Методика обучения ребенка по зайцеву. Методика обучения чтению по Зайцеву. Плюсы и минусы

Рада встрече, дорогие читатели!

Продолжаем постигать интерес по поводу ранних методик развития наших деток. О пользе раннего развития можно почитать . Сегодня речь пойдет про обучение детей по методике Зайцева.

Об авторе

Николай Александрович Зайцев (родился в 1939 г.) долгие годы работал воспитателем и учителем литературы, русского и английского языка. Имеет педагогическое образование. И работая долгие годы с детьми начинал практиковать раннее развитие. Это пришлось на начало 20 века.

Работал с разными детками: и в колонии для несовершеннолетних, и в детских домах, и в интернатах для умственно отсталых детишек, и в обычных школах.

По мере накапливания своего педагогического опыта Зайцев делает для себя выбор, что ему интересно заниматься именно с детьми дошкольного возраста и речь заходит о зарождении новой школы раннего развития.

В 70-е годы прошлого столетия мало кто практиковал такого плана развитие, так как советское образование не принимало никаких новшеств подобного плана. Не было интернета, да и не в каждой деревеньке были библиотеки.

Информация застаивалась и не спешила разноситься. Прошло немало лет, пока к этой системе вновь вернулись и стали ее применять.

В 1989 г. было создано общество «Мазай», которое использовало программы развития Зайцева и он ведущий специалист. Здесь и берет начало активное распространение метода и начинается производство кубиков.

В наши дни система применяется довольно успешно и может быть многим знакома, используются в школах и детских садах.


Общество «Мазай» переименовано в ООО «Методики Зайцева» издает различные пособия и авторские разработки, такие как:

  1. Кубики Зайцева. Для занятий в домашних условиях можно изготовить их самостоятельно (скачать шаблоны).
  2. «240 картинок для обучения письму, чтению, рисованию». Отличный набор с карточками для занятий, который позволит вашему ребенку расширить словарный запас и знаний, научиться читать целыми словами и это просто увлекательная игра.
  3. «Тысяча +» (скачать) - обучение математике.
  4. «Кто вокруг меня живет, что вокруг меня растет». Учебное пособие с карточками для детей, которые учатся читать.
  5. «Песенки и потешки». Это реставрация русских народных и всеми любимых коротеньких стишков, которые были собраны из разных книг. К данной книге так же прилагается диск с песенками.
  6. «Чистоговорки и скороговорки». Учимся правильно говорить.
  7. Еще многочисленные игры и головоломки, мозаики и настольные игры.

  1. Зайцев Н. А., Струве Г. А. «Читай и пой» — веселые и неприхотливые песенки-потешки для занятий.
  2. Зайцев Н.А. "Письмо. Чтение. Счет" (скачать книгу)
  3. Так же рекомендую к прочтению еще вот такую книгу - Афанасова Е.Г. «Игротека письма и чтения Н.А.Зайцева», здесь популярно описаны методы игр и занятий. (скачать книгу)

Да, чуть не забыла, не лишним будет и то, что вы будете напевать склады на занятиях с ребенком, так ребенок легче воспринимает информацию и быстрее запоминает. А помогут вам в этом песенки-подпевки самого автора. (скачать)

При помощи методик Зайцева можно обучать детей чтению, письму, рисованию, математике и грамматике, географии, ботанике, зоологии, экологии, иностранным языкам и другим наукам. Под каждый предмет разработаны свои обучающие материалы и дидактические пособия.

Не смотря на успешную популярность, методика Зайцева так и не признана официально.

Основные принципы методики

Зайцев всерьез задумался о том, как преподносится учебный материал для детей. В то время это была голая структура: теория и закрепление материала — упражнение к уроку.

Ребенок быстро устает от таких занятий и большую часть информации не запоминает, либо запоминает, но не надолго.

Зайцев решил внести изменения в эту педагогику и предложил совершенно новое понимание материала.

Особенность этого метода в том, что весь материал который необходимо изучить, сразу показывается ребенку и постоянно у него перед глазами систематизирован в виде специальных таблиц.

В основе методики лежат такие принципы, о которых все знают, но далеко не все их придерживаются. По методике Зайцева процесс обучения должен складываться из:

  • Зрительное восприятие: ребенок осматривает кубик, здесь мы видим разные цвета.
  • Осязание и тактильная память: от конкретного образа мы переходим к действию. Даем ребенку посмотреть потрогать, покрутить, поиграть, может даже и бросить.
  • Слух: озвучиваем слова — поем склады и каждый кубик по-разному звучит.
  • Весь материал полностью систематизирован и представлен перед глазами в виде таблицы.

Он убежден, что ребенок усваивает материал на 90 % лучше, когда учитель не проговаривает материал, а наглядно показывает его.

Если в русском языке дети сначала учат буквы, затем складывают слоги, затем полностью получают слово. Ни в одном языке мира не читают по буквам, это и усложняет и тормозит процесс обучения чтению.

Многолетняя практика привела его к тому, что он изобретает специально разработанные кубики. Давайте поближе их рассмотрим.

Волшебные кубики

Зайцев дает нам новую модель обучения: склады. Он смоделировал свои кубики, на сторонах которых написаны склады. В комплектах которые вы можете встретить в продаже могут немного отличаться: по размеру, весу, материалу из которых изготовлены и наполнителям. Это 52 кубика (в которых 7 повторяются слоги для таких слов, например мама).


Склад в отличие от слога, это не только сочетание согласной и гласной, это может быть и отдельная буква, как в слове С-ЛО-Н или сочетание буквы и знака (мягкого или твердого) например ТЬ или НЬ.

Таким образом ребенку понятнее, так как он в недалеком прошлом таким образом учился выговаривать первые слова.

Например, МА-МА, МА-ШИ-НА. Так ребенок начинает говорить, так ему легче учиться читать.

Но в чем же их особенность?

  • Они могут быть деревянные или железные. И не спроста. Железные обозначают звонкие склады, деревянные — глухие.
  • Все буквы на них разных цветов, например, гласные — голубые, согласные — синие. Таким образом, мы можем отличать гласные от согласных.
  • Знаки (твердый и мягкий) зеленым цветом.
  • Большие и маленькие кубики, тоже имеют различия: на больших склады твердые, на маленьких — мягкие.
  • Нет складов ЖЫ, ШЫ, ЖЯ, ЩЯ, что позволит ребенку не делать в словах грубые ошибки.
  • Белый кубик со знаками препинания.

Так ребенок по складам знакомится со словами и начинает читать, лучше говорить. Затем можно переходить к обучающим таблицам.

Обучающие таблицы


Такие таблицы автор рекомендует вешать на стены или доску. Таким образом мы сразу наглядно видим весь материал., помогает отследить, что прошли, что еще впереди.Является так называемым путеводителем. Зайцев разработал три вида таблиц:

  1. Складовые, которые объединили в себе склады, составление из слов, так же разделение на звуки (звонкие, глухие).
  2. Стосчетовые, которые объединили в себе числа от 0 до 99. При помощи такой таблицы можно производить математические действия в пределах ста.
  3. Математические, более сложные операции с числами, свойства числе, действия, дроби и пр.

Для какого возраста

Система так же не привязана к конкретному возрасту. Вы можете начинать ее осваивать и в год, и в два, и в пять лет.

Для деток от 1 года: ребенок быстрее заговорит и одновременно освоит азы чтения. Но, на первых порах лучше с ним играть в простые игры: найди большой или маленький кубик, разложи по цветам или звукам.

От 3 лет и старше дети начинают читать уже через несколько уроков. Занятия можете моделировать сами и смотрите по своему ребенку, если ему интересно можете заниматься чаще, если не привлекает, отложите. Обычно детям нравится играться с кубиками, порой не по назначению.

Преимущества метода


  1. Повторюсь, что занятия не привязаны к конкретному возрастному периоду можно и в год и в пять лет пользоваться данной методикой.
  2. Дети быстро запоминают склады и начинают читать, как показала практика Зайцева.
  3. Ваш ребенок никогда не сделает грубых ошибок в словах.
  4. Методика доступна как для работы в коллективе, так и в домашнем индивидуальном использовании.
  5. Можете обучаться в своем заданном темпе.
  6. Довольно простой и наглядный материал.

Недостатки системы

  1. В школе вам придется переучивать ребенка, так как ребенок, используя в составе слова склады не сможет правильно сделать фонетический состав слова. Так как склады не соответствуют слогам, ребенок будет путаться и ошибаться.
  2. Методические пособия не из дешевых, могут позволить не каждые родители.
  3. Для проведения занятий в домашних условиях самим родителям придется потратить достаточно времени, чтобы прочитать и самим освоить материал, а потом уже преподнести его для ребенка. Просто так сесть и позаниматься у вас не получиться! А если вы еще решите изготовить кубики своими руками, то придется потратить не один вечер на мастерство. И далеко не каждая мама располагает ресурсом времени (хотя для изготовления кубиков можно привлечь всех домочадцев).
  4. Некоторые дети проглатывают окончания в словах.
  5. Методика подходит только для (спорно).

Ну, вот, дорогие родители, занимайтесь с вашими детками и будьте счастливы!

До новых встреч!

Пишите комменты и заходите в соц. сети!

Кубики Зайцева

Одной из самых доходчивых и оригинальных методик для развития навыков чтения признана нетрадиционная методика кубиков Зайцева.
Если ваш малыш, которому уже исполнилось 3-4 года, начинает спрашивать: «А что здесь написано?», «Прочитай», «А это какая буква (цифра)?». Значит у него возник естественный интерес к чтению и он готов к занятиям по развивающей методике Зайцева. Можно записать ребенка в группу раннего развития. Большинство из них практикуют занятия, на которых используются кубики Зайцева. Или заниматься по данной методике самостоятельно в домашней обстановке.

Кто такой Н.А.Зайцев?

Николай Александрович Зайцев – педагог-новатор. Он издал более десятка пособий различной направленности по развитию детских умений и навыков обучении. Работает в математической, лингвистической сферах образования.

Что такое склады?

Кубики сделаны из разных материалов, на каждой их грани написаны скла ды. Склад — это совершенно новая единица, придуманная Зайцевым. Дело в том, что букву и слог — как единицу языка, дети способны усваивать только с 4-5 лет. А склады уже с 3,5 лет. Скла д , что подразумевает собой пару из гласной и согласной, согласной и различных звуков, либо вообще одну букву. Из этих складов легко составить любое слово: ВЕ-Р-Б-ЛЮ-Д и т.д.

В чем суть методики Зайцева?

Педагог придерживался мнения, что большую роль в развитии малышей играет то как и каким способом он научился основным навыкам обучения – чтению, счету и письму. Важную роль играет желание ребенка, то есть, хотел ли он этому научиться, учился с удовольствием ли без, положительно ли на здоровье сказалось обучение. Если детей обучать грамоте неправильно, то в дальнейшем у него появится отрицательное отношение к чтению. И это отношение отложиться на подсознании на всю его дальнейшую жизнь.

Основная часть детей к 5 годам еще не дозрела до того, чтобы сидеть за столом около получаса без движения и все свое внимание обращать на педагога. Да и времени на то, чтобы объяснить таким малышам о том, что представляет собой буква, слог, звуки уйдет немало. И узоры в тетради большинство деток совсем не радуют, ведь их необходимо долгое время обводить.

Несомненно, такое сидение за столом в будущем пригодится маленьким ученикам, но радости от учебы они, скорее всего на данном этапе своего развития не получат.

Так вот, Зайцев решил выбрать совершенно иную методику, через три занятия по которой четырехлетки начинаю уже читать . Здесь не приемлем сидячий образ обучения и авторитарный стиль преподавания.

Что вы увидите, зайдя в класс, в котором ребята занимаются по кубикам? Картина вас удивит, так как дети не зазубривают буквы. Они заучиваются сами по себе, так используется множество игр и упражнений по запоминанию. Для этого применяются не только сами кубики, но и таблицы, на которых записаны склады. Дети сначала сливают буквы в слоги, затем слоги в слова. Непринужденно, с удовольствием, играя.

В таком классе на стене висят две большие таблицы, а под ними на столе должна лежать гора звучащих кубиков. Помещение очень просторное, чтобы дети могли спокойно передвигаться. Где-нибудь обязательно лежит пособие Зайцева «Пишу красиво» и «Складовые картинки».

Таблицы обязательно должны располагаться высоко, чтобы соблюдалась профилактика нарушений осанки и зрения. Кубики должны лежать в беспорядке, чтобы дети могли быстро переключаться при нахождении нужного кубика. Набор Зайцева состоит из кубиков различных цветов и размеров, есть и такие, которые могут издавать различные звуки (трещать, звенеть и т.п.). Это необходимо для того, чтобы происходило нужное воздействие на все анализаторы детей.

Набор Зайцева.

Из чего состоит и как сделать самому?

Сделать кубики, таблицы и складовые картинки Зайцева можно самостоятельно. Кубики вырезать из картона, склеивать и наполнять, следовательно написанной ниже инструкции. Можно использовать старые ненужные пластмассовые детские кубики, надрезать по грани, наполнять и обклеивать бумагой. Некоторые умудряются делать такие кубики из коробочек от сока. Кубики можно сделать из картона (схема ). Для наполнения использовались крышки от бутылок, резаная жесть от банок из-под консервы, монетки, кусочки деревянного прута, бруски или фасоль. Однако, сегодня такие кубики можно встретить практически в любом специальном магазине или заказать по интернету.

Итак, из чего же состоит набор кубиков и таблиц Зайцева:

«Железные» большие кубики Зайцева. Кубики серого, металлического цвета, с начинкой из железячек (монет, металлических пробок (6 шт) и т.д). На этих кубиках изображены склады со звонкими- твердыми слияниями (по 1 кубику с гранями ЛУ-ЛО -ЛА- ЛЭ — ЛЫ -Л, Г-ГА-ГО-ГУ-ГЫ-ГЭ, ДУ-ДЫ-ДЭ- Д-ДА-ДО, ЗО-ЗУ-ЗЫ-ЗЭ-З-ЗА, Н-НА-НО-НУ-НЫ-НЭ, РУ-РЫ-РЭ-Р-РА-РО),(по 2 кубика с гранями Б-БУ-БЫ-БЭ-БА-БО, ВЫ-ВЭ-В-ВА-ВО-ВУ, МУ-МЫ-МЭ-М-МА-МО).

«Железные» маленькие кубики Зайцева. Кубики серого, металлического цвета, с начинкой из железячек (монет, металлических пробок (4 шт) и т.д). На этих кубиках изображены склады со звонкими- мягкими слияниями (по 1 кубику с гранями ВЬ-ВЯ-ВЁ-ВЮ-ВИ-ВЕ, ЛЬ-ЛЯ-ЛЁ-ЛЮ-ЛИ-ЛЕ, ДЬ-ДЯ-ДЁ-ДЮ-ДИ-ДЕ, БЬ-БЯ-БЁ-БЮ-БИ-БЕ, ЗЬ-ЗЯ-ЗЁ-ЗЮ-ЗИ-ЗЕ, НЬ-НЯ-НЁ-НЮ-НИ-НЕ, МЬ-МЯ-МЁ-МЮ-МИ-МЕ, РЬ-РЯ-РЁ-РЮ-РИ-РЕ, ГЬ-ГЯ-ГЁ-ГЮ-ГИ-ГЕ).

«Деревянные» большие кубики Зайцева. Кубики коричневого, деревянного цвета, начинены кусочками древесины (можно использовать кусочки прутика диаметром около 1 см. или фасоль). На этих кубиках изображены склады со глухими- твердыми слияниями (по 1 кубику с гранями СУ-СЫ-СЭ-С-СА-СО, ХУ-ХЫ-ХЭ-Х-ХА-ХО, Т-ТА-ТО-ТУ-ТЫ-ТЭ, Ф-ФА-ФО-ФУ-ФЫ-ФЭ), (по 2 кубика с гранями П-ПА-ПО-ПУ-ПЫ-ПЭ, К-КА-КО-КУ-КЫ-КЭ).

«Деревянные» маленькие кубики Зайцева. Кубики коричневого, деревянного цвета, начинены кусочками древесины (можно использовать кусочки прутика диаметром около 1 см. или фасоль). На этих кубиках изображены склады со глухими- мягкими слияниями (по 1 кубику с гранями ФЬ-ФЯ-ФЁ-ФЮ-ФИ-ФЕ, СЬ-СЯ-СЁ-СЮ-СИ-СЕ, КЬ-КЯ-КЁ-КЮ-КИ-КЕ, ПЬ-ПЯ-ПЁ-ПЮ-ПИ-ПЕ, ХЬ-ХЯ-ХЁ-ХЮ-ХИ-ХЕ), (2 кубика с гранями ТЬ-ТЯ-ТЁ-ТЮ-ТИ-ТЕ).

«Золотые» большие кубики Зайцева. Кубики желтого, золотого цвета, с начинкой из железячек (монет, металлических пробок и т.д). На этих кубиках изображены гласные красного цвета (А-О-У-Ы-Э -ягодка). Твердое слияние (звуки).

«Золотые» маленькие кубики Зайцева. Кубики желтого, золотого цвета, с начинкой из железячек (монет, металлических пробок и т.д). На этих кубиках изображены гласные красного цвета (Я-Ё-Ю-И-Е — ягодка). Мягкое слияние (звуки).

«Белый» маленький . Кубик белого цвета, пустой (или плотно наполненный бумагой). На гранях кубика изображены знаки препинания (. , ? ! — ́) точка, запятая, знак вопроса, восклицательный знак, тире и знак ударения.

«Й» кубик. Маленький кубик серого, железного цвета. Наполнен большим количеством железячек, чем остальные железные кубики. На каждой грани кубика (Й-Й- Й-Й-Й-Й).

«Ъ» кубик. Большой кубик двухцветный серо-коричневый. Наполненный двумя железяками и 4 деревяшками. (ВЪ-ЗЪ-БЪ-ДЪ-ТЪ-СЪ).

Двойные кубики. Два кубика склеиваются вместе, а на их гранях пишут склады. Причем на одной плоскости нужно расположить склады, которые слышаться одинаково, а пишутся по разному (выделено курсивом).

1). Большой «железный» + Большой «золотой» (Ж ЖЬ -ЖА-ЖЁ-ЖО -ЖУ-ЖИ-ЖЕ).

2) Большой «деревянный» + Большой «золотой» (Ш-ШЬ -ША-ШЁ-ШО -ШУ-ШИ-ШЕ).

3) Большой «деревянный» + Большой «золотой» (Ц-ЦА-ЦО-ЦУ-ЦИ-ЦЫ -ЦЕ).

4) Маленький «деревянный» + Маленький «золотой» (Ч-ЧЬ- ЧА-ЧЁ-ЧО -ЧУ-ЧИ-ЧЕ).

5) Маленький «деревянный» + Маленький «золотой» (Щ-ЩЬ -ЩА-ЩЁ-ЩО -ЩУ-ЩИ-ЩЕ).


Таблицы Зайцева
. Если вы приобретаете методику Зайцева в магазине, то обнаружите в комплекте несколько больших настенных таблиц (1,5-2 метра в длину, 1 метр в ширину). Например, втаблице № 1 изображена матрица — порядок по которому нужно пропевать ребенку склады (например: сначала ряд с твердыми слияниями (большой кубик), следом с мягкими (маленький кубик)).

Складовые картинки. Еще один необходимый материал для занятий по методике Зайцева. Складовая картинка представляет собой белый квадрат плотной бумаги с изображением и название этого изображения над самой картинкой. Причем самый главный, ударный склад написан черным цветом, все остальные буквы зеленым. С обратной стороны карточки написано просто слово (без картинки), слово записано разным шрифтом. Складовые картинки бывают цветными или силуэтными (черного цвета, развивают образное мышление). Во время занятий с этими карточками дети обучаются «беглому чтению», т.е схватывают слово целиком, а не по слогам или буквам. Могут продаваться отдельно, уточняйте.

Цвет кубиков подбирается такой, чтобы у ребенка не утомлялись и не раздражались его глаза. Текст используется с крупными и четкими печатными буквами, чтобы дети смогли видеть склады издалека. Во время занятий они будут располагаться в совершенно разных местах. Дети должны будут тренировать мышцы своих глазных яблок, чтобы уметь охватывать взглядом все склады для нахождения нужного им.

Что касается звуков , то они совершенно различны по тембру высоте. «Золотые» кубики должны звенеть, тогда как «железные» гремят, а «деревянные» издают глухие звуки». Это позволяет осознать разницу, которая есть между звонкими и глухими согласными и т.д. Дело в том, что детям очень сложно понять такие абстрактные понятия, как «звонкие или глухие» согласные. А кубики, издающие звуки определенной частоты, во время произнесения складов, прекрасно дают это понять. По методике Зайцева педагогам нужно еще дополнительно озвучивать склады при помощи подпевок. Склады пропеваются в определенной последовательности, которая изображена в таблицах (матрицах) Зайцева . Это позволяет малышам развивать слух и чувство ритма.

Кубики Зайцева можно использовать в любом возрасте, начиная от года. Самое раннее применение позволит ребенку научиться и говорить и читать. Идеальный возраст для применения -3-4года.

Как же работать с кубиками, если родители решили самостоятельно заниматься по данной методике с ребенком?

Итак, в наборе Зайцева вы приобрели кубики, таблицы, кассету с напевками и обязательно саму методичку.

Выложите перед ребенком все кубики сразу. Это важно! Знакомить с кубиками нужно постепенно. Дайте ребенку рассмотреть кубики, подержать в руках, повертеть, погреметь и т.д. Попросите, как бы, между прочим, принести любой понравившийся ребенку кубик. Поверните его к малышу гранью и пропойте ее «»А-О-У-Ы-Э!». Попросите принести деревянный кубик, затем маленький.

Затем можете поиграть в игру «Найди похожую букву». Покажите ребенку любую букву на кубике и попросите найти такую же. Если малыш крутит кубик, не может найти букву и начинает переживать (говорит: «Здесь нет такой буквы»), помогите ему.

Можно разложить на полу два обруча разного цвета или две коробки и попросить ребенка разложить отдельно большие и маленькие кубики, желтые и серые и т.д.

Используя таблицу, при помощи указки пропойте любой склад и попросите найти точно такой же кубик и принести его вам.

Начните с имен и названий, самых дорогих для вашего ребенка. В одном конце комнаты установите МАМА, возле окна расположите ПАПА, а на столе поставьте ТЕТЯ ИРА. И начинайте играть с ребенком со словами «Встречаем ПАПУ, бежим к ТЕТЕ ИРЕ! А теперь идем играть с МАМОЙ». Ребенок будет обучаться в движении, без причинений вреда здоровью.

Не переживайте, если в первое время малыш сможет поиграть с кубиками менее получаса. Постепенно он дойдет и до большего времени. Даже 10 занятий по 15 минут хватит для того, чтобы малыш научился читать.

Путешествую по дебрям сайтов для родителей в Интернете, невозможно. С ними, чаще всего, сталкиваются, обращая затем пристальное внимание, родители, имеющие одного ребенка.

Сравнительно много времени, которое они могут уделить самому главному члену семьи и неудержимое желание видеть, что именно твой малыш самый-самый среди сверстников, подстегивают их освоить многочисленные авторские методики раннего развития , позволяющие добиться невиданных результатов.

Среди них весьма привлекательно выглядит набор Кубиков Зайцева. Это, собственно куча бренчащих кубиков разных цветов, склеенных из картона или пластика, заполненных мелкими вещицами - металлическими и деревянными, отчего и звук у них разный. Есть отличия и по весу, а также размерам. На каждой стороне кубика - буквы, где по паре (склады), где по одной, а на некоторых и вовсе точки с запятыми.

К кубикам прилагаются специальные довольно-таки объемные таблицы с теми же буквами-складами. Кроме того, в комплекте с кубиками и таблицами родители получают подробный учебник-пособие и аудиозапись с напевками. Честно, говоря, на первый взгляд - сложновато, особенно если представить, что все это для полуторагодовалого малыша. А может попробовать? Не все же детскими игрушками играть, а в этой методике есть что-то привлекательное.

Начнем с того, что малыш может быть не обязательно полуторагодовалым, а трех-, шестимесячным, двухлеткой и т.д. Вплоть до восьми лет, когда большинство детей уже умеют читать и "обычные" Кубики Зайцева им уже ни к чему. Однако пригодиться могут другие кубики того же Николая Александровича Зайцева, но для овладения иностранным языком (уже разработаны эти пособия для английского и украинского языков).

В общем, начинать никогда не рано и не поздно. Строго говоря, даже если будущий наследник еще мирно посапывает в мамином животике, мама может познакомиться и с кубиками, и с особенностями метода, потому что самое важное в этой, как и в любой другой методике - досконально понимать принцип ее работы. Тогда появившемуся на свет наследнику не останется ничего, кроме как в кратчайшие сроки обучиться чтению и, что, на мой взгляд, еще важнее - правильному произношению.

Что же такого особенного нужно делать с этими кубиками, чтобы они "заработали"? Приготовьтесь к тому, что просто купить их и предоставить ребенку в пользование будет мало. Он, разумеется, будет играть с ними - использовать как самые обыкновенные кубики , строить башни и заборы, с удовольствием бренчать, рассматривать, возможно, даже складывать на специально отведенное для них место - в идеале это деревянные полки под висящими на стене таблицами, идущими в комплекте с кубиками. Но, скорее всего, без должного родительского внимания и верно заданного направления игры-работы, они будут разбросаны по полу, стульям и столам, на чем обучение и завершится.

Ничего не поделаешь, но, решив заниматься по Кубикам Зайцева, вам придется делать это вместе с ребенком, хотя начать можно как раз с того, что просто предоставить ребенку весь набор кубиков. При этом следите, чтобы малыш, что называется, не испортил новое учебное пособие - можно играть, но нельзя ломать. Причина очевидна - кроме того, что вряд ли вам захочется потратиться на новый комплект, ребенку нужно дать понять, что вот именно эти кубики - не простые, они помогут научиться читать, как это умеют взрослые. Но в принципе вы сможете легко защитить кубики от воздействия грязи, пыли и воды, если обклеите их обыкновенным скотчем. В этом случае срок службы данного пособия возрастет, и им с удовольствием смогут играть и другие дети.

В идеале отношение ребенка к Кубикам Зайцева - уважительное, радостное и слегка трепетное. На первых порах ваша роль будет заключаться в том, чтобы вовремя остановить процесс игры с кубиками перед стадией разрушения. Через некоторое время пора постепенно начинать обучение (пока возраст малыша не играет большой роли) - когда ребенок играет, просто смотрит или берет в руки определенный кубик, произносите склад или букву, которая изображена на стороне, обращенной к малышу. Это, в общем-то, самое главное.

Если будете относиться серьезно и стараться, через месяц автоматически станете напевать склады, напевки без особого труда, хотя пришедшие к вам в гости родственники, не знакомые с методикой Зайцева, очевидно, слегка удивятся такой необычной манере.

Дальше - больше, нужно из кубиков складывать слова, начиная с самых простых: мама, папа и т.д., но не просто сложил и показал, а сложил, показал и назвал-пропел тогда, когда ребенок понимает, о чем идет речь. Допустим, папа пришел с работы, раздевается в прихожей - радостный ребенок скачет вокруг. Мудрая мама берет кубики со складами "па" и демонстрируя их ребенку, пропевает: "Па-па!". Тут уж деваться некуда - малыш будет ассоциировать папу с кубиками, на которых изображены определенные буквы в определенном же порядке и словом, которое мама напевает, предъявляя ему эти кубики.

Регулярное и планомерное повторение таких упражнений (не только с папой, конечно) приведет к соединению в сознании ребенка предмета, слова, определенных букв и произносимых складов. Этому помогут и таблицы с теми же складами и буквами, что и кубики. Разнообразие называемых предметов приведет к тому, что 246 складов русского языка довольно быстро "улягутся" в голове малыша, и, увидев знакомое сочетание букв на кубике (вывеске, книжке), малыш без проблем их назовет, то есть прочтет.

Поняв, что научился читать, ребенок, скорее всего, побежит дальше семимильными шагами и начнет сам складывать из кубиков слова, безмерно радуя этим своих родителей. Еще довольно долго после этого Кубики Зайцева останутся у малыша любимым занятием, и в обучении чтению по ним вашего следующего ребенка он будет принимать самое активное участие, отодвинув родителей на задний план. Скоро он будет с удовольствием читать детские сказки , книги о природе и животных

Методика Николая Александровича Зайцева позволяет обучить чтению и письму в самом раннем возрасте благодаря действию на память ребенка через несколько каналов поступления информации - тактильный (кубики разные по размеру и по тяжести), зрительный (пять используемых цветов не вызывают путаницы и хорошо запоминаются), слуховой (разное наполнение кубиков обеспечивает различное их звучание).

Удачно выбранный вариант обучения чтению по складам, начиная с запоминания не букв, что для нас привычно и кажется более простым, а складов, которых хоть и значительно больше по количеству, но запоминаются они легче, определяет основу метода.

Однако без внимательных любящих родителей, не жалеющих времени для своего ребенка, каждую свободную минуту проводящих в общении с ним, применение ни этой, ни любой другой, даже очень успешной авторской методики, не даст никаких результатов.

Если же малыш всегда будет чувствовать рядом любящих папу с мамой, которые хотят ему помочь, а не сделать чудо-ребенка всем на удивление, то научится чему угодно будет легко и интересно, а уж в каком направлении двигаться, решать вам, родители!

И другие пособия Зайцева Вы можете купить в детском Интернет-магазине Ученый Кот www.сайт

И методика Глена Домана, и многие другие.

Сегодня мы с вами поговорим о известной методике развития ребенка Николая Зайцева. Методика Зайцева или учимся читать основана на использовании специального развивающего материала, на определенных принципах построения работы в виде игры.

Кто такой Николай Александрович Зайцев? Почему Зайцев создал собственную методику для обучения детей чтению? Что такое кубики Зайцева? Каковы особенности методики Зайцева, а также ее преимущества и недостатки? На все эти вопросы вы узнаете ответы, прочитав статью «Методика Зайцева или учимся читать». А также в статье вы найдете видео про данную методику от самого основателя — Николая Александровича Зайцева.

Николай Александрович Зайцев – известный педагог-новатор из Санкт-Петербурга. Родился в 1939 году в семье сельских учителей. Являясь студентом пятого курса педагогического института, Зайцев поехал в Индонезию, где был переводчиком, учил индонезийский язык и обучал русскому языку иностранцев. Это время и положило начало новаторским идеям обучения чтению Николая Зайцева.

Зайцев является создателем знаменитых кубиков, благодаря которым появились новые возможности в обучении детей чтению. Николай Зайцев создал собственную методику, по которой дети учатся читать играя.

Николай Зайцев основал и руководит центром «Нестандартные технологии в образовании». Зайцев создал около 25 эффективных методик. Данные методики (обучение детей чтению, русскому языку, математике; обучение взрослых и детей иностранному языку и русскому языку, как иностранному) популярны во многих странах Западной Европы, Америки, СНГ, России.

Методика Зайцева (обучение чтению) основана на обучении чтению с помощью складов (используются кубики Зайцева) в виде веселой игры, используя песенки и подпевки.

Почему Николай Зайцев создал собственную методику обучению чтению?

  • часто дети, зная азбуку, не могут составить буквы в слоги и слова. Так как в азбуке на одну букву дается одна картинка. Ребенок запоминает и букву и картинку. А позже ему нужно объяснить, почему слово “сок” образовалась из слов-картинок “сорока”- “очки”- “коза”. Зайцев пришел к выводу, что для того, чтобы научится читать, не обязательно знать, как называется каждая буква по отдельности.
  • детям трудно читать по слогам. Ведь иногда встречаются слоги, которые тяжело произносить, например, слово “всплеск”.


Склад – что это?

Зайцев придумал альтернативу буквам и слогам – склад.

Склад – основа метода обучения детей чтению по методике Зайцева.

Складом можно назвать пару из согласной и гласной букв, из согласной и твердого или мягкого знака, из одной буквы. Например, А-И-С-Т, ВО-РО-НА.

Что такое кубики Зайцева?

Кубики Зайцева — развивающий материал для обучения новыми знаниями в ходе игры с помощью нескольких систем восприятия информации.

В набор включено 52 кубика, 7 из которых повторяются.

Кубики подразделены по нескольким признакам:

  • По размеру:

  1. большие (кубики с твердыми слогами)
  2. маленькие (кубики с мягкими слогами),
  • По наполнению или звуку:

  1. золотые (кубики с гласными),
  2. Железные (кубики со звонкими складами),
  3. Деревянные (кубики с приглушенными складами),
  4. деревянно-золотые (кубики для складов с мягким знаком)
  5. железно-деревянные (кубики для складов с твердым знаком),
  • По цвету написанных букв на кубиках:

  1. гласные — голубым;
  2. согласные — синим;
  3. твердый и мягкий знак — зеленым.
  • Кубики одинарные и двойные.
  • Белый кубик со знаками препинания на нем.
  • Кубики различаются по весу.

Зайцев написал склады на гранях кубиков. Так как кубики различаются по цвету, размеру и звуку или наполнению, то при игре с ними подключаются разные каналы восприятия информации. Дети могут именно почувствовать разницу между буквами. Игре-обучению с кубиками помогает пропевание слогов на несколько мелодий.

Предлагаю вам посмотреть видео о методике обучения чтению от самого автора. Итак, Николай Зайцев в эфире:

Какие отличительные особенности методики Зайцева ?

  • обучение с помощью игры
  • обучение-игра проходит в неформальной обстановке. Нет парт и тишины, дети могут переходить к таблицам, кубикам, искать и выбирать.
  • используется принцип наглядного представления материала. Занимаясь с помощью методики Зайцева, ребенок задействует слух, зрение и осязание.
  • занятие длится около 25 минут, однако можно играть и меньше, главное, чтобы у ребенка был интерес и азарт. Занятия должны проводиться регулярно.
  • развивающий материал представлен в одном месте в виде таблиц и кубиков, применяется принцип от частного – к общему, от общего – к частному
  • обучающие методики универсальны. Они подходят и для дошкольника, и для школьника, и для взрослого.

Из данной статьи мы узнали, об особенностях методики Зайцева, о кубиках Зайцева, а также рассмотрели преимущества и недостатки данной методики.

Родителям предстоит выбор как, когда, чему и в какой форме учить своего ребенка.

А вы используете, использовали или собираетесь использовать данную методику развития ребенка? Каков ваш опыт и ваши впечатления от методики Зайцева? Нужно ли обучать ребенка чтению до школы?

Подпишись на новости блога и получи бесплатно , а также все самое интересное из жизни блога себе на почту!