Порядок проведения аудита по охране труда. Аудит охраны труда и пожарной безопасности на предприятии. К таким требованиям относят

Предприятие обязано обеспечивать безопасность и здоровые условия труда для своих сотрудников. Требования к организации производства и рабочих мест описаны в Федеральном законе "Об основах охраны труда" от 17.07.99 №181-ФЗ. В соответствии с этим документом работодатель должен обеспечивать работников средствами индивидуальной защиты и спецодежды, организовать инструктаж и обучение за свой счёт, регулярно проводить аттестацию рабочих мест на соответствие установленным нормам.

Нарушения чреваты для владельца бизнеса серьёзными штрафами и санкциями, вплоть до закрытия предприятия. Аудит по охране труда позволяет не допустить подобного, своевременно устранить несоответствия и снизить риск получения производственных травм. Кроме того, это возможность выяснить, насколько эффективно используется бюджет, который организация направляет в эту сферу.

Суть и основные задачи

Аудит по охране труда — это комплексная оценка организации и функционирования системы ОТ на предприятии. Может проводиться как силами внутренних служб, так и с привлечением сторонних экспертов (для небольших организаций экономически выгоднее второй вариант). Во многих городах работают специальные центры аудита по охране труда, которые предоставляют услуги независимых экспертов в данной области.

Цель данной проверки — выявить и объективно оценить опасные факторы, нарушения в организации производства и обустройстве рабочих мест, а также разработать рекомендации для устранения нарушений.

Аудит системы охраны труда включает в себя такие направления:

  1. Оценка организации и структуры подразделений, занимающихся вопросами безопасности сотрудников. Так, в соответствии с Законом "Об основах охраны труда в РФ", на предприятиях с количеством сотрудников от 100 и выше для этого должна существовать отдельная служба (на малых эти функции может выполнять один специалист, имеющий соответствующую подготовку или опыт).
  2. Анализ эффективности мероприятий. При этом исследуют риск получения производственных травм и развития профессиональных заболеваний, статистику предприятия и комплекс мер, направленных на предотвращение подобных проблем.
  3. Работа с персоналом. Аудиторы проверяют правильность составления и ведения документации по охране труда, журналов и отчётов. Кроме того, проводится тестирование для определения реальных знаний работников и степени выполнения инструкций.
  4. Изучение предприятия. Сюда входит комплексный технический анализ состояния охраны труда, проверка документов на оборудование, наличия у персонала необходимых инструкций и соответствующего уровня обучения.

На основе полученной информации комиссия, выполняющая проверку, разрабатывает свои рекомендации по улучшению условий и качества охраны труда в организации, а также варианты устранения выявленных нарушений.

Документация для проведения

Подготовка к внутреннему аудиту охраны труда начинается с оформления и подписания руководством фирмы приказа о создании соответствующей комиссии. В этом документе указываются такие сведения:

  • задачи и цели аудита;
  • состав, Ф.И.О. и должности всех участников комиссии;
  • список документов, которые подлежат проверке;
  • дата начала и завершения проверки.

Часто в этом же приказе утверждается форма отчёта о результатах проверки. Также к нему прилагается план-график проведения работ и описание организационных процедур. Запрашиваемые документы должны быть предоставлены не позднее, чем за 10 дней до назначенной даты начала аудита с целью предварительного изучения.

Состав комиссии

Кого нужно включить в список участников аудиторской комиссии? Чётких указаний на эту тему нет, однако желательно, чтобы в команде присутствовали:

  • генеральный директор компании либо его уполномоченный представитель;
  • юрист;
  • специалист по вопросам охраны труда.

Кроме того, в состав комиссии входят от 2 до 4 аудиторов. Это могут быть как сотрудники самой компании, так и внешние эксперты. Если предприятие проводит аудит охраны труда своими силами, необходимо соблюдать принцип независимости. То есть, члены команды не могут быть подчинёнными руководителя того подразделения, в котором проводится проверка.

Основные вопросы. Заполнение формы

Перейдём к тому, как записываются результаты аудита. Основной документ на данном этапе — форма со списком вопросов по работе системы управления охраной труда. Она состоит из нескольких блоков.

Основные элементы СУОТ

Проверяется наличие документов и распоряжений о создании подобной службы, утверждённых графиков работ. Если производство связано с опасными и вредными факторами — в организации должны храниться официальные формы по оценке риска для сотрудников и методах предосторожности. Также аудиторы должны обратить внимание, насколько своевременно вносятся изменения в нормативные акты предприятия при изменении государственных стандартов.

Цели и задачи

Ключевые вопросы, которые рассматриваются на этом этапе — обеспечение безопасности производственных процессов, условий эксплуатации зданий и сооружений. Эти данные получают из технологической документации на проведение работ, их соответствие санитарным, гигиеническим и другим нормам. Важным условием является проведение плановых и капитальных ремонтов, а также периодических осмотров зданий и оборудования.

Необходимо установить, что организация делает для улучшения условий труда — проводятся ли аттестация рабочих мест, контроль и устранение вредных факторов, мероприятия по сокращению использования опасных веществ, обязательные медосмотры среди персонала.

Другие вопросы протокола:

  • Насколько сотрудники обеспечены средствами индивидуальной защиты?
  • Проводится ли лечебно-профилактическое и санитарно-бытовое обслуживание? Есть ли на предприятии оборудованные гардеробные, комнаты отдыха, медпункт, помещения для приёма пищи?
  • Как организовано обучение персонала по вопросам охраны труда?
  • Насколько развито информационное обеспечение работников предприятия по вопросам охраны труда? Есть ли в организации достаточное количество нормативных документов, плакаты, стенгазеты и т. д.?

Ответив на все вопросы, можно получить представление о том, насколько СУОТ соответствует требованиям действующего законодательства. Результаты записываются в таблицу, где аудитор записывает факты и личные наблюдения. Комиссия определяет, как в компании обстоит дело по каждому пункту и выставляет оценки (как правило, по 10-балльной шкале).

Этапы проведения

Как проводится аудит охраны труда на предприятии? Перед началом работы члены комиссии проходят вводный инструктаж и получают требуемые средства индивидуальной защиты. После этого команда анализирует состояние СУОТ по следующему алгоритму.

1. Первоначальный осмотр. Внутренние аудиторы вместе с представителем подразделения совершают ознакомительный обход по территории объекта. Основная задача — получить общее представление о его размерах, расположении участков, на которых осуществляется производство, а также понять, на какие моменты нужно обратить особое внимание в ходе проверки.
2. Сбор фактов. На данном этапе члены комиссии проводят персональные интервью с руководством, анализируют документацию и наблюдают за работой предприятия в реальном времени. Данные, полученные из разных источников, позволяют сформировать объективное представление об организации и качестве СУОТ, а также разработать рекомендации для улучшения условий.
3. Заполнение протокола. Обработка информации обычно происходит совместно с представителями службы охраны труда и сотрудниками проверяемого объекта или подразделения.
4. Оценка результатов. Выводы об эффективности ОТ на предприятии делают с учётом как государственных, так и внутренних норм самого предприятия. Они должны быть объективными и беспристрастными.
5. Разработка рекомендаций. Их можно разделить на несколько уровней. Первый — это действия, которые имеют наивысший приоритет (от того, будут ли они выполнены, зависит жизнь и здоровье сотрудников, состояние окружающей среды, репутация и даже существование компании). Рекомендации второго и третьего уровней в основном относятся к единичным ситуациям или организационным моментам.

После окончания работ комиссия должна подготовить и передать владельцам компании подробный отчёт о проделанной работе и её результатах.

Источники информации

Члены проверяющей комиссии могут использовать информацию из разных источников.

  • Личное наблюдение. Сюда относятся любые факты, которые члены комиссии могут увидеть лично, например, наличие средств индивидуальной защиты на рабочих местах.
  • Изучение документов. Необходимо изучить всё, что связано с деятельностью анализируемого подразделения: приказы о создании службы ОТ, инструкции, описания технологических процессов, графики осмотров и ремонтных работ, медицинских осмотров и т. д. Все они должны быть предоставлены аудиторам для предварительного изучения не позже, чем за 10 дней до начала работ.
  • Интервью с персоналом и руководителями, опросы. В ходе общения с сотрудниками разных уровней можно оценить ситуацию "взглядом изнутри": какие проблемы возникают, как проходят инструктажи и обучение — не в отчётах, а по факту.

Опытные аудиторы обращают внимание и на так называемые косвенные свидетельства. Так, получить представление о работе службы ОТ на предприятии можно через оценку порядка и безукоризненности заполнения документации, отношение самих работников к охране труда, их нравственную позицию.

Подготовка отчёта

Это заключительный этап аудита системы управления охраной труда. В данном документе комиссия должна дать руководству полную информацию о проделанной работе, собственные заключения и комплекс рекомендаций по улучшению работы СУОТ в организации или отдельном подразделении.

Какую информацию включает в себя типовой отчёт по внутреннему аудиту?

  • общая информация и объект проверки (название и адрес предприятия, Ф.И.О. членов комиссии);
  • объём и основные задачи аудита;
  • план и график проведения проверки;
  • главные выводы о сильных и слабых, требующих улучшения, моментах;
  • приоритетные рекомендации;
  • классификация и пояснение к каждому выводу;
  • перечень использованных для оценки стандартов, норм, правил;
  • заключение.

Аудит системы управления охраной труда – это независимая проверка положения с охраной труда в организации и определение соответствия деятельности, направленной на обеспечение безопасности труда, законам и иным нормативным правовым актам, содержащим государственные нормативные требования охраны труда .

Степень воздействия на людей негативных факторов производственной деятельности (в т.ч. при различного рода авариях, экологических нарушениях) зависит не только от существующих технологий, а в первую очередь от качества систем управления охраной труда. Любая система может считаться эффективно функционирующей лишь в том случае, если обеспечено ее непрерывное совершенствование, достигаемое благодаря постоянному анализу и оценке ее качества. Именно на получение информации для последующего анализа и корректировки системы управления охраной труда (СУОТ) в организации направлен аудит.

Следует проводить различие между производственным контролем и контролем по охране труда, надзором в области охраны труда и аудитом систем управления. Аудит направлен на оценку качества и эффективности функционирования СУОТ, а не на поиск конкретных нарушений. Нарушение не должно рассматриваться лишь как отклонение от требований различного рода нормативных документов об охране труда. Любое нарушение – это повод к поиску несоответствия либо в структуре СУОТ, либо в процессе реализации намеченных целей. К осуществлению аудита необходимо привлекать независимых специалистов, которые не несут персональной ответственности за проверяемые участки. Служба аудита может быть включена в состав организации либо нанята для проведения конкретной проверки.

Заказчиком (потребителем, клиентом) аудита может выступать сама организация (1-я сторона), потребитель продукции и услуг данной организации (2-я сторона) и какая-либо независимая внешняя организация (3-я сторона – акционеры, инвесторы и др.). Для аудита 3-й стороны обычно требуется сертификация. Она проводится уполномоченным органом по сертификации. Сертификация инициируется самой организацией или акционерами (инвесторами и др.), или обеими сторонами одновременно.

Объекты аудита. Согласно ГОСТ Р 12.0.006-2002 «Общие требования к управлению охраной труда в организации» объектами аудита могут быть :

- риски;

Требования законодательных актов и иные требования;

Цели и задачи в области охраны труда;

Планы мероприятий (программы);

Ответственность за соблюдение требований охраны труда;

- обучение и осведомленность персонала в области охраны труда;

Связь и информация между структурными подразделениями и должностными лицами по вопросам охраны труда;

Документация и управление документацией;

Управление операциями (проектирование, технологический процесс, производственное оборудование, эксплуатация и др.);

Готовность к действиям в условиях аварийных ситуаций;

Мониторинг условий и охраны труда, измерение параметров условий труда;

Несоответствия и профилактические действия;

Зарегистрированные данные;

Анализ со стороны руководства;

Степень соответствия конкретных административных, рабочих процедур и рабочих участков, операций (производственных процессов) нормативной документации по охране труда.

Исходя из ГОСТ Р 12.0.006-2002 объекты аудита целесообразно подразделить по видам оборудования. Объектом аудита будет, к примеру, не просто структура и ответственность, а структура и ответственность в области безопасной эксплуатации грузоподъемных машин .

Виды аудита. Проводят аудит адекватности и аудит соответствия. Аудит адекватности устанавливает, отвечает ли документация СУОТ требованиям стандарта (ГОСТ Р 12.0.006-2002) . Аудит соответствия устанавливает, в какой степени требования этих документов понятны и соблюдаются персоналом. Аудит может быть внешним и внутренним. Внешний аудит осуществляется организацией, не зависящей от проверяемого субъекта. Внутренний аудит связан с изучением организацией своей собственной СУОТ. Это самый важный из всех аудитов. Он обеспечивает акционеров, инвесторов и руководство организации информацией об эффективности системы. В зависимости от количества объектов аудит делится на оперативный (внеплановый), целевой и комплексный.

Оперативный (внеплановый) аудит проводят специалисты службы охраны труда в организации при установлении недопустимых фактов. Его основная цель – сбор данных для оперативного принятия корректирующих мер. Инициаторами данного вида аудита могут быть начальник службы охраны труда или соответствующий менеджер (руководитель группы аудиторов).

Целевой аудит по сути аналогичен оперативному, но проводится согласно утвержденному плану и своей основной целью имеет сбор информации об одном из объектов аудита. Такой аудит включают в планы работы группы, которые утверждает руководитель службы охраны труда, и в обязательном порядке рассылают во все подразделения организации.

Комплексный аудит проводится по всем возможным объектам аудита и четко по графику, который разрабатывается в службе охраны труда, утверждается руководителем организации до начала следующего года и направляется руководителям структурных подразделений.

Периодичность аудита в подразделениях определяется по результатам проведенной оценки риска. В подразделениях с относительно высоким уровнем проверки он должен проводиться не реже 2 раз в год. В отдельных случаях (увеличение количества травм и обращений, нарушений требований охраны труда и инцидентов с учетом времени простоя основного оборудования, большое количество существенных несоответствий по результатам предыдущих проверок и др.) принимается решение о проведении проверок 1 раз в квартал. В остальных подразделениях проверки должны осуществляться не реже 1 раза в год.

Планируя объем аудита, определяют для проверки максимально возможное количество объектов аудита. При последующих аудитах допускается исключать отдельные объекты, если во время предыдущего аудита по ним не было выявлено ни одного существенного несоответствия и если в целом система по данному направлению функционирует хорошо.

Для проведения внутреннего аудит разрабатывают план, в котором указывают:

Объект и область аудит;

Цель аудита;

Сроки проведения аудита;

Состав аудиторской группы;

Документы, на соответствие которым проводится проверка;

Дату представления отчета об аудите;

Должностных лиц, которым необходимо иметь копию отчета об аудите.

Руководитель группы внутренних аудиторов официально (в форме служебной записки) заранее (за 2 недели до начала аудитf) уведомляет об аудитt руководителя проверяемого подразделения. В уведомлении указываются область, цель и продолжительность аудитf/ Необходимо провести встречу с руководством проверяемого подразделения, чтобы представить аудиторов (при необходимости), согласовать объем и цели аудитf, описать методы и процедуру его проведения, убедиться в доступности ресурсов и средств, требующихся аудиторской группе, назначить дату и время итоговой встречи, рассмотреть вопросы безопасности рабочих площадок (в т. ч. действия аудиторов в аварийных ситуациях), назначить сопровождающего.

План комплексного аудитf обсуждается с руководителем проверяемого подразделения, который обязан в случае несогласия с какими-либо положениями плана письменно сообщить об этом руководителю аудиторской группы. Руководитель аудиторской группы, руководитель подразделения и начальник службы охраны труда вместе решают все вопросы. Утвержденный план передается аудиторам и руководству проверяемого подразделения до начала комплексного аудита.

Перед проверкой аудитор должен подготовить контрольный лист регистрации данных . Это своеобразная памятная записка, которая помогает упорядочить аудиторский процесс и обеспечить подтверждение того, что изучаемая документация охватывает определенные виды деятельности. Аудитор может столкнуться с недоброжелательностью, на него может быть оказано давление. Поэтому аудитор должен многое предусмотреть. То, что вызвало негативную реакцию, лучше перепроверить и получить объективные данные.

Процесс проведения аудита включает сбор информации (в т.ч. интервью), отбор и оценку документации, наблюдение за деятельностью персонала, анализ результатов измерений и зафиксированных данных. Во время интервью аудитор спрашивает проверяемого о характере и условиях выполняемой работы, о поступлении информации, которая требуется для выполнения работы, и т.д. Важно структурировать вопросы, чтобы определенная проблема исследовалась с нарастающей степенью детализации. Полученные сведения необходимо проверять путем наблюдения и измерений.

Аудитор должен :

Зафиксировать в контрольном листе регистрации данных все доступные объективные сведения как о соответствиях, так и о несоответствиях;

Оценить, в чем рассматриваемый объект аудита не соответствует критериям аудита;

Подтвердить, что выявленные несоответствия документированы;

Установить фактические причины выявленных несоответствий.

Различают существенные и несущественные несоответствия. Существенное несоответствие – несоответствие, при котором один из элементов СУОТ либо не функционирует, либо функционирует с серьезными отклонениями. Несущественное несоответствие – одиночное отклонение от требований нормативных документов. Три (и более) несущественных отклонения от требований какого-либо раздела стандарта рассматривают как существенное несоответствие. Не устраненное в определенные сроки несущественное несоответствие при проведении повторного аудита также должно рассматриваться как существенное.

На каждое несоответствие необходимо составить протокол. Аудитор описывает наблюдение (то, что было замечено) – содержание и значимость несоответствия, место и время его обнаружения (это наблюдение должно быть засвидетельствовано проверяемым). Делается ссылка на ГОСТ Р 12.0.006-2002 и (или) иной нормативный документ – с соответствующими разъяснениями.

Протокол о несоответствии должен иметь:

Подробный заголовок, позволяющий обращаться к любой детали аудита;

Поле для аудитора, чтобы записать детали обнаруженного несоответствия;

Поле для проверяемого, чтобы сделать запись о корректирующем действии и указать предполагаемую дату его завершения;

Поле для аудитора, чтобы подтвердить, что это действие произведено и является эффективным.

Итоги аудита. Аудитору необходимо интегрировать информацию так, чтобы составить общую картину, с помощью которой можно отделить важное от неважного, определить связи между различными фактами. Аудитор должен зафиксировать результаты проверки и составить отчет , в котором нужно сообщить руководству проверяемой организации (подразделения), др. аудиторам и специалистам о том, что конкретно обнаружено и в какой области, чтобы можно было определить требуемые корректирующие действия.

В отчете должна быть отражена следующая информация:

Наименование проверяемой организации (подразделения);

Сроки проведения аудита;

Обследуемая зона или перечень проверенных лиц, документов, элементов СУОТ;

Встреченные препятствия;

Выводы об эффективности деятельности организации (подразделения);

Выполнение корректирующих мероприятий по результатам предыдущего аудита.

Официальный отчет должен быть представлен не позднее чем через 1 неделю по завершении аудита. На титульном листе записывают название отчета (и название проверяющей организации), ставят дату и приводят список рассылки. В официальный аудиторский отчет не следует включать:

Конфиденциальную информацию;

Субъективные мнения;

Эмоциональные или спорные утверждения;

Сведения о недостатках, которые устранялись по ходу аудита.

Необходимо провести итоговую встречу аудиторской группы с руководством проверяемой организации (подразделения). После получения официального отчета организация (подразделение) отражает результаты анализа и порядок выполнения корректирующих действий в организационно-распорядительных документах (приказах, распоряжениях, протоколах совещаний, перечнях утвержденных мероприятий и т. п.). Максимальный срок устранения несоответствий составляет 1 месяц. Если для этого требуются значительные затраты, руководитель организации (подразделения) оговаривает срок с руководителем группы аудиторов. Информацию об устранении несоответствий руководитель проверяемой организации (подразделения) направляет в устной форме (телефонное сообщение) или в письменной форме в службу охраны труда по истечении срока выполнения корректирующих мероприятий.

Материалы каждого аудита комплектуются в специальном реестре под регистрационным номером. В состав реестра включаются:

План (программа) и график проведения аудита;

Письменное уведомление об аудите;

Итоговый аудиторский отчет;

Заполненные контрольные листы;

Копии планов корректирующих действий.

В службе охраны труда анализируют результаты аудита и ежемесячно доводят до сведения руководителей структурных подразделений на совещаниях по охране труда. Служба охраны труда 1 раз в квартал документально оформляет выводы и рекомендации и на различных совещаниях информирует руководство организации о деятельности по охране труда.

Проверка имеющейся системы безопасности на предприятии позволяет своевременно выявить слабые стороны и устранить их, именно для этого проводится специальный аудит охраны труда . Независимая профессиональная компания проведет проверку и поможет оптимизировать работу системы охраны труда , а также подготовиться к различным проверкам со стороны государственных контролирующих органов.

Назначение процедуры

Аудит безопасности труда - это комплекс мероприятий, направленных на проверку соответствия документации по безопасности, которую ведет предприятие и реального положения дел. Внутренний аудит позволяет выявить все несоответствия и устранить их до того, как будет проведен внешний анализ, со стороны каких-либо органов. Чаще всего такие мероприятия проводятся перед предстоящими проверками, либо при смене сотрудника, отвечавшего за сферу управления охраной труда . Может быть назначена отдельная экспертиза документации по охране труда, направленная на проверку журналов безопасности и различных отчетов.

Аудит документов по охране труда и безопасности на предприятии решает сразу несколько задач, поэтому проведение такого мероприятия полезно для работы организации:

  • Проверяется и оценивается текущее состояние дел на предприятии, соответствие условий принятым нормам по охране труда.
  • Проверяются базы с документацией на предмет различных несоответствий. При обнаружении они устраняются.
  • Выявляются нарушения непосредственно в рабочем процессе.
  • Разрабатываются рекомендации по устранению проблем и повышению уровня безопасности.

После того, как проведена экспертиза охраны труда , составляется итоговый отчет, в котором отражается текущая ситуация. При этом оценка состояния предприятия производится в соответствии с действующим законодательством и правовыми нормами, которые регулируют профессиональную деятельность в конкретной отрасли.

В качестве отдельной процедуры выделяется аудит документов по охране труда . В процессе выясняется, насколько документация соответствует принятым нормам. Проверка может проводиться непосредственно на объекте у заказчика или дистанционно. В ходе дела должны быть выполнены следующие мероприятия.

  • Проверка наличия в базе предприятия всех необходимых документов. Если какие-то из них отсутствуют, необходимо восстановить их.
  • Проверка оформления всех актов и документации. Для заполнения документов предусмотрены строгие рамки, которых необходимо придерживаться, чтобы не иметь дальнейших проблем с законом.
  • Проверка содержания различных положений и инструкций. Нужно выяснить, насколько они соответствуют нормам, и нет ли каких-то смысловых расхождений, которые требуется устранить.

Аудит охраны труда - это комплексная проверка всей системы. Она выполняется непосредственно на территории заказчика. Во время работы специалисты проверяющей компании тщательно ищут любые несоответствия и проблемы в сфере труда и связанной с ней документации. При обнаружении слабых мест предлагаются способы по их устранению, также составляется итоговый отчет, который предоставляется заказчику.

Мы предлагаем услуги по аудиту и проведению комплексных мероприятий или отдельных проверок на предприятии. Стоимость варьируется, в зависимости от специфики предприятия и начинается от 15-30 тысяч рублей. Окончательная цена оговаривается при заключении договора. Проведение аудита является важной процедурой для деятельности любого предприятия, особенно если она сопряжена с определенными рисками. У нас вы сможете получить бесплатную консультацию по любым вопросам, касающимся экспертизы на объектах.

Каждый человек имеет право на безопасность и неприкосновенность своей жизни и здоровья. Государство обеспечивает его реализацию, в частности, обязывает работодателей организовывать соответствующие рабочие условия с учетом сферы деятельности предприятия. В зависимости от особенностей технологии производства или процесса оказания услуг, организации могут использовать различные критерии для формирования системы управления охраной труда, однако, в любом случае она подлежит аудиту.

Сущность и задачи аудита охраны труда

Аудит охраны труда представляет собой процедуру проверки уполномоченными лицами всей документации предприятия, которая касается .

Согласно статье 212 Трудового Кодекса РФ, любая организация, принимающая людей на работу, должна создать такие условия для своих сотрудников, в которых угроза их жизни и здоровью сводилась бы к минимуму. К числу мероприятий, обеспечивающих их поддержание, может относиться проведение различных инструктажей на рабочем месте, организация графика работы сообразно актуальным условиям влияния трудового процесса на сотрудников и не только.

Проверка того, насколько правильно организована система управления охраной труда в организации и достоверны данные о выполнении требуемых мероприятий, входит в компетенцию того, кто проводит аудит.

Резюмируя, можно выделить следующие основные цели проведения такой проверки:

  • Сопоставление актуальных, законодательно установленных норм организации системы управления охраной труда с имеющимся в хозяйствующем субъекте положением вещей;
  • Проведение оценки актуального состояния системы охраны труда;
  • Выявление резервов улучшения безопасности трудящихся.

Кто может проводить аудит по охране труда

Аудит охраны труда на предприятии может быть, как внешним, так и внутренним. В зависимости от того, какой вид аудита предпочитает руководство, определяются и те лица, которые входят в состав проверочной комиссии.

При внутреннем аудите это могут быть сотрудники предприятия, которые являются экспертами в области охраны труда (далее – ОТ) и уполномочены проводить анализ текущей системы ее управления.

Если руководство организации решило провести внешний аудит, то к ней будут привлекаться независимые эксперты, которые работают в специальных аудиторских фирмах. Требования к таким фирмам установлены законодательно: организация должна получить специальное уведомление из Министерства Труда и Социальной Защиты РФ «О внесении в реестр аккредитованных организаций, оказывающих услуги в области охраны труда». Только такая аудиторская организация имеет право называться внешним аудитором и оказывать соответствующие услуги.

Как производится оценка системы управления охраной труда объекта

Оценка СУОТ на объекте происходит путем поиска ответов на ряд вопросов. Ниже перечислены основные позиции, которые подвергаются уточнению комиссией, проводящей аудит:

  • Создание системы управления охраной труда и ее документирование – уточняется у руководящих специалистов проверяемой организации, а также путем ознакомления с приказом о создании обособленных структурных подразделений на предприятии, отвечающих за охрану труда;
  • Определение приоритетов функционирования организации в сфере охраны труда и их соответствие законодательным нормам – уточняется у руководства в устной форме, а также путем проверки наличия соответствующих документов;
  • Усовершенствование структуры управления охраной труда – уточняется у руководства и путем проверки документов;
  • Своевременность и полнота видоизменения документальной базы предприятия в области охраны труда при соответствующих госкорректировках нормативно-правовых актов, регламентирующих вопросы ОТ – уточняется при ознакомлении с локальной документацией;
  • Вопрос обнаружения и нейтрализация факторов, негативно влияющих на здоровье сотрудников организации – уточняется путем изучения документальной базы в области оценки риска и осуществления соответствующих мероприятий в местах трудоустройства.

В процессе аудита наличия и эффективности деятельности службы управления охраной труда также уточняется:

  • Количество и содержание технологических документов рабочего процесса;
  • Соответствие технологических документов заявленным законодательством нормам, регламентам, стандартам ОТ;
  • Поддержание уровня безопасности жизни и здоровья трудового коллектива при выполнении им вмененных должностных обязанностей;
  • Соблюдение сотрудниками технологических норм рабочего процесса;
  • Соответствие оснащения рабочего места сотрудника актуальным нормам законодательства в области ОТ;
  • Наличие доказательств, свидетельствующих о внедрении с целью снижения уровня опасности новых технологий в рабочих зонах, где высоки риски для человеческой жизни;
  • Осуществление контроля негативных и вредных для здоровья работников факторов;
  • Состояние сертификатов о соответствии технологических процессов на предприятии нормам безопасности трудящихся.

Для того, чтобы уточнить состояние ОТ в области эксплуатации хозяйствующим субъектом зданий и сооружений, уточняется:

  • Соответствие всего недвижимого имущества нормам пожарной безопасности, санитарии, охраны труда. В перечень проверяемых сооружений входят, в том числе, незавершенные, проектирующиеся, уже эксплуатируемые строения;
  • Проведение капитальных ремонтов зданий;
  • Проведение плановых регулярных осмотров сооружений с целью выявления потенциальных угроз для здоровья сотрудников.

Для того, чтобы иметь представление об улучшении условий трудового процесса сотрудников, проверяется:

  • Соответствие рабочих мест необходимым нормам условий труда, а также оценка рисков и потенциальных опасностей для трудового коллектива;
  • Наличие подтверждений плановых проверок внутри организации на предмет выявления новых опасных производственных факторов, а также их устранения;
  • Отказ от использования либо его минимизация средств и материалов, негативно влияющих на здоровье трудящихся;
  • Наличие и степень исправности средств защиты персонала от негативных факторов производства;
  • Наличие оптимального режима организации рабочего времени трудового коллектива;
  • Проведение медицинских осмотров трудящихся.

В ходе аудита процессов обеспечения трудящихся элементами персональной защиты (ЭПЗ) устанавливается:

  • Наличие потребности в них;
  • Периодичность и полнота оформления заявок на ЭПЗ и их приобретения;
  • Уровень контроля приобретения ЭПЗ и проверки их на пригодность;
  • Уровень хранения ЭПЗ;
  • Уровень износа ЭПЗ, а также периодичность их ремонта или чистки.

Поддержание санитарии и организация лечебно-профилактических мероприятий для трудового персонала важны. Узнать, насколько успешно организация справляется с этим, можно путем оценки:

  • Наличия и количества помещений санитарного и бытового характера на территории организации (душевые, гардеробные, туалеты, столовые, медицинские пункты);
  • Оснащения санитарно-бытовых помещений соответствующим инвентарем, требуемым для их функционирования;
  • Соответствия пищевых продуктов, предоставляемых предприятием сотрудникам, нормативному уровню качества.

Аудит охраны труда также имеет цель установить, осуществляется ли обучение персонала основам ОТ и техники безопасности. Для этого уточняют:

  • Выполняются ли плановые, внеплановые и другие виды инструктажей по охране труда;
  • Происходит ли обучение основам техники безопасности в соответствии с установленной программой;
  • Наличие специальных мультимедийных средств обучения персонала основам ОТ;
  • Наличие специального реквизита, необходимого в процессе обучения.

Информирование трудового коллектива в области ОТ и техники безопасности также является объектом проверки аудитора. Специалист уточняет следующее:

  • Факт доведения до ведома трудящихся изменений в законодательных актах РФ, касающихся их поля деятельности;
  • Знание сотрудниками нормативно-правовых актов по охране труда;
  • Степень использования электронных баз данных, хранящих нормативно-правовую базу, регламентирующую конкретную детальность;
  • Проведение выступлений, показ видеоматериалов и докладов перед трудовым коллективом на тематику охраны труда.

Этапы внутреннего аудита охраны труда

Являясь сложной и комплексной процедурой, аудит ОТ включает в себя несколько стадий :


Аудиторский вывод

Финальным действием, совершаемым проверяющими, является подготовка отчета аудита (другие названия – аудиторского заключения или вывода).

На пороге XXI века человечество столкнулось с проблемой, когда развитие технического прогресса приводит к резкому возрастанию негативного воздействия на окружающую среду и безопасность человека, да и общества в целом. Мировая статистика показывает, что воздействие негативных факторов производственной деятельности в случае возникновения различного рода аварий, экологических нарушений и, как результат, количество случаев травматизма и профессиональной заболеваемости зависят не только от уровня существующей технологии, а в первую очередь от качества существующих систем управления, действие которых направлено на управление процессом планирования и достижения целей и задач в области промышленной безопасности и охраны труда (ПБ и ОТ). Специалисты многих российских предприятий, осознавая вышесказанное и понимая, что современная система управления профессиональными заболеваниями и охраной труда, известная в России больше как система управления промышленной безопасностью и охраной труда (СУПБ и ОТ), является неотъемлемым условием для выхода на международный рынок, уже разрабатывают подобные системы.

Естественно, что любая система управления может считаться эффективно функционирующей только в том случае, если обеспечено ее непрерывное совершенствование,которое, в свою очередь, достигается через постоянный анализ и оценку ее качества. Именно на получение информации для последующего анализа и корректировки системы направлен аудит.

Слово «аудит» латинского происхождения и означает слушание. Следовательно, аудитор - слушающий, общающийся.

Понятие аудита разнообразно. Впервые деловой мир познакомился с финансовым аудитом, целью которого было дать оценку эффективности инвестирования средств состороны. Покупатели продукта, равно как и акционеры, и другие инвесторы, являются лицами заинтересованными в получении объективной информации о способности системы работать на максимизацию прибыли и реализацию других поставленных целей и задач. Именно по этой причине появились стандарты серии ИСО-9000, ИСО-14000,OHSAS-18000, которые были призваны стать инструментом для построения подобных систем управления.

Остановимся отдельно на стандартах - OHSAS-18001 и OHSAS-18002. Это комплекс стандартов, один из которых - OHSAS-18001 - детальная модель для формирования системы управления охраной труда и промышленной безопасностью в организации, а второй - OHSAS-18002 - общие руководящие указания по применению этого стандарта. Надо сказать, что проблема построения СУПБ и ОТ связана еще и с тем, что, помимо соблюдения требований OHSAS-18000, предприятие обязано обеспечить при построении СУПБ и ОТ требования российского законодательства в области ПБ и ОТ. Огромное количество нормативных документов в области ПБ и ОТ, изданных за последние годы и часто противоречащих друг другу, затрудняют построение СУПБ и ОТ. К этому добавляется постоянная путаница на федеральном уровне в понятиях и разнице между аудитом систем управления, производственным контролем и контролем по охране труда, а также надзором в области ПБ и ОТ.

Тем не менее нужно четко понимать, что аудит направлен на оценку качества и эффективности функционирования системы управления, а не на поиск конкретных нарушений. Нарушение не должно рассматриваться как отдельно взятый факт. Любое нарушение - это ключ к поиску несоответствия либо в структуре самой системы, либо в процессе ее реализации. Ошибочно полагать, что несоответствие - это только отклонение от требований различного рода нормативных документов в области ПБ и ОТ. Ошибки, допускаемые при реализации СУПБ и ОТ, были, есть и будут. Равно как были, есть и будут отдельные нарушения и, как следствие, травмы и инциденты. Вопрос в том, как найтипричины, устранение которых позволит свести к минимуму фактор риска.

Таким образом, аудит (проверка) СУПБ и ОТ - это систематический и независимый анализ, позволяющий определить соответствие деятельности и результатов в областиохраны труда (промышленной безопасности) запланированным мероприятиям, а также оценить эффективность внедрения мероприятий и их пригодность поставленным целям в соответствии с OHSAS-18001.

Рационально говорить о двух видах аудита СУПБ и ОТ:

  • аудит адекватности;
  • аудит соответствия.

Аудит адекватности устанавливает степень соответствия системы документов, входящих в СУПБ и ОТ, требованиям применяемого стандарта OHSAS-18001. Осуществляется это путем сравнения документов системы УПБ и ОТ (руководство, стандарты, инструкции по охране труда и др.) с требованиями OHSAS-18001 и подтверждением адресации каждой его статье. В свою очередь, аудит соответствия устанавливает степень, с которой документированная система УПБ и ОТ понятна, внедрена и соблюдается персоналом.

Аудит обычно подразделяют на внешний и внутренний.

Внешний аудит осуществляется независимой и автономной по отношению к проверяемому субъекту организацией. Это может быть аудит адекватности или соответствия.

Внутренний аудит посвящен изучению организацией своей собственной СУПБ и ОТ. Это самый важный из всех аудитов, он обеспечивает акционеров, инвесторов и руководство организации информацией об эффективности и действенности системы.

Аудит, независимо от класса и типа, должен проводиться квалифицированным, независимым и обученным персоналом, который не несет персональной ответственности за проверяемые участки. Служба аудита может быть включена в состав организации либо наниматься на стороне.

Когда и зачем нужен аудит СУПБ и ОТ?

Ответ на этот вопрос позволяет нам систематизировать ситуации, связанные с возникновением потребности в этом виде аудита, К основным систематизирующим признакам можно отнести заказчика аудита, цель аудита и его масштаб.

Заказчиком (потребителем, клиентом) аудита может выступать сама организация (первая сторона), потребитель продукции и услуг данной организации (вторая сторона) и какая-то независимая внешняя организация (третья сторона: акционер, инвестор и др.).

Для аудита третьей стороны обычно используется термин сертификация. Она проводится национальным международным уполномоченным органом по сертификации. Подобная сертификация может инициироваться самой организацией или другой стороной (потребитель, акционеры, инвесторы и др.) или обеими сторонами одновременно.

С точки зрения целей, аудиты разделяют на два вида:

  • аудиты, которые проводятся с целью изучения начальных оценок, предназначенных для принятия решений, как правило, стратегических;
  • мониторинг текущего состояния.

Первый вид порождает проблемы, обусловленные новизной ситуации для основных участников, второй связан с главной задачей управления организацией - непрерывным усовершенствованием.

В рамках создания современной СУПБ и ОТ в ОАО «Северсталь» разработан стандарт предприятия для проведения внутреннего аудита систем управления окружающей средой, промышленной безопасностью и охраной труда. Стандартом определены роль и ответственность персонала при проведении внутреннего аудита системы управления, порядок подготовки, планирования внутреннего аудита и его проведения, порядок подготовки и регистрации отчетов о результатах аудита, анализа результатов и разработки корректирующих мероприятий. Приведены соответствующие указания по документированию результатов аудита, планы, контрольные листы регистрации данных и др.

Подготовка внутреннего аудита начинается в первую очередь с определения объектов _аудита. Согласно OHSAS-18001 объектами МОГУТ быть:

  • риски;
  • требования законодательных актов и др.;
  • цели и задачи в области охраны труда;
  • планы мероприятий (программы);
  • структура и ответственность за соблюдение требований охраны труда;
  • обучение, компетентность и осведомленность персонала в области охраны труда;
  • связь и информация между структурными подразделениями и должностными лицами по вопросам охраны труда;
  • документация и управление документацией;
  • управление операциями (проектирование, технологический процесс, производственное оборудование, эксплуатация и др.);
  • готовность к действиям в условиях аварийных ситуаций;
  • мониторинг условий и охраны труда и измерение параметров условий труда;
  • несоответствия, корректирующие и профилактические действия;
  • зарегистрированные данные;
  • анализ со стороны руководства;
  • степень соответствия конкретных административных, рабочих процедур и рабочих участков, операций и производственных процессов нормативной документации по стандартизации;
  • людские и материальные ресурсы, оборудование.

В свою очередь, с целью выполнения требований существующего российского законодательства в области ПБ и ОТ в отношении организации производственного контроля и контроля по охране труда на предприятии, объекты аудита по OHSAS-18000 целесообразно подразделить по видам оборудования (типам технических устройств и др.). В конечном итоге, объектом аудита будет не просто, к примеру, структура и ответственность, а структура и ответственность в области безопасной эксплуатации грузоподъемных машин (ГПМ) и т. д.

По количеству объектов аудит делится на основные типы: оперативный (внеплановый), целевой, комплексный.

Оперативный (внеплановый) аудит проводят специалисты службы ПБ и ОТ при установлении недопустимых фактов. Его основная цель - сбор данных для оперативного принятия корректирующих мер. Инициаторами данного вида аудита могут быть начальник службы ПБ и ОТ или соответствующий менеджер (руководитель группы аудиторов).

Целевой аудит по сути своей аналогичен оперативному, но проводится согласно утвержденному плану и своей основной целью имеет сбор информации об одном из объектов аудита. Подобные аудиты включаются в планы работы группы, которые утверждаются руководителем службы ПБ и ОТ предприятия. Необходимым условием является то, что указанные планы в обязательном порядке должны рассылаться после их утверждения в проверяемые подразделения.

Наиболее характерным видом аудита является комплексный, в состав которого включаются практически все возможные объекты аудита. Комплексный аудит осуществляет комиссия, состоящая из специалистов службы ПБ и ОТ предприятия. Данные аудиты проводятся четко по графику, который разрабатывается в службе ПБ и ОТ, утверждается руководителем предприятия и до начала следующего года направляется руководителям структурных подразделений.

Периодичность аудита в подразделениях определяется исходя из результатов проведенной оценки риска. В структурных подразделениях с относительно высоким уровнем проверки он должен проводиться не реже двух раз в год. В отдельных случаях (увеличение количества травм и обращений, экологических нарушений и инцидентов с учетом времени простоя основного оборудования, большое количество существенных несоответствий по результатам предыдущих проверок и др.) принимается решение о проведении проверок раз в квартал. В остальных подразделениях проверки должны осуществляться не реже одного раза в год.

При планировании объема аудита нужно учитывать охват максимально возможного количества объектов (количество объектов аудита, имеющихся в проверяемом структурном подразделении). При последующих аудитах допускается исключать отдельные объекты, если во время предыдущего аудита по данному объекту не было выявлено ни одного существенного несоответствия и в целом система по данному направлению функционирует хорошо, однако при последующих проверках данный объект аудита должен быть проверен вновь.

Для проведения внутреннего аудита нужно разработать программу, которая должна содержать;

  • объект и область аудита;
  • цель аудита;
  • сроки проведения аудита;
  • список аудиторской группы;
  • перечень документов, на соответствие которым проводится проверка;
  • дату представления отчета об аудите;
  • список должностных лиц, которым дол-жны быть представлены копии отчета об аудите.

Программа должна быть гибкой, допускать изменения в процессе аудита исходя из информации, полученной в ходе его проведения.

Когда программа аудита разработана и утверждена, руководитель группы внутренних аудиторов должен официально (в форме служебной записки) заранее уведомить о нем руководителя проверяемого подразделения.

В уведомлении указываются область, цель, задачи и продолжительность аудита. Интервал времени от уведомления до начала аудита составляет две недели. Предварительное уведомление лишает сотрудников проверяемого подразделения возможности обнаруженные при аудите несоответствия, объяснить неудачным временем проведения аудита, не характерным для нормальной деятельности.

План комплексного аудита разрабатывается в соответствии с формой и согласовывается с руководством проверяемого подразделения. Если руководство проверяемого подразделения возражает против каких-либо положений плана, об этом следует письменно сообщить руководителю группы. Руководитель группы, руководство проверяемого подразделения и начальник службы ПБ и ОТ должны решить эти вопросы до проведения комплексного аудита. Утвержденный план аудита передается аудиторам и руководству проверяемого подразделения до начала комплексной проверки.

Готовясь к проверке, аудитор должен изучить необходимую документацию, в ходе ее обзора отметить ряд пунктов и сформулировать их в виде вопросов для контрольного листа регистрации данных. Разработка контрольного листа регистрации данных является частью подготовки к аудиту и обеспечивает эффективность использования времени в период его проведения. Он помогает логически упорядочить и систематизировать мысли аудитора, оформить структуру аудиторского процесса и обеспечить подтверждение того, что изучаемая документация охватывает описанные виды деятельности и что они выполняются надлежащим образом. Контрольный лист регистрации данных должен рассматриваться как памятная записка, обеспечивающая генеральную линию аудита. Его не следует использовать механически, так как это может сдерживать мысль и сделать аудит неполным.

Перед аудитом необходимо запланировать и провести предварительную встречу с pvководством проверяемого подразделения. Целью данной встречи является:

  • представить аудиторов (при необходимости);
  • провести согласование объемов и целей аудита;
  • кратко описать методы и процедуры проведения аудита;
  • установить каналы связи между аудитором и проверяемым;
  • подтвердить доступность ресурсов и средств, требующихся аудитору;
  • назначить время и дату итоговой встречи;
  • рассмотреть вопросы безопасности рабочих площадок и действия в аварийных ситуациях для аудиторов;
  • назначить сопровождающего.

Необходимо помнить, что аудитор может столкнуться с недоброжелательностью, антагонизмом или другим поведением, ведущим к давлению на него. Именно аудитор несет ответственность за смягчение ситуации как можно быстрее и эффективнее. Предмет обсуждения, вызвавший враждебную реакцию, можно проверить на соответствие реальным фактам, любой вопрос при необходимости - пересмотреть, получив объективные данные.

Процесс аудита состоит из сбора информации, включающего интервью на месте, отбор и анализ необходимой документации и их анализ, общие наблюдения за деятельностью и условиями работы персонала в рамках выбранной зоны, обзор записей, результатов измерений и фиксирования данных.

Во время интервью аудитор должен опрашивать проверяемого, какая выполняется работа, как она выполняется, какая поступает информация, требуемая для выполнения работы и т. д. Необходимо структурировать вопросы, чтобы определенная проблема исследовалась с нарастающей степенью детализации, следовать за информационным потоком, прося проверяемого пояснять, что происходит на каждом шаге. Важно помнить, что это интервью, а не допрос.

Информация, собранная в интервью, должна проверяться на основе объективных источников, таких как наблюдения, записи и результаты измерений.

Аудитор должен фиксировать в контрольном листе регистрации данных все доступные объективные сведения как о соответствиях, так и о несоответствиях, что позволит обсуждать и анализировать результаты аудита.

Контрольный лист регистрации данных должен быть в наличии на всех стадиях аудита и использоваться как памятные записи, чтобы все соответствующие проблемы были изучены. Контрольный лист регистрации данных в сочетании с плановым и логическим подходом может дать проверяемому уверенность в профессиональной подготовке аудита.

Аудитор должен оценить, в чем рассматриваемый объект аудита не соответствует критериям аудита, подтвердить, что выявленные несоответствия имеют место, документированы и имеют под собой основания, установить фактические причины выявленных несоответствий.

После сбора информации требуется сформулировать заключение (выводы) в пределах определенных временных рамок, не позволяющих обеспечить сбор всей необходимой информации. Аудитору необходимо интегрировать информацию таким образом, чтобы сформировать общую картину. Нерасчлененное накопление информации о причинах еще более увеличивает ее необозримость, поэтому необходимо не скопление информации, а общая картина, с помощью которой можно отделить важное от неважного, знать, что связано между собой, что не связано.

После получения достаточной информации о ситуации необходимо не только анализировать фактическое положение, но и оценить тенденции развития.

Обнаруженное в ходе аудита несоответствие должно быть зарегистрировано. При этом в протоколе должны быть отмечены:

  • место и время обнаружения;
  • содержание несоответствия;
  • значимость несоответствия;
  • ссылка на нарушение требований определенного документа и причины несоответствия.

Обычно применяется следующая классификация, предназначенная для характеристики несоответствий,

Существенное:

  • невозможность соотнесения с любой статьей стандарта, по которому осуществляется аудит;
  • невозможность осуществить одно из требований стандарта.

Таким образом, существенное несоответствие - несоответствие, при котором один из элементов СУПБ и ОТ либо не функционирует, либо с серьезными отклонениями.

Несущественное - одиночное отклонение от требований различного рода нормативных документов.

Возможны случаи, когда достаточное число несущественных несоответствий может рассматриваться как существенное несоответствие. Существует подход, при котором три несущественных отклонения от требований какого-либо раздела стандарта и более рассматривают как существенное несоответствие. В случае, если при проведении повторного аудита установлено, что выявленное ранее несущественное несоответствие не устранено в установленные сроки, оно должно рассматриваться как существенное.

Несоответствие, характеризуемое значительным расхождением между планируемым и фактическим состоянием объекта и требующее для его устранения специальных исследований, принято считать проблемой СУПБ и ОТ.

Любая проблема ПБ и ОТ может рассматриваться как несоответствие, но не любое несоответствие представляет собой проблему СУПБ и ОТ.

Наряду с фиксацией несоответствий аудитор делает замечания, то есть критические суждения о состоянии обследуемого объекта.

ПРОТОКОЛ О НЕСООТВЕТСТВИИ должен иметь:

  • подробный заголовок, позволяющий обращаться к любой детали аудита;
  • поле для аудитора, чтобы записать детали обнаруженного несоответствия;
  • поле для проверяемого, чтобы записать корректирующее действие, которое надо применить и предполагаемую дату его завершения;
  • поле для аудитора, чтобы подтвердить, что это действие произведено вовремя и является эффективным.

Необходимо отметить, что на каждое несоответствие должен быть определенный ПРОТОКОЛ. Протокол аудитора должен содержать пункты:

  • наблюдение, которое полно и точно детализирует то, что было замечено аудитором. Это наблюдение должно быть засвидетельствовано проверяемым, чтобы подтвердить его точность;
  • ссылка на статью стандарта OHSAS-18001 и (или) иного нормативного документа, действующего в рамках СУПБ и ОТ, с соответствующими разъяснениями;

После проверки аудитор должен зафиксировать, результаты и составить отчет.

Цель отчета состоит в следующем:

  • сообщить проверяемой организации (подразделению) об обнаруженных результатах в ясной и точной форме, чтобы организация (подразделение) могла определить природу и степень глубины требуемого корректирующего действия;
  • представить запись, которая может быть рассмотрена извне и ясно понята;
  • сообщить руководству и другим аудиторам и специалистам, что было обнаружено и в какой области, чтобы обнаруженное могло быть отслежено, проверено и проанализировано.

В отчете о результатах аудита должна быть отражена следующая информация:

  • наименование проверяемой организации (подразделения);
  • сроки проведения аудита;
  • состав аудиторов;
  • обследуемая зона или перечень проверенных лиц, документов или элементов системы управления в организации (подразделении) - объект аудита;
  • встреченные препятствия;
  • заключение, выводы об эффективности деятельности организации (подразделения) - соответствие критериям аудита, степень внедрения системы управления, поддержания функционирования, наличие налаженных внутренних процессов совершенствования;
  • выполнение корректирующих мероприятий по результатам предыдущего аудита.

Официальный отчет - результат аудита. Ведущий аудитор отвечает за содержание, точность и своевременность его представления.

К работе над официальным отчетом надо приступить сразу после завершения аудита, пока детали проверки еще свежи в памяти. В отношениях с проверяемой организацией (подразделением) может возникнуть ряд осложнений, связанных с состоянием ПБ и ОТ в подразделении. Аудитор может столкнуться с давлением со стороны руководства проверяемого подразделения с целью изменить отчет и представить состояние проверяемого хуже, чем оно есть.

Менять сущность отчета об аудите неэтично. Примерами такого изменения МОГУТ быть:

  • включение в официальный отчет несоответствий, не представленных на заключительной встрече и не включенных в предварительный отчет;
  • изменение статуса наблюдений от несущественных до существенных, и наоборот;

Другая проблема связана с откладыванием официального отчета «на потом». Чем дольше он откладывается, тем менее руководство проверяемых организаций (подразделений) будет заинтересовано в выполнении корректирующих воздействий. В этом случае более «горячие» проблемы могут заслонить недавний аудит, и, когда отчет будет представлен (скажем, через две недели), его отодвинут на задний план. Оформленный с опозданием официальный отчет об аудите сигнализирует руководству проверяемых, что, по-видимому, он не так важен, как это считалось первоначально. Чтобы избежать подобных сценариев, официальный отчет об аудите должен быть закончен в кратчайшие сроки. Максимальный срок представления отчета не должен превышать одну неделю.

Существует много вариантов ФОРМ официального отчета. Для желающих создать для своей организации собственную ФОРМУ отчета предлагается следующая информация о форме и содержании:

  • титульный лист со списком рассылки;
  • несоответствия и наблюдения;
  • требования корректирующих воздействий (при необходимости).

ТИТУЛЬНЫЙ лист должен содержать:

  • название отчета (включая название про-веряющей организации);
  • дату выпуска;
  • список рассылки.

При подготовке официального аудиторского отчета в него не следует включать:

  • личную и конфиденциальную информацию;
  • субъективные мнения;
  • любые рекомендации, если они не затребованы заказчиком;
  • второстепенные недостатки, которые обнаруживаются, учитываются и корректируются по ходу аудита;
  • дополнительные находки;
  • мелкие придирки;
  • эмоциональные или спорные утверждения.

После окончательной подготовки отчета необходимо провести в заранее оговоренные сроки итоговую встречу, На этой встрече с группой аудиторов руководитель проверяемой организации (подразделения) анализирует выявленные несоответствия, их причины и планирует корректирующие мероприятия в перечне несоответствий с определением конкретных исполнителей и сроков. Причины выявленных несоответствий и корректирующие мероприятия, предложенные организацией (подразделением) должны быть приняты аудитором на их достаточность,

В список рассылки включается руководство проверяемой организации (подразделения), а также сотрудники организации (подразделения), которые могут быть затронуты или должны быть проинформированы. После получения зарегистрированного отчета организация (подразделение) отражает результаты анализа и порядок выполнения корректирующих мероприятий в организационно-распорядительных документах (приказах, распоряжениях, протоколах совещаний, перечнях утвержденных мероприятий и т. п.).

Максимальный срок устранения несоответствий составляет один месяц. В случае, когда для устранения несоответствий требуются значительные затраты, руководитель проверяемого подразделения планирует их финансирование на будущий период и согласовывает данные сроки с руководителем группы аудиторов.

Информацию об устранении несоответствий руководитель проверяемой организации (подразделения) направляет в устной форме (телефонное сообщение) или в письменной форме в службу ПБ и ОТ по истечении сроков выполнения корректирующих мероприятий. Аудитор проверяет выполнение мероприятий при проведении следующего аудита, но не позднее одного месяца с момента истечения сроков выполнения мероприятий.

Материалы каждого конкретного аудита комплектуются в специальном реестре ПОД соответствующим регистрационным номером. В состав реестра включается:

  • программа аудита;
  • график аудита;
  • письменное уведомление руководителя проверяемого подразделения;
  • итоговый отчет об аудите;
  • заполненные контрольные листы;
  • копии планов корректирующих действий.

Результаты аудита должны анализироваться в службе ПБ и ОТ и доводиться ежемесячно до сведения руководителей структурных подразделений на совещаниях по промышленной безопасности и охране труда.

Проводимый анализ должен содержать поэлементную оценку функционирования систем управления на основе:

  • выводов, основанных на результатах анализа выявленных существенных и несущественных несоответствии, а также их причин;
  • динамики изменения контрольных показателей (количества травм и обращений, инцидентов с учетом времени аварийных простоев оборудования);
  • выводов об уровне технического состояния оборудования подконтрольных подразделений на основе заключений по проведенным экспертизам;
  • анализа фактического выполнения подконтрольными подразделениями запланированных ими мероприятий, направленных на повышение уровня безопасности;
  • других полученных данных.

Выводы и рекомендации по результатам анализа должны ежеквартально документально оформляться службой ПБ и ОТ в отчете о результатах деятельности организации по ПБ и ОТ, доводиться до сведения руководства организации на различного рода совещаниях.

Типичная повестка дня включает:

  • анализ полученных результатов аудита ПБ и ОТ;
  • анализ корректирующих действий по результатам аудитов;
  • рассмотрение замечаний и предложений работников предприятия.

Отчеты о этих встречах должны храниться, как требует OHSAS-18001. Результаты анализа могут также оформляться в виде отчета, основанного на анализе деятельности системы, в соответствии с политикой и целями организации. Этот отчет будет представлен высшему руководству. Копии этих отчетов должны будут храниться так же, как отчеты по функционированию СУПБ и ОТ.

(Из журнала Охрана труда и социальное страхование №10,2002г.)