Порядок ликвидации представительства иностранной компании. Закрытие представительства. Процедура ликвидации представительства

Представительства иностранных организаций в Российской Федерации не являются самостоятельными юридическими лицами. Процедура их закрытия несложна. Закрытие представительства иностранной организации происходит по правилам Закона об иностранных инвестициях. Уполномоченными органами регистрации прекращения деятельности иностранных представительств являются: ФНС, для кредитных организаций - Банк России, для организаций воздушного транспорта - Росавиация.

Причины и порядок закрытия иностранных представительств

Представительство иностранной компании закрывается прекращением его аккредитации и исключением из Государственного реестра аккредитованных филиалов и представительств иностранных юридических лиц. Вести Реестр уполномочена ФНС, сведения из него можно получить на официальном сайте Федеральной налоговой службы www.nalog.ru . Поиск необходимой информации происходит по ИНН, или по названию, или по государственному номеру аккредитации. Сведения на сайте можно получить бесплатно. За предоставление выписки из Реестра придется заплатить.

Аккредитация представительства прекращается, а иностранное представительство закрывается со дня внесения записи в Реестр.

Аккредитация может быть прекращена по следующим причинам:

  • в связи с решением иностранной организации — учредителя представительства;
  • если иностранный учредитель прекратил деятельность в стране регистрации;
  • по решению налоговой (с 01.01.2015 -Межрайонная инспекция ФНС России N 47 по г. Москве)

Процедура закрытия

Рассмотрим порядок ликвидации представительств иностранных компаний за исключением организаций кредитной сферы и воздушного транспорта, для которых действуют специальные нормы.

Для закрытия представительства иностранной организации уполномоченные лица подают в пятнадцатидневный срок в налоговую инспекцию комплект документов:

  • заявление, подписанное руководителем представительства;
  • решение учредителя о прекращении деятельности на территории РФ.

Документы могут быть составлены:

  • на русском языке;
  • на иностранном языке с выполненным переводом на русский, заверенным в установленном порядке.

С даты получения документов у налоговой имеется 10 дней на прекращение аккредитации иностранного представительства. В пятидневный срок (дни - рабочие) с даты записи о прекращении в Реестре представительство информируется о факте закрытия.

Когда налоговая может лишить иностранное представительство аккредитации

Налоговая полномочна прекратить действие аккредитации иностранного представительства, если:

  • представительство за двенадцать месяцев со дня последнего представления в налоговый орган не представляло необходимые налоговые декларации, другая отчетность о деятельности в РФ;
  • в течение последних двенадцати месяцев письма, направленные налоговыми органами по адресу иностранного представительства, возвращались с визами об истечении срока хранения, выбытия адресата и др.;
  • в течение последних двенадцати месяцев нет движения на счете в банке, другой кредитной организации, у которых имеется лицензия Банка России.

Если деятельность иностранного представительства прекращена принудительно по инициативе уполномоченного налогового органа, иностранное представительство не информируется о факте внесения в его отношении записи в Реестр: документ, свидетельствующий о факте прекращения деятельности не выдается и не направляется.

Подборка наиболее важных документов по запросу Закрытие представительства иностранной компании (нормативно-правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Формы документов

Статьи, комментарии, ответы на вопросы : Закрытие представительства иностранной компании

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Суд указал: под иными аналогичными доходами понимаются любые доходы от источников в РФ, не связанные с деятельностью иностранной организации через постоянное представительство. Перечень налогооблагаемых в РФ доходов таких организаций является открытым. Исключение - доходы, указанные в п. 2 ст. 309 НК РФ. Их перечень является закрытым.

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Данный документ утратил силу в связи с принятием в 2011 г. Положения о регистрации представительств иностранных предприятий. Оно определило порядок аккредитации, регистрации изменений и ликвидации представительств иностранных компаний (URL: http://pavel.bazhanov.pro/books_publications/publications/representative_office_registration_new_rules_2011).

Нормативные акты : Закрытие представительства иностранной компании

Статья 21. Создание, открытие на территории Российской Федерации филиала, представительства иностранного юридического лица, прекращение деятельности этих филиала, представительства. Аккредитация филиала, представительства иностранного юридического лица. Государственный реестр аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц

Управляющий партнер, адвокат

01.07.2016

С начала 2015 года в России вступили в силу изменения в Налоговый кодекс РФ (далее – НК РФ), известные как «закон о деофшоризации». Данный закон создает механизм налогообложения иностранных компаний, контролируемых российскими налоговыми резидентами, возлагая на налогоплательщиков ряд новых обязанностей и предусматривая меры ответственности за их неисполнение.

Указанный закон касается всех резидентов РФ, использующих в своём бизнесе иностранные (в первую очередь – офшорные) компании или иностранные структуры без образования юридического лица (далее – ИСБОЮЛ), причём независимо от того, являются ли они участниками таких компаний или осуществляют контроль над ними иным образом. Поэтому в новых условиях налогоплательщикам следует оценить последствия деофшоризации для своего бизнеса и для себя лично и определить стратегию действий по обеспечению соблюдения действующего законодательства.

Сохранение существующих иностранных компаний и структур влечет обязанности по представлению в налоговые органы РФ уведомлений об участии в них и/или контроле над ними, последующему декларированию их прибыли в составе своей налоговой базы в России (по НДФЛ для физических лиц либо по налогу на прибыль для организаций) и уплате налога.

В этой связи налогоплательщики могут прибегнуть к определенным изменениям в корпоративной структуре, в том числе, к ликвидации ее отдельных звеньев. В некоторых случаях именно ликвидация офшорной компании может стать оптимальным решением в связи с процессом деофшоризации.

Однако, и в случае ликвидации иностранной компании необходимо учитывать налоговые последствия для ее участников и контролирующих лиц. Если активы ликвидированной иностранной компании (например, земельные участки, дома, автомобили, водные и воздушные суда, деньги, ценные бумаги, а также имущественные права, например, доли в российских ООО, права требования и пр.) переходят к её учредителям (участникам), у последних, если это физические лица, возникает налоговая база по НДФЛ.

В этой связи российское законодательство позволяет, при определённых условиях, перевести активы ликвидируемой иностранной компании на физическое лицо без налоговых последствий для последнего. Очевидно, это одна из мер, призванных стимулировать отказ налогоплательщиков от использования подконтрольных иностранных компаний, или, по крайней мере, смягчить последствия для них такого отказа.

Освобождение от налога

НК РФ предусматривает освобождение от НДФЛ доходов контролирующего лица (кроме денежных средств) в виде стоимости имущества, полученного в результате ликвидации контролируемой иностранной компании.

Согласно п. 60 ст. 217 НК РФ (в ред. Федерального закона от 15.02.2016 № 32-ФЗ) не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) доходы (за исключением денежных средств) в виде стоимости имущества (имущественных прав), полученного при ликвидации иностранной организации (прекращении (ликвидации) ИСБОЮЛ), налогоплательщиком - акционером (участником, пайщиком, учредителем, контролирующим лицом иностранной организации или контролирующим лицом ИСБОЮЛ), имеющим право на получение таких доходов, а также в виде материальной выгоды, полученной от приобретения ценных бумаг у такой иностранной организации (ИСБОЮЛ) налогоплательщиком, указанным в настоящем абзаце, при одновременном соблюдении следующих условий:

  • налогоплательщик представил в налоговый орган одновременно с налоговой декларацией составленное в произвольной форме заявление об освобождении таких доходов от налогообложения с указанием характеристик полученного имущества (имущественных прав) и ликвидируемой (прекращаемой) иностранной организации (ИСБОЮЛ) и приложением документов, содержащих сведения о стоимости имущества (имущественных прав) по данным учета ликвидируемой иностранной организации (ИСБОЮЛ) на дату получения имущества (имущественных прав) от такой иностранной организации;
  • процедура ликвидации (прекращения) иностранной организации (ИСБОЮЛ) завершена до 1 января 2018 года.

Кроме того, п. 60 ст. 217 НК РФ предусматривает следующие «уважительные причины», позволяющие воспользоваться освобождением даже в случае, если ликвидация иностранной компании завершится после 1 января 2018 года.

В случае, если решение акционеров (учредителей) или иных уполномоченных лиц о ликвидации иностранной организации принято до 1 января 2017 года , но процедура ликвидации не может быть завершена до 1 января 2018 года в связи с ограничениями, установленными личным законом этой организации, либо ее участием в судебном разбирательстве, условие, установленное абзацем третьим п. 60 ст. 217 НК РФ (о крайнем сроке завершения ликвидации), признается выполненным, если ликвидация завершена до окончания действия таких ограничений и (или) судебных разбирательств.

В случае, если личным законом иностранной организации установлено условие в виде минимального периода владения налогоплательщиком акциями (долями, паями) этой организации и (или) в ее дочерних организациях и (или) ИСБОЮЛ, при несоблюдении которого у такого налогоплательщика возникает обязанность уплатить соответствующую сумму иностранного налога, и при этом начало такого периода пришлось на дату до 1 января 2015 года, а окончание такого периода приходится на дату после 1 января 2018 года, условие, установленное абзацем третьим п. 60 ст. 217 НК РФ (о крайнем сроке завершения ликвидации), признается выполненным, если ликвидация такой иностранной организации завершена в течение 365 последовательных календарных дней, считая с даты окончания такого минимального периода владения.

Таким образом, до 1 января 2018 года налогоплательщики (налоговые резиденты РФ) могут воспользоваться возможностью безналоговой ликвидации иностранных организаций или структур. Возможность использовать данную льготу не зависит от резидентства или страны регистрации компании или иной структуры.

Важно отметить, что указанная налоговая льгота может применяться, только если полученные налогоплательщиком «ликвидационные» активы не являются денежными средствами. Деньги, распределённые в пользу контролирующего лица в результате ликвидации иностранной компании (структуры), подлежат налогообложению НДФЛ в обычном порядке.

Процедура ликвидации иностранной компании

Ликвидация иностранной компании осуществляется по законодательству страны её регистрации. Она может включать, в частности, такие стадии, как назначение ликвидатора (ликвидационной комиссии), публикация сообщения о ликвидации в местных СМИ, урегулирование вопросов с кредиторами (при наличии) и др. Особые правила, касающиеся ликвидации, могут содержаться также в уставе компании. Соответственно, в каждом случае сроки ликвидации будут зависеть от требований законодательства соответствующей юрисдикции, правильного и своевременного оформления и подачи в местные органы необходимых для ликвидации документов.

При этом под «ликвидацией» иностранной компании следует понимать официальную добровольную ликвидацию компании, предусмотренную законом страны ее инкорпорации. Простое «бросание» компании или процедура административного «вычеркивания» из реестра (strike-off) для данных целей не приемлемы.

Надлежащее проведение и документальное оформление ликвидации зависят от самой иностранной компании и её контролирующих лиц, и обычно осуществляется во взаимодействии с регистрационным агентом компании или местными юристами.

Какими документами можно подтвердить стоимость полученного имущества?

Как было указано выше, к заявлению налогоплательщика об освобождении указанных доходов от налогообложения, должны прилагаться документы, содержащие сведения о стоимости имущества по данным учета ликвидируемой иностранной организации на дату получения имущества от такой иностранной организации.

НК РФ не раскрывает, какие именно документы должны подтверждать стоимость имущества, от кого они должны исходить, и каким требованиям отвечать. Необходимо учитывать, что российские налоговые органы не наделены компетенцией по установлению соответствия документов, оформляющих ликвидацию и отражающих стоимость имущества, иностранному законодательству.

Предполагается, что документами, подтверждающими стоимость имущества, могут быть балансовые документы компании, составляемые в рамках процедуры ликвидации (финансовая отчетность, ликвидационный баланс) и иные документы, содержащие стоимостную оценку имеющегося у компании имущества на дату перехода данного имущества к её акционеру/контролирующему лицу. Документы, составленные на иностранном языке, должны сопровождаться переводом на русский язык.

В письме от 30 июня 2016 г. № 03-04-05/38363 Минфин России для выяснения конкретных документов, требуемых для представления в налоговые органы в целях освобождения от налогообложения, рекомендует обращаться в налоговый орган по месту жительства.

Налоговый вычет при последующей продаже имущества

В случае последующей продажи налогоплательщиком имущества, полученного от ликвидированной КИК, НК РФ предоставляет возможность уменьшить свой доход для целей исчисления НДФЛ (применив имущественный налоговый вычет) на сумму, равную стоимости имущества ликвидированной организации по данным её учёта на дату ликвидации, но не выше рыночной стоимости такого имущества.

Согласно ст. 220 НК РФ, при определении размера налоговой базы по НДФЛ налогоплательщик имеет право на получение имущественного налогового вычета при продаже имущества (имущественных прав), полученного при ликвидации иностранной организации (прекращении (ликвидации) ИСБОЮЛ) налогоплательщиком - акционером (участником, пайщиком, учредителем, контролирующим лицом иностранной организации или контролирующим лицом ИСБОЮЛ), доходы которого в виде такого имущества (имущественных прав) освобождались от налогообложения в соответствии с пунктом 60 статьи 217 НК РФ, такой налогоплательщик вправе уменьшить сумму своих облагаемых налогом доходов от продажи такого имущества (имущественных прав) на сумму, равную стоимости имущества (имущественных прав) по данным учета ликвидированной организации на дату получения имущества (имущественных прав) от такой организации , указанную в документах, прилагаемых к заявлению налогоплательщика, представляемому в соответствии с абзацем вторым п. 60 ст. 217 НК РФ, но не выше рыночной стоимости такого имущества (имущественных прав), определяемой с учетом статьи 105.3 НК РФ.

Таким образом, для применения вычета согласно пп. 2.1 п. 2 ст. 220 НК РФ, необходимо, чтобы:

  • налогоплательщик воспользовался освобождением от НДФЛ дохода в виде стоимости имущества, полученного от ликвидированной КИК;
  • имеется надлежащее документальное подтверждение стоимости имущества (которое прилагалось к заявлению о вышеуказанном освобождении);
  • размер заявляемого вычета не превышает рыночной стоимости имущества на момент его отчуждения.

Реализация ценных бумаг, полученных при ликвидации КИК

В отношении ценных бумаг, полученных от ликвидированной КИК и затем реализованных налогоплательщиком, НК РФ предусматривает отдельное правило, также позволяющее уменьшить налоговую базу, с учётом специфики определения налоговой базы по операциям с ценными бумагами (которая заключается в том, что налоговой базой признаётся положительный финансовый результат (доходы за вычетом расходов) по совокупности операций, исчисленный за налоговый период).

Согласно п. 13.2 ст. 214.1 НК РФ, при реализации ценных бумаг, полученных при ликвидации иностранной организации (прекращении (ликвидации) ИСБОЮЛ) налогоплательщиком - акционером (участником, пайщиком, учредителем, контролирующим лицом иностранной организации или контролирующим лицом ИСБОЮЛ), доходы которого в виде стоимости таких ценных бумаг освобождались от налогообложения в соответствии с п. 60 ст. 217 НК РФ, в качестве фактически произведенных расходов учитывается сумма, равная стоимости таких ценных бумаг по данным учета ликвидированной иностранной организации (прекращенной (ликвидированной) ИСБОЮЛ) на дату получения ценных бумаг от такой иностранной организации, указанной в документах, прилагаемых к заявлению налогоплательщика, представляемому в соответствии с абзацем вторым п. 60 ст. 217 НК РФ, но не выше рыночной стоимости таких ценных бумаг, определяемой с учетом ст. 105.3 НК РФ.

В заключение, ещё раз обозначим срок, до которого должна быть полностью ликвидирована иностранная компания, чтобы ее владелец смог воспользоваться освобождением полученного им дохода от НДФЛ: это 1 января 2018 года (с некоторыми исключениями, которые могут быть обусловлены законами страны регистрации компании).

Также важно обратить внимание, что всё вышесказанное касается освобождения от налога на доходы физических лиц именно в России, в случае распределения в их пользу имущества ликвидированной контролируемой иностранной компании. Это не означает, что у самой компании в стране, где она была зарегистрирована, отсутствует налоговая обязанность. Процедуре добровольной ликвидации компании как правило предшествует требование не только расчетов с кредиторами, но и уплаты всех причитающихся налогов и обязательных платежей в соответствующей стране.

Ликвидация иностранного представительства в ГРП, ИФНС, ПФ РФ и ФСС, стоимость закрытия иностранного представительства 20 000 руб., срок ликвидации представительства во всех инстанциях составляет 3 месяца.

Специалисты компании БУХпрофи окажут вам такую услугу, как закрытие иностранного представительство.

Прекращение деятельности иностранного представительства

Деятельность представительства иностранной фирмы в России прекращается в том случае, если:

  • в период окончания срока свидетельства об аккредитации в том случае, если иностранная фирма не обратилась по вопросу продления деятельности представительства;
  • в случае закрытия Головной компании-иностранного лица в стране регистрации;
  • в результате нарушения законодательства РФ;
  • в результате решения Головной иностранной фирмы иностранного лица в стране регистрации.

Бывают случаи, когда деятельность представительства может закончится раньше установленного срока аккредитации. В этом случае иностранное юридическое лицо должно уведомить ГРП о принятом решении.

При ликвидации представительства, выданные ему при открытии представительства разрешение на открытие, свидетельство о внесении в Сводный государственный реестр, действующие визы аккредитованных сотрудников представительства подлежат возврату в аккредитующий орган (ГРП) вместе с пакетом документов, необходимым для закрытия представительства.

Для того, чтобы осуществить процедуру закрытия необходимо подготовить необходимые документы , сдать всю необходимую ликвидационную отчетность, а так же пройти камеральную проверку.

Стоимость ликвидации иностранного представительства

Стоимость ликвидации иностранного представительства - 20 000 рублей.

В стоимость нашей услуги по закрытию представительства филиала иностранной компании входит следующий перечень услуг

Перечень оказываемых услуг по ликвидации иностранного представительства

  • заполнение всех необходимых документов для закрытия филиала / представительства;
  • прохождение процедуры закрытия представительства / филиала в аккредитующем органе (ГРП) (заполнение уведомления о закрытии представительства, сбор необходимых документов для регистрационной палаты, а так же их сдача);
  • снятие с учета в ИФНС №47 (закрыть иностранную компанию) (заполнение и сдача ликвидационной отчетности, подача документов необходимых при закрытии представительства, сопровождение клиентов на всем этапе закрытия, представление и защита ваших интересов в ИФНС № 47 по г. Москве);
  • снятие с учета во всех внебюджетных фондах (ФСС, ПФ) (заполнение и сдача ликвидационной отчетности, подача документов необходимых при закрытии представительства, сопровождение клиентов на всем этапе закрытия, представление и защита ваших интересов в ФСС и ПФ по г. Москве);
  • закрытие расчетного счета в банке.

Срок ликвидации филиала иностранной компании

Срок закрытия представительства зависит не только от качества составления документов на закрытие(полный пакет документов), но и от сроков проведения камеральной налоговой проверки вашей хозяйственной документации.

В ГРП срок закрытия производится в течении 18 рабочих дней с момента подачи уведомления о закрытии.

  • В налоговой инспекции срок закрытия представительства составляет около 3-х месяцев
  • Во внебюджетных фондах срок ликвидации составит 3 - 5 дней.

Наши специалисты будут с вами на всем этапе закрытия представительства.

Вы предоставляете нам необходимые документы и специалисты компании БУХпрофи на качественном уровне осуществят для Вас данную услугу!

Законодательными актами Российской Федерации установлен единый порядок прекращения деятельности как для филиалов, так и для представительств иностранных юридических лиц, что подтверждается определением Верховного суда РФ от 14.05.02 г. № 64-Г02-10. В качестве обоснования своей позиции Верховный суд РФ указал, что в соответствии с ч. 2 ст. 55 ГК РФ филиалы юридических лиц обладают функциями представительств. Напомним, что в соответствии со ст. 55 ГК РФ на представительство возлагается функция представлять интересы юридического лица и осуществлять их защиту. Филиал в свою очередь осуществляет все функции юридического лица или их часть, в том числе функции представительства.

Государственный контроль за ликвидацией филиала иностранного юридического лица осуществляется посредством его аккредитации в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (ст. 21 Федерального закона от 9.07.99 г. № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» (ред. от 29.04.08 г.). Выполнение процедуры по аккредитации филиалов и представительств иностранных юридических лиц возложено на Государственную регистрационную палату при Минюсте России (постановление Правительства Российской Федерации от 21.12.99 г. № 1419, Устав Государственной регистрационной палаты при Минюсте России, раздел II, ст. 12).

Аккредитация представительств иностранных фирм осуществляется в порядке, установленном постановлением Совета Министров СССР от 30.11.89 г. № 1074 «Об утверждении Положения о порядке открытия и деятельности в СССР представительств иностранных фирм, банков и организаций». В соответствии с п. 14 данного Положения деятельность представительства иностранной фирмы прекращается по следующим основаниям:

По истечении срока, на который выдано разрешение, и если иностранная фирма не обратилась с просьбой о продлении срока деятельности представительства.Аккредитация представительствам и филиалам иностранных юридических лиц предоставляется на 1, 2 или 3 года. Срок, которым ограничивается деятельность филиала или представительства, указывается в разрешении на его открытие;

В случае ликвидации иностранной фирмы, имеющей представительство;

В случае прекращения действия заключенного с иностранным государством межправительственного соглашения, на основании которого открыто представительство, если это прямо предусмотрено положениями такого соглашения;

По решению соответствующего аккредитующего органа в случае нарушения представительством условий, на которых иностранной фирме разрешены его открытие и деятельность, или нарушения российского законодательства;

По решению иностранной фирмы, открывшей представительство.

Закрытие филиала или представительства иностранного юридического лица производится путем лишения его аккредитации и исключения из соответствующего сводного государственного реестра. Данный реестр ведется Государственной регистрационной палатой при Минюсте России (постановление Правительства Российской Федерации от 5.09.98 г. № 1034). Перечень документов, необходимых для закрытия филиала или представительства иностранной организации, устанавливает Государственная регистрационная палата при Минюсте России. Данный перечень опубликован на сайте Минюста России.

Для закрытия филиала или представительства иностранного юридического лица в регистрирующий орган представляются следующие документы:

Письменное заявление в ГРП при Минюсте России о прекращении деятельности в Российской Федерации;

Нотариально заверенная копия решения иностранного юридического лица о прекращении деятельности в Российской Федерации;

Оригинал разрешения на открытие представительства;

Оригинал свидетельства о внесении представительства в сводный государственный реестр;

Аккредитационные карточки сотрудников представительства и членов их семей;

Нотариально заверенная копия удостоверенной нотариусом доверенности уполномоченному лицу на ведение дел в ГРП при Минюсте России.

Иностранные документы принимаются только с подлинными отметками о консульской легализации либо заверении апостилем, если освобождение от этих процедур не предусмотрено международными соглашениями Российской Федерации, вместе с заверенным (нотариально либо в консульском загранучреждении) переводом на русский язык.

Филиал или представительство иностранного юридического лица прекращает деятельность на территории Российской Федерации со дня лишения его аккредитации. При закрытии представительства выданные ему разрешение на открытие и свидетельство о внесении в сводный государственный реестр аккредитованных на территории Российской Федерации представительств иностранных компаний подлежат возвращению в Государственную регистрационную палату при Минюсте России. Печати и штампы также подлежат сдаче для уничтожения. В Государственную регистрационную палату при Минюсте России возвращаются аккредитационные карточки.

Письма Государственной регистрационной палаты при Минюсте России с извещением о прекращении деятельности представительства оформляются в течение 18 рабочих дней с момента представления полного комплекта документов. При необходимости срок оформления может быть сокращен до пяти рабочих дней.

Филиал или представительство иностранной организации должны пройти процедуру снятия с налогового учета и процедуру снятия с учета в фондах – медицинского, социального страхования и Пенсионном фонде Российской Федерации.

Снятие с налогового учета иностранной организации по месту нахождения филиала или представительства регулируется положениями ст. 84 НК РФ. Кроме того, особенности снятия с учета в налоговых органах иностранных организаций, не являющихся инвесторами по соглашению о разделе продукции или операторами соглашения, утверждены приказом Минфина России от 30.09.10 г. № 117н. Данным приказом, вступившим в силу с 24 декабря 2010 г., установлен заявительный и упрощенный порядок снятия с налогового учета иностранной организации по месту нахождения филиала или представительства.

Заявительный порядок применяется в случае, если филиал или представительство иностранной организации являются действующими, предоставляют налоговые декларации, осуществляют банковские расчеты. Снятие с налогового учета данных организаций осуществляется на основании заявления, представляемого в порядке п. 5 ст. 84 НК РФ. Указанное заявление подается в течение трех дней со дня принятия решения о прекращении деятельности. Заявление о снятии с налогового учета может быть представлено непосредственно в налоговый орган, направлено по почте заказным письмом или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Если заявление передается в налоговый орган в электронном виде, оно должно быть заверено электронной цифровой подписью лица, представляющего это заявление (уведомление), или его представителя (п. 5.1 ст. 84 НК РФ).

К заявлению о снятии с налогового учета прикладываются следующие документы (п. 26 приказа Минфина России № 117н):

Решение уполномоченного органа иностранной организации о закрытии филиала, представительства иностранной организации;

Выписки из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иной равный по юридической силе документ, подтверждающий прекращение деятельности иностранной организации в этой стране, – в случае если прекращается деятельность иностранной организации;

Налоговые декларации (расчеты) по налогам, составленные на дату прекращения деятельности иностранной организации.

Снятие с налогового учета производится в течение 10 дней со дня получения заявления, но не ранее окончания выездной налоговой проверки организации в случае ее проведения (п. 5 ст. 84 НК РФ). Датой снятия с учета в налоговом органе отделения иностранной некоммерческой неправительственной организации является дата внесения в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности иностранной организации через указанное отделение. О снятии с налогового учета иностранной организации направляется соответствующее уведомление по установленной форме.
Упрощенная процедура снятия с налогового учета предусмотрена в отношении недействующих иностранных организаций. Данная процедура не предполагает представления документов по перечню, установленному п. 26 приказа № 117н, не требуется в том числе и заявление иностранной организации. В п. 34 приказа Минфина России № 117н установлены следующие основания для применения упрощенной процедуры снятия с налогового учета иностранной организации:

Непредставление иностранной организацией налоговых деклараций (расчетов) и (или) годового отчета о деятельности в Российской Федерации, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, в течение 18 месяцев со дня последнего их представления в налоговый орган;

Отсутствие в течение последних 18 месяцев операций по банковским счетам иностранной организации, открытым на основании свидетельства о постановке на учет, выданного налоговым органом.

Налоговый орган по месту учета иностранной организации осуществляет снятие ее с учета по упрощенной процедуре при наличии:

Документа налогового органа, подтверждающего факт непредставления иностранной организацией налоговых деклараций (расчетов) и (или) годового отчета о деятельности в Российской Федерации, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, в течение 18 месяцев со дня последнего их представления в налоговый орган;

Документа банка, в котором открыт счет недействующей иностранной организации, подтверждающего отсутствие в течение последних восемнадцати месяцев операций по банковскому счету, или документа налогового органа, подтверждающего отсутствие в налоговом органе информации о наличии у иностранной организации счетов в банках;

Документа налогового органа об отсутствии у недействующей иностранной организации недоимки по налогам и сборам, задолженности по уплате соответствующих пеней и штрафов в бюджетную систему Российской Федерации на дату снятия ее с учета в налоговом органе.

В случае снятия иностранной организации с учета в упрощенном порядке уведомление о снятии с учета в налоговом органе на территории Российской Федерации иностранной организации не выдается.