«Православная Церковь Италии

Недавно архиепископ Егорьевский Марк (Головков) решением Священного Синода назначен временно управляющим приходами Московского Патриархата в Италии. При этом он ещё возглавляет Управление Московской Патриархии по зарубежным учреждениям, Патриаршую наградную комиссию, Северо-Западное и Северное викариатства Москвы, Венско-Австрийскую и Венгерскую епархии. Однако новое назначение занимает в этом ряду особое место.

Пустующие храмы передают православным

Владыка Марк, недавно прозвучало сообщение о том, что в Италии число православных верующих достигло миллиона, а количество наших приходов в этой стране выросло за последние годы в десятки раз. Что это за итальянский феномен, который стал ещё одним местом вашего служения?

Это довольно крупное образование, которое сейчас называется администрацией Московской Патриархии в Италии, действительно развивается очень динамично. Ведь совсем недавно, в 1990-х годах, у нас не было в этой стране практически ни одного прихода. Потом появилось подворье в Бари. В 2000 году решением членов прихода вернулся в Московскую Патриархию храм на улице Палестро в Риме, затем в Риме же был построен ещё один храм - великомученицы Екатерины. Постепенно стали появляться наши приходы и в других итальянских городах и провинциях. А сейчас у нас в Италии уже более 50 общин. Конечно, они разные и по численности, и по условиям. Не у всех ещё есть свои храмы. Всё-таки большей частью богослужения совершаем в храмах, которые предоставляют нам католики. Ведь в последнее время католические храмы здесь становятся всё более невостребованными. Поэтому передача храма другой христианской Церкви представляется для многих епархий и монашеских общин хорошим выходом. Люди, которые в этих храмах молились, конечно, не хотят, чтобы там разместилось что-то совсем другое. И они хотели бы, чтобы там совершалось богослужение христианское. Поэтому в некоторых случаях такая передача происходит в достаточно благоприятных условиях.

- Это аренда?

По-разному бывает. Иногда и безвозмездное пользование, иногда за небольшие деньги. Главное, что такая практика существует. И, конечно, без помощи католических епархий мы в Италии не смогли бы в той степени развиться, в какой развились на сегодняшний день. А многие люди, которые теперь стали нашими прихожанами, остались бы без духовной помощи и поддержки.

Украинский Неаполь и молдавская Венеция

- Что за люди - прихожане, почему их стало больше?

В Италии наша паства особая. Здесь это не столько эмигранты, сколько те, кто приехали, как правило, на заработки, большей частью - с Украины и из Молдовы, в меньшей степени - из России. Эти люди ухаживают за стариками, детьми, трудятся на стройках, на других нелёгких и непопулярных работах. Их становится всё больше. Вот, например, в Неаполе, где католическая епархия передала нам храм, потребность в нём оказалась очень высока. Ведь в самом городе и его окрестностях сейчас проживают десятки тысяч выходцев с Украины. А в Венеции один священник показывал мне выписку из городского реестра о регистрации пяти тысяч молдаван, которые стали там самой крупной диаспорой. Так вот, при том, что в целом религиозность в Европе, и в частности в Италии, падает, среди этих людей тяга к вере высока. С одной стороны, потому что они выходцы преимущественно из западных областей Украины и Молдовы, где религиозные традиции очень сильны. А с другой стороны, даже те, кто, может быть, не часто посещал храмы на родине, здесь, на чужбине, идут в православную общину, потому что в ней находят не только место молитвы, но и общение с соотечественниками и даже социальную помощь.

- Что это значит?

Например, помощь в трудоустройстве. Этим тоже занимаются наши приходы. Итальянцы теперь уже нередко обращаются в православные храмы в надежде, скажем, получить добросовестного работника для ухода за пожилым или больным человеком. Так священник помогает кому-то из прихожан устроиться на работу. Конечно, бескорыстно. Интересно, что в чисто этнических общинах отношения бывают несколько иными. Узнав о вакансии, человек продаёт её земляку, и недёшево: от 200 до 600 евро, при этом ещё неизвестно, как долго удастся на этом месте работать.

- А у Русской Зарубежной Церкви в Италии приходы есть?

Практически нет. Есть несколько приходов Константинопольского Патриархата, есть приходы Румынской Церкви. В целом же сейчас православие в Италии является второй религией по количеству прихожан после католиков. Не протестанты, не мусульмане, а именно православные. Это факт.

Ориентиры для паломников

- Как найти наш приход, оказавшись в Италии? Есть ли там православные святыни?

На сайте Патриархия.ру справа размещена карта зарубежных приходов. Там указаны и координаты, и фамилии священников, и электронные адреса. Очень просто найти всю информацию о наших приходах и стать участником богослужения. А православных святынь в Италии очень много. Прежде всего в Риме, где пострадали и апостол Пётр, и апостол Павел, и многие раннехристианские мученики. Известное место православного паломничества - Бари, где хранятся мощи Николая Чудотворца. И в Венеции тоже много православных святынь. Настоятель нашего прихода в Венеции отец Алексий Ястребов очень хорошо знает эту тему. Он написал книгу о святынях Венеции, создал фильм. И думаю, он с радостью поможет посетить святыни. Также рады будут соотечественникам и в любом нашем приходе.

Беседовал Валерий Коновалов

Ноябрь 2, 2016

В Италии титульная религия - католицизм, но немало и православных храмов и приходов. Даже если вы не являетесь сторонником христианских конфессий, посетить святые места будет интересно всем.

Самые известные направления для паломничества:

Бари.
Один из самых почитаемых святых в странах постсоветского пространства - Николай Чудотворец (Николай Угодник, Святитель Николай, Николай Мирликийский). В Италии известен как San Nicola di Bari (Святой Николай из Бари).
Базилика Святого Николая (ит. Basilica di San Nicola). была специально построена для хранения мощей святого, которые привезли из древнего города Мира (сейчас находится в Турции). Принадлежит католической церкви, но в крипте (подземное помещение) базилики проходят совместные православные богослужения. По четвергам, если они не совпадают с другими важными праздниками, совершаются богослужения византийского (греческого) обряда.
9 мая (в православии это 22 мая) - праздник города Бари и день перемещения мощей Николая Чудотворца.
Памятные даты в православии: 19 декабря, 22 мая, 11 августа, каждый будний четверг.
Для католиков это: 6 декабря, 9 мая, 29 июля.
Largo Papa Urbano II, 70122 Бари, Италия

Церковь святителя Николая Чудотворца (для итальянцев - La Chiesa Russa di Bari /// Русская церковь в Бари). Принадлежит Московской Патриархии и Русской Православной Церкви Заграницей. Построена по византийскому типу двухэтажных церквей, в псковско-новгородского зодчества XV века. Церковь построена относительно недавно - в начале прошлого века. Строительство было связано с устройством в Бари подворья специально для паломников, прибывающих к мощам Николая Чудотворца. Сейчас на территории церкви находятся 2-х и 3-х этажные здания для всех желающих. Стоимость и условия проживания на официальном сайте Патриаршего подворья:
http://bargrad.com
Corso Benedetto Croce, 130-140, 70125 Бари, Италия

Таранто.
Скальные церкви — довольно распространённое явление для Италии. Это когда в природных ущельях организованы религиозные места с соответствующим антуражем. Апулия в VIII-X веках была довольно пустынным краем и сюда бежали монахи-иконописцы, после того как в Византии император Лев III в 726 году запретил писать святые иконы. Для житья и своих творений они выбирали природные убежища, в которых и написали уникальные фрески. По-итальянски ущелье — gravina. Этим же словом и называют такие скальные церкви.
Где посмотреть:
⇒ Региональный природный парк «Земля гравин» (ит. Il Parco naturale Terra delle Gravine)
⇒ В небольшом городе Массафра расположены две действующие гравины: святого апостола и евангелиста Марка и гравину Божией Матери делла Скала.
Palazzo De Notaristefani — Massafra Via Vittorio Veneto, 15

Начало существованию "Православной Церкви Италии" было положено в 1991 г., когда «епископом Априлийским и Латиумским» Антонио (де Россо), отделившимся от «Православной Церкви Португалии» , была зарегистрирована независимая Равеннская епархия. Антонио (де Россо) является бывшим римо-католическим священником, лишенным священного сана. До присоединения к Португальской Церкви некоторое время принадлежал к Бельгийской Старокатолической Церкви. Епископское посвящение получил в юрисдикции «Православной Церкви Португалии», однако вскоре покинул и данную группировку. В 1993 г. епископ Антонио подал прошение о присоединении к канонической Болгарской Православной Церкви, возглавляемой Святейшим Патриархом Максимом. Постановлением № 264 от 6 октября 1995 г., принятым на синодальном заседании болгарских архиереев, независимая итальянская епархия была включена в состав Болгарского Патриархата на условиях автономии. В Болгарской Православной Церкви церковно-административная единица, возглавлявшаяся епископом Антонио (де Россо), получила наименование «Автономная Епархия Равеннская и Итальянская». Однако пребывание данной структуры в ограде канонической Церкви оказалось недолгим. В 1997 г. епископ Антонио перешел в схизматическую Болгарскую Православную Церковь, возглавлявшуюся «патриархом» Пименом, что было подтверждено постановлением раскольнического Синода № 190 от 1 июля 1997 г. После означенной смены церковной юрисдикции епископ Антоний был возведен в сан «митрополита», а подчиненная ему епархия обрела статус митрополии, получив наименования «Православная Церковь Италии» и «Итальянская Автономная Митрополия». Помимо этого митрополит Антоний стал постоянным членом Священного Синода раскольнической Болгарской Церкви.

В январе 2007 г. в общение с «Православной Церковью Италии» вошел «митрополит Авлонский и Виотийский» Ангелос (Анастасиу), бывший иерарх старостильнического «каллиникитского» Синода Церкви Истинных Православных Христиан (ИПХ) Греции. «Митрополит» Ангелос родился в 1950 г. Окончил богословский факультет Афинского университета. Пребывал в юрисдикции старостильнического «Синода Противостоящих» Церкви ИПХ Греции. Рукоположен во диакона в 1975 г., во иерея в 1978 г. Во епископа Фессалоникийского рукоположен в 1996 г. В 2002-2007 гг. находился в юрисдикции т.н. «каллиникитского» Синода Церкви ИПХ Греции.

В 2008 г. в юрисдикцию "Православной Церкви Италии" вошел "архиепископ Острийский и Латиумский" Базилио (Грилле), иерарх "Украинской Автокефальной Православной Церкви (канонической)". В новой юрисдикции он приобрел титул "архиепископа Флорентийского".

"Архиепископ" Базилио является доктором теологии и преподавателем греческого и латинского языка в Университете Angelicum Pontificia (Рим, Италия). "Архиерейскую" хиротонию принял 26 февраля 1995 года в юрисдикции «Священного Миланского Синода». В начале 2007 года вошел в юрисдикцию «Украинской Автокефальной Православной Церкви канонической».

20 февраля 2009 г., на шестьдесят восьмом году жизни упокоился основатель и "Предстоятель" данной религиозной организации "архиепископ Равеннский, митрополит всея Италии" Антонио (де Россо). Новым "Предстоятелем" автоматически стал усвоивший себе титул "митрополита" второй "иерарх" "Православной Церкви Италии" "архиепископ" Базилио (Грилле Мичелли).

«Православная Церковь Италии» сохраняет в своей литургической практике юлианский календарь. Кафедральный храм находится в монастыре святого Антония деревне Априлиа. В составе группировки имеется десять храмов, богослужения в которых совершаются на итальянском и украинском языках. Последнее обстоятельство объясняется тем, что среди последователей «митрополита» Антония имеется достаточное количество эмигрантов украинского происхождения.

В настоящее время «Православная Церковь Италии» входит в раскольническую «семью Поместных Православных Церквей», в которой, помимо нее, состоят альтернативная «Болгарская Православная Церковь», Украинская Православная Церковь Киевского Патриархата (УПЦ КП), Черногорская Православная Церковь и Православная Церковь Македонии.

Рим. Церковь священномученика Климента, папы Римского

Ита́лия (итал. Italia , официальное название - Италья́нская Респу́блика (итал. Repubblica Italiana)) - государство в Южной Европе, в центре Средиземноморья. Входит в Евросоюз и НАТО с момента их создания, является третьей по величине экономикой еврозоны.

Граничит с Францией на северо-западе (протяжённость границы - 488 км), со Швейцарией (740 км) и Австрией (430 км) - на севере и со Словенией - на северо-востоке (232 км). Также имеет внутренние границы с Ватиканом (3,2 км) и Сан-Марино (39 км).

Занимает Апеннинский полуостров, Балканский полуостров (небольшую часть), Паданскую равнину, южные склоны Альп, острова Сицилия, Сардиния и ряд мелких островов.

Населённые пункты Италии

  • Милан

Православие в Италии

Православие в Италии - вторая по величине религиозная конфессия современной республике Италия. Общее число православных в стране составляет, по оценке на 2012 год 1,4 млн человек (свыше 2,3 % населения страны), за последние годы оно возрасло в десятки раз. По данным архиепископа Егорьевского Марка (Головкова) православие является второй религией в Италии (после католицизма) по числу верующих. Православие в Италии исповедует в основном недавние экономические мигранты из Восточной Европы, в первую очередь из Румынии, России, Украины и других стран СНГ, хотя православная традиция на юге страны, который до конца ХI века контролировала Византийская империя, имеет давнюю историю.

После первого падения Константинополя в 1204 году от ударов крестоносцев и венецианцев, православные традиции в Южной Италии временно утрачивают моральный ориентир. С православием начинает интенсивно конкурировать и католичество. Но второе падение Константинополя в 1453 году и постепенное завоевание турками Балкан в ХV-ХVI веках привели к мощному потоку балканской иммиграции в Италию. Среди прибывших выделялись православные албанцы (арбереши) и греки, небольшие поселения которых на юге страны сохраняются до наших дней. Они долгое время поддерживали давние православные традиции на юге страны, хотя со временем, учитывая давление со стороны католичества и общий конфликтный религиозный фон той эпохи, большинство их потомков постепенно перешло в католичество.

Русская Православная Церковь в Италии

Первые государственные решения об открытии на Апеннинах православных храмов были приняты в 1797 году в Турине, в 1799 году в Неаполе и в 1803 году в Папском государстве, но не одно из них не было исполнено на практике, в результате бурных политических событий той эпохи.

Первыми русскими храмами вообще, действовавшими на территории Апеннинского полуострова, стали домовые церкви русских аристократов княгини Е. Голицыной (1817), графа Д. П. Бутурлина (1818) и Н. Н. Демидова (1823). Первым «дипломатическим» стал храм при миссии в Тоскане (1823).

Решением Священного Синода от 27 декабря 2007 года приходы в Италии выделены из состава Корсунской епархии и подчинены каноническому ведению епископа с титулом «Богородский». До назначения епископа Богородского архипастырское окормление приходов в Италии сохранено за архиепископом Корсунским Иннокентием.

16 июля 2013 года на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви, проходившем в Москве под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, члены Синода, выразив благодарность епископу Корсунскому Нестору за труды, понесенные по управлению Италийскими приходами Русской Православной Церкви, освободили его от этой должности. Временно управляющим приходами Московского Патриархата в Италии назначен архиепископ Егорьевский Марк, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, руководитель Управления Московской Патриархии по зарубежным учреждениям.

На 2013 год в Италии насчитывалось более 50 приходов Русской православной церкви, но большей частью богослужения совершают в церквях, которые предоставляют католики. Приходы Московского Патриархата в Италии - официальный сайт администрации приходов

История

Раннее христианство пришло на территорию современной Италии в римскую эпоху. Процесс постепенного размежевания христианский течений на восточные (православные) и западные (католические) после раздела империи на Восточную и Западную части в 395 году не затронул Южную Италию, которую Восточная Римская империя вернула под свой контроль уже во время завоеваний Юстиниана в начале VI века. Восточный обряд в целом был преобладающей формой христианства в Южной Италии и Сицилии в VI-ХV веках, чему способствовало наличие там крупных районов концентрации собственно греческого населения с раннеантичных времён. Несмотря на утрату Сицилии в IХ веке и её постепенную исламизацию в рамках Сицилийского эмирата, православные традиции продолжали поддерживаться на северо-западе острова в многочисленной грекоязычной среде, и даже, по-видимому сохраняли небольшой численный перевес на острове в целом. Отдельные материковые регионы Южной Италии (например, Бари) продолжали контролироваться Византией до 1071, то есть их официальный православный статус был закреплён после раскола церквей 1054 года. Однако, он продлился недолго: в 1060 г. в руки католиков-норманов попал Реджо, в 1063 - Таранто, в 1070 - Бриндизи, в 1071 - Бари. Таким образом, 17-летняя история православной государственности в Италии подошла к концу.

В итоге в IX-XI вв. на Сицилии и в Южной Италии установилась уникальная ситуация особого сосуществования двух параллельных юрисдикций, своеобразная юрисдикционная «чересполосица»: в одной и той же области одни города были подчинены латинским епископам, находящимся в подчинении римского папы, а другие города – греческим архиереям, подчиненным Константинопольскому патриарху. Между этими параллельными юрисдикциями периодически возникали противоречия и споры, которые, как полагают многие авторы, и стали подлинной причиной разрыва евхаристического общения между Западной и Восточной Церковью в XI в.

Кроме того, в XI в. Сицилия и Южная Италия были захвачены норманнами, которые признавали себя находящимися в юрисдикции Рима, и поэтому все греческие кафедры на территории нового норманнского государства были насильственно подчинены римскому престолу.

Константинопольский патриархат не признал законность захвата Римским престолом своих канонических структур на территории Италии и несколько раз пытался восстановить там власть греческих епископов, подчиненных Константинополю. Однако из-за политических обстоятельств сделать это было невозможно.

Лишь только в середине XII в., во время византийской «реконкисты» – кратковременного завоевания восточных частей Южной Италии, некоторые православные итальянские епархии Константинопольского патриархата смогли продолжить свое существование.

Считая территории Сицилии и Южной Италии своими, Константинопольский патриархат никогда не претендовал на области центральной и северной Италии, продолжая считать их территориями Западной Церкви. Несмотря на полный разрыв отношений с Римом и даже на признание еретичности исповедания Римского престола, в византийское время в Константинополе считали совершенно невозможным изменение древних канонических границ, установленных для пяти патриархатов.

Поэтому даже в середине XV в. когда патриарх Иосиф II вместе с делегацией восточных епископов (куда входил и знаменитый свт. Марк Ефесский) отправился на Ферраро-Флорентийский Собор. По прибытии в Северную Италию он незамедлительно прекратил служить архиерейским чином даже в своей походной церкви, поскольку счел, что прибыл на чужую каноническую территорию, где он не может служить без разрешения. Патриарх Иосиф продолжил служить по-архиерейски только после того, как испросил и получил на это специальное разрешение у римского папы.

Позиция Константинополя не изменилась и после падения Византии. Когда в 1577 г. представилась возможность рукоположить православного епископа для окормления православных на севере Италии, то Константинопольский Синод не стал создавать для этого специальной епархии, а отправил в Италию для окормления православных приходов известного богослова митрополита Филадельфийского Гавриила Севира.

С тех пор попечение о православных приходах на северно-итальянских территориях традиционно возлагалось Константинопольским патриархатом на иерарха, имеющего титул Филадельфийского митрополита, который постоянно проживал в Венеции, где грекам разрешили построить большой православный храм. Этим подчеркивалось, что Константинопольский патриархат не рассматривает Северную Италия в качестве своей территории, а лишь только окормляет православную диаспору, существующую на канонической территории римского патриархата.

Той же позиции относительно прав Западной Церкви первоначально придерживалась и Русская Церковь, открывая свои приходы на территории Западной Европы: все европейские приходы Русской Церкви подчинялись Санкт-Петербургскому митрополиту, и для них не образовывалось никакой отдельной епархии.

Только в начале ХХ в. русские иерархи, бежавшие заграницу, приступили к учреждению местных епархий на территории Западной Европы. В 1924 г. был рукоположен первый епископ Берлинский Тихон (Лященко), за ним начались массовые назначения русских архиереев в другие европейские города.

Вслед за русскими этой новой традиции последовали и иные Поместные Церкви, также ставшие рукополагать епископов с местными титулами. Причем игнорировались даже древние права Константинопольского патриарха на Сицилию и Южную Италию, которая также стала рассматриваться многими Поместными Церквами как «ничейная» территория.

Подобная практика привела к невероятной канонической ситуации, когда в одном и том же городе образовалось сразу несколько одноименных епархий, разделенных по национальному признаку. Такая же ситуация сложилась и в Италии, где в настоящее время существуют одноименные Итальянские епархии Константинопольского, Болгарского, Сербского, Румынского и Грузинского патриархатов.

Свои приходы на итальянской территории имеют и некоторые другие Поместные Церкви, не образуя специальных итальянских епархий. Так, Русская Церковь представлена в Италии Корсунской епархией и некоторыми приходами Русской Зарубежной Церкви.