Международное договорное право. Понятие и источники права международных договоров Ключевые термины и понятия

дипломная работа

1.1 Возникновение и развитие права международных договоров

Международный договор является главным источником международного права, главной формой взаимодействия государств.

Право международных договоров как система договорных и обычных юридических норм и принципов, регулирующих отношения между государствами, возникло на определенной ступени развития человеческого общества. При этом отмечают несколько периодов в его развитии:

Международные договоры в Древние века - ХIV в. до н.э. - V в. н.э.;

Международные договоры в Средние века - период феодализма - VI - ХV вв. и период перехода от феодализма к капитализму - ХVI-ХVIII вв.;

Международные договоры в Новое время - 1789-1917 гг.;

Международные договоры в Новейшее время - конец 1917 г. - настоящее время.

Международные договоры являются одними из древнейших источников международного права, которое на заре своего возникновения носило в основном обычный характер. Международно-правовой обычай был основным источником международного права в рабовладельческом обществе.

По мере того как связи между древнейшими государствами становились более тесными и постоянными, стали заключаться международные договоры. Их заключение предполагало существование уже развитой письменности. Первые такие договоры появились на рубеже IV и III тысячелетий до н.э., приблизительно 5 тыс. лет назад в государствах Двуречья. Древнейший дошедший до нас международный договор был заключен в первой половине ХХIII в. до н.э. между аккадским царем Нарамсином и мелкими правителями Элама Чекунов С.А. Международный договор: В прошлом и настоящем // Закон и право. - 2003. - №10. - С. 34. .

Исторические памятники указывают на существование оживленных внешних сношений между государствами Востока еще во II тысячелетии до н.э. С середины II тысячелетия до н.э. число дошедших до нас договоров становится довольно значительным. Среди них встречаются договоры союзные, о границах, о заключении браков. С возвышением Египта, активизацией его внешней политики в отношении сопредельных государств и племенных образований на юге долины Нила и в Азии заключенные им договоры приобретают первостепенное значение. Один из них, не только древнейший, но и наиболее типичный для того времени, был заключен около 1300 года до н.э. между царем Хаттушилем III (Хаттусилисом) и египетским фараоном Рамсесом II Баскин Ю.Я., Фельдман Д.И. История международного права. - М., 1990. - С. 15. (см. Приложение А). Он послужил образцом для последующей договорной практики эпохи рабовладения.

В качестве субъектов международного права того времени выступали не сами государства, а фараоны, цари, князья, самостоятельные или зависимые правители отдельных городов. Отсюда значительное число договоров о браке, в которых самым подробным образом регулировались вопросы приданного, ранга и прав царицы среди других жен и т.п. Династические браки были тогда весьма важным политическим актом, некоторые из них действительно повлекли за собой существенные результаты. Так, брак вавилонской царевны Шуммуримат (Семирамиды) с ассирийским царем Шамши-Ададом II привел не только к установлению дружеских отношений между обоими государствами, но и к необычайному росту в Ассирии влияния вавилонской религии и культуры.

Древний Восток не знал принципа равенства субъектов международного права. К середине I тысячелетия до н.э. считались «великими» и относительно равноправными Египет, Вавилон, Митани и Хеттская держава. Позже к ним присоединилась Ассирия. При этом египетский фараон и среди них занимал особое, первенствующее положение.

Государи, считавшиеся равными, обращались друг к другу как братья: «Я благополучен, а ты, твои дома, твои жены, твои сыновья - да будут весьма благополучны». Зависимые правители и князья начинали свои письма с обращения «господин» или «отец». Вот пример: «Царю, господину моему, моему Солнцу - так говорит твой раб Робадди; к ногам моего господина, своего Солнца я припадаю семь и семь раз»Баскин Ю.Я., Фельдман Д.И. История международного права. - М., 1990. С. 17. .

В целом международные договоры заключались по двум основным вопросам: о войне и мире, при этом союзные договоры были как оборонительные, так и наступательные.

В I тысячелетии до н.э. активную внешнюю политику вели государства Древней Индии, в частности, они устанавливали контакты с соседними странами, расположенными за пределами Индийского полуострова. Индийский исторический памятник того периода - законы Ману - упоминает о рангах дипломатических агентовЧекунов С.А. Международный договор: В прошлом и настоящем. // Закон и право. - 2003. - №10. - С. 34. - С. 35. .

Союзные и мирные договоры были двумя главными видами международных договоров Древнего мира. Их субъектами выступали не только государства, но и города, союзы государств и городов, иногда религиозные организации и даже отдельные лица. Большинство договоров были двусторонними. Процедура их заключения была сложной и обставлялась строгими формальностями, особенно договоры религиозного характера, без соблюдения которых они считались недействительными.

В Древнем Риме ритуал заключения договоров выполняли особые духовные лица - фециалы. Старший фециал убивал камнем жертвенного поросенка и произносил клятвы верности договору. Этот момент считался моментом заключения договора и одновременно вступления его в силу. Официальные лица ставили свои подписи, скреплявшиеся иногда печатью. В Греции печать применяли только независимые государства. В Древнем Китае существовал даже особый дворец договоров - Менг-Фу Чекунов С.А. Там же. С. 35. .

Какого-либо одного языка, на котором составлялись бы все древние международные договоры, не было. Договоры составлялись, как правило, в одном подлинном экземпляре, с которого делались копии и переводы. Сила международных соглашений между древними государствами обосновывалась с точки зрения религиозных предписаний. Считалось, что правители государств действовали от имени богов, покровительствовавших тому или иному народу. Боги как бы незримо присутствовали при заключении договоров и становились их участниками, что должно было содействовать выполнению соглашения. Поэтому клятва, включавшая торжественное обещание соблюдать договор и призыв к божеству вмешиваться в случае нарушения соглашения становится частью норм, регулирующих поведение его участников. В связи с этим нарушение договора рассматривалось как клятвопреступление и контрагент стороны, нарушившей клятву, освобождался от дальнейшего выполнения обязательств. Более того, он получал право начать против нарушителя клятвы войну См.: Тиунов О.И. Принцип соблюдения договоров в международном праве. - Пермь, 1976. - С. 7-8. . Особенно часто практиковалась отправка в качестве заложников царских детей. Именно в этот период начал складываться принцип «paсta sunt servanda» - договоры должны соблюдаться Баскин Ю.Я., Фельдман Д.И. Указ. соч. С. 18. .

В Древней Индии была сделана первая попытка дать определение международного договора как «того, что связывает суверенов в отношениях их друг с другом».

Свое влияние на право международных договоров оказал феодальный строй. Субъектами договора наряду с государствами выступали феодалы, а позже и города, добившиеся независимости от местных феодалов. Римские папы заключали особые соглашения - конкордаты.

Вследствие развития производительных сил, роста торговли и мореплавания число договоров увеличилось, появились новые виды международных договоров: торговые, о плавании по рекам, консульские, валютные и другие. В конце ХV- начале ХVI в. вопросы торговли стали занимать все большее место в договорах между государствами. В них встречались положения чисто политического характера: о союзе, дружбе и т.п. Эти договоры назывались союзными в торговых целях Чекунов С.А. Международный договор: В прошлом и настоящем. // Закон и право. - 2003. - №10. - С. 35. .

В Средние века, как и в древности, не было общего для всех государств международного права. Существовало несколько центров международной жизни - Западная Европа, Византия, Киевская Русь, арабский Восток, Индия и Китай. В это время заключались договоры об арбитраже. Их число стало увеличиваться в период абсолютизма и разложения феодального общества. В основном феодальные договоры были двусторонними, но заключались и многосторонние, прежде всего мирные договоры. Важнейший из них - Вестфальский мирный договор 1648 г., ознаменовавший окончание Тридцатилетней войны и регулировавший отношения между государствами Европы вплоть до Французской буржуазной революции. Претерпели значительные изменения форма и структура международных договоров, их язык и другие аксессуары формы Чекунов С.А. Указ соч. С. 36. .

Договоры заключались на срок или бессрочно. Бессрочными были обычно мирные договоры. Они заключались навечно, как говорилось в договорах Руси, «пока сияет солнце и весь мир стоит» или «пока хмель не потонет и камень не поплывет».

В период абсолютизма (ХVI - ХVII вв.) феодальное государство достигает наивысшей ступени централизации; создается разветвленный бюрократический аппарат, постоянная армия и полиция. Во внешней политике решающую роль играют интересы династического порядка. Получил признание принцип суверенитета и равноправия государств. Так, Вестфальский мирный договор (1648 г.) признал суверенитет Швейцарии и Голландии, а также право всех германских князей проводить самостоятельную внутреннюю и внешнюю политику, подтвердив тем самым равноправие всех государств независимо от исповедываемой религии и форм государственного устройства Чекунов С.А. Там же. С. 36. .

В период абсолютизма договорная практика получает дальнейшее развитие. Заключаются политические, союзные, мирные договоры, в торговых широко применяется условие наибольшего благоприятствования.

Буржуазные революции и национально-освободительные движения в конце XVIII - первой половине XIX в. в Европе и Америке привели к возникновению новых буржуазных отношений. Изменяется служебная роль и классовое содержание международных договоров.

Образование капиталистического мирового рынка, широкое развитие международной торговли, экономических, технических и других международных связей и средств сообщений привели к росту числа международных договоров, особенно многосторонних соглашений по вопросам связи, путей сообщений, санитарии и т.д. Усложнялось содержание торговых договоров и консульских конвенций, число их увеличивалось, возникали новые виды договоров (о правовой помощи, выдаче, патентах и авторских правах).

Таким образом, с появлением международно-правовых договоров начинает формироваться и право, регулирующее их действие. То есть право договоров формируется одновременно с международным правом в целом. Этот процесс протекал под большим влиянием римского права и, в частности, такой его отрасли, как обязательственное право. Там же была заимствована формула основного принципа права договоров «pacta sunt servanda».

Гражданство Российской Федерации

Закрепляя многолетнюю практику, Конституция России содержит важное правило об уважении норм международного права, общепринятых международных обычаев во взаимоотношениях между государствами...

Договор аренды и найма жилых помещений

Древнерусское право и государство

Возникновение Древнерусского государства, естественно, сопровождалось формированием древнерусского феодального права. Первым источником его были обычаи...

Институт залога в гражданском праве советского периода

Залог, как гражданско-правовой институт имеет длительную историю развития. Сущность его всегда была одинакова: он был одним из средств обеспечения обязательств, но его основные элементы менялись...

Ипотечное кредитование

Комплексный анализ способов приобретения права собственности, их содержание и понятия

Приобретение права собственности в силу заключения договоров относится к производным основаниям возникновения права собственности. Договором купли-продажи является договор...

Международное договорное право

Учитывая роль права договоров в функционировании международного права, можно полагать, что без кодификации этой центральной отрасли было бы трудно говорить о кардинальных успехах в кодификации международного права в целом...

Наследование по завещанию

Изучение вопроса о становлении и развитии наследственного права в России необходимо для дальнейшего развития науки гражданского права по рассматриваемым вопросам. В современных условиях историко-правовой анализ законодательства...

Права человека и гражданина: генезис, эволюция и современные трактовки

Права человека и гражданина - явление социально-историческое. Осознание их социальной ценности имело долгий путь в истории человечества. История прав человека - это история очеловечивания людей...

Международные соглашения получили распространение задолго до появления самой идеи международного права. В этом нет ничего удивительного. Соглашение является единственным средством мирного решения вопросов...

Право международных договоров

С образованием государств договоры служили осуществлению не только внешних, но и внутренних функций. Заключенный в XIII в. до н.э...

Право международных договоров

Право международных договоров - это отрасль международного права, которая представляет собой совокупность норм и принципов, регулирующих порядок заключения, исполнения и денонсации международных договоров...

Правовая культура общества

Правовые системы современности

Романо-германская правовая семья имеет давнюю юридическую историю. Она образовалась на основе рецепции важного источника римского права - кодекса Юстиниана. Рецепция римского права (от лат...

Система гуманитарного права Российской Федерации

международный договор кодификация право

Введение

Заключение

Список использованных источников


Введение

Международные договоры в письменном виде закрепляли соглашения государств с конца IV - начала III тысячелетия до н. э. Древнейшие договоры рабовладельческих государств посвящались в основном, вопросам войны и мира, перемирия и союзов. Как правило, это были двусторонние договоры. С развитием международных отношений круг вопросов договорного урегулирования расширялся. Стали заключаться договоры о границах, торговле, правах иностранцев и др. Договоры феодального и более позднего периода определяли правовой режим мореплавания, торговли, консульских отношений и т.д. Все большее распространение получают многосторонние договоры.

Постепенно международный договор становится основным источником международного, права, а международная договорная практика - основой формирования обычных норм, регламентирующих порядок заключения, реализации, толкования и прекращения действия международных договоров. В результате длительной истории применения договоров в качестве регулятора международных отношений выработались определенные международно-правовые нормы, которые в своей совокупности и составили особую отрасль международного права право международных договоров.


1. Возникновение права международных договоров

Международные соглашения получили распространение задолго до появления самой идеи международного права. В этом нет ничего удивительного. Соглашение является единственным средством мирного решения вопросов, возникающих между независимыми образованиями. Поэтому даже между племенами заключались соглашения о мире, совместных военных действиях, разграничении владений и др. Значение соглашений было велико. Достаточно сказать, что без соглашения о мире каждое племя считало себя находящимся в состоянии войны с другими племенами. Отказ от признания соответствующих правил был равносилен отказу от всяких, кроме враждебных, отношений с соседями, что было чревато серьезными последствиями.Право международных договоров является отраслью общего международного права и представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих отношения государств и других субъектов международного права по поводу заключения, действия и прекращения международных договоров.Договоры заключаются для конкретного и четкого определения взаимных прав и обязанностей сторон договора. Договорная форма закрепления международных отношений обуславливает стабильность международного правопорядка. Значение договоров определяется также и тем, что нет ни одной отрасли международного права, становление и развитие которой не связаны с договорами.В практике используются такие понятия, как "международное договорное право" и "международное договорное право государства".Первое обозначает нормы, создаваемые договором, в отличие от норм обычая. Второе - совокупность договоров определенного государстваПоследнее представляет весьма масштабную систему норм, в которую входит свыше 10 тыс. договоров.Длительное время единственным источником права международных договоров являлись обычаи."Первый кодификационный акт в области права международных договоров был принят в 1928 году на конференции американских государств. Им явилась Гаванская конвенция о договорах, которая носила региональный характер, так как действовала лишь в Латинской Америки".С появлением Организации Объединенных Наций и созданием в ее рамках Комиссии международного права кодификация права международных договоров стала одной из главных задач, поставленных перед комиссией.Комиссия разработала проект статей о праве международных договоров, и на создание под эгидой ООН конференции, состоявшейся в 1968 – 1969 годах, была принята Венская конвенция, вступившая в силу в 1980 году, касается договоров, заключенных между государствами.В 1986 году была принята Венская конвенция о праве договоров между государствами и международными организациями, которая являясь результатом кодификации и прогрессивного развития международного права, содержит положения, учитывающие специфику договоров с участием международных организаций.Важное место в осуществлении договорной правоспособности государств занимают нормы их внутреннего права.Как правило такие нормы содержатся в конституциях. Но некоторые государства издали специальные нормативные акты, касающиеся компетенции государственных органов и других вопросов заключения, выполнения и прекращения международных договоров.

2. Развитие и кодификация права международных договоров

С образованием государств договоры служили осуществлению не только внешних, но и внутренних функций. Заключенный в XIII в. до н.э. договор о мире и союзе между фараоном Египта и царем хеттов предусматривал оказание содействия не только в войне с внешними врагами, но и в подавлении восставших рабов. Была предусмотрена и взаимная выдача политических беженцев. Договор скреплялся религиозной клятвой, каждый клялся своими богами. Оформлен был договор путем обмена серебряными досками, на которых был выгравирован согласованный текст.

Характерной чертой не только межплеменных, но и межгосударственных отношений, а также соответствующих соглашений была их персонификация. Они строились и оформлялись как отношения между вождями, государями, хотя реально речь шла о межплеменных и межгосударственных связях. Эта черта была присуща отношениям как рабовладельческих, так и феодальных государств. Идея государства как субъекта международных отношений утверждалась с большим трудом.

Лишь взаимное истощение католических и протестантских государств в ходе Тридцатилетней войны (1618-1648 гг.) побудило правителей заключить в 1648 г. Вестфальский мир. Мирный договор закрепил новую систему международных отношений в Западной Европе, систему независимых национальных государств. Принято считать, что этот договор положил начало позитивному международному праву. Однако в содержании договора идея международного права не получила четкого отражения. В нем, скорее, речь идет об особом внутреннем праве империи. В Оснабрюкском мирном договоре 1648 г. содержался раздел о мирном договоре как конституционном законе Священной Римской империи. Помимо всего прочего, образующие Вестфальский мир договоры были заключены "во имя пресвятой и неделимой троицы", то есть подкреплялись авторитетом религии. Подобная практика существовала и в дальнейшем. Таким же образом были скреплены акты Священного Союза XIX в.

По мере усложнения международных отношений и роста их значения для жизни государств все более настоятельной становилась необходимость правового регулирования межгосударственных связей. Соответственно росла роль международного права, и в частности международных договоров.

Первые попытки кодификации в области права договоров были предприняты учеными. Такая кодификация именуется доктринальной. Наибольшее внимание кодификации права договоров уделили: Й. Блюнчли (Современное международное право, изложенное в виде кодекса, 1868 г.), Д. Филд (Проект основ международного кодекса, 1872 г.), П. Фиоре (Кодифицированное международное право и его юридическое обеспечение, 1889 г.). Особый интерес представляет проект Й. Блюнчли, значительно опередившего не только практику, но и доктрину своего времени. Если другие авторы ограничились кодификацией в основном процессуальных моментов, порядка заключения договоров, то Й. Блюнчли затронул вопросы международной правомерности договоров.

Доктринальная кодификация права договоров в XX в. осуществлялась и научными учреждениями. Наиболее известен проект конвенции по праву международных договоров, подготовленный коллективом авторов на базе Гарвардского университета в 1935 г. Проект также посвящен процессуальным моментам заключения договоров. Заслуживает внимания положение о недопустимости ссылок на внутреннее право для оправдания невыполнения договора без каких-либо исключений.

Официальная кодификация норм, относящихся к договорам, стала в повестку дня лишь в начале XIX в. Положение было сложным. Отсутствовало ясное и точно определенное право международных договоров: Область права договоров в особой степени представляет собой поле, на котором процветают пережитки и на котором до сего дня очень мал прогресс в отношении установления единообразия и всеобщих стандартов. Первым актом официальной кодификации явилась Конвенция о международных договорах, принятая Конференцией американских государств в 1928 г. По своему содержанию Конвенция была весьма ограниченной, но, несмотря на это, она так и не вступила в силу.

Следующая попытка кодифицировать нормы, касающиеся договоров, была предпринята в рамках Лиги Наций. В 1924 г. был учрежден Комитет экспертов по прогрессивной кодификации международного права. В числе областей международного права, созревших для кодификации, Комитет указал и нормы, относящиеся к договорам. При этом Комитет ограничился лишь вопросами процедуры заключения договоров. Более того, эти вопросы рассматривались как часть процедуры работы конференций. Столь ограниченный подход, естественно, не мог дать ощутимого результата, что признал и сам Комитет.

Все это свидетельствует о том, с каким трудом шел процесс формирования права договоров. Объясняется это тем, что право договоров является стержнем механизма функционирования международного права в целом. Оно определяет порядок создания, действительность, применение и прекращение действия норм.

Инициаторами кодификации выступили ученые эксперты - члены Комиссии международного права ООН. На своей первой сессии в 1949 г. Комиссия включила тему "Право международных договоров" в число тем, которые созрели для кодификации. Предложение Комиссии было одобрено Генеральной Ассамблеей, признавшей кодификацию этой темы приоритетной задачей.

Ключевые термины и понятия

Международный договор; объект международного договора; цель международного договора; заключение международного договора; установление аутентичности текста договора; подписание ad referendum; альтернат; ратификация; утверждение, принятие, одобрение международного договора; присоединение; оговорки к международным договорам; депозитарий; временное применение договоров; толкование международных договоров; презумпция действительности международных договоров; прекращение международного договора; денонсация; аннулирование; приостановление международного договора; международные гарантии.

Понятие права международных договоров и его источники

Государства с древних времен определяли свои права и обязанности путем заключения договоров. Выработаны определенные международноправовые нормы, устанавливающие порядок заключения, действия, действительности, толкования и прекращения действия договоров. Эти нормы в своей совокупности и составили особую отрасль международного права – право международных договоров.

До недавнего времени эти нормы носили обычно-правовой характер. В 1968–1969 гг. в Вене состоялась конференция, созванная в целях кодификации и прогрессивного развития права международных договоров. Результатом этой конференции явилась Венская конвенция о праве международных договоров 1969 г. Конвенция регулирует отношения, касающиеся межгосударственных договоров. Между тем характерной особенностью XX столетия является то, что в международных отношениях активное участие в качестве субъектов международного права принимают межгосударственные организации. Это, в свою очередь, вызвало появление большого числа договоров с участием названных организаций. Особенности, присущие межгосударственным организациям как субъектам международного права, оказали влияние и на договоры с их участием, что обусловило необходимость принятия специального акта, который определял бы правила, касающиеся таких договоров. В 1986 г. в Вене на международной конференции была принята Конвенция о праве договоров между государствами и международными организациями или между международными организациями (далее Венская конвенция 1986 г.). Названная Конвенция не вступила в силу, однако многие ее положения действуют в качестве обычных норм.

В 1978 г. была принята Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении договоров (далее Венская конвенция 1978 г.), кодифицировавшая соответствующие обычные международно-правовые нормы. Эта Конвенция вступила в силу в 1997 г.

Таким образом, источниками права международных договоров являются названные конвенции. В качестве источников продолжают действовать и обычаи.

Кроме норм права международных договоров определенное значение имеют нормы национального права, устанавливающие внутригосударственный порядок заключения и обеспечения выполнения международных договоров. Такие нормы содержатся, как правило, в конституциях либо в специальных законах.

Конституция РФ определяет место международных договоров в системе российского права, органы, имеющие право заключать такие договоры, порядок ратификации международных договоров. Федеральный закон от 15.07.1995 № 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации", положения которого в основном соответствуют Венской конвенции 1969 г., подробно регулирует такие вопросы, как порядок заключения, выполнения, прекращения и приостановления действия международных договоров, а также порядок регистрации в международных органах, хранения подлинников международных договоров и официальной публикации. Данный Закон имеет и международное значение. Так, в нем определяется, кто имеет право заключать международные договоры России без предъявления полномочий, а также какие договоры подлежат обязательной ратификации.

Субъектами права международных договоров являются субъекты международного права. Государства обладают правомочиями заключать договоры в силу своего суверенитета и международного права. В свою очередь, такие правомочия международных организаций определяются учредительными актами, принятыми в соответствии с ними решениями и резолюциями, а также практикой организации.

Право международных договоров - отрасль общего международного права, т.е. относительно автономная совокупность и система норм, в основе которых лежит единство предмета регулирования, которым в данном случае является заключение и исполнение международных договоров.

Соответствующие обычные нормы общего международного права в значительной своей части кодифицированы ныне в двух универсальных международных конвенциях - Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г. и Венской конвенции о договорах между государствами и международными организациями или между международными организациями 1986 г.

К первой из этих конвенций примыкает также Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении договоров 1978 г., о которой говорилось выше (см. гл. VIII). В свою очередь, вышеуказанные конвенции устанавливают, что они не содержат положений относительно последствий для международных договоров, возникающих из международной ответственности государств и из начала военных действий между государствами, т.е. отсылают в этой части к другим международно-правовым нормам. Иначе говоря, данная отрасль международного права - это лишь относительно автономная совокупность и система соответствующих норм, ибо все нормы международного права так или иначе взаимосвязаны.

Международный договор - это регулируемое международным правом соглашение, заключенное государствами и/или другими субъектами международного права.

Кодификация и источники права международных договоров . Под кодификацией права международных договоров понимается приведение многочисленных норм в согласованную систему на основе общепризнанных принципов международного права. Первые попытки кодификации договорных норм были предприняты еще Лигой Наций. Однако только после создания ООН удалось разработать и принять ряд важных универсальных договоров, являющихся основными источниками права международных договоров. Комиссия международного права ООН с самого начала своей деятельности весьма активно и успешно занимается кодификацией и прогрессивным развитием права международных договоров, ею были разработаны проекты ряда международных актов, составляющих основу источников права международных договоров. Такими являются следующие конвенции:

Венская конвенция о праве международных договоров от 23 мая 1969 г. Она подчеркивает важную роль международных договоров как средства мирного сотрудничества между государствами независимо от различий их социально-экономических систем, рассматривает самые различные вопросы договорного права, такие, как порядок заключения международных договоров, значение международного договора для третьих государств, основания недействительности договоров, право на оговорку, закрепляет такие новые моменты, как участие в договоре не признающих друг друга государств, право государств на участие в универсальных договорах, порядок разрешения споров, возникающих в связи с применением договоров, функции депозитария и другие важные вопросы права международных договоров.

Конвенция 1969 г. является основным источником права международных договоров;

Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении договоров от 23 августа 1978 г. В этой Конвенции кодифицированы и прогрессивно развиты нормы, касающиеся правопреемства государств в отношении договоров. Она в основном регламентирует различные аспекты правопреемства в отношении многосторонних договоров, в том числе учредительных актов международных организаций, и договоров, принятых в рамках международных организаций. В Конвенции подчеркнуто значение института правопреемства как средства укрепления правовой основы международных отношений;

Венская конвенция ООН о праве договоров между государствами и международными организациями или между международными организациями от 21 марта 1986 г. Конвенция применяется к договорам между государствами (одним или несколькими) и международными организациями (одной или несколькими) и к договорам между международными организациями. Она применяется также к договорам, являющимся учредительными актами международных организаций, и к любому договору, принятому в рамках международной организации. Конвенция регламентирует вопросы, касающиеся этих договоров, о заключении и вступлении их в силу, о порядке принятия оговорок, о соблюдении, применении и толковании указанных договоров и т.д. Эта Конвенция как бы дополняет Венскую конвенцию о праве международных договоров 1969 г.

Россия и международные договоры. В соответствии с п. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры России являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

В Конституции 1993 г. закреплен порядок заключения и осуществления Российской Федерацией международных договоров. Конституционные основы договорной деятельности Российской Федерации детально регламентированы в Федеральном законе "О международных договорах Российской Федерации", принятом Государственной Думой 16 июня 1995 г. Этот закон применяется в отношении международных договоров Российской Федерации (межгосударственных, межправительственных договоров и договоров межведомственного характера) независимо от их вида и наименования (договор, соглашение, конвенция, протокол, обмен письмами или нотами, иные виды и наименования международных договоров). Закон распространяется на международные договоры, в которых Российская Федерация является стороной в качестве государства - правопреемника СССР.

В соответствии с Конституцией (ст. 71) заключение, прекращение и приостановление действия международных договоров Российской Федерации находятся в ведении Российской Федерации. Международные договоры Российской Федерации заключаются с иностранными государствами, а также с международными организациями от имени Российской Федерации (межгосударственные договоры), от имени Правительства Российской Федерации (межправительственные договоры), от имени федеральных органов исполнительной власти (договоры межведомственного характера).

Международный договор Российской Федерации, затрагивающий вопросы, относящиеся к ведению субъекта Российской Федерации, заключается по согласованию с органами государственной власти заинтересованного субъекта Российской Федерации, на которые возложена соответствующая функция.

Основные положения или проект международного договора, затрагивающего полномочия субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, направляются федеральными органами исполнительной власти органам государственной власти заинтересованного субъекта, на которые возложена соответствующая функция. Поступившие предположения рассматриваются при подготовке проекта договора. Непредставление в определенный срок (как правило, не менее двух недель) ответа не препятствует внесению федеральным ведомством предложения о заключении международного договора Российской Федерации. Орган, принимающий решение о подписании международного договора, в данном случае может исключить или изменить положения проекта договора, затрагивающие полномочия субъекта, направить проект договора на согласование органом государственной власти заинтересованного субъекта или возвратить соответствующие документы федеральному ведомству с требованием обеспечить согласование с субъектом.

Согласие Российской Федерации на обязательность для нее международного договора сможет выражаться путем подписания договора, обмена документами, образующими договор; ратификации договора; утверждения договора; принятия договора; присоединения к договору; применения любого другого способа выражения согласия, о котором условились договаривающиеся стороны.

Решения о согласии на обязательность для Российской Федерации международных договоров принимаются органами государственной власти Российской Федерации в соответствии с их компетенцией, установленной Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "О международных договорах Российской Федерации", иными актами законодательства Российской Федерации.

Согласие Российской Федерации на обязательность международного договора может быть выражено в отношении не всего договора в целом, а только его части, что, однако, должно быть предусмотрено в самом договоре или с чем должны согласиться другие стороны.

Право международных договоров - это отрасль международного права, представляющая совокупность международно-правовых норм, регулирующих отношения государств и других субъектов международного права по поводу заключения, действия и прекращения международных договоров.

Международный договор – это международное соглашение, заключенное субъектами международного права в письменной форме и регулируемое международным правом независимо от того, содержится ли такое соглашение в одном документе, в двух или нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования.

Международный договор является основным источником международного права, важным инструментом осуществления внешней функции государств. Международные договоры образуют правовую основу для межгосударственных отношений. На основе международных договоров учреждаются и функционируют межгосударственные организации. Изменения, которые происходят в праве международных договоров, неизбежно затрагивают остальные отрасли международного права. В силу этого право международных договоров занимает особое место в системе международного права, являясь одной из ведущих ее отраслей. В настоящее время в мире насчитывается более 500 тыс. многосторонних и двусторонних договоров.

Объектом права международных договоров являются сами международные договоры. Они содержат взаимные права и обязанности сторон в политической, экономической, научно-технической, культурной и других областях.

Кодификация и источники права международных договоров . Под кодификацией права международных договоров понимается приведение многочисленных норм в согласованную систему на основе общепризнанных принципов международного права. Первые попытки кодификации договорных норм были предприняты еще Лигой Наций. Однако только после создания ООН удалось разработать и принять ряд важных универсальных договоров, являющихся основными источниками права международных договоров. Комиссия международного права ООН с самого начала своей деятельности весьма активно и успешно занимается кодификацией и прогрессивным развитием права международных договоров. Ею были разработаны проекты международных актов, составляющих основу источников права международных договоров. Такими являются следующие конвенции.

Венская конвенция о праве международных договоров от 23 мая 1969 г. Она рассматривает самые различные вопросы договорного права, такие, как порядок заключения международных договоров, значение международного договора для третьих государств, основания недействительности договоров, право на оговорку; закрепляет такие новые моменты, как участие в договоре не признающих друг друга государств, право государств на участие в универсальных договорах, порядок разрешения споров, возникающих в связи с применением договоров, функции депозитария и другие важные вопросы права международных договоров.

Конвенция 1969 г. является основным источником права международных договоров.

Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении договоров от 23 августа 1978 г. В этой Конвенции кодифицированы и прогрессивно развиты нормы, касающиеся правопреемства государств в отношении договоров. Она в основном регламентирует различные аспекты правопреемства в отношении многосторонних договоров, в том числе учредительных актов международных организаций, и договоров, принятых в рамках международных организаций. В Конвенции подчеркнуто значение института правопреемства как средства укрепления правовой основы международных отношений.

Венская конвенция ООН о праве договоров между государствами и международными организациями или между международными организациями от 21 марта 1986 г. Конвенция применяется к договорам между государствами (одним или несколькими) и международными организациями (одной или несколькими) и к договорам между международными организациями. Она применяется также к договорам, являющимся учредительными актами международных организаций, и к любому договору, принятому в рамках международной организации. Конвенция регламентирует вопросы, касающиеся этих договоров, о заключении и вступлении их в силу, о порядке принятия оговорок, о соблюдении, применении и толковании указанных договоров и т. д. Эта Конвенция как бы дополняет Венскую конвенцию о праве международных договоров 1969 г.

Субъекты права международных договоров. Виды международных договоров.

В соответствии с международным правом правоспособность заключать международные договоры является неотъемлемым правом субъектов международного права, важнейшим элементом международной правосубъектности.

Субъектами права международных договоров традиционно признаются:

a. Государства. Они обладают универсальной договорной правоспособностью.

b. Нации и народы, ведущие борьбу за независимость. Их договорная правоспособность ограничена реализацией права на сопротивление.

c. Международные организации. Договорная правоспособность международных организаций ограничена компетенцией организации. Самой широкой договорной правоспособностью обладает ООН.

Право субъекта международного права быть участником того или иного договора (двустороннего, универсального, регионального) зависит от вида договора и заинтересованности субъекта в предмете договора.

В зависимости от числа участников договоры делятся на двусторонние и многосторонние. Последние, в свою очередь, подразделяются на общие (или универсальные) и локальные .

Как определено в Заключительном акте Венской конвенции ООН по праву договоров 1969 г., общими многосторонними договорами являются такие договоры, которые касаются кодификации и прогрессивного развития международного права или объект и цели которых представляют интерес для международного сообщества в целом. Такие договоры должны быть открыты для всеобщего участия.

Локальными считаются договоры, в которых участвует ограниченное число государств (например, государства одного географического региона). Статья 52 Устава ООН предусматривает возможность заключения региональных соглашений или создания региональных органов.

По сфере действия (в пространстве) различают: универсальные договоры , в которых предполагается участие государств всего мира (например, Устав ООН, Венская конвенция 1969 г., Договор о нераспространении ядерного оружия 1968 г.); региональные , в которых предполагается участие только государств данного географического района (например, Договор о безъядерной зоне южной части Тихого океана 1985 г.); субрегиональные (например, Андский пакт - «Картахенский договор» 1969 г. и др.) и локальные , сфера действия которых ограничена пределами небольшого числа государств. Особо стоят договоры, регулирующие режим определенных видов территории, например: Договор об Антарктике 1959 г., Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела 1967 г.

В зависимости от объекта международные договоры различают три вида договоров:

- политические (о союзе, о взаимной помощи, нейтралитете, в области разоружения, по пограничным вопросам и др.);

- экономические (торговые договоры, соглашения об экономическом сотрудничестве, о займах, о поставке товаров и др.);

- по специальным вопросам (договоры в области транспорта, связи, здравоохранения, образования, о правовой помощи и социальном обеспечении).

В зависимости от срока действия договоры бывают:

Срочные и

Бессрочные.

По доступности участия в международном договоре:

Открытые и

Закрытые.

В зависимости от органов , заключающих международные договоры, различаются межгосударственные, межправительственные и межведомственные договоры.

Форма и структура договоров

Форма договоров. Форма международного договора – это его внешняя оболочка. В понятие договорной формы входят:

Наименование;

Структура.

Язык договора. Международное право не содержит предписаний об общеобязательном языке договоров. Текст двустороннего договора чаще всего составляется на языках обеих договаривающихся сторон. Оба языковых варианта признаются имеющими одинаковую силу.

Многосторонние договоры могут быть составлены на одном языке, на официальных языках ООН или на всех языках государств-участников. Так, Устав ООН составлен на 5 языках (русском, английском, французском, испанском и китайском). Международная конвенция об охране птиц 1950 г. составлена на французском языке. Устав ВОЗ - на русском, английском, испанском, китайском и французском языках.

Наименование договора. В практике встречаются различные наименования договоров:

Договор,

Конвенция,

Соглашение,

Декларация,

Трактат,

Статут и т. д.

Международный договор является родовым понятием, т. е. охватывает все международные соглашения. В настоящее время не существует общепризнанной классификации наименований международных договоров. Близкие по форме и содержанию договоры могут по-разному называться.

Структура договоров. Договор представляет собой единую сиcтему взаимосвязанных норм, которые все вместе и каждая в отдельности обязательны для сторон. Договор, как правило, состоит из трех основных частей:

Преамбулы (указывает мотивы заключения договора и его цели),

Заключительной части (постановления о порядке вступления договора в силу, сроке действия и его прекращения).

Иногда имеется четвертая, дополнительная часть договора - приложения (содержат технико-юридические нормы по выполнению условий договора), обладающие, как правило, силой постановлений основной части договора. Все части договора имеют одинаковую юридическую силу.

Заключение договоров

Заключение международного договора означает все действия государства, начиная с переговоров и заканчивая вступлением договора в силу. Процесс заключения международного договора может быть разделен на стадии.

Первой стадией в процессе заключения международных договоров являются переговоры по согласованию текста договора. Переговоры ведут специально уполномоченные лица. Для этого им выдаются особые документы, называемые полномочиями . В полномочиях удостоверяются право на ведение переговоров, принятие договора, установление его аутентичности, подписание и другие способы выражения согласия на обязательность договора. Полномочия должны выдаваться компетентными органами государства в соответствии с его внутригосударственным правом. Например, полномочия на ведение переговоров и на подписание международных договоров Российской Федерации предоставляются: а) в отношении договоров, заключаемых от имени Российской Федерации,- Президентом, а в отношении договоров, заключаемых от имени Российской Федерации, по вопросам, относящимся к ведению Правительства,- Правительством Российской Федерации. Полномочия на ведение переговоров и на подписание указанных договоров оформляются от имени Президента или Правительства Министерством иностранных дел; б) в отношении договоров, заключаемых от имени Правительства,- Правительством Российской Федерации. Такие полномочия оформляются Министерством иностранных дел; в) в отношении договоров межведомственного характера - федеральным министром, руководителем иного федерального органа исполнительной власти.

Выдача полномочий должностным лицам международных организаций регулируется внутренним правом каждой организации.

При заключении двусторонних договоров участники обмениваются полномочиями, а при заключении многосторонних (на специальной конференции или в рамках международной организации) - полномочия сдаются в секретариат или специальный комитет по проверке полномочий.

В соответствии со ст. 7 Венской конвенции 1969 г. главы государств, главы правительств и министры иностранных дел могут представлять свое государство без специальных полномочий. К такой категории лиц относятся также главы дипломатических представительств, но только в целях принятия текста договора; для подписания договора им нужны специальные полномочия.

Второй стадией является установление аутентичности текста. После завершения переговоров наступает необходимость зафиксировать тот факт, что подготовленный текст является окончательным и дальнейшим изменениям не подлежит. Это называется установлением аутентичности договора. Аутентичность текста двустороннего договора может устанавливаться путем парафирования, т. е. постановки уполномоченными своих инициалов. Кроме этого применяются следующие способы установления аутентичности текста многосторонних договоров: включение его текста в заключительный акт международной конференции, принятие международной организацией специальной резолюции, например открывающей договор для подписания, и др. Часто стадия установления аутентичности совпадает с подписанием договора.

Третья стадия – это выражение согласия на обязательность международного договора. Согласие на обязательность выражается путем подписания, ратификации, утверждения, принятия, присоединения.

Подписание договора - это важнейший, если он не требует последующей ратификации. Оно дает также право подписавшему договор государству совершить ратификацию, присоединение.

Ратификация - это способ выражения согласия государства на обязательность для него договора, означающий утверждение договора высшим органом государственной власти, в результате чего он приобретает обязательную для этого государства силу. В соответствии со ст. 14 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г. согласие государства на обязательность для него договора выражается ратификацией, если: а) договор предусматривает, что такое согласие выражается ратификацией; б) участвующие в переговорах государства договорились о необходимости ратификации; в) представитель государства подписал договор под условием ратификации; г) намерение государства подписать договор под условием ратификации вытекает из полномочий его представителя или было выражено во время переговоров.

Участники двустороннего договора обмениваются ратификационными грамотами, грамоты многостороннего договора сдаются государству-депозитарию, определенному участниками договора.

Утверждение (конфирмация) означает одобрение договора тем органом, в компетенцию которого входит его заключение. Утверждаются только те договоры, которые не подлежат ратификации, но предусматривают необходимость их утверждения. Согласно ст. 20 Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации» утверждение, принятие международных договоров осуществляются: а) в отношении договоров, заключаемых от имени Российской Федерации, по вопросам, указанным в п. 1 ст. 15 Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации»,- в форме федерального закона; б) в отношении иных договоров, заключаемых от имени Российской Федерации, - Президентом Российской Федерации, а в отношении договоров, заключаемых от имени Российской Федерации, по вопросам, относящимся к ведению Правительства,- Правительством Российской Федерации; в) в отношении договоров, заключаемых от имени Правительства,- Правительством Российской Федерации. Однако Президент Российской Федерации принимает решения об утверждении, принятии международных договоров по вопросам, относящимся к ведению Правительства, если это вызывается необходимостью.

Утверждение, принятие международных договоров межведомственного характера осуществляются федеральными органами исполнительной власти, от имени которых подписаны такие договоры.

Присоединение имеет место тогда, когда государство, не участвующее в заключении договора, изъявило желание стать его участником на условиях, в нем предусмотренных. Присоединение возможно как к действующему договору, так и к договору, который не вступил в силу.

В Российской Федерации присоединение осуществляется теми же органами, что и утверждение (ст. 21 Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации»).

На любой стадии выражения согласия на обязательность международного договора государство или международная организация вправе заявить о том, что для них неприемлемо какое-либо положение договора. Одностороннее официальное заявление государства при подписании, ратификации, принятии или утверждении им международного договора или присоединении к нему, посредством которого государство желает исключить или изменить юридическое действие определенных положений договора в их применении к данному государству, называется оговоркой.

Оговорка не может быть сделана, если:

Данная оговорка запрещается договором;

Договор предусматривает, что можно |делать только определенные оговорки, в число которых данная оговорка не входит;

Оговорка несовместима с объектом и целями договора.

Право на оговорку является суверенным правом каждого государства. Оно дает возможность стать участником договора государствам, которые принимают основные положения договора, его объект и цели, но в силу различных причин не могут согласиться с отдельными, чаще всего второстепенными, частями договора.

Оговорка и возражение против нее должны быть сделаны в письменной форме и доведены до сведения договаривающихся государств - участников договора или имеющих право стать ими.

Если оговорка сделана при подписании договора, подлежащего ратификации, принятию или утверждению, она обычно содержится в ратификационной грамоте, в протоколе об обмене или сдаче на хранение ратификационных грамот или же в обоих этих документах. Государство - участник договора может в любое время снять оговорку или возражения против нее.

В соответствии со ст. 25 Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации» при подписании, ратификации, утверждении, принятии международных договоров Российской Федерации или присоединении к договорам могут быть сделаны оговорки при соблюдении условий договора и соответствующих норм международного права. Оговорки могут быть сняты в любое время в том же порядке, в каком они были сделаны. Решения о принятии оговорок или об их снятии оформляются соответствующим федеральным законом.

Депозитарий. Депозитарием называется хранитель подлинника многостороннего договора и всех относящихся к нему документов (заявлений, оговорок, ратификационных грамот, документов о принятии, присоединении, денонсации и т. д.). Депозитарием может быть одно или несколько государств, международная организация или главное административное должностное лицо такой организации (например, Генеральный секретарь ООН является депозитарием Пактов о правах человека 1966 г.).

Права и обязанности депозитария установлены Венской конвенцией 1969 г. (ст. 77), но иногда они определяются в самом многостороннем договоре. Функции депозитария состоят: а) в хранении подлинного текста многостороннего договора и переданных депозитарию полномочий; б) в подготовке заверенных копий с подлинного текста и подготовке любых иных текстов договора на таких других языках, которые могут быть предусмотрены договором, а также в препровождении их участникам и государствам, имеющим право становиться участниками договора; в) в получении подписей под договором, в информировании участников о документах, уведомлениях и сообщениях, относящихся к договору; г) в информации государств о том, когда число подписей, ратификационных грамот или документов о принятии, утверждении или присоединении, необходимых для вступления договора в силу, было получено или депонировано; д) в регистрации договора в Секретариате ООН.

Регистрация. Важной стадией заключения международных договоров является регистрация. Вопрос о целесообразности регистрации решают сами государства-участники. Согласно ст. 102 Устава ООН всякий договор, заключенный любым членом Организации, может быть зарегистрирован в Секретариате ООН, который вносит зарегистрированный договор в специальный реестр и публикует его.

Секретариат ООН опубликовал на 1 января 1998 г. около 1000 томов «Сборников договоров ООН». Отказ в регистрации договора в Секретариате ООН не позволяет сторонам ссылаться на него споре, разбираемом в системе органов мирного разрешения споров, действующей в ООН, в частности в Международном суде ООН.

В Российской Федерации договоры официально публикуются в Собрании законодательства Российской Федерации и Бюллетене международных договоров.

Действие договора

Каждый действующий договор обязателен для его участников и должен ими добросовестно выполняться. Принцип добросовестного соблюдения международных договоров (pacta sunt servanda) является одним из основных принципов международного права. Государства в своих взаимных отношениях не могут отклоняться от выполнения договора. Несоблюдение принципа pacta sunt servanda является неправомерным деянием . К участнику договора, нарушившему его, могут быть применены различные формы международной ответственности.

В соответствии с принципом добросовестного соблюдения международных договоров любой участник договора,

во-первых, обязан добросовестно и неукоснительно выполнять свои обязательства;

во-вторых, не имеет права заключать договоры, противоречащие ранее заключенным им договорам. Разрыв дипломатических или консульских отношений между участниками договора не влияет на правовые отношения, установленные между ними договором. Отказ от выполнения или частичное выполнение договора может иметь место только на основании международного права.

Договор или часть договора применяется временно до вступления договора в силу в двух случаях:

а) если это предусматривается самим договором;

б) если участвовавшие в переговорах государства договорились об этом каким-либо иным образом. В Российской Федерации решения о временном применении международного договора или его части принимаются органом, принявшим решение о подписании международного договора.

Российская Федерация продолжает осуществлять права и выполнять обязательства, вытекающие из международных договоров, заключенных СССР. Россия после распада СССР автоматически стала стороной всех действующих международных договоров вместо Союза ССР.

Международные договоры Российской Федерации подлежат добросовестному выполнению в соответствии с условиями самих международных договоров, нормами международного права, Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «О международных договорах Российской Федерации», иными актами законодательства Российской Федерации. До вступления для Российской Федерации международного договора в силу она воздерживается от действий, которые лишили бы договор объекта и цели. Международный договор подлежит выполнению Российской Федерацией с момента вступления его в силу для Российской Федерации.

Внутригосударственное право и соблюдение международных договоров. Любое государство - участник договора не может ссылаться на положения своего внутреннего права в качестве оправдания для невыполнения им международного договора. Государство не вправе ссылаться также на то обстоятельство, что его согласие на обязательность для него договора было выражено его уполномоченным представителем в нарушение того или иного положения внутригосударственного права.

Российская Федерация при осуществлении своих суверенных прав, в том числе права принимать законы и подзаконные акты, полностью учитывает свои обязательства по международным договорам. В п. 4 ст. 15 Конституции сказано: если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Международная организация - участник договора не может ссылаться на правила данной организации, в том числе касающиеся компетенции заключать договоры, в качестве оправдания для невыполнения договора.

Действие договора во времени и пространстве. В зависимости от срока действия международные договоры можно объединить в три группы: срочные, бессрочные и неопределенно-срочные. Чаще всего срок действия договора устанавливается положениями самого договора. Договор, заключенный на определенный срок, автоматически прекращает свое действие по истечении этого срока, если стороны специально не договорятся о продлении этого срока или возобновлении действия договора на новый срок.

К бессрочным договорам, как правило, относятся мирные договоры, договоры о территориальных разграничениях, универсальные или региональные конвенции о кодификации и прогрессивном развитии международного права, разоружении. Например, таковыми является Конвенция о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении 1993 г. (ст. XVI). Если стороны не имеют в виду придать договору бессрочный характер и не определяют конкретного срока его действия, то в договор включаются положения о праве участника выйти из договора в любое время, обычно с заблаговременным предупреждением об этом других участников.

Довольно часто составляются неопределенно-срочные договоры. Так, многие двусторонние договоры заключаются на определенный срок, однако они предусматривают, что после этого срока договор будет оставаться в силе до тех пор, пока один из участников не заявит о своем намерении денонсировать договор. Часто в договоре устанавливается, что по истечении первоначального срока действия договор будет автоматически продлеваться на определенные периоды, если одна из сторон до истечения соответствующего срока не направит уведомление о намерении прекратить его действие.

От продления срока договора (пролонгации) следует отличать возобновление действия договора. Оно осуществляется в случае прекращения или приостановления договора. Реновация (возобновление) договора может происходить автоматически (например, после прекращения военных действий), молчаливо или путем обмена нотами. Так, в результате обмена нотами было возобновлено действие Советско-английского соглашения о научно-техническом сотрудничестве 1968 г.

Обеспечение выполнения международного договора. В межгосударственной системе над государством нет единой центральной власти. Мерами, обеспечивающие реализацию международного договора, традиционно признаются международные гарантии, международный контроль, внутригосударственные меры.

Толкование договора

Толкование договора – это выяснение того, о чем согласились стороны в договоре, т.е. точное определение его смысла и содержания. Оно может быть официальным и неофициальным (доктринальным). Официальным толкованием считается толкование договора заключившими его государствами либо международными органами, указанными в самом договоре.

Толкование, осуществляемое по соглашению государств - участников договора, называется аутентичным , оно обязательно для участников договора, т. е. основано на их согласии. Аутентичное толкование может быть воплощено в любой форме: специальный договор или протокол, обмен нотами, толкование терминов в тексте договора.

Толкование, осуществляемое международными органами, предусмотренными в самом договоре, называется международным . Международный суд ООН и ряд других органов уполномочены государствами давать обязательное для участников договора толкование, если сами участники не достигнут соглашения о смысле того или иного международного договора. Возможность международного судебного или арбитражного толкования может быть предусмотрена как в двусторонних, так и в многосторонних договорах.

Толкование, которое дается юристами, историками права, журналистами, а также учеными в научных трудах по международному праву, является неофициальным (доктринальным) и не обязательно для участников договора.

В международной практике часто встречается толкование международных договоров в односторонних Декларациях, заявлениях, прилагаемых к договору от имени одного из участников. Государство-участник в лице его органов, определяемых внутригосударственным правом, может в одностороннем порядке дать свое толкование положений договора, которое называется внутригосударственным толкованием , оно, однако, обязательно только для толкующего государства.

В процессе толкования международных договоров используются специальные приемы. Наиболее часто используются грамматическое, логическое, систематическое и историческое толкование. В результате толкования определяется значение отдельных терминов, производится сопоставление данного договора с другими договорами, изучаются обстоятельства и цели заключения договора.

При толковании, в какой бы форме оно ни осуществлялось, необходимо соблюдать общие и специальные принципы толкования международного договора. Они должны соответствовать основным принципам международного права.

К общим принципам (правилам) толкования международного договора относятся:

Принцип добросовестности;

Принцип единства, т. е. при толковании договора не следует разрывать объект и цель договора;

Принцип эффективности, т. е. придание силы и смысла толкуемым положениям договора.

Специальными принципами толкования договора (в частности, многоязычных договоров) являются:

Максимальное использование разноязычных текстов договора при толковании;

Равная достоверность текстов договора, аутентичность которых установлена на разных языках;

Установление единого смысла, закрепленного в текстах на разных языках.