План-конспект занятия «правила успешного взаимодействия, или базовые принципы эффективного общения. Секреты правильного общения с людьми
Общение – это искусство, и тот, кто им владеет, способен достичь многого.
Но для успешного взаимодействия с людьми одной коммуникабельности мало. Здесь необходимо знание общей психологии человека, типов темперамента, а также социальных и профессиональных особенностей собеседника, его взглядов и интересов.
Правила эффективного общения
Есть общие правила успешной беседы, которыми можно (и нужно) руководствоваться при любых обстоятельствах:
- В первую минуту человек формирует первое впечатление о собеседнике. Поэтому при встрече так важна улыбка и дружелюбное выражение лица. Даже если на тот момент плохое настроение, нужно улыбнуться и скрыть свое расстройство. Это не так трудно, но зато приятная мимика задаст доброжелательный тон разговора.
- Жесты должны быть открытыми, но умеренными. Если человек будет чересчур размахивать руками, то собеседник подумает, что он слишком эмоциональный и непостоянный.
- При разговоре желательно употреблять простые короткие фразы, говорить убедительно и спокойно. С каждым нужно разговаривать «на его языке», то есть, использовать ту подачу информации, которая будет понятна конкретному человеку. Акцент нужно делать именно на том, что интересно собеседнику.
- Очень важно уметь слушать и слышать людей. Некрасиво перебивать и перечить во время монолога собеседника. Надо помнить, что каждый человек хочет выговориться, и тому, кто готов его выслушать, он будет очень благодарен. Утвердительное покачивание головой, односложные ремарки, выражающие согласие и понимание, также помогут создать о себе хорошее впечатление.
- Для любого человека приятно, если его называть по имени. Поэтому следует почаще его употреблять, только так, чтобы, конечно, не переусердствовать.
- Нужно постараться понять своего собеседника. Даже если человек не прав в глазах другого, это не значит, что он глуп или не имеет права на свое мнение. Поэтому важно попытаться посмотреть на мир глазами другого, и тогда будет легче наладить контакт даже из своим оппонентом.
- Говорить комплименты и хвалить – это тоже искусство. Большинство людей способно распознать демонстративную лесть. Это их насторожит и вызовет недоверие. Естественное и искреннее поведение – залог удачной беседы.
И еще об одной тонкости в правилах эффективного общения : если надо подтолкнуть человека к чему-то, то делать это следует ненавязчиво, ни в коем случае не «прямым текстом». Нужно внушить собеседнику, что он не обязан это делать, а что он хочет это делать, и что данное действие будет для него полезным.
1) необходимым условием успешности процесса общения является соответствие поведения взаимодействующих людей ожиданиям друг друга;
2) удовлетворенность сотрудника взаимодействием с организацией является таким же необходимым условием продолжения этого взаимодействия, как и удовлетворенность организации.
23. Правила завоевания расположения к себелюдей:
искренне интересуйтесь другим человеком,
улыбайтесь,
помните что имя человека – это самый сладостный и самый важный для него звук,
будьте хорошим слушателем, поощряйте других говорить о самом себе,
говорите только то, что интересует вашего собеседника (это самый верный путь к сердцу человека),
внушайте вашему собеседнику сознание его значительности и делайте это искренне.
24. Приемы создания привлекательности одного человека для другого.
Аттракция (от лат. – привлекать, притягивать) – это возникновение привлекательности одного человека для другого при общении.
Аттракция формируется при помощи специальных приемов:
- «Имя собственное»;
- «Зеркало отношений»;
- «Терпеливое слушание»;
- «Личная жизнь»;
- «Золотые слова».
Имя собственное – это самая лучшая музыка для любого человека. Надо стремиться запомнить новое имя и обращаться к человеку по имени.
Прием «Зеркало отношений » предполагает наличие доброжелательного выражения лица, улыбки, что вызывает у людей желание общаться. В Японии людей, не умеющих улыбаться, не берут на работу. Считается, что постоянная серьезность – это маска, скрывающая посредственность и некомпетентность. Улыбка ничего не стоит, но много дает.
Применение приема «Терпеливое слушание » свидетельствует о том, что вы готовы понять проблемы человека. Хороший менеджер всегда поощряет и поддерживает разговоры о личных интересах собеседника, имеет список интересов и увлечений своих сотрудников, знает их семейные проблемы.
Очень эффективным приемом, позволяющим расположить к себе человека, являются «Золотые слова » - комплименты.
Комплименты необходимо готовить заранее. Они не должны быть двусмысленными, преувеличенными, содержащими нравоучения и критику. Комплимент, который может расположить даже недоброжелателей: это так называемый комплимент на фоне антикомплимента самому себе.
Некоторые ученые полагают, что получение знаков внимания является целью нашей жизни, а жизнь – это борьба за их получение.
Ниже приводится механизм формирования аттракции. В нем показано, что испытывает человек, при общении с которым используются специальные приемы формирования аттракции, и какие потребности этого человека могут быть удовлетворены при этом.
Психологический механизм формирования аттракции
Специальные приемы формирования аттракции |
||||||||
Имя собственное |
Зеркало отношений |
Терпеливое слушание |
Личная жизнь |
Золотые слова |
||||
Обращение к человеку по имени |
Добрая улыбка, приятное выражение лица |
Вниматель-ное и терпеливое выслушива-ние |
Мягкое расспраши-вание о личной жизни |
Комплименты |
||||
С и г н а л с и г н а л с и г н а л |
||||||||
Я вижу в вас личность |
Я ваш друг |
Я готов понять Ваши проблемы |
Мне интересно все, что с вами происходит |
Я заметил ваши хорошие качества |
||||
Происходит удовлетворение потребностей |
||||||||
в самовыражении |
В самовыражении |
в признании |
в самосовершенствовании |
Эти приемы надо запомнить, как таблицу умножения и научиться использовать их естественно и непринужденно.
25. Правила склонения суждений людей к вашей точке зрения (по Корнеги):
Необходимо проявлять уважение к мнению собеседника;
Никогда не надо говорить ему, что он неправ;
Если вы неправы, то признайте это быстро;
С самого начала придерживайтесь дружелюбного тона;
Пусть большую часть времени говорит ваш собеседник;
Старайтесь смотреть на вещи с точки зрения собеседника;
Взывайте к более благородным мотивам;
Подавайте свои идеи эффектно;
Бросайте вызов;
Задевайте за живое.
Общение - неотъемлемая часть человеческой жизни. Каждый день мы контактируем с множеством людей - с домашними, с коллегами по работе, деловыми партнерами, друзьями, а также с совершенно незнакомыми людьми - в магазине, метро и просто на улице. Очень важно, чтобы было приятным для обоих собеседников, а также продуктивным. Ведь какая главная его цель? Правильно, взаимный обмен информацией, мыслями, чувствами и эмоциями. Стоит особенно подчеркнуть слово «взаимный», то есть каждый из собеседников должен быть понят и услышан другим, иначе в дальнейшем могут возникать обиды, недопонимания, а в конечном итоге - и ссоры. Именно поэтому каждому из нас просто необходимо знать правила общения с людьми. Что это такое, какие они бывают - об этом мы расскажем в данной статье, поэтому читайте внимательно, информация, безусловно, вам пригодится.
Поговорим?
Психологи утверждают, что правила общения с людьми - это некий неписаный кодекс. Он помогает стать отличным собеседником, к мнению которого всегда прислушиваются и который всегда желанный гость в любом доме. также очень важно во время деловых переговоров с партнерами. Да и в обычной жизни оно не помешает. У человека, который знает правила общения с людьми и применяет их на деле, всегда много хороших друзей и знакомых, ему всегда рады.
Долой стеснение!
Но что же делать, если вы совершенно не умеете общаться с окружающими? При любой попытке заговорить с человеком у вас появляется страх, вы начинаете запинаться или же совсем забываете, о чем хотели сказать. Бывает такое? Тогда прислушайтесь к нашим простым советам. Прежде всего, запомните первое и самое главное правило: вам совершенно нечего стесняться других людей. Вы можете общаться с каждым человеком на равных. Задавать ему вопросы, просить о помощи или же делиться информацией. Общение - совершенно естественный для каждого человека процесс, поэтому отбросьте свои комплексы и начинайте общаться. Вы увидите, что это легко. А сейчас мы расскажем 5 правил общения с людьми. На самом деле их гораздо больше, но мы выделим самые основные.
Правила общения между людьми
Итак, если вы хотите стать хорошим собеседником:
![](https://i0.wp.com/fb.ru/misc/i/gallery/23647/540907.jpg)
Незнакомцы могут стать друзьями
Бывают и такие ситуации, когда нужно общаться с совершенно незнакомыми людьми. Вы пришли на вечеринку, организованную другом. Вы только вливаетесь в новый коллектив на учебе или работе. Таких ситуаций может быть много. Поэтому следует запомнить правила общения с незнакомыми людьми:
![](https://i0.wp.com/fb.ru/misc/i/gallery/23647/540908.jpg)
Помните, что вышеупомянутые правила общения с людьми легки, однако они помогут вам в повседневной жизни во время разговора с каждым. Не забывайте применять их на практике!
Обучающие цели:
- Способствовать пониманию учащимися приемов общения (техники активного слушания), как основы успешной коммуникации;
- Расширение представлений о способах самоанализа и самокоррекции в сфере общения.
Развивающие цели:
- Способствовать развитию коммуникативных навыков через организацию диалога и освоению способов и приемов эффективного общения.(и формированию умения использовать технику активного слушания
Воспитательные цели:
- Способствовать формированию и развитию толерантности через развитие эмпатии на основе техники активного слушания.
Материалы и требования к организации игры: Цветной мел, карточки с заданиями для 4 групп, памятки “Активное слушание”, фломастеры, магниты, ручки, карточки со словами.
Этапы урока:
- Обозначение темы урока.
- Определение проблемы
- Работа в парах
- Обобщение мнений детей. Определения правил эффективного общения. Запись правил. Зарисовка образа проблемы “слушать” и “слышать”
- Работа в группах (все участники делятся в процессе упражнения на 4 группы). Определения правил эффективного общения. Запись правил.
- Рефлексия.
- Работа в группах по 4 человека.
- Презентация работы в группах. коллективное обсуждение, выбор правильного варианта.
- Подведение итогов. Дети предлагают свою формулировку изначально предложенного высказывания. Варианты вывешиваются на доску на магниты.-
Ход урока
Организационный момент.
Здравствуйте!
Общение всегда ценилось не столько за обмен информацией (пусть даже очень нужной), сколько за возможность соприкоснуться с уникальными мирами- человеческими личностями. Для этого надо совсем немного… суметь открыть себя другому человеку. Значит, надо “научиться” приемам успешного общения.
Известно высказывание К. Морли, в котором он остроумно заметил, что “существует только один способ стать хорошим собеседником – это …”уметь слушать”.
В этом высказывании содержится один из секретов успешного общения, с которыми нам предстоит сегодня познакомиться.
Любой опыт, полученный через переживание какой-либо ситуации, представляется наиболее ценным, нежели, если бы вам об этом просто расскажут.
Упражнение 1.
Цель: создать условия для осознания и понимания необходимости “слушать”, “видеть” собеседника в процессе общения.
Инструкция. Я вас попрошу в парах, как вы сидите, повернуться друг к друг спиной. Определитесь кто первый собеседник, кто- Второй. Первый собеседник -Сейчас ты в течение 30 сек. расскажете своему напарнику о своей жизни, какой вы себе представляете через 3 года- когда вы закончите школу, выберите для себя сферу деятельности. Второй собеседник слушает. По моей команде вы поменяетесь ролями. Поменяйтесь ролями. Закончили.
Повернитесь друг к друг лицом. Сейчас вам необходимо будет в течение 30 сек. Обменяться той информацией, которую вы услышали от своего собеседника. Начинает второй собеседник. По моей команде вы поменяетесь ролями.
Сравните объем и содержание сказанного вами с объемом и содержанием услышанного о вас.
Найдутся те, у кого произошло искажение информации.
Как вы считаете, что помешало вашему собеседнику услышать вас и воспроизвести информацию в полном объеме?
Не видели партнера,
Что еще мешало?
Не стояло цели запомнить и воспроизвести, “просто слушал” .
То есть, вы не делали сознательного усилия услышать звук, понять его и запомнить?
В словаре Уэбстера “слушать” означает “делать сознательное усилие услышать звук” или “обратить на него внимание”. По существу “слышать” - значит. физически воспринимать звуки определенного значения.
Проговаривание и написание схемы.
Уже из этого ясно, что слушать – больше, чем слышать.
- Это еще одно правило эффективного общения
Слушать собеседника или другими словами проявить заинтересованность к тому, о чем он говорит. Некий философ как-то сказал: “Правду могут высказать двое - один говорит, другой слушает”.
А для того, чтобы захотеть слушать, необходимо проникнуться чувствами собеседника, то есть проявить
- Эмпатию – это еще одно правило.
Перед тем как вы сформулируете следующее правило эффективного общения, Я предлагаю вам еще одно небольшое упражнение.
Упражнение “найди себе пару”.
Сейчас каждый из вас получит листочек, на котором будет слово, обозначающее какой-либо предмет. Вы прочитаете, запомните и уберете листочек в карман. Не говоря ни слова, только при помощи невербальных средств общения: жестов и мимики, вы должны найти еще несколько участников, у которых было то же самое слово. Когда вы сгруппируетесь я попрошу вас не разговаривать. Упражнение закончится как только все участники определяться в какой они группе. На работу у вас 2 минуты.
Ребята разделяются на 4 группы, садятся группами.
Какой вывод можно сделать на основе
полученного опыта?
Можете ли вы назвать следущее правило?
- Учитывать язык поз и жестов.
- Важна обратная связь – вербально, то есть слова!
Чтобы удостовериться в том, что нас поняли.
Существуют определенные опорные фразы для осуществления обратной связи в диалоге.
ВЕШАЮ НА ДОСКУ ОПОРНЫЕ ФРАЗЫ
“Я правильно вас понял …”
“Я правильно вас услышал, что …”
“Разрешите я уточню …” и т.д.
Посмотрите, какие правила вы уже сформулировали, что еще на ваш взгляд может представлять важность в общении?
- Не оценивать собеседника
- Не перебивать
Вы получили представление о правилах взаимодействия, которые в психологии общения называются правилом активного слушания.
Выводы, к которым мы сегодня пришли являются для вас абсолютно новыми?
Я рада, что свои знания вы выстроили в определенную систему, обогатили свой опыт и т.п.
В знаниях самое интересное, что они полезны в жизни. Активному слушанию, да и межличностному общению можно научиться путем тренировок. И я предлагаю вам применить эти знания в конкретных ситуациях.
Вы будете работать в группах, каждая группа получает задание (Приложение 1)- исходя из ситуации составить диалог с учетом полученных знаний. На работу в группах вам дается 3 минуты, на представление диалога – 1 минута. (Приложения 2 ,
Представление результатов работы в группах.
С какими трудностями вы столкнулись?
На ваш взгляд какой группе удалось оптимально
применить правила эффективного общения –
активного слушания?
Обсуждение
Вернемся к нашему высказыванию.
С учетом сегодняшнего опыта как бы вы закончили это предложение?
1) Напишите свои варианты на листочке.
ВЕШАЮ ВАРИАНТЫ ОТВЕТА НА ДОСКУ
2) ЗАПИСЫВАЮ ИХ ВАРИАНТЫ В СТОЛБИК ПОД ВЫСКАЗЫВАНИЕМ
В оригинале это высказывание звучит так: “существует только один способ стать хорошим собеседником – это уметь слушать” . Вы оказались правы в своих ответах.
Человеческое общение на три четверти состоит из речевого. И все же устное сообщение легко забывается, а неумение слушать может дорого обойтись.
Педагог раздает каждому участнику памятку эффективного общения. (Приложение 6).
Спасибо за урок. Вы были для меня приятными собеседниками.