Отчет об исполнении контракта (отдельного этапа исполнения контракта) пошаговая инструкция. Отчет об исполнении контракта (отдельного этапа исполнения контракта) пошаговая инструкция Изменения в порядке формирования отчёта об исполнении контракта. Взаимос

1 мая 2019 года вступили в силу новые изменения в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». В соответствии с этими изменениями с заказчика снимается обязанность готовить отчет об исполнении контракта и размещать его в Единой информационной системе в сфере закупок. Однако данное правило распространяется только на те контракты, которые были заключены по итогам процедур, объявленных после вступления в силу указанных изменений.


Если процедура, по итогам которой произошло заключение контракта, была проведена до 1 мая 2019 года, то отчет об исполнении надо готовить по старым правилам.

Понятие отчета об исполнении контракта или его этапа

Отчет об исполнении контракта – специальный документ, подтверждающий фактическое исполнение или неисполнение контракта или договора обеими сторонами такого соглашения.

Обязанность заказчика готовить об исполнении контракта зафиксирована в положениях статьи 94 Федерального закона «О контрактной системе». При этом в указанной правовой норме содержится информация о том, что подобный отчетный документ должен готовиться не только по итогам выполнения всего контракта, но и по итогам выполнения каждого его этапа.

Подготовка отчета происходит на основании сведений о самом контракте, о качестве его исполнения обоими сторонами, а также на основании данных о принятии такого исполнения. Формирование отчета происходит в личном кабинете заказчика в Единой информационной системе в сфере закупок, где и происходит дальнейшее его размещение в открытом доступе таким образом, чтобы любое лицо могло ознакомиться с содержанием данного отчета.

Обязанность подготовки отчета об исполнении контракта лежит на контрактной службе заказчика или на контрактном управляющем.

При этом в случае несоблюдения требования законодательства о необходимости подготовки данного документа на ответственное должностное лицо могут быть наложены .

Круг заказчиков, обязанных готовить отчет и случаи подготовки такого отчета

Подготовка отчета об исполнении контракта является обязательным условием для тех заказчиков, которые осуществляют свои закупки на основании положений Федерального закона №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Подготовка отчета об исполнении контракта или его части в настоящее время осуществляется в следующих случаях:

  • произошло полное или договора всеми его сторонами (в том числе нанятыми субподрядчиками или субисполнителями), в результате которого исполнитель и нанятые им субподрядчики выполнили все взятые на себя обязательства в полном объеме, а заказчик оплатил такое исполнение в полном объеме на основании специально подготовленных документов об исполнении такого контракта или договора;
  • исполнение контракта на основании о контракте имеет поэтапный характер, а после исполнения каждого такого этапа стороны производят взаимные расчеты (условиями контракта предусмотрена выплата заказчиком вознаграждения исполнителю по каждому этапу исполнения контракта). О таком исполнении каждого этапа заказчик также обязан подготовить отчет, размещаемый в Единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг;
  • имеет место одностороннее расторжение контракта ввиду нарушения второй стороной условий исполнения взятых на себя обязательств по нему , либо стороны пришли к соглашению о необходимости расторжения контракта по взаимному соглашению, о чем подписан соответствующий документ;
  • контракт расторгается по причине ликвидации компании-исполнителя , с которой изначально данный контракт был заключен, при условии, что правопреемников у такой компании не имеется.

В июле 2018 года в Федеральный закон №44-ФЗ были внесены изменения, которые обозначили случаи обязательной подготовки отчетов об исполнении всего контракта или его части. К числу случаев, в которых такая подготовка является обязательной, относятся:

  • заключение контракта на капитальный ремонт или реконструкцию здания или иного инженерного сооружения, а также возведение такого объекта;
  • предметом контракта стало сохранение памятников, имеющих статус памятников культурного наследия , если по контракту предусматривается выполнение работ или комплекс иных мероприятий, которые должны быть направлены на ключевую цель заключения такого контракта;
  • итоговая цена контракта, по которой происходит его заключение по итогам проведенной , превышает сумму в один миллиард рублей ;
  • в самом контракте не предусмотрено его деление на этапы, но механизм оплаты сформирован в помесячном виде (наиболее характерно для контрактов и договоров, заключаемых в сфере оказания коммунальных услуг).

Когда отчет публиковать не надо?

Как уже говорилось выше, обязанность по публикации отчетов об исполнении контракта или какого-либо этапа исполнения с заказчика снимается в случае, если извещение о проведении закупки и сама процедура проведена после 1 мая 2019 года. Если контракт был заключен до этой даты, отчет об исполнении не придется готовить в следующих случаях:

  • имеет место закупка в соответствии с положениями пункта 4 части 1 статьи 93 Федерального закона №44-ФЗ «О контрактной системе» (начальная максимальная цена контракта не превышает триста тысяч рублей, а сама закупка проведена, как закупка у единственного поставщика);
  • предметом закупки является объект, относимый к сведениям, содержащим государственную тайну . Такой отчет должен быть сформулирован контрактным управляющим или ответственным должностным лицом из числа сотрудников контрактной службы, но не публикуется в Единой информационной системе, чтобы исключить получение доступа к защищаемым законом сведениям широкого круга лиц;
  • контракт был заключен на проведение мероприятий по ремонту или содержанию помещений , которые не обладают статусом жилого фонда и не будут отнесены к этому фонду в будущем;
  • предметом контракта стало привлечение , не обладающего специальным правовым статусом, к сбору специальных статистических данных;
  • предмет заключенного контракта или договора – получение санкционированного доступа учреждениями библиотечного фонда к различным базам данных, в том числе правового содержания;
  • по итогам заключения контракта или договора происходит закупка товаров, работ или услуг, которые необходимы для реализации целей осуществления различных видов оперативно-розыскной деятельности .

В какие сроки должны размещаться сведения в ЕИС

По общему правилу, которое действует на сегодняшний день для размещения отчетов об исполнении контрактов или его частей, предельный срок для формирования и публикации данного отчетного документа – семь рабочих дней. Однако отсчет этого срока происходит от одного из перечисленных ниже случаев:

  • после получения документов от исполнителя о полном выполнении взятых на себя обязательств по контракту или договору заказчик произвел все мероприятия по выплате вознаграждения своему контрагенту . В этом случае указанный выше срок отсчитывается с даты, указанной в документах об оплате, а не в документах по фактической приемке поставленного товара, выполненных работ или указанных услуг. При этом если дата оплаты, указанная в платежных документах, и дата фактической оплаты различаются, отсчет ведется именно от даты фактической оплаты, когда средства направлены к исполнителю от заказчика;
  • заказчик произвел оплату отдельного этапа исполнения контракта, если такое поэтапное исполнение предусмотрено самим контрактом . В этом случае срок подготовки отчета считается также, как и в случае с полной оплатой – от фактической даты оплаты;
  • по итогам подписанного обеими сторонами дополнительного соглашения . Срок будет отсчитываться от даты подписания обеими сторонами соглашения о расторжении;
  • происходит расторжение контракта на основании вступившего в силу решения суда о прекращении его существования . Срок подготовки отчетных документов считается от даты вступления решения суда в силу;
  • одной из сторон было принято решение о необходимости одностороннего расторжения контракта по итогам установленного ненадлежащего исполнения сторонами условий контракта . Срок подготовки отчета рассчитывается от даты вступления в силу решения об одностороннем отказе.

В соответствии с требованиями действующего законодательства датой подготовки отчета об исполнении контракта или его этапа считается дата, в которую такой отчет был сформирован и размещен в в сфере закупок.

Если размещение отчета не происходит, так как это запрещено законодательством (например, если речь идет о контрактах, подпадающих под защиту сведений, содержащих государственную тайну), то датой составления такого отчета будет считаться дата подписания его контрактным управляющим или руководителем контрактной службы организации, выступающей заказчиком.

Сам документ, именуемый отчетом об исполнении контракта или этапа контракта, представляет собой электронный документ, который оформляется на основании специально существующей для этого формы, и подписывается усиленной (квалифицированной) электронной цифровой подписью того лица, которое ответственно за составление данного документа.

В личном кабинете заказчика на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок имеется специальная электронная форма, которая позволяет создавать отчет об исполнении контракта сразу в личном кабинете и публиковать его на портале. В настоящее время подавляющее большинство заказчиков пользуется именно этой формой, так как это удобнее и позволяет минимизировать возможные ошибки при оформлении документа.

В настоящее время подготовка самого отчета об исполнении контракта или этапа контракта и сопровождающих его документов предусматривает возможность размещения данной отчетной формы в двух вариантах:

  • электронном, когда есть возможность осуществления поиска необходимой информации по телу документа ;
  • в виде электронных скан-копий подготовленных в машинописном варианте документов , которые были завизированы ответственными должностными лицами в бумажной форме и подготовлены в соответствии с имеющимися требованиями в электронном виде для размещения на сайте ЕИС.

Сам отчет должен содержать следующие сведения:

  • данные о том, что контракт исполнен в полном объеме, частично либо не исполнен , а также насколько исполнение всего контракта или отдельного этапа соответствует тем срокам, которые были установлены в плане-графике;
  • данные о фактическом совпадении сроков исполнения контракта или его этапа с теми сроками, которые были установлены в документации о проводимой закупке , а также в самом контракте при его подписании сторонами;
  • информация об использовании сторонами своего права на применение штрафных санкций в случае нарушения порядка и правил исполнения взятых на себя сторонами обязательств по контракту или его этапу . При необходимости, если система при проверке подаваемого отчета потребует приложение таких сведений, потребуется указать также информацию о том, в чем именно произошло нарушение обязательств сторонами, но без расшифровки применяемых штрафных санкций на нарушителя;
  • сведения о внесении возможных контракта (с указанием документов, на основании которых такие изменения можно считать легитимными), а также данные о расторжении контракта в том случае, если это произошло по решению сторон до момента его полного закрытия на основании указанного в тексте самого соглашения срока действия;
  • данные о том, в какой части контракт или его этап были исполнены ненадлежащим образом либо зафиксировано их одной из сторон.

В том случае, если речь идет об исполнении контракта или договора по этапам, то все отчеты, которые готовятся по итогам исполнения каждого этапа, формируются нарастающим итогом, то есть с учетом итогов исполнения предыдущих этапов.

Алгоритм публикации в Единой информационной системе

Отчет об исполнении контракта размещается в Единой информационной системе в строгом соответствии со специальным алгоритмом, что позволит минимизировать риск допущения каких-либо ошибок в его содержании. Весь алгоритм состоит из следующих шагов:

  • в личном кабинете заказчика необходимо войти в раздел, посвященный именно отчетам организации-заказчика (наименование раздела содержит информацию о его содержании, то есть в нем содержится указание на возможность подготовить и изучить уже имеющиеся отчеты);
  • в появившемся списке отчетов следует выбрать форму, соответствующую отчету об исполнении всего контракта или его этапа ;
  • обязательные поля, которые необходимо заполнить, содержат требования об указании данных об ИНН, КПП заказчика , а также о его наименовании (указывается в соответствии с записью, содержащейся в Едином государственном реестре юридических лиц), а также об адресе (обязательность заполнения поля указана с помощью специального знака звездочки);
  • следующим шагом становится заполнение вкладки, посвященной самому контракту . Первым действием является указание номера контракта, по которому готовится отчет об исполнении;
  • после того как был указан номер контракта, сведения об исполнителе по нему подгрузятся в автоматическом режиме из реестра контрактов, если он был введен ранее в этот реестр . В том случае, если этого не произошло (например, по причине внутренних сбоев в работе Единой информационной системы), сведения об исполнителе придется заполнить в ручном режиме, указав его точное название, адрес регистрации и фактического месторасположения (если они не совпадают), идентификационный номер налогоплательщика, код причины постановки на налоговый учет, а также код ОКПО;
  • следующим этапом становится оформление вкладки «Информация о контракте/договоре» . В данном разделе отчета необходимо указать предмет контракта, количество поставляемого товара, объем выполняемых работ или оказываемых услуг, а также дату заключения такого контракта и установленные по итогам процедуры цены на предмет контракта;
  • в том случае, если в ходе исполнения контракта были допущены какие-либо нарушения, необходимо зафиксировать сведения о них на вкладке, посвященной ненадлежащему исполнению контракта, где указывается, какой именно тип нарушения был допущен той или иной стороной контракта (просрочка исполнения обязательств, некачественное исполнение, полное неисполнение), обстоятельства, при которых было совершено такое нарушение либо при которых было установлено, что обязательства были нарушены, а также данные о том, какие штрафные санкции и в каком размере были применены к такому виновнику нарушения обязательств по контракту. В качестве приложения к данной вкладке прикрепляется претензионный документ, подтверждающий факт начисления той или иной штрафной санкции. В случае если виновная сторона в добровольном порядке оплатила выставленный претензионный счет, прикрепляется также платежный документ, подтверждающий факт такого перечисления средств в счет уплаты штрафа;
  • в том случае, если контракт был расторгнут по решению суда или по взаимному соглашению сторон до даты его завершения, указанной в тексте самого документа, заполняется следующий раздел, посвященный изменению и расторжению договора или контракта . Данный раздел также подлежит заполнению в случае внесения изменений в условия контракта. В нем указываются данные о причинах изменения или расторжения такого контракта или договора, а также реквизиты документа, подкрепившего данное решение сторон, например, реквизиты решения суда, вступившего в силу, по которому контракт или договор должен быть расторгнут;
  • следующим шагом становится подготовка и прикрепление сопровождающих документов , подтверждающих правильность заполнения сведений в теле отчета;
  • для того чтобы сохранить все изменения, необходимо нажать соответствующие кнопки ;
  • завершает формирование отчета его проверка ответственным должностным лицом на наличие возможных ошибок и последующая подпись с помощью электронного цифрового сертификата . При этом происходит и размещение отчета (при условии наличия галочки в специальном окошке).

Проверка происходит в печатной форме, которая открывается при выборе соответствующего действия в командных строках формы отчетности.

Сопровождающие документы

Отчет об исполнении контракта или его этапа в соответствии с требованиями действующего законодательства может быть признан легитимным только в том случае, если он не только правильно оформлен, но и сопровождается всеми необходимыми документами. К числу таких основных документов относятся:

  • документы, подтверждающие факт передачи товара от поставщика к заказчику , либо факт выполнения в полном объеме работ или оказания услуг на момент составления такого отчета. К числу таких документов относятся акт выполненных работ, универсальный передаточный документ и т. д.;
  • заключение экспертизы, внутренней или внешней , которая проводилась относительно выявления соответствия результатов исполнения контракта или его этапа тем требованиям, которые были сформированы в документации к проводимой закупке и в самом контракте или договоре;
  • иные документы, в том числе, как уже говорилось выше, претензионного типа , оформленные в случае выявления некачественного исполнения взятых на себя обязательств или полного их неисполнения.

При этом платежные документы, которые подтверждают факт оплаты заказчиком услуг исполнителя, прикладывать не потребуется, хотя в форме отчета заказчик обязан указывать их номера и даты.

Применяемые меры ответственности за нарушения

К ответственности государственного или муниципального заказчика и его уполномоченных должностных лиц за нарушение требований законодательства о размещении отчетов об исполнении контракта или его этапа привлекает . Меры ответственности назначаются в соответствии с положениями части 1.4 статьи 7.30 Кодекса об административных правонарушениях.

Если была допущена просрочка в публикации такого отчета, на должностное лицо, допустившее такое нарушение, налагается штраф в размере до пятнадцати тысяч рублей, а на юридическое лицо, то есть на самого заказчика – до пятидесяти тысяч рублей.

Если Федеральная антимонопольная служба зафиксировала факт непубликации отчета в Единой информационной системе в случаях, когда такой отчет должен быть опубликован в обязательном порядке, размер штрафа увеличивается – на должностное лицо его предел устанавливается в размере до пятидесяти тысяч рублей, а на юридическое лицо-заказчика – до пятисот тысяч рублей. В этом случае назначение штрафа происходит по части 3 статьи 7.30 Кодекса об административных правонарушениях.

В Европе решаются важные задачи интеграционного процесса, поскольку в мае 2004 г. десять новых государств стали полноправными членами ЕС восемь из них - страны Восточной Европы. Происходящее связанно с появлением новых разделительных линий, влияющих как на разные формы сотрудничества, так и на их интенсивность. Это осуществляется в условиях нестабильности ряда регионов, в первую очередь, Балкан

Одним из «пионеров» региональной интеграции была Югославия, ставшая инициатором создания в 1989 г. «Инициативы 4-х» включавшую Австрию, Венгрию, Италию и СФРЮ, на основе которой позднее была создана Центральноевропейская инициатива. Однако распад Югославии и десятилетняя война на «постюгославском» пространстве 1991 – 1999 гг. серьезно осложнили и затормозили как процесс региональной интеграции, так и перспективы присоединения «западнобалканских стран» к общеевропейскому процессу. ii Сама Сербия, как это неоднократно было за 200 лет сербской государственности, вновь оказалась перед традиционным вопросом: как совместить процесс сохранения собственной идентичности с процессом евроинтеграции? iii И во многом агрессия НАТО против СРЮ и неспособность России «защитить сербов» в 1999 г., противопоставить политике Запада собственную позицию в преодолении косовского и, шире, всего «югокризиса», сделали ориентацию на «возвращение в Европу» для Сербии практически безальтернативной.

Время на чтение: 8 мин

В обязанности заказчика по 44-ФЗ входит составление отчета по результатам исполнения контракта либо его отдельного этапа. Это требование закреплено в ч. 9 ст. 94 44-ФЗ, но распространяется не на все госконтракты.


Дорогие читатели! Каждый случай индивидуален, поэтому уточняйте информацию у наших юристов. Звонки бесплатны.

Что такое отчет об исполнении госконтракта по 44-ФЗ

В процессе подготовки отчетности заказчику следует опираться на положения 44-ФЗ, а также на Положение, которое утверждено постановлением Правительства от 2013 года №1093.

Кто и в каких случаях формирует

Заказчик должен готовить отчетную форму в следующих случаях:

  1. Поставщик или исполнитель выполнил свои обязательства по , а заказчик принял товары, работы и услуги , составил передаточный акт и произвел финальную оплату по госконтракту.
  2. Поставщиком был исполнен очередной этап поставки товаров, работ и услуг , а по условиям госконтракта предусмотрена поэтапная оплата в установленном размере.
  3. Госконтракт был расторгнут в одностороннем порядке или по соглашению сторон.
  4. Организация-поставщик (исполнитель) была ликвидирована . Этот частный случай подготовки отчетности приведен Минэкономразвития в письме №Д28и-2976 от 2015 года.

Формирование отчетности по этапам исполнения госконтракта по 44-ФЗ с июля 2018 года необходимо в следующих ситуациях:

  1. Предметом контракта выступает возведение, реконструкция или капитальный ремонт .
  2. По контракту предполагается выполнение работ по сохранению памятников и объектов культурного наследия.
  3. При контракта более 1 млрд р.
  4. Если закупка проводилась по п. 4, 5, 23, 42, 44, 46, 52 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ .
  5. Если по контракту предусмотрена ежемесячная оплата , даже если этапы выполнения работ в госконтракте не предусмотрены.

За подготовку отчетности отвечает контрактный управляющий или специалист (это зависит от объема государственных и муниципальных закупок). Это условие прописано в п. 4 Положения №1093 от 2013 года.

Порядок размещения отчетности в ЕИС

Отчетность по результатам исполнения контракта готовится в формате электронного документа и подписывается с помощью должностного лица. Он размещается в ЕИС, согласно п. 6 Положения №1093.

На практике заказчики обычно размещают отчетность с помощью формы, которая предусмотрена интерфейсом ЕИС, и сами не готовят указанный документ.

Отчетность и приложения к ней допускается разместить в ЕИС следующими способами по п. 10 Положения №1093:

  1. В электронном формате , который поддерживает возможности поиска и копирования документа.
  2. В графическом виде (как графический образ оригинала документа).

Порядок заполнения отчетности прописан во втором разделе Положения, а также в Письме Минэкономразвития от 2014 года №Д28-1008. Согласно ч. 9 ст. 94 44-ФЗ, в отчет включается следующая информация:

  1. О результатах исполнения госконтракта : по результатам отдельного этапа контракта, проведенной поставки , выполненной работы или оказанной услуги, их соответствие плану-графику.
  2. О соблюдении финальных или промежуточных сроков исполнения контракта.
  3. О штрафных санкциях , которые были применены к отдельной стороне по причине нарушения условий госконтракта.
  4. Об изменении или расторжении условий контракта при его исполнении.
  5. О ненадлежащем исполнении контракта или его .

Согласно последним законодательным изменениям, в отчет об исполнении государственного контракта включаются данные о его соответствии . Если по контракту предусмотрены отдельные этапы исполнения госконтракта, то отчет формируется нарастающим итогом с начала года по п. 7 Положения №1093.

Для размещения в ЕИС отчета об исполнении госконтракта следует придерживаться такого алгоритма действий:

  1. Перейти в специальную вкладку «Отчеты заказчиков» и выбрать пункт «Создать отчет».
  2. Выбрать отчетную форму «Отчёт об исполнении контракта» .
  3. В форме «Информация о заказчике» указываются наименование учреждения, адрес, ИНН, КПП (обязательные поля здесь отмечаются звездочкой).
  4. Во вкладке «Сведения о контракте» указываются номер контракта , источник его финансирования.
  5. Сведения о поставщике обычно проставляются автоматически . Но если этого не произошло, то нужно указать наименование , местонахождение компании, ОКПО, ИНН, КПП.
  6. Во вкладке «Информация о госконтракте» указывается количество товаров к поставке , дата контракта и цены поставленных товаров, работ и услуг.
  7. Вкладка «Информация о ненадлежащем исполнении» заполняется, если в ходе реализации контракта были допущены нарушения . Тогда необходимо указать тип нарушения, обстоятельства его совершения, а также начисленную и платежное поручение, которое будет служить подтверждением ее начисления.
  8. Вкладка с «Информацией об изменении или расторжении контракта» прописывается при наступлении таких событий . В данном случае потребуется выбрать причину расторжения договора и документальное обоснование (например, решение суда).
  9. Прикрепляются необходимые документы .
  10. Остается сохранить изменения и нажать кнопку «Разместить отчет» .
  11. При просмотре печатной формы нужно удостовериться в отсутствии ошибок и подписать документ с помощью ЭЦП.

Сроки размещения

Отчетность в ЕИС подлежит размещению в течение 7 рабочих дней после наступления одного из следующих случаев (на основании п. 3 Положения №1093):

  • заказчиком исполнены обязательства по госконтракту : он оплатил результаты исполнения контракта поставщиком или на основании подписанного документа о приемке, и по выставленному счету срок 7 дней отсчитывается именно с даты фактической оплаты, а не подписания финальных документов;
  • заказчиком был оплачен отдельный исполненный этап по госконтракту – сроки отсчитываются с даты оплаты;
  • контракт был расторгнут соглашением сторон – 7 дней отсчитываются от даты подписания соглашения о расторжении госконтракта;
  • вступило в силу решение суда о расторжении контракта ;
  • заказчиком или исполнителем было принято решение об отказе от исполнения контракта в одностороннем порядке.

Дата составления отчета по требованиям п. 6 Положения совпадает с датой его размещения в ЕИС.

Датой подготовки отчетов о закупках, которые содержат , является дата их подписания руководителем контрактной службы или управляющим заказчика, так как он не публикуется в ЕИС. Это правило указано в абз. 2 п. 6 Положения №1093.

Документы, которые необходимо приложить

Перечень документации, который прилагается к отчету, прописан в ч. 10 ст. 94 44-ФЗ. Он включает в свой состав:

  1. Заключение по результатам поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги . Оно прилагается только при проведении экспертизы силами внешних экспертов и экспертных организаций. Если заказчик занимался экспертной оценкой самостоятельно, то данный документ не нужен.
  2. Документация о приемке поставленных товаров (работ или услуг) : товарная накладная или передаточный акт.
  3. Прочие документы , которые предусмотрены законодательством.

Стоит отметить, что указанный перечень документации является исчерпывающим. Так, от заказчика не требуется прилагать к отчету платежные поручения, которые бы подтвердили факт исполнения обязательств по оплате услуг подрядчика, хотя реквизиты указанных документов заказчик прописывает в форме отчетности.

Данная позиция находит подтверждение в разъясняющем письме Минфина от 2014 года №02-02-06/32616.

В каком случае отчет не подлежит публикации в ЕИС

В ч. 9 ст. 94 44-ФЗ перечислен перечень ситуаций, при которых отчет об исполнении контракта не публикуется. В данном перечне представлены:

  1. Закупки у на основе п. 4 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ . То есть заказчик не готовит отчет при закупках в пределах 100 тыс. р. неконкурентным способом.
  2. Закупки, содержащие сведения, которые составляют государственную тайну . В этом случае отчет формируется и подписывается управляющим, но не размещается в ЕИС (по пп. 6, 11 Положения №1093).
  3. Отчетность по результатам исполнения договоров на проведение ремонта и содержания помещений, не входящих в жилой фонд .
  4. В отношении контрактов на привлечение к сбору статистических сведений .
  5. В отношении договоров на получение библиотеками санкционированного доступа к базам данных .
  6. При закупках товаров, работ или услуг для оперативно-розыскных нужд .

Ответственность за нарушение сроков размещения

Заказчику следует максимально ответственно подойти к срокам размещения отчетности. В случае выявления ФАС факта отсутствия данной формы в ЕИС по результатам исполнения обязательств по госконтракту либо при просрочке в ее публикации должностным лицам грозит административная ответственность.

Штраф для должностных лиц заказчика за просрочку при публикации отчетности по ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП составляет 15 тыс. р., для юрлица – 50 тыс. р. Размер штрафных санкций за неразмещение отчета установлен в размере 50 тыс. р. (по ч. 3 ст. 7.30 КоАП) для должностных лиц, а для юрлица – 500 тыс. р.

Таким образом, в обязанности заказчика по 44-ФЗ входит размещение отчета об исполнении договорных обязательств по госконтракту в Единой информационной системе. Данная отчетная форма размещается в течение 7 дней после оплаты заказчиком товаров, работ и услуг исполнителю (определенного этапа), расторжения договора или отказа от его исполнения. В ней содержатся сведения о заказчике и поставщике, выполненных ими обязательствах по государственному контракту, допущенных нарушениях и начисленных штрафных санкциях. При подготовке отчетности заказчику следует руководствоваться Положением №1093 и нормами 44-ФЗ. За неразмещение отчета ответственное должностное лицо (управляющий или специалист контрактной службы) может быть привлечено к административной ответственности.

Сфера регулирования 44-ФЗ охватывает закупочную процедуру, начиная от планирования закупки и заканчивая исполнением контрактов.

Если обратиться к истории, то изначально 44-ФЗ назывался процедурным, где контрольный управляющий отвечал только за проведение самой процедуры. За результат контракта в рамках законодательства ответственность никто не нес.

Сейчас ситуация изменилась: в саму процедуру закупки входит не только заключение, но и исполнение контракта. Ответственность в данном случае несет управляющий.

В исполнение контракта входит:

  • приемка поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, включая проведение экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;
  • оплата заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;
  • взаимодействие заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при изменении, расторжении контракта, применении мер ответственности и совершении иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или заказчиком условий контракта.

Приемка товаров регламентирована п. 2, ст. 94, 44-ФЗ, где сказано:

Поставщик (подрядчик, исполнитель) в соответствии с условиями контракта обязан своевременно предоставлять достоверную информацию о ходе исполнения своих обязательств, в том числе о сложностях, возникающих при исполнении контракта, а также к установленному контрактом сроку обязан предоставить заказчику результаты поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, предусмотренные контрактом, при этом заказчик обязан обеспечить приемку поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги.

Какие нарушения случаются при приемке товара?

Зачастую сотрудник, принимающий товар, не обладает информацией, которая содержится в условиях контракта, поэтому случаются расхождения, поэтому необходимо заранее знакомить людей, осуществляющих приемку, с условиями контракта.

При приемке необходимо обратить внимание на:

  • Условия контракта

Посмотреть спецификации, изучить требования к ТРУ. Например, если в спецификации указано молоко 3,5% жирности в фасовке пакет по 1 литру, то такая же номенклатура должна быть указана в накладной и фактически передаваться Заказчику.

Важно проверить накладную и акт выполненных работ/акт оказанных услуг - соответствует ли номенклатура, указанной в госконтракте.

  • Сроки, установленные контрактом

Когда можно отступать от закупочной документации:

Согласно ч. 7 ст. 95 Закона N 44-ФЗ при исполнении контракта по согласованию заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) допускается поставка ТРУ, качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) которых являются улучшенными по сравнению с качеством и соответствующими техническими и функциональными характеристиками, указанными в контракте.

Внимание: необходимо внести изменения в контракт и разместить изменения в реестре контрактов.

Изменение цены не предусмотрено.

В законодательстве не прописано, что для заказчика является улучшенными критериями, поэтому заказчик самостоятельно определяет какие критерии являются улучшенными и согласовывает поставщику (подрядчику, исполнителю) изменение предусмотренных контрактом характеристик поставки ТРУ.

Изменение технических и функциональных характеристик результатов выполнения работ возможно исключительно в случае, если оно не влечет изменение предмета контракта (вида работ). При этом новые характеристики выполняемых работ должны соответствовать извещению об осуществлении закупки или приглашению принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), а также документации о закупке.

Письмо Министерства экономического развития РФ от 11 января 2016 г. N Д28и-65 "О применении Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ

Здесь важно не зайти за грани, потому что изменение предмета контракта не допускается. К примеру, если по контракту вы должны покрасить стены, то не сможете заменить покраску ремонтом кровли.

Важно: правильно описать, являются ли характеристики улучшенными. Можно запросить письмо от поставщика. Изменения оформить доп. соглашением, в течение 1 раб. дня разместить в реестр контрактов (до 1 июля 2018 г С 1 июля 2018 г. срок меняется на 5 раб дней.

Как снизить риски?

Для того, чтобы произвести правильно приемку следует создать приемочную комиссию.

По решению заказчика для приемки поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги, результатов отдельного этапа исполнения контракта может создаваться приемочная комиссия, которая состоит не менее чем из пяти человек.

Оформление результатов приемки

Приемка оформляется документом о приемке, который подписывается заказчиком (в случае создания приемочной комиссии подписывается всеми членами приемочной комиссии и утверждается заказчиком).

Необходимо осуществлять приемку в точном соответствии с условиями контракта. В типовых контрактах условия приемки четко регламентированы.

Как правильно отразить выявленные недостатки при приемке товаров

Действия сторон при выявлении недостатков должны быть оговорены условиями контракта.

По общему правилу если ТРУ не соответствует контракту, то Заказчик обязан направить в письменной форме мотивированный отказ от подписания документа приёмки.

Рекомендуется заказчику оформить дефектную ведомость с максимально полным и подробным отражением недостатков. Она может быть приложением как к акту принятых с недостатками работ, так и к мотивированному отказу от приемки работ.

Согласно ч. 9 ст. 7.32 КоАП РФ, если отсутствуют оформленные документы о приемке товаров, на Вас будет наложен штраф.

  • Вид нарушения - отсутствие оформления документов по приемке

Отсутствие оформления документов о приемке поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги или отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги либо ненаправление мотивированного отказа от подписания таких документов в случае отказа от их подписания.

  • Размер штрафа: 20 000 рублей для должностных лиц

Важно: оформить мотивированный отказ в случае обнаружения дефектов или несоответствия товаров.

Согласно ч. 10 ст. 7.32 КоАП РФ есть еще один вид нарушения - приемка с нарушениями

  • Вид нарушения - приемка с нарушениями

Приемка поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги или отдельного этапа исполнения контракта в случае несоответствия этих товара, работы, услуги, либо результатов выполненных работ условиям контракта, если выявленное несоответствие не устранено поставщиком (подрядчиком, исполнителем) и привело к дополнительному расходованию бюджетных средств или уменьшению количества поставляемых товаров, объема выполняемых работ, оказываемых услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Размер штрафа: от 20 000 рублей до 50 000 рублей для должностных лиц

Бывают моменты, когда необходимо делать экспертизу (внутреннюю и внешнюю).

Внешняя экспертиза проводится путем привлечения экспертов и экспертных организация. Заказчик обязан привлекать экспертов в случае, если закупка осуществляется у единственного поставщика (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 1 - 9, 14, 15, 17 - 23, пунктом 24 (только для обеспечения федеральных нужд), пунктами 25, 26, 28 - 30, 32, 33, 36, 40, 41, 42, 44, 45, 46, 47 - 48, 50 - 54 части 1 статьи 93) осуществления закупок услуг экспертов, экспертных организаций.

Внутренняя экспертиза делается своими силами: приемочная комиссия, должностное лицо.

  • Экспертиза не делается, если результатом предусмотренной контрактом выполненной работы являются проектная документация объекта капитального строительства и (или) результаты инженерных изысканий, прошедшие государственную или негосударственную экспертизу, проведение которой обязательно в соответствии с положениями законодательства Российской Федерации.
  • Правительство Российской Федерации вправе определить иные случаи обязательного проведения экспертами экспертизы.

Отменена обязанность заказчика по размещению вместе с отчётом об исполнении заключения по результатам экспертизы без привлечения экспертов отдельного этапа исполнения контракта, поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги.

Внимание!

Заключение экспертизы результатов исполнения контракта прикладывается к отчёту об исполнении с 01.01.2015 г. только в случае проведения такой экспертизы внешними экспертами, экспертными организациями - п. 10, ст. 94.

Внимание!

Если контракт содержит обязанность проводить внутреннюю экспертизу составления отдельного документа не избежать.

Если нет обязанности проводить экспертизу с привлечением экспертов, экспертным заключением при проведении экспертизы собственными силами является документ о приемке. Дополнительных экспертных заключений прикладывать к отчету не нужно.

Товаросопроводительные документы, которые необходимо прикрепить к отчету: акт оказания услуг, накладная, акт передачи права и т.д.

К отчету об исполнении контракта нет необходимости прикладывать платежные поручения. (Дополнительные разъяснения в Письме Минфина РФ N 02-02-06/32616).

Есть документы о приемке, которые составляет бухгалтерия:

  • Приходный ордер на приемку материальных ценностей (форма 0504207) - составляется в случае отсутствия расхождений с закупочной документацией и претензий по количеству и качеству
  • Акт приемки материалов. Составляется при наличии расхождений (форма 0504220)

Еще одно нарушение - это непроведение внешней экспертизы, когда это предписывает закон (ч.8 ст. 7.32 КоАП РФ)

  • Вид нарушения - непроведение внешней экспертизы

Несоблюдение требований законодательства о проведении экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги или отдельных этапов исполнения контракта в случае, если в соответствии с законодательством к проведению такой экспертизы заказчик обязан привлечь экспертов, экспертные организации.

  • Размер штрафа: 20 000 рублей для должностных лиц

Изменения в порядке формирования отчёта об исполнении контракта. Взаимосвязь отчётов с планами закупок и планами-графиками

Очень много нарушений контрактные управляющие допускают именно в составлении отчета об исполнении контракта. Стоит помнить, что порядок составления отчета четко регламентирован.

В соответствии с нормами Закона N 44-ФЗ заказчик обязан размещать в ЕАИС следующие отчеты:

Отчет об исполнении контракта (ч.ч. 9-12 ст. 94 Закона N 44-ФЗ).

Форма подачи: размещение в ЕАИС.

Согласно статье 94 Закона № 44-ФЗ, в отчете отражаются сведения:

  • об исполнении контракта (отдельного этапа контракта);
  • о ненадлежащем исполнении;
  • об изменении или расторжении контракта.

Порядок и сроки подготовки и размещения отчетов на официальном сайте установлены Постановлением Правительства от 28.11.2013 №1093. Этим же постановлением утверждена форма отчета.

Отчет размещается заказчиком в единой системе в течение 7 рабочих дней со дня наступления следующих событий:

  • Оплаты заказчиком обязательств и подписания документа о приемке результатов исполнения контракта или отдельного этапа его исполнения, а случае создания приемочной комиссии - подписания документа всеми членами комиссии
  • Расторжения контракта (со дня, определенного соглашением сторон о расторжении контракта, дня вступления в законную силу решения суда о расторжении контракта или дня вступления в силу решения поставщика либо заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта).

7 дней отсчитывается от того события, которое произошло позже.

Поэтапное исполнение контракта

Этапы контракта - это сроки исполнения сторонами части обязательств, предусмотренных контрактом. Такие этапы закрепляются в контракте посредством календарного плана или графика поставки товаров, выполненных работ, оказанных услуг, или описанием их в отдельных пунктах договора.

Этапы поставки товара, выполнения работы, оказания услуги определяются только в том случае, если они прямо предусмотрены контрактом.

Если условиями контракта этапы не предусмотрены, но поставка товара и его приемка, а также оплата производится регулярно (например, еженедельно), то заказчику необходимо составлять отчет и размещать его в ЕАИС.

Ответ на коллективный запрос от школ Самарской области в адрес Министерства экономического развития (Письмо Минэкономразвития от 8 июня 2015 г. N Д28и-1558)

Информация о реализации планов-закупок и планов-графиков закупок

В соответствии с требованиями части 3 статьи 114 Закона № 44-ФЗ о контрактной системе с 01.01.2017г. в ЕИС размещается информация о реализации планов-закупок и планов-графиков закупок.

Согласно постановлению Правительства РФ от 18.05.2015 № 475 с 01.01.2017 года в разделе III установленной формы отчёта об исполнении контракта заказчиком заполняется специальная графа "Причина отклонения или неисполнения (в том числе причины отклонения от плана-графика)".

Если контракт исполнен не полностью, либо в процессе исполнения были иные отклонения (в том числе отклонения от плана-графика), заказчику необходимо будет заполнять в отчете, размещаемом в ЕИС специальную графу:

"Причина отклонения или неисполнения (в том числе причины отклонения от плана-графика) с указанием причины несоответствия фактического значения показателя и значения показателя, предусмотренного контрактом.

В новой графе указывается информация о несоответствии фактического исполнения плану-графику в отношении следующих показателей:

  1. дате начала и дате окончания исполнения контракта (отдельного этапа исполнения контракта) (строка № 1 и 2);
  2. Количестве (объеме) поставляемых ТРУ (строка № 4);
  3. авансовом платеже (если контрактом предусмотрена выплата аванса) (строка № 5) - в разрезе размер в рублях и дате перечисления.

Ответственность заказчика

Неразмещение должностным лицом заказчика … в ЕИС информации и документов, размещение которых предусмотрено в соответствии с законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок.

(частью 3 статьи 7.30 КОАП предусмотрена возможность наложения штрафа 50 000 рублей на ДЛ, 500 000 рублей на ЮЛ).

Заказчикам необходимо правильно и своевременно формировать, и размещать отчет об исполнении контракта.

Размещение информации в реестр контрактов

Очень важно не путать отчет об исполнении контрактов и информацию в реестр.

Если подписывается доп. соглашение, то информацию необходимо разместить в реестре в течение 1 рабочего дня, если контракт закрывается, то 3 рабочих дня. При «закрытии» контракта вывешиваются только акты приемки, плюс вносятся реквизиты платежных поручений во вкладке "Реестр контрактов".

Но некоторые контролеры считают, что платежные поручения также надо вывешивать.

Размещение копий платежных поручений в реестре контрактов при размещении информации об исполнении (расторжении) контрактов соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации не предусмотрено.

Гармонизированы требования к срокам направления информации в реестр контрактов с 1 июля 2018 г.

За время действия Закона № 44-ФЗ заказчики успели свыкнуться с тем, что информацию об изменении или о расторжении контракта им требуется:

  • разместить в ЕИС в течение одного рабочего дня, следующего за датой изменения или расторжения контракта (ч. 26 ст. 95 Закона № 44-ФЗ);
  • направить в реестр контрактов в течение 3-х рабочих дней с даты изменения или расторжения контракта (ч. 3 ст. 103 Закона № 44-ФЗ).

И вот, свершилось! Первую из названных норм исключили из Закона № 44-ФЗ, а срок для направления информации в реестр контрактов увеличили до 5-ти рабочих дней. Увеличенный срок установлен для всех видов сведений, направляемых заказчиками в реестр контрактов.

Не путать! Отчет - 7 дней от последнего события. Информация в реестр контрактов - по 5 дней от каждого из событий.