Нужны покаянные молитвы перед исповедью. Подготовка к исповеди

Исповедь или покаяние является одним из семи христианских Таинств, в ходе которого кающийся исповедуется священнику, представителю Господа на земле, в своих грехах, после чего осуществляется прощение грехов. Считается, что эти Таинства установлены самим Иисусом Христом. Для достижения лучшего результата читаются молитвы перед исповедью и причастием, как утверждает православие, это позволяет верующему настроиться на нужный лад.

Чтобы ритуал прошел по всем правилам, нужно подготовиться перед причащением:

  • Необходимо осознать свою греховность, искренне, сердечно раскаяться в совершенных грехах.
  • Нужно осознать желание оставить грех и больше не повторять его, веря в Иисуса Христа, надеясь на его милосердие.
  • Нужно верить в то, что исповедь обладает достаточной силой, чтобы очистить грехи.

Чтобы получить отпущение грехов, вам потребуется пройти Таинство крещения в церкви до причащения, став православным христианином.

Кроме того, существуют некоторые простые правила:

  • Вспомните все злые слова, начиная с 7 лет или момента крещения, признайте исключительно свою вину в том, что произнесли их.
  • Возносите молитвы перед Богом, обещайте, что с его помощью вы приложите все старания, чтобы исключить повторение греха, будете стараться творить добро.
  • Если грех привел к ущербу ближнему, нужно загладить нанесенный вред.
  • Простить грехи тех, кто нанес моральный или материальный ущерб вам до того, как произойдет причащение.

Вы должны ощущать искреннее раскаяние во время исповеди, только тогда Господь сможет озарить светом вашу душу. А если вы решили исповедоваться «для галочки», лучше вовсе этого не делать. Это - великое Таинство, а не формальность.

Чтобы пройти ритуал причастия нужно:

  • Осознать смысл ритуала. Ваша цель стать причастником Божества, соединиться с Христом, очиститься от греха.
  • Осознать необходимость ритуала. Возносите молитвы, сердечно желайте пройти его.
  • Обрести душевный мир, состояние, противоположное злобе, вражде, ненависти.
  • Не нарушать церковные каноны.
  • Своевременно проходить исповедь.
  • Придерживаться поста.
  • Участвовать в богослужениях, молиться дома.
  • Держать тело и дух в чистоте.

Молитвы помогут подготовиться к Таинствам

К таинству святых исповеди и причастия нужно готовиться покаянием, постом, кроме того, в это время также читаются молитвы. Существует несколько разновидностей молитв, некоторые из которых можно читать дома или в храме. Чтение молитвы на причащение поможет очиститься духовно, подготовиться к ритуалу, сделает его гораздо более простым.

Православные христиане отмечают, что такого рода подготовка действительно делает процесс более приятным, позволяет лучше осознать его смысл, освобождает от тревожных мыслей, дарует понимание. Можно молиться даже за своих близких, которым предстоит ритуал, вне всяких сомнений, это позволит им пройти через него гораздо легче.

Примеры православных молитв

Молитва «Последование к Святому причастию»

«Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас. Аминь. Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша. Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас. (Tрижды) Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь. Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради. Господи, помилуй. (Трижды) Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь. Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго. Господи, помилуй. (12раз) Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу. (Поклон) Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу. (Поклон) Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему.(Поклон)»

Ознакомьтесь с тремя канонами и акафистами, в них входит «канон покаянного к Господу», «молебный канон Пресвятой Богородице», «канон Ангелу-Хранителю».

Молитва «Покаянного» к Господу Богу

«Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго. Владыко Христе Боже, Иже страстьми Своими страсти моя исцеливый и язвами Своими язвы моя уврачевавый, даруй мне, много Тебе прегрешившему, слезы умиления; сраствори моему телу от обоняния Животворящаго Тела Твоего, и наслади душу мою Твоею Честною Кровию от горести, еюже мя сопротивник напои; возвыси мой ум к Тебе, долу поникший, и возведи от пропасти погибели: яко не имам покаяния, не имам умиления, не имам слезы утешительныя, возводящия чада ко своему наследию. Омрачихся умом в житейских страстех, не могу воззрети к Тебе в болезни, не могу согретися слезами, яже к Тебе любве. Но, Владыко Господи Иисусе Христе, сокровище благих, даруй мне покаяние всецелое и сердце люботрудное во взыскание Твое, даруй мне благодать Твою и обнови во мне зраки Твоего образа. Оставих Тя, не остави мене; изыди на взыскание мое, возведи к пажити Твоей и сопричти мя овцам избраннаго Твоего стада, воспитай мя с ними от злака Божественных Твоих Таинств, молитвами Пречистыя Твоея Матере и всех святых Твоих. Аминь.»

Молитва Пресвятой Богородице

«Пресвятой Богородице, спаси мя. Царице моя преблагaя, надеждо моя Богородице, приятелище сирых и странных предстaтельнице, скорбящих рaдосте, обидимых покровительнице! Зриши мою беду, зриши мою скорбь, помози ми яко немощну, окорми мя яко стрaнна. Обиду мою веси, разреши ту, яко волиши: яко не имам иныя помощи разве Тебе, ни иныя предстaтельницы, ни благия утешительницы, токмо Тебе, о Богомaти, яко да сохраниши мя и покрыеши во веки веков. Аминь. К кому возопию, Владычице? К кому прибегну в горести моей, aще не к Тебе, Царице Небесная? Кто плач мой и воздыхaние мое приимет, aще не Ты, Пренепорочная, надеждо христиан и прибежище нам, грешным? Кто пaче Тебе в напaстех защитит? Услыши убо стенaние мое, и приклони ухо Твое ко мне, Владычице Мaти Бога моего, и не презри мене, требующаго Твоея помощи, и не отрини мене, грешнаго. Вразуми и научи мя, Царице Небесная; не отступи от мене, раба Твоего, Владычице, за роптaние мое, но буди мне Мaти и заступница. Вручaю себе милостивому покрову Твоему: приведи мя, грешнаго, к тихой и безмятежной жизни, да плaчуся о гресех моих. К кому бо прибегну повинный аз, aще не к Тебе, уповaнию и прибежищу грешных, надеждою на неизреченную милость Твою и щедроты Твоя окриляемь? О, Владычице Царице Небесная! Ты мне уповaние и прибежище, покров и заступление и помощь. Царице моя преблагaя и скорая заступнице! Покрый Твоим ходaтайством моя прегрешения, защити мене от враг видимых и невидимых; умягчи сердца злых человек, возстающих на мя. О, Мaти Господа моего Творцa! Ты еси корень девства и неувядaемый цвет чистоты. О, Богородительнице! Ты подaждь ми помощь немощствующему плотскими страстьми и болезнующему сердцем, едино бо Твое и с Тобою Твоего Сына и Бога нашего имам заступление; и Твоим пречудным заступлением да избaвлюся от всякия беды и напaсти, о пренепорочная и преслaвная Божия Мaти Марие. Темже со уповaнием глаголю и вопию: радуйся, благодaтная, радуйся, обрaдованная; радуйся, преблагословенная, Господь с Тобою.»

Молитва Ангелу Хранителю

«Святый Aнгеле Божий, хранителю мой, моли Бога о мне. Ангеле Христов святый, к тебе припадая молюся, хранителю мой святый, приданный мне на соблюдение души и телу моему грешному от святаго крещения, аз же своею леностию и своим злым обычаем прогневах твою пречистую светлость и отгнах тя от себе всеми студными делы: лжами, клеветами, завистию, осуждением, презорством, непокорством, братоненавидением, и злопомнением, сребролюбием, прелюбодеянием, яростию, скупостию, объядением без сытости и опивством, многоглаголанием, злыми помыслы и лукавыми, гордым обычаем и блудным возбешением, имый самохотение на всякое плотское вожделение. О, злое мое произволение, егоже и скоти безсловеснии не творят! Да како возможеши воззрети на мя, или приступити ко мне, аки псу смердящему? Которыма очима, ангеле Христов, воззриши на мя, оплетшася зле во гнусных делех? Да како уже возмогу отпущения просити горьким и злым моим и лукавым деянием, в няже впадаю по вся дни и нощи и на всяк час? Но молюся ти припадая, хранителю мой святый, умилосердися на мя грешнаго и недостойнаго раба твоего (имя), буди ми помощник и заступник на злаго моего сопротивника, святыми твоими молитвами, и Царствия Божия причастника мя сотвори со всеми святыми, всегда, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.»

В канун Пасхи рекомендуется читать Пасхальный канон. Существует несколько молитв, которые обязательно нужно читать перед Таинством Исповеди. Рекомендуется читать их дома, либо в стенах церкви, поставив свечи напротив иконы Иисусу Христу.

Как подготовиться к исповеди и причастию? Подготовка к исповеди и причастию, особенно в первый раз, вызывает много-много вопросов. Я помню свое первое причастие. Как сложно было мне разобраться во всем. В этой статье Вы получите ответы на вопросы: что говорить на исповеди священнику - пример? как правильно причащаться и исповедоваться? правила причастия в церкви? как исповедоваться в первый раз? как готовиться к причастию? Ответ на эти вопросы даёт современный греческий проповедник архимандрит Андрей (Конанос) и другие священники.

Другие полезные статьи:

Причастие учредил Сам Иисус Христос на своей последней трапезе с Апостолами. Современный греческий проповедник и богослов архимандрит Андрей (Конанос) говорит , если бы люди осознали, какой Дар единения с Богом они получают во время причастия, ведь теперь в их венах течет Христова кровь… если бы они осознали это в полной мере, их жизнь бы очень изменилась!

Но, к сожалению, большинство людей во время причастия похожи на детей, играющих с драгоценными камнями и не понимающих их ценности.

Правила причастия можно найти в любом Храме. Обычно они изложены в небольшой книжечке под названием «КАК ГОТОВИТЬСЯ КО СВЯТОМУ ПРИЧАЩЕНИЮ». Вот эти простые правила:

  • Перед причастием нужно 3 дня поститься — есть только растительную пищу (отказаться от мяса, молочных продуктов и яиц).
  • Нужно быть на вечерней службе накануне перед днем причастия.
  • Нужно исповедаться либо на вечерней службе либо в день причастия в самом начале литургии (утренней службы, во время которой и происходит причастие).
  • Нужно несколько дней более усердно молиться — для этого читать утренние и вечерние молитвы и прочитать каноны: Канон покаянный ко Господу нашему Иисусу Х ристу ,
    Канон молебный ко Пресвятой Богородице ,
    Канон Ангелу Хр анителю ,
    Последование ко святому причащению * . * Если Вы никогда не читали Каноны (на церковно-славянском языке), можете послушать аудио (есть на сайтах-молитвословах по указанным ссылкам).
  • Нужно причащаться натощак (утром ничего не есть и не пить). Исключение делается для болящих людей, например диабетиков, для которых еда и лекарство жизненно необходимы.

Если Вы станете причащаться на каждой литургии, каждое воскресенье, Ваш духовник сможет разрешить Вам меньше поститься и не вычитывать все указанные молитвы. Не бойтесь спрашивать батюшку и советоваться с ним.

Как проходит причастие в церкви?

Предположим Вы решили причаститься в воскресенье. Значит, накануне вечером (в субботу) Вам нужно прийти на вечернюю службу. Обычно вечерняя служба в Храмах начинается в 17:00. Узнайте, во столько начинается литургия (утренняя служба) в воскресенье, на которой будет проходить само причастие. Обычно, утренняя служба в Храмах начинается в 9:00. Если исповеди не было на вечерней службе, то исповедаетесь в начале утренней службы.

Примерно в середине службы Священник вынесет из алтаря Чашу. Все, кто готовился ко причастию, собираются возле чаши и складывают руки на груди правую поверх левой. К чаше подходят осторожно, чтобы не перевернуть её. Священник ложечкой даёт причастникам Святые дары — кусочек тела и крови Христовой под видом хлеба и вина.

После этого Вам нужно пройти в конец Храма, где Вам дадут запивку. Это разбавленная вином вода. Запивать нужно, чтобы ни одна капля или крошка Евхаристии не пропала. Только после этого можно перекреститься. В конце службы нужно выслушать благодарственные молитвы.

Как подготовиться к исповеди? Что говорить на исповеди священнику - пример? Список грехов

Главное правило на исповеди, о котором всегда напоминают священники, не пересказывать грехи. Потому что, если Вы начнете пересказывать историю, как Вы совершили грех, то Вы невольно начнете оправдывать себя и обвинять других. Поэтому на исповеди просто называются грехи. Например: гордость, зависть, сквернословие и т.д. А чтобы ничего не забыть, воспользуйтесь перечнем грехов против Бога, против ближних, против себя (обычно такой список есть в книжечке «КАК ГОТОВИТЬСЯ КО СВЯТОМУ ПРИЧАЩЕНИЮ».

Грехи запишите на листочке, чтобы ничего не забыть. Приходите в Храм утром пораньше, чтобы не опоздать на исповедь и на общую молитву перед исповедью. Перед исповедью подойдите к священнику, перекреститесь, приложитесь к Евангелию и ко кресту и начинайте перечислять заранее записанные грехи. После исповеди священник прочтет разрешительную молитву и скажет, допущены ли Вы ко причастию.

Очень редко бывает, когда священник для Вашего исправления не допускает Вас ко причастию. Это, в том числе, и проверка Вашей гордыни.

Важно во время исповеди, называя грех, дать себе обещание не повторять его. Очень важно накануне причастия примириться с недругами и простить своих обидчиков.

Как исповедоваться в первый раз?

Первая исповедь часто называется генеральной исповедью. Как правило, в листочек со списком грехов попадают практически все грехи из списка грехов против Бога, ближнего и себя. Батюшка наверняка поймет, что Вы пришли на исповедь первый раз и поможет Вам советом, как постараться не повторять грехи и ошибки.

Надеюсь, статья «Как подготовиться к исповеди и причастию?» поможет Вам решиться и пойти на исповедь и причастие. Это важно для Вашей души, ведь исповедь — это очищение души. Тело мы моем каждый день, а о чистоте души не заботимся!

Если Вы никогда не исповедовались и не причащались и Вам кажется, что подготовиться очень трудно, рекомендую Вам всё равно совершить этот подвиг. Награда будет велика. Уверяю Вас ничего подобного Вы раньше не испытывали. После причастия Вы ощутите необыкновенную и ни с чем не сравнимую духовную радость.

Самым трудным обычно кажется вычитывание канонов и последования ко святому причащению. Действительно, в первых раз читать тяжело. Воспользуйтесь аудиозаписью и прослушайте все эти молитвы в течение 2-3 вечеров.

Послушайте в этом видео рассказ священника Андрея Ткачева о том, сколько времени (обычно несколько лет) отделяет человека от желания пойти на первую исповедь до момента первой исповеди.

Желаю всем радоваться жизни и благодарить Бога за всё!

Алёна Краева

Молитвы /

МОЛИТВЫ ПЕРЕД СВЯТЫМ ПРИЧАЩЕНИЕМ

ПОДГОТОВКА

Желающий причаститься должен достойно приготовиться ко Святому Таинству. Приготовление (говение) продолжается несколько дней. Телу предписывается воздержание, то есть телесная чистота и ограничение в пище (пост). В дни поста исключается пища животного происхождения - мясо, молоко, яйца и, при строгом посте, рыба. Хлеб овощи фрукты употребляются в умеренном количестве. Ум не должен рассеиваться по мелочам житейским и развлекаться. В дни говения надлежит посещать богослужения в храме, если позволяют обстоятельства, и более прилежно выполнять домашнее молитвенное правило: кто читает обычно не все утренние и вечерние молитвы, пусть читает все полностью, кто не читает каноны, пусть в эти дни читает хотя бы по одному канону. Накануне причащения надо быть на вечернем богослужениии прочитать дома, кроме обычных молитв на сон грядущий: Канон покаянный, Канон Богородице, Канон Ангелу хранителю, или Канон совмещенный, включающий в себя три перечисленных канона. Читается также Канон ко причащению (он находится в Последовании ко Святому Причащению) и, кто пожелает Акафист Иисусу Сладчайшему. После полуночи (в т.ч. и утром) уже не едят и не пьют, ибо принято приступать к таинству причащения натощак. Утром прочитываются утренние молитвы и все Последование ко Святому Причащению, кроме Канона прочитанного накануне. Перед причащением необходима исповедь - вечером или утром, перед литургией. После причащения прочитываются Благодарственные молитвы по Святом Причащении

МОЛИТВЫ ПЕРЕД СВЯТЫМ ПРИЧАЩЕНИЕМ (читаемые с вечера)

Молитва предначинательная
Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас. Аминь.

Молитва Святому Духу
Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша.

Трисвятое

Молитва ко Пресвятой Троице

Господи, помилуй. (Трижды)

Молитва Господня
Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.

Господи, помилуй. (12 раз)

Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу. (Поклон)
Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу. (Поклон)
Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему. (Поклон)

Псалом 22
Господь пасет мя, и ничтоже мя лишит. На месте злачне, тамо всели мя, на воде покойне воспита мя. Душу мою обрати, настави мя на стези правды, имене ради Своего. Аще бо и пойду посреде сени смертныя, не убоюся зла, яко Ты со мною еси: жезл Твой и палица Твоя, та мя утешиста. Уготовал еси предо мною трапезу сопротив стужающим мне; умастил еси елеом главу мою, и чаша Твоя упоявающи мя, яко державна. И милость Твоя поженет мя вся дни живота моего; и еже вселити ми ся в дом Господень в долготу дний.

Псалом 23
Господня земля, и исполнение ея, вселенная, и вси живущии на ней. Той на морях основал ю есть, и на реках уготовал ю есть. Кто взыдет на гору Господню, или кто станет на месте святем Его? Неповинен рукама, и чист сердцем, иже не прият всуе душу свою, и не клятся лестию искреннему своему. Сей приимет благословение от Господа, и милостыню от Бога Спаса своего. Сей род ищущих Господа, ищущих лице Бога Иаковля. Возмите врата князи ваша, и возмитеся врата вечная; и внидет Царь Славы. Кто есть сей Царь Славы? Господь крепок и силен, Господь силен в брани. Возмите врата князи ваша, и возмитеся врата вечная; и внидет Царь Славы. Кто есть сей Царь Славы? Господь сил, Той есть Царь Славы.

Псалом 115
Веровах, темже возглаголах: аз же смирихся зело. Аз же рех во изступлении моем: всяк человек ложь. Что воздам Господеви о всех, яже воздаде ми? Чашу спасения прииму, и имя Господне призову; молитвы моя Господеви воздам пред всеми людьми Его. Честна пред Господем смерть преподобных Его. О, Господи, аз раб Твой, аз раб Твой, и сын рабыни Твоея; растерзал еси узы моя. Тебе пожру жертву хвалы, и во имя Господне призову. Молитвы моя Господеви воздам пред всеми людьми Его, во дворех дому Господня, посреди тебе, Иерусалиме.

Слава, и нынe:

Аллилуиа трижды. И три поклона.

Тропари, глас 8-й
Беззакония моя презри, Господи, от Девы рождейся, и сердце мое очисти, храм то творя пречистому Твоему Телу и Крови, ниже отрини мене от Твоего лица, без числа имеяй велию милость.

Слава: Слава Отцу и Сыну, и Святому Духу.

Во причастие святынь Твоих како дерзну недостойный? Аше бо дерзну к Тебе приступити с достойными, хитон мя обличает, яко несть вечерний, и осуждение исходатайствую многогрешной души моей. Очисти, Господи, скверну души моея, и спаси мя, яко Человеколюбец.

И ныне: И ныне и присно, и во веки веков, Аминь.

Многая множества моих, Богородице, прегрешений, к Тебе прибегох, Чистая, спасения требуя; посети немощствующую мою душу, и моли Сына Твоего и Бога нашего, дати ми оставление, яже содеях лютых, Едина благословенная.

Во святую же четыредесятницу читается:
Егда славнии ученицы на умовении вечери просвещахуся, тогда Иуда злочестивый сребролюбием недуговав омрачашеся, и беззаконным судиям Тебе праведнаго Судию предает. Виждь, имений рачителю, сих ради удавление употребивша: бежи несытыя души, Учителю таковая дерзнувшия. Иже о всех благий Господи, слава Тебе.

Псалом 50: Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое. Наипаче омый мя от беззакония моего, и от греха моего очисти мя; яко беззаконие мое аз знаю, и грех мой предо мною есть выну. Тебе единому согреших и лукавое пред Тобою сотворих; яко да оправдишися во словесех Твоих, и победиши внегда судити Ти. Се бо, в беззакониих зачат есмь, и во гресех роди мя мати моя. Се бо, истину возлюбил еси; безвестная и тайная премудрости Твоея явил ми еси. Окропиши мя иссопом, и очищуся; омыеши мя, и паче снега убелюся. Слуху моему даси радость и веселие; возрадуются кости смиренныя. Отврати лице Твое от грех моих и вся беззакония моя очисти. Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей. Не отвержи мене от лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отыми от мене. Воздаждь ми радость спасения Твоего и Духом Владычним утверди мя. Научу беззаконныя путем Твоим, и нечестивии к Тебе обратятся. Избави мя от кровей, Боже, Боже спасения моего; возрадуется язык мой правде Твоей. Господи, устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою. Яко аще бы восхотел еси жертвы, дал бых убо: всесожжения не благоволиши. Жертва Богу дух сокрушен; сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит. Ублажи, Господи, благоволением Твоим Сиона, и да созиждутся стены Иерусалимския. Тогда благоволиши жертву правды, возношение и всесожегаемая; тогда возложат на олтарь Твой тельцы.

КАНОН КО СВЯТОМУ ПРИЧАЩЕНИЮ (глас 2-й)

Песнь 1
Ирмос: Грядите людие, поим песнь Христу Богу, раздельшему море, и наставльшему люди, яже изведе из работы египетския, яко прославися.

Припев:

Хлеб живота вечнующаго да будет ми Тело Твое Святое, благоутробне Господи, и Честная Кровь, и недуг многообразных исцеление.

Припев:

Осквернен делы безместными окаянный, Твоего Пречистаго Тела и Божественныя Крове недостоин есмь, Христе, причащения, егоже мя сподоби.

Припев:

Богородичен: Земле благая, благословенная Богоневесто, клас прозябшая неоранный и спасительный миру, сподоби мя сей ядуща спастися.

Песнь 3
Ирмос: На камени мя веры утвердив, разширил еси уста моя на враги моя. Возвесели бо ся дух мой, внегда пети: несть свят, якоже Бог наш, и несть праведен паче Тебе, Господи.

Припев: Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей.

Слезныя ми подаждь, Христе, капли, скверну сердца моего очищающия: яко да благою совестию очищен, верою прихожду и страхом, Владыко, ко причащению Божественных Даров Твоих.

Припев:

Во оставление да будет ми прегрешений Пречистое Тело Твое, и Божественная Кровь, Духа же Святаго общение, и в жизнь вечную, Человеколюбче, и страстей и скорбей отчуждение.

Припев: Пресвятая Богородице, спаси нас!

Богородичен: Хлеба животнаго трапеза пресвятая, свыше милости ради сшедшаго, и мирови новый живот дающаго, и мене ныне сподоби недостойнаго, со страхом вкусити сего, и живу быти.

Песнь 4
Ирмос: Пришел еси от Девы, не ходатай, ни Ангел, но Сам, Господи, воплощься, и спася еси всего мя человека. Тем зову Ти: слава силе Твоей, Господи.

Припев: Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей.

Восхотел еси, нас ради воплощься, Многомилостиве, заклан быти яко овча, грех ради человеческих: темже молю Тя, и моя очисти согрешения.

Припев: Не отвержи мене от лица Твоего, и Духа Твоего Святаго не отыми от мене.

Исцели души моея язвы, Господи, и всего освяти: и сподоби, Владыко, яко да причащуся тайныя Твоея Божественныя вечери, окаянный.

Припев: Пресвятая Богородице, спаси нас!

Богородичен: Умилостиви и мне сущаго от утробы Твоея, Владычице, и соблюди мя нескверна раба Твоего и непорочна, яко да прием умнаго бисера, освящуся.

Песнь 5
Ирмос: Света Подателю и веков Творче, Господи, во свете Твоих повелений настави нас: разве бо Тебе иного бога не знаем.

Припев: Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей.

Якоже предрекл еси, Христе, да будет убо худому рабу Твоему, и во мне пребуди, якоже обещался еси: се бо Тело Твое ям Божественное, и пию Кровь Твою.

Припев: Не отвержи мене от лица Твоего, и Духа Твоего Святаго не отыми от мене.

Слове Божий и Боже, угль Тела Твоего да будет мне помраченному в просвещение, и очищение оскверненной души моей Кровь Твоя.

Припев: Пресвятая Богородице, спаси нас!

Богородичен: Марие, Мати Божия, благоухания честное селение, Твоими молитвами сосуд мя избранный соделай, яко да освящений причащуся Сына Твоего.

Песнь 6
Ирмос: В бездне греховней валяяся, неизследную милосердия Твоего призываю бездну: от тли, Боже, мя возведи.

Припев: Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей.

Ум, душу и сердце освяти, Спасе, и тело мое, и сподоби неосужденно, Владыко, к страшным Тайнам приступити.

Припев: Не отвержи мене от лица Твоего, и Духа Твоего Святаго не отыми от мене.

Дабы устранился от страстей, и Твоея благодати имел бы приложение, живота же утверждение, причащением Святых, Христе, Таин Твоих.

Припев: Пресвятая Богородице, спаси нас!

Богородичен: Божие, Боже, Слово Святое, всего мя освяти, ныне приходящаго к Божественным Твоим Тайнам, Святыя Матере Твоея мольбами.

Кондак, глас 2-й:
Хлеб, Христе, взяти не презри мя, Тело Твое, и Божественную Твою ныне Кровь, пречистых, Владыко, и страшных Твоих Таин причаститися окаяннаго: да не будет ми в суд, да будет же ми в живот вечный и безсмертный.

Песнь 7
Ирмос: Телу златому премудрыя дети не послужиша, и в пламень сами поидоша, и боги их обругаша, среди пламене возопиша, и ороси я Ангел: услышася уже уст ваших молитва.

Припев: Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей.

Источник благих, причащение, Христе, безсмертных Твоих ныне Таинств да будет ми свет, и живот, и безстрастие, и к преспеянию же и умножению добродетели Божественнейшия ходатайственно, едине Блаже, яко да славлю Тя.

Припев: Не отвержи мене от лица Твоего, и Духа Твоего Святаго не отыми от мене.

Да избавлюся от страстей, и врагов, и нужды, и всякия скорби, трепетом и любовию со благоговением, Человеколюбче, приступаяй ныне к Твоим безсмертным и Божественным Тайнам, и пети Тебе сподоби: благословен еси, Господи, Боже отец наших.

Припев: Пресвятая Богородице, спаси нас!

Богородичен: Спаса Христа рождшая паче ума, Богоблагодатная, молю Тя ныне, раб Твой, Чистую нечистый: хотящаго мя ныне к пречистым Тайнам приступити, очисти всего от скверны плоти и духа.

Песнь 8
Ирмос: В пещь огненную ко отроком еврейским снизшедшаго, и пламень в росу преложшаго Бога, пойте дела яко Господа, и превозносите во вся веки.

Припев: Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей.

Небесных, и страшных, и святых Твоих, Христе, ныне Таин, и Божественныя Твоея и тайныя вечери о6щника быти и мене сподоби отчаяннаго, Боже, Спасе мой.

Припев: Не отвержи мене от лица Твоего, и Духа Твоего Святаго не отыми от мене.

Под Твое прибег благоутробие, Блаже, со страхом зову Ти: во мне пребуди, Спасе, и аз, якоже рекл еси, в Тебе: се бо дерзая на милость Твою, ям Тело Твое, и пию Кровь Твою. Пресвятая Троице, Боже наш, слава Тебе.

Припев: Пресвятая Богородице, спаси нас!

Троичен: Трепещу приемля огнь да не опалюся яко воск и яко трава. Оле страшнаго таинства! Оле благоугробия Божия! Како Божественнаго Тела и Крове брение причащаюся, и нетленен сотворяюся?

Песнь 9
Ирмос: Безначальна Родителя Сын, Бог и Господь, воплощся от Девы нам явися, омраченная просветити, собрати расточенная: тем всепетую Богородицу величаем.

Припев: Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей.

Христос есть, вкусите и видите: Господь нас ради, по нам бо древле бывый, единою Себе принес, яко приношение Отцу Своему, присно закалается, освящаяй причащающияся.

Припев: Не отвержи мене от лица Твоего, и Духа Твоего Святаго не отыми от мене.

Душею и телом да освящуся, Владыко, да просвещуся, да спасуся, да буду дом Твой причащением священных Таин, живущаго Тя имея в себе со Отцем и Духом, Благодетелю Многомилостиве.

Припев: Воздаждь мне радость спасения Твоего и Духом Владычним утверди мя.

Якоже огнь да будет ми, и яко свет, Тело Твое и Кровь, Спасе мой, пречестная, опаляя греховное вещество, сжигая же страстей терние, и всего мя просвещая, покланятися Божеству Твоему.

Припев: Пресвятая Богородице, спаси нас!

Богородичен: Бог воплотися от чистых кровей Твоих; темже всякий род поет Тя, Владычице, умная же множества славят, яко Тобою яве узреша всеми Владычествующаго, осуществовавшагося человечеством.

Достойно есть яко воистинну блажити Тя Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего. Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем.

Слава, и ныне:

Господи, помилуй. (Трижды)

Трисвятое
Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас. (Трижды)

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва ко Пресвятой Троице
Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради.

Господи, помилуй. (Трижды)

Молитва Господня
Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.

МОЛИТВЫ ПЕРЕД СВЯТЫМ ПРИЧАЩЕНИЕМ (читаемые утром) .

Молитва св. Василия Великого , 1-я
Владыко Господи Иисусе Христе Боже наш, Источниче жизни и безсмертия, всея твари видимыя и невидимыя Содетелю, безначальнаго Отца соприсносущный Сыне и собезначальный, премногия ради благости в последния дни в плоть оболкийся, и распныйся, и погребыйся за ны неблагодарныя и злонравныя, и Твоею Кровию обновивый растлевшее грехом естество наше; Сам, Безсмертный Царю, приими и мое грешнаго покаяние, и приклони ухо Твое мне, и услыши глаголы моя. Согреших бо, Господи, согреших на небо и пред Тобою, и несмь достоин воззрети на высоту славы Твоея: прогневах бо Твою благость. Твоя заповеди преступив, и не послушав Твоих повелений. Но Ты, Господи, незлобив сый, долготерпелив же и многомилостив, не предал еси мя погибнути со беззаконьми моими, моего всячески ожидая обращения. Ты бо рекл еси, Человеколюбче, пророком Твоим: яко хотением не хощу смерти грешника, но еже обратится и живу быти ему. Не хощеши бо, Владыко, создания Твоею руку погубити, ниже благоволиши о погибели человечестей, но хощеши всем спастися, и в разум истины приити. Темже и аз, аще и недостоин есмь небесе и земли, и сея привременныя жизни, всего себе повинув греху, и сластем поработив, и Твой осквернив образ: но творение и создание Твое быв, не отчаяваю своего спасения окаянный, на Твое же безмерное благоутробие дерзая, прихожду. Приими убо и мене, Человеколюбче Господи, якоже блудницу, яко разбойника, яко мытаря и яко блуднаго, и возми мое тяжкое бремя грехов, грех вземляй мира, и немощи человеческия исцеляяй, труждающияся и обремененныя к Себе призываяй и упокоеваяй, не пришедый призвати праведныя, но грешныя на покаяние. И очисти мя от всякия скверны плоти и духа, и научи мя совершати святыню во страсе Твоем: яко да чистым сведением совести моея, святынь Твоих часть приемля, соединюся святому Телу Твоему и Крови, и имею Тебе во мне живуща и пребывающа, со Отцем, и Святым Твоим Духом. Ей, Господи Иисусе Христе, Боже мой, и да не в суд ми будет причастие пречистых и животворящих Таин Твоих, ниже да немощен буду душею же и телом, от еже недостойне тем причащатися, но даждь ми, даже до конечнаго моего издыхания, неосужденно восприимати часть святынь Твоих, в Духа Святаго общение, в напутие живота вечнаго, и во благоприятен ответ на Страшнем судищи Твоем: яко да и аз со всеми избранными Твоими общник буду нетленных Твоих благ, яже уготовал еси любящим Тя, Господи: в нихже препрославлен еси во веки. Аминь.

2-я
Господи Боже мой, вем, яко несмь достоин, ниже доволен, да под кров внидеши храма души моея, занеже весь пуст и пался есть, и не имаши во мне места достойна, еже главу подклонити: но якоже с высоты нас ради смирил еси Себе, смирися и ныне смирению моему. И якоже восприял еси в вертепе и в яслех безсловесных возлещи, сице восприими и в яслех безсловесныя моея души, и во оскверненное мое тело внити. И якоже не неудостоил еси внити, и свечеряти со грешники в дому Симона прокаженнаго, тако изволи внити и в дом смиренныя моея души, прокаженныя и грешныя. И якоже не отринул еси подобную мне блудницу и грешную, пришедшую и прикоснувшуюся Тебе, сице умилосердися и о мне грешнем, приходящем и прикасающем Ти ся. И якоже не возгнушался еси скверных ея уст и нечистых, целующих Тя, ниже моих возгнушайся сквернших оныя уст и нечистших, ниже мерзких моих и нечистых устен, и сквернаго и нечистейшаго моего языка. Но да будет ми угль пресвятаго Твоего Тела, и честныя Твоея Крове, во освящение и просвещение и здравие смиренней моей души и телу, во облегчение тяжестей многих моих согрешений, в соблюдение от всякаго диавольскаго действа, во отгнание и возбранение злаго моего и лукаваго обычая, во умерщвление страстей, в снабдение заповедей Твоих, в приложение Божественныя Твоея благодати, и Твоего Царствия присвоение. Не бо яко презираяй прихожду к Тебе, Христе Боже, но яко дерзая на неизреченную Твою благость, и да не на мнозе удаляяйся общения Твоего, от мысленнаго волка звероуловлен буду. Темже молюся Тебе: яко един сый Свят, Владыко, освяти мою душу и тело, ум и сердце, чревеса и утробы, и всего мя обнови, и вкорени страх Твой во удесех моих, и освящение Твое неотъемлемо от мене сотвори; и буди ми помощник и заступник, окормляя в мире живот мой, сподобляя мя и одесную Тебе предстояния со святыми Твоими, молитвами и моленьми Пречистыя Твоея Матере, невещественных Твоих служителей и пречистых сил, и всех святых, от века Тебе благоугодивших. Аминь

Молитва Симеона Метафраста, 3-я
Едине чистый и нетленный Господи, за неизреченную милость человеколюбия наше все восприемый смешение, от чистых и девственных кровей паче естества рождшия Тя, Духа Божественнаго нашествием, и благоволением Отца присносущнаго, Христе Иисусе, премудросте Божия, и мире, и сило, Твоим восприятием животворящая и спасительная страдания восприемый, крест, гвоздия, копие, смерть, умертви моя душетленныя страсти телесныя. Погребением Твоим адова пленивый царствия, погреби моя благими помыслы лукавая советования, и лукавствия духи разори. Тридневным Твоим и живоносным воскресением падшаго праотца возставивый, возстави мя грехом поползшагося, образы мне покаяния предлагая. Преславным Твоим вознесением плотское обоживый восприятие, и сие десным Отца седением почтый, сподоби мя причастием святых Твоих Таин десную часть спасаемых получити. Снитием Утешителя Твоего Духа сосуды честны священныя Твоя ученики соделавый, приятелище и мене покажи Того пришествия. Хотяй паки прийти судити вселенней правдою, благоволи и мне усрести Тя на облацех, Судию и Создателя моего, со всеми святыми Твоими: да безконечно славословлю и воспеваю Тя, со безначальным Твоим Отцем, и Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Молитва св. Иоанна Дамаскина , 4-я
Владыко Господи Иисусе Христе, Боже наш, едине имеяй власть человеком оставляти грехи, яко благ и Человеколюбец презри моя вся в ведении и не в ведении прегрешения, и сподоби мя неосужденно причаститися Божественных, и преславных, и пречистых, и животворящих Твоих Таин, не в тяжесть, ни в муку, ни в приложение грехов, но во очищение, и освящение, и обручение будущаго Живота и царствия, в стену и помощь, и в возражение сопротивных, во истребление многих моих согрешений. Ты бо еси Бог милости, и щедрот, и человеколюбия, и Тебе славу возсылаем, со Отцем, и Святым Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Молитва св. Василия Великого , 5-я
Вем, Господи, яко недостойне причащаюся пречистаго Твоего Тела и честныя Твоея Крове, и повинен есмь, и суд себе ям и пию, не разсуждая Тела и Крове Тебе Христа и Бога моего; но на щедроты Твоя дерзая прихожду к Тебе рекшему: ядый Мою плоть, и пияй Мою кровь, во Мне пребывает, и Аз в нем. Умилосердися убо, Господи, и не обличи мя грешнаго, но сотвори со мною по милости Твоей; и да будут ми святая сия во исцеление, и очищение, и просвещение, и сохранение, и спасение, и во освящение души и тела; во отгнание всякаго мечтания, и лукаваго деяния, и действа диавольскаго, мысленна во удесех моих действуемаго, в дерзновение и любовь, яже к Тебе; во исправление жития и утверждение, в возращение добродетели и совершенства; во исполнение заповедей, в Духа Святаго общение, в напутие живота вечнаго, во ответ благоприятен на Страшнем судищи Твоем: не в суд или во осуждение.

Молитва св. Симеона Нового Богослова , 6-я
От скверных устен, от мерзкаго сердца, от нечистаго языка, от души осквернены, приими моление, Христе мой, и не презри моих ни словес, ниже образов, ниже безстудия. Даждь ми дерзновенно глаголати, яже хощу, Христе мой, паче же и научи мя, что ми подобает творити и глаголати: согреших паче блудницы, яже уведе где обитаеши, миро купивши, прииде дерзостне помазати Твои нозе, Бога моего, Владыки и Христа моего. Якоже ону не отринул еси пришедшую от сердца, ниже мене возгнушайся, Слове: Твои же ми подаждь нозе, и держати и целовати, и струями слезными, яко многоценным миром, сия дерзостно помазати. Омый мя слезами моими, очисти мя ими, Слове. Остави и прегрешения моя, и прощение ми подаждь. Веси зол множество, веси и струпы моя, и язвы зриши моя: но и веру веси, и произволение зриши, и воздыхание слышиши. Не таится Тебе, Боже мой, Творче мой, Избавителю мой, ниже капля слезная, ниже капли часть некая. Несоделанное мое видесте очи Твои, в книзе же Твоей и еще несодеянная написана Тебе суть. Виждь смирение мое, виждь труд мой елик, и грехи вся остави ми, Боже всяческих: да чистым сердцем, притрепетною мыслию, и душею сокрушенною, нескверных Твоих причащуся и пресвятых Таин, имиже оживляется и обожается всяк ядый же и пияй чистым сердцем; Ты бо рекл еси, Владыко мой: всяк ядый Мою Плоть, и пияй Мою Кровь, во Мне убо сей пребывает, в немже и Аз семь. Истинно слово всяко Владыки и Бога моего: божественных бо причащаяйся и боготворящих благодатей, не убо есмь един, но с Тобою, Христе мой, Светом трисолнечным, просвещающим мир. Да убо не един пребуду кроме Тебе Живодавца, дыхания моего, живота моего, радования моего, спасения миру. Сего ради к Тебе приступих, якоже зриши, со слезами, и душею сокрушенною, избавления моих прегрешений прошу прияти ми, и Твоих живодательных и непорочных Таинств причаститися неосужденно, да пребудеши, якоже рекл еси, со мною треокаянным: да не кроме обрет мя Твоея благодати, прелестник восхитит мя льстивне, и прельстив отведет боготворящих Твоих словес. Сего ради к Тебе припадаю, и тепле вопию Ти: якоже блуднаго приял еси, и блудницу пришедшую, тако приими мя блуднаго и сквернаго, Щедре. Душею сокрушенною, ныне бо к Тебе приходя, вем, Спасе, яко иный, якоже аз, не прегреши Тебе, ниже содея деяния, яже аз содеях. Но сие паки вем, яко не величество прегрешений, ни грехов множество превосходит Бога моего многое долготерпение, и человеколюбие крайнее; но милостию сострастия тепле кающияся, и чистиши, и светлиши, и света твориши причастники, общники Божества Твоего соделоваяй независтно, и странное и Ангелом, и человеческим мыслем, беседуеши им многажды, якоже другом Твоим истинным. Сия дерзостна творят мя, сия вперяют мя, Христе мой. И дерзая Твоим богатым к нам благодеянием, радуяся вкупе и трепеща, огневи причащаюся трава сый, и странно чудо, орошаем неопально, якоже убо купина древле неопальне горящи. Ныне благодарною мыслию, благодарным же сердцем, благодарными удесы моими, души и тела моего, покланяюся и величаю, и славословлю Тя, Боже мой, яко благословенна суща, ныне же и во веки.

Молитва св. Иоанна Златоустого, 7-я
Боже, ослаби, остави, прости ми согрешения моя, елика Ти согреших, аще словом, аще делом, аще помышлением, волею или неволею, разумом или неразумием, вся ми прости яко благ и Человеколюбец, и молитвами Пречистыя Твоея Матере, умных Твоих служителей и святых сил, и всех святых от века Тебе благоугодивших, неосужденно благоволи прияти ми святое и пречистое Твое Тело и честную Кровь, во исцеление души же и тела, и во очищение лукавых моих помышлений. Яко Твое есть царство и сила и слава, со Отцем и Святым Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Молитва его же , 8-я
Несмь доволен, Владыко Господи, да внидеши под кров души моея; но понеже хощеши Ты, яко Человеколюбец, жити во мне, дерзая приступаю: повелеваеши, да отверзу двери, яже Ты един создал еси, и внидеши со человеколюбием якоже еси, внидеши и просвещаеши помраченный мой помысл. Верую, яко сие сотвориши: не бо блудницу, со слезами пришедшую к Тебе, отгнал еси; ниже мытаря отвергл еси покаявшася; ниже разбойника, познавша Царство Твое, отгнал еси; ниже гонителя покаявшася оставил еси, еже бе: но от покаяния Тебе пришедшия вся, в лице Твоих другов вчинил еси, Един сый благословенный всегда, ныне и в безконечныя веки. Аминь.

Молитва его же, 9-я
Господи Иисусе Христе Боже мой, ослаби, остави, очисти и прости ми грешному, и непотребному, и недостойному рабу Твоему, прегрешения, и согрешения, и грехопадения моя, елика Ти от юности моея, даже до настоящего дне и часа согреших: аще в разуме и в неразумии, аще в словесех или делех, или помышлениих и мыслех, и начинаниих, и всех моих чувствах. И молитвами безсеменно рождшия Тя, Пречистая и Приснодевы Марии, Матере Твоея, единыя непостыдныя надежды и предстательства и спасения моего, сподоби мя неосужденно причаститися пречистых, безсмертных, животворящих и страшных Твоих Таинств, во оставление грехов и в жизнь вечную: во освящение, и просвещение, крепость, исцеление, и здравие души же и тела, и в потребление и всесовершенное погубление лукавых моих помыслов, и помышлений, и предприятий, и нощных мечтаний, темных и лукавых духов; яко Твое есть царство, и сила, и слава, и честь, и поклонение, со Отцем и Святым Твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Молитва св. Иоанна Дамаскина, 10-я
Пред дверьми храма Твоего предстою, и лютых помышлений не отступаю: но Ты, Христе Боже, мытаря оправдивый, и хананею помиловавый, и разбойнику рая двери отверзый, отверзи ми утробы человеколюбия Твоего, и приими мя приходяща и прикасающася Тебе, яко блудницу, и кровоточивую: ова убо края ризы Твоея коснувшися, удобь исцеление прият: ова же пречистеи Твои нозе удержавши, разрешение грехов понесе. Аз же, окаянный, все Твое Тело дерзая восприяти, да не опален буду; но приими мя, якоже оныя, и просвети моя душевныя чувства, попаляя моя греховныя вины, молитвами безсеменно Рождшия Тя, и Небесных сил: яко благословен еси во веки веков. Аминь.

Молитва св. Иоанна Златоустого
Верую, Господи, и исповедую, яко Ты еси воистинну Христос, Сын Бога живаго, пришедый в мир грешныя спасти, от нихже первый есмь аз. Еще верую, яко сие есть самое пречистое Тело Твое, и сия самая есть честная Кровь Твоя. Молюся убо Тебе: помилуй мя, и прости ми прегрешения моя, вольная и невольная, яже словом, яже делом, яже ведением и неведением, и сподоби мя неосужденно причаститися пречистых Твоих Таинств, во оставление грехов, и в жизнь вечную. Аминь.

Приступая к причащению, говори в себе следующие стихи Симеона Метафраста:
Се приступаю к Божественному Причащению.
Содетелю, да не опалиши мя приобщением:
Огнь бо еси, недостойныя попаляяй.
Но убо очисти мя от всякия скверны.

Затем:

И стихи:
Боготворящую Кровь ужаснися, человече, зря:
Огнь бо есть, недостойныя попаляяй.
Божественное Тело и обожает мя и питает:
Обожает дух, ум же питает странно.

Потом тропари:
Усладил мя еси любовию, Христе, и изменил мя еси Божественным Твоим рачением; но попали огнем невещественным грехи моя, и насытитися еже в Тебе наслаждения сподоби: да ликуя возвеличаю, Блаже, два пришествия Твоя.
Во светлостех Святых Твоих како вниду недостойный? Аще бо дерзну совнити в чертог, одежда мя обличает, яко несть брачна, и связан извержен буду от Ангелов. Очисти, Господи, скверну души моея, и спаси мя, яко Человеколюбец.

Также молитву:
Владыко Человеколюбче, Господи Иисусе Христе Боже мой, да не в суд ми будут Святая сия, за еже недостойну ми быти: но во очищение и освящение души же и тела, и во обручение будущия жизни и царствия. Мне же, еже прилеплятися Богу, благо есть, полагати во Господе упование спасения моего.

И снова:
Вечери Твоея тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя приими: не бо врагом Твоим тайну повем, ни лобзания Ти дам, яко Иуда, но яко разбойник исповедаю Тя: помяни мя, Господи, во Царствии Твоем.

Исповедь и причастие относятся к Таинствам Православной Церкви. Ежедневно в вечерних молитвах христиане просят у Господа прощение за содеянные грехи . Кульминацией покаяния является прощение и отпущение грехов, то есть Исповедь. Для начала нужно понять, что такое исповедь. Чтобы ее совершить, нужно быть крещенным по Таинству церкви и верить в Господа Иисуса Христа.

Исповедь, как Таинство

Исповедь - очищение от грехов и второе крещение. При Таинстве Крещения смывается первородный грех. Во время исповеди, омываясь слезами раскаяния, идет освобождение от содеянных грехов.

Понятие греха

По мере познания Бога, происходит осознание греха. В отдалении от Господа грехи не мешают, их не видно. Когда приближаешься к Богу, чувствуешь свою греховность.

В понимании православия грехи многоплановое явление . Они могут быть:

  • содеянными фактами;
  • помыслами, находиться в состоянии страстей (исповедование помыслов считается монашеской долей. Люди, которые не имеют тяжких грехов и часто исповедуются, могут каяться в помыслах).

Для начала лучше исповедаться в фактических грехах, то есть в содеянных.

Грех противен закону Божьему . Господь даровал Моисею , которые являются фундаментом христианской и человеческой духовности. Нужно знать эти заповеди, понимать и исполнять их. Приходится признать, что человечество погрязло в пучине грехов.

Грехи могут быть:

  • против Господа Бога;
  • против ближнего;
  • против самого себя;
  • осуждающие Духа Святого.

Грех порождается страстью, которая находится в глубине души. Сама страсть является грехом и потенциальной возможностью совершения греха поступком. Например, страсть сребролюбия (любовь к богатству), при потакании ей и при внешних обстоятельствах, преобразуется в грех воровства. Находящиеся в душе человека страсти - первоочередные грехи , так как они побуждают к греховной деятельности, к падению. Бесы становятся источниками страстей. Их истребление является основой православной аскетики (науке о «духовном делании»).

Душу надо беречь для рождения в будущее Царствие. Постепенно грех ее умерщвляет и отравляет. При легкомысленном отношению к согрешениям происходит убийство души. Она может омертветь в живом теле.

Совершаемые грехи - прямое оскорбление Бога , Отца Небесного. За этим последует наказание. Каждый раз, совершая грехи, человек становится соучастником распинания Иисуса. Жить с этим пониманием невыносимо. Покаяние и милосердие - два момента в отношениях между Богом и человеком. Исповедь вбирает в себя эти понятия в единое благодатное действие.

Грех - это грязь, а исповедь - отмывание души , которое лечит ее больную и отравленную. В православии это происходит в святой Церкви. Чтобы получить прощение грехов, нужно принять дар Божий: Таинство Исповеди.

Для этого нужно:

  • верить в Бога;
  • стараться исполнять Его заповеди;
  • сокрушаться о своих грехах;
  • каяться;
  • стараться не повторять грехи.

Только в этом случае можно рассчитывать на милосердие Господа.

Какие молитвы читают перед исповедью:

  • утреннее и вечернее молитвенное правило, которое нужно читать полностью;
  • покаянный канон ;
  • молитву Симеона Нового Богослова.

Для исповеди не совершают специальной подготовки. Она может происходить везде, где есть православный священнослужитель. Он молитвенник, проситель за нас перед Богом и свидетель того, что Таинство проходит законным образом. Для исповеди не нужны особые пост и молитва, а только вера и покаяние.

Перед подготовкой к исповеди, нужно окинуть душу оценивающим взглядом . Разобрать жизнь, с точки зрения заповедей. При необходимости записать на листок прегрешения, чтобы не упустить чего-либо. я о даровании истинного покаяния и прийти в церковь на Таинство.

Можно пользоваться православной литературой для помощи составления грехов. Со временем надо научиться исповедоваться «от себя», а не по книжкам. Грехи познаются благодатью Божией. Если без веры познать грехи, можно ввергнуться в , не раскаяться и заболеть. Нужно не от книжки познавать грехи, а от стремления к Богу.

Исповедь

Общепринято исповедоваться в храме во время богослужения или в другое время, назначенное священником. В случае невозможности посещения храма, если человек болен, возможна исповедь на дому. Вначале верующий христианин не может исповедать все грехи, а начинает с малых и незначительных. Потом грешник выпускает из себя тяжкие грехи. Верующий сам должен созреть для этого .

Исповедь совершается в различное время:

  • на вечернем богослужении;
  • утром перед литургией;
  • во время литургии, перед причастием.

Исповедь проходит перед аналоем в приделах, на солее или в притворе. Прихожане становятся в очередь так, чтобы не мешать тому, кто кается.

Подойдя к священнику, нужно склонить голову или встать на колени. Коленопреклонения отменяются от Пасхи до Троицы, в воскресные дни и великие праздники. Священник покрывает голову грешника епитрахилью, молится, узнает имя кающегося и что он желает исповедать перед Богом. Исповедник должен раскаяться в страстях, немощах и назвать конкретные грехи. В отдельных случаях, например, по болезни кающегося, священник сам может прочесть с листка его грехи и отпустить их.

После рассказанной исповеди батюшка задает вопросы, говорит наставление или накладывает (особое послушание). Затем он молится о прощении грехов и читает «разрешительную» молитву. Она является печатью, подтверждающей свершения Таинства.

После этого прощеный грешник крестится, целует крест и Евангелие, затем просит благословение на причастие.

Если нужен совет духовника, то нужно приходить в другое время. На исповеди говорят только о грехах, не оправдывая себя, не осуждая других, и просят прощения за прегрешения. Не стоит перечислять все случаи греха конкретно, лучше делать это обобщенно . Перед Таинством нужно примириться с обидчиками, если физически это невозможно сделать, то примириться в своем сердце.

Иногда по каким-либо причинам исповедь бывает краткой. После вопроса священника: «Каешься в грехах?», ответить: «Каюсь». После этого сразу читается «разрешительная» молитва. Не нужно смущаться такой исповеди, ведь она совершена полностью. Можно попросить священника, чтобы он выслушал всю исповедь в том случае, когда есть грех, который тяготит душу.

Не нужно смущаться своей греховности, так как нет непрощенных грехов, кроме неисповеданных. Среди святых есть люди, которые раньше были грешниками. За горячую веру и чистосердечное раскаяние они получили прощение и святость. Первый человек, вошедший в рай, был раскаявшийся разбойник.

Не стоит стесняться священника, он не святой человек. Он, обличенный славой и силой в Таинстве Священства, то есть сильный во Христе. По природе своей он немощен и грешен, как любой человек. Сам, будучи искушенный, искушенным может помочь.

Господь искушен во всем, кроме греха. Его били, предавали, унижали. Апостолы познали опыт греха. Они говорили: «Пришел Христос в мир грешников спасти, от них же первый есть я». Священник становится свидетелем человеческого раскаяния, сводит кающегося и Господа . Грешник исповедуется перед Богом посредством священника. Даже мерзкие грехи не вызывают у него плохого отношения к кающемуся. Очищенная душа пробуждает положительные эмоции, любовь и радость. Священник хранит тайну исповеди.

К сожалению, иногда люди исповедуются всю жизнь, но ни разу не раскаиваются. Верующий сам решает сколько раз и как часто исповедоваться. Мера любви к Богу определяет эту частоту. Нет общепринятых нормативов, каждый случай индивидуален. Вначале вооцерковления верующие приходят на исповедь редко, но потом душа будет этого хотеть и гореть желанием исповедоваться.

Лучше приходить на исповедь в каждый пост (4 раза в год), раз в месяц, а потом в каждое воскресение. Но все это определяется священником, он должен понимать кто перед ним и не давать слишком большой нагрузки сразу.

Генеральная исповедь нужна только тем, кто хочет и нуждается в ней. Для этого надо найти священника, который поможет пройти ее. На такой исповеди происходит подробный разбор всех грехов. Это долгая процедура и чаще всего практикуется в монашестве.

На общей исповеди священник не выслушивает каждого кающегося. Такая исповедь происходит в приходах, где она себя оправдала и по благословению. Обычно там присутствуют православно воспитанные прихожане, которые часто исповедуются и причащаются. Новичкам не стоит посещать такие исповеди.

Раньше проводили публичные исповеди, но тогда было мало христиан. На Церковь Христову были гонения, и люди искупали свою греховность кровью, поэтому у них не было много грехов, только бытовые. Церковь увеличилась в количестве и поэтому существует практика тайно выслушивать каждого.

Причастие

Господь сам установил это Таинство на последней трапезе с апостолами, в ночь перед Его распятием. Евхаристия (Причастие) - это возвращение к потерянному раю, соединение Творца с творением. Богочеловек Иисус принес на кресте Творцу за нас жертву любви и восстановил погибшую людскую сущность. Принявшие Тело и Кровь Спасителя, становятся участниками этого восстановления. Человек отошел от Бога самовольно и только по своей воле он может опять соединиться с Творцом.

Во время Причастия снисходит благодать Святого Духа на хлеб и вино, это и есть Тело и Кровь Христовы . Принять эти дары человек может только по своей свободной воле. Господь дарует Себя всем, а вбирают Его только истинно верующие.

Часто верующие считают себя недостойными Причастия. Они забывают, что для недостойных оно и существует. Православный христианин должен стремиться причащаться регулярно, потому что это пища для души.

Подготовка к Причастию

Целью является не выполнение формальностей, а обретение покаянного состояния души . К участию в Евхаристии нужно подготовиться.

Какие молитвы читаются перед причастием:

Существуют исключения, например, по болезни глаз или немощи телесной. Заменяют чтение канонов и акафистов Иисусовой молитвой и поклонами, все обговаривается заранее с духовником.

Таинство Причастия

Перед Причастием следует накануне сходить на вечернюю службу. Если на ней будет исповедь, то исповедаться. Совершить исповедь можно утром перед литургией до Причастия. В соборах и монастырях литургии служат ежедневно, а в приходских церквях по воскресениям и праздникам. В отдельных случаях духовник допускает прихожанина к причастию без предварительной исповеди.

Таинство Евхаристии совершается натощак. Утром нужно почистить зубы, но курить нельзя. Во время литургии необходимо молитвенно участвовать в службе. Когда священник выйдет из алтаря с чашей и провозгласит: «Со страхом Божьим и верою приступите», причастники выстраиваются перед амвоном друг за другом с правой стороны храма. Сначала причащаются служители алтаря, монахи, потом дети, после подходят немощные, затем мужчины, в конце женщины. Нужно заранее сделать земной поклон и сложить руки крестообразно.

Перед чашей нельзя креститься , дабы случайно ее не опрокинуть. Когда подойдет очередь, встать перед священником, назвать полное имя при крещении и открыть рот для принятия лжицы с частицей Тела и Крови Христовых. Лжицу облизать после того, как губы промокнут платом и поцеловать край чаши (олицетворяет ребро Христово ). Чашу руками не трогать и не целовать руку священнослужителя. Затем отойти к столику и омыть рот. Дабы не исторгнуть из себя частицы Даров, выпить «запивку» (разбавленное вино святой водой) и принять частицу просфоры.

Женщины стирают помаду перед причастием. Нельзя причащаться в период женской «нечистоты». После родов допускаются ко Причастию только по специальной молитве священника. Церковь не настаивает на венчании и признает зарегистрированный брак. Поэтому люди, которые живут в гражданском браке (живут во грехе блуда), не допускаются ко причастию.

Как часто совершать Причастие, решает сам человек, советуясь с духовником. Частое причастие может стать привычкой. Тогда верующие снова воспитывают в себе жажду к Евхаристии и на период воздерживаются от нее. По мнению священнослужителей, нужно исповедоваться и причащаться в Великий пост или по совершению тяжкого греха, когда в душе потерян мир. Раз в год обязательно приходить на Причастие.

Болящих, немощных и умирающих причащают на дому запасными святыми дарами. Их готовят в Великий четверг. Находятся они в дарохранительнице в алтаре. Болящий должен быть в сознании и ясности ума. Со священником обсуждают заранее как подготовить страждущего. Дома нужно приготовить стол с чистой скатертью, икону, кипяченую воду и чайную ложку. Благодарственные молитвы болящему читают вслух. Часто после причастия больные и немощные выздоравливают, потому что причастие освящает телесное и духовное естество.

После Причастия

Нужно обязательно достоять до завершения литургии и в конце поцеловать крест. Прослушать в церкви Благодарственные молитвы по Святом Причащении или прочесть их дома. Весь день проводят в благочестии. В день причащения не творят земные поклоны, в исключение входят Великая суббота и Троица.

Ребенок на исповеди и причастии

Детство - рай , совершив первый грех, ребенок выходит из него. Без исповеди причащаются дети до семи лет, считающиеся в Православной Церкви младенцами. Каждый поход в церковь должен приносить радость ребенку, а не быть обязанностью.

Подготовка ребенка

Нужно постепенно вводить дитя в православие. Систематически читать с ребенком молитвы, выучить молитву к Ангелу Хранителю. Перед причастием дети не соблюдают пост. Но полезно почитать вместе с ребенком душеспасительные книги: Евангелие, жития святых.

На причастие младенца нужно приходить непосредственно к Таинству и так чтобы чадо побывало на литургии. Если детей правильно приучать к церковной службе, то в 7 лет они могут выстоять ее всю.

Ребенок может вести себя беспокойно у Чаши, это от редкого принятия Таинства. Грудных детей подносят к Чаше горизонтально, головку держат на правой руке. Ручки ребенка придерживают, чтобы он не толкнул Чашу. Перед причастием ребенка плотно не кормят. Грудничков причащают только кровью Христовой. Когда ребенок ведет себя спокойно и часто причащается, то ему могут дать небольшую частицу.

По маловерию некоторые родители не дают причащаться ребенку. Объясняя тем, что от ложки, которая во время причастия на всех одна, можно заразиться. Это неверие в силу Евхаристии .

С семи лет ребенок приступает к Чаше, предварительно исповедавшись. К первой исповеди нужно тщательно приготовиться. Можно найти многодетного священника, который лучше поймет ребенка. Ребенку будет легче совершить исповедь с батюшкой-дедушкой, у которого большой жизненный опыт.

Родителям нужно заранее рассказать ребенку о Таинствах исповеди и Причастия. Поведать о грехах и сказать, что после исповеди не стоит снова грешить. Не нужно за ребенка писать грехи на бумажке или самим назвать прегрешения. Ребенок должен сам подумать и подвести итог поступков.

Семья - малая церковь , а родители служат примером христианской жизни. Они с крестными должны вооцерковлять ребенка.

Желание исповедаться и причаститься - это хороший знак. Главное, подойти к этому ответственно и с духовным трепетом, «да не в суд или в осуждение».

Религиозные обряды - выражение веры человека в . Так как мы не можем представить себе материального Бога подойти и пообщаться с ним, мы придумываем себе таинства обрядов и ритуалов, которые помогают нам донести до него то или иное обращение. В православной религии таких обрядов много: крещение, исповедь, венчание, молитва, причастие. Рассмотрим последний из них. Что нужно читать перед причастием и исповедью, чтобы обряд состоялся?

Для чего нужны причастия?

Причастие - христианский ритуал объединения Бога с прихожанином. Проводится он в церкви всего несколько раз в год. Понятие слова «Причастие» объясняется как «причастность» - принадлежность к чему-нибудь, в данном случае к церкви и высшим силам. Сам же ритуал способствует очищению тела и души.

За три дня до него необходимо отказаться от:

  1. Алкоголя.
  2. Курения.
  3. Секса.
  4. Посещения увеселительных мероприятий.
  5. Животных продуктов (мяса, рыбы, яиц и молока).

В день проведения таинства запрещается есть вообще. Накануне ритуала человек, стремящийся к самоочищению и просветлению должен молиться и посещать службы в церкви. Совершать обряд причастия необходимо с чистой совестью и помыслами: померитесь, с кем поссорились, извинитесь перед тем, кого могли обидеть. Ведь держа внутри себя раздражительность, озлобленность или зависть вы настоящего обряда не получите, как бы этого не хотелось.

Необходимо совершенно точно знать, для чего вы его совершаете : для собственного успокоения или действительного очищения своего духовного мира, приближения его к совершенству, то есть к Богу. Ведь именно для этого мы просим о причастности. Перед причастием необходимо исповедаться.

Таинство исповеди

В христианстве и некоторых других религиях исповедь - признание в своих грехах перед лицом Бога в присутствии священника. Она подразумевает полное раскаяние и решение человека больше не грешить. Покаявшись, человек получает прощение грехов от Всевышнего. Все верующие христиане должны время от времени исповедоваться. Как правильно это делать?

  • Необходимо действительно осознать, все то, в чем хотите исповедаться. Перечитайте заповеди и притчу о Страшном суде, где Иисус Христос учит, что наша жизнь земная будет оцениваться по тому, как мы относили к близким людям.
  • В последнее время верующие стали крайне практичны, они приходят на исповедь со списком своих грехов, как в магазин. Это неправильно. Очищение души должно быть искренним. То, что вас действительно беспокоит, за что хотели попросить прощения, не несите лишнего. Не стоит извиняться за мелкие бытовые промахи, не хватит жизни, чтобы все их перечислить. Прощения заслуживают лишь грехи против ближнего своего.
  • Не стесняйтесь, Святого Отца уже ничем не удивишь. Говорите просто и понятно, как общаетесь со знакомыми. Не пытайтесь скрывать, Бог знает о ваших проступках все и даже больше.
  • Исповедаться - не значит вернуться домой к старой жизни. Если вас простили сегодня, это не дает повода думать, что в другой раз вы придете, и вас простят опять. Исповедаться - значит осознать и измениться.

После исповеди верующие переходят к причащению.

Ритуал причащения

Для причащения в церковь надо приходить утром . Женщинам желательно появляться в длинных юбках, на голове платок, как и обычно. Мужчинам можно с непокрытой головой.

Первыми к обряду допускают маленьких детей. Несмотря на возраст, им наравне со взрослыми дают выпить немного вина и съесть кусочек специального церковного хлеба - просфоры .

Для того чтобы вино больше походило на кровь Христа в него добавляют немного теплой воды. После детей к ритуалу допускаются мужчины, а уж потом только женщины. Причащающиеся по очереди подходят к чаше и называют себя. Священник вытирает человеку губы и разрешает поцеловать чашу, выпить глоток вина и съесть хлеба. Так как это «кровь Иисуса Христа» - ни одной капли не должно упасть мимо , для этого священник еще раз протирает губы после.

При разных обстоятельствах можно провести причащение и дома, если, например, человек сильно болен и не может явиться в церковь сам.

Что делать после причастия?

После окончания ритуала причастия нельзя уходить из церкви сразу, необходимо отстоять службу до конца. Какие еще правила необходимо соблюсти?

  • Найдите икону Иисуса Христа и поклонитесь ей в знак благодарности и покаяния.
  • Надо вести себя скромно. Старайтесь больше помогать людям, избегайте шумных компаний и веселого застолья. Не забывайте, только что вы совершили христианский обряд причастности к Богу.
  • После того, как Святой Отец напоил вас кровью Иисуса Христа и угостил церковным хлебом, можно прикладываться к любым иконам и молиться им, просить о помощи, поддержке. Может быть, у вас кто-то болеет из близких людей, просите об их исцелении. Сейчас ваш дух чист и светел, вы скорее будете услышаны.

Причащаться надо не раз в жизни, а регулярно, как и исповедоваться. Лишь Господь наш - безгрешен, мы же - грешны постоянно. Смывать наши земные проступки надо так же постоянно . Поэтому старайтесь чаще это делать. Будьте счастливее, Бог рядом со счастливым человеком, дарит ему веру и надежду.

Что можно есть перед причастием?

Как было сказано выше, перед ритуалом духовного очищения, необходимо очиститься и физически , то есть соблюдать диету. Что же можно есть человеку перед причащением?

  1. Овощи и фрукты.
  2. Травяные чаи и отвары.
  3. Сдобные изделия, в которых не содержится яиц.
  4. Хлеб и крупы.
  5. Каши, сваренные на воде.
  6. Грибы.
  7. Макаронные изделия.
  8. Мед, халва, мармелад.
  9. Орехи, семечки.
  10. Постный шоколад и печенья.

Сегодня в магазинах большой выбор диетического питания и для строго поста можно выбрать продукты именно с этих полок. Больным же людям, беременным женщинам и маленьким детям разрешается не менять свой рацион питания.

Данная диета будет полезна не только для тех людей, которые хотят провести ритуал, нам всем иногда не повредит попоститься.

Что читать перед причастием и исповедью?

Для того, чтобы подготовиться к исповеди или причастию, верующим необходимо посещать службы, и читать молитвы. Во время молитвы мы можем подумать, осознать себя, переосмыслить все. Тексты могут быть взяты из Святого Канона, но если нет такой возможности, можно читать от себя. Вот примеры некоторых из них:

  • Молитва перед Святым причастием : «Отец Святой наш Господь Иисус Христос, помилуй мя. Приди и вселись в меня, очисти от всякой скверны. Спаси души наши Святой Боже. Очисти грехи наши, прости беззаконие и обман. Владыка, исцели и отгони хворь всякую, исцели немощи и оставь нам долги наши. Господь помилуй (3 раза). Кланяюсь Царю и Богу своему. ».
  • Молитва перед исповедью : «Господь Бог наш услышь молитвы мои, грешника окаянного и сидящих во мне змея и злодея великого. Дай Боже в сердце мое смирение и помыслы очисти, грешную душу спаси от лукавого избави. Исповедь мою чистосердечную прими Владыко. Аминь»

Молитесь от души и сердца.

Причастие - то же , которое помогает верующим приблизиться к Богу. Если вы решили, что готовы покаяться и причаститься у Святого Отца, теперь будете знать, как проходит ритуал и что нужно читать перед причастием накануне.

Видео: читаем молитву перед причастием