Как вести себя в экстремальных ситуациях. Поведение людей в экстремальных ситуациях


ОСОБЕННОСТИ ПОВЕДЕНИЯ ЛЮДЕЙ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЯХ
Содержание

ОСОБЕННОСТИ ПОВЕДЕНИЯ ЛЮДЕЙ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЯХ

Понятие об экстремальной ситуации

В нашей сегодняшней совсем не спокойной жизни оказаться в экстремальной ситуации может любой человек в любой момент времени. Стихийные бедствия, катастрофы, взрывы, пожары, внезапные угрозы и многие другие явления незаметно стали частью нашей жизни, и стали оказывать заметное влияние на психику и поведение человека.
За короткое время происходит столкновение с реальной угрозой иногда и с угрозой смерти (в обычной жизни психика создает защиту, позволяя воспринимать смерть как нечто далекое или даже нереальное). Меняется образ мира, действительность представляется наполненной роковыми случайностями. Человек начинает делить свою жизнь на две части – до события и после него. Возникает ощущение, что окружающие не могут понять его чувств и переживаний.
Э кстремальная ситуация - это ситуация, воздействующая на человека в самых крайних, неблагоприятных своих проявлениях. Экстремальной становиться любая ситуация, связанная с угрозой жизни и ущербу здоровья человеку, сложившаяся в результате стихийного бедствия, аварии, катастрофы, опасного природного явления. Каждая такая ситуация имеет только ей характерные причины, особенности и характер развития.

Классификация экстремальных ситуаций (ЭС)

ЭС могут классифицироваться по следующим признакам:
    по степени внезапности: внезапные (непрогнозируемые) и ожидаемые (прогнозируемые). Легче прогнозировать социальную, политическую, экономическую ситуации, сложнее – стихийные бедствия. Своевременное прогнозирование ЭС и правильные действия позволяют избежать значительных потерь и в отдельных случаях предотвратить ЭС;
    по скорости распространения: ЭС может носить взрывной, стремительный, быстрораспространяющийся или умеренный, плавный характер. К стремительным чаще всего относятся большинство военных конфликтов, техногенных аварий, стихийных бедствий. Относительно плавно развиваются ситуации экологического характера;
    по масштабу распространения: локальные, местные, территориальные, региональные, федеральные.К локальным, местным и территориальным относят ЭС, не выходящие за пределы одного функционального подразделения, производства, населенного пункта. Региональные и федеральные ЭС охватывают целые регионы, государства или несколько государств;
    по продолжительности действия: могут носить кратковременный характер или иметь затяжное течение;
    по характеру: преднамеренные (умышленные) и непреднамеренные (неумышленные). К первым следует отнести большинство национальных, социальных и военных конфликтов, террористические акты и другие. Стихийные бедствия по характеру своего происхождения являются непреднамеренными, к этой группе относятся также большинство техногенных аварий и катастроф.
По источнику происхождения экстремальные ситуации подразделяются на:
    ЭС техногенного характера;
    ЭС природного происхождения;
    ЭС биолого-социального характера.
Типы ЭС техногенного характера: транспортные аварии и катастрофы, пожары и взрывы, аварии с выбросом различных и отравляющих, внезапное обрушение сооружений, аварии на электро- и энергетических системах или коммунальных системах жизнеобеспечения.
Типы ЭС природного происхождения: геофизические, геологические, метеорологические, опасные морские гидрологические явления, природные пожары.
Типы ЭС биолого-социального характера: терроризм, общественные беспорядки и различные акты насилия.

Влияние экстремальной ситуации на психическое и психофизиологическое состояние человека

Экстремальная ситуация оставляет след в душе абсолютно любого человека, который оказался причастен к ней, и влияет на его убеждения, образ жизни, состояния и чувства. ЭС может вызвать стресс у каждого, вне зависимости от его жизненного и профессионального опыта, социального положения. Человек становиться жертвой обстоятельств.
Жертвы стихийных бедствий и катастроф страдают от следующих факторов, вызванных экстремальной ситуацией:
1. Внезапность. Лишь немногие бедствия ждут, пока потенциальные жертвы будут предупреждены – например, постепенно достигающие критической фазы наводнения или надвигающийся ураган, шторм. Чем внезапнее событие, тем оно разрушительнее для жертв.
2. Отсутствие подобного опыта. Поскольку бедствия и катастрофы, к счастью, редки – люди часто учатся переживать их в момент стресса.
3. Длительность. Этот фактор варьирует от случая к случаю. Например, постепенно развивавшееся наводнение может так же медленно и спадать, а землетрясение длится несколько секунд и приносит гораздо больше разрушений. Тем не менее, у жертв некоторых длительных экстремальных ситуаций (например, в случаях угона самолета) травматические эффекты могут умножаться с каждым последующим днем.
4. Недостаток контроля. Никто не в состоянии контролировать события во время катастроф; может пройти немало времени, прежде чем человек сможет контролировать самые обычные события повседневной жизни. Если эта утрата контроля сохраняется долго, даже у компетентных и независимых людей могут наблюдаться признаки «выученной беспомощности».
5. Горе и утрата. Жертвы катастроф могут разлучиться с любимыми или потерять кого-то из близких; самое наихудшее – это пребывать в ожидании вестей обо всех возможных утратах. Кроме того, жертва может потерять из-за катастрофы свою социальную роль и позицию. В случае длительных травматических событий человек может лишиться всяких надежд на восстановление утраченного.
6. Постоянные изменения. Разрушения, вызванные катастрофой, могут оказаться невосстановимыми: жертва может оказаться в совершенно новых и враждебных условиях.
7. Экспозиция смерти. Даже короткие угрожающие жизни ситуации могут изменить личностную структуру человека. Повторяющиеся столкновения со смертью могут приводить к глубоким изменениям на регуляторном уровне. При близком столкновении со смертью очень вероятен тяжелый экзистенциальный кризис.
8. Моральная неуверенность. Жертва катастрофы может оказаться перед лицом необходимости принимать связанные с системой ценностей решения, способные изменить жизнь, – например, кого спасать, насколько рисковать, кого обвинять.
9. Поведение во время события. Каждый хотел бы выглядеть наилучшим образом в трудной ситуации, но удается это немногим. То, что человек делал или не делал во время катастрофы, может преследовать его очень долго после того, как другие раны уже затянулись.
10. Масштаб разрушений. После катастрофы переживший ее, скорее всего, будет поражен тем, что она натворила с его окружением и социальной структурой. Изменения культурных норм заставляют человека адаптироваться к ним или остаться чужаком; в последнем случае эмоциональный ущерб сочетается с социальной дезадаптацией.
Внезапное возникновение события, оказывающего сильнейшее воздействие на эмоциональную, когнитивную, личностную сферы человека.
У большинства людей в экстремальной ситуации могут появляться следующие симптомы:
    бред;
    галлюцинации;
    апатия;
    ступор;
    двигательное возбуждение;
    агрессия;
    страх;
    истерика;
    нервная дрожь;
    плач.
Бред и галлюцинации . Критическая ситуация вызывает у человека мощный стресс, приводит к сильному нервному напряжению, нарушает равновесие в организме, отрицательно сказывается на здоровье в целом – не только физическом, но и психическом тоже. Это может обострить уже имеющееся психическое заболевание.
К основным признакам бреда относятся ложные представления или умозаключения, в ошибочности которых пострадавшего невозможно разубедить.
Галлюцинации характеризуются тем, что пострадавший переживает ощущение присутствия воображаемых объектов, которые в данный момент не воздействуют на соответствующие органы чувств (слышит голоса, видит людей, чувствует запахи и прочее).
Апатия может возникнуть после длительной напряженной, но безуспешной работы; или в ситуации, когда человек терпит серьезную неудачу, перестает видеть смысл своей деятельности; или когда не удалось кого-то спасти, и попавший в беду близкий погиб.
Наваливается ощущение усталости – такое, что не хочется ни двигаться, ни говорить, движения и слова даются с большим трудом.
В душе – пустота, безразличие, нет сил даже на проявление чувств. Если человека оставить без поддержки и помощи в таком состоянии, то апатия может перейти в депрессию (тяжелые и мучительные эмоции, пассивность поведения, чувство вины, ощущение беспомощности перед лицом жизненных трудностей, бесперспективность и т.д.).
В состоянии апатии человек может находиться от нескольких часов до нескольких недель.
Основными признаками апатии являются:
    безразличное отношение к окружающему;
    вялость, заторможенность;
    медленная, с длинными паузами, речь.
Ступор . Ступор – одна из самых сильных защитных реакций организма. Она наступает после сильнейших нервных потрясений (взрыв, нападение, жестокое насилие), когда человек затратил на выживание столько энергии, что сил на контакт с окружающим миром уже нет.
Ступор может длиться от нескольких минут до нескольких часов. Поэтому, если не оказать помощь и пострадавший пробудет в таком состоянии достаточно долго, это приведет к его физическому истощению. Так как контакта с окружающим миром нет, пострадавший не заметит опасности и не предпримет действий, чтобы ее избежать.
Основными признаками ступора являются:
    резкое снижение или отсутствие произвольных движений и речи;
    отсутствие реакций на внешние раздражители (шум, свет, прикосновения, щипки);
    «застывание» в определенной позе, оцепенение (numbing), состояние полной неподвижности;
    возможно напряжение отдельных групп мышц.
Двигательное возбуждение . Иногда потрясение от критической ситуации (взрывы, стихийные бедствия) настолько сильное, что человек просто перестает понимать, что происходит вокруг него. Он не в состоянии определить, где враги, а где помощники, где опасность, а где спасение. Человек теряет способность логически мыслить и принимать, решения, становится похожим на животное, мечущееся в клетке.
Агрессия . Агрессивное поведение – один из непроизвольных способов, которым организм человека «пытается» снизить высокое внутреннее напряжение. Проявление злобы или агрессии может сохраняться достаточно длительное время и мешать самому пострадавшему и окружающим.
Основными признаками агрессии являются:
    раздражение, недовольство, гнев (по любому, даже незначительному поводу);
    нанесение окружающим ударов руками или какими-либо предметами;
    словесное оскорбление, брань;
    мышечное напряжение;
    повышение кровяного давления.
Плач . Когда человек плачет, внутри у него выделяются вещества, обладающие успокаивающим действием. Хорошо, если рядом есть кто-то, с кем можно разделить горе.
Основные признаки данного состояния:
    человек уже плачет или готов разрыдаться;
    подрагивают губы;
    наблюдается ощущение подавленности;
    в отличие от истерики, нет признаков возбуждения.
Если человек сдерживает слезы, то не происходит эмоциональной разрядки, облегчения. Когда ситуация затягивается, внутреннее напряжение может нанести вред физическому и психическому здоровью человека.
Истерика . Истерический припадок длится несколько минут или несколько часов.
Основные признаки:
    сохраняется сознание;
    чрезмерное возбуждение, множество движений, театральные позы;
    речь эмоционально насыщенная, быстрая;
    крики, рыдания.

Травматический стресс и посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР)

Любая экстремальная ситуация (несчастный случай, аварии, войны, катастрофы, террористический акт, потеря, гибель близких) оставляет в душах людей свой след. Нарушения, развивающиеся после пережитой психологической травмы, затрагивают все уровни человеческого функционирования: физиологический (появление усталости, нарушения аппетита, сна, обострения хронических заболеваний и т.д.), психологический и уровень межличностного взаимодействия (появление агрессивности, обидчивости в поведении). Непосредственно после чрезвычайной ситуации оставляет после себя дезорганизацию деятельности человека, функциональные нарушения всех познавательных процессов (мышления, восприятия, памяти, речи).
В большинстве случаев экстремальная ситуация способна вызвать травматический стресс.
Травматический стресс - это переживание особого рода, результат особого взаимодействия человека и окружающего мира. Это нормальная реакция на ненормальные обстоятельства, состояние, возникающее у человека, который пережил нечто, выходящее за рамки обычного человеческого опыта, например, угрозу жизни, смерть или ранение другого человека, участие в боевых действиях, насилие, стихийные бедствия и катастрофы и т. п.
Круг явлений, вызывающих травматические стрессовые нарушения, достаточно широк и охватывает множество ситуаций, когда возникает угроза собственной жизни или жизни близкого человека, угроза физическому здоровью или образу «Я».
Выделяют следующие типы травматических ситуаций:
1. Краткосрочное, неожиданное травматическое событие (например, природная катастрофа или техногенная авария).
2. Постоянное и повторяющееся воздействие травматического стрессора - серийная травматизация или пролонгированное травматическое событие. Например, Чернобыльская авария – пример пролонгированного травматического воздействия.
Следствием психической травмы может явиться изменение отношений к себе, к миру, в котором живет человек, к месту, которое занимает человек в этом мире. Эти изменения настолько кардинальны, что получили название «крушение базовых иллюзий» (основные базовые иллюзии: собственного бессмертия, справедливости и простоты устройства мира).
Иллюзия собственного бессмертия . Трагические события нашей жизни подрывают иллюзию собственного бессмертия, подводя нашу жизнь к хаосу, к бессмысленности: зачем строить планы, прилагать какие – то усилия для их реализации, если впереди только одно – смерть.
Иллюзия справедливости устройства мира . В ситуации травматического события человека возмущает сам факт появления зла в его нормальной жизни, он хочет получить ответ на вопрос: «Что я сделал или не сделал такого, за что на меня обрушились эти беды?»
Нарушение принципа справедливости приводит к ощущению, что мы живем в сумасшедшем доме. Как можно к такому адаптироваться? Наиболее простой способ – стать самому сумасшедшим. Можно стать на путь регресса, использовать средства, приводящие к трансовым состояниям, стать роботом, машиной, не умеющему любить и жалеть, наконец.
Крушение базовых иллюзий – болезненный трагический процесс, делающий нашу жизнь бессмысленной.
Что происходит с человеком в ситуации, когда он подвергся неожиданному нападению сам или увидел, что его близким грозит смертельная опасность, или ночью у его дома обрушились стены? Обычно, с ним происходят следующие процессы:
1. Снижение настроения, иногда до полного безразличия и суицидальных мыслей, выраженная слезливость при упоминании о потере или другая невротическая симптоматика.
2. Стрессовые воздействия могут вызывать все уровни психической дезадаптации. Начиная от сверхактивности человека, напоминающей безрезультативную суетливость и истощающую физические возможности до предела, после чего могут возникать различные расстройства желудочно-кишечного тракта, сердечно-сосудистой системы, сексуальной сферы и т.п., и заканчивая полной апатией ко всему и глубокой депрессией.
Динамика переживания травматической ситуации включает в себя четыре этапа.
1. На первом этапе, наступающем сразу после действия травмирующего фактора, человек отказывается воспринимать случившееся. Это фаза отрицания или шока - неверие в то, что картина мира изменилась, что никогда она не будет прежней. Отрицание вплоть до формирования психотических состояний. Человек как будто бы говорит миру: «не верю», пробует строить жизнь по старым принципам. Это значит, что у человека недостаточно ресурсов для того, чтобы пережить расставание с погибшим и организовать на психическом уровне жизнь заново. Ему страшно рискнуть признать, что его жизнь разрушена, и что надо рискнуть и принять новую реальность. Он надеется на "чудесное восстановление" прежней жизни, и мало видит перспективы построить в будущем новую жизнь, отказавшись от старой.
2. Второй этап носит название "фазы агрессии и вины ". Постепенно начиная переживать о случившемся, человек начинает обвинять в происшедшем тех, кто прямо или косвенно имел отношение к травматическому событию. Зачастую после этого человек обращает агрессию на самого себя и испытывает интенсивное чувство вины ("если бы я поступил иначе, этого бы не случилось"). Человек пытается таким образом найти справедливость в "несправедливом мире". "Я не хочу, чтобы было так" – этими словами можно выразить протест против реальности. Обида, вина - куда она спроецируется – на ушедшего, на себя или на мир, на докторов, на друзей - это нельзя сказать заранее.
3. Третий этап – фаза депрессии . После того, как человек осознаёт, что обстоятельства сильнее его, наступает депрессия. Она сопровождается чувствами беспомощности, брошенности, одиночества, собственной бесполезности. Человек не видит выхода из создавшегося положения, ему кажется, что боль будет усиливаться день ото дня. В этот момент теряется ощущение цели и жизнь становится бессмысленной. "Что бы я ни делал, ничего не изменишь". Часто бывает так, что в попытках обрести смысл человек начинает заниматься благотворительностью ("моя жизнь кончилась, буду жить для других"), становится религиозным до фанатичности человеком. Эти решения позволяют смягчить боль, но не избавляют от депрессии, которая становится хронической.
На этой стадии очень важна ненавязчивая поддержка близких. Однако человек, переживающий травму, редко её получает, поскольку окружающие бессознательно боятся "заразиться" его состоянием. Кроме того, человек в депрессивном настроении быстро теряет интерес к общению ("никто меня не понимает"), собеседник начинает его утомлять, и общение прерывается. Люди не знают как себя вести, и избегают общения, что усиливает чувство одиночества.
Взрывы горя, которые сменяются печалью, умиротворением. Человек проходит через контакт с пустотой, признавая свою беспомощность, бессилие что-то изменить.
4. Четвёртый этап - это фаза исцеления . Для неё характерно полное (сознательное и эмоциональное) принятие своего прошлого и обретение нового смысла жизни. "То, что случилось, действительно было, я не могу этого изменить; я могу измениться сам и продолжать жизнь, несмотря на травму". Человек оказывается способен извлечь из произошедшего полезный жизненный опыт. Происходит построение плана на будущее и новой картины мира. Построение временной перспективы: что, с какой последовательностью, для чего конкретно он будет делать. На руинах старого мира строится новый.
Другая классификация последовательных фаз или стадий в динамике состояния людей после психотравмирующих ситуаций предложена в работе Решетникова и др. (1989):
1. «Острый эмоциональный шок ». Развивается вслед за состоянием оцепенения и длится от 3 до 5 ч; характеризуется общим психическим напряжением, предельной мобилизацией психофизиологических резервов, обострением восприятия и увеличением скорости мыслительных процессов, проявлениями безрассудной смелости (особенно при спасении близких) при одновременном снижении критической оценки ситуации, но сохранении способности к целесообразной деятельности. В эмоциональном состоянии в этот период преобладает чувство отчаяния, сопровождающееся ощущениями головокружения и головной боли, сердцебиением, сухостью во рту, жаждой и затрудненным дыханием. До 30% обследованных при субъективной оценке ухудшения состояния одновременно отмечают увеличение работоспособности в 1,5–2 раза и более.
2. «Психофизиологическая демобилизация ». Длительность до трех суток. Для абсолютного большинства обследуемых наступление этой стадии связано с первыми контактами с теми, кто получил травмы, и с телами погибших, с пониманием масштабов трагедии («стресс осознания»). Характеризуется резким ухудшением самочувствия и психоэмоционального состояния с преобладанием чувства растерянности, панических реакций (нередко – иррациональной направленности), понижением моральной нормативности поведения, снижением уровня эффективности деятельности и мотивации к ней, депрессивными тенденциями, некоторыми изменениями функций внимания и памяти (как правило, обследованные не могут достаточно четко вспомнить, что они делали в эти дни). Большинство опрошенных жалуются в этой фазе на тошноту, «тяжесть» в голове, неприятные ощущения со стороны желудочно-кишечного тракта, снижение (даже отсутствие) аппетита. К этому же периоду относятся первые отказы от выполнения спасательных и «расчистных» работ (особенно связанных с извлечением тел погибших), значительное увеличение количества ошибочных действий при управлении транспортом и специальной техникой, вплоть до создания аварийных ситуаций.
3. «Стадия разрешения » – 3–12 суток после стихийного бедствия. По данным субъективной оценки, постепенно стабилизируется настроение и самочувствие. Однако по результатам наблюдений у абсолютного большинства обследованных сохраняются пониженный эмоциональный фон, ограничение контактов с окружающими, гипомимия (маскообразность лица), снижение интонационной окраски речи, замедленность движений. К концу этого периода появляется желание «выговориться», реализуемое избирательно, направленное преимущественно на лиц, которые не были очевидцами стихийного бедствия, и сопровождающееся некоторой ажитацией. Одновременно появляются сны, отсутствовавшие в двух предшествующих фазах, в том числе тревожные и кошмарные сновидения, в различных вариантах отражающие впечатления трагических событий.
На фоне субъективных признаков некоторого улучшения состояния объективно отмечается дальнейшее снижение физиологических резервов (по типу гиперактивации). Прогрессивно нарастают явления переутомления. Средние показатели физической силы и работоспособности (в сравнении с нормативными данными для исследованной возрастной группы) снижаются на 30%, а по показателю кистевой динамометрии – на 50% (в ряде случаев – до 10–20 кг). В среднем на 30% уменьшается умственная работоспособность, появляются признаки синдрома пирамидной межполушарной асимметрии.
4. «Стадия восстановления ». Начинается приблизительно с 12-го дня после катастрофы и наиболее отчетливо проявляется в поведенческих реакциях: активизируется межличностное общение, начинает нормализоваться эмоциональная окраска речи и мимических реакций, впервые после катастрофы могут быть отмечены шутки, вызывавшие эмоциональный отклик у окружающих, восстанавливаются нормальные сновидения. Учитывая зарубежный опыт, можно также предполагать у лиц, находившихся в очаге стихийного бедствия, развитие различных форм психосоматических расстройств, связанных с нарушениями деятельности желудочно-кишечного тракта, сердечно-сосудистой, иммунной и эндокринной систем. Еще одна классификация (Александровский и др., 1991) выделяет три фазы:
    1. Предвоздействие, включающее в себя ощущение угрозы и беспокойства. Эта фаза обычно существует в сейсмо-опасных районах и зонах, где часты ураганы, наводнения; нередко угроза игнорируется либо не осознается.
    2. Фаза воздействия длится от начала стихийного бедствия до того момента, когда организуются спасательные работы. В этот период страх является доминирующей эмоцией. Повышение активности, проявление само- и взаимопомощи сразу же после завершения воздействия нередко обозначается как «героическая фаза». Паническое поведение почти не встречается – оно возможно, если пути спасения блокированы.
    3. Фаза послевоздействия, начинающаяся через несколько дней после стихийного бедствия, характеризуется продолжением спасательных работ и оценкой возникших проблем. Новые проблемы, возникающие в связи с социальной дезорганизацией, эвакуацией, разделением семей и т.п., позволяют ряду авторов считать этот период «вторым стихийным бедствием».

Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР)

К стрессорам, выходящим за рамки обычного человеческого опыта, относятся те события, которые способны травмировать психику практически любого здорового человека: стихийные бедствия, техногенные катастрофы, а также события, являющиеся результатом целенаправленной, часто преступной деятельности: диверсии, террористические акты, массовое насилие, боевые действия, попадание в «ситуацию заложника», разрушение собственного дома.
ПТСР представляет собой комплекс реакций человека на травму, где травма определяется как переживание, потрясение, которое у большинства людей вызывает страх, ужас, беспомощность. Это, в первую очередь, ситуации, когда человек сам пережил угрозу собственной жизни, смерть или ранение другого человека. Также предполагается, что симптомы могут появиться как сразу после пребывания в травматической ситуации, так и возникнуть спустя много лет - в этом особая каверзность посттравматического стрессового расстройства. Описаны случаи, когда у ветеранов второй мировой войны симптомы ПТСР проявились спустя сорок лет после окончания военных действий.
ПТСР возникает, когда:
    человек пережил, или стал очевидцем события, связанного со смертью или серьёзным ранением – угрозой физической целостности, своей или других людей;
    и т.д.................

Установлено, что поведенческие реакции человека в экстремальных условиях, их временные характеристики, вообще психофизиологические возможности людей -- величины чрезвычайно вариативные, зависящие от особенностей нервной системы, жизненного опыта, профессиональных знаний, навыков, мотивации, стиля деятельности.

В настоящее время вывести интегральную форму поведения человека в напряженной ситуации почти не представляется возможным. Тем не менее появляется все больше данных, что психологические факторы -- индивидуальные качества, способности человека, его навыки, готовность, установки, общая и специальная подготовка, его характер и темперамент -- в сложной обстановке не суммируются арифметически, а образуют некий комплекс, который в конечном счете реализуется либо в правильном, либо в ошибочном действии.

В общем виде экстремальная ситуация представляет собой совокупность обязательств и условий, оказывающих сильное психологическое воздействие на человека.

Стиль поведения в экстремальной ситуации

Поведение в состоянии аффекта.

Аффект характеризуется высокой степенью эмоциональных переживаний, которая приводит к мобилизации физических и психологических ресурсов человека. В практике достаточно часто встречаются случаи, когда физически слабые люди в состоянии сильного душевного волнения совершают действия, которые не смогли бы совершить в спокойной обстановке. Например, наносят большое количество смертельных повреждений или одним ударом высаживают дубовую дверь. Еще одним из проявлений аффекта является частичная утрата памяти, которая характеризует не каждую аффективную реакцию. В некоторых случаях субъект не помнит событий, предшествующих аффекту, и событий, произошедших во время последнего.

Аффект сопровождается возбуждением всей психической деятельности. В результате этого у лица происходит снижение контроля над своим поведением. Данное обстоятельство приводит к тому, что совершение преступления в состоянии аффекта влечет за собой специфические правовые последствия.

В УК ничего не говорится о том, что у лица, находящегося в состоянии аффекта, ограничена возможность осознавать характер своих действий или руководить ими. В этом нет необходимости, так как сильное душевное волнение характеризуется ограничением сознания и воли. Именно «суженность» последних позволяет говорить о том, что состояние аффекта имеет определенное юридическое значение. «С позиции уголовного законодательства юридически значимыми могут быть признаны такие эмоциональные состояния обвиняемого, которые значительно ограничили его волевое целенаправленное поведение».

Аффект оказывает существенное влияние на психическую деятельность человека, дезорганизуя ее и затрагивая высшие психические функции. Мышление утрачивает гибкость, снижается качество мыслительных процессов, что обусловливает осознание лицом только ближайших целей своих действий, а не конечных. Внимание целиком концентрируется на источнике раздражения. То есть у лица в силу сильного эмоционального напряжения ограничивается возможность выбора модели поведения. Из-за этого происходит резкое снижение контроля над действиями, что приводит к нарушению целесообразности, целенаправленности и последовательности действий.

Внезапно возникшему сильному душевному волнению предшествует одна из следующих описанных в законе ситуаций.

Насилие, издевательство, тяжкое оскорбление, иные противоправные или аморальные действия (бездействие) потерпевшего. Здесь состояние аффекта формируется под воздействием разового и очень значимого для виновного события. Например: супруг, внезапно возвратившийся из командировки, обнаруживает воочию факт супружеской измены.

Длительная психотравмирующая ситуация, возникающая в связи с систематическим противоправным или аморальным поведением потерпевшего. Аффективная реакция формируется в результате длительного «накопления» отрицательных эмоций, которое приводит к эмоциональному напряжению. Для возникновения аффекта в этом случае достаточно очередного факта противоправного или аморального поведения.

По смыслу закона аффект возникает в связи с определенными действиями или бездействием потерпевшего. Но в практике встречаются случаи, когда внезапно возникшее сильное душевное волнение вызывает противоправное или аморальное поведение нескольких людей. При этом для развития аффективной реакции необходима совокупность действий (бездействия) двух или более лиц, то есть поведение одного из них, в отрыве от поведения другого, могло и не явиться поводом для возникновения аффекта.

Поведение в состоянии стресса

Стресс - эмоциональное состояние, внезапно возникающее у человека под влиянием экстремальной ситуации, связанной с опасностью для жизни или деятельностью, требующей большого напряжения. Стресс как и аффект такое же сильное и кратковременное эмоциональное переживание. Поэтому некоторые психологи рассматривают стресс как один из видов аффекта. Но это далеко не так, так как они имеет свои отличительные особенности. Стресс, прежде всего, возникает только при наличии экстремальной ситуации, тогда как аффект может возникнуть по любому поводу. Второе отличие заключается в том, что аффект дезорганизует психику и поведение, тогда как стресс не только дезорганизует, но и мобилизует защитные силы организации для выхода из экстремальной ситуации.

Стресс может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на личность. Положительную роль оказывает стресс, выполняя мобилизационную функцию, отрицательную роль - вредно действуя на нервную систему, вызывая психические расстройства и различного рода заболевания организма.

Стрессовые состояние по разному влияют на поведение людей. Одни под влиянием стресса проявляют полную беспомощность и не в состоянии противостоять стрессовым воздействиям, другие, наоборот, являются стрессоустойчивыми личностями и лучше всего проявляют себя в моменты опасности и в деятельности, требующие напряжения всех сил.

Поведение в состоянии фрустрации

Особое место в рассмотрении стресса занимает психологическое состояние, возникающее вследствие реальной или воображаемой помехи, препятствующей достижению цели, называющееся фрустрацией.

Защитные реакции при фрустрации связаны с появлением агрессивности или уходом от трудной ситуации (перенос действий в воображаемый план), а также возможно снижение сложности поведения. Фрустация может привести к ряду характерологических изменений связанных с неуверенностью в себе или фиксации регидных форм поведения.

Механизм фрустрации достаточно прост: сначала возникает стрессовая ситуация, приводящая к перенапряжению нервной системы, а затем это напряжение «разряжается» в ту или иную наиболее уязвимую систему.

Выделяют положительные и отрицательные реакции на фрустрацию.

Уровень тревожности в экстремальных ситуациях

Тревога - это эмоциональное переживание, при котором человек испытывает дискомфорт от неопределенности перспективы.

Эволюционное значение тревоги заключается в мобилизации организма в экстремальных ситуациях. Определенный уровень тревоги необходим для нормальной жизнедеятельности и продуктивности человека.

Нормальная тревога помогает адаптироваться к различным ситуациям. Она возрастает в условиях высокой субъективной значимости выбора, внешней угрозе при недостатке информации и времени.

Патологическая тревога, хотя и может провоцироваться внешними обстоятельствами, обусловлена внутренними психологическими и физиологическими причинами. Она непропорциональна реальной угрозе или не связана с ней, а главное - не адекватна значимости ситуации и резко снижает продуктивность и адаптационные возможности. Клинические проявления патологической тревоги разнообразны и могут носить приступообразный или постоянный характер, проявляясь как психическими, так и - даже преимущественно - соматическими симптомами.

Чаще всего тревогу рассматривают как негативное состояние, связанное с переживанием стресса. Состояние тревоги может варьировать по интенсивности и изменяться во времени как функция уровня стресса, которому подвергается индивид, но переживание тревоги свойственно любому человеку в адекватных ситуациях.

Причины, вызывающие тревогу и влияющие на изменение её уровня, многообразны и могут лежать во всех сферах жизнедеятельности человека. Условно их разделяют на субъективные и объективные причины. К субъективным относятся причины информационного характера, связанные с неверные представлением об исходе предстоящего характера, приводящие к завышению субъективной значимости исхода предстоящего события. Среди объективных причин, вызывающих тревогу, выделяют экстремальные условия, предъявляющие повышенные требования к психике человека и связанные с неопределённостью исхода ситуации.

Постстрессовая тревога развивается после экстремальных, обычно неожиданных ситуаций -- пожаров, наводнений, участия в боевых действиях, изнасилования, похищения ребенка. Обычно наблюдаются также беспокойство, раздражительность, головная боль, усиленный четверохолмный рефлекс (реакция на внезапный раздражитель), расстройства сна и кошмары, включающие картины пережитой ситуации, чувство одиночества и недоверия, ощущение собственной неполноценности, избегание общения и любых видов деятельности, которые могут напомнить происшедшие события. Если весь этот комплекс развивается спустя определенный латентный период после экстремальной ситуации и приводит к существенным нарушениям жизнедеятельности, то ставится диагноз посттравматического стрессового расстройства. Постстрессовая тревога реже развивается, если человек во время экстремальной ситуации активно действует.

экстремальная ситуация поведение

По данным служб спасения разных стран, около 80% человек в моменты опасности впадают в ступор, 10% начинают паниковать, и только оставшиеся 10% быстро берут себя в руки и действуют, чтобы спастись. Смотрите, как четкое понимание ситуации и самоконтроль помогают выжить человеку в любых, даже самых диких условиях.

17-летняя девушка была одной из пассажирок самолета, который в 1971 году пролетал над перуанской сельвой. В самолет попала молния, и тот развалился прямо в воздухе. Выжить после падения удалось лишь 15 из 92 пассажиров, но все, кроме Юлиана, получили серьезные травмы и умерли раньше, чем пришла помощь. Повезло лишь ей одной – кроны деревьев смягчили удар, и, несмотря на перелом ключицы и разорванные связки в колене, девушка, пристегнутая к сиденью и упавшая вместе с ним, осталась жива. Юлиане бродила по зарослям 9 дней, и ей удалось выйти к реке, по которой проплывала группа местных охотников. Те ее накормили, оказали первую помощь и доставили в больницу. Все время, проведенное в сельве, девушку вдохновлял пример отца, который был опытным экстремалом и преодолел пешком путь из Ресифи (Бразилия) в Лиму, столицу Перу.

Супруги из Великобритании в 1973 году провели 117 дней в открытом океане. Пара отправилась в путешествие на своей яхте, и несколько месяцев все было благополучно, но у берегов Новой Зеландии судно атаковал кит. Яхта получила пробоину и начала тонуть, но Морис и Мэрилин успели спастись на надувном плоту, прихватив документы, консервы, емкость для воды, ножи и еще несколько подвернувшихся под руку необходимых вещей. Еда очень быстро закончилась, и супруги ели планктон и сырую рыбу – они ловили ее на булавочные самодельные крючки. Спустя почти четыре месяца их подобрали северокорейские рыбаки – к тому времени и муж, и жена практически полностью обессилели, так что спасение пришло в последнюю минуту. На своем плоту супруги Бэйли преодолели более 2000 км.

11- летний мальчик показал удивительный пример выдержки и самообладания в экстремальной ситуации. Легкомоторный самолет, в котором были отец Нормана со своей подругой, пилот, а также сам Норман, врезался в гору на высоте 2,6 км и разбился. Отец и пилот погибли на месте, девушка пыталась спуститься по леднику и сорвалась вниз. К счастью, Оллестад-старший был опытным экстремалом и учил сына навыкам выживания. Норман соорудил из найденных в горах некое подобие лыж и благополучно спустился вниз – это заняло около 9 часов. Повзрослев и став писателем, Норман Оллестад рассказал об этом случае в книге «Без ума от бури», которая стала бестселлером.

Путешественник из Израиля вместе с другом Кевином сплавлялся на плоту в Боливии, их вынесло к водопаду. После падения выжили оба, но Кевину практически сразу удалось выбраться на берег, а Йоси увлекло вниз по реке. В итоге 21-летний парень оказался один в диком лесу вдали от цивилизации. Однажды на него напал ягуар, но с помощью факела молодому человеку удалось прогнать зверя. Йоси питался ягодами, птичьими яйцами, улитками. В это время его искала спасательная группа, которую собрал Кевин сразу после происшествия – через 19 дней поиски увенчались успехом. Этому случаю был посвящен один из сюжетов популярной программы Discovery Channel «Я не должен был выжить».

Полицейский из Италии в 1994 году решил принять участие в «Марафоне де Сабль» — шестидневном 250-километровом забеге пустыне Сахара. Попав в сильнейшую песчаную бурю, он потерял направление и в итоге заблудился. 39-летний Мауро не пал духом, а продолжал двигаться – он пил собственную мочу, а питался змеями и растениями, которые ему удалось найти в русле пересохшей реки. Однажды Мауро набрел на заброшенную мусульманскую святыню, где водились летучие мыши – он стал ловить их и пить их кровь. Через 5 дней его обнаружила семья кочевников. В итоге Мауро Проспери прошел 300 км за 9 дней, похудев во время пути на 18 кг.

Австралиец потерял почти половину своего веса во время вынужденных странствий по пустыням северной части континента. Его машина сломалась, и он пешком отправился до ближайшего населенного пункта, но не знал, насколько далеко и в каком направлении тот находится. Он шел день за днем, питаясь кузнечиками, лягушками и пиявками. Потом Рики построил себе убежище из веток и стал ждать помощи. К счастью для Рики, был сезон дождей, поэтому у него не было особых проблем с питьевой водой. В итоге его обнаружили люди с одной из скотоводческих ферм, расположенных в том районе. Они описали его как «ходячий скелет» — до своего приключения Рики весил чуть более 100 кг, а когда его отправили в больницу, где он провел шесть дней, масса тела составляла 48 кг.

Двое 34-летних французов в 2007 году семь недель выживали в самой глуши Гвианы, питаясь лягушками, многоножками, черепахами и пауками-птицеедами. Первые три недели друзья, заблудившиеся в лесу, провели на месте, соорудив убежище – они надеялись, что их найдут, но потом поняли, что плотные кроны деревьев не позволят их заметить с воздуха. Тогда парни отправились в путь в поисках ближайшего жилья. Под конец путешествия, когда, по их расчетам, оставалось идти не более двух дней, Гилему стало совсем плохо, и Люк пошел один, чтобы как можно быстрее привести помощь. Действительно, вскоре он вышел к цивилизации и вместе со спасателями вернулся к напарнику – для обоих приключение закончилось благополучно.

Туристка из Франции выжила после падения с высоты около 20 метров, а потом провела 11 дней в горах на северо-востоке Испании. 62-летняя женщина отстала от группы и заблудилась. Она попыталась спуститься вниз, но сорвалась в лощину. Выбраться оттуда она не смогла, поэтому ей пришлось провести посреди дикой природы почти две недели в ожидании помощи – она ела листья и пила дождевую воду. На 11-й день спасатели заметили с вертолета красную футболку, которую Тереза расстелила на земле, и вызволили ее.

29-летний судовой повар из Нигерии провел под водой почти трое суток на затонувшем судне. Буксир попал в шторм в 30 километрах от берега, получил сильные повреждения и быстро пошел ко дну – в это время Окене находился в трюме. Он наощупь передвигался по отсекам и обнаружил так называемый воздушный мешок – «карман», который не заполнила вода. Харрисон был в одних шортах и находился по грудь в воде – ему было холодно, но он мог дышать, а это было главное. Каждую секунду Харрисон Окене молился – накануне жена в sms прислала ему текст одного из псалмов, который он и повторял про себя. Кислорода в воздушном мешке было не так много, но его хватило до прихода спасателей, которые не могли добраться до судна сразу из-за шторма. Остальные 11 членов экипажа погибли – Харрисон Окене оказался единственным выжившим.

72-летняя жительница Аризоны выживала в дикой природе 9 дней. Пожилая женщина 31 марта 2016 года отправилась навестить внуков на гибридном автомобиле, но у него кончился заряд, когда она проезжала через совершенно безлюдные места. Ее телефон не ловил сеть, и она решила забраться повыше, чтобы позвонить в службу спасения, но в итоге заблудилась. С Энн путешествовали пес и кот – 3 апреля полиция, которая уже вела поиски, обнаружила машину и сидящего в ней кота. 9 апреля нашлась собака и надпись Help (помогите), выложенная камнями. Под одним из них была записка от Энн от 3 апреля. В тот же день спасатели нашли сначала самодельное убежище, а чуть позднее – саму Энн.


Поведение человека в экстремальных ситуациях.

Формы поведения человека экстремальных ситуациях.
«Гибель Помпеи» К. Брюллова – всемирно известная картина. Но способны ли мы увидеть и почувствовать в неё нечто большее, чем её высокие художественные достоинства? Разрушается город, гибнут родные и близкие. Что чувствует человек в такие минуты, как ведёт себя? Не праздное любопытство и не теоретический интерес к психологии заставляют задать этот вопрос. Трагедия Помпеи в разных масштабах многократно повторялась и будет повторяться. Как же ведут себя люди в тяжёлых критических си-туациях, что лежит в основе их поведения, как повысить устойчи-вость поведения в этих ситуациях?

Поведение определяется сочетанием трёх основных факторов:

биологические свойства организма (наследственность; нервно- психические заболевания; физико – химические нарушения в составе окружающей среды);

личность человека, как совокупность индивидуально – психи-ческих особенностей (нравственное и правовое сознание, цен-ностные ориентации, установки и т. д.);

внешняя среда с её экономическими, социальными, политичес-кими, культурными и другими нормами.

Чрезмерные психические и физические нагрузки, возникающие в чрезвычайных ситуациях, могут снижать эффективность поведения и деятельности вплоть до полной дезорганизации. Возникающие на этой почве так называемые трудные состояния могут выражаться в стрессе, фрустрации, тревоге, страхе.

Стресс (англ.stress – давление, напряжение) – это особое состоя- ние человека в период приспособления к новым условиям сущест-вования. Его психическим выражением может стать повышенная тревожность, неуверенность в себе, переутомление.

Фрустрация (лат. frustratio – обман, тщётное ожидание) – есть острое переживание неудовлетворённой потребности, как биоло-гической (голод, жажда, сон и т.д.), так и социальной. С точки зрения нарушения в сфере поведения фрустрация может появлять-ся в двух уровнях: как утрата волевого контроля (дезорганизация поведения) или как снижение степени обусловленности сознания адекватной мотивацией (потеря терпения и надежды).

Тревога – напряжённость, тягостный душевный дискомфорт. Раздражители, ранее являвшиеся нейтральными, усиливают трево-гу. Интенсивная тревога снижает возможность логической оценки воспринимаемой информации, её правильной переработки.

Страх – ощущение безысходности, неотвратимости надвигаю – щейся катастрофы – вызывает повышенную двигательную актив – ность, панические поиски помощи.

Тревожно – боязливое возбуждение – такое название получило крайнее выражение расстройств тревожного ряда. Оно характери – зуется дезорганизацией поведения, невозможность целенаправлен-ной деятельности.

Экстремальные ситуации сопряжены с психическим травмами, которые могут стать причиной психических болезней, объединён – ных под общим названием психогений. Клинические проявления таких расстройств многообразны. Наибольший удельный вес при – надлежит неврозам и реактивным психозам.

Неврозы – это группа заболеваний, возникающих под влиянием психических травм, сопровождающихся нарушением самочувст-вия и соматовегетативных функций, повышенной психической истощаемостью при достаточно сохранной оценке окружающего и осознании факта своего болезненного состояния.

Реактивные психозы – это выраженные психогенно обуслов-ленные расстройства преимущественно психотического характера, возникающие в связи с действием факторов, угрожающих жизни, благополучию индивидуума или особо для него значимых. Эти расстройства возникают в связи с тяжёлым эмоциональным стрессом. Имеются наблюдения, когда психические расстройства после тяжёлых травм возникают спустя некоторое время (отстав-ленные реакции) и долго не проходят после завершения действия эмоциональной травмы.

В зависимости от клинических проявлений реактивные состоя-ния подразделяются на острые и затяжные.

Острые реактивные состояния (аффективно- шоковое реак-ция) проявляется в виде возбуждения или заторможенности вплоть до ступора. Реакции с возбуждением протекают на фоне суженного сознания. Поведению людей в этот период хаотично, беспорядочно. Поступки людей бывают бессмысленны, а иногда и во вред им. Например, во время пожара лица, охваченные таким хаотическим возбуждением, могут выброситься из окна и погиб-нуть, хотя непосредственной угрозы для жизни могло и не быть.

После выхода из такого состояния больные плохо помнят про-исшедшем, испытывают состояние общей слабости, вялости, апа – тии. При аффетивно-шоковых реакциях с заторможенностью может наступить частичная или полная обездвиженность (состоя-ние ступора). Лица в таких состояниях испытывают трудности с выполнением действий.

В условиях угрожающей опасности человек испытывает осо-бую тяжесть в ногах, его движения замедлены. Он не в состоянии чётко и быстро действовать, чтобы избежать опасности. Иногда в таких ситуациях наступает как бы оцепенение (ступор). Однако лица, пребывающие в состоянии частичной или полной затормо-женности, могут достаточно правильно воспринимать и оценивать окружающую их обстановку.

Аффективно-шоковое состояния, как уже отмечено, возни-кают в условиях, угрожающих жизни, и проходят, когда эти обстоятельства и исчезают. Такие больные обычно не наблюдают-ся в больничных условиях.

Другую группу составляют затяжные психогенные реакции. Они могут возникать после случаев, имеющих для больного особую значимость (смерть близких, угроза дальнейшему благопо-лучию и т.д.). наиболее типичными формами таких реакций являются реактивная депрессия и реактивный параноид.

Следующие примеры иллюстрируют поведение людей в стрес-совых ситуациях, когда те или иные психические нарушения приводили к тяжёлым последствиям.

Для состояния ажитации в условиях аварии наиболее типич-ны неадекватность восприятия окружающей действительности. В частности, случается нарушение оценки временных интервалов, что затрудняет понимание ситуации в целом. Примером может быть такое наблюдение. Во время полёта по маршруту загорелся самолёт. В состав экипажа, кроме пилота, входили ещё два челове-ка. Исход создавшейся ситуации: лётчик катапультировался, а остальные члены экипажа погибли, хотя в их распоряжении тоже были катапультные установки.

При расследовании выяснилось, что командир перед катапуль-тированием дал команду оставить самолёт, однако, по его словам, не получил ответа, хотя ждал несколько минут. Фактически же промежуток времени между командой и катапультированием составил лишь несколько секунд. Остальные члены экипажа за этот промежуток времени не смогли подготовиться к катапуль-тированию. Доли секунды субъективно были восприняты пилотом как минуты, что и привело к гибели двух человек.

Кратковременный ступор в условиях угрозы для жизни характе-ризуется внезапным оцепенением. При этом сохраняется интел-лектуальная деятельность. Лётчик, выполняя полёт на высоте 8000 м, услышал резкий хлопок. Этот звук ассоциировался для него со взрывом. Это привело его в состояние кратковременного ступора – он не мог управлять самолётом из-за наступившего оцепенения. За это время самолёт потерял 3000 м высоты. Осознав, что звук вызван отказом двигателя, лётчик пришёл в нормальное состояние и начал действовать в соответствии с ситуацией.

Когда намерения к действию уже сформированы и начинают реализоваться, появление неожиданных, неопределённых раздра-жителей наносит «удар» по системе предвидения. Этот «удар» даже у людей с высокой подготовленностью может вызвать аффективное состояние.

Пример. 8 декабря 1972 года «Боинг-707» с пассажирами на борту потерпел катастрофу. Расследование показало, что идя на посадку, лётчик привёл в действие интерцепторы – металлические пластины, выдвигаемые из крыльев самолёта поперек воздушного потока для уменьшения скорости. Но посадочная полоса оказалась занятой. Руководитель полетов в резкой форме дал пилоту приказ пойти на второй круг. Лётчик, не ожидая такого распоряжения, растерялся; вывел двигатели на полную мощность, но забыл убрать интерцепторы. Это явилось причиной катастрофы – само-лёт упал на жилые дома и взорвался.

Готовность к экстремальным ситуациям.

Известно, что поведенческие реакции человека в экстремаль-ных ситуациях, психофизиологические возможности людей – величины чрезвычайно вариативные, зависящие от особенностей нервной системы, жизненного опыта, профессиональных знаний, навыков, мотивации. Вывести интегральную формулу поведения человека в сложной ситуации сейчас не представляется возмож-ным. Тем не менее появляется всё больше данных, что психологи-ческие факторы индивидуальные качества, способности человека, готовность, установки, характер, темперамент – в сложной обстановке не суммируются арифметически, а образуют некий комплекс, который реализуется либо в правильных, либо ошибоч-ных действиях.

Возможность противостоять экстремальной ситуации включает три составляющие:

физиологическую устойчивость, обусловленную особенностя-ми организма (конституция, тип высшей нервной деятельности, вегетативная пластичность и т.д.).

психическую устойчивость, обусловленную профессиональной подготовкой и общим уровнем качеств личности (специальные навыки действий в напряжённой ситуа-ции, наличие положительной мотивации, чувство долга и др.).

психологическую готовность (активно-деятельное состояние, мобилизованность всех сил и возможностей на предстоящие действия).

Первостепенное место в поведении человека занимают социаль-ные ценности, поскольку именно они определяют характер челове-ческих отношений.

Готовность к экстремальным ситуациям нужна каждому челове-ку, чтобы не быть застигнутым врасплох, не стать их жертвой, и особенно тем, кто работает в напряжённых условиях. Это люди многих профессий: космонавты, авиаторы, военные, спасатели и др. Принципы подготовки к деятельности в экстремальных, опас-ных ситуациях общие.

Для понимания сущности рассматриваемой готовности важно учитывать значение установок личности. Установка – это внутре-ннее состояние человека, определяющее устойчивость и направ-ленность деятельности и изменяющихся условиях.

Готовность не достигается помимо установок. Она включает не только разного рода осознанные и неосознанные установки, но и осознание задачи, модели вероятного поведения, определение оптимальных способов деятельности, оценку своих возможностей.

Чрезвычайно ответственные и опасные условия могут вызвать психические состояния, которые способны не только понизить, но и дезорганизовать готовность. Поэтому готовность следует рассматривать с учётом природы таких состояний, как стресс, фрустрация, психическая напряжённость.

Эти состояния нарушают прежде всего сложные действия и интеллектуальные процессы, тогда как простые обладают относи- тельно большей устойчивостью. Отрицательное влияние данных состояний выражает в ухудшении понимания, памяти, мышления, в скованности действий, несоразмерности, даже хаотичности движений. Затрудняет протекание контролирующих и регулирую-щих функций сознания, а это мешает своевременно учитывать и предвосхищать изменения в обстановке, изменения в обстановке, оперативно видоизменять приёмы и способы действий.

Положительные эффекты стресса выражаются в активизации психики, ускорении психических процессов, гибкости мышления, улучшении оперативной памяти и т.д. при психологическом стрессе его выражённость зависит от той оценки, которую человек даёт воздействующему фактору. Изменив оценку, можно изменить интенсивность стрессовой реакции.

Устойчивость к стрессу, сохранение эффективности деятель-ности в напряжённой ситуации определяется прежде всего высо-ким уровнем профессионального мастерства, направленностью личности, мотивами поведения, готовностью к активным дейст-виям. Именно поэтому морально-психологическая подготовка к выполнению задач, умелое руководство могут предупредить появление крайних форм стресса, помочь людям преодолеть трудности.

Есть основания, наряду с индивидуальным, выделять группо-вой стресс, который может нарушить общую деятельность, пони-зить уровень коллективного взаимодействия.

Если возникший групповой стресс связан с трениями, конфликтами и т.п., то нарушается взаимопонимание, исчезают синхронность и согласованность в работе.

Отрицательные эффекты группового стресса предупреждаются воспитанием сплочённости и готовности коллектива, формирова – нием взаимного доверия, выработкой навыков успешного взаимо –действия. Предупреждает групповой стресс опыт коллективной деятельности, накопленный в ходе совместного выполнения задач.

В сложной обстановке личные доброжелательные взаимоотно-шения выступают существенным фактором успеха.

Социально – психологическая общность группы, солидарность достигается тогда, когда члены группы не просто идентифициру- ют себя с ней, но обладают системой представлений о целях своей группы на макросоциальном уровне.

Сказанное иллюстрируется многочисленными случаями из жизни. Например, в 1973 году небольшое грузовое судно «Звезда» с десятью моряками перевернулось и затонуло у берегов Тасма-нии. Члены экипажа в течение девяти дней держались на плоту, борясь с холодом и штормовым морем, не имея воды и пищи. Один не выдержал, умер. Когда, наконец, достигли земли, трое отправились за помощью. Вернулись только на четвёртый день. К тому времени скончалось ещё двое их товарищей.

Позднее оставшиеся в живых рассказывали, как они боролись за жизнь. По мнению врачей, во многом помогло выдержать такое испытание так называемое привязанностное воображение. Люди в экстремальных условиях постоянно думали о тех, кто им дорог – о жёнах, матерях, детях, друзьях. Один так и сказал: «Я просто думал о жене, о семье, о тех, ради кого должен выживать». Другой из пострадавших говорил: «Единственное, о чём я думал – это выбраться из ужасной передряги, и даже не помышлял о том, чтобы сдаться».

Немаловажным фактором в деле выживания надо признать «моделирование» или веру в лидеров, стремление быть похожим на них. В данном случае надежды команды были связаны со стар-шим помощником капитана, который для всех служил воплоще-нием выдержки, компетентности, надёжности.

Примером развития реактивного психоза в условиях групповой изоляции может служить случай, имевший место во время транс-океанского плавания на плоту «Таити – Нуи II» с экипажём из четырёх человек под руководством Э.Бишопа. один из низ – Хуанито – оказался в социальной изоляции. В кульминационный момент нарастания психического напряжения он поднялся с места, схватил топор и, не говоря ни слова, стал рубить крепления эква-липтового бушприта. Когда его спросили, что он собирается делать с отрубленными брёвнами, в ответ хлынул поток бессвяз-ных слов: «Я буду строить себе полт… , я больше не могу…, заткнитесь…, во всём виноваты ты…» Трясущимися пальцами он указал на Бишопа.

Размахивая топором, Хуанито угрожающее кричал, что не позволит, чтобы ему мешали построить плот. Его больному воображению представлялось, что легче погибнуть от жажды в просторах солёной воды, чем переносить муки одиночества среди людей.

Физиологические основы поведения человека в экстремальных ситуациях и адаптация к ним.

Стрессоры-факторы, воздействующие на человека (психические, физические, химические, биологические) – обладают специфичес-ким и неспецифическим действием. Каждое предъявленное организму требование в каком – то смысле своеобразно т.е. специ-фического эффекта, все воздействующие на нас агенты вызывают также и неспецифическую потребность осуществить приспособи-тельные функции и тем самым восстановить нормальное состояние.

Стресс – трёхфазная реакция.

Первая фаза – реакция тревоги. Организм меняет свои характе-ристики, но сопротивление его недостаточно, и, если стрессор сильный, может наступить смерть.

Вторая фаза – сопротивление;

Третья фаза – истощение.

После длительного действия стрессора, к которому организм приспособился, постепенно истощаются запасы адаптационной энергии; вновь появляются признаки реакции тревоги.

Организм человека и его психика могут приобрести устойчи-вость(адаптироваться) к определённому стрессорному фактору (факторам) окружающей среды и таким образом жить в условиях, ранее несовместимых с жизнью, и решать задачи, прежде неразре-шимые.

В развитии большинства адаптационных реакций прослежива-ется два этапа: начальной этап – «срочная», но несовёршённая адаптация, и последующий этап – долговременная адаптация.

«Долговременный» этап адаптации возникает постепенно в результате длительного или многократного действия на организм факторов окружающей среды.

Такова адаптация, обеспечивающая осуществление организмом ранее недостижимой по своей интенсивности физической работы, приобретение устойчивости к холоду, теплу, ядам. Такова же каче-ственно более сложная адаптация к окружающей действительнос-ти, проявляющаяся возникновением новых устойчивых временных связей и их реализацией в виде соответствующих поведенческих реакций. Переход от «срочного» этапа к «долговременному» – это узловой момент адаптационного процесса, так как именно он делает возможной постоянную жизнь организма в новых условиях, расширяет свободу поведения вменяющейся биологической и социальной среде.

Реакция на любое новое и достаточно сильное воздействие среды – на любое нарушение гомеостаза (постоянство внутренней среды) – обеспечивается, во – первых, системой, специфически реагирующей на данный раздражитель, и во – вторых, стрессреа – лизующими, адренергической и гипофизарно-адреналовой систе – мами, неспецифически реагирующими на самые различные изменения окружающей среды.

По существу адаптация – это формирование определённой функциональной доминирующей системы, представляющей собой совокупность нервных центров и подчиняющихся им исполните-льных органов.

В организме не бывает готовых функциональных систем, способных обеспечить реакцию, соответствующую требованиям окружающей среды. Для того чтобы сложилась устойчивая, гаран- тированная в будущем адаптация, необходимо время и некоторое количество повторений, т.е. упрочение нового стереотипа.

Для перехода «срочной» адаптации в гарантированную «долго-временную» внутри возникшей функциональной системы реализу-ется важный процесс, обеспечивающий фиксацию сложившихся адаптационных систем и увеличение их мощности до уровня, диктуемого средой.

Последовательность явлений при процессе формирования «долговременной» адаптации состоит в том, что увеличение физиологической функции клеток систем, ответственных за адап-тацию, вызывает увеличение скорости транскрипции информационной РНК на структурных генах ДНК в ядрах этих клеток. Это приводит к интенсивному синтезу клеточных белков. В результате масса структур увеличивается и происходит увеличе-ние функциональных клеток, составляющих основу «долговремен-ной» адаптации.

Существенно, что после того, как системный структурный «след» полностью сформировался и стал основой адаптации, устойчивая адаптация устраняет нарушение гомеостаза, и, как следствие, исчезает ставшая излишней стресс – реакция.

Системный структурный «след» влияет на устойчивость организма не только к тому фактору, к которому шла адаптация, но и к другим. Так, при адаптации к физической нагрузке или высотной гипоксии повышается резистентность организма к стрес-сорным повреждениям.

Это пример положительно перекрёстной резистентности.

Стресс - реакция является важным достижением в эволюции и составляет необходимое звено в адаптации. Однако в так называе-мых безвыходных условиях, когда действующий на организм фактор необычайно силён или ситуация слишком сложна, приспо – собительная реакция оказывается неосуществимой. Эффектив-ная функциональная система и системный структурный след в ней не формируются. В результате первоначальные нарушения гомео-стаза сохраняются, а формируемая ими стресс – реакция достигает чрезвычайной интенсивности и длительности и из звена адаптации превращается в звено повреждения и разрушения. Это может привести к гибели человека или возникновению так называемых стрессорных заболеваний, занимающих одно из основных мест в современной медицине (ишемическая болезнь сердца, гипертония, язвенная болезнь желудка и 12-перстной кишки, психические болезни, диабет и др.).

Однако очень важное обстоятельство состоит в том, что большинство людей, поставленных в так называемые безвыходные ситуации, приобретает или иную степень резистентности к ним.

Следовательно, организм должен обладать механизмами, обес- печивающими адаптацию к стрессовым ситуациям, которую мож-но обозначить как процесс, обеспечивающий сохранение жизни и активной деятельности, а также предупреждение заболеваний в опасных, потенциально повреждающих ситуациях, которые не могут быть преодолены путём простых реакций из бегания, избав-ления или путём специфического приспособления к какому – либо физическому, химическому или биологическому фактору.

В результате такой адаптации возможна специализированная работа людей, несмотря на опасность и изменения окружающей среды, например, на высоте, в космосе, в военной обстановке, при действии таких факторов как боль, холод и т.д.

Успешная деятельность людей в экстремальных природных и социальных условиях – одна из важных задач, выдвигаемых совре-менным этапом цивилизации.

Многообразные ситуации, вызывающие тяжёлый и длительный стресс, чреватый повреждением внутренних органов, в конечном счёте сводятся к конфликту между повелительной потребностью немедленного осуществления оборонительной, пищевой, половой реакций и непреодолимым запретом на них. Этот конфликт является более сложным, когда человек подвергае-тся воздействиям социальной сферы, угрожающим его существованию или достоинству, а запрет на ответную реакцию наложен другими (тоже социально детерминированными) условиями.

Выдержка, действительно, оказывает обеспеченной путём критического напряжения механизмов коркового торможения. Но при этом заторможенным или видоизменённым оказывается лишь внешний поведенческий компонент реакции. Её внутренний вегетативный компонент, т.е. стресс – реакция, мобилизация функ-ций кровообращения, дыхания, сохраняется и даже может оказать-ся более интенсивным и длительным, чем при осуществлении самой поведенческой реакции. В основе этих вегетативных изменений лежит длительное и значительное повышение концент-рации катехоламинов и глюкокортикоидов в крови.

Тревожное ожидание и конфликт между опытом и реальностью резко усиливают стресс – реакцию в безвыходных ситуациях.

Многочисленные свидетельства, представленные в историче-ской, военной, спортивной литературе, и экспериментальные данные говорят о том, что повторное воздействие стрессорных ситуаций может реально предупреждать их первоначальное повреждающее действие на организм.

Адаптация к стрессорным повреждениям – это состояние повышенной резистентности (сопротивляемости) к стрессорным воздействиям, характеризующее организм в целом и состветствен-но обеспечивающее предупреждение самых различных стрессор-ных повреждений.

Основные изменения нейрогуморальной регуляции при адап-тации к повторным стрессорным воздействиям заключаются в:

адаптивном увеличении потенциальной мощности стресс – реализующих систем;

снижении степени включения таких систем, т.е. уменьшении стресс –реакции по мере повторения стрессорных ситуаций;

снижении реактивности нервных центров и исполнительных органов к медиаторам и гормонам стресса – их своеобразная десенситизация.

В результате адаптации к повторным стрессорным воздействиям

стрессорная реакция угасает.

Снижения активизации гипофизарно - адреналовой системы не зависит от истощения функциональных возможностей надпочеч-ников. В основе адаптации к многократному или длительному действию стрессорной ситуации лежит, во-первых, торможение высших адренергических центров в головном мозге за счёт синте-за определёнными системами нейронов стресс – лимитирующих агентов (ГАМК, дофамин, серотонин, глицин, опиоидные пептиды и др.) и, во-вторых, за счёт десенситизации, т.е. уменьшения чувствительности мозга и периферических тканей к стрессорным гормонам. Понижают чувствительность периферических тканей к стрессорным гормонам адениннуклеотиды, простагландины, анти-оксиданты, выступающие в роли модуляторов стресс – реализую-щих систем.

Таким образом, при эмоциональном стрессе, возникающем под влиянием сложной ситуации, аппарат эмоций детерминирует по меньшей мере два связанных между собой звена целостной реак-ции организма.

Первое звено, обращенное во внешнюю среду, - это эмоцио-нальное поведение и мышление – энергетически расточительные и беспорядочные на первый взгляд процессы, в действительности обеспечивающие поиск нового решения, нового модуса поведения.

Второе звено, реализующееся внутри организма, проявляется активизацией адренергической и гипофизарно-адреналовой систе-мы, которые вызывают стандартный комплекс метаболических и физиологических изменений, необходимых для энергетического и структурного обеспечения поискового поведения, т.е. в конечном счёте для формирования новой структурно закреплённой функцио-нальной системы, ответственной за адаптацию.

В настоящее время очевидно, что стресс – лимитирующие сис-темы моделируют оба эти звена, составляющие существо эмоцио-нального стресса, и тем самым ограничивают избыточность и уточняют вектор как поведенческих реакций, так и стандартной стресс – реакции, развёртывающейся внутри организма. Показано, что активация стресс – лимитирующих систем с помощью адапта-ции к мягким стрессорным воздействиям или с помощью прицель-но действующих химических веществ может предупредить не только многообразную гамму болезней – от язв желудка и сердеч-ных аритмии до нарушения противоопухолевого иммунитета, но также предотвращает повреждения, вызванные прямым действием физических и химических факторов, адаптирует к эмоциональным стрессам.

Примеры отрицательной перекрестной резистентности при напряжённой адаптации к интенсивному действию факторов окру-жающей среды также могут оказаться достаточно выраженными.

Адаптация к чрезмерным физическим нагрузкам или гипоксии может ослабить иммунитет; адаптация к стрессорным ситуациям и некоторым видам физической нагрузки тормозит функцию поло-вых желез.

Явления отрицательной перекрестной адаптации или «цены» адаптации повышают значимость правильного «дозирования» факторов окружающей среды и управления адаптационным процессом.

Способы выхода из кризиса людей, переживших экстремальные ситуации.

Экстремальные ситуации часто связаны с тяжелейшими психи-ческими травмами переживших их людей. Человек оказывается в состоянии психического кризиса (греч. crisis – решение, поворот-ный пункт). Это состояние, порождаемое вставшей перед индиви-дом проблемой, от которой он не может уйти и которую не может разрешить в короткое время и привычным способом (смерть близ-кого, тяжёлое заболевание, изменение внешности, резкое измене-ние социального статуса).

Кризисные ситуации требуют от человека тяжёлой внутренней интеллектуально – волевой работы по восстановлению душевного равновесия и утраченной осмысленности существования. В преде-льном понимании это борьба против невозможности жить, против смерти внутри нас.

Психологи выделяют четыре типа переживания кризисных ситуаций, что определяется интеллектом личности, её отношени-ем к окружающему миру.

Гедонистическое игнорирует свершившийся факт, внутренне искажает и отрицает его («ничего страшного не случилось»), формирует и поддерживает иллюзию благополучия и сохран-ность нарушенного содержания жизни. Это защитная реакция инфантильного сознания.

Реалистическое подчиняется принципу реальности; в основе его лежит механизм терпения, трезвого отношения к тому, что происходит. Человек, в конечном счёте, понимает реальность случившегося, приспосабливает свои потребности и интересы к новому смыслу жизни. Человек имеет прошлое, но теряет историю.

Ценностное полностью признает критическую ситуацию, повреждающую смысл жизни но отвергает пассивное принятие удара судьбы. Ставшее невозможным жизненное отношение не сохраняется в неизменном виде в сознании, как при гедонисти-ческом переживании, и не изгоняется из него полностью, как при реалистическом переживании. Ценностное переживание строит новое содержание жизни в связи с понесённой утратой. Ориентированное на само углубление и самопознание оно может достичь и более высокого постижения смысла жизни.

Творческое характерно для сложившейся волевой личности.

Исход переживаний кризиса здесь может быть двояким: либо восстановление прерванной кризисом жизни, возрождение её, либо её перерождение в другую по существу жизнь.

В любом случае это самосозидание, самостроительство.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Реальный процесс преодоления критических ситуаций чаще всего включает в себе несколько типов переживаний. От того, какой тип переживаний доминирует, зависит степень сохранности личности после выхода из кризиса. Если доминантным был прин-цип удовольствия (гедонистический), то переживание может привести к регрессу личности; принцип реальности в лучшем случае удерживает от деградации. Только принципы ценности и творчества обладают возможность превратить потенциально разрушительные события жизни в точки духовного роста и совер-шенствования лично.

Выход из кризиса подразумевает большую внутреннюю работу, тяжёлый нервный труд.

Несчастье приходит к людям нежданно-негаданно, внезапно: пожар, ураган, наводнение, взрыв на предприятии, заражение территории радиоактивными веществами, разлив и испарение различных ядов, дорожно-транспортные аварии, а также другие катастрофы и стихийные бедствия. В результате подобных чрезвычайных ситуаций люди могут получить тяжелые травмы, острые отравления, ожоги.

Конечно, на помощь помчатся пожарные, машины скорой медицинской помощи и вслед за ними профессионалы-спасатели. Но это будет потом. А пока многие пострадавшие, в особенности с артериальным кровотечением, остановкой дыхания, в горящей одежде нуждаются в сиюминутной помощи. И если безотлагательно не остановить кровотечение, не устранить удушье, не восстановить дыхание и работу сердца, не потушить одежду, пострадавший может погибнуть, так и не дождавшись прибытия бригады экстренной медицинской помощи, какой бы в идеале скорой она ни оказалась.

В таких обстоятельствах, когда вопрос жизни и смерти решается в буквальном смысле – секундами, минутами, на помощь должны прийти МЫ– именно те, кто оказался рядом, живой, здоровый, может быть даже легко пострадавший, но не утративший способности мыслить и действовать. Успех будет сопутствовать лишь тому, кто знает, как оказать первую помощь пострадавшему, кто владеет соответствующими практическими навыками, у кого подручные средства мгновенно превращаются в необходимые медицинские: галстук или носовой платок становятся закруткой для остановки артериального кровотечения, женская косынка для наложения повязки на рану, валяющаяся рядом палка или зонтик заменяет шину для обездвиживания руки или ноги при переломах костей конечности.

Горько и обидно бывает медикам, когда они чувствуют свое бессилие перед болезнью, но еще тяжелее осознание факта, что человека можно было бы спасти, получи он своевременную необходимую помощь. Но как часто, увы, тот, кто находится рядом с пострадавшим, теряется и не знает, что делать, как помочь.

Набран номер телефона спасения – «112». Машина с красным крестом выехала по вызову. Сколько она будет в пути? Пять, десять, пятнадцать минут – тех самых роковых минут, когда пострадавший нуждается в незамедлительных и самых элементарных медицинских манипуляциях, доступных каждому взрослому человеку и помогающих спасти пострадавшего в необычных, экстремальных ситуациях до прибытия «скорой помощи».

Для спасения жизни пострадавших при авариях и катастрофах чрезвычайно важное значение имеет своевременное оказание медицинской помощи. По данным Всемирной Организации Здравоохранения, 20% среди погибших в результате несчастных случаев в мирное время могли быть спасены, если бы медицинская помощь была им оказана на месте происшествия.

Нередко причиной гибели и поражения людей в чрезвычайных ситуациях является их неумение защищаться, неумение вести себя адекватно.

Что значит: научить людей вести себя адекватно в чрезвычайных ситуациях?

Это значит – усвоить определенный алгоритм поведения в непредвиденных различных обстоятельствах, если хотите, выработать безусловный поведенческий рефлекс. Например, группа туристов поднимается на крутую гору. Вдруг кто-то крикнул: «Камень!» Что делает опытный турист? Он мгновенно прижимается всем корпусом к скале. А неопытный? Начинает заглядывать вверх, выискивая, откуда исходит угроза. Еще пример: пожарные после ликвидации пожара в гостинице «Ленинградская» вскрыли на 12-м этаже две смежные комнаты: в одной жили русские – все они погибли, задохнувшись дымом, в другой – японцы, все они остались живы, так как, потеряв надежду пробиться вниз или спастись через окно, закрылись, законопатили двери и окна, обернулись мокрыми простынями и одеялами и дышали через мокрые полотенца. И еще: анализ травм при разрушении зданий, обвалах показал, что 55% людей получают травмы от неправильного поведения в результате страха и паники, из-за того, что их не научили адекватному реагированию на чрезвычайные ситуации.

Описаны случаи, когда обезумевшие родители выбрасывали детей из окон многоэтажных зданий, выпрыгивали вслед за ними и разбивались, хотя оставались другие пути отступления от огненной стихии.

В чрезвычайных обстоятельствах очень важно сохранить максимум хладнокровия, отстраниться от страха, оценить обстановку в целом и наметить наиболее безопасную линию поведения. Нерешительность, растерянность объясняются, как правило, элементарной безграмотностью, Не зная, что предпринять для своего спасения, человек впадает в оцепенение или панику, сменяющиеся отчаянием, чувством обреченности.

Каждый человек должен быть готов к возникновению аварийной ситуации. Желательно заранее составить план действий на случай аварии, особенно тем, кто связан на работе с потенциально опасным производством или проживает в районах, угрожаемых различными стихийными бедствиями.

Физическая и психологическая готовность к встрече с чрезвычайной ситуацией для человека более значима, чем государственные меры. Быть готовым самому часто означает спасти свою жизнь. Предвидеть, что может случиться во время урагана, пожара или обвала значит намного повысить шансы уцелеть. Если человек умеет распознавать источники опасности и быть всегда начеку, ему легче защитить себя, или, по крайней мере, он не будет застигнут врасплох. Неосторожный, неподготовленный и неуверенный человек – уже потенциальная жертва.

Основы выживания в экстремальных ситуациях – прочные знания защиты, поведения, первой медицинской помощи.

Каждому человеку необходимо владеть некоторыми практическими приемами при оказании первой помощи: например, как правильно перенести пострадавшего, как его уложить, как снять защитный шлем, одежду, обувь, наложить жгут, повязку... Только на первый взгляд кажется, что все это очень просто. Но зачастую на практике получается так, что неправильно оказанная первая помощь хуже, если бы ее вовсе не оказывали. Например, при переломе позвоночника неправильные манипуляции с пострадавшим могут привести к последующему полному параличу.

Отсутствие необходимых знаний не могут подменить ни энтузиазм, ни физическая выносливость, ни наличие запасов продуктов и аварийного снаряжения. Коробок спичек не спасет от замерзания, если человек не знает, как правильно развести костер под дождем.

Противогаз не защитит от ядовитых веществ, если не уметь им воспользоваться. Риск попадания в лавину возрастает многократно, если не знать правил преодоления лавиноопасных участков. Немало людей, оказавшись «один на один» с природой, гибло от голода в лесу, кишащем дичью, замерзало насмерть, имея под руками спички и топливо для костра, умирало от жажды в трех шагах от водоисточника, становилось жертвами ядовитых животных, не зная, как оказать первую медицинскую помощь.

Необходимо знать об опасных заблуждениях, которые укоренились в качестве «народных» средств при оказании первой помощи. Например, закапывание пострадавших в землю при поражении молнией, наложение жгута при укусе змеи, применение молока как противоядия при любых отравлениях, отваривание грибов для нейтрализации всех ядов...

Зачастую человек, считающий, что с ним ничего никогда не случится, в трудной ситуации вынужден на собственном опыте, методом проб и ошибок приходить к тому, что давно известно специалистам и подготовленным людям.

Существует большое количество приемов и способов для того, чтобы обезопасить себя в экстремальных условиях. Они просты и общедоступны и если им следовать, то шансы на спасение жизни в чрезвычайных ситуациях намного возрастут.

Необходимо «проигрывать» для себя и некоторые ситуационные задачи, возникающие в чрезвычайных ситуациях, заранее находить целесообразное решение. Например, вы возвращаетесь домой после работы, а дверь в квартиру открыта. О чем вы подумаете? Как поступите? Позвоните ли сразу в милицию? Вариантов много. Но для себя – надо выбрать наиболее реальный и безопасный.

Знающий человек, предвидящий потенциальные опасности катастроф, умеющий защититься и оказать первую медицинскую помощь всегда менее уязвим, нежели тот, кто полагается лишь на судьбу и везение в жизни.

Правила безопасности жизни – это предвидеть опасность, по возможности избегать ее и при необходимости – действовать.

Итак: без паники! Будьте готовы защитить себя сами!