Организационная структура суот на предприятии. Система управления охраной труда (суот). Алгоритм управления охраной труда

Российское законодательство достаточно жёстко относится к работодателям с точки зрения охраны труда, принуждая их с каждым годом обеспечивать всё большую и большую безопасность работников.

Сегодня речь пойдёт о таком элементе обеспечения безопасного функционирования производства, как система управления охраной труда (СУОТ).

Что это такое?

Данная система представляет собой перечень мероприятий, внедряемых и проводимых в течение длительных отрезков времени . Методы СУОТ используются не от случая к случаю (например, в преддверии проверок со стороны надзорных организаций), они могут дать результат только при последовательном и планомерном применении.

Предприятия, внедряющие у себя эти процедуры, ориентируются как на российские нормативные акты, так и на международные стандарты, главные среди которых – OHSAS 18001:2007 и руководство МОТ-СУОТ 2001.

Подробную информацию о данном понятии вы можете узнать из следующего видео:

Цели и задачи

Главными задачами системы являются:

  • Отбор на рабочие места, требующие специальной квалификации и ответственности, кандидатов, полностью соответствующих требованиям и подтверждающих это на испытаниях.
  • Обучение персонала предприятия методам работы, оказывающим минимально возможное опасное влияние на здоровье.
  • Пропаганда проблем охраны труда в среде рабочих.
  • Обеспечение безопасного функционирования оборудования и его утилизацию в случае выхода из эксплуатации.
  • Обеспечение максимальной безопасности технологических процессов.
  • Обеспечение максимальной безопасности сооружений и зданий, находящихся на территории компании.
  • Обеспечение санитарно-гигиенических условий, соответствующих положениям нормативных документов.
  • Обеспечение нормального режима отдыха рабочего персонала.
  • Обеспечение работников, выполняющих связанные с риском для здоровья должностные обязанности, методами и средствами защиты, а также медико-гигиеническим оборудованием.

Основной целью является минимизация несчастных случаев на производстве и нормализация здоровья персонала, чей труд связан с постоянным негативным воздействием на внутренние и внешние органы.

Разработчики СУОТ, порядок утверждения

Любые работы по созданию системы охраны труда начинаются с выпуска приказа директора или руководителя предприятия, постановляющего в определённые сроки создать на производстве СУОТ, соответствующую требованиям законодательных актов.

Своим приказом руководитель назначает комиссию по охране труда (может быть сформирована как из действующих, так и из новых работников организации), отправляет её членов на переобучение и аттестацию (если необходимо), после чего комиссия начинает разработку системы с учётом специфики своего производства.

Порядок утверждения нормативной документации по ОТ, обязательной к исполнению для каждого сотрудника, выглядит следующим образом:

  1. Комиссия определяет рабочие места, которым потенциально может быть присвоен определённый класс опасности, проводит оценку условий труда рабочих собственными силами или при помощи приглашённых экспертов, после чего каждому рабочему месту в отдельности и предприятию в целом присваивается определённый ранг профессионального риска.
  2. На собрании комиссии определяются методы, с помощью которых можно минимизировать риск для здоровья работников, подбирается оборудование, транспорт, место размещения, при которых вред для здоровья и жизни персонала будет сведён к минимуму.
  3. Комиссия подготавливает проект акта о введении на предприятии СУОТ, где будет прописана политика руководства организации в области охраны труда и выдержки из федеральных законодательных актов, касающихся специфики деятельности компании.
  4. Рабочие места, получившие определённый класс опасности, комплектуются средствами защиты, для работников проводится инструктаж по правилам пользования СИЗ и мерам недопущения опасных для жизни ситуаций.
  5. Комиссия определяет размер денежной компенсации лицам, пострадавшим при несчастных случаях на производстве, персоналу, занятому на рабочих местах, вредных для здоровья, а также заключает договор с медицинской организацией, которая с определённой периодичностью (сроки проведения диспансеризации зависят от класса профессионального риска рабочих мест) будет осуществлять всеобщую проверку состояния здоровья персонала.
  6. Готовый документ подписывается всеми членами комиссии и утверждается директором. После подписания содержание нормативного акта доводится до сведения сотрудников, и его положения становятся обязательными для соблюдения.

Ее функции

  • Распределение обязанностей по охране труда. Руководство предприятия, производящего определённый вид промышленной продукции и штат которого не превышает 50 человек, имеет право самостоятельно определиться с необходимостью введения на производстве СУОТ. Для компаний, насчитывающих более 50 работников, наличие в штате специалиста по охране труда обязательно.
    Решения о распределении обязанностей по ОТ принимаются совместно директором фирмы и комиссией. При проведении данной процедуры обязательно принятие к рассмотрению положений, закреплённых в постановлении Министерства Труда Российской Федерации от 08.02.2000 №14. Обязанность работника нести ответственность за тот или иной компонент системы возлагается либо должностной инструкцией, либо специальным приказом руководства.
  • Подготовка, обучение персонала . Каждый сотрудник, нанимаемый на рабочее место, связанное с риском для здоровья, обязан пройти по нормам обеспечения безопасности и правилам использования технологического оборудования. Каждые шесть месяцев (для рабочих мест, связанных с большой опасностью для здоровья – каждые три месяца) персонал должен проходить повторный инструктаж. В случае закупки нового технологического оборудования или изменении условий труда все работники, затронутые новшествами, обязаны пройти или отправиться на переподготовку в соответствующие учебные центры.
    Обеспечение деятельности по подготовке и обучению кадров возлагается на специалиста по охране труда. Список рабочих, отправляющихся на переаттестацию или на повторные инструктажи, формируется ответственным лицом и подписывается руководителем.
  • Доступность информации об ОТ. Предприятие, внедряющее на своём производстве методы СУОТ, обязано известить всех сотрудников об изменениях в политике охраны труда с помощью размещения информационных листов на стендах и проведения внеплановых инструктажей и собраний. Персонал, работающий на местах, опасных для жизни и здоровья, должен знать о своих правах на материальную компенсацию, увеличенный отдых и сокращённый рабочий день (руководство должно организовать ознакомление рабочих с актами под роспись).
    Также работники могут получать периодические издания об изменениях в ОТ и новшествах, применяемых компаниями-передовиками в данной сфере деятельности.
  • Ведение документации. Наличие на производстве СУОТ подтверждается в первую очередь наличием нормативных документов, где прописана политика предприятия в данной области и методы, применяемые для обеспечения нормального состояния здоровья персонала. Правильное ведение документации обеспечивает также эффективное планирование и функционирование процессов, что является одной из основных задач сегодняшнего менеджмента.

Документация и мероприятия

СУОТ предусматривает ведение большого количества документов, без которых эффективное функционирование системы невозможно. В перечень необходимых актов входят:

  • Решения экспертных комиссий по состоянию производства на предприятии с точки зрения охраны труда.
  • Политика, которой придерживается руководство организации при внедрении и реализации системы.
  • Должностные инструкции для работников опасных профессий с прописанными нормами по обеспечению безопасного труда.
  • персонала с руководством.
  • Инструкции по обеспечению безопасного труда и действиям в случае возникновения нештатных ситуаций.
  • Журналы, содержащие результаты проверки у рабочих знаний по основам обеспечения безопасности профессиональной деятельности.
  • Журналы по учёту мероприятий, призванных повысить грамотность сотрудников в сфере минимизации вероятности возникновения ситуаций, потенциально опасных для здоровья.

Основные мероприятия по ОТ:

  • Регулярный инструктаж всех работников предприятия.
  • Повышение квалификации персонала и руководящих кадров в сфере ОТ.
  • Постоянный контроль на содержание в крови сотрудников алкоголя и следов наркотических веществ.
  • Прокладка наиболее безопасных маршрутов движения по производственным помещениям и цехам.
  • Установка знаков безопасности, оформленных в соответствии с ГОСТ 12.4.026.
  • Приобретение и раздача сотрудникам средств индивидуальной и коллективной защиты от основных поражающих факторов.
  • Проведение испытаний технологического и вспомогательного оборудования, использующегося на предприятии, на предмет его соответствия нормативным показателям безопасности.

Прочие нюансы

  • При отправке сотрудника на работы, непосредственно не связанные с его должностными обязанностями, руководство обязано обеспечить работника на предмет обеспечения безопасной деятельности.
  • При отправке бригады на работы, связанные с риском для жизнедеятельности, директор фирмы или назначенное им ответственное лицо должны выписать наряд-допуск. Наряд-допуск оформляется на срок не более пяти суток, в конце смены или по завершении цикла работ руководитель бригады сдаёт документ лицу, выдавшему его. При отправке бригады на эти же работы в другом составе бумага должна быть выписана заново.
  • В случае возникновения опасной для жизни ситуации и при отсутствии вины в её возникновении сотрудник, чьему здоровью угрожает опасность, имеет право потребовать от руководства предприятия разрыва трудового соглашения с последующей выплатой выходного пособия (не менее средней заработной платы за три месяца).

Под управлением охраной труда понимается подготовка, принятие и реализация решений по осуществлению организационных, технических, санитарно-гигиенических и лечебно-профилактических мероприятий, направленных на обеспечение безопасности, сохранение здоровья и работоспособности человека в процессе труда. Управление охраной труда на предприятии является составной частью его общей системы управления. На предприятиях, имеющих автоматизированные системы управления производством, управление охраной труда входит в них в качестве одной из основных подсистем.
В подготовке и реализации управленческих решений по охране труда участвуют практически все службы и подразделения предприятия, деятельность которых в этой области определена соответствующими положениями о Системе управления охраной труда (СУОТ).
Структура СУОТ на предприятии представлена ниже и включает следующие основные элементы.

Орган управления СУОТ. Его возглавляет директор (главный инженер), осуществляющий общее руководство работой по охране труда на предприятии с помощью управленческих решений (приказов, распоряжений, планов организационно-технических мероприятий и т. п.), методов управления и воздействия, обеспечивающих целенаправленную деятельность структурных подразделений и служб в области охраны труда.

В цехах (участках, службах) функции органа управлении выполняют руководители подразделений, организующие и систематически проводящие работу по охране труда в возглавляемых звеньях. Все они в своей деятельности руководствуются законодательной (нормативно-правовой) документацией и текущей информацией о состоянии охраны труда. Работа проводится на основе анализа текущей информации, исходя из которого обосновываются и оперативно разрабатываются управленческие решения, направленные на приведение фактических показателей условий труда в соответствие с нормативными.
Организационно-методический орган. Он возглавляется отделом охраны труда (техники безопасности), который наряду с организационно-методическим руководством работой по управлению охраной труда подготавливает управленческие решения для органа управления СУОТ, контролирует их реализацию. Эта работа отделом проводится совместно с комиссией охраны труда профкома и медико-санитарной частью предприятия исходя из систематического анализа текущей информации о состоянии охраны труда и функционирования СУОТ,
Информационный орган. Его функции должен выполнять ИВЦ предприятия. Он собирает, обобщает, обрабатывает, анализирует и выдает информацию, дифференцированную применительно к структуре СУОТ предприятия. Информация содержит сведения о состоянии условий труда в цехах, на участках и рабочих местах, на предприятии в целом; эффективности СУОТ и отдельных методов управления; динамике травматизма и заболеваемости, их причинах; об изменениях нормативной базы по безопасности труда применительно к конкретным условиям предприятия и др.
Объект управления в СУОТ. Объектом управления является деятельность функциональных служб и структурных подразделений предприятия по обеспечению безопасных и здоровых условий труда на рабочих местах, в бригадах, на участках, в цехах и на предприятии в целом.

Современные методы управления охраной труда на предприятии

Существенно повысить эффективность мероприятий по охране труда можно, создав систему управления охраной труда предприятия (организации).

Система управления охраной труда (СУОТ) – это целая система процедур и документов, регламентирующих организацию управления охраной труда в организации, в том числе должностные обязанности по охране труда всех руководителей и специалистов. Данная система может быть создана на предприятиях любого размера. Ее осуществление везде приносит существенную пользу охране труда.

В России внедрение систем управления охраной труда в виде единых систем управления охраной труда (ЕСУОТ) началось еще в середине 70-х годов ХХ века. К сожалению, накопленный в те годы опыт создания ЕСУОТ так и не получил своего продолжения и развития в условиях 90-х годов. Во многих российских организациях этот опыт был утерян с ликвидацией служб охраны труда или уходом соответствующих специалистов, а на вновь созданных предприятиях его неоткуда было приобрести.

Сейчас, когда в рамках действующего законодательства и зарубежного опыта появилось правовое поле для создания и функционирования СУОТ, пришло время внедрять эти системы, но уже опираясь на зарубежный опыт.

В настоящее время разработка систем управления охраной труда возможна на основе российского законодательства и международных стандартов в области управления. К ним относятся: ГОСТ Р 12.0.006-2002 «Общие требования к системе управления охраной труда в организации», Межгосударственный стандарт ГОСТ 12.0.230-2007 ССБТ «Система стандартов безопасности труда. Система управления охраной труда. Общие требования», OHSAS 18001-2007 «Occupational Health and Safety Assessment Series», ILO OSH-2000 «Руководство по управлению охраной труда».

Основные задачи системы управления охраной труда (СУОТ) вытекают из основной цели обеспечения охраны труда – предотвращения производственного травматизма и профессиональной заболеваемости. Поскольку и то и другое происходит в результате работы оборудования, управляемого работниками, и взаимодействия работников с условиями труда, то основными «сверхзадачами» СУОТ становятся:

  • во-первых, обеспечение надежной и безаварийной работы оборудования, техническое и санитарно-гигиеническое обеспечение безопасных и гигиенически допустимых условий труда, включая средства так называемой коллективной защиты работников;
  • во-вторых, организационное обеспечение безопасного течения всех производственных процессов и поведения (приемов работы) работника, включая (при необходимости) использование средств индивидуальной защиты;
  • в-третьих, организация внешних для учреждения, но необходимых для реализации первой и второй задач мероприятий по лицензированию, сертификации, страхованию и т.п.

В силу исключительной роли персонала (наемных работников), без которых ни первая, ни вторая, ни третья сверхзадачи не могут быть выполнены, все СУОТ специально выделяют подготовку, профессиональную квалификацию и внутреннюю мотивацию работников в особую «подзадачу». Все остальные задачи и мероприятия лишь конкретизируют эти основные положения.

Основная идея СУОТ заключается в том, что любая управляемая деятельность, направленная на достижение каких-либо целей, использующая человеческие, материальные и финансовые ресурсы и осуществляемая путем преобразования исходных (начальных) элементов в результирующие (конечные, выходные), может рассматриваться как «процесс». При этом результаты одного процесса являются исходным элементом для следующего процесса.

Такое понятие управления как процесса опирается на принцип четырехэтапного цикла Деминга (планирование – действие – контроль - доработка), разработанного в 1950-х гг. для постоянного повышения качества корпоративного управления. В отечественной литературе встречается и такая интерпретация принципов, положенных в основу методологии СУОТ: «планируй – выполняй – контролируй – совершенствуй».

В случае управления охраной труда «Планирование» означает разработку соответствующей политики, выделение ресурсов и специалистов, структурную проработку системы, выявление опасных факторов и оценку рисков. «Действие» – это фактическая реализация и применение программы. «Контроль» предполагает измерение активных и реактивных показателей программы по охране труда. Наконец, «Доработка» завершает цикл путем пересмотра работы системы в целях непрерывного совершенствования и отработки системы во время следующего цикла.

Организация, создающая эффективную систему управления охраной труда должна:

  • создать систему управления охраной труда;
  • обеспечивать внедрение, функционирование и последовательное совершенствование системы управления охраной труда;
  • проводить сертификацию системы управления охраной труда;
  • проводить самооценку и самодекларацию соответствия функционирующей системы управления охраной труда требованиям охраны труда и стандарта ГОСТ Р 12.0.006-2002 «Общие требования к системе управления охраной труда в организации».

Руководство организации, несущее ответственность за охрану труда, должно обеспечивать разработку, внедрение и функционирование системы управления охраной труда в соответствии с установленными требованиями. При создании СУОТ необходимо :

  • определять законы и иные нормативные правовые акты, содержащие государственные нормативные требования охраны труда, распространяющиеся на деятельность организации;
  • выявлять опасные и вредные производственные факторы и соответствующие им риски, связанные с прошлыми, настоящими или планируемыми видами деятельности организации;
  • определять политику организации в области охраны труда;
  • определять цели и задачи в области охраны труда, устанавливать приоритеты;
  • разрабатывать организационную схему и программу для реализации политики и достижений ее целей, выполнения поставленных задач.

Система управления охраной труда должна предусматривать :

  • планирование показателей условий и охраны труда;
  • контроль плановых показателей;
  • возможность осуществления корректирующих и предупредительных действий;
  • внутренний аудит системы управления охраной труда и анализ ее функционирования, с тем чтобы обеспечивать соответствие этой системы принятой политике и ее последовательное совершенствование;
  • возможность адаптации к изменяющимся обстоятельствам;
  • возможность интеграции в общую систему управления (менеджмента) организации в виде отдельной подсистемы.

Разработка политики организации, планирование условий и охраны труда завершается созданием «Программы улучшения условий и охраны труда» на предприятии, которая должна предусматривать:

  • распределение ответственности за достижение целей и задач, нормативных показателей условий и охраны труда для каждого подразделения и уровня управления в организации;
  • обеспеченность необходимыми ресурсами;
  • средства и сроки, в которые должны быть достигнуты цели и решены задачи программы.

Внедрение и обеспечение функционирования СУОТ предусматривает :

  • разработку структуры работ, распределение ответственности и полномочий по реализации СУОТ;
  • аттестацию рабочих мест по условиям труда и травмобезопасности;
  • выявление потребности в обучении персонала для компетентного выполнения работ, включая повышение квалификации по охране здоровья и безопасности персонала;
  • разработку, внедрение и поддержание установленных (документированных) процедур, гарантирующих идентификацию опасностей, оценку, регулирование и контроль риска, а также регулярную оценку потребности в выше перечисленных действиях;
  • подготовленность к аварийным ситуациям, которая заключается в разработке и обеспечении практического использование методов выявления возможностей возникновения аварийных ситуаций, а также методов реагирования на них путем предотвращения или смягчения их последствий, сокращения несчастных случаев и заболеваемости на производстве, связанных с последствиями аварий;
  • обеспечение передачи и обмена информацией об условиях и охране труда между различными уровнями управления и подразделениями организации, получение необходимой информации по охране труда от внешних заинтересованных организаций, передачу информации по условиям и охране труда для заинтересованных сторон;
  • разработку и обеспечение ведения документации (на бумажных носителях или в электронном виде), которая устанавливает и описывает основные процедуры системы управления охраной труда в их взаимодействии;
  • управление производственно-технологическими операциями путем определения тех операций и видов деятельности, которые связаны с выявленными опасностями и факторами охраны труда, согласующимися с ее политикой и целями в области охраны труда, планирование этих видов деятельности, включая техническое обслуживание, эксплуатацию и ремонт оборудования, с тем, чтобы гарантировать выполнение соответствующих нормативных требований охраны труда.

Контроль результативности системы управления охраной труда (СУОТ) включает в себя :

  • определение и своевременную корректировку методов периодической оценки соответствия состояния охраны труда действующему законодательству, государственным нормативным требованиям охраны труда;
  • выявление и анализ несоответствий, принятие мер для смягчения последствий их проявления, а также по инициированию и выполнению проверочных, корректирующих и предупредительных действий;
  • разрабатывать процедуры и обеспечивать выполнение сбора данных и проведения анализа аварий, несчастных случаев, происшествий и других несоответствий, смягчения их последствий, анализа результативности предпринятых корректирующих и предупредительных действий, обязательного социального страхования работников от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания;
  • разрабатывать и осуществлять методы ведения записей по охране труда, отражая в них сведения об обучении и инструктажах работников, результатах внутренних аудитов охраны труда, анализа руководством системы управления охраной труда;
  • разрабатывать и своевременно корректировать планы и методы проведения аудитов системы управления охраной труда.

Государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда осуществляет федеральная инспекция труда в соответствии с законодательством. Общественный контроль за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда осуществляют профсоюзы и иные уполномоченные работники представительных органов.

Руководство организации обязано через определенные промежутки времени анализировать функционирование системы управления охраной труда с целью обеспечения ее результативности, соответствия требованиям ГОСТ Р 12.006-2002, а также обеспечения реализации принятой политики в области охраны труда. Процесс анализа системы должен основываться на уверенности в том, что вся необходимая информация собрана и позволяет руководству вынести объективную оценку системы.

Результаты анализа системы используют для проведения необходимых изменений в политике, целях и задачах управления охраной труда, учитывая данные внутренних аудитов системы управления охраной труда, изменений внешних обстоятельств и требований последовательного совершенствования системы.

Конечно СУОТ не решает всех проблем повышения эффективности охраны труда на предприятии и обеспечения безопасной и здоровой производственной среды. Как и любому другому методу, СУОТ присущи свои преимущества и недостатки, а ее эффективность в большой степени зависит от качества ее понимания и применения.

Эффективность СУОТ не может быть выше эффективности управления предприятием в целом. Подобно всем методам, у нее есть свои сильные и слабые стороны, которые нужно знать. Поэтому важно иметь представление как о проблемах, которые могут затруднить работу СУОТ, так и об элементах, которые необходимы для обеспечения эффективности и использования ключевых преимуществ СУОТ для охраны труда и здоровья.

При этом следует помнить, что сильные и слабые стороны действуют, в основном, на средних и крупных предприятиях, имеющих необходимый технический и финансовый потенциал для полномасштабного внедрения СУОТ.

В настоящее время признано, что подход на основе систем управления дает целый ряд важных преимуществ , некоторые из которых были указаны выше. Прочие важные преимущества включают:

  • возможность интеграции требований охраны труда в корпоративные системы и приведения целей охраны труда в соответствие с экономическими задачами, что способствует большему учету реализационных затрат в связи с контрольным оборудованием и процессами, подготовкой, обучением и информационным обеспечением;
  • унификация требований охраны труда с иными взаимосвязанными требованиями, в том числе связанными с качеством и окружающей средой;
  • формирование логической основы для создания и функционирования программы охраны труда, позволяющей следить за всеми элементами, требующими действия и контроля;
  • оптимизация и отработка коммуникативных механизмов, мер, процессов, программ и целей в соответствии с единым набором правил;
  • применимость в условиях различных культур и национальных систем регулирования;
  • создание среды, способствующей формированию культуры профилактики в охране труда;
  • укрепление социального диалога;
  • распределение соответствующих обязанностей между руководством среднего звена с участием руководителей, ИТР и рабочих и определением для каждого конкретной сферы ответственности по эффективной реализации системы;
  • возможность адаптации в зависимости от размера и профиля предприятия, а также от типов имеющихся факторов опасного воздействия;
  • формирование системы непрерывного совершенствования;
  • обеспечение контролируемой базы для оценки эффективности.

Хотя СУОТ обладает безусловным потенциалом для улучшения охраны труда, существует много проблем, которые в случае их игнорирования могут быстро подорвать эффективность системы . К ним относятся:

  • Оборот документов и иной письменной отчетности следует держать под тщательным контролем во избежание подмены целей системы бюрократическими процедурами. Ориентация на человека может быть легко потеряна при смещении центра тяжести на соблюдение документарных требований, а не на людей;
  • Следует избегать дисбаланса управленческих процессов (по управлению качеством, охраной труда, окружающей средой) во избежание размывания требований и их неравного положения. Отсутствие тщательного планирования и полноценной коммуникации до внедрения программы СУОТ могут вызвать подозрение и сопротивление переменам;
  • СУОТ, как правило, уделяет больше внимание безопасности, чем охране здоровья, что создает опасность пропустить начало профессиональных заболеваний. Поэтому надзор за состоянием здоровья работников следует включать в состав системы как важное и эффективное средство контроля в долгосрочной перспективе;
  • В зависимости от размера предприятия, СУОТ может требовать выделения крупных средств и быть предметом реалистичной оценки совокупных затрат в плане сроков реализации, навыков и кадров, требуемых для создания и работы СУОТ. Это имеет тем более важное значение при привлечении подрядчиков.

В последние годы подход на основе СУОТ получил широкое распространение и был внедрен как в развитых, так и в развивающихся странах. Как показывает опыт, СУОТ является логичным и полезным средством, способствующим постоянному росту эффективности управления охраной труда на уровне предприятия.

Главные элементы, необходимые для его успешной реализации, включают в себя заинтересованность руководства и активное участие работников в совместной реализации. Кроме того, в связи с огромным объемом прямых и косвенных затрат, которые несут общество, предприятия и люди вследствие плохих условий труда, производственного травматизма и профессиональных заболеваний, лучше и дешевле предотвращать их, чем выплачивать компенсацию ущерба и тратить средства на ликвидацию чрезвычайных ситуаций.

Система охраны труда на предприятии – залог безопасной работы

Система охраны труда на предприятии начинается с создания руководителем организации службы охраны труда. Данная служба подчиняется руководителю и одному из его заместителей, которому это будет поручено. Обычно такая служба является самостоятельным структурным подразделением организации. Состоит она из штата специалистов по безопасности на производстве и охране труда. Во главе стоит руководитель службы. Данное подразделение осуществляет свою непосредственную работу при полном взаимодействии с другими подразделениями предприятия, уполномоченными лицами от профессиональных союзов, службой по охране труда вышестоящей организации, комиссией (комитетом) по охране труда. А также происходит тесное сотрудничество с органами федеральной исполнительной власти, органами государственного контроля и надзора за исполнением всех требований охраны труда и органами общественного контроля. В своей деятельности работники данной службы охраны труда в обязательном порядке руководствуются законами, нормативно-правовыми актами, соглашениями, коллективными договорами.

Контроль над деятельностью службы ведёт руководитель предприятия, орган исполнительной власти, одноимённая служба вышестоящей организации, органы контроля и надзора за соблюдением всех требований охраны труда. Ответственность за действия службы несёт именно руководитель предприятия. Работники службы несут ответственность за правомочное исполнение своих обязанностей в соответствии с определённым положением и должностными инструкциями.

У системы охраны труда на предприятии (система менеджмента охраны труда) существуют определённые задачи:

своевременная организация работы, направленной на обеспечение выполнения требований охраны труда всеми работниками;

контроль над тем, что бы все работники соблюдали законы и другие нормативно-правовые акты об охране труда, различные соглашения по охране труда и прочие локальные акты организации;

обязательная организация профилактических мер по предупреждению травматизма на производстве, профессиональных заболеваний, а так же других заболеваний, обусловленных производственными факторами и принятие мер по улучшению условий труда;

консультирование и информирование руководителя и работников организации по вопросам, касающимся охраны труда;

изучение и продвижение передового опыта по охране труда и пропаганда вопросов охраны труда.

Структуру самой службы и численность её работников определяет непосредственно руководитель предприятия. Это зависит от характера условий труда, численности работников, степени опасности производства и многих других факторов. Если на предприятии работают более 100 человек, то обязательно создаётся служба по охране труда, либо вводится вакансия специалиста по охране труда. В организации, где численность менее 100 человек, решение о создании службы или вводе должности принимается руководителем предприятия. В этом случае обязанности по охране труда могут быть возложены на иное лицо, прошедшее специальное обучение и проверку знаний. В случае отсутствия в организации такой службы, руководитель вправе заключить договор с организациями или специалистами, которые способны оказывать услуги в сфере охраны труда. На такую должность назначаются лица, имеющие квалификацию инженера в области охраны труда либо специалисты, которые имеют высшее профессиональное (техническое) образование. Все перечисленные лица обязаны пройти специальное обучение по охране труда.

Система охраны труда на предприятии, как как элемент общей системы менеджмента, проводит в обязательном порядке мероприятия, направленные на предотвращение производственного травматизма. Например, выполнение любых ремонтных и монтажных работ должно непременно сопровождаться соблюдением всех требований работы. Все действия по проведению тех или иных работ должны согласовываться с действующими нормами, стандартами и правилами. К монтажу конструкций и оборудования нельзя допускать рабочих, моложе 18 лет. Все рабочие обязаны пройти вводный инструктаж по технике безопасности и получить соответствующее удостоверение на допуск к выполнению данных работ. Так же каждый работник должен быть обеспечен всеми средствами индивидуальной защиты, необходимыми для выполнения данного вида работы.

Виды инструктажа.

Существуют различные виды инструктажа.

Вводный инструктаж (при поступлении на работу). Проводится в отделах охраны труда, пожарной охраны и газоспасательной службы (если она имеется). По инструкциям, утвержденным главным инженером, фиксируется в журнале вводного инструктажа. Перечень вопросов вводного инструктажа определяется действующим положением предприятия.

Первичный инструктаж проводится на рабочем месте. Данные инструктажа, номер инструкции, подписи инструктируемого и инструктирующего фиксируются в личной карте инструктажа и проверки знаний. Первичный инструктаж не дает право на самостоятельную работу.

Вновь принимаемые рабочие после первичного инструктажа проходят теоретическое и производственное обучение по рабочему месту и технике безопасности по утвержденным программам со сдачей экзаменов квалификационной комиссии. Сроки обучения в зависимости от квалификации рабочего устанавливаются начальником цеха или для вновь поступающих рабочих - нормативами проверки знаний комиссией выдаются удостоверения, разрешающие работать самостоятельно.

Для пожаро- и взрывоопасных, вредных и особо вредных химических производств, а также для рабочих, обслуживающих паровые котлы, подъемные сооружения и механизмы, аппараты, работающие под давлением, газовое хозяйство установлена периодичность проверки знаний правил техники безопасности один раз в год. Для ИТР - 1 раз в 2 года. Для остальных производств: для рабочих - 1 раз в 2 года. Для ИТР - 1 раз в 3 года.

СИСТЕМА УПРАСЛЕНИЯ ОХРАНОЙ ТРУДА (СУОТ) – это часть общей системы управления (менеджмента) организации, обеспечивающая управление рисками в области охраны здоровья и безопасности труда, связанными с деятельностью организации. включает: организационную структуру; деятельность по планированию; распределение ответственности; процедуры, процессы и ресурсы для разработки, внедрения, достижения целей, анализа результативности политики и мероприятий по охране труда в организации (ГОСТ Р 12.0.006–2002 «Общие требования к управлению охраной труда в организации»).

Основу нормативно-правовой базы создания и функционирования СУОТ организации составляют ФЗ, в т. ч. «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» и др., а также ТК РФ, постановления Правительства РФ по вопросам охраны труда, нормативные правовые акты и нормативно-технические документы федеральных органов исполнительной власти и субъектов РФ в соответствии с их компетенцией.

Традиционный подход к управлению охраной труда. Нормативно-методические, организационные документы, разрабатываемые в организации по вопросам функционирования СУОТ, должны обеспечивать выполнение следующих требований:

постоянно оценивать состояние ОТ в своих подразделениях;

формулировать цели и политику в области ОТ;

разрабатывать и реализовывать способы их достижения;

осуществлять предусмотренные действующим законодательством РФ контрольные функции;

оценивать работу руководителей и специалистов организации и ее подразделений по улучшению условий труда и ОТ, стимулировать их деятельность в этом направлении.

В соответствии с требованиями действующего законодательства РФ, Положения о СУОТ в организации установлены следующие основные задачи, решаемые СУОТ:

уточнение целей и политики организации в области ОТ;

разработка и реализация программ, планов, иных организационно-распорядительных документов исходя из стратегических целей и политики организации в области ОТ;

Целью перспективных планов является коренное улучшение условий и охраны труда на основе 3–5-летних программ и с учетом результатов финансово-экономической деятельности организации. Планы и мероприятия по ОТ должны иметь финансовое, материально-техническое, проектно-конструкторское и кадровое обеспечение. В организационно-распорядительных документах (приказы, постановления, протоколы и др.) указываются сроки и ответственные исполнители.

Текущее планирование мероприятий (год, квартал, месяц) по ОТ включает разработку планов мероприятий по ОТ. Годовые планы разрабатываются на уровне организации, ее структурных подразделений, а текущие (квартальные, месячные) планы – на уровне подразделений, цехов и служб. В таких планах предусматриваются следующие мероприятия:

повышение квалификации кадров, инженерно-технических работников, рабочих, служащих;

Инструкции по ОТ – это содержат требования, обеспечивающие безопасное выполнение работ на конкретных местах.

Отчеты (о деятельности в области ОТ) и формы (документы установленного образца).

В качестве дополнительного уровня документации (на крупных предприятиях) вводят, напр., агрегатные журналы, технологические карты, наряды-допуски и т. п.

Оценка работы. В мировой практике при оценке эффективности СУОТ используют данные об опасных факторах или возможных рисках. Оценка по показателям аварийности и травматизма (реактивные показатели) не всегда корректна. Целесообразно учитывать т. н. активные показатели, т. е. оценивать работу руководителей по достигнутым результатам в области ОТ. С активными показателями должны быть связаны и поощрения работников. Оценка работы руководителей и специалистов подразделений должна осуществляться ежемесячно. Руководитель подразделения (совместно с профсоюзной организацией) разрабатывает и утверждает Положение о стимулировании работ по ОТ, учитывает активные показатели (факторы) в этой сфере. Реактивные показатели (пассивные факторы) могут влиять на оценку работы лишь тех лиц, которые имеют непосредственное отношение к тому или иному происшествию (несчастному случаю и др.).

К активным факторам относятся: обеспечение выполнения нормативных требований ОТ; соответствие УТ на рабочих местах санитарно-гигиеническим нормативам; динамика в оценке классов УТ, качество выполнения задач, планов по ОТ; проверка знаний руководителей и специалистов, состояние нормативно-технической и др. документации; своевременность и качество обучения персонала; число обходов, проверок, совещаний и т. п.; рационализаторской работы; эффективность работы по рассмотрению жалоб; кадровое обеспечение СУОТ; финансирование мероприятий по ОТ; и техническое обеспечение аудита.

К пассивным факторам относятся сведения о травматизме, профессиональных заболеваниях, об экономическом ущербе от несчастных случаев, аварий и пожаров, от загрязнения окружающей среды и др. происшествий, связанных с нарушениями действующих норм и правил по ОТ. Эту группу факторов подразделяют: на связанные (полностью или частично) с недостатками в работе СУОТ; связанные только с недостатками межотраслевой и отраслевой нормативной документации; связанные с несоблюдением установленных правил и норм самим пострадавшим.

В каждом подразделении не реже 1 раза в год должна проводиться комплексная проверка деятельности СУОТ, организуемая службой ОТ с привлечением специалистов др. подразделений или внешнего аудита.

Экономическое стимулирование подразделений, отдельных работников, специалистов и руководителей должно определяться по вкладу в реализацию политики организации в области охраны труда. При неудовлетворительной работе по ОТ руководители и специалисты привлекаются к дисциплинарной и материальной ответственности, а в определенных законом случаях к административной и уголовной ответственности. Лишение премий и др. меры воздействия должны применяться не только при ухудшении показателей травматизма, заболеваемости, аварийности, но и при выявлении нарушений, способных привести к угрозе жизни и здоровью персонала.

К формам индивидуального материального стимулирования относятся:

дифференцированное премирование руководителей с учетом рейтинговых оценок состояния ОТ на основе активных показателей;

премирование работников за длительную безаварийную работу;

выплаты за рационализаторские предложения, направленные на улучшение ОТ (оригинальные и сформулированные на основе изучения специальной литературы, сообщений в прессе, опыта отечественных и зарубежных предприятий);

выплаты за предложения и разработки по совершенствованию структуры ОТ, нормативно-технической документации;

выплаты за выполнение дополнительных обязанностей, связанных, напр., с информационным обеспечением, разработкой компьютерных программ, обучением персонала, пропагандой охраны труда, переводом иностранной литературы;

введение коэффициентов к заработной плате за повышение квалификации, улучшение знаний по ОТ.

Неудовлетворительная оценка выставляется, если в подразделении (на участке, в смене, службе) происходили:

несчастные случаи вследствие неудовлетворительной организации производства работ, невыполнения требований ОТ;

аварийные остановки (отказы) оборудования (электрического, механического, энергетического) вследствие неудовлетворительной профилактики, неполного объема выполняемых работ;

пожары вследствие нарушения требований пожарной безопасности;

др. чрезвычайные ситуации вследствие нарушения требований технологической и экологической безопасности.

Пирамида происшествий

происшествий Пирамида ответственности Звезда безопасности Документация СУОТ