Мотивы преступления Раскольникова в романе Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание". Родион Раскольников: образ в романе "Преступление и наказание"

Арифметика теории против живой жизни

В 1866 году был напечатан роман Достоевского «Преступление и наказание» – роман о современной России, пережившей эпоху глубочайших социальных сдвигов и нравственных потрясений; роман о «современном герое, вместившем в грудь свою все страдания и раны времени». В этот период Россия вступила на путь капитализма, характеризовавшийся усилением эксплуатации народа и быстрым разорением не сумевших приспособиться к новым условиям. С горечью писал об этом времени Салтыков Щедрин: «Да, в эти минуты действительно нечто упраздняется, но это «нечто» есть именно тот характер человечности, который сообщает жизни всю ее цену и смысл».

Путей самого глубокого – социального, нравственного, духовного – обновления, избавления человека от власти прибыли искала передовая русская молодежь конца 50 х – начала 60 х годов XIX века. Трагические мечтания Раскольникова имеют тот же источник. «Странная мысль наклевывалась в его голове, как из яйца цыпленок». Убить старуху процентщицу, которая никому не нужна, даже вредна, взять ее деньги, «обреченные в монастырь», взять не для себя – для погибающих, умирающих от голода и порока, и будет восстановлена справедливость! «Одна смерть и сто жизней взамен – да ведь тут арифметика!» На этой мысли Раскольников строит свою теорию о том, что «люди вообще по закону природы разделяются на два разряда: на низших, то есть, так сказать, служащих единственно для зарождения себе подобных, и собственно на людей, то есть имеющих дар или талант сказать в среде своей новое слово». Они во имя нового, лучшего могут переступить закон и для своей идеи «дать себе разрешение перешагнуть через кровь».

Что же толкает Раскольникова на такие размышления, а затем и на преступление? В три последних дня перед убийством мысль и душа Раскольникова сталкиваются с трагедией жизни. Он слышит историю Сони Мармеладовой, которая через себя переступила, затем получает письмо своей матери, где она пишет, что сестра Раскольникова, Дунечка, собирается замуж за нелюбимого человека ради благополучия «бесценного Роди», и, наконец, встречается с пьяной, обесчещенной девочкой на Конногвардейском бульваре. То, что он видит вокруг, свое бедственное положение рождает перед ним символ вечной жертвы: «Сонечка, вечная Сонечка, пока мир стоит». Таким образом, не собственная бедность, не только нужда и страдания сестры и матери терзают Раскольникова, а нужда всеобщая, безвыходное горе, вечная бессмыслица и нелепость бытия, ужас и зло, царствующие в мире, слабость и несовершенство человека.

Мир страшен. Принять его, примириться с ним – невозможно, противоестественно, равносильно отказу от жизни. И Раскольников видит из этой ситуации единственный разумный, с его точки зрения, выход – отделиться, стать выше мира, выше его обычаев, морали, переступить вечные нравственные законы, «сломать, что надо, раз и навсегда». Но вот вопрос: способен ли ты быть настоящим человеком, право имеющим «сломать»? Раскольников говорит: «Мне надо было узнать тогда, и поскорей узнать, вошь ли я, как все, или человек? Тварь ли я дрожащая или право имею?» Убийство старухи – единственный, решающий, последний эксперимент.
Преступление Раскольникова совершено. Казалось бы, его идея претерпела крах. Но Раскольникову нужен был этот эксперимент именно для проверки своей способности к бунту, а вовсе не для проверки идеи, которая, по его мнению, верна и неопровержима. Сознательных, логических опровержений своей теории Раскольников так и не находит. Но вместе с тем – и в этом гениальность романа Достоевского – все нарастает, усиливается и побеждает наконец опровержение раскольниковской идеи – опровержение ее душой и мыслями самого Раскольникова, его совестью, нравственной силой Сони. Это опровержение не сухое и теоретическое, не «арифметика» новой теории – это опровержение жизнью.

Весь месяц от убийства до признания проходит для Раскольникова в непрестанном напряжении, не прекращающейся ни на секунду борьбе. И прежде всего – это борьба с самим собой, со своей совестью. Без конца анализирует Раскольников результаты своего жестокого эксперимента и со всей беспощадностью открывается перед ним жестокая истина: преступление его было бессмысленным, погубил он себя напрасно, цели не достиг, «не переступил, на этой стороне остался», оказался «тварью дрожащей»!

Почему же Раскольников не смог переступить? Сам он объясняет это тем, что он – «вошь эстетическая», не смог пойти до конца. На самом деле уже в самой идее его заложено и его наказание. И главное в том, что в глубине души Раскольников твердо убежден, что человек, какой бы он ни был, пусть даже отвратительная старуха, не вошь, что нет и не может быть «твари дрожащей», а есть человек. И еще одна преграда стоит на пути Раскольникова, является его наказанием. Отчуждение от людей, разъединение с ними – вот необходимое условие и результат раскольниковского преступления – бунта «необыкновенной личности». Но не выдерживает Раскольников и одиночества, он не выдерживает его, а идет к Соне.

Отчуждения окончательного и бесповоротного, разрыва со всеми, которого он так хотел, Раскольников не смог вынести, как не вынес и своего преступления. Наказание Раскольникова – в страшных муках совести, которые терзают его душу все время, наказание в том ужасе от своей непригодности, неспособности осуществить идею, наказание – в этом убийстве в себе основного принципа своей теории («не старуху убил, а принцип убил»), наказание в невозможности быть верным своему идеалу, в тяжких мучениях сформулированному.

Жестоко наказан Раскольников, но в этом наказании его спасение, потому что на другом полюсе этой теории «все дозволено» стоит Свидригайлов. Свидригайлов переступил через человека в себе самом и через все человеческое. Этот путь невозможен для Раскольникова, слишком сильны в нем человеческие и нравственные законы, которые он собирался переступить. Раскольников не выдерживает борьбы с самим собой, он думает, что его признание – признание его собственной несостоятельности, а идея стоит нерушимо и незыблемо.

Не так думает Достоевский. Он считает, что потерпел крушение не его главный герой, а его бесчеловечная идея. Достоевский, будучи замечательным психологом и гуманистом, приводит читателя к выводу, что для спасения своей души надо пострадать, очиститься. Здесь в образе спасителя Раскольникова выступает Соня – жертва общественного строя, но человек со смиренным умом и наивной верой в бога. Она призывает Раскольникова пострадать, искупив тем самым свою вину. С этого и начинается воскресение Раскольникова, заканчивается его наказание.

    Роман Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” является социально-психологическим. В нем автор ставит важные социальные вопросы, волновавшие людей того времени. Своеобразие этого романа Достоевского заключается в том, что в нем показана психология...

    «Малого роста, лет восемнадцати, худенькая, но довольно хорошенькая блондинка, с замечательными голубыми глазами». Дочь Мармеладова. Чтобы помочь голодающей семье, начала заниматься проституцией. Сначала мы узнаем о ней из рассказа Мармеладова. В первый...

    Старуха-процентщица (Алена Ивановна). «…сухая старушонка, лет 60-ти, с вострыми и злыми глазками с маленьким вострым носом… Белобрысые, мало поседевшие волосы ее были жирно смазаны маслом. На ее тонкой и длиной шее, похожей на куриную ногу, было наверчено...

    Великий русский писатель Федор Михайлович Достоевский стремился показать пути нравственного обновления человеческого общества. Человек - это тот центр жизни, к которому прикован взгляд писателя. “Преступление и наказание” - это роман Достоевского,...

Литературный персонаж Родион Раскольников - образ непростой. Многие считают его самым противоречивым персонажем русской литературы XIX в. Что же это за герой, в чем суть его душевных метаний и какое преступление он совершил? Давайте разберемся в этом.

Кто таков Родион Раскольников

Прежде чем рассмотреть образ Родиона Раскольникова в романе Ф. Достоевского «Преступление и наказание», стоит узнать о его биографии.

Родион Романович Раскольников - студент юридического факультета Санкт-Петербургского университета, возраста 23 лет. Он красив, умен и образован. Будучи выходцем из небогатой мещанской семьи, Раскольников в возрасте 21 года приехал в Северную столицу России.

Поскольку его отец умер несколькими годами ранее, а мать и сестра живут весьма скромно, юноше приходилось рассчитывать только на свои силы.

Жизнь и учеба в Петербурге была довольно дорогой, и, чтобы заработать, молодой провинциал давал частные уроки дворянским детям. Однако усталость и истощение организма привели к тому, что юноша серьезно заболел и впал в глубокую депрессию.

Перестав преподавать, Родион лишился единственного источника дохода и вынужден был бросить учебу. Находясь в тяжелом моральном состоянии, он спланировал и осуществил убийство и ограбление старухи-процентщицы. Однако из-за появления нежелательной свидетельницы юноше пришлось убить и ее.

Большую часть романа Раскольников анализирует свой поступок с разных сторон и пытается найти себе как оправдание, так и наказание. В это время он спасает сестру от навязанного ей замужества и находит для нее достойного и любящего супруга.

Кроме того, он помогает семье проститутки по имени Соня Мармеладова и влюбляется в нее. Девушка помогает герою осознать свою вину. Под ее влиянием Родион сдается полиции и отправляется на каторгу. Девушка едет за ним и помогает Раскольникову найти силы для будущих свершений.

Кто был прототипом главного героя романа «Преступление и наказание»

Образ Раскольникова Ф. Достоевским был взят из реальной жизни. Так, в 1865 г. некий Герасим Чистов в процессе ограбления убил топором двух женщин-служанок. Именно он стал прототипом Родиона Раскольникова. Ведь Чистов был старообрядцем, то есть «раскольником» - отсюда и фамилия героя романа.

Теория о собственной избранности как защитная реакция на несправедливость мира

Анализируя образ Раскольникова в романе «Преступление и наказание», в первую очередь стоит обратить внимание на то, как же добродушный юноша из приличной семьи решил стать убийцей.

В те годы в России популярностью пользовался труд «Жизнь Юлия Цезаря», написанный Наполеоном III. Автор утверждал, что люди делятся на обычных и личностей, творящих историю. Этим избранным можно игнорировать законы и идти к своей цели, не останавливаясь перед убийствами, воровством и другими преступлениями.

Эта книга в годы написания «Преступления и наказания» была весьма популярной в Российской империи, и поэтому многие интеллектуалы мнили себя именно этими «избранными».

Таким был и Раскольников. Однако его увлечение идеями Наполеона III имело другую подоплеку. Как было указано выше - герой был провинциалом, совсем недавно прибывшим в столицу. Судя по его доброму нраву, который он (вопреки собственным желаниям) часто демонстрирует в романе (помог Соне с похоронами, спас незнакомую девушку от негодяя), изначально юноша был полон самых светлых надежд и планов.

Но, прожив в столице несколько лет, убедился в безнравственности и продажности ее жителей. Будучи высоконравственным человеком, Родион Романович так и не смог приспособиться к такой жизни. В результате - оказался на ее обочине: больным и без денег.

В этот момент чувствительная юношеская душа, неспособная принять окружающую действительность, начала искать отраду, которой и стала для нее идея избранности, высказанная Наполеоном III.

С одной стороны, эта вера помогла Раскольникову принять окружающую его действительность и не сойти с ума. С другой - стала ядом для его души. Ведь желая проверить себя, герой решился на убийство.

Убийство как проверка себя

Рассмотрев предпосылки для совершения преступления главным героем романа, стоит перейти к самому убийству, которое стало переломным событием, повлиявшим на образ Родиона Раскольникова.

Взяв на себя ту миссию, Раскольников мнит, что совершает благое дело, ведь он избавляет униженных и оскорбленных от процентщицы-мучительницы. Однако Высшие силы показывают герою всю ничтожность его поступка. Ведь из-за его рассеянности невменяемая сестра старухи становится свидетельницей убийства. И теперь, чтобы спасти свою шкуру, Родион Раскольников вынужден убить и ее.

В результате, вместо того, чтобы стать борцом с несправедливостью, Раскольников становится банальным трусом, ничем не лучше своей жертвы. Ведь ради своей выгоды он лишает жизни невинную Лизавету.

Преступление и наказание Раскольникова

После совершенного образ Раскольникова в романе приобретает некую раздвоенность, как будто герой находится на перекрестке.

Он пытается понять, сможет ли он дальше жить с таким пятном на совести или ему нужно признаться и искупить вину. Терзаемый муками совести, Родион все больше осознает, что он не таков, как его герои, мирно спящие, послав на смерть тысячи невинных людей. Ведь убив всего двух женщин, он оказывается не способен простить себе это.

Чувствуя свою вину, он отдаляется от людей, но при этом ищет родственную душу. Ею становится Соня Мармеладова - девушка, отправившаяся на панель, дабы спасти от голодной смерти родных.

Родион Раскольников и Сонечка Мармеладова

Именно ее греховность становится тем, что привлекает Раскольникова. Ведь, как и он, девушка согрешила и чувствует свою вину. А значит, испытывая стыд за содеянное, она сможет его понять. Эти доводы становятся причиной того, что признается девушке в убийстве Родион Раскольников.

Образ Сонечки Мармеладовой в этот момент противопоставлен главному герою. С одной стороны, она жалеет и понимает его. Но с другой - призывает Родиона признаться и понести наказание.

На протяжении второй половины романа, а особенно в финале, происходит противопоставление: Раскольников - образ Сонечки. Полюбив Родиона и вынудив его признаться, девушка берет на себя часть его вины. Она добровольно отправляется в Сибирь, куда сослан ее возлюбленный. И, несмотря на его пренебрежение, продолжает заботиться о нем. Именно ее самоотверженность и помогает Раскольникову (запутавшемуся в своих мудрствованиях и моральном самобичевании) уверовать в Бога и найти силы жить дальше.

Родион Раскольников и Свидригайлов: две стороны одной медали

Чтобы лучше раскрыть заблуждение главного героя, Достоевский ввел в роман «Преступление и наказание» образ Свидригайлова. Хотя его идеалы, кажется, отличаются от Родионовых, главный движимый им принцип: можно делать зло, если конечная цель - благо. В случае с этим персонажем, его злые поступки далеко не единичны: он был шулером, ненамеренно убил слугу и, возможно, «помог» своей супруге отправится на тот свет.

Поначалу кажется, что он не таков, как Раскольников. Образ его - это полная противоположность Родиону как во внешнем облике (стар, но ухожен и невероятно хорош собой), так и в манере поведения (имеет нужные связи, прекрасно понимает психологию людей и умеет добиваться своего). Более того, долгое время Свидригайлов успешно убеждает и Раскольникова, и себя в том, что ему чуждо чувство вины, и единственная его слабость - это его неуемные желания. Однако ближе к финалу эта иллюзия рассеивается.

Мучимого виной за гибель супруги героя преследуют галлюцинации с ее образом. Кроме того, персонаж не только хранит тайну Родиона (не требуя взамен ничего), но и помогает деньгами Сонечке, как будто каясь в том, что не смог в свое время принять наказание за свои проступки.

Довольно интересно выглядит и противопоставление любовных линий Раскольникова и Свидригайлова. Так, полюбив Соню, Родион взваливает на нее часть своих мук, рассказав ей правду о своем преступлении. Их отношения можно описать словами Шекспира: «Она меня за муки полюбила, а я ее за состраданье к ним».

Отношения Свидригайлова с Дуней начинаются на похожей ноте. Хорошо разбираясь в женской психологии, мужчина изображает ищущего искупления негодяя. Жалея его и мечтая наставить на путь истинный, Дуня влюбляется в него. Но осознав, что ее обманули, скрывается от возлюбленного.

Во время последней встречи Аркадию Ивановичу удается добиться от девушки своеобразного признания своих чувств. Однако понимая, что, несмотря на их взаимную любовь, будущего у них нет из-за его прошлого, Свидригайлов отпускает Дуню, решив ответить за свои грехи самостоятельно. Вот только, в отличие от Родиона, он не особо верит в искупление и возможность начала новой жизни, поэтому кончает с собой.

Каково возможное будущее героев романа

Ф. Достоевский оставил открытым финал своего романа, лишь поведав читателям о том, что главный герой раскаялся в содеянном и уверовал в Бога. Но действительно ли изменился Родион Романович? От своей идеи, избранности для великого подвига, он так и не отказался, лишь адаптировав ее под христианскую веру.

Хватит ли ему сил начать действительно новую жизнь? Ведь в прошлом этот персонаж не раз демонстрировал непрочность своих убеждений и склонность пасовать перед трудностями. К примеру, при финансовых проблемах, вместо того, чтобы искать пути их решения, забросил учебу и перестал работать. Если бы не Соня, возможно, он и не признался бы, а застрелился, на брудершафт со Свидригаловым.

При таком совсем не оптимистическом будущем одна надежда на любовь Сонечки. Ведь именно она в романе демонстрирует настоящую веру и благородство. Борясь с финансовыми трудностями, девушка не впадает в философствование, а продает свою честь. А став проституткой, она изо всех сил пытается сохранить свою душу.

Взяв на себя ответственность за любимого человека, она получает шанс начать жизнь сначала - Свидригайлов обеспечивает деньгами ее родных, да и самой девушке оказывает финансовую помощь, зная о ее намерении ехать за Родионом на каторгу. А оказавшись на каторге, среди отбросов общества, Соня изо всех сил старается помочь каждому из них. Иными словами, эта героиня не готовит себя к некому великому подвигу на благо человечества, а ежедневно совершает его. Ее "Любовь... деятельная - это работа и выдержка… ", в то время как у Родиона она "мечтательная, жаждет подвига скорого, быстро удовлетворимого, и чтобы все на него глядели". Научится ли Родион мудрости и смирению у Сони или продолжит мечтать о подвиге? Покажет время.

Артисты, воплотившие образ Родиона Раскольникова на киноэкране

Роман «Преступление и наказание» является одним из самых известных среди наследия Достоевского.

Поэтому он не раз был экранизирован, причем не только в России, но и за рубежом.

Наиболее известные исполнители роли Родиона Раскольникова - это Робер Оссейн, Георгий Тараторкин и Владимир Кошевой.

Научная литература о творчестве Достоевского получила всемирное распространение. Исследователи отмечали, что в поле художественного зрения Достоевского-романиста оказались парадоксальные взлеты и падения человеческой личности в противоречивую трагедийную эпоху социально-общественных катастроф в мире, девальвации духовных общечеловеческих ценностей. В своих философских романах-трагедиях писатель пристально всматривается в социальную психологию «подпольного человека» – индивидуалиста («Записки из подполья»), бунтарские и террористические действия «сверхчеловеков», уверовавших в то, что им «все позволено» (Раскольников в «Преступлении и наказании», Ставрогин, Кириллов в «Бесах», Иван Карамазов в «Братьях Карамазовых»), поражается широкому размаху карамазовской души, в котором «идеал Мадонны» уживается с «идеалом содомским», прослеживая, как в сердцах людей «дьявол с богом борется».

Голос Достоевского для одних исследователей сливается с голосами тех или иных из его героев, для других является своеобразным синтезом всех этих идеологических голосов, для третьих, наконец, он просто заглушается ими. С героями полемизируют, у героев учатся, их воззрения пытаются доразвить до законченной системы. Герой идеологически авторитетен и самостоятелен, он воспринимается как автор собственной полновесной идеологической концепции, а не как объект завершающего художественного видения Достоевского. Для сознания критиков прямая полновесная значимость слов героя разбивает монологическую плоскость романа и вызывает на непосредственный ответ, как если бы герой был не объектом авторского слова, а полноценным и полноправным носителем собственного слова.

Множественность самостоятельных голосов и сознаний, подлинная полифония полноценных голосов действительно является основною особенностью романов Достоевского. Не множество характеров и судеб в едином объективном мире в свете единого авторского сознания развертывается в его произведениях, но именно множественность равноправных сознаний с их мирами сочетается здесь, сохраняя свою неслиянность, в единство некоторого события. Главные герои Достоевского действительно в самом творческом замысле художника не только объекты авторского слова, но и субъекты собственного, непосредственно значащего слова

Достоевский ищет пути нравственного совершенствования людей через очищение покаянием и страданием; духовное возрождение он видел в обращении к идее Христа-гуманиста, носителя общечеловеческих ценностей. Следуя своей концепции нравственного возрождения личности и общества, писатель стремится воссоздать идеал «вполне прекрасного человека» (князь Мышкин – Христос в романе «Идиот»), проповедует неотвратимость прихода «золотого века» человечества, когда «люди могут быть прекрасны и счастливы, не потеряв способности жить на земле» («Сон смешного человека»). «Я не хочу и не могу верить, чтобы зло было нормальным состоянием людей», – убежден герой Достоевского. Нравственную победу Раскольникова писатель видит в преодолении им чувства «разомкнутости с человечеством».

Существуют разные исследовательские концепции: анализ трагедии Раскольникова с материалистических и социологических позиций (Д. Писарев), в контексте антинигилистических (Н. Страхов) и философско-религиозных (В. Розанов) исканий.

Цель данной работы – выяснить является ли детективом роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

1. раскрыть сущность преступления Раскольникова;

2. изучить «уголовную» основу романа;

3. выявить стилистику и жанровое своеобразие.


1. Преступление Раскольникова

Нет ничего удивительного в том, что Раскольников, утомленный мелкой и неудачной борьбой за существование, впал в изнурительную апатию; нет также ничего удивительного в том, что во время этой апатии в его уме родилась и созрела мысль совершить преступление. Можно даже сказать, что большая часть преступлений против собственности устраивается в общих чертах по тому самому плану, по какому устроилось преступление Раскольникова. Самой обыкновенной причиной воровства, грабежа и разбоя является бедность; это известно всякому, кто сколько-нибудь знаком с уголовной статистикой.

Преступление, описанное в романе Достоевского, выдается из ряда обыкновенных преступлений только потому, что героем его является не безграмотный горемыка, совершенно неразвитый в умственном и нравственном отношениях, а студент, способный анализировать до мельчайших подробностей все движения собственной души, умеющий создавать для оправдания своих поступков целые замысловатые теории и сохраняющий во время самых диких заблуждений тонкую и многостороннюю впечатлительность и нравственную деликатность высокоразвитого человека. Вследствие этого обстоятельства колорит преступления до некоторой степени изменяется, и процесс его подготовления становится более удобным для наблюдения, но его основная побудительная причина остается неизменной. Раскольников совершает свое преступление не совсем так, как совершил бы его безграмотный горемыка; но он совершает его потому же, почему совершил бы его любой безграмотный горемыка. Бедность в обоих случаях является главной побудительной причиной.

Раскольников находится в таком положении, при котором все лучшие силы человека поворачиваются против него самого и вовлекают его в безнадежную борьбу с обществом. Самые святые чувства и самые чистые стремления, те чувства и стремления, которые обыкновенно поддерживают, ободряют и облагораживают человека, становятся вредными и разрушительными страстями, когда человек лишается возможности доставлять им правильное удовлетворение. Раскольникову хотелось во что бы то ни стало покоить и лелеять свою старую мать, доставлять ей те скромные удобства жизни, которые были ей необходимы, избавлять ее от томительных забот о куске насущного хлеба; ему хотелось далее, чтобы сестра была ограждена в настоящем от дерзостей разных Свидригайловых, а в будущем от участи, постигшей Соню Мармеладову, или от необходимости выйти замуж без любви за какого-нибудь деревянного человека, подобного господину Лужину.

Но эти требования остаются законными, разумными и похвальными только до тех пор, пока у Раскольникова имеются материальные средства, которыми он действительно может покоить свою мать и спасать от бесчестия свою сестру. Но как только материальные средства истощаются, так тотчас же вместе с этими средствами у Раскольникова отбирается право носить в груди человеческие чувства, так точно как у обанкротившегося купца отбирается право числиться в той или другой гильдии. В размышлениях Раскольникова заметна значительная недодуманность. Он, по-видимому, не понимает, что выход посредством преступления не может ни в каком случае действительно вывести его из затруднения.

Теория Раскольникова не имеет ничего общего с теми идеями, из которых складывается миросозерцание современно развитых людей. Эта теория выработана им в зловещей тишине глубокого и томительного уединения; на этой теории лежит печать его личного характера и того исключительного положения, которым была порождена его апатия. Раскольников написал свою статью о преступлении за полгода до того времени, когда он убил старуху, и вскоре после того, как он вышел из университета по неимению денежных средств. Те мысли, которые выразились в его статье, были продуктами того самого положения, которое впоследствии, истощивши по капле всю его энергию и извративши его замечательные умственные способности, заставило его обдумать во всех подробностях, тщательно приготовить и успешно выполнить грязное преступление.

Эту теорию никак нельзя считать причиной преступления, так точно как галлюцинацию больного невозможно считать за причину болезни. Эта теория составляет только ту форму, в которой выразилось у Раскольникова ослабление и извращение умственных способностей. Она была простым продуктом тех тяжелых обстоятельств, с которыми Раскольников принужден был бороться, и которые довели его до изнеможения. Настоящей и единственной причиной являются все-таки тяжелые обстоятельства, пришедшиеся не по силам раздражительному и нетерпеливому герою, которому легче было разом броситься в про пасть, чем выдерживать в продолжение нескольких месяцев или даже лет глухую, темную и изнурительную борьбу с крупными и мелкими лишениями. Преступление сделано не потому, что Раскольников путем различных философствований убедил себя в его законности, разумности и необходимости. Напротив того, Раскольников стал философствовать в этом направлении и убедил себя только потому, что обстоятельства натолкнули его на преступление.

2. «Уголовная» основа романа

«Преступление и наказание» прочно устанавливает характерную форму Достоевского. Это первый у него философский роман на уголовной основе. Это одновременно и типичный психологический роман, отчасти даже и психопатологический, с весьма заметными следами полицейского романа-фельетона и «черного», или мрачно-авантюрного, романа английской школы. Здесь довольно неплохо просматривается связь с романами Эдгара По.

Но это, прежде всего, как и первое произведение Достоевского, роман социальный, ставящий в гущу событий и под огонь диалектики большие и больные темы современной политики.

Свой первый небольшой по размерам социальный роман 1845 года Достоевский облек в традиционную форму писем. Этот роман строится как проблемный «внутренний монолог» героя, перемежающийся философскими диалогами на фоне детективного сюжета. Длительный и углубленный самоанализ Раскольникова, его диспуты с Порфирием, Свидригайловым, Соней среди беспрерывной игры убийцы с полицейской и следственной властью – такова развернутая ткань «Преступления и наказания».

Высокое искусство романиста сказалось в органическом сплетении этой основы с острейшими темами современной публицистики, превратившими уголовный роман в грандиозную социальную эпопею.

Принцип оформления «отчета об одном преступлении» был найден не сразу. Достоевский намечал три основные формы для своего романа: 1) рассказ в первом лице, или исповедь самого героя, 2) обычная манера повествования от автора и 3) смешанная форма («кончается рассказ и начинается дневник»). Первая форма (то есть «рассказ от Я») предполагала, в свою очередь, два варианта: воспоминание о давнишнем преступлении («Это было ровно восемь лет назад») или же показание во время суда («Я под судом и все расскажу») .

Трудность охватить все возникающие сюжетные возможности рассказом от имени героя, неизбежно отсекающим все эпизоды, в которых сам рассказчик не участвует, заставляет Достоевского задумываться над принятой системой и отвергнуть первую и третью формы.

Но и вторая («обычная манера») не удовлетворяет его.

Он намечает новый план, в котором изложение уже ведется от имени автора, но сосредоточено исключительно на главном герое.

Следы первоначальной структуры, сохранившиеся в окончательной редакции в виде изложения событий почти всегда с субъективной позиции главного героя, как бы превращают весь роман в своеобразный внутренний монолог Раскольникова, придающий всей истории его преступления исключительную цельность, напряженность и увлекательность.

Весь обширный роман сосредоточен на единой теме, пронизывающей его сквозным действием. Все связано с центром и очерчено единым кругом. С первых же абзацев романа читатель узнает, что готовится убийство. На протяжении шести глав он весь во власти идеологических мотивов преступления и материальных приемов подготовки к нему. Сейчас же после убийства открывается сложнейшая по своему психологическому драматизму внутренняя борьба Раскольникова со своим замыслом, своей теорией, своей совестью и внешняя – с властью в лице сильнейшего противника Порфирия Петровича и отчасти полицейского. В драму убийцы постепенно втягиваются окружающие, перед которыми он либо сам раскрывает свою тайну (Разумихин, Соня, Дуня), либо не в состоянии ее скрыть (Заметов, Свидригайлов, Порфирий Петрович). Три беседы со следователем – шедевр интеллектуального единоборства. Точное «психологическое» кольцо, которое невидимо и уверенно с первых же дней после убийства начинает очерчивать вокруг Раскольникова его неотразимый соперник в диалектике, уверенно и точно смыкается в грозовой вечер их последней, столь успокоительной по зачину беседы. Раскольникову остается только покориться логическому воздействию Порфирия и моральному влиянию Сони – он приносит повинную.

Линия развития драмы нигде не прерывается и не переламывается побочными эпизодами. Все служит единому действию, оттеняя и углубляя его. Трагедия семейства Мармеладовых является сильнейшим аргументом к теории и действию Раскольникова, как и возникающий из письма матери «свидригайловский» мотив в судьбе сестры (власть над бедной девушкой ее хозяина), вскоре получающий в романе полное и глубокое развитие. Образ Свидригайлова отнюдь не представляет собой самостоятельного вводного эпизода, он замечательно освещает судьбу и личность главного героя.

В петербургских эскизах и зарисовках «Преступления и наказания» есть нечто от своеобразного жанра артистов-графиков середины столетия, оживляющих своей изощренной иглой бытовые очерки всевозможных столичных «физиологии» .

Характерность персонажей тонко передается Достоевским и в речевых особенностях каждого. Иннокентий Анненский верно отметил стилистическую «канцелярщину» Лужина, ироническую небрежность Свидригайлова и восторженную фигурность Разумихина. Нетрудно также уловить саркастическую деловитость правоведа Порфирия и деланную вежливость чиновничьей речи Мармеладова, обильно уснащенной церковными славянизмами для выразительной живописи потрясающей истории его грехопадений и страданий. Если не самый словарь, то «словесный жест», интонационная система героев выявлены в романе с неизгладимым своеобразием.

Рядом с образцами портрета и жанра роман дает шедевры городского пейзажа в описании «серединных улиц» столицы с их зловонием и пылью, деловым и ремесленным населением, распивочными и всякими иными низкопробными «заведениями».

Таким образом, основная линия романа, да и все произведение целиков (особенно, если смотреть «со стороны») представляется скорее философским произведением с элементами, как детектива, так и фельетона, и драмы. Если говорить современной терминологией, то этот роман вполне можно охарактеризовать как «психологический триллер».

3. Стилистика и жанровое своеобразие романа

В «Преступлении и наказании» внутренняя драма своеобразным приемом вынесена на людные улицы и площади Петербурга. Действие все время перебрасывается из узких и низких комнат в столичные кварталы. На улице Соня приносит себя в жертву, здесь падает замертво Мармеладов, на мостовой истекает кровью Катерина Ивановна, на проспекте перед каланчой застреливается Свидригайлов, на Сенной площади пытается всенародно покаяться Раскольников. Многоэтажные дома, узкие переулки, пыльные скверы и горбатые мосты – вся сложная конструкция большого города середины столетия вырастает тяжеловесной и неумолимой громадой над мечтателем о безграничных правах и возможностях одинокого интеллекта.

При этой сложности внутренней тематики совершенно изумителен по своей цельности и полноте основной тон повествования. Он словно вбирает в себя все интонации и оттенки отдельных сцен и образов – столь разнородные мотивы Сони, Свидригайлова, Раскольникова, Мармеладова, старухи, – чтобы слить их воедино и постоянным возвращением к этим господствующим и сменяющимся темам сообщить роману как бы некоторое симфоническое звучание современного Петербурга, сливающее огромное многоголосие его подавленных рыданий и возмущенных воплей в единое и мощное целое раскольниковской трагедии.

Во второй половине сложного и все усложняющегося XIX века Достоевский не устрашился наделить своего героя выразительной, вызывающе наглядной фамилией, как бы в духе классицизма: Раскольников, расколотый человек.

В душе Раскольникова идет жестокая, непримиримая борьба правых и неправых целей, определяющих и свои средства.

Очень много проясняют слова Разумихина: «Полтора года я Родиона знаю: угрюм, мрачен, надменен и горд; в последнее время (а может, гораздо прежде) мнителен и ипохондрик. Великодушен и добр… Иногда, впрочем, вовсе не ипохондрик, а просто холоден и бесчувствен до бесчеловечия, право, точно в нем два противоположных характера поочередно сменяются» .

«Два противоположных характера» – две противоположные цели.

Буквально каждому факту со знаком «минус» в жизни, в сознании, в чувствах Раскольникова противостоит факт другой, со знаком «плюс», и наоборот. Эта сшибка противоположных характеров, целей – с первой страницы и до последней. Эта ошибка – все время, во всем. Она – в уме и сердце, в словах и делах, в сознании и подсознании, наяву и во сне. Даже сны его – тоже разные, противоположные. Есть сон – предостережение от убийства. И другой сон – повторение убийства. Есть, в сущности, два финала романа. У Раскольникова «проклятая мечта», «мрачный восторг», «кровь по совести». Каждое слово его расколото, диалогизировано, в каждом, по выражению М. Бахтина, – «внутриатомный контрапункт» . Это и предопределяется борьбой «двух характеров».

«Добро» ни в какой мере не является мотивом преступления Раскольникова. «Добро» сначала противостояло преступлению, потом капитулировало перед ним, а еще потом – стало незаметно прикрывать собой нагую правду: «Я просто убил, для себя убил, для себя одного…» «Добро» превратилось в самообман, а самообман – необходимое звено в сложнейшей структуре самосознания Раскольникова. И структура эта непостижима без выявления и рассмотрения этого звена.

Самообман и призван замаскировать (незаметно для самого себя) внутреннюю борьбу противоположных целей и выдать ее за борьбу правых целей лишь с неправыми средствами. Самообман и предназначен скрыть внутреннюю борьбу мотивов за и против преступления.

Если бы Раскольников потерпел поражение в своей схватке с чуждым ему миром, в схватке во имя целей правых – уже это было бы социальной трагедией. И она, такая трагедия, в романе есть, но есть она лишь в качестве исходной, заданной предпосылки еще более глубокой трагедии. Раскольников пытался делать «добро людям», не жалел себя, жертвовал собой, но все это оказалось напрасным. И вот тут-то трагедия его и углубляется. Он терпит второе, несравненно более страшное поражение – самое страшное из всех возможных – поражение внутреннее: чуждый, ненавистный мир заражает и его самого, сначала незаметно отравляя в зародыше даже лучшие его намерения, а потом и прямо превращая их в худшие. Оказывается, Раскольникова уже не устраивает не этот мир, а лишь его место в этом мире. Не скверную пьесу хочет он отменить, а пытается (безнадежно) сыграть в ней лишь другую роль, роль главного героя. Бунт против мира оборачивается примирением с ним на условии своего верховенства.

Недостижимость «всеобщего счастья» – вот его главное, трагическое убеждение, на котором держится вся его теория, вот решающая, исходная посылка его страшной искренности, его преступления и его самообмана.

Таким образом, на протяжении всего романа мы видим не детектив, который увлекает, и зачаровывает какими-либо тайнами. А оборотную сторону человеческой души. Ведь именно об этом все произведение Достоевского. Все действие, которое происходит в романе, упирается в Раскольникова: он думает, он пишет, он чувствует, он убеждает.

Мы не видим чувств других людей, мы почти не наблюдаем действие, которое разворачивалось на основе совершенного преступления, кроме внутренних дум Раскольникова. Не чувствуется динамики, которая присуща большинству детективов. Если взять для сравнения романы А. Кристи, то можем понять разницу, которая присутствует между ними. Своеобразие английских детективных романов в том, что с начала произведения читатель не знает, кто же является преступником, в то время как у Достоевского мы видим и как совершается преступление, и кто его совершает. Детектив подразумевает завязку, состоящую из какой-либо тайны, которая раскрывается по ходу действия романа. В «Преступлении и наказании» все происходит в точности до наоборот: сначала мы видим развязку и совершение преступления, а потом разворачиваются действия, которые раскрывают тайну души главного героя.

В «Преступлении и наказании» замечательный следователь Порфирий Петрович – он-то и назвал психологию «палкой о двух концах» – руководствуется не ею, то есть не судебно-следственной психологией, а особой диалогической интуицией, которая и позволяет ему проникнуть в незавершенную и нерешенную душу Раскольникова. Три встречи Порфирия с Раскольниковым – это вовсе не обычные следовательские допросы; и не потому, что они проходят «не по форме» (что постоянно подчеркивает Порфирий), а потому, что они нарушают самые основы традиционного психологического взаимоотношения следователя и преступника (что подчеркивает Достоевский). Все три встречи Порфирия с Раскольниковым – подлинные и замечательные полифонические диалоги.

И в дальнейшем течении романа все, что входит в его содержание – люди, идеи, вещи, – не остается внеположным сознанию Раскольникова, а противопоставлено ему и диалогически в нем отражено. Все возможные оценки и точки зрения на его личность, на его характер, на его идею, на его поступки доведены до его сознания и обращены к нему в диалогах с Порфирием, с Соней, со Свидригайловым, Дуней и другими. Все чужие аспекты мира пересекаются с его аспектом. Все, что он видит и наблюдает, – и петербургские трущобы и Петербург монументальный, все его случайные встречи и мелкие происшествия, – все это вовлекается в диалог, отвечает на его вопросы, ставит перед ним новые, провоцирует его, спорит с ним или подтверждает его мысли. Автор не оставляет за собой никакого существенного смыслового избытка и на равных правах с Раскольниковым входит в большой диалог романа в его целом .


Заключение

Как справедливо отметил М.М. Бахтин, Достоевский – творец полифонического романа. Он создал существенно новый романный жанр. Поэтому-то его творчество не укладывается ни в какие рамки, не подчиняется ни одной из тех историко-литературных схем, какие мы привыкли прилагать к явлениям европейского романа. В его произведениях появляется герой, голос которого построен так, как строится голос самого автора в романе обычного типа. Слово героя о себе самом и о мире так же полновесно, как обычное авторское слово; оно не подчинено объективному образу героя как одна из его характеристик, но и не служит рупором авторского голоса. Ему принадлежит исключительная самостоятельность в структуре произведения, оно звучит как бы рядом с авторским словом и особым образом сочетается с ним и с полноценными же голосами других героев.

Основной категорией художественного видения Достоевского было не становление, а сосуществование и взаимодействие. Он видел и мыслил свой мир по преимуществу в пространстве, а не во времени. Отсюда и его глубокая тяга к драматической форме. Весь доступный ему смысловой материал и материал действительности он стремится организовать в одном времени в форме драматического сопоставления, развернуть экстенсивно.

Можно прямо сказать, что из каждого противоречия внутри одного человека Достоевский стремится сделать двух людей, чтобы драматизировать это противоречие и развернуть его экстенсивно. Эта особенность находит свое внешнее выражение и в пристрастии Достоевского к массовым сценам, в его стремлении сосредоточить в одном месте и в одно время, часто вопреки прагматическому правдоподобию, как можно больше лиц и как можно больше тем, то есть сосредоточить в одном миге возможно большее качественное многообразие. Отсюда же и стремление Достоевского следовать в романе драматическому принципу единства времени. Отсюда же катастрофическая быстрота действия, «вихревое движение», динамика Достоевского.

Раскольников внутренне готовил себя к пролитию крови отвлеченными теориями, в которых жизнь и смерть человеческая определялись не нравственными побуждениями, а умственными расчетами. Такие теории оправдывали преступление, толкали на него бедного, голодающего студента.

Раскольников еще долго мучился бы противоречиями между своими тайными, теоретическими постулатами и своим глубоким душевным протестом против них. Может быть, он и не убил бы старушонку, если бы необходимость немедленно спасать свою сестру и мать от Лужина не встала бы перед ним со всей силой. Тогда он взял топор, застал Алену Ивановну одну в квартире и зверски убил ее. Мне кажется, что, если бы он не подготовил себя к этому своими теориями, он не совершил бы преступления. Совершив преступление с целью грабежа, он не смог потом воспользоваться этими деньгами. Раскольников начал раскаиваться в своем поступке. Следователь сразу увидел неординарность этого случая и вел следствие так, чтобы Родион раскаялся внутри себя. Для Родиона эти допросы были неимоверной пыткой. Мы видим, что Раскольников не простой убийца, а жертва собственных теорий, в которых он раскаивается только в эпилоге. Основной замысел романа Достоевского и заключается в том, чтобы показать, до чего могут довести образованных русских людей отвлеченные эгоистические расчеты, навеянные будто бы извне, чуждые им по национальным особенностям их «натуры», и до какой степени могут быть безнравственны результаты этих расчетов.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

«Преступление и наказание» - один из самых значительных романов Достоевского. В нем звучит острая боль писателя за униженного и оскорбленного человека.
Герой романа - Родион Раскольников, бывший студент. Он угрюм, мрачен и мнителен. Этот человек живет как бы отдельно от мира: ничем не интересуется из того, чем интересуются окружающие его люди. В то же время он горделив, даже надменен: «ужасно высоко себя ценит и, кажется, не без некоторого права на это».
Но это только одна сторона личности Раскольникова. Разумихин говорит, что «точно в нем два противоположных характера поочередно сменяются». И это верно. Ведь Раскольников еще добрый, любящий, великодушный и отзывчивый человек. Он любит мать, сестру, детей. Одно время Раскольников даже подумывал о женитьбе, движимый необычным чувством. «Она больная такая девочка была... совсем хворая; нищим любила подавать и о монастыре все мечтала... Дурнушка такая... собой. Право, не знаю, за что я к ней тогда привязался, кажется за то, что всегда больная. Будь она еще хромая аль горбатая, я бы, кажется, еще больше ее полюбил...» - вспоминает Раскольников. В этом раздумье героя проявляется еще одна черта его характера, незамеченная ранее: он хочет делать добро людям. Этим же желанием он руководствуется и в доме Мармеладовых, когда отдает этой семье последние свои деньги.
И еще одна черта, без которой портрет героя был бы неполным - он умен, даже, можно сказать, талантлив. Будучи еще студентом, он написал статью на философскую тему, напечатанную и замеченную. В статье Раскольников излагает свои взгляды на общество. Необыкновенный, гордый человек, властитель душ, способный решать судьбы других, - вот идеал Раскольникова. По его теории, общество делится на две категории людей: правители, которые для достижения своей цели имеют право совершить преступление в начале своей карьеры, и все остальное человечество, слабое и покорное.
Что же толкнуло Раскольникова на преступление? Несколько причин, одна из которых социальная. Раскольников - обедневший дворянин, не имеющий ни капиталов, ни доходов. Он приехал в Петербург учиться в университете, чтобы по окончании учебы добиться положения в обществе. Учиться ему приходится на те гроши, которые выделяет ему мать из своей скудной пенсии, да на собственные заработки от случайных уроков. Но даже окончание университета не гарантирует ему полного благополучия. «Он был задавлен бедностью», задолжал всем, заложил за гроши последние имевшиеся у него вещи, квартирная хозяйка перестала ему отпускать кушанье, и он сидел без обеда». Раскольников голодал, как это случалось со всеми студентами. Он совершенно пообносился, ему даже на улицу не было в чем выйти, поэтому нельзя было рассчитывать и на уроки. Но страдал не один Раскольников. В таком же или почти в таком положении были его мать и сестра.,Чтобы поддержать горячо любящего брата, сестра Дуня поступила гувернанткой в семью Свидри- гайлова. Свидригайлов покусился на честь и невинность Дуни, и она вынуждена была оставить место. В безвыходном положение Дуня соглашается на брак с Лужиным и тем самым приносит себя в жертву ради брата. И тогда в голове Раскольникова зреет план. Надо убрать все недостойное и ненужное, чтобы можно было жить тем, кто на это «право имеет». Ради тех, кого любишь, надо «преступить черту», «сделать первый шаг», стать начальным звеном той цепи, которая связывает настоящее со «светлым будущим». Именно с этих, казалось бы, светлых мыслей и начинается преступление Раскольникова.
Но не только ради родных старается Раскольников. По мнению Раскольникова, можно совершить преступление ради общего блага, преступление «по совести». Можно убить «глупую, бессмысленную, ничтожную, злую, больную, никому не нужную, а напротив, всем вредную старушонку», взять ее деньги и загладить это «крохотное преступленьице» тысячами добрых дел. Убив старушонку, он заодно узнает, кто же такой Родион Раскольников: «тварь дрожащая» или «властелин судьбы»?
В сущности, когда Раскольников случайно услышал разговор студента и офицера о том, что неплохо бы убить старуху-процентщицу и взять ее деньги, мысль эта уже была в голове Раскольникова, она просто обрела плоть, материализовалась. Теперь эта мысль настолько захватила всего Раскольникова, что даже движет его поступками. «...Он никак не мог понять и объяснить себе, почему он, усталый, измученный, которому было бы всего выгоднее возвратиться домой самым кратчайшим и прямым путем, возвратился домой через Сенную площадь, на которую ему было совсем лишнее идти». Там, на Сенной, Раскольников слышит разговор сестры старухи Лизаветы с мещанином, из которой точно узнает, что на следующий день старуха «ровно в семь часов вечера останется дома одна». Теперь уже он ни о чем ином не мог думать. Его захватила идея.
Преступление совершено. Теперь начинается на менее страшное - наказание Раскольникова. Он не в состоянии пережить свое преступление. Муки совести, возникшие еще до убийства, теперь сделались просто невыносимыми. Раскольникова охватывает страх. Этот страх лишает его уверенности в себе. Повестка по пустяковому поводу взвинчивает его до предела. Теперь он уже готов признаться. «Только бы скорей», - шепчет он. Раскольников готов упасть на колени перед Богом и перед мелким полицейским чиновником, которого он презирает. Вдобавок ко всему Раскольникову не дает покоя Порфирий Петрович. Здравый смысл подсказывает Раскольникову, что ни свидетелей, ни улик нет, что ему нечего бояться. Но Раскольников боится. Его страх не просто страх перед наказанием, он боится за саму идею. Ведь если он попадется в начале пути, погибнет не только он, погибнет и идея.
Раскольников задумал стать и Наполеоном, и Мессией, и тираном, и благодетелем человечества. Если бы ему удалось испытание, если бы убийство «вредной старушонки» Алены Ивановны повлекло за собой добрые и только добрые последствия, он счел бы свою идею доказанной. Однако результат испытания показал, что Наполеон и Мессия в одном лице несовместимы, что намеченный им путь ведет совсем не туда, куда он его мысленно прокладывал. Ведь Раскольников хотел добра всем, хотел сделать всех обиженных и оскорбленных счастливыми. Но, убив старуху, ему пришлось пойти на еще одно преступление - убить Лизавету. А Лизавета - одна из униженных и оскорбленных, которых хотел спасти Раскольников.
Теперь, вроде бы доказав себе и другим, что он не «тварь дрожащая», а тоже «право имеет», Раскольников, как никогда раньше ощущает себя этой самой «тварью дрожащей». Раскольников оказался в тупике и сам себе признается в этом: «Принцип-то я и убил, а переступить-то не переступил, на этой стороне остался... Только и сумел, что убить. Да и того не сумел, оказывается...» Чтобы облегчить муки совести, Раскольников идет с повинной, «кается» на площади и в суде, потом отправляется на каторгу. Но это не решает его проблем. Он остается отчужденным от людей, и хотя его по-прежнему мучит совесть, не расстается со своей идеей. Всего за час до явки в полицию он сказал Дуне: «Преступление? Какое преступление?.. Не думаю я о нем и смывать его не думаю». Даже на каторге, через полтора года, раздумывая над случившимся, он не считает себя виновным: «Он строго судил себя, и ожесточенная совесть не нашла никакой особенно ужасной вины в его прошедшем, кроме разве что простого промаху, который со всяким мог случиться».
Раскольников был все это время духовно мертв: «Я не старуху убил, я себя убил». Каторга является не наказанием для него, а скорее спасением. Именно так Раскольников воскресает к новой жизни, осознав, что вся его жизнь «была каким-то высшим, странным, как бы даже и не с ним случившимся фактом». И действительно, та жизнь осталась в прошлом. Теперь Раскольников уже другой, обновленный, способный любить и открывать свое сердце людям.

В центре романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» находится характер героя 60‑х гг. XIX в., разночинца, бедного студента Родиона Раскольникова. Раскольников совершает преступление: убивает старуху‑процентщицу и ее сестру, безобидную, простодушную Лизавету. Убийство – это страшное преступление, но читатель не воспринимает Раскольникова отрицательным героем; он предстает героем трагическим.

Достоевский наделил своего героя прекрасными чертами: Раскольников был «замечательного хорош собою, с прекрасными темными глазами, ростом выше среднего, тонок и строен». Его поступки, высказывания, переживания выдают в нем высокое чувство человеческого достоинства, истинное благородство, глубочайшее бескорыстие. Родион воспринимает чужую боль немного острее, чем собственную. Рискуя жизнью, он спасает из огня детей, делится последним с отцом умершего товарища, сам нищий, он дает деньги на похороны Мармеладова, которого едва знает. С презрением он относится к тем, кто равнодушно проходит мимо людских несчастий. В нем нет дурных и низких черт. Разумихин – преданный друг Раскольникова, и Соня – несчастная жертва гниющего общества – восхищаются им. Даже его преступление не может поколебать эти чувства. С уважением относится к нему следователь Порфирий Петрович, человек умный, раньше других догадавшийся о его преступлении.

Как же могло так случиться, что такой человек совершает чудовищное злодеяние? Достоевский показывает, что Раскольников, человек гуманный, страдающий за «униженных и оскорбленных», совершил убийство «по теории», которая была рождена социальной несправедливостью, безысходностью, духовным тупиком. Сам раскольников находится в нищенском состоянии, на каждом своем шагу он видит нищету и унижение близких ему людей, таких же «униженных и оскорбленных», как и он сам. Условия жизни, в которых приходится существовать молодому человеку, и породили антигуманную теорию «крови по совести», а теория вылилась в преступление.

Сама идея «убийства по совести» родилась у Раскольникова уже давно. Он рассказывает, что ее принципы изложены им в статье, которую опубликовал некоторое время назад. От простой теории до ее осуществления на практике Родиону пришлось сделать всего несколько шагов. В последние три дня перед преступлением он сталкивается с тремя человеческими трагедиями, которые и толкают его на преступную тропу.

В отвратительном, грязном трактире, под крики пьяных, слушает раскольников исповедь Мармеладова о своей жизни, о том, как он опустился на дно, пропил все, что у него было, обрек на нищенское существование свою семью. И теперь старшая дочь Сонечка вынуждена работать на улице, чтобы хоть как‑то помочь семье. Этот рассказ производит на Родиона большое впечатление. Его бунтующая душа не может смириться с такими трагедиями. По его мнению, человек не должен смиряться и терпеть, а должен выйти за преграды, переступить их.

Еще одним ударом стало письмо матери, сообщившей, что сестра Дуня готова выйти за нелюбимого и противного ей человека. Подобно Соне, она готова пожертвовать собой ради своего брата и матери. Встреча с Соней становится для него последним толчком, после которого он и идет на убийство старухи, которая воспринимается им как воплощение жестокости окружающего мира.

Для Раскольникова убийство старухи становится своего рода проверкой. Сможет ли он выдержать испытание кровью? Вошь ли он, как все, или же человек? Поэтому для Раскольникова человеком становится только тот, кто может переступить через кровь, а все остальные приравниваются к «тварям дрожащим».

Но чем больше Родион анализирует свое преступление и те нравственные мучения, происходящие в нем после него, тем больше понимает, что он «не переступил, на этой стороне остался». Он не выдержал испытания на «необыкновенного» человека.

Достоевский, как настоящий психолог, с такой силой раскрыл трагедию Раскольникова, все стороны его душевной драмы, безмерность его страданий, что читатель убеждается: эти муки совести для героя – наказание намного сильнее, чем наказания каторгой.

Читатель не может не сочувствовать герою Достоевского, который ищет выход из мира зла и страданий, жестоко ошибается и терпит страшное наказание за свое преступление.

В чем трагедия Раскольникова (по роману «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского)?

В моем сочинении я попытаюсь дать ответ на вопрос: в чем же заключается трагедия Раскольникова?

Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» — это рассуждение о грехе и возмездии. Осознание вины и ожидание кары не делают человека счастливым, они «поедают» его. С такой участью встретился главный герой романа Достоевского.

Трагедия Раскольникова состоит главным образом в противоречии его мыслей и поступков. В нем постоянно борются добро и зло, милосердие и жестокость. В его душе диким образом уживаются человечность и беспощадность. Он умеет отличить зло от добра, он обладает нравственной интуицией, но выбирает неверные пути решения. Борясь с бессердечием жестокостью, он губит самого себя, понимая, что совершает ложные поступки.

Жизнь Радиона Раскольникова после преступления превращается в замкнутый круг. Теория, которая кажется ему логичной и обоснованной, не совпадает с его чувствами и ощущениями. Осмелившись на убийство, вступив в ряды людей «высшего разряда», он не может смириться с чудовищностью своего поступка. Беда Раскольникова состоит и в том, что содеянное не разрешило в его душе противоречий. Желая помочь «униженным и оскорбленным», он уничтожил себя. Так сильно любя людей, он сам оторвал себя от них.

Драма жизни Раскольникова в том, что он не разуверился в своей теории, а лишь потерял веру в себя как в человека, «право имеющего».

У героя «Преступления и наказания» есть два пути: путь простой — самоубийство и путь тяжелый и тернистый — покаяние и смирение. Выбрав вторую дорогу, Раскольников обрекает себя на долгие и тяжкие душевные муки и страдания, но именно так его трагедия может обернуться чем-то более светлым.
В своем романе Ф.М.Достоевский затрагивает глубокую христианскую мысль о том, что, совершив грех, человек рвет нить, связывающую его с Богом, и лишь вера и раскаяние способны воскресить его.

В чем трагедия Раскольникова?

(По роману Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”)

В центре романа Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” - характер героя шестидесятых годов девятнадцатого века, разночинца, бедного студента Родиона Раскольникова. Раскольников совершает преступление: убивает старуху-процентщицу и ее сестру, безобидную, простодушную Лизавету.
Преступление страшное, но я, как, наверное, и другие читатели, не воспринимаю Раскольникова отрицательным героем; мне он кажется героем трагическим. В чем же трагедия Раскольникова?
Своего героя Достоевский наделил прекрасными человеческими качествами: Родион был “замечательно хорош собою, с прекрасными темными глазами, ростом выше среднего, тонок и строен”. В его поступках, высказываниях, переживаниях мы видим высокое чувство человеческого достоинства, истинное благородство, глубочайшее бескорыстие. Раскольников воспринимает чужую боль острее, чем собственную. Рискуя жизнью, он спасает из огня детей, сам нищий, дает деньги на похороны Мармеладова. Он не из тех, кто равнодушно проходит мимо людских несчастий. В нем от природы нет дурных и низких черт. Лучшие герои романа - Разумихин, Соня, Дуня - любят Родиона, восхищаются им, его преступление рождает в них боль и недоумение. Раскольникова уважает и следователь Порфирий Петрович, раньше всех догадавшийся о преступлении. И вот такой человек совершает чудовищное злодеяние. Как, почему это могло случиться?
Достоевский показывает, что Раскольников, человек гуманный, страдающий за “униженных и оскорбленных”, совершил убийство “по теории”, воплощая абсурдную идею, рожденную социальной несправедливостью, безысходностью, духовным тупиком. Нищенское состояние, в котором он сам находился, и нищета, встречаемая на каждом шагу, породили антигуманную теорию “крови по совести”, а теория толкнула на преступление.
Трагедия Раскольникова в том, что он, согласно своей теории, хочет действовать по принципу “все дозволено”, но в то же время в нем живет огонь жертвенной любви к людям. Получается чудовищное и трагическое для героя противоречие: теория, которую исповедует Раскольников, измученный чужими и своими страданиями, ненавидящий “хозяев жизни”, сближает его с негодяем Лужиным и злодеем Свидригайловым. Ведь они считают, что человеку, обладающему силой и властью, “все дозволено”. “Мы одного поля ягоды”, - говорит Свидригайлов Раскольникову. И Родион понимает, что это действительно так, потому что они оба, хотя и по разным мотивам, “перешагнули через кровь”.
Трагедия Раскольникова усиливается тем, что теория, которая должна была вывести его из тупика, оказывается несостоятельной. Мало того, Раскольников понимает наконец на каторге, что, следуя его теории и доведя ее до логического конца, человечество придет к кровавому безумию пожирающих друг друга “трихнинов”. Эта страшная догадка вызывает страдания и муки героя, почувствовавшего после убийства свою полную отверженность от мира людей: он не может находиться рядом с любимыми матерью и сестрой, не радуется природе, он, словно ножницами, отрезал себя ото всех.
Муки совести, леденящий душу страх, который преследует Раскольникова на каждом шагу, мысли о том, что он не Наполеон, а “тварь дрожащая”, “вошь”, сознание бессмысленности совершенного злодеяния - все это невыносимым гнетом ложится на душу Раскольникова. Теория “сильного человека” не выдержала проверки жизнью. Герой терпит крах, как всякий человек, оказавшийся во власти ложной идеи. Раскольникову предстоит пройти долгий и трудный путь преодоления внутреннего тупика, найти в себе силы для “жизни по совести”, искупить свой грех “подвигом братолюбивого общения”.
Достоевский-психолог с такой силой обнажил трагедию Раскольникова, все стороны его душевной драмы, безмерность его страданий, что читатель убеждается: муки совести сильнее наказания каторгой.
И мы не можем не сочувствовать герою Достоевского, который пытается противостоять злу, хотел бы избавить мир от страданий, но жестоко ошибается в выборе пути и несет справедливое наказание за свое преступление. В таком отношении к Родиону Раскольникову сказывается, конечно, отношение самого писателя к герою. Недаром А. В. Луначарский сказал, что Достоевский сам шел на преступление со своим героем и сам каялся вместе с ним.

67276


Тема падения и духовного возрождения человека в произведении Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
Человеческое всегда неизбежно должно восторжествовать (по роману «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского)
Столкновение теории и жизни в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»
Противоречия теории Раскольникова (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)
Теория Раскольникова и её последствия (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)
В чем трагедия Раскольникова (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)
Есть ли наказание в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»?
Нравственные уроки образа Раскольникова (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)
Бесчеловечность теории Раскольникова (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)
Как происходит воскрешение Раскольникова? (по роману Достоевского «Преступление и наказание»)
Почему можно говорить, что Базаров и Раскольников — герои одной эпохи?

/ Сочинения / Достоевский Ф.М. / Преступление и наказание / В чем трагедия Раскольникова?

Смотрите также по произведению «Преступление и наказание»:

В ЧЕМ ПРЕСТУПЛЕНИЕ И В ЧЕМ НАКАЗАНИЕ РАСКОЛЬНИКОВА?

По роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание») «Преступление и наказание» — один из самых значительных романов Достоевского. В нем звучит острая боль писателя за униженного и оскорбленного человека. Герой романа — Родион Раскольников, бывший студент. Он угрюм, мрачен и мнителен. Этот человек живет как бы отдельно от мира: ничем не интересуется из того, чем интересуются окружающие его люди. В то же время он горделив, даже надменен: «ужасно высоко себя ценит и, кажется, не без некоторого права на это».

Но это только одна сторона личности Рас-кольникова. Разумихин говорит, что «точно в нем два противоположных характера поочередно сменяются». И это верно. Ведь Раскольников еще добрый, любящий, великодушный и отзывчивый человек. Он любит мать, сестру, детей. Одно время Раскольников даже подумывал о женитьбе, движимый необычным чувством. «Она больная такая девочка была. совсем хворая; нищим любила подавать и о монастыре все мечтала. Дурнушка такая. собой. Право, не знаю, за что я к ней тогда привязался, кажется за то, что всегда больная. Будь она еще хромая аль горбатая, я бы, кажется, еще больше ее полюбил. » — вспоминает Раскольников. В этом раздумье героя проявляется еще одна черта его характера, незамеченная ранее: он хочет делать добро людям. Этим же желанием он руководствуется и в доме Мармеладовых, когда отдает этой семье последние свои деньги.

И еще одна черта, без которой портрет героя был бы неполным — он умен, даже, можно сказать, талантлив. Будучи еще студентом, он написал статью на философскую тему, напечатанную и замеченную. В статье Раскольников излагает свои взгляды на общество. Необыкновенный, гордый человек, властитель душ, способный решать судьбы других, — вот идеал Раскольникова. По его теории, общество делится на две категории людей: правители, которые для достижения своей цели имеют право совершить преступление в начале своей карьеры, и все остальное человечество, слабое и покорное.

Что же толкнуло Раскольникова на преступление? Несколько причин, одна из которых социальная. Раскольников — обедневший дворянин, не имеющий ни капиталов, ни доходов. Он приехал в Петербург учиться в университете, чтобы по окончании учебы добиться положения в обществе. Учиться ему приходится на те гроши, которые выделяет ему мать из своей скудной пенсии, да на собственные заработки от случайных уроков. Но даже окончание университета не гарантирует ему полного благополучия. «Он был задавлен бедностью», задолжал всем, заложил за гроши последние имевшиеся у него вещи, квартирная хозяйка перестала ему отпускать кушанье, и он сидел без обеда». Раскольников голодал, как это случалось со всеми студентами. Он совершенно пообносился, ему даже на улицу не было в чем выйти, поэтому нельзя было рассчитывать и на уроки. Но страдал не один Раскольников. В таком же или почти в таком положении были его мать и сестра. Чтобы поддержать горячо любящего брата, сестра Дуня поступила гувернанткой в семью Свидригайлова. Свидригай-лов покусился на честь и невинность Дуни, и она вынуждена была оставить место. В безвыходном положение Дуня соглашается на брак с Лужиным и тем самым приносит себя в жертву ради брата. И тогда в голове Раскольникова зреет план. Надо убрать все недостойное и ненужное, чтобы можно было жить тем, кто на это «право имеет». Ради тех, кого любишь, надо «преступить черту», «сделать первый шаг», стать начальным звеном той цепи, которая связывает настоящее со «светлым будущим». Именно с этих, казалось бы, светлых мыслей и начинается преступление Раскольникова.

Но не только ради родных старается Раскольников. По мнению Раскольникова, можно совершить преступление ради общего блага, преступление «по совести». Можно убить «глупую, бессмысленную, ничтожную, злую, больную, никому не нужную, а напротив, всем вредную старушонку», взять ее деньги и загладить это «крохотное преступленьице» тысячами добрых дел. Убив старушонку, он заодно узнает, кто же такой Родион Раскольников: «тварь дрожащая» или «властелин судьбы»?

В сущности, когда Раскольников случайно услышал разговор студента и офицера о том, что неплохо бы убить старуху-процентщицу и взять ее деньги, мысль эта уже была в голове Раскольникова, она просто обрела плоть, материализовалась. Теперь эта мысль настолько захватила всего Раскольникова, что даже движет его поступками. «. Он никак не мог понять и объяснить себе, почему он, усталый, измученный, которому было бы всего выгоднее возвратиться домой самым кратчайшим и прямым путем, возвратился домой через Сенную площадь, на которую ему было совсем липшее идти». Там, на Сенной, Раскольников слышит разговор сестры старухи Лизаветы с мещанином, из которой точно узнает, что на следующий день старуха «ровно в семь часов вечера останется дома одна». Теперь уже он ни о чем ином не мог думать. Его захватила идея.

Преступление совершено. Теперь начинается на менее страшное — наказание Раскольникова. Он не в состоянии пережить свое преступление. Муки совести, возникшие еще до убийства, теперь сделались просто невыносимыми. Раскольникова охватывает страх. Этот страх лишает его уверенности в себе. Повестка по пустяковому поводу взвинчивает его до предела. Теперь он уже готов признаться. «Только бы скорей», — шепчет он. Раскольников готов упасть на колени перед Богом и перед мелким полицейским чиновником, которого он презирает. Вдобавок ко всему Раскольникову не дает покоя Пор-фирий Петрович. Здравый смысл подсказывает Раскольникову, что ни свидетелей, ни улик нет, что ему нечего бояться. Но Раскольников боится. Его страх не просто страх перед наказанием, он боится за саму идею. Ведь если он попадется в начале пути, погибнет не только он, погибнет и идея.

Раскольников задумал стать и Наполеоном, и Мессией, и тираном, и благодетелем человечества. Если бы ему удалось испытание, если бы убийство «вредной старушонки» Алены Ивановны повлекло за собой добрые и только добрые последствия, он счел бы свою идею доказанной. Однако результат испытания показал, что Наполеон и Мессия в одном лице несовместимы, что намеченный им путь ведет совсем не туда, куда он его мысленно прокладывал. Ведь Раскольников хотел добра всем, хотел сделать всех обиженных и оскорбленных счастливыми. Но, убив старуху, ему пришлось пойти на еще одно преступление — убить Лизавету. А Лизавета — одна из униженных и оскорбленных, которых хотел спасти Раскольников.

Теперь, вроде бы доказав себе и другим, что он не «тварь дрожащая», а тоже «право имеет», Раскольников, как никогда раньше ощущает себя этой самой «тварью дрожащей». Раскольников оказался в тупике и сам себе признается в этом: «Принцип-то я и убил, а переступить-то не переступил, на этой стороне остался. Только и сумел, что убить. Да и того не сумел, оказывается. » Чтобы облегчить муки совести, Раскольников идет с повинной, «кается» на площади и в суде, потом отправляется на каторгу, Но это не решает его проблем. Он остается отчужденным от людей, и хотя его по-прежнему мучит совесть, не расстается со своей идеей. Всего за час до явки в полицию он сказал Дуне: «Преступление? Какое преступление. Не думаю я о нем и смывать его не думаю». Даже на каторге, через полтора года, раздумывая над случившимся, он не считает себя виновным: «Он строго судил себя, и ожесточенная совесть не нашла никакой особенно ужасной вины в его прошедшем, кроме разве что простого промаху, который со всяким мог случиться».

Раскольников был все это время духовно мертв: «Я не старуху убил, я себя убил». Каторга является не наказанием для него, а скорее спасением. Именно так Раскольников воскресает к новой жизни, осознав, что вся его жизнь «была каким-то высшим, странным, как бы даже и не с ним случившимся фактом». И действительно, та жизнь осталась в прошлом. Теперь Раскольников уже другой, обновленный, способный любить и открывать свое сердце людям.

www.uznaem-kak.ru

В чем заключается наказание Раскольникова за преступление? (мини сочинение)

После преступления, совершенного Раскольниковым, начинается вторая часть романа – наказание. Раскольников все больше начинает ощущать мучительное чувство «разомкнутости и разъединенности с человечеством». Самые близкие люди – мать и сестра – стали для него чужими и далёкими. Он страдает, видя любовь близких к себе, но чувствуя себя убийцей. Родион исключил себя из мира тех людей, которых любил и уважал, он «как будто ножницами отрезал себя сам от всех».
Мне кажется, что Раскольников страдает ещё и из-за того, что он видит, как его теория похожа на убеждения Лужина и Свидригайлова. Ведь своим поступком он хотел оградить униженных и оскорбленных людей от таких, как они, а получается, что его теория сближает его же с ними. Раскольников уже никому, даже себе, не может объяснить зачем и почему убил, он начинает понимать, что человек – не вошь. «Я не старушонку убил, я себя убил» — говорил он Соне, осознавая свой поступок.
Муки совести, страх перед разоблачением, который преследует Раскольникова на каждом шагу, мысли о том, что он не Наполеон, а “тварь дрожащая”, понимание бессмысленности убийства - все это ложится на душу Раскольникова. Задумывая преступление, Раскольников не учел, что будет так мучатся, что в нем живут человеческие чувства, что после преступления он не сможет общаться с людьми, чувствуя свою вину. На мой взгляд, это его самая главная ошибка. Раскольников думал, что сможет исправить общество, но ошибся. И его теория рушится. Я считаю, что Раскольников наказан не за само преступление, а за свою теорию и решение воплотить её в жизнь, за то, что он посчитал себя «право имеющим» на убийство.

102931 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

В чем противоречия теории Раскольникова? (по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»)

/ Сочинения / Достоевский Ф.М. / Преступление и наказание / В чем заключается наказание Раскольникова за преступление? (мини сочинение)

Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.