Отчет об исполнении контракта (о результатах отдельного этапа исполнения контракта) случаи и сроки размещения отчета об исполнении контракта. Методические рекомендации. Отчет об исполнении контракта (о результатах отдельного этапа исполнения контракта) с

Константин Эделев , эксперт Системы Госзаказ

С 14 августа 2019 года изменили порядок расчета штрафов по 44-ФЗ: убрали требование о фиксированной сумме, снизили неустойку для СМП и СОНО. В статье найдете все актуальные правила. Работу с неустойкой упростят примеры формулировок и судебная практика.

Нечеткие формулировки вроде "этап исполнения контракта", "отдельные этапы поставки товара", использующиеся в ст. 94 Закона 44-ФЗ, Постановлении № 1093 иногда позволяют сделать ошибочный вывод о том, что этап исполнения контракта истекает в момент проведения платежа.

Минэкономразвития России в своих письмах неоднократно высказывало неоднозначную позицию по данному вопросу.

В письме от 10 апреля 2015 г. № Д28и-1018 сделан вывод о том, что "этапы поставки товара, выполнения работы, оказания услуги определяются только в том случае, если они прямо предусмотрены контрактом . Отчет о результатах отдельного этапа исполнения контракта составляется и подлежит размещению на официальном сайте только в том случае, если такие этапы предусмотрены контрактом". В письме от 30 сентября 3014 г. № Д28и-1889 сделан вывод о том, что "график оплаты (ежедневно, еженедельно и т.п.) относится к порядку оплаты (ч. 13 ст. 34 Закона № 44-ФЗ) и не равнозначен этапности исполнения контракта. Сам по себе факт ежедневной или иной оплаты контракта не свидетельствует о необходимости составления отчета и размещения его на официальном сайте".

В письмах от 11 июня 2015 г. № Д28и-1757, от 3 августа 2015 г. № Д28и-2326, от 31 августа 2015 г. № Д28и-2474 Минэкономразвития России делает вывод о том, что в случае если в соответствии с условиями заключенного контракта осуществляются поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг длящегося характера (например, поставка продуктов питания, оказание услуг электроснабжения, теплоснабжения, связи), а также в случае ежедневной (еженедельной, ежемесячной или иной периодичности) поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг), если условиями контракта этапы его исполнения (в том числе этапность оплаты) не предусмотрены, но приемка и оплата в производятся в определенные промежутки времени (например, ежемесячно или ежеквартально), то приемка, оплата и экспертиза части поставленного товара, оказанной услуги, выполненной работы также являются отдельным этапом исполнения контракта. По результатам такой частичной приемки, оплаты и экспертизы товара необходимо составлять и размещать в ЕИС отчет об исполнении отдельного этапа поставки товара. Такой же позиции придерживается и Федеральное казначейство в своем письме от 30 мая 2014 г. № 42-5.7-09/5.

Однако Минэкономразвития России, а также Федеральное казначейство не наделены полномочиями по разъяснению законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок, о чем указывается практически в каждом письме Минэкономразвития России, в связи с чем, указанные разъяснения никакой юридической силы не имеют.

Полагаем, из буквального толкования ч.ч. 9-11 ст. 94 Закона № 44-ФЗ, следует, что необходимость опубликования отчета по результатам исполнения каждого отдельного этапа контракта у заказчика возникает только в случае, если в самом контракте прописаны отдельные этапы.

Необходимость опубликования отчета по результатам исполнения контракта следует также в том случае, если заказчик при составлении плана-графика размещения заказов на соответствующий год в столбце 12 формы плана-графика указал сроки исполнения нескольких этапов контракта, а также в дальнейшем при формировании и направлении в Федеральное казначейство в соответствии со ст. 103 Закона № 44-ФЗ информации о заключенном контракте указал в карточке контракта сведения о том, что контракт предусматривает этапы исполнения.

Если же отдельные этапы в контракте не предусмотрены (в тексте контракта отсутствует слово "этап") и при этом производится ежемесячная оплата, то не требуется создавать ежемесячный отчет, понимая его как отчет по отдельному этапу исполнения контракта . Ежемесячная оплата не тождественна этапу исполнения контракта и относится скорее к порядку оплаты. Достаточным, по нашему мнению, будет после последней ежемесячной оплаты по контракту опубликовать один отчет.

Арбитражные суды также придерживаются позиции, что наличие этапов исполнения по контракту определяется условиями самого контракта (постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 9 июля 2015 г. № Ф03-2726/2015 по делу № А04-9479/2014).

Таким образом, если в контракте конкретные этапы исполнения не определены, при планировании закупки в плане-графике, формировании сведений о заключенном контракте в карточке контракта на сайте http://www.zakupki.gov.ru заказчик не указывал наличие этапов исполнения контракта, при этом контрактом предусматривается лишь ежемесячный расчетный период, то контракт считается одноэтапным. Даже если при этом осуществляется подписание промежуточных документов о приемке, по нашему мнению, такие документы служат только для проведения расчетов и не должны рассматриваться как документы о приемке этапов исполнения контракта.

Следовательно, отчет по такому контракту в соответствии с п. 3 Положения, утвержденного Постановлением № 1093, должен публиковаться в течение 7 рабочих дней с момента оплаты заказчиком обязательств и подписания документов о приемке поставленных продуктов питания по завершению исполнения контракта в целом.

В противном случае, если контрактом предусмотрены четкие этапы исполнения, контракт считается многоэтапным, а отчеты об исполнении такого контракта должны публиковаться в течение 7 рабочих дней с момента оплаты заказчиком обязательств и подписания документов о приемке поставленных продуктов питания по каждому этапу исполнения контракта.

К сожалению, на сегодняшний день, нет четкого понятия, что является этапом исполнения контракта в соответствии положениям Закона № 44-ФЗ. Ввиду отсутствия такого понятия, расходятся во мнениях и органы власти РФ при размещении заказчиками отчета об исполнении контракта при периодической поставке товара.

1. Исполнение контракта включает в себя следующий комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Федеральным законом, в том числе:

1) приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги (далее - отдельный этап исполнения контракта), предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с настоящим Федеральным законом экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;

2) оплату заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;

3) взаимодействие заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при изменении, расторжении контракта в соответствии со статьей 95 настоящего Федерального закона, применении мер ответственности и совершении иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или заказчиком условий контракта.

2. Поставщик (подрядчик, исполнитель) в соответствии с условиями контракта обязан своевременно предоставлять достоверную информацию о ходе исполнения своих обязательств, в том числе о сложностях, возникающих при исполнении контракта, а также к установленному контрактом сроку обязан предоставить заказчику результаты поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, предусмотренные контрактом, при этом заказчик обязан обеспечить приемку поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги в соответствии с настоящей статьей.

3. Для проверки предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта заказчик обязан провести экспертизу. Экспертиза результатов, предусмотренных контрактом, может проводиться заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты , экспертные организации на основании контрактов, заключенных в соответствии с настоящим Федеральным законом.

4.1. Правительство Российской Федерации вправе определить случаи обязательного проведения экспертами, экспертными организациями экспертизы предусмотренных контрактом поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг.

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Для проведения экспертизы поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги эксперты, экспертные организации имеют право запрашивать у заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) дополнительные материалы, относящиеся к условиям исполнения контракта и отдельным этапам исполнения контракта. В случае, если по результатам такой экспертизы установлены нарушения требований контракта, не препятствующие приемке поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги, в заключении могут содержаться предложения об устранении данных нарушений, в том числе с указанием срока их устранения.

(см. текст в предыдущей редакции)

6. По решению заказчика для приемки поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги, результатов отдельного этапа исполнения контракта может создаваться приемочная комиссия, которая состоит не менее чем из пяти человек.

7. Приемка результатов отдельного этапа исполнения контракта, а также поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги осуществляется в порядке и в сроки, которые установлены контрактом, и оформляется документом о приемке, который подписывается заказчиком (в случае создания приемочной комиссии подписывается всеми членами приемочной комиссии и утверждается заказчиком), либо поставщику (подрядчику, исполнителю) в те же сроки заказчиком направляется в письменной форме мотивированный отказ от подписания такого документа. В случае привлечения заказчиком для проведения указанной экспертизы экспертов, экспертных организаций при принятии решения о приемке или об отказе в приемке результатов отдельного этапа исполнения контракта либо поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги приемочная комиссия должна учитывать отраженные в заключении по результатам указанной экспертизы предложения экспертов, экспертных организаций, привлеченных для ее проведения.

Любой договор исполняется поэтапно. Например, во внешнеторговой деятельности первостепенными становятся основные этапы реализации экспортного контракта. В контрактной системе в процессе внутренних закупок ситуация отличается. Разберемся со стадиями исполнения госконтракта.

Основные стадии

Рассматривая весь процесс исполнения госконтракта, можно выделить следующие фазы:

  1. Выполнение контрагентом обязательства по поставке товаров, выполнению работ, оказанию услуг.
  2. Приемка заказчиком результатов, в том числе экспертиза.
  3. Оплата.
  4. Действия по изменению условий.
  5. Действия по расторжению.

В ЕИС первые три пункта из этого списка отображаются со статусом «Исполнение». Выполненная закупка имеет наименование «Завершено». Если происходит расторжение, заказ отображается со статусом «Прекращено». Отмена реестровой записи помечается как «Аннулирован».

Нередки случаи, когда в ЕИС неверно отображается статус заказа. К примеру, неисполненный договор помечен как «Исполнение завершено». Возникает вопрос, как вернуть контракт на этап исполнения. Для этого в блоке «Сведения об исполнении (прекращении действия) контракта», закладке «Документы» карточки договора следует отменить редакцию, выбрав в контекстном меню функцию «Отметить как недействительные».

Этапы исполнения контракта по 44-ФЗ, пример

Как завершить этап

Согласно ч. 12 Постановления от 28.11.2013 № 1084, заказчик обязан отражать сведения о выполнении, изменении и расторжении договора в реестре контрактов ЕИС в течение трех рабочих дней с момента наступления соответствующего события. Для изменения и расторжения условий, в соответствии с ч. 26 ст. 95 44-ФЗ, срок составляет 1 рабочий день.

Исполнение отдельного этапа контракта по 44-ФЗ требует создания определенных документов, подтверждающих данный факт, к которым относятся:

  • накладные, счета-фактуры, акты приемки-передачи выполненных работ, оказанных услуг, документы экспертизы (при необходимости) и др.;
  • дополнительное соглашение об изменении условий договора с приложением документов, отражающих новые условия;
  • дополнительное соглашение о расторжении.

Результаты отдельной стадии, информация о поставленном товаре, работе или услуге отражаются заказчиком в отчете, размещаемом в ЕИС в течении 7 рабочих дней со дня приемки, оплаты, расторжения (ч. 9 ст. 94 44-ФЗ). Отчет содержит информацию в том числе о соблюдении промежуточных и окончательных сроков. Положение о подготовке и размещении отчета утверждено Постановлением от 28.11.2013 N 1093.

К примеру, Минфин России (письмо от 15.09.2017 № 24-03-07/61189) полагает, что обязанность по размещению отчета в силу требований пп «б» п.

Этапность исполнения контракта по 44 ФЗ

3 Постановления № 1093 возникает у заказчика после оплаты, в том числе частичной приемки вне зависимости от установления этапов в договоре. При этом Минфин сообщил, что рассмотрит вопрос об упрощении порядка размещения отчета, ведения РК, исключив необходимость размещения дублирующей информации в ЕИС.

Аналогичной позиции придерживалось Минэкономразвития (письма от 31.08.2015 № Д28и-2474, от 01.06.2015 № Д28и-1434, от 30.11.2015 № Д28и-3467, от 27.10.2015 № Д28и-3124). Казначейство России письмом от 30.05.2014 № 42-5.7-09/5 указало на необходимость составления отчета после каждой оплаты, однако учло тот факт, что требования о направлении в РК информации после каждого подписания акта приемки 44-ФЗ и иными нормативными актами не установлено.

Акт приемки выполненных работ – документ, заключающийся между двумя контрагентами (заказчиком с одной стороны и непосредственным исполнителем с другой), согласно которому отображаются все виды выполненных, их общая стоимость, а так же начальные и конечные сроки.

Составление акта выполненных работ (услуг) является необходимым в случае, когда следует подтвердить факт выполненных работ исполнителем. Данный документ является своеобразным отчетом исполнителя перед заказчиком.

Унифицированной формы акта выполненных работ законодательством не утверждено. Тем не менее, есть два вида официальных форм, по которым отображается факт выполнения работ (форма КС-2), а так же общая сумма денежных средств, затраченных на выполнение работ (форма КС-3). Исходя из этого, все организации имеют возможность самостоятельно разрабатывать удобную для заполнения и использования форму документа о выполненных работах (услугах). В данном случае, целесообразно указать всю необходимую информацию:

  • порядковый номер данного документа для его регистрации в бухгалтерии;
  • дата составления документа;
  • номер договора, согласно которому составляется акт выполненных работ;
  • сроки выполнения оговоренных работ;
  • объемы выполненных работ;
  • общая стоимость работ (с обязательным учетом НДС);
  • номер счета, который предоставляется заказчику для оплаты произведенной работы (услуги);
  • полное название заказчика и исполнителя, согласно учредительным документам;
  • оттиск печати обеих заинтересованных организаций;
  • подписи исполнителя и заказчика, или лиц, имеющих право подписи.

Исходя из того, что учетный документ о выполненных работах является двусторонним, его следует в обязательном порядке составлять в двух экземплярах. Один передается заказчику, а второй остается у непосредственного исполнителя прописанных в договоре работ.

Этапы исполнения контракта по 44-ФЗ

Согласно акту выполненных работ производится оплата, сумма которой оговорена в договоре и прописана в самом акте. Возможны случаи, когда заказчик имеет право отказаться от оплаты оговоренной суммы денежных средств. Причиной могут послужить недоработки, браки в работе или ненадлежащее выполнение заказа. В данной ситуации возможно разбирательство, результатом которого, как правило, является устранение всех обнаруженных неполадок, а так же составление нового акта выполненных работ.

Исполнение контракта — довольно сложный процесс, который можно условно разделить на несколько этапов.

Энциклопедия решений. Отчет об исполнении контракта, отдельного этапа контракта по Закону N 44-ФЗ

К каждому из них поставщики/подрядчики/исполнители и заказчики должны подходить внимательно, ведь допущенные нарушения могут повлечь за собой серьезные последствия — от штрафных санкций до расторжения контракта.

Поставка товара/выполнение работ/оказание услуг

Первый и основной этап исполнения контракта. Его продолжительность определяется в каждом случае индивидуально, оговаривается непосредственно в тексте контракта и может составлять от нескольких недель до нескольких месяцев и даже лет.

Ответственность за исполнение этого этапа лежит преимущественно на поставщике/подрядчике/исполнителе, однако и заказчик не должен оставаться в стороне. Его обязанность — создавать все необходимые условия (как правило их перечень оговорен в тексте контракта) и ни в коем случае не препятствовать исполнению обязательств победителем.

По взаимному соглашению или по инициативе одной из сторон, на основании части 8 статьи 95 44-ФЗ контракт на данном этапе может быть расторгнут. Какие это повлечет за собой последствия зависит от конкретной ситуации.

Приемка результата

Посте того, как обязательства по контракту со стороны поставщика/подрядчика/исполнителя выполнены, начинается работа заказчика. Второй этап исполнения контракта — это приемка поставленного товара/выполненных работ/оказанных услуг.

Порядок процедуры и отведенное на это время определяется непосредственно контрактом. По итогам оформляются и подписываются документы, подтверждающие что товар поставлен/работы выполнены/услуги оказаны. Это акты выполненных работ/оказанных услуг или товарная накладная. В некоторых случаях комплект может включать в себя дополнительный набор документов, определенный контрактом. Все они составляются и подписываются в двух экземплярах, по одному для каждой из сторон.

Приемку товара осуществляет заказчик, однако часто возникает ситуация, когда в контракте оговорено, что документы (акты, накладные и так далее) должен подготовить поставщик/подрядчик/исполнитель.

Если по результатам приемки вынесено отрицательное решение и доказано наличие существенных нарушений со стороны поставщика/подрядчика/исполнителя, то контракт может быть расторгнут в одностороннем порядке или по решению суда, а он окажется в реестре недобросовестных поставщиков и, возможно, понесет финансовое наказание.

Проведение экспертизы

Перед тем как сделать выводы о соответствии товара/работы/услуги условиям контракта, заказчик должен провести экспертизу. Для этого он создает внутреннюю комиссию или приглашает сторонних экспертов, в зависимости от ситуации.

Порядок проведения экспертизы определяется статьей 94 44-ФЗ. А вот ее сроки могут быть любыми, они оговариваются непосредственно в тексте контракта. Поставщик/подрядчик/исполнитель повлиять на ход этого этапа никаким образом не может. По сути, он его даже не касается. Если, конечно, результат экспертизы не отрицательный.

В случае, если это так и товары/работ/услуги признаны несоответствующими требованиям контракта, он будет расторгнут в одностороннем или судебном порядке.

Оплата поставленного товара/выполненных работ/оказанных услуг

После того, как поставщиком/подрядчиком/исполнителем выполнены все обязательства по контракту, а заказчик принял товар/работы/услуги без каких-либо нареканий, он должен их оплатить. Отведенное на это время также оговаривается контрактом и может составлять от нескольких дней до двух-трех месяцев.

В случае, если заказчик нарушает свои обязанности по оплате, например, задерживает ее, к нему будете применены штрафные санкции, определенные контрактом. Правда, доказывать его вину придется в суде.

Оформление отчетности

После того как контракт оплачен, заказчик должен разместить на официальном сайте www.zakupki.gov.ru сведения о его исполнении. В принципе, поставщика/подрядчика/исполнителя этот этап не касается совершенно. В случае если что-то будет сделано не вовремя или не по закону ответственность понесет заказчик.

Однако бывают ситуации, когда участнику закупки требуется подтвердить свою добросовестность или наличие опыта исполнения государственных/муниципальных контрактов. В этом случае сведения придется брать именно из реестра и если они не внесены в установленном законом порядке, то могут возникнуть проблемы.

,
ведущий эксперт Института управления закупками и продажами имени А.Б. Соловьева НИУ-ВШЭ

В ходе исполнения контрактов у заказчиков и поставщиков возникает масса вопросов. Ведущий эксперт Института управления закупками и продажами имени А. Б. Соловьева НИУ-ВШЭ ответил на самые злободневные вопросы наших читателей.

Бюджетное учреждение объявило электронный аукцион на проведение капитального ремонта здания. Начальная максимальная цена была определена сметой, являющейся приложением к аукционной документации. Итоговая сумма в смете включает в себя размер НДС по ставке 18%. Заявку на участие в аукционе подала только одна организация, которая работает по УСН, то есть не является плательщиком НДС (). Каким образом учреждение должно определить сумму контракта: с учетом НДС или без него?

Пользователь без подписи

Закон № 44-ФЗ: отвечаем на вопросы читателей о новой системе закупок для государственных и муниципальных нужд:

В данной ситуации Вы должны заключить контракт с учетом НДС. Государственный или муниципальный контракт заключается по цене, предложенной победителем аукциона, вне зависимости от применяемой им системы налогообложения ( ; ; письмо Минэкономразвития России от 25 января 2011 г. № Д22-88).

Изменить цену после заключения контракта нельзя – цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта ( ; далее – Закон № 44-ФЗ). Даже если исполнитель контракта использует УСН, контракт все равно заключается по цене, предложенной победителем (то есть с НДС). При оплате товаров, поставляемых в рамках госконтракта, заключенного с победителем электронного аукциона, уменьшение цены контракта на сумму НДС не производится и поставленные товары оплачиваются по цене, указанной в контракте (письмо Минфина России от 5 сентября 2014 г. № 03-11-11/44793).

Заказчиком был объявлен открытый конкурс на выполнение работ по ремонту здания. В извещении, конкурсной документации и проекте контракта было закреплено требование к подрядчику о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков из числа субъектов малого предпринимательства (). Была подана и одобрена одна заявка, конкурс признан несостоявшимся, и заказчик был вынужден заключить контракт с единственным поставщиком. Однако на этапе заключения договора подрядчик не согласился с требованием о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков из числа субъектов малого предпринимательства, аргументируя это тем, что он сам является субъектом малого предпринимательства. Можно ли привлечь подрядчика к ответственности?

Администрация Яранского муниципального района Кировской области)

Да, подрядчика, не согласившегося с требованием о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, можно привлечь к гражданско-правовой ответственности. Такая ответственность определяется условиями госконтракта – причем положение об ответственности является существенным условием контракта и должно обязательно в нем присутствовать ().

Наше учреждение провело электронный аукцион, по результатам которого заключило контракт на поставку бензина и дизельного топлива сроком до 31 декабря 2014 года. Если мы не исполним контракт на установленную сумму до конца 2014 года, сможем ли мы работать по данному контракту и в 2015 году, вплоть до его полного исполнения?

Марина Дружинина

Нет, Вы не сможете работать по данному контракту в 2015 году.Срок действия контракта относится к существенным условиям. Изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, кроме случаев, прямо установленных в :

  • цена заключенного для обеспечения государственных и муниципальных нужд на срок не менее чем три года контракта равна либо превышает размер цены, установленный Правительством РФ, и исполнение указанного контракта по не зависящим от сторон обстоятельствам без изменения его условий невозможно;

    МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ

    Узнать, может ли подрядчик продлить контракт на выполнение проектных работ, если он не укладывается в срок, а также получить разъяснения по другим интересующим вопросам можно из экспертов службы Правового консалтинга ГАРАНТ.

  • при увеличении или уменьшении по медицинским показаниям перечня услуг в случае заключения контракта с иностранной организацией на лечение гражданина России за пределами страны ().

Поскольку Ваш случай не относится к вышеперечисленным, изменить существенные условия заключенного контракта невозможно.

Наша организация является поставщиком по госконтракту. Контракт был заключен 4 декабря 2013 года, окончательное его исполнение должно было состояться в феврале 2014 года, но на сегодняшний день оплата так и не произведена. Как нам рассчитать неустойку за просрочку исполнения обязательств?

Мария Лаврова

Несмотря на то, что контракт был заключен в 2013 году, во время действия старого закона о госзакупках (Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ " "; далее – Закон № 94-ФЗ), неустойка за просрочку исполнения обязательств рассчитывается по действующему в настоящее время Закону № 44-ФЗ (). Если речь идет о нарушении заказчиком срока оплаты товара (работы, услуги), поставщик вправе потребовать уплаты неустойки (штрафа, пени) (). Пеня устанавливается за каждый день просрочки в размере 1/300 действующей на дату уплаты пеней Банка России (на сегодняшний день ее размер составляет 8,25%) от неуплаченной в срок суммы.

Заказчиком заключен контракт на проведение капитального ремонта здания, в цену которого включена стоимость строительных материалов. В ходе исполнения контракта у заказчика появилась возможность использовать собственные строительные материалы. Может ли заказчик по соглашению с подрядчиком уменьшить цену контракта на величину, равную стоимости строительных материалов?

Сергей Михайлович

Нет, Вы не можете уменьшить цену контракта. Цена контракта является его существенным условием. Изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, кроме случаев, прямо установленных в :

  • возможность изменения условий контракта была предусмотрена документацией о закупке и контрактом (кроме случая осуществления закупки у единственного поставщика);
  • цена заключенного для обеспечения государственных и муниципальных нужд на срок не менее чем три года контракта равна либо превышает размер цены, установленный Правительством РФ, и исполнение указанного контракта по независящим от сторон обстоятельствам без изменения его условий невозможно;
  • произошло изменение в соответствии с законодательством РФ регулируемых цен (тарифов) на товары, работы, услуги;
  • при уменьшении ранее доведенных до заказчика-казенного учреждения лимитов бюджетных обязательств ();
  • при увеличении или уменьшении по медицинским показаниям перечня услуг в случае заключения контракта с иностранной организацией на лечение гражданина России за пределами территории страны ().

Изменение условий уже заключенного контракта по указанному Вами основанию не предусмотрено. Если заказчик все же уменьшит цену контракта, он может быть привлечен к административной ответственности за изменение условий контракта в виде штрафа в размере 20 тыс. руб. для должностных лиц и 200 тыс. руб. для организаций ().

В период с июня 2014 года по сегодняшний день мы заключили 20 госконтрактов в качестве заказчика. При этом по 19 из них осуществлена поставка товара и услуг, что подтверждено всеми необходимыми документами. Однако отчеты об исполнении контракта контрактным управляющим размещены на Едином портале госзакупок не были. Какая ответственность может быть возложена на контрактного управляющего за неразмещение отчетов?

Тома Цурова

На контрактного управляющего может быть возложена административная и дисциплинарная ответственность.

Необходимость формирования отчета об исполнении контракта или его отдельного этапа обусловлена требованиями . Там же содержится требование о размещении такого отчета в единой информационной системе в сфере закупок (а до ее создания – на Едином портале госзакупок). Исключения предусмотрены лишь для закупок у единственного поставщика на сумму до 100 тыс. руб. и закупок организаций образования и культуры на сумму до 400 тыс. руб. Кроме того, требования о подготовке заказчиком отчета не применяются к закупкам, извещения об осуществлении которых размещены на Едином портале госзакупок или приглашения принять участие в которых направлены до 1 января 2014 года.

Если отчет об исполнении или неисполнении контракта не размещен, ответственное должностное лицо подлежит административной ответственности (). Поскольку контрактные управляющие несут административную ответственность как должностные лица (), эта норма распространяется и на них. Штраф за непредоставление документов или инофрмации, подлежащих включению в реестр контрактов, составляет 20 тыс. руб.

Кроме того, контрактный управляющий может быть привлечен к дисциплинарной ответственности. Ответственность контрактного управляющего зависит от осуществляемых им полномочий (). Как правило, в должностной инструкции контрактного управляющего закреплены его должностные обязанности и ответственность за их неисполнение или ненадлежащее исполнение.

Наше учреждение заключило контракт на выполнение работ по Закону № 44-ФЗ. К настоящему моменту работы не выполнены, в связи с чем мы решили взыскать пени за время просрочки исполнения контракта, руководствуясь п. 6 Правил, утвержденных . С одной стороны, указанный пункт устанавливает: "Пеня начисляется за каждый день просрочки <...> и определяется по формуле: <...>". С другой стороны, сама формула исчисления пени, закрепленная указанными Правилами, содержит в себе количество дней просрочки. В связи с этим возникает вопрос: должна ли сумма пени, исчисленная по этой формуле, умножаться на количество дней просрочки, или она охватывает весь период нарушения подрядчиком своих обязательств?

Елена Онищенко

Нет, сумма пени не должна умножаться на количество дней. Как Вы верно отметили, в указанной формуле уже заложено количество дней просрочки, и этот факт является определяющим.

Осуществление закупок у единственного поставщика на сумму, не превышающую 100 тыс. руб., возможно при условии, что совокупный годовой объем закупок не будет превышать 2 млн руб. или 5% совокупного годового объема закупок заказчика и не будет составлять более чем 50 млн руб. (). Заказчик оплатил в 2014 году договоры, заключенные с единственными поставщиками в 2013 году по . Сумма совокупного годового объема закупок по этим договорам составляет 5 млн руб. Таким образом, заказчиком превышен годовой объем закупок у единственного поставщика по Закону № 44-ФЗ. Будет ли заказчик привлечен к ответственности за превышение этого лимита с учетом того, что контракт был заключен по ранее действовавшему закону?

Анастасия Григорьева

Нет, не будет. Контракт был заключен с единственным поставщиком в 2013 году по нормам . К отношениям, возникшим до 1 января 2014 года, нормы Закона № 44-ФЗ применяются только в части прав и обязанностей (). Таким образом, об ответственности речи не идет.

Остались вопросы? Ждем ваших писем на E-mail: .

Приглашаем обсудить вопросы применения Закона № 44-ФЗ на нашем .

Методические рекомендации.

ОТЧЕТ ОБ ИСПОЛНЕНИИ КОНТРАКТА

(О РЕЗУЛЬТАТАХ ОТДЕЛЬНОГО ЭТАПА ИСПОЛНЕНИЯ КОНТРАКТА)
1. СЛУЧАИ И СРОКИ РАЗМЕЩЕНИЯ ОТЧЕТА ОБ ИСПОЛНЕНИИ КОНТРАКТА
Составление отчета об исполнении контракта (о результатах отдельного этапа исполнения) и размещение его в единой информационной системе (далее – ЕИС) являются обязанностью заказчика согласно ч. 9 ст. 94 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее – Закон № 44-ФЗ).

Отчет составляется в следующих случаях:
1) руководитель заказчика подписал документ о приемке (утвердил подписанный приемочной комиссией документ), произведена оплата заказчиком поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг (обязательств по контракту). Отчет составляется также при приемке результатов по отдельному этапу исполнения контракта и их оплате.

2) контракт расторгнут .

Это следует из п. 3 Положения о подготовке и размещении в единой информационной системе в сфере закупок отчета об исполнении государственного (муниципального) контракта и (или) о результатах отдельного этапа его исполнения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 1093 (далее – Положение).
Отчет готовят уполномоченные работники контрактной службы или контрактный управляющий заказчика (п. 4 Положения).

Отчет составляется в форме электронного документа, подписывается электронной подписью уполномоченного должностного лица заказчика и размещается в ЕИС (п. 6 Положения).

Если отчет содержит сведения, составляющие государственную тайну, он подписывается руководителем контрактной службы либо контрактным управляющим заказчика и не размещается в ЕИС (п. п. 6, 11 Положения).
Срок размещения отчета в ЕИС составляет 7 рабочих дней со дня :


  • оплаты заказчиком обязательств и подписания заказчиком документа о приемке результатов исполнения контракта и (или) о результатах отдельного этапа его исполнения, а в случае создания приемочной комиссии – подписания такого документа всеми членами приемочной комиссии и утверждения его заказчиком по отдельному этапу исполнения контракта;

  • оплаты заказчиком обязательств по контракту и подписания документа о приемке поставленных товаров, выполненных работ и оказанных услуг, а в случае приемочной комиссии – подписания такого документа всеми членами приемочной комиссии и утверждения его заказчиком;

  • расторжения контракта, то есть со дня, определенного соглашением сторон о расторжении контракта, дня вступления в законную силу решения суда о расторжении контракта или дня вступления в силу решения поставщика (исполни теля, подрядчика) либо заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Примечание. На практике оплата заказчиком товара (работ, услуг) и подписание документа о приемке зачастую не совпадают во времени (например, когда в соответствии с условиями контракта оплата производится в определенный срок после приемки). В таких случаях отчет следует размещать в течение семи рабочих дней со дня совершения последнего из указанных действий. Данный вывод следует из Письма Минэкономразвития России от 29.07.2015 N Д28и-2214.
Установлены следующие способы размещения отчета (и приложений к нему) в ЕИС (п. 10 Положения):

1) электронный вид (файлы, обеспечивающие возможность их сохранения, а также поиска и копирования произвольного фрагмента текста);

2) графический вид (файлы с графическим образом оригинала документа).

На практике для размещения отчета заказчику необходимо заполнить форму, предусмотренную интерфейсом ЕИС, и прикрепить необходимые файлы.
ВОПРОС: Заказчик заключил контракт, в котором не определены отдельные этапы его исполнения. Однако, частичная приемка и оплата результатов исполнения осуществляются периодически. Нужен ли отчет об исполнении этапа контракта?
Ответ: Да, нужен.

Обоснование:

В Законе № 44-ФЗ не раскрыто содержание понятия "этап исполнения контракта". Исходя из положений указанного закона и гражданского законодательства под этапом исполнения контракта следует понимать период времени, который завершается приемкой, проведением экспертизы и оплатой товара (работы, услуги) соразмерно объему исполненных обязательств. К такому выводу пришло Минэкономразвития России.

Отчет об исполнении контракта (его этапа) должен быть размещен в ЕИС в течение семи рабочих дней со дня подписания документа о приемке, оформленного в соответствии с ч. 7 ст. 94 Закона N 44-ФЗ (п. 3 Положения), и оплаты товаров, работ, услуг. Если в контракте этапы его исполнения не определены, но частичная приемка и оплата осуществляются периодически, о них нужно отчитываться как об этапах исполнения контракта. Такая позиция изложена в Письмах Минэкономразвития России от 31.08.2015 № Д28и-2474, от 11.06.2015 № Д28и-1757, от 01.06.2015 № Д28и-1496, от 08.04.2015 № Д28и-988.
ВОПРОС: Нужно ли составлять отчет об исполнении контракта с единственным поставщиком на сумму до 100 тыс. руб. и до 400 тыс.руб.?
Ответ: Нет, не нужно.

Обоснование: Обязанность заказчика размещать отчет об исполнении контракта в ЕИС закреплена в ч. 9 ст. 94 Закона N 44-ФЗ. В этой же норме определены случаи, когда отчет составлять не требуется. К ним, в частности, отнесено проведение закупок у единственного поставщика на основании п. 4, п.5 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ.

3. ДОКУМЕНТЫ, ПРИЛАГАЕМЫЕ К ОТЧЕТУ

ОБ ИСПОЛНЕНИИ КОНТРАКТА
Если отчет составляется в связи с приемкой результатов исполнения контракта (его этапа), к нему прилагаются следующие документы (ч. 10 ст. 94 Закона № 44-ФЗ):

1) заключение по результатам экспертизы отдельного этапа исполнения контракта, поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги в случае, когда заказчиком для проведения экспертизы привлечены эксперты, экспертные организации.

2) документ о приемке результатов (например, акт о приемке) либо иной документ, определенный законодательством РФ.
ВОПРОС: Нужно ли прилагать к отчету об исполнении контракта платежное поручение о перечислении денежных средств в счет оплаты товаров (работ, услуг)?
Ответ: Нет, не нужно.

Обоснование: в ч. 10 ст. 94 Закона № 44-ФЗ установлен исчерпывающий перечень приложений к отчету об исполнении контракта. К ним относятся заключение по результатам экспертизы отдельного этапа исполнения контракта, поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги, если для этого заказчик привлек экспертов, экспертные организации, и документ о приемке таких результатов. Следовательно, документы, подтверждающие исполнение заказчиком обязательств по оплате товаров (работ, услуг), не являются обязательными приложениями к данному отчету. Следует учесть, что в отчете заказчик указывает реквизиты этих документов (пп. "в" п. 26 Положения).

Данная позиция изложена в Письме Минфина России от 07.07.2014 № 02-02-06/32616.

4. СОСТАВЛЕНИЕ ОТЧЕТА ПО ДЛЯЩИМСЯ УСЛУГАМ, ОКАЗАНИЕ КОТОРЫХ НЕ ПОДРАЗУМЕВАЕТ ВЫДЕЛЕНИЕ ИСПОЛНЕНИЯ ЗАКЛЮЧЕННОГО КОНТРАКТА ПО ЭТАПАМ
В случаях если условиями заключенного контракта осуществляется оказание услуг длящегося характера (например, услуг связи, электро-, тепло-, водоснабжения), а также в случае ежедневной (еженедельной, ежемесячной или иной периодичности) поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг), когда условиями контракта этапы исполнения (в том числе этапность оплаты) не предусмотрены, но приемка и оплата поставленных услуг производятся в определенные промежутки времени (допустим, ежемесячно), то приемка, оплата и экспертиза части оказанной услуги тоже являются отдельными этапами исполнения контракта. По результатам такой частичной приемки услуги НЕОБХОДИМО составлять и размещать в ЕИС отчет об исполнении отдельного этапа заключенного государственного (муниципального) контракта (письмо Минэкономразвития России от 21.12.2015 № Д28и-3838).

Таким образом, при осуществлении закупки услуг длящегося характера, оказываемых в течение года, необходимо проводить ежемесячную экспертизу оказанных услуг и составлять ежемесячный отчет, если условиями заключенного контракта этапы оказания услуг не предусматриваются, но приемка и оплата оказанных услуг производятся ежемесячно. Аналогичное мнение выражено в Письме Минэкономразвития России от 21.01.2016 N Д28и-92 о составлении и размещении в ЕИС отчета об исполнении отдельного этапа контракта на дату приемки и оплаты длящихся услуг. При этом законодательством не установлены какие-либо исключения при составлении отчета по контрактам на приобретение услуг, которые относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

5. ПРИВЛЕЧЕНИЕ К АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗАКАЗЧИКОВ, НЕ РАЗМЕСТИВШИХ В СРОК ОТЧЕТ ОБ ИСПОЛНЕНИИ КОНТРАКТА
В соответствии с частью 1 статьи 107 Закона № 44-ФЗ, лица, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

За непредставление, несвоевременное представление в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, уполномоченные на ведение реестра контрактов, заключенных заказчиками, реестра контрактов, содержащего сведения, составляющие государственную тайну, информации (сведений) и (или) документов, подлежащих включению в такие реестры контрактов, если направление, представление указанных информации (сведений) и (или) документов являются обязательными в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, частью 2 статьи 7.31 КоАП предусмотрена административная ответственность.

Для должностного лица за несвоевременное размещение отчета предусмотрен штраф в размере 15 тыс. руб. (ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ), а за его неразмещение - 50 тыс. руб. (ч. 3 ст. 7.30 КоАП РФ).

При этом вопрос о наличии события, а также состава административного правонарушения устанавливается должностным лицом в каждом отдельном случае исходя из фактических обстоятельств дела.

Вид документа (базовый)

Если отчет заполняется в связи с изменениями, указывается измененный вид документа.


Дата

24.08.2015

по ОКПО

XXXXXXXX

ИНН

XXXXXXXXXX

КПП

XXXXXXXXX

по ОКОПФ/ОКФС

XXXXX/XX

по ОКТМО

XXXXXXXX

изменения

0

Указывается дата составления отчета.

Значение "0" указывается, если отчет является первоначальным. Если отчет заполняется в связи с изменениями, в позиции "Изменения" указывается код изменений в соответствии с порядковым номером изменения.
I. Сведения о контракте


Идентификационный код закупки

Номер контракта

Номер реестровой записи из реестра контрактов в отношении заключенного контракта

Наименование предмета контракта

Источники финансового обеспечения контракта

наименование товара, работы, услуги

код по ОКПД2

1

2

3

4

5

6

-

25/15

01323000044 15 000006

Поставка папок для бумаг для нужд БДОУ города Омска «ДС № 1»

17.23.13.130

03

Указывается значение в соответствии с пп. "е" п. 24 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1093.