категорий транспортных средств*:

Пример транспортного средства Критерий классификации
Общая высота Оси
Высота ≤ 2 м 2 и более

Легковые автомобили, многофункциональные транспортные средства, мотоциклы, автомобили с прицепами высотой менее 2 м

2 м < Высота < 2,60 м

2 и более

Автомобили с прицепами высотой от 2 м до 2,6 м

Высота ≥ 2.60 м

2 оси

Транспортные средства с 2 осями и высотой более 2,6 м

Высота ≥ 2,60 м 3 оси и более

Транспортные средства с 3 и более осями и высотой более 2,6 м,
включая транспортные средства 2-ой категории с прицепами, высота которых превышает 2,6 м

Классификация транспортных средств необходима для определения размера платы за проезд. Классификация основывается на количестве осей и высоте транспортного средства пользователя.

Категория транспортного средства Пользователя и применимый размер платы за проезд определяется автоматически при проезде через ПВП. В случае несогласия Пользователя с автоматически определенной категорией его транспортного средства, определение Категории ТС по заявлению Пользователя может быть произведено вручную на Пункте взимания платы сотрудником Оператора с применением сертифицированных и поверенных измерительных инструментов.

*Примечания:

  • Аксессуары и багаж, перевозимые на крыше и задней двери транспортных средств 1-й и 2-й категорий, в расчет габаритной высоты не включаются.
  • Транспортное средство со специальными техническими устройствами типа климатической установки, закрепленным на крыше, классифицируется по наивысшей точке.
  • Транспортное средство 1-й категории, высота которого, с учетом перевозимого груза, превышает 2,6 метра, классифицируется по 2-й категории.
  • Транспортное средство 1-й и 2-й категорий с прицепом, высота которого, с учетом перевозимого груза, превышает 2,6 метра, классифицируется по 2-й категории (за исключением автовозов, эвакуаторов и других транспортных средств, перевозящих автомобили).
  • Транспортное средство с имеющимися на крыше снегом и/или ледяным покровом, влияющими на расчет габаритной высоты, классифицируется по наивысшей точке.
  • Транспортные средства 3-й и 4-й категорий с конструктивной возможностью подъема одной из задних осей для отрыва её от дорожного полотна классифицируются по количеству фактически установленных на транспортном средстве осей вне зависимости от положения оси.
  • Транспортные средства, двигающиеся на жесткой сцепке, классифицируются как одно транспортное средство по классификационным признакам наивысшего транспортного средства с учётом общего количества осей.
  • Транспортные средства, двигающиеся на гибкой сцепке (буксировочный трос), классифицируются как два независимых транспортных средства с раздельной оплатой.

IV. Пользователям платных дорог, осуществляющим оплату проезда с помощью транспондеров T-pass, для корректного списания средств необходимо:

  • Разместить транспондер T-pass за зеркалом заднего вида в легковом автомобиле или в нижней части лобового стекла над дворниками в грузовом автомобиле, в соответствии с инструкцией по эксплуатации.
  • Убедиться, что денежных средств на лицевом счете достаточно для оплаты проезда. Время зачисления денежных средств должно быть не менее 30 минут до предполагаемого проезда.
  • Информацию по состоянию лицевого счета и детализацию проездов и оплат можно получить в на сайте или в мобильном приложении «Автодор».
  • При наличии в автомобиле нескольких транспондеров, любой из них может быть считан при пересечении ПВП. Поэтому, если в транспортном средстве находятся устройства, которые не планируется использовать для оплаты проезда в данный момент, рекомендуется держать в специальном экранирующем пакете. Приобрести ZIP-пакет можно в любом Центре продаж или в .
  • В противном случае существует риск нежелательного списания средств с перевозимого транспондера (при положительном балансе), либо, если в транспортном средстве находится, в том числе, транспондер с недостаточным для оплаты проезда балансом и оборудование считает именно этот транспондер, шлагбаум не откроется, при том что на счете другого устройства будет достаточное для оплаты количество денежных средств.
  • ООО «Автодор - Платные Дороги» не несет ответственность за неправильное размещение транспондера в транспортном средстве Пользователя, либо за списание денежных средств с лицевого счета другого транспондера.

Сравнение вариантов оплаты проезда

Достоинства и недостатки

Транспондер
Т-pass
Наличные денежные средства

Скидка до 40% на оплату проезда по платным участкам автомобильных дорог М-4 «Дон», М-11 «Москва-Санкт-Петербург» и М-3 «Украина» в зависимости от пройденных участков и протяженности маршрута

Дополнительная скидка на проезд до 10% при подключении к Программе лояльности Государственной компании "Автодор" , Размер скидки зависит от интенсивности проездов и составляет от 3% до 10%)