Основные направления правоохранительной деятельности (главные правоохранительные функции). Основные понятия, предмет и система дисциплины правоохранительные органы Назовите основные направления правоохранительной деятельности

Введение 2
Глава 1 Понятие и развитие правоохранительной деятельности в России 5
1.1 Конституционный контроль в системе правоохранительной деятельности Российской Федерации 5
1.2 Правоохранительная деятельность, ее признаки, понятие и задачи 7
Глава 2. Основные направления правоохранительной деятельности 13
2 .1. Расследование преступлений как основная функция правоохранительной деятельности 13
2.2 Контроль в системе правоохранительной деятельности Российской Федерации 19
2.3 Прокурорский надзор за деятельностью правоохранительных органов и Министерство юстиции 23
Заключение 29
Список использованных источников 31
Задача: 33

Введение

Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что правоохранительная деятельность в любом государстве является той необходимой основой для соблюдения прав и свобод человека. Это гарантия спокойной жизни народа в правовом государстве.
Наказание виновного за совершение преступление, восстановление нарушенных прав является необходимым элементом для функционирования современного правового государства.
Государство как политико-территориальная организация власти при любом режиме, любой форме своей организации имеет центростремительную направленность своих действий, поскольку в системообразующий элемент — власть коренным образом вплетена идея контроля над ситуацией.
Как бы то ни было, власть предполагает прямое выражение воли держателей этой власти и способности добиться исполнения этой воли независимо от того, кто и как относится к этому, различными способами: законодательным закреплением системы ценностей и механизмов реализации тех или иных правоотношений, деятельностью по обеспечению законодательно закрепленных ценностей, прав, свобод и, безусловно, обязанностей.
Государство разрабатывает и внедряет механизмы влияния на различные процессы повседневной жизнедеятельности. Иначе говоря, регулирует их.
При этом создание законодательной и нормативной базы является основным элементом такого регулирования, обеспечивая платформу последующих государственных действий.
Деятельность государства приобретает, таким образом, правовой характер. Государство, имея перед собой множество разнообразных по содержанию задач, призвано решать их в целях развития общества, достижения максимально положительного эффекта в обеспечении комфортного и удобного существования своих граждан. Это достигается весьма разнообразными способами. Нас в данном исследовании, поскольку речь идет о правовом характере государства и правах и свободах как высшей демократической ценности, интересуют вопросы, связанные с обеспечением этого правового характера. То есть вопросы правоохраны.
В данной сфере правоотношений, должен быть разработан действенный механизм, который бы позволил максимально эффективно осуществлять правоохранительную деятельность по всем направлениям.
Целью настоящей курсовой работы является комплексный анализ форм правоохранительной деятельности.
Для достижения поставленной цели, необходимо решить ряд задач, а именно:
1. Рассмотреть эволюция теоретических взглядов о правоохранительной деятельности;
2. Проанализировать правоохранительную деятельность, ее признаки, понятие и задачи;
3. Рассмотреть понятие значение оперативно-розыскной деятельности;
4. Охарактеризовать предварительное расследование;
5. Проанализировать конституционный контроль в системе правоохранительной деятельности Российской Федерации;
6. Изучить осуществление правосудия в системе правоохранительной деятельности Российской Федерации;
7. Проанализировать прокурорский надзор за деятельностью правоохранительных органов.
Объектом работы выступают общественные отношения, которые возникают в результате осуществления правоохранительной деятельности.
Предметом изучения являются нормативно-правовые акты, которые определяют понятие, задачи, формы правоохранительной деятельности в Российской Федерации.
Методологическую основу работы составляют диалектический метод познания, теоретический и правовой анализ, сравнительный анализ, обобщение и т.п.
Структура настоящей работы построена на основании поставленных цели и задач и состоит из введения, трех основных глав, заключения и списка литературы.

Список литературы

Нормативные правовые акты

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ», 26.01.2009, N 4, ст. 445.
2. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 18.03.2014) // Собрание законодательства РФ, 14.08.1995, N 33, ст. 3349
3. Федеральный закон от 12.08.1995 N 144-ФЗ (ред. от 21.12.2013) «Об оперативно-розыскной деятельности» //Собрание законодательства РФ. 14.08.1995. N 33. ст. 3349,
4. Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 03.02.2014) «О прокуратуре Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 20.11.1995, N 47, ст. 4472.

Научная литература

5. Артемьев А.М. Государственная правоохранительная служба: системные свойства, функции, правовое обеспечение: Дис. … д.ю.н. М.: 2011.
6. Безлепкин Б.Т.Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации(постатейный). М.:»Проспект», 2012.
7. Бывальцева С.Г. Современная концепция развития российской прокуратуры // Бизнес, Менеджмент и Право. 2013. N 2.
8. Виданов А.М. Предварительное расследование в форме дознания: проблемы законодательного регулирования // Российский судья. 2013. N 9.
9. Гулягин А.Ю. Характеристика правоохранительной деятельности и осуществляющих ее органов // Государственная власть и местное самоуправление. 2013. N 5.
10. Гулягин А.Ю. Прокуратура в системе органов государственного контроля // Юридический мир. 2012. N 12.
11. Лабоцкая Р.Е. Соотношение правоохранительной и контрольно-надзорной функций государства // Административное право и процесс. 2013. N 8.
12. Мельников Н.В. К вопросу о необходимости конституционного закрепления контрольной власти в России // Журнал конституционного правосудия. 2012. N 4.
13. Научно-практический комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации (постатейный) / В.К. Бобров, В.П. Божьев, С.В. Бородин и др.; под ред. В.М. Лебедева, В.П. Божьева. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт-Издат, 2011.
14. Смирнов А.В., Калиновский К.Б. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации (постатейный) / под общ. ред. А.В. Смирнова // Справочная правовая система КонсультантПлюс. Дата обращения 02.04.2014.
15. Соколова О.С. Объекты унификации норм законодательства о правоохранительной службе // Административное и муниципальное право. 2013. N 8.
16. Степаненко Ю.В. Правоохранительная деятельность: эволюция теоретических взглядов // Современный юрист. 2013. N 3 (Июль-Сентябрь).

Год: 2015

Общий объем: 33 стр.

· Особое место в системе правоохранительных органов занимают конституционный контроль и правосудие. Конституционный контроль как самостоятельный вид охраны права направлен на обеспечение соответствия Конституции РФ действующих нормативных правовых актов, соблюдение принципа непринятия или отмены уже принятых правовых актов или их отдельных норм. Эту функцию выполняет Конституционный Суд РФ.

· Обеспечивая права и законные интересы граждан, государственных и иных публичных органов, общественных объединений, хозяйственных организаций, суд в конечном итоге дает оценку их деятельности, в том числе и деятельности всех других правоохранительных органов.

· В России функционирует система федеральных судов общей юрисдикции и арбитражных (экономических) судов, а также мировые судьи – суды субъектов РФ. При Верховном Суде рФ состоит Судебный департамент, задача которого заключается в организационном обеспечении судебной деятельности.

· Прокурорский надзор включает надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов на всей территории страны. К функциям прокуратуры также отнесено расследование преступлений и участие в рассмотрении судами уголовных, гражданских и арбитражных дел. Систему прокуратуры, возглавляемую Генеральным прокурором, составляют прокуратуры субъектов РФ, а также прокуратуры городов, районов, другие территориальные, военные и специализированные прокуратуры.

· Обеспечение охраны порядка и безопасности включает реализацию мер по защите прав и свобод человека, безопасности граждан, общества и государства, пресечение противоправных проявлений. Эти функции осуществляют Министерство внутренних дел, Федеральная служба безопасности, налоговая полиция, таможенные службы. Министерство юстиции участвует в обеспечении нормотворческой деятельности федеральных и региональных органов государственной власти, организует исполнение судебных постановлений, лицензирует оказание правовых услуг, регистрирует уставы общественных объединений и др.

· Выявление и расследование преступлений – особое направление правоохранительной деятельности должностных лиц, входящих в соответствующие подразделения прокуратуры, органов внутренних дел, Федеральной службы безопасности, налоговой полиции и таможенных служб. Их задачи – выявить все обстоятельства преступлений, установить лиц, их совершивших, для передачи в установленном порядке в суд или реабилитации невиновных в досудебной стадии судопроизводства.

· Правовое обеспечение и правовая помощь – составляющая часть мер правоохраны, которые осуществляют адвокаты и нотариусы. Функции адвокатов – оказание юридической помощи в форме правовых консультаций, защиты на следствии и уголовном суде, представительство в гражданском суде или в иных государственных органах. Нотариусы удостоверяют имущественные и иные права граждан и обеспечивают соблюдение закона при совершении гражданско-правовых сделок.



· Негосударственная правоохранительная деятельность реализуется общественными организациями, создаваемыми по инициативе граждан, которые функционируют самостоятельно или в помощь государственным органам, а также в форме оказания на договорной основе возмездных услуг физическим и юридическим лицам в целях защиты их законных прав и интересов.

2 Правоохранительные органы: понятие, задачи и система.

Защита прав и свобод гражданина и человека – конституционная обязанность государства. Полномочия по их охране возложены на специальные созданные государственной властью структуры, именуемые правоохранительными органами.

Что же следует считать правоохранительными органами? Сам термин «правоохранительные органы» в последнее время активно используется законодателем. Однако ни в одном нормативном акте данное словосочетание не расшифровывается. В связи с этим перед авторами настоящего пособия стоит задача сформулировать свое собственное определение данного термина.

Прежде всего рассмотрим признаки, которые выделяют правоохранительные органы из общей массы социальных образований.

Первый признак связан с целью деятельности правоохранительных органов. Цель эта вытекает из наименования органов. Это охрана права. Охрана права подразумевает: а) восстановление нарушенного права; б) наказание правонарушителя; в) одновременное восстановление нарушенного права и наказание правонарушителя. Как явствует из данного толкования, охрана права следует за нарушением права. Иными словами, право охраняется лишь тогда, когда оно нарушено. По общему правилу так действительно и бывает: нельзя никого осудить до преступления. Однако представляется, что суть охраны права тремя приведенными выше задачами не исчерпывается. Гражданину важно не только, чтобы его нарушенное право оперативно восстанавливалось, а нарушители карались по справедливости, но чтобы его права не нарушались вовсе. В этой связи целесообразно в суть охраны права добавить еще такую составляющую, как создание условий, препятствующих нарушению права.



Цель деятельности правоохранительных органов включает также охрану правовых устоев, обеспечивающих нормальное функционирование личности, общества, государства, а также других объектов, в частности окружающей среды.

Нарушенное право порождает обязанность государства проявить соответствующую реакцию в виде осуждения или санкции. Право на это возникает лишь в случае установления всех обстоятельств правонарушения. Выяснением реальной картины противоправных событий и занимаются уполномоченные государством правоохранительные органы. Они выявляют нарушения, констатируют факты совершения правонарушений конкретными лицами, создают условия для принятия правосудных решений.

Отсюда вытекает второй признак правоохранительных органов: правоохранительные органы – это государственные органы. Все правоохранительные органы создаются и финансируются государством. Комплектуются специалистами, отвечающими определенным требованиям, имеющими специальную подготовку и образование (как правило, юридическое). Приведенный признак поглощает собой целый ряд черт, которые отдельные авторы выделяют в качестве самостоятельных признаков правоохранительных органов, как то: осуществление правоохранительной деятельности специальными лицами; обязательность принимаемых этими лицами решений.

Требования к специалистам правоохранительных органов и пределы их полномочий закреплены в законе. Отсюда третий признак: правоохранительные органы осуществляют свою деятельность на основании закона и в соответствии с ним. Деятельность правоохранительных органов регулируется специальными законами. В качестве примера можно привести законы «О милиции», «О Прокуратуре Российской Федерации, „О Федеральной службе безопасности“ и т. д.

Для своего нормального функционирования государство вынуждено прибегать не только к положительному стимулированию физических и юридических лиц, но и к негативным рычагам воздействия. Поэтому правоохранительные органы наделены правом применения мер принуждения. В этом заключается четвертый признак, отделяющий их от иных государственных структур.

Названные признаки присущи всем без исключения правоохранительным органам. Их можно обозначить как признаки первой очереди. Отсутствие хотя бы одного из них означает, что орган не может быть отнесен к правоохранительным.

Вместе с тем есть признаки, которые принадлежат лишь некоторым правоохранительным органам. Это так называемые признаки второй очереди. При наличии хотя бы одного такого признака можно говорить, что перед нами правоохранительный орган. Однако даже при отсутствии всех признаков второй очереди невозможно сделать противоположный вывод.

К признакам второй очереди относятся:

– право применения норм уголовного закона;

– осуществление полномочий в строго определенной процессуальной форме. Для деятельности судов, например, характерны различные виды судопроизводств: уголовное, гражданское, арбитражное, конституционное, административное.

Опираясь на приведенные выше признаки, можно сформулировать определение правоохранительных органов.

Правоохранительные органы – это специальные органы, созданные государством в целях охраны права, действующие на основании и в соответствии с законом, наделенные правом применения мер принуждения, а в ряде случаев правом применения уголовного закона и обязанностью соблюдения определенной процессуальной формы.

Под приведенное определение подходит большинство правоохранительных органов, в частности милиция, прокуратура, органы безопасности и т. д. Однако у отдельных образований явно правоохранительной направленности могут отсутствовать некоторые признаки. В качестве примера можно привести такую организацию, стоящую на позиции охраны прав граждан, как адвокатура. Из приведенных признаков к адвокатуре подойдут лишь два: цель деятельности и функционирование на основе закона. Таким образом, формально такие органы нельзя назвать правоохранительными. Однако они, бесспорно, являются правоохранительными по сути и, главное, по целям своей деятельности.

Для того чтобы выделить правоохранительный характер деятельности этих органов и в то же время показать, что в узком понимании они не являются правоохранительными, представители нижегородской школы процессуалистов (в частности, В. Т. Томин) ввели особый термин «квазиправоохранительные органы». Этот термин образован при помощи латинской приставки «квази-», имеющей два значения: а) мнимый, ненастоящий; б) почти, близко. В данном случае указанная частица применена во втором значении.

Таким образом, квазиправоохранительные органы – это государственные органы, общественные организации и частные институты, оказывающие содействие правоохранительным органам в выполнении их функций, а также непосредственно обеспечивающие правовую помощь гражданам и юридическим лицам.

К квазиправоохранительным органам кроме названной уже адвокатуры можно отнести нотариат, органы частной детективной и охранной деятельности; юридическую службу предприятий и организаций.

Признаками (критериями) правоохранительной деятельности являются:

  1. Правоохранительная направленность. Правоохранительная деятельность направлена на защиту прав и свобод человека и гражданина , прав и законных интересов любых субъектов правоотношений , на обеспечение безопасности, законности и правопорядка , а также на борьбу с преступностью .
  2. Правоохранительная деятельность состоит из решений и действий, осуществляемых (принимаемых) уполномоченными на то законодательством субъектами.
  3. Правоохранительная деятельность предусмотрена (урегулирована) нормативно-правовыми актами .

Иначе говоря, правоохранительная деятельность представляет собой предусмотренное нормативно-правовыми актами принятие решений и осуществление уполномоченными на то субъектами действий, направленных на защиту прав (свобод) и законных интересов физических, юридических лиц , , муниципальных образований и государства в целом, на обеспечение безопасности, законности и правопорядка, а также на борьбу с преступностью.

Задачи и цели правоохранительной деятельности видоизменяются в зависимости от того, каким субъектом она осуществляется. Анализ задач и целей различных правоохранительных органов позволяет говорить о наличии следующего перечня задач и целей самой правоохранительной деятельности.

Задачами правоохранительной деятельности признаются:

  1. выявление, предупреждение, пресечение правонарушений , раскрытие преступлений , а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших;
  2. осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, предварительного следствия и суда , уклоняющихся от уголовного наказания , а также розыска без вести пропавших;
  3. добывание информации о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации;
  4. надзор за процессом правоприменения ;
  5. правильное применение закона , обеспечение его верховенства;
  6. оказание юридической помощи гражданам и организациям;
  7. правильное и быстрое рассмотрение и разрешение гражданских; уголовных, административных, конституционных (уставных) дел и иных подведомственных правоохранительным органам вопросов;
  8. регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказаний , определение средств исправления осужденных, оказание осужденным помощи в социальной адаптации.

Цели рассматриваемого вида деятельности подразделяются на два вида:

Непосредственные цели:

1) обеспечение и защита (охрана):

  • нарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов человека и гражданина, юридических лиц и их объединений;
  • нарушенных и (или) оспариваемых прав и охраняемых законом интересов органов местного самоуправления ;
  • нарушенных и (или) оспариваемых прав и охраняемых законом интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
  • общественного строя Российской Федерации;
  • установленных системы хозяйства и собственности ;
  • порядка управления , государственного и общественного порядка, порядка деятельности правоохранительных органов;

2) обеспечение исполнения актов судебных и других органов, предусмотренных Федеральным законом об исполнительном производстве ;

3) чтобы каждый совершивший правонарушение был подвергнут справедливому наказанию и ни один невиновный не был привлечен к ответственности.

Цели, совпадающие с целью всего государства и общества , то есть цели более высокого уровня:

  1. укрепление законности и правопорядка;
  2. предупреждение совершения преступлений и иных правонарушений;
  3. исправление осужденных;
  4. правовое и нравственное воспитание граждан в духе точного и неуклонного исполнения российских законов, бережного отношения к институту собственности, соблюдения дисциплины труда , уважения к правам (свободам), чести и достоинству других лиц.

Функции (направления) правоохранительной деятельности

Общая характеристика

Основными функциями (направлениями) правоохранительной деятельности являются:

  1. конституционный контроль ;
  2. организационное обеспечение деятельности судов ;
  3. прокурорский надзор и иные направления деятельности прокуратуры ;
  4. выявление и расследование преступлений :
    • предварительное следствие;
    • дознание;
  5. уголовно-исполнительная деятельность;
  6. нотариальная деятельность;
  7. юридическая помощь и защита по уголовным делам (оказание юридических услуг).

В литературе упоминается и об иных направлениях правоохранительной деятельности:

  • судопроизводство (уголовный процесс);
  • обеспечение безопасности;
  • охрана общественного порядка;
  • производство по делам о нарушении таможенных правил;
  • производство по делам о налоговых правонарушениях ;
  • контрразведывательная деятельность;
  • внешняя разведка.

Некоторые из них в определенной степени дублируют ряд вышеприведенных направлений правоохранительной деятельности (к примеру, правосудие - это составная часть судопроизводства, само судопроизводство осуществляется в целях решения задач стоящих перед правосудием). Другие же направления деятельности не вошли в содержание рекомендованной Советом по правоведению УМО университетов РФ Программе дисциплины "Правоохранительные органы ", на основе которой подготовлен настоящий учебник.

Соотношение конституционного контроля, правосудия, организационного обеспечения деятельности судов, прокурорского надзора, выявления и расследования преступлений, оказания юридической помощи и защиты по уголовным делам

Ключевые направления правоохранительной деятельности взаимосвязаны друг с другом. Так, разновидностью правосудия является правосудие, осуществляемое в рамках конституционного производства. Конституционное же производство - это основной вид конституционного контроля .

Правосудию по уголовным делам предшествуют выявление и расследование преступлений с одновременным осуществлением защиты (юридической помощи) и прокурорского надзора , после же свершения акта правосудия по уголовному делу осуществляется уголовно-исполнительная деятельность. Аналогичным образом взаимосвязаны направления правоохранительной деятельности, реализуемые вне функции, обусловленной выявлением признаков преступления .

Особое место конституционного контроля и правосудия в системе правоохранительных функций

Наиболее же важными направлениями правоохранительной деятельности государства являются правосудие и конституционный контроль . Недаром на этапе своего зарождения данная дисциплина именовалась "Суд и правосудие в СССР".

Они имеют общий элемент - правосудие, осуществляемое конституционным судом . В то же время они являются наивысшей ступенью отстаивания прав и законных интересов всех возможных субъектов общественных отношений. Причем конституционный контроль служит выяснению соответствия (несоответствия) различных юридических фактов нормам Конституции РФ . А в ходе реализации правосудия разрешаются по существу подведомственные судам дела (устанавливается виновность лица, к виновному применяется наказание , либо оправдывается невиновный). Все остальные правоохранительные органы либо осуществляют свою деятельность до суда и для суда, либо имеют возможность использовать правосудие, а в определенных случаях и конституционный контроль, как одно из последних, наиболее действенных средств восстановления нарушенных прав (свобод и т.п.).

Общая характеристика правоохранительных органов. Круг государственных и негосударственных органов, выполняющих правоохранительные функции

Исходя из смысла дефиниции "правоохранительная деятельность", можно сформулировать определение понятию "правоохранительный орган ". Критериями или иначе признаками правоохранительного органа следует считать:

  1. правовую регламентацию его статуса и деятельности;
  2. стоящие перед ним задачи: защита (охрана, обеспечение) прав , свобод и законных интересов физических, юридических лиц , государства в целом, субъектов Российской Федерации , муниципальных образований , обеспечение безопасности, законности и (или) правопорядка , борьба с преступностью ;
  3. наличие в его распоряжении средств (предусмотренных законом полномочий), позволяющих решать указанные задачи.

Таким образом, правоохранительным органом является учреждение, а в некоторых случаях должностное или иное лицо (к примеру, судья , следователь , оказывающий юридическую помощь гражданин), которое согласно закону обязано и вправе защищать права, свободы, законные интересы физических (юридических) лиц, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государства в целом, обеспечивать законность и правопорядок и (или) бороться с преступностью.

К числу правоохранительных органов принято относить:

  1. конституционные, уставные суды субъектов Российской Федерации;
  2. суды общей юрисдикции (Верховный Суд РФ , верховные суды республик , окружные, областные, городские (в городах Москва, Санкт-Петербург) суды, суды автономных округов и автономной области, районные, городские суды, межрайонные суды, мировых судей, военные суды, специализированные суды);
  3. арбитражные суды (Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные апелляционные суды; арбитражные суды первой инстанции в республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах);
  4. Дисциплинарное судебное присутствие;
  5. органы прокуратуры (Генеральная прокуратура РФ, прокуратуры субъектов Российской Федерации, районные, городские прокуратуры, военные прокуратуры, прокуратуры на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, иные специализированные прокуратуры);
  6. Международный коммерческий арбитражный суд;
  7. Морскую арбитражную комиссию при Торгово-промышленной палате Российской Федерации;
  8. третейские суды для разрешения экономических споров;
  9. Министерство юстиции РФ;
  10. Судебный департамент при Верховном Суде РФ;
  11. органы предварительного следствия (следователей Следственного комитета РФ, органов внутренних дел, Федеральной службы безопасности и органов по контролю за оборотом наркотиков);
  12. руководителей следственных органов (Следственного комитета РФ, органов внутренних дел, Федеральной службы безопасности и органов по контролю за оборотом наркотиков);
  13. органы дознания (органы внутренних дел Российской Федерации и входящие в их состав территориальные, в том числе линейные, управления (отделы, отделения) полиции; органы по контролю за оборотом наркотиков, в том числе территориальные и входящие в их структуру межрайонные, городские (районные) органы по контролю за оборотом наркотиков; органы федеральной службы безопасности; федеральные органы исполнительной власти в области государственной охраны; таможенные органы Российской Федерации; органы Службы внешней разведки Российской Федерации; органы Федеральной службы исполнения наказаний ; органы Федеральной службы судебных приставов; органы государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы; органы внешней разведки Министерства обороны РФ; командиров воинских частей, соединений; начальников военных учреждений или гарнизонов; капитанов морских и речных судов; руководителей геологоразведочных партий и зимовок; начальников российских антарктических станций и сезонных полевых баз; глав дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации);
  14. адвокатуру (Федеральная палата адвокатов РФ, адвокатские палаты, адвокатские образования первого звена);
  15. некоторые иные правоохранительные органы.

Предмет и система дисциплины "Правоохранительные органы"

Предмет курса - это те положения (правовые институты), которые изучаются данной дисциплиной.

  1. понятие, признаки, задачи и цели правоохранительной деятельности;
  2. функции (направления) правоохранительной деятельности;
  3. понятие, признаки и виды правоохранительных органов;
  4. законодательные и иные правовые акты о правоохранительных органах;
  5. понятие и основные признаки судебной власти ; общая характеристика суда как органа судебной власти ;
  6. понятие и структура судебной системы Российской Федерации;
  7. понятие и общая характеристика звеньев судебной системы и судебных инстанций;
  8. понятие, признаки и принципы правосудия ;
  9. понятие и виды судов общей юрисдикции, их основные задачи и полномочия;
  10. порядок формирования, состав, структура и компетенция:
    • верховных судов республик , краевых, областных, городских (в городах Москва, Санкт-Петербург) судов, судов автономной области и автономных округов;
    • районных, городских, межрайонных судов;
    • военных судов;
    • специализированных судов;
    • мировых судей;
  11. правовой статус суда;
  12. система, виды, задачи и компетенция арбитражных судов ;
  13. полномочия и порядок образования:
    • Высшего Арбитражного Суда РФ;
    • федеральных арбитражных судов округов (арбитражных кассационных судов);
    • арбитражных апелляционных судов;
    • арбитражных судов субъектов Российской Федерации ;
  14. полномочия и порядок образования дисциплинарного судебного присутствия;
  15. иные арбитражные органы (Международный коммерческий арбитражный суд и Морская арбитражная комиссия при Торгово-промышленной палате Российской Федерации, Третейские суды для разрешения экономических споров);
  16. понятие, структура, полномочия и принципы деятельности Конституционного Суда РФ ;
  17. численный состав Конституционного Суда РФ, требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи Конституционного Суда РФ, срок полномочий, порядок прекращения или приостановления полномочий судьи Конституционного Суда РФ;
  18. компетенция судебных составов Конституционного Суда РФ, осуществляющих правосудие;
  19. Председатель Конституционного Суда РФ, заместитель Председателя Конституционного Суда РФ, судья-секретарь Конституционного Суда РФ;
  20. решения Конституционного Суда РФ, их виды, порядок принятия и юридическое значение;
  21. понятие, состав, порядок образования, полномочия конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации;
  22. статус судей;
  23. требования, предъявляемые к кандидатам в судьи;
  24. порядок образования и полномочия органов судейского сообщества;
  25. квалификационная аттестация судей и присвоение классных чинов;
  26. статус присяжных и арбитражных заседателей, права и обязанности, порядок наделения их полномочиями;
  27. государственная защита судей, присяжных и арбитражных заседателей;
  28. организационное обеспечение деятельности судов;
  29. Судебный департамент при Верховном Суде РФ, система его органов и учреждений, организация и полномочия;
  30. администраторы судов, их функции;
  31. задачи, функции и структура Министерства юстиции РФ;
  32. территориальные органы юстиции;
  33. органы прокуратуры Российской Федерации и прокурорский надзор ;
  34. акты реагирования прокурора на нарушения закона ;
  35. система органов прокуратуры и их организация;
  36. Генеральная прокуратура РФ: структура и полномочия;
  37. прокуратуры субъектов Российской Федерации и приравненные к ним военные и специализированные прокуратуры;
  38. полномочия, порядок назначения на должность прокуроров субъектов Российской Федерации и приравненных к ним прокуроров;
  39. организация работы прокуратуры района (города);
  40. порядок назначения на должность и полномочия прокурора района (города);
  41. прокуратура на железнодорожном, водном и воздушном транспорте;
  42. функции, задачи и компетенция военной прокуратуры;
  43. требования, предъявляемые к лицам, назначаемым на должность прокуроров;
  44. общая характеристика деятельности по выявлению и расследованию преступлений , изобличению лиц, виновных в их совершении:
    • оперативно-розыскной;
    • дознания;
    • предварительного следствия;
  45. круг органов, уполномоченных осуществлять ; пределы их полномочий;
  46. взаимодействие органов предварительного расследования по раскрытию и расследованию преступлений ;
  47. понятие и виды органов дознания;
  48. понятие и виды органов предварительного следствия;
  49. правовое положение и процессуальная самостоятельность следователя ;
  50. система следственных подразделений ОВД, ФСБ , Следственного комитета РФ и органов по контролю за оборотом наркотиков;
  51. руководитель следственного органа;
  52. юридическая помощь и защита по уголовным делам в Российской федерации;
  53. понятие и направления деятельности адвокатуры ;
  54. адвокатская палата: порядок образования, органы самоуправления адвокатской палатой, их компетенция;
  55. президент адвокатской палаты, порядок избрания, полномочия;
  56. адвокатские образования первого звена;
  57. права и обязанности адвоката , порядок и условия присвоения статуса адвоката;
  58. Федеральная палата адвокатов РФ;
  59. оказание юридических услуг организациями и лицами, не входящими в состав адвокатуры и др.

Соотношение дисциплины "Правоохранительные органы" с другими юридическими дисциплинами

Без достаточных правовых знаний, изучаемых в рамках курса "Правоохранительные органы ", трудно усвоить материал, касающийся деятельности суда , органов предварительного расследования и т.п., иначе говоря, изучить такие дисциплины, как уголовный, гражданский, арбитражный процесс .

Дисциплина "Правоохранительные органы" подготавливает студентов к усвоению соответствующего материала.

Как и у любого другого правового курса, учения, составляющие содержание дисциплины "Правоохранительные органы", базируются на положениях конституционного права . Именно в Конституции РФ закреплены основополагающие правила организации и функционирования органов судебной власти , а также прокуратуры в Российской Федерации. Изучаемые в рамках курса "Правоохранительные органы" принципы правосудия , такие как осуществление правосудия только судом, независимость судей и подчинение их только закону , открытое разбирательство дел во всех судах (принцип гласности), презумпция невиновности, национальный язык судопроизводства , осуществление правосудия на началах равенства всех перед законом и судом, принцип законности и некоторые другие принципы, также своей правовой основой прежде всего имеют нормы конституционного права (ст. ст. 19, 49, 118, 120 - 122, 128 Конституции РФ).

Конституцией РФ закреплено верховенство ее и федеральных законов на всей территории Российской Федерации (ч. 2 ст. 4 Конституции РФ). Поэтому система и структура правоохранительных органов России организованы так, чтобы деятельность таковых не могла нарушить провозглашенные Конституцией РФ права и свободы человека и гражданина (ст. ст. 18, 19, 21, 23, 24, 26, 32, 45 - 48, 50, 51, 55, 60, 62, 64 Конституции РФ).

Дисциплина "Правоохранительные органы" тесно связана с такими дисциплинами, как гражданское процессуальное, уголовно-процессуальное, арбитражное процессуальное, гражданское, семейное, трудовое, административное право , а также иными правовыми учебными курсами.

Правосудие осуществляется в рамках гражданского, уголовного, арбитражного и конституционного процесса. Именно поэтому регулирующие данные виды деятельности отрасли права во многом схожи.

Все принципы правосудия (независимость судей и подчинение их только закону, гласность, национальный язык судопроизводства, принцип законности, и др.) в одинаковой мере касаются гражданского, уголовного и арбитражного судопроизводства. Однако у форм реализации принципов в каждой из отраслей процессуального права имеются свои отличия, которые в определенной степени характеризуют само понятие правосудия.

Осуществляемое в обычных формах правосудие - это деятельность суда (мирового судьи и арбитражного суда) по рассмотрению уголовных и гражданских дел в первой, апелляционной, кассационной инстанциях, а также в порядке надзора и ввиду новых и вновь открывшихся обстоятельств (по вновь открывшимся обстоятельствам), направленная на установление виновности подсудимых, применение к ним мер наказания либо на оправдание невиновных, а по гражданским делам на разрешение дела по существу. Уяснить данное изучаемое в рамках курса "Правоохранительные органы" понятие невозможно, не разобравшись с такими гражданско-процессуальными, уголовно-процессуальными и арбитражно-процессуальными институтами, как рассмотрение дел в первой, апелляционной, кассационной инстанциях, а также в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам (ввиду новых и вновь открывшихся обстоятельств).

Суды, как правоохранительные органы, осуществляют гражданскую процессуальную, уголовно-процессуальную и арбитражную процессуальную деятельности. В свою очередь, ими разрешаются дела на основе норм материального (уголовного, гражданского, семейного, трудового, административного) права, которые преподаются в рамках учебного процесса по соответствующим дисциплинам.

Суды, органы дознания и предварительного следствия, правовой статус которых изучается в рамках дисциплины "Правоохранительные органы", наделяются таковым только в связи и во время осуществления уголовного, а для судов и гражданского, арбитражного или конституционного процесса.

Поэтому понятие и правовое положение суда, органа дознания и следователя тесно связаны с правовыми институтами, преподаваемыми в рамках таких дисциплин, как "Уголовный процесс ", "Гражданский процесс ", "Арбитражный процесс" и "Конституционное право". Так, к примеру, суд становится субъектом гражданского процесса, а значит, наделяется соответствующим комплексом прав при поступлении к нему должным образом оформленного заявления, где содержатся сведения о подведомственном судам общей юрисдикции некриминальном нарушении норм той или иной отрасли материального (обычно гражданского, семейного или трудового) права. Более того, перечень лиц, по заявлениям которых суд вправе приступить к рассмотрению гражданского дела (ч. 1 ст. 4 ГПК), можно очертить лишь с учетом положений гражданско-правового института дееспособности малолетних и несовершеннолетних (ст. ст. 26, 28 ГК).

Ряд институтов курса "Правоохранительные органы" в дальнейшем более подробно и обстоятельно разбираются при изучении дисциплины "Уголовный процесс". Помимо уже названных понятия и принципов правосудия, общей характеристики судебных инстанций и статуса суда, органа дознания, а также следователя, к таковым также следует отнести:

  • институт процессуальной самостоятельности следователя;
  • процессуальный статус руководителя следственного органа;
  • процессуальные права адвоката , выступающего защитником или представителем в уголовном процессе;
  • общую характеристику видов осуществляемой органами дознания деятельности;
  • средства прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность , дознание и предварительное следствие;
  • характеристику таких направлений деятельности прокуратуры как уголовное преследование, участие в рассмотрении дел судами и принесение представлений на противоречащие закону решения, приговоры , определения, постановления судов.

В рамках курса "Правоохранительные органы" изучаются система, структура и компетенция Министерства юстиции РФ и его территориальных органов, система органов, осуществляющих правосудие, прокурорский надзор, и иных правоохранительных органов. Именно поэтому данный курс тесно связан с административным правом, которым определяются система и структура органов государственного управления , понятие и принципы этого вида деятельности.

Правоохранительные органы уполномочены на применение мер административного воздействия.

Административная же юрисдикция - часть предмета дисциплины административного права.

Соответственно, для административного права важно, чтобы студенты имели представление о тех органах, которым предоставлено право привлечения лиц к административной ответственности . Те же виды деятельности, о которых говорится в курсе "Правоохранительные органы" как об одном из элементов компетенции прокуратуры и суда, затем более подробно будут изучены в рамках дисциплины административного права.

Дисциплина "Правоохранительные органы" в определенной степени связана с положениями, изучаемыми международным правом . Этот вывод позволяет сделать по меньшей мере редакция ч. 4 ст. 15 Конституции РФ. Здесь содержится правило, что в случае если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного

Выделение различных направлений правоохранительной деятельности обусловлено многообразием ее задач. Каждое из этих направлений осуществляется различными группами правоохранительных органов и имеет свои относительно самостоятельные задачи. Тем не менее все эти направления объединяет общая сущность правоохранительной деятельности, они тесно взаимозависимы и дополняют друг друга.

Необходимо выделить пять основных направлений правоохранительной деятельности:

  • 1) правосудие;
  • 2) прокурорский надзор;
  • 3) предварительное расследование уголовных дел;
  • 4) оперативно-розыскная деятельность;
  • 5) организационное обеспечение деятельности судов.

Рассмотрим в общих чертах систему правоохранительных органов в России.

Правосудие в России осуществляется только судами (ч. 1 ст. 118 Конституции РФ). Суды как органы правосудия занимают наиболее важное место в системе правоохранительных органов. Право на судебную защиту гарантировано ст. 46 Конституции РФ. Судебная защита - основной механизм разрешения юридических конфликтов, защиты и восстановления нарушенных прав.

Так, правосудие как главное направление правоохранительной деятельности реализуется всеми судами, входящими в судебную систему России. В соответствии с Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации" судебную систему России составляют суды общей юрисдикции, осуществляющие рассмотрение подведомственных им гражданских, уголовных и административных дел, арбитражные суды, осуществляющие правосудие по экономическим спорам, а также Конституционный Суд РФ и конституционные (уставные) суды субъектов РФ.

Прокурорский надзор - это функция прокуратуры по надзору за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории России, соблюдением прав и свобод человека и гражданина в деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, за исполнением законов органами, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, судебными приставами, администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу. Согласно ст. 1 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" прокуратура представляет собой единую федеральную централизованную систему органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации законов. Органы прокуратуры действуют в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства. Органы прокуратуры в настоящее время наделены весьма обширной компетенцией, включающей помимо прокурорского надзора также полномочия по уголовному преследованию, участию в рассмотрении дел судами, по координации деятельности по борьбе с преступностью, участию в правотворческой деятельности и международном сотрудничестве.

Предварительное расследование уголовных дел - это деятельность, осуществляемая прокурором, следователем и дознавателями с целью предварительного (досудебного) разрешения правовых вопросов по делу, прежде всего установления события и состава преступления, обвиняемых в его совершении лиц, то есть информации, необходимой для разрешения дела судом. Расследование именуется предварительным потому, что оно предшествует производству в суде, где проводится судебное следствие и принимается от имени государства решение по делу. Предварительное расследование осуществляется следователями и дознавателями различных правоохранительных органов - прокуратуры, органов внутренних дел, Федеральной службы безопасности, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, Государственной противопожарной службы, органов службы судебных приставов.

Оперативно-розыскная деятельность согласно ст. 1 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" - это вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то данным Федеральным законом, в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств. Задачами оперативно-розыскной деятельности являются: выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших; осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших; добывание информации о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации (ст. 2 указанного Закона). Эту деятельность осуществляют оперативные подразделения органов внутренних дел, Федеральной службы безопасности, федеральных органов государственной охраны, таможенных органов, Службы внешней разведки, Министерства юстиции, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (ст. 13 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности").

Организационное обеспечение деятельности судов общей юрисдикции возложено на Судебный департамент при Верховном Суде РФ, арбитражных судов - на Высший Арбитражный Суд РФ. Организационное обеспечение деятельности судов высшего звена - Верховного Суда РФ, Конституционного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суд РФ осуществляется аппаратами этих судов. К этому направлению правоохранительной деятельности тесно примыкают призванные способствовать реализации правосудия функции по исполнению судебных решений и уголовных наказаний, обеспечению установленного порядка деятельности судов, которые возложены на органы Министерства юстиции РФ.

Ряд правоведов выделяют такие направления, как нотариат и адвокатура. Это неверно. Во-первых, нотариальная деятельность является удостоверительной по своему характеру и не может рассматриваться как правоохранительная. Кроме того, нотариальные конторы (как частные, так и государственные) не являются органами государственной власти.

Адвокатура тоже не является правоохранительным органом. Согласно п. 1 и п. 2 ст. 3 Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" адвокатура является профессиональным сообществом адвокатов и как институт гражданского общества не входит в систему органов государственной власти и местного самоуправления, осуществляя свою деятельность на основе принципа независимости. Тем не менее адвокатура тесным образом связана с деятельностью правоохранительных органов и способствуют охране правопорядка, обеспечению прав и свобод личности.

Как правоохранительные органы рассматриваются частные детективные и охранные структуры. Их, нельзя ставить в один ряд с судом, органами внутренних дел и прокуратурой, так как на них не возложена ответственность за реализацию правоохранительной функции государства, и их деятельность не выходит за рамки, определяемые гражданско-правовыми договорами, заключаемыми этими организациями с их клиентами.

Вместе с этим большое число государственных и негосударственных организаций так или иначе связаны с применением права: это органы социального обеспечения, органы местного самоуправления, государственные фонды обязательного страхования и т.д., но их задачи мало связаны с охраной правопорядка, и носят более узкий характер. В связи с этим неприменимо излишне широкое толкование правоохранительной деятельности.

К основным направлениям (видам) правоохранительной деятельности относятся:

  • - конституционный контроль;
  • - правосудие;
  • - прокурорский надзор;
  • - охрана общественного порядка;
  • - расследование преступлений;
  • - защита прав и законных интересов граждан и организаций и оказание им юридической помощи;
  • - правовая работа и некоторые другие.

Особое место в системе правоохранительных органов занимают конституционный контроль и правосудие. Конституционный контроль как самостоятельный вид охраны права направлен на обеспечение соответствия Конституции РФ действующих нормативных правовых актов, соблюдение принципа непринятия или отмены уже принятых правовых актов или их отдельных норм. Эту функцию выполняет Конституционный Суд РФ.

Обеспечивая права и законные интересы граждан, государственных и иных публичных органов, общественных объединений, хозяйственных организаций, суд в конечном итоге дает оценку их деятельности, в том числе и деятельности всех других правоохранительных органов.

В России функционирует система федеральных судов общей юрисдикции и арбитражных (экономических) судов, а также мировые судьи - суды субъектов РФ. При Верховном Суде РФ состоит Судебный департамент, задача которого заключается в организационном обеспечении судебной деятельности.

Прокурорский надзор включает надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов на всей территории страны. К функциям прокуратуры также отнесено расследование преступлений и участие в рассмотрении судами уголовных, гражданских и арбитражных дел. Систему прокуратуры, возглавляемую Генеральным прокурором, составляют прокуратуры субъектов РФ, а также прокуратуры городов, районов, другие территориальные, военные и специализированные прокуратуры.

Обеспечение охраны порядка и безопасности включает реализацию мер по защите прав и свобод человека, безопасности граждан, общества и государства, пресечение противоправных проявлений. Эти функции осуществляют Министерство внутренних дел, Федеральная служба безопасности, налоговая полиция, таможенные службы. Министерство юстиции участвует в обеспечении нормотворческой деятельности федеральных и региональных органов государственной власти, организует исполнение судебных постановлений, лицензирует оказание правовых услуг, регистрирует уставы общественных объединений и др.

Выявление и расследование преступлений - особое направление правоохранительной деятельности должностных лиц, входящих в соответствующие подразделения прокуратуры, органов внутренних дел, Федеральной службы безопасности, налоговой полиции и таможенных служб. Их задачи - выявить все обстоятельства преступлений, установить лиц, их совершивших, для передачи в установленном порядке в суд или реабилитации невиновных в досудебной стадии судопроизводства.

Правовое обеспечение и правовая помощь - составляющая часть мер правоохраны, которые осуществляют адвокаты и нотариусы. Функции адвокатов - оказание юридической помощи в форме правовых консультаций, защиты на следствии и уголовном суде, представительство в гражданском суде или в иных государственных органах. Нотариусы удостоверяют имущественные и иные права граждан и обеспечивают соблюдение закона при совершении гражданско-правовых сделок.

Негосударственная правоохранительная деятельность реализуется общественными организациями, создаваемыми по инициативе граждан, которые функционируют самостоятельно или в помощь государственным органам, а также в форме оказания на договорной основе возмездных услуг физическим и юридическим лицам в целях защиты их законных прав и интересов.