Право оперативного владения. Оформление права оперативного управления. Порядок передачи имущества в оперативное управление

Право оперативного управления, возникшее с начала 60-х гг прошлого века как способ организации производственно-хозяйственных процессов, было действенным механизмом обеспечения материальных интересов государства. Создаваемым предприятиям — юридическим лицам — делегировались частичные обязанности по управлению экономикой. Предприятия наделялись полномочиями хозяйствовать на имущественных объектах, закрепленных за ними на принципах лимитированных прав. Со второй половины 20 века в законодательство СССР было введено определение права оперативного управления, предоставляющего предприятиям и госбюджетным учреждениям строго регламентированные полномочия.

Делегирование прав управления имуществом не исчерпало своей актуальности в современный период. Частичное сохранение уклада планово-регулируемого способа хозяйствования обусловлено переходным характером современной экономики.

Правовая форма владения недвижимым имуществом с жесткими ограничениями открывает возможность участия в экономических процессах широкого круга предприятий, не владеющих имуществом.

Порядок осуществления специального вещного права, способы и пределы его функционирования, круг субъектов определяются статьями Гражданского, Бюджетного и Налогового кодексов, федеральным законодательством, нормативными актами органов местного самоуправления.
Характер и направления деятельности организаций, получивших собственность на правах оперативного управления, регламентируются заданиями собственника имущества. На принципах ограниченных прав владения недвижимостью функционируют, в частности, такие имущественные комплексы, как электро-, тепло-, газо- и водоснабжение, транспорт и транспортные инженерные сооружения, жилищный фонд, учреждения здравоохранения, образования, массовой культуры и спорта, охраны общественного порядка.

Собственность как объект передачи прав

В оперативное управление допускается передача недвижимого и иного имущества разных типов собственности: государственной, муниципальной, принадлежащей городским и сельским образованиям, предприятиям, организациям, частным лицам. Недвижимое имущество в контексте гражданского и экономического права, имеет ряд характерных признаков: четкая определенность расположения и невозможность перемещения без утраты его основных свойств, индивидуальная обособленность, высокая стоимость и юридически закрепленный правовой статус с необходимостью государственной регистрации.
Предприятие — особый тип недвижимости, участвующий в имущественном государственном обороте. Вся совокупность имущества предприятия: недвижимые, ценные вещи, движимое имущество, обязательства, денежные средства, задолженности, объекты интеллектуальной собственности — выступает как единое целое. В определенных обстоятельствах все составляющие имущественного комплекса предприятия признаются самостоятельными объектами собственности. В имущественных отношениях действует важная категория — особо ценное движимое имущество, стоимость которого выше принятых критериев и утрата которого приводит к непреодолимым затруднениям в функционировании предприятий.

Особенности имущественных прав предприятий

Круг субъектов права оперативного управления — предприятия на основе всех форм собственности в статусе юридических лиц. К ним относятся коммерческие организации — унитарные (казенные) предприятия и учреждения, и некоммерческие организации, функционирующие на средства собственника. Собственник может целенаправленно создавать учреждения — субъекты права управления, выступая их учредителем и определяя объем правовых полномочий. Учреждения создаются для реализации производственных, управленческих, социально-культурных и других функций. Собственник определяет порядок планирования и исполнения этих задач, частично или полностью осуществляет финансирование их деятельности, реорганизовывает, ликвидирует созданные предприятия в одностороннем порядке.
В зависимости от юридического статуса организации приобретают права управления имуществом с различным объемом правомочий. Уровень и границы правообладания имуществом определяются действующими законодательными нормами, условиями договора или контракта и решениями собственника по вопросам, которые законодательство отводит к его компетенции.
Казенные предприятия — унитарные, хозяйственные общества, товарищества, кооперативы — осуществляют деятельность, направленную на получение прибыли от выполнения работ, государственных услуг, функций властных органов всех уровней. Финансирование таких предприятий осуществляется из соответствующих бюджетов. На учреждения (бюджетные, автономные) органы федеральной власти и местного самоуправления возлагают задания по оказанию услуг и мероприятий по проведению экспертиз, подготовке решений органов власти для оформления лицензий, свидетельств, регистрации сделок. Характер деятельности бюджетных, автономных, и казенных предприятий часто может быть одинаковым, но осуществляется он в разных режимах и нормах пользования, распоряжения и владения имуществом, полученным в оперативное управление.

Процедурные вопросы юридического закрепления прав на имущество

Правовой статус недвижимого имущества и его изменения легитимны после процедуры государственной регистрации. Она совершается на основании постановления собственника о передаче обособленных от остального его имущества объектов в оперативное управление учреждению. Передаваемое имущество должно быть четко идентифицировано указанием кадастровых номеров, планами объектов недвижимости и земельных участков, технической документацией. Стороны-участники сделки заключают договор или контракт, правила оформления которых установлены действующими нормами. Изменение правового статуса переданного имущества, возникновение у получателя прав собственности и полномочий по управлению им наступают после оформления государственной регистрации.
Регистрация проводится по адресу расположения имущества, а при передаче имущественных комплексов предприятий — по юридическому адресу учреждения-получателя права. Для регистрации учреждение направляет в регистрирующий орган заявление, акт собственника, пообъектный список имущества с указанием инвентарных номеров, остаточной и балансовой стоимости, начисленной амортизации и другие необходимые документы.

Право оперативного управления может передаваться на действующие имущественные комплексы, находящиеся в процессе реконструкции или строительства. Для объектов, не завершенных строительством, допускается совершение регистрации права собственности на недвижимость и передачи ее в оперативное управление одновременно.

Основные принципы хозяйствования

Правовое поле оперативного управления имуществом предполагает разнообразные регламенты функционирования субъектов управления в части уровня ответственности по отношению к имуществу, организации деятельности и финансовых механизмов. Это достигается сочетанием норм законодательного права и механизмов регулирования практики имущественного оборота специальными условиями договорных отношений сторон, решениями собственника.
Владельцем и распорядителем имущества, переданного на условиях права оперативного управления, фактически остается собственник. Он может изъять имущество из оборота предприятия на основаниях, определенных законом: в случаях, когда имущество не используется, эксплуатируется не по назначению или оказалось излишним. Все остальные операции с имуществом могут производиться по предложениям учреждения, но с согласия собственника, от его лица либо самим собственником. Аналогичный порядок применяется в отношении имущества, приобретаемого учреждением в соответствии с поручениями собственника и на его средства. К компетенции собственника относится планирование хозяйственной и финансовой деятельности предприятия.

Прямой обязанностью организаций, наделенных этим правом управления имуществом, является выполнение заданий собственника. Предприятия всех трех типов без согласия собственника не правомочны отчуждать имущество, закрепленное за ними при оформлении права, а также приобретаемое на выделенные им средства. Казенные, бюджетные и автономные предприятия могут осуществлять предпринимательскую деятельность, не входящую в круг их обязанностей, определенных заданиями собственника, при условии, что это не противоречит положениям учредительных документов.

Полномочия правообладателей имущества собственника

Казенные предприятия имеют наибольшие ограничения прав: всей совокупностью полученного от собственника имущества (движимого и недвижимого) они распоряжаются только с его согласия. К компетенции казенного предприятия относится самостоятельная реализация продукции и товаров, полученными от этого доходами оно может распоряжаться в порядке, установленном собственником. В обычной практике этот означает, что часть доходов по нормативам направляется на производственное развитие и социальные нужды, а остальное перечисляется в бюджеты надлежащих уровней.
Бюджетные и автономные предприятия, как и казенные, недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом распоряжаются с согласия собственника. В отличие от казенных предприятий, им предоставляется право самостоятельно распоряжаться остальным имуществом, включая движимое, не относящееся к особо ценному.

Автономные и частные предприятия законодательно наделены правами оказывать платные услуги. Допускается выполнение иных работ и услуг, характер которых не противоречит направлению деятельности предприятия и положениям уставных документов. Полученными доходами предприятие распоряжается самостоятельно, но в контексте целей, для которых оно создано. Приобретаемое на эти доходы имущество становится собственностью автономного предприятия, учитывается на отдельном балансе, проводится его государственная регистрация. Предприятие становится обладателем имущества с разными правовыми статусами.
Оформление права в оперативное управление может быть срочным и бессрочным. Изменение срока действия этой правовой нормы подлежит регистрации в государственных органах. Фактически право оперативного управления по своей природе не является владением имуществом, даже на условиях ограничений. Это скорее обязанности и полномочия по отношению к имуществу собственника.

Право хозяйственного ведения и право оперативного управления в ГК РФ - это вещные права лиц, не являющихся собственниками. Постараемся разобраться с тем, что представляют собой право хозяйственного ведения и право оперативного управления, в чём их различия.

Право хозяйственного ведения и право оперативного управления в ГК РФ

Право хозяйственного ведения и право оперативного управления являются вещными правами. Они урегулированы гл. 19 ГК РФ.

Субъект права хозяйственного ведения обладает всеми правомочиями, составляющими право собственности, однако данные правомочия, согласно ст. 294-295 ГК РФ, ограничены волей собственника.

Лицу, которое владеет объектами на праве оперативного управления, также предоставляются права владения, пользования и распоряжения (как и в случае с правом хозяйственного ведения имуществом) в ограниченном объеме. Подробнее эти ограничения будут рассмотрены ниже.

Отметим, что право хозяйственного ведения и право оперативного управления на недвижимое имущество возникают с момента их госрегистрации (абз. 2 п. 5 постановления пленума Верховного суда РФ № 10, пленума ВАС РФ № 22 от 29.04.2010).

Какие организации признаются субъектами права хозяйственного ведения и за кем закрепляется имущество на праве оперативного управления

К субъектам права хозяйственного ведения относятся только унитарные предприятия (ГУП, МУП).

На праве оперативного управления имущество закрепляется за частными, автономными, бюджетными учреждениями, казенными предприятиями.

Лица, владеющие правом хозяйственного ведения и правом оперативного управления, не приобретают имущество в связи с отсутствием одного из важных оснований к применению приобретательной давности — владения имуществом как своим собственным, что подразумевает отношение лица к имуществу как к своему. Разумеется, получив вещь от собственника на ограниченном вещном праве, субъект не считает ее своей. Данное положение подтверждается судебной практикой.

В качестве примера приведем постановление ФАС Дальневосточного округа по делу № А51-8234/2011 от 06.03.2012. В рамках данного дела истец-учреждение просил установить факт владения имуществом в порядке приобретательной давности. В удовлетворении требования было отказано. Суд указал на то, что данный способ приобретения прав на имущество не может использоваться заявителем. Обладая статусом учреждения, он не мог становиться собственником находящегося в его ведении имущества.

Что является объектами хозяйственного ведения и оперативного управления

Объект данных вещных прав имущество.

При этом имущество является объектом указанных прав независимо от того, передано ли оно собственником или относится к плодам, продукции и доходам от его использования (п. 2 ст. 299 ГК РФ).

В хозяйственное ведение и оперативное управление передаются движимые и недвижимые вещи.

Пределы осуществления права хозяйственного ведения имуществом

Право хозяйственного ведения предполагает следующие ограничения (закреплены ГК РФ и федеральным законом «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» от 14.11.2002 № 161-ФЗ):

  • распоряжение недвижимостью — по разрешению собственника (имеется в виду как продажа, так и залог, аренда, совершение иных сделок);
  • распоряжение движимыми вещами и недвижимостью не должно лишать субъекты возможности осуществлять уставную деятельность.

Какие ограничения предполагает право оперативного управления по ГК РФ

По ГК РФ право оперативного управления является более узким, чем право хозяйственного ведения. Установленные ограничения имеют разный объем в зависимости от того, какому субъекту передано на праве оперативного управления имущество и каким учредителем данный субъект создан.

Указанное вещное право доступно только для 3 форм юридических лиц: казенных предприятий (разновидность ГУП, МУП), учреждений и автономных учреждений. Причем ширина полномочий учреждений различается в зависимости от того, созданы они частным лицом или государством (РФ, регионом), муниципальным образованием.

Общие для всех субъектов ограничения:

  • потребность в разрешении собственника для продажи недвижимости и особо ценных движимых вещей;
  • право собственника изъять любое имущество, переданное в оперативное управление.

Единого понятия особо ценного движимого имущества не существует: его устанавливают ведомственными распоряжениями и положениями (примерный критерий отнесения к «особо ценному» — невозможность осуществления без этого имущества уставной деятельности).

Наиболее жесткие требования действуют для казенных учреждений и предприятий. Казенные учреждения не могут распоряжаться без дозволения собственника любым имуществом; доходы от ведения деятельности казенному учреждению не принадлежат, а направляются в бюджет. Казенное предприятие также лишено неограниченного права распоряжения имуществом; доходы его распределяет собственник имущества без учета мнения предприятия.

Бюджетное учреждение вправе самостоятельно продать вещь, когда имущество закрепляется на праве оперативного управления, если эта вещь является движимой и не относится к особо ценным.

Автономное учреждение также не способно распоряжаться имуществом в оперативном управлении, зато вправе распределять доходы и тратить прибыль в целях своей уставной деятельности. Сходные ограничения установлены и в отношении частного учреждения.

Отличия хозяйственного ведения от оперативного управления: таблица

Право хозяйственного ведения

Право оперативного управления

1. Субъекты

Государственные или муниципальные унитарные предприятия

Казенные предприятия, частные, бюджетные, автономные учреждения

2. Являются ли субъекты коммерческими организациями?

Нет (исключение — казенные предприятия)

3. Распоряжение движимым имуществом

Без ограничений (за исключениями, предусмотренными законом или иными правовыми актами)

Ограничено либо частично ограничено в отношении отдельных видов имущества

4. Распоряжение доходом, полученным от использования имущества в хозяйственном ведении или оперативном управлении

Не ограничено

Ограничено целями деятельности и указанием в учредительных документах (исключение — казенные предприятия)

Таким образом, право хозяйственного ведения и право оперативного управления различаются по ряду параметров. С точки зрения налагаемых ограничений субъектам права хозяйственного ведения предоставлено больше свободы. Указанные права являются вещными. Однако они ограничены в пользу собственника имущества, поскольку возникают на основании изданного им акта, то есть являются производными от права собственности.


Это означает, что учреждение осуществляет права владения, пользования и распоряжения переданным ему имуществом в пределах, установленных законом, и в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества (ст. 296 ГК РФ). Таким образом, фактически права учреждения в отношении такого имущества достаточно ограниченны. Помимо этого собственник имущества вправе изъять излишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество и распорядиться им по своему усмотрению. В соответствии с пунктом 5.19 постановления Правительства РФ от 27 ноября 2004 г.

Передача помещений в оперативное управление

Учреждению поступило предложение установить при входе платежный терминал. Должно ли в рассматриваемой ситуации заключение договора аренды 1 кв. м муниципального имущества осуществляться по результатам проведения конкурса или аукциона на право заключения договора аренды? 15 октября 2013 Учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжается этим имуществом с согласия собственника этого имущества (п.

Договор оперативного управления имуществом

Организация, получившая имущество, владеет им на праве оперативного управления, то есть использует в целях своей производственно-хозяйственной деятельности в рамках действующего законодательства, заданий собственника и назначения имущества. Имущество полученное в оперативное управление не может быть продано. передано в дар или залог, вложено в уставный капитал другого юридического лица.

Кроме того, собственник имеет право изъять излишне переданное или используемое не по назначению имущество.

Учет имущества: нежилое помещение в оперативном управлении

Других документов, на основании которых объект может быть принят к балансовому учету принимающей стороной (извещение, форма 0504805) нет. Здание было построено в 1978 году, введено в эксплуатацию в июне 1978 года. Свидетельство о регистрации получено в декабре 2011 года. 1. Должно ли бюджетное учреждение самостоятельно производить оценку помещения для получения текущей рыночной стоимости для постановки на балансовый учет? Кем производится оценка федерального имущества? 2.

Договор на право оперативного управления имуществом

ПРЕДМЕТ ДОГОВОРА 1.1. На основании свидетельства № от « » 2019 года Администрация передает, а Учреждение принимает по настоящему Договору имущество (нежилое помещение, здание, сооружение) общей площадью кв.м. расположенное по адресу на праве оперативного управления. Для использования под. Характеристики помещения указаны в выписке из технического паспорта БТИ № от « » 2019 года, являющейся неотъемлемой частью настоящего Договора.

Оперативное управление имуществом: особенности учета и налогообложения

Однако в связи с тем, что НКО для достижения своих уставных целей используют не только средства от целевых поступлений, но осуществляют и деятельность, приносящую доход, необходимо учитывать целый ряд нюансов, появляющихся в учете и налогообложении этих активов. В отечественной деловой практике еще доминирует убеждение, что учреждения – это организации, так или иначе связанные с государством, финансируемые за счет бюджетных средств и имеющие в основном социальное значение для общества в целом.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ главы администрации Владимирской обл

Оперативное управление

вступ. в силу с 01.09.2014) Статья 296. Право оперативного управления Справочная информация: «Правовой календарь на III квартал 2014 года» (Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс) Минтрансом России определены критерии неразрывной связи находящегося в государственной собственности и относящегося к недвижимому имуществу объекта порта со смежным объектом порта, относящимся к недвижимому имуществу и принадлежащим лицу на праве собственности, хозяйственного ведения или. Статьи, комментарии, ответы на вопросы.

Часть помещений в доме находится в оперативном управлении

)) ВНИМАНИЕ: ПРОСИМ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ПЕРЕДАВАТЬ ПОКАЗАНИЯ ПРИБОРОВ УЧЕТА ЧЕРЕЗ НАШ САЙТ не позднее 25-го числа текущего месяца (за июнь — до 25 июня и т.д.) — чтобы перейти к разделу передачи показаний ИПУ, нажмите на выделенный синим цветом фрагмент. Кто должен оплачивать содержание общего имущества? (Постановление ФАС ДО 27.01.2014 г.

Оперативное управление - ограниченное вещное право.

Гражданский кодекс РФ предусматривает, что имущество на праве оперативного управления может передаваться казенному предприятию и учреждению.

Так, согласно п. 1 ст. 296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются и распоряжаются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не предусмотрено законом, распоряжаются данным имуществом с согласия его собственника.

Таким образом, право оперативного управления это ограниченное вещное право, которое предоставляет казенному предприятию, учреждению в отношении закрепленного за ними имущества возможность осуществлять в пределах, установленных законом, права владения, пользования и распоряжения имуществом (в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества).

Субъекты права оперативного управления

По действующему законодательству субъектами права оперативного управления являются казенные предприятия, а также финансируемые собственником учреждения.

Казенные предприятия создаются на базе государственной и муниципальной собственности (федеральное казенное предприятие, казенное предприятие субъекта РФ, муниципальное казенное предприятие).

Учреждения: могут создаваться субъектами любой формы собственности (государственной, муниципальной, частной).

Объекты права оперативного управления

К объектам права оперативного управления относятся:

1) сами предприятия, рассматриваемые как имущественные комплексы. Также к объектам права оперативного управления относятся входящее в состав этих имущественных комплексов имущество, необходимое для осуществления деятельности предприятий (например, здания, сооружения, оборудование, инвентарь и т.д.);

2) денежные средства.

Содержание права оперативного управления

1) Собственник определяет в учредительных документах цель деятельности создаваемого казенного предприятия, учреждения, предназначение передаваемого ему имущества. Кроме этого собственник дает указания по управлению закрепленным за ними имуществом и единолично решает вопрос о распределении доходов казенного предприятия.

2) Собственник не имеет права изымать имущество, закрепленное за казенным предприятием, учреждением. При этом собственник может изъять излишнее, неиспользуемое, используемое не по назначению имущество и распорядиться им по своему усмотрению;

3) Ограничения права субъекта оперативного управления распоряжаться закрепленным за ним имуществом:

а) Казенное предприятие может самостоятельно решать только вопросы реализации произведенной продукции (работ, услуг) при условии. Во всех остальных случаях отчуждение, распоряжение закрепленным за казенным предприятием имуществом возможно только при наличии согласия собственника этого имущества;

б) Учреждение вообще не вправе отчуждать, иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом и имуществом, приобретенным за счет средств, поступивших учреждению по смете.

Денежные средства, которые учреждение получило от собственника в рамках финансирования, учреждение вправе расходовать только в соответствии со сметой, утвержденной собственником;

4) Казенное предприятие, учреждение несут самостоятельную ответственность по своим обязательствам. При этом казенное предприятие отвечает по своим долгам всем своим имуществом, а учреждение отвечает по своим долгам только в пределах находящихся в его распоряжении денежных средств;

5) Собственник несет субсидиарную ответственность по обязательствам казенного предприятия в случае нехватки имущества у казенного предприятия. Субсидиарная ответственность собственника по долгам учреждения наступает в случае нехватки денежных средств у учреждения, необходимых для погашения задолженности.

Момент возникновения права оперативного управления имуществом

При этом право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственник принял решение о закреплении за учреждением, возникает у последнего с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и другими правовыми актами или решением собственника (п. 1 ст. 299 ГК РФ).

Так, право оперативного управления на недвижимое имущество возникает с момента его государственной регистрации.

Отметим, что право оперативного управления имеет вещный характер и не только предоставляет его субъектам правомочия по владению и пользованию имуществом, но и возлагает на них обязанности по содержанию имущества.

Момент прекращения права оперативного управления имуществом

Право оперативного управления имуществом прекращаются по основаниям и в порядке, предусмотренным ГК, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия или учреждения по решению собственника.

Так, собственник имущества вправе: изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закреплённое им за казённым предприятием или учреждением либо приобретённое казённым предприятием или учреждением за счёт средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества.

При этом имуществом, изъятым у казённого предприятия или учреждения, собственник этого имущества вправе распорядиться по своему усмотрению.

Переход права собственности на имущественный комплекс или на учреждение

При переходе права собственности на государственное или муниципальное предприятие как имущественный комплекс к другому собственнику государственного или муниципального имущества такое предприятие сохраняет право оперативного управления на принадлежащее ему имущество.

При переходе права собственности на учреждение к другому лицу это учреждение сохраняет право оперативного управления на принадлежащее ему имущество.

Плоды, продукция и доходы

Если в соответствии с учредительными документами учреждению предоставлено право осуществлять приносящую доходы деятельность, то доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и учитываются на отдельном балансе.

Плоды, продукция и доходы от использования имущества, находящегося в оперативном управлении, а также имущество, приобретенное унитарным предприятием или учреждением по договору или иным основаниям, поступают в оперативное управление предприятия или учреждения в порядке, установленном ГК РФ, другими законами и иными правовыми актами для приобретения права собственности.


Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме .

Право оперативного управления: подробности для бухгалтера

  • Возврат имущества в казну по инициативе автономного учреждения

    Статье. Право оперативного управления. Подавляющая часть имущества автономных учреждений принадлежит им на праве оперативного управления. То... имущества, закрепленного за учреждением на праве оперативного управления, действующим федеральным законодательством не регламентированы... за учреждением. При прекращении права оперативного управления на имущество последнее продолжает находиться... собственником имущества отказа учреждения от права оперативного управления на спорный объект Постановление...

  • Изъятие имущества в казну по инициативе учредителя

    Которое закреплено за ними на праве оперативного управления, в пределах, установленных законом... , передав учреждению имущество на праве оперативного управления, не вправе распоряжаться таким... прокуратура пресекает попытки замены права оперативного управления (пусть и на основании... , что размер закрепляемой на праве оперативного управления площади под административные цели исчисляется... платной деятельности; 5) избегать замены права оперативного управления безвозмездным пользованием имуществом. ...

  • Принимаем к учету объекты недвижимого имущества по кадастровой стоимости

    ... .; получено свидетельство государственной регистрации права оперативного управления от 28.02.2019; ... государственном кадастровом учете порядке. Право оперативного управления недвижимой вещью, к которой... вложения, но не получено право оперативного управления, предназначен забалансовый счет 01 ... до даты государственной регистрации права оперативного управления 01 50 000 Передача... свидетельства о государственной регистрации права оперативного управления: по актуализированной кадастровой стоимости...

  • Учет автомобильных дорог, переданных в оперативное управление

    Основных средств до государственной регистрации права оперативного управления на балансовых счетах Инструкцией № 157н... . 28 названного закона регистрация возникновения права оперативного управления удостоверяется выпиской из ЕГРН. Форма...). Обратите внимание: при отсутствии зарегистрированного права оперативного управления за учреждением автомобильные дороги должны...) имущественных прав (в том числе права оперативного управления) осуществляется по балансовой (фактической) стоимости...

  • Новшества в учете нефинансовых активов

    В части основных средств Закреплено право оперативного управления на объекты основных средств 4 ... , в том числе при прекращении права оперативного управления (изъятии из оперативного управления) 0 ... , в том числе при прекращении права оперативного управления (изъятии из оперативного управления) 0 ... В части материальных запасов Закреплено право оперативного управления объектом материальных запасов 4 105 ...

  • Обзор арбитражной практики по погашению обязательств автономных учреждений

    Имущество, находящееся у него на праве оперативного управления, за исключением недвижимого и особо... , собственник, передав имущество учреждению на праве оперативного управления, не вправе распоряжаться таким имуществом...

  • Строительство объектов недвижимости: закупки, регистрация, учет

    Право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право... учреждениями имущество закрепляется собственником на праве оперативного управления. Таким образом, недвижимость казенного... НК РФ за государственную регистрацию права оперативного управления недвижимым имуществом, находящимся в... на праве оперативного управления, в том числе в период оформления государственной регистрации права оперативного управления, подлежит...

  • Практические аспекты деятельности бюджетных государственных и муниципальных учреждений: вопросы и ответы

    Чем данное право отличается от права оперативного управления? Сохранится ли у учреждения бюджетное... движимое) закрепляется за ним на праве оперативного управления, при этом собственником любого имущества... учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления, собственником любого имущества такого учреждения... закрепить его за учреждением на праве оперативного управления и принять решение о том... имущества, закрепленного за ними на праве оперативного управления либо приобретенного ими за счет...

  • Деятельность бюджетных учреждений: вопросы и ответы

    Имущества, находящегося у учреждения на праве оперативного управления (в том числе переданного... , находящегося у учреждения на праве оперативного управления (в том числе переданного... имущества, находящегося у учреждения на праве оперативного управления; 22) объем средств, полученных... имуществом, находящимся у учреждения на праве оперативного управления; 23) общая балансовая (остаточная) ... имущество закреплено за учреждением на праве оперативного управления, является муниципальным, но используется...

  • Списание автомобиля: согласование, оформление, учет

    Автомобиля или другие случаи прекращения права оперативного управления на него. О порядке списания... автомобиля или другие случаи прекращения права оперативного управления на него. О порядке списания... учреждений закрепляется за ними на праве оперативного управления (п. 1 ст. 3 Закона... за подведомственными Минкультуры учреждениями на праве оперативного управления, учреждения, помимо акта о списании... , в том числе при прекращении права оперативного управления (изъятии из оперативного управления) 0 ...

  • Применение забалансовых счетов

    Недвижимости до регистрации на них права оперативного управления? На основании каких документов... до регистрации на них права оперативного управления? На основании каких документов... недвижимости до регистрации на них права оперативного управления? Да, такие объекты... Инструкции № 157н). До возникновения права оперативного управления на указанное имущество на балансовых... на праве оперативного управления, в том числе в период оформления государственной регистрации права оперативного управления, ...

  • Методические указания Минфина по применению СГС «Основные средства»

    Которых является субъект учета на праве оперативного управления, в составе объектов основных средств... учреждения во владении (пользовании) на праве оперативного управления и соответствующих критериям активов, применявшийся... учреждений во владении (пользовании) на праве оперативного управления материальных ценностей, признаваемых основными средствами... или постоянного использования учреждением на праве оперативного управления (праве владения и (или) пользования...

  • Списание автомобиля вследствие его реализации

    За которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется данным имуществом в... имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно... муниципального имущества, которое принадлежит на праве оперативного управления государственным или муниципальным бюджетным и...

  • Обзор нарушений, допускаемых учреждениями при заполнении форм бюджетной отчетности

    До представления отчетности) государственной регистрации права оперативного управления на объекты недвижимости, формирование капитальных... получения документов, подтверждающих государственную регистрацию права оперативного управления (правоустанавливающих документов) на это здание... в пользование», при условии, что право оперативного управления у передающей стороны не прекращено... записки. Если у передающей стороны право оперативного управления прекращено в установленном порядке, а...

  • Имущество в безвозмездном пользовании – это объект аренды?

    Закреплении государственного (муниципального) имущества на праве оперативного управления за учреждениями с целью выполнения... случаев закрепления такого имущества на праве оперативного управления. Вместе с тем при отнесении... помещение. Данное помещение закреплено на праве оперативного управления за дирекцией. Она же несет...

Оперативное управление - это управление внутренними производственными процессами на уровне подразделений. Оно сводится к принятию решений и осу­ ществлению действий в конкретно складывающейся ситуации и включает: оперативное (календарное) планирование; организацию технологической подготовки и обслуживания оборудования; определение объема партии выпускаемых изделий; размещение заказов на материалы; распределение работ (устанавливается, кем, где и когда должны осуществ­ ляться те или иные операции); координацию текущей деятельности подразделений для обеспечения ее чет­ кого ритма и соответствия с графиком; Глава 26. Стратегическое и оперативное управление организацией 357 контроль, выявление отклонений, определение их причин, корректировку хода технологических процессов; маневрирование запасами; диспетчеризацию.

Одним из основных объектов оперативного управления являются материальные запасы. Их наличие обеспечивает гибкость материально-технического обеспече­ ния, производства и сбыта. Вьщеляется три типа запасов: первый - сырье, материалы, полуфабрикаты, образующие исходный момент производственного процесса. Они предназначены для смягчения негативных по­ следствий неравномерных поставок; второй - заделы незавершенного производства между технологическими опера­ циями. Нужда в них возникает вследствие неритмичности осуществления произ­ водственных процессов в различных подразделениях; третий - готовая продукция, излишки которой необходимы для покрытия не­ ожиданного увеличения рыночного спроса.

MRP обеспечивает снижение издержек путем уменьшения запасов готовой про­ дукции. Достигается это за счет оптимизации общего объема производства, после­ довательности операций и размеров партий продукции.

MAP предполагает минимизацию вложений в запасы на основе определения оп­ тимальной величины партий материальных ресурсов с учетом постоянно меняю­ щегося потока заказов.

Канбан - система оперативного планирования и управления заказами и матери­ альными потоками между отдельными операциями. В отличие от предьщущих такая система является «вытягивающей», а не «под­ талкивающей». Она позволяет производить и поставлять необходимые детали и по­ луфабрикаты на сборку или дальнейшую обработку именно тогда, когда их запасы у потребителей исчерпаны.

Условиями нормального функционирования системы считаются стабильность производственной программы предприятия и незначительные отклонения в за­ грузке оборудования; исключение образования запасов и заделов незавершенного производства по причинам, не связанным с технологией (например, для обеспече­ ния финансовой стабильности). «Точно в срок» - система планирования и управления материально-техническим снабжением, предусматривающая полную его синхронизацию с производственны­ ми процессами.

48. Контроль в управлении, его виды и функции.

Управление основывается на четкой системе контроля , без которого оно имеет фиктивно-демонстративный характер.

В системе управления контроль выполняет следующие основные функции : проверочную (установление целесообразности, обоснованности, законности решений; проверка их выполнения, соблюдения технических, экологиче­ ских, правовых и иных норм и нормативов; выявление ошибок и нарушений); информационную (сбор, передача, обработка информации о состоянии объекта); диагностическую (изучение и оценка реального положения дел в организации и ее окружении; выявление основных тенденций его изменения, угроз и воз­ можностей, скрытых резервов); прогностическую, создающую основу предположений о будущем состоянии объекта и возможных отклонениях от заданных параметров; коммуникационную, обеспечивающую установление и поддержание обратной связи; ориентирующую, подсказывающую, на что нужно обращать особое внимание; стимулирующую (по итогам контроля происходит оценка персонала, поощре­ ние или наказание); корректирующую (на основе полученных результатов состояние и поведение объекта (его части) изменяются таким образом, чтобы обеспечивались необ­ ходимые значения его характеристик или устойчивость функционирования при отклонении от них); защитную (способствует сохранности ресурсов)

Виды

Выделяют следующие основные виды контроля:

1. По типу: традиционный контроль фиксирует отклонения от плановых заданий и стан­ дартов; опережающий контроль отслеживает разрыв между реальным состоянием дел организации и ее целями; по итогам принимаются меры, направленные на их достижение, а не на исправление прошлых ошибок; предпринимательский контроль осуществляется над внешней ситуацией и внутренними процессами, факторами, влияющими на них; в результате корректируются сами цели.

2. По видам (финансовый, маркетинговый, контроль качества, производствен­ ный и др.).

3. По объектам, каковыми являются: состояние производственного, технического, кадрового потенциала, объем фи­ нансовых ресурсов, материальных запасов, целесообразность их использования; эффективность производственной деятельности; промежуточные и конечные результаты; затраты, потери и их виновники; достоверность, качество, доступность, полнота информации; сроки исполнения принимаемых решений; имидж организации; сохранение коммерческой тайны и т. д.

4. По субъектам, которые осуществляют процесс контроля (администрация, функциональные службы, специальные подразделения, сами работники).

5. По интенсивности (нормальный или усиленный).

6. По месту осуществления.

7. По целям (фильтрующий контроль призван отделить годное от негодного, а корректирующий - исправить положение дел).

8. По методам: фактический контроль осуществляется с помощью опроса, инвентаризации, осмотра, разрушения объекта; документальный происходит на основе сверок и проверок документов; оценочный контроль базируется на экспертизе, анализе, сопоставлении с эталоном.

9. По стадиям осуществления.

В соответствии с указанным признаком выделяют три основных вида контроля: предварительный, текущий и итоговый.

Предварительный, как это явствует из самого термина, предшествует активной деятельности, а тем более каким-то конкретным результатам. Его задача в основ­ ном состоит в проверке готовности организации, ее персонала, производственного аппарата, системы управления и др. к работе. Он осуществляется путем анализа на­ личия и состояния ресурсов, их сопоставления со стоящими задачами.

Текущий контроль (стратегический и оперативный) оценивает реализацию внутренних и внешних возможностей организации

Третьим видом контроля является итоговый. Обычно он связан с оценкой вы­ полнения организацией своих решений и результатов практических действий, а также сильных и слабых сторон организации. Данные итогового контроля ис­ пользуются для составления очередных планов.