Несвоевременное размещение отчета об исполнении контракта на еис. Несвоевременное размещение отчета об исполнении контракта на еис Административные нарушения по 44 фз срок давности

1. Нарушение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, специализированной организацией сроков размещения в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - единая информационная система в сфере закупок) информации и документов, размещение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, при проведении конкурса, аукциона, за исключением случаев, предусмотренных частями 1.2 и 1.3 настоящей статьи, не более чем на два рабочих дня -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пяти тысяч рублей; на юридических лиц - пятнадцати тысяч рублей.

1.1. Нарушение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, специализированной организацией сроков размещения в единой информационной системе в сфере закупок информации и документов, размещение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, при проведении конкурса, аукциона, за исключением случаев, предусмотренных частями 1.2 и 1.3 настоящей статьи, более чем на два рабочих дня -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - ста тысяч рублей.

(см. текст в предыдущей редакции)

1.2. Нарушение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, специализированной организацией сроков размещения в единой информационной системе в сфере закупок информации и документов, размещение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, при проведении запроса котировок, запроса предложений, осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) не более чем на один рабочий день -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере трех тысяч рублей; на юридических лиц - десяти тысяч рублей.

(см. текст в предыдущей редакции)

1.3. Нарушение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, специализированной организацией сроков размещения в единой информационной системе в сфере закупок информации и документов, размещение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, при проведении запроса котировок, запроса предложений, осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) более чем на один рабочий день -

(см. текст в предыдущей редакции)

1.4. Размещение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, специализированной организацией в единой информационной системе в сфере закупок или направление оператору электронной площадки информации и документов, подлежащих размещению, направлению, с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, либо нарушение указанными лицами порядка предоставления конкурсной документации или документации об аукционе, порядка разъяснения положений такой документации, порядка приема заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), окончательных предложений, за исключением случаев, предусмотренных частями 1 - 1.3 и 1.7 настоящей статьи, -

(см. текст в предыдущей редакции)

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - пятидесяти тысяч рублей.

(см. текст в предыдущей редакции)

1.5. Размещение в единой информационной системе в сфере закупок извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) ранее десяти календарных дней со дня внесения изменений в план-график в отношении такой закупки -

1.6. Размещение в единой информационной системе в сфере закупок извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в случае, если информация о такой закупке не включена в план-график, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере тридцати тысяч рублей.

1.7. Размещение в единой информационной системе в сфере закупок извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в случае, если было вынесено предписание о признании такой закупки необоснованной и если нарушение, указанное в предписании, не устранено, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере тридцати тысяч рублей.

2. Отклонение заявки на участие в конкурсе, отказ в допуске к участию в аукционе, признание заявки на участие в закупке товара, работы или услуги не соответствующей требованиям конкурсной документации, документации об аукционе, отстранение участника закупки от участия в конкурсе, аукционе (далее в настоящей части - отказ в допуске к участию в закупке) по основаниям, не предусмотренным законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, признание заявки на участие в конкурсе надлежащей, соответствующей требованиям конкурсной документации, признание заявки на участие в аукционе надлежащей, соответствующей требованиям документации об аукционе, в случае, если участнику, подавшему такую заявку, должно быть отказано в допуске к участию в закупке в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, или нарушение порядка вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе, закрытом аукционе и (или) открытия доступа к таким заявкам, поданным в форме электронных документов, нарушение порядка рассмотрения и оценки таких заявок, окончательных предложений участников закупки, установленного конкурсной документацией, -

влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 1 процента начальной (максимальной) цены контракта, но не менее пяти тысяч рублей и не более тридцати тысяч рублей.

(см. текст в предыдущей редакции)

2.1. Нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок требований к содержанию протокола, составленного в ходе определения поставщика (подрядчика, исполнителя), -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере десяти тысяч рублей.

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Неразмещение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, специализированной организацией в единой информационной системе в сфере закупок информации и документов, размещение которых предусмотрено в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - пятисот тысяч рублей.

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Установление порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), окончательных предложений участников закупки, требований к участникам закупки, к размеру обеспечения заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), размеру и способам обеспечения исполнения контракта, не предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, а также требования о представлении участниками закупки в составе заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) не предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок информации и документов -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 1 процента начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), но не менее пяти тысяч рублей и не более тридцати тысяч рублей.

(см. текст в предыдущей редакции)

4.1. Включение в описание объекта закупки требований и указаний в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименования места происхождения товара или наименования производителя, требований к товарам, информации, работам, услугам при условии, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, или включение в состав одного лота, объекта закупки товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных между собой, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 1 процента начальной (максимальной) цены контракта, но не менее десяти тысяч рублей и не более пятидесяти тысяч рублей.

(см. текст в предыдущей редакции)

4.2. Утверждение конкурсной документации, документации об аукционе, документации о проведении запроса предложений, определение содержания извещения о проведении запроса котировок с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 4.1 настоящей статьи, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере трех тысяч рублей.

(см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Отклонение заявки на участие в запросе котировок, отстранение участника закупки от участия в запросе предложений (далее в настоящей части - отказ в допуске к участию в запросе) по основаниям, не предусмотренным законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, признание заявки на участие в запросе котировок, запросе предложений, окончательного предложения соответствующими требованиям извещения о проведении запроса котировок, документации о проведении запроса предложений в случае, если участнику закупки, подавшему такую заявку, должно быть отказано в допуске к участию в запросе в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, или нарушение порядка вскрытия конвертов с заявками на участие в запросе котировок, запросе предложений, с окончательными предложениями и (или) открытия доступа к поданным в форме электронных документов таким заявкам, окончательным предложениям, нарушение порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе предложений, окончательных предложений, установленного документацией о проведении запроса предложений, -

влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 5 процентов начальной (максимальной) цены контракта, но не более тридцати тысяч рублей.

(см. текст в предыдущей редакции)

7. Признание победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя) с нарушением требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей.

(см. текст в предыдущей редакции)

8. Сокращение сроков подачи заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок допускается сокращение указанных сроков, или нарушение порядка и сроков отмены определения поставщика (подрядчика, исполнителя) -

Требования к закупаемым товарам

В Обзоре разъясняется, какие требования допустимо устанавливать в отношении закупаемых товаров (далее по тексту под товаром понимаются совокупно товары, работы и услуги, если из контекста не следует иное). ВС РФ отмечает, что при осуществлении закупок должен соблюдаться не только принцип обеспечения конкуренции, но и принципы эффективности осуществления закупки и ответственности за результативность обеспечения государственных нужд. Исходя из этого требования к закупаемым товарам должны быть определены таким образом, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые необходимы заказчику, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки.

В связи с этим при установлении требований к объекту закупки заказчик должен исходить из собственных потребностей и специфики использования закупаемого товара в рамках осуществляемого заказчиком вида деятельности. Такие действия заказчика не могут рассматриваться как ограничение потенциального круга участников закупки и нарушение Закона № 44-ФЗ.

Например, было признано допустимым установление требования о поставке лекарственного препарата во флаконе или в ином эквиваленте, позволяющем обеспечить герметичность упаковки после вскрытия. Такое требование было обусловлено тем, что иная упаковка лекарственного средства (ампула) не позволяет сохранить препарат в герметичном состоянии после вскрытия в течение необходимого времени, и он будет непригоден к использованию, что приведет к неоправданному расходу лекарственных средств.

В то же время установление требований к объекту закупки, которые никак не связаны с его эффективностью, спецификой назначения и применения, не обусловлены потребностями заказчика, но при этом влекут ограничение потенциального числа участников закупки, является нарушением Закона № 44-ФЗ.

Внесение изменений

В Обзоре подтверждается, что внесение изменений в государственный контракт возможно только в случаях, предусмотренных Законом № 44-ФЗ. При этом уточняется, что сохранение условий государственных контрактов в том виде, в котором они были изложены в извещении о проведении закупки, направлено на обеспечение равенства участников закупок, создание условий для свободной конкуренции, с тем чтобы исключить случаи обхода закона – искусственного ограничения конкуренции при проведении закупки и последующего создания для ее победителя более выгодных условий исполнения контракта путем внесения в него изменений.

В то же время ВС РФ приводит ряд примеров, когда фактическое изменение условий государственного контракта может быть признано допустимым судами:

1) изменение срока государственного контракта: в случае несовершения заказчиком действий, предусмотренных законом, договором либо вытекающих из обычаев или существа обязательства, до совершения которых поставщик не мог исполнить свои обязательства, сроки исполнения обязательств по государственному контракту продлеваются на период просрочки заказчика;

2) увеличение цены государственного контракта более чем на 10%: оплата работ в объеме, увеличенном более чем на 10% от цены контракта, возможна в случае согласования заказчиком дополнительных строительных работ, если:

– невыполнение таких работ грозит годности и прочности результата выполняемой работы; и

– такие работы не могли быть учтены в технической документации на момент подготовки документации и заключения контракта, но должны быть произведены, поскольку без их выполнения подрядчик не может приступать к другим работам или продолжать уже начатые либо ввести объект в эксплуатацию и достичь предусмотренного контрактом результата.

Стоит отметить, что указанные позиции прямо из Закона № 44-ФЗ не следуют, но демонстрируют стремление судов учесть специфику складывающихся между сторонами государственного контракта отношений и допустить их корректировку в той мере, в которой это не противоречит принципам Закона № 44-ФЗ.

Односторонний отказ от исполнения

Обзор подтверждает сложившееся на практике толкование положений Закона № 44-ФЗ, касающихся одностороннего отказа от исполнения государственного контракта. Отмечено, что в государственном контракте достаточно закрепить возможность его расторжения в одностороннем порядке без уточнения конкретных оснований для такого расторжения. В этом случае подлежат применению основания для одностороннего отказа, установленные ГК РФ.

В государственном контракте возможно конкретизировать признаки существенного нарушения обязательства, являющегося основанием для одностороннего отказа (например, установить, что односторонний отказ от договора подряда возможен в случае просрочки подрядчиком выполнения работ более чем на 30 дней, а не на 7 дней, как предусмотрено ГК РФ). Тогда односторонний отказ будет правомерен в случае наличия нарушения, отвечающего признакам, установленным в государственном контракте.

В Обзоре уточняется, что для расторжения договора достаточно доставки поставщику сообщения заказчика об отказе от исполнения договора с использованием любого средства связи и доставки. Размещение информации об одностороннем отказе в единой информационной системе, как это предусмотрено ч. 12 ст. 95 Закона № 44-ФЗ, необходимо для обеспечения открытости и прозрачности функционирования государственных закупок и установлено прежде всего в публичных целях. Оно не является необходимым условием для расторжения договора. Если поставщик получил уведомление об одностороннем отказе, договор будет считаться расторгнутым (по истечении 10 дней с момента уведомления) независимо от факта размещения/неразмещения информации об отказе в единой информационной системе.

С нарушением требований Закона № 44-ФЗ

В Обзоре выражена крайне важная позиция в отношении последствий заключения государственного контракта с нарушением требований Закона № 44-ФЗ.

Согласно п. 1 ст. 449 ГК РФ торги могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица в течение одного года со дня их проведения. Признание торгов недействительными влечет недействительность заключенного по их итогам договора. Таким образом, договоры, заключенные по итогам торгов, являются оспоримыми.

ВС РФ указал, что правило, содержащееся в п. 1 ст. 449 ГК РФ, является общим и не учитывает специфику отношений, складывающихся в рамках Закона № 44-ФЗ. Указанным законом на его субъектов возлагается обязанность осуществлять закупки в соответствии с принципами открытости, прозрачности и обеспечения конкуренции, а также с соблюдением иных установленных в публичных интересах ограничений. В связи с этим государственный контракт, заключенный с нарушением требований Закона № 44-ФЗ и влекущий, в частности, нарушение принципов открытости, прозрачности, обеспечения конкуренции, необоснованное ограничение числа участников закупки, посягает на публичные интересы и/или права и законные интересы третьих лиц и, следовательно, является ничтожным.

Срок исковой давности по требованиям о применении последствий недействительности ничтожной сделки составляет три года. Кроме того, суд вправе применить последствия недействительности ничтожной сделки по своей инициативе. С учетом этого вероятность наступления негативных последствий для сторон государственного контракта, заключенного с нарушением Закона № 44-ФЗ, существенно возрастает.

Если неисполнение отдельных процедурных требований Закона № 44-ФЗ не привело к нарушению принципов открытости, прозрачности, обеспечения конкуренции, необоснованному ограничению числа участников закупки, а также публичных интересов и прав и законных интересов третьих лиц, то соответствующий государственный контракт не может быть признан недействительным.

Поставка товаров в отсутствие госконтракта

В Обзоре подробно освещаются вопросы, связанные с возможностью оплаты товаров, поставленных в отсутствие государственного контракта.

ВС РФ подтвердил, что по общему правилу поставка товаров в отсутствие государственного контракта не порождает у поставщика права требовать оплаты соответствующего предоставления. Поставляя товары государственному заказчику в отсутствие государственного контракта, заключение которого в соответствии с Законом № 44-ФЗ является обязательным, поставщик не мог не знать, что он действует в отсутствие обязательства. В связи с этим возникшее на стороне заказчика неосновательное обогащение не подлежит возврату как предоставленное во исполнение несуществующего обязательства, об отсутствии которого знал поставщик (п. 4 ст. 1109 ГК РФ). Иное толкование позволяло бы государственным заказчикам и их контрагентам обходить требования Закона № 44-ФЗ.

Однако из указанного общего правила существует ряд исключений. Так, не может быть отказано в оплате поставщику, действовавшему в отсутствие государственного контракта, если из закона следует, что поставка товаров являлась для него обязательной независимо от его волеизъявления. В качестве примера в Обзоре приводится ситуация, когда медицинская организация (исполнитель) продолжала оказывать услуги (гемодиализ) пациентам, направленным учреждением здравоохранения (заказчик), в период между истечением срока действия старого государственного контракта и заключением нового. В соответствии с законодательством РФ исполнитель в данном случае был не вправе отказывать в предоставлении медицинской помощи обратившимся застрахованным гражданам. Кроме того, несвоевременное проведение закупки заказчиком не могло служить основанием для прекращения или приостановления выполнения социально значимых функций.

Оплате также подлежат услуги, оказанные после истечения срока действия государственного контракта, если из существа обязательства следует невозможность для исполнителя односторонними действиями прекратить исполнение. Примером может послужить оказание услуг по хранению, в случае если государственный заказчик не забрал свое имущество по истечении срока контракта.

Согласно п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ заказчик вправе осуществить закупку у единственного поставщика вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций, если применение иных способов определения поставщика, требующих затрат времени, нецелесообразно. В то же время если в возникших обстоятельствах отсутствовала возможность проведения закупки у единственного поставщика, то последующий отказ поставщику в оплате в связи с отсутствием контракта будет неправомерен.

Так, в описанной в Обзоре ситуации зимой на теплотрассе произошла авария, повлекшая отключение теплоснабжения в 186 домах. Для устранения аварии муниципальное предприятие обратилось к обществу, с которым ранее был заключен договор по аварийному обслуживанию сетей, для срочного устранения аварии. В последующем муниципальное предприятие отказалось оплатить работы, выполненные обществом, в связи с отсутствием контракта. Суды удовлетворили требование общества об оплате, указав, что работы выполнялись в условиях, при которых любое промедление могло причинить существенный вред жизни и здоровью населения и устранение аварии не терпело отлагательства. Кроме того, выполнение работ носило разовый характер и было направлено исключительно на устранение аварии и ее последствий.

Таким образом, в Обзоре выражены важные правовые позиции по вопросам заключения, изменения и расторжения государственного контракта и последствий нарушения требований Закона № 44-ФЗ. Они должны позволить заказчикам и поставщикам более четко определить пределы допустимых действий и оценить последствия превышения таких пределов, а также способствовать формированию единообразного подхода к разрешению споров, связанных с государственными закупками.

  • On 13.10.2018
  • 0 Комментарии
  • 44-ФЗ, ЕИС, Закупки у единственного поставщика, Запрос котировок, Запрос предложений, Конкурс, Нарушения в закупках, НМЦК, РНП, СМП, Статьи

Закон 44-ФЗ весьма строго регламентирует все действия заказчиков. За его нарушение грозит административная ответственность. А некоторые действия должностных лиц могут повлечь преследование по статьям Уголовного кодекса. Рассмотрим, какая ответственность наступит в разных ситуациях.

Нарушения при планировании

Если заказчик допускает нарушение порядка планирования закупок, ему грозит ответственность по статье 7.29.3 КоАП . Так, если он ошибется при составлении или плана закупок, то уплатит штраф 20 000-50 000 рублей .

Под неправильным составлением плановых документов подразумевается включение в них позиций, которые не соответствуют целям закупочной деятельности либо нормативно-правовым актам. Или же указание необоснованной начальной цены контракта. А вот если будет нарушена форма обоснования НМЦК и объекта закупки, то штраф составит 10 000 рублей .

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2019 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС :

Также в части планирования предусмотрены такие штрафы:

  • за нарушение порядка и сроков проведения общественного обсуждения закупки - 30 000 рублей ;
  • за нарушение сроков размещения плановых документов в ЕИС - 5 000-30 000 рублей .

Нарушения при определении способ проведения закупки

Если заказчик допустит нарушение при выборе способа определения поставщика, это грозит ответственностью по статье 7.29 КоАП . Штраф составит:

  • 30 000 рублей для должностного лица;
  • 50 000 рублей для самого заказчика.

Например, такая ответственность наступит, если заказчик проведет при НМЦК более полумиллиона рублей. Или же если вопреки требованиям 44-ФЗ вместо конкурентной закупки он решит заключить договор с единственным поставщиком. То же самое грозит за проведение закрытых процедур вместо открытых или двухэтапного конкурса вместо обычного.

Аналогичное наказание последует и в том случае, если заказчик допустит нарушение при передаче документов в уполномоченный орган для согласования.

Нарушения при проведении закупок

За нарушение сроков размещения документов и информации по закупкам налагаются такие штрафы (статья 7.30 КоАП ):

  1. По открытому конкурсу и аукциону:
    1. Срок размещения нарушен не более чем на 2 дня:
      • 5 000 рублей ;
      • для самого заказчика - 15 000 рублей .
    2. Срок размещения нарушен на 2 и более дня:
      • ответственность должностного лица составит 30 000 рублей ;
      • юридического - 100 000 рублей .
  2. По закупке у единственного поставщика, запросу котировок и запросу предложений:
    1. При задержке публикации не более чем на один день:
      • 3 000 рублей ;
      • для самого заказчика - 10 000 рублей .
    2. При задержке более чем на день:
      • штраф для должностного лица составить 15 000 рублей ;
      • для заказчика - 50 000 рублей .

Если в ходе аукциона или открытого конкурса размещались в или направлялись недостоверные данные или документы, штраф для должностного лица составит 15 000 рублей , а для заказчика - 50 000 рублей . Аналогичное наказание последует и за нарушение при приеме заявок от участников и запросов на разъяснения по этим процедурам.

Если по закупке вынесено предписание, но оно не исполнено, должностное лицо поплатиться суммой 30 000 рублей . Такой же штраф будет наложен за невключение закупки в план-график и за то, что приглашение к процедуре размещено в ЕИС ранее, чем по прошествии 10 дней после внесения изменения в этот документ.

Существуют штрафы и за нарушения в части рассмотрения заявок. За неправомерное отклонение заявки участника либо, наоборот, за допущение участника, который не соответствует требованиям 44-ФЗ, штраф составит 1% от НМЦК . При этом минимальная сумма - 5 000 рублей , а максимальная - 30 000 рублей . Аналогичное наказание наступит и вследствие нарушения заказчиком порядка открытия доступа к заявкам, их рассмотрения, установление неправомерных требований, неверного размера обеспечения заявки или контракта.

Если протокол закупки составлен с нарушениями, будет наложен штраф в размере 10 000 рублей .

За неразмещение в ЕИС информации и документов о процедуре полагаются такие санкции:

  • для специалиста заказчика - 50 000 рублей ;
  • для него самого - 500 000 рублей .

Отдельно предусмотрены штрафы за нарушения при рассмотрении заявок на участие в запросе котировок и предложений . Если такие заявки будут неправомерно отклонены или, наоборот, будут допущены участники, не соответствующие требованиям закона, штраф составит 5% от НМЦК , но не менее 30 000 рублей . Аналогичное наказание последует и за допущение нарушений при рассмотрении заявок на эти процедуры.

Если заказчик установил в документации , которые ограничивают конкуренцию, или включил в один лот несвязные объекты, то штраф составит 1% от НМЦК . При этом минимальная его сумма - 10 000 рублей , а максимальная - 50 000 рублей .

Если документация по закупке содержала нарушение, а заказчик ее утвердил, штраф для него составит 3 000 рублей .

Протоколы закупки нужно подписывать вовремя, иначе штраф составит:

  • при задержке менее 2 рабочих дней - 3 000 рублей ;
  • при боле длительной задержке - 30 000 рублей .

Ну и, наконец, суммой в 50 000 рублей заказчик поплатится, если проведет меньше закупок у СМП и СОНО, чем ему положено законодательством.

Нарушения при заключении контракта и его изменении

Довольно крупные штрафы грозят заказчику по статье 7.32 КоАП за нарушения, связанные с порядком заключения контракта и внесения в него изменений. Так, если заключить контракт на условиях, отличных от проекта, то штраф составит 1% от НМЦК , а его предельные значения будут таковы:

  • для должностного лица 5 000-30 000 рублей ;
  • для юридического лица 50 000-300 000 рублей .

Если же из-за этого возникнут дополнительные расходы либо это приведет к уменьшению объема товаров (услуг), поставленных по контракту, то штраф будет равен двойному размеру этих расходов .

Есть штраф и за нарушение срока заключения контракта - 50 000 рублей .

Теперь что касается изменения и расторжения контракта:

  1. Если изменения внесены в обход 44-ФЗ, то штраф для должностных и юридических лиц соответственно составит 20 000 и 200 000 рублей соответственно.
  2. Если контракт расторгнут сторонами или в одностороннем порядке с нарушением норм закона, то сумма штрафа для должностного лица составить 50 000 рублей , от юридического - 200 000 рублей .

За действия или бездействие заказчика, в результате которых контракт не был исполнен либо был причинен вред, будет наложен такой штраф:

  1. Для должностного лица - 5-15% от суммы неисполненных обязательств , но не менее 30 000 рублей . В качестве альтернативного варианта может быть назначена дисквалификация сроком до двух лет.
  2. Для заказчика - штраф в размере от однократной до трехкратной стоимости невыполненных обязательств . Минимальный штраф - 300 000 рублей .

При приемке товара заказчик проводит экспертизу, составляет документ о приемке либо об отказе. Если эти процедуры нарушены, то штраф составит 20 000 рублей . А вот если заказчик примет объект, который не соответствует требованиям контракта, сумма штрафа составит 20 000-50 000 рублей.

Иные правонарушения

Заказчики должны передавать сведения о заключенных контрактах в Реестр контрактов. Кроме того, в отношении поставщиков, чьи действия были недобросовестными, заказчики обязаны передавать данные в контролирующий орган для включения в РНП. Если заказчик передаст в реестр ложную информацию о поставщике, на него будет наложен штраф в сумме 50 000 рублей . Если же он не направит данные для включения в РНП или реестр контрактов, то сумма штрафа составит 20 000 рублей.

Кроме того, существуют штрафы и за нарушение порядка возврата обеспечения:

  • если возврат задержан более чем на 3 рабочих дня:
    • штраф для должностного лица составит 5 000 рублей;
    • штраф для заказчика - 30 000 рублей;
  • если задержать возврат обеспечения на срок более трех рабочих дней:
    • штраф для специалиста заказчика составит 15 000 рублей;
    • штраф для заказчика - 90 000 рублей .


Уголовная ответственность грозит не за нарушение закупочного законодательства, а за мошенничество, превышение должностных полномочий, взятки. К сожалению, такие явления не редкостью в закупках.

Например, за определенное вознаграждение специалист заказчика предоставляет участнику закупки преференции, и тот получает контракт. Или же осуществляется приемка услуги, которая не была оказана. Бюджетные средства переводятся поставщику, а затем делятся между ним и заказчиком. Это уже не просто нарушения в процессе закупок, а настоящие преступления .

Уголовная ответственность в сфере закупок может наступать по таким основаниям:

  1. Статья 159 УК РФ «Мошенничество». Так может быть квалифицировано, например, хищение денег при проведении закупки. Наказание может составить до 10 лет лишения свободы.
  2. Статья 290 УК РФ «Получение взятки». Грозит, если представитель заказчика получает от участника вознаграждение в виде денег, имущества, ценных бумаг, услуг или любых других благ. Например, за то, что обещает ему победу в тендере. Наказание: лишение свободы сроком до 15 лет и штраф, в 70 раз превышающей взятку .
  3. Статья 291.1 УК РФ «Посредничество во взяточничестве» . Грозит лицу, которое передаст взятку от участника представителю заказчика, примет участие в переговорах либо каким-то другим образом поспособствует этому процессу. Например, таким лицом может быть член закупочной комиссии. Наказание может составить до 7 лет лишения свободы, а штраф - 30-кратный размер взятки .
  4. Статья 285.1 УК РФ «Нецелевое расходование бюджетных средств». Уголовное наказание наступает при сумме нецелевых расходов более полутора миллионов рублей и составляет до 5 лет лишения свободы. Если трата менее этой суммы, то будет наложено административное наказание по статье 15.14 КоАП - дисквалификация либо штраф до 50 000 рублей .
Оксана Баландина , шеф-редактор Системы Госзаказ

С 1 июля 2018 года по 1 января 2019 года у заказчиков переходный период – разрешено проводить и электронные, и бумажные процедуры. С 2019 года конкурсы, аукционы, котировки и запросы предложений на бумаге запретят, кроме восьми исключений.
Читайте, какие закупки проводить на ЭТП, как выбрать площадку и получить электронную подпись, по каким правилам заключать контракты в переходный период и после.

Напоминаем, что согласно ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено за нарушение законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (в части административных правонарушений, предусмотренных ст. 7.29 - 7.32, ч. 7 ст. 19.5, ст. 19.7.2 КоАП РФ), законодательства Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц (в части административных правонарушений, предусмотренных ст. 7.32.3, ч. 7.2 ст. 19.5, ст. 19.7.2-1 КоАП РФ) по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.

Таким образом, если правонарушение, например, по ч. 1 ст. 7.29 КоАП РФ совершено 21 декабря 2014 году, то срок привлечения к административной ответственности по указанному составу административного правонарушения истекает 21 декабря 2015 года, в связи с чем, постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено.

В случае, если должностное лицо заказчика будет привлечено к административной ответственности по истечении срока давности привлечения к административной ответственности, то постановление о назначении такого административного наказания может быть обжаловано должностным лицом которому назначено административное наказание (либо защитником данного должностного лица) вышестоящему должностному лицу, в районный суд (ч. 1 ст. 30.1 КоАП РФ).

В случае, если юридическое лицо, либо лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица будет привлечено к административной ответственности по истечении срока давности привлечения к административной ответственности, то постановление по делу об административном правонарушении, связанное с осуществлением предпринимательской или иной экономической деятельности юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством (ч. 3 ст. 30.1 КоАП РФ).

В 2016 году заказчики размещают планы-графики в соответствии с особенностями размещения в единой информационной системе или до ввода в эксплуатацию указанной системы на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг планов-графиков размещения заказов на 2015 - 2016 годы (далее - Особенности), утвержденными приказом Минэкономразвития России № 182, Казначейства России № 7н от 31 марта 2015 г..

В соответствии с п. 2 Особенностей план-график размещается в ЕИС не позднее одного календарного месяца после принятия закона (решения) о бюджете, т.е. не позднее 20 января 2016 г., но заказчик разместил 9 февраля 2016 г., т.е. с нарушением сроков, установленных Особенностями, а, соответственно, и ч. 2 ст. 112 Закона № 44-ФЗ.

Согласно КоАП РФ административные правонарушения могут быть как недлящегося характера (ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ), так и длящегося (ч. 2 ст. 4.5 КоАП РФ).

Формулировку для определения длящегося административного правонарушения дает Пленум Верховного Суда РФ в п. 14 Постановления от 24 марта 2005 г. № 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях":

"При применении данной нормы судьям необходимо исходить из того, что длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей. При этом следует учитывать, что такие обязанности могут быть возложены и иным нормативным правовым актом, а также правовым актом ненормативного характера, например представлением прокурора, предписанием органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль). Невыполнение предусмотренной названными правовыми актами обязанности к установленному сроку свидетельствует о том, что административное правонарушение не является длящимся. При этом необходимо иметь в виду, что днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.

Срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, в отношении которого предусмотренная правовым актом обязанность не была выполнена к определенному сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока".

В данном случае до 9 февраля 2016 г. года административное правонарушение носило "длящийся" характер (неразмещение плана-графика в ЕИС), но с момента размещения в ЕИС плана-графика характер правонарушения изменился: стал "недлящегося" характера, однако теперь должностное лицо может быть привлечено к административной ответственности не за неразмещение плана-графика в ЕИС, а за несвоевременное размещение плана-графика в ЕИС (не в соответствии с требованиями, установленными Особенностями, а, соответственно, и ч. 2 ст. 112 Закона № 44-ФЗ, поэтому в данной ситуации срок давности (год) следует отсчитывать с 9 февраля 2016 г. - дата, когда заказчик разместил план-график в ЕИС с нарушением сроков, установленных Особенностями, поэтому на сегодняшний момент контрольный орган может привлечь должностное лицо заказчика к административной ответственности в соответствии с ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ.

Срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (в части административных правонарушений, предусмотренных статьями 7.29-7.32, частью 7 статьи 19.5, статьей 19.7.2 КоАП) составляет один год с момента совершения административного правонарушения.

Можно ожидать штраф в размере пятнадцати тысяч рублей на должностное лицо, пятидесяти тысяч рублей на юридическое лицо (ч. 1.4. ст. 7.30. КоАП).

Журнал - единственный журнал, на страницах которого практические разъяснения дают не только ведущие эксперты отрасли, но и специалисты ФАС России и Минэкономразвития России.

Органы и должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях в сфере закупок

Изначально, когда были введены составы административных правонарушений, была привязка к 223-ФЗ. Подавались жалобы, они рассматривались. Тогда рассматривались действия заказчиков и поставщиков, выявлялись правонарушения 223-ФЗ, но к административной ответственности никого не привлекали, так как составы правонарушений не были разработаны и введены.

Когда составы были введены, велись споры в судах, ответственные лица говорили о том, что Федеральная антимонопольная служба вообще не должна рассматривать дела об административных правонарушениях.

Но в соответствии с частью 10 статьи 3 223-ФЗ, частью 1 статьи 18.1 135-ФЗ, ФАС России осуществляет контроль в сфере закупок товаров, работ и услуг отдельными видами юридических лиц.

Также в соответствии с частью 1 статьи 23.83 КоАП, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок товаров, работ и услуг отдельными видами юридических лиц, его территориальные органы рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1, 3-8 статьи 7.32.3, частью 7.2 статьи 19.5, статьей 19.7.2-1 настоящего Кодекса.

Все эти статьи содержатся в Кодексе РФ об административных правонарушениях. Если будут добавляться другие составы, то будут и внесены изменения в Кодекс. Если сравнить, то за нарушения закона 44-ФЗ на сегодняшний день предусмотрено большее количество составов административных правонарушений.

Есть ли нормативный акт, который регулирует процедуру привлечения к административной ответственности? Единого документа до сих пор нет, поэтому при нарушениях 233-ФЗ применяется часть 2 статьи 23.66 КоАП РФ .

Частью 2 статьи 23.66 КоАП РФ предусмотрено, что рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление контроля в сфере размещения заказов, вправе в том числе:

  1. руководитель федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере размещения заказов, и его заместители, то есть руководитель ФАС России и его заместители.
  2. руководители структурных подразделений федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере размещения заказов, и их заместители, то есть начальники управлений центрального аппарата ФАС России и их заместители .
  3. руководители территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, их заместители.

В данной статье указан исчерпывающий перечень лиц, которые могут контролировать исполнение 223-ФЗ. Только они вправе рассматривать детали дела и решать его исход. Никакие противоречия, которые могут не соответствовать этой части КоАП РФ, не могут быть приняты, то есть расширить перечень лиц, принимающих решения в данной области, невозможно.

Понятие и виды административных правонарушений в сфере закупок

Часто заказчики или поставщики не могут понести наказание, так как не являются должностными лицами. Понятие должностного лица установлено в примечании к статье 2.4 КоАП.

У должностных лиц есть особенность: они несут административную ответственность не только за собственные действия (бездействие), связанные с неисполнением либо ненадлежащим исполнением ими своих служебных обязанностей, но и за действия подчиненных им работников, нарушающих соответствующие правила.

Лица, осуществляющие функции членов комиссий по осуществлению закупок, контрактные управляющие, а также работники контрактной службы несут административную ответственность как должностные лица .

Все лица, которые ответственны за организацию и осуществление закупок, являются должностными лицами и должны нести административную ответственность. Также, к примеру, руководитель департамента несет ответственность не только за собственные действия (бездействие), но и за действия своих подчиненных. Это следует из прямого указания 2.4 КоАП.

Существует и понятие срока давности привлечения к административной ответственности.

Срок давности — статья 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Составляет 1 год с момента совершения административного правонарушения.

Там четко указаны не 2 месяца, как считают многие, а именно 1 год. Он отсчитывается не с момента рассмотрения жалобы (выявления правонарушения), а с момента совершения . К примеру, должен быть размещен протокол по итогам закупки, но он не был размещен. Крайний срок размещения такого протокола будет началом отсчета. В течение года с этого момента лицо могут привлечь к административной ответственности. Лицо, принимающее решение, в течение этого времени выносит постановление о привлечении к ответственности или снимает обвинения.

При длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.

Статья 7.32.3

Нарушение порядка осуществления закупки товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц

Каждая часть данной статьи являет собой состав административного правонарушения.

Часть 1. Осуществление закупки товаров, работ, услуг в случае, если такая закупка в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц должна осуществляться в электронной форме, в иной форме влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.

Говоря о составах правонарушений по 223-ФЗ, нужно сказать, что по 44-ФЗ к ответственности привлекается только должностное лицо заказчика. Но по 223-ФЗ штраф может накладываться как на юридическое, так и на физическое лицо. Дела возбуждаются на эти виды лиц отдельно.

Часть 2. Действия, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, совершенные должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение более двух раз влекут наложение административного штрафа в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года.

Дисквалификация предусмотрена только в судебном порядке, поэтому дело формируется и передается в суд, где судья решает исход. В отношении юридического лица дело в таком случае не возбуждается.

Часть 3. Осуществление закупки товаров, работ, услуг в случае, если такая закупка в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц должна осуществляться в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в ином порядке влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Часть 4. Нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц сроков размещения в единой информационной системе в сфере закупок информации о закупке товаров, работ, услуг, размещение которой предусмотрено законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.

Это нарушает принцип информационной открытости закупки. Все данные закупки должны быть открыты для того, чтобы все участники закупки могли ознакомиться с ними. Этот состав предусматривает ответственность за нарушение сроков размещения информации.

Часть 5. Неразмещение в единой информационной системе в сфере закупок информации о закупке товаров, работ, услуг, размещение которой предусмотрено законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.

Данное нарушение встречается часто как при рассмотрении жалоб, так и по результатам проверок. Нарушение выявляется, если закупка размещена, а информация о ней в плане закупок отсутствует.

Если та или иная информация подлежит размещению в установленные сроки, а разместить ее не получается в силу технических причин или обстоятельств, которые не зависят от физического или юридического лица, то необходимо предоставить доказательства этого. К примеру, скриншот рабочего стола, видеозапись работы на компьютере. Если дело будет возбуждено, то ответчик сможет доказать то, что он пытался выполнить требования закона.

Важно помнить, что на скриншотах должны быть видны дата и время выполнения действий, но лучше всего предоставить видеозапись экрана компьютера.

Одно из самых часто выявляемых нарушений при проверках — это нарушение Постановление Правительства №1352, пункта 10. В данном пункте установлена обязанность утверждать и публиковать перечень закупки товаров, работ или услуг и субъектов малого и среднего предпринимательства как на официальном сайте, так и на сайте заказчика.

Часть 6. Нарушение установленных законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц сроков размещения в единой информационной системе в сфере закупок изменений, вносимых в правовые акты, регламентирующие правила закупки товаров, работ, услуг заказчиком , утвержденные с учетом положений законодательства Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц — от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.

Здесь говорится о неразмещении изменений, которые вносятся в положение о закупках. Это очень важно, так как каждая организация по 223-ФЗ создает свое собственное положение о закупках, по которому впоследствии и работает. Изменения в положении должны постоянно публиковаться и быть видны в ЕИС и на официальном сайте заказчика.

Часть 7. Несоблюдение предусмотренных законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц требований к содержанию извещений о закупке товаров, работ, услуг и (или) документации о закупке товаров, работ, услуг влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

Такое нарушение встречается в практике наиболее часто. Это нарушения, которые выявляются в документации. Но это и одна из самых низких санкций — штраф минимален. В 44-ФЗ привлекается к ответственности лицо, которое утвердило документацию, а по 223-ФЗ привлекается то лицо, которое в организации ответственно за осуществление закупок. То есть ответственность несет в этом случае лицо, руководящее размещением закупок организации.

Часть 8. Предъявление требований к участникам закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, к закупаемым товарам, работам, услугам и (или) к условиям договора либо оценка и (или) сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке товаров, работ, услуг, влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

Наиболее частое привлечение по данной части происходит в связи с неправомерным рассмотрением заявок: члены комиссии подписывают документ об отклонении или принятии заявки. Но если заявка была допущена или отклонена неправомерно, то лица, ответственные за это, привлекаются к административной ответственности.

Здесь важно отметить: дело об административном правонарушении будет возбуждено в отношении каждого члена комиссии.

Помимо восьми основных в практике существуют также специальные составы правонарушений:

Часть 7.2 статьи 19.5 КоАП . Невыполнение в установленный срок законного решения или предписания федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, либо его территориального органа об устранении нарушений законодательства Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Как происходит данное нарушение? Если рассматривается жалоба, после выдается предписание, но это предписание не выполняется в срок. Тогда ответчик должен заплатить штраф за невыполнение предписания антимонопольного органа.

Если предписание не выполняется, а обжалуется. В случае принятия к рассмотрению заявления об обжаловании предписания его действие приостанавливают. Но сам факт подачи заявления еще не останавливает решение о предписании. Часто бывает, что срок исполнения предписания подошел, но лицо говорит о том, что заявление на обжалование уже подано. Заявление должно быть принято судом. В противном случае возникает состав административного правонарушения. Заявление в кратком виде нужно подать в наиболее короткие сроки вместе с пакетом документов. Далее можно подготовить полноценное заявление и подать его на следующей стадии, когда уже будет вынесено определение суда.

Непредставление сведений по требованию контролирующего органа. 19.7.2-1. Часто ответчики приводят доводы о невозможности предоставления информации, но, безусловно, суды могут принять лишь те доводы, которые подкреплены доказательствами.

При проведении проверок изучается, в первую очередь, положение о закупке заказчика. Это база, которая позволяет выявить нарушения в действиях заказчика.

Наиболее частые нарушения:

  • соответствие действий заказчика, организатора торгов Положению о закупках. Важно внимательно относиться к условиям закупочных процедур, которые прописаны в собственном положении, ведь это основа и правила закупочной деятельности организации. Это может быть нарушением при выборе способа закупки, когда заказчик сам ограничивает себя Положением, подается та или иная жалоба. Таким образом, это нарушение является самым странным, так как это положение создала сама организация;
  • наличие сведений о закупке в плане закупок. На такую закупку могут пожаловаться, а также выявить нарушение при плановой проверке;
  • описание объекта закупки . Несоблюдение требований к документации о закупке. Объединение в один лот разные виды работ, отсутствие описание объекта закупки;
  • установление неизмеряемых требований к участникам закупки . Неуместно делать отсылку к приказам, нужно четко прописывать все требования. Также часто есть указание «важна необходимость обладания всеми материальными ресурсами и документами для данных видов работ». Здесь важно списком указывать конкретные требования. Также часто есть требование: «важна необходимость обладания всеми сертификатами и квалификациями для данных видов работ». Это все необходимо прописывать в требованиях к участникам закупки;
  • установление ненадлежащего порядка оценки заявок на участие в закупке . Выявляется нарушение 223-ФЗ, которое нарушает требование информирования о порядке и алгоритме оценки, чтобы участник знал, в каком случае он может получить максимальное количество баллов. Также важно соблюдать пропорциональную зависимость. Часто заказчики представляют свою методику проставления баллов, но может быть выявлено нарушение 223-ФЗ, так как порядок оценки заявок соблюдать необходимо, а также размещать методику на официальном сайте ЕИС;
  • требования к коллективному участнику . Участником закупки может быть круг лиц, их объединение. Заказчики могут ограничивать возможность выступления консорциумом. Уменьшать круг участников неправомерно. Лица подают заявку вместе для того, чтобы объединить свои производственные мощности и квалификационные ресурсы, то есть предъявлять завышенные требования к отдельным частям группы также неправомерно.

Документация должна содержать дату начала и окончания срока предоставления разъяснений.

Еще одно частое нарушение: неправомерное требование к участнику предоставить письма от дилеров, которые бы подтверждали, что участник сможет поставить тот или иной товар. Оснований для того, чтобы требовать такие письма, нет. Это неправомерно, так как такие письма получить сложно.

Производство по делам об административных правонарушениях в сфере закупок

Стадии производства по делам об административных правонарушениях (Гл.28-31 КоАП РФ):

  1. Возбуждение дела об административном правонарушении. Оно может быть возбуждено протоколом или определением об административном правонарушении. Разница этих способов состоит в том, что любое дело об административном нарушении должно содержать в себе протокол. Составление протокола обязательно. Дело возбуждается определением, когда в протоколе не содержится достаточных сведений о том, что есть наличие события и состава правонарушения. За этим следует административное расследование: запрашиваются и изучаются дополнительные документы. В течение месяца принимается решение о составлении протокола. Дело может и прекратиться, если есть факт неподтверждения административного правонарушения. Но если факт состава события был подтвержден, то протокол составляется (при этом событии лучше присутствовать). Руководитель может написать доверенность на другое лицо о представлении его интересов по делам об административных правонарушениях на всех стадиях процесса.
  2. Рассмотрение дела об административном правонарушении. Если протокол составлен, то он вручается под расписку или отправляется по почте. 15 дней дается на рассмотрение дела. Важно помнить, что лицо, которое составляет протокол, и которое его рассматривает — это два разных должностных лица (это требования КоАПа).
  3. Пересмотр постановления по делу об административном правонарушении.
  4. Исполнение постановления.

Обстоятельства, исключающие производство по делу

Согласно статье 24.5 КоАП производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:

  1. отсутствие события административного правонарушения;
  2. отсутствие состава административного правонарушения;
  3. действия лица в состоянии крайней необходимости;
  4. издание акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания;
  5. отмена закона, установившего административную ответственность;
  6. истечение сроков давности привлечения к административной ответственности (1 год);
  7. наличие по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении;
  8. смерть физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

Признаки малозначительности (Статья 2.9 КоАП):

  • Исполнение выданного на основании Решения Предписания. К примеру, была рассмотрена жалоба на необоснованный отказ в допуске участника. Но предписание было исполнено, заявка допущена. Предписание выдано и исполнено, дело будет прекращено.
  • Признание вины (в т.ч. отсутствие судебного производства). В случае отсутствие признания вины прекратить производство по малозначительности трудно. Если заказчик обжалует решение в судебном порядке, то это значит, что ответчик не признает свою вину.
  • Отсутствие вредных последствий совершенного правонарушения. Нарушения не повлияли на ход проведения торгов.
  • Факт совершения правонарушения впервые. Это также указывает на малозначительность.

Обжалование постановлений по делам об административных правонарушениях

Если было вынесено решение по наложению штрафа, оно может быть обжаловано в течение 10 дней с момента получения решения (по почте или на руки). Решение по КоАПу изготавливается 3 дня. Физическое лицо, на которого было составлено постановление, может направить обжалование в районные суды, а юридическое — в арбитражные. Арбитражный суд может принять обжалование от физического лица, но затем остановить процесс, но таким образом будет пропущен 10-дневный срок.

Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано лицом, в отношении которого вынесено постановление.

В КоАП РФ установлено, что жалоба на постановление, вынесенное должностным лицом, подается вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела. Если жалоба поступила одновременно в суд и к вышестоящему должностному лицу, ее рассматривает суд.

Жалоба может быть подана в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления по делу. Пропуск срока может быть восстановлен судьей, должностным лицом, правомочным рассматривать жалобу, по ходатайству ее автора.

Срок рассмотрения жалоб — 10 дней со дня их поступления. Жалобы рассматриваются судьями и должностными лицами единолично. При их рассмотрении проверяется законность и обоснованность вынесенного постановления.

По результатам рассмотрения жалобы выносится одно из следующих решений:

  1. жалоба остается без удовлетворения и постановление остается без изменений;
  2. постановление отменяется и дело направляется на новое рассмотрение;
  3. постановление отменяется и дело прекращается;
  4. изменяется мера административного наказания при условии, что оно не будет усилено.

Положение лица ухудшено быть не может.

Исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях в сфере закупок

Постановление по делу об административном правонарушении подлежит исполнению с момента его вступления в законную силу. С учетом материального положения лица, привлеченного к административной ответственности, уплата штрафа может быть рассрочена на период до трех месяцев (статья 31.5 КоАП РФ).

КоАП установлен определенный порядок исполнения постановлений о назначении различных видов административного наказания.

Постановление о наложении административного штрафа на физическое лицо исполняется следующим образом. Штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления в законную силу путем внесения или перечисления в банк или иное уполномоченное кредитное учреждение.

Возможно и принудительное исполнение.

При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении 60 дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, должностное лицо, вынесшее постановление по делу об административном правонарушении, направляет судебному приставу-исполнителю по месту нахождения (месту жительства) лица, привлеченного к административной ответственности для взыскания суммы административного штрафа заявление о возбуждении исполнительного производства.

Вопросы участников

В положении о закупке не указан вид закупки у единственного поставщика, закупки до 100 000 рублей. Обязанности размещать эти закупки в ЕИС также нет. Будет ли нарушением, если все закупки до 100 000 рублей отражать в отчетности с присвоением способа закупки?

Размещение закупки до 100 000 рублей является правом, а не требованием. Состава административного правонарушения данный факт образовывать не будет, так как это не обязанность.

Предприятие попало под 475-Р. Предусмотрена ли ответственность?

Да, предприятие попало под это распоряжение и было обязано разместить годовой перечень инновационной продукции в виде плана. Если такой план размещен не был, то предусмотрена административная ответственность по части 5 статьи 7.32.3. Также есть ответственность, предусмотренная частью 4.

Сменился руководитель в марте 2016 года. На сайте gov.ru не размещена или размещена не полностью информация по закупкам. Лучше внести не размещенную информацию или оставить все так, как есть, и внести только то, что изменилось при новом руководителе? В случае нарушения кто будет привлечен к административной ответственности: бывший руководитель, нынешний руководитель или юридическое лицо?

Эти сведения должны быть размещены в ЕИС. Однозначно за каждый факт нарушения будет привлечено к ответственности юридическое лицо. Вопрос о привлечении к ответственности должностных лиц решается исходя из документации организации. Обычно это лицо, которое ответственно за действия (бездействия) всех подчиненных ему лиц.

Штраф за одно правонарушение накладывается дважды? Один раз на юридическое лицо, второй раз на физическое (должностное)?

Дважды возбуждается производство: на юридическое и должностное лицо. По каждому из них будет вынесено отдельное решение.

Организация работает по 223-ФЗ. Аудит по 44-ФЗ. Закупка проведена по закону, но по технической причине не был размещен договор. Является ли нарушением неразмещение заключенного договора по итогам проведения закупки по 44-ФЗ в реестре контрактов и в реестре договоров по 223-ФЗ?

Ответственность предусмотрена при неразмещении договора как по 44-ФЗ, так и по 223-ФЗ.

Каким образом правильно получить предписание? По 223-ФЗ ФАС его не публикует и не присылает.

Требование о том, что решения и предписания должны быть опубликованы, обязательно. В течение 5 рабочих дней с момента оглашения предписание должно быть размещено на официальном сайте. Можно написать письмо на почту [email protected], если сроки нарушены и предписание не размещено. Важно помнить, что положение о наложении штрафа изготавливается в течение 3 дней и не публикуется. Оно только направляется на почту организации, где работает должностное лицо. Можно получить его на руки, связавшись с исполнителем.

Участник закупки не представил бумажную копию заявки по требованию документации о закупки. Является ли это существенным критерием для недопуска участника к процедуре закупки?

Этот вопрос требует изучения документации. Но если исходить из его формулировки, то в настоящем случае требования закона это не нарушает, так как законодательство стремится привести все закупки к электронному виду. Если было такое требование в документации, то, конечно, это может явиться причиной недопуска участника к процедуре закупки.

Несет ли административную ответственность председатель конкурсной комиссии, если будут выявлены нарушения в проведении конкурса и будут ли нести ответственность конкурсные управляющие по 223-ФЗ и 44-ФЗ?

Вопрос общий. Если были допущены нарушения при рассмотрении заявки по 223-ФЗ или 44-ФЗ, если заявку нужно было отклонить, а ее допустили или наоборот, то к ответственности будут привлечены все лица, которые принимали решения и подписали документ. Если конкурсный управляющий является председателем комиссии, как обычно это и бывает, то он будет также нести ответственность. Если управляющий не входит в состав комиссии, находился в отпуске или не принимал участие в допуске и отклонении заявок, то к ответственности он привлекаться не будет.