Какой веры был сталин. Сталин и православная церковь: мифы и факты. Патриарх отслужил панихиду по Сталину

В истории гражданской войны видное место занимает активный деятель белогвардейского движения генерал Каппель, фото которого представлены в статье. В годы советской власти его образ или замалчивался, или подавался в искажённом виде. Лишь с наступлением перестройки многие эпизоды отечественной истории получили своё истинное освещение. Стала достоянием общественности и правда о жизни этого удивительного человека.

Сын и продолжатель рода Каппелей

Выдающийся русский Каппель происходил из семьи обрусевшего шведа и русской дворянки. Родился он 16 (28) апреля 1883 года в Царском селе под Санкт-Петербургом. Отец будущего героя Оскар Павлович был выходцем из рода обрусевших шведов (этим и объясняется его скандинавская фамилия), был офицером и весьма отличился во время экспедиции Скобелева. Мать Елена Петровна также была дворянкой и происходила из семьи героя обороны Севастополя ─ генерал-лейтенанта П. И. Постольского. Своего сына родители назвали Владимиром в честь святого князя ─ крестителя Руси.

Получив начальное образование дома, Владимир принял решение в дальнейшем идти по стопам отца и, поступив во 2-й Императорский Кадетский корпус, окончил его в 1901 году. Проведя ещё два года в Николаевском кавалерийском, он был произведён в корнеты и определён в один из столичных драгунских полков.

Женитьба лихого корнета

Первой блестящей победой будущего генерала Каппеля стало покорение сердца Ольги Сергеевны Строльман ─ дочери крупного царского чиновника. Однако амбициозные родители не желали и слышать о браке их ненаглядной Оленьки с едва оперившимся молодым офицером. Эту первую воздвигнутую перед ним крепость Владимир взял штурмом ─ он просто похитил свою невесту (с её согласия, разумеется) и, пренебрегая родительским благословением, тайно обвенчался с ней в сельской церкви.

Известно, что выкрасть девицу способен и полудикий горец, истинный же дворянин, прежде всего, обязан доказать, что достоин её. С этой целью, отчаянный корнет Каппель, не имея ни связей, ни протекции, умудряется поступить в Императорскую академию Генерального штаба, двери которой были открыты лишь для представителей высшего дворянства.

Этим он обеспечил себе путь к вершинам военной карьеры. После такого подвига родители жены разглядели в нём не просто лихого повесу, а человека, который, что называется, «далеко пойдёт». В корне изменив своё отношение к происшедшему, они, хоть и с опозданием, но благословили молодых.

Последние годы великой империи

Окончив академию в 1913 году, Владимир Оскарович был откомандирован в Московский военный округ и Первую мировую войну встретил уже штабс-ротмистром, то есть в звании старшего офицера. В биографии генерала Каппеля всегда отмечается, что уже тогда он выказал незаурядный талант в организации крупномасштабных военных операций, занимаясь этим, как старший адъютант командира Донской казачьей дивизии. Октябрьский переворот 1917 года он встретил уже в звании подполковника и кавалера нескольких орденов, полученных им за героизм, проявленный на фронте.

Являясь убеждённым монархистом, Владимир Оскарович категорически отвергал как февральскую революцию, так и итоги октябрьского вооружённого переворота. Из посмертно опубликованных писем генерала Каппеля известно, что он всей душой скорбел о развале государства и армии, а также том унижении, которое Отчизна претерпела перед лицом всего мира.

Вступление в ряды белогвардейского движения

Началом его активной борьбы с большевиками явилось вступление в ряды Народной армии Комуча (Комитета Учредительного собрания) ─ ставшей одним из первых формирований белогвардейского движения, созданной в Самаре после её захвата частями мятежного Чехословацкого корпуса. В составе армии было немало опытных офицеров, прошедших Первую мировую войну, но никто из них не желал брать на себя командование наспех созданными частями, поскольку численный перевес сил был на стороне красных, подступавших в те дни со всех сторон, и дело казалось безнадёжным. Лишь подполковник Каппель добровольно вызвался взять на себя эту миссию.

Добиваясь победы по-суворовски, то есть не числом, а умением, Каппель настолько успешно громил большевистские формирования, что очень скоро слава о нём разлетелась не только по всей Волге, но достигла даже Урала и Сибири. Важно отметить, что, как монархист, он не разделял политических убеждений многих эсеров, являвшихся создателями Народной армии, но, тем не менее, продолжал борьбу на их стороне, поскольку главным в тот момент считал свержение советской власти любыми путями.

Громкие победы войск каппелевцев

Если вначале под командованием Каппеля находилось всего 350 человек, то вскоре их число значительно увеличилось за счёт добровольцев, стекавшихся со всей округи и вливавшихся в его подразделения. Их привлекала молва о сопутствовавшей ему военной удаче. И это были не пустые слухи. В начале июня 1918 года каппелевцы после горячего, но непродолжительного боя успешно выбили красных из Сызрани, а в конце месяца к освобождённым ими городам добавился Симбирск.

Самой большой удачей того периода было осуществлённое в конце августа того же года частями под командованием В. О. Каппеля, при содействии сил Волжской речной флотилии. Эта победа принесла с собой неисчислимые трофеи. Покидая город, красные части отступали столь поспешно, что на произвол судьбы бросили находившуюся в нём значительную часть золотого запаса России, перешедшую с этого момента в руки лидеров Белого движения.

Все лично знавшие генерала Владимира Каппеля и оставившие о нём свои воспоминания подчёркивали, что он всегда был не только умелым командиром, но человеком, отличавшимся личной отвагой. Есть немало свидетельств того, как во главе горстки соратников он совершал дерзкие налёты на превосходившие их по численности формирования Красной армии и неизменно выходил победителем, сумев при этом сохранить жизни своих бойцов.

Семья, оказавшаяся в заложниках

К этому периоду относится трагедия, наложившая отпечаток на всю последующую жизнь генерала Каппеля. Дело в том, что красные, не имея возможности справиться с ним в открытом бою, захватили в заложники его жену и двух детей, находившихся тогда в Уфе. Трудно представить, каких душевных сил стоило Владимиру Оскаровичу отвергнуть, предъявленный ему большевиками ультиматум и вопреки угрозе, нависшей над жизнью дорогих ему людей, продолжить борьбу.

Забегая вперёд, скажем, что свою угрозу большевики не исполнили, но, ради сохранения жизни детей, заставили Ольгу Сергеевну официально отречься от мужа. После окончания гражданской войны она отказалась покидать Россию, хотя имела такую возможность и, вернув себе девичью фамилию (Строльман), поселилась в Ленинграде.

В марте 1940 года руководство НКВД вспомнило о ней, и решением суда вдова белогвардейского генерала Каппеля была приговорена к 5 годам лагерей как «социально опасный элемент». Вернувшись из заключения, Ольга Сергеевна вновь жила в Ленинграде, где и скончалась 7 апреля 1960 года.

Горечь поражений

После взятия Казани Каппель предлагал руководству Народной армии, развивая успех, нанести удар по Нижнему Новгороду, а затем начать поход на Москву, но эсеры, проявив явную трусость, тянули с принятием столь важного решения. В результате момент был упущен, и красные перебросили на Волгу формирования 1-й армии Тухачевского.

Это заставило Каппеля отказаться от намеченных планов и совершить со своими частями 150-километровый марш-бросок, для защиты Симбирска от подступающих сил противника. Бои носили затяжной характер и велись с переменным успехом. В итоге же перевес оказался на стороне красных, имевших преимущество как в численности своих войск, так и в их снабжении продовольствием и боеприпасами.

Под знаменем Колчака

После того как в ноябре 1918 года на востоке России произошёл переворот и к власти пришёл адмирал А. В. Колчак (его портрет приводится ниже), Каппель вместе со своими соратниками поспешил влиться в ряды его войска. Известно, что на раннем этапе совместных действий между этими двумя лидерами белогвардейского движения обозначилась некоторая отчуждённость, но затем их отношения вошли в должную колею. В начале 1919 года А. В. Колчак, присвоил Каппелю звание генерал-лейтенанта, и поручил командовать 1-м Волжским корпусом.

Несмотря на то что, будучи умелым и опытным военачальником, генерал Каппель прилагал максимум усилий для выполнения поставленных задач, его корпусу, как, впрочем, и всей колчаковской армии, не удалось избежать крупных поражений. Однако даже после потери Челябинска и Омска, верховный главнокомандующий видел в нём единственного командира, способного повлиять на ход событий, и отдал в его подчинение все оставшиеся части. Тем не менее положение на Восточном фронте становилось всё более безнадёжным и вынуждало колчаковскую армию отступать, оставляя большевикам город за городом.

Переход длиной в 3 тыс. вёрст

К ноябрю 1919 года относится один из наиболее ярких, но в то же время и драматических эпизодов, связанных с деятельностью генерала Каппеля в Восточной Сибири. В историю Белого движения он вошёл, как «Великий Сибирский Ледяной поход». Это был беспримерный по своему героизму 3000-вёрстный переход, из Омска в Забайкалье, осуществлённый при температуре, опускавшейся до - 50°.

В те дни Владимир Оскарович командовал частями 3-й армии Колчака, сформированными главным образом из числа пленных красноармейцев, дезертировавших при каждом удобном случае. Оставив Омск, генерал Каппель, непрерывно атакуемый противником, сумел провести свои части вдоль Транссибирской железной дороги, соединившей в 1916 году Миасс с Владивостоком. За этот подвиг Колчак намеревался произвести его в полные генералы, но стремительно развивавшиеся события помешали ему выполнить обещание.

Падение правительства Колчака

В первых числах января 1920 года А. В. Колчак отрёкся от власти, а через несколько дней был арестован в Иркутске. После месяца, проведённого в застенках ЧК, 7 февраля 1920 года его расстреляли вместе с бывшим министром созданного им правительства ─ В. Н. Пепелевым.

Ввиду сложившейся обстановки, генерал Каппель Владимир Оскарович был вынужден лично возглавить борьбу с большевизмом в Сибири. Но силы были крайне не равными, и в середине января 1920 года под Красноярском над каппелевцеми нависла угроза полного разгрома и уничтожения. Однако даже в такой, практически безнадёжной ситуации, он сумел вывести свои войска из окружения, но поплатился за это собственной жизнью.

Конец легендарной жизни

Поскольку все дороги контролировались большевиками, генерал Каппель был вынужден вести свои части прямо через тайгу, используя для продвижения русла замёрзших рек. Однажды в лютый мороз он провалился в полынью. Результатом стало обморожение обеих ног и двустороннее воспаление лёгких. Дальнейший путь он проделал привязанным к седлу, так как постоянно терял сознание.

Незадолго до смерти генерал Владимир Оскарович Каппель продиктовал обращение, направленное к жителям Сибири. В нём он предрекал, что двигающиеся за ним красные войска неизбежно принесут с собой гонение на веру и уничтожат крестьянскую собственность. Деревенские же пьяницы и бездельники, став членами комитетов бедноты, получат право безнаказанно отнимать у подлинных тружеников всё, что только пожелают. Как известно, его слова оказались поистине пророческими.

Видный русский военачальник генерал Каппель Владимир Оскарович ушёл из жизни 26 января 1920 года. Смерть настигла его на разъезде Утай, находящемся недалеко от города Нижнеудинска в Иркутской области. После кончины своего главнокомандующего белые части пробились к Иркутску, но взять город, находившийся под защитой многочисленных красных соединений, им не удалось.

Не увенчалась успехом и предпринятая попытка освободить находившегося в те дни в руках местных чекистов. Как было сказано выше, 7 февраля 1920 года его расстреляли. Не видя иного выхода из создавшегося положения, каппелевцы обошли Иркутск стороной и удалились в Забайкалье, а оттуда уже проследовали в Китай.

Тайные похороны и осквернённый памятник

Весьма любопытна история захоронения останков белогвардейского генерала. Соратники с полным основанием полагали, что на месте смерти его нельзя предавать земле, поскольку могила могла подвергнуться поруганию со стороны красных, следовавших за ними по пятам. Тело было положено в гроб и почти месяц сопутствовало войскам, пока те не достигли Читы. Там, в обстановке полной тайны, генерал Каппель был погребён в городском кафедральном соборе, но через некоторое время его прах перенесли на кладбище местного женского монастыря.

Однако осенью того же года к Чите вплотную подступили части Красной армии, и, когда стало очевидным, что город придётся сдать, оставшиеся в живых офицеры извлекли из земли его останки и вместе с ними ушли за рубеж. Окончательным местом упокоения праха генерала Каппеля стал небольшой участок земли рядом с алтарём православной церкви, воздвигнутой в китайском городе Харбине и освящённой в честь Иверской иконы Божьей Матери. Так завершился жизненный путь генерала Каппеля, краткая биография которого легла в основу этой статьи.

Несколько позже, уже по окончании гражданской войны, белоэмигрантами был поставлен памятник на могиле прославленного борца с большевизмом, но в 1955 году он был разрушен китайскими коммунистами. Есть основание полагать, что этот акт вандализма был совершён на основании тайной директивы КГБ.

Память, возрождённая на киноэкране

В наши дни, когда события гражданской войны, умышленно искажавшиеся советской пропагандой, получили новое освещение, возрос интерес и к наиболее значимым историческим фигурам того времени. В 2008 году режиссёром Андреем Кирисенко была снята кинолента, героем которой стал Каппель. Генерал, документальный фильм о котором демонстрировался по многим федеральным телеканалам, был представлен во всей полноте своей незаурядной личности.

Ранее советские кинозрители имели представление о войсках генерала Каппеля лишь по фильму «Чапаев», снятому в 1934 году. В одном из его эпизодов прославленный советский кинорежиссёр показал сцену психической атаки, предпринятой каппелевцами. Несмотря на всю силу её воздействия на зрителей, историки отмечают в ней очевидные исторические несоответствия.

Во-первых, форма офицеров в фильме значительно отличается от той, которую носили каппелевцы, а во-вторых, знамя под которым они идут в бой, принадлежит не им, а корниловцам. Но главное ─ это отсутствие каких-либо документальных подтверждений того, что части генерала Каппеля вообще когда-либо вступали в бой с дивизией Чапаева. Так что Эйзенштейн, судя по всему, воспользовался каппелевцами для создания обобщённого образа врагов пролетариата.

История воздает каждому по заслугам. Почти через 90 лет обновленная Россия вспомнила, наконец, об одном из самых верных своих сынов: в январе 2007 года с воинскими почестями в московском Свято-Даниловом монастыре перезахоронили генерала Каппеля, умершего стылым полднем в январе 1920 года. Вспомним и мы о нем. За психической атакой белых в фильме «Чапаев» наблюдало, затаив дыхание, не одно поколение жителей СССР. Она - самый впечатляющий эпизод культовой киноленты. Стройные шеренги офицеров с презрительным бесстрашием идут на окопы в полный рост, не кланяясь выстрелам. Когда смерть настигает кого-то, дружно смыкают ряды, скрывая потери. Кажется, что их даже пуля боится. Смятение чапаевцев, передавалось зрителям. Люди, конечно, радовались, когда из-за бугра вылетал долгожданный Василий Иванович, обращая врагов в бегство. Однако невольное уважение к «золотопогонникам» оставалось.

  • Сквозило оно и в словах киношных красноармейцев:

    Каппелевцы… Красиво идут! Интеллигенция…

    Благодаря этим кадрам, фамилия генерала Каппеля осталась в памяти народа. Но только фамилия. Подробности об удивительном человеке с трагической судьбой знали немногие, в основном - эмигранты, вынужденные в далеком 1920 году покинуть Отечество.

    Полный бант Георгиевского кавалера

    Владимир Капель родился в 1881 году в городке Белеве Тульской губернии. Оскар Павлович, его отец, служил ординарцем у генерала Скобелева, отличился в боях русско-турецкой кампании, имел за храбрость Георгиевский крест. Дед тоже был Георгиевским кавалером. Естественно, что из славной офицерской семьи пошел по стопам родителей.


    Молодой корнет

    Он окончил кадетский корпус, позже Николаевское кавалерийское училище. После училища был направлен в Новомиргородский полк. Молодого корнета в полку полюбили все. Дисциплинированный, безупречно воспитанный, простой в общении – он располагал к себе.

    Свидетельство:

    Владимир Каппель выкрал из родительского дома возлюбленную и обвенчался с ней в сельской церкви, так как родители ее были против брака с молодым офицером

    Сослуживец Каппеля, полковник Сверчков вспоминал, что даже внешность его внушала симпатию. Особенно хороши были серые, немного печальные глаза Владимира Оскаровича. Он выделялся своим умом и начитанностью, любил поговорить с однополчанами за стаканом вина, но меру знал во всем. Тогда, наверное, мало кто догадывался, что в мягком, скромном офицере живет отчаянная храбрость и огромная воля.

    Свидетельство:

    Как ни странно, но и своих врагов Каппель пользовался большим уважением. Большевистская газета «Красная звезда» назвала его «маленьким Наполеоном»

    Первой решительность Каппеля заметила, пожалуй, его супруга Ольга Сергеевна. Вопреки воле родителей, Владимир увез ее под венец на санях в метель, совсем, как в старом романе. Они жили счастливо несколько лет, пока не грянула Первая Мировая. К тому времени Каппель окончил Академию Генштаба. На войну он ушел капитаном, закончил войну подполковником.

    Октябрьский социалистический переворот

    События Февральской революции Владимир Оскарович переживал мучительно. Он был убежденным монархистом, искренне считал, что резкие перемены только навредят стране. Доказательством этому были безобразное братание солдат с врагами, пьянство, демагогия и повальное дезертирство. Видеть все это потомственному офицеру, человеку долга и чести, который дал присягу на верность царю и Отечеству, было невыносимо.


    Когда же совершился Октябрьский переворот, и вышло решение о позорном сепаратном мире, Каппель окончательно убедился, что Россия попала в руки германо-большевистких заговорщиков. Он бросает развалившийся фронт, пытается добраться до семьи окружными путями, и в июне 1918 года оказывается в Самаре. Этот город стал началом высокого Жертвенного Пути Владимира Каппеля. К этому времени большевиков изгнали из Самары.

    Свидетельство:

    Добровольцы отряда, наблюдая его ежедневно, живущего одной жизнью с ними, всё больше привязывались к своему командиру

    Первая народная армия

    Встал вопрос, кто возглавит Народную армию. Желающих среди местных офицеров не нашлось, и временно командовать добровольцами предложили Каппелю. Он согласился, так как был готов воевать в любом качестве, лишь бы освободить Россию от .

    В распоряжении Владимира Оскаровича оказалось всего 350 человек. Эту горсточку людей и отправили освобождать Сызрань. Казалось, красные, в пять раз превосходящие добровольцев, шапками закидают своих врагов. Но случилось чудо: крошечный отряд умело и эффектно выбил противника из города. В руках добровольцев оказались брошенное оружие и склады с боеприпасами.


    По следам армии Каппеля. Военная реконструкция

    Успех оглушил всех, и Каппель сразу стал знаменит. Слава принадлежала Владимиру Оскаровичу по праву, ведь именно он был душой операции. Но сам командующий скромно отмахивался и говорил, что победа – заслуга «зеленой кадетской молодежи».

    Свидетельство:

    Адмирал Колчак был выдан чехами эсеро-меньшевистскому Политцентру. Узнав об этом, Каппель вызвал на дуэль командующего чехами и словаками в Сибири Яна Сырового, однако не получил от него ответа

    Заноза в теле большевизма

    С этого момента имя Каппеля стало головной болью для красного командования. Везде, где бы он ни появлялся, противник был наголову бит. Действовал царский подполковник быстротой и натиском. Его войска, которые пополнялись новыми добровольцами, стремительно перемещались по Средней Волге, ошеломляя врага непредсказуемостью маневра. В июне 1918 года белые ворвались в Симбирск.

    Троцкий объявил Отечество в опасности, а за голову «бандита» Каппеля назначил денежную премию – 50 тысяч рублей. Этот приказ попал в руки командующего, он засмеялся: «Я недоволен - большевики очень дешево нас оценили…».


    После взятия Симбирска желающих воевать рядом с легендарным Каппелем стало еще больше.

    Свидетельство:

    Все лично знавшие генерала Владимира Каппеля подчёркивали, что он всегда был не только умелым командиром, но человеком, отличавшимся личной отвагой

    Он притягивал к себе не только военным талантом, но и человечностью. Пленных красноармейцев никогда не расстреливал, сам нередко брал винтовку и участвовал в боях, питался из общего котла, охотно разговаривал с солдатами, делился мыслями, планами. Его с любовью называли: «Наш Каппель».

    Главной победой на Волге стало для Владимира Оскаровича взятие Казани. был отлично укреплен, так как там хранился знаменитый золотой запас России. Но вечером шестого июля под покровом дождя и сумерек белые части, как всегда внезапно и дерзко, атаковали Казань. Утром над городом уже развевался трехцветный российский флаг. Золото было погружено на пароход и отправлено в Самару, откуда - в Омск к адмиралу Колчаку.

    В начале осени 1918 года Красная армия получила подкрепление. Силы стали совсем не равны, и Каппель со своей Волжской группой отошел на Урал. К зиме пришел приказ Колчака о присвоении ему звания генерал-майора. «Я был бы более рад, если бы мне вместо производства прислали батальон пехоты», - искренне сказал Владимир Оскарович.

    Примеры силы слова

    Он сражался за Россию не ради званий и наград, и на френче носил лишь академический знак да георгиевский крест, полученный еще в Первую Мировую. Иногда набрасывал поверх мундира простую куртку, тогда орденов и знаков отличия вовсе не было видно. Однажды в таком «гражданском» виде генерал появился на митинге рабочих уральского Аша-Балашовского завода.

    Свидетельство:

    Являясь убеждённым монархистом, Владимир Оскарович категорически отвергал как февральскую революцию, так и итоги октябрьского вооружённого переворота

    Здесь работали агитаторы, которые подбивали людей совершить покушение на белобандита Каппеля. Постояв и послушав злобные выкрики в свой адрес, он попросил слова и живо поднялся на трибуну: «Я генерал Каппель… Вы хотите меня убить. Я вас слушал, послушайте и вы меня».


    Собрание изумленно замерло. Он рассказал шахтерам, за что борется, что несет с собой коммунизм. Рабочие потом несли своего недавнего врага на руках до штаба.

    Смелость и бескорыстие генерала удивляли порой даже хорошо знавших его людей. Позднее, уже будучи главкомом Восточного фронта, Каппель узнал, что его семья, эвакуированная в Иркутск, терпит большую нужду. Ему предложили послать телеграмму командующему Иркутским округом с распоряжением выдать теще и детям десять тысяч рублей. Владимир Оскарович отказался: он не видел возможности вернуть казне в скором времени такие большие деньги.

    Свидетельство:

    Красные, не имея возможности справиться с ним в открытом бою, захватили в заложники его жену и двух детей, находившихся тогда в Уфе

    Волжский корпус, а потом и третья армия Каппеля оставались самыми боеспособными на Восточном фронте адмирала Колчака. Особенной стойкостью отличались в ней рабочие части Ижевского и Воткинского заводов. Именно ижевцы, а не офицерский полк, провели под Уфой знаменитую психическую атаку.


    Глубокой осенью 1919 года удар красных, которые наладили дисциплину и научились воевать, сдержать не удалось. После сдачи Омска белые армии неумолимо покатились к Енисею. В этот критический момент адмирал Колчак уговаривает генерал-лейтенанта Каппеля возглавить Восточный фронт со словами: «Владимир Оскарович, на Вас вся надежда!» Но остановить процесс отступления было уже невозможно. Каппель надеялся на укрепленный Красноярск, но в городе засели мятежники, которые ратовали за мир и советовали они сложить оружие и главкому. Телеграфный ответ Каппеля был уничтожающим и коротким: «С изменниками Родины не разговариваю!».

    Он бросил штабной эшелон и пересел на коня. Обойдя под артобстрелом Красноярск, собрал беспорядочно отступающие части и поставил задачу: идти в Забайкалье, чтобы сделать его оплотом Белой борьбы. Начался беспримерный по мужеству Великий Сибирский Ледяной поход протяженностью в три тысячи верст.


    Железная дорога находилась в руках неприятеля. Поэтому армии вместе с беженцами, ранеными и больными пришлось двигаться через глухую тайгу, где почти не было населенных пунктов. Капель шел вместе со всеми. Многие отмечали, что он легко одет, но главком не мог кутаться в шубу, когда подчиненные мерзли в потрепанных шинелях.

    На реке Кан генерал провалился под лед, в сырой обуви продолжал идти дальше и обморозился. Началось воспаление легких, потом гангрена.В таежной деревеньке полковой врач, не имея инструментов, кухонным ножом ампутировал Каппелю пальцы на ногах.

    Свидетельство:

    Один из участников леового похода А. А. Федорович вспоминал: «Стиснувшего зубы от боли, бледного, худого, страшного, генерала на руках вынесли во двор и посадили в седло. Он тронул коня и выехал на улицу - там тянулись части его армии»

    Искалеченный, в полуобморочном состоянии главком потребовал коня и некоторое время держался в седле, чтобы солдаты видели – он с ними. Только когда Владимир Оскарович был уже не в силах сидеть в седле и потерял сознание, его поместили в обоз. Утром 26 января 1920 года умирающего командующего поместили в лазарет румынского поезда. Но было уже поздно: через несколько часов Каппеля не стало.

    Свидетельство:

    Последними словами генерала были: «Пусть войска знают, что я им предан был, что я любил их и своею смертью среди них доказал это»

    Перезахоронение Каппеля

    Свой путь с армией он продолжил уже после смерти. Уставшие и измученные люди, для которых Каппель был символом Белой борьбы, символом чести и мужества, не могли расстаться с любимым командиром. Они везли его гроб по бездорожью до самой Читы. Там Каппель был отпет и с почестями . Позднее соратники перезахоронили своего главкома в Харбине, боясь, что новая власть надругается над прахом. На собранные деньги поставили памятник: гранитный крест с терновым венцом у подножия.


    В 1955 году по распоряжению советского посла в Китае могилу легендарного белого генерала сровняли с землей. Но память о настоящем человеке стереть невозможно. Прошли десятилетия, и о Каппеле вспомнили потомки. В 2006 году подвижники из организации «Белые воины» разыскали место его погребения и перевезли Владимира Оскаровича с чужбины на Родину, за благо которой он отдал в страшную гражданскую войну

    Часто приходится читать, что «Офицерский каппелевский полк» (никогда в действительности не существовавший) в культовом советском фильме «Чапаев» одет в форму Офицерской Марковской дивизии (из армии Деникина), которая показалась режиссёрам более эффектной и более соответствовала «мрачному» облику «врагов революции». Попробуем разобраться, так ли это.

    Действительно, чёрные гимнастёрки с белыми кантами, белые фуражки с чёрным околышем и чёрные погоны с белыми просветами, как у каппелевцев в фильме, носили офицеры Марковской Офицерской стрелковой дивизии. Расцветка идеально совпадает. Правда, на марковских погонах была литера «М» («Марков») или «ГМ» («Генерал Марков»), но наличие такой шифровки у каппелевцев было бы нонсенсом, поэтому не удивительно, что на погонах в фильме шифровки отсутствуют.

    Однако, невооружённым глазом видны и куда более серьёзные несоответствия. Прежде всего, марковцы имели только один вид нарукавных нашивок - бело-сине-красный деникинский шеврон углом вниз. В фильме же отчётливо видно, что на рукавах белогвардейцев нашивки в форме щита. Нашивки подобной конфигурации одно время были всеобщим явлением в белых войсках на востоке России. В Сибирской Народной армии и Народной Армии КомУча (составной частью которой как раз и были каппелевцы) они служили знаками различия, заменяя погоны. Но это было летом 1918 года, почти за год до боёв с Чапаевской дивизией. Колчак, пришедший к власти в Сибири в конце 1918 года, немедленно восстановил дореволюционные знаки различия, после чего все подобные нарукавные нашивки были отменены. Бои же с Чапаевым относятся к 1919 году, когда войска Колчака вышли к Волге и Каме, а красные пытались их отбросить.

    В 1919 году нарукавные нашивки в форме щите носили два соединения. Корниловская ударная дивизия Добровольческой Армии Деникина и Воткинская стрелковая дивизия в армии Колчака.

    Нарукавная нашивка корниловцев - голубого цвета, со скрещёнными саблями и «мёртвой головой» (этот символ в дореволюционной русской армии, как и в большинстве европейских понимался «Умираю, но не сдаюсь», а также как «Чаю воскресения мертвых и жизни Будущаго Века», лишь нацисты смогли наполнить этот героический символ однозначно человеконенавистническим содержанием), а также надпись «Корниловцы». C корниловцами киношных каппелевцев роднит также флаг с мёртвой головой - правда, в Корниловской дивизии он был не однотонно-чёрный, а чёрно-красный. Нашивка Воткинской дивизии - красный треугольник со скрещёнными пистолетами. Разглядеть рисунок «каппелевской» нашивки в фильме сложно (если вообще возможно), но, судя по смутным очертаниям, она либо копирует комучевские нашивки 1918 года, либо составлена из двух, только что описанных: на корниловском «щите» с надписью - воткинские пистолеты.

    Ещё одно существенное отличие киношной формы от марковской - конфигурация обшлагов. Эта деталь не так маловажна, как может показаться, ведь в дореволюционной русской армии, традициям которой старались следовать белогвардейцы, по форме обшлагов различались рода войск. Пехота носила прямые обшлага, кавалерия - обшлага «уголком». Обшлага рукавов как у марковцев, так и у корниловцев, и у воткинцев были прямые, то есть пехотные. У киношных же каппелевцев отчётливо видна угловидная конфигурация обшлага, как у кавалеристов. Более того, на них хорошо заметен «гусарский узел». Штаны на киношных «каппелевцах» также кавалерийского типа - с кожаными леями в шагу (чтобы не протирались от долгого сидения в седле). И тут самое время вспомнить ещё об одном соединении, существовавшем в колчаковской армии - Партизанской дивизии атамана Б.В. Анненкова. В составе этой дивизии существовал полк Чёрных гусар, который, как и марковцы, носил чёрные гимнастёрки. Правда, без белых кантов и с красными погонами. Фуражки анненковских гусар были полностью чёрные, с белыми кантами, кокарду на них нередко заменяло изображение «мёртвой головы». Очевидно, гусарские узлы на рукавах и кавалерийские штаны - отголосок воспоминания консультантов фильма о боях с анненковцами.

    Итак, мундир «каппелевцев» в фильме «Чапаев» ни в коей мере нельзя считать марковским. Это абсолютно фантастическая форма, составленная из формы нескольких разных соединений (в том числе и реальных каппелевцев), участвовавших в Белой Борьбе. «Каппелевский Офицерский полк» в фильме «Чапаев», судя по всему, следует считать собирательным образом отборных белогвардейских частей, сражавшихся против большевиков на разных фронтах Гражданской войны.

    И в завершение - о том, что из себя действительно представляли каппелевцы. Если говорить о Каппелевском офицерском отряде (не полку), то он составил ядро так называемой Народной Армии КомУча (Комитета членов Учредительного Собрания) и участвовал в боях с Красной Армией летом 1918 года. Но Чапаевская дивизия на тот момент ещё не была сформирована. Подвиги Чапаева (действительно подвиги - при всём моём несогласии с его политическими взглядами) и пик его популярности в большевистском лагере пришлись на следующий, 1919-й год. Каппелевский офицерский отряд носил защитную русскую форму времён Первой Мировой войны со споротыми погонами. Отличительной чертой его обмундирования были белая повязка на рукаве и георгиевская ленточка вместо кокарды на фуражке.


    Владимир Оскарович Каппель

    В дальнейшем название «каппелевцы» всплывает снова уже на рубеже 1919 - 1920 годов. Как известно, А.В. Колчак, эвакуируя своё правительство из Омска, отказался следовать походным порядком с армией и отправился на восток литерным поездом, так как опасался за судьбу своей любовницы А. Тимирёвой . Это решение, как нам теперь известно, оказалось для него роковым. Руководство войсками, которым ставилась задача пробиться сквозь кишащие партизанами леса и овладеть мятежным Иркутском, поручалось В.О. Каппелю. Современный историк Руслан Гагкуев пишет: «Главнокомандующий армиями Восточного фронта Генерального штаба генерал-лейтенант Каппель (назначенный на этот пост Верховным правителем адмиралом Колчаком на станции Судженка 3 декабря 1919 года со словами: «Только на Вас, Владимир Оскарович, вся надежда») делал все возможное и невозможное, чтобы вывести армию из снежного плена с наименьшими потерями. Каппель часто задерживал свой поезд, чтобы находиться в непосредственной близости от фронта. То в автомобиле, а чаще верхом Главнокомандующий отправлялся к передовой линии фронта. В той путанице частей и обстоятельств, которые сопровождали отступление, он вникал во все мелочи текущего дня, часто исправляя положение, казавшееся безнадежным. Задерживаясь чуть ли не на каждом полустанке, Каппель знал положение не по донесениям начальников частей, а видя все собственными глазами. Он наводил порядок в отступавших частях, вырабатывал порядок движения, по возможности сменяя арьергардные части, искоренял своеволие в отношении населения, строго следил за офицерским корпусом, пытался вдохнуть дух бодрости в бойцов, чтобы отступление не превратилось в бегство. Все это - в условиях мертвого мороза сибирской зимы… Сам Каппель часто шел пешком, жалея своего коня и часто утопая в снегу так же, как и другие. Он был обут в бурочные сапоги и, утонув в снегу, случайно зачерпнул в них воды, никому об этом не сказав. Через некоторое время у него начался сильнейший озноб с временной потерей сознания. На третьи сутки его, не приходившего в себя, на коне довезли до первого человеческого жилья - таежной деревни Барги. Здесь доктору пришлось простым ножом, без анестезии сделать ампутацию обмороженных пяток и некоторых пальцев на ногах Каппеля. После операции Каппель смог продолжать путь верхом и отдавать необходимые распоряжения, но через 8 - 10 дней после выхода из деревни Барги его состояние стало ухудшаться в связи с развивающимся двусторонним крупозным воспалением легких. Владимира Оскаровича уложили в сани, в которых он ехал несколько дней. В Нижнеудинске, занятом после короткого столкновения с красными, генерал Каппель еще смог провести совещание с начальниками отдельных частей, но уже не вставая с кровати… В последние два-три дня Владимир Оскарович сильно ослабел и всю ночь 25 января не приходил в сознание. На рассвете он был перенесен в батарейный лазарет-теплушку румынской батареи имени Марашети, где через шесть часов, не приходя в сознание, умер. Последними словами генерала Каппеля на этой земле были: «Передайте войскам, что я любил Россию, любил их и своей смертью среди них доказал это»» .

    Как видим, за двадцать лет до Алексея Маресьева (которому, конечно же, вечная память и Царство Небесное) аналогичный подвиг был совершён человеком, которого у нас долгое время было принято воспринимать исключительно в негативном свете. Гроб с телом Каппеля был вывезен войсками, командование которыми принял генерал Войцеховский. Однако, освободить от мятежников Иркутск и спасти Верховного Правителя ослабевшая армия Каппеля была уже не в силах. Остатки его войск соединились в Забайкалье с войсками атамана Г.М. Семёнова и ещё два года продолжали неравную борьбу с большевизмом. Именно там участники Сибирского Ледяного Похода получили название каппелевцев и отличительный знак - нарукавный шеврон из георгиевской ленты. Но Чапаев к этому времени был давно уже мёртв, и с этими каппелевцами померяться силами явно не мог.

    Что же, самая яркая сцена кинофильма «Чапаев» выдумана от начала до конца? Нет, разумеется. Более того, эта сцена во всех деталях описана «с обеих сторон». Со стороны красных её подробно живописует Фурманов - непосредственный участник событий - в своём романе «Чапаев», умолчав, правда, о том, что противниками 25-й Чапаевской дивизии в том бою были ижевские и воткинские рабочие, восставшие против произвола комиссаров (из этих рабочих Колчак сформировал две самые боеспособные свои дивизии - Ижевскую и Воткинскую), что белые шли в психическую атаку под красными (!) знамёнами и с пением «Варшавянки» - парадокс, но в хаосе Гражданской войны бывало и такое . Описание этой же сцены с белой стороны мы встречаем в толковом и обстоятельном исследовании Валерия Шамбарова «Белогвардейщина» (именно Шамбаров указывает на то, что каппелевцев в фильме, якобы, одели в марковскую форму). Читайте и помните тех, кто отдал свои жизни за Русь Святую и Веру Православную в рядах Белой Армии. Упокой, Господи, их души в селениях праведных и святыми их мольбами избави нас от ужасов новой революции!

    При написании данной статьи мною использованы материалы сайтов www. ei1918. и

    Чтобы перестать осуждать Колчака за этот факт его биографии, достаточно один раз посмотреть фильм «Адмирал». Трудно жить в таком постоянном напряжении душевных сил, в каком по долгу службы жил Колчак, и не «сорваться». Конечно, грех есть грех, но, как мне кажется, не стоит из этого греха делать далеко идущие выводы о «неправославии» Колчака.

    Похоже, выдумывать «офицерский Каппелевский полк» в 1919 году большевикам пришлось именно по этой причине: не говорить же «победившему» пролетариату, что самыми стойкими борцами против «рабоче-крестьянской власти» были восставшие против этой власти рабочие…

    В последние десятилетия приобрела популярность версия, что Сталин не только способствовал возрождению Русской православной церкви во время и после войны, но что он был втайне верующим человеком и предпринимал свои шаги не только по практическим соображениям, но и исходя из внутренних убеждений. Сторонники этой версии любят опираться на тот факт, что Сталин в молодости был семинаристом, и утверждают, что он не до конца изжил из себя ту веру, которая двигала его желание стать священником. Насколько эта легенда соответствует действительности?

    Вера Сталина

    Многие современники утверждали, что мать Сталина настаивала на его карьере священнослужителя и побудила его поступить в Тифлисскую духовную семинарию. По свидетельству преподавателя Московской семинарии в послевоенное время М.Х. Трофимчука, во время встречи Сталина с иерархами РПЦ в Кремле 4 сентября 1943 года вождь СССР будто бы спросил митрополита (будущего патриарха) Сергия Страгородского в ответ на его жалобу: «А почему у вас нет кадров?» Сергий, вместо того, чтобы сказать правду о тысячах священников, сгинувших в сталинских застенках, слукавил: «Кадров у нас нет по разным причинам. Одна из них: мы готовим священника, а он становится маршалом Советского Союза». Сталину понравилась шутка и он якобы даже прослезился: «Да, моя мама очень хотела, чтобы я стал священником».

    По некоторым свидетельствам, Сталин во время войны втайне молился, даже исповедовался и причащался, встречался с блаженной Матроной Московской и т.д. Такие свидетели в один голос утверждают, что Сталин был верующим человеком и лишь идеологические обстоятельства мешали ему открыто объявить об этом.

    Покровительство церкви

    По мнению некоторых историков, послание местоблюстителя патриаршего престола, митрополита Сергия (Страгородского) к верующим с призывом дать отпор немецко-фашистским захватчикам было издано с прямого одобрения Сталина. Это воззвание стало распространяться с 10 часов утра 22 июня 1941 года, то есть на два часа раньше, чем с речью о начале войны выступил по радио В.М. Молотов и на одиннадцать дней раньше выступления самого Сталина. В этом они видят признак того, что Сталин уже тогда решил возложить на церковь миссию духовной мобилизации народа на Отечественную войну.

    Встречаются также утверждения, что в декабре 1941 года, когда немцы стояли на пороге Москвы, Сталин пригласил в Кремль духовенство и попросил его совершить молебен о даровании победы. Тогда же, по его указанию, был совершён облёт вокруг Москвы на самолёте с Тихвинской иконой Богоматери из церкви близ ВСХВ (ВДНХ). Осенью 1942 года аналогичное действие было проведено в Сталинграде с Казанской иконой Богородицы. Рассказывают и о крестных ходах в Ленинграде, и других подобных акциях, которые совершались по указанию или с санкции Сталина в самые тяжёлые периоды войны.

    Восстановление патриаршества

    Резкий поворот в политике Сталина по отношению к церкви связывают обычно с упомянутой встречей 4 сентября 1943 года. Сторонники версии о внутренних личных мотивах, побудивших Сталина пойти на восстановление патриаршества и других церковных институтов, отмечают то, что данный шаг был предпринят Сталиным не в 1941-1942 гг., а когда в войне наступил перелом. Следовательно, считают они, Сталин уже не нуждался в церкви как в инструменте мобилизации народа. Отсюда они делают вывод, что Сталин решил повернуться лицом к церкви только под воздействием собственной веры.

    «Безбожная пятилетка»

    Свидетельства из разных источников о том, что Сосо Джугашвили поступил в семинарию по настояниям матери, подтверждают, скорее, что он лично не испытывал сильного желания стать священником, но лишь исполнял свой сыновний долг. Учёбой в семинарии, как известно, Сосо тяготился, постоянно конфликтовал с наставниками, подвергался дисциплинарным взысканиям, именно тогда увлёкся запрещённой литературой и в конце концов был отчислен за неявку на экзамен. Впрочем, весьма возможно, что Сталин, как и многие мятежные натуры во все времена, делал различие между верой в Бога и почитанием духовенства. Но даже это уже не согласуется с тем его портретом «покровителя церкви», который рисуют некоторые его нынешние апологеты.

    В 1928 году в одном из интервью центральной партийной прессе Сталин заявил: «Надо пожалеть, что духовенство не было с корнем ликвидировано». В 1932 году была объявлена «безбожная пятилетка». К 1 мая 1937 года официально намечалось закрыть все храмы в СССР и ликвидировать духовенство как класс.

    Церковь как инструмент

    Утверждения писателей недавнего времени о молебнах и облётах с иконами в 1941-1942 гг., равно как и о встречах Сталина с православными прорицателями, не подтверждаются надёжными источниками.

    Действительно, в 1941-1942 гг. Сталин не занимался восстановлением и укреплением церковных структур. Он в них не нуждался именно в тяжёлый период войны. Церковь была настолько обескровлена сталинскими репрессиями (за один 1937 год было уничтожено 35 архиереев), что не играла заметной роли в духовной жизни СССР накануне и в первые два года Великой Отечественной войны.

    Поворот в религиозной политике Сталина стал необходим как раз с началом освобождения западных территорий СССР. За время немецкой оккупации церковь пережила период возрождения. Немцы в практических целях поощряли открытие храмов, закрытых большевиками. Более того, германская армия брала на себя ответственность за возвращение церкви имущества, отобранного советской властью. Перед войной на Украине оставалось всего два действующих православных храма и ни одного монастыря. В конце 1942 года там насчитывалось уже 318 действующих храмов и 8 монастырей, в которых служили 434 священника, 21 диакон, 387 монахов и монахинь. Быстрыми темпами шло возрождение церкви также в оккупированных Белоруссии и Псковщине.

    Сталин хорошо понимал, что священники и паства возрождённой в оккупации церкви это антисоветская сила. Ей было необходимо противопоставить свою «ручную» церковь, так как сам факт воскрешения церкви на оккупированной территории показывал, что довоенная атеистическая политика потерпела полный крах. Кроме того, Сталин имел широкие геополитические планы по расширению сферы советского влияния в мире после войны. Здесь церковь (не только РПЦ, но также Армяно-григорианская) могла сослужить хорошую службу. Был Сталин заинтересован пока и в хороших отношениях с западными союзниками, которые наращивали поставки материалов и вооружений, способствовавших скорейшей победе СССР.

    Либерализация церковной политики благоприятно вписывалась в контекст нового имиджа СССР с его отказом от «мировой революции» и гимна «Интернационал», роспуском Коминтерна, возвращением многих дореволюционных названий городов и улиц и т.д. О том же, чтобы сделать церковь независимым институтом, как то следовало бы из советской конституции, и речи не шло. РПЦ стала одним из послушных орудий государственной политики в реализации политических планов Сталина.

    Сталин теперь - в одной из церквей. В той, что за Стрельной, близ Петербурга. На иконе. В своей простой шинели, в какой его запомнили миллионы советских людей, смотрит на вас задумчивыми и глубокими глазами из-под густых бровей. Рядом с ним святая. Матрёна Московская с нимбом вокруг головы осеняет красного цезаря крёстным знамением.

    "Блаженная Матрёна Московская благословляет вождя". На этом образе соединилась воедино разорванная в XX веке и кровоточащая нить русской истории. Сталин и церковь. Советская власть и русская традиция. Вера Христова в красной России. Наверное, такая икона нужна именно сейчас, когда враги, выжигающие саму память о советской стране, пытаются привлечь себе в помощники и церковь. Прочитав роман "Мать", Ленин назвал эту книгу нужной для дела революции. Так же и этот образ Блаженной Матрёны Московской, написанный Ильёй Пивником, - для православных он нужный.

    Игумен Евстафий (Жаков), настоятель храма Святой равноапостольной Великой княгини Ольги, в котором сейчас находится образ с изображением Сталина, очень уважаемый прихожанами священник. Ранее в церкви в Знаменке, настоятелем которой он был тогда, появилась икона Св.Евгения Родионова - русского солдата, убитого чеченцами в плену за отказ снять себя нательный крест и отречься от веры - один из первых образов этого новомученника в России. В апреле 2003 года, когда лидер запрещённой ныне НБП Эдуард Лимонов ожидал приговора в саратовской тюрьме, отец Евстафий собирал среди прихожан подписи в поддержку русского писателя. Многие петербургские национал-большевики потянулись в этот храм, в котором они были услышаны и поняты.

    Мы встретились с игуменом Евстафием 4 октября. В 15-летнюю годовщину рокового расстрела Верховного Совета. Тогда, в тот ясный, но холодный московский день, на баррикадах на Горбатом мосту вместе плечом к плечу стояли все, кому была дорога Россия: коммунисты и монархисты, советские офицеры и казаки, священники и атеисты. И сквозь реющие на ветру красные и чёрно-золото-белые стяги проглядывали хоругви. В тот день были едины в своих жертвах и страданиях все честные русские люди.

    Я верю, что главный день русского единения нам ещё предстоит встретить...

    "ЗАВТРА". Отец Евстафий, а как вообще возникла идея создать такую икону?

    О.ЕВСТАФИЙ. Вы знаете, у нас в России полководцы часто благословлялись монахами, блаженными, юродивыми. Вот, например, преподобный Сергий Радонежский благословил полководца Дмитрия Донского на битву. И битва была выиграна. То же самое произошло в Москве осенью 41-го года. Блаженная Матрёна приняла у себя очень озабоченного положением в Москве вождя Сталина. И успокоила его, сказала: "Ты один останешься в городе. Всех отправляй, город не сдавай. И не сдашь". В этом нет ничего странного. Святые люди всегда благословляли воинов, вождей. На этом стояла, стоит и будет стоять Россия. Здесь нет никакой выдумки. На этой иконе отражение того святого пути, который прошла Матрёна Московская, в том числе и благословив вождя на победу.

    "ЗАВТРА". Но ведь Сталин был атеистом.

    О.ЕВСТАФИЙ. А откуда вы знаете?

    "ЗАВТРА". Он возглавлял атеистическое государство.

    О.ЕВСТАФИЙ. Мало ли кто что возглавлял. Я больше верю двум Патриархам - Сергию и Алексию I. Они считали совершенно определённо: Сталин был верующим человеком. Во всяком случае, я гораздо больше доверяю им, чем всем этим либералам и демократам.

    "ЗАВТРА". Скажите, а как на появление такой иконы отреагировало руководство епархии?

    О.ЕВСТАФИЙ. Вы знаете, у нас мудрое руководство епархии. Оно должным образом оттеняет тот факт, что эта не икона, прославляющая Сталина. Это образ святой Матрёны Московской. А Сталин - это один из тех людей, кого она благословила. Она благословляла многих. Были среди них и один известный архитектор, и известный композитор тех лет. И Сталин был. Так что в этом нет никакого криминала с точки зрения богословия.

    "ЗАВТРА". Имя Сталина сейчас оболгано, предано анафеме. На него вылили ушаты грязи. Как вы считаете, историческая справедливость когда-нибудь восторжествует? Будет это имя у нас когда-нибудь официально оценено по достоинству?

    О.ЕВСТАФИЙ. Вы знаете, вот когда издохнут все эти пигмеи и моськи, которые имеют свой заказ или интерес, тогда очиститься атмосфера. Да, так и напишите обязательно: именно издохнут! И вокруг Сталина, наконец, начнётся почитание. Речь не идёт о его канонизации. Речь идёт именно о почитании великого вождя и руководителя, спасителя страны. Но это будет ещё не очень скоро.

    "ЗАВТРА". Сейчас в России строят церкви, по телевидению регулярно выступают священнослужители, а наше общество всё глубже и глубже проваливается в бездну пороков. Что это: парадокс?

    О.ЕВСТАФИЙ. Это такой же парадокс, как и всякая борьба. Борьба всегда - парадокс. Потому что сталкиваются противоположные силы. Причём то одна, то другая одолевает. То одна, то другая становится сильнее. Но та сила, за которой стоит Господь, - эта сила в конечном счёте самая победоносная. И то, что мы наблюдаем сейчас, не более чем временно.

    "ЗАВТРА". В советское время у нас была вроде бы атеистическая страна, но уровень нравственности и общественной морали был несравнимо выше, чем сейчас. Да, теперь религию никто официально не отменяет и не борется с ней. Но при этом духовное состояние народа всё хуже и хуже.

    О.ЕВСТАФИЙ. Речь идёт о политической воле. А политическая воля то угодна Богу, то неугодна. Вот вы говорили о советской стране. Там была политическая воля. Может быть, она была в чём-то отрицательной. Но она сдерживала многие пороки. Например, тогда никто даже не слышал о добрачном сожительстве жениха и невесты...

    "ЗАВТРА". А сейчас это бич современной русской молодёжи...

    О.ЕВСТАФИЙ. Да. Тогда ещё педерастов сажали. Смертная казнь была, что очень хорошо. Это всё проявления политической воли. Кстати, это остатки. Остатки того, что сделал Сталин. Это его политическая воля, всё ослабевая в годах, тем ни менее, ещё имела силу. После того как ушла эта страна, ослабла эта политическая воля, началось безвременье. Но я ожидаю, что сейчас мы всё-таки сможем сейчас видеть рождение другой политической воли, которая будет во многом христианской, во многом православной. И в то же время сдерживающей так, как любая воля руководителя может сдержать отрицательные тенденции, возникающие в той или иной части нашей страны. Поэтому давайте ждать эту новую волю. А сейчас пока что безвременье, смутное время. Но оно заканчивается.

    "ЗАВТРА". И закончится скоро?

    О.ЕВСТАФИЙ. Нет, не скоро. Но тенденции к окончанию безвременья я просматриваю. Нельзя сделать всё сразу. Тем более, после того, что натворили эти выскочившие, как джины, из бутылки, антирусские, антипатриотические элементы. А им ведь удалось многое! Но настанет время, когда их влияние сойдёт на нет.

    "ЗАВТРА". Ещё один острый вопрос, отец Евстафий. В советское время у нас, хоть и не все являлись членами КПСС, но почти все прошли через пионерию и комсомол, говорили, что они за Советскую власть, за коммунизм. А потом, в 90-е, множество людей начало надевать кресты, ходить в церкви. Что это: истинное обращение или дань моде? Или просто многие миллионы отчаявшихся людей искали себе какого-то спасения?

    О.ЕВСТАФИЙ. Это всё. И протест, и дань моде, и своеобразная истерическая реакция, и, наконец, реакция людей, освобождённых от духовного гнёта. Те элементы были нежизнеспособными, и они отпали сами собой. А вот та молодёжь, которую я вижу в церквях сейчас, это другие люди. Это не бабушки и не дедушки - это просто другие люди. Те самые, которые уже православие воспринимают как что-то родное, как что-то своё. Хотя, может быть, они во многом очень далеки от истинной веры. Но тем не менее, интерес к православию и восприятие православия как родного и своего - это ведь тоже начало пути к истине.

    "ЗАВТРА". Сейчас молодёжи обращается больше?

    О.ЕВСТАФИЙ. Да, намного больше! Вы знаете, у молодёжи сейчас очень осмысленное отношение к церкви как к инструменту благосостояния страны, благосостояния семьи. Те, кто идут в церковь, чтобы венчаться, считают, что это то скрепление семейных уз, которое не достигается простой регистрацией брака.

    "ЗАВТРА". Но многие из тех, кто приходят венчаться, делают это скорее формально, без глубинного осмысления таинства. Возможно, до венчания, они пару лет просто прожили вместе.

    О.ЕВСТАФИЙ. Нам не важно, откуда ты пришёл. Нам важно, куда ты идёшь. Сожительствовали - и сожительствовали. А потом перестали сожительствовать и просто обвенчались. Мы все идём из тёмных областей, в которых греха немало. Но мы идём к свету.

    "ЗАВТРА". А как, на ваш взгляд, современная Россия может ответить на глобальные вызовы XXI века? На глобализацию? На культ потребительства, который, расцветая в мегаполисах, поедает людские души? На духовное обнищание и оскудение многих наших сограждан? Вызовы очень серьёзны.

    О.ЕВСТАФИЙ. Так Россия уже отвечает. Кто друзья России? Это армия и флот. Крепкая армия и крепкий флот - это уже ответ. Если мы видим, как хорошо устроена оборона страны, как великолепны корабли, если мы видим, как замечательно стреляют пушки новейших поколений, то люди гордятся этим. В такой гордости за свою страну, где постепенно строится мощная держава, и рождается этот ответ.

    "ЗАВТРА". Вы всё же считаете, что у нас строится мощная держава?

    О.ЕВСТАФИЙ. Да, строится. Не знаю, правда, насколько мощна она сейчас, но она строится. И в этом, опять-таки, я вижу политическую волю. Ведь можно было бы не защищать Южную Осетию, скажем. Но наши политические деятели - не просто волевые люди. Они порядочные люди. И их порядочность - тоже пример. Пример того, как не надо быть жалким, как не надо быть эгоистом. Очень много значит сила примера. Если армия и флот будут устроены здорово, то многое изменится в нашем обществе. И конечно, своё обычное место занимает церковь. Это не новое и не старое место. Это просто обычное место. Это такой живой родник, где можно многое почерпнуть и узнать, многое переоценить.

    "ЗАВТРА". Церковь сейчас стремится занять то положение, которое она занимала в России до 1917 года.

    О.ЕВСТАФИЙ. Ну и что же! Пусть стремится. Чем больше монастырей и церквей, тем лучше. Монастырь - это хозяйственная единица. Там работают люди, которые бы без монастыря могли бы и не выжить, спиться. А там им есть и работа, и место, где можно жить. Монастырь - это такая хозяйственная единица. И нужно, чтобы их было всё больше и больше.

    "ЗАВТРА". Единство религии способно консолидировать православные народы? Пример Грузии, да и Молдавии тоже, даёт обратный пример.

    О.ЕВСТАФИЙ. А вы не путайте церковь с оголтелой политикой. Потому что политика - это явление одного порядка. А церковь - это проникновенное, глубинное и вечное. Политики уходят, а церковь всегда остаётся. Я думаю, что на уровне церковном Грузия и Россия ни в коем случае не враги. Они друзья. Хотя политики пытаются поссорить православные народы.

    "ЗАВТРА". Но ведь история Грузинской православной церкви в XX веке - это история её откола и отделения от Русской Православной Церкви. При Сталине ей удалось добиться автокефальности. Вряд ли такой шаг был направлен на достижение православного единства.

    О.ЕВСТАФИЙ. А что плохого в автокефальности? Ничего плохого в этом нет. Автокефалия - это просто особенность административного управления. А единство - это Евангелие, это Господь, это устроение церковной жизни. Есть единство. Автокефалия и автономия - это скорее канцелярский, бюрократический феномен.

    "ЗАВТРА". А были ли примеры того, чтобы кто-то из грузинских иерархов и священнослужителей в дни войны произнёс слово о том, что православные русские люди им не враги, что их с нами стравили политики?

    О.ЕВСТАФИЙ. Уверен, что таких примеров было много. Но я просто не бывал там, где такие примеры можно наблюдать. У нас в Петербурге есть грузинская церковь. Там грузины были очень расстроены происходящим. Но, тем ни менее, они относились к русским людям с чувством неослабевающего братства и ни в чём не винили своих единоверцев.

    "ЗАВТРА". Однако никто из известных представителей грузинской диаспоры с такими заявлениями не выступал. Напротив, Вахтанг Кикабидзе и Олег Басилашвили делали антироссийские заявления.

    О.ЕВСТАФИЙ. Это артисты, а артисты нередко лжецы. Они держат нос по ветру. Зачем равняться на лжецов?! У них профессия - лгать, притворяться, играть роли. Вот, например, вам артистка скажет, что любит, а на самом деле она притворяется, играет роль, тренируясь на вас. Я, может, утрирую, но от этих людей не приходиться ждать правды. Их специальность - это удачно сыгранная ложь.

    "ЗАВТРА". Раз уж мы заговорили о международных вызовах, о месте России в современном мире, то нельзя, наверное, обойти стороной и такой вопрос: крепнущий и активно наступающий мир ислама опирается не только и не столько собственно на религию, сколько на вполне конкретную политическую идеологию исламизма, на шариат. Есть мнение, что православие не имеет в себе подобной политической составляющей. И в этом отношении оно исламу проигрывает.

    О.ЕВСТАФИЙ. Исторически православие всегда выигрывало. Образовать такую огромную страну, удержать её от распада...

    "ЗАВТРА". А как же падение Византии?

    О.ЕВСТАФИЙ. Это немного другой вопрос. Я говорю о тысячелетней истории православия в России. Вы знаете, удержать такую огромную землю, скрепить её воедино могла только Русская православная церковь. Ведь сколько было примеров, что русские князья воевали между собой, убивали друг друга. Но то общее, что могло их объединить и примирить - это был церковный голос. Может быть, он не всегда был слышен для них, но всегда имел звучание. Для такой огромной страны системообразующим фактором всегда являлась и является Русская Православная Церковь. Поэтому можно говорить лишь о способах достижения национальных целей. Наши способы, быть может, более тихие и менее наглядные, в них меньше жестокости. Но православная страна существует.

    Что касается мусульман, то хочу сказать, что настоящие мусульмане - это очень мирные люди. И я это знаю сам, поскольку очень долго жил в Казани, среди татар.

    "ЗАВТРА". Но эти мусульмане адаптированы к русской цивилизации пятью веками совместной жизни с нами в одном государстве. А вот мусульмане-чеченцы, например, в массе неадаптированы.

    О.ЕВСТАФИЙ. Если приходят мусульмане неадаптированные, то им надо противопоставить силу закона. Вот взять, например, ситуацию в Кондопоге. Она вызвана тем, что милиция продалась, что она не осуществляла свои охранительные функции. И потому она позволила разгореться такой межнациональной распре. Но если бы милиция чётко стояла на страже закона: поправляла одних, помогала другим, пресекала деятельность третьих, то там бы ничего не было. То есть, опять-таки речь идёт о политической воле. Если её нет, то голову могут поднимать экстремисты и очень вредить всем нам.

    "ЗАВТРА". Есть такие факты - скорее, печальные. Например, с начала 2000-х годов, по сообщениям СМИ, около сорока семинаристов отошли от христианства и приняли ислам. Были и священники-вероотступники. Имя Вячеслава Полосина, конечно, уже набило оскомину, но ведь, если не ошибаюсь, он не был единственным. А вот обратных примеров, с "другой стороны", я не знаю.

    О.ЕВСТАФИЙ. Я тоже не знаю. Но хочу сказать, что Русская Православная Церковь очищается от таких людей. Это самоочищение. Ушли, и слава Богу. И хорошо, что ушли сейчас, а не предали потом. Это обычный процесс самоочищения от вредоносных элементов. Наша православная религия - она самая угодная Богу. Мы очень много отдаём времени богослужению. Мы чтим Бога, мы правильно его славим. Правильно - это значит долго, много. Если сравнить с другими религиями, то те просто превращаются в какие-то культурные мероприятия. В некоторых я вижу даже удовлетворение каких-то садистических тенденций. Трудности правильного прославления Бога таковы, что некоторые люди просто не выдерживают православия. Это для них очень трудно. Православие - это очень тяжёлая религия. Но она самая боговдохновенная, боговмещающая именно вследствие своей тяжести. Православный священник - это подвижник. Если он не такой, то он отсеется или будет проклят. Быть подвижниками могут не все. Даже очень немногие. Отсев - это положительное явление, его надо приветствовать. Только он должен проходить демонстративно. Чтобы все видели: вот ещё один нестойкий отсеялся. Теперь нам легче. Как говориться, баба с возу - кобыле легче. Пусть отсеиваются. Мы без них обойдёмся.

    "ЗАВТРА". А католический священник, к примеру, не подвижник?

    О.ЕВСТАФИЙ. Я не стал бы говорить о священниках, но хочу сказать, что служба Рождества Христова у нас длится часов пять. Служба Рождества Христова у католиков длится сорок минут. Как можно за сорок минут организовать связь с Богом?! Это просто несколько песнопений, несколько слов, несколько действий. И всё так легковесно, так неглубоко. Я ничего не хочу сказать о католических священниках. Но службы в католических храмах легковесны и неглубоки.

    "ЗАВТРА". Но это уже неокатоличество. Насколько я знаю, решением одного из Ватиканских соборов во второй половине XX века было сокращено время литургии, отменены некоторые другие элементы службы. Католичество выхолостили. Грубо говоря, оно сейчас стало попсовым.

    О.ЕВСТАФИЙ. Это кризис. Это их трагедия. Но мы говорим о факте. Решили облегчить жизнь священников. И облегчить за счёт богослужения, потому что жалеют себя.

    "ЗАВТРА". Вот сейчас ни для кого не секрет, что царская Россия была православной страной с церковью чуть ли не в каждом селе, и народ в массе был верующим. Но тогда у нас народ был структурирован сословиями, социум выглядел монолитным. А современная Россия - это страна маргиналов и люмпенов, особенно это касается больших городов. Сейчас сословий нет, все социальные слои и классы давно размыты. Есть многомиллионные массы людей, находящихся в броуновском движении и не привязанных к корням. Сможет ли в таких условиях страна сохранить свою православную идентичность? Ведь действие социальных законов никто не отменял.

    О.ЕВСТАФИЙ. Насчёт маргиналов, я вспомню пьесу Максима Горького "На дне". И вот этих босяков, которых вы называете маргиналами, было очень много. Причём, некоторые из них выглядели как богомольцы, переходящие из монастыря в монастырь. А некоторые были просто обитателями дна. У нас есть один хранитель: чаша Господня, храм, иконы, священник, служба - вот что хранит. Это тот стержень, вокруг которого крутятся и маргиналы, и другие неустойчивые элементы. Мы для того и нужны, чтобы дать пример людям, дать некое вдохновение и утешение тем, кто нас услышал и увидел. Таких людей немало. Даже в нашем храме.
    Беседовал Игорь Бойков

    http://zavtra.ru/cgi//veil//data/zavtra/08/779/61.html