Правовое регулирование отдельных видов недропользования. Проект на геологическое изучение недр (ГИН) Укрупненный расчетстоимости работ по проекту на проведение работ подведомственным учреждением по государственному заданию

Павлов И.И., юрист ООО "Вымпел-Эксперт".

Постановка проблемы

Правовое регулирование геологического изучения недр является одной из наименее освещенных тем в современной юридической литературе. В данной статье проблемы разграничения и наименования видов пользования недрами, определения особенностей содержания права пользования недрами и правового статуса объектов данного права, изменения сроков пользования недрами, другие проблемы правового регулирования использования недр для геологического изучения рассмотрены с учетом нефтегазовой специфики.

На законодательном уровне геологическому изучению как самостоятельному виду пользования недрами уделяется минимальное внимание. Но при этом важно помнить, что от того, "насколько правильно они (геологоразведочные работы. - И.П.) урегулированы в законодательном порядке, в значительной степени зависит эффективность самих геологоразведочных работ" <1>.

<1> Плахута В.Г. Некоторые вопросы правового регулирования поисков и разведок месторождений полезных ископаемых // Сборник аспирантских работ (Свердловский юридический институт). Вып. 4. Свердловск, 1964. С. 108.

Термины и определения

Заметим, В.Г. Плахута говорит о геологоразведочных работах, подразумевая поиски и оценку полезных ископаемых - геологическое изучение недр по действующему законодательству, а отнюдь не разведку полезных ископаемых как таковую, по Закону РФ от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 "О недрах" <2> (в ред. Федерального закона от 3 марта 1995 г. N 27-ФЗ), объединенную сейчас с добычей. Здесь мы сталкиваемся с проблемой наименования вида пользования недрами.

<2> См.: ВСНД РФ и ВС РФ. 1992. N 16. Ст. 834; СЗ РФ. 1995. N 10. Ст. 823; 1999. N 7. Ст. 879; 2000. N 2. Ст. 141; 2001. N 33. Ст. 3429; 2002. N 22. Ст. 2026; 2003. N 23. Ст. 2174; 2004. N 27. Ст. 2711; 2004. N 35. Ст. 3607; 2006. N 17 (ч. 1). Ст. 1778; 2006. N 44. Ст. 4538.

В Словаре русского языка говорится, что одно из значений слова "поиски" - "разведочные работы по обнаружению чего-нибудь", например, "поиски полезных ископаемых" <3>. Тот же словарь утверждает, что "геологоразведка - геологическое обследование с целью обнаружения полезных ископаемых" <4>.

<3> Ожегов С.И. Словарь русского языка / Под ред. чл.-корр. АН СССР Н.Ю. Шведовой. М., 1986. С. 474.
<4> Там же. С. 111.

В специальной литературе определено, что "поисково-разведочные работы на нефть и газ включают все виды человеческой деятельности от прогнозирования нефтегазоносности неизученных территорий до подсчетов запасов углеводородов в выявленных залежах и местоскоплениях и подготовке их к разработке" <5>.

<5> Мстиславская Л.П., Павлинич М.Ф., Филиппов В.П. Основы нефтегазового производства: Учебник для вузов. М.: ГАНГ им. И.М. Губкина, 1996. С. 85.

В одном из Соглашений о разделе продукции (Харьягинское) "поисково-разведочные работы означают все выполняемые в рамках соглашения операции и мероприятия, связанные с поисками и разведкой углеводородов, включая, в частности: полевые геологические, геофизические, аэромагнитные и другие работы и исследования, бурение скважин с целью открытия углеводородов или оценки открытия углеводородов..." <6>.

<6> Соглашение между Российской Федерацией в лице Правительства Российской Федерации и Администрации Ненецкого автономного округа и французским акционерным обществом "Тоталь разведка разработка Россия" о разработке и добыче нефти на Харьягинском месторождении на условиях раздела продукции от 20 декабря 1995 г.

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в своем Постановлении от 14 июня 2001 г. по делу N А05-10396/00-509/21 <7> посчитал, что употребляемые в тексте лицензионного соглашения слова "поисково-разведочные работы", "разведка" не дают оснований полагать, что владельцу лицензии предоставлено право на проведение последующего этапа геологических работ, именуемого "разведкой", поскольку все работы, связанные с исследованием, поиском и оценкой недр, называются геологоразведочными.

<7> См. также: Постановление того же Суда от 14 июня 2001 г. по делу N А05-10395/00-510/21 // СПС "КонсультантПлюс".

Действительно, п. 1.6 Временного положения об этапах и стадиях геологоразведочных работ на нефть и газ, утвержденного Приказом МПР России от 7 февраля 2001 г. N 126 <8>, устанавливает, что геологоразведочные работы на нефть и газ в зависимости от стоящих перед ними задач, состояния изученности нефтегазоносности недр подразделяются на: региональный; поисково-оценочный; разведочный этапы с выделением в них стадий.

<8> Природно-ресурсные ведомости. 2001. N 21.

В итоге мы приходим к выводу о том, что разведочный этап как таковой является частью геологоразведочных работ на нефть и газ, понимаемых в более широком смысле. При этом Закон РФ "О недрах" допускает разведку как разведочный этап лишь в совокупности с добычей полезных ископаемых, вырывая ее, таким образом, из общего процесса геологоразведочных работ. Заметим, этот же Закон вообще не дает понятий "геологическое изучение", "поиски", "оценка", "разведка" и т.д., что на практике усиливает путаницу.

Очевидно, что необходимо унифицировать нормативное применение понятий "геологическое изучение", "поиски", "оценка", "разведка" с учетом нефтегазовой специфики, определив их на законодательном уровне и четко разграничив виды пользования недрами между собой. Критерием такого разграничения может служить цель недропользования в каждом конкретном случае. Может быть, учитывая традиции отечественного горного права, а также международный опыт, более логичным было бы именовать основные виды пользования недрами "поиски", "разведка" и "добыча" полезных ископаемых с выделением в них определенных подвидов (стадий), разграничив их в законе. Это также помогло бы избежать путаницы в данном вопросе.

О воспроизводстве минерально-сырьевой базы по нефти и газу

Из анализа работ специалистов в области геологии нефти и газа следует вывод о том, что в вопросе воспроизводства минерально-сырьевой базы по нефти и газу необходимы более активное участие государства, включая геологоразведочные работы за счет средств государственного бюджета с последующей компенсацией недропользователями, с одной стороны, и заинтересованность недропользователя в проведении работ по геологическому изучению недр - с другой <9>. Кстати, говоря о воспроизводстве минерально-сырьевой базы, нужно учитывать двойственность этого процесса, "поскольку общие запасы полезных ископаемых на Земле сокращаются в процессе добычи, в то время как разведанные, т.е. воспроизведенные с экономической точки зрения, могут расти" <10>.

<9> См., например: Боровинских А.П. Минерально-сырьевая база углеводородов Республики Коми и основные задачи геологоразведочных работ на перспективу // Минеральные ресурсы России. Экономика и управление. 2004. N 2. www.geoinform.ru; Гриценко А.И., Крылов Н.А., Аленин В.В., Ступаков В.П. Нефть и газ России в XXI в.: прогноз добычи и развития сырьевой базы // Минеральные ресурсы России. Экономика и управление. 2001. N 3. www.geoinform.ru; Аплонов С.В., Келлер М.Б., Лебедев Б.А. Сколько нефти осталось в российских недрах // Природа. 2000. N 7; Мелехин Е.С., Овчинников В.В. О государственном регулировании воспроизводства минерально-сырьевой базы // Минеральные ресурсы России. Экономика и управление. 2001. N 2. www.geoinform.ru; Конопляник А.А. Неизбежен ли кризис в российской нефтедобыче // Минеральные ресурсы России. Экономика и управление. 2001. N 1. www.geoinform.ru; Караганов В.В. Итоги работы государственной геологической службы за 2001 г. и приоритетные направления деятельности МПР России в развитии минерально-сырьевой базы России и ее континентального шельфа в 2002 г. (по материалам доклада на расширенной коллегии МПР России 22 марта 2002 г.) // Минеральные ресурсы России. Экономика и управление. 2004. N 1. www.geoinform.ru.
<10> Веснин В.Р. Некоторые экономические вопросы воспроизводства и оценки запасов полезных ископаемых // Экономический механизм рационального использования и охраны недр. Тезисы Всесоюзной научной конференции. Москва, 14 - 16 октября 1980 г. Секция "Экономическая оценка месторождений, эффективность геологоразведочных работ". М., 1980. С. 20.

Основания возникновения права пользования недрами для их геологического изучения как самостоятельного вида недропользования

В советское время отмечалось, что "основным правом пользователей недр является право пользоваться ими в соответствии с целями, для которых они предоставлены" <11>. Г.С. Башмаков при этом цель недропользования считал "главным классификационным признаком при отграничении" видов пользования недрами, поскольку именно от цели "зависят характер и объем прав и обязанностей пользователей, а также другие стороны правового регулирования соответствующих отношений" <12>. Каждый этап геологического изучения недр, по мнению Г.С. Башмакова, можно "с правовой точки зрения рассматривать как недропользование", а геологическое изучение недр, "взятое в целом, - как один из видов института права пользования недрами" <13>.

<11> Башмаков Г.С., Каверин А.М., Краснов Н.И. Законодательство о недрах. М., 1976. С. 14.
<12> Башмаков Г.С. Право пользования недрами в СССР. М., 1974. С. 44.
<13> Там же. С. 54.

Н.Б. Мухитдинов, выделяя отношения по геологическому изучению недр, отношения по добыче полезных ископаемых, отношения по представлению недр для строительства подземных сооружений в качестве групп общественных горных отношений, подчеркивал, что "у каждой из этих групп есть определенные особенности по основаниям возникновения... и по ряду других признаков" <14>.

<14> Мухитдинов Н.Б. Теоретические проблемы советского горного права: Автореф. дис. ... докт. юрид. наук. Алма-Ата, 1980. С. 11.

В связи с этим применительно к геологическому изучению, включающему поиски и оценку месторождений полезных ископаемых (п. 2 ст. 6 Закона РФ "О недрах"), нами выделены следующие основания возникновения права пользования участками недр <15>:

<15> В данном случае не рассматриваются вопросы так называемого совмещенного права пользования недрами (геологическое изучение, разведка и добыча полезных ископаемых (п. 5 ст. 10.1 Закона РФ "О недрах")), а также регионального геологического изучения недр.
  • решение федерального органа управления государственным фондом недр для целей геологического изучения участков недр внутренних морских вод, территориального моря и континентального шельфа Российской Федерации (п. 2 ст. 10.1 Закона РФ "О недрах");
  • решение комиссии, которая создается федеральным органом управления государственным фондом недр и в состав которой включаются также представители органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации для рассмотрения заявок о предоставлении права пользования участками недр в целях геологического изучения участков недр, за исключением участков недр внутренних морских вод, территориального моря и континентального шельфа Российской Федерации (п. 4 ст. 10.1).

Рассмотрим практические примеры, касающиеся предоставления права пользования недрами для геологического изучения. Так, в официальном издании МПР России была опубликована следующая информация: "Управление природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Ямало-Ненецкому автономному округу и Администрация ЯНАО извещают о предоставлении права пользования участками недр с целью поиска и оценки месторождений углеводородного сырья. Предлагаются следующие участки недр: Восточно-Ямбургский, Тазовско-Заполярный, Няхартинский, Южно-Сугмутский, Имятьяхский, Гершаниковский, Южно-Тыдэоттинский. УПР по ЯНАО предоставит необходимую информацию о сроках и условиях предоставления права пользования недрами интересующих объектов. Заявки на предоставление права пользования участками недр принимаются УПР по Ямало-Ненецкому автономному округу в течение 30 дней со дня настоящей публикации" <16>. На этом информация заканчивается.

<16> Экономические и правовые вопросы недропользования в России (бюллетень, официальное издание МПР России). 2004. N 12. С. 47.

Как мог завершиться данный процесс, можно предположить, рассмотрев следующий пример: "В соответствии с п. 5 ст. 10.1 Закона РФ "О недрах" с целью расширения минерально-сырьевой базы Российской Федерации по согласованию с администрацией Томской области (письмо от 13 апреля 2004 г. N 761) Федеральное агентство по недропользованию России приняло решение (Приказ N 10 от 21 июля 2004 г.) предоставить ООО "Теллойл" право пользования недрами для геологического изучения с целью поисков и оценки углеводородов на Муромском-1 (N 721) и Муромском-2 (N 722) участках, расположенных на территории Томской области" <17>. На этом информация также заканчивается.

<17> Экономические и правовые вопросы недропользования в России (бюллетень, официальное издание МПР России). 2004. N 16. С. 79.

Какими четко установленными критериями руководствовались при этом органы государственной власти, определить невозможно. Есть мнение, что "фактически распределение недр (в целях геологического изучения. - И.П.) осуществлялось на основе договоренностей между представителями компаний и руководства МПР" <18>. Приводится пример, когда лицензии на геологическое изучение недр Саратаюского и Коробковского участков в 2004 г. получило ОАО "Сургутнефтегаз", при этом "аналогичная заявка, поданная ООО "ЛУКОЙЛ-Север" еще в 1999 г., руководством МПР даже не рассматривалась" <19>.

<18> Сирык С., Галочкин В. Что мешает осваивать недра? Некоторые положения действующего Закона "О недрах" являются серьезным препятствием для разведки и разработки запасов углеводородного сырья // Нефть России. 2004. N 7. С. 92.
<19> Там же. С. 92.

Только 15 марта 2005 г. своими Приказами N 61 <20> и N 62 <21> МПР России утвердило Порядок рассмотрения заявок на получение права пользования недрами для целей геологического изучения участков недр и Порядок рассмотрения заявок на получение права пользования недрами для целей геологического изучения участков недр внутренних морских вод, территориального моря и континентального шельфа Российской Федерации соответственно.

<20> См.: Росс. газ. N 98. 2005. 12 мая.
<21> См.: Росс. газ. N 98. 2005. 12 мая.

Вопрос о целесообразности и вероятных последствиях принятия данных актов - предмет отдельного рассмотрения. Отметим лишь, что главное новшество этих актов - в переводе установленной законом процедуры бесконкурсного (безаукционного) предоставления права пользования недрами для геологического изучения в процедуру проведения аукциона на право пользования недрами по совмещенной лицензии при наличии двух и более заявок потенциальных недропользователей.

На наш взгляд, при предоставлении права пользования недрами для геологического изучения главным должен являться принцип первенства заявки на получение такого права. Этот принцип должен быть закреплен в законе. При этом для наименее подготовленных по степени геологической изученности участков недр необходимо сохранить установленный действующим законом "заявочный" (бесконкурсный, безаукционный) механизм предоставления права пользования недрами, проведение аукциона на право пользования недрами по совмещенной лицензии целесообразно для более подготовленных для этого участков недр. Главным критерием такого распределения, как уже было сказано, должна быть степень геологической изученности.

Об особенностях содержания права пользования недрами для их геологического изучения на нефть и газ

Содержание права пользования недрами определяется исходя из пределов, установленных действующим законодательством о недрах, которое не отражает специфики геологического изучения и добычи нефти и газа, хотя уже на этапе поисков и оценки углеводородного сырья видна большая разница не только по сравнению с аналогичными процессами в отношении твердых полезных ископаемых, но даже между видами самого углеводородного сырья - нефтью и газом <22>.

<22> В отличие от нефтяных залежей на газовых проводится ускоренная разведка с применением опытно-промышленной эксплуатации разведочными скважинами, а на крупных местоскоплениях - опережающими эксплуатационными скважинами // Мстиславская Л.П., Павлинич М.Ф., Филиппов В.П. Основы нефтегазового производства: Учебник для вузов. М.: ГАНГ им. И.М. Губкина, 1996. С. 107 - 108.

Нефтегазовые законы субъектов Российской Федерации, ныне признанные утратившими силу, такую специфику определяли. Например , ст. 16 Закона Республики Татарстан "О нефти и газе" <23> устанавливала, что лицензия на геологическое изучение (поиски и оценку) недр на нефть и газ предусматривает право осуществлять: создание сети разведочных скважин в границах лицензионных участков; опробование перспективных геологических объектов на промышленную нефтегазоносность с добычей нефти и газа не выше указанного в лицензионном соглашении предельно допустимого уровня; дополнительное геологическое изучение месторождений нефти и газа в целях повышения достоверности запасов этих ресурсов, с их добычей не выше предельно допустимого уровня и др. Статья 22 этого же Закона определяла особенности ведения работ по геологическому изучению (поискам и оценке) недр на нефть и газ.

<23> См.: Закон Республики Татарстан от 19 июня 1997 г. N 1211 "О нефти и газе" (Ведомости Государственного Совета Татарстана, 1997, N 6). Утратил силу в связи с принятием Закона Республики Татарстан от 28 февраля 2002 г. N 1331 "О признании утратившим силу Закона от 19 июня 1997 г. N 1211 "О нефти и газе" // Республика Татарстан. 2002. N 57.

Единственным на сегодня нормативным правовым актом федерального уровня, отражающим особенности геологического изучения недр на нефть и газ, является уже упоминавшееся Временное положение об этапах и стадиях геологоразведочных работ на нефть и газ, определяющее последовательность проведения геологоразведочных работ на нефть и газ в Российской Федерации, связанных с изучением нефтегазоносности, поисками, оценкой, разведкой и разработкой месторождений (залежей) нефти и газа (п. 1.1). Деление геологоразведочного процесса на этапы и стадии в соответствии с Положением имеет целью установление рациональной последовательности выполнения различных видов работ и общих принципов оценки их результатов на единой методической основе для повышения эффективности использования недр <24>.

<24> Целью региональных геолого-геофизических работ является изучение основных закономерностей геологического строения слабо исследованных осадочных бассейнов и их участков и отдельных литолого-стратиграфических комплексов, оценка перспектив их нефтегазоносности и определение первоочередных районов и литолого-стратиграфических комплексов для постановки поисковых работ на нефть и газ на конкретных объемах (п. 2 Временного положения). Целью поисково-оценочных работ является обнаружение новых месторождений нефти и газа или новых залежей на ранее открытых месторождениях и оценка их запасов по сумме категорий С1 и С2 (п. 3 Положения). Целью разведочного этапа является изучение характеристик месторождений (залежей), обеспечивающих составление технологической схемы разработки (проекта опытно-промышленной эксплуатации) месторождения (залежи) нефти или проекта опытно-промышленной эксплуатации месторождения (залежи) газа, а также уточнение промысловых характеристик эксплуатационных объектов в процессе разработки (п. 4 Положения).

Л.В. Каланда также отмечает, что ни в действующих законах, ни в существующих проектах нового Закона "О недрах" нет специальных норм, которые бы отражали рассмотренную выше специфику работ по геологическому изучению недр на нефть и газ, и считает, что "виды пользования для субъектов нефтяной отрасли должны определяться с учетом установленных этапов и стадий геологоразведочных работ на нефть и газ" <25>.

<25> Каланда Л.В. Проблемы правового регулирования хозяйственной (предпринимательской) деятельности в нефтяной отрасли. М.: Институт государства и права РАН, 2004. С. 23 - 24.

Об объекте права пользования недрами для их геологического изучения в связи с неисключительным характером такого права

Справедливым является утверждение о том, что "объект правоотношений недропользования "проявляется" через виды пользования недрами" <26>.

<26> Мороз Л.Н. Недра Республики Беларусь: проблемы правового регулирования использования и охраны. Мн., 1995. С. 20.

О.И. Крассов отмечает, что "объектом права пользования недрами законодатель признает участок недр, который индивидуализируется в виде горного отвода - геометризованного блока недр, т.е. геометрически определенного пространства недр..." <27>, либо в виде геологического отвода при геологическом изучении без существенного нарушения целостности недр (ст. 7 Закона РФ "О недрах"). Одним из основных отличий в статусах этих двух видов отводов является то, что в границах геологического отвода могут одновременно проводить работы несколько пользователей недр. Их взаимоотношения определяются при предоставлении недр в пользование (ст. 7).

<27> Крассов О.И. Комментарий к Закону Российской Федерации "О недрах". М.: Юрист, 2002. С. 98.

В связи с этим одним из наиболее показательных примеров из судебной практики является дело, а точнее - два взаимосвязанных дела, касающиеся геологического изучения с целью поисков и оценки месторождений углеводородного сырья пойменного участка недр, расположенного на территории Астраханской области. ЗАО "Русгаз" обратилось в суд после того, как, представив 2 июня 2003 г. в МПР России заявку на получение лицензии на геологическое изучение указанного участка недр, получило от Министерства отказ (письмо от 4 июня 2003 г. N ПС-05-47/3756) <28> по следующим причинам: а) пойменный участок недр уже предоставлен в пользование для геологического изучения двум недропользователям - ЗАО "Астраханьнефтепром" и ОАО "Приморьенефтегаз"; б) заявитель не представил предложений по координации работ, согласованных с действующими недропользователями (требование ст. 7 Закона РФ "О недрах"). Причем один из недропользователей, ОАО "Приморьенефтегаз", на соответствующее обращение заявителя уведомил ЗАО "Русгаз", что, "реализуя принадлежащее ему исключительное право, намерено самостоятельно осуществлять геологическое изучение пойменного участка".

<28> См.: Архив МПР России.

Совершенно ясно, что никакого "исключительного права" у ОАО "Приморьенефтегаз" нет и быть не может, поскольку участок недр имеет статус геологического отвода, где свою деятельность, в соответствии с законодательством о недрах, могут осуществлять несколько недропользователей.

Суд вынес решение в пользу МПР России <29>, не придав особого значения тому, что самому ОАО "Приморьенефтегаз" была выдана лицензия, когда на участке уже работал один недропользователь - ЗАО "Астраханьнефтепром", с которым предложения по координации работ, как можно предположить, заранее не согласовывались.

<29> См.: решение Арбитражного суда г. Москвы от 28 августа 2003 г. по делу N А40-32307/03122-403 // Архив МПР России.

Тогда, может быть, в соответствии с п. 3.9 Положения о порядке лицензирования пользования недрами взаимоотношения между владельцами лицензий, осуществляющими свою деятельность в границах одного геологического отвода, были определены при выдаче лицензии ОАО "Приморьенефтегаз"? В поисках ответа на данный вопрос автору данного исследования удалось ознакомиться с лицензиями обоих недропользователей - лицензией АСТ N 00101 НП от 20 августа 1999 г., выданной ЗАО "Астраханьнефтепром", и лицензией АСТ N 11504 от 21 апреля 2003 г., выданной ОАО "Приморьенефтегаз". При наличии совершенно одинаковых объектов недропользования - пойменного участка недр с одними географическими координатами - о взаимоотношениях владельцев лицензий нет ни слова. Более того, в лицензии ОАО "Приморьенефтегаз", выданной позднее, даже не упоминается о том, что правом пользования участком недр уже обладает один недропользователь.

Другое дело непосредственно связано с предыдущим, поскольку касается уже известного нам ЗАО "Астраханьнефтепром", чье право пользования недрами МПР России периодически, чаще безуспешно, пыталось прекратить. Распоряжение МПР России от 2 апреля 2003 г. N 151-р "О прекращении права пользования пойменным участком недр, расположенным на территории Астраханской области, предоставленного ЗАО "Астраханьнефтепром" было уже вторым по счету. Первое распоряжение МПР России от 1 апреля 2002 г. N 181-р "О прекращении права пользования недрами пойменного участка в Астраханской области" Арбитражный суд Астраханской области признал недействительным <30>.

<30> См.: решение Арбитражного суда Астраханской области от 10 июля 2002 г. N А06-576у-10к/2002 // Архив МПР России.

Но в данном случае особый интерес вызывает не столько количество распоряжений (второе распоряжение решением Арбитражного суда Астраханской области также было признано недействительным <31>), сколько поведение второго недропользователя, работающего на том же участке, - ОАО "Приморьенефтегаз". Казалось бы, это общество должно было с оптимизмом принять новость о возможном избавлении от конкурента. Но оно также обратилось в суд с просьбой признать упомянутое распоряжение МПР России недействительным по следующим причинам: продуктивные пласты залежей углеводородного сырья могут находиться на различных глубинах пойменного участка недр; в случае одновременного обнаружения обоими недропользователями на различных глубинах продуктивных пластов и ЗАО "Астраханьнефтепром", и ОАО "Приморьенефтегаз" в целях наиболее эффективного освоения участка предполагают совместно нести расходы по совместному обустройству месторождения, что намного эффективнее по экономическим и социальным соображениям; прекращение права пользования недрами одного недропользователя значительно повлияет на экономические интересы другого недропользователя, поскольку последний будет вынужден нести все указанные расходы самостоятельно, что существенно затруднит исполнение им собственных обязательств по лицензионному соглашению; из изложенного, по мнению ОАО "Приморьенефтегаз", следует, что указанное распоряжение МПР России нарушает права и законные интересы ОАО "Приморьенефтегаз" и создает препятствия для осуществления им экономической деятельности.

<31> См.: решение Арбитражного суда Астраханской области от 28 мая 2003 г. N А06-782у-4/03 // Архив МПР России.

Не совсем понятно, на чем основывалась в 2003 г. такая уверенность ОАО "Приморьенефтегаз" в том, что именно ЗАО "Астраханьнефтепром" и ОАО "Приморьенефтегаз" получат право на добычу полезных ископаемых на данном участке недр, поскольку в Законе РФ "О недрах" нормы, хоть как-то гарантирующие подобное право при открытии месторождения, появились только в 2004 г. Тем не менее недропользователи все-таки пришли к согласию между собой и решили, в случае открытия месторождения в будущем, осваивать его совместно. Такие вопросы решить было легче еще и оттого, что, как следует из материалов дела, затраты обоих недропользователей на тот момент были сравнительно невелики - ни один из них еще не завершил бурения ни одной скважины.

Гораздо серьезней может оказаться ситуация, при которой затраты уже значительны, а недропользователи не намерены договариваться между собой. Приведем следующий пример. В 2000 г. ООО "А-Геология" была выдана лицензия на геологическое изучение (поиски и оценку) на нефть и газ участка недр Каспийского моря. Участок недр имел статус геологического отвода. Через два года ОАО "В-Нефтегаз" была выдана лицензия на тот же вид пользования недрами на участке, расположенном в пределах вышеуказанной площади - лицензионного участка ООО "А-Геология". В ООО "А-Геология" об этом факте узнали из официального издания МПР России уже после принятия решения о выдаче лицензии ОАО "В-Нефтегаз", и это при том, что ООО "А-Геология" уже затратило значительные средства на геологическое изучение участка. И подобные случаи - уже не редкость.

Поскольку сейчас Закон позволяет получить право пользования недрами для добычи полезных ископаемых при открытии месторождения, можно предположить, какими конфликтами могут оборачиваться подобные ситуации в дальнейшем. Заметим, что затраты недропользователей на шельфе очень часто несравнимо выше, чем на суше, стоимость бурения одной поисково-оценочной скважины здесь в зависимости от ряда условий может достигать нескольких десятков миллионов долларов. И даже никем не гарантированная в наших условиях компенсация затрат недропользователя, которого опередил в открытии другой, быть может, менее добросовестный, пользователь недр, может быть сравнима с возвращением стоимости лотерейного билета без учета стоимости выигрыша.

Кроме того, совершенно не учитывается тот факт, что государство в лице уполномоченных им органов предоставляет также право пользования недрами для геологического изучения за счет своих, государственных, средств <32>, в том числе и на континентальном шельфе. Но ведь это право по действующему Закону также не является исключительным.

<32> См., например: п. 2 Порядка рассмотрения заявок на получение права пользования недрами для целей геологического изучения участков недр и п. 2 Порядка рассмотрения заявок на получение права пользования недрами для целей геологического изучения участков недр внутренних морских вод, территориального моря и континентального шельфа Российской Федерации (Приказы МПР России от 15 марта 2005 г. N 61 и N 62 соответственно).

Учитывая это, вопрос об исключительности права пользования недрами для геологического изучения, по нашему мнению, приобретает особое значение, причем особо актуальной проблема становится при законодательном закреплении гарантий получения права пользования недрами для добычи полезных ископаемых при открытии месторождения.

В наше время данная тема почти не затрагивалась в правовой литературе, в советское время, за исключением периода нэпа, в рассмотрении данного вопроса вообще не было необходимости. Поэтому становятся востребованными высказывания по этому вопросу специалистов по горному праву, сделанные ими еще в позапрошлом веке.

А.А. Штоф считал, что, "находясь постоянно под страхом, что сосед предвосхитит его открытие, искатель вынужден работать как можно быстрее" <33>, но при этом обращал внимание на то, что "отсутствие гарантии для правильных, систематических поисков - вот слабая сторона системы совместности поисков".

<33> Штоф А.А. Горное право. Сравнительное изложенiе горныхъ законовъ, действующих въ Россiи и въ главнейшихъ горнопромышленныхъ государствахъ Западной Европы. С.-Петербургъ, 1896. С. 37.

По мнению А.Е. Яновского, действие такой системы открывает "простор случайностям и даже недобросовестности и усугубляет риск добросовестного разведчика" <34>. Отмечая, что "даже при существовании вполне обеспеченного права первого открывателя" горный промысел "есть дело очень рискованное", А.Е. Яновский полагает, что "к этому естественному риску закон, допускающий совместность поисков, присоединяет еще искусственный риск - быть предупрежденным в своем открытии другим более счастливым, а иногда и недобросовестным предпринимателем" <35>.

<34> Яновскiй А.Е. Основные начала горного законодательства и пересмотръ его въ Россiи. С.-Петербургъ, 1900. С. 65.
<35> Там же. С. 65 - 66.

С другой стороны, рассуждает А.А. Штоф, "получивши исключительное право разведок в определенной площади, промышленник, конечно, не имеет уже причин опасаться чьей бы то ни было конкуренции; он уверен, что плоды его стараний и затрат, если только они окажутся, будут принадлежать ему" <36>. Но эта уверенность, по утверждению автора, "имеет и свою вредную сторону: она влечет за собою отсутствие для горнопромышленника побуждений к деятельности..." <37>.

<36> Штоф А.А. Указ. соч. С. 39.
<37> Эта уверенность, по мнению ученого, "позволяет приобретать исключительное право разведок в известной местности не за тем, чтобы им пользоваться, а чтобы ждать удобного случая для его переуступки; не дозволять же переуступки разведочных площадей значило бы, конечно, весьма сильно стеснить и добросовестного горнопромышленника. Такой непроизводительный захват местности (Feldsperre, по характерному выражению немцев) должен быть, по возможности, предупрежден; но средства, имеющиеся для этого в руках законодателя, не могут быть признаны достигающими такой цели вполне...". Штоф А.А. Указ. соч. С. 39.

Подводя итог своим рассуждениям, А.А. Штоф пишет: "Выхода из этой дилеммы нет или, по крайней мере, он до сих пор не найден". На практике, считает ученый, "законодателю приходится выбирать одну из двух систем (с большими или меньшими видоизменениями), сознавая, что каждая из них скрывает в себе известное зло" <38>. А.Е. Яновский, присоединяясь к мнению А.А. Штофа, также считает, что каждая из систем "имеет свои преимущества и свои недостатки" <39>.

<38> Штоф А.А. Указ. соч. С. 40.
<39> Яновскiй А.Е. Указ. соч. С. 65.

Действительно, и в наше время в законодательстве горнодобывающих стран в том или ином виде сочетаются эти две системы.

На ближайшие годы определены три главных направления работ по геологическому изучению недр на нефть и газ: наиболее перспективные районы Восточно-Сибирской и Западно-Сибирской провинций, шельфы морей (арктический шельф и шельф дальневосточных морей), а также нераспределенный фонд слабоизученных зон традиционных нефтегазоносных провинций европейской части России <40>.

<40> См.: Геологоразведка-2003 // Нефтегазовая вертикаль. 2004. N 6. С. 7.

По утверждению специалистов, обеспечение Российской Федерации углеводородным сырьем в будущем в значительной степени будет достигаться за счет открытия и освоения морских месторождений, "причем значение морской компоненты по мере снижения возможностей суши будет возрастать" <41>. При этом поисково-оценочные работы и освоение месторождений нефти и газа в пределах континентального шельфа требуют "гигантских вложений капитала, оцениваемых сотнями миллиардов долларов" <42>.

<41> Акимов В.С., Серкова О.И. Проблемы изучения и освоения нефтегазового потенциала континентального шельфа Российской Федерации // Минеральные ресурсы России. Экономика и управление. 2002. N 5. www.geoinform.ru. Как отмечают авторы, суммарная площадь принадлежащих России акваторий составляет около 6,3 млн. кв. км (4,2 млн. кв. км - исключительная экономическая зона), что соответствует примерно 21% площади шельфа Мирового океана. При этом около 3,9 млн. кв. км составляет шельф и 2,4 млн. кв. км - глубоководные области. Не менее 4,3 млн. кв. км этой площади (т.е. практически весь шельф) и 0,4 - 0,5 млн. кв. км глубоководья являются перспективными на нефть и газ. Для сравнения авторы замечают, что перспективные площади суши в России составляют около 6 млн. кв. км.
<42> Акимов В.С., Серкова О.И. Указ. соч.

Уже было сказано о повышенном риске поисково-оценочных работ на шельфе. Поэтому предлагаем подвергнуть пересмотру характер права пользования недрами для геологического изучения с точки зрения исключительности этого права. Так, праву пользования недрами для геологического изучения участков недр внутренних морских вод, территориального моря и континентального шельфа Российской Федерации нужно придать исключительный характер, что подразумевает принадлежность этого права только получившему его недропользователю и невозможность осуществления этого права третьими лицами без согласия недропользователя. При этом непременным условием должно явиться установление в законе ограничений, связанных, в частности, с размерами участков недр, количеством участков, предоставляемых в пользование, и т.д., причем в отношении углеводородного сырья такие ограничения должны устанавливаться отдельно.

Сроки пользования недрами для их геологического изучения

Советские юристы отмечали, что "параметры осуществления прав природопользователей во времени являются важной гарантией реального осуществления субъективного права управомоченных субъектов" <43>. Американский нефтяник в отношении поисково-оценочных работ на нефть и газ конкретизирует: "То, на что в южной части Техаса может потребоваться год, требует два года или более в тропиках или не менее трех лет в условиях вечной мерзлоты" <44>. Можем здесь добавить, что в арктических льдах времени может потребоваться еще больше.

<43> Право природопользования в СССР. М., 1990. С. 115.
<44> Джонстон Д. Международный нефтяной бизнес: налоговые системы и соглашения о разделе продукции / Пер. с англ. М., 2000. С. 189.

До внесения в Закон РФ "О недрах" соответствующих изменений и дополнений в 2004 г. продление срока действия лицензии для геологического изучения было в принципе трудноразрешимой проблемой из-за запрета, установленного ст. 10. Такие вопросы приходилось решать в каждом конкретном случае по-своему.

После внесения в Закон РФ "О недрах" изменений и дополнений в 2004 г. ст. 10 "Сроки пользования участками недр", закрепляя все тот же пятилетний срок геологического изучения недр, установила, что срок пользования участком недр продлевается по инициативе пользователя недр в случае необходимости завершения поисков и оценки или разработки месторождения полезных ископаемых либо выполнения ликвидационных мероприятий при условии отсутствия нарушений условий лицензии данным пользователем недр. В связи с этим необходимо отметить следующее.

Указанный выше американский автор отмечает, что "на сегодня в США пробурено 3,2 млн. скважин", что в 4 раза больше, чем в России. По его подсчетам, "если бы российские нефтяники бурили по 50 тыс. скважин в год, им бы потребовалось 40 лет, чтобы получить столько же скважин, сколько имеют США на сегодня" <45>.

<45> Там же. С. 161 - 162.

В то же время существует прямая зависимость прироста запасов углеводородов от объемов бурения <46>. При этом расчеты "требуемых объемов глубокого бурения как основного... вида работ на нефть и газ по основным нефтегазоносным регионам России", проведенные специалистами, показывают, что "для адекватного восполнения планируемых уровней добычи приростами разведанных запасов до 2020 г. необходимо пробурить не менее 50 млн. м поисковых, разведочных и параметрических скважин..." <47>.

<46> См., например: Белонин М.Д., Григоренко Ю.Н., Маргулис Л.С., Кушмар И.А. Состояние и воспроизводство сырьевой базы нефте- и газодобычи на Востоке России // Минеральные ресурсы России. Экономика и управление. 2004. N 1. www.geoinform.ru.
<47> Садовник П.В. О мерах по воспроизводству минерально-сырьевой базы углеводородов // Минеральные ресурсы России. Экономика и управление. 2002. N 4. www.geoinform.ru.

По нашему мнению, из этого следует, что при геологическом изучении недр на нефть и газ недропользователь должен прежде всего выполнять свои обязательства по бурению, и возможность продления срока геологического изучения должна быть поставлена в законе в прямую зависимость не от непонятного "условия отсутствия нарушений условий лицензии", как это говорится в ст. 10 Закона РФ "О недрах" в действующей редакции, а от выполнения обязательств именно по бурению <48>.

<48> Отдельного рассмотрения заслуживает вопрос продления срока геологического изучения в целях проведения разведки месторождения полезных ископаемых и подсчета запасов при открытии такого месторождения.

Вывод

Итак, на основании изложенного можно сделать вывод о том, что в настоящее время геологическое изучение недр как вид пользования недрами остается наименее урегулированным в законодательстве, хотя ситуация с воспроизводством минерально-сырьевой базы, в частности нефти и газа, казалось, заставляет придавать первостепенное значение эффективному регулированию этого вида пользования недрами.

Решений здесь, по нашему мнению, требует множество проблем, которые во многом возникли после закрепления в законе права первооткрывателя месторождения на добычу полезных ископаемых: нужна четкость в разграничении видов пользования недрами; необходимо определить основные требования к содержанию права пользования недрами для геологического изучения, учитывая специфику видов полезных ископаемых; необходимо также изменение порядка предоставления права пользования недрами для указанных целей и характера данного права с точки зрения его исключительной принадлежности.

Геологическое изучение недр

Геологическое изучение недр - проведение поисковых, разведочных и специальных работ и исследований , осуществляемых в целях получения информации о геологическом строении недр, выявления и оценки запасов полезных ископаемых, характеристик процессов, происходящих в геологической среде и т.п.

Проведение работ по геологическому изучению недр

Геологическое изучение недр сделано с целью получения данных о геологическом строении недр,выявления и оценки полезных ископаемых, изучение закономерностей их формирования и размещения, так же горно-технических и других условий разработки месторождений полезных ископаемых и использования недр для целей, не связанных с добычей полезных ископаемых.

Проведения работ по геологическому изучению недр организуется специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти по геологическому изучению и использованию недр на основе государственных комплексных или целевых программ, межотраслевых и отраслевых планов, проектов, соответствующих норм и правил.

Геологическое изучение недр, предусмотренное государственными программами, осуществляется, как правило, за счет средств, отчисляемых добывающими предприятиями в государственный бюджет за ранее выполненные геологоразведочные работы. В отдельных случаях геологическое изучение недр может выполняться за счет прямых расходов государственного и местных бюджетов .

Источники


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Геологическое изучение недр" в других словарях:

    Геологическое изучение недр - Геологическое изучение недр: вид пользования недрами, включающий в себя проведение регионального геологического изучения, поисков и оценку месторождений полезных ископаемых... Источник: ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЕДИНСТВА ИЗМЕРЕНИЙ.… … Официальная терминология

    геологическое изучение недр - 3.2 геологическое изучение недр: Работы по общему и региональному изучению недр, прогнозу землетрясений, исследованию вулканической деятельности, мониторингу состояния недр, режима подземных вод; поиски, разведка и оценка полезных ископаемых;… …

    Геологическое изучение - 1) вид недропользования; 2) (для целей Закона Российской Федерации О недрах) включает поиски и оценку месторождений полезных ископаемых, а также геологическое изучение и оценку пригодности участков недр для строительства и эксплуатации подземных …

    Региональное геологическое изучение - 1) вид недропользования; 2) (для целей Закона Российской Федерации О недрах) включает региональные геолого геофизические работы, геологическую съемку, инженерно геологические изыскания, научно исследовательские, палеонтологические и другие… … Экологическое право России: словарь юридических терминов

    ГОСТ Р 53795-2010: Изучение недр геологическое. Термины и определения - Терминология ГОСТ Р 53795 2010: Изучение недр геологическое. Термины и определения оригинал документа: аэрогравиметрическая съемка Гравиметрическая съемка, проводимая с борта летательного аппарата. [ГОСТ Р 52334 2005, статья 68] Определения… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    ГОСТ Р 53579-2009: Система стандартов в области геологического изучения недр (СОГИН). Отчет о геологическом изучении недр. Общие требования к содержанию и оформлению - Терминология ГОСТ Р 53579 2009: Система стандартов в области геологического изучения недр (СОГИН). Отчет о геологическом изучении недр. Общие требования к содержанию и оформлению оригинал документа: 3.8 вещественные источники информации: Керн… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    ГОСТ Р 8.645-2008: Государственная система обеспечения единства измерений. Метрологическое обеспечение работ по геологическому изучению, использованию и охране недр в Российской Федерации. Основные положения - Терминология ГОСТ Р 8.645 2008: Государственная система обеспечения единства измерений. Метрологическое обеспечение работ по геологическому изучению, использованию и охране недр в Российской Федерации. Основные положения оригинал документа: 3.1… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    геологічне вивчення надр - геологическое изучение недр geologic study of mineral resources geologische Untersuchung des Erdinneren спеціальні роботи та дослідження, спрямовані на одержання інформації про надра з метою задоволення потреб суспільства … Гірничий енциклопедичний словник

    НДПИ - (severance tax) НДПИ это налог на добытые полезные ископаемые, изымаемый с пользователей недр Информация о НДПИ, расчет и порядок уплаты налога в соответствии с налоговой ставкой на определенный вид полезного ископаемого Содержание >>>>>>>> … Энциклопедия инвестора

    Государственная программа - (Government program) Государственная программа это инструмент государственного регулирования экономики, обеспечивающий достижение перспективных целей Понятие государственной программы, виды государственных федеральных и муниципальных программ,… … Энциклопедия инвестора

Проект геологического изучения определяет содержание, методы, технические средства, пространственные границы, сроки и последовательность проведения геологоразведочных работ.

Организация поисков и оценки полезных ископаемых должна быть поставлена таким образом, чтобы при их выполнении, полученные сведения о количестве, качестве и условиях залегания извлекаемого ископаемого позволили с полнотой и достоверностью:

  • оценить геолого-экономическую характеристику участка;
  • обосновать целесообразность дальнейшего освоения месторождения;
  • судить о составе и свойствах добываемого природного ресурса;
  • произвести подсчет запасов и оценить качество по принятым категориям;
  • выбрать принципиальную технологическую схему отработки;
  • оценить экономические риски.

При этом предполагается комплекс геологоразведки включающий:

— подготовительный период: сбор, систематизация, анализ геологической, гидрогеологической, горнотехнической и другой первичной информации; разработка и согласование проектных материалов;

— полевой период: топографо-геодезические работы, рекогносцировочные маршруты, бурение скважин, гидрогеологические исследования, опробование продуктивной толщи и вскрыши;

— лабораторные испытания: определение качественных показателей и вещественного состава сырья, испытания пород вскрыши;

— камеральная обработка полученных данных: анализ результатов полевых и лабораторных исследований, составление отчёта с подсчётом запасов, подача на Государственную экспертизу для утверждения.


Составим проект геологического изучения недр. Разработаем график проведения геологоразведочных работ.

Эксперты и геологи нашей организации, грамотно разработают программу изучения в соответствии с нормативными документами и инструкциями. Опираясь на многолетний опыт, по возможности учтут все нюансы Вашего участка и приступят к выполнению разработанного плана мероприятий, придерживаясь, составленному графику.

Какая стоимость составления документации?

От 149000 руб. без учета государственного налога за экспертное заключение

Что по срокам?

Разработка проекта – от 2 недель. Согласование не более 60 рабочих дней

Какие результаты услуги?

Проект поисков и оценки месторождения (песков или песчано-гравийных пород; тугоплавких или огнеупорных глин; карбонатного сырья для производства цемента, нужное подчеркнуть)

Где согласовывается?

В соответствии с условиями пользования недрами, недропользователь, не позднее указанной в лицензии на даты, обязан разработать проект изучения и получить на него в ФГКУ «Росгеолэкспертиза». Порядок экспертизы регламентируется приказом от 23.09.2016 № 490

Примерный порядок оказания услуги


Оформим всю необходимую документацию для получения положительного заключения в ФГКУ «Росгеолэкспертиза»
  • сбор исходных сведений;
  • составление технического задания;
  • анализ фондовой и опубликованной литературы по ранее проведённым изысканиям;
  • обследование территории и окрестностей (при необходимости);
  • выбор методики техники и технологии геологоразведки;
  • разработка проектных материалов с обоснованием видов и объемов, временных и трудовых затрат;
  • проведение экспертизы проекта;
  • корректировка замечаний (при необходимости), получение заключения;
  • передача документации заказчику.

В проект геологического изучения входит:

1. Общие сведения. Описывается инфраструктура и транспортная характеристика района. Расположение участка недр его координаты. Климатические, природные и экономические условия изучаемой местности.

2. Геологическое строение и изученность объекта и прилегающего района. Стратиграфическое расчленение разреза исследуемой территории. Карты четвертичных и дочетвертичных отложений. Тектоническое строение территории, с описанием разреза. Описываются особенности, характеризующие гидрогеологические особенности изучаемого района.

Отдельно и более подробно приводится информация о инженерно-геологической характеристике непосредственно исследуемого участка.

3. В основной главе обосновывается методика проведения, перечисляются основные этапы (проектирование, полевые и камеральная обработка данных, отбор и исследование проб) с подробным описанием принятых решений.

Разработаем соответствующие графические приложения

Особое внимание уделяется опробованию - изучению качества сырья. Приводятся технология отбора и обработки проб, рассчитываются объёмы и указываются виды лабораторных анализов.

4. Влияние на окружающую среду запроектированной методики и состав природоохранных мероприятий.

5. Перечень видов и объемов планируемых работ

6. Предполагаемые результаты – разведанное месторождение для промышленного освоения.

7. Правила по охране труда и технике безопасности.

8. Приложения: Прогнозный график, геолого-литологические разрезы.

Проведя с участием членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы, представителей федеральных органов исполнительной власти, исполнительных и законодательных (представительных) органов власти субъектов Российской Федерации, представителей научно-исследовательских учреждений, коммерческих и некоммерческих организаций обсуждение актуальных вопросов законодательного обеспечения геологического изучения недр России, участники парламентских слушаний отмечают следующее.

Общая характеристика проблемы.

1. Геологическое изучение недр является общегосударственной задачей, имеет многоцелевое назначение, относится к наукоемкой сфере деятельности, производственная часть которой осуществляется, как правило, в экстремальных условиях предприятиями и организациями государственной, частной и смешанной формах собственности.

2. Минерально-сырьевой комплекс (МСК) в период рыночных реформ и в настоящее время является основным источником средств и базой для внедрения инновационных технологий, благодаря высокой обеспеченности разведанными запасами нефти, газа, металлов, минеральных удобрений, а также значительным поисковым заделом, созданными геологами в предшествующие десятилетия. Первичным звеном МСК является геологическая служба. Геологическое изучение недр для целей МСК включает: научное геологическое прогнозирование, поиски, оценку (предварительную разведку), разведку, эксплуатационную разведку и доразведку месторождений полезных ископаемых.

3. Работы и исследования геологического характера являются неотъемлемой частью строительного и оборонно-промышленного комплексов, водообеспечения населения и промышленности, подземного захоронения опасных отходов, прогноза землетрясений и мониторинга состояния подземного пространства.

4. Основой для постановки прогнозно- поисково-оценочных, разведочных и других работ служит систематизированная база данных о геологическом строении и состоянии недр, пополняемая и обновляемая в процессе разномасштабного государственного геологического картографирования и других работ общегеологического характера.

5. Обладание собственной современной геологической службой: квалифицированными кадрами, новейшими технологиями прогнозирования, поисков и разведки полезных ископаемых, производственными и научными мощностями - является важнейшим признаком развитости страны, ее сырьевой независимости и не меньшим богатством, чем обладание крупными запасами ресурсов недр.

6. Важнейшей результативной составляющей геологического изучения недр является воспроизводство минерально-сырьевой базы (ВМСБ) – поиски и разведка месторождений полезных ископаемых для обеспечения МСК запасами, подготовленными для промышленной разработки (добычи и переработки).

Кратное падение объемов геологоразведочных работ, начавшиеся в 1992 году привело к системному кризису отечественной геологоразведки, усиливающемуся не смотря на рост объемов финансирования в последние годы. В критическом состоянии находятся остатки производственного, кадрового, научного, технического и технологического потенциала, рассредоточенного по мелким и средним предприятиям и частично сконцентрированном в некоторых крупных добывающих компаниях. Геологическая отрасль России фактически утратила способность к самовосстановлению, которое возможно лишь при активном вмешательстве государства.

Резко снизилось качество геологоразведочных работ и достоверность запасов. Срываются сроки подготовки сырьевой базы для заполнения нефтью трубопровода «Восточная Сибирь – Тихий Океан» , возникли проблемы с размещением федерального заказа. Слабо пополняется геологическая информация, лежащая в основе защиты национальных интересов на континентальном шельфе, в Мировом океане, в Арктике и Антарктике. Практически прекращен сбор и обобщение геологических данных о сырьевых базах других стран. Несбалансированны цели, задачи, система управления и организационная структура отрасли. Все это создает реальные угрозы сырьевой и экономической безопасности.

Интересы экономического развития и национальной безопасности России требуют возрождения отечественной геологической службы.

Правовое обеспечение геологического изучения недр России включает в настоящее время следующие основные федеральные законы и нормативные правовые акты: Закон Российской Федерации «О недрах» (1992 г.); Положение о порядке лицензирования пользования недрами (1992 г.); Федеральный закон «О континентальном шельфе Российской Федерации» (1995 г.); Земельный кодекс Российской Федерации (2002 г.); Налоговый кодекс Российской Федерации (1998 г.); Указы Президента Российской Федерации; Постановления Правительства Российской Федерации; Законы субъектов Российской Федерации; Нормативные акты Министерства природных ресурсов Российской Федерации и Федерального агентства по недропользованию.

Главным правовым актом является Закон РФ «О недрах» (статья 36.1):

«Статья 36.1. Государственное геологическое изучение недр

В Российской Федерации осуществляется государственное геологическое изучение недр, в задачи которого входит: геологическое картирование территории Российской Федерации и ее континентального шельфа; поиски и оценка месторождений полезных ископаемых в соответствии с государственными программами; мониторинг состояния недр и прогнозирование происходящих в них процессов; сбор и хранение информации о недрах, состоянии минерально-сырьевой базы и другие виды работ, связанные с геологическим изучением недр.

Организация государственного геологического изучения недр возлагается на федеральный орган управления государственным фондом недр.

Работы по геологическому изучению недр, поискам, разведке месторождений полезных ископаемых, осуществляемые за счет средств федерального бюджета и иных средств, проводятся в соответствии с утвержденными в установленном порядке проектами, экспертиза которых проводится в федеральном органе управления государственным фондом недр или его территориальном органе за счет средств пользователей недр.».

К сожалению, в Законе не определена обязанность государства обеспечить опережающее геологическое изучение недр и прирост запасов полезных ископаемых, подготовленных для промышленной разработки, а также ответственность правительства и уполномоченных министерств и ведомств за неудовлетворительное состояние в первичном звене МСК.

Не указаны обязанности государства за выполнение определенных стадий геологического изучения недр, и соответствующих источников финансирования из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, средств недропользователей, как и ответственность заказчиков и исполнителей работ за своевременность и качество, прежде всего, достоверность выявленных и разведанных запасов полезных ископаемых.

Отсутствие в законодательстве указанных требований не позволяет выделять требуемые средства федерального бюджета на ВМСБ, в результате чего МПР России вынуждено сокращать количество объектов и стадий, финансируемых за счет государства. Таким образом, самая рискованная стадия поисков с вероятностью открытия месторождений от 10% до 30% возложена на недропользователей. При этом инвестор-недропользователь в случае открытия новых залежей или месторождения не имеет гарантий на их дальнейшее использование с целью разведки и добычи полезных ископаемых, а также не имеет права переуступить (продать) результаты своего труда (право разведки и добычи) другому пользователю недр (горнодобывающей компании).

Состояние и возможности минерально-сырьевой базы.

Созданная в советский период МСБ по масштабам и комплексу полезных ископаемых полностью покрывала потребности народного хозяйства на долгосрочную перспективу. Такая МСБ была создана благодаря эффективной системе управления геологоразведочной отраслью, использующей значительный научно-производственный потенциал.

Текущее обеспечение добывающих компаний разведанными запасами находится на удовлетворительном уровне, перспективное – на низком. Вместе с тем, Россия располагает достаточно крупным сырьевым потенциалом большинства полезных ископаемых, достаточным для обеспечения потребностей страны на ближайшие 50 лет и более длительную перспективу. Однако объемы геологоразведочных работ, необходимые для поддержания добычи, запасов и ресурсов крайне недостаточны.

Объявленные в 2005-2007 гг. приросты запасов по нефти, газу, золоту превысили объемы добычи. Однако значительная часть прироста получена путем пересчета коэффициента извлечения нефти, а также путем снижения бортового содержания золота. При этом объемы поисково-разведочного бурения на нефть и газ, подтверждающие прирост запасов, в последние 5 лет остаются на уровне 1,0-1,4 млн. метров, что в 5 раз меньше уровня 1990 г., а по рудным полезным ископаемым - в 10 раз меньше. За 15 лет нарушена сбалансированность МСБ, полностью истощен поисковый задел прошлых лет по нефти, газу, благородным и цветным металлам, резко ослаблено общегеологическое (картографическое) изучение суши и шельфа.

Вместе с тем, потенциал российских недр в мировом измерении соответствует совокупной доле суши и шельфа России (17%), а по различным видам сырья укладывается в интервал от 8,5% до 34%. В расчете на душу населения наша обеспеченность в 5 раз выше среднемирового уровня (еще выше, например, в Канаде и Австралии).

Главной проблемой МСК страны является не истощение ресурсного потенциала недр, а резкий спад геологоразведочных работ.

Состояние и возможности геологической отрасли.

Российская геологоразведка, как отрасль промышленности, уже не существует. Если в 1990 г. численность 78 крупных геологических организаций на территории РСФСР составляла 480 тысяч человек, в том числе 176 тысяч специалистов, 560 докторов и 1630 кандидатов наук, то современная геологическая служба состоит из 112 тысяч человек в 1015 предприятиях, представленных следующими группами:

Специализированные подразделения в составе ряда крупных и средних добывающих компаний (около 20 тысяч человек в 25 компаниях);

Частные, мелкие и крупные предприятия горно-геологического профиля, частично участвующие в выполнении государственного заказа (около 60 тысяч человек в 780 предприятиях);

Предприятия смешанной формы собственности, в том числе иностранные, образованные как пионерные подразделения будущих добывающих компаний (около 6 тысяч человек в 75-80 предприятиях);

Государственные предприятия и учреждения, АО и НИИ, участвующие в выполнении государственного заказа и заказов частных компаний (около 25 тысяч человек в 130 предприятиях).

В 1992 г., накануне приватизации, в геологоразведочной отрасли было 32 НИИ, 10 заводов, 38 центральных и 450 полевых лабораторий, 1200 буровых установок на нефть и газ и 4200 на другие виды полезных ископаемых.

В связи с упразднением государственной и отраслевой отчетности полные сведения о технической и технологической вооруженности в настоящее время отсутствуют. По различным данным в 2007 г. на ГРР было задействовано не более 200 буровых установок нефтяного ряда и не более 700 - на другие полезные ископаемые. Большинство оставшихся буровых станков в ближайшие годы подлежат списанию. Станочный парк пополняется в основном импортом.

В плачевном состоянии находятся технические средства, ремонтные мощности и лаборатории предприятий, выполняющих общегеологические работы и поисковые работы на твердые полезные ископаемые, а также работы по федеральному заказу.

Обостряется проблема кадров; все отраслевые учебно-курсовые комбинаты по подготовке квалифицированных рабочих упразднены. Средний возраст работающих на полевых работах 45-50 лет, что на 10-15 лет выше прежнего. Растет число работающих пенсионеров (до 25-30%). Реальная обстановка в поисковой геологии такова, что без принятия радикальных мер через 5 – 7 лет работать в этом секторе отрасли будет уже некому.

За последние годы Росимущество в государственном секторе геологической службы ликвидировало 39 предприятий, реорганизовало 35, перепрофилировало 3, приватизировало или включило в программу приватизации - 89 предприятий. В ведении Роснедра осталось всего 26 предприятий и учреждений, остальные находятся в введении Росимущества. Единая структура архивации и хранения геологической информации «Росгеолфонд» раздроблена, территориальные подразделения выведены и включены в структуры других органов власти. Обращения руководства Роснедра и МПР России в Правительство РФ о необходимости сохранения геологических предприятий и передачи их в ведение Федерального агентства по недропользованию остаются не решенными.

В геологии остались считанные научные коллективы, способные генерировать новые знания о недрах планеты; практически прекратились НИОКР в области новой буровой и горнодобывающей техники, геофизической аппаратуры, приборов, программного обеспечения.

Таким образом, имеющиеся производственные мощности недостаточны для выполнения требуемых объемов геологоразведочных работ, а существующая организационная структура и ее полномочия не соответствуют задачам комплексного геологического изучения недр.

Кризисное положение геологоразведочной отрасли обусловлено следующими основными причинами:

1) отсутствие законодательно закрепленной ответственности Правительства РФ за состояние геологической изученности территории и шельфа государства, восполнение минерально-сырьевой базы путем ежегодного прироста разведанных и оцененных запасов, а также прогнозных ресурсов полезных ископаемых, обновление и пополнение информационной базы о состоянии недр России;

2) отсутствие законодательно закрепленной ответственности недропользователей за полноту и качество геологического изучения и использование распределенного фонда недр;

3) отсутствие правовых и экономических условий реализации продукции геологического изучения недр в рыночных условиях;

4) ускоренная приватизация предприятий МСК в отрыве от связанных с ними геологоразведочных предприятий;

5) принудительная приватизация-ликвидация геологоразведочных предприятий;

6) выделение по целевому назначению в 90-х годах не более 50% средств фонда воспроизводства минерально-сырьевой базы (ВМСБ) и ликвидация в 2001 г. целевых отчислений на ВМСБ;

7) Отсутствие рыночных механизмов и систем поощрения открытий новых месторождений полезных ископаемых;

8) сокращение полномочий субъектов Российской Федерации в геологическом изучении недр;

9) снижение степени государственного регулирования ВМСБ и деятельности геологической службы;

10) завышенная оценка обеспеченности экономики России разведанными запасами полезных ископаемых;

11) неполное соответствие системы Госзаказа задачам геологического изучения недр и расширения ВМСБ.

Геологоразведочные организации в России не имеют правовых условий для реализации своей продукции – переуступки права на разработку открытых ими запасов полезных ископаемых, в связи с чем в России нет самостоятельных компаний, специализирующихся на поисках новых месторождений.

Геологическая отрасль практически была подготовлена к приватизации благодаря экономическому эксперименту, проведенному в 1987-1989 гг.. Согласно Закону РФ «О недрах» детальная разведка была отнесена к стадии разработки и выполняющие ее 30% мощностей геологии должны были войти в состав формируемых добычных компаний. Около 50% геологических предприятий, проводящих поиски и оценку (предварительную разведку) подлежали приватизации и объединению в несколько крупных холдингов. Около 20% мощностей должны были остаться в составе государственной геологической службы в виде научно-производственных специализированных объединений, выполняющих общефедеральные работы. Данная программа реорганизации геологической службы не была принята.

В нарушение Закона РФ «О недрах» Минфин 50-70% геологических денег направлял на другие цели. Последовательно были упразднены: целевой бюджетный фонд - с 2001 г., отчисления на ВМСБ - с 2002 г., Федеральная целевая программа ВМСБ – с 2003 г., подпрограмма ВМСБ – с 2004 г..

В частности, по нефти ставка отчислений на ВМСБ составляла 10%. При упразднении отчислений 5% (половина) вошла в состав налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ), а другие 5% были оставлены нефтяным компаниям для самостоятельного финансирования ГРР. Фактически последние годы компании вкладывают в ГРР из 5% всего 1,0 – 1,5%., а государство из 5%, получаемых через НДПИ, возвращает на геологию всего 0,4 – 0,5%.

В связи с недостаточным финансированием самая ответственная и высокорисковая часть геологоразведочного процесса – открытие месторождения фактически полностью перекладывается на недропользователя, получившего поисковую лицензию.

Сформированная в результате административной реформы 2004 г. федеральная структура управления привела к рассредоточению функций управления по пяти ведомствам (МПР России, Роснедра, Росприроднадзор, Ростехнадзор, Росимущество), увеличению в 4 раза количества территориальных органов, повышению коррупционности и ослаблению регулирующей роли государства.

Основным программным документом должна бы стать Стратегия развития минерально-сырьевой базы и геологической отрасли, вытекающая из долгосрочной Стратегии социально-экономического развития государства. Однако таких документов пока нет.

В 2003 г. Правительством РФ одобрены «Основы государственной политики в области использования минерального сырья и недропользования», которые недостаточно отвечают стратегическим интересам России и должны быть пересмотрены. Тем не менее, этот документ был положен в основу «Долгосрочной государственной программы изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы России на основе баланса потребления и воспроизводства минерального сырья», поддержанной Правительством РФ в 2004 г, утвержденной МПР России в 2005 г и дополненной в 2006 г.

Действующий Федеральный закон № 94 от 21 июля 2005 г.
«О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» не учитывает вероятностную природу геологических услуг, необходимости коррекции видов и объемов геолого-геофизических и буровых работ в зависимости от полученных результатов. Это привело к тому, что главной целью стало не открытие новых месторождений, а выполнение видов и объемов работ.

Конкурсный порядок Госзаказа для НИОКР стимулирует конкурсантов добиваться победы путем снижения стоимости заказа, а затем в рамках этой стоимости подгонять под нее проект и его некачественное выполнение. Расширяется практика сговоров, когда победителем конкурса становятся неизвестные ООО, которые затем нанимают специалистов ФГУП для выполнения НИР по трудовым соглашениям за многократно меньшую плату.

Обязательным условием развития геологоразведочного бизнеса является свободный доступ к геологической информации, право геологической компании на основании заявки получить беспрепятственно поисковую лицензию на интересующий ее участок, право на свободную продажу своего открытия или предварительных результатов работ, освобождение поисковой стадии от кабальных налогов и платежей за пользование недрами. Поисковые процесс – это широкое поле для малого бизнеса и индивидуального творчества. Как показывает опыт Канады именно малые (юниорные) компании стоят в основе 60% геологических открытий.

Необоснованно взимание так называемых «исторических» затрат на геологоразведку при оформлении открытия месторождения, так как в составе НДПИ присутствуют 50% бывших отчислений на ВМСБ, суть которых и заключалась в ежегодной компенсации государственных затрат на геологию.

Вызывает вопросы использование различных видов разовых платежей, поступающих в федеральный бюджет. Фактически эти средства изымаются из инвестиционного процесса; в 2005 - 2007 гг. через систему ранних платежей из сферы недропользования в бюджет ежегодно поступало около 2,0 - 2,5 млрд. долл., и такой же суммы не хватало для воспроизводства МСБ и поддержания геологической науки.

Совершенно необъяснима плата от 10 тыс. руб. и более за каждый просмотренный геологический отчет, в том числе со студентов, аспирантов, научных сотрудников и авторов этих отчетов. Плата за пользование геологической информацией должна быть отменена и заменена оплатой услуг по ее размножению и доставке, как это практикуется в других странах мира.

В целях законодательного обеспечения геологического изучения недр России в интересах развития экономики и обеспечения национальной безопасности участники парламентских слушаний р е к о м е н д у ю т:

Правительству Российской Федерации:

1. Разработать и принять на правительственном уровне Национальную стратегию (программу) геологического изучения недр и развития минерально-сырьевой базы Российской Федерации на период о 2030 года, и обеспечить ее реализацию.

2. Разработать и внести в Государственную Думу либо проект федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О недрах»\. либо проект федерального закона «О геологическом изучении недр» для введения правовых норм:

2.1. Об определении правовой (законодательной) ответственности и уровней непосредственного участия государства в решении двух задач:

Общегеологического изучения недр для государственных нужд;

Воспроизводства минерально-сырьевой базы;

2.2. О статусе участков недр федерального значения, регионального значения и местного значения, разграничении единого государственного фонда недр на указанные участки недр и распределении полномочий федеральных органов исполнительной власти, органов власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по распоряжению участками недр на соответствующих территориях;

2.3. О приоритетном праве пользователя недр, выполняющего разведку и разработку месторождения полезных ископаемых, на геологическое изучение прилегающих и близко расположенных участков недр, которые могут содержать другие части того же месторождения полезного ископаемого;

2.4. О возможности заявочного порядка предоставления участков недр для геологического изучения, в том числе в случаях подачи заявок от нескольких претендентов на один и тот же участок недр (или его часть).

2.5. Об условиях, обеспечивающих создание и функционирование малых (юниорных) геолого-поисковых и геологоразведочных организаций, в том числе:

О доступности информации, находящейся в государственных фондах геологической информации;

О защите прав на результаты интеллектуальной деятельности при открытии и разведке месторождений полезных ископаемых;

О гарантии права на дальнейшее пользование недрами в случае открытия месторождения полезных ископаемых, профинансированного за счет средств пользователя недр;

О возможности уступки (продажи) геологической организации, открывшей месторождение полезных ископаемых за счет собственных средств, права на разведку и добычу полезных ископаемых другому пользователю недр – горнодобывающей компании.

3. Разработать и внести в Государственную Думу проект федерального закона о внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс Российской Федерации, Бюджетный кодекс Российской Федерации с целью введения правовых норм:

3.1. О направлении фиксированной части доходов федерального бюджета от налога на добычу полезных ископаемых (не менее 30%) на геологическое изучение недр и воспроизводство минерально-сырьевой базы;

3.2. О стимулировании горнодобывающих компаний финансировать работы по воспроизводству минерально-сырьевой базы в суммах, соответствующих оставленной этим компаниям части отмененных целевых отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы;

3.3. О нулевой ставке налога на добавленную стоимость для геологоразведочных работ;

3.4. Об освобождении федерального органа управления государственным фондом недр (Роснедра) от непрофильной деятельности (обязанности) по администрированию 6 видов платежей за права пользования недрами.

4. Рассмотреть вопрос о передаче всех полномочий по реализации Национальной стратегии (программы) геологического изучения недр и развития минерально-сырьевой базы одному федеральному ведомству или о создании Государственного Комитета по геологии и использованию недр, принимая во внимание необходимость:

4.1. Прекращения приватизации предприятий геологического профиля, контролируемых государством, и передаче их в ведение федерального органа управления государственным фондом недр;

4.2. Создания на базе геологических организаций, находящихся в государственной собственности, укрупненных научно-производственных структур (Центров), способных выполнять задачи, возложенные на государство;

4.3. Технического и технологического перевооружения созданных научно-производственных структур государственной геологической службы, укрепления их кадрового состава и решения ряда социальных проблем;

4.4. Объединения Федерального фонда геологической информации и территориальных фондов геологической информации в единую систему государственных фондов геологической информации России., обеспечивающую как сбор, хранение и систематизацию фондовой информации, так и централизованный учет геологической информации, находящейся в геологических организациях;

4.5. Восстановления функции государственного геологического контроля эффективности использования финансов, в том числе средств государственного бюджета, правильностью применяемых методик, видов и объемов работ, выполнения показателей по приросту запасов;

4.6. Организации постоянного мониторинга правового обеспечения пользования недрами и разработки проектов законодательных и нормативных правовых актов по вопросам пользования недрами путем наделении соответствующими полномочиями подведомственных организаций или созданием специализированного института.

5. В соответствии с главными целями государственного геологического изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы уточнить направления работ, в том числе:

5.1. Ввести в Федеральные целевые программы, государственные заказы и лицензионные соглашения на пользование недрами как основной показатель – выполнение работ в физических показателях и достижение конечного результата;

5.2. Установить порядок размещения государственного заказа на геологоразведочные работы в соответствии с Федеральным законом № 94-ФЗ от 21 июля 2005 г. «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» с учетом вероятностной природы процесса, его стадийности и зависимости последующих работ от ранее полученных результатов;

5.3. Для размещения государственного заказа на геологическое изучение недр закрепить право единого поставщика геологоразведочных услуг за соответствующим федеральным органом и подведомственными ему реформированными геологоразведочными предприятиями;

5.4. Установить порядок регулярного (ежегодного) пересмотра расценок на выполнение геологоразведочных работ федерального заказа с учетом инфляции и удорожания используемых материалов и услуг.

6. Разработать государственную научно-техническую политику технико-технологического обеспечения геологоразведочных работ, направленную на совершенствование отечественного геологоразведочного оборудования, методов и аппаратуры, на ограничение использования импортной техники и технологий и создание совместных предприятий по изготовлению и применению современных технических средств.

7. Разработать технические регламенты (стандарты, нормы, правила) сервисных услуг для геологоразведочных и горнодобывающих организаций, отвечающих требованиям российской классификации запасов полезных ископаемых и представления результатов в государственные фонды геологической информации.

8. Внести изменения в Постановление Правительства РФ от 25 января 2002 г. № 57 «О плате за геологическую информацию о недрах» в части отмены необоснованно высокой платы за пользование геологической информацией и приведение ее в соответствие с затратами на копирование и выдачу открытой информации.

9. Внести изменения в приказ МПР России от 15 марта 2005 г. № 62 «Об утверждении порядка рассмотрения заявок на получение права пользования недрами для целей геологического изучения участков недр внутренних морских вод, территориального моря и континентального шельфа Российской Федерации» (в ред. Приказа МПР РФ от 29.08.2005 № 238) в части приведения в соответствие с законом РФ «О недрах»

Федеральному Собранию Российской Федерации:

10. Разработать, согласовать и ввести в законодательство Российской Федерации правовые нормы, устанавливающие обязанность федеральных органов исполнительной власти обеспечивать государственное геологическое изучение недр и воспроизводство минерально-сырьевой базы, а также ответственность должностных лиц за выполнение соответствующих государственных программ и недропользователей за полноту и качество (достоверность) выполненных работ.

11. Проекты федеральных законов, предусматривающих совершенствование законодательства о недрах, считать особо важными, приоритетными и рассматривать в первоочередном порядке.

Разработка проекта на геологическое изучение недр (далее – проект ГИН) производится во исполнение требований ст. 36.1 Закона РФ от 21.02.1992 г. № 2395-1 «О недрах». Используется также второе название работы - проект геологоразведочных работ (проект ГРР).

Суть проекта ГИН заключается в разработке и обосновании методических подходов, технических и технологических решений, обеспечивающих геологическое изучение недр . Также в проекте решаются поставленные геологические задачи, направленные на рациональное использование и охрану недр.

Проект ГИН разрабатывается до начала выполнения геологоразведочных работ на участке недр и включает в свой состав весь перечень работ, необходимый для достоверного геологического изучения участка, предоставленного в пользование.

Основными видами работ при составлении проекта ГИН являются:

  • описание методики бурения скважин (при поисках и оценке месторождений полезных ископаемых);
  • обоснование количества отбора проб воды из скважин для изучения качественного состава подземных вод;
  • проведение рекогносцировочных обследований изучаемого водозаборного узла и водозаборов аналогичного строения;
  • обоснование количества и способов проведения опытно-фильтрационных работ на участке недр для получения более достоверных гидродинамических параметров водоносного горизонта.

Проект ГИН проходит экспертизу в ФГКУ «Росгеолэкспертза», результатом которой является экспертное заключение. После этого территориальный орган Федерального агентства по недропользованию – РОСНЕДРА присваивает государственный регистрационный номер работам по геологическому изучению недр. Получив регистрационный номер, недропользователь приступает к реализации всех видов работ, заложенных по проекту ГИН.

Ответственность за игнорирование требования о разработке проекта ГИН в процессе пользования недрами определена п. 2 ст. 7.3 КоАП РФ и предусматривает административный штраф до 500 тыс. руб .

Следует отметить, что в рамках комплексной работы по геологическому изучению недр разработка проекта ГИН предшествует проведению оценки запасов подземных вод .

Проект ГИН нужно разрабатывать в ГК «ЭКО ЦЕНТР», потому что…

  • в составе ГК «ЭКО ЦЕНТР» работает профильный гидрогеологический отдел, специалисты которого имеют многолетний опыт выполнения аналогичных работ;
  • разработка проекта ГИН выполняется специалистами ГК «ЭКО ЦЕНТР» с перспективой дальнейшего проведения оценки запасов подземных вод , что позволяет учесть возможные сложности и нюансы;
  • накопленный опыт позволяет заранее выбрать правильную методику оценки запасов подземных вод , что впоследствии позволяет существенно снизить затраты ;
  • доскональное знание требований ФГКУ «Росгеолэкспертза» дает специалистам ГК «ЭКО ЦЕНТР» возможность сокращения сроков рассмотрения проектов ГИН;
  • гидрогеологи ГК «ЭКО ЦЕНТР» в процессе работ детально изучают перспективы развития предприятия, что позволяет правильно учесть перспективы водопотребления на длительный срок;
  • в процессе проведения работ учитываются региональные требования (специалистами группы компаний выполнено большое количество проектов ГИН в различных регионах РФ);
  • профильные специалисты группы компаний обеспечивают комплексное выполнение гидрогеологических работ на всех стадиях эксплуатации водозабора;
  • предлагаемые стоимости наших работ и услуг ниже, чем у конкурентов, за счет унификации и правильной организации труда;
  • качество работ обеспечено наличием необходимых аттестатов, допусков, лицензий, а также многоступенчатым контролем со стороны службы качества.


При разработке проекта ГИН в сторонних организациях заказчики сталкиваются со следующими частыми проблемами…

  • недостаточная квалификация и опыт специалистов;
  • некорректное определение методов геологического изучения ведет к удорожанию работ в десятки раз ;
  • срыв сроков согласования проекта ГИН ведет к общему срыву сроков геологического изучения, результатом чего является отзыв лицензии ;
  • дезинформация недропользователя об отсутствии необходимости разработки или согласования проекта ГИН, что приводит к срыву сроков и, далее, к необходимости переработки оценки запасов подземных вод;
  • проект ГИН, разработанный без учета особенностей конкретного недропользователя, ведет к проблемам при утверждении запасов подземных вод (например, по замечаниям экспертизы приходится дополнительно выполнять геофизическое обследование скважин);
  • в стоимости работ заложены скрытые условия и платежи.

Правовые основы для разработки

  • Закон РФ от 21.02.1992 г. № 2395-1 «О недрах» (ст. 36.1)
  • Приказ Минприроды России от 14.06.2016 г. № 352 «Об утверждении Правил подготовки проектной документации на проведение геологического изучения недр и разведки месторождений полезных ископаемых по видам полезных ископаемых»
  • Приказ Минприроды России от 23.09.2016 г. № 490 «Об утверждении Порядка проведения экспертизы проектной документации на проведение работ по региональному геологическому изучению недр, геологическому изучению недр, включая поиски и оценку месторождений полезных ископаемых, разведке месторождений полезных ископаемых и размера платы за ее проведение»
Согласующие органы
  • ФГКУ «Росгеолэкспертиза»
  • РОСНЕДРА (присвоение регистрационного номера)
Результат работ
  • Утвержденный проект на геологическое изучение недр
  • Положительное экспертное заключение ФГКУ «Росгеолэкспертиза»
  • Присвоенный регистрационный номер
Срок действия
  • 25 лет (кроме случаев увеличения водоотбора, изменения схемы водозаборного узла)
Ответственность
  • ст. 7.3 КоАП РФ – штраф на юридических лиц до 500 тыс. руб.