На сколько избирается президент. Каков порядок избрания президента рф

Почему «легитимен» третий срок Президента России? Почему выдвижение на третий срок В.В. Путина законно? Сегодня вокруг этого немало спекуляций. Эксперты «пляшут» исключительно вокруг Конституции России, весьма вольно её толкуя, но забывая, что существуют еще и федеральные законы, где конкретно указанно - кто, когда и сколько раз имеет право выдвигать свою кандидатуру на должность Президента России.

Первую часть заметки, посвященную разбору доводов А. Илларионова, смотреть

Рассмотрим юридическую сторону дела о третьем сроке Президента России. Строго говоря, вышеупомянутая формулировка ч. 3 ст. 81 препятствует исключительно избранию Президента России на третий (и более) срок подряд . Если даже создатели Конституции и хотели запретить избираться на должность Президента более двух сроков (причём второй - только подряд после первого), то норму они сформулировали исключительно криворуко. Правило построено таким образом, что оно не запрещает избираться и на третий и т.д. - если только не подряд. Доводы в стиле того, «что если бы это было можно, так и было бы написано» - с юридической точки зрения наивны.

Если попытаться нормально реализовать эту мысль, то норма должна была бы выглядеть так: «Одно и то же лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации более двух сроков». Или: «Одно и то же лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации более двух сроков. Повторное переизбрание допускается не более одного раза». Ещё лучше: «Одно и то же лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации более двух сроков. Повторное переизбрание допускается после истечения первого срока полномочий. Третье переизбрание (избрание на третий срок) не допускается». Ничего этого, как видим, нет.

Прекрасно, что для иллюстрации своей аргументации Андрей Николаевич Илларионов привёл цитаты из трёх зарубежных конституций. Стоит отметить, что французская формулировка о количестве сроков появилась совсем недавно - и она действительно аналогична нашей, следовательно имеет те же недостатки. А вот немецкую и австрийскую формулировки, если кто-то действительно хотел запретить быть Президентом России третий срок - стоило бы заимствовать. Обратите внимание, что эти формулировки разрешают переизбираться только один раз подряд - а это несколько иное, чем «более двух сроков подряд». Да вот было ли такое желание у создателей Конституции 1993 г.?

Эти цитаты ценны и в том отношении, что частично ликвидируют правовой ликбез среди целевой аудитории того же «Эха Москвы». Припоминается спор Романа Александровича Доброхотова и Владимира Николаевича Плигина в 15-ю годовщину принятия Конституции. Тогда г-н Доброхотов с пеной у рта доказывал, что увеличение срока полномочий Президента России с 4 до 6 лет - это типа «движение в сторону Азии, а не Европы».

Андрей Николаевич Илларионов наносит ответный удар : Франция - срок полномочий 5 лет (до недавнего времени был вообще 7); Австрия - 6 лет; Германия - 5 лет.

Правда, вот чего непонятно. Если что, например, Германия - это парламентская республика, и Президент там избирается Федеральным собранием. Во Франции и России, скажем, президенты избираются всенародно. Так с какой стати А.Н. Илларионов проводит между ними параллели, но игнорирует, допустим, английскую королеву? Вопрос, как сказал бы Хэлл, непраздный. Кстати, имеется ещё одна известная и справедливо любимая многими нашими согражданами европейская страна - Италия. «Отчего-то» и она не упоминается.

Ещё интересное. Вот типичный евробюрократ Ги Верховстадт разорялся на тему того, что «существует только одна идея демократии». Смиримся с тем, что указанный персонаж, похоже, в руках не держал учебника по политологии. Но, полюбуйся, честной народ на картину: там королева, которую никто не избирает, тут президент, который в одной стране избирается парламентом, а в другой - всеми гражданами, но по разным системам и с разными ограничениями, на разные сроки. Но «идея одна». Так-то!

Вернёмся к нашей Конституции.

Действующая Конституция России крайне лаконична по многим принципиально важным вопросам, и, подчеркну ещё раз - в части положений исключительно криворуко написана.

Отмечаю это с сожалением, как гражданин России. Сказанное, естественно, ни в малейшей степени не означает возможности не соблюдать требования Конституции. В заметке специально подчёркивается необходимость строго выполнять указанные требования. Недостатки Конституции должны устраняться легальным путём.

Поэтому во многих спорных случаях необходимо обращаться к конкретизирующим Конституцию законам, либо - непосредственно к решениям Конституционного Суда Российской Федерации, который, напомню - в соответствии с ч. 5 ст. 125 Конституции является единственным государственным органом Российской Федерации, который наделён правом официального толкования Конституции России.

Характерно и то, что когда Конституция принималась, и почти два десятка лет действовала, по обсуждаемому вопросу как-то не намечалось широкой общественной дискуссии. Вот напомню манеру поведения в подобных ситуациях Бориса Николаевича Ельцина.

1. Был избран в 1991 г. Президентом РСФСР (впоследствии - РФ) в соответствии с изменённой Конституцией РСФСР и законодательством.

2. В 1992 г. окончательно вошёл в противостояние с законно избранным парламентом РСФСР - Верховным Советом.

3. Своим Указом, который и сегодня является объектом неистового поклонения отечественных «демократов»:

Отменил Конституцию (правда, не полностью - только то, что противоречило Указу - т.е. чуть менее, чем полностью), распустил парламент (не имея на то полномочий);

Назначил выборы в новый парламент и голосование по принятию новой Конституции;

Сам же утвердил порядок проведения этих выборов и этого голосования, ни в малейшей степени не имеющих отношения к действующему на тот момент законодательству (вот, смотрите и учитесь, как строится правовое государство!);

И это ещё не всё - в «Заключительных и переходных положениях» выносимого на всенародное голосование проекта Конституции (раздел второй, ч. 3) содержится замечательная норма: «Президент Российской Федерации, избранный в соответствии с Конституцией (Основным Законом) Российской Федерации - России, со дня вступления в силу настоящей Конституции осуществляет установленные ею полномочия до истечения срока, на который он был избран».

Разъясняю смысл. То есть, Борис Николаевич Ельцин, ликвидировав систему органов государственной власти, существовавшую по Конституции 1978 г., лично для себя (в отличие от всех остальных органов власти - законодательных, исполнительных и судебных), продлил действие данной Конституции до 1996 г. - т.е. до срока истечения своих пятилетних полномочий в соответствии с «неправильной» и «негодной» Конституцией., которую он «демократично» отменил указом.

Есть и другие занятные моменты. Вновь напомню - органы всех ветвей власти России после принятия Конституции России 1993 г. прошли серьёзное переформирование, кроме Президента. Что бросается в глаза?

1. Различие в статусе Президента и парламента по Конституции 1978 г. и 1993 г. Любой желающий может невозбранно ознакомиться и приобщиться. Очевидно, скажем так, серьёзнейшее усиление Президента и в той же степени ослабление парламента. При этом новый парламент прошёл процедуру выборов, а тогдашний Президент (под которого и писался проект новой Конституции) снисходительно наблюдал за «этой демагогией». По новой Конституции появляется новый Президент с новыми полномочиями, новый парламент - с новыми полномочиями.

Но - при этом парламент избирается действительно новый, а Президент остаётся тот же самый. Причём избиратели за него с его обновленным статусом, новым набором полномочий не голосовали, но он всё это получил. Зато западная общественность аплодировала!

2. Напомню о вышецитированной ч. 3 раздела второго Конституции 1993 г., в соответствии с которой Б.Н. Ельцин продлил действие норм Конституции 1978 г. (но только частично - о сроке своих полномочий). Что характерно, продлённой оказалась именно норма Конституции 1978 г., которая устанавливала 5-летний срок президентских полномочий по сравнению с тогдашним 4-летним по Конституции 1993 г. Думаю, жуткое стечение обстоятельств.

Ещё доставляющий момент - данная норма содержалась в проекте Конституции. Проект был вынесен на всенародное голосование 12 декабря 1993 г. Чтобы вступить в действие, эта норма, как и все остальные нормы Конституции, должна была получить более 50 % процентов голосов участников голосования при условии участия более 50% зарегистрированных избирателей. Если учесть уровень знакомства тогдашнего состава избирателей с текстом проекта Конституции, то предположить, сколько людей прочитали ч. 3 раздела второго (напомню, ещё есть преамбула и девять глав первого раздела) - можно вполне предсказуемо.

Таким образом, избегая новых выборов , Борис Николаевич путём всенародного голосования граждан получил полномочия на новой должности с новым статусом (на которую его никто не избирал в условиях конкуренции кандидатов).

Вот, если кто не в курсе, продление своих полномочий для должностного лица без выборов путём референдума в западной юридической теории считается безошибочным признаком авторитаризма и диктатуры.

Теперь уместно вспомнить, как себя вели современные «оппозиционеры» в тот период - ну речь, конечно, о тех, кто тогда уже в политике активно участвовал. Персонажи типа Немцова, Рыжкова, Касьянова и Кудрина либо аплодировали этой ситуации: «Так их, комуняк. Конституция плохая, а раз так - нечего и церемониться», либо сидели ровно. Борцы поколением помладше - примерно моего возраста, или плюс-минус пару лет, похоже, в это время занимались более интересными вещами, чем политика, и имеют соответствующие познания.

По уровню осведомлённости «несгибаемых оппозиционеров» в высказываемых мнениях получается то же самое:

Вариант 1 - «благословенные 90-е» (когда, если что, парламентская демократия душилась на корню );

Вариант 2 - «а я ничего не знал».

Ценность и того, и другого мнения очевидна.

Есть, правда, и третий вариант - «во всём виноват Путин». Это, кстати, ноу-хау отечественных псевдолибералов конца нулевых годов. Они делают вид, что Ельцин никогда не существовал (либо был «старый добрый дедушка», который никакого отношения к принятию суперпрезидентской Конституции 1993 г. не имел, никого из танков не расстреливал).

Вот сам перечитал и ужаснулся - неужели «кровавый Путен» такой хороший? Как социалист не могу согласиться со многим в его политике, но на ум, всё же, приходит следующее:

Где финты, подобные ельцинским, с Конституцией?

Где стрельба из танков по парламенту?

Что за неэффективное желание выборы каждый раз проводить? А как же танки? А как же призывы «раздавить гадину» и прочие псевдолиберальные проявления уважения к чужому мнению?

Напоследок ещё одна справка для поборников законности.

Ч.1: Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации» 2003 г. (п.5 ст. 3) не исключает избрания Президентом гражданина РФ на третий срок (но не подряд).

Представителям рукопожатных кругов это, конечно, читать не обязательно - они и без чтения всяких законов знают их лучше нас, убогих. Понятно, что это моё тупорылое необъективное мнение подкупленного за 500 р. «путиноида». По классификации Ю. Латыниной, я есмь «быдло, люмпен». Падаю на колени перед «креативным классом».

Ч.2: «Конституционный Суд Российской Федерации по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, органов законодательной власти субъектов Российской Федерации дает толкование Конституции Российской Федерации».

Поясняю для тех, кому не нравится практика применения части 3 статьи 81 - инициируйте через один из указанных органов власти запрос в Конституционный Суд (напрямую граждане не могут этого делать - ещё один привет авторам ельцинской Конституции J ).

Всё остальное - кухонные рассуждения «экспертов» под пивко. В 1998 г., кстати, Конституционный Суд уже выносил определение по части 3 статьи 81 Конституции, хотя и по другому вопросу, так что дорожка проторена.

Вперёд, неравнодушные!

Дмитрий Белявский

Третий срок В.В. Путина легитимен | Сколько раз можно избираться Президентом РФ | ФЗ О выборах Президента РФ | Выборы-2012| Выборы Президента России

Последняя редакция Статьи 81 Конституции РФ гласит:

1. Президент Российской Федерации избирается сроком на шесть лет гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании*(14).

2. Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет.

3. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации более двух сроков подряд.

4. Порядок выборов Президента Российской Федерации определяется федеральным законом.

Комментарий к Ст. 81 КРФ

1. Конституция 1993 г. установила четырехлетний срок полномочий Президента РФ (до ее принятия он составлял пять лет). В Послании Президента РФ Федеральному Собранию от 5 ноября 2008 г. было предложено увеличить срок президентских полномочий до шести лет, а Государственной Думы - до пяти лет. Соответствующая поправка была внесена в Конституцию на основе Закона РФ о поправке к Конституции РФ "Об изменении срока полномочий Президента Российской Федерации и Государственной Думы", проект которого был рассмотрен в соответствии со ст. 136 Конституции и одобрен в ноябре-декабре 2008 г. Государственной Думой, Советом Федерации и законодательными органами субъектов РФ. Предусмотренные поправкой сроки полномочий распространяются на Президента и Государственную Думу, которые будут избраны после вступления данного Закона в силу.

Увеличение срока полномочий обосновывалось прежде всего тем, что оно позволит Президенту и Государственной Думе не только определить направление дальнейшего развития страны и начать осуществление намеченных целей, но и во многом реализовать задуманное в течение одного срока полномочий. Тем самым повышается ответственность главы государства и парламента перед гражданами и обществом в целом за результаты своей деятельности. Установление более продолжительного срока полномочий Президента по сравнению со сроком полномочий Государственной Думы связывалось с необходимостью стабильного, поступательного развития страны и преемственности государственной политики.

Исчисление конституционного срока полномочий Президента ведется со дня вступления его в должность. Начало исполнения полномочий знаменуется принесением торжественной присяги вновь избранным Президентом (см. комм. к ст. 92).

День голосования на выборах нового Президента назначается Советом Федерации. Таким днем является второе воскресенье месяца, в котором проводилось голосование на предыдущих общих выборах Президента. При досрочном прекращении исполнения полномочий Президентом днем голосования является последнее воскресенье перед днем, когда истекают три месяца со дня досрочного прекращения исполнения им своих полномочий (ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации", ст. 5//СЗ РФ. 2003. N 2. Ст. 171; 2005. N 30. Ст. 3104; 2006. N 31. Ст. 3427).

Президент избирается гражданами России на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Гражданин РФ может избирать и быть избранным на пост Президента России независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, или граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда (ч. 3 ст. 32 Конституции).

Федеральные законы "О выборах Президента Российской Федерации" и "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (СЗ РФ. 2002. N 24. Ст. 2253; 2005. N 30. Ст. 3104; 2007. N 1. Ст. 37) содержат ряд норм об иных ограничениях пассивного избирательного права при выборах Президента, в том числе норму о том, что гражданин РФ, имеющий гражданство иностранного государства либо обладающий правом на постоянное проживание на территории иностранного государства, не имеет права быть избранным Президентом РФ; не имеет такого права и гражданин РФ, занимающий должность Президента РФ второй срок подряд; запрещается регистрация в качестве кандидата в Президенты гражданина, в отношении которого вступил в силу приговор суда о лишении его права занимать государственные должности в течение определенного срока, если голосование состоится до истечения этого срока. Закон запрещает избираться на пост Президента гражданину, осужденному к лишению свободы за совершение тяжкого и (или) особо тяжкого преступления, осужденному за совершение преступления экстремистской направленности и имеющему на день голосования на выборах неснятую и непогашенную судимость, а также гражданину, подвергнутому административному наказанию за административное правонарушение, выражающееся в пропаганде нацистской символики.

Участие в выборах Президента является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на избирателей с целью принудить их к участию или неучастию в выборах, а также препятствовать свободному волеизъявлению; исключается возможность какого-либо контроля за волеизъявлением гражданина. ФЗ от 26 апреля 2007 г. отменил требование о явке на выборы Президента не менее чем половины избирателей для признания таких выборов состоявшимися (СЗ РФ. 2007. N 18. Ст. 2118).

Право избирать Президента, а также участвовать в выдвижении кандидатов на должность Президента, в предвыборной агитации, наблюдении за проведением выборов и работой избирательных комиссий, включая установление итогов голосования и определение результатов выборов, а также в осуществлении других избирательных действий в порядке, установленном законом, имеют граждане РФ, достигшие на день голосования 18 лет.

Необходимо отметить существенное изменение нормативного регулирования в сфере выдвижения кандидатов в Президенты по сравнению с периодом проведения выборов Президента, состоявшихся 14 марта 2004 г. В тот период право выдвижения кандидатов принадлежало избирателям, избирательным объединениям и избирательным блокам. В соответствии с действующим избирательным законодательством кандидат на должность главы государства может быть выдвинут лишь политической партией и в порядке самовыдвижения при условии поддержки самовыдвижения группой избирателей. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление регистрации политических партий, составляет список политических партий, имеющих законное право принимать участие в выборах Президента, публикует данный список в общероссийских государственных периодических печатных изданиях, размещает его в сети Интернет, а также направляет его в Центральную избирательную комиссию (ст. 6, 29, 34-36 ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации").

Подготовку и проведение выборов Президента осуществляют Центральная избирательная комиссия РФ, другие избирательные комиссии, образуемые в соответствии с законом.

Избранным считается кандидат, который получил более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании; данное число определяется по числу избирательных бюллетеней, обнаруженных в ящиках для голосования.

Официальное опубликование результатов выборов Президента, а также данных о числе голосов избирателей, полученных каждым из зарегистрированных кандидатов, осуществляется Центральной избирательной комиссией в течение трех дней со дня подписания ею протокола о результатах выборов.

2. Конституцией и на ее основе ФЗ "О выборах Президента РФ" установлены дополнительные условия приобретения гражданами пассивного избирательного права - Президентом РФ может быть избран лишь гражданин не моложе 35 лет, постоянно проживающий в России не менее 10 лет. Конституция РСФСР 1978 г. (в ред. Закона от 24 мая 1991 г.) устанавливала также требование о максимальном возрасте для избрания гражданина Президентом. Этот возраст составлял 65 лет. Действующая Конституция эту норму не воспроизводит.

Конституция не выдвигает требования о том, чтобы кандидат в президенты был гражданином Российской Федерации по рождению. Понятие "постоянно проживающий" означает, что, во-первых, кандидат в президенты должен постоянно жить в России не менее указанного срока; во-вторых, этот срок должен быть непрерывным, т.е. отрезки времени менее 10 лет не могут суммироваться. Требование постоянного проживания, разумеется, не исключает командировок и краткосрочных выездов в зарубежные государства.

Гражданин РФ, проживающий или находящийся в период подготовки и проведения выборов Президента за пределами территории России, обладает на выборах равными правами с иными российскими гражданами. Вместе с тем, как об этом уже говорилось, Закон запрещает гражданину РФ, имеющему гражданство иностранного государства либо право на постоянное проживание на территории иностранного государства, избираться на пост Президента РФ.

Все зарегистрированные кандидаты на должность Президента имеют равные права и несут равные обязанности. Со дня регистрации кандидат, находящийся на государственной или муниципальной службе либо работающий в средствах массовой информации, на время участия в выборах освобождается от должностных или служебных обязанностей и не вправе использовать преимущества своего служебного положения. Президент РФ, баллотирующийся на второй срок, вправе продолжать выполнять свои полномочия, при этом соблюдение установленных законом ограничений не должно препятствовать осуществлению президентских полномочий.

ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации" предоставляет кандидату в президенты ряд гарантий, в том числе материального характера, обеспечивающих его независимость. Зарегистрированный кандидат не может быть привлечен к уголовной ответственности, арестован или подвергнут в судебном порядке административному наказанию без согласия Генерального прокурора РФ. Кандидат не может быть по инициативе администрации (работодателя) уволен с работы, со службы, отчислен из образовательного учреждения или без его согласия переведен на другую работу, в том числе в другую местность, а также направлен в командировку, призван на военную или альтернативную гражданскую службу и военные сборы.

3. Положение ч. 3 комментируемой статьи ограничивает продолжительность пребывания федерального Президента на своем посту, устанавливая, что одно и то же лицо не может занимать должность Президента более двух сроков подряд.

В процессе разработки и принятия Конституции возникал вопрос о правопреемстве президентской власти по отношению к сформированной в соответствии с прежней Конституцией и о допустимости признания сроков полномочий Президента, избранного по ранее действовавшей Конституции, в качестве начала срока полномочий Президента по новой Конституции. В общей форме проблема была урегулирована в п. 3 раздела второго "Заключительные и переходные положения" Конституции, предусмотревшем, что Президент, избранный в соответствии с Конституцией (Основным законом) Российской Федерации, со дня вступления в силу действующей Конституции осуществляет установленные ею полномочия до истечения срока, на который он был избран.

Эта норма во взаимосвязи с положением ч. 3 рассматриваемой статьи была предметом рассмотрения Конституционного Суда по запросу Государственной Думы о толковании Конституции. В Определении Суда от 5 ноября 1998 г. N 134-О о прекращении производства по данному делу в связи с отсутствием неопределенности в понимании названных норм указывается, что два срока полномочий подряд, о чем идет речь в ч. 3 анализируемой статьи, составляют конституционный предел, превышения которого Конституция, включая п. 3 ее раздела второго "Заключительные и переходные положения", не допускает; имеющий переходный характер данный пункт раздела второго Конституции в июне - июле 1996 г. был исчерпан и в дальнейшем регулятором общественных отношений служить не может (п. 4 мотивировочной части//СЗ РФ. 1998. N 46. Ст. 5701).

Положение ч. 3 комментируемой статьи преследует цель конституционного обновления руководства государством и направлено против возможного установления режима авторитаризма. Вместе с тем названная норма не запрещает одному и тому же лицу избираться на пост президента неоднократно, но с перерывом - после пребывания на данном посту два срока подряд. Президент, досрочно прекративший свои полномочия в связи с обстоятельствами, перечисленными в ч. 2 ст. 92 Конституции, не может быть выдвинут кандидатом на выборах, назначенных в связи с такими обстоятельствами.

4. Законодательство о выборах Президента РФ составляют Конституция, ФЗ от 11 июля 2001 г. "О политических партиях" (СЗ РФ. 2001. N 29. Ст. 2950; 2002. N 12. Ст. 1093; 2005. N 30. Ст. 3104; 2007. N 1. Ст. 37), ФЗ от 12 июня 2002 г. "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (СЗ РФ. 2002. N 24. Ст. 2253; 2005. N 30. Ст. 3104; 2007. N 1. Ст. 37), ФЗ от 10 января 2003 г. "О выборах Президента Российской Федерации" (СЗ РФ. 2003. N 2. Ст. 171; 2005. N 30. Ст. 3104; 2006. N 31. Ст. 3427), иные федеральные законы, в том числе о федеральном бюджете, включающие положения о расходах на избирательную кампанию (СЗ РФ. 2006. N 52. Ст. 5504).

Федеральными законами устанавливаются основные принципы проведения избирательной кампании, регулируется организация выборов путем создания системы избирательных комиссий, предусматриваются статус избирателей, порядок их включения в избирательные списки, порядок участия в выборах политических партий, регулируются отношения по выдвижению и регистрации кандидатов на должность Президента, их равный статус, вопросы информирования избирателей и предвыборной агитации, финансирования выборов, устанавливаются порядок голосования и определения результатов выборов, порядок обжалования нарушений избирательных прав и указывается на ответственность за нарушение законодательства о выборах, а также определен порядок вступления в должность Президента.

  • Вверх

1. Президент Российской Федерации избирается сроком на шесть лет гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании*(14).

2. Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет.

3. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации более двух сроков подряд.

4. Порядок выборов Президента Российской Федерации определяется федеральным законом.

Комментарий к Статье 81 Конституции РФ

1. В данной статье устанавливаются общие принципы занятия и последующего замещения должности Президента РФ в соответствии с Конституцией. Частью 1 комментируемой статьи определено: лицо на эту должность может быть избрано только гражданами РФ; такое избрание может считаться легитимным, если оно осуществляется на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании; избрание лица Президентом РФ на срок - шесть лет.

Первые выборы Президента РФ в соответствии с действовавшей нормой Конституции состоялись в 1996 г., последующие - в 2000 г., 2004 г. и 2008 г. на срок четыре года. Согласно п. 3 раздела второго "Заключительные и переходные положения" установленные ею полномочия Президента до истечения срока (пять лет), на который он был избран (в 1991 г.), осуществлял Президент РФ, избранный в соответствии с Конституцией (Основным Законом) Российской Федерации - России.

Настоящая редакция ч. 1 о шестилетнем сроке полномочий Президента РФ вместо существовавшего с 1993 г. четырехлетнего срока приведена в соответствие с Законом РФ о поправке к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ "Об изменении срока полномочий Президента Российской Федерации и Государственной Думы", вступившим в силу со дня его опубликования 31 декабря 2008 г. (РГ. 2008. 31 дек.).

Применяется в отношении Президента РФ, избранного после вступления в силу названного За кона.

Каждый гражданин РФ, достигший 18 лет, вправе избирать Президента РФ. Гражданин РФ может избирать и быть избранным Президентом РФ независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, какой-либо партии. Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда (см. комментарии к ст. 19, 32, 60).

Каждый избиратель в выборах Президента имеет один голос, участвует в выборах на равных с другими избирателями основаниях, голосует лично путем подачи бюллетеня. Должна обеспечиваться тайна голосования.

Назначение выборов Президента, включая досрочные выборы, - обязанность Совета Федерации (см. ).

Вопросы о досрочном прекращении, как и продлении срока полномочий Президента, а также о проведении досрочных выборов Президента либо о перенесении сроков проведения таких выборов не могут быть вынесены на референдум (п. 2 ч. 5 ст. 6 Закона о референдуме).

Согласно позиции Конституционного Суда РФ, по смыслу ч. 1 ст. 81 Конституции РФ, в ней выражены общие принципы, лежащие в основе реализации конституционного права гражданина РФ избирать и быть избранным на подлинно свободных выборах во все органы народного представительства (см. Постановление КС РФ от 22.01.2002 N 2-П*(952)).

Первое - наличие гражданства РФ без указания оснований его приобретения. В практике выборов в Российской Федерации не было фактов регистрации кандидатов и, соответственно, избрания Президентом России лица, имеющего двойное и множественное гражданство.

Второе - ограничение права гражданина РФ, не достигшего возраста 35 лет, быть избранным Президентом РФ, что может рассматриваться как минимальный возрастной ценз для занятия этой должности. При этом Конституция не предусматривает предельного возрастного ценза для занятия должности Президента.

Третье - постоянное проживание гражданина, избранного Президентом, т.е. на момент избрания, в России не менее 10 лет. Постоянное проживание (за исключением, естественно, командировок, визитов, других кратковременных поездок в зарубежные страны) можно понимать как непрерывное проживание на территории Российской Федерации.

Конституция не содержит формулы "кандидат на должность Президента Российской Федерации", но исходя из указанных конституционных положений, они (кандидаты) имеют равные права (гарантии) и несут равные обязанности. Президент, баллотирующийся на второй срок, как и лицо, временно исполняющее обязанности Президента, вправе продолжать выполнять свои полномочия и в период избирательной кампании.

3. Конституционное ограничение, устанавливаемое в ч. 3 комментируемой статьи, а именно запрет одному и тому же лицу занимать должность Президента более двух сроков подряд, учитывает как длительный опыт развития отечественной (в том числе "советской") государственности, так и опыт зарубежных стран. Поскольку в Российской Федерации признается политическое многообразие и многопартийность, данное ограничение следует также соотносить с режимом "президентской республики", обусловленным как нормами действующей Конституции, так и практикой их реализации.

Утверждение принципа ограниченности во времени президентской власти двумя конституционными сроками означает и реальные ограничения этой власти: власть, ограниченная во времени, естественно, не может быть абсолютной (полной), она в силу уже самой Конституции оказывается ограниченной во всех своих проявлениях.

Учитывая положение Президента как "первого" должностного лица, главы государства, имеющего мандат в силу избрания его многонациональным народом Российской Федерации и широкие конституционные полномочия в вопросах внутренней и внешней политики, занимающего особое место в системе разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, ограничение занятия должности Президента двумя сроками, периодические выборы (раз в шесть лет) Государственной Думы - палаты парламента Российской Федерации, норма ч. 3 статьи 81 Конституции Российской Федерации служит гарантией политического развития России, реализации права граждан на участие в управлении делами государства, появления новых политических лидеров, воспрепятствованию несменяемости (воспроизводству) персонального состава государственного аппарата и установлению режима личной власти (см. комментарии к ст. 10, 11, 13, 32, ч. 4 ст. 78, ст. 80, 83-89). Следует также иметь в виду, что в сфере кадровых полномочий Президента - формирование Правительства, Администрации Президента, федерального корпуса судей, руководителей исполнительной власти в субъектах РФ, прокуратуры, Следственного комитета, Центрального банка РФ и многих других финансовых и экономических структур, ключевые назначения в системах обороны и безопасности, правоохранительных органах, назначение и отзыв дипломатических представителей РФ и других должностных лиц, т. е. решение (участие в решении) десятков тысяч кадровых вопросов.

Президент имеет право председательствовать на заседаниях Правительства РФ (см. ), а по совокупности конституционных полномочий - осуществлять руководство Правительством (см. комментарии к статьям гл. 4). При этом в Конституции нет прямой характеристики Правительства как высшей исполнительной власти в стране во главе с Председателем Правительства (см. комментарии к ст. 10, ч. 2 ст. 11, ч. 4 ст. 78, гл. 6 - ст. 110-117). Председатель Правительства определяет основные направления деятельности и организует его работу (), однако в Конституции нет формулы, что Председатель Правительства руководит Правительством. Вместе с тем в числе конституционных функций Правительства - осуществление мер по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики (). Определение же основных направлений внутренней и внешней политики государства - конституционное полномочие Президента ().

Комментируемое положение во взаимосвязи с п. 3 раздела второго "Заключительные и переходные положения" Конституции являлось предметом публичного рассмотрения Конституционного Суда по запросу Государственной Думы о толковании Конституции. Суд установил, что два срока полномочий подряд, о чем идет речь в ч. 3 ст. 81 Конституции, составляют конституционный предел, превышения которого Конституция не допускает. Имеющий переходный характер п. 3 раздела второго Конституции был исчерпан и в дальнейшем регулятором общественных отношений служить не может. Принципиальна также констатация Суда, что сам Президент (на тот момент - Б.Н. Ельцин), являясь согласно ч. 2 ст. 80 Основного Закона гарантом Конституции и прав граждан, неоднократно публично заявлял, что на очередных выборах не будет баллотироваться на должность Президента на следующий срок полномочий, ибо это было бы нарушением Конституции, и что он не намерен добиваться ее изменения ради выдвижения своей кандидатуры. Конституционный Суд производство по делу о толковании указанных положений Конституции прекратил в связи с отсутствием неопределенности в их понимании (Определение КС РФ от 05.11.1998 N 134-О*(953)).

При досрочном прекращении исполнения Президентом своих полномочий по основаниям, указанным в , толкование которой также дано Конституционным Судом, проводятся выборы нового Президента в соответствии с Конституцией (Постановление КС РФ от 06.08.1999 N 10-П*(954)).

Президент является постоянно действующим органом государственной власти и осуществляет свои полномочия как единоличный глава государства (ч. 1 ст. 11, ч. 1 ст. 80, ч. 1 ст. 81). Конституция устанавливает, что никто не может присваивать власть в Российской Федерации; захват власти или присвоение властных полномочий . Следовательно, никто не может присваивать властные полномочия Президента, осуществляемые им единолично (Постановление КС РФ от 11.08.2000 N 12-П*(955)).

В Российской Федерации до 2008 г. не было случая, когда бы Президент по истечении срока полномочий сразу же занимал должность Председателя Правительства РФ, т.е. "вторую" по значимости конституционную должность. Не знают такой практики и большинство зарубежных государств. Конституция и вся практика ее реализация до 2007-2008 гг., как уже было отмечено, убедительно свидетельствовали о действии в России режима президентской республики.

Последующие события: формирование Государственной Думы только на партийной основе, наличие во главе партийного списка на первых пропорциональных выборах действующего Президента РФ - не члена партии, последующее избрание съездом этой партии того же лица лидером (председателем) партии, концентрация в руках одной партии конституционного большинства в Думе, выдвижение и назначение с согласия Государственной Думы новым Президентом РФ прежнего Президента на пост Председателя Правительства, наличие большинства членов правящей партии в верхней палате - Совете Федерации, безусловное доминирование (до 75%) членов правящей партии среди глав исполнительной власти субъектов РФ, равно как и большинство членов и сторонников этой партии более чем в 2/3 парламентов субъектов РФ, - вызвало дискуссию о возможной трансформации Российской Федерации без изменения действующей Конституции из президентской республики в парламентско-президентскую и даже в парламентскую республику.

После вступления в должность нового Президента РФ (7 мая 2008 г.) складывается следующая конструкция российской власти: новый Президент опирается на партию, имеющую конституционное большинство в Государственной Думе, не являясь членом этой партии; прежний Президент, полномочия которого длились два срока подряд, занимает должность и председателя указанной партии, не являясь ее членом, и Председателя Правительства РФ одновременно. Примечательно, что партия конституционного большинства на одном из последних съездов изъяла из своего устава положения, указывающие на партийную принадлежность председателя партии. В итоге складывается (может сложиться) модель с двумя центрами власти - сильный Президент и сильный Председатель Правительства, возглавляющий указанную партию. Как будет функционировать эта система власти, может показать только практика, и что принципиально важно - насколько адекватна ее нынешняя конституционная основа.

Сегодня есть различные мнения: одни полагают, что высокая партийная должность в соединении с премьерством обеспечивает Председателю Правительства РФ реальные рычаги власти в стране - под его контролем оказывается и исполнительная власть, и законодательная. Другие считают, что указанная партия важна для Председателя Правительства лишь на определенный период, что подтверждается тем, что даже в качестве партийного лидера он отказался от членства в данной партии. Вопрос остается прежним: означает ли указанная конструкция начало политической, а значит и конституционной, реформы в России и трансформацию президентской республики?

Президент РФ Д.А. Медведев, выступая 5 ноября 2008 г. с Посланием Федеральному Собранию, характеризовал Российскую Конституцию как эффективную, а роль Президента и федерального парламента, избираемых всенародно и действующих от имени всей страны, как "несущие конструкции", на которых держится все здание демократического государства.

Действующая Конституция закрепляет разграничение полномочий, как и основы взаимодействия, прежде всего между Президентом РФ и Правительством РФ как коллегиальным органом, осуществляющим исполнительную власть в Российской Федерации (см. комментарии к ст. 10, 11, 78, 83, 110, 114-117), а не между Президентом и Председателем Правительства. Конституционные полномочия последнего персонифицируются только в части представления Президенту предложений о структуре федеральных органов исполнительной власти и кандидатур в состав Правительства, определения основных направлений деятельности Правительства и организации его работы в рамках основных направлений внутренней и внешней политики государства, определяемых Президентом РФ и в соответствии с его указами (см. комментарии к ст. 80, 112 и 113). В случаях и пределах, установленных Конституцией, Председатель Правительства временно исполняет обязанности Президента РФ, а также ставит перед Госдумой вопрос о доверии Правительству (см. комментарии к ст. 92 и ч. 4 ст. 117). Принятие решения об отставке Правительства, а значит и его Председателя - полномочия Президента РФ (п. "в" ст. 83). За период осуществления полномочий первого и второго Президентов РФ обязанности Председателя Правительства осуществляли 10 человек.

В отличие от Президента именно Правительству РФ как коллегиальному органу власти Конституцией предоставлено право принимать обязательные к исполнению в Российской Федерации правовые акты, которые могут быть отменены Президентом РФ (ст. 115), использовать законодательную инициативу в парламенте, в том числе и в части предложений о поправках и пересмотре Конституции ( и ), обращаться с запросом в Конституционный Суд РФ (ст. 125). При этом в Конституции нет нормы о том, что Председатель Правительства возглавляет исполнительную власть в Российской Федерации.

Конституция не содержит каких-либо положений, допускающих занятие одним и тем же лицом должности Президента три срока подряд и более. В этом плане уход лица с поста Президента по истечении исполнения им президентских полномочий в течение двух сроков подряд является не чем иным, как подчинением первого лица государства Конституции.

Из практики зарубежных стран: на четыре года и не более двух сроков подряд избирается Президент США; на пять лет (без указания в Конституции возможности повторного избрания) избирается Президент Французской Республики; на пять лет избирается Президент Республики Казахстан без ограничения сроков в отношении первого президента республики; на пять лет избирается Президент Республики Беларусь без указания каких-либо ограничений на переизбрание.

4. Избрание Президента РФ - предмет ведения Российской Федерации. Поэтому формула "федеральный закон" в ч. 4 комментируемой статьи включает, помимо Конституции, федеральные конституционные законы и федеральные законы (см. комментарии к п. "г" ст. 71 и ч. 1 ст. 76). При этом "порядок выборов", регулируемый соответствующими законами, включает в себя широкий круг отношений, связанных с избранием и вступлением Президента в должность. Конституционная норма, закрепленная в ч. 4 ст. 81 КРФ, исключает принятие подзаконных актов, определяющих порядок выборов Президента.

Следует особо подчеркнуть, что существует единственный источник легитимизации Президента - всенародные выборы на альтернативной основе (см. комментарии к ст. 3, 32, ч. 4 ст. 81). Из Конституции не вытекает, что такой, пусть даже частичной, легитимизацией может быть "подобранный" кем-либо кандидат, "преемник" Президента, лицо, "отобранное" ("назначенное") действующим Президентом, и т.п. Иное превращало бы демократические выборы в их имитацию, могло бы приводить к нарушению конституционных норм. Подобная ситуация противоречит и самой сути конституционного статуса Президента как главы государства, который является гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина (ч. 2 ст. 80, ст. 82), т.е. и конституционных избирательных прав.

Законодательство о выборах Президента РФ составляют Конституция, Закон об основных гарантиях, Закон о выборах Президента РФ, иные федеральные законы. В числе последних также и федеральные конституционные законы, регулирующие отдельные вопросы в связи с выборами Президента (Законы о референдуме, о ЧП, о Конституционном Суде РФ, Федеральный конституционный закон от 30.01.2002 N 1-ФКЗ "О военном положении").

Непосредственно Конституцией регулируются следующие вопросы порядка выборов Президента: назначение выборов Советом Федерации; момент, с которого Президент приступает к исполнению полномочий и прекращает их исполнение; срок (не позднее трех месяцев), в течение которого должны состояться выборы Президента с момента досрочного прекращения полномочий Президентом (см. комментарии к п. "д" ч. 1 ст. 102 и ч. 1 и 2 ст. 92).

Общее значение для выборов, включая выборы Президента, имеет Закон об основных гарантиях. Данный Закон и Закон о выборах Президента РФ должны применяться во взаимосвязи. Основные понятия и термины, используемые в последнем, применяются в том же значении, что и в Законе об основных гарантиях, если иное не предусмотрено Законом о выборах Президента РФ.

Действующий Закон о выборах Президента РФ от 10.01.2003 N 19-ФЗ - четвертый в период действия Конституции закон с аналогичным названием (1995 г., 1999 г., а до 1995 г. действовал Закон от 31.12.1990, в соответствии с которым был избран 12 июня 1991 г. на первый срок первый Президент РФ).

Регулируя избирательные права граждан при выборах Президента, Закон о выборах Президента РФ устанавливает, что не имеет права быть избранным Президентом гражданин РФ, занимающий на день опубликования решения о назначении выборов на должность Президента второй срок подряд, а также имеющий гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание на территории иностранного государства ().

Выборы Президента проводятся по единому федеральному избирательную округу, включающему в себя всю территорию РФ. Избиратели, проживающие за пределами территории России, считаются приписанными к федеральному избирательному округу ().

Закон фиксирует обязанность проведения выборов Президента в сроки, установленные Конституцией, обязывая Совет Федерации принимать решение о назначении выборов не ранее чем за 100 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования. Днем такого голосования является второе воскресенье месяца, в котором проводилось голосование на предыдущих выборах Президента и в котором четыре года назад был избран Президент. В случае прекращения Президентом исполнения своих полномочий до истечения конституционного срока Совет Федерации обязан назначить досрочные выборы не позднее чем через 14 дней со дня такого прекращения полномочий; при этом сроки осуществления избирательных действий, установленные данным Законом, сокращаются на одну четверть. Если в период, когда должно быть принято решение о назначении выборов, на всей территории Российской Федерации введено чрезвычайное или военное положение, днем голосования на выборах Президента является первое или второе воскресенье по истечении трех месяцев после отмены действия чрезвычайного или военного положения ().

В отличие от прежнего регулирования, действующий Закон принципиально иначе регулирует право выдвижения кандидатов на должность Президента. Если ранее право выдвижения кандидата принадлежало непосредственно избирателям и избирательным объединениям, избирательным блокам, то сейчас кандидаты на должность Президента могут быть выдвинуты политическими партиями, имеющими право в соответствии с Законом о политических партиях принимать участие в выборах, в том числе выдвигать кандидатов, а также в порядке самовыдвижения. Гражданин РФ может выдвинуть свою кандидатуру при условии поддержки его самовыдвижения группой избирателей. Такая группа должна насчитывать не менее 500 граждан, обладающих активным избирательным правом, в установленном Законом порядке пройти регистрацию в ЦИК РФ. Кандидат, выдвинутый в порядке самовыдвижения, в свою поддержку, а политическая партия в поддержку выдвинутого ею кандидата обязаны в краткий срок собрать не менее 2 млн. подписей избирателей при условии, что на один субъект РФ должно приходиться не более 50 тыс. подписей избирателей. Закон освобождает от сбора подписей избирателей политические партии, федеральный список кандидатов которых допущен к распределению депутатских мандатов на ближайших предыдущих выборах депутатов Госдумы (ст. 6, 29, 34, 35, 36).

Закон о выборах Президента РФ в соответствии с Конституцией и указанной позицией Конституционного Суда (см. комментарий к п. 3 ст. 81 Конституции России) определил, что гражданин РФ, замещавший должность Президента и досрочно прекративший исполнение полномочий Президента в случае отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия или отрешения от должности, не может быть выдвинут кандидатом на выборах, назначенных в связи с досрочным прекращением им исполнения своих полномочий (ч. 3 ст. 6).

Гражданам РФ, политическим партиям, иным общественным объединениям гарантируется право на предвыборную агитацию, под которой понимается деятельность, осуществляемая в период избирательной кампании и имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к голосованию за кандидата или против него. Обеспечение свободы предвыборной агитации - обязанность государства. Кандидатам должны гарантироваться равные условия доступа к СМИ (ст. 8).

Конституционный Суд РФ, основываясь на Конституции (ст. 19 и 55), Конвенции о защите прав человека и основных свобод, Международном пакте о гражданских и политических правах (п. 3 ст. 19), установил, что выборы могут считаться свободными только тогда, когда реально гарантированы право на информацию и свобода выражения мнений.

Поэтому законодатель обязан обеспечить право граждан на получение и распространение информации о выборах, соблюдая баланс конституционно защищаемых ценностей - право на свободные выборы и свободы слова и информации и не допуская неравенства и несоразмерных ограничений (Постановление КС РФ от 30.10.2003 N 15-П*(956)).

Конституционным принципам демократического правового государства, признающего политическое многообразие и многопартийность, не отвечает практика уклонения кандидатов в Президенты РФ, в том числе как членов партий, так и беспартийных, от публичных дебатов с изложением их позиций о состоянии и развитии основных направлений внутренней и внешней политики страны, что ограничивает права граждан - избирателей на участие в управлении делами государства (см.

В 2018 году новый Президент России будет избираться, как и до этого на шесть лет. Раньше срок был меньше-четыре года. Сейчас у Путина заканчивается шестилетний Президентский срок и если он будет опять выдвигать свою кандидатуру, а он на это имеет законное право, и победит на выборах, то будет Президентом РФ еще шесть лет. А вот в 2024 году он уже не может, после двух сроков подряд избираться вновь.

Уже во времена президентства Владимира Владимировича Путина, срок нахождения на посту Президента Российской Федерации, был пересмотрен с четырех на шесть лет, а количество подряд идущих сроков осталось так же - два.

В апреле 2018 году, будет избран следующий Президент РФ, его срок правления составит шесть лет.

В 2008 году был принят закон, который внес поправку в Конституцию Российской Федерации в части изменения сроков пребывания на должности Президента РФ. В соответствии с этой поправкой часть 1 статьи 81 Конституции звучит так:

Значит, в марте 2018 года будем выбирать Президента России на ближайшие 6 лет .

По действующему законодательству, сейчас мы выбираем Президента на срок в 6 лет. 11 марта 2018 года состоятся ближайшие президентские выборы. И вновь выбранный Президент будет управлять Россией до марта 2024 года, до следующих выборов.

Следующий Президент России, будь то Путин или кто то другой, останется на этом посту 6 лет, то есть до 2024 года. Раньше Президента выбирали на 4 года, после поправки 81-ой статьи Конституции РФ этот срок увеличили до шести лет. И, наверное, это правильно. Только разгонишься в работе, а срок уже закончился. 6 лет - срок все таки побольше для разгона. Если случается 2 срока подряд, то уже 12 лет работы. Не немецкая Ангела Меркель, конечно, но все таки.

До выборов 2018-го года в России ещё достаточно много времени, а предвыборные страсти уже начались и достигают накала всё выше и выше с каждым днём.

А править президент, выбранный в 2018 году будет аж 6 лет, хотя раньше срок президентства ограничивался 4-мя годами.

В общем, президент, выбранный в 2018 году будет править Россиией до 2024 года.

На какой срок избирается Президент РФ?

На какой срок избирается президент РФ , увы, известно далеко не каждому россиянину. Поначалу это срок составлял 4 года, но уже в 2008 году действующим на тот период главой государства Д. Медведевым было поддержано решение о внесении изменений в Конституцию РФ 1993 г., касающихся продления срока президентства.

На сколько избирается Президент РФ?

Согласно ст. 81 основного закона страны, президент РФ избирается на срок , равный 6 годам. Первым Президентом, избранным в 2012 г. на 6-летний срок (до 2018 г.) является В. Путин.

Увеличение срока объясняется, в частности, тем, что 4 лет недостаточно для проведения реформ и решения в полном объеме задач социально-экономического и политического характера. Да и граждане не могут дать объективной оценки деятельности главы государства за столь непродолжительный период времени.

Выборы президента, согласно российскому законодательству, осуществляются путем проведения тайного всенародного голосования; о дате их проведения сообщается Советом Федерации не позднее чем за 90 дней.

Со скольки лет можно стать президентом РФ?

К кандидатам на столь высокую должность предъявляется ряд требований, которые должны быть ими соблюдены в обязательном порядке. Ведь президент страны, как известно, является гарантом Конституции и главнокомандующим, представляет Россию как внутри нее, так и за ее пределами. Одним из основных требований является возраст кандидата — он должен быть не менее 35 лет.

Но это не единственное условие, есть и ряд других:

  • гражданство РФ и проживание на территории страны минимум 10 лет;
  • отсутствие судимостей;
  • владение как минимум одним из европейских языков;
  • наличие предвыборной программы и др.

Важно также помнить, что один и тот же гражданин может избираться на пост главы государства не более чем на 2 срока подряд.