Право избирать активное избирательное право. Разница между активным и пассивным избирательным правом. Конституционные гарантии прав и свобод граждан

Термин «избирательное право» встречается в научной литературе достаточно часто в различных контекстах. К его пониманию, как и к понятию «избирательная система», нет единого подхода.

Традиционно в теории конституционного права понятие «избирательное право» принято рассматривать в объективном и субъективном смысле . Объективное избирательное право как правовая категория – это система юридических норм, сформулированных в законодательных и иных нормативно-правовых актах, закрепляющих общественные отношения, складывающиеся при реализации права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления, регулирующих деятельность субъектов, участвующих в избирательном процессе.

Субъективное избирательное право означает принадлежащее конкретному гражданину право избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления, то есть это правомочия, принадлежащие конкретным субъектам правоотношений (правомочия, установленные нормами объективного избирательного права).

Объективное и субъективное избирательное право тесно взаимосвязаны. Во-первых , объективное избирательное право есть нормативная форма бытия субъективных избирательных прав. В этом качестве объективное право выступает нормативным источником избирательных прав граждан. Во-вторых , в нормах объективного права устанавливаются модели правового поведения (правомерного и неправомерного) субъектов избирательных правоотношений. В-третьих , объективное право не только указывает на объем и содержание правомочий обладателей избирательных прав, но и определяет порядок их осуществления. В-четвертых , в объективном избирательном праве фиксируются гарантии охраны и защиты избирательных прав граждан (в частности, меры юридической ответственности). В-пятых , объективное избирательное право служит официальным критерием законности поведения субъектов избирательных правоотношений.

Таким образом, избирательное право есть совокупность юридических норм, закрепляющих гарантированные государством конституционные права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления.

В данном контексте различают активное и пассивное избирательное право .

Активное избирательное право – это право избирать. Оно напрямую зависит от достижения лицом установленного законом возраста. Это право реализовывается путем голосования гражданина на выборах либо во время кампании по отзыву избранного лица. Важнейшей предпосылкой его реализации является включение гражданина в список избирателей.

Пассивное избирательное право – это право гражданина быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления. В отличие от активного избирательного права, пассивное реализуется, прежде всего, самим кандидатом на выборную должность и может заканчиваться его избранием.

Понятия «активное» и «пассивное» избирательное право, хотя и употребляются в зарубежной и отечественной научной юридической литературе и законодательстве довольно продолжительное время, рядом российских ученых оцениваются неоднозначно. Правильнее было бы говорить просто о двух разновидностях избирательного права: о праве избирать и праве быть избранным .

Базовые условия реализации активного и пассивного избирательного права во многом совпадают. Так, согласно статье 32 Конституции РФ «Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления… Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также находящиеся в местах лишения свободы по приговору суда». Однако есть определенные критерии различия реализации активного и пассивного избирательного права.

Во-первых , как следует из смысла статьи 60 Конституции РФ, гражданин РФ может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет. Следовательно, и избирательными правами граждане РФ обладают с 18-ти летнего возраста. Однако это является базовым условием только для реализации права избирать. Возрастной критерий для реализации права быть избранным зависит от уровня выборов. Так, Президентом РФ может быть избран гражданин РФ, достигший 35 лет, депутатом Государственной Думы – гражданин РФ, достигший 21 года.

Во-вторых, чтобы иметь возможность реализовать активное избирательное право, достаточно достичь возраста 18-ти лет, состоять в гражданстве Российской Федерации независимо от оснований и сроков его приобретения. Но этого может быть недостаточно для реализации пассивного избирательного права. Так, статья 81 Конституции РФ устанавливает в отношении кандидата на пост Президента РФ требования не только возраста и гражданства, но и продолжительности проживания в России - не менее 10 лет.

Из этого следует вывод, что реализация пассивного избирательного права, то есть права быть избранным, происходит в более сложном порядке, чем активного избирательного права (права избирать).

Необходимо отметить, что в Конституции РФ не нашло отражения одно важное положение, согласно которому иностранные граждане в определенных законом случаях могут наделяться избирательными правами. Так, согласно положениям федеральных законов «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12 июня 2002 года и «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25 июля 2002 года постоянно проживающие в России иностранные граждане имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления наравне с российскими гражданами. Иностранные граждане не имеют права избирать и быть избранными в федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Федерации.

4. Принципы избирательной системы: понятие и содержание.

Необходимо отметить, что о демократизме избирательной системы можно судить по наличию и реальности демократических принципов, заложенных в ее основу. Принципы пронизывают все поле правового регулирования и являются следствием обобщения правовых норм, возникающих по мере развития правовых обычаев и законодательной деятельности органов государственной власти.

Под принципами избирательной системы Российской Федерации следует понимать основополагающие, руководящие начала, идеи, положенные в основу реализации конституционных прав граждан избирать и быть избранными, а также в основу формирования выборных органов государственной власти и местного самоуправления.

Количественный состав принципов избирательной системы Российской Федерации свидетельствует о том, что в отечественной юридической литературе и законодательстве сложился стереотип из четырех принципов: принцип всеобщности выборов, принцип равных выборов, принцип прямых выборов и принцип тайны голосования. Конституция РФ 1993 года закрепляет эти принципы только применительно к выборам Президента РФ (статья 81). Статья 3 федерального закона «Об основных гарантиях…» от 12 июня 2002 года расширяет эту правовую конструкцию, закрепляя следующую дефиницию: участие гражданина в выборах является свободным и добровольным… реализуется на основе всеобщего равного и прямого волеизъявления при тайном голосовани.. Таким образом, к конституционной конструкции добавляется принцип свободных и добровольных выборов. Однако данный перечень принципов избирательной системы не является исчерпывающим.

Принципами современной избирательной системы России являются : 1) принцип всеобщности выборов; 2) принцип равных выборов; 3) принцип прямых выборов; 4) принцип тайны голосования; 5) принцип добровольности выборов; 6) принцип обязательности выборов; 7) принцип периодичности выборов; 8) принцип альтернативности выборов; 9) территориальный принцип выборов; 10) принцип независимости органов, осуществляющих организацию и проведение выборов; 11) принцип контроля за порядком организации и проведения выборов; 12) принцип ответственности за нарушения избирательных прав граждан и законодательства о выборах. Возникает необходимость кратко прокомментировать некоторые из них.

1. Принцип всеобщности выборов означает, что гражданин, достигший 18-ти летнего возраста, вправе избирать, участвовать в предусмотренных законом и проводимых законными методами иных избирательных действиях, а по достижении возраста, установленного Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, конституциями, уставами, законами субъектов Федерации, - быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления. Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда, вступившего в законную силу.

Юридическим фактом, на основании которого приостанавливается право гражданина участвовать в выборах, следует считать вступление в силу решения суда о признании лица недееспособным или обвинительного приговора суда.

Большое значение для обеспечения всеобщности избирательных прав граждан и гарантируемых законом пределов их реализации имеет вопрос об избирательных цензах. Избирательные цензы - это условия, которым должен соответствовать гражданин, чтобы реализовать право избирать и быть избранным. Наиболее распространенными являются ценз гражданства; возрастной ценз; ценз оседлости.

В статье 19 Конституции РФ содержится перечень оснований, по которым не могут ограничиваться права и свободы личности, а, следовательно, которые не могут выступать и в качестве избирательных цензов. К ним относятся признаки пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.

Избирательное право принадлежит к такой категории публичных прав, условием реализации которого является наличие гражданства . Для наличия избирательных прав может требоваться как состояние гражданства на день выборов, так и нахождение в этом состоянии не менее установленного срока.

Традиционно в России и во всех других государствах действует возрастной ценз. Содержание возрастного критерия составляет признание за лицом избирательной правосубъектности. Содержание возрастного ценза нами уже указывалось выше.

Ограничение принципа всеобщности временем проживания в определенной местности (ценз оседлости) является одним из наиболее распространенных правовых средств, но учитывая, что на сегодняшний день на конституционном уровне какие-либо ограничения права граждан быть избранными, за исключением президентских выборов, отсутствуют, можно сделать однозначный вывод, что ценз оседлости в отношении права граждан быть избранными в иные органы государственной власти и местного самоуправления не предусматривается ни в каких вариантах.

2. Принцип равных выборов предполагает одинаковую для каждого гражданина возможность быть субъектом права, избирать и быть избранным, осуществлять необходимые избирательные действия, нести соразмерную юридическую ответственность за правонарушения, совершенные в области избирательных правоотношений.

Принцип равных выборов имеет несколько составляющих. Во-первых, каждый избиратель участвует в выборах на равных основаниях , голоса их равны и имеют одинаковый вес с точки зрения влияния на результаты выборов и не различаются по имущественному положению, уровню образования, религиозной или расовой принадлежности, полу или политическим взглядам. Равенство на выборах достигается, прежде всего, тем, что избиратель может быть включен в списки только по одному избирательному участку и участвовать в голосовании только один раз.

Во-вторых, кандидаты участвуют в выборах на равных основаниях . В соответствии с пунктом 10 статьи 32 Федерального закона «Об основных гарантиях…» от 12 июня 2002 года кандидат может дать согласие на выдвижение на одних и тех же выборах не более чем одному инициатору выдвижения. Также каждый кандидат на выборах в Государственную Думу РФ и региональные парламенты должен иметь право на один депутатский мандат. К сожалению, в нашей стране принцип равных выборов идеально не выдерживается.

В-третьих, при проведении выборов в представительные органы образование избирательных округов предполагается с примерно равным числом избирателей – один из важнейших показателей принципа равенства. Благодаря этому должны достигаться равный вес голосов избирателей и равная норма представительства. Фактическое неравенство голосов связано, в первую очередь, с невозможностью нарезки абсолютно равных по числу избирателей избирательных округов, а также с различным процентом избирателей, принимающих участие в выборах в различных округах. Федеральный закон «Об основных гарантиях…» от 12 июня 2002 года, федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» от 20 декабря 2002 года допускают отклонение одного избирательного округа от другого не более чем на 10 %, а в труднодоступных и отдаленных местностях – не более чем на 15 %, а в местах компактного проживания коренных малочисленных народов – на 30 %. При таком положении на федеральных выборах один округ от другого в абсолютных цифрах избирателей может отличаться на 50-75 тысяч человек, что едва ли соответствует принципу равных выборов, так как в процессе их ведется жесткая политическая борьба за каждый голос избирателя. Сложилась ситуация, когда разница численности избирателей между некоторыми округами достигла огромных размеров. В 210 избирательном округе Санкт-Петербурга около 500 тысяч избирателей, в 209 округе - более полумиллиона. Тогда как в Эвенкийском - менее 14 тысяч, в Корякском - менее 25.

3. Принцип прямых выборов означает, во-первых , что выборные лица избираются непосредственно в тот орган, в который проходят выборы, минуя промежуточные инстанции; во-вторых , непосредственное голосование избирателей «за» или «против» кандидата (списка кандидатов).

Прямые выборы считаются более демократичными, в процессе их осуществления воля избирателей не подвергается такому искажению, как на непрямых выборах.

4. Принцип тайны голосования означает, что избиратель свободно выражает свою волю, которая остается неизвестной для каких бы то ни было физических и юридических лиц; внешнее воздействие за волеизъявлением избирателей не допускается; избирательные бюллетени заполняются и опускаются в избирательный ящик лично. Федеральный закон «Об основных гарантиях…» от 12 июня 2002 года вводит новую норму, ранее не содержавшуюся в российском законодательстве. Так, согласно пункту 14 статьи 64 законом субъекта может быть предусмотрена возможность голосования избирателей по почте. Порядок такого голосования до урегулирования этого вопроса федеральным законом определяется ЦИК РФ. 7 августа 2003 г. ЦИК РФ приняла Постановление № 20/144-4 «О Временном порядке голосования по почте при проведении выборов в органы государственной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления», которым определила правила голосования по почте во время проведения региональных и муниципальных выборов, но в отношении федеральных выборов данный порядок остается до настоящего времени не регламентированным.

Принцип тайны голосования обеспечивается следующими обстоятельствами: избирательный бюллетень необходимо заполнять в кабине, специально оборудованном месте или комнате для тайного голосования, где не допускается присутствие других лиц; заполненные избирательные бюллетени лично опускаются избирателями в ящики для голосования; член участковой избирательной комиссии немедленно отстраняется от участия в ее работе, а наблюдатель и иные лица удаляются из помещения для голосования, если они пытаются нарушить тайну голосования; территориальные и участковые избирательные комиссии при досрочном голосовании обязаны обеспечить тайну голосования, исключив возможность искажения волеизъявления избирателей.

За нарушение тайны голосования предусматривается административная (статья 5.22 КоАП РФ), уголовная (статья 141 УК РФ) ответственность, а также существуют собственные санкции избирательного законодательства, которые предусматривают возможность отмены результатов выборов по решению суда в случае нарушений избирательных прав граждан и законов о выборах, в том числе касающихся соблюдения тайны волеизъявления избирателей при всех видах голосования.

5. Принцип добровольности участия в выборах выражается в свободном участии граждан в выборах и подразумевает право избирателя самому решить вопрос о целесообразности и необходимости участия в выборах, исключает обязательность таких действий; за уклонение от участия в выборах для избирателей не наступает какой-либо ответственности; принуждение к участию, или, наоборот, к неучастию в выборах не допускается.

6. Принцип обязательности выборов означает, что выборы являются императивным и единственным легитимным способом формирования представительных и исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления. Реализация требования об обязательности проведения выборов находит выражение в закреплении вида органа, выборного должностного лица, депутата выборного органа, в отношении которых должны быть назначены и проведены выборы; перечня нормативно-правовых актов, которые устанавливают срок их полномочий и декларируют обязательность проведения выборов по его истечении; срока назначения и проведения выборов до истечения полномочий органа или депутата; системы органов, обеспечивающей обязательность проведения выборов; организационно-правовые и финансовые условия проведения выборов.

Обязательность предполагает, что компетентные государственные и муниципальные органы не вправе уклоняться от назначения выборов и проведения их в установленные законодательством сроки, а также отменять уже назначенные выборы или переносить их на более поздние сроки.

7. Принцип периодичности выборов связан с временными рамками полномочий органов государственной власти и местного самоуправления и означает, что очередные выборы должны проводиться через определенные интервалы времени. Промежутки между выборами напрямую зависят от предусмотренных федеральным и региональным законодательством сроков полномочий соответствующих органов, которые в идеальном варианте должны, с одной стороны, обеспечивать стабильность работы выборных органов и должностных лиц, а с другой, - гарантировать их сменяемость и предотвращать неоправданно длительное обладание выборными полномочиями.

Согласно статьям 81 и 96 Конституции РФ Президент и депутаты Государственной Думы избираются сроком на 4 года (наиболее часто применяемый срок полномочий). Сроки полномочий органов государственной власти субъектов различны и, как правило, устанавливаются в их конституционных законах. Максимально возможные сроки полномочий выборных органов на региональном и местном уровнях не может превышать пяти лет.

8. Принцип альтернативности выборов заключается в следующем: если ко дню голосования в избирательном округе не останется ни одного кандидата, либо число зарегистрированных кандидатов останется меньше установленного числа мандатов или равным ему, либо будет зарегистрирован только один список кандидатов, выборы в данном избирательном округе по решению соответствующей избирательной комиссии откладываются на срок не более шести месяцев для дополнительного выдвижения кандидатов (списков кандидатов) и осуществления последующих избирательных действий. В противном случае закон предусматривает проведение голосования в одномандатном округе либо в едином избирательном округе по одной кандидатуре: 1) при повторном голосовании; 2) на выборах депутатов органов местного самоуправления (если это предусмотрено законом субъекта Федерации). При этом кандидат считается избранным, если за него проголосовало не менее 50 % избирателей, принявших участие в выборах.

9. Территориальный принцип выборов связан с принципами прямых и равных выборов и означает, что избиратели участвуют в выборах по месту жительства, то есть выборы проводятся по избирательным округам. Избирательный округ – это избирательная территориальная единица, образуемая в соответствии с нормами представительства для избрания депутатов в соответствующий выборный орган. Население каждого избирательного округа представлено одним депутатом (по одномандатным округам). Для выборов Президента РФ, например, вся страна представляет один избирательный округ.

10. Принцип независимости органов, осуществляющих организацию и проведение выборов означает , что для обеспечения реализации и защиты избирательных прав граждан образуются специальные органы - избирательные комиссии, при подготовке и проведении выборов в пределах своей компетенции независимые от органов государственной власти и местного самоуправления. В соответствии со статьями 21 и 23 федерального закона «Об основных гарантиях…» ЦИК РФ и избирательные комиссии субъектов Федерации охарактеризованы в качестве государственных органов, не входящих в систему органов законодательной (представительной), исполнительной и судебной власти.

11. Принцип контроля за ходом организации и проведения выборов . За ходом организации и проведения выборов осуществляется государственный, общественный и международный контроль.

Государственный контроль, прежде всего, осуществляется Конституционным Судом РФ, судами общей юрисдикции, избирательными комиссиями, органами внутренних дел.

Общественный контроль может осуществляться, например, посредством наблюдателей.

Международный контроль осуществляется международными наблюдателями, которые в своей деятельности руководствуются методикой и основными принципами организации наблюдения за подготовкой и проведением выборов, рекомендованными Советом Европы.

12. Принцип ответственности за нарушения избирательных прав граждан и законов о выборах включает правовые средства, конкретизирующие содержание избирательных прав и предусмотренные нормами уголовного, административного и гражданского законодательства, а также законодательства о выборах. Так, статьей 141 Уголовного кодекса РФ предусмотрена уголовная ответственность за воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий, статьей 141.1 – за нарушение порядка финансирования избирательной кампании кандидата, избирательного объединения, избирательного блока…, статьей 142 - за фальсификацию избирательных документов или неправильный подсчет голосов, 142.2 – за фальсификацию итогов голосования, а нарушения этих положений расцениваются как посягательство на политические права граждан. Менее опасные нарушения избирательного законодательства влекут административную ответственность, которая регламентирована статьями 5.1-5.25 Кодекса об административных правонарушениях РФ. Нарушения законодательства о выборах, за которые предусмотрена административная ответственность, довольно распространены. Большое количество споров, связанных с нарушением избирательных прав, рассматривается также посредством гражданского судопроизводства. Нельзя забывать и о санкциях собственно избирательного законодательства, например, предусмотренных статьей 76 федерального закона «Об основных гарантиях…» от 12 июня 2002 года основаниях аннулирования (отмены) регистрации кандидата.

Приведенный перечень принципов избирательной системы России не является исчерпывающим. Независимо от количества правовых принципов избирательной системы, их реализация может способствовать преодолению пробелов и коллизий в федеральном и региональном избирательном законодательстве Российской Федерации.

Дата публикации

Политика в том или ином виде – это неотъемлемая часть жизни каждого гражданина, ведь экономическая и социальная ситуация в стране влияет на состояние общества. Тем более что в большинстве развитых стран существует демократия, и человек может непосредственным образом участвовать в жизни своей страны. Для обеспечения этого права введены определенные юридические нормы. Они необходимы для нейтрализации беспорядков и установления максимального равноправия.

Избирательное право – это установленные юридические нормы, которые направлены на регулирование участия граждан в такой процедуре, как выборы. Кроме того, рассматриваемые законы затрагивают правила проведения выборов, порядок отзыва должностных лиц, взаимоотношения между представительными организациями и избирателями. Юридические нормы также определяют последовательность проведения выборов и правила окончательного подведения итогов голосования.

Практически в любой стране существует активное и пассивное избирательное право, которое позволяет внести свой вклад в политическую ситуацию каждому гражданину. Разберем значение этих терминов.

Активное избирательное право подразумевает возможность человека участвовать в выборах различных должностных лиц и депутатов.

Также гражданин может проголосовать на референдумах, то есть каждый индивид по достижении им 18 лет располагает правом избирать каких-либо должностных лиц. Почему это право называется активным? Смысл заключается в том, что для того, чтобы избрать какое-либо должностное лицо, человеку необходимо совершить определенные действия. В частности, заполнить полученный бюллетень и опустить его в специальный ящик.

Активное избирательное право действительно практически для всех граждан страны, вне зависимости от их религиозных убеждений, языка, расы, должности, национальности, происхождения и так далее. Однако здесь стоит отметить некоторые нюансы. Избирать не имеют права лица, которые находятся в исправительных колониях, и граждане, признанные в судебном порядке недееспособными.

Активное избирательное право может быть как прямым, так и косвенным. В первом случае предполагается, что депутаты будут избираться непосредственно гражданами. Косвенное право подразумевает, что люди выдвигают выборщиков, которые обязаны решать, кого необходимо избрать. Подобная система наиболее популярна в развитых странах.

Пассивное избирательное право – это возможность гражданина выдвинуть свою кандидатуру на выборную должность. Здесь существуют некоторые ограничения. В каждой стране они свои. К примеру, в США президентом может стать только гражданин, достигший 35 лет.

Всеобщее избирательное право подразумевает предоставление всем совершеннолетним и дееспособным гражданам страны возможности избрать какое-либо должностное лицо. Кроме того, принцип всеобщности подразумевает пассивное избирательное право, данное человеку, который прошел все установленные цензы. Подобное право начало использоваться на практике лишь в двадцатом веке. Ранее существовали имущественные и половые цензы.

Подведем итоги. Пассивное и активное избирательное право позволяет каждому гражданину принять прямое участие в политической жизни страны. Подобные юридические нормы – это необходимый признак развитого государства. Несмотря на то, что избирательными правами может воспользоваться практически любой человек, за исключением некоторых случаев, существуют определенные правила, которые исключают возможность беспорядка. В частности, это цензы и ограничения. В современном мире они предельно гибки и демократичны. Однако подобные юридические нормы были введены не так давно. Ранее цензы были достаточно жестки.

Активное и пассивное избирательное право граждан

1. Гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования возраста 18 лет, место жительства которого расположено в пределах территории соответствующего избирательного округа, имеет право избирать Губернатора, депутатов Законодательного Собрания, депутатов представительных и иных органов и выборных должностных лиц местного самоуправления.

2. Гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования возраста 18 лет, имеет право участвовать в выдвижении кандидатов, предвыборной агитации, наблюдении за проведением выборов, работой избирательных комиссий, включая установление итогов голосования и определение результатов выборов, а также в осуществлении других избирательных действий в порядке, предусмотренном настоящим Законом.

3. Губернатором может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования возраста 30 лет.

4. Депутатом Законодательного Собрания может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования возраста 21 год.

5. В органы местного самоуправления муниципального образования может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования возраста 21 год.

6. В соответствии с Федеральным законом военнослужащие, проходящие военную службу по призыву в воинских частях, военных организациях и учреждениях, курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования, которые расположены на территории соответствующего муниципального образования, если место жительства этих военнослужащих до призыва на военную службу не было расположено на территории муниципального образования, не включаются в списки избирателей и не учитываются при определении числа избирателей при выборах в органы местного самоуправления. При проведении выборов в органы местного самоуправления не имеют право избирать военнослужащие, проходящие военную службу по призыву в воинских частях, в военных организациях и учреждениях, которые расположены на территории соответствующего муниципального образования, если эти военнослужащие до призыва на военную службу постоянно или преимущественно не проживали на территории данного муниципального образования.

Избирательное право в объективном смысле. Источники избирательного права. Избирательное право в субъективном смысле. Принципы избирательного права.

Избирательное право в объективном смысле – совокупность норм, регулирующих выборы.

Избирательное право в субъективном смысле – право лица участвовать в организации и проведении выборов – является комплексным и охватывает совокупность субъективных прав (право быть внесенным в списки избирателей, право быть избранным в избирательную комиссию (там, где они формируются путем выборов), право выдвигать кандидатов и др.).

Принципы избирательного права:

1) свободы выборов – принцип, согласно которому выборы должны осуществляться на основе свободного волеизъявления избирателя. Данный принцип имеет два аспекта: свобода волеизъявления при голосовании и свобода участия в выборах;

2) всеобщности избирательного права – принцип, согласно которому все взрослые дееспособные граждане обладают правом участия в выборах. Пределы всеобщности определяются по наличию избирательных цензов (это условие участия в выборах). Избирательные цензы:

а) возрастной (обычно 18 лет, но встречается и ниже) и от 18 лет и выше в зависимости от уровня органа или должности для пассивного избирательного права;
б) вменяемости;
в) оседлости (т.

е. проживания в течение установленного законом срока на территории).

Менее распространены: образовательный ценз; религиозный ценз (ряд мусульманских стран); морально-этические цензы;

3) равенства избирательного права – принцип, согласно которому:

а) каждый избиратель наделен таким же числом голосов;
б) «вес голоса» одного избирателя равен «весу голоса» другого избирателя;

4) прямых выборов – означает, что избиратели голосуют непосредственно за своих кандидатов, непрямые – при которых голосуют представители избирателей. Непрямые выборы: косвенные (голосует коллегия выборщиков – США) или многостепенные (вышестоящий орган выбирает нижестоящий – Казахстан, Куба, КНР);

Источники избирательного права — нормативно-правовые акты избирательных комиссий, а также постановления Конституционного Суда Российской Федерации.
Законодательство о выборах в Российской Федерации составляет отдельную отрасль - избирательное законодательство. Данное законодательство можно разделить по уровню регулируемых выборов на законодательство о выборах федеральных органов, законодательство о выборах органов государственной власти субъектов Российской Федерации и законодательство о выборах органов местного самоуправления. По субъекту принятия актов избирательное законодательство делится на федеральное и избирательное законодательство субъектов Российской Федерации.
Федеральное избирательное законодательство включает в себя Конституцию РФ, Федеральные законы от 19 сентября 1997 г. (в редакции Федерального закона от 30 марта 1999 г.) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», от 24 июня 1999 г. «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», от 21 апреля 1995 г. «О выборах Президента Российской Федерации», от 26 ноября 1996 г. «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления».
Центральное место в системе избирательного законодательства занимает Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» *
Такое положение определяется несколькими факторами;
1) данный закон является универсальным актом, обеспечивающим единые стандарты гарантий избирательных прав граждан на всей территории Российской Федерации;
2) федеральный закон раскрывает содержание конституционного права избирать и быть избранными, а также закрепляет основные принципы избирательного права как универсальные и обязательные для соблюдения в любом избирательном процессе;
3) закон имеет «рамочный» характер. Это означает, что нормы, содержащиеся в нем, адресованы не только правоприменительным органам и гражданам, но и самому законодателю, прежде всего региональному.
4) дополнением «рамочного» характера является принцип прямого действия федерального закона об основных гарантиях. Это означает, что в случае противоречия региональных законов федеральному закону либо в случае пробелов в региональном законодательстве должен применяться федеральный закон об основных гарантиях. Данное правило также означает, что избиратель и иные участники любого избирательного процесса (выборы в федеральные, региональные или местные органы власти) в Российской Федерации вправе обжаловать неправомерные действия должностных лиц, государственных органов, организаций, в том числе избирательных комиссий, основываясь на данном федеральном законе.
Такой же «рамочный» характер имеет федеральный закон от 26 ноября 1996 г. «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления». *
Федеральные законы «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» и «О выборах Президента Российской Федерации» детально регулируют порядок подготовки и проведения соответственно выборов депутатов Государственной Думы и Президента РФ.
Отдельные аспекты избирательных отношений регулируются другими федеральными законами, среди которых федеральные законы «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», «Об общественных объединениях», «О средствах массовой информации», «О праве граждан Российской федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», «Об основах государственной службы в Российской Федерации» и некоторые другие.
К источникам избирательного права относятся конституции (уставы) субъектов Российской Федерации, которые закрепляют права граждан на участие в выборах региональных органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также устанавливают систему этих органов, принципы их избрания и требования к кандидатам в соответствующие органы.
Постановления Конституционного Суда Российской Федерации включаются в состав источников избирательного права. К источникам относятся прежде всего постановления от 3 ноября 1997 г.

по делу о проверки конституционности п.1 ст. 2 Федерального закона от 26 ноября 1996 г. «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть изданными в органы местного самоуправления в связи с запросом Тульского областного суда», от 10 июня 1998 г. по делу о проверке конституционности положений п. 6 ст. 4, пп. «а» п.3 п. 4 ст. 13, п.3 ст. 19 и п. 2 ст.

58 Федерального закона от 19 сентября 1997 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», от 17 ноября 1998 г. по делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона от 21 июня 1995 г. «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации». В состав источников избирательного права входит Конституция и законодательство

Выборы осуществляются на самых различных уровнях общества: в общественных организациях избирается их руководство, в акционерных обществах – совет директоров или иной орган, в кооперативах – правления и т.д. В конституционном праве термином «выборы» обозначается процедура формирования государственного органа или наделения полномочиями должностного лица, осуществляемое посредством голосования управомоченных лиц при условии, что на каждый предоставляемый таким образом мандат могут претендовать в установленном порядке два кандидата или более.

Посредством выборов формируется различные органы публичной власти – парламенты, главы государств, органы местного самоуправления, иногда правительства, судебные органы. Выборы легитимируют власть. В конституционном праве многих стран создаются нормы, регулирующие проведения выборов, применяется такое понятие, как избирательное право. Понятие избирательного права используется для обозначения двух взаимосвязанных юридических явлений. Объективное избирательное право – система конституционно-правовых норм, регулирующих общественные отношения, связанные с выборами органов государства и местное самоуправления. Оно регулирует избирательную систему в широком смысле посредством материальных и процессуальных правовых норм.

Субъективное избирательное право – гарантированное гражданину государством возможность участвовать в выборах государственных органов и органов местного самоуправления. Причем понятие субъективного избирательного права имеет два значения. Участие в выборах заключается в подаче голосов избирателями. Выставление кандидатуры на выборный пост также представляет собой форму участия в выборах. Поэтому различают активное избирательное право, обеспечивающее участие в выборах в качестве избирателя, и пассивное избирательное право, то есть право участвовать в выборах на правах кандидата в депутаты, президенты, губернаторы, шерифы и на другие должности. У субъективного избирательного права есть принципы – те условия его признания и реализации, соблюдения которых на выборах делает эти выборы действительным народным волеизъявлением. К числу принципов субъективного избирательного права относятся всеобщность, свобода, равенство, непосредственность, тайное голосования. Всеобщее избирательное право означает, что право участия в выборах предоставляется всем совершеннолетним гражданам. Не все страны придерживаются этого принципа. Наличие или отсутствие всеобщего избирательного права в национальных законодательствах определяется на основании анализа тех ограничений, которые установлены для участие в выборах. Такие ограничения называются избирательными цензами (квалификациями).

Цензы (квалификации) различаются. Одни цензы являются техническими, другие охранными, а третьи дискриминационными. Дискриминационные цензы означают отклонения от всеобщего избирательного права или даже отказа от этого принципа. Технические и охранные цензы корректируют этот принцип, но не нарушают его.

Принципы избирательного права более или менее последовательно воплощаются в организации выборов. Выборы – это сложная процедура со многими сопоставляющими. В их организации участвуют разные учреждения, а непосредственно эта задача возлагается на местное управление либо на специально создаваемые избирательные бюро, комиссии.

Выборы могут проводиться периодически или быть внеочередными. Во втором случае выборы следуют за досрочным прекращением полномочий выборных должностных лиц, депутатов, парламента. Выборы проводятся в заранее установленные законом сроки без издания особого акта или же назначаются главой государства. В выборах участвуют зарегистрированные избиратели. Списки бывают разовыми и тогда они действуют в течение одной избирательной кампании. На следующие выборы составляются новые списки. Формируются также и постоянные списки, которые нужно постоянно обновлять по мере изменения состава избирателей.

Процедура и итоги выборов зависят от того, какая избирательная система применяется. Под избирательной системой подразумевается принцип организации избирательных округов и порядок определения результатов. Исторически первой избирательной системой стала мажоритарная система, в основе которой лежит принцип большинства: избранными считаются те кандидаты, которые получили установленное большинство голосов. В зависимости от того, какое это большинство система имеет разновидности: относительное, относительное, абсолютное, или квалифицированное.

В поисках более совершенной избирательной системы, которая бы более реально отражала волеизъявления избирателей была придумана система пропорционального представительства политических партий. Пропорциональная избирательная система может быть применена только в многомандатных округах. В одномандатном округе её применить нельзя поскольку одно место нельзя разделить между различными кандидатами или партийными списками. Главное в пропорциональной системе – не установление большинства голосов, хотя, конечно, подсчет голосов по разным партийным спискам кандидатов необходим и при этой системе, а вычисления избирательной квоты. Это число голосов необходимое для избрания хотя бы одного депутата из того или иного списка кандидатов, выдвинутых партией, избирательным объединением и т.д. Пропорциональную избирательную систему нередко считают более предпочтительной и демократичной в сравнении с мажоритарными системами. Оно относительно равномерно отражает спектр общественных мнений. Однако ёще более приближен к народному мнению и выражает её это референдум.

Референдум – это акт народовластия, совершая который граждане большинством голосов принимают политические и правовые решения. Референдумы бывают обязательными и факультативными. Обязательным является референдум, проведения которого по закону необходимо для принятие определенного решения, например для одобрения конституционных поправок в Японии. Референдум является факультативным, если проводится по усмотрению субъектов, правомочных потребовать его. Решение, принимаемое факультативным референдумом, может быть принято и иным способом – парламентом, учредительным органам и другими. Так, изменения во Французскую Конституцию вносятся на основании референдума, но решения по этому вопросу в праве принять и парламент «в форме Конгресса». Различаются императивные и консультативные референдумы. Императивный референдум имеет окончательное решающее значения – им утверждаются или отменяются закон. Он обязывает парламент или главу государства к разработке и принятию определенных решений в соответствии с условиями, утвержденными на референдуме. Консультативный референдум не дает окончательного решения того или иного вопроса. Но его нельзя считать просто социологическим опросам. Проведения консультативного референдума является условиям принятия политического решения. Например, еще 1946 г. народ Аляски проголосовал за вхождения в США на правах штата. Но прошло много лет, прежде чем этот статус был получен. С другой стороны, без референдума или иного акта народовластия преобразование Аляски из федеральной территории в штат было бы неправомочным.

Примерный перечень НПА:

1.Современное законодательство Китайской Народной Республики: Сборник нормативных актов / Сост., ред., авт. Предисл. Л.М. Гудошников. М.: Зерцало-М, 2004 (Конституция КНР с поправками 1988,1993 и 1999гг., Закон КНР о правотворчестве, Закон КНР о выборах в ВСНП и в местное СНП различных ступеней. Правило выборов депутатов НОАК в ВСНП и в местные СНП от уезной ступени и выше и другие акты.

2. Конституция зарубежных государств. Великобритания, Франция, Германия, Италия, Европейский союз, Соединенные Штаты Америки, Япония, Индия. 5-е изд. М.: Волтерс Клувер, 2006.

Литература:

1.Давид Р., Жоффре- Спинози К. Основные правовые системы современности: Пер.с фр. В.А. Туманова.- М..: Междунар. отношения, 1998. – М.

2..Решетников Ф.М. Правовые системы стран мира. Справочник – М.: Юридическая литература, 2003.

3.Давид Р. Основные правовые системы современности.: Пер. с фр. И вступ. Ст. В.А. Туманова.- М.: Прогресс, 1988.

4.Арешидзе Л.Г., Крупянко И.М., Крупянко М.И. Современная Япония: Политический справочник в схемах и таблицах. М.: Вост. Лит., 2003.

5.Сенаторов А.И. Очерки административной реформы в Японии. М.: ИДВ РАН, 2004.

6.Богдановская И.Ю., Данилов С.Ю., Сажина В.В. Административное право Великобритании// Административное право зарубежных стран: Учебник/ Под. Ред А.Н Козырина и М.А. Штатиной. М.; СПАРК, 2003 (гл VIII).

Никеров Г.И. Административное право Соединенных Штатов Америки// Административное право зарубежных стран: Учебник/ Под. Ред А.Н Козырина и М.А. Штатиной. М.; СПАРК, 2003 (гл IХ).

8. Боботов С.В. Жигачев И.Ю. Введение в правовую систему США. М.; 1997.

9.Конституционно правовая ответственность: проблемы России, опыт зарубежных стран/ Под ред проф С.А. Авокьяна. М.: Изд-во МГУ,2001.

10. Марченко М.Н. Курс сравнительного правоведения. М.: Городец- изд,2002.

11. Михайлова Н.А. Конституционное право зарубежных стран СНГ: Учебник. М.: Юрист,1999.

12 Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран. №.-е изд., перераб. и доп. М.: Юрист, 2002.

1. Гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования возраста 18 лет, имеет право избирать, быть избранным депутатом представительного органа муниципального образования, голосовать на референдуме, а по достижении возраста, установленного Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, - быть избранным депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти, выборным должностным лицом. Гражданин Российской Федерации, который достигнет на день голосования возраста 18 лет, вправе участвовать в предусмотренных законом и проводимых законными методами других избирательных действиях, других действиях по подготовке и проведению назначенного референдума. До назначения референдума в действиях по подготовке и проведению референдума имеет право принимать участие гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет.

2. Гражданин Российской Федерации имеет право избирать, быть избранным, участвовать в референдуме независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

3. Не имеют права избирать, быть избранными, осуществлять другие избирательные действия, участвовать в референдуме граждане, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

(см. текст в предыдущей редакции)

3.1. Не имеют права быть избранными граждане Российской Федерации, имеющие гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства. Указанные граждане вправе быть избранными в органы местного самоуправления, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации.

3.2. Не имеют права быть избранными граждане Российской Федерации:

А) осужденные к лишению свободы за совершение тяжких и (или) особо тяжких преступлений и имеющие на день голосования на выборах неснятую и непогашенную судимость за указанные преступления;

(см. текст в предыдущей редакции)

А.1) осужденные к лишению свободы за совершение тяжких преступлений, судимость которых снята или погашена, - до истечения десяти лет со дня снятия или погашения судимости;

а.2) осужденные к лишению свободы за совершение особо тяжких преступлений, судимость которых снята или погашена, - до истечения пятнадцати лет со дня снятия или погашения судимости;

б) осужденные за совершение преступлений экстремистской направленности, предусмотренных Уголовным кодексом Российской Федерации, и имеющие на день голосования на выборах неснятую и непогашенную судимость за указанные преступления, если на таких лиц не распространяется действие подпунктов "а.1" и "а.2" настоящего пункта;

(см. текст в предыдущей редакции)

В) подвергнутые административному наказанию за совершение административных правонарушений, предусмотренных и 20.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, если голосование на выборах состоится до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию;

(см. текст в предыдущей редакции)

Г) в отношении которых вступившим в силу решением суда установлен факт нарушения ограничений, предусмотренных пунктом 1 статьи 56 настоящего Федерального закона, либо совершения действий, предусмотренных подпунктом "ж" пункта 7 и подпунктом "ж" пункта 8 статьи 76 настоящего Федерального закона, если указанные нарушения либо действия совершены до дня голосования на выборах в течение установленного законом срока полномочий органа государственной власти или органа местного самоуправления, в которые назначены выборы, либо должностного лица, для избрания которого назначены выборы.

3.3. Если срок действия ограничений пассивного избирательного права, предусмотренных подпунктами "а.1" и "а.2" пункта 3.2 настоящей статьи, истекает в период избирательной кампании до дня голосования на выборах, гражданин, пассивное избирательное право которого было ограничено, вправе в установленном законом порядке быть выдвинутым кандидатом на этих выборах.

3.4. Если деяние, за совершение которого был осужден гражданин, в соответствии с новым уголовным законом не признается тяжким или особо тяжким преступлением, действие ограничений пассивного избирательного права, предусмотренных подпунктами "а" , "а.1" и "а.2" пункта 3.2 настоящей статьи, прекращается со дня вступления в силу этого уголовного закона.

3.5. Если тяжкое преступление, за совершение которого был осужден гражданин, в соответствии с новым уголовным законом признается особо тяжким преступлением или если особо тяжкое преступление, за совершение которого был осужден гражданин, в соответствии с новым уголовным законом признается тяжким преступлением, ограничения пассивного избирательного права, предусмотренные подпунктами "а.1" и "а.2" пункта 3.2 настоящей статьи, действуют до истечения десяти лет со дня снятия или погашения судимости.

4. Активным избирательным правом обладает гражданин, место жительства которого расположено в пределах избирательного округа. Пребывание гражданина Российской Федерации вне его места жительства во время проведения в округе, в котором расположено данное место жительства, выборов не может служить основанием для лишения его права на участие в выборах в органы государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления. Законом активное избирательное право может быть предоставлено гражданину, место жительства которого расположено за пределами избирательного округа.

4.1. Активным избирательным правом на выборах в органы государственной власти субъекта Российской Федерации, правом голосовать на референдуме субъекта Российской Федерации обладает также гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования возраста 18 лет, не имеющий регистрации по месту жительства на территории Российской Федерации, зарегистрированный по месту пребывания на территории соответствующего избирательного округа, округа референдума не менее чем за три месяца до дня голосования, в случае подачи им заявления о включении в список избирателей, участников референдума по месту нахождения в соответствии с пунктом 16 статьи 64 настоящего Федерального закона для голосования в пределах избирательного округа, округа референдума, где он зарегистрирован по месту пребывания.

5. Ограничения пассивного избирательного права, связанные с нахождением места жительства гражданина Российской Федерации на определенной территории Российской Федерации, включая требования к продолжительности и сроку проживания гражданина Российской Федерации на данной территории, устанавливаются только Конституцией Российской Федерации.

6. Федеральным законом , конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные условия реализации гражданином Российской Федерации пассивного избирательного права, не позволяющие одному и тому же лицу занимать одну и ту же выборную должность более установленного количества сроков подряд. Уставом муниципального образования могут устанавливаться дополнительные условия реализации гражданином Российской Федерации пассивного избирательного права, не позволяющие одному и тому же лицу занимать должность главы муниципального образования более установленного количества сроков подряд.

7. При наличии в отношении гражданина Российской Федерации вступившего в силу решения суда о лишении его права занимать государственные и (или) муниципальные должности в течение определенного срока этот гражданин не может быть зарегистрирован в качестве кандидата, если голосование на выборах в органы государственной власти, органы местного самоуправления состоится до истечения указанного срока.

8. Кандидатом на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) может быть выдвинут гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования возраста 30 лет. Конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные условия реализации гражданином Российской Федерации пассивного избирательного права, связанные с достижением гражданином определенного возраста. Устанавливаемый минимальный возраст кандидата не может превышать 21 год на день голосования на выборах депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации и выборного должностного лица местного самоуправления. Установление максимального возраста кандидата не допускается.

(см. текст в предыдущей редакции)

9. Депутаты, выборные должностные лица, работающие на постоянной основе, не вправе заниматься предпринимательской деятельностью, а также иной оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной и иной творческой деятельности. При этом преподавательская, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации. Депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутаты законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации не могут замещать иные государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, должности государственной гражданской службы и должности муниципальной службы, быть депутатами иных законодательных (представительных) органов государственной власти или представительных органов муниципальных образований, выборными должностными лицами местного самоуправления. Выборные должностные лица местного самоуправления не могут быть депутатами Государственной Думы и членами Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, депутатами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, замещать иные государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации (далее также - государственные должности), должности государственной гражданской службы и должности муниципальной службы. Депутаты представительных органов муниципальных образований не могут замещать должности муниципальной службы, быть депутатами законодательных (представительных) органов государственной власти. Иные ограничения, связанные со статусом депутата, выборного должностного лица, могут устанавливаться федеральным законом.

(см. текст в предыдущей редакции)

10. На основании международных договоров Российской Федерации и в порядке, установленном законом, иностранные граждане, постоянно проживающие на территории соответствующего муниципального образования, имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, участвовать в иных избирательных действиях на указанных выборах, а также участвовать в местном референдуме на тех же условиях, что и граждане Российской Федерации.

В данной статье представлено определение и характеристика таких понятий, как активное и пассивное избирательное право. Будет дана оценка их принципам, сущности и гарантиям. Также будет охарактеризовано понятие избирательных прав в объективном и субъективном смысле.

Конституционные гарантии прав и свобод граждан

Все принципы демократии, которые относятся к проведению и организации выборов, закреплены в таком нормативном акте, как Конституция. Избирательное право представлено законодательной системой, закрепляющей организационную систему государственной власти, которая направлена на стабилизацию политико-правовых и социально-экономических процессов. Также этот вид права представлен в форме юридической базы для проведения всех типов демократических реформ.

Приоритетным направлением осуществления реформы государственно-правового значения считается оптимизация избирательной системы и права в целом. Избирательная система является гарантом прав граждан, также она направлена на обеспечение соответствующего уровня выборных процессов.

Гарантиями свободных выборов считаются средства и условия, которые предоставляют избирателям осознанную и реальную свободу волеизъявления, защиту их интересов и избирательных прав, охрану избирательных блоков и объединений.

Понятие

Избирательные права граждан занимают значительное место в жизни государства. Свободные выборы - один из правовых способов легитимации власти государства. Для успешного решения поставленных избирательных задач особое значение представляет качество соответствующего законодательства и практики проведения выборов в целом.

Избирательные права граждан РФ - это закреплённая Конституцией возможность избирать, а также быть избранными для работы в органах государственной власти, участвовать в предвыборной агитации, выдвижении кандидатов, в наблюдении за избирательным процессом и работой избирательной комиссии. Также это право предоставляет возможность устанавливать итоги голосования и определять результаты выборов.

Избирательные права в субъективном смысле

В определение данного понятия входят конституционные права граждан РФ, которые предполагают участие в проведении и установлении результатов выборов, выдвижении кандидатов, в предвыборной агитации и работе избирательных комиссий.

Все свободные и дееспособные граждане, независимо от оснований приобретённого гражданства, национальной и расовой принадлежности, имущественного и социального положения, языка и образования, характера политических убеждений и занятий, отношения к религии, обладают равными избирательными правами. В выборах не участвуют лица, признанные судом как недееспособные, и те, которые содержатся по приговору суда в местах лишения свободы.

В объективном смысле

Объективное избирательное право - одна из подотраслей конституционного законодательства, представленная в виде совокупности юридически значимых норм, направленных на регулирование отношений и действий, возникающих в процессе выборов.

Источниками избирательных прав являются:

  1. Федеральные законы.
  2. Конституция РФ.
  3. Законодательство субъектов РФ: уставы краёв, конституции республик, городов с федеральным значением.

Кроме того, понятие избирательного права охватывает совокупность нормативных актов (регулируют выборы президента и депутатов), а также сложившиеся обычаи, на основании которых проводятся выборы. Обычное право также считается составной частью системы избирательного законодательства.

Активное право

Активное и пассивное избирательное право призвано регулировать правоотношения, которые складываются между государством, избирателями и кандидатами. Активное право – это неотъемлемое право народа участвовать в выборах и избирать кандидатов в органы власти. Активными избирательными правами наделены граждане, которые территориально закреплены в пределах одного из избирательных округов.

Пребывание человека вне места фактического проживания во время проведения выборов не может служить основанием для лишения его законного права участия в них. Законодательно предполагается активное участие в процессе граждан, которые во время избирательного процесса находятся за пределами своего округа.

Пассивное право

Активное и пассивное избирательное право имеет общую черту, которая направлена на осуществление человеком своих избирательных полномочий.

Пассивное право закрепляет возможность лица быть избранным в государственные органы власти. Для реализации пассивных избирательных прав законодательством предусмотрены определённые условия, к которым относятся состояние здоровья кандидата, срок проживания на территории страны. Пассивное право ограничивается более высоким возрастным критерием, чем активное.

Таким образом, право гражданина баллотироваться в депутаты наступает после достижения им 21 года, избираться в президенты возможно с 35 лет. Избирательные права осуществляются на базе принципов, которые были установлены на основании всемирно разработанных норм.

Принципы

Активное и пассивное избирательное право реализуются на базе определённых принципов, которые установлены и закреплены законом.

Конституция закрепляет четы­ре основополагающих принципа для избирательного права:

  1. Равенство.
  2. Всеобщность.
  3. Тайное голосование.
  4. Прямые выборы.

Принципы избирательного права, выраженные в равенстве, подразумевают такие черты:

  • все избиратели выражают право голоса на равных основаниях, при этом составляют единый избирательный корпус;
  • избиратели имеют равное количество голосов;
  • каждый депутат может быть избран от одинакового количества избира­телей, это означает, что каждый из голосов имеет равнозначный вес.

Одномандатные округа имеют равное количество избирателей. Многомандатные формируются с раз­ным количеством кандидатов - оно соответствует по пропорциям числу избирателей. Принципы избирательного права, которые выражены во всеобщности, означают, что участие в выборах предоставлено гражданам РФ, достигшим установленного законом возраста, для осуществления своих активных и пассивных прав избирателя.

Тайное голосование – принцип, закрепляющий право граждан оставить свою избирательную волю втайне. В России все уровни выборов происходят путём выдачи бюллетеней. Прямые выборы означают осуществление избирательных прав путём прямого голосования. Примером могут служить выборы в Государственную думу.

Сущность выборов

В современном обществе выборы считаются процедурой, благодаря которой обеспечивается участие народа в формировании законодательных, представительных, исполнительных и судебных органов. С выборами тесно связана реализация всех существующих политических прав народа. Выборы - это один из способов существования демократии, передачи власти посредством волеизъявления народа.

Существуют выборы президента, парламентские, общенациональные президентские, в Законодательные собрания, в органы местного самоуправления. Люди избирают в первую очередь представителей, которые пользуются их доверием. Таким образом, власть, избранная народом, является признанной и легитимной.

Выборы рассматриваются в виде формы контроля массы населения за правящей элитой. Если власть не оправдывает интересы избирателей, они предоставляют возможность заменить её и допустить к власти оппозицию (она, как правило, является критиком существующего правительства). С другой стороны, правительство тоже вправе изменить сложившуюся политическую ситуацию под непосредственным давлением избирателей.

Гарантии избирательного права

Избирательные права народа защищены законодательно от любых проявлений дискриминации. Предполагается, что гражданин РФ вправе не только избирать, но и быть избранным вне зависимости от национальности, расы, пола, происхождения, языка, должностного и имущественного положения.

Выборы являются обязательными, поэтому проводятся в установленные законом сроки. Российское законодательство касательно выборов не предусматривает языкового, образовательного, имущественного ценза. Ценз, выраженный в предыдущем избрании, означает, что в государственные органы не может выбираться лицо, которое исполняло свои властные полномочия два созыва подряд. Таким образом, Конституции устанавливает порядок избрания президента, при котором он не может занимать должность больше чем два срока подряд.

Ценз неизбираемости означает, что некоторые должностные лица не вправе выдвигаться кандидатами на выборы, пока не ушли в отставку с занимаемых должностей, которые могут противоречить исполнению государственных полномочий (прокуроры, судьи, губернаторы).

Несовместимость означает запрет на занятия выборной и государственной должности одновременно. Она не может исключить возможности избрать лицо, которое занимает государственную должность, в одно из представительных учреждений.

Заключение

Избирательное право - важная отрасль конституционного права, содержащая нормы, которые регулируют порядок реализации избирательного процесса. При нем граждане могут избирать, а также быть избранными. Избирательные права находятся в очень тесной взаимосвязи с правом на участие в управленческих делах государства.

Реализация прав избирателя взаимосвязана с другими конституционными свободами и правами:

  • со свободой слова и мысли;
  • свободой получать, искать, передавать, распространять и производить информацию всеми законными способами;
  • свободой мирных собраний, митингов, демонстраций.

Ограничения в пассивном избирательном праве устанавливает Конституция и федеральные законы.

Право граждан Российской Федерации избирать в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Федеральный закон от 19.09.97 N 124-ФЗ, ст.2

Отличное определение

Неполное определение ↓

АКТИВНОЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО

право граждан избирать своих представителей в органы государственной власти и местного самоуправления, принимать участие в референдумах и иных политических акциях, целью которых является выражение волеизъявления населения. Кроме того, к содержанию А.и.п. законодательство относит и другие правомочия избирателя: давать согласие на выдвижение своей кандидатуры на выборную должность; участвовать в выдвижении кандидатов; самовыдвигаться; вносить свою фамилию в подписные листы в поддержку выдвижения и регистрации соответствующего лица кандидатом в депутаты и на выборную должность; агитировать за избрание или против избрания кандидата депутатом или выборным должностным лицом; участвовать в иных предвыборных мероприятиях; финансировать кандидатов; выполнять функции доверенного лица кандидата, наблюдателя; входить в состав избирательных комиссий и т.д.

В отличие от пассивного избирательного права, А.и.п. граждане приобретают по достижении 18 лет, за исключением лиц, признанных судом недееспособными. Осуществление А.и.п. приостанавливается на определенное время для лиц, которые по решению суда находятся в местах лишения свободы. Как исключение в некоторых странах А.и.п. ограничивается повышенным возрастным цензом, цензом оседлости, грамотности (образования). Носитель А.и.п. в конституционном праве и конституционной практике именуется избирателем (см. Избиратели). В некоторых зарубежных странах в избирательном праве для обозначения лиц, обладающих А.и.п. и имеющих право голосовать во второй ступени при непрямых выборах, используется понятие "выборщик".

Отличное определение

Неполное определение ↓