Перевозка пассажиров по заказу без лицензии. Правила работы водителей, которые не хотят получить штраф за такси. Как получить лицензию на предоставление услуг частного извоза

Перевозка пассажиров различными видами транспортных средств должна осуществляться на основании разрешительной лицензии.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Чтобы получить лицензию компания – перевозчик должна иметь определенный набор транспортных средств, достаточное количество квалифицированных водителей и дополнительного персонала, а так же предоставить в контролирующую организацию набор документов, подтверждающих все основные факторы.

Существует ли ответственность за отсутствие лицензии, и какое наказание предусмотрено законами, читайте далее.

Что относится

Чтобы перевозка не считалась незаконной, требуется одновременное выполнение следующих условий:

  • организация – перевозчик обязана иметь лицензию за занятие предпринимательской деятельностью, связанной с пассажирскими перевозками. Выдачей разрешений занимается Федеральная служба по надзору в сфере транспорта, а точнее региональные подразделения этой организации, которые имеются в каждом областном центре РФ;

Чтобы получить лицензию компания или индивидуальный предприниматель (физическое лицо не может получить разрешение ни при каких условиях) должны полностью соответствовать требованиям, предъявляемым законодательными актами РФ к организациям, осуществляющим перевозки людей.

  • перевозка, осуществляемая по предварительному заказу, должна производиться на основании письменного договора фрахтования, заключенного между организатором перевозки и пассажиром. Исключение составляют легковые такси, при заказе которых договор фрахтования может заключаться в устном виде;

Приложением к договору аренды транспортного средства являются: путевой лист с указанием маршрута движения, список пассажиров, документы об оплате и так далее.

  • если перевозка является регулярной, то в дополнение к основным документам должно быть приложено согласование маршрута, выписанное Департаментом транспорта.

При согласовании маршрута с региональными властями каждому транспортному средству предоставляется номер, а водителю маршрутная карта, которая четко определяет время отправления из начальной точки маршрута, время прибытия в промежуточные пункты, указанные как остановки, время прибытия в пункт назначения.

Водителю так же предоставляется информация об опасных местах в пути следования, о размещении пунктов питания и отдыха пассажиров, о наличии заправочных станций и лечебных учреждений.

Если хотя бы одно из вышеперечисленных условий не выполняется, то перевозка считается незаконной.

Размеры штрафов за незаконную перевозку

Статьи за незаконную перевозку пассажиров предусматривают наложение на водителей, должностных лиц и организаторов перевозки определенные виды штрафных санкций.

Автобусом

Если организация или ИП занимаются незаконными перевозками пассажиров на маршрутах автобусами, то могут быть наложены следующие штрафные санкции:

Нарушение Штраф для водителя, руб. Штраф для ответственного (должностного) лица, руб. Штраф для организации, руб.
Отсутствие лицензии 5 000 5 000 ИП – 100 000
Юрлицо в любой форме – 400 000
Повторное нарушение, заключающееся в отсутствии лицензии 50 000 + конфискация автотранспорта ИП -100 000
Юрлицо – 400 000
Использование незарегистрированного маршрута 4 000 4 000 500 000
Выявление повторного правонарушения из пункта 3 5 000 50 000 1 000 000
Отклонение от заданного маршрута 1 000 1 000 2 000

Такси

Если нарушения выявлены при выполнении заказных перевозок автотранспортом, то:

Правонарушение/Размер штрафа, руб. Для водителя Для должностного лица Для компании
Деятельность без лицензии 5 000 5 000 Юрлицо – 400 000
ИП – 100 000
Повторное нарушение пункта 1 50 000 + Конфискация транспортного средства Юрлицо – 400 000
ИП – 100 000
Заключение договора фрахтования в устной форме 5 000 50 000 200 000
Непредоставление договора на перевозку уполномоченным на проведение проверок лицам 5 000
Дополнительное взимание оплаты услуги с пассажиров (заказ должен быть оплачен предварительно организатором перевозки) 5 000 50 000 200 000
Допуск в автобус лиц, не указанных в представленном списке 5 000 50 000 200 000

Частным легковым авто

Для нелегальных таксистов, занимающихся извозом на легковом автомобиле, предусмотрены штрафы:

Описание правонарушения/Размер штрафных санкций, руб. Водитель Ответственное лицо Компания
Работа без разрешительного документа 5 000 5 000 ИП – 100 000
Организация – 400 000
Отсутствие в автомобиле информации, требуемой правилами перевозок 1 000 10 000 30 000
Невыдача пассажиру документа о приемке оплаты за проезд 1 000 10 000 30 000
Отсутствие на автотранспорте обязательных опознавательных знаков (фонарь оранжевого цвета, схема в виде шашечек) 3 000 10 000 50 000
Незаконная установка знаков, предусмотренных правилами 2 500 20 000 500 000
Управление автотранспортом с незаконно установленными схемами и фонарями 5 000

Морским транспортом

Незаконная перевозка людей морем может быть наказана:

Описание нарушения/Штраф, руб. Ответственные лица ИП Организации
Перевозка без разрешения 20 000 20 000 100 000
Нарушения условий, предусмотренных лицензией 75 000 75 000 200 000
Отсутствие договора фрахтования или его заключение в ненадлежащем виде 50 000 + штраф для капитана судна в размере 5 000 рублей 200 000 + штраф для капитана судна в размере 5 000 рублей

Каким законом регулируются наказания

Деятельность компаний – перевозчиков на территории РФ регулируется рядом законодательных актов:

  • (дата принятия – 04.05.2011, дата последнего изменения – 30.12.2015) о необходимости лицензирования деятельности. В соответствии с нормативным документом обязательному лицензированию подлежат пассажирские перевозки на всех видах транспортных средств;
  • деятельность легковых такси регулируется , принятым в апреле 2011 года. Документ вводит необходимость получения разрешений для таксистов, требования к легковому автотранспорту и водителям, осуществляющим перевозки людей;
  • правила перевозки людей автомобильными видами транспорта регулируются (Устав автотранспорта) и , описывающим правила использования регулярных и заказных автобусов;
  • деятельность компаний, осуществляющих доставку пассажиров водными судами, регламентируется Кодексом мореплавания;
  • отдельные документы так же приняты для железнодорожного и воздушного транспорта;
  • описание правонарушений и размеры штрафных санкций за совершенные деяния предусматриваются различными статьями Кодекса об административных правонарушениях. Именно этого документа должны придерживаться все контролирующие органы при определении наказания за действия, совершенные правонарушителями.

КоАП регламентирует:

  • деятельность организаций без разрешительных документов ();
  • нарушения и наказания, предусмотренные в области перевозок легковыми такси ();
  • правонарушения, которые можно совершить в области перевозок любыми видами автотранспорта, осуществляемых по предварительному заказу ().

Документ предусматривает не только возможность наложения штрафных санкций и применение дополнительных мер, направленных на обеспечение законности деятельности компаний – перевозчиков и безопасности пассажиров.

В качестве дополнительных мер могут применяться:

  • изъятие транспортного средства, ставшего предметом совершенного правонарушения. Процедура изъятия и возможность ее применения регулируются рассматриваемого документа;
  • задержание транспортного средства (). Задержание производится на небольшой промежуток времени до выяснения всех обстоятельств, сопутствующих правонарушению или до полного устранения выявленных недочетов в работе или техническом состоянии транспорта;
  • ограничение деятельности или введение временного запрета на определенный вид деятельности ().

Каждое дополнительное наказание должно сопровождаться составлением ряда документов, основным из которых является протокол.

Возможные последствия

Незаконная перевозка сопровождается нарушением отдельных законодательных актов РФ, поэтому имеет определенные последствия, как для нарушителей, которыми являются перевозчики, так и для пассажиров.

Для владельца транспорта

Для компании, являющейся владельцем транспортного средства и занимающейся незаконной деятельностью последствия, которые наступают после выявления правонарушения, могут быть:

  • в виде штрафных санкций. Однако небольшие суммы штрафа не способны возыметь на нелегалов должного действия, так как перекрываются стоимостью предоставляемых услуг;

В Правительстве постоянно принимаются меры по легализации заказных и регулярных перевозок, которые в первую очередь основываются на повышении суммы штрафных санкций. С начала 2018 года рассматривается законопроект о повышении штрафов, но до настоящего времени судьба его пока неизвестна.

  • в виде конфискации транспорта. Такая мера уже предусмотрена КоАП и используется в полной мере;
  • в виде ограничения деятельности компании не только в области пассажирских перевозок, но в других отраслях. При выявлении правонарушения проводится комплексная проверка организации, до завершения которой будут заморожены деятельность компании и все, принадлежащие ей банковские счета.

В связи с возможными негативными последствиями можно сделать вывод, что целесообразнее оформить все документы и разрешения на пассажирские перевозки до начала деятельности.

Для пассажира

Для пассажира, пользующегося услугами незаконных перевозчиков, последствия могут наступить в виде:

  • неполучения комплексной услуги, предусмотренной договором фрахтования. Как правило, при выявлении правонарушения транспортное средство задерживается, что приводит к невозможности дальнейшего передвижения людей и доставки их в оговоренный пункт назначения;
  • задержек в доставке. Данный аспект особенно важен при использовании регулярных перевозок, совершаемых по заданному маршруту;

При заключении фиктивного договора аренды транспорта компания не несет ответственности за своевременную доставку людей в пункт назначения и доказать обратное обстоятельство в суде, с целью взыскания компенсации, будет невозможно.

  • морального и материального ущерба. Нарушение правил перевозки людей может повлечь не только наличие материального ущерба, но и причинение вреда здоровью.

Официальные перевозчики обязаны производить страхование пассажиров, что влечет выплату определенной денежной суммы при наступлении страхового случая.

Нелегальные перевозчики договоров страхования не заключают, следовательно, взыскать сумму ущерба за причинение вреда здоровью или при порче имущества пассажира невозможно.

Предположим, между АО-1(Исполнитель) и АО-2 (Заказчик) заключен договор на оказание услуг по предоставлению транспортных средств. В рамках действия данного договора Исполнитель предоставил Заказчику автобус ПАЗ для перевозки людей от места их фактического проживания к месту работы (строительная площадка) и обратно. Лицензии на осуществление пассажирских перевозок у АО-1 нет.

Является ли деятельность в рамках договора оказания услуг по предоставлению транспортных средств лицензируемой?

Что должно лицензироваться?

В соответствии с абз. 3 п. 1 ст. 49 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии).

Перечень видов деятельности, требующих получения лицензии, установлен Федеральным законом от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Закон № 99-ФЗ ).

В соответствии с подп. 24 п. 1 ст. 12 Закона № 99-ФЗ лицензированию подлежит деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам , либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) .

В соответствии с п. 3 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 02.04.2012 № 280 (далее - Положение), в состав деятельности по перевозке пассажиров включаются регулярные перевозки пассажиров в городском и пригородном сообщении, а так же регулярные перевозки пассажиров в междугородном сообщении .

При этом согласно разделу II Постановления Правительства РФ от 14.02.2009 № 112 «Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом» под регулярными перевозками пассажиров и багажа понимаются перевозки, осуществляемые по расписаниям, которые в свою очередь составляются для каждого остановочного пункта, входящего в маршрут движения транспортного средства .

Целью лицензируемой деятельности по перевозке пассажиров по публичному договору перевозки пассажиров для перевозчика является оказание пассажиру услуги по перевозке по соответствующему маршруту перевозки за плату за данную услугу на основании публичного договора перевозки пассажиров, а для пассажира - получение платной услуги по перевозке. То есть, плата по данному договору взимается с пассажира перевозчиком за оказываемую публичную услугу перевозки. Сторонами данного договора являются перевозчик и пассажир. Заключение договора удостоверяется билетом (Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 4 мая 2012 г. № 15АП-2773/12) .

В рассматриваемой ситуации, по условиям договора заказчик (АО-2) поручает, а исполнитель (АО-1) оказывает услуги по предоставлению транспортных средств, находящихся в собственности исполнителя для работы обособленного подразделения АО-2. Заказчик обязан своевременно предоставлять заявку на предоставление транспортного средства. В свою очередь, исполнитель на основании полученной заявки обязан передать транспортное средство в технически пригодном состоянии. Кроме того, исполнитель берет на себя расходы по страхованию транспортного средства.

В чем проблема таких ситуаций

К сожалению, исходя только из таких сведений, дать однозначную правовую квалификацию отношениям сторон достаточно сложно.

В первую очередь, напрашивается вывод, согласно которому указанные отношения являются арендными (предмет договора - предоставление транспортных средств собственником во временное пользование другого лица). В то же время, фактически исполнитель по заявке заказчика предоставляет ему транспортное средство (автобус) с водителем, который обеспечивает перевозку сотрудников заказчика к месту работы и обратно. Такой договор может быть квалифицирован как договор аренды транспортного средства с экипажем (т.е. с предоставлением услуг по управлению транспортным средством) либо как договор перевозки.

Отличительной чертой договора аренды транспортного средства с экипажем является то, что транспортное средство в любом случае передается во владение и пользование арендатора на весь срок аренды (ст. 632 ГК РФ). При этом водитель, являющийся работником арендодателя, подчиняется распоряжениям арендатора, касающимся эксплуатации транспортного средства (куда ехать, с какой целью и т.д.). Если же транспортное средство во владение заказчика не передается на весь срок действия договора, используется только для доставки работников заказчика из одной точки в другую, а все остальное время находится во владении исполнителя, то, на наш взгляд, такой договор скорее отвечает признакам договора перевозки, нежели договора аренды транспортного средства с экипажем.

Таким образом, применительно к рассматриваемой ситуации не исключено, что отношения между сторонами будут квалифицированы как отношения, в рамках которых исполнитель оказывает заказчику услуги по перевозки граждан (сотрудников заказчика).

Однако, как мы отметили выше, не любая деятельность, в рамках которой владелец транспортного средства оказывает другому лицу (другим лицам) услуги по перевозке пассажиров, подлежит лицензированию. Для этого необходимо, чтобы перевозки осуществлялись не по заказам других лиц, а регулярно, т.е. осуществлялись по расписаниям, которые составляются для каждого остановочного пункта, входящего в маршрут движения транспортного средства . Кроме того, данная деятельность должна осуществляться со взиманием платы с пассажиров.

Между тем, в данном случае исполнитель оказывает услугу по перевозке именно по заявкам заказчика. Какое-либо заранее утвержденное расписание движения транспортных средств для каждого остановочного пункта отсутствует. Плата за оказание услуг по перевозке вносится исполнителем, а не пассажирами.

Исходя из этого, по нашему мнению, даже при квалификации отношений сторон как отношений по оказанию услуг по перевозке пассажиров, данная деятельность АО-1 в соответствии с законом лицензированию не подлежит.

С 2012 года были введены новые правила для оказания услуг пассажирских перевозок с помощью такси. Согласно новому законодательству перевозить пассажиров имеет право только тот , а машина оборудована всем необходимым:

  • опознавательными фонарями и шашечками;
  • окрашена в характерный для таксомоторов цвет;
  • таксометром;
  • правилами перевозки пассажиров.

Кроме того, по требованию пассажира таксист должен будет выдать ему чек или квитанцию написанную от руки на специальном бланке. В такси обязательно должны быть ремни безопасности. Для перевозки детей до 12 лет обязательно должно быть детское кресло, если дети перевозятся на переднем сидении.

Соответственно, за невыполнение всех этих требований таксиста ждут штрафные санкции.

Во-первых, за нелегальную перевозку людей общероссийский штраф составляет 5 тысяч, хотя в некоторых городах эта сумма может быть значительно выше, например в Москве — 10 тысяч рублей. Исходя из этого, дешевле будет оформиться официально, для этого нужно получить свидетельство ИП, получить лицензию и оборудовать автомобиль всем необходимым, обойдется все это приблизительно в 20 тысяч рублей.

Если водитель не имеет разрешения, но на его автомобиль установлен фонарь такси, по статье 12.4 ч.2 его ожидает строгое наказание — 5 тысяч рублей, снятие номеров и запрещение пользоваться машиной. Такое же наказание последует и за нанесение характерных для такси рисунков на кузов автомобиля.

Отдельно рассматриваются штрафы за несоблюдение правил перевозки пассажиров. Так, если таксист не выдаст пассажиру чек или если в салоне не будет листка с правилами перевозки пассажиров, то придется заплатить 1000 рублей.

Если же водитель оказывает услуги по перевозке в автомобиле без опознавательных фонарей и характерных шашечек, то штраф составит 3000 рублей. Хотя доказать, что водитель занимается перевозками на постоянной основе достаточно сложно. Можно всегда выкрутиться, сказав, что это простые попутчики, а подбирать попутчиков никто не запрещает.

Сегодня на рассмотрение Госдумы внесен законопроект, устанавливающий административную ответственность за осуществление предпринимательской деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси без разрешения .

Соответствующие изменения предлагается внести в ч. 1 и ч. 2 , предусматривающие административную ответственность за осуществление предпринимательской деятельности в сфере транспорта без лицензии, распространив действие этой статьи и на случаи осуществления предпринимательской деятельности в области транспорта без разрешения.

Напомним, ч. 1 упомянутой устанавливает в виде санкции за указанное правонарушение наложение административного штрафа :

  • на граждан и должностных лиц – в размере 50 тыс. руб.;
  • на индивидуальных предпринимателей – в размере 100 тыс. руб.;
  • на юридических лиц – в размере 400 тыс. руб.

Такое административное наказание, по мнению разработчиков законопроекта, будет стимулировать нелегальных перевозчиков легковым такси к получению разрешения на осуществление соответствующей деятельности и к выполнению установленных для нее требований.

Кроме того, в соответствии с пояснительной запиской к документу, сдерживающим фактором осуществления перевозки пассажиров и багажа легковым такси без специального разрешения будет являться и санкция ч. 2 , которая предусматривает, что повторное совершение указанного административного правонарушения влечет как наложение административного штрафа, так и конфискацию транспортного средства .

Нормы, регламентирующие получение разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, содержатся в Федеральном законе от 21 апреля 2011 г. № 69-ФЗ . Согласно закона такое разрешение выдается уполномоченным органом исполнительной власти соответствующего субъекта РФ на срок не менее пяти лет и действует только на территории данного субъекта.

Стоит отметить, что в действующей редакции ч. 2.1 закреплено, что перевозка пассажиров и багажа водителем, не имеющим при себе разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, влечет наложение административного штрафа на водителя в размере 5 тыс. руб.

Помимо этого, ч. 2 устанавливается административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если они обязательны. За такое правонарушение, согласно статье, граждан ждет штраф в размере от 2 тыс. до 2,5 тыс. руб. с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.

Однако, по мнению авторов законопроекта, такие санкции для физических лиц, осуществляющих перевозку пассажиров и багажа легковым такси без специального разрешения, незначительны, а используемое в качестве такси транспортное средство не признается орудием производства и не подлежит конфискации.

Необходимость внесения рассматриваемых изменений их разработчики объясняют тем, что перевозка пассажиров и багажа легковым такси на незаконном основании без специального разрешения, без проведения предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей, а также без проведения предрейсового контроля технического состояния транспортных средств создает угрозу для жизни пассажиров.

С полным текстом законопроекта № 447293-6 и материалами к нему можно ознакомиться на официальном сайте Госдумы.