Праздник крещения господня или богоявления. День белых риз

Interaction Between the Russian Orthodox Church and the Media at Regional and Federal Level

Большакова Зоя Григорьевна
аспирантка кафедры журналистики филологического факультета ННГУ им. Н.И. Лобачевского, [email protected]

Zoya G. Bolshakova
PhD student at the chair of journalism, Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod, [email protected]

Аннотация
В статье рассматривается процесс взаимодействия Русской православной церкви и средств массовой информации. Описывается роль и влияние РПЦ на жизнь российского общества, изучаются виды православной прессы и этапы развития отношений между РПЦ, СМИ и обществом. В процессе исследования были изучены собственные информационные ресурсы Русской православной церкви и светские СМИ.

Ключевые слова: Русская православная церковь, СМИ, православная пресса, российское общество, освещение деятельности Русской православной церкви в СМИ, медиадискурс.

Abstracts
This article examines the interaction of the Russian Orthodox Church and the mass media. The author describes the role and influence of the Russian Orthodox Church in Russian society, the types and stages of relations between the Russian Orthodox Church, the media and society. In the process of analysis the Orthodox press and the secular media were examined.

Key words: Russian Orthodox Church, mass media, the Orthodox press, Russian society, coverage of the Russian Orthodox Church in the mass media, media discourse.

Сегодня Русская православная церковь (РПЦ) активно участвует в социально-культурной жизни российского общества. Это стало возможным благодаря коренным изменениям в стране и новым тенденциям в государственно-церковных отношениях.

Если на протяжении всего существования СССР в обществе доминировала точка зрения на религию и церковь как на временный феномен, обреченный на постепенное исчезновение, то со сменой политического режима взгляд на церковь в российском обществе постепенно изменился, стала более понятна роль церкви и ее значимость в социальной и духовной жизни общества.

В процессе возрождения взаимоотношений РПЦ и общества особое место занимают средства массовой информации. Важную роль играют как собственные информационные ресурсы РПЦ, так и светские СМИ, которым интересна жизнь церкви.

На данный момент РПЦ пытается вести диалог с обществом по актуальным социальным проблемам. Проблемы демографии, укрепления семьи, вопросы наркомании среди подростков, духовная помощь находящимся в местах лишения свободы, подготовка юношества к браку, воспитание детей на основах добродетели, попечение сирот и стариков и многое другое – все находится в сфере внимания РПЦ.

Русская православная церковь всегда уделяла большое внимание взаимодействию с населением через печатное слово. В 1821 г. Санкт-Петербургская Духовная академия первой начала издавать журнал «Христианское чтение». Это был научный, богословский журнал, первым популярным, общедоступным изданием стал еженедельник «Воскресное чтение», который вышел в свет в 1837 г. в Киевской Духовной академии.

Во второй половине XIX в. помимо академических появилось и много других духовных журналов, которые могут быть названы богословско-публицистическими. В них наряду с богословскими статьями публиковались проповеди, обозрения текущих событий в Православии и инославном мире, критика и библиография текущих книжных и журнальных публикаций, очерки о церковных деятелях, жизнеописания подвижников благочестия, рассказы из церковного быта и стихи духовного содержания.

Однако все эти православные периодические издания прекратили свое существование в течение первых пяти лет советской власти. На протяжении многих десятилетий единственным периодическим изданием Русской православной церкви был «Журнал Московской Патриархии» .

С началом перестройки в 1989 г. в Издательском отделе Московского Патриархата возникла одна из первых церковных газет – «Московский Церковный вестник». В 2000-х гг. наступил расцвет православной прессы, стали появляться епархиальные газеты, православные журналы для молодежи, женщин, детей.

Сейчас все СМИ, освещающие деятельность РПЦ, можно разделить на три категории, учитывая региональный и федеральный уровень: светская пресса, интересующаяся жизнью РПЦ, частные православные издания и собственные информационные ресурсы РПЦ, получившие гриф «Одобрено Синодальным информационным отделом Русской православной церкви». На данный момент существует 150 православных СМИ с этим грифом.

Наиболее известные СМИ из этого списка: журнал «Альфа и Омега», журнал «Московские епархиальные ведомости», журнал «Фома», газета «Церковный вестник», «Журнал Московской Патриархии».

Особого упоминания заслуживает журнал «Фома». Впервые журнал вышел в свет в 1995 г. и успешно издается более 15 лет. «Фома» – ежемесячное культурно-просветительское и информационно-аналитическое религиоведческое некоммерческое издание. Позиционирует себя как «православный журнал для сомневающихся». Основная тематика: рассказ о христианстве и его роли в культурной и общественной жизни. Журнал не ставит перед собой цели навязывать ту или иную точку зрения. Авторы проекта – позитивно относящиеся к православию общественные деятели и журналисты, которых волнует и интересует смысл и значение церковности в жизни современного человека, решение острых мировых и национальных проблем, развитие культуры и искусства. Журнал не является официальным органом Русской православной церкви. Вместе с тем деятельность «Фомы» одобрена Московским Патриархатом. В своих публикациях журнал принципиально избегает обсуждения текущей ситуации в светской политике, отдавая предпочтение культурным и общественным процессам. Издание адресовано всем заинтересованным читателям, независимо от их вероисповедания, отношения к вере и политических взглядов .

Список официальных телевизионных СМИ, освещающих жизнь РПЦ, значительно меньше (видеопрограмма «Православное Подмосковье» (Москва), телепрограмма «Вестник Православия» (Санкт-Петербург), видеопрограмма «Время истины» (Ростов-на-Дону), телепередача «Свет миру» (Липецк), видеоальманах «Лики» (Смоленск).

Интерактивный формат общения РПЦ с населением используется пока крайне мало. Возможно, в силу того, что в РПЦ пока нет большого количества специалистов, способных выпускать качественные, а главное, интересные для населения, телевизионные и радийные продукты. На радиоволнах РПЦ представлена голосами радио «Радонеж», которое работает с 1991 г. Охват его аудитории – Россия, Украина, Белоруссия, Молдова, Европа, Северная и Южная Америка. С 2000 г. «Радонеж» можно слушать и в интернете. В основном эфир заполнен лекциями и проповедями известных священнослужителей, рассказами о православных праздниках и святынях, новостями и музыкой.

С июля 2005 г. в пакете НТВ+ работает православный спутниковый телеканал «Спас», проект известного телепродюсера Ивана Демидова, созданный при поддержке группы православных бизнесменов. Существует также ряд епархиальных телеканалов (как правило, кабельных) и радиостанций. Наиболее заметные среди них – дециметровый телеканал «Союз», принадлежащий Екатеринбургской епархии, и Санкт-Петербургская епархиальная радиостанция «Град Петров». Необходимо отметить телевизионную студию «Неофит», созданную при московском Свято-Даниловом монастыре несколько лет назад, которая ведет миссионерскую деятельность на всех центральных каналах российского телевидения как через документальные фильмы, например «Лето Господне», так и через циклы передач культурно-просветительской направленности: «Православная энциклопедия», «Дело житейское», «Спешите делать добро», «Святыни христианского мира», «Библейский сюжет» и др. Цикл фильмов православной программы на видеокассетах «Тесные врата» рекомендован Министерством образования для использования в качестве учебного пособия в общеобразовательных школах. Все передачи телестудии «Неофит» насыщены богатыми историческими материалами, которые наполняют телезрителя знаниями о православной культуре, о православных обычаях, обрядах.

Большинство официальных церковных СМИ, как печатных, так и аудиовизуальных, очень похожи друг на друга, особенно по кругу тем и манере подачи информации. Почти все они информируют читателей о Патриархе, его служениях либо местных архиерейских богослужениях и визитах, о реконструкции и строительстве новых храмов, дают хронику с православных семинаров, конференций, выставок.

Отдельно хочется упомянуть о выбивающихся из общего ряда церковных СМИ газету «Победа, победившая мир», одноименное приложение к газете «Красная звезда», газету «Мир всем» и журнал «Вестник военного и морского духовенства». Эти издания, в отличие от большинства церковных СМИ, узкоспециализированы и направлены на определенную категорию, на военнослужащих и на лиц, отбывающих тюремное наказание. Отличаются они тем, что затрагивают очень злободневные темы, такие как межрасовые, религиозные и военные конфликты. Обычно для церковных СМИ нехарактерно поднимать провокационные темы.

В связи с тем что в последнее время РПЦ усилила свою работу с молодежью, отдельно стоит отметить православные СМИ, направленные на молодежь и на процесс социализации подрастающего поколения. Здесь следует указать студенческую газету Московского университета «Татьянин день», журнал студентов Московской Духовной академии «Встреча», журнал для сомневающихся «Фома», православные детские журналы «Пчелка», «Купель», «Божий мир», «Воскресная школа».

В целом для светского читателя церковные СМИ в силу своей узкой тематики и специфики подачи материала представляют мало интереса. Основная аудитория подобных СМИ – это приходское духовенство и воцерковленные миряне, которым интересно узнать новости своего прихода, почитать заметки о местных священниках и затем обсудить это при встрече в церкви. Распространяются такие газеты и журналы в храмах или через подписку на почте. В связи с небольшим спросом у широкого круга читателей данные СМИ имеют маленькие тиражи и часто распространяются бесплатно.

Частные православные издания, напротив, значительно отличаются от официальных церковных СМИ. К подобным СМИ можно отнести такие газеты и журналы, как «Православная беседа», «Русь державная», «Русский дом», «Десятина», «Православная Москва», «Татьянин день», «Православный Санкт-Петербург» и многие другие. Обычно издателями частных православных СМИ выступают инициативные группы православных мирян, благотворительные и общественные фонды, приходские общины. Эти СМИ борются за читателей, привлекая их интересными злободневными темами. На их страницах можно найти материалы о сектах, наркомании, игромании, алкоголизме, венерических заболеваниях, а также рассуждения о виртуальной любви и раннем материнстве, современном искусстве и кино, интервью со знаменитостями, яркие и интересные фотографии (например, журнал «Православная беседа» наполнен крупными цветными фотографиями). Связывает эти материалы то, что в них отражается православная точка зрения на затрагиваемые вопросы. Невоцерковленными людьми, далекими от церкви, эти СМИ не востребованы, так как в текстах данных изданий постоянно проскальзывают нотки нравоучений и призывы к изменению своего образа жизни, что раздражает современного человека, который в свою очередь сам видит огромное количество недостатков у РПЦ. В этих СМИ, так же как и в официальных церковных изданиях, никогда не встретишь критики РПЦ в свой собственный адрес. Частную православную прессу можно купить в обычных газетных ларьках. Тиражи ее в среднем от 5 до 25 тыс. экз. в зависимости от территории распространения. Журналы для привлечения большей аудитории часто печатаются на глянцевой бумаге и в полном цвете.

Светская пресса менее выдержанная и довольно часто на своих страницах упоминает РПЦ в негативном ключе. Отношение к РПЦ и ее деятельности в обществе неоднозначно, и в прессе регулярно появляются материалы самого разного характера. Чаще всего РПЦ нейтрально упоминается в федеральных газетах и на главных телеканалах страны в новостях о крупных церковных праздниках и богослужениях на Рождество и Пасху, в репортажах о благотворительных акциях. Но наибольший интерес читателей привлекают материалы, в которых РПЦ является участником неприятного инцидента или скандала.

Иногда общественность через СМИ сама выражает свое отношение к деятельности РПЦ. Резонансное письмо десяти академиков стало одним из таких моментов. В июле 2007 г. было опубликовано открытое письмо десяти академиков РАН президенту В.В. Путину, в котором были высказаны опасения по поводу проникновения РПЦ в институты государства и государственного образования. После этого в «Новой газете» вышла статья с заголовком «Политика РПЦ: консолидация или развал страны?» . Интернет буквально взорвался после публикации этого письма. На форумах и в комментариях к статьям на эту тему велись острые дискуссии об активной клерикализации страны.

Кстати, именно в интернете РПЦ представлена больше всего. «Яндекс» выдает 53 млн ответов на запрос «православный сайт» и 23 млн ответов на запрос «Русская православная церковь». РПЦ активно использует все наработки и технологические возможности всемирной Сети, чтобы общаться с населением. В интернете есть как официальные сайты Московского Патриархата, так и сайты, созданные обычными православными пользователями. В Сети можно встретить интернет-проекты синодальных учреждений, епархий и епархиальных отделов, монастырей, благочиний, приходов и других церковных структур.

Из крупных и посещаемых православных сайтов можно назвать сайт «Православие. Ru» (http://www.pravoslavie.ru/). Сайт создан и поддерживается с 1 января 2000 г. редакцией интернет-проектов московского Сретенского монастыря по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Основные разделы портала: новости о православии со всего мира, аналитическое обозрение, интернет-журнал, гость сайта. Посещаемость сайта около полумиллиона уникальных адресов в месяц. По статистике «Рамблера» «Православие.Ru» сейчас остается самым читаемым религиозным ресурсом рунета . По статистике каталога «Яндекса» этот сайт входит в пятерку наиболее цитируемых ресурсов раздела «Общество»

Самые свежие новости о жизни РПЦ можно найти на официальном сайте Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата (www.mospat.ru) и на сайте пресс-службы Московского Патриархата (www.patriarchia.ru). На этих сайтах находятся подробные отчеты о ежедневной деятельности Патриарха, международные новости, связанные с РПЦ, а также значимые для церкви документы, такие как «Устав РПЦ», «Основы социальной концепции РПЦ», «Основные принципы отношения к инославию РПЦ», «Концепция миссионерской деятельности РПЦ», «Основы учения Русской православной церкви о достоинстве, свободе и правах человека» и др.

Активные новостные ленты также демонстрируют портал церковно-научного центра «Православная энциклопедия» «Седмица.ру» (www.sedmitza.ru) и Санкт-Петербургское информационное агентство «Русская линия» (www.rusk.ru).

Стоит упомянуть и сайт «Православие и мир» (http://www.pravmir.ru/), который является мультимедийным интернет-порталом о православии и жизни общества. Он был создан в 2004 г. как приходской сайт храма Всемилостивого Спаса бывшего Скорбященского монастыря. Вскоре стал популярным интернет-ресурсом с аудиторией, включающей как воцерковленных православных христиан, так и неверующих и сомневающихся. Портал два раза входил в «народную десятку» самых популярных сайтов рунета – главного российского конкурса сайтов «Премия Рунета». По состоянию на август 2011 г. суммарная аудитория портала – около 400 тыс. посетителей в месяц. Посещаемость сайта превышает 20 тыс. хостов в день .

Благотворительность и социальное служение РПЦ представлены в Сети ресурсом «Милосердие.ру» (www.miloserdie.ru). Этот сайт тесно связан с журналом «Нескучный сад». На сайте размещаются новости о благотворительных акциях, позитивные истории о людях, переживших тяжелые болезни, но не впавших в уныние, информация о центрах поддержки и телефоны «горячих линий».

Почти все крупные православные сайты имеют свои странички в популярных социальных сетях, таких как «ВКонтакте», «Одноклассники» и Facebook. В этих соцсетях можно найти отдельные странички священнослужителей, открытые и закрытые группы при приходах, общественных православных объединениях или отдельно взятых храмах, где православные участники общаются, читают новости РПЦ, рассказывают о себе, делятся фотографиями. Такие странички всегда сопровождаются подпиской на новости и обновления, а иногда и sms -рассылкой цитат из Библии или кратких новостей. Например, тот же сайт «Милосердие.Ру» имеет свою официальную группу в «ВКонтакте», где регулярно обновляет новости, рассылает информацию о будущих и уже проведенных благотворительных акциях, о сборе средств или выкладывает интересное для пользователей видео с мероприятий.

Журнал «Фома», как и другие православные печатные издания, помимо своего сайта также имеет и страничку в «ВКонтакте», которую читают почти 8 тыс. 500 подписчиков. Есть также сайт http://predanie.ru/, где собран большой архив видеозаписей православных передач, репортажей о церкви, а также аудиоверсии книг о духовной жизни.

Интересен и сайт, принадлежащий Синодальному Отделу Московского Патриархата по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями, http://www.pobeda.ru. На сайте можно найти информацию о тюремном служении, тексты об истории военного духовенства и ссылки на другие сайты РПЦ.

А в октябре 2010 г. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл благословил открытие собственного канала Русской православной церкви на видеохостинге YouTube. «Мы делаем это только для того, чтобы приблизить к жизни современного, особенно молодого, человека слово Божие, божественную мудрость, божественный закон, который является законом жизни», – сказал Патриарх. Он также выразил надежду, что те, кто посмотрит видеоматериалы на канале РПЦ, «почувствуют интерес к жизни церкви» .

Также и в интернете многие крупные информационные сайты создают специальные рубрики, в которых освещается жизнь церкви. Например, на новостном интернет-канале «Вести.ру» есть рубрика «Церковь и мир», где содержится архив видеозаписей совместного проекта телеканала «Россия-24» и Московского Патриархата. Программа «Церковь и мир» строится на основе вопросов, которые поступают через интернет. Ведущий – митрополит Волоколамский Илларион и соведущий программы – обозреватель ВГТРК Иван Семенов обсуждают злободневные вопросы, касающиеся жизни церкви, и отвечают на вопросы зрителей.

Вообще РПЦ и ее деятельность является довольно популярной темой для интернет-сообщества. Пользователи интернета выражают как позитивные, так и негативные точки зрения на активность РПЦ.

Большинство православных сайтов, благодаря жесткой модерации сообщений от пользователей, выглядят крайне «прилизанными», что создает эффект однобокости общения. Пользователь вроде бы может комментировать новости, но любая критика будет удаляться. В связи с этим вспоминается 18 января 2011 г., когда глава синодального Отдела по взаимоотношениям церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин предложил ввести «общероссийский дресс-код», который «регулировал бы нормы внешнего вида мужчин и женщин в общественных местах» . Эта новость шокировала рунет. Сотни негативных комментариев под новостями на эту тему наглядно показали, что часть россиян недовольна слишком активной позицией РПЦ во всех сферах жизни. Церковь же, предпочитая игнорировать критику в свой адрес, наоборот, ищет новые пути сближения с населением.

Еще в конце 2010 г. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл провел в Храме Христа Спасителя встречу с генеральными директорами и главными редакторами ряда российских СМИ. Он отметил очевидный прогресс в отношениях РПЦ и светских СМИ, наблюдаемый в последние годы, и подчеркнул целый ряд проблем, имеющих резонанс в медиасреде и влияющих на мировоззрение россиян. Он отметил также необходимость диалога церкви и журналистского сообщества о возможных сценариях развития России, цивилизационных вызовов, стоящих перед страной .

О желании церкви вести диалог на профессиональной основе свидетельствует еще один документ, разработанный Управлением делами Московской Патриархии при содействии Синодального информационного отдела, – «Методические указания по организации работы епархиальной пресс-службы» . Это своеобразный учебник по связям с общественностью для церковных пресс-секретарей.

На региональном уровне РПЦ также представлена в СМИ и интернете. В упомянутом выше списке с грифом «одобрено» есть ведомственные газеты, издаваемые практически каждой епархией. Например, газета «Нижегородские епархиальные ведомости» (Нижний Новгород), газета «Новосибирский епархиальный вестник» (Новосибирск), «Приходская газета храма свв. бесср. Космы и Дамиана в Шубине» (Москва). Представлены в «одобренном» перечне и журналы: «Восток свыше» (Ташкент), «Мироносицкий вестник» (Йошкар-Ола).

Подробнее остановимся на региональной православной прессе на примере Нижегородской области. В Нижегородской епархии есть ряд православных газет, которые очень похожи друг на друга и на главную епархиальную газету «Нижегородские епархиальные ведомости». В маленьких городах Нижегородской области регулярно выходят печатные издания благочинных округов, монастырей, приходов: газеты «Балахна православная», «Благовест», «Благое слово», «Ветлужский благовест», «Воскресенский православный вестник», «Воскресные вести», «Иверский листок», «Свеча», «Семеновский благовест». В силу скудости бюджета эти газеты имеют маленький тираж и привлекают внимание лишь воцерковленных людей. Подача новостей в таких газетах отличается сухим, официальным стилем. Часто в епархиальных СМИ можно найти исторические справки о приходах, старинных церквях или жизнеописания выдающихся священников. Практически в каждом издании публикуется православный календарь постов и праздников с поясняющей информацией. Так как многие газеты имеют статус официальных епархиальных СМИ, то в них публикуется официальная информация о новых должностных назначениях и расписания архиерейских служб. В Нижегородской Епархии также издаются иллюстрированный журнал для детей «Саша и Даша» и иллюстрированный журнал для молодых женщин «Моя надежда».

В Нижегородской области есть очень похожие на «Радонеж» православные радиостанции «Образ» и «Преображение». В Нижегородском телеэфире ежедневно на местном канале ННТВ выходит православная передача «Источник жизни», а на телеканале «Культура» еженедельно транслируется передача «Свете Тихий». Эти передачи знакомят зрителей с жизнью церкви, страницами ее истории, в студии на вопросы телезрителей отвечают священнослужители, известные религиоведы и общественные деятели, представители молодежи, затрагиваются как вопросы православного учения, так и злободневные проблемы.

В Нижегородской области есть официальный сайт Нижегородской епархии (http://www.nne.ru/), сайт имеет даже англоязычную версию. На сайте размещена информация о епархии и деятельности архиепископа Нижегородского и Арзамасского Георгия, публикуются новости о социальной жизни области, о крупных православных праздниках и мероприятиях. Известный Вознесенский Печерский мужской монастырь (Нижний Новгород) также представлен в интернете на сайте (http://www.pecherskiy.nne.ru). Для паломников особый интерес может представлять сайт Свято-Троице-Серафимо-Дивеевского монастыря (http://www.diveevo.ru/), на котором есть вся необходимая информация для совершения паломничества в село Дивеево. Практически каждая относительно крупная церковь в Нижегородской области имеет свой сайт. В интернете можно даже найти сайты церквей, находящихся в очень маленьких городах. Например, в городе Балахна Нижегородской области есть Спасская (Никитская) церковь, которая также имеет свой сайт на бесплатном хостинге (http://spcb.narod.ru/). Схожий сайт есть и в городе Пильна (http://pilna-tcerkov.narod.ru) при храме Святителя Николая Чудотворца. Обычно православные сайты, созданные при маленьких церквях, имеют крайне простую структуру и примитивный дизайн. На таких сайтах можно найти минимум информации о церкви или приходе, несколько исторических фактов и карту с указанием, как добраться до церкви. Еще часто на таких сайтах можно встретить мини-библиотеки с богословскими книгами и небольшой раздел новостей о жизни РПЦ в целом, где размещаются новости, взятые с крупных православных интернет-порталов.

Стоит отметить, что как на федеральном, так и региональном уровне РПЦ представлена различными видами СМИ, которые направлены на определенные слои населения. На данный момент общество замечает желание РПЦ найти контакт с населением, заметны и изменения в РПЦ. Но нельзя сказать, что все попытки церкви построить диалог увенчались успехом. Появившееся недавно понятие «имидж» церкви воспринимается крайне неоднозначно. На протяжении всей истории у Русской православной церкви был тот или иной образ (имидж) в глазах общества. До образования СССР церковь воспринималась как духовная опора государства и русского народа, после революции 1917 г. большевики начали процесс по искусственной смене образа церкви, приписывая ей негативные черты, внушая верующим сомнения и разрушая представления народа о церкви и ее служителях.

За последние 20 лет новейшей истории России РПЦ смогла вернуть себе положительный образ, но современные условия жизни требуют постоянных изменений и соответствия запросам современного человека. А светские люди, имеющие в своем распоряжении огромное количество разнообразных источников информации, кроме положительных моментов в деятельности церкви видят и обратную сторону, отмечая тот факт, что в последнее время церковь выходит за рамки своей пасторской миссии, вмешиваясь в дела государства и навязывая свою точку зрения. До сих пор не умолкают в СМИ споры вокруг введения в школах изучения основ православной культуры.

Уникальность современной ситуации заключается еще и в том, что сейчас существует информационное поле, формируемое огромным количеством СМИ. Церковь в свою очередь не может игнорировать то, как она представлена в медийном пространстве. Но вступать в открытый диалог с оппонентами также не считает возможным. И поэтому для донесения «правильной» информации о своей деятельности церковь вынуждена активно заниматься собственным позиционированием в информационном поле.

В данный момент исследование информационно-коммуникационных технологий процесса позиционирования РПЦ как социального института в современном обществе является актуальным и перспективным.

В декабре 2010 г. в городе Сарове Нижегородской области автором данной статьи при поддержке Волго-Вятской академии государственной службы (Нижний Новгород) с помощью анкетирования проводилось социологическое исследование с целью выявления отношения представителей разных профессии к деятельности Русской православной церкви.

В ходе исследования были опрошены учителя, муниципальные служащие и представители научной интеллигенции, ученые-специалисты Федерального ядерного центра. Целью данного исследования стал поиск ответа на вопросы о том, какое место занимает вера в жизни жителей города Сарова и как жители города относятся к деятельности Русской православной церкви. Было опрошено 399 человек. На данный момент город Саров является закрытым административно-территориальным образованием и входит в список моногородов России. Саров является одним из ведущих научных центров в России. В то же время Саров – это один из духовных центров православия, связанный с земной жизнью и монашеским подвигом преподобного Серафима Саровского. Удивительное сочетание богатой православной истории саровской земли и успешное функционирование научно-исследовательского центра, открытого ровно 65 лет назад, делает изучение отношения саровчан к церкви еще более интересным.

По результатам исследования в Сарове 87,7% опрошенных указали, что они считают себя православными, причем истинно верующими себя смогли назвать 3,2% и только 2,6% отметили, что регулярно посещают храмы для участия в службах.

Несмотря на относительно высокий уровень считающих себя православными, число истинно верующих остается незначительным.

Почти половина опрошенных (51, 2%) ответили, что мало интересуются жизнью Русской православной церкви, но при этом 8,7% принимали участие в мероприятиях, проводимых Нижегородской Епархией в Сарове за последний год, и 16,5% опрошенных признали эти мероприятия важными и интересными для себя. А 12,3% уточнили, что они испытывают нехватку информации о деятельности Нижегородской Епархии в Сарове и 16,5% – о деятельности РПЦ в целом (см. табл. 1).

Таблица 1. Наличие потребности в информации о деятельности РПЦ

Испытываете ли вы нехватку информации о деятельности РПЦ?

Испытываете ли вы нехватку информации о мероприятиях, проводимых Нижегородской епархией в Сарове?

Нет ответа

Нет ответа

Да, мне это интересно

Скорее да

Пожалуй, да

Скорее нет

Скорее нет

Мне это совершенно не интересно

Определенно нет

Не думал об этом

Не думал об этом

Относительно высокий процент людей, испытывающих нехватку информации, говорит о том, что в обществе есть информационный вакуум по отношению к деятельности РПЦ. Но при этом население само не идет первым на контакт, так как деятельность церкви не является значимой и очень заметной.

Как уже говорилось, в последнее время в РПЦ произошел ряд существенных изменений, которые отразились на отношении к ней как к социальному институту.

В связи с этим интересными оказались вопросы об имидже церкви и об уместности употребления самого термина «имидж» (см. табл. 2).

Таблица 2. Наличие собственного имиджа у РПЦ и отношение респондентов к понятию «имидж церкви»

Как вы считаете, есть ли у РПЦ собственный имидж

Уместно ли говорить об имидже церкви

Нет ответа

Нет ответа

Пожалуй, да

Почему бы и нет

Скорее нет

Скорее нет

Определенно нет

Определенно нет

Не думал об этом

Затрудняюсь ответить

Лишь 8,7% опрошенных ответили, что уместно говорить о таком понятии, как «имидж» по отношению к РПЦ, при этом 39,2% сказали, что у РПЦ уже существует сложившийся имидж. Общество еще не готово к тому, что у церкви появляется имидж, над которым работают профессионалы в сфере коммуникативных отношений.

Интересными представляются и ответы респондентов на вопросы об отношении к новому Патриарху Кириллу. 1 февраля 2009 г. РПЦ возглавил Патриарх Кирилл, взявший курс на более активное общение церкви со всеми слоями общества, в том числе и на построение конструктивного диалога с представителями власти и научной интеллигенции. Представители РПЦ участвуют в научных форумах, круглых столах на злободневные политические темы, активно комментируют происходящие в стране политические процессы.

В связи с этим 7,97 % опрошенных отметили, что, на их взгляд, с приходом нового Патриарха церковь стала более активной, а 26,5% уточнили, что РПЦ стала еще и более политизированной.

Но при этом почти треть опрошенных отмечают положительную тенденцию в том, что Патриарх стал налаживать более тесный контакт с разными слоями общества, в целом используя различные средства коммуникации.

Как уже было сказано, основным связующим звеном между РПЦ и обществом на данный момент стали средства массовой информации, в большей степени собственные информационные ресурсы РПЦ. РПЦ активно использует информационное пространство для трансляции своих идей. 47,3% опрошенных отметили, что черпают информацию исключительно «из телевизора». И только 1,1% указали, что читают православные печатные газеты. 6,9% смотрят православные телепередачи, 9,3% ищут информацию о церкви в интернете (см. табл. 3).

Таблица 3. Источники информации о деятельности РПЦ

Источник

Общероссийские газеты

Телевидение

Радио

Православные печатные издания

Православные телепередачи

Православное радио

Интернет

Православные сайты

Подводя итог, можно отметить, что на данный момент усиление активности РПЦ, в том числе и через СМИ, обществом замечается.

Интересно посмотреть данные Фонда «Общественное мнение» в рамках опроса о доверии к РПЦ в январе 2010 г. Было опрошено 2 000 респондентов в 100 населенных пунктах, 44 субъектах РФ (см. рис. 1–3).


Рисунок 1. Доверие населения к РПЦ



Рисунок 2. Изменение доверия к РПЦ в период с 1997 по 2010 гг.



Рисунок 3. Изменение уровня доверия к РПЦ

Большинство людей воспринимают возрастающую активность РПЦ в зависимости от степени своей воцерковленности. При этом большинство населения продолжает доверять церкви. Воцерковленные люди воспринимают подобную активность положительно, радуясь, что «слово Божье идет в массы». Продвинутые читатели газет и пользователи интернета, далекие от церкви, либо вообще игнорируют все попытки РПЦ сблизиться с ними, либо испытывают давление на себя и в связи с этим раздражение.

Но нельзя не упомянуть о том, что некоторые моменты в активной деятельности РПЦ вызывают негатив и неприятие, которые чаще всего выливаются в критические статьи или обсуждения в интернете.

Несмотря на то, что церковь сама активно генерирует интересный для СМИ контент, идет на контакт с журналистским сообществом, старается быть максимально открытой для любых вопросов и самых разных слоев населения, общество пока еще не видит для себя положительных сторон в подобной активности.

    Средства массовой информации РПЦ на пороге третьего тысячелетия. Доклад на Конгрессе православной прессы Председателя Издательского совета Московского Патриархата, архиепископа Бронницкого Тихона. // http ://www .pravoslavie .ru /sobytia /cpp /smirpc . Святейший Патриарх Кирилл встретился с руководителями и главными редакторами российских СМИ // http://www.patriarchia.ru/db/text/1370601.html Вышли в свет «Методические указания по организации работы епархиальной пресс-службы» // http://www.bogoslov.ru/text/1336682/index.html Фонд «Общественное мнение». Опрос населения «Доверие Русской православной церкви» // http://bd.fom.ru/report/map/dominant/dom1001/d100110

XV. Церковь и светские
средства массовой информации

XV.1. Средства массовой информации играют в современном мире все возрастающую роль. Церковь с уважением относится к труду журналистов, призванных снабжать широкие слои общества своевременной информацией о происходящем в мире, ориентируя людей в нынешней сложной реальности. При этом важно помнить, что информирование зрителя, слушателя и читателя должно основываться не только на твердой приверженности правде, но и на заботе о нравственном состоянии личности и общества , что включает в себя раскрытие положительных идеалов, а также борьбу с распространением зла, греха и порока. Недопустимыми являются пропаганда насилия, вражды и ненависти, национальной, социальной и религиозной розни, а также греховная эксплуатация человеческих инстинктов, в том числе в коммерческих целях. СМИ, обладающие огромным влиянием на аудиторию, несут величайшую ответственность за воспитание людей, особенно подрастающего поколения. Журналисты и руководители средств массовой информации обязаны помнить об этой ответственности.

XV.2. Просветительная, учительная и общественно-миротворческая миссия Церкви побуждает ее к сотрудничеству со светскими средствами массовой информации , способными нести ее послание в самые различные слои общества. Святой апостол Петр призывает христиан: "Будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением" (1 Пет. 3. 15). Любой священнослужитель или мирянин призваны с должным вниманием относиться к контактам со светскими СМИ в целях осуществления пастырского и просветительского делания, а также для пробуждения интереса светского общества к различным сторонам церковной жизни и христианской культуры. При этом необходимо проявлять мудрость, ответственность и осмотрительность, имея в виду позицию конкретного СМИ по отношению к вере и Церкви, нравственную направленность СМИ, состояние взаимоотношений церковного Священноначалия с тем или иным органом информации. Православные миряне могут непосредственно работать в светских СМИ, и в своей деятельности они призваны быть проповедниками и осуществителями христианских нравственных идеалов. Журналисты, публикующие материалы, ведущие к растлению человеческих душ, должны подвергаться каноническим прещениям в случае их принадлежности к Православной Церкви.

В рамках каждого из видов СМИ (печатных, радиоэлектронных, компьютерных), которые имеют свою специфику, Церковь - как через официальные учреждения, так и через частные инициативы священнослужителей и мирян - располагает собственными информационными средствами, имеющими благословение Священноначалия. Одновременно Церковь через свои учреждения и уполномоченных лиц взаимодействует со светскими СМИ. Такое взаимодействие осуществляется как путем создания в светских СМИ особых форм церковного присутствия (специальные приложения к газетам и журналам, специальные полосы, серии теле- и радиопрограмм, рубрики), так и вне такового (отдельные статьи, радио- и телесюжеты, интервью, участие в различных формах публичных диалогов и дискуссий, консультативная помощь журналистам, распространение среди них специально подготовленной информации, предоставление материалов справочного характера и возможностей получения аудио- и видеоматериалов [съемка, запись, репродуцирование]).

Взаимодействие Церкви и светских средств массовой информации предполагает взаимную ответственность. Информация, предоставляемая журналисту и передаваемая им аудитории, должна быть достоверной. Мнения священнослужителей или иных представителей Церкви, распространяемые через СМИ, должны соответствовать ее учению и позиции по общественным вопросам. В случае выражения сугубо частного мнения об этом должно быть заявлено недвусмысленно – как самим лицом, выступающим в СМИ, так и лицами, ответственными за донесение такого мнения до аудитории. Взаимодействие священнослужителей и церковных учреждений со светскими СМИ должно происходить под водительством церковного Священноначалия – при освещении общецерковной деятельности - и епархиальных властей – при взаимодействии со СМИ на региональном уровне, что прежде всего связано с освещением жизни епархии.

XV.3. В ходе взаимоотношений Церкви и светских средств массовой информации могут возникать осложнения и даже серьезные конфликты. Проблемы, в частности, бывают порождены неточной или искаженной информацией о церковной жизни, помещением ее в ненадлежащий контекст, смешением личной позиции автора или цитируемого лица с общецерковной позицией. Взаимоотношения Церкви и светских СМИ подчас также омрачаются по вине самих священнослужителей и мирян, например, в случаях неоправданного отказа журналистам в доступе к информации, болезненной реакции на правильную и корректную критику. Подобные вопросы должны разрешаться в духе мирного диалога с целью устранения недоумений и продолжения сотрудничества.

В то же время возникают и более глубокие, принципиальные конфликты между Церковью и светскими СМИ. Это происходит в случае хуления имени Божия, иных проявлений кощунства, систематического сознательного искажения информации о церковной жизни, заведомой клеветы на Церковь и ее служителей. В случае возникновения таких конфликтов высшая церковная власть (по отношению к центральным СМИ) или епархиальный Преосвященный (по отношению к региональным и местным СМИ) могут, по соответствующем предупреждении и после как минимум одной попытки вступить в переговоры, предпринять следующие действия: прекратить взаимоотношения с соответствующим СМИ или журналистом; призвать верующих бойкотировать данное СМИ; обратиться к органам государственной власти для разрешения конфликта; предать каноническим прещениям виновных в греховных деяниях, если они являются православными христианами. Вышеперечисленные действия должны быть документально зафиксированы, о них следует извещать паству и общество в целом.


Кощунство – пакость. Но чтобы его победить, важно вывести эту борьбу из парадигмы «РПЦ против свободных художников» – она выгодна только самим кощунникам, - считает публицист Андрей ДЕСНИЦКИЙ


Недавно все православное общество было потрясено кощунственной акцией в храме Христа Спасителя. Мы спросили у настоятеля храма Трех Святителей на Кулишках, автора книги «Очерки христианской этики» доктора богословия протоиерея Владислава Свешникова, что такое кощунство с его точки зрения


Московский парламент планирует разработать городской закон о запрете пропаганды сексуальных отношений среди несовершеннолетних. Кто и как будет определять, что такое пропаганда, от чего нужно защищать детей и какими методами?


Митрополит Иларион (Алфеев), председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата рассказал зрителем телеканала «Дождь» о выборах, украденных голосах, коррупции, массовых протестах и о наказании для панк-хулиганок.


Когда стоит сообщить епископу о нарушении священника, а когда не спешить жаловаться, а сперва восполнить пробелы в собственном образовании, какую опасность для молодого иеромонаха таит назначение на приход в Москве, почему у греческого сельского батюшки лучшая машина в деревне, а архиереи порой ездят на подержанных «рабочих лошадках», – обо всем этом рассказывает митрополит Саратовский и Вольский Лонгин.


История “Pussy riot”, наделавшая столько шума приближается к своему логическому финалу. Обвинения предъявлены, впереди суд. Правильно ли реагировала Церковь, этот вопрос мы задали историку и священнику Георгию Ореханову


Патриарх Московский и всея Руси Кирилл заявил, что даже в самых сложных конфликтных ситуациях свидетельство Церкви будет христианским и призывающим людей к примирению


«Я показывал миру воров и проституток … которые стремились попасть в церковь. Но церковь их отталкивала. Потому что паства не хотела принимать в храмах падших», - говорил пастору Шлагу агент Клаус в «17 мгновениях весны». Клаус был провокатор, но упрек верный: в Церкви есть темы-табу, едва услышав о которых, православные прячут голову в песок. Одна из них - гомосексуализм: этот грех распространяется все шире, но ни священники, ни миряне обычно не знают, как можно помочь его жертвам. И часто предпочитают просто закрыть перед ними двери храмов


Как мирянину реагировать на хулиганство в храме? Своим мнением поделились московские священники – отцы Сергий Правдолюбов, Максим Первозванский и Александр Борисов


В Госдуму внесен законопроект, который вводит тюремные сроки до пяти лет лишения свободы и на несколько порядков увеличивает штрафы за оскорбление религиозных чувств верующих и осквернение святынь. Проект, подготовленный представителями всех фракций Госдумы, вызвал большой резонанс в обществе. Свое мнение о законодательной инициативе высказывает адвокат Генрих ПАДВА, заслуженный юрист Российской Федерации.


«Если станем играть с этим миром в его игры и по его правилам, можем только проиграть», – о терпимости, свободе и рок-опере «Иисус Христос – суперзвезда» размышляет Андрей ДЕСНИЦКИЙ


Снимать ли яблоко с компьютера Apple, потому что оно напоминает о первородном грехе? О поиске злого умысла в символике брендов рассуждает протоиерей Лев СЕМЕНОВ, культуролог, декан факультета дополнительного образования ПСТГУ


Многое ли изменилось в сознании людей за двадцать лет после крушения СССР, почему не работают институты гражданского общества и есть ли надежда на молодежь, рассуждает кандидат исторических наук протоиерей Лев СЕМЕНОВ


О том, можно ли сегодняшние недостатки списывать на советское наследие и что сегодня в нас осталось советского, рассказывает протодиакон Андрей КУРАЕВ

Ежегодно 19 января весь православный мир отмечает великий праздник – Крещение Господне. Этот день завершает Рождественские святки и является одним из важнейших праздников православной церкви, символом которого является вода. сайт рассказывает об истории и традициях праздника .

История праздника

Православная церковь отмечает Крещение (или Богоявление) 19 января, в то время как католическая – 6 января (как и , это связано с расхождением юлианского и григорианского календарей). Праздник Крещение Господне является двунадесятым непереходящим - он входит в двенадцать православных праздников, посвященных событиям земной жизни Иисуса Христа и Богородицы и имеющим неизменную дату.

Празднование Крещения 19 января связано с событиями, описанными в Библии. В Евангелии говорится, что в этот день Иисуса Христа крестил в водах реки Иордан пророк Иоанн Креститель. Иоанн вёл аскетический образ жизни в пустыне, проповедовал покаяние и крестил людей для того, чтобы они очистились от грехов. Иоанн предсказал пришествие в мир Спасителя, поэтому его также называют Иоанном Предтечей.

После крещения Иисус освятил воды Иордана и в тот же момент на него в образе голубя сошёл Святой Дух и все, кто находился рядом, услышали глас с небес

3:13 Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него.

3:14 Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?

3:15 Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Тогда Иоанн допускает Его.

3:16 И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, – и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него.

3:17 И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение.

Евангелие от Матфея

Источник: drive2.ru

Само слово «Крещение» произошло от старославянского слова «крещати» («мыть, омывать, погружать»). В Евангелии водное крещение называется греческим словом «баптизо» (βάπτισμα), также обозначающим «погружение, омовение, обливание, окропление».

Ритуалы погружения в воду практиковались ещё Ветхозаветской Церкви и назывались «микву», особое водное омовение, которое должен был совершить уверовавший язычник или иудей после любого осквернения. Погружение в воду являлись не только очищением, но и основным путем вхождения в Церковь.

При этом уже в Новом Завете Крещение имеет два смысла - это крещение Иоанново и Крещение христианское. Иоанново - крещение покаяния, не освобождающее человека от грехов, а Крещение христианское - дающее прощение всех грехов и обновляющее человека.

Считается, что вода на Крещение Господне становится животворной и те, кто в нее окунется, будут исцелены и избавлены от всех грехов.

Как празднуют Крещение

Накануне, 18 января, отмечают Крещенский сочельник. В этот день православные христиане соблюдают пост также, как и перед Рождеством. Разрешено принимать в пищу только сочиво и узвар. Узвар - это напиток из сухофруктов и меда, а сочиво – сваренные в меду зерна злаков. Считается, что само слово «Сочельник» происходит от именования этого блюда.


Праздник Крещения Господня по-другому называется Богоявление, так как впервые явилась миру Пресвятая Троица именно в этот день — Бог Отец о Сыне провозгласил с небес, Сын принял в реке Иордан Крещение, и Дух Святой в виде голубя сошел на Сына.

Все четыре Евангелия свидетельствуют об этом: "… пришел Иисус в те дни из Назарета Галилейского и крестился в Иордане от Иоанна, а когда выходил из воды, увидел Иоанн тотчас разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него. И глас был с небес: "Это Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение".

Sputnik Грузия поинтересовался историей праздника Крещения Господня и какие традиции, обычаи и приметы связаны с ним в православии.

Крещение Господне

Христиане празднуют Крещение Господа Иисуса Христа от пророка Иоанна Предтечи в реке Иордан с древних времен.

Один из самых первых христианских праздников начали отмечать еще при жизни апостолов - о нем упоминается в апостольских постановлениях и правилах. Крещение Господне и Рождество до IV века были единым праздником, который назывался Богоявление.

На Богоявление, в первые века христианства, крестили новообращенных — их называли оглашенными. В знак того, что Таинство Крещения очищает человека от греха и просвещает Светом Христовым, этот день часто называли "днем Просвещения", "праздником Светов", или "святыми Светами". Обычай освящать воду в водоемах был уже тогда.

© photo: Sputnik / Yuri Kaver

Раздельное празднование Рождества Христова и Крещения Господня впервые было введено около 377 года в Константинопольской Церкви. Позднее обычай праздновать Рождество Христово 25 декабря распространился из Константинополя по всему православному Востоку.

В Крещенский Сочельник пост строгий, и, в принципе, есть не полагается до освящения воды. Это первый постный день, по сути, после Рождества, так как до этого в церкви празднуются Святки, когда поста нет.

В некоторых восточных церквях осталось древнее совмещение праздников. К примеру, праздновать Рождество и Крещение Господне в один день — 6 января, продолжают армяне.

Значение праздника Богоявлени, в богослужебных текстах поясняется так: Господь принял крещение ради спасения людей, не для собственного очищения, в котором Он не нуждался. Современное Таинство Крещения дает благодать Божию потому, что вода крещения освящена Господом.

Традиции

Агиасма или Крещенская вода — одна из главных святынь — в православных церквях ежегодно совершается Великое водосвятие в Крещение и накануне праздника — в Крещенский сочельник.

Традиция освящения воды накануне праздника, как полагают, восходит к древнехристианской практике Крещения после утренней службы Богоявления оглашенных.

Водосвятие в праздник Крещения Господня связано с обычаем христиан Иерусалимской церкви шествовать на Иордан, к традиционному месту крещения Иисуса Христа, в день Богоявления.

© photo: Sputnik / Alexander Kryazhev

Особые исцеляющие свойства святой воды, которая восполняют душевные и телесные силы человека, принимающего ее с верой, были замечены еще в древней Церкви.

И сегодня, после особого молебенного чина, в ходе которого исцеляющая благодать Святого Духа призывается на воду, по традиции, верующие в храме пьют крещенскую воду, умывают ею лицо, заполняют агиасмой свои бутылочки и уносят их домой.

Запасы святой воды, которая должна храниться дома у каждого христианина, пополняют верующие один раз в год. Особенным свойством агиасмы является то, что в небольшом количестве добавленная даже к обычной воде она передает благодатные свойства и ей, поэтому крещенскую воду можно разбавить простой в случае ее нехватки.

Обычаи и обряды

В глубокую древность уходят корнями традиции и обряды этого праздника. Завершал праздник Крещения Господня Святки, которые были периодом "без креста" по народному поверью, так как Иисус Христос, родившийся недавно, еще не был крещен.

В этот день заканчивались также "страшные вечера", во время которых свободно разгуливали потусторонние силы в мире людей. В Крещенский Сочельник считалось, что эта нечисть становилась особенно опасной. Соответственно, многие обряды и традиции в старину проводили с целью очиститься от нечистой силы и запереть границы между живыми и мертвыми.

Готовились люди к празднику Крещения Господня очень тщательно - идеальный порядок наводили в доме, подметали и мыли полы, так как считали, что черти могли спрятаться в соре.

Окуривали ладанным дымом, кропили святой водой и рисовали кресты мелом во всех местах, в которых нечистая сила могла притаиться — углы, окна, двери, погреб, печь, хозяйственные постройки и ворота.

За праздничный стол люди садились с молитвой, когда загоралась на небе первая звезда. В Крещенский Сочельник ужин, который состоял из постных блюд, имел свое название — "голодная кутья".

За праздничным столом собирается вся семья, как и перед Рождеством - в старину считали, что если соберутся вместе все поколения одного рода, то большая семья весь следующий год проживет в таком же составе, и что самое важное, в здравии.

На праздничный стол обязательно подавались кутья и узвар, а также рыба, вареники, блины, овощи и сдобная выпечка. По традиции, после ужина, чтобы год был урожайным на хлеб, все ложки складывали в одну миску, которую накрывали хлебом.

Чтобы узнать свое будущее, люди в ночь на Крещение прислушивались к скотине, так как верили, что в Крещенский Сочельник у домашних животных появляется способность говорить человеческим языком.

Крещенский Сочельник также являлся последним днем, в который проводили святочные гадания - в эту ночь молодежь проводила последние посиделки с гаданиями, играми и песнями.

По традиции, девушки гадали о суженом, о будущем — в эту ночь для гадания подойдут те же обряды, что и в Сочельник перед Рождеством и Старым Новым годом.

Другие традиции и обычаи

В праздник Крещения Господня с утра шли в церковь, где после обедни освящают воду Великим чином. Водосвятие как накануне, так и в день праздника проводится одинаковым чином, поэтому вода, освященная в эти дни, ничем не отличается.

Затем всей семьей трапезничали - на праздничный стол, по традиции, подавалось 12 различных блюд — каши, сдобренные щедро маслом, холодец, запеченная свинина, колбаса, блины и так далее. Кстати, в некоторых местностях на Руси готовили блины "квадратные" с тем, "чтобы в доме водились деньги".

После трапезы вся семья вместе благодарила Всевышнего за хлеб, присутствующий на столе, и отправлялась "отпускать" рождественские праздники - выпускали белого голубя из клетки.

Sputnik

Женщины в течение всех праздников до Крещения Господня за водой старались не ходить, так как это считалось сугубо мужской работой, и не полоскали белье в реке, поскольку считали, что там сидят черти, и они могут в них вцепиться.

На Крещение Господне женщины в сосуд со святой водой обязательно опускали калину или кораллы и умывались, для того, чтобы щеки были румяными.

На Крещение Господне девушки также пытались узнать свою судьбу — с самого утра в праздник они выходили на дорогу и поджидали прохожего. Если первым проходил здоровый хозяйственный мужчина, это означало, что свою вторую половинку они скоро встретят. Ну а если ребенок или пожилой человек — любимого им не встретить в ближайшем будущем.

Приметы

В старину люди по крещенским приметам, в том числе и связанным с погодой, пытались узнать, что принесет им наступивший год и какой урожай их ожидает.

Метель на Крещение Господне — быть урожаю. Если сучья на деревьях погнет снег — будет хороший урожай, пчелы станут хорошо роиться. Мало снега на ветвях деревьев указывало, что грибов и ягод летом будет мало.

Метель также указывала, что на Масленицу будет холодно, а сильные южные ветры — предрекали грозовое лето.

Плодородие ягнят старики предрекали, если звезды в крещенский вечер блестят и горят.

Звездное небо в Крещенскую ночь - верная примета того, что ранней будет весна, а лето и осень — очень теплыми и дождливыми.

Весна может начаться с сильных паводков и разлива рек, если Крещение Господне совпало с полнолунием.

Спокойный год без каких-либо неприятных потрясений предрекает безветренная погода и ясное небо в праздник Крещения Господня. Эта примета указывает на то, что можно смело начинать что-то новое - строить дом, открывать свое дело или заводить семью. Соответственно, все взвешенно принятые решения принесут только положительные результаты.

Большой снежный покров или снегопад является хорошим знаком, что указывало на то, что никаких страшных эпидемий и болезней не предвидится до следующего Крещения Господнего.

А дождь или очень сильный ветер на Крещение Господне, указывали на то, что наступивший год будет очень неспокойным как в политическом, так и экономическом плане.

В ночь на Крещение на стол ставили серебряную чашу, наполнив ее водой. Ровно в полночь вода должна колыхнуться, и какое желание успеете прокричать над чашей в тот момент, то и сбудется.

Девушки собирали в чистом поле крещенский снег и лед, которым обтирали лицо, чтобы оно было белым да румяным.

Материал подготовлен на основе открытых источников