Образец искового заявления о снятии с кадастрового учета земельного участка. Снятие земельного участка с кадастрового учета: по собственному заявлению или по решению суда – что необходимо предпринять? Стоимость и пошлины

Филатова Тамара (13.04.2012 в 02:25:27)

Здравствуйте! Порядок постановки и снятия земельного участка с кадастрового учета регулируется положениями «О государственном кадастре» (далее- Закон). В соответствии со ст. 2 Закона, снятие с учета объекта недвижимости осуществляется на основании заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с Законом для осуществления такого учета документов, представленных заявителем или представленных в порядке межведомственного информационного взаимодействия. Форма указанного заявления устанавливается органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений. Согласно с п..4. ст. 24 Закона, внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет образованного объекта недвижимости или образованных объектов недвижимости носят временный характер, за исключением случаев, если на данные объекты недвижимости считается возникшим в силу федерального закона вне зависимости от момента государственной регистрации этого права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Такие сведения утрачивают временный характер со дня государственной регистрации права на образованный объект недвижимости или иного момента, с которого право на образованный объект недвижимости считается возникшим. Если по истечении одного года со дня постановки земельного участка на учет в течении двух лет не осуществлена государственная регистрация права на него (либо не осуществлена государственная регистрация аренды), такие сведения аннулируются и исключаются из государственного кадастра недвижимости. При этом орган кадастрового учета не позднее рабочего дня, следующего за днем исключения таких сведений из государственного кадастра недвижимости, направляет в установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений порядке документы, представленные вместе с заявлением о кадастровом учете этого объекта недвижимости, по указанному в данном заявлении почтовому адресу.. В силу п. 5 ст. 24 Закона, в течение срока действия временного характера внесенных в государственный кадастр недвижимости сведений об объекте недвижимости по заявлению собственника объекта недвижимости или собственников объектов недвижимости, в результате преобразования которых был образован такой объект недвижимости, сведения о таком объекте недвижимости могут быть аннулированы и исключены из государственного кадастра недвижимости. Таким образом, земельный участок может быть снят с кадастрового учета по заявлению собственника либо в случае когда сведения о земельном участке носят временный характер (касается образованных и поставленных на учет уч.) в связи с тем, что на него не были зарегистрированы права. Государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных Законом сведений о недвижимом имуществе (п. 3 ст. 1 Закона). Исходя из смысла данной нормы, при снятии земельного участка с кадастрового учета такой объект недвижимости прекращает существовать как индивидуально-определенная вещь, а значит и собственника (пользователя) быть не может. Следовательно арендных отношений также не может быть. В силу ст. 388 НК РФ, налогоплательщиками земельного налога признаются организации, индивидуальные предприниматели и граждане, которые обладают земельными участками на основании прав собственности, постоянного (бессрочного) пользования пожизненного наследуемого владения на земельные участки, решений местных органов власти о предоставлении земельных участков. Поскольку участок, который снят с кадастрового учета не может иметь правообладателей, то соответственно налог не платится никем. Ограничений по сроку для постановки земельного участка на кадастровый учет после его снятия с учета законодателем не установлено. С уважением Ф. Тамара

Письмо Министерства экономического развития РФ от 10 февраля 2017 г. N ОГ-Д23-1484 "Относительно ранее учтенных объектов недвижимости, сведения о которых были внесены в государственный кадастр недвижимости; относительно снятия с учета земельных участков, государственный кадастровый учет которых осуществлен до 1 марта 2008 г. и права на которые не зарегистрированы в ЕГРП (ЕГРН)"

Департамент недвижимости Минэкономразвития России (далее - Департамент недвижимости) совместно с Росреестром рассмотрел обращение и, учитывая, что в обращении отсутствует информация, позволяющая идентифицировать объекты недвижимого имущества, сообщает.

В соответствии с Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437 (далее - Положение), Минэкономразвития России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в отнесенных к его ведению сферах деятельности. Согласно Положению Минэкономразвития России не наделено полномочиями по официальному разъяснению законодательства Российской Федерации, а также практики его применения.

Вместе с тем полагаем возможным отметить следующее.

Относительно ранее учтенных объектов недвижимости, сведения о которых были внесены в государственный кадастр недвижимости (далее - ГКН) до 1 января 2017 г. С 1 января 2017 г. вступил в силу Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ), в соответствии с положениями которого, Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество (далее - ЕГРН) состоит, в том числе из реестра объектов недвижимости (далее также - кадастр недвижимости) и реестра прав, ограничений прав и обременений недвижимого имущества (далее также - реестр прав на недвижимость) (часть 2 статьи 7 Закона N 218-ФЗ).

С 1 января 2017 г. сведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) и сведения ГКН об объектах недвижимости считаются сведениями, содержащимися в ЕГРН, и не требующими дополнительного подтверждения, в том числе указанными в статье 4 Закона N 218-ФЗ участниками отношений, возникающих при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (часть 6 статьи 72 Закона N 218-ФЗ).

Порядок ведения ЕГРН установлен приказом Минэкономразвития России от 16 декабря 2015 г. N 943 (далее - Порядок).

В соответствии с подпунктами 16, 17 пункта 22, пунктом 173 Порядка в записи кадастра недвижимости о земельном участке указываются, в том числе сведения:

о возникших до вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации) вещных правах на земельный участок, внесенные в государственный кадастр недвижимости (далее - ГКН) до вступления в силу Закона N 218-ФЗ, если права на такой земельный участок не зарегистрированы в реестре прав на недвижимость;

об ограничениях права на земельный участок, обременениях данного объекта, если такие ограничения прав и обременения объекта недвижимости не зарегистрированы и не подлежат государственной регистрации в реестре прав на недвижимость, в том числе ограничения и обременения, внесенные в ГКН до вступления в силу Закона N 218-ФЗ.

Исходя из описываемой заявителем ситуации, с учетом изложенного, сведения о правах считаются внесенными в ГКН и, соответственно, - в ЕГРН. Таким образом, основания для снятия с учета земельного участка отсутствуют.

Относительно снятия с учета земельных участков, государственный кадастровый учет которых осуществлен до 1 марта 2008 г. и права на которые не зарегистрированы в ЕГРП (ЕГРН). Земельные участки, учтенные до 1 марта 2008 года в установленном порядке, снимаются с государственного кадастрового учета в случае отсутствия в ЕГРН сведений об их правообладателях (часть 3 статьи 70 Закона N 218-ФЗ).

Порядок действий органа кадастрового учета в отношении земельных участков, государственный кадастровый учет которых осуществлен в установленном порядке до 1 марта 2008 г., при отсутствии в кадастре недвижимости информации о правах на такие земельные участки или в реестре прав на недвижимость записей о правах (ограничениях прав) на такие земельные участки установлен пунктом 181 Порядка в зависимости от наличия в ГКН сведений об исходных земельных участках или расположенных на них объектах недвижимости и наличия в ГКН или ЕГРП сведений об их правообладателях, обеспечивающих возможность направления правообладателю уведомления по почтовому адресу или адресу электронной почты. В случае наличия указанной возможности орган регистрации прав направляет правообладателю уведомление. Если в течение 6 месяцев со дня направления уведомления в орган регистрации прав не будут представлены документы для проведения регистрации прав в отношении земельных участков, такие земельные участки будут сняты с учета.

Обзор документа

С 1 января 2017 г. вступил в силу Закон о государственной регистрации недвижимости. Единый госреестр прав на недвижимое имущество (далее - ЕГРН) состоит в том числе из реестра объектов недвижимости (кадастр недвижимости) и реестра прав, ограничений прав и обременений недвижимости.

С 1 января 2017 г. данные Единого госреестра прав на недвижимость (далее - ЕГРП) и информация ГКН считаются сведениями, содержащимися в ЕГРН, и не требуют дополнительного подтверждения.

Согласно рассматриваемой ситуации сведения о правах считаются внесенными в ГКН и, соответственно, в ЕГРН. Таким образом, основания для снятия с учета земельного участка отсутствуют.

Относительно снятия с учета участков, государственный кадастровый учет которых осуществлен до 1 марта 2008 г. и права на которые не зарегистрированы в ЕГРП (ЕГРН), разъяснено следующее.

Участки, учтенные до 1 марта 2008 г. в установленном порядке, снимаются с государственного кадастрового учета в случае отсутствия в ЕГРН сведений об их правообладателях.

Часто мы сталкиваемся с ситуациями, решить которые без консультации специалиста не можем. Одной из таких можно считать проблему снятия ранее учтенного земельного участка с кадастрового учета. Делается это на основании иска, заявления, решения суда. Но все же с алгоритмом знакомы далеко не все. Поэтому ниже мы раскроем эту тему и постараемся ответить на все вопросы, которые могут возникать в процессе снятия с учета.

Дорогие читатели!

Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа →

Это быстро и бесплатно! Или звоните нам по телефонам (круглосуточно):

Суть процедуры

В государственном кадастре содержатся все необходимые данные о земельных участках, которые состояли на учете, и о том, в каком состоянии они находятся, какие характеристики имеют, кто является их владельцем. Когда происходит процедура регистрации, каждый объект недвижимости получает свой индивидуальный кадастровый номер, который считается неповторимым, т.е. вы не встретите его больше нигде.

Случается, что земельные участки нужно не только зарегистрировать, но ещё и снять с учета. Происходит это на основании расширения границ владения или при между разными собственниками. Процедура снятия с учета не такая уж и сложная, но здесь важно собрать все документы, подать их в регистрационную палату, дождаться положительного решения. Или же действовать через иск в суд. К тому же осуществить все это можно даже не лично, а через интернет, что значительно упрощает жизнь.

Какие могут быть основания?

Только в тех случаях, когда у земельного участка нет зарегистрированных прав, его можно снимать с кадастрового учета. Если же существуют основания, при которых произойти это не может, то сначала нужно их устранить, не исключено, что придется действовать через суд.

Без проблем и иска в суд провести все действия можно при наличии таких условий:


Существует особый закон, который регулирует постановку на учет и снятие с него, основания для этого, необходимые документы (иск, заявления), судебные случаи и прочее. Поэтому проходить все должно по строгим правилам.

Какие понадобятся документы?

Для того чтобы осуществить эту процедуру вам потребуется определённый список документов, который включает в себя такие:

Кроме вышеперечисленных документов больше ничего требовать в кадастровой палате у вас не должны, потому что данный список считается полным. При этом передачу можно проводить лично, через почтовый перевод или интернет. При отказе стоит обратиться в суд с иском.

Как снять участок с кадастрового учета?

Существует три способа снять земельный участок с кадастрового учета:

Согласно нормам закона, осуществление этой процедуры должно происходить примерно за 18 рабочих дней с момента регистрации вашего заявления. Что касается недвижимости, которая была изменена, то происходит это без заявления и только при наличии некоторых документов буквально за три дня.

Могут ли отказать?

Имеет место быть отказ в проведении данной процедуры. Происходит это по таким причинам:


Стоит обратить внимание на то, что причины для отказа должны быть изложены в письменном виде, чтобы владелец мог обжаловать это решение в судебном порядке.

Что стоит запомнить?

Если вы получили положительное решение, то спустя 10 дней ваш участок будет снят с учета, а вы получите об этом соответствующую выписку. Происходит это только с той недвижимостью, которая была зарегистрирована более пяти лет назад, но права собственности так и не были установлены. Если же вы не приедете за документами через год, то они будут просто уничтожены. Поэтому если речь идет о временном наделе земли, то по истечению пяти лет его снимут с учета и аннулируют его статус. Что касается раздела земли на несколько частей или ее изменения, то снятие не должно занять больше трех дней.

Кроме того, еще одним основанием для снятия считается решение суда, и здесь не важно, уничтожены документы или нет. Стоит понимать, что отказ от прав собственности относится к другой процедуре. Потому что иногда человек является владельцем, но не использует свою недвижимость. Зато он обязан выплачивать налог. Тут речь пойдет не о снятии с учета, а об отказе от прав владения. Поэтому иск в суд и привлечение подобных инстанций не обязательно.

Данная процедура гораздо легче, чем постановка на учет, занимает она минимум времени и не требует дополнительных затрат. Но к ней стоит основательно подготовиться и собрать весь пакет документов, составить иск или заявление. Необходимо проконсультироваться у юриста или специалиста по земельным вопросам, который подскажет правильный алгоритм действий. И тогда через три недели участок будет снят с кадастрового учета на основании иска, заявления в суд и ваших документов. Вы сможет провести с ними необходимые действия, а в дальнейшем будете пользоваться своей недвижимостью по собственному усмотрению.

Дорогие читатели!

Это быстро и бесплатно! Или звоните нам по телефонам (круглосуточно).

(ГКН) – это юридическое действие, констатирующее утрату участком правоспособности.

После того как был земельный участок снят с кадастрового учета, надел перестает функционировать в прежнем качестве , либо удостоверяется его гибель и утрата функциональных характеристик, не допускающая последующего применения земель по целевому назначению и извлечение из них прибыли.

Для чего нужно?

Участок может быть реорганизован, путем его разделения на два и более, наделов. Также допускается слияние нескольких участков в один.

Если реорганизуемые земли не будут сняты с учета – вновь образуемые участки не будут внесены в регистрационные записи ГКН и не получат самостоятельных .

Иногда земли подвергаются гибели в результате:

  • военных действий;
  • стихийных бедствий, в т.ч. затопления или пожара;
  • порчи плодородного слоя почв из-за причин техногенного характера;
  • размыва русла рек;
  • обрушения оврага и т.п.

В перечисленных и иных случаях правообладатель ЗУ продолжает уплачивать , не имея возможности пользоваться участком до того момента, пока не снимет его с кадастрового учета. Уплата аренды прекращается также в момент официального оформления снятия ЗУ с учета.

Кто имеет право?

Данные юридические действия проводятся в кадастровой палате по месту расположения ЗУ. Проявить инициативу может только :

  • собственник участка;
  • иной титульный владелец, в том числе – арендатор;
  • администрация населенного пункта.

Собственник обращается лично или отправляет заявление по почте. Вместо него может действовать представитель, только по предъявлении нотариально удостоверенной доверенности.

Третьи лица, в том числе – близкие родственники не входят в круг правоспособных лиц.

В целом ситуация снятия надела с регистрации вменяется правообладателям, которым принадлежат земли на основании положений главы 3 и гл. 4 Земельного кодекса РФ. Вопрос с муниципальными землями решает администрация населенного пункта . А если муниципалитет передал право аренды, то по решению администрации, допускается ходатайство о снятии с учета, арендатора.

Основания снятия земельного участка с кадастрового учета

Основания для подачи заявки в Росреестр делятся на фактические и установленные законодательством.

Законодательством предусмотрено снятие земельного участка с кадастрового учета, основания которых указаны в юридических нормах:

Под фактическим основанием понимается подача заявления собственника или иного правообладателя в Росреестр, с приложением подтверждающей документации.

Как снять земельный участок с кадастрового учета?

Предварительные действия заключаются в сборе пакета документации, которая удостоверяет правомерность проведения обозначенных действий. Для этого требуется:

  1. При реорганизации ЗУ одного вновь возникшего путем слияния участка, или нескольких наделов появившихся в результате разделения предшествующего ЗУ.
  2. При гибели земель – пригласить кадастрового инженера для составления акта об уничтожении функциональных свойств ЗУ.

Если земли находятся в аренде у муниципалитета – на основании составленного акта требуется получить акт о признании ЗУ не подлежащем использованию.

Куда обращаться?

Данную юридическую процедуру можно совершить в регистрирующем органе населенного пункта , ближайшем к месту расположения надела. Например, в кадастровой палате или многофункциональном центре (МФЦ) . Правоспособность данных учреждений равнозначна.

Лица, проживающие в сельской местности, могут переслать заявку с приложением документов заказным письмом.

Нужно ли писать заявление?

Заявление пишут лица, пересылающие запрос по почте. Допускается свободная форма, с указанием:

  • сведений о регистрирующем органе;
  • сведений о заявителе;
  • причин снятия ЗУ с учета;
  • перечня документации.

В остальных случаях, при личном посещении, заявление принимается на типовом бланке, в который вносятся сведения согласно запросу. Или регистратор сам составляет заявку, передавая ее заявителю в готовом виде для проверки правильности составления и удостоверения личной подписью.

При пересылке подпись заявителя требует нотариального удостоверения, так же как и прилагаемые к заявлению копии документов.

Документы

Перечень прилагаемых документов дается в конце заявления, если оно составляется собственноручно . В иных случаях регистратор принимает их лично, под расписку.

  • гражданский паспорт заявителя;
  • нотариально удостоверенная доверенность (для представителей).
  • Стоимость и пошлины

    При снятии с кадастрового учета объектов недвижимости, все регистрационные действия проводятся безвозмездно, а государственные пошлины не взимаются.

    Оплаты требуют только услуги кадастрового инженера по межеванию или составлению акта уничтожения объекта.

    Сроки

    После передачи заявки с приложениями в Росреестр, учетные действия производятся в течение 21 рабочего дня . Дата повторного прибытия будет указана в расписке, выданной при передаче документов.

    При реорганизации земель, одновременно проводится снятие ЗУ с учета и постановка на учет вновь образуемых наделов.

    Отказ в регистрации

    По ряду причин, регистрирующие действия могут приостановиться даже после принятия документов. Также регистратор может отказать в подаче заявки. В обоих случаях отказ может быть связан как с недостатком правоспособности поданных документов, так и с ошибкой регистратора .

    Невзирая на правомерность действий регистрирующего органа, допускается снятие с кадастрового учета земельного участка по решению суда.

    Пошаговая инструкция взыскания за отказ от регистрации в суде

    Главное условие для передачи решения вопроса в суд – выданное письменно требование, с мотивированной частью, в которой указаны с опорой на нормы законодательства, причины, повлекшие отказ.

    Иск будет принят только при условии, когда собственник не способен самостоятельно решить поставленные Росреестром условия . Например, если недостающий документ можно принести и подать заявку вторично – это не компетенция суда, а правомерное требование специалиста Росреестра. Но если требование регистрирующего органа нарушило права собственника ЗУ неправомерным отказом, или недостающий документ невозможно восстановить, требуется подача иска в районный суд по месту расположения участка .

    Для этого нужно произвести следующие действия:

    1. Написать исковое заявление по установленной форме, в котором отражаются обстоятельства дела, требующие снятия ЗУ с кадастрового учета и причины, по которым был получен отказ Росреестра.
    2. Уплатить государственную пошлину в размере 300 рублей.
    3. Приложить к заявлению пакет документации, предъявляемой ранее в Росреестр, официальную выписку об отказе регистрационной процедуры и квитанцию об уплате пошлины.
    4. В назначенный мировым судьей день участвовать в заседании суда, обозначив перед судебной коллегией причины обращения и просьбу о снятии ЗУ с учета.
    5. Получив положительное решение суда в виде выписки, передать его в регистрирующий орган для продолжения регистрационной процедуры.
    6. При вынесенном отрицательном решении, подать апелляцию в областной суд.

    Судебное решение имеет юридическую силу, разрешающую компенсировать недостаток правоспособности запроса или восстановить нарушенные регистрирующим органом права заявителя.

    Теперь вам известно, как снять с кадастрового учета ранее учтенный земельный участок. Ориентируясь на предложенные в статье действия, заинтересованные лица смогут без труда снять с регистрационного учета свои земельные участки, утратившие полезные свойства или реорганизованные по усмотрению собственников.