Порядок и особенности описания местоположения границ муниципальных образований, населенных пунктов, территориальных зон, зон с особыми условиями использования территорий, а также границ указанных территорий и зон. Об описании и установлении границ объекто

При описании местоположения границ объекта землеустройства карта (план) объекта землеустройства составляется на территорию, не превышающую одного кадастрового округа.

Сведения о земельных участках, расположенных в границах объекта землеустройства, в карту (план) соответствующего объекта землеустройства, подготовленную в результате описания местоположения границ объекта землеустройства, не включаются.

Текстовое описание местоположения границы объекта землеустройства включается в состав карты (плана) объекта землеустройства в графу "Описание прохождения части границ" реквизита "Сведения о частях границ объекта землеустройства" раздела "Сведения о местоположении границ объекта землеустройства".

Для оформления графической части карты (плана) объекта землеустройства, подготовленной в результате описания местоположения границ объекта землеустройства, используются материалы и данные картографических работ масштаба 1:100000 и крупнее.

Абзацы 6 и 7 утратили силу с 9 июля 2018 г. - Приказ

9. Материалы, полученные в результате выполнения

землеустроительных работ по описанию местоположения границ объекта землеустройства, комплектуются в землеустроительное дело.

В землеустроительное дело включаются:

Титульный лист;

Пояснительная записка;

Документы (в том числе фрагменты и извлечения из таких документов), указанные в пункте 2 настоящего Порядка;

- карта (план) объекта землеустройства.

Один экземпляр землеустроительного дела по описанию местоположения границ объекта землеустройства передается в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства.

Информация об изменениях:

Порядок дополнен пунктом 10 с 9 июля 2018 г. - Приказ Минэкономразвития России от 6 апреля 2018 г. N 177

10. При описании местоположения границ между субъектами Российской Федерации в результате установления (изменения) таких границ соответствующая граница описывается в установленных системах координат.

Карта (план) объекта землеустройства составляется в отношении границы между субъектами Российской Федерации с учетом необходимости внесения сведений о такой границе в соответствующие смежные кадастровые округа в двух экземплярах с указанием координат характерных точек в системе координат каждого из смежных кадастровых округов.

В случае если местоположение характерных точек границы между субъектами Российской Федерации определялось также в единой государственной системе координат, список координат характерных точек такой границы, определенных в единой государственной системе координат, включается в землеустроительное дело, сформированное в отношении данной границы.

Составленная в отношении границы между субъектами Российской Федерации карта (план) объекта землеустройства согласовывается уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в отношении которых устанавливалась (уточнялась) граница между субъектами Российской Федерации.

В землеустроительное дело, скомплектованное в двух экземплярах по результатам землеустроительных работ по описанию местоположения границы между субъектами Российской Федерации, помещаются два экземпляра согласованной указанными органами государственной власти карты (плана) объекта землеустройства, составленной в системе координат каждого из смежных кадастровых округов. Землеустроительное дело в двух экземплярах передается в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства.

_____________________________

* Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 32, ст. 4038.

Заместителю министра экономического развития Российской Федерации

Заместителю министра регионального развития Российской Федерации

О проблемах использования систем координат и правилах описания и внесения сведений о территориальных зонах в ГКН

В настоящее время разработка, учет и действие территориальных зон регулируется сферами градостроительства, кадастра и землеустройства.

В соответствии с Градостроительным кодексом границы территориальных зон устанавливаются на карте градостроительного зонирования, которая утверждается в рамках Правил землепользования и застройки.

В соответствии с Федеральным законом "О землеустройстве" территориальные зоны являются объектом землеустройства и для них должна быть составлена Карта (план) объекта землеустройства.

В соответствии с Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости » сведения о территориальных зонах также вносятся в государственный кадастр недвижимости (ГКН).

При этом, с одной стороны, в соответствии с пунктом 11 Положения об информационном взаимодействии при ведении кадастра недвижимости утвержденным постановлением Правительства РФ, органы местного самоуправления обязаны предоставлять в орган кадастрового учета сведения о границах территориальных зон в установленной для ведения ГКН системе координат.

С другой стороны, карты градостроительного зонирования, в составе которых утверждаются территориальные зоны, разрабатываются на территории городских округов в местных городских системах координат. Серьезным препятствием для внесения границ территориальных зон в ГКН является отсутствие открытых ключей (параметров) пересчета из местных городских систем координат в местные системы координат, используемые для ведения ГКН. Оптимальный легитимный способ пересчета границ территориальных зон в систему координат, используемую для ведения ГКН для муниципальных образований не предусмотрен и пересчет возможен лишь при заказе этих работ организации, имеющей соответствующие лицензии, что почти вдвое увеличивает стоимость разработки Правил землепользования и застройки. Такие затраты не под силу абсолютному большинству муниципальных образований.

Второй значимой проблемой является вопрос соотношения позиционной точности положения границ территориальных зон и границ земельных участков . Градостроительным кодексом не установлены требования к точности координатного описания границ территориальных зон (ПЗЗ могут разрабатываться на основе генплана , а это масштаб отдо 5 000) и к их правовой определённости (границы могут проходить по линиям магистралей, улиц, проездов разделяющим транспортные потоки противоположных направлений), что противоречит другой норме кодекса о невозможности отнесения земельного участка к различным территориальным зонам (земельные участки элементов улично-дорожной сети, оформляемые в муниципальную собственность всегда будут относиться к двум территориальным зонам). В такой ситуации точный перевод границ территориальных зон полностью лишён смысла.

Третья проблема. Средняя квадратическая ошибка определения границ земельных участков устанавливается инструментально и составляет 10 см. Средняя квадратическая ошибка определения границ территориальных зон определяется аналитически и может составлять более 60 см (например, в случае если такая граница определяется по плану масштаба 1:2000). Таким образом, можно считать допустимым, если одна из поворотных точек земельного участка на 0,5 метра заходит на территориальную зону. Подобным образом ситуация обстоит и в отношении зон с особыми условиями использования территорий.

Наши предложения:

1) Исключить территориальные зоны из состава объектов землеустройства (ФЗ «О землеустройстве»).

2) Росреестру обязать кадастровые палаты безвозмездно производить пересчет координат в упомянутых случаях.

3) Минэкономразвития России и Минрегиону России принять правила установления территориальных зон при разработке схем градостроительного зонирования и допустимые значения расхождения пространственного положения границ территориальных зон и зон с особыми условиями использования территорий с границами земельных участков.

4) Минэкономразвития России и Минрегиону России для обеспечения совместимости данных, поступающих в ГКН из различных источников, установить единую систему требований к описанию всех пространственных объектов, размещение сведений о которых предусмотрено в ГКН. Система требований должна предусматривать получение и хранение первичных данных в государственной геоцентрической системе координат и определять единые точностные требования к координатному описанию объектов.

Учитывая вышеизложенное, просим Вас изложить свою позицию по обозначенным проблемам и организовать совместную рабочую группу представителей ГИС-Ассоциации, Минэкономразвития России и Минрегиона России для их решения.

С уважением,

президент
ГИС-Ассоциации

руководитель комитета ГИС-Ассоциации

«Территориальное управление и градоустройство»

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

Об утверждении порядка описания местоположения границ объектов землеустройства


Документ с изменениями, внесенными:
(Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 07.10.2016, N 0001201610070029);
(Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 28.06.2018, N 0001201806280022).
____________________________________________________________________

В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 18 июня 2001 года N 78-ФЗ "О землеустройстве" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 26, ст.2582; 2005, N 30, ст.3098; 2006, N 50, ст.5279; 2008, N 20, ст.2251; N 30, ст.3616) и пунктом 5.2.28.6 Положения о Министерстве экономического развития Российской Федерации , утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 года N 437 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 24, ст.2867; N 46, ст.5337; 2009, N 3, ст.378; N 18, ст.2257; N 19, ст.2344; N 25, ст.3052; N 26, ст.3190; N 38, ст.4500; N 41, ст.4777; N 46, ст.5488; 2010, N 5, ст.532; N 9, ст.960; N 10, ст.1085; N 19, ст.2324; N 21, ст.2602; N 26, ст.3350; N 40, ст.5068; N 41, ст.5240; N 45, ст.5860; N 52, ст.7104; 2011, N 6, ст.888; N 9, ст.1251; N 12, ст.1640; N 14, ст.1935; N 15, ст.2131; N 17, ст.2411, ст.2424),

приказываю:

Утвердить прилагаемый Порядок описания местоположения границ объектов землеустройства.

Министр
Э.Набиуллина

Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
12 июля 2011 года,
регистрационный N 21318

Порядок описания местоположения границ объектов землеустройства

1. Настоящий Порядок определяет правила описания местоположения границ территорий субъектов Российской Федерации, границ территорий муниципальных образований, а также границ частей указанных территорий (далее - объекты землеустройства).
приказом Минэкономразвития России от 6 апреля 2018 года N 177 .

2. Описание местоположения границ объектов землеустройства осуществляется с использованием сведений Единого государственного реестра недвижимости, документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, документов государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства, сведений и документов государственных картографо-геодезических фондов и иных предусмотренных законодательством документов и сведений.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 9 июля 2018 года приказом Минэкономразвития России от 6 апреля 2018 года N 177 .

3. Местоположение границ объекта землеустройства устанавливается посредством определения плоских прямоугольных координат характерных точек границ объекта землеустройства (то есть точек изменения описания границ и деления их на части) в системе координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости (далее - установленная система координат).
(Пункт в редакции, введенной в действие с 9 июля 2018 года приказом Минэкономразвития России от 6 апреля 2018 года N 177 .

4. Координаты характерных точек границ объектов землеустройства определяются с точностью не ниже точности картографической основы Единого государственного реестра недвижимости, принятой на территории, на которой размещается граница объекта землеустройства.
приказом Минэкономразвития России от 6 апреля 2018 года N 177 .

Если часть границы объекта землеустройства совпадает с частью границы учтенного в Едином государственном реестре недвижимости земельного участка, то в качестве описания местоположения такой части границы объекта землеустройства принимается указанная часть границы земельного участка, за исключением случаев, если сведения Единого государственного реестра недвижимости о местоположении границы такого земельного участка требуют уточнения.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 9 июля 2018 года приказом Минэкономразвития России от 6 апреля 2018 года N 177 .
приказом Минэкономразвития России от 16 сентября 2016 года N 586 .

5. Описание местоположения границ объектов землеустройства может осуществляться с целью внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о границах объектов землеустройства или с целью изменения (уточнения) сведений о границах объектов землеустройства, которые ранее были внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 18 октября 2016 года приказом Минэкономразвития России от 16 сентября 2016 года N 586 ; в редакции, введенной в действие с 9 июля 2018 года приказом Минэкономразвития России от 6 апреля 2018 года N 177 .

5.1. Описание местоположения границ объектов землеустройства, которое осуществляется с целью внесения сведений о таких границах в Единый государственный реестр недвижимости, может производиться как в отношении всей границы объекта землеустройства, так и в отношении части (частей) его границы. Описание границы объекта землеустройства может быть представлено в виде:
(Абзац в редакции, введенной в действие с 9 июля 2018 года приказом Минэкономразвития России от 6 апреля 2018 года N 177 .

- одного замкнутого контура (полигона);

- нескольких замкнутых контуров (полигонов);

- отрезков прямых или ломаных линий.
приказом Минэкономразвития России от 16 сентября 2016 года N 586)

5.2. Включенные в Единый государственный реестр недвижимости сведения о границах объекта землеустройства могут изменяться (уточняться):
(Абзац в редакции, введенной в действие с 9 июля 2018 года приказом Минэкономразвития России от 6 апреля 2018 года N 177 .

- по результатам кадастровых работ в отношении границ земельного участка (участков), если часть границы объекта землеустройства должна совпадать с частью границы указанного земельного участка, при условии, что граница такого земельного участка определялась с более высокой точностью, чем граница объекта землеустройства;

- по результатам работ по установлению на местности границ объектов землеустройства;

- в случаях изменения описания местоположения границ объектов землеустройства или прохождения Государственной границы Российской Федерации, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
(Пункт дополнительно включен с 18 октября 2016 года приказом Минэкономразвития России от 16 сентября 2016 года N 586)

6. При описании местоположения границ объекта землеустройства необходимо учитывать следующие требования.

6.1. Пункт утратил силу с 9 июля 2018 года - ..

6.2. Пункт утратил силу с 9 июля 2018 года - приказ Минэкономразвития России от 6 апреля 2018 года N 177 ..

6.3. Административные границы не должны пересекать границы земельных участков в соответствии с внесенными в Единый государственный реестр недвижимости сведениями о таких земельных участках.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 9 июля 2018 года приказом Минэкономразвития России от 6 апреля 2018 года N 177 .

6.4. Территория населенного пункта должна полностью входить в состав территории поселения. Территория поселения не может входить в состав территории другого поселения и должна полностью входить в состав территории муниципального района. Территория городского округа не входит в состав территории муниципального района.

6.5. Если характерные точки устанавливаемой административной границы совпадают с характерными точками ранее установленной административной границы, в качестве описания местоположения такой устанавливаемой границы принимается описание ранее установленной административной границы.

7. При описании местоположения административных границ дополнительно составляется текстовое описание местоположения административной границы относительно природных и созданных трудом человека объектов (базисов). При выборе базисов принимается во внимание обеспечение их долговременной сохранности.

Количество точек, в которых изменяется текстовое описание местоположения границ объекта землеустройства, и количество характерных точек границ может не совпадать.

Текстовое описание местоположения границ может составляться в отношении других объектов землеустройства, если предусмотрено соответствующим договором подряда.

8. В результате описания местоположения границ объекта землеустройства составляется карта (план) объекта землеустройства. Карта (план) объекта землеустройства оформляется в виде бумажного и (или) электронного документа в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2009 года N 621 "Об утверждении формы карты (плана) объекта землеустройства и требований к ее составлению" .
________________
Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 32, ст.4038.


При описании местоположения границ объекта землеустройства карта (план) объекта землеустройства составляется на территорию, не превышающую одного кадастрового округа.

Сведения о земельных участках, расположенных в границах объекта землеустройства, в карту (план) соответствующего объекта землеустройства, подготовленную в результате описания местоположения границ объекта землеустройства, не включаются.

Текстовое описание местоположения границы объекта землеустройства включается в состав карты (плана) объекта землеустройства в графу "Описание прохождения части границ" реквизита "Сведения о частях границ объекта землеустройства" раздела "Сведения о местоположении границ объекта землеустройства".

Для оформления графической части карты (плана) объекта землеустройства, подготовленной в результате описания местоположения границ объекта землеустройства, используются материалы и данные картографических работ масштаба 1:100000 и крупнее.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 9 июля 2018 года приказом Минэкономразвития России от 6 апреля 2018 года N 177 .

приказ Минэкономразвития России от 6 апреля 2018 года N 177 ;

абзац утратил силу с 9 июля 2018 года - приказ Минэкономразвития России от 6 апреля 2018 года N 177 .

9. Материалы, полученные в результате выполнения землеустроительных работ по описанию местоположения границ объекта землеустройства, комплектуются в землеустроительное дело.

В землеустроительное дело включаются:

- титульный лист;

- содержание;

- пояснительная записка;

- документы (в том числе фрагменты и извлечения из таких документов), указанные в пункте 2 настоящего Порядка;

- карта (план) объекта землеустройства.

Один экземпляр землеустроительного дела по описанию местоположения границ объекта землеустройства передается в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства.

10. При описании местоположения границ между субъектами Российской Федерации в результате установления (изменения) таких границ соответствующая граница описывается в установленных системах координат.

Карта (план) объекта землеустройства составляется в отношении границы между субъектами Российской Федерации с учетом необходимости внесения сведений о такой границе в соответствующие смежные кадастровые округа в двух экземплярах с указанием координат характерных точек в системе координат каждого из смежных кадастровых округов.

В случае если местоположение характерных точек границы между субъектами Российской Федерации определялось также в единой государственной системе координат, список координат характерных точек такой границы, определенных в единой государственной системе координат, включается в землеустроительное дело, сформированное в отношении данной границы.

Составленная в отношении границы между субъектами Российской Федерации карта (план) объекта землеустройства согласовывается уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в отношении которых устанавливалась (уточнялась) граница между субъектами Российской Федерации.

В землеустроительное дело, скомплектованное в двух экземплярах по результатам землеустроительных работ по описанию местоположения границы между субъектами Российской Федерации, помещаются два экземпляра согласованной указанными органами государственной власти карты (плана) объекта землеустройства, составленной в системе координат каждого из смежных кадастровых округов. Землеустроительное дело в двух экземплярах передается в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства.
(Пункт дополнительно включен с 9 июля 2018 года приказом Минэкономразвития России от 6 апреля 2018 года N 177)

Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО "Кодекс"

В Российской Федерации, в соответствии с Федеральным законом от 18.06.2001 №78-ФЗ «О землеустройстве» (далее – Закон о землеустройстве), понятие землеустройство включает в себя мероприятия по изучению состояния земель, планированию и организации рационального использования земель и их охраны, образованию новых и упорядочению существующих объектов землеустройства и установлению их границ на местности, организации рационального использования гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства.

При этом в соответствии со ст. 1 Закона о землеустройстве объектами землеустройства являются территории субъектов Российской Федерации, территории муниципальных образований, территории населенных пунктов, территориальные зоны, зоны с особыми условиями использования территорий, а также части указанных территорий и зон.

Порядок описания местоположения границ объектов землеустройства и порядок установления на местности границ объектов землеустройства определен Правительством Российской Федерации.
Так в соответствии с порядком описания местоположения границ объектов землеустройства, утвержденным приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 03.06.2011 № 267 «Об утверждении порядка описания местоположения границ объектов землеустройства» описание местоположения границ объектов землеустройства осуществляется с использованием сведений государственного кадастра недвижимости, документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, документов государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства, сведений и документов государственных картографо-геодезических фондов и иных предусмотренных законодательством документов и сведений.

При описании местоположения границ объекта землеустройства необходимо учитывать следующие требования.
1. Граница зоны с особыми условиями использования территории может пересекать границы между субъектами Российской Федерации, границы муниципальных образований, населенных пунктов (далее - административные границы), земельных участков, границы территориальных зон, а также иных зон с особыми условиями использования территорий.
2. Границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне и не должны пересекать границы земельных участков в соответствии с внесенными в государственный кадастр недвижимости сведениями о таких земельных участках.
3. Административные границы не должны пересекать границы земельных участков в соответствии с внесенными в государственный кадастр недвижимости сведениями о таких земельных участках.
4. Территория населенного пункта должна полностью входить в состав территории поселения. Территория поселения не может входить в состав территории другого поселения и должна полностью входить в состав территории муниципального района. Территория городского округа не входит в состав территории муниципального района.
5. Если характерные точки устанавливаемой административной границы совпадают с характерными точками ранее установленной административной границы, в качестве описания местоположения такой устанавливаемой границы принимается описание ранее установленной административной границы.

В результате описания местоположения границ объекта землеустройства составляется карта (план) объекта землеустройства. Карта (план) объекта землеустройства оформляется в виде бумажного и (или) электронного документа в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2009 N 621 "Об утверждении формы карты (плана) объекта землеустройства и требований к ее составлению" (далее – Требования).

Материалы, полученные в результате выполнения землеустроительных работ по описанию местоположения границ объекта землеустройства, комплектуются в землеустроительное дело, один экземпляр которого передается в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства.

Согласно части 6 статьи 15 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее – Закон о кадастре) орган государственной власти или орган местного самоуправления в срок не более чем десять рабочих дней со дня вступления в силу правового акта, который принят таким органом в пределах его компетенции и которым устанавливается или изменяется граница между субъектами Российской Федерации, граница муниципального образования, граница населенного пункта, либо устанавливается или изменяется территориальная зона или зона с особыми условиями использования территорий, либо отменяется установление такой зоны, представляет в орган кадастрового учета документ, содержащий необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости в соответствии со статьей 9 или 10 Закона о кадастре сведения.

В соответствии с частью 11 Положения об информационном взаимодействии при ведении государственного кадастра недвижимости, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18.08.2008 N 618 (далее – Положение), органом местного самоуправления представляется в орган кадастрового учета выписка из утвержденного генерального плана (для населенных пунктов, находящихся на межселенной территории, - выписка из схемы территориального планирования муниципального района), содержащая текстовое и графическое описания местоположения границы населенного пункта и перечень координат характерных точек границы населенного пункта либо устанавливаемых или изменяемых участков границы населенного пункта в установленной системе координат (за исключением случаев упразднения населенных пунктов); выписка из раздела правил землепользования и застройки, определяющего границы и содержание территориальных зон, перечень координат характерных точек границ территориальных зон в установленной системе координат, а также перечень видов разрешенного использования земельных участков для каждой территориальной зоны либо реквизиты правового акта, которым такой перечень утвержден.

Согласно части 2 Положения представление в орган кадастрового учета документов на бумажных носителях допускалось до установления Минэкономразвития Российской Федерации требований к формату этих документов в электронном виде.

Формат таких документов установлен в соответствии с приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 20.10.2010 № 503 «Об установлении требований к формату документов, представляемых в электронном виде в процессе информационного взаимодействия при ведении государственного кадастра недвижимости». Описание формата документов размещено на официальном сайте Росреестра www.rosreestr.ru в разделе «Государственные услуги\Государственный кадастровый учет недвижимого имущества\ Бланки, XML-схемы».

Таким образом, документы, предназначенные для внесения сведений об объектах землеустройства в государственный кадастр недвижимости, должны предоставляться в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия в виде электронного документа, заверенного электронной цифровой подписью исполнителя.

1. Указанная процедура включает следующие этапы:

а) подготовительные работы;

б) составление карты (плана) границ субъекта Российской Федерации, муниципального образования, населенного пункта, территориальных зон, зоны с особым условием использования территорий (далее - карта (план) границ соответствующей территории или карта (план) объекта землеустройства);

в) формирование землеустроительного дела по составлению карты (плана) границ соответствующей территории;

г) рассмотрение карты (плана) границ соответствующей территории (согласование, утверждение);

д) сдача землеустроительного дела заказчику и в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства.

2. Подготовительные работы включают сбор и изучение сведений об объекте землеустройства, содержащихся в документах по установлению границ соответствующих территорий, государственном кадастре недвижимости, документах по планированию организации территорий (землеустроительная, градостроительная, лесоустроительная и иная подобная документация), а также сведений об имеющейся геодезической и картографической основе.

По результатам подготовительных работ составляется карта (план) границ соответствующей территории, которая включает в себя графическую и текстовую части.

Графическая часть карты (плана) границ соответствующей территории, как правило, оформляется на имеющейся картографической основе. Отдельные участки границ для более детального отображения прохождения границы соответствующей территории могут оформляться на картографической основе более крупного масштаба.

Текстовую часть карты (плана) границ соответствующей территории рекомендуется составлять в виде:

Пояснительной записки;

Списка координат поворотных (характерных) точек устанавливаемых (уточняемых) границ и указания значений среднеквадратических ошибок их определения;

Списка земельных участков, выявленных в ходе инвентаризации земель, по границам которых проходит граница территории.

В пояснительной записке рекомендуется указывать основания, по которым проводится описание местоположения границ объектов землеустройства (решения органа власти, договор и т.п.), исходные документы, материалы и нормативы, используемые в работе.

Если положение границ определялось по установленным нормативам (например, границы прибрежной защитной полосы), то указываются участки границ и обоснования применения того или иного норматива по данному участку.

3. Материалы описания местоположения границ объектов землеустройства, а также задание на проведение землеустройства брошюруются в землеустроительное дело, которое может состоять из одного или нескольких томов.


4. Карта (план) границ соответствующей территории в части прохождения границы утверждается органом государственной власти или органом местного самоуправления, который в соответствии с федеральным законодательством уполномочен принимать решение об установлении границы такой территории.

Перед утверждением карты (плана) границ соответствующей территории органом государственной власти или органом местного самоуправления рекомендуется указанный документ (землеустроительное дело) направлять на рассмотрение в соответствующий территориальный орган Роснедвижимости.

5. Основаниями для отказа в визировании карты (плана) соответствующей территории территориальным органом Роснедвижимости являются:

Пересечение устанавливаемой (уточняемой) границы субъекта Российской Федерации, или границы муниципального образования, или границы населенного пункта с границей земельного участка (участков), учтенного в государственном кадастре недвижимости;

Отсутствие пояснительной записки;

Отсутствие графической части с указанием устанавливаемой (уточняемой) границы соответствующей территории;

Отсутствие списка координат поворотных (характерных) точек границ соответствующей территории, а также значений среднеквадратических ошибок определения координат;

Несоответствие выбранной системы координат системе координат, установленной для ведения государственного кадастра недвижимости;

Границы территориальной зоны или зоны с особым условием использования территорий не соответствуют указанным в пояснительной записке исходным данным (нормативам, утвержденным документам, которыми определялись границы, и т.п.).

Территориальный орган Роснедвижимости ставит свою подпись и печать на титульном листе землеустроительного дела и графической части карты (плана).

6. Уполномоченный орган утверждает карту (план) границ соответствующей территории путем постановки подписи на титульном листе землеустроительного дела и графической части карты (плана).

7. Один экземпляр утвержденного землеустроительного дела исполнитель работ сдает в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства.

8. На основании акта соответствующего органа государственной власти или органа местного самоуправления, которым утверждены границы, и землеустроительного дела готовится пакет документов, содержащих сведения о границах соответствующих территорий и необходимых для представления в орган кадастрового учета, включающий:

Копию акта (извлечения из акта) соответствующего органа государственной власти или органа местного самоуправления, которым утверждены границы объекта землеустройства;

Картографический материал, на котором отражены границы соответствующей территории, и номера поворотных (характерных) точек границы;

Список координат поворотных (характерных) точек границ соответствующей территории, а также значений среднеквадратических ошибок определения координат;

Текстовое описание по отдельным участкам границ, совмещенных с естественными или искусственными рубежами (при наличии таких сведений).