На какой срок выбираются общественные уполномоченные по охране труда профсоюза. Уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессионального союза в организации Уполномоченный по охране труда от профсоюза назначается

Действующее российское законодательство предоставляет работникам достаточно большое количество прав, и одним из механизмов обеспечения реализации права на безопасный труд является возможность назначения уполномоченного по охране труда от профсоюза или трудового коллектива. Права и обязанности уполномоченного по охране труда работника профсоюза и сотрудника предприятия являются достаточно широкими, поэтому считаться с ними следует как рабочему коллективу, так и самому работодателю.

Кто такой уполномоченный по охране труда – нормативы ТК РФ и правовое регулирование

Российское законодательство уделяет вопросам охраны труда на предприятиях достаточно пристальное внимание и предполагает различные способы проведения надзора за соблюдением установленных нормативов данной сферы. Одним из важнейших надзорных элементов, гарантирующих защиту прав работников, является институт уполномоченных по охране труда. Правовое регулирование деятельности данных лиц обеспечивается следующими положениями действующего законодательства:

  • Статья 370 ТК РФ. Принципы, изложенные в означенной статье, позволяют профессиональным союзам на территории Российской Федерации осуществлять контроль деятельности работодателей. В том числе одним из механизмов организации такового контроля могут выступать уполномоченные лица по различным вопросам, в том числе и по охране труда.
  • Постановление Минтруда РФ №30 от 04.04.1994. Данным документом регулируется организация работы специалистов в сфере надзора за исполнением требований по охране труда в коллективах, а также предоставляются практические рекомендации и инструкции, вместе с основными правами и обязанностями уполномоченных по охране труда.
  • Федеральный закон №10 от 12.01.1996. Положения означенного закона регламентируют общие принципы деятельности профсоюзов на территории РФ, в том числе и в отношении проведения контроля за деятельностью работодателей в вопросах исполнения законодательных требований по охране труда.
  • Постановление исполкома ФНПР №4-3 от 18.10.2006. Данный документ устанавливает форму типового положения об уполномоченном по охране труда, рекомендованную к использованию профсоюзами, однако не являющуюся обязательной для повсеместного применения.

В целом, суммируя сведения, изложенные в означенных нормативных документах, можно сделать вывод, что уполномоченный по охране труда от профсоюза – это выбранное первичным представительным органом работников лицо, обеспечивающее общий надзор и контроль за исполнением требований законодательства в аспектах, касающихся обеспечения безопасности трудовой деятельности. При этом уполномоченный исполняет именно надзорную функцию, а не занимается обеспечением непосредственной безопасности труда. Соответственно, он также не несет ответственности в большинстве случаев за наличие определенных нарушений в данной сфере.

Несмотря на схожесть названия, уполномоченный по охране труда и ответственный за охрану труда на предприятии – это абсолютно разные должности, имеющие множество отличий как в размере прав, так и в объемах возложенных на них обязанностей.

Чем отличается ответственный и уполномоченный по охране труда

Должности ответственного и уполномоченного по охране труда имеют множество отличий, которые следует рассмотреть подробнее, чтобы избежать возможной путаницы или недопонимания в вопросах их прав, обязанностей и полномочий. В частности, к отличиям ответственного и уполномоченного по охране труда можно отнести следующие особенности их деятельности в организациях:

Как назначается уполномоченный по охране труда от трудового коллектива

Должность уполномоченного по охране труда от коллектива является выборной – это основная её характеристика. Организуются выборы уполномоченного по охране труда после общего собрания трудового коллектива. При этом кандидатуры уполномоченных лиц могут предлагаться как самими трудящимися, так и профсоюзами, и включать в себя как сотрудников определенной организации, так и не работающих в них лиц, однако являющихся членами действующих профсоюзов.

Уполномоченный по охране труда в организации, в которой работают члены различных профсоюзов, может быть предложен любой из профсоюзных организаций. При этом общее собрание участников трудового коллектива может выбрать не только одного представителя, являющегося уполномоченным по охране труда, но и нескольких, если это предусмотрено коллективным договором или действующими на предприятии иными локальными нормативными актами.

После выборов уполномоченного по охране труда лица, работодатель обязан издать приказ о назначении выбранного человека при наличии его согласия на должность уполномоченного по охране труда. Работодатель не вправе отклонять решение общего собрания трудящихся или назначать своих собственных кандидатов на данную должность, не имеющих поддержки профсоюза или сотрудников.

Приказ о назначении уполномоченного по охране труда должен быть зафиксирован в документообороте предприятия, иметь дату составления, подпись или печать работодателя, а также данные о вступающем в должность уполномоченном.

Срок действия полномочий данного сотрудника составляет два года, по истечении которых сотрудники имеют право перевыбрать уполномоченного на новом общем собрании трудящихся. При этом законодательство не содержит ограничений на количество сроков работы в данной должности или иных препятствий, однако они могут быть предусмотрены коллективным договором или локальными нормативными актами. До окончания двухлетнего периода уволить уполномоченного по охране труда может работодатель только при наличии согласия профсоюза, или же – при наличии решения общего собрания трудящихся, которое постановит прекратить полномочия данного работника.

Если на предприятии не установлено положение об уполномоченных по охране труда, то все процедуры, связанные с их назначением, должностными обязанностями и иными особенностями ведения таковой деятельности проводятся в соответствии с типовым положением, закрепленным в постановлении исполкома ФНПР №4-3, упомянутым ранее.

Права и обязанности уполномоченного по охране труда

Спектр прав и обязанностей уполномоченных по охране труда является достаточно широким, поэтому знать о них будет полезно как самим сотрудникам, работающим на данной должности, так и их работодателя, а также членам профсоюзов и простым работникам организации, так как они имеют возможность реализовывать механизмы собственной защиты через уполномоченного. Для беспрепятственного осуществления своей деятельности и исполнения возложенных на него обязанностей, уполномоченный по охране труда имеет следующие права:

К обязанностям уполномоченных по охране труда в целом можно отнести следующую деятельность:

  • Данный работник должен постоянно участвовать в образовании у работодателя безопасных и соответствующих нормативам условий труда.
  • Уполномоченный обязан контролировать исполнение работодателем требований законодательства в сфере охраны труда и фиксировать имеющиеся нарушения.
  • Уполномоченные по охране труда обязаны представлять именно интересы сотрудников во всех спорных вопросах, затрагивающих обеспечение безопасности ведения трудовой деятельности.
  • При необходимости и в случае личного или коллективного обращения работников, уполномоченный по охране труда обязан предоставлять им консультации относительно нормативов охраны труда и действующей их реализации на предприятии.

Уполномоченный по охране труда на предприятии представляет интересы трудового коллектива или профсоюза. В статье расскажем о его правах и обязанностях, а также как организовать выборы и оформить все документы.

Из этой статьи вы узнаете:

С какой целью назначается уполномоченный по охране труда

Деятельность этих выборных лиц регулируется рядом законов и нормативных актов РФ. В первую очередь это ст. 370 ТК РФ, которая дает описание не только самому понятию, но и подробно приводит список прав. Не следует путать их со специалистами по ОТ. Это разные должности. Доверенные лица назначаются на выборной основе на определенный срок.

Упоминания об уполномоченных по охране труда имеются:

К основным задачам этих выборных лиц можно отнести:

  • помощь в обеспечении на предприятии условий, отвечающих нормативным требованиям в области ОТ;
  • контроль за положением дел и выполнением руководством обязанностей по охране труда;
  • помощь сотрудникам при обращении в ГИТ и другие надзорные органы, а также общественные организации по вопросам нарушения прав;
  • проведение консультаций для членов коллектива;
  • возможность принимать участие в проверке помещений, техники на предмет соответствия требованиям законодательства;
  • помощь в разработке мероприятий по снижению числа несчастных случаев ;
  • участие в расследовании несчастных случаев (при выдаче соответствующего задания профсоюзным органом);
  • надзор за выполнением установленных норм работы и отдыха, возмещением работникам, трудящимся в тяжелых или опасных условиях.

С подробным описанием основных задач доверенного можно ознакомиться в Федеральном законе от 12.01.1996 (п. 2 и п. 3).

Главное – следить за безопасностью производства, оценивать риски и давать рекомендации руководству компании. В случае игнорирования руководством организации мнения уполномоченного, ему следует направить жалобы в соответствующие органы (ГИТ, Ростехнадзор и т.д.) во избежание несчастных случаев на рабочих местах.

Права уполномоченного по охране труда

Права доверенного перечислены в том же нормативном документе, что и задачи, только в п.4:

1. Проверять соответствие трудового процесса законодательству об ОТ.

2. Осуществлять контроль за процедурами по ОТ, если таковые описаны в колдоговорах, соглашениях.

3. Участвовать в комиссиях по приемке оборудования, вводимого в эксплуатацию.

4. Контактировать и получать от руководства информацию по текущему состоянию дел в области ОТ.

5. Требовать остановки производства при угрозе жизни и здоровью членов коллектива.

6. Требовать исправления нарушений, представляя акт о нарушениях.

8. Участвовать в рассмотрении трудовых споров.

Выборы уполномоченных лиц по охране труда

Эта должность является выборной. В зависимости от того, чьи интересы представляет уполномоченный, отличается и процесс его избрания. При направлении от профсоюзного органа выборы обеспечиваются профсоюзом (п. 1.2 Постановления Исполнительного комитета ФНПР от 18.10.2006 № 4-3). При избрании от рабочего коллектива (без участия профсоюза) процесс выборов организует работодатель.

В зависимости от величины штата предприятия могут быть избраны несколько человек. Выборы проходят на общем собрании коллектива. После того, как выбор сделан, руководителем компании производится назначение приказом. Выбранный уполномоченный принимается в штат организации. Это необходимо, поскольку работодатель обязан направить выбранное лицо на .

На какой срок выбираются общественные уполномоченные по охране труда

Согласно рекомендациям Минтруда, срок избрания должен составлять 2 года. Но это рекомендация, а не правило. Если в организации с представителями трудового коллектива подписано коллективное соглашение, этот период должен быть в нем отражен, и срок может быть значительно выше установленного.

После окончания срока избрания доверенный может быть избран вновь либо уволен. Опять-таки, все детали отражаются в . Отзыв уполномоченного с выборной должности возможен, если представители первичной профсоюзной организации или трудового коллектива недовольны его работой. Решение также должно быть принято на общем собрании сотрудников предприятия.

Протокол избрания (образец)

Избрание уполномоченного по охране труда от трудового коллектива оформляется протоколом собрания. Протокол должен быть оформлен надлежащим образом. В его тексте обязательно указывается численность коллектива, число присутствующих, повестка дня и принятое решение. Подписывают документ председатель собрания и секретарь.

Приказ о назначении уполномоченного по охране труда (образец)

После избрания доверенного издается приказ о назначении. В тексте документа обязательно должна присутствовать ссылка на протокол собрания. В приказе назначаются ответственные за его исполнение, а также проставляются подписи назначенного и ответственного лица.

Обучение уполномоченных по охране труда

Выбранное лицо должно соответствовать требованиям, предъявляемым законодательством для персонала, работающего в области охраны труда. Без соответствующего образования доверенный не сможет верно оценить ситуацию, а принимаемые им решения не будут легитимными.

Обучение должно производиться в специализированном учебном центре, имеющем соответствующую лицензию, в рамках должностных обязанностей по специальной программе или в целом по курсу. Работодателю стоит при этом помнить, что все расходы ложатся на его плечи.

Организация работы уполномоченного по охране труда от трудового коллектива

Работа уполномоченного должна быть построена на нормах законодательства в области ОТ. Он должен входить в состав . Работа должна выстраиваться таким образом, чтобы выполнять все возложенные обязанности.

План работы уполномоченного по охране труда разрабатывается совместно с профсоюзом. Он составляется, как правило, на 1 год. Некоторые мероприятия, в него включаемые, могут выполняться в течение года периодически, тогда как другие – однократно. Чаще всего план представляет собой таблицу, где указывается наименование мероприятия, периодичность его проведения и ответственное лицо.

Некоторые мероприятия проводятся совместно со специалистом по охране труда или другим должностным лицом. В зависимости от специфики работы предприятия отличается и список мероприятий. Так для образовательного учреждения он будет один, а для промышленного предприятия – другой.

По завершении каждого полугодия составляется отчет. Его форма приведена в . Форма является унифицированной. Данный отчет заполняется в соответствии с рекомендациями, приведенными в указанном Постановлении.

Установлены четкие рамки, в которые следует сдать отчет: не позднее 15 января и 15 июля каждого года. Помимо формирования собственно отчета, необходимо подготовить и пояснительную записку к нему. В ее тексте приводятся примеры проведенных проверок и их результаты, а также дается оценка текущему положению в области ОТ на предприятии.

Представление уполномоченного доверенного лица по охране труда

При выявлении нарушений уполномоченный направляет руководителю Представление (утв. ). В нем приводятся выявленные нарушения и прописывается конкретный срок или период их устранения, по прошествии которого доверенный вправе обратиться в надзорные органы.

ПОЛОЖЕНИЕ ОБ УПОЛНОМОЧЕННОМ ПРОФСОЮЗНОГО КОМИТЕТА ПО ОХРАНЕ ТРУДА (при отсутствии профсоюзного комитета — уполномоченный избирается трудовым коллективом)

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с «Типовым положением об уполномоченном профсоюзного комитета по охране труда», утвержденным Постановлением Исполнительного комитета Генерального Совета Федерация независимых профсоюзов России от 30 мая 1996 г. № 3-8.

1.2. Уполномоченный профсоюзного комитета (далее — уполномоченный) по охране труда является представителем профсоюзного комитета (трудового коллектива) учреждения и осуществляет постоянный контроль за соблюдением руководителем учреждения (работодателем) законодательных и иных нормативных актов об охране труда и технике безопасности.

Уполномоченный по охране труда избирается в состав совместного комитета (комиссии) по охране труда.

1.4. Уполномоченным по охране труда не может быть избран работник, который по занимаемой должности несет ответственность за состояние условий и охраны труда учреждения и выполнение мероприятий по предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний.

1.5. Работодатель (администрация учреждения) и профсоюзный комитет (общее собрание работников) обязаны обеспечить выборы уполномоченного по охране труда в учреждении.

Администрация учреждения, органы государственного надзора и контроля, техническая инспекция труда профсоюзов оказывают необходимую помощь и поддержку уполномоченному профсоюзного комитета по охране труда по выполнению возложенных на него обязанностей.

1.6. Уполномоченный по охране труда выполняет работу в тесном контакте с администрацией учреждения, со специалистами службы охраны труда.

1.7. Уполномоченный по охране труда руководствуется в своей работе Федеральным законом «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», Основами законодательства Российской Федерации об охране труда, Законом Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды», правилами и нормами по охране труда и экологической безопасности.

1.8. Уполномоченный по охране труда периодически отчитывается о своей работе на профсоюзном собрании или на собрании трудового коллектива.

По решению профсоюзного собрания (общего собрания коллектива) учреждения уполномоченный по охране труда может быть отозван до истечения срока действия его полномочий, если он не выполняет возложенных функций или не проявляет необходимой требовательности по защите прав работников на охрану труда.

2. Основные задачи уполномоченного по охране труда

Основными задачами уполномоченного является:

2.1. Содействие созданию в образовательном учреждении здоровых и безопасных условий труда, соответствующих требованиям норм и правилам по охране труда и экологической безопасности.

2.2. Осуществление контроля за состоянием охраны труда и экологической безопасности в учреждении, за соблюдением законных прав и интересов работников по этим проблемам.

2.3. Представление интересов работников в государственных и общественных организациях при рассмотрении трудовых споров, связанных с применением законодательства об охране труда и окружающей среды, выполнением работодателем обязательств, установленных коллективными договорами и соглашениями.

2.4. Консультирование работников по вопросам охраны труда и экологической безопасности, оказание им помощи по защите их прав.

Для решения задач, поставленных перед уполномоченным по охране труда, на него возлагаются следующие обязанности:

3.1. Осуществление контроля за соблюдением руководителем (работодателем) законодательных и других нормативных правовых актов по охране труда и экологической безопасности, за соблюдением работниками инструкций по охране труда, применением ими средств индивидуальной защиты (использованием специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты по назначению и содержанию их в чистоте и порядке).

3.2. Участие в работе комиссий (в качестве представителей работников) по проведению проверок и обследованию технического состояния зданий, сооружений, оборудования, машин и механизмов на соответствие их нормам и правилам по охране труда, эффективности работы вентиляционных систем, санитарно-технических устройств и санитарно-бытовых помещений, средств коллективной и индивидуальной защиты работников и разработке мероприятий по устранению выявленных недостатков.

3.3. Участие в разработке мероприятий по предупреждению несчастных случаев и профессиональных заболеваний, улучшению условий труда работников.

3.4. Осуществление контроля за своевременным сообщением руководителем структурного подразделения (работ) о происшедших несчастных случаях, соблюдением норм рабочего времени и времени отдыха, предоставлением компенсаций и льгот за тяжелые работы и работы с вредными или опасными условиями труда.

3.5. Участие в организации первой помощи (а после соответствующего обучения – оказание первой помощи) пострадавшему от несчастного случая на производстве.

3.6. По поручению профсоюзного комитета участие в расследовании несчастных случаев на производстве.

3.7. Информирование работников о выявленных нарушениях требований безопасности при проведении работ, состоянии условий труда в учреждении, проведение разъяснительной работы в трудовом коллективе по вопросам охраны труда и экологической безопасности.

4. Права уполномоченного по охране труда

Для выполнения возложенных на него обязанностей уполномоченный по охране труда имеет право:

4.1. Контролировать соблюдение законодательных и других нормативных правовых актов об охране труда и окружающей среды в учреждении.

4.2. Проверять выполнение мероприятий по охране труда и экологической безопасности, предусмотренных коллективными договорами, соглашениями, результатами расследования несчастных случаев.

4.3. Принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приемке в эксплуатацию средств труда.

4.4. Получать информацию от администрации образовательного учреждения о состоянии условий и охраны труда, происшедших несчастных случаях.

4.5. Предъявлять требования к должностным лицам о приостановке работ в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью работников.

4.6. Выдавать руководителю обязательные к рассмотрению представления об устранении выявленных нарушений законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда и окружающей среды.

4.7. Обращаться в соответствующие органы с предложениями о привлечении к ответственности должностных лиц, виновных в нарушении нормативных требований по охране труда и окружающей среды, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве.

4.8. Принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с изменением условий труда, нарушением законодательства об охране труда, обязательств, установленных коллективными договорами или соглашениями.

4.9. Вносить в совместные комитеты (комиссии) по охране труда предложения о степени вины потерпевшего при смешанной ответственности сторон за несчастный случай, для определения вреда (ущерба), причиненного работнику увечьем или иным повреждением здоровья, связанным с исполнением им трудовых обязанностей.

4.10. Защищать интересы пострадавшего от несчастного случая на производстве при рассмотрении дел в суде и других государственных органах.

4.11. Участвовать в переговорах, проводимых в образовательном учреждении при заключении коллективного договора и соглашения по охране труда и окружающей среды.

5. Гарантии прав деятельности уполномоченного по охране труда

5.1. Работодатель в соответствии с коллективным договором обязан создавать необходимые условия для работы уполномоченного по охране труда:

  • обеспечивать его правилами, инструкциями, другими нормативными и справочными материалами по охране труда и экологической безопасности за счет средств, выделенных из бюджета;
  • проводить совместно с профсоюзным комитетом обучение уполномоченных по охране труда с сохранением среднего заработка обучаемому.

5.2. В соответствии со ст. ст. 25, 26 и 27 Федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» уполномоченному по охране труда установлены следующие социальные гарантии:

  • уполномоченный по охране труда, не освобожденный от основной работы, не может быть подвергнут дисциплинарному взысканию, переведен на другую работу по инициативе работодателя и не может быть уволен без предварительного согласия профсоюзного комитета;
  • за активную добросовестную работу, способствующую предупреждению несчастных случаев и профессиональных заболеваний на производстве, улучшение условий труда на рабочих местах уполномоченный профсоюзного комитета может быть материально и морально поощрен из средств учреждения.

5.3. Работодатель и должностные лица несут ответственность за нарушение прав уполномоченного по охране труда или воспрепятствование его законной деятельности в порядке, установленном законодательством.

Примечания:

Выборы уполномоченного являются правом Профсоюзного комитета (трудового коллектива) и от желания руководителя не зависят. Руководитель не вправе запретить выборы уполномоченного.

Поэтому, несмотря на то, что существует Типовое положение об уполномоченном, желательно все-таки иметь свое, учитывающее особенности и специфику деятельности Вашего конкретного учреждения, а также и Ваши возможности по обеспечению деятельности уполномоченного (оплата, оснащение рабочего места и т.п.).

Приветствую, уважаемые друзья! В этой заметке постараемся раскрыть тему, кто такой уполномоченный по охране труда, как он выбирается, какие у него права и обязанности. Вас ждёт не только письменное повествование, но и видео работу уполномоченных по охране труда.

Кто такой уполномоченный по охране труда?

Уполномоченный по охране труда — это лицо, которому было доверенно представлять интересы работников организации.

Уполномоченный по охране труда может быть как от профсоюзной организации, так и от трудового коллектива организации.

Так как профсоюзные организации — это явление уходящее (особенно во время кризиса), рассматривать данную тему будем в контексте трудовых коллективов.

Как проходят выборы уполномоченного по охране труда?

Выборы уполномоченного по охране труда проходят на общем собрании работников. Для ведения собрания необходимо сначала избрать председателя и секретаря собрания. Далее озвучивается повестка дня: избрание уполномоченного по охране труда от трудового коллектива сроком на три года (или не менее двух лет). На повестке дня как правило кто-то из знающих (специалист по охране труда например) выступают с сообщениями типа: в соответствии со статьей 370 Трудового кодекса Российской Федерации для осуществления контроля за соблюдением работодателем и его представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права и охраны труда, выполнением ими условий трудовых договоров, соглашений, необходимо избрать уполномоченного по охране труда и т.д. Далее предлагаются кандидаты из числа работников, прямо или косвенно не заинтересованных в нарушении прав работников, не связанных с организацией работ на рабочих местах (в т.ч. организацией охраны труда) и т.д. Происходит голосование.

Выборы уполномоченного по охране труда должны отражаться в соответствующем протоколе. Пример протокола общего собрания работников организации вы сможете скачать ниже. Данный протокол, например, является неотъемлемой частью материалов по расследованию несчастного случае, если уполномоченный по охране труда принимал участие в комиссии по расследованию несчастного случая. Контрольно-надзорные органы запрашивают его в обязательном порядке.

Для легитимности работы уполномоченного по охране труда, ему необходимо будет пройти обучение по охране труда в учебном центре как уполномоченному и получить соответствующее удостоверение. Разумеется за счёт средств работодателя.

Как задачи выполняет уполномоченный по охране труда?

Основные задачи уполномоченного по охране труда заключаются в:

  • Содействии создания в организации здоровых и безопасных условий труда, соответствующих требованиям охраны труда.
  • Осуществлении контроля за состоянием охраны труда в организации и за соблюдением законных прав и интересов работников в области охраны труда.
  • Представлении интересов работников в государственных (Государственная инспекция труда и т.д.) и общественных организациях при рассмотрении трудовых споров, связанных с применением законодательства об охране труда, выполнением работодателем обязательств, установленных коллективными договорами или иными соглашениями по охране труда.
  • Консультировании работников по вопросам охраны труда, оказание им помощи по защите их прав на охрану труда и т.д.

Как уполномоченный по охране труда оформляет выявленные им нарушения?

Форма оформления выявленных нарушений хорошо описанна в методических рекомендациях по организации наблюдения (контроля) за состоянием условий и охраны труда на рабочих местах уполномоченными (доверенными) лицами по охране труда профессионального союза, утверждённых постановлением Исполкома ФНПР от 26.09.2007 г. № 4-6.

Также в рекомендациях по организации работы уполномоченного (доверенного) лица по охране труда профессионального союза или трудового коллектива, утверждённых Постановлением Минтруда РФ от 08.04.1994 г.№ 30 представленна форма представления уполномоченного (доверенного) лица по охране труда, которое уполномоченный выдаёт в случаях выявления нарушений. Аналогичная процедура выдачи предписания специалистом по охране труда.

Скачать и ознакомится с этими документами можно будет ниже.

Какие основные функции должен осуществлять уполномоченный по охране труда?

Основные функции возлагаемые на уполномоченных по охране труда:

  • Осуществление согласования локальных нормативных актов принимаемых в Организации.
  • Осуществление контроля за соблюдением работодателями законодательных и других нормативных правовых актов об охране труда, состоянием охраны труда.
  • Осуществление контроля за выполнением работниками их обязанностей по обеспечению охраны труда, а именно: соблюдением работниками норм, правил и инструкций по охране труда; правильностью применения специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты по назначению и содержанием их в чистоте и порядке.
  • Участие в работе комиссий в роли представителя работников. Например участие в работе комиссии по расследованию несчастного случая на производстве; комиссии по проведению проверок и обследований технического состояния зданий, сооружений, оборудования, машин и механизмов на соответствие их действующим требованиям охраны труда; комиссии по оценке эффективности работы вентиляционных систем, санитарно-технических устройств и санитарно-бытовых помещений, средств коллективной и индивидуальной защиты работников.
  • Участие в организации первой помощи (а после соответствующего обучения — оказание первой помощи) пострадавшему от несчастного случая на производстве.

Какими правами обладает уполномоченный по охране труда?

Для реализации возложенных на уполномоченного по охране труда функций, ему предоставляются права. Как правило они заключаются в том, чтобы:

  • Контролировать соблюдение законодательных и других нормативных правовых актов об охране труда.
  • Проверять выполнение мероприятий по охране труда, предусмотренных коллективными договорами, соглашениями, результатами расследования несчастных случаев.
  • Принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приёмке в эксплуатацию средств труда.
  • Получать информацию от руководителей и иных должностных лиц организации о состоянии условий и охраны труда, происшедших несчастных случаях на производстве.
  • Предъявлять требования к должностным лицам о приостановке работ в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью работников.
  • Выдавать руководителям и иным должностным лицам обязательные к рассмотрению представления об устранении выявленных нарушений законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда.
  • Обращаться в соответствующие органы (Государственную инспекцию труда и т.п.) с предложениями о привлечении к ответственности должностных лиц, виновных в нарушении нормативных требований по охране труда, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве.
  • Принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с изменением условий труда, нарушением законодательства об охране труда, обязательств, установленных коллективными договорами или соглашениями по охране труда.

Видеоматериал по работе уполномоченного по охране труда

Для погружения в тему об уполномоченных по охране труда, предлагаю посмотреть тематическое видео.

Федеральным законодательством профсоюзам предоставлено право осуществлять контроль за соблюдением работодателями их обязанностей по обеспечению безопасных условий и охраны труда.

Согласно п. 2 ст. 20 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" профсоюзы осуществляют профсоюзный контроль за состоянием охраны труда и окружающей среды через свои органы, уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда, а также собственные инспекции по охране труда, действующие на основании положений, утверждаемых профсоюзами.

В этих целях они имеют право беспрепятственно посещать организации независимо от форм собственности и подчиненности, их структурные подразделения, рабочие места, где работают члены данного профсоюза, участвовать в расследовании несчастных случаев на производстве (работе), защищать права и интересы членов профсоюза по вопросам условий труда и безопасности на производстве (работе), возмещения вреда, причиненного их здоровью на производстве (работе), а также по другим вопросам охраны труда и окружающей среды в соответствии с федеральным законодательством.

Эти положения п. 2 ст. 20 Закона о профсоюзах получили развитие в ст. 370 ТК РФ.

1. Профессиональные союзы имеют право на осуществление контроля за соблюдением работодателями и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнением ими условий коллективных договоров, соглашений.

Работодатели обязаны в недельный срок с момента получения требования об устранении выявленных нарушений сообщить в соответствующий профсоюзный орган о результатах рассмотрения данного требования и принятых мерах.

2. Для осуществления контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнением условий коллективных договоров, соглашений общероссийские профессиональные союзы и их объединения могут создавать правовые и технические инспекции труда профсоюзов, которые наделяются полномочиями, предусмотренными положениями, утверждаемыми общероссийскими профессиональными союзами и их объединениями. Что же касается уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профессиональных союзов, то их права приводятся в части 6 ст. 370 ТК РФ, а частью 8 данной статьи установлено, что они имеют право беспрепятственно проверять соблюдение требований охраны труда и вносить обязательные для рассмотрения должностными лицами организаций, работодателями - индивидуальными предпринимателями предложения об устранении выявленных нарушений требований охраны труда.



Примечание.

1) Исполком ФНПР постановлением от 18 октября 2006 г. N 4-3 утвердил Типовое положение об уполномоченном (доверенном) лице по охране труда профессионального союза.

2) В целях реализации пункта 3.1. указанного выше Типового положения Исполком ФНПР постановлением от 26 сентября 2007 г. N 4-6 утвердил Методические рекомендации по организации наблюдения (контроля) за состоянием условий и охраны труда на рабочих местах уполномоченными (доверенными) лицами профессиональных союзов.

Права и обязанности уполномоченного (доверенного) лица по охране труда профессионального союза.

Основные направления деятельности, права и обязанности уполномоченного (доверенного) лица по охране труда профессионального союза*(9) по осуществлению профсоюзного контроля за соблюдением требований охраны труда на предприятиях, в учреждениях и организациях*(10), в которых работают члены профсоюза, регламентируются упомянутым выше Типовым положением об уполномоченном (доверенном) лице по охране труда профессионального союза, утвержденным Постановлением Исполкома ФНПР от 18 октября 2006 г. N 4-3. Как следует из приведенного текста, деятельность уполномоченного не выходит за пределы организации, в которой работают члены профсоюза. С этой точки зрения было бы, по нашему мнению, более точным определить данное лицо как уполномоченного (доверенного) лица по охране труда профсоюзного комитета*(11) первичной профсоюзной организации.

Уполномоченный - выборное лицо. Профком обеспечивает выборы уполномоченных в каждом структурном подразделении и в организации в целом. Численность уполномоченных, порядок их избрания и срок полномочий устанавливаются коллективным договором, локальным нормативным актом в зависимости от конкретных условий, производства и необходимости обеспечения профсоюзного контроля за соблюдением безопасных условий труда на рабочих местах. При функционировании в организации нескольких профсоюзов, каждому из них предоставляется право выдвигать кандидатуры на выборы уполномоченного (уполномоченных).

Руководство деятельностью уполномоченных осуществляется профкомом. Уполномоченные периодически отчитываются о своей работе на общем профсоюзном собрании (конференции) или на заседании профкома. Два раза в год они представляют в профком отчеты о проделанной работе.

Задачи уполномоченного.

Задачами уполномоченного являются:

1. Содействие созданию в организации (структурном подразделении) здоровых и безопасных условий труда, соответствующих требованиям инструкций, норм и правил по охране труда.

2. Осуществление в организации (структурном подразделении) контроля в форме обследования и (или) наблюдения за состоянием условий и охраны труда на рабочих местах.

3. Подготовка предложений работодателю (должностному лицу) по улучшению условий и охраны труда на рабочих местах на основе проводимого анализа.

Примечание.

По нашему мнению, текст п. 3 следовало бы изложить иначе: уполномоченный не должен подготавливать указанные предложения. Согласно ч. 6 ст. 370 ТК РФ уполномоченный имеет право направлять работодателю представления об устранении выявленных нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязательные для рассмотрения. Не следует также забывать о том, что о всех случаях выявленных им таких нарушений уполномоченный должен сообщить профкому.

4. Представление интересов работников при рассмотрении трудовых споров по вопросам, связанным с обязанностями работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда и правами работника на труд, в условиях, отвечающих требованиям охраны труда.

Примечание. Здесь, видимо, речь идет о рассмотрении индивидуальных и коллективных трудовых споров, регулируемом, соответственно, положениями глав 60 и 61 ТК РФ. В принципе, представляет интересы работников в этих случаях профсоюзный комитет. В индивидуальных трудовых спорах, рассматриваемых в комиссиях по трудовым спорам, по уполномочию работника (его интересы может представлять и уполномоченное (доверенное) лицо по охране труда.

5. Информирование и консультирование работников структурных подразделений по вопросам их прав и гарантий на безопасный и здоровый труд.

Функции уполномоченного.

В целях решения уполномоченным поставленных перед ним задач, на него возлагается исполнение следующих функций:

1. Проведение обследований или наблюдений за состоянием условий труда на рабочих местах и подготовка предложений должностным лицам по устранению выявленных нарушений.

Примечание.

Во-первых, согласно ч. 6 ст. 370 ТК РФ к правам уполномоченных не отнесены проведение обследований или наблюдений. Им дано право контроля за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Во-вторых, о некорректности возложения на уполномоченных обязанности по подготовке предложений работодателям (должностным лицам) мы писали выше в примечании к п. 3 раздела "Задачи уполномоченного".

2. Информирование работников структурного подразделения о необходимости выполнения инструкций по охране труда, правильного применения ими средств индивидуальной и коллективной защиты, содержания их в исправном состоянии, применения и использования в работе исправного и безопасного оборудования и средств производства.

3. Осуществление контроля в структурном подразделении за ходом выполнения мероприятий по охране труда, предусмотренных коллективным договором или соглашением, и доведение до сведения должностных лиц о имеющихся недостатках по выполнению этих мероприятий в указанные договором сроки.

4. Информирование работников структурного подразделения о проводимых мероприятиях по улучшению условий труда на рабочих местах, об отнесении условий труда на рабочих местах по степени вредности и опасности к определенному классу (оптимальному, допустимому, вредному и опасному) на основании аттестации рабочих мест по условиям труда.

Примечание. При применении положений п. 4 следует иметь в виду, что согласно Федеральному закону от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" с 1 января 2014 г. вместо аттестации рабочих мест по условиям труда проводится специальная оценка условий труда на рабочих местах. В случае, если аттестация рабочих мест была проведена до 1 января 2014 г. и пятилетний срок действия ее результатов к 1 января 2014 г. не истек, то специальную оценку условий труда следует проводить в обязательном порядке после истечения пятилетнего срока действия результатов аттестации. Поэтому, отнесение условий труда к классом может производиться как по результатам аттестации рабочих мест, и по результатам их специальной оценки - в зависимости от сроков проведения последней аттестации рабочих мест.

5. Содействие должностным лицам по обязательному прохождению работниками структурного подразделения периодических медицинских осмотров (обследований) в установленные работодателем сроки.

Примечание. По нашему мнению, функция уполномоченного в данном случае заключается в контроле за соблюдением работодателем (его представителем) правил направления работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), а также на работах, связанных с движением транспорта, на предварительные и периодические медицинские осмотры (ст. 213 ТК РФ).

6. Осуществление контроля за своевременным обеспечением работников структурного подразделения средствами индивидуальной и коллективной защиты, молоком или другими равноценными продуктами, лечебно-профилактическим питанием на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.

Примечание.

Этот текст необходимо уточнить, приведя его в соответствие с положениями ТК РФ.

1. Средства индивидуальной защиты выдаются на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением (ст. 221 ТК РФ).

2. Молоко или другие равноценные пищевые продукты выдаются на работах с вредными условиями труда (ст. 222 ТК РФ).

3. Лечебно-профилактическое питание предоставляется на работах с особо вредными условиями труда (ст. 222 ТК РФ).

При разработке положения об уполномоченном (доверенном) лице по охране труда в организации в соответствующем пункте целесообразно также указать, что уполномоченный осуществляет контроль за соблюдением работодателем требований:

Ст. 92 ТК РФ, согласно которой для работников, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным условиям труда 3 или 4 степени или опасным условиям труда, продолжительность рабочего времени не может быть более 36 часов в неделю.

Ст. 117 ТК РФ, согласно которой ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск предоставляется работникам, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным условиям труда 2, 3 или 4 степени либо опасным условиям труда. Минимальная продолжительность такого отпуска составляет 7 календарных дней.

Ст. 147 ТК РФ, в соответствии с которой оплата труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, устанавливается в повышенном размере. Минимальный размер повышения оплаты труда указанным работникам составляет 4 процента тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда. Конкретные размеры оплаты труда устанавливаются работодателем в порядке, установленном статьей 372 ТК РФ.

7. Проведение проверок и обследований машин, механизмов, транспортных средств и другого производственного оборудования, находящегося в структурном подразделении с целью определения их соответствия государственным нормативным требованиям охраны труда, а также эффективности работы вентиляционных систем и систем, обеспечивающих освещение рабочих мест, и безопасного ведения технологических процессов, применения инструментов, сырья и материалов.

8. Информирование работодателя (должностного лица) о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью работников, о каждом несчастном случае, происшедшим с работником структурного подразделения, об ухудшении их здоровья.

Примечание. Согласно ч. 6 ст. 370 ТК РФ в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью работников уполномоченный вправе предъявить работодателю требование о приостановке работ.

9. Участие в организации первой помощи, а при необходимости оказания первой помощи пострадавшему в результате несчастного случая, происшедшего в структурном подразделении.

10. Подготовка предложений работодателю и профкому по совершенствованию инструкций по охране труда, проектам локальных нормативных актов по охране труда.

11. Участие в расследовании происшедших в структурном подразделении аварий и несчастных случаев, а также обеспечение контроля за мероприятиями по их недопущению.

12. Из членов профкома избирается старший уполномоченный по охране труда, который, как правило, является заместителем руководителя профкома.

На старшего уполномоченного по охране труда возлагается:

организация работы и координация деятельности уполномоченных по контролю за соблюдением в структурных подразделениях организации выполнения требований охраны труда, норм и правил по охране труда, локальных нормативных актов;

внесение в профком и руководителям структурных подразделений предложений по улучшению и совершенствованию работы уполномоченных по охране труда;

участие в работе комитета (комиссии) по охране труда;

контроль за выполнением должностными лицами предложений по вопросам обеспечения безопасных условий и охраны труда, вносимых уполномоченными;

внесение предложений по кандидатурам уполномоченных для участия их в работе комиссий по расследованию несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

проведение анализа состояния условий и охраны труда в организации, внесение предложений профкому по снижению производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, улучшению условий труда и оздоровлению работников.

Права уполномоченного

Для исполнения возложенных на него обязанностей уполномоченный имеет право:

1. Осуществлять контроль в организации (структурном подразделении) за соблюдением требований инструкций, правил и норм по охране труда, локальных нормативных актов.

2. Осуществлять проверки или обследования состояния условий и охраны труда на рабочих местах, выполнения мероприятий, предусмотренных коллективными договорами, соглашениями, а также по результатам расследования несчастных случаев.

3. Принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

4. Получать информацию от работодателя и должностных лиц организации о состоянии условий и охраны труда, а также о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов.

5. Принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приему в эксплуатацию средств производства.

6. Вносить обязательные для рассмотрения должностными лицами организации предложения об устранении нарушений требований охраны труда.

7. Защищать права и законные интересы членов профсоюза по вопросам возмещения вреда, причиненного их здоровью на производстве (работе).

8. Направлять требования должностным лицам о приостановке работ в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью работников.

9. Принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с нарушением требований охраны труда, обязательств, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями, изменениями условий труда.

10. Вносить работодателю, должностному лицу и в профком предложения по проектам локальных нормативных правовых актов об охране труда.

11. Обращаться в соответствующие органы с предложениями о привлечении к ответственности должностных лиц, виновных в нарушении требований охраны труда, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве.

Примечание. Приведенные в данном разделе права (скорее - полномочия) уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда значительно сужены по сравнению с правами, предоставляемыми указанным лицам согласно части 6 ст. 370 ТК РФ. Например, не сказано о том, что уполномоченные (доверенные) лица осуществляют контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; проводят независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников; получают информацию от руководителей и иных должностных лиц организаций, работодателей - индивидуальных предпринимателей о состоянии условий и охраны труда, а также о всех несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях. Этот недостаток текста данного раздела, по нашему мнению, целесообразно устранить в тексте регламента организации об уполномоченном (доверенном) лице профессионального союза.

Порядок организации работы уполномоченного (доверенного) лица по охране труда профессионального союза.

Исполком ФНПР постановлением от 26 сентября 2007 г. N 4-6 утвердил "Методические рекомендации по организации наблюдения (контроля) за состоянием условий и охраны труда на рабочих местах уполномоченными (доверенными) лицами по охране труда профессионального союза", которые устанавливают порядок организации работы по наблюдению за состоянием условий и охраны труда на рабочих местах, а также порядок оформления и использования результатов субъективных наблюдений в организациях, учреждениях, на предприятиях (далее - организация). Обратимся к основным положениям указанных рекомендаций.

Наблюдение за состоянием условий и охраны труда на рабочих местах предусматривает следующие цели:

выявление опасных факторов и рисков, нарушений требований инструкций и правил по охране труда;

доведение информации до работников о существующем риске повреждения здоровья и необходимости принятия мер по защите от вредных и (или) опасных производственных факторов;

снижение количества производственных рисков, способствующих возникновению несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

формирование предложений в план мероприятий по улучшению условий и охраны труда в структурном подразделении, организации.

Оценка уровня вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочем месте в процессе наблюдения осуществляется уполномоченным (доверенным) лицом по охране труда профессионального союза (далее - уполномоченный) субъективно, т.е. в соответствии с его личным мнением.

Уполномоченные могут осуществлять свою деятельность по наблюдению за состоянием условий и охраны труда на рабочих местах во взаимодействии с руководителями и иными должностными лицами организации (структурного подразделения), службой охраны труда и другими службами.

1) Подготовка к проведению наблюдений на рабочих местах.

1. Наблюдение за состоянием условий и охраны труда в организации устанавливается совместным решением (постановлением) выборного профсоюзного органа первичной профсоюзной организации (далее - профком) и работодателя (его представителя), в соответствии с которым определяется необходимый объем рабочих мест, подлежащих наблюдению.

Примечание. При решении вопроса о начале наблюдения, составе и количестве рабочих мест, подлежащих наблюдению, профкому и уполномоченному следует, во-первых, иметь в виду, что согласно ст. 5 Федерального закона "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" профсоюзы независимы в своей деятельности от работодателей. Во-вторых, согласно ч. 6 ст. 370 ТК РФ уполномоченные имеют право осуществлять проверку состояния условий и охраны труда, выполнения обязательств работодателей, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями, независимо от волеизъявления работодателей.

Мнения профкома и работодателя (его представителя) о начале наблюдения, составе и количестве рабочих мест, подлежащих наблюдению, могут не совпадать. В этом случае, по нашему мнению, профком и уполномоченный могут, опираясь на свои права, предоставленные им федеральным законодательством, самостоятельно принять соответствующее решение и провести наблюдение.

2. Методическое руководство и контроль за организацией и проведением наблюдения на всех этапах осуществляется профкомом, старшим уполномоченным по охране труда организации, службой охраны труда.

3. Критерии оценки состояния условий и охраны труда на рабочих местах устанавливаются в порядке, изложенном в Приложении N 1 к настоящим Методическим рекомендациям (приложения к указанным рекомендациям в настоящей работе не приводятся).

4. Для проведения наблюдений формируется справочно-методическая база (технические паспорта оборудования, рекомендации, инструкция по наблюдению, карты наблюдений и др.).

5. Участникам проведения наблюдения за рабочими местами рекомендуется пройти обучение с учетом настоящих Методических рекомендаций, а также специфики и особенностей вида экономической деятельности организации.

Технические инспекторы труда профессиональных (межрегиональных) союзов, территориальных объединений организаций профсоюзов участвуют в обучении уполномоченных и оказывают им методическую помощь в проведении наблюдения за состоянием условий и охраны труда на рабочих местах.

6. Для наблюдения рекомендуется выбирать рабочие места таким образом, чтобы получить максимально достоверное представление об уровне безопасности труда в структурном подразделении. С этой целью необходимо охватывать наблюдением достаточное количество рабочих мест, представляющих разнообразные виды выполняемых работ.

Если же все рабочие места не могут быть охвачены наблюдением, то делается выборка, которая охватывает виды работ с наиболее высоким уровнем профессиональных рисков в структурном подразделении.

7. Для оценки рабочего места определяются его границы, примыкающие к рабочему месту, маршруты движения, а также возможные варианты для спасения и оказания первой помощи пострадавшим при несчастных случаях.

Границу следует определять таким образом, чтобы рабочее место и прилегающее пространство можно было наблюдать с одной точки или небольшой площади.

Например, можно ограничить пространство, которое образуют находящиеся на рабочем месте станок, верстак и примыкающий к рабочему месту стеллаж. Дополнительно к вышеперечисленному необходимо определить, какие станки и устройства (например, станки, сварочные аппараты и т.п.) относятся к оцениваемой площади.

Примечание. В п. 7 не понятно, - зачем для оценки рабочего места определяются его границы, примыкающие к рабочему месту. Не понятно также, почему границу рабочего места следует определять таким образом, чтобы рабочее место и прилегающее пространство можно было наблюдать с одной точки или небольшой площади. По нашему мнению, граница рабочего места определяется его оснащением техническими и иными средствами и организацией труда работника (работников), занятого на данном рабочем месте. Рабочее место можно определить как зону, оснащенную необходимыми техническими средствами, в которой осуществляется трудовая деятельность исполнителя или группы исполнителей, совместно выполняющих одну работу или операцию. Поэтому при определении границ рабочего места не дополнительно к перечисленному, а в первую очередь следует определить, какие станки и устройства к нему относятся.

2.8. Периодичность наблюдений в структурном подразделении устанавливается совместно с ее руководителем, специалистом службы охраны труда и учетом возможностей уполномоченного провести обследование и заполнить карты наблюдений по рабочим местам на участке в течение месяца (квартала).

2) Проведение наблюдений на рабочих местах.

1. Оценка состояния рабочего места производится на выбранном рабочем месте, а запись результатов субъективных наблюдений осуществляется в соответствующих строках и графах карты наблюдений по принципу "хорошо" или "+"/"плохо" или "-" (Приложение N 2).

2. При заполнении карты наблюдений необходимо руководствоваться Инструкцией по наблюдению (Приложение N 3).

Состояние объекта наблюдения (пункт) признается "хорошим", если он отвечает минимальному уровню (по мнению наблюдателя) требований безопасности. Если состояние объекта не соответствует требованиям охраны труда, то ставится отметка "плохо".

Примечание. По нашему мнению, не будет достоверной какая-либо обобщенная оценка состояния условий труда на рабочем месте (ином объекте, пункте наблюдения). Например санитарно-гигиенические условия и травмобезопасность рабочего места отвечают требованиям охраны труда, но рабочих не обеспечивают соответствующими средствами индивидуальной защиты. Поэтому состояние условий труда следует определять по их факторам. Признавать состояние рабочего места хорошим или плохим, по нашему мнению, не имеет смысла, надо зафиксировать имеющие место нарушения требований охраны труда.

Если по какой-либо причине нет возможности оценить данный показатель или методом наблюдения его нельзя определить, то в соответствующей графе карты наблюдений указывается отметка "отсутствует" или "0".

По замеченным недостаткам, при необходимости, можно сразу сделать необходимые записи, так как позже трудно вспомнить, какого показателя касались отметки "минус".

Отметки по безопасности при работе на оборудовании ставятся отдельно по каждому станку (устройству), который находится на рабочем месте; таким образом, в каждой графе может быть несколько отметок.

3. По нарушениям требований охраны труда, не терпящим отлагательства, уполномоченным вносятся руководителю подразделения по установленной форме предложения об устранении выявленных нарушений требований охраны труда.

Примечание. При этом следует иметь в виду, что согласно ч. 6 ст. 370 ТК РФ уполномоченное (доверенное) лицо по охране труда профсоюза имеет право предъявлять работодателю (его представителю, если работодатель является юридическим лицом) требования о приостановке работ в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью работников.

4. Уполномоченным заполняется карта по одному рабочему месту, после чего можно перейти к следующему рабочему месту. При определенном опыте уполномоченный затрачивает на обследование одного рабочего места до 10-15 минут.

5. Карта наблюдений оформляется на каждое рабочее место, подлежащее обследованию.

После оценки производится подсчет пунктов "хорошо" и "плохо" и выводится коэффициент безопасности, характеризующий уровень безопасности наблюдаемого рабочего места (рабочей зоны).

Коэффициент безопасности (К) рассчитывается по формуле:

Примечание. Из приведенного текста не следует, какое практическое значение имеет данный коэффициент, который не дает ответа на вопрос, что конкретно необходимо сделать для того, чтобы привести условия труда на рабочих местах в соответствие с нормативными требованиями охраны труда.

6. Для получения достоверной информации (результата) о состоянии условий и охраны труда оценку следует производить, как минимум, на 5-8 рабочих местах.

7. На основании данных наблюдений уполномоченным оформляется протокол результатов наблюдения по каждому рабочему месту (Приложение N 4).

8. При наличии непосредственной угрозы жизни и здоровью работника, выявленной при обследовании рабочих мест, уполномоченный информирует непосредственного руководителя работ, старшего уполномоченного об имеющейся опасности и вносит предложение о приостановке работы на опасном участке.

Примечание. Не вносит предложение, а предъявляет требование согласно ч. 6 ст. 370 ТК РФ.

9. Заполненные карты наблюдений уполномоченным передаются в службу охраны труда, где специалистами этой службы, методом суммирования данных по всем рабочим местам, определяется уровень безопасности в структурном подразделении.

Примечание. По нашему мнению, указанные карты уполномоченный должен передать профкому, который по результатам наблюдения внесет работодателю (его представителю) соответствующие предложения по проведению условий и охраны труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда.

10. Регулярное проведение обследований позволяет наблюдать изменение уровня безопасности труда в динамике. При нормально налаженной системе информации, например, с использованием стендов "Охрана труда", каждый работник имеет возможность видеть, как меняется уровень безопасности на его рабочем месте.

3. Реализация результатов наблюдения.

1. По результатам проведенных уполномоченными наблюдений службой охраны труда осуществляется прогнозирование возможных причин травм и путей улучшения состояния условий труда.

Примечание. По нашему мнению, на возможность несчастных случаев должен указать уполномоченный, упираясь на установленные им факты нарушения требований охраны труда. Что же касается "улучшения" состояния условий труда, то это обязанность администрации организации.

2. Мероприятия по устранению нарушений требований охраны труда, связанные с затратами финансовых средств и (или) требующие времени для приведения их в соответствие требованиям охраны труда, вносятся выборным профсоюзным органом в план мероприятий (соглашение) по улучшению условий и охраны труда в организации с указанием сроков, источников финансирования и ответственных лиц.

Примечание. По нашему мнению, в текст данного пункта следует внести коррективы. Во-первых, план и соглашение по улучшению условий труда - это не одно и то же. План утверждается работодателем (его представителем). Профком со своей стороны может внести свои предложения по плану. Учтет их работодатель (его представитель) или не учтет, - зависит от указанных лиц. Что же касается соглашения, то оно принимается обеими сторонами - работодателем (его представителем) и профкомом на основе консенсуса. Во-вторых, определение источников финансирования работ по совершенствованию условий и охраны труда относится к компетенции работодателя (его представителя). Профком интересует объем выделяемых работодателем (его представителем) средств с точки зрения, - достаточен ли он для выполнения указанных плана или соглашения.

3. Уполномоченный осуществляет контроль за своевременным выполнением мероприятий, включенных в годовой план по улучшению условий и охраны труда по конкретному подразделению.

4. Служба охраны труда, уполномоченный информируют работников подразделения о состоянии условий и охраны труда в подразделении и на рабочих местах, а также об устранении нарушений требований охраны труда, выявленных на рабочих местах в процессе наблюдений.

Информацию о принятых мерах по результатам наблюдений рекомендуется вывешивать на стенде "Охрана труда" или информационных стендах на участке, в подразделении, организации.

5. Результаты наблюдений могут быть использованы при разработке локальных нормативных актов организации, связанных с выплатой работникам стимулирующих надбавок в зависимости от уровня безопасности в подразделении и организации в целом.

Примечание. Во-первых, речь в п. 5, по нашему мнению, должна идти не о стимулирующих надбавках, а о компенсациях за работу на работах с вредными и (или) опасными условиями труда. К этим компенсациям относятся: выдача работникам молока или лечебно-профилактического питания, повышенная оплата труда, дополнительный отпуск, сокращенный рабочий день. Образно говоря, компенсации устанавливаются за определенные в установленном порядке тяжесть, вредность и опасность труда, но не в зависимости от субъективно установленного уполномоченным уровня безопасности труда, тем более, что не дано определение этого понятия.

Во-вторых, в п. 5 как бы между делом, мимоходом, затронут весьма важный для многочисленных работников не урегулированный полностью государством вопрос об установлении указанных компенсаций. Поэтому к вопросу об установлении дополнительных компенсаций, тем более отмене их, что может последовать при применении п. 5, следует относиться весьма осмотрительно.

В-третьих, в приведенном в п. 5 случае речь может идти только о повышении уже установленных компенсаций или об установлении дополнительных компенсаций согласно ч. 2 ст. 219 ТК РФ.