На чем стоят свечи в церкви. Как правильно ставить свечи в храме

Свеча церковная:
Знак горячей веры
или
попытка откупиться?

Что такое свеча в храме? Это маленький светильник – один из десятков и сотен, которые ежедневно сгорают перед иконами.

Когда мы приходим в храм, мы заходим в церковную лавку, чтобы приобрести свечи и затем поставить их перед иконами. А зачем? Такая традиция, скажут, принято так. И неудивительно, что многие люди приходят в церковь ради того только, чтобы «поставить свечку». Не на богослужение, не для молитвы. А подразумевая под зажжением свечки в церкви некое магическое действо, которое уже само по себе приносит счастье. Этакая потребительская, в основе своей языческая, форма общения с «высшими» силами, как сделка: я вам свечку – вы мне «чтоб всё хорошо у меня стало». И заглядывают такие люди в церковь лишь по превеликим праздникам, ну, или по крупной житейской нужде. Ставят свечку, как будто галочку в воображаемой «книге учета хороших» дел», и, уверенные, что всё сделали по-христиански, со спокойной совестью забывают об этом самом христианстве до следующей свечки.

Есть и такие, которые кое-что смыслят себе в православии, чаще заходят в церковь, даже могут и часик выстоять, слушая пение и разглядывая иконы. Такие христиане предпочитают, раз уж дошли до храма, по максимуму обойти все иконы, по крайней мере, самые красивые и крупные, и перед каждой поставить свечку, попросить за себя и близких. Какая-то икона да поможет - практично рассуждают они – главное, свечки везде поставить, чтоб уж наверняка… И выходят они из храма, удовлетворённые проделанной работой и вполне довольные собой: «Ай да я, сколько добра попросил, должно сработать! Плюс выгода – сэкономил на покупке свечей». Да, практичные люди приходят в храм со своим пучком свечек, закупленными по дешёвке где-нибудь в похоронном агентстве или другой торговой точке. И даже не задумываются, что, по сути, приносят они каинову жертву. Да, тучную, обильную, но неискреннюю, корыстную, жадную.

Что такое свеча в храме? Это наше скромное вещественное подношение Богу.

Нужно понимать, что свеча, купленная за стенами храма и затем принесённая в храм – это не жертва, а попытка откупиться. И ставить такие свечи к иконам нельзя. Просить у Всеведущего Создателя что-то для себя и при этом хитрить – всё равно, что играть в дурачки с самим собой. Такая игра и свеч-то не стоит.

Лучше уж в храме купить всего две свечки по двадцать рублей, чем приходить с десятком, купленным на ту же сумму за пределами храма. Покупка свечей есть малая жертва Богу и его храму, пусть она будет необременительная, главное — добровольная. Количеством свечей не «задобришь» святых. Испросить духовной помощи можно, принося своё только от чистого сердца. Сердце чистое – вот лучшая жертва Богу. С сердцем чистым затепли перед образом свечку, пусть она будет даже маленькая, но угодная Богу.

Что такое свеча в храме? Это земной огонёк, который в соединении с молитвой может вознестись в горний мир, как луч прожектора, прорезающий ночное небо.

В церковной традиции свеча – это неотъемлемый атрибут богослужения. Горящая свеча – видимый знак тёплого, светлого горения человеческого сердца, горячей любви к Богу, Богоматери, к святому, кому ставится свеча. Но если нет всего этого, то свечи не имеют никакого значения, жертва пустая. Ставить свечу формально, с холодным сердцем — грех. Зажигая свечу, нужно молиться, хотя бы своими словами, но внимательно, благоговейно, с верою. Все свои мысли и чувства обращая к Богу.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский предупреждает: » Если же ставишь свечи, а любви к Богу и ближнему в сердце не имеешь: скупишься, не мирно живешь, – то напрасна и жертва твоя Богу».

Что такое свеча в храме? Это крохотный маячок и нашего участия в молитвенном обращении церкви к Создателю.

Объясняя символическое значение свечного воска, литургист XV века, блаженный Симеон, архиепископ Солунский, говорит: «Чистый воск означает чистоту и нескверность людей, его приносящих. Он приносится в знак нашего раскаяния в упорстве и готовности впредь к послушанию Богу, подобно мягкости и податливости воска. Как выработанный пчелами после собрания нектара с множества цветов и деревьев воск символически означает приношение Богу, как бы от лица всего творения, так горение восковой свечи, как превращение воска в огонь, означает обожение, превращение земного человека в новую тварь действием огня и теплоты Божественной любви и благодати».

Святой праведный Иоанн Кронштадтский говорит о церковном огне так: «Огонь горящих… свечей и лампад, как и само кадило с горячими углями и благовонным фимиамом служат для нас образом огня духовного – Духа Святаго, сшедшаго в огненных языках на апостолов, попаляющего греховные наши скверны, просвещающего умы и сердца наши, воспламеняющего души наши пламенем любви к Богу и друг к другу: огонь пред святыми иконами напоминает нам о пламенной любви святых к Богу, из-за которой они возненавидели мир и все его прелести, всякую неправду; напоминает нам и о том, что мы должны служить Богу, молиться Богу пламенным духом, чего у нас большею частью и нет, ибо имеем охладевшие сердца. – Так в храме все поучительно и нет ничего праздного, ненужного».

Нет обязательных правил, куда и сколько ставить свечей. Их покупка – добровольная жертва Богу.

В первую очередь, по совету монахов Свято-Троицкой Лавры, хорошо поставить свечу к «празднику» (центральному аналою) или чтимой храмовой иконе, затем – к мощам святого (если они имеются в храме), а уже потом – о здравии (к любой иконе) или о упокоении (на канун – квадратный или прямоугольный столик с Распятием). Важно не количество поставленных свечей, а искренность веры и молитвы.

Со свечами связано много суеверий, и все они бессмысленны. Распространяют их в основном невоцерковлённые религиозно безграмотные люди. Не следует верить разговорам о том, что свечку надо ставить только правой рукой; что если она потухла, значит, будут несчастья; что нельзя опалять нижний конец свечи для устойчивости в лунке, и так далее.

Но вот что точно нельзя – это приобретать церковные свечи для неких магических действ, ворожбы, колдовства. Само по себе всё это чудовищный грех. И если вы совершали его, пусть даже по глупости, в детстве, не говоря уже об осознанном участии в этих богомерзких делах, то как можно скорей исповедуйтесь, принесите глубокое покаяние.

И пусть свечи, которые вы зажжете, сообщают небу только о ваших богоугодных намерениях.

За здравие или в какой-либо нужде обычно свечи ставят Спасителю, Божьей Матери, святому великомученику и целителю Пантелеймону, а также тем святым, кому Господь даровал особую благодать исцелять болезни и подавать помощь в различных нуждах.

Молясь о себе или о здравии и благополучии своих близких, после возжигания свечи обязательно должны призвать имя того святого или святой, перед иконами которых вы ставите свечи.

Как ставить свечки в церкви за себя

1. Подойдя к иконе, что вам по духу (Богородицы, св. Николая или другого святого), 2 раза крестимся.

4. Ставя свечу за здоровье себе (и/или близких), произносим такие слова (что по душе):

“ГОСПОДИ ИССУСЕ, СЫНУ БОЖИЙ, ПОМИЛУЙ МЕНЯ ГРЕШНОГО (Ю) (ИМЯ СВОЕ), БЕЗ ЧИСЛА СОГРЕШИЛ (ЛА) Я, ГОСПОДИ, ПРОСТИ МЕНЯ”

“Святый угодниче Божий (имя святого), моли Бога обо мне, грешной(м) (или имя, за кого просите)”.

“Пресвятая Богородице, спаси меня!” – Если ставим 1 свечу за себя и близких святому:

“Преподобне св. (имя), моли Бога о мне и о рабах Божиих (имя1, имя2…)”

*своему святому покровителю:

“МОЛИ БОГА О МНЕ СВЯТЫЙ (ИМЯ СВЯТОГО), ЯКО АЗ УСЕРДНО К ТЕБЕ ПРИБЕГАЮ, СКОРОМУ ПОМОЩНИКУ И МОЛИТВЕННИКУ О ДУШЕ МОЕЙ.”

*Ангелу-хранителю:

“Ангеле Божий, хранителю мой святый, на соблюдение мне от Бога с небесе данный, прилежно молю тя: ты днесь просвети, и от всякаго зла сохрани, ко благому деянию настави и на путь спасения направи. Аминь.”

*Святому:

“СВЯТЫЙ УГОДНИЧЕ БОЖИЙ НИКОЛАЕ (ИЛИ СВЯТАЯ МУЧЕНИЦЕ ТАТИАНО, БЛАГОВЕРНЕ КНЯЖЕ АЛЕКСАНДРЕ И Т. Д.)! МОЛИ БОГА О МНЕ ГРЕШНОМ (ГРЕШНОЙ), ДА ПРОСТИТ МНЕ ГОСПОДЬ ВСЯ ПРЕГРЕШЕНИЯ МОЯ И СВЯТЫМИ ТВОИМИ МОЛИТВАМИ СПОДОБИТ ДОСТИЧЬ ЦАРСТВИЯ НЕБЕСНОГО”.

1. Прочтя молитву, побудьте рядом с тем (и), о ком молились. Вспомните их лица, речь… Не стесняйтесь слез, если всплакнулось.

2. Если вы совершили молитву, не спеша, перекрестившись и поклонившись, можно ставить также другую или же аккуратно отойдите в удобное для вас место.

Обычно, за себя ставят свечку в конце, после того, как всем поставили свечи.

Как ставить свечки в церкви за близких:

1. Зажигаем свечу от лампадки (следите, что б воск не капал туда) или от чужих свечей.

2. Ставим свечу в свободное место и закрепляем ее так, что б не упала и не соприкасалась с другой рядом свечой.

3. Ставя свечу за здоровье близьких, произносим такие слова:

*“ГОСПОДИ ИССУСЕ, СЫНУ БОЖИЙ, ПОМИЛУЙ ГРЕШНОГО (Ю) (ИМЯ БЛИЗКОГО), БЕЗ ЧИСЛА СОГРЕШИЛ (ЛА) ОН(ОНА), ГОСПОДИ, ПРОСТИ ЕГО (ЕЕ)”

*Или же обращаемся в молитве к тому святому, кто на иконе со словами:

*“Спаси, Господи, и помилуй отца моего духовного (имя), родителей моих (имена), сродников и благодетелей и всех православных христиан.“

*Если к Богородице обращаемся:

“ПРЕСВЯТАЯ БОГОРОДИЦЕ, СПАСИ (ИМЯ, ЗА КОГО ПРОСИТЕ)!”

Если ставим 1 свечу за всех близких святому:

Прочтя молитву, побудьте рядом с тем (и), о ком молились. Вспомните их лица, речь… Не стесняйтесь слез, если всплакнулось.

Если вы совершили молитву, не спеша, перекрестившись и поклонившись, можно ставить также другую или же аккуратно отойдите в удобное для вас место.

За себя и близких свечи ставим всегда, когда приходим в храм или же по желанию или есть необходимость.

Как ставить свечки в церкви за врагов:

1. Подойдя к иконе, что вам по духу (лучше если это будет св. Николай – он любит ваших врагов), 2 раза крестимся.

2. Зажигаем свечу от лампадки (следите, что б воск не капал туда) или от чужих свечей.

3. Ставим свечу в свободное место и закрепляем ее так, что б не упала и не соприкасалась с другой рядом свечой.

4. Ставя свечу за здоровье врагов, произносим такие слова,…

что по духу:

*“Господи Иссусе, Сыну Божий, Помилуй грешного (ю) (имя врага), без числа согрешил (ла) он(она), Господи, прости его (ее)”

Можно добавить слова от себя, глядя на свечу:

“Я ему (ей) все прощаю и желаю добра, счастья и здоровья”

*Или же обращаемся в молитве к тому святому, кто на иконе со словами:

“Святый угодниче Божий (имя святого), моли Бога обо грешной(м) (имя, за кого просите)”.

*Если к Богородице обращаемся:

“Пресвятая Богородице, спаси (имя, за кого просите)!”

*Если ставим 1 свечу за всех врагов святому:

“Преподобне св. (имя), моли Бога о рабах Божиих (имя1, имя2…)”

5. Прочтя молитву, побудьте рядом с тем (и), о ком молились. Вспомните их лица, речь… Не стесняйтесь слез, если всплакнулось. Главное, простите всем, кто вам насолил.

6. Если вы совершили молитву, не спеша, перекрестившись и поклонившись, можно ставить также другую свечу или же аккуратно отойдите в удобное для вас место.

Враги – те кто нас не любят, ненавидят, те кто нам постоянно вредит, или те, с кем мы хотим помириться. В других случаях, лучше “плохих людей”, если вы чувствуете, обходить стороной и не провоцировать конфликты, стараться не реагировать.

И помните: “молитесь о других и вам воздастся ” – так кратко можно охарактеризовать высказывания и наставления святых отцов Церкви всех времён. Это же относится к недоброжелателям и врагам нашим:

“молитесь за обижающих вас и гонящих вас”, сказал Иисус Христос (Мф, 5.44).

Когда за врагов ставить свечи в храме для защиты?

Есть обычай ставит свечи за врагов 3 дня подряд, или – 3 дня через 3 дня (или через 7 дней 3 недели подряд и др.), или же – когда ходят в храм, время от времени.

А еще рекомендуют – в 1 день в 3-х храмах… Все зависит от вашего желания. Но помните, поставить свечу за врага – это не магия и не “инструмент против врага”, это лишь ваше искренние желание повернуть врага (обычно, кто внецерковный) к Господу Богу или же благословить его на добродеяние по отношению вас.

(21 голос : 4.62 из 5 )

По благословению Святейшего Патриарха
Московского и всея Руси Алексия II

Как возник обычай возжигать свечи и лампады

Обычай ставить свечи в храмах пришел в Россию из Греции, от которой при святом князе Владимире была получена нашими предками православная вера. Но не в греческих церквях возник этот обычай.

Свечи и лампады с елеем употреблялись в храмах еще в глубокой древности. Повеление устроить светильник из золота чистого с семью лампадами – одно из первых, данных Моисею Господом ().

В ветхозаветной скинии Моисеевой светильники составляли необходимую принадлежность Священнослужения и зажигались вечером пред Господом (). В храме Иерусалимском одновременно с ежедневной утренней жертвой, совершаемой во дворе храма, в святилище первосвященник безмолвно, благоговейно совершал приготовление светильников для вечернего возжигания, а вечером, после вечерней жертвы – возжигал светильники на всю ночь.

Горящие лампады, светильники служили символом водительства Божия. «Ты, Господи, светильник мой», – восклицает царь Давид (). «Слово Твое – светильник ноге моей», – говорит он в другом месте ().

Из храма в дома ветхозаветных верующих перешло употребление светильников при субботних и других праздничных вечерях, особенно же на Пасху. Так как Господь Иисус Христос «в нощь, в нюже предаяшеся, паче же Сам Себе предаяше за мирский живот и спасение», тоже совершил Пасху, то можно предполагать, что и в горнице Сионской, которая представляет собой первообраз православных храмов, при первом совершении Святейшей Евхаристии, также горели светильники.

Возжигали свечи и святые апостолы, и первые последователи Христовы, когда собирались в ночное время для проповеди слова Божия, молитвы и преломления хлеба. Об этом прямо сказано в книге Деяний святых апостолов: «В горнице, где мы собрались, было довольно светильников « ().

В первые века христианства при богослужении всегда возжигали свечи

С одной стороны, в этом была и необходимость: христиане, гонимые язычниками, для богослужения удалялись в подземелья и катакомбы, да к тому же богослужения чаще всего совершали по ночам, и без светильников обойтись было нельзя. Но по другой, – и главной причине, освещение имело духовное значение. «Никогда не совершается у нас богослужение без светильников, – говорил учитель Церкви , – но мы употребляем их не для того только, чтобы разгонять мрак ночи, – литургия совершается у нас при свете дневном; но для того, чтобы изобразить чрез это Христа – свет несотворенный, без которого мы и среди полдня блуждали бы во тьме «.

В конце второго века в Иерусалимской Церкви Бог сотворил чудо: когда на Пасху в храме не оказалось елея для лампад, то епископ Наркис велел налить в лампады колодезную воду – и они горели всю Пасху, как будто были заправлены самым лучшим маслом. Когда на Христову прекратились гонения. и настал мир, обычай возжигать светильники и свечи остался.

Ни одно богослужение, ни одно священное действие не совершалось, как и теперь не совершается, без светильников.

В ветхозаветные времена пред книгой закона Моисеева горела неугасимая лампада, знаменуя, что Закон Божий есть светильник человеку в его жизни. А так как в новозаветные времена Закон Божий содержится в Евангелии, то в Иерусалимской Церкви приняли за правило перед выносом Евангелия нести горящую свечу, а во время чтения Евангелия зажигать все свечи, знаменуя, что свет Евангельский просвещает всякого человека.

Этот обычай перешел и к другим поместным Церквям. Впоследствии стали ставить свечи и зажигать лампады не только перед Евангелием, но и перед другими священными предметами, перед гробами мучеников, перед иконами святых, в ознаменование своего благоволения к святыне. Иероним в послании против Вигилянция свидетельствует: «во всех Церквах Востока, Когда чтется Евангелие, возжигаются свечи и при солнечном сиянии, воистину не для прогнания мрака, но в знак радости, дабы под образом чувственного света показать свет оный… Иные же сие творят в честь мучеников «.

«Лампады и свечи суть, образ вечного Света, а также означают свет, которым сияют праведники «, – говорит святой Софроний, Патриарх Иерусалимский (VII век). Святые отцы VII Вселенского Собора определяют, что в Православной Церкви святым иконам и мощам, Кресту Христову, Святому Евангелию воздается честь каждением фимиама и возжжением свечей. Блаженный (XV век) пишет, что «возжигаются свечи и пред иконами святых, ради добрых дел их в мире… «

Символическое значение свечей, подсвечников, лампад и света в храме

Свет в православном храме – это образ небесного, Божественного света. В особенности он знаменует собою Христа как Свет миру, Свет от Света, Свет истинный, Который просвещает всякого человека, грядущего в мир.

Древние византийско-русские храмы имели очень узкие окна, создававшие полумрак, сумрак в храме даже в самый яркий день. Но это не тьма, не полное отсутствие света. Это означает земную человеческую жизнь, погруженную в сумрак греха и неведения, в котором, однако, светит свет веры, свет Божий: «Свет во тьме светит, и тьма не объяла его» (). Сумрак в храме является образом того мысленного духовного сумрака, покрова, которым вообще окружены тайны Божий. Небольшие узкие окна древних храмов, символизирующие источники света Божественного, создавали поэтому в храмах такую обстановку, которая в точности соответствовала приведенным словам Евангелия и правильно отображала природу вещей в духовной области жизни.

Внешний свет допускался внутрь храма лишь как образ света невещественного, и в очень ограниченном количестве. Светом в собственном смысле для церковного сознания является только Божественный свет, свет Христов, свет будущей жизни в Царстве Божием. Этим определяется и характер внутреннего освещения храма. Оно никогда не назначалось для того, чтобы было светло. Светильники храма всегда имели духовно-символическое значение. Они возжигаются и днем, во время дневных служб, когда света из* окон достаточно для общего освещения. В уставных случаях церковные светильники во время вечерних и ночных богослужений могут возжигаться в очень небольшом количестве, а при чтении шестопсалмия на всенощном бдении положено гасить все свечи, кроме свечи в середине храма, где стоит чтец, пред иконами Христа, Богоматери и храма в иконостасе. Сумрак в храме становится очень густым. Но полного мрака не бывает никогда: «Свет во тьме светит». Зато при праздничных и воскресных богослужениях по чину возжигаются все светильники, в том числе и верхние – паникадило и поликандила, создавая образ того полного света Божия, который воссияет верным в Царстве Небесном и содержится уже в духовном значении празднуемого события. Символический характер света в церкви свидетельствуется также устройством и составом горящих свечей и лампад. Воск и елей в древности были приношениями верующих ко храму в качестве добровольных жертв. Литургист XV века, блаженный Симеон, архиепископ Солунский, объясняя символическое значение воска, говорит, что чистый воск означает чистоту и нескверность людей, его приносящих. Он приносится в знак нашего раскаяния в упорстве и готовности впредь к послушанию Богу подобно мягкости и податливости воска. Как выработанный пчелами после собрания нектара с множества цветов и деревьев воск символически означает приношение Богу как бы от лица всего творения, так горение восковой свечи, как превращение воска в огонь, означает обожение, превращение земного человека в новую тварь действием огня и теплоты Божественной любви и благодати.

Елей, как и воск, означает тоже чистоту и искренность человека в его поклонении Богу. Но елей имеет и свои особенные значения. Елей – это масло плодов оливковых деревьев, маслин. Еще в Ветхом Завете Господь повелел Моисею, чтобы в жертву Богу был приносим чистый без осадка елей (). Свидетельствуя чистоту человеческих отношений к Богу, елей является знамением милости Божией к людям: он смягчает раны, оказывает целебное действие, одобряет пищу.

Большое богослужебное и таинственное значение имеют Лампады и свечи. Они горят в алтаре за престолом в особом светильнике (семисвечник), лампада или свеча в подсвечнике ставится на Горнем месте, на престоле, на жертвеннике, лампады могут возжигаться и у отдельных икон в алтаре.

В средней части храма лампады обычно возжигаются у всех икон, а возле особо чтимых икон возжигается по нескольку лампад; кроме того, ставятся большие подсвечники с ячейками для многих свечей, чтобы верующие могли ставить здесь приносимые ими к этим иконам свечи. Большой подсвечник ставится всегда в центре храма с восточной стороны аналоя, где лежит икона дня. Особый подсвечник с большой свечой выносится на малых входах на вечерне и литургии, на великом входе – за литургией, а также перед Евангелием, когда оно выносится на входах или для чтения. Эта свеча знаменует свет Христовой проповеди. Самого Христа, как Света от Света, Света истинного. Такое же значение имеет свеча в подсвечнике, которой вместе с кадилом за литургией Преждеосвященных Даров священник благословляет народ словами «Свет Христов просвещает всех». Особое духовное значение имеют свечи в архиерейских дикириях и трикириях. Во время каждения храма в уставных случаях диакон предшествует совершающему каждение священнику с особой диаконской свечой, которая знаменует свет апостольской проповеди, предшествующей принятию веры во Христа среди народов, то есть как бы предшествующей Христу, грядущему к людям. Зажженные свечи в руках священников находятся в предусмотренных Уставом случаях богослужения. Особым светильником с тремя свечами священник благословляет народ за пасхальными службами. В центральной части храма из купола книзу ниспускается большой светильник с множеством огней, возжигаемых в положенных случаях, – паникадило или паникандило. Из куполов боковых приделов нисходят в храм подобные же светильники меньших размеров, называемые поликандилами. Поликандила имеют от семи до двенадцати светильников, паникадила – более двенадцати.

Церковные светильники бывают разные. Подсвечники всех видов, помимо практического назначения, символизируют ту духовную высоту, благодаря которой свет веры светит всем в доме, всему миру. Паникадило (многосвечники, в переводе с греческого), ниспускающееся сверху в центральную часть храма, иполикандила, находящиеся в боковых приделах, множеством своих огней означают собственно Небесную как собрание, созвездие людей, освященных благодатью Духа Святого, просвещенных светом веры, горящих огнем любви к Богу, пребывающих неразлучно вкупе в свете Царства Небесного. Поэтому эти светильники и спускаются сверху в ту часть храма, где стоит собрание земной Церкви, призванной духовно стремиться ввысь, к своим небесным собратьям. Церковь Небесная освещает своим светом Церковь земную, прогоняет от нее мрак – таков смысл висящих паникадил и поликандил.

На иконостасе и почти перед каждым киотом в храме висят одна или несколько лампад, стоят подсвечники с горящими свечами. «Светильники, горящие пред иконами, означают, что Господь есть свет неприступный и огнь поядающий для грешников нераскаянных, а для праведников огнь чистительный и животворный; что Божия Матерь есть Матерь света и Сама чистейший свет, немерцающий, сияющий всей вселенной, что она есть купина горящая и неопалимая, приявшая неопально в Себя огнь Божества – престол огненный Вседержителя… что святые суть светильники горящие и светящиеся всему миру своею верою и добродетелями… « (св. прав. ).

«Свечи пред иконами Спасителя означают, что Он Свет истинный, просвещающий всякого человека грядущаго в мир (), и вместе Огнь поядающий или оживотворяющий души, телеса наши; свечи пред иконами Божией Матери означают, что Она Матерь неприступного Света, и вместе пламенную любовь к роду человеческому; что Она в чреве носила огнь Божества и неопалима и вечно носит в Себе вселившийся в Нее огнь Божества; свечи пред иконами святых означают пламенную любовь святых к Богу, ради Которого они пожертвовали всем, что бывает дорого для человека в жизни… означают, что они светильники, нам горящие и светящие своею жизнью, своими добродетелями и наши горячие молитвенники пред Богом, день и ночь о нас молящиеся; горящие свечи означают и наше горячее усердие к ним и жертву сердечную… «

Лампада, висящая перед иконой, символизирует древний огненный столб, который в нощи вывел Израиль.

Свечи, горящие на подсвечнике, поставленные вокруг лампады, напоминают молящемуся о купине, о терновом кусте, который горел, но не сгорал, и в котором Бог явился Моисею. Горящая, но не сгорающая купина особенно прообразовала Матерь Божию.

Свечи, поставленные правильными кругами, обозначают колесницу, восхитившую Илию, а сами круги изображают как бы колеса этой колесницы.

«Огонь горящих… свечей и лампад, как и само кадило с горячими углями и благовонным фимиамом служат для нас образом огня духовного – Духа Святаго, сшедшаго в огненных языках на апостолов, попаляющего греховные наши скверны, просвещающего умы и сердца наши, воспламеняющего души наши пламенем любви к Богу и друг к другу: огонь пред святыми иконами напоминает нам о пламенной любви святых к Богу, из-за которой они возненавидели мир и все его прелести, всякую неправду; напоминает нам и о том, что мы должны служить Богу, молиться Богу пламенным духом, чего у нас большею частью и нет, ибо имеем охладевшие сердца. – Так в храме все поучительно и нет ничего праздного, ненужного» (св. прав. ).

Правило возжигания свечей в храме

Возжигание свечей в храме – это особое действо, тесно связанное с песнопением и священнодействиями служб.

В богослужения будничные, когда почти во всех молитвах выражается одно: покаяние, сокрушение и скорбь о грехах, и освещение бывает самое малое: кое-где теплится одинокая свечка или лампада. В дни праздничные, – как например в воскресные дни, когда воспоминается победа Христа Спасителя над смертью и диаволом, или, например, когда прославляются особенно угодившие Богу люди, – церковь выражает свое торжество большим светом. Тут уже возжигаются поликандила , или как у нас говорят паникадила , что, с греческого языка, значит многосвещники. В величайший из христианских праздников – в светлое Христово Воскресение не только освещается вся церковь, но и все православные стоят с зажженными свечами.

Итак, чем радостнее и торжественнее совершается в Храме Богослужение, тем больше бывает света. Церковный Устав предписывает при более радостных и торжественных службах возжигать свечей более, и при менее торжественных, или же печальных, постных – менее. Поэтому на повечерии, полунощнице, часах горит меньше светильников, чем на вечерне, утрене, литургии.

Во время чтения шестопсалмия свечи в храме гасятся. Это делается для того, чтобы псалмы, выражающие сознание своего греховного состояния, изображающие множество врагов, ищущих погубить душу и тело, слушались со вниманием и страхом, и, как писали святые Отцы, чтобы каждый, стоя в темноте, мог вздохнуть и прослезиться.

Темнота во время чтения шестопсалмия особенно способствует сосредоточенности и обращению внутрь своей души.

В середине шестопсалмия священник, как бы принимая на себя звание Ходатая и Искупителя всего рода человеческого, выходит на амвон и пред царскими дверьми, как пред затворенным раем, приносит Богу молитву о всех людях, читая тайно молитвы светильничные. Одно из объяснений светильничных молитв указывает, что они называются так потому, что содержат благодарение Богу за ночной свет, даруемый нам в свечах, и моление, чтобы Господь, под видом вещественного света, наставил нас и научил нас ходить в истине. О таком благодарении и молении пишет : «Отцам нашим заблагорассудилось не с молчанием принимать благодать вечернего света, но благодарить, как только он явится «. В пророческом стихе «Бог Господь и явися нам» прославляются два пришествия Христова: первое как бы утреннее, бывшее во плоти и в нищете, и второе во славе, которое произойдет как бы ночью, в конце мира.

Во время провозглашения мирной ектении зажигаются все свечи в храме, знаменуя, что их осияла слава Господня. На литургии, как на самом торжественном Богослужении, во все дни года (то есть будничные и праздничные), зажигается более свечей, чем на других службах. Первую свечу возжигают на том месте, где начинается Богослужение – на жертвеннике. Затем возжигают свечи на престоле. «Горящие свечи на престоле изображают несозданный троический Свет, ибо Господь живет в свете неприступном (), и огнь Божества, попаляющий нечестие и грехи наши» (св. прав. Иоанн Кронштадтский). Эти свечи возжигает диакон или сам священник. После этого горящие свечи устанавливаются пред иконами Спасителя, Божией Матери, храмовой и святых.

При начале же чтения св. Евангелия, свечи, как и в древние времена, возжигаются во всем храме, в изображение того, что свет Христов просвещает всю землю.

Возжигание свечей в храме – это часть службы, это приношение жертвы Богу, и как нельзя и нарушать благочиние в храме недостойным, беспокойным поведением, также нельзя создавать беспорядок, передавая через весь храм во время службы свою свечу, или, еще хуже, протискиваясь к подсвечнику, чтобы поставить ее самому.

Если хотите поставить свечку – приходите до начала службы. Горестно видеть, как пришедшие в храм к середине службы, опоздавшие, в самые ответственные и торжественные моменты Богослужения, когда все замирает в благодарении Богу, нарушают благочиние в храме, передавая свои свечи, отвлекая других верующих.

Если кто опоздал на службу – пусть дождется окончания Богослужения, а затем, если у него есть такое желание или нужда, поставит свечу, не отвлекая других и не нарушая благочиния.

Свечи и лампады возжигают не только в Храме, но и в домах благочестивых христиан. Преподобный Серафим, великий ходатай пред Богом за живых и усопших, так пояснил великое значение свеч и лампад: «Я имею… много особ, усердствующих ко мне и благотворящих мельничным сиротам моим. Они приносят мне елей и свечи и просят помолиться за них. Вот, когда я читаю правило свое, той поминаю их сначала единожды. А так как, по множеству имен, я не смогу повторять их на каждом месте правила, где следует, тогда и времени мне не достало бы на совершение моего правила, то я и ставлю все эти свечи за них в жертву Богу, за каждого по одной свече, за иных же постоянно теплю лампады; и где следует на правиле поминать их, говорю: «Господи, помяни всех тех людей, рабов Твоих, за их же души возжег Тебе аз убогий, сии свещи и кандила (то есть лампады) «. А что это не моя, убогого Серафима, человеческая выдумка, или так, простое мое усердие, ни на чем Божественном не основанное, то приведу вам в подкрепление слова Божественного Писания. В Библии говорится, что Моисей слышал глас Господа, глаголавшему к нему: «Моисее, Моисее! Рцы брату твоему Аарону, да возжигает предо Мною кандилы во дни и в ноши: сия бо угодна есть предо Мною и жертва благоприятна Ми есть». Так вот… почему святая Церковь Божия прияла в обычай возжигать в святых храмах и в домах верных христиан кандилы, или лампады, пред святыми иконами Господа, Божией Матери, святых ангелов и святых человек. Богу благоугодивших «.

Как мы видим, церковная свеча – священное достояние православия. Она символ нашего духовного союза со святой Матерью-Церковью.

Свеча напоминает нам о нашем крещении. Три свечи ставятся на самой) купели, в знамении Св. Троицы, во имя которой бывает крещение. Наши восприемники, произнеся за нас обеты отречения от сатаны и сочетания со Христом, со свечами в руках стояли у этой купели. Свечи, которые они держали в руках, показывали веру в то, что это таинство дает душе крещаемого просвещение, что крещаемый идет от тьмы к свету и становится сыном света, почему и само крещение называется просвещением.

Свеча напоминает нам о нашем бракосочетании. Свечи даются обручающимся и венчающимся. Взожженные свечи в руках сочетающихся браком свидетельствуют о чистоте их жизни. Посредством свечей, зажигаемых новобрачными, как бы сияет чистота брака. Со свечами происходит и таинство соборования. Около лампады или другого сосуда с вином и елеем зажигают семь свечей во образ семи даров Святаго Духа, а все предстоящие держат в руках зажженные свечи в знак своей пламенной молитвы.

Со свечами происходит обряд погребения, и свеча напоминает нам, что и мы будем лежать в гробу, окруженные четырьмя подсвечниками с горящими свечами, символизирующими крест, а наши родные и близкие будут во время панихиды держать в руках горящие свечи, изображая Божественный свет, и которым был просвещен христианин в крещении.

Один вид церковной свечи может вызвать в душе православного человека глубочайшие мысли о жизни и смерти, о грехе и покаянии, о скорби и радости. Много, много говорит церковная свеча и чувству, и уму верующего.

Духовное значение церковной свечи – нашей жертвы Богу

Свечи, которые верующие покупают в храме, чтобы поставить в подсвечники возле икон, имеют несколько духовных значений: поскольку свеча покупается, она есть знак добровольной жертвы человека Богу и храму Его, выражение готовности человека к послушанию Богу (мягкость воска), его стремление к обожению, превращению в новую тварь (горение свечи). Свеча есть также свидетельство веры, причастности человека к Божественному свету. Свеча выражает теплоту и пламень любви человека ко Господу, Матери Божией, Ангелу или святому, у ликов которых верующий ставит свою свечу.

Горящая свеча – это символ, видимый знак, она выражает нашу горячую любовь благоволения к тому, кому ставится свеча. И если нет этой любви и благоволения, то свечи не имеют никакого значения, жертва наша напрасна.

К несчастью, это происходит нередко, слишком нередко. Многие, кто ставят свечи «о здравии «, «об упокоении «, об успехе какого-либо дела, не только не любят тех, кому ставят эти свечи, но даже не знают, кому ставят эти свечи.

Принято ставить свечи своему Ангелу, то есть святому, имя которого носят А многие ли знают житие своего святого? А не зная, можно ли его любить?

Некоторые из нас вспоминают о Боге, о Богоматери, о святых лишь зайдя в церковь, и то на несколько минут, и думают, что достаточно поставить перед иконой свечу, и молитва наша исполнится – как будто Богу, Богородице и святым нужны свечи!

Часто живя как неверующие, как язычники, или еще хуже, не зная Закона Божия, мы думаем, что, поставив свечу, выполнили свой долг, сделались чистыми и праведными – точно свеча может умолить и умилостивить за нас Бога!

Бывает и хуже. Некоторые не только не считают грехом обмануть, притеснить, ограбить другого, но еще и радуются, когда это удается сделать. И затем думают, что если в праздник расставили свечи в церкви или засветили лампаду дома перед иконой, то Бог не взыщет с них за ложь, за обман, за обиду людям.

Как страшно заблуждаются эти люди! Без любви к Богу, без любви к ближнему, как самому себе, без исполнения Заповедей Господних – не нужны наши свечи. Никто не требует их от нас. Бог требует, чтобы мы любили Его всем сердцем, чтили всей душой, неуклонно исполняли Его святые заповеди и всей жизнью прославляли Его. Его святым угодникам – угодно, чтобы мы подражатели им были, как и они были подражателями Христу , чтобы мы подобно им были и со всем старанием, со всей заботливостью следовали тем, которые живут по образу угодивших Богу, и не следовали врагам креста Христова, им же кончина погибель, им же Бог чрево, и слава в студе их, еже земная мудрствуют . Если мы живем так, если в душе нашей свет Божий, в сердце – огонь любви к Нему и к угодившим Ему и ревность подражать им, – в таком случае будем ставить свечи и зажигать лампады перед образами их: то и другое, как видимое выражение нашего внутреннего света и огня, будет угодно им.

А если в нашей душе тьма беспроглядная; если наша жизнь – грех и беззаконие, что ж тут наши свечки и лампадки? Ровно ничего! Да еще и хорошо было бы, если бы только – ничего. Нет, они оскорбляют Господа Бога и святых Его и возбуждают не любовь и милость, а гнев и наказание. Ведь представь себе: кто обманом и беззаконием награбил миллионы рублей и думает потом, что десятком свечей он не только закроет все свои беззаконные дела, но еще и милость заслужит от Бога, – что он хочет и надеется сделать? Обмануть Господа Бога, подкупить Его святое правосудие? Да, страшно подумать и сказать, но это так. Иначе, зачем в руках его свечки? Свидетельство ли они того, что он любит Бога? Если бы он любил Бога, так и жил бы по-Божьему; а не живет по Божьим заповедям, значит не любит и не знает Его. Что ж тут свечи? Ложь и обман,- как ложь и обман все его слова; как ложь и обман все его клятвы; как ложь и обман все его действия. Но слова, клятвы и действия относятся к людям; а свечи предлагаются Богу и Его угодникам… И вот чем думают угодить Господу Богу, Который видит каждое наше дело, каждое слово и каждую мысль! И странно, до чего может человек ослепить себя. Какой честный человек примет что-нибудь от вора и грабителя? Не только не примет, но еще сочтет оскорблением, если такой осмелится явиться к нему с чем-либо. А тут из добытого обманом и всяческими неправдами, что тоже воровство и. тот же грабеж, ставят свечи. За кого же они считают Бога? Иль они в самом деле думают, что Богу угодно и приятно то, что оскорбило бы всякого честного человека? Погибельное заблуждение! Тем больше погибельное, что они совершенно успокаиваются на своих свечах и убеждены, что поставив свечи, могут и далее бесстрашно и безнаказанно продолжать делать беззаконие.

Нет, не так. Послушайте, что Господь говорил еще евреям, которые, точно также, провождая нечестивую и беззаконную жизнь, думали, что если приносят какие-нибудь жертвы Богу, то уж за них и чисты перед ним и угодны Ему.

«К чему мне множество жертв ваших? Вы приходите являться пред лице Мое; но кто требует этого от рук ваших, чтобы вы топтали двор мой. Впредь не носите мне пустых даров. Курение ваше отвратительно для Меня. Новомесячия ваши, посты и праздничные собрания ненавидит душа Моя. Они мне бремя, и не стерплю больше беззаконий ваших. Когда прострете ко Мне руки ваши, – Я отвращу от вас очи Мои. И сколько бы ни молились, – не послушаю вас». Вот приговор Самого Господа Бога над всеми жертвами, которые приносятся Ему, – значит над свечами, – когда приносящие их не заботятся о важнейшем – об угождении Ему своею жизнью! Если бы и теперь явился пророк Божий среди нас, то как многим-многим он сказал бы от имени Господа Бога: свечи ваши – мерзость Ми есть; постов и праздников ваших ненавидит душа моя. И кто требовал этого от вас? Измыйтеся прежде от нечестий ваших; отьимите лукавства от душ ваших пред очима Моима, престаните от лукавств ваших, научитеся добре творити, взыщите суда (будьте справедливы и честны) и уже потом являйтесь сюда со своими свечами. Иначе, егда прострете руки ваша ко Мне, – отвращу очи Мои от вас; аще умножите моление, – не услышу вас.

Сердце чистое – вот лучшая жертва Богу. С сердцем чистым поставь перед образом свечку, засвети лампадку дома,- они будут угодны Ему и святым Его. И будь твоя свечка наименьшая из всех свечей в церкви, она будет угоднее Ему толстых свечей тех, о которых сказано выше. Но, повторяем, свечи и лампады, сами по себе, без веры и усердия нашего, ничего не значат; никогда не забывайте этого. Не возлагайте на них никаких надежд: они не спасут вас, если сами не заботитесь и не стараетесь об этом; они не принесут милостей от Бога, если вы не любите Его всей душой. Не забывайте также, что все ваши молитвы, все ваши жертвы Господу Богу будут отвергнуты Им, если вы в своем сердце имеете зло против кого-нибудь или находитесь во вражде с ближними. Вот что сказал Спаситель наш: если ты принесешь дар твой к жертвеннику, и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником и пойди, прежде помирись с братом твоим и тогда приди и принеси дар твой . Так и должно быть. Вы приходите в церковь засвидетельствовать Господу Богу свою любовь, свое благоговение; но: можно ли истинно любить Господа Бога, не любя своих близких? Нет. Аще кто речет яко люблю Бога, а брата своего ненавидит, – ложь есть; ибо любяй, брата своего, его же виде, Бога, Его же не виде, како может любити? И сию заповедь имамы от Него, да любяй Бога, любит и брата своего.

По слову святого праведного Иоанна Кронштадтского: «Ставить свечи перед иконами хорошо. Но лучше, если приносишь в жертву Богу огнь любви к Нему и к ближнему. Хорошо, если вместе бывает и то и другое. Если же ставишь свечи, а любви к Богу и ближнему в сердце не имеешь: скупишься, не мирно живешь, – то напрасна и жертва твоя Богу «. И последнее. Свечи надо приобретать только в том Храме, куда вы пришли молиться. Приносить с собой свечи, купленные пусть даже в благочестивом месте, но за стенами Храма, и ставить эти свечи перед иконами – нельзя.

Свеча, приобретенная в Храме, для верующего – предмет почтения, она предназначена служить жертвою Богу, в воню благоухания духовного. Свеча, купленная вами за стенами Храма и затем принесенная в Храм – это не жертва.

________________________________________

Наставление православному христианину о церковной свече.- М.: Московское подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры; «Новая книга», 1996 – 32 с.

Посещение храма для начинающих может стать непростым делом. Возникает масса вопросов: что надеть, как зайти, как перекреститься, как правильно ставить свечи в церкви? Сегодня очень подробно рассмотрим вопрос о свечах.


Откуда взялась традиция

Для многих церковь напрямую ассоциируется со свечами. Но в первые века христианства было по-другому. Собрания верующих, которые часто совершались тайно, в катакомбах, освещались при помощи масляных светильников, вовсе не свечей. Их чаще использовали в языческих культах. Впервые о свечах, которые использовали во время богослужения, упоминается в житии священномученика Киприана (3 в.).

Положение начало меняться при императоре Константине. Тогда римский обиход стал проникать в христианские обряды. Солдаты со свечами были обычным сопровождением для римской знати. Постепенно их использование стало привычным и во время христианских богослужений. С 4 в. свечи стали зажигать возле усопших, провожали с ними покойного до места погребения.

По указанию Константина Великого большие восковые свечи зажигались на Пасху. К 5 в. христиане стали использовать их повсеместно.


Так почему же в церкви ставят свечи?

  • Символизирует он также послушание Божьей воле.
  • Пластичность воска хорошо передает то, как человеческая душа перерождается во Христе.
  • Воск, как натуральный материал, означает, что приношение сделано от чистого сердца.
  • Горящая свеча - символ души, в которой теплится желание служить Богу.

В прежние времена христиане приносили в церковь продукты, сами свечи и пр. В современном мире людям намного удобней приобрести свечу, тем самым жертвуя средства на храм. К тому же многие склонны соблюдать обрядовость, видя в ней сакральный смысл.


Свечи одинаковые - смысл разный

Молитвы в храме возносятся как за живых, так и за умерших. Для того, чтобы почтить память усопших, необходимо прийти на панихиду, они служатся еженедельно в каждом православном храме, в субботу после Литургии. Во время этой небольшой службы необходимо мысленно молиться за всех умерших родственников, друзей, знакомых, которые были православными. Можно подать записку на помин души. Свечи принято держать в руках, как и во время отпевания покойных.

Но можно и просто прийти в церковь, чтобы поставить свечи за упокой. Как это сделать? Для начала перекреститься, женщинам стереть помаду, надеть платок. Подойти и приложиться к центральной иконе. Только затем пройти к лавке, приобрести любые свечи. За поминовение души принято возжигать их на специальном столике - он имеет квадратную форму, намного ниже обычных подсвечников. Стоит, как правило, возле распятия. Называется такой стол «канун».

Существуют негласные правила, как правильно ставить свечи в церкви. Необходимо поджигать свою свечу от одной из тех, что уже горят на подсвечниках. С одной стороны торчит фитилек, его надо распрямить - это верх. Сначала надо поджечь его, потом слегка подержать над пламенем низ свечки, чтобы она надежней держалась. Затем поставить на подсвечник или столик.

Многие замечали, что верующие в церкви что-то говорят, когда ставят свечи. Они просто читают короткие молитвы: «Господи, помилуй». В это же время принято трижды перекреститься. Можно, конечно, прочитать молитву святому, или высказать личную просьбу. Для этого можно принести с собой молитвослов, ничего зазорного в этом нет - немногие знают все молитвы наизусть.

  • За усопшего молятся краткой молитвой, которую легко выучить, она есть в каждом молитвослове. Просят простить грехи умершего, даровать ему пребывание в раю. Если человек умер недавно, то говорят не «усопший», а «новопреставленный».

Как ставить свечи за здравие

В церкви также можно ставить свечи и за здравие. Как это сделать? Войдя в храм, каждый посетитель сразу видит большие иконы, возле них - подсвечники. Каким иконам ставить - выбираете произвольно. Молиться Богу и Божией Матери можно перед любой Богородичной иконой, если не знаете, какую предпочесть. В центре храма находится праздничный образ, сначала принято подходить к нему.

  • Если нет свободных мест, свечу надо оставить на подсвечнике. Служители позже зажгут ее сами. Не стоит гасить чужую, чтобы поставить свою.
  • Правильно ставить свечи в церкви до начала службы. Если люди молятся, невежливо расталкивать их, чтобы пройти к иконам. Просьба передать свечку тоже неуместна. Во время службы бывают такие моменты, когда запрещено ходить и возжигать свечи. Если незнаком порядок богослужения, то лучше подождать его окончания.
  • К исповеди некоторые подходят со свечой. Это добровольная жертва на храм, священник может зажечь ее во время таинства, а может оставить. Никакого влияние на отпущение грехов это иметь не будет. Просто красивый обычай.

Молитва может приноситься за всех родственников, знакомых, детей. Многие заходят в храм перед серьезным переменами в жизни, дальней дорогой, началом нового дела, перед принятием ответственного решения. Если не знаете, куда ставить свечи в церкви, надо посмотреть, куда подходят прихожане. Либо спросить у послушницы в церковной лавке. Она подскажет, где находится заупокойный столик, где чтимые иконы Божией Матери и святых.

Почему за свечи берут деньги, можно ли их не ставить?

Многие не понимают, зачем в церкви ставят свечи. Это совершенно добровольное действие. Не стоит относиться к нему, как магическому обряду. Ни цена свечей, ни их количество не дают гарантий того, что желание «исполнится». Пожертвование за свечи дает возможность руководству храма оплачивать счета за коммунальные услуги, проводить текущий ремонт, поддерживать работу социальных служений, выплачивать зарплату священнослужителям и другим работникам Церкви.

Можно опустить любую сумму в ящик для пожертвований, если не хочется ставить свечи, или помолиться вообще без них. Желание жертвовать на Дом Божий должно быть добровольным и осознанным. Перед храмом всегда бывает много нищих, им принято подавать на помин души за усопших родственников. Да и за живых можно подавать милостыню. Некоторые приносят в храм ненужные вещи, там всегда найдут, кому их раздать - среди прихожан часто бывают семьи с детьми, которые в этом нуждаются.

Важно понять, что Господь смотрит в сердце человека, а не в его карман. Сумма пожертвования не так важна, как доброе расположение - вспомните причту о бедной вдове. Бог не осуждает бедность, он призывает избавляться от жадности, потому что она - от недоверия к Господу. А это уже грех против Первой Заповеди.

Суеверия

С церковными обрядами связана масса суеверий. Православным христианам следует их избегать. Некоторые ставят свечи за упокой живому человеку. Это большой грех, который может навредить тому, кто его совершает. Такие действия уже относятся к черной магии, верующему стоит избегать подобных манипуляций.

К разряду опасных вещей относится и увлечение снами. Многочисленные сонники дают ответ на вопрос к чему снится ставить свечи в церкви? Толкования бывают разными, часто прямо противоположными. Если человек побывал в разрушенном старом церковном здании, то это предвещает страдания. А вот если храм был восстановлен, то это предвещает помощь в делах, которую окажут близкие люди.

Сигналом к исправлению духовной жизни считается, если во сне зайти в храм, чтобы помолиться. Значит, наяву человек проявляет самолюбие. Присутствие на богослужении означает, что следует ждать проявления уважения со стороны близких. Церковное пение говорит о том, что желания будут исполнены. Зажженная свеча в руках предвещает встречу с духовно богатым человеком.

  • Святые отцы предупреждают - ко снам не следует относиться слишком внимательно! Не стоит принимать их близко к сердцу. Настоящие духовные откровения это большая редкость. Увлечение же сонниками, гаданиями может привести к большим грехам.

Какого ждать результата

Иногда люди проявляют наивность в духовных вопросах. Они считают, что достаточно на праздник заходить в церковь, ставить свечи - и в жизни все будет в порядке. Но подобные взгляды характеры для язычества, практиковавшегося в древнем Риме. Там было множество богов на каждый случай. Христианство - религия действенной любви.

  • Постоянное участие в церковных службах, Таинствах, молитвы - вот в чем состоит духовная жизнь. И она не гарантирует богатства и счастья, а лишь приближает к Богу.

Проблемы для христианина не исчезают, но меняется отношение к ним. Все свои нужды он учится делить с Богом. Свечи - красивый символ той духовной жизни, к которой призван каждый верующий. Они будут во благо только в сопровождении искренней молитвы.

Как ставить свечи в церкви - ответ батюшки