Оод "россия православная". Дорога в лес

В восточной части Кефалонии (Остров в Ионическом море), невдалеке от деревни Маркопуло, находится небольшая церквушка в честь Успения Пресвятой Богородицы. Здесь вот уже на протяжении многих лет ежегодно в праздник Успения происходит нечто необычное. С Преображения внутри и снаружи храма появляются змеи. Местные жители называют их змеями Пресвятой Богородицы.

Раньше, в прежние годы с каждым днем количество змей возрастало, и накануне Успения они заполняли всю округу. В эти дни жители Маркопуло ходят по оврагу, на склоне которого находится церковь, и собирают змей, чтобы принести их Пресвятой Богородице. Откуда змеи появляются и куда исчезают после праздника, никто не знает. Для всех это поныне остается великой тайной.

Успение Богородицы здесь называют второй Пасхой. Август – месяц Богородицы. Жители деревни Маркуполо, которых здесь не больше 30, с самого утра помогают в храме. В очереди паломники со всего света, желающие посмотреть на чудо едва умещаются на небольшой площади у церкви.
Во время всенощной змеи свободно ползают среди людей — по стасидиям, аналоям, никого не пугаясь. — Если змея залезет вам за пазуху, — предупреждают деревенские жители паломников или туристов, — вы не бойтесь! Благодатью Пресвятой Владычицы Богородицы змеи никакого вреда вам не причинят. Возьмите их в руки, и они, словно котята, будут лизать ваши пальцы.
Действительно, за службой происходят невероятные вещи: змеи, как браслеты, обвивают руки верующих людей, ползают по иконе Пресвятой Богородицы и Распятию, по приготовленным для литии хлебам. Змея может даже заползти на Евангелие, которое читают на Литургии. Змеи, как представители животного царства, празднуют вместе с христианами, напоминая им о райском саде, в котором первозданные люди жили с животными единой семьей. По окончании праздника уходят и змеи.
Немецкие ученые исследовали этих змей, но ни к какому из известных видов не смогли их отнести. Они серого цвета, тонкие. В длину они не превышают одного метра, кожа у них бархатная. На голове у них изображен крест, как и на кончике языка.
Если в какой-нибудь из годов змеи не появлялись, это всегда было плохим предзнаменованием. Так было в 1940 и 1953 годах, когда на острове произошли сильные землетрясения.

Остров Кефалония называют «островом чудес», так как именно здесь на праздник Успения Пресвятой Богородицы происходят чудеса, известные во всем православном мире. В этот день, в храм Успения Пресвятой Богородицы к Её чудотворной иконе Панагия Федуса, что в деревне Маркопуло, чудесным образом приползают ядовитые змеи, чтобы вместе со всеми верующими славить Божию Матерь.
Ежегодно накануне Успения Божией Матери на острове происходит небольшое землетрясение (3-4 балла), а в самый день праздника идет дождь, который в это время года здесь большая редкость. Но это еще не главное чудо, а его предвестие. В день Благовещения Пресвятой Богородицы кефалоняне приносят в храм белые лилии, подобные той, с которой явился к Ней Архангел Гавриил. Эти цветы вкладываются в киот иконы Божией Матери «Панагия-Крини», где и остаются без воды вплоть до праздника Успения Богородицы. И вот тут происходит диво дивное: на сухих, растрескавшихся от жары стеблях лилий распускаются нежно-белые цветы — и это через пять месяцев после того, как они были срезаны! В праздник Успения Божией Матери после Литургии в церкви служится молебен, цветы освящаются и раздаются верующим, пришедшим в этот день в храм. Эти сухие стебли лилий подобны нашим душам, иссохшим от безверия и сомнения. Белоснежный цветок как бы напоминает нам, что для Бога нет ничего невозможного и что наша душа, погрязшая в грехах, тоже может расцвести и озариться благодатью Божией.
Следует учесть, что лилии являются библейскими цветами. В Евангелии от Матфея об этом свидетельствует Сам Господь: «Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них» (Мф. 6, 29).
А в другом храме в этот день, у Её чудотворной иконы Панагия Крини — на засохших стеблях цветов, которые верующие приносят на праздник Благовещение, вновь распускаются живые лилии. В одном из монастырей на этом острове, хранится правая стопа святого апостола Андрея Первозванного.
Паломники так же посещают монастырь святого преподобного Герасима Кефалонийского, который подвизался на острове в XVI веке. Этот святой является небесным покровителем не только самого острова Кефалония, но и всех Ионических островов. Почитание святого Герасима можно сравнить с почитанием святого Серафима Саровского как в России, так и в Греции.

Кефалония — самый большой остров Ионического моря, имеет площадь 737 кв.км., находится между островами Закинтос и Лефкада. Кефалония является первым пунктом по пути следования в Италию, и, соответственно, всегда заинтересовывала тех путешественников, которые хотят проследить путь легендарного Одиссея, а также просто познакомиться с красотами Эгейского моря. Остров будто поднимается из моря, постепенно появляясь на горизонте. Сначала путешественник видит горную цепь Aenos, окруженную черными соснами, а потом появляется и сам остров — бесконечные заливы и роскошные пляжи, окруженные темно-синими водами Эгейского моря. Это – остров, полный тайн, контрастов и сюрпризов, происходящих из его геологической структуры и своеобразной натуры его жителей. Жители Кефалонии много путешествуют, это – сильные, активные и практичные люди, сочетающие в себе мягкость и грубость, любезность и дерзкий юмор, это очень гостеприимные люди, тот, кто однажды завоевал их расположение, всегда будет чувствовать себя здесь, как дома.

Аргостили – столица острова – современный город с богатым культурным наследием. Среди наиболее значительных геологических феноменов является пещера Мелиссани – подземное озеро с дикими голубями, вылетающими оттуда, как только солнечные лучи проникнут внутрь сквозь широкие отверстия. Другой достопримечательностью является пещера Дрогарати с красными сталагмитами и сталактитами. Странное зрелище можно увидеть в Аргостили – это пещера Агии Теодори, где огромные количества морской воды выходят на землю и исчезают в земных расщелинах для того, чтобы снова появиться, пройдя под землей 17 км., в Сами в озере Мелиссани. На севере острова, в Палики, находится еще один интересный феномен – Кунопетра – ритмично качающаяся скала…
Цветы и фруктовые деревья покрывают остров, наполняя его исключительными ароматами. Здесь живет множество птиц: утки, цапли и лебеди, которые обычно гнездятся в заливе Ливади в Ликсури и в лагуне Кутавас в Аргостили. На южном побережье острова откладывает яйца знаменитая черепаха Каретта-Каретта, а в северных скалах обитают средиземноморские тюлени.

История.

На Кефалонии, также как и на Итаке, Закинтосе и Лефкаде наблюдался расцвет в Микенский период, когда жители этих островов активно путешествовали. В классическую эру Кефалония была разделена на 4 административных округа (сегодня это Крани, Сами, Пали и Прони) по имени четырех сыновей героя Кефалоса, имя которого и стал носить остров. Во время Дорийского периода войны продолжались, в результате чего на острове было возведено множество фортификационных укреплений. В византийский период на обитателей острова были наложены непомерные налоги, и в то-же время остров постоянно подвергался нападениям со стороны пиратов. Во время нормандского завоевания Кефалония была назначена административным центром. После французской и венецианской оккупации остров был захвачен турками, что привело к ужасным разрушениям. Венецианское владычество охарактеризовалось возникновением классовых различий, что стало важной вехой в истории острова, начиная с 1500 г. Начиная с того времени и до 1797 года, Кефалония стала важной стратегической точкой для венецианского флота. В 1757 году столица была перенесена в город Аргостили. С тех пор остров перешел к французам, которых встретили здесь, как освободителей. Несмотря на волнения и завоевание острова, Кефалония стала быстро развиваться в экономическом и интеллектуальном плане. Спустя какое-то время Кефалония отошла к туркам. С 1809 года установилось владычество британцев. Знаменитый каменный мост Drapanos, соединяющий Аргостили с противоположным берегом, был построен в 1813 году. В 1815 году был подписан договор, по которому остров переходил под британскую защиту. Кефалония, наряду с некоторыми другими ионическими островами была присоединена к Греции в 1864 году. С течением времени, после многочисленных завоеваний, Ионические острова накопили огромное историческое наследие, после чего многие историки стали называть их «Цивилизацией Семи Островов». Этот факт наложил отпечаток и на характеры людей, живущих на этих островах.

Кефалония — это остров св. апостола Павла! В 59 г. римский корабль перевозил св. апостола Павла из Кесарии в Рим на суд, по пути их настигла буря недалеко от Мальты, где св. апостол пробыл три месяца. В этом моменте следует задержатся и обратить наше внимание.
На о. Кефалония существуют два храма, с византийского периода, в честь св. апостола Павла! (по греческой традиции храмы и монастыри имеют несколько названий 1 — официальное — каноническое, 2 — народное в честь какого-то исторического события, также народное название имеет тенденцию изменяться со временем) несмотря на свою много вековую историю храмы ни разу не меняли своего первоначального названия, и еще на территории западной Греции это единственные древние храмы в честь св. апостола Павла. Само расположение храмов на острове уже говорит о многом! Один храм находится в Пессаде место где был центр проповеди апостола, второй храм находится на месте где в древности был порт, из которого корабли отправлялись в современную Италию.
Синод Элладской церкви в 2000 г. официально причислил церковь Кефалоньи к ряду церквей основанных св. апостолом Павлом.

На Кефалонии Благодать Божия и благочестие с апостольских времен никогда не прекращалась: тому пример множество храмов и святых обителей, в которых происходят чудеса и необъяснимые явления для сегодняшней науки!

Монастырь Успения Пресвятой Богородицы,или Фидетисы.

На востоке Кефалонии есть небольшой женский монастырь, его появление связанно с чудом обретения иконы Пресвятой Богородицы. Как то жители ближайшей деревни увидели, что горит лес в непосредственной близости от них. Когда встревоженные жители пришли бороться с пожаром, они увидели только одно сгоревшее дерево. А под ним была иконы Пресвятой Богородицы абсолютно нетронутая огнем. С великим благоговением они перенесли св. образ к себе в деревенский храм, но наследующее утро иконы в нем не было. Ее нашли опять на том же месте под сгоревшим деревом, спустя некоторое время там был построен храм, а возле него стали появляться кельи и так образовался женский монастырь!
Много чудес произошло от св. образа, но самое впечатляющее каждого и верующего и не верующего, это чудо связанное со змеями! Насельницы монастыря видя приближающуюся опасность в лице пиратов, которые хотели ограбить и надругаться над беззащитными монахинями, тогда сестры св. обители в молитвенном прошении обратились к своей Заступнице Пресвятой Богородицы, пираты подойдя к монастырю наткнулись на грозных защитников монастыря — это были змеи! До сегодняшнего дня каждый год на праздник Успения Пресвятой Богородицы в монастыре появляются змеи.Никто ни знает где они прячутся круглый год, откуда выползают и куда деваются потом, они заползают всюду и даже на пришедших паломников. Как говорят местные жители это змеи Пресвятой Богородицы, и если они заползут на вас не бойтесь! Их можно брать в руки, и они как котята будут лизать вам руки! Так каждый год Пресвятой Богородицы прославляет Свою обитель и смиренных насельниц!

Монастырь Пресвятой Богородицы Коронату или Дакригусас.

В конце 15 века благородных кровей Леон Поликалас переехал из Пелопоннеса область Корони, на Кефалонию. Привез с собой икону Пресвятой Богородицы, которую с почестями оставили в храме для всеобщего поклонения там она и была, пока сильное землетрясение не разрушило храм. Спустя век пастух из ближайшего поселения чудесным образом обрел св. икону висящей на дереве в ослепительном сиянии!
Несколько раз образ Пресвятой Богородицы исчезал из его дома и оказывался на месте обретения, после этого пастуху пришлось рассказать односельчанам о случившемся и спустя некоторое время на этом месте опять был построен храм!
Постепенно со временем возле храма стали появляться монашеские кельи, благодаря трудам и заботам насельниц обитель превратилась в оазис душевный и духовный!
Обитель празднует трижды:
15 августа — Успение Пресвятой Богородицы,
23 Января — Пресвятой Богородицы Коронату или Дакригусас, спасение обители от землетрясения в 1967 г.
2 июля — Влахернской иконы Пресвятой Богородицы (икона Богородицы Ризы Иссаия) В монастыре сохраняется Афонский устав.

Святая обитель Кипуреон

Место, на котором стоит сегодняшняя обитель всегда было свято, здесь подвизались монахи отшельники. Если вы направите сюда свои стопы то поймете почему! Природа это места сама заставляет задуматься о вечности. Храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы был построен в 1759 г. ,во времена своего расцвета братия составляла 80 человек. История обители 20 века к сожалению очень трагична, так по ошибке в 1915 г. монастырь был обстрелян французским крейсером, нанеся огромное разрушение. Землетрясение 1953 г. разрушило практически полностью все строения. Но несмотря на это 1964 г. восстанавливается храм, и в 90 годах отстраиваются корпуса.
В святой обители хранятся великие православные святыни, главы основателей монастыря св. Хрисанфа, св. Константина и св. Ефросина, чудотворная икона Благовещения Пресвятой Богородицы возле которой каждый просящий получает Благословение Богородицы, частица Креста Господня — которая была подарена монастырю Владимиром Долгоруким в 1862 г. В стеклянном сосуде хранится миро с мощей св. Димитрия Солунского, чудотворная икона св. Параскевы, и частицы святых угодников Божиих!

Святая обитель Пресвятой Богородицы Сиссион.
Монастырь был основан в 13 веке Франциском из Ассизии.
Изначально монастырь подчинялся латинской епископии острова Кефалонии. В период средневековья в монастыре появляются и православные монахи, в последующих веках монастырь становится полностью православным. В обители хранится чудотворная икона Пресвятой Богородицы Сиссион 15 века. Алтарные иконы храма представляют собой большое культурное наследие края.

Храм Ведение во храм Пресвятой Богородицы
Позолоченный купол является ни одной достопримечательностью, здесь хранится гроб и частица мощей св. мученика патриарха Константинопольского Григория 5, который был повешен турками 10 апреля 1821 г. на самый великий праздник Пасхи, на вратах храма, до сегодняшнего дня которые остаются закрыты в память о св. патриархе. Тихий и уютный храм располагает пришедшего к молитвенному созерцанию.

Храм св. Параскевы, Подворье Монастыря Пресвятой Богородицы Коронату или Дакригусас.
При храме есть кельи, для монахинь монастыря. Здесь хранятся чудотворная икона св. Параскевы, огромное собрание частиц мощей, также мощи новоявленного святого Панага 1801 — 1888 г.г. монахиня Агафия очень много потрудилась собирая все что касалось святого, и когда было заседание по вопросу прославление во святые, то материалы, собранные монахиней Агафией, очень ускорили этот процесс.

Монастырь — Святый Герасимос

С первых веков христианства возле горы Омалон в прекрасной долине здесь существовал монастырь с именем Святой Иерусалим, в период средневековья прекратил свое существование, что явилось этому причиной нам неизвестно. Но Господь не оставляет тех мест, где Ему служили праведники, так в 1560 г. сюда пришел монах Герасимос. Он происходил из благородной византийской семьи, которая имела родственные отношения с семьей Палеологов. После того как св. Герасимос получил высшее образование того времени, он отправился в Константинополь, на Афон, Крит и на остров Закинф. После своего путешествия св. Герасимос в 1555 г. пришел на остров Кефалонья в область Лассис и подвизался в пещере, в которой сегодня есть маленький храм. Спустя 5 лет Господь привел Своего святого на место бывшего древнего монастыря, чтобы снова прославилось место и распространялась Благодать Божия. Здесь св. Герасимос не только спасал душу свою, но и научал людей сохранить православие от насилия католического господства на острове, учил детей грамот, сажая платаны и ухаживая за местом.
В 1579 г. отошел ко Господу святой Герасимос, а в 1622 патриарший синод прославил его в лике святых.
В монастырском храме хранятся мощи святого, у которых происходят частые чудеса.
Из монастыря есть вход в пещеру, где подвизался св. Герасимос. Туда может войти каждый, но вход очень узкий, надо в прямом смысле проползти через него. Именно здесь происходит чудо: любой кто — хочет, может поместится в проходе, и еще никто не запачкался от земли и пыли у входа в пещерку.

http://www.logoslovo.ru/forum/all/topic_7748/

Салоники - Суроти - Корфу - Метеора - Закинфос - Кефалонья - Патры - Верия - Салоники

Группу сопровождает православный гид и окормляет русскоговорящий священник

Стоимость: от 705 евро + авиа

В стоимость тура входит: страховка, авиаперелёт, все переезды по программе на комфортабельном автобусе, проживание в отелях кат. С, питание по программе, экскурсии и услуги православного русскоговорящего гида, билеты на паром Игуменица - Корфу - Игуменица, паром материк - Кефалонья - материк, оплата парома на остров Закинф, оплата моста на Пелопоннес.

Дополнительно оплачивается: Виза; Медицинская страховка; Авиабилет, государственный налог, который оплачивается гостем в отеле при заселении (примерно от 10 евро в зависимости от типа размещения в отеле)

ПРОГРАММА ПОЕЗДКИ:

1-й день Прилёт в Салоники . Встреча в аэропорту принимающей стороной. Расселение в отеле. Ужин.

2-й день Завтрак в отеле. Салоники - столица Северной Греции, город трёх великих периодов - эллинистического, римского и византийского, город, который называют «золотыми воротами христианства». Здесь спустя 50 лет по Рождестве Христовом проповедовал св. апостол Павел и создал христианскую Церковь на языческих землях. Посещение храма Святого Великомученика Димитрия Солунского, который является небесным покровителем города Салоники. В Храме Св. Димитрия покоятся Его святые мощи, Святой мученицы Анисии и Григория Каллидиса. Кафедральный собор Григория Паламы, где покоятся Его мощи, храм Святой Софии - Премудрости Божией, храм Божией Матери Ахиропиитос. Монастырь Иоанна Богослова в Суроти. Переезд в Игуменицу. Ужин. Расселение в отеле.

3-й день Ранний паром на о. Корфу. Литургия в храме свят. Спиридона Тримифунтского. 11 августа каждого года на Корфу проходит крестный ход с мощами святителя Спиридона Тримифунтского в честь освобождения острова от турецких захватчиков в 1716 году. Участие в крестном ходе. Посещение храма св. Иоанна Предтечи, где особо почитается св. Федор Ушаков, место захоронения, русского офицера армии адмирала Ушакова. Кафедральный собор, где покоятся мощи императрицы Феодоры, которая освободила Церковь от ереси иконоборчества. В храме также есть частицы мощей священомученика Власия Севастийского - епископа Армении IVв. Посещение памятника праведного воина адмирала Феодора Ушакова, легендарного русского воина не проигравшего ни одного сражения, и освободившего Корфу от французских захватчиков. Отправление на пароме в Игуменицу. Ужин. Переезд в Каламбаку, размещение в отеле.

4-й день Завтрак. Паломническая программа «Метеора»- небесные монастыри. В центре Греции, на северо-западе Фессалийской равнины находится Метеора - одно из удивительно красивых мест Греции. Огромные монолитные скалы высотой более 600м. устремились высоко в небо. На вершинах этих скал построены небесные монастыри - творение Господа Бога и рук человеческих. Посещение трёх действующих монастырей. Остановка в иконописной мастерской. Переезд в город Патры, расселение в отеле. Ужин.

5-й день Завтрак. Паром на остров Закинфос. Посещение храма небесного покровителя острова Закинф Святого Дионисия, собор 18 века, является жемчужиной острова. В храме покоятся мощи Св. Дионисия, поклониться которым приезжают тысячи паломников. Посещение храма Св. Мавры, в храме чудотворная икона Святой. Христианские супруги Мавтра и Тимофей приняли мученическую кончину в 286 году, спустя 20 дней после свадьбы. Посещение храма в честь Божией Матери Панагия Анафонитрия, в церкви находится чудотворная икона Богородицы. Здесь был монастырь, в котором святой Дионисий был игуменом. Паром с острова на Пелопоннес, ужин.

6-й день Завтрак. Отправление на остров Кефалонья, посещение храма Пресвятой Богородицы Федуса, где в день Успения Пресвятой Богородицы приползают ядовитые змеи, чтобы вместе со всеми верующими славить Божию Матерь. Посещение села Пастра, к иконе Пресвятой Богородицы Гравальётиссы «Панагия - Крини», второго чуда на острове Кефалонья, у лика которой расцветают сухие стебли лилий к празднику Успения Божией Матери, посещение монастыря Святого Герасима, где находятся нетленные мощи святого. Также в храме сохранилось и его аскетическое жилище. Переезд в порт. Ужин. Паром с острова.

7-й день Завтрак. Посещение самого большого православного храма Апостола Андрея Первозванного, где хранятся глава Апостола Андрея и часть креста, на котором Он был распят. Переезд в Салоники. Посещение монастыря Панагия Сумела, в котором находится чудотворная икона Божией Матери, евангелиста Луки. Размещение в отеле, ужин.

8-й день Завтрак. Трансфер в аэропорт, перелет.

Для мужчин (по желанию), после паломнической программы, посещение монастырей на Святой Горе Афон - за дополнительную плату

Внесла неоценимый вклад в европейскую культуру. Литература, архитектура, философия, история, другие науки, система государственности, законы, искусство и мифы Древней Греции заложили основу современной европейской цивилизации. Греческие боги известны во всем мире.

Греция сегодня

Современная Греция мало знакома большинству наших соотечественников. Страна находится на стыке Запада и Востока, соединяя Европу, Азию и Африку. Протяженность береговой линии составляет 15 000 км (с учетом островов)! Наша карта поможет найти самобытный уголок или остров , на котором еще не бывал. Мы предлагаем ежедневную ленту новостей . Кроме того, много лет мы собираем фото и отзывы .

Отдых в Греции

Заочное знакомство с древними греками не только обогатит Вас пониманием того, что все новое – это хорошо забытое старое, но и побудит отправиться на родину богов и героев. Где за развалинами храмов и обломками истории живут наши современники с теми же радостями и проблемами, как и их далекие предки тысячелетия назад. Вас ждет незабываемый отдых , благодаря самой современной инфраструктуре в окружении девственной природы. На сайт Вы найдете туры в Грецию , курорты и отели , погода . Кроме того, у нас вы узнаете как и где оформляется виза и найдете Консульство в Вашей стране или греческий визовый центр .

Недвижимость в Греции

Страна открыта для иностранцев, желающих приобрести недвижимость . Любой иностранец имеет на это право. Только в приграничных районах не гражданам ЕС необходимо получить разрешение на покупку. Однако поиск законных домов, вилл, таунхаусов, квартир, правильное оформление сделки, последующее обслуживание представляют непростую задачу, которую много лет решает наша команда.

Русская Греция

Тема иммиграции остается актуальной не только для этнических греков, живущих за пределами своей исторической родины. На форуме для иммигрантов обсуждаются как юридические вопросы , так и проблемы адаптации в греческом мире и, вместе с тем, сохранения и популяризации русской культуры. Русская Греция неоднородна и объединяет всех иммигрантов, говорящих на русском языке. В то же время, в последние годы странане оправдывает экономических ожиданий иммигрантов из стран бывшего СССР, в связи с чем мы наблюдаем обратное переселение народов.

… а также, возможности APS-С объектива Sony SEL-1018 10-18 mm F/4 OSS
с применением полнокадровой фотокамеры Sony Alpha A7R



Всего 61 фото

Сегодня я хочу рассказать о Храме Рождества Христова в Беседах . Мой интерес к этой замечательной церкви, как образцу возвышенной шатровой архитектуры совсем не случаен. Не так давно, я был просто очарован шатровым , что находится совсем недалеко от храма «бесединского» и, также возведен на высоком правом берегу Москва-реки. Эти церкви сходны не только тем, что они расположены рядом, но и также связаны общей историей, временными рамками периода строительства шатровых церквей на Руси и духовными принципами закладываемыми в основу их возведения... К тому же, эти земли, как оказалось, очень древние и, задолго до появления здесь царских сел, в этом благодатном местечке селились наши многочисленные славные предки. Река, плодородные заливные луга, густые леса сполна кормили их и обеспечивали всем, что нужно для жизни в крепком достатке. Красота этих мест и изобилие разнообразной дичи обусловили вконец появление здесь и великокняжеских сёл.

Этот материал преследует две цели - рассказать о моих впечатлениях об этом замечательном и возвышенном храме и, заодно, - протестировать «кропнутый» объектив Sony SEL 10-18 mm F/4 OSS в связке с новой полнокадровой фотокамерой Sony Alpha A7R. Для тех, кто интересуется этой темой - будет довольно любопытно. Все фото этого поста как раз и сделаны этой, хоть и не предназначенной друг для друга, но довольно премилой парочкой…) Выводы о результатах взаимодействия камеры и объектива - в самом конце этого поста.


Беседы начинают упоминаться в летописях связанных с именем великого князя Дмитрия Донского. Времена тогда были тяжелые и смутные. Лишь пару лет прошло с тех пор как татарский воевода Бегич был разгромлен в Рязанской земле и, тогда Мамай в ультимативной форме пригрозил Дмитрию опустошением русских земель и обещанием обложить непомерной данью русских за их строптивость. Как раз во время пребывания Дмитрия в этом царском селе и пришло ему известие о том, что Мамай с неисчислимым войском идет на Москву. И в этом месте, на высоком берегу Москвы-реки, и был раскинут княжеский шатер, где проходила «беседа», военный совет великого князя с его верными и приближенными соратниками - двоюродным братом Владимиром, князем Серпуховским, князем Боброком Волынским, женатым на его сестре, князем Белозерским, отважным воином и храбрым воеводой Тимофеем Васильевичем Волуем и многими другими.
02.

После этой великой победы, Дмитрий был наречен Донским и повелел возвести на том месте, где проходила судьбоносная «беседа» церковь Христову в честь ознаменования победы на Куликовском поле. С тех пор это место и называется Беседы. Уже через два месяца после великокняжеского повеления здесь построили деревянную церковь Рождества Христова.

Двести лет спустя церковь стала ветхой, село Беседы постепенно приходило в упадок и, лишь в конце XVI века здесь снова возрождается жизнь. В 1584 году на царство венчается сын Иоанна Грозного - Феодор Иоаннович. Во время совершения этого торжественного обряда, родственники царицы Ирины - Борис и Дмитрий Годуновы держали царские скипетр и венец. С этих пор Годуновы, будучи приближенными царя, получают привилегии и богатые недвижимые активы. Царь пожаловал боярину Дмитрию Ивановичу лучшие подмосковные земли и поместья, куда вошло и село Беседы. Вскоре, подав царю Феодору челобитную, боярин Дмитрий с его согласия начинает строить в своем селе каменную церковь в честь Рождества Христова на том месте, где когда-то стояла старая, деревянная. Активное участие в этом строительстве в вотчине своего дяди принимает и Борис Годунов, щедро жертвуя и деньгами, и строительным материалом, а впоследствии и дорогую церковную утварь для украшения внутреннего пространства этой церкви.
03.


В 1598-1599 гг. было завершено сооружение, хоть и небольшого, но величественного храма, сходного своим стилем с Коломенским и Островным, возведенными примерно в эти же годы. Бесстолпный одноапсидный храм, стоящий на фундаменте глубокого подклета, поднимается нижним каменным четвериком, который переходит в средний восьмигранный барабан и заканчивается открытым внутрь высоким шатром. Переход от четверика к восьмерику конструктивно осуществлен при помощи «тромпов» и внешне декорирован системой ярусов кокошников. (тромп - сводчатая конструкция для перехода от четырехгранного объема к восьмигранному, имеющая вид арки с конической внутренней поверхностью). Подклет, четверик и апсида сложены из белого камня, доставленного из ближней Мячковской каменоломни. Тщательно обтесанный, этот камень является облицовкой как внутренней, так и внешней сторон церкви, верхняя часть которой была сложена из кирпича. Кирпичный шатровый верх, украшенный теремками и бочка́ми увенчивается маленьким куполом и восьмиконечным позолоченным крестом на полумесяце. Связи в нижнем и среднем ярусе были дубовые, а в верхнем ярусе - железные. По стройности пропорций и законченности форм храм стоит в ряду лучших шатровых сооружений своего времени, значимость которого сохраняется и в наше время.
04.

Первоначально основное здание храма окружала каменная открытая ходовая паперть с одним западным входом, над которым высилась шатровая звонница. Эта обширная паперть соединяла небольшие пристроенные два придела, которые были освящены в честь великомученика Феодора Стратилата, небесного покровителя царя Феодора Иоанновича и великомученика Димитрия Солунского, святого покровителя Димитрия Годунова, владельца Бесед.
05.

Таким образом, прослеживается особое внимание, которое было оказано при сооружении этой церкви со стороны не только семьи Годуновых, но и самого царя Феодора Иоанновича, а в последствии и царя Алексея Михайловича. После низвержения и смерти царя Бориса последовало падение всего рода Годуновых, а за этим и страшная смута на Руси. В смутное время село Беседы переходит к другим владельцам...

В 1646 году, спустя год после воцарения Алексея Михайловича Романова, Беседы становятся дворцовым селом. В 1889 году об этом достоверно пишет известный исследователь русской старины A. Mapтынов: «Некогда в церкви стояло царское место. Судя по прежнему устройству этого села и по вкладам в этот храм царя Алексея Михайловича, сей государь, его предки и потомки любили и посещали Беседы, доставлявшие им приволье для отдыха и охоты...».
06.

(на гравюре угадываются силуэты Храма Вознесения
и "Дворец царя Алексея Михайловича" в Коломенском)


Тогда же иконописцы на двух больших иконах изобразили лики тезоименитых святых семейства царя Алексея Михайловича: на одной - св. Алексия человека Божия и Марии Египетской, а на другой - св. Феодора Стратилата и святых мучениц Ирины и Софии.

Поскольку Беседы значились в церковных книгах дворцовым государевым селом, то, как и в других подобных подмосковных селах, там были государевы хоромы, царские сады, рига, житницы и конюшни. От первых теперь нет и следа - время и пожары истребили все царское хозяйственное заведение. И лишь о последних замечательных конюшнях напоминает теперь Конюшенный овраг (о нем чуть позже).

От прежнего быта остался единственный памятник — каменная древняя шатровая церковь, которая является жемчужиной не только села Беседы, но хорошо известна как у нас в России, так и далеко за ее пределами.

В 1765 году Екатерина II жалует своему фавориту - графу Алексею Григорьевичу Орлову-Чесменскому село Беседы и, в придачу соседнее село Остров. Новый хозяин, в основном, пребывающий в северной столице и царских дворцах, не слишком часто навещает свои подмосковные поместья. Беседы снова начинают постепенно приходить в запустение… я уже выкладывал материал в свое время.

В начале XIX века, а точнее в 1815 году начинается новый период в обновлении этого храма - старая каменная ходовая паперть, сооруженная когда-то вокруг храма, была разобрана и, с южной стороны, пристраивается небольшой придел в честь святого Пророка Илии. В 1820 году был построен более обширный северный придел Покрова Пресвятой Богородицы. Одновременно сооружается трехъярусная колокольня, увенчанная высоким шатром, которую мы можем видеть и сейчас.
07.

В 1882 году внутри церкви была выполнена монументальная масляная роспись на штукатурной основе на темы евангельской истории и в строгом академическом стиле. Внутренний декор всего храма помимо настенной живописи дополняют отдельные иконы, среди которых особо чтимая икона Божией Матери «Всех скорбящих Радости», украшенная бисером семью лампадами и ажурным балдахином, а также больших размеров икона ХVIII века «Воскресение Христово» в киоте, образ святителя Николая Чудо-творца с чудесами в золоченой ризе ХVIII века и другие достопримечательные святые иконы, такие как большая икона Святого Трифона, кто так сильно привлекает в последнее время мое внимание.

Следует отметить, что в главном алтаре храма по сей день стоит древний каменный престол, который теперь покрыт золоченым, с эмалевыми вставками, металлическим облачением. Вышеупомянутый А. Мартынов еще в начале XIX века писал, - «... лет тому за 60, по сказанию 75-летнего причетника в «печурке» (небольшой нише) этого престола был найден деревянный сосуд «Святая Чаша», выточенный из березы и покрытый красной краской. На чаше этой написан масляной краской Деисус (изображения Христа и значимых святых в "иконостасной традиции") и восьмиконечный крест на Голгофе». Подобные сосуды в свое время находили в Троице-Сергиевой Лавре. Такие деревянные чаши употреблялись для богослужения в первенствующей древней церкви. Также в этом алтаре тогда были найдены и древние святые антиминсы (в древней Византии эти, в основном льняные, платки-антиминсы с зашитыми в них мощами святых прикреплялись или прибивались к престолу). К сожалению, эти артефакты не дошли до наших дней.

В период от 1917 года до 30-х годов прошлого века Бесединский храм был закрыт и в нижнем его помещении, где также находилась церковь и прилегающая к ней обширная площадь, были превращены местным совхозом в овощехранилище. Во время Великой Отечественной войны, в 1943 году храм Рождества Христова был, наконец передан в пользование верующим. 21 сентября 1999 года Храм праздновал свое 400-летие.

Немного отвлекаясь, хочу сказать, что, к моему удивлению, в сети практически отсутствуют старые фото этого храма, поэтому свой рассказ о его истории я, по возможности, экологично перемежаю историческими портретами русских царей, имевшими отношение к "бесединскому" храму)

Как видите - это славное место, которое, находится совсем рядом с Москвой - ехать до него на автомобиле вообще проще простого - от Бесединской развязки на МКАД - меньше минуты. Надо сказать, что, проехав развязку в сторону области, не следует поворачивать вправо куда идут все автомобили, а ехать надо сразу прямо по невзрачной сельской асфальтированной дорожке. Движение на этом плавно-резковатом повороте интенсивное, - поэтому внимательней к встречному трафику…


Удивительное ощущение - Храм изначально очень «теплый и родной» - ты как будто погружаешься в его приветливую и одновременно возвышенную энергетику. Сразу спадает напряжение и такая привычная городская суета в сознании. Храм уже́ начинает «говорить с тобой», хотя ты, только пока еще, приближаешься к нему… Знакомое ощущение! Именно такие похожие и характерные чувства я остро- восторженно испытал недавно в дворцовом селе Остров на месте возведенного . Чрезвычайно интересно!

Церковь вся в зелени, поэтому я даже поначалу огорчился, что сделать общие фото будет затруднительно, но оказалось, что рядом с церковью, на месте древнего Конюшенного оврага, сейчас обустроен премилый камерный церковный сквер с дорожками для неспешных прогулок и, там же - возведена маленькая водосвятная часовня пророка Илии с одноименным святым источником. Именно оттуда и сделаны основные ракурсы этой чудной церкви, что будут ниже…

Однако, для начала, войдем в церквь, немного осмотримся и попытаемся уловить ее духовную атмосферу... Снимать в церквях традиционно запрещено, но в «немосковских церквях» такие запреты не так сильны, так и в этом случае - я сделал здесь несколько фото внутри храма.
09.

Отмечу сильнейшее впечатление от так называемой «намоленности» церкви и ее неповторимого богатого торжественного внутреннего убранства. Храм этим впечатляет и поражает. Несмотря на то, что церковь сельская - сильно чувствуется молитвенное внимание бывших "сильных мира сего" и сегодняшних прихожан.
10.

Повторюсь, но храм воистину «намоленный» - другого слова в качестве эквивалента не подберешь - этого совсем поначалу не ожидаешь - "проваливаясь" и растворяясь в густой и золотистой энергетике храма Рождества Христова. Вот уж куда определенно рекомендую съездить и ощутить это все. По сходному общему впечатлению, исходя из вышеуказанных факторов, могу сравнить эту церковь по ощущениям, пока только, с храмом Знамения на Рижской в Москве, где находится в том числе чудотворная икона святого Трифона с его мощами.
11.

Поскольку я поначалу немного напутал с настройками камеры, а в глубине храма было, к тому же, очень темно, - последующие три фото получились очень шумными, так, что уж не сильно взыщите).
12.

На переднем плане - икона "Святителя Николая Чудотворца с "чудесами"...
13.

Кстати, я очень интересуюсь , чувствуя к этому святому, какое то бессознательное трепетное влечение и, одной из причин посещения церкви Рождества как раз и явилось нахождение в ней древней и большой иконы святого Трифона в одном из приделов храма. Иконы святого Трифона довольно редки в Москве и каждая встреча со святым Трифоном для меня очень важна и волнующа… На фото ниже - икона святого Трифона, она находится в средней его части и чуть правее - у арки.

Интересная наблюдение - храм не хочется покидать, несмотря на то, что вроде бы все осмотрел и "впитал"...
15.

А теперь, все же, выйдем из храма и обойдем его вокруг. Примечательно, что здесь, на его территории, бережно сохранены многие старые надгробия, в отличие от большинства существующих храмов, чьи погосты не выдержали испытания периода большевизма. Воистину, как раз здесь видна и проявлена "любовь к отеческим гробам"...
16.


17.


18.


19.


20.

Я не просто так акцентирую внимание на некрополе Храма Рождества в Беседах - здесь создается удивительно-цельное впечатление о храме и всём, что его окружает - возникает осознание бережного и удивительно кроткого отношения к истории, внимания к уже почти бызымянным людям, кто приходил сюда, - к Храму, молился и думал о Вечном... Определенно сто́ит, вот так, спокойно, поразмышлять здесь, вдали от городского шума и, "выключить" будоражащее и терзающее душу человеческое Сознание...
33.


34.


35.


36.


37.

38.

Я сделал попытку обойти церковь вокруг ее ограды... С левой стороны это не сильно удалось - из-за лающих собак без привязи) И это фото - как раз слева...
39.

А это - справа - со стороны церковного сквера...
40.

А это - уже со стороны старого церковного пруда...
41.

А вот и сам церковный пруд... Здесь где-то бъет святой источник... Забор, который вы видите на верхнем фото, огораживает старый овраг, в котором обустроен небольшой уютный парк-сквер - мы туда еще с вами скоро вернемся...
42.

А эту пару фоток храма я сделал со стороны склона Конюшенного оврага..., наверное, все же, он это и есть...
43.


44.

Поначалу я подумал, что свер закрыт, но висячий замок на калитке оказался одетым только на одну петлю и дверца легко открылась... Спускаясь по ступенькам в парк сразу видишь трогательную водосвятную часовню Пророка Илии...
45.


46.

Прогулка по церковному скверу (а фактически когда-то - древнему оврагу), доставила мне не только удовольствие, но и истинное умиротворение и реальную разгрузку ума. С удивлением и, по новому, я начинал понимать, что каждый построенный когда-то храм несет в своей уникальной и индивидуальной истории частичку Большой Истории нашей Родины. От прошедших и недавних смутных времен начала прошлого века еще осталось достаточное количество церквей, чьи устремленные к Небесам главы могут многое рассказать тому, кто Задает Вопросы, да и просто взирает на них, пропуская через себя их возвышенную Красоту и, не только архитектуры, но прикасаясь к коллективному бессознательному нашего народа, которое может приоткрыть в результате свои тайны и донести нам чувства и эмоции давно ушедших в Вечное предков...
61.

P.S. для тех, кто заглянул сюда ознакомиться с фото снятыми на фотокамеру Sony Alpha A7R с "кропнутым объективом" Sony SEL-1018 10-18 mm F/4 OSS: Все фото для этой статьи, как я уже и говорил, целиком сделаны этой любопытной парочкой. Виньетирование, естественно, проявляется на крайних фокусных - особенно на 10-12 и 17-18 мм. Комфортные для съемки фокусные расстояния соответственно - 13-15 мм. Легкое виньетирование, конечно, проявляется и на этих фокусных, но оно совсем не так критично как на крайних. Наверное, Вы обратили внимание, что много фото в этом посте обрезаны "под квадрат" и это не удивительно, - все же объектив "кропнутый" и легче поступить с виньетками именно так. Также, в углах, некоторых горизонтальных и вертикальных кадров пришлось поработать штампом в Ps... Но, как, все же, снимает полнокадровая камера Sony Alpha A7R с этим объективом в плане качества и удобства!? И имеет ли право на жизнь его использование именно с семейством A7? Эти вопросы довольно актуальны для тех, у кого есть этот объектив 10-18 из уходящей в историю семейства NEX, и тех, у кого уже куплена новая полнокадровая "семерка" или только немечается к приобретению, а парк существующей кропнутой оптики хочется все же использовать...

В какой-то степени качество фото на широком угле даже выше, чем у . Картинка получается прозрачная, детальная и довольно качественная. Присутствуют, как водится, геометрические искажения и, здесь, могу только порекомендовать внимательней к построению кадра касательно вертикалей и горизонталей - по моим ощущениям - риск испортить кадр довольно высок. Я испытывал 10-18 на "соньке" для того, чтобы понять для себя, а может ли он заменить пока еще не выпущенный в продажу и не сильно бюджетный по цене новый широкоугольник-зум Sony Vario-Tessar T* FE 16-35 мм F4 ZA OSS!? (Замечание - объектив Sony FE 16-35 выпущен в октябре 2014 года. Мой обзор о нем: оказалось - может, но с парой серьезных оговорок - снимать им на полнокадровой камере возможно, но с заведомо осознаваемым присутствием виньетирования - необходимо делать существенную поправку на нее, возможно, путем обрезки. Временно, при отсутствии полнокадрового широкоугольного объектива или необходимого бюджета им можно делать неплохие снимки - в плане широкого угла, он вполне справляется с этой задачей. Об уровне качества и детальностьи возможно судить по фото из этого поста, причем некоторые кадры изначально "строились" провоцируя критические условия по свету и соотношению "светов и теней". Но,в общем и целом, 10-18 "не подкачал". Я снимал им и другие архитетектурные объекты и доволен полученным результатом.

Древний Рождественский храм был освящен в Кремле подле колокольни Ивана Великого при Иване Грозном. У него была сложная и интересная судьба. Первоначально кремлевский храм собирались освятить во имя Воскресения Словущего. Есть версия, что Василий III приказал построить его «под колоколы» — для колоколов, которые были слишком тяжелы для Ивана Великого. Архитектор Петрок Малый возводил явно звонницу, с необычно толстыми стенами, с мощным фундаментом, хотя, по сохранившимся воспоминаниям, довольно изящную. Или же московский государь хотел иметь в Кремле церковь во имя Воскресения Словущего по образу Иерусалима, где стоит храм Воскресения Господня. Церковь строили долго и когда построили — уже при Иване Грозном, — освятили ее во имя Рождества, с Воскресенским приделом. Это тоже символизировало идею «Москва-Третий Рим»: московский храм был посвящен празднику Рождества Христова — Боговоплощения — по подобию храма Святой Софии в Константинополе.

А в подклетях Рождественской церкви хранилась казна митрополита: по древнему поверью считалось, что колокольный звон защищает сокровища от грабителей, оттого и возвели храм для надежности подле Ивана Великого. В XVII веке храм по распоряжению патриарха Филарета перевели в соседнее новопостроенное здание с шатровым верхом, возведенное Баженом Огурцовым и получившее название «Филаретова звонница». Рождественская церковь не пережила Отечественную войну: страшный взрыв в октябре 1812 года полностью разрушил Филаретову звонницу. И после того как ее восстановил архитектор Жилярди, Рождественский храм не возобновили, а перевели туда церковь Николы Гостунского, которая тоже стояла около Ивана Великого с 1506 года, и обветшала настолько, что нарушала своим видом кремлевское благолепие. Император Александр I лично осмотрел кремлевские соборы и выразил Высочайшее соизволение перенести Никольский престол в бывший Рождественский храм, где он был освящен в 1818 году.

К революции в центральной Москве, кроме храма Христа Спасителя, существовали три главные приходские церкви освященные во имя Рождества.

Приходская церковь Рождества в Палашах близ Тверской улицы появилась тоже в XVI веке. Рядом, в старинной, богатой Бронной слободе жили московские оружейники, делавшие разного рода броню, и ученые предположили, что название местности произошло от палашей, вида холодного оружия, которое изготовляли в этом районе. Тем не менее, другая версия, что здесь было поселение палачей, не отвергнута и сейчас, поскольку в старинных документах встречается написание «в Палачах». Возможно, это было искаженное, но более понятное, простое произношение «Палашей».

Различны и версии о появлении местной Рождественской церкви. Первая гласит, что в первой половине XVI века здесь было владение дьяка Михаила Мисюря, по всей вероятности, потомка местных оружейников. Его усадьба стояла на месте дворца Хераскова-Разумовского на Тверской, где раньше был Английский клуб, а теперь музей политической истории России. В 1547 году, в год венчания на престол Ивана Грозного, дьяк построил на своем дворе деревянную церковь во имя Рождества Христова, а в самом конце того столетия на ее месте вырос каменный храм. Другая версия, что церковь появилась в 1573 году, и выстроили ее крепостные: то ли ради спасения от жестокого барина, то ли вместе с ним во славу Божию, и будто бы сам царь помогал деньгами. Наконец, согласно третьей версии эту церковь повелел выстроить сам Иван Грозный в 1573 году в честь победы над крымским ханом. В 1682 году она была перестроена в камне: население слободы было богатым, и церковь оказалась добротной, внушительной. Дореволюционный историк писал о ней: «Отличается древностью и архитектурой».

Сохранилась красивая история, как в самом конце XVII века в приходе около церкви жил слепой мастер-оружейник. Участник Азовских походов Петра, он попал в плен, где ослеп, и когда вернулся домой, просил слободчан устроить ему мастерскую в подземелье около Рождественской церкви, чтобы проверять свои клинки на слух под звон колокола. И стал делать мастер уникальные клинки, которые выходили у него черного цвета. Но однажды «охрип» главный колокол Рождественского храма и не стал работать мастер, отказался от еды и питья, зачах и вскоре умер, унеся в могилу и секрет черного «незвонкого» клинка.

Храм сильно пострадал от французского нашествия, но был восстановлен уже в 1815 году. В тот же год появился придел во имя иконы Богоматери «Взыскание погибших». Именно этим чудотворным образом, ныне обретшим пристанище в церкви Воскресения Словущего в Брюсовом переулке, храм в Палашах был известен всей Москве. Икона с древности прославилась многими чудесами, имея силу прощать самых падших и спасать погибающих грешников, в последнюю минуту в раскаянии взмолившихся ей о помощи и спасении. В VI веке, в малоазийском городе Адане она спасла инока Феофила, которого несправедливо оговорили, обвинив в воровстве, и он, озлобившись за навет, содеял ужасное — обратился к врагу рода человеческого. Опомнившись, он раскаялся, затворился в храме и ночи напролет слезно молился перед образом Богоматери, прося о спасении. Тогда же, по преданию, он и называл Ее «Взыскание погибших». За глубокое раскаяние и искреннюю, сердечную молитву Феофил получил прощение. В нем Богоматерь явила Себя как Взыскательницу, отыскивающую, взыскивающую погибающие человеческие души — последнее прибежище отчаявшихся.

В старой Москве было две иконы «Взыскание Погибших»: одна находилась в домовой церкви Александровского сиротского института, вторая — в Рождественской церкви, что в Палашах. В храм на Тверской образ попал чудесным образом. Прежде икона как фамильная святыня находилась в доме одного московского дворянина, прихожанина Рождественской церкви, который сначала разорился, потом овдовел и остался с тремя юными дочерьми без средств к существованию. Им стали овладевать мысли о самоубийстве, но в последнюю минуту он силой повлек себя к иконе, помолился перед ней и получил утешение, а потом в дом вернулся достаток. Предание гласит, что после этого во сне ему было велено принести отнести икону в Рождественский храм, что он исполнил незамедлительно. Встречается мнение, что он сам принес икону в свой приходской храм, не смея владеть ею одному и считая себя недостойным иметь такую святыню дома. (Похожий случай произошел после революции, когда от этой иконы чудесно получила помощь жена арестованного священника, оставшаяся с тремя малолетними детьми. И ею овладели мысли о самоубийстве, и она была остановлена взглядом Богоматери с иконы и последующей молитвой к Ней. А на следующий день матушка обнаружила в сумке сверток с золотыми червонцами.)

В 1812 году захватчики разорили храм, а икону разрубили на части, но снова было чудо: от разбитой иконы совершались исцеления, а потом образ сумели восстановить — тогда и освятили для него придел в Рождественской церкви. В январе 1912 года перед этим образом прихожанка храма Марина Цветаева венчалась со своим избранником Сергеем Эфроном…

По традиции в праздник иконы 18 февраля литургию в Рождественской церкви служил московский митрополит, а незадолго до кончины — святой патриарх Тихон. Тогда пел хор под регентством знаменитого П.Г.Чеснокова. После революции прихожане чудом сумели спасти богатую ризу иконы — они принесли из дома ценности, какие у кого были, и откупились от реквизиции. Но в 1935 году пришел конец Рождественскому храму, и икону хотели перенести в Пименовскую церковь. Однако лошадь, запряженная в подводу, на которую поместили святыню, не тронулась с места, несмотря на все понукания. Решили искать другой храм, и выбор пал на Воскресенскую церковь, что стояла на Малой Бронной — туда икона отправилась легко, но и этот храм был приговорен к сносу… Так образ оказался в Воскресенской церкви, что на Успенском вражке в Брюсовом переулке, где уже в наше недавнее время было явлено новое чудо: икона уцелела во время пожара, хотя пламя спалило все вокруг, но не тронуло образ.

Приход Рождественской церкви был замечательным. Кроме Цветаевых, ее прихожанами были и Гончаровы, из семьи которых вышли Натали Пушкина и художница Наталья Гончарова, названная в честь своей великой родственницы, и родители литературного критика Аполлона Григорьева, и знаменитый актер А.И.Сумбатов-Южин, живший недалеко от храма. И М. Херасков, и граф А.К.Разумовский, поочередно владевшие роскошной усадьбой на Тверской, что выросла на месте владения дьяка Мисюрки. И даже… Английский клуб, расположившийся в этой усадьбе с 1831 года. Дело в том, что обязательным полагалось освящение клубного помещения и официальных торжеств клуба, которое и совершали священники ближайшего к нему Рождественского храма. Собственной домовой церкви в усадьбе не было, и храм стал приходским даже для самих служителей клуба. За это в знак уважения клуб закрывался на всю Страстную седмицу.

Рождественскую церковь в Палашах закрыли в 1935 году и выстроили на ее месте здание школы.

Другая церковь Рождества Христова близ старинного села Кудрина появилась позднее, чем Палашевская, — в 1640-х годах, и стояла на Поварской улице, 33, на месте Театра-студии киноактера. Ее прихожане тоже оказались причастны к ратному делу: она была построена для местной стрелецкой слободы и именовалась как «церковь стрелецкая». Первый деревянный храм стоял ближе к Садовому кольцу, а новую каменную церковь в 1693 году поставили на Поварской. Потом появились приделы во имя икон Богоматери Казанской и Тихвинской. Однако при Наполеоне храм пострадал так, что был упразднен, и лишь по настоянию прихожан — уже не стрельцов, а именитых граждан и дворян, селившихся в этом аристократическом районе, его восстановили в 1815 году.

После революции храм еще некоторое время действовал. В июне 1918 года в нем отпевали знаменитого актера Мамонта Дальского, трагически погибшего в Москве. Личность Мамонта Дальского, человека «с выдающимся темпераментом и мятущейся душой», оставалась загадочной даже для его современников. Он стал одним из отрицательных персонажей в эпопее «Хождение по мукам». Алексей Толстой так описывает его: «Это был человек дикого темперамента. Красавец, игрок, расчетливый безумец, опасный, величественный и хитрый».

Настоящей фамилией его была Неелов. Долгое время он играл на сценах провинциальных театров, пока за роль Гамлета не получил приглашение в столичные труппы на выбор: в Малый театр или Александрийский. Он выбрал Петербург и прослужил на сцене Александрийского театра 10 лет, а в 1900 году стал гастролировать по России. Несколько грузный, он обладал даром художественной речи, умением подать свой персонаж, неожиданной интерпретацией роли, и потрясающим голосом. Дальский серьезно относился к актерскому ремеслу, считал, что для него губительна коммерция и мечтал создать образцовый театр, но осуществить свои планы не успел. Бурное время революции не оставило равнодушным и актера, он увлекся анархическим движением, но вскоре его настигла смерть. Мамонта Дальского отпевали дважды: сначала в Москве, где он погиб, сорвавшись с подножки трамвая, а потом в Александро-Невской Лавре, когда гроб с его телом перевезли для похорон в Петроград.

Храм в Кудрине был разрушен в 1931 году. На его месте в качестве традиционного символа советского строя развернулось образцово-показательное строительство Клуба для общества политкаторжан. Братья Веснины полностью воплотили в этом здании свою концепцию конструктивизма, оно наглядно демонстрировало архитектурный стиль революции. Однако пока строили клуб, общество политкаторжан оказалось в опале, и выстроенное здание отдали под кинотеатр, а потом в Театр-студию киноактера.

Чудесно уцелела лишь Рождественская церковь в Измайлове, где она благополучно стоит с 1676 года, выстроенная на месте деревянной. Измайлово, «Царское Село Москвы» было родовым владением бояр Романовых, а потом превратилось в царскую резиденцию, где любил охотиться и отдыхать царь Алексей Михайлович. Именно здесь он устроил хозяйство, где пробовали выращивать необычные для московского климата виноград, хлопок, грецкий орех, арбузы и дыни. Именно здесь, по рощам Измайлова, маршировали петровские потешные полки, а в амбаре подле Оленьего пруда (названного не от оленей, а искаженно от Льняного двора, который работники-псковичи называли по-своему Ольняным) юный Петр нашел знаменитый ботик, на котором плавал по Измайловским прудам. Когда он перенес столицу в Петербург, в Измайлове жили родственники царя Ивана Алексеевича, а при Елизавете Петровне жизнь в нем умолкла.

Село Измайлово было известно с 1389 года — какая-то местная церковь там уже стояла. Считается, что его имя произошло от древнего рода бояр Измайловых, которым до Романовых принадлежало это село. Вотчиной бояр Романовых оно стало при Иване Грозном, возвысившим этот род женитьбой на Анастасии Романовой: во второй половине XVI века царь пожаловал Измайлово младшему брату царицы, воеводе Никите Романовичу Захарьину-Юрьеву. Тогда и появилась деревянная Рождественская церковь. Царь Алексей Михайлович выстроил для своей резиденции величественный Покровский собор (считается, что его пять глав были самыми большими в старой Москве» а размеры сравнимы лишь с кремлевским Успенским собором и Смоленским собором Новодевичьего монастыря). А для жителей села в 1676 году устроили приходскую Рождественскую церковь. Но и она, выстроенная в царской резиденции на государевы средства, отличалась от обычных приходских церквей Москвы и демонстрировала дворцовую принадлежность. Церковь сразу обратила на себя внимание стилем костромской архитектуры, где была вотчина Романовых, и богатой каменной резьбой. Императрица Елизавета украсила ее колокольней.

Устроение и убранство Рождественской церкви в Измайлове символизировало и покровительство роду Романовых, и Божественное покровительство России, напоминая о главных вехах ее истории. Один из приделов освящен во имя Казанской иконы, которая оказала чудесную помощь в 1612 году, после чего Романовы были избраны на русский престол. В другом приделе во имя св. Николая Чудотворца хранится икона Божией Матери «Благодатное Небо»: этим образом благословили литовскую княжну Софью Витовтовну на брак с великим князем Василием I, чем, считают историки, был достигнут временный мир с Литвой. В главной Рождественской церкви находится Иверская икона, которая появилась в Москве при царе Алексее Михайловиче. На храмовых иконах изображены среди других св. Алексей Человек Божий — небесный покровитель Алексея Михайловича и св. Мария Египетская — в честь тезоименитства его первой жены Марии Милославской, матери царя Федора. Эти образы знаменуют, что в устроении каменной Рождественской церкви принимали личное участие царь Алексей Михайлович и его сын Федор. Все иконы исполнили мастера Оружейной палаты, в том числе и святыню Измайлова — список чудотворной Иерусалимской иконы Божией Матери, которая была написана для дворцового Покровского собора, но временно пребывала и в Рождественской церкви.

По преданию, эта икона первой из числа других икон Богоматери была написана святым евангелистом Лукой через 15 лет после Вознесения Господня. Сама Пречистая Матерь Божия благословила написать этот образ для Иерусалимской общины, отчего явилось ее имя. В Иерусалиме икона пребывала пять веков, потом оказалась в Константинополе, а в 988 году была подарена св. князю Владимиру Великому после его крещения и перенесена в Корсунь. Так икона попала на Русь. Потом св. Владимир подарил ее новгородцам, когда они последовали его указу и приняли христианство. Икона избрала себе местом пребывания Софийский собор в Великом Новгороде. В 1571 году Иван Грозный перенес святыню в Москву, в Успенский собор. Оттуда икона исчезла после Наполеона, и ее заместили списком из другого кремлевского храма.

А список для Покровского собора в Измайлове мастера Оружейной палаты исполнили к освящению собора, во второй половине XVII века. От нее получали исцеления во время чумной эпидемии 1771 года, после чего московская икона стала почитаться чудотворной. Потом она чудесно остановила эпидемию холеры, которая напала на юг Москвы в 1866 году: икону пронесли с молебствием через Нагатино, Дьяково, Коломенское, Сабурово, и страшная болезнь отступила.

В 1932 году икона покинула Покровский собор, который закрыли и разорили безбожные власти. Новым ее пристанищем стала Рождественская церковь. Она и здесь явила свою благодатную силу. В середине 1930-х годов в этом храме служил протоиерей св. Николай Воробьев, погибший в годы репрессий и в июле 2001 года причисленный к лику Святых Новомучеников Российских. А 25 октября 1945 года в праздник Иерусалимской иконы в Рождественском храме был рукоположен во священника диакон Иоанн — Архимандрит Иоанн Крестьянкин.

Недавно жизнь вернулась в Покровский собор, и в него снова вернулась чудотворная Иерусалимская икона. Во время ремонтных работ заметили, что ни одна пылинка не осела на Лики Богоматери и Богомладенца, они оставались чистыми, ясными, светлыми… По молитве перед Иерусалимской иконой оказывается помощь о детях, и в самых отчаянных, безнадежных положениях.

А Рождественский храм, принявший на время чудотворную святыню, не закрывался всю черную годину русской истории. Даже колокола его продолжали звонить по праздникам, поскольку Измайлово долго оставалось окраиной Москвы.