Поиск причины заболевания. Что такое аюрведа

Выберите язык русский английский азербайджанский албанский арабский армянский африкаанс баскский белорусский бенгальский бирманский болгарский боснийский валлийский венгерский вьетнамский галисийский греческий грузинский гуджарати датский зулу иврит игбо идиш индонезийский ирландский исландский испанский итальянский йоруба казахский каннада каталанский китайский (традиционный) китайский (упрощенный) корейский креольский (Гаити) кхмерский лаосский латынь латышский литовский македонский малагасийский малайский малайялам мальтийский маори маратхи монгольский немецкий непали нидерландский норвежский панджаби персидский польский португальский румынский себуанский сербский сесото сингальский словацкий словенский сомали суахили суданский тагальский таджикский тайский тамильский телугу турецкий узбекский украинский урду финский французский хауса хинди хмонг хорватский чева чешский шведский эсперанто эстонский яванский японский

Аюрведа – Наука о жизни.

Аюрведа

Внимание!!!
Скоро будет закончена новая книга - "Аюрведа простыми словами"
Написана очень доходчивым языком, коротко и с наглядными примерами.
Найти ее можно будет по ссылке внизу главной странице сайта

Всемирной организацией здравоохранения ООН было выведено определение – Состояние полного физического, психического и социального благополучия человека. То есть по мнению этой организации здоровье – это не просто отсутствие болезней и физических дефектов, как принято считать. Удивительно, то что мнение ООН совпадает с позицией древней науки Аюрведы. Однако глядя на современные системы здравоохранения, разве мы можем отметить, что соответствующие заведения делают людей настолько гармоничными, как это определяет ООН? Вряд ли. Наоборот, мы наблюдаем полный бардак, как в медицинских учреждениях, так и в здоровье людей, которые их посещают. Что уж тут говорить про психику и социальное благополучие. Хотя все это напрямую связанно одно с другим.

Я думаю, что деятели, которые выдумывали это определение, позаимствовали его из древних источников, но о выполнении своих обязательств позаботиться позабыли или не захотели. Ведь медицинская индустрия и так приносит огромные прибыли. Это профессия, которая подразумевает наличие клиентов и не заинтересована в том, чтобы все были здоровыми.

Аюрведа рассматривает человеческий организм как целостную систему не отделимую от внешней системы, природы, вселенной. Область деятельности этого древнего искусства заключается в том, чтобы изначально поддерживать гармонию во внутреннем пространстве человеческого организма, состоящем из 50-100 триллионов клеток упорядоченных определенным образом. Этот баланс возможен только при выполнении условий правильного взаимодействия тканей, органов и систем организма с внешними условиями мира в котором обитает человек, так как он является частью общей системы.

На вопрос для чего же нужно человеку здоровье? Аюрведа отвечает следующим образом – оно нужно для реализации своего предназначения в жизни, осознания духовной природы и смысла существования. Предназначение человека определяется в Ведах четыремя целями – Дхарма, Ардха, Кама и Мокша. Рассмотрим их подробнее.

Дхарма – выполнение своих обязанностей перед обществом и природой. Она состоит из двух частей 1. Служение и принесение пользы всем живым существам. 2. Раскрытие своего индивидуального таланта. Как видим второе может быть реализованно через первое.

У большинства людей проблема состоит в том, чтобы найти свой талант. Многие и очень многие занимаются тем, чем они занимаются без какого либо морального удовлетворения, делают это в основном ради денег или положения в обществе. Есть люди убеждающие себя в том, что они любят свою профессию. Но в отношении Дхармы это не работает. В Бхагавад-гите сказано, что ”лучше исполнять свои обязанности, пусть несовершенным образом, чем безукоризненно исполнять чужие обязанности” (глава 18, текст 47).

То как человек выполняет свое предназначение, напрямую влияет на его здоровье. Проведенные учеными исследования показывают, что около 88% людей занимаются деятельностью, которая их не устраивает. И в то же время около 90% сердечных приступов настигли именно тех, кто занимался работой противоречащей их природной тяге, они делали это только ради заработка. Таким образом не выполнение Дхармы, очень пагубно сказывается на физическом самочувствии человека. А следовательно препятствует реализации следующей цели.

Ардха – накопление материальных благ при помощи исполнения своих обязанностей. Из самого определения следует, что этот процесс естественный, не являющийся самоцелью. В то время как в современном обществе, это и является основной задачей большинства людей. Процесс прибавления финансов, материальных ценностей, положения в обществе и уважения должен служить на пользу другим, подразумевает обеспечение своей семьи, для счастливого существования при отсутствии алчности и накопительства.

Приобретение материальных ценностей должно возникнуть естественным образом в результате реализации человеком своего таланта. Занятие любимым делом особенно оценивается другими людьми, которые с удовольствием пользуются плодами творчества и с радостью благодарят человека, в том числе и материально.

Достижение материального благополучия создает предпосылки для реализации следующей цели.

Кама – удовлетворение своих желаний и потребностей, помощь близким. Это возможно достичь при помощи накопленных материальных благ. Имеется в виду удовлетворении своих чувств, то есть желаний не несущих разрушительные последствия. И конечно исключает злоупотребления в каком бы то ни было виде. Так как любой переизбыток желаний несет негативный характер и является вредным для здоровья. В то время как удовлетворение позитивных желаний укрепляет здоровье и является полезным. Так же у слова Кама имеется еще одно значение – потребность в Любви. И это то, без чего ни один человек не может быть счастлив по настоящему.

Реализация первых трех целей создает предпосылки для достижения четвертой:

Мокша – Это наслаждение самой жизнью. То есть осознание того, что жизнь есть нечто большее чем выполнение своих обязанностей перед обществом, накопление материальных благ и удовлетворение своих желаний. Считается что только познав первые три, человек может осознать ценность самой жизни, как божественного дара.

Но большинство людей обычно пренебрегают первой и четвертой целями. Зато активно стремятся достичь второй и третьей, накопить богатства и получить удовольствия. Веды говорят, что невозможно достичь Мокши не выполнив свою Дхарму. Так же как и, что не возможно достичь физического здоровья, не уравновесив свой ум. Современная западная медицина так же не отрицает, что большинство болезней возникает на ментальном и психическом уровне, а лишь потом поражают тело.

Поэтому Здоровье Арведа разделяет на четыре уровня Арогья, Сукхам, Свастха и Ананда. Давайте рассмотрим каждый из них.

Арогья – Это здоровье физического тела. То есть отсутствие болезней, хорошее самочувствие и функционирование всех органов и систем организма. Эта часть обязательна для успешной жизнедеятельности. Здоровье тела необходимо для всего общего здоровья, но является только частью и не может существовать без остальных частей.

Западная медицина, как мы видим, рассматривает эту часть как единственную. Все лечение направлено на устранение прямого симптома. Редко когда рассматривается причина, а тем более другие части и составляющие комплексного подхода. Современные врачи обычно предпочитают отрезать заболевший орган. Пациенты тоже рады такому подходу. Все хотят быстро и эффективно устранить боль или дискомфорт, быстрее убрать то, что беспокоит, совершенно не задумываясь о более тонких причинах заболеваний. А то, что разрушает организм, в большинстве случаев не устраняется.

И как бы врачи и пациенты не стремились достичь физического здоровья, все их попытки будут обречены на провал и болезни будут возвращаться, если они будут придерживаться только этого уровня.

Сукхам – второй уровень здоровья, это счастье нахождения в социуме или мирское счастье. Этот уровень предусматривает удовлетворенность своей профессиональной деятельностью, работой, семьей, взаимоотношениями с окружающими, материальное благополучие. Как видим, второй уровень здоровья тесно связан с реализацией жизненных целей Дхармы(своего предназначения), Артхи(материального благополучия) и Камы(удовлетворения потребностей).

Взаимоотношения с окружающим миром очень важны потому что через общение мы можем осознать свою собственную духовную природу.

Кроме того наша жизнь в обществе и социуме является непревзойденной школой для нашего развития и самопознания. Это усвоение прошлых уроков и новые уроки. Все что с нами происходит не случайно и дается нам для чего то, какого то опыта, который поможет нам в жизни. Встреченные нами люди и ситуации являются наилучшими учителями, которые мы не всегда хорошо усваиваем. Этому и учит Сукхам, потому что она звучит как счастье от того что с нами происходит.

Очень редко люди бывают удовлетворены достигнутым. Обычно это чувство недолговечное. В какие бы условия они не попали, они не довольны. Или сначала довольны. Проходит какое то время, даже после достижения желаемого и человек начинает страдать, потому что ему кажется этого мало.

Здоровье возможно только при чувстве глубокой удовлетворенности и благодарности за все, что у нас есть. В Йоге это называется Сантоша – удовлетворенность тем, что есть. Это непременное условие для хорошего самочувствия, отсутствие обеспокоенности, благодарность судьбе, людям, вселенной, богу.

На первом и втором уровне здоровья основан третий:

Свастха – укорененность в себе самом. Это означает осознание человека как совокупности тела, души и ума. В основном все мы привыкли ассоциировать себя только с физическим телом. И даже многие рассуждающие о душе и духовности на самом деле не осознают то, о чем они говорят. Если понаблюдать за поведением такого человека можно понять, что вся его жизнь ограничена только пониманием себя как плоти, даже развитием собственного мозга мало кто осознанно занимается, что уж говорить о душе.

Этот уровень подразумевает понимание и принятие себя как вечного божественного неповторимого создания, индивидуальности не ограниченной только руками, ногами, желудком и половыми органами, а так же мозгами, которые образуют хитросплетения ума создающие наше восприятие нас и мира. В Бхагавад-гите сказано: «Душа не рождается и не умирает. Она никогда не возникала, не возникает и не возникнет. Она нерожденная, вечная, всегда существующая и изначальная. Она не гибнет, когда погибает тело»(глава 2, текст 20).

В йоге существует понятие Пратьяхара – контроль над своими чувствами. Очень часто люди живут полагаясь только на свои чувства. Удовлетворение своих желаний требуемых чувствами превращается в смысл жизни. Но все эти чувства связанны в основном с желаниями физического тела. В основном происходит так, что чувства начинают управлять умом. Задача пятой ступени йоги научить ум управлять своими чувствами. На мой взгляд понятие Пратьяхары близко к третьему уровню здоровья Свастха, так как позволяет беспокойному уму укорениться в себе.

Также третий уровень здоровья неразрывно связан с четвертой целью предназначения человека – Мокшей, так как осознание прелести самого процесса существования возможно только при контроле над разбегающимися в материальном мире чувствами и осознании себя как целостной абсолютной части мироздания.

И четвертый уровень здоровья возникает на базе первых трех:

Ананда – Радость, блаженство, безграничное счастье независящее ни от чего. Причем уровень и качество его постоянно нарастают. Это очень высокий уровень духовного счастья. Когда человек испытывает постоянный экстаз от самого своего существования. И это радостное состояние захватывает все тело человека. Как видим этот уровень очень плотно переплетается с Мокшей, настолько что четвертый уровень здоровья и четвертая цель существования человека практически переплетаются в одно целое.

Большинство людей стремится достичь только первого уровня – здоровья тела. Некоторые осознают что необходимо еще и социальное здоровье или душевное равновесие. И совершенно никто не стремится в духовности обрести безграничную радость.

Как мы можем с вами проследить все уровни здоровья и цели существования человека в этом мире очень плотно переплетаются между друг другом и дополняют друг друга. Поэтому смею утверждать, что полноценное достижение одного совершенно невозможно без другого, а работает в должной мере только все в комплексе.

Возникновение : Аюрведа как система появилась примерно 30 – 50 тысяч лет назад во времена миграции Ариев с древнего материка Арктида(Гиперборея) по некоторым гипотезам это была та же самая Атлантида. А согласно древнегреческим летописям местоположение этого материка совпадало с современной Антарктидой и после разлома коры, отколовшаяся часть сместилась и представляет собой современную Евразию. До этого раскола, последовавшего за глобальной катастрофой и смещением полюсов, часть Ариев переместилась на территории современной Азии. Их путь, скорее всего, пролегал в районе уральских гор. Как мы знаем, последнее время часто говорят о находках в этих местах. Древние поселения и стоянки, одним из которых, является найденный недавно в Челябинской области Аркаим.

Предполагается, что древние Арии обладали очень развитой цивилизацией и достаточным количеством знаний, большинство из которых были утеряны в связи с катастрофами и трудностями миграций. Одной из сохранившихся и дошедших до наших дней системой и является Аюрведа. Арии, скорее всего и являлись прародителями современной славянской нации. Перемешавшись с древними племенами ближнего Востока, они скорее всего образовали Индийскую нацию. И так получилось что носителями древних ведических традиций стали именно Индусы. Их далекие предки учились жить в гармонии с природой. Древние Арии понимали, что каждый человек в отдельности является клеточкой единого организма – нашей планеты. Он включает в себя как всех живых существ, так и растения и минералы. И все части, все клеточки любого живого организма должны взаимодействовать и помогать друг другу. И только находясь в симбиозе, взаимодействии, каждая из них в отдельности будет находиться в гармонии.

Они изучали свойства растений и их влияние на человеческий организм. Определяли законы по которым взаимодействует все во вселенной.

Человеком собравшим знания об Аюрведе воедино считается мудрец Дханвантари. У него было много учеников и последователей. Благодаря которым, эта наука и дошла до наших дней.

Аюрведа включает в себя практические методы лечения заболеваний такие как хирургию, терапию, педиатрию и т.д. Но основной ее частью является знание о природе человеческого тела и правильном образе жизни, благодаря которому никакие заболевания просто не возникают.

Аюрведа рассматривает каждый человеческий организм как соотношение стихий Воздуха, Эфира, Земли, Огня и Воды. Именно совокупность этих стихий в каждом существе определяет его конституцию тела, тип психики и потребности.

Вот это соотношение стихий и представляет собой идеальное для каждого человека состояние, поддерживая и балансируя которое, он никогда не будет болеть ни физически ни психически, оно называется – Пракрити(природа).

Знания Аюрведы всегда перекликаются с любой традиционно народной медициной. Древние славяне обладали теми же знаниями.

Чтобы сильно не вдаваться в детали, я начну сразу описывать те факты, которые естественным образом сохраняют наше природное равновесие.

Закон биоритмов – в природе есть определенные законы, которые необходимо соблюдать. Например наш мозг имеет такую особенность отдыхать примерно с 22х до 24х часов. Психика восстанавливается с 23х до 2х часов. То есть человек ложащийся спать после 2х часов ночи не дает никакой возможности отдохнуть своим психоментальным составляющим. Вставать желательно до 8ми часов утра. В это время с 3х до 9ти утра организмом управляют высшие силы энергии. Именно они помогают поддерживать свои умственные и физические способности на высшем уровне в течении всего дня. Если человек не следует этому режиму, то он не получает удовлетворенности от жизни, а лишь накапливает физическую и моральную усталость, в результате чего приобретает массу заболеваний или предпосылки к ним.

Еще одним важным условием являются утренние обязательные процедуры, такие как: опорожнение кишечника, медитация, физические упражнения, принятие душа. Это важно сделать до 9ти утра потому что после 9ти наша кожа начинает впитывать через поры все вредные выделения, которые вышли в течении ночи через кожу.

Работать и достигать своих жизненных целей желательно с 9ти до 17ти-18ти часов. Это самые благоприятные часы для плодотворной работы. После 18 часов желательно посвятить оставшееся до сна время отдыху, семье, чтению книг, прогулкам на свежем воздухе, духовным практикам, медитации.

Кроме того важно соблюдать режим питания.

Утром 9-10 часов желательно принимать легкую пищу. В районе 12ти часов самое сильное пищеварение. Поэтому рекомендуется плотно пообедать. Вечером желательно не нагружать свой кишечник. Идеально будет поесть овощей или фруктов в районе 18-19 часов.

Если вы поели перед сном, то эта пища не будет переварена, она будет лежать всю ночь и гнить в ваших внутренностях, выделяя яды и токсины, которыми будет зашлаковываться весь ваш организм.

Кроме того наши тела отличаются друг от друга, следовательно и режимы будут у всех немного отличаться. Какие бывают типы личности я опишу ниже, а так же правила наиболее подходящие для каждого из видов.

Соблюдая эти простые правила вы уже сможете избежать многих неприятностей. Аюрведа рекомендует для полного возвращения к своей природе соблюдать диету показанную именно для вашего типа конституции.

Что бы точно определить тип конституции личности и узнать свою диету необходимо вычислить по гороскопу рождения первоначальный баланс стихий в вашей личности, определяющих врожденную конституцию, затем по ряду тестов узнать то к чему ваше тело пришло в течении жизни. Лишь тогда можно с точностью назначить диету и комплекс процедур приводящих личность в гармонию.

Я постараюсь максимально просто донести до вас основные прикладные принципы Аюрведы, но для того чтобы было лучшее понимание, придется все же пояснить некоторые термины.

Принципы Аюрведической регуляции в теле базируются на понятии Пракрити (в западной медицине Гомеостаз ) – идеальное соотношение и количество всех составляющих систем организма. И Викрити – соотношение в настоящий момент, то есть насколько организм отклонился от своей врожденной природы. Благодаря этим показателям становится возможным наладить баланс организма. Прочитав раздел Аюрведа вы сможете получить начальные знания, которые помогут вам более осознанно относиться к своему здоровью и обходиться без врачей и таблеток.

Аюрведа — этому учению уже четыре тысячи лет, но для нас его идеи звучат вполне свежо.

Нынче модно ходить в народ по разным надобностям, в том числе и за здоровьем. Причем национальная принадлежность этого самого народа значения не имеет.

Кто-то почитает русских травников, кто-то китайских врачевателей, иные же согласны доверить свой застарелый панкреатит исключительно бурятскому шаману.

А мы вот решили обратиться к опыту древних индусов. Уж больно симпатичной показалась нам их система целительства, изложенная в старинной книге Аюрведа.

Толково, доступно, убедительно, а главное - канонический принцип гармонического единства души и тела как нельзя лучше соответствует задачам нашей рубрики.

Три источника, три составные части Аюрведа

Если перевести с санскрита Аюрведа означает «наука о жизни». Жизнь, по мнению индийских мудрецов, поддерживается и управляется тремя силами (они называют их — Доши): Вата (воздух). Пита (огонь) и Кафа (земля). От соотношения этих сил зависят наш внешний вид, здоровье, характер, интеллектуальные и творческие способности.

В идеале воздуха, воды и земли в нас должно быть поровну. Но такие пропорциональные особы в природе встречаются чрезвычайно редко. Поэтому приходится самое себя гармонизировать. Аюрведа дает самые подробные рекомендации, как это сделать наилучшим образом.

Ах, я вся такая воздушная!

Перво-наперво надлежит определить, какая из сил в вас преобладает. Если у вас субтильное телосложение, маленькие ручки-ножки, сухие, ломкие волосы, и с наступлением зимы вы впадаете в эмоциональное оцепенение и время от времени испытываете неодолимую охоту к перемене мест, мнений и мужей, то вы определенно относитесь к типу Вата.

Атлетическая фигура, обилие веснушек, родинок - вот внешние признаки типа Пита, Что касается характера, то общительные люди-Пита были бы уж куда какие милашки, если бы не их упрямство. У типа Кафа всегда проблемы с весом, зато у них большие красивые глаза, крепкие белые зубы и роскошные волосы.

Они выносливы и физический труд приносит им несравнимо большее удовлетворение, нежели труд интеллектуальный. Но пуще всего они уважают сон.

Горячие припарки для ветрениц

Женщинам-Вата полезно все, что согревает и помогает успокоиться. Например, горячие ножные ванночки с горчицей и ванна с лавандой. Принимать их рекомендуется дважды в неделю перед сном.

А утром, сразу после пробуждения - массаж с теплым сезамовым маслом. Горячительные напитки Аюрведа в принципе отрицает, но ничего не имеет против травяного чая. Вообще пряности людям-Вата рекомендуется употреблять по возможности в больших количествах.

Запахи в деле гармонизации личности тоже играют далеко не последнюю роль. Чутким носам-Вата показаны густые, пряные ароматы.

Как потушить огонь в груди

Людям-Пита предлагается поумерить свой пыл. В этих целях полезен массаж с холодным сливочным маслом. Отмерьте 60 г масла, вообразите, что вы бутерброд, и размажьте это самое масло по животу. А теперь - шагом марш под холодный душ.

Все остальное уже не страшно - ежедневный стакан молока с кардамоном и духи на основе жасминовой эссенции.

Побудка для ленивцев

Соням-Кафа показано натирать свое тело овсяными отрубями. Это заставит их ленивую кровь быстрее бежать по жилам. Жирную кожу лица хорошо умывать ромашковым настоем. В пищу - поменьше соли и побольше жгучего перца. Что до парфюма, то предпочтение отдается розмарину.

Согласно Аюрведе питание является нашим главным лекарством.

Что такое аюрведа? это система индийской медицины, возникшая около 6000 лет назад, переводится с санскрита как «наука о жизни» и считается упаведой (дополнительной) одной из четырех вед - Атхарва веды. Болезнь в человеке начинается когда в организме нарушается равновесии трех дош - Вата, Питта и Капха, накапливаются шлаки и токсины. Человек считается здоровым, когда доши находятся в сбалансированном состоянии.

Это наиболее древняя из доступных сейчас систем медицины, проверенная опытом многих тысяч врачей, избавивших от болезней и страданий на протяжении многих тысячелетий, огромное количество пациентов. Целью аюрведы является достижение здоровья людей с помощью обретения гармонии и равновесия. Аюрведа, в отличии от западной медицины, делает человека здоровым, а не борется с каким-то конкретным заболеванием. Огромная роль в ней отводится профилактике. Для достижения здоровья всего человеческого организма необходимо достижение физиологического и психического равновесия, гармония мыслей, понимание законов природы и духовное развитие.

Европейская медицина наилучшим образом справляется острыми заболеваниями и травмами, требующими немедленного, порой хирургического, вмешательства. Жители Запада, главным образом же страдают от сердечно сосудистых заболеваний, ринитов, ожирений, артритов, различного вида опухолей, больной психики – последствий часто повторяющихся стрессов, наркомании, алкоголизма и некоторых других болезней. Индийская медицина Аюрведа - это комплексная система знаний, в которой одними из основных лекарств являются правильной поведение и стиль жизни. Исцеление осуществляется с помощью растений и минералов, йоги и медитации.

Согласно древней индийской философии материя состоит из пяти первоэлементов - панчамахабхут: земля (притхви), вода (джала), огонь (агни), воздух (ваю), эфир (акаша). На основании комбинаций панчамахабхут образуются доши - это патофизиологические факторы, поддерживающие человеческое тело подобно угловым столбам, поддерживающим дом.

Эфир и воздух образуют дошу Вата, отвечающую за вдох и выдох, движение, циркуляцию в организме различных субстанций и выведение продуктов распада.

Огонь и вода образуют дошу Питта, которая управляет зрением, пищеварением, выработкой тепла в организме, гибкостью, веселостью, интеллектом.

Вода и земля образуют дошу Капха, отвечает за пышность, работу суставов, мужество, выдержку, стабильность, сопротивляемость.

Принципы Аюрведы

Аюрведой сформированы следующие доктрины. Для каждого элемента существует сбалансированное и несбалансированное состояния. Когда Вата сбалансирована, человек энергичный и творческий, но, когда он обладает слишком сильной подвижностью, то, как правило, испытывает тревогу, бессонницу, сухость кожи, склонен к запорам и трудностям при концентрации. Когда Питта является сбалансированной, человек является теплым и доброжелательным, дисциплинированным, хорошим лидером и оратором. Когда Питта выходит из равновесия, человек становится навязчивым и раздражительным, может страдать от расстройства желудка или воспалительных состояний. При сбалансированной Капхе человек приятен, надежен и стабилен, но при выходе Капхи из равновесия, возможно ощущение вялости, склонность к избытку веса, заложенность пазух.

Важной целью "науки о жизни" является определение идеального состояния баланса дош в организме, определение, когда они находятся вне баланса. Восстановление сбалансированного состояния осуществляется путем использования диеты, лекарственных трав, ароматерапии, массажа, музыки и медитации.

Статьи по Аюрведе

Аюрведа представляет собой знание о жизни с учетом всех ее многогранных аспектов. Объектами ее изучения является не только жизнедеятельность нашего физического тела, но также ум и душа. Тело, ум и душа являются тремя составными частями, на которых основывается аюрведическая терапия. Аюрведа придерживается целостного взгляда на человеческую жизнь и методы поддержания ее здоровья. Только если тело, ум и душа находятся в гармонии с мирозданием и друг с другом, можно достигнуть совершенного здоровья.

Целостность аюрведического подхода заключается также в том, что человека рассматривается не только на индивидуальном уровне, но и на социальном, определяются не только пути достижения личного благополучия, но и большое внимание уделяется гармонии общества и личности. Человеческая жизнь в социальном плане может быть плохой или хорошей, а на личностном плане - счастливой или нет. Хорошая жизнь способствует общественному процветанию, а плохая, как правило, оказывает противоположное воздействие. Здоровый человек является счастливым, а больной - несчастным.

Теория тридоша основывается на универсальных законах природы, на концепции о том, что на тело человека действуют те же законы, что и ко всему окружающему миру. Три доши, являющиеся тремя жизненными принципами, отвечают не только за физиологические функции организма, но и за поведенческие факторы и умственную деятельность. Три гуны (качества ума) взаимодействуют с тремя дошами. Древняя индийская медицинская наука Аюрведа рассматривает тело и ум человека в их взаимном единстве, не анализируя организм по отдельным частям.

Важное внимание в Аюрведе придается индивидуальной конституции человеческого организма, различной у многих людей. Выбор методов лечения осуществляется в соответствии с конституциональным типом человека. В целом, ведические методы поддержания здорового состояния организма направлены на осуществлении помощи природе в восстановлении равновесия тела и ума. Равновесием ума подразумевает под собой гармоническое состояния трех качеств ума - гун: саттвы, раджаса и тамаса. Аюрведой определена следующая концепция, исцеление человека подразумевает под собой не подавление симптомов болезни, а приведение тела в состояние гармонии.

Здоровье - нормальное состояние человека, а целью аюрведического лечения является восстановление этого состояния путем использования правильного питания, лекарственных препаратов, определенных физических упражнений и т.п.

Аюрведическая медицина является составной частью культуры Индии. На принципах аюрведы основана индийская кулинария. Эти ведические принципы определяют каждодневную жизнь людей, их ритуалы и традиции. Праздники и свободное время организуются так, чтобы здоровье людей в меньшей степени затрагивали перенапряжения и стрессы.

Древние источники Аюрведы

- Чарака самхита датированна приблизительно 150 г. н. э. Является самым древним из дошедших до нас аюрведических текстов, представляет собой основной труд по терапии (Кайа чикитса). Здесь детально описаны знания о естественных законах существования человека. Подробно описаны методы диагностики и лечения множества заболеваний и процедура Панчакарма. В Чакара самхите описано множество препаратов растительного и животного происхождения, несколько десятков препаратов состоящих из минералов, даны рецепты лекарств с описанием процедуры их изготовления и применения.
- Сушрута самхита - 350 г. н. э. Сушрута рассказывает о более 1000 болезней, 700 лекарственных растениях, 100 препаратах животного и минерального происхождения. Трактат содержит 186 глав и посвящен правилам лечения, теории тридоша, описанию хирургических инструментов, объясняет воздействие различных времен года на людей и растения. Некоторые главы посвящены анатомии, патологии, токсикологии, терапии различных заболеваний, способам очищения и омоложения человеческого организма.

- Аштанга самграха - дата создания варьируется от 200 до 500 годов н.э., написана Вагбхатой. В этом труде описываются восемь направлений аюрведы;
также написана Вагбхатой и датируется ориентировочно IV веком н. э. Этот текст изучается врачами Аюрведы в Индии и многих других странах. Он переведен на тибетский, китайский, персидский, арабский и другие языки. Аштанга хридая самхита содержит шесть разделов, общее количество глав составляет 120.

Корнем всех болезней является оторванность человека от полного целого, от не понимания своего места в нем.

- Шарангадхара самхита - написана как руководство для врачей в XIII веке;
- Мадхава нидана ;
- Бхава пракаша - написана в 1558 году Бхава Мишрой. Эта самхита является руководством по этиологии, симптоматике, терапии;
- Харита самхита ;
- Кашьяпа самхита ;
- Бхела самхита .

Аюрведа — наука о жизни, зародившаяся более 5 тысяч лет назад в Индии. Она помогает определить благоприятные и неблагоприятные условия жизни, которые напрямую связаны с нашим счастьем и здоровьем, а также учит нас жить в гармонии с законами природы. Разбираемся, что такое аюрведа и доши, как определить свой тип конституции и какому образу жизни следовать, чтобы оставаться здоровым и полным сил.

Аюрведа отличается от привычной для нас медицины: в то время как с помощью таблеток врачи устраняют симптомы заболеваний, специалисты по аюрведе считают важным понять и устранить причину болезни. Они придерживаются идеи о том, что все в нашем теле связано между собой, поэтому нельзя воздействовать на отдельные его области. Проще говоря, здоровье не сводится к лабораторным анализам и ежегодным обследованиям, это процесс, который требует нашего постоянного участия.

ЧТО ТАКОЕ ДОШИ?

Согласно аюрведе, в нашем теле присутствуют три доши — это Вата, Питта и Капха . Они состоят из комбинаций 5 элементов: земли, воды, огня, ветра и эфира. Доши отвечают за наши физические и психологических характеристики, их невозможно распознать в теле, но они соединяют его и участвуют в различных функциях организма. Все они в той или иной степени присущи каждому из нас, а их баланс отвечает за состояние нашего здоровья. Огромное количество факторов, таких как стресс, недосып, неправильное питание влияют на перемещение, увеличение и уменьшение дош в организме. Более того, каждая из них изменяется согласно времени суток, фазам пищеварения, возрасту и сезону.

КАК ОПРЕДЕЛИТЬ СВОЙ ТИП ДОШИ?

У каждого человека с рождения доминирует одна или две доши, при их балансе мы здоровы, счастливы и полны энергии. При дисбалансе у нас могут возникать проблемы с кожей, нарушение пищеварения, бессонница, беспокойство и более серьезные заболевания.

Для того, чтобы определить состояние дош в данный момент, можно обратиться к специалисту, но есть и более простой метод — пройти тест. В интернете есть огромное количество тестов для определения вашего типа конституции, они помогут понять, на какие доши стоит обратить внимание, ну а мы расскажем, как привести их в состояние баланса.

ВАТА: ВОЗДУХ + ЭФИР

“То, что постоянно движется в теле” — Сушрута Самхита.

Люди типа Вата не могут находиться в бездействии, при этом они заняты несколькими делами сразу. Вообще регулярность для них это что-то слишком сложное, пожалуй, это самая непостоянная доша. Они часто меняют профессию, не могут усидеть на месте и поэтому являются большими любителями путешествий. Это непостоянство выражается и во взаимоотношениях, они часто меняют партнеров, быстро про них забывают и легко знакомятся с новыми. При балансе Вата доши эти люди отличаются креативностью, у них высоко развит творческий потенциал. Они гибкие, инициативные, очень общительные и легкие на подъем. Их можно назвать оптимистами, которые действительно умеют радоваться жизни. Если же Вата находится в дисбалансе, то может появляться чувство беспокойства, тревоги и бесконечной суеты. При этом часто у людей этого типа конституции сбивается режим дня, и они начинают пропускать приемы пищи, не вовремя ложатся спать и перестают заниматься спортом.

Сама по себе эта доша сухая, легкая холодная, шершавая, тонкая и подвижная. Для того, чтобы привести Вату или любую другую дошу в баланс необходимо обогащать свою жизнь противоположными ей качествами:

  • делайте масляные массажи (кунжутное масло)
  • ешьте теплую и маслянистую пищу с использование согревающих специй
  • старайтесь есть меньше сырых продуктов
  • ешьте в спокойной обстановке
  • медитируйте
  • отдыхайте в течении дня
  • занимайтесь спокойными физическими упражнениями, например, йогой или плаванием
  • соблюдайте стабильный режим дня
  • одевайтесь тепло в холодное время года
  • старайтесь поддерживать теплую атмосферу дома
  • принимайте горячие ванны или теплый душ
  • используйте сладкие и теплые аромамасла для ароматерапии (масло лаванды, корицы)

ПИТТА: ОГОНЬ + ВОДА

“То, что поддерживает пищеварение” — Сушрута Самхита.

Люди типа Питта обладают высоким интеллектом, они уверены в себе и полны энтузиазма. Лидеры от природы, в работе они собраны, пунктуальны, умеют ставить перед собой цели и добиваться их. Физическая сила делает их выносливыми, энергичными и стрессоустойчивыми. Они большие любители планировать и организовывать. При балансе Питты люди дарят радость всем вокруг, их жизнерадостность и чувство юмора завораживают. При дисбалансе проявляется неудовлетворенность жизнью, гнев и высокомерие по отношению к другим людям. Они часто теряют контроль над собой, бывают критичны, категоричны и упрямы. Стремление к власти и контролю всех и всего вокруг — это проявление эго, которое вытесняет все положительные качества этого типа конституции.

Питта маслянистая, быстрая, горячая,подвижная, жидкая, кислая. В состояние баланса ее могут привести противоположные качества:

  • делайте масляные самомассажи (кокосовое масло)
  • пейте только теплые напитки
  • ешьте больше свежих овощей и фруктов
  • не употребляйте острую еду
  • медитируйте
  • гуляйте на свежем воздухе
  • занимайтесь спокойными физическими упражнениями, например йогой, плаванием или ходьбой
  • слушайте успокаивающую музыку
  • цените людей вокруг
  • заведите личный дневник
  • принимайте прохладный душ
  • используйте охлаждающие аромамасла (масло розы или сандалового дерева)
  • проветривайте помещения, чтобы там сохранялась прохлада

КАПХА: ЗЕМЛЯ + ВОДА

“То, что поддерживает прохладность” — Сушрута Самхита.

Этот тип конституции характеризуется отличным здоровьем, крепким телосложением и душевным спокойствием. Стабильность и постоянство позволяют им быть верными партнерами и надежными работниками. Это очень спокойные и добрые люди, которые всегда готовы прийти на помощь. В состоянии баланса Капха отличается щедростью, умением любить, нежностью и мягкостью. В состоянии дисбаланса люди этого типа могут превратиться в лентяев, любителей полежать дома и скрыться от общества. Они очень сильно привязываются к людям и вещам, часто боятся отпустить что-либо т.к. не выносят перемен. У них может проявляться склонность к накоплениям и даже жадность. От нежелания общаться и что-либо делать может возникнуть депрессия или апатия.

Капха жирная, холодная, тяжелая, медленная, гладкая, липкая, стабильная. Чтобы успокоить ее и привести в баланс нам нужно использовать противоположные качества:

  • не переедайте
  • ешьте легкую еду
  • ешьте в спокойной обстановке
  • не используйте еду как способ успокоиться
  • не уделяйте слишком много внимания повседневным проблемам
  • занимайтесь динамичными видами спорта
  • путешествуйте
  • интересуйтесь новым
  • не спите днем и соблюдайте режим
  • ходите в сауну
  • используйте теплые цветочные аромамасла (кедр, эвкалипт)
  • старайтесь придавать меньше значения материальным благам

Самое главное помните, что не бывает двух одинаковых людей, ведь все мы индивидуальны. Поэтому не стоит строго следовать всем рекомендациям описанным в книгах, статьях, или журналах. Только вы сами сможете проследить реакцию своего организма на ваше питание и жизненный ритм. Суть аюрведы в этом и заключается — она учит нас самоисцелению и дает понять, что возможности нашего организма намного шире, чем мы представляем.