Подготовка прокурора к участию в суде присяжных. Особенности участия прокурора в рассмотрении уголовных дел судом присяжных. Положения, выносимые на защиту

Разъясняет прокурор отдела государственных обвинителей Кузьмина Ольга Викторовна.

С 01.06.2018 вступают в силу изменения в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, расширяющие применение института присяжных заседателей. Это расширение будет происходить за счет распространения института присяжных заседателей на районные суды и гарнизонные военные суды, составляющие основное звено судебной системы России.

В соответствии с изменениями судьи районного суда и коллегия из 6 присяжных заседателей будут рассматривать по ходатайству обвиняемого уголовные дела о преступлениях, предусмотренных статьями 105 частью второй, 277, 295, 317 и 357 УК РФ, по которым в соответствии с положениями Уголовного кодекса Российской Федерации в качестве наиболее строгого вида наказания не могут быть назначены пожизненное лишение свободы или смертная казнь (это уголовные дела в отношении женщин, несовершеннолетних и мужчин старше 60 лет), а также уголовные дела о преступлениях, предусмотренных частью первой статьи 105 и частью четвертой статьи 111 УК РФ.

Необходимо отметить, что рассмотрение уголовных дел с участием присяжных заседателей имеет свою специфику. В частности, приговор в отношении подсудимого выносится судьей на основании вердикта коллегии присяжных заседателей, которые свое решение о доказанности или недоказанности виновности подсудимого в совершении преступления не мотивируют.

Вердикт является обязательным для председательствующего. При этом, обвинительным считается вердикт, если на вопрос о виновности подсудимого проголосовало больше половины присяжных заседателей. В настоящее время коллегия присяжных заседателей состоит из 12 человек, которые по итогам рассмотрения уголовного дела в совещательной комнате принимают решение о виновности или невиновности подсудимого. С 01.06.2018 основной состав коллегии присяжных в судах субъектов (областных, краевых судах) будет состоять из 8 человек, а при рассмотрении дела в районных судах – из 6 человек. При равном разделении количества голосов присяжных заседателей «за» и «против» вердикт считается оправдательным.

Основанием для отмены приговора, постановленного в соответствии с вердиктом коллегии присяжных заседателей, могут являться лишь существенные процедурные нарушения закона, допущенные в ходе судебного разбирательства.

Приговор, постановленный на основании обвинительного вердикта коллегии присяжных заседателей, не может быть обжалован осужденным и его защитником по мотивам несоответствия выводов суда, изложенных в приговоре, фактическим обстоятельствам уголовного дела, а именно, по мотиву недоказанности вины, отсутствия доказательств причастности к инкриминируемому преступлению.

Как же происходит формирование коллегии присяжных заседателей и кто из кандидатов может в нее войти?

Формирование коллегии присяжных заседателей является процедурой строго регламентированной законом. Данная процедура представляет собой отбор сторонами из числа явившихся кандидатов тех лиц, которые в силу закона, а также с учетом мнения сторон – обвинения и защиты, могут войти в коллегию присяжных заседателей и в дальнейшем будут способны вынести объективное и беспристрастное решение по делу, именуемое вердиктом.

Кандидаты в присяжные заседатели вызываются в судебное заседание согласно отбору, производимому путем случайной компьютерной выборки из общего списка избирателей, который утверждается высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации один раз в четыре года. В списки включается необходимое для работы соответствующего суда число граждан, постоянно проживающих на территории данного субъекта.

Канцелярией суда присяжных на основании судебного постановления вызывается определенное количество кандидатов в присяжные заседатели. Далее в закрытом судебном заседании судьей с участием сторон обвинения (прокурора и потерпевшего) и защиты (адвоката и подсудимого) проводится процедура формирования коллегии присяжных заседателей.

Судом, а затем сторонами поочередно, проводится опрос кандидатов, ответы которых фиксируются в протоколе судебного заседания. Затем сторонами обвинения и защиты заявляются мотивированные и немотивированные отводы тем кандидатам, которые в силу закона или по иным причинам не могут входить в коллегию присяжных заседателей. Председательствующий принимает решение об удовлетворении заявленных отводов и доводит свое решение до сведения сторон.

В соответствии с Федеральным законом «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» присяжными заседателями и кандидатами в присяжные заседатели не могут быть лица:

Не достигшие к моменту составления списков кандидатов в присяжные заседатели возраста 25 лет;

Имеющие непогашенную или неснятую судимость;

Признанные судом недееспособными или ограниченные судом в дееспособности;

Состоящие на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств;

Подозреваемые или обвиняемые в совершении преступлений;

Не владеющие языком, на котором ведется судопроизводство;

Имеющие физические или психические недостатки, препятствующие полноценному участию в рассмотрении судом уголовного дела.

Кроме того, в соответствии с указанным Федеральным законом гражданин, включенный в общий или запасной список кандидатов в присяжные заседатели, исключается из указанных списков в случаях подачи им заявления о наличии обстоятельств, препятствующих исполнению им обязанностей присяжного заседателя, если он является:

а) лицом, не способным исполнять обязанности присяжного заседателя по состоянию здоровья, подтвержденному медицинскими документами;

б) лицом, достигшим возраста 65 лет;

в) лицом, замещающим государственные должности или выборные должности в органах местного самоуправления;

г) гражданином, уволенным с военной службы по контракту из органов федеральной службы безопасности, федеральных органов государственной охраны или органов внешней разведки, – в течение пяти лет со дня увольнения;

д) судьей, прокурором, следователем, дознавателем, адвокатом, нотариусом, должностным лицом службы судебных приставов или частным детективом – в период осуществления профессиональной деятельности и в течение пяти лет со дня ее прекращения;

е) имеющим специальное звание сотрудником органов внутренних дел, таможенных органов или органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, а также лицом, уволенным со службы в указанных органах, в течение пяти лет со дня увольнения;

ж) священнослужителем.

Кроме того, в соответствии с ч.3 ст.326 Уголовно-процессуального кодекса РФ одно и тоже лицо не может участвовать в течение года в судебных заседаниях в качестве присяжного заседателя более одного раза.

В силу ч.7 ст.326 Уголовно-процессуального кодекса РФ от исполнения обязанности присяжных заседателей по их письменному или устному согласию могут быть освобождены лица старше 60 лет; женщины, имеющие ребенка в возрасте до 3 лет; лица, которые в силу религиозных убеждений считают для себя невозможным участвовать в отправлении правосудия; лица, отвлечение которых от исполнения служебных обязанностей может нанести существенный вред общественным или государственным интересам; иные лица, имеющие уважительные причины для неучастия в судебном заседании.

При выявлении несовпадений данных о личности кандидата в присяжные заседатели, указанных в списке, с паспортными данными кандидата, он также не может принимать участие в формировании коллегии присяжных заседателей.

При наличии какого-либо из перечисленных обстоятельств кандидаты в присяжные заседатели освобождаются судьей от участия в рассмотрении дела.

После решения всех вопросов о самоотводах и об отводах кандидатов в присяжные заседатели секретарь судебного заседания составляет список оставшихся кандидатов в присяжные заседатели в той последовательности, в которой они были включены в первоначальный список.

Дальнейшее рассмотрение уголовного дела с участием сформированной коллегии присяжных заседателей проводится в соответствии с Главой 42 Уголовно-процессуального кодекса РФ.

При этом, особенностями судебного следствия в суде с участием присяжных заседателей является то, что не подлежат исследованию в присутствии коллегии присяжных заседателей сведения о личности подсудимого, потерпевших, вопросы производства следственных действий, законности получения тех или иных доказательств, а лишь исследуются те фактические обстоятельства дела, которые подтверждают предъявленное подсудимому обвинение.

  • Сущность, задачи, принципы и основные направления прокурорского надзора
    • Сущность прокурорского надзора
    • Основные понятия прокурорского надзора
    • Цели и задачи прокурорского надзора
    • Принципы организации и деятельности прокуратуры
    • Основные направления (отрасли) прокурорского надзора
      • Прокурорский надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание
      • Участие прокуроров в рассмотрении дел судами
  • Правовое регулирование прокурорского надзора в Российской Федерации
    • Учреждение прокуратуры в России и правовое регулирование ее деятельности
    • Правовое регулирование прокурорского надзора в советский период
    • Правовое регулирование прокурорского надзора в Российской Федерации в современный период
  • Прохождение службы и кадровое обеспечение в органах прокуратуры
    • Особенности службы в органах прокуратуры
    • Управление кадрами в органах прокуратуры
    • Основные виды кадровой работы в органах прокуратуры
  • Организация работы и управления в органах прокуратуры
    • Система, структура и организация органов прокуратуры
    • Понятие организации работы и управления в органах прокуратуры
    • Информационно-аналитическая работа и планирование в органах прокуратуры
    • Взаимодействие прокуроров с органами представительной (законодательной) и исполнительной власти, местного самоуправления, контролирующими и другими органами
    • Делопроизводство, учет и отчетность в органах прокуратуры
  • Координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью
    • Сущность, цели и участники координационной деятельности
    • Формы координации и взаимодействия правоохранительных органов
    • Состояние и совершенствование координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью
  • Тактика и методика прокурорского надзора
    • Понятие тактики прокурорского надзора
    • Понятие методики прокурорского надзора
    • Методическое обеспечение прокурорского надзора
  • Прокурорский надзор заисполнением законов
    • Сущность, предмет и задачи прокурорского надзора за исполнением законов
    • Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов
    • Направления (подотрасли) прокурорского надзора за исполнением законов
    • Организация работы по надзору за исполнением законов
    • Проведение прокурором проверок исполнения законов
    • Проведение прокурором проверок законности издаваемых правовых актов
    • Особенности проведения прокурором проверок исполнения экологического законодательства
    • Правовые средства реагирования прокурора на выявляемые правонарушения
      • Опротестование правовых актов, противоречащих закону
      • Внесение представлений об устранении нарушений закона
      • Вынесение прокурором постановлений
      • Объявление предостережений о недопустимости нарушения закона
  • Прокурорский надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина
    • Сущность, предмет и задачи прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина
    • Полномочия прокурора по надзору за соблюдением прав и свобод человека и гражданина
    • Работа прокурора с обращениями граждан
    • Приоритетные направления прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина
  • Прокурорский надзор заисполнением законов в оперативно-розыскной деятельности
    • Сущность, предмет и задачи прокурорского надзора за исполнением законов в оперативно- розыскной деятельности
      • Порядок выполнения оперативно-розыскных мероприятий как предмет прокурорского надзора
    • Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов в оперативно-розыскной деятельности
    • Организация работы по надзору за исполнением законов в оперативно-розыскной деятельности
    • Особенности надзора за исполнением законов в оперативно-розыскной деятельности
  • Прокурорский надзор за исполнением законов в досудебном производстве
    • Сущность, предмет и задачи прокурорского надзора за исполнением законов в досудебном производстве
    • Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов в досудебном производстве
    • Организация работы по надзору за исполнением законов в досудебном производстве
    • Особенности надзора за исполнением законов в досудебном производстве
  • Прокурорский надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание, и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу
    • Сущность, предмет и задачи прокурорского надзора за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание, и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу
    • Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание, и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу
    • Организация работы по надзору за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание, и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу
    • Особенности надзора за законностью исполнения наказаний в виде лишения свободы
    • Особенности надзора за законностью исполнения наказаний, не связанных с изоляцией осужденного от общества
    • Особенности надзора за исполнением законов администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу
  • Участие прокурора в рассмотрении дел судами
    • Задачи и основные направления деятельности прокурора в суде
    • Особенности участия прокурора в рассмотрении судом уголовных дел
      • Участие в рассмотрении уголовных дел судом первой инстанции
      • Оспаривание приговоров, определений и постановлений, вступивших в законную силу
    • Особенности участия прокурора в суде присяжных
    • Особенности участия прокурора в рассмотрении дел мировым судьей и апелляционной инстанции
    • Участие прокурора в рассмотрении судами гражданских дел
    • Участие прокурора в рассмотрении дел арбитражными судами
    • Участие прокурора в рассмотрении судами дел об административных правонарушениях
  • Прокурорский надзор за исполнением законов судебными приставами
    • Сущность, предмет и задачи прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами
    • Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов судебными приставами
    • Организация работы по надзору за исполнением законов судебными приставами
    • Проведение проверок исполнения законов судебными приставами
  • Другие направления деятельности прокуратуры
    • Расследование преступлений органами прокуратуры
    • Участие прокуроров в правотворческой деятельности
      • Проведение прокурорами правовой экспертизы проектов законов и иных нормативных актов
    • Международное сотрудничество органов прокуратуры
    • Участие следователей и прокуроров в предупредительно-профилактической работе
      • Первоочередные задачи прокурора в борьбе с преступностью
  • Повышение эффективности прокурорского надзора
    • Понятие эффективности прокурорского надзора
    • Методика определения эффективности прокурорского надзора за исполнением законов
    • Основные направления повышения эффективности прокурорского надзора за исполнением законов
    • Концептуальные положения развития прокуратуры Российской Федерации

Особенности участия прокурора в суде присяжных

Концептуальное и конституционное (ст. 47, 123 Конституции РФ) закрепление суда присяжных в судебной системе РФ повлекло соответствующие изменения уголовно-процессуального законодательства, регулирующего, в частности, деятельность прокурора в суде. Создание и функционирование суда присяжных в ряде регионов РФ обусловили необходимость отдельного освещения некоторых особенностей участия прокурора в рассмотрении дел судом этого вида.

Прежде всего, следует отметить, что в соответствии с определенной ст. 31 УПК РФ подсудностью, суды присяжных могут рассматривать дела только о преступлениях, перечисленных в этой статье, причем только при наличии об этом ходатайства обвиняемого. Последнее заявляется обвиняемым при объявлении ему об окончании предварительного следствия и предъявлении для ознакомления всех материалов дела.

Так как в последующем ходатайство обвиняемого о рассмотрении его дела в суде присяжных, как и отказ от ранее заявленного ходатайства, не принимаются, то прокурор уже на этом этапе знает, что данное дело будет рассматриваться в суде присяжных и может тщательно готовиться к участию в его рассмотрении. Определенные сложности в подготовке прокурора к участию в рассмотрении уголовного дела в суде присяжных возникают уже с момента заявления соответствующего ходатайства обвиняемым.

Такая сложность возникает, когда по делу проходит несколько обвиняемых. В соответствии с п. 5 ст. 217 УПК РФ дело с несколькими обвиняемыми может быть рассмотрено только в тех случаях, когда все обвиняемые заявили такого рода ходатайства либо когда отсутствуют возражения других обвиняемых по поводу ходатайства заявленного одним или несколькими обвиняемыми.

При наличии такого возражения прокурор должен выделить дело относительно возражающих, если это не отражается на всесторонности, полноте и объективности его исследования и разрешения. Удовлетворить это требование бывает нередко крайне сложно и даже невозможно в условиях стабильного роста групповых преступлений.

Прокурор должен следить за тем, чтобы обвиняемый, не заявивший ходатайства о рассмотрении дела в суде присяжных, был уведомлен, что такое ходатайство о рассмотрении дела в суде присяжных было заявлено другим обвиняемым и чтобы следователь разъяснил ему его право на возражение против рассмотрения дела в суде присяжных. Прокурору также следует иметь в виду, что обвиняемый, не заявивший ходатайства о рассмотрении дела в суде присяжных, тем не менее, пользуется всеми правами, предусмотренными порядком рассмотрения дел в суде присяжных, если его дело там рассматривается.

Прокурор должен проследить и принять меры к обязательному участию защитника в судебном процессе, если защитник не был приглашен самим обвиняемым или другими лицами по его поручению. В соответствии с требованиями ст. 246 УПК РФ участие государственного обвинителя в рассмотрении дела публичного или частично-публичного обвинения, а следовательно, и дел, рассматриваемых судом присяжных, обязательно. Причем не только в непосредственном рассмотрении, но и на предварительном слушании дела судьей.

Необходимость участия прокурора в предварительном слушании дела объясняется тем, что в этой стадии окончательно решается вопрос о форме судопроизводства по делу. Судья, проводящий судебное заседание с обязательным участием прокурора, подсудимых, заявивших ходатайство о рассмотрении дела в суде присяжных, его защитника, выясняет, подтверждает ли подсудимый свое ходатайство.

Если по делу проходят другие подсудимые, не заявлявшие ходатайства о рассмотрении дела в суде присяжных, то судья выясняет, есть ли у них возражения против рассмотрения дела в суде присяжных.

В случаях неподтверждения или отказа подсудимого от ранее заявленного ходатайства или при наличии возражений других обвиняемых о рассмотрении дела в суде присяжных, судья выясняет, согласны ли они на рассмотрение дела судом в составе 3 профессиональных судей. Выяснив мнение каждого из подсудимых, судья объявляет предварительное слушание дела оконченным и в дальнейшем осуществляет производство по общим правилам, предусмотренным ст. 30 УПК РФ.

При подтверждении ходатайства подсудимым о рении дела с участием присяжных заседателей, суд определяет количество кандидатов в присяжные заседатели, которых должно быть не менее 20, а также вопрос о том, открытым, закрытым или частично закрытым будет судебное заседание.

Если же обвиняемый подтвердил свое ходатайство и возражений против рассмотрения дела в суде присяжных со стороны других обвиняемых нет, судья объявляет об удовлетворении ходатайства и переходит к заслушиванию ходатайств сторон.

Роль прокурора на стадии предварительного слушания дела сводится к тому, что он должен проследить, имеются ли в суде указанные выше ходатайства, есть ли ходатайство подсудимого о рассмотрении дела на предварительном слушании в его отсутствие либо если он сам отказывается от участия в заседании. Без указанных документов дело в предварительном слушании рассмотрено быть не может.

Прокурор на предварительном слушании оглашает резолютивную часть обвинительного заключения, высказывает свое мнение относительно ходатайств, заявленных другой стороной, сам заявляет в необходимых случаях ходатайство. Важное значение при этом имеет оценка прокурором допустимости доказательств, если этот вопрос возникает на предварительном слушании. Прокурор, участвующий в предварительном слушании дела, вправе отказаться от обвинения полностью или частично. В этом случае судья прекращает дело полностью или в соответствующей части. Так как на предварительном слушании ведется протокол заседания, то прокурор в случаях несогласия с его содержанием может дать замечания в порядке, предусмотренном ст. УПК РФ.

Существенной особенностью участия прокурора в разбирательстве дела судом присяжных является его активное участие в отборе присяжных заседателей . Учитывая принципиальную важность роли, присяжными заседателями в судебном процессе, прокурор должен с максимальным вниманием выяснить все вопросы, касающиеся личности присяжных заседателей, могущие повлиять на объективность их решения по делу.

С этой целью он может подготовить и передать в письменном виде вопросы к конкретным присяжным заседателям, с тем чтобы их выяснил председательствующий и, таким образом, решил вопрос об отводе присяжного заседателя. Прокурор сам может заявить отвод в порядке, предусмотренном ст. 328 УПК РФ. Прокурор в процессе отбора присяжных заседателей имеет право на безмотивный отвод их, но числом не более двух. С этой целью он на карточке с фамилией присяжного заседателя пишет слово: «отведен».

Для выяснения личности присяжных заседателей прокурор может через председательствующего просить, чтобы интересующий его присяжный заседатель представился. После формирования председательствующим суда коллегии присяжных заседателей, но до принятия ими присяги, прокурор имеет предусмотренное ст. 330 УПК РФ право, если придет к такому выводу, заявить, что вследствие особенностей рассматриваемого дела, этот состав коллегии присяжных заседателей в целом может оказаться неспособным вынести объективный вердикт.

В случае, если такое заявление председательствующим будет признано обоснованным, он может распустить коллегию присяжных заседателей. Активное использование рассмотренного выше права в отборе присяжных заседателей является существенной гарантией законности их последующего решения по делу.

Центральное место в деятельности прокурора в суде присяжных имеет его участие в судебном следствии. Особенностью этой деятельности государственного обвинителя является уже то, что в соответствии с требованием закона (ст. 335 УПК РФ) прокурор сам зачитывает резолютивную часть обвинительного заключения.

При этом выступлении он не имеет права упоминать о фактах судимости подсудимого и фактах признания его опасным рецидивистом в прошлом, хроническим алкоголиком или наркоманом, если эти факты не имеют значения для установления признаков состава преступления. После этого прокурор предлагает порядок исследования представленных им доказательств. Обычно исследование доказательств начинается с допроса подсудимого. Затем, по мере необходимости, прокурор допрашивает свидетелей, экспертов и других лиц, вызванных в судебное заседание.

В процессе судебного следствия прокурором (как и другими участниками процесса) исследуются только те доказательства, которые были допущены на предварительном слушании дела. В случае необходимости прокурор может ходатайствовать об исследовании доказательств, исключенных ранее судьей из разбирательства, а также высказывать свое мнение о необходимости их исследования, если об этом заявит ходатайство другая сторона. Важно подчеркнуть, что бремя доказывания вины подсудимых в суде присяжных лежит на государственном обвинителе.

Поэтому исход дела, достижение цели уголовного преследования зависит от профессиональной подготовленности и активности прокурора. Допрашивая подсудимых, свидетелей, других участников процесса, исследуя доказательства по делу, прокурор постоянно имеет в виду необходимость убеждения присяжных заседателей в виновности подсудимых.

При этом он учитывает их юридическую неподготовленность к восприятию доказательств, неосведомленность в правовых, процессуальных, криминалистических вопросах, хорошо известных профессиональным юристам, и с учетом этого строит тактику участия в судебном следствии.

Еще в большей степени это требование относится к выступлению государственного обвинителя в судебных прениях. Его речь должна быть не только профессиональна, убедительна логикой исследования и предъявления доказательств, анализом законодательства, но и доходчива для восприятия непрофессионалов по своей форме, эмоциональной напряженности, четкости структуры и выражения мысли.

В своем выступлении прокурор не только излагает все доказательства вины подсудимых, но и убеждает присяжных заседателей в виновности подсудимых. Для этого он учитывает особенности рассматриваемого преступления, его восприятия и отношения к нему присяжных заседателей, уровень их образования, профессию, образ жизни и многие другие факторы, определяющие характер социальной психологии этой группы граждан, уровень их правосознания, а следовательно, и отношение к преступлению и лицам, его совершившим.

Конечно, если прокурор в процессе судебного следствия придет к выводу о полной или частичной невиновности подсудимых вследствие недоказанности их участия в совершении преступления либо отсутствии в их деянии состава преступления, он обязан отказаться от обвинения. В таких случаях при отсутствии возражений со стороны потерпевшего судья прекращает дело полностью или в соответствующей части.

Государственный обвинитель может на любом этапе разбирательства дела вплоть до удаления присяжных заседателей в совещательную комнату для вынесения вердикта изменить обвинение в сторону смягчения путем:

  • исключения из юридической квалификации деяния признаков преступления, отягчающих ответственность;
  • исключения из обвинения ссылки на какую-либо норму УК РФ, если действия подсудимого полностью охватываются другой нормой УК РФ, нарушение которой вменялось в обвинительном заключении;
  • переквалификации деяния по норме УК РФ, предусматривающей более мягкое наказание.

В последнем случае государственный обвинитель еще на предварительном слушании должен представить суду новое обвинительное заключение, утвержденное соответствующим прокурором.

Особенностью участия прокурора в разбирательстве дел судом присяжных является его участие в постановке и формулировании вопросов, подлежащих разрешению коллегией присяжных заседателей . Согласно ст. 338 УПК РФ государственный обвинитель, как и представители другой стороны в процессе, может предложить поправки к сформулированным председательствующим вопросам, поставить дополнительные к ним вопросы.

В связи с напутственным словом председательствующего присяжным заседателям государственный обвинитель вправе заявить в судебном процессе возражения по поводу нарушения принципа объективности. Если такие возражения своевременно заявлены не были, то в последующем прокурор не имеет права ссылаться на нарушение объективности председательствующего при последующем пересмотре этого дела вышестоящим судом.

Уголовно-процессуальное законодательство (ст. 344 УПК РФ) предусматривает возможность возобновления судебного следствия по просьбе присяжных заседателей или уточнения вопросов, поставленных перед ними председательствующим. В таких случаях государственный обвинитель по тем же правилам принимает участие в судебном следствии и формулировании или уточнении поставленных вопросов.

Существенное значение имеет деятельность прокурора в суде после вынесения вердикта присяжных заседателей. Согласно ст. 347 УПК РФ государственный обвинитель с участием представителей сторон, но уже в отсутствие присяжных заседателей может исследовать доказательства, не подлежавшие исследованию с участием присяжных заседателей, выступать по вопросам, связанным с юридическими последствиями вынесенного вердикта, включая вопросы квалификации содеянного подсудимым, назначения ему наказания и разрешения гражданского иска.

При этом в своих выступлениях прокурор не имеет права ставить под сомнение правильность вынесенного присяжными заседателями вердикта.

Особенность надзорной деятельности прокурора в кассационном порядке по делам, рассмотренным судом присяжных, состоит в том, что закон (п. 5 ст. 348, п. 2 ст. 352, п. 5 ст. 355 УПК РФ) четко определяет, какие из не вступивших в законную силу постановлений суда не могут быть обжалованы.

Другие постановления, вынесенные председательствующим в суде присяжных судьей, и приговор подлежат обжалованию.

Представление на указанные приговоры и постановления приносится в Судебную коллегию по уголовным делам Верховного Суда РФ.

Основания для принесения представления на приговоры и постановления суда присяжных:

  • несоответствие выводов суда, изложенных в приговоре фактическим обстоятельствам дела;
  • нарушение уголовно-процессуального закона;
  • неправильное применение уголовного закона;
  • несправедливость приговора.

Прокурор, участвующий в кассационном рассмотрении дела, должен учитывать, что Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РФ не может принять решения, ухудшающего положения подсудимых или направить дело на новое расследование.

Приговоры и постановления суда присяжных, вступившие в законную силу, могут быть обжалованы в порядке надзора только при наличии оснований, предусмотренных ст. 409 УПК РФ.

    ПОДГОТОВКА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБВИНИТЕЛЕЙ К ВВЕДЕНИЮ СУДА ПРИСЯЖНЫХ В РАЙОННЫХ СУДАХ

    Я.Е. ХОРОШЕВ

    Федеральным законом от 23 июня 2016 г. N 190-ФЗ "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в связи с расширением применения института присяжных заседателей" с 1 июня 2018 г. вводится новая форма уголовного судопроизводства в районных судах.

    Очевидно, что участие в судебных заседаниях по делам с участием присяжных заседателей требует от государственных обвинителей досконального знания всей процедуры этой формы судопроизводства. Она сильно отличается от существующего порядка рассмотрения дел районными судами. При этом не секрет, что нормы о суде присяжных, сформулированные в гл. 42 УПК, редко попадали в поле зрения прокурорских работников, за исключением тех, которые осуществляют поддержание обвинения в суде с участием присяжных заседателей в судах субъекта РФ. А это - небольшой круг лиц.

    Практика поддержания обвинения свидетельствует, что не каждый государственный обвинитель, даже имеющий большой опыт участия в рассмотрении уголовных дел различных категорий, может качественно и успешно поддержать обвинение в суде с участием присяжных заседателей. Наряду с доскональным знанием материалов уголовного дела, умением вести допрос прокурор в таком процессе должен понимать психологию присяжных, быть готовым незамедлительно отреагировать на любые процессуальные нарушения, способные вызвать предубеждение присяжных заседателей, уметь максимально доходчиво представить доказательства по делу людям, не обладающим юридическими знаниями, чтобы доказать им правильность позиции обвинения, обладать незаурядными ораторскими качествами и даром убеждения, чтобы изложить свою позицию в прениях сторон, используя при этом не юридическую терминологию, а простые слова и аргументы, понятные любому человеку независимо от уровня его образования, воспитания и особенностей восприятия.

    В связи с этим на повестке дня остро встал вопрос подготовки государственных обвинителей городских и районных прокуратур к работе в условиях функционирования суда с участием присяжных заседателей.

    С этой целью прокуратурой Алтайского края в соответствии с тезисами, содержавшимися в Послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 3 декабря 2015 г., еще до принятия названного закона разработан и утвержден план мероприятий по подготовке государственных обвинителей городских и районных прокуратур, поддерживающих обвинение по делам с участием присяжных заседателей.

    Была проанализирована практика рассмотрения уголовных дел с участием присяжных заседателей в Алтайском краевом суде за период функционирования этого института на территории региона. При этом основное внимание уделено результатам рассмотрения дел об убийствах, поскольку именно дела о преступлениях, предусмотренных ст. 105 УК РФ, а также ч. 4 ст. 111 УК, и составят в перспективе основную массу дел, подпадающих под компетенцию суда присяжных в районных судах.

    Установлено, что за период с 1994 по 2016 гг. краевой суд рассмотрел свыше 1 600 уголовных дел в отношении лиц, обвиняемых в совершении преступлений, предусмотренных ст. ст. 102, 103 УК РСФСР и ст. 105 УК РФ. Из них с участием присяжных заседателей рассмотрено 213 дел, или около 13%. В свою очередь, оправдательные вердикты за указанный период вынесены по 34 делам об убийствах, или по 16% дел, рассмотренных в рамках этой формы судопроизводства.

    Проведенный анализ позволил спрогнозировать возможное количество дел, которые будут рассмотрены судами с участием присяжных заседателей в 2018-м и последующие годы, а также увидеть типичные проблемы и ошибки при поддержании обвинения в суде присяжных.

    Далее, в соответствии с разработанным планом подготовлены и систематизированы методические и иные материалы, накопленные за период функционирования судов с участием присяжных заседателей в субъектах РФ, в том числе подготовленные Генеральной прокуратурой РФ. К указанным документам обеспечен свободный доступ государственных обвинителей. Подготовлены и подобраны методические пособия, образцы вопросных листов, судебных речей, публикации в периодических изданиях и примеры из судебной практики по конкретным делам, которыми проиллюстрированы основания отмены и изменения приговоров в суде с участием присяжных заседателей.

    Для отработки практических навыков государственные обвинители городских и районных прокуратур в настоящее время привлекаются к рассмотрению в краевом суде дел с участием присяжных заседателей в составе групп государственных обвинителей совместно с прокурорами управления прокуратуры края, имеющими опыт поддержания обвинения в суде с участием присяжных заседателей. С целью изучения особенностей суда присяжных в качестве зрителей на таких процессах присутствуют прокурорские работники, проходящие стажировку в уголовно-судебном управлении, а также государственные обвинители районных прокуратур. При этом проблемы, возникающие по ходу процесса, спорные ситуации и пути их решения после каждого судебного заседания обсуждаются с руководителем группы государственных обвинителей.

    В сентябре - ноябре 2016 года организованы семинарские занятия с целью доведения до сведения прокурорских работников городских и районных прокуратур особенностей функционирования суда с участием присяжных заседателей, специфики принятия решений присяжными заседателями и проблем, связанных с поддержанием государственного обвинения в рамках этой формы уголовного судопроизводства.

    Всего проведено 6 семинаров, в которых приняло участие свыше 150 прокурорских работников.

    Наибольший интерес вызвали вопросы, связанные с формированием коллегии присяжных заседателей по конкретным делам, а также вопросы оспаривания неправосудных судебных решений.

    В ходе семинаров проведено тестирование прокурорских работников с целью проверки знания ими положений закона, регулирующих особенности судопроизводства в суде с участием присяжных заседателей.

    Безусловно, успешное поддержание государственного обвинения невозможно без повышения качества предварительного следствия, обеспечения соблюдения всех требований закона при получении доказательств. На это обстоятельство уже указано горрайпрокурорам. Кроме того, с учетом специфики восприятия присяжными заседателями информации предложено ориентировать органы следствия на формирование доказательственной базы, обеспечивающей возможность наглядной демонстрации присяжным материалов дела (использование схем, фото, видеоматериалов). Это позволит государственным обвинителям выстраивать оптимальную тактику представления доказательств присяжным заседателям с целью изобличения виновных лиц в совершении преступлений.

    В завершение хотелось бы отметить следующее. Институт присяжных заседателей в районных судах в ближайшее время станет объективной реальностью, но уже сейчас требуется приложить немалые усилия для подготовки прокурорских работников к работе в новых условиях.

    В прокуратуре края на 2017 г. запланировано обучение государственных обвинителей с целью закрепления теоретических знаний и отработки практических навыков в отдельных стадиях судебного следствия по делам, рассматриваемым с участием присяжных заседателей.

    Полагаем, что для обеспечения должной подготовки прокуроров, поддерживающих обвинение по делам с участием присяжных заседателей, необходимо введение специальных курсов для государственных обвинителей на базе институтов Генеральной прокуратуры РФ. Проведение таких курсов на систематической основе под контролем Главного уголовно-судебного управления Генеральной прокуратуры РФ, безусловно, будет востребовано в масштабах всей страны и исключительно полезно, особенно если обеспечить практический, прикладной характер такого обучения.

    Наряду с этим, по нашему мнению, для эффективного функционирования суда присяжных требуется совершенствование некоторых законодательных норм. В частности, с учетом положений закона о возможности оспаривания в апелляционной инстанции постановленных судами с участием присяжных заседателей приговоров, в том числе оправдательных, преимущественно в связи с существенными нарушениями уголовно-процессуального закона большое значение имеет правильность фиксации хода процесса. Судебная практика свидетельствует о необходимости закрепления в законе положений об обязательной аудиофиксации судебного разбирательства, о праве сторон знакомиться с соответствующими записями и делать на них ссылки при апелляционном обжаловании приговора, в том числе в случаях расхождения таких аудиозаписей с протоколом судебного заседания.

    Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Уголовный процесс, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.

  • § 1. Цели и задачи прокурорского надзора
  • § 2. Принципы организации и деятельности прокуратуры
  • § 3. Система, структура и организация органов прокуратуры
  • § 4. Нравственные начала в деятельности прокуроров и следователей
  • Глава III прокурорский надзор за исполнением законов и законностью правовых актов
  • § 1. Сущность и задачи надзора за исполнением законов и законностью правовых актов
  • § 2. Предмет и пределы надзора за исполнением законов и законностью правовых актов
  • § 3. Полномочия прокурора, осуществляющего надзор за исполнением законов и законностью правовых актов
  • § 4. Акты прокурорского реагирования на выявленные нарушения закона
  • § 5. Организация прокурорского надзора за исполнением законов и законностью правовых актов
  • Глава IV прокурорский надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие
  • § 1. Понятие и предмет прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие.
  • § 2. Полномочия прокурора, осуществляющего надзор за исполнением законов органами предварительного следствия, дознания и оперативно-розыскной деятельности
  • § 3. Надзор за законностью приема, учета, регистрации и проверки заявлений и сообщений о преступлениях
  • § 4. Надзор за законностью возбуждения уголовных дел
  • § 5. Надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно- розыскную деятельность
  • § 6. Надзор за соблюдением конституционных прав и законных интересов граждан при осуществлении дознания и предварительного следствия
  • § 7. Надзор за обеспечением права обвиняемого на защиту
  • § 8. Прокурорский надзор и процессуальная самостоятельность следователя.
  • § 9. Организация надзора за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия
  • Глава V деятельность прокуратуры по координации борьбы с преступностью
  • § 1. Сущность и значение координации
  • § 2. Правовые и организационные основы координации
  • § 3. Формы координации
  • § 4. Роль прокуратуры в координации
  • Глава VI участие прокурора в рассмотрении судами уголовных дел
  • § 1. Сущность и задачи участия прокурора в рассмотрении судами уголовных дел
  • § 2. Процессуальное положение прокурора в суде
  • § 3. Участие прокурора в стадии подготовки уголовного дела к судебному заседанию
  • § 4. Участие прокурора в судебном разбирательстве уголовных дел
  • § 5. Участие прокурора в стадии кассационного производства
  • § 6. Участие прокурора в стадии надзорного производства
  • § 7. Участие прокурора в стадии возобновления уголовных дел по вновь открывшимся обстоятельствам.
  • § 8. Прокурорский надзор в протокольной форме досудебной подготовки материалов
  • § 9. Особенности участия прокурора в суде присяжных
  • § 10. Организация участия прокурора в рассмотрении судом уголовных дел
  • Глава VII прокурорский надзор за исполнением законов в стадии исполнения приговоров
  • § 1. Сущность и задачи прокурорского надзора в стадии исполнения приговоров
  • § 2. Надзор за законностью обращения к исполнению приговоров
  • § 3. Надзор за законностью исполнения приговоров, связанных с лишением свободы
  • § 4. Надзор за законностью исполнения приговоров; связанных с исправительными работами
  • § 5. Надзор за законностью досрочного освобождения осужденных от отбывания наказания
  • Глава VIII участие прокурора в рассмотрении судами гражданских дел
  • § 1. Сущность и задачи участия прокурора в рассмотрении судами гражданских дел
  • § 2. Участие прокурора в рассмотрении гражданских дел судом первой инстанции
  • § 3. Участие прокурора в рассмотрении гражданских дел в стадии кассационного производства
  • § 4. Участие прокурора в рассмотрении гражданских дел в стадии надзорного производства
  • § 5. Прокурорский надзор в стадии исполнительного производства
  • Глава IX прокурорский надзор за исполнением законов о несовершеннолетних
  • § 1. Надзор за исполнением законов о борьбе с безнадзорностью и правонарушениями несовершеннолетних
  • § 2. Надзор за исполнением законов об охране прав и законных интересов несовершеннолетних
  • § 3. Надзор за исполнением законов о несовершеннолетних в уголовном судопроизводстве
  • § 4. Надзор за исполнением законов администрацией учреждений, исполняющих наказание, назначенное судом несовершеннолетним
  • Глава X участие прокуроров в правотворческой деятельности и в пропаганде законов
  • § 1. Участие прокуроров в правотворческой деятельности
  • § 2. Пропаганда законов - важное направление в деятельности прокуратуры
  • § 3. Формы правовой пропаганды
  • § 4. Организация правовой пропаганды
  • § 5. Систематизация законодательства в органах прокуратуры
  • Глава XI организация надзора и управления в органах прокуратуры
  • § 1. Задачи и пути совершенствования организации надзора и управления в органах прокуратуры
  • § 2. Эффективность прокурорского надзора
  • § 3. Стиль и методы руководства и управления в органах прокуратуры
  • § 4. Планирование работы в органах прокуратуры
  • § 5. Контроль исполнения в органах прокуратуры
  • Глава 1. Основы конституционного строя
  • Раздел I. Общие положения
  • Раздел II. Система и организация прокуратуры Российской Федерации
  • Раздел III. Прокурорский надзор Глава 1. Надзор за исполнением законов
  • Глава 2. Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина
  • Глава 3. Надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие
  • Раздел IV. Участие прокурора в рассмотрении дел судами
  • Раздел V. Служба в органах и учреждениях прокуратуры. Кадры органов и учреждений прокуратуры
  • Раздел VI. Особенности организации и обеспечения деятельности органов военной прокуратуры
  • Раздел VII. Иные вопросы организации и деятельности органов прокуратуры
  • 121099, Москва, Шубинский пер., 6
  • Isbn 5-8078-0064-8
  • § 9. Особенности участия прокурора в суде присяжных

    Концептуальное и конституционное (ст. 47, 123 Конституции РФ) закрепление суда присяжных в судебной системе Российской Федерации повлекло соответствующие изменения уголовно-процессуального законодательства, регулирующего, в частности, деятельность прокурора в суде. Создание и функционирование суда присяжных в ряде регионов РФ обусловили необходимость отдельного освещения некоторых особенностей участия прокурора в рассмотрении дел судом этого вида.

    Прежде всего следует отметить, что в соответствии с определенной ст. 36 УПК подсудностью суды присяжных могут рассматривать дела. только о преступлениях, перечисленных в этой статье, причем только при наличии об этом ходатайства обвиняемого. Последнее заявляется обвиняемым при объявлении ему об окончании предварительного следствия и предъявлении для ознакомления всех материалов дела. Так как в последующем ходатайство обвиняемого о рассмотрении его дела в суде присяжных, как и отказ от ранее заявленного ходатайства, не принимаются, то прокурор уже на этом этапе знает, что данное дело будет рассматриваться в суде присяжных, и может тщательно готовиться к участию в его рассмотрении. Определенные сложности в подготовке прокурора к участию в рассмотрении уголовного дела в суде присяжных возникают уже с момента заявления соответствующего ходатайства обвиняемым. Такая сложность возникает, когда по делу проходят несколько обвиняемых. В соответствии со ст. 425 УПК дело с несколькими обвиняемыми может быть рассмотрено только в тех случаях, когда всё обвиняемые заявили такого рода ходатайства либо когда отсутствуют возражения других обвиняемых по поводу ходатайства, заявленного одним или другими обвиняемыми. При наличии такого возражения прокурор должен выделить дело относительно возражающих, если это не отражается на всесторонности, полноте и объективности его исследования и разрешения. Удовлетворить это требование бывает нередко крайне сложно и даже невозможно в условиях стабильного роста групповых и особенно организованных преступлений.

    Прокурор следит за тем, чтобы обвиняемый, не заявивший ходатайства о рассмотрении дела в суде присяжных, был уведомлен, что такое ходатайство о рассмотрении дела в суде присяжных было заявлено другим обвиняемым, и чтобы следователь разъяснил ему его право на возражение против рассмотрения дела в суде присяжных. Прокурору также следует иметь в виду, что обвиняемый, не заявивший ходатайства о рассмотрении дела в суде присяжных, тем не менее пользуется правами, предусмотренными порядком рассмотрения дел в суде присяжных, если его дело там рассматривается. Прокурор принимает меры к обязательному участию защитника в судебном процессе, если защитник не был приглашен самим обвиняемым или другими лицами по его поручению. Определенной особенностью данной деятельности прокурора является то, что в соответствии с требованиями ст. 428 УПК участие государственного обвинителя в рассмотрении дела судом присяжных обязательно. Причем не только в непосредственном рассмотрении, но и на предварительном слушании дела судьей.

    Необходимость участия прокурора в предварительном слушании дела объясняется тем, что в этой стадии окончательно решается вопрос о форме судопроизводства по делу. Судья, проводящий судебное заседание с обязательным участием прокурора, обвиняемого, заявившего ходатайство о рассмотрении дела в суде присяжных, его защитника, выясняет, подтверждает ли обвиняемый свое ходатайство. Если по делу проходят другие обвиняемые, не заявлявшие ходатайства о рассмотрении дела в суде присяжных, то судья выясняет, есть ли у них возражения против рассмотрения дела в суде присяжных.

    В случаях неподтверждения или отказа обвиняемого от ранее заявленного ходатайства или при наличии возражений других обвиняемых о рассмотрении дела в суде присяжных судья выясняет, согласны ли они на рассмотрение дела судом в составе трех профессиональных судей. Выяснив мнение каждого из обвиняемых, судья объявляет предварительное слушание дела оконченным и в дальнейшем осуществляет производство по общим правилам, предусмотренным гл. XX УПК.

    Если же обвиняемый подтвердил свое ходатайство и возражений против рассмотрения дела в суде присяжных со стороны других обвиняемых нет, судья объявляет об удовлетворении ходатайства и переходит к заслушиванию ходатайств сторон.

    Роль прокурора на стадии предварительного слушания дела сводится к тому, что он должен проследить, имеются ли в суде указанные выше ходатайства, есть ли ходатайство обвиняемого о рассмотрении дела на предварительном слушании в его отсутствие либо если он сам отказывается от участия в заседании. Без указанных документов дело в предварительном слушании рассмотрено быть не может. Прокурор на предварительном слушании оглашает резолютивную часть обвинительного заключения, высказывает свое мнение относительно ходатайств, заявленных другой стороной, сам заявляет в необходимых случаях ходатайство. Важное значение при этом имеет оценка прокурором допустимости доказательств, если этот вопрос возникает на предварительном слушании. Прокурор, участвующий в предварительном слушании дела, вправе отказаться от обвинения полностью или частично. В этом случае судья прекращает дело полностью или в соответствующей части. Так как на предварительном слушании ведется протокол заседания, то прокурор в случаях несогласия с его содержанием может дать замечания в порядке, предусмотренном ст. 265 УПК.

    Существенной особенностью участия прокурора в разбирательстве дела судом присяжных является его активное участие в отборе присяжных заседателей. Учитывая принципиальную важность роли, играемой присяжными заседателями в судебном процессе, прокурор должен с максимальным вниманием выяснить все вопросы, касающиеся личности присяжных заседателей, могущие повлиять на объективность их решения по делу. С этой целью он может подготовить и передать в письменном виде вопросы к конкретным кандидатам в присяжные заседатели, с тем, чтобы их выяснил председательствующий и, таким образом, решил вопрос об отводе присяжного заседателя. Прокурор сам может заявить отвод по основаниям, предусмотренным ст. 59, 60 УПК. Прокурор в процессе отбора присяжных заседателей имеет право на безмотивный отвод их, но числом не более двух. С этой целью он на карточке с фамилией присяжного заседателя пишет слово "отведен". Для выяснения личности присяжных заседателей прокурор может через председательствующего просить, чтобы интересующий его присяжный заседатель представился. После формирования председательствующим суда коллегии присяжных заседателей, но до принятия ими присяги, прокурор имеет право, если придет к такому выводу, заявить, что вследствие особенностей рассматриваемого дела этот состав коллегии присяжных заседателей в целом может оказаться неспособным вынести объективный вердикт. В случае, если такое заявление председательствующим будет признано обоснованным, он может распустить коллегию присяжных заседателей. Активное использование рассмотренного выше права в отборе присяжных заседателей является существенной гарантией законности их последующего решения по делу.

    Центральное место в деятельности прокурора в суде присяжных имеет его участие в судебном следствии. Особенностью этой деятельности государственного обвинителя является уже то, что в соответствии с требованием закона (ст. 446 УПК) прокурор сам зачитывает резолютивную часть обвинительного заключения. При этом выступлении он не имеет права упоминать о фактах судимости подсудимого и фактах признания его особо опасным рецидивистом в прошлом. Дальнейшие действия государственного обвинителя зависят от признания или непризнания вины подсудимыми. Если все подсудимые полностью признают свою вину, у прокурора, как и у других участников процесса, не возникает никаких сомнений, то судебное следствие на этом может быть закончено. Если же подсудимые вину не признают и у прокурора есть сомнения и вопросы по поводу их показаний, то государственный обвинитель допрашивает подсудимых. Затем, по мере необходимости, прокурор допрашивает свидетелей, экспертов и других лиц, вызванных в судебное заседание.

    В процессе судебного следствия прокурором (как и другими участниками процесса) исследуются только те доказательства, которые были допущены на предварительном слушании дела. В случае необходимости прокурор может ходатайствовать об исследовании доказательств, исключенных ранее судьей из разбирательства, а также высказывать свое мнение о необходимости их исследования, если об этом заявит ходатайство другая сторона. Важно подчеркнуть, что бремя доказывания вины подсудимых в суде присяжных лежит на государственном обвинителе. Поэтому исход дела, достижение цели обвинительного заключения зависят от профессиональной подготовленности и активности прокурора. Допрашивая подсудимых, свидетелей, других участников процесса, исследуя доказательства по делу, прокурор должен постоянно иметь в виду необходимость убеждения присяжных заседателей в виновности подсудимых. При этом он должен учитывать их юридическую неподготовленность к восприятию доказательств, неосведомленность в правовых, процессуальных, криминалистических вопросах, хорошо известных профессиональным юристам, и с учетом этого строить тактику участия в судебном следствии.

    Еще в большей степени это требование относится к выступлению государственного обвинителя в судебных прениях. Его речь должна быть не только профессиональна, убедительна логикой исследованных и предъявленных доказательств, анализом законодательства, но и доходчива для восприятия непрофессионалов по своей форме, эмоциональной напряженности, четкости структуры и выражению мысли. В своем выступлении прокурор должен не только изложить все доказательства вины подсудимых, но и убедить присяжных заседателей в виновности подсудимых. Для этого он должен учитывать особенности рассматриваемого преступления, его восприятия и отношения к нему присяжных заседателей, уровень их образования, профессию, образ жизни и многие другие факторы, определяющие характер социальной психологии этой группы граждан, уровень их правосознания, а следовательно, и отношение к преступлению и лицам, его совершившим.

    Конечно, если прокурор в процессе судебного следствия придет к выводу о полной или частичной невиновности подсудимых вследствие недоказанности их участия в совершении преступления либо отсутствии в их деянии состава преступления, он обязан отказаться от обвинения. В таких случаях при отсутствии возражений со стороны потерпевшего судья прекращает дело полностью или в соответствующей части.

    Государственный обвинитель может на любом этапе разбирательства дела, вплоть до удаления присяжных заседателей в совещательную комнату для вынесения вердикта, изменить обвинение в сторону смягчения путем: 1) исключения из юридической квалификации деяния признаков преступления, отягчающих ответственность; 2) исключения из обвинения ссылки на какую-либо норму УК, если действия подсудимого полностью охватываются другой нормой УК, нарушение которой вменялось в обвинительном заключении; 3) переквалификации деяния по норме УК, предусматривающей более мягкое наказание.

    В последнем случае государственный обвинитель еще на предварительном слушании должен представить суду новое обвинительное заключение, утвержденное соответствующим прокурором.

    Особенностью участия прокурора в разбирательстве дел судом присяжных является его участие в постановке и формулировании вопросов, подлежащих разрешению коллегией присяжных заседателей. Согласно ст. 450 УПК государственный обвинитель, как и другие участники сторон в процессе, может предложить поправки к сформулированным председательствующим вопросам, поставить дополнительные к ним вопросы.

    В связи с напутственным словом председательствующего присяжным заседателям государственный обвинитель вправе заявить в судебном процессе возражения по поводу нарушения принципа объективности. Если такие возражения своевременно заявлены не были, то в последующем прокурор не имеет права ссылаться на нарушение объективности председательствующего при последующем пересмотре этого дела вышестоящим судом.

    Уголовно-процессуальное законодательство (ст. 455 УПК) предусматривает возможность возобновления судебного следствия по просьбе присяжных заседателей или уточнения вопросов, поставленных перед ними председательствующим. В таких случаях государственный обвинитель по тем же правилам принимает участие в судебном следствии и формулировании или уточнении поставленных вопросов.

    Существенное значение имеет деятельность прокурора в суде после вынесения вердикта присяжных заседателей. Согласно УПК государственный обвинитель с участием представителей сторон, но уже в отсутствие присяжных заседателей, может исследовать доказательства, не подлежащие исследованию с участием присяжных заседателей, выступать по вопросам, связанным с юридическими последствиями вынесенного вердикта, включая вопросы квалификации содеянного подсудимым, назначения ему наказания и разрешения гражданского иска. При этом в своих выступлениях прокурор не имеет права ставить под сомнение правильность вынесенного присяжными заседателями вердикта.

    Особенность надзорной деятельности прокурора в кассационном порядке по делам, рассмотренным судом присяжных, состоит в том, что закон (ст. 464 УПК) четко определяет, какие из не вступивших в законную силу приговоров и постановлений суда могут быть опротестованы прокурором. К ним относятся: а) приговоры суда присяжных; б) постановления председательствующего судьи в суде присяжных о прекращении уголовного дела; в) постановления председательствующего судьи о возвращении дела для производства дополнительного расследования; г) постановления председательствующего судьи в суде присяжных о прекращении дела в процессе предварительного слушания.

    Другие постановления, Вынесенные председательствующим в суде присяжных судьей, опротестованию не подлежат.

    Протест на указанные приговоры и постановления приносится в кассационную палату Верховного Суда Российской Федерации.

    Основанием для принесения протеста на приговоры и постановления суда присяжных является: 1. Односторонность и неполнота судебного следствия, возникшая вследствие: а) ошибочного исключения из разбирательства допустимых доказательств, которые могут иметь существенное значение для исхода дела; б) необоснованного отказа стороне в исследовании доказательств, которые могут иметь существенное значение для исхода дела; в) неисследования существенных для исхода дела доказательств, подлежащих обязательному исследованию в силу ст. 79; ч. 2 ст. 232; ст. 258; ч. 2 ст. 308; п. 2 ч. 2 ст. 343, ч. 4 ст. 352 УПК; г) исследования в судебном заседании недопустимых доказательств, если это могло иметь существенное значение для исхода дела.

    2. Существенное нарушение уголовно-процессуального законодательства.

    3. Неправильное применение закона к обстоятельствам дела, как они были установлены судом присяжных.

    4. Назначение несправедливого наказания. Прокурор, участвующий в кассационном рассмотрении дела, должен учитывать, что кассационная палата не может принять решения, ухудшающего положение подсудимых или направить дело на новое расследование.

    Приговоры и постановления суда присяжных, вступившие в законную силу, могут быть опротестованы в порядке надзора только при наличии названных выше оснований, предусмотренных ст. 465 УПК.

    "

    Особенности участия прокурора - государственного обвинителя в суде присяжных определяются своеобразием процессуального порядка, установленного УПК для назначения судебного заседания и разбирательства дел в этом суде. Вступление прокурора в дело происходит на стадии предварительного слушания дела судьей и является обязательным. На государственного обвинителя ложится обязанность огласить резолютивную часть обвинительного заключения. Процедура предварительного слушания предусматривает возможность заявления ходатайств государственным обвинителем, потерпевшим, обвиняемым и его защитником. Ходатайства разрешаются судьей. Причем ходатайства могут касаться признания доказательств недопустимыми; в случае признания их таковыми они не предъявляются при разбирательстве дела судом присяжных, а государственный обвинитель лишается права ссылаться на них при поддержке обвинения. Поэтому обсуждение вопроса об удовлетворении заявленного, как правило, стороной защиты ходатайства об исключении того или иного доказательства, полученного с нарушением закона, во многом предопределяет ход и результаты судебного следствия, что требует активного участия прокурора и обстоятельной аргументации его мнения по этому вопросу.

    Государственный обвинитель вправе отказаться от обвинения на любом этапе предварительного слушания полностью или в cooтветствующей части. Он может также изменить обвинение в сторону смягчения путем: 1) исключения из юридической квалификации, деяния признаков преступления, отягчающих ответственность; 2) исключения из обвинения ссылки на какую-либо норму УК РФ, и если действия подсудимого полностью охватываются другой нормой УК РФ, нарушение которой также вменялось в обвинительном заключении; 3) переквалификации деяния по норме УК РФ, предусматривающей более мягкое наказание.

    Государственный обвинитель, изменяя обвинение в сторону смягчения на предварительном слушании, должен представить суду новое обвинительное заключение, утвержденное прокурором в пределах его компетенции (ст. 430 УПК).

    При необходимости изменения обвинения государственный обвинитель по этим мотивам заявляет ходатайство судье о возвращении дела для производства дополнительного расследования.

    Такое же ходатайство государственный обвинитель заявляет, если усматривает в материалах дела существенные противоречия в доказательствах; нарушения закона, которые можно устранить при дополнительном расследовании по делу. Если этого не сделано на стадии предварительного слушания, то указанные обстоятельства могут быть использованы стороной защиты для обоснования ходатайства о прекращении дела, а при судебном разбирательстве - о вынесении оправдательного вердикта. Ходатайствовать о возвращении уголовного дела для производства дополнительного расследования по результатам судебного следствия в суде присяжных государственный обвинитель не вправе.

    Поскольку при предварительном слушании обязательно ведение протокола, государственный обвинитель знакомится с ним и, если возникнет необходимость, может сделать замечания по его содержанию в порядке ст. 265 УПК.

    Закон предоставляет государственному обвинителю определенные возможности (хотя и небольшие) повлиять на отбор присяжных. Активная и решающая роль в этом отношении отводится председательствующему судье. Государственный обвинитель в качестве стороны может заявить каждому из явившихся присяжных заседателей отвод по основаниям, предусмотренным ст. 59, 60 УПК. Ему предоставлено также право сформулировать и передать судье в письменном виде вопросы, ответы на которые могут быть им учтены при принятии решения о наличии оснований для освобождения конкретного присяжного заседателя от участия в рассмотрении дела. Кроме того, государственный обвинитель имеет право отвести (не более двух) присяжных заседателей, не мотивируя отвод. Для этого достаточно на билетах с указанием фамилий присяжных написать "отведен" и подписаться.

    И наконец, государственный обвинитель может воспользоваться предоставленным ему законом правом до приведения присяжных заседателей к присяге заявить, что вследствие особенностей рассматриваемого дела этот состав коллегии присяжных заседателей в целом может оказаться неспособным вынести объективный вердикт (ч. 1 ст. 441 УПК). Такое заявление должно быть мотивированным. Если после выслушивания мнения сторон оно будет признано председательствующим обоснованным, коллегия присяжных заседателей распускается.

    В отличие от обычного судопроизводства по уголовным делам в суде присяжных судебное следствие начинается оглашением государственным обвинителем лишь резолютивной части обвинительного заключения. При этом закон запрещает упоминать о наличии у подсудимого (подсудимых) судимости.

    Дальнейшие действия государственного обвинителя определяются следующими обстоятельствами. Если все подсудимые полностью признают свою вину, их признания сторонами не оспариваются и не вызывают у судьи сомнений, с согласия всех участников процесса судебное следствие на этом заканчивается или ограничивается исследованием тех доказательств, на которые укажут стороны. В случаях, когда хотя бы один из подсудимых не признал себя полностью виновным или государственный обвинитель считает необходимым провести судебное следствие в полном объёме, он приступает к допросам и исследованию других доказательств. Государственный обвинитель может ходатайствовать об исследовании тех доказательств, которые были ранее исключены судьей из разбирательства, не излагая при этом их существа.

    Обвинительная речь в суде присяжных имеет только одну особенность. В ней не должны упоминаться имеющиеся у подсудимых судимости. Сведения такого рода, несомненно, имеют значение при решении вопроса присяжными заседателями о том, заслуживают ли признанные ими виновными подсудимые снисхождения или особого снисхождения. Но прокурор не может пускаться на всякого рода ухищрения (например, "случайно" обмолвиться о судимости) для того, чтобы обойти закон.

    До удаления присяжных заседателей в совещательную комнату для вынесения вердикта государственный обвинитель может изменить обвинение в сторону смягчения, если результаты судебного следствия приведут его к выводу о необходимости это сделать.

    Одна из существенных особенностей участия прокурора в разбирательстве дел судом присяжных состоит в том, что его Деятельность не заканчивается произнесением обвинительной речи (или репликой). Государственный обвинитель может предложить поправки к сформулированным председательствующим вопросам, подлежащим разрешению коллегией присяжных заседателей, просить о постановке других вопросов. Признав, что содержание напутственного слова председательствующего нарушает принцип объективности, государственный обвинитель должен воспользоваться своим правом заявить в судебном заседании свои возражения. Иначе впоследствии он лишится возможности сослаться на необъективность напутственного слова как на основание пересмотра дела вышестоящим судом.

    Статья 455 УПК допускает возобновление судебного следствия по просьбе присяжных заседателей в целях дополнительного исследования обстоятельств, имеющих существенное значение для ответа на поставленные перед ними вопросы. Государственный обвинитель принимает участие в этом дополнительном судебном следствии, произносит речь, использует право на реплику, но только касаясь вновь исследуемых обстоятельств.

    После вынесения вердикта присяжных заседателей государственный обвинитель участвует в исследовании доказательств, не подлежащих исследованию с участием присяжных заседателей, выступает по вопросам, связанным с юридическими последствиями вынесенного вердикта (не ставя под сомнение его правильность), включая вопросы квалификации преступления, назначения наказания подсудимому (подсудимым) и разрешения гражданского иска.