Произошел потоп. Неописуемый холод, огонь, землетрясения и расстройство небес. А был ли Потоп? Научная точка зрения

Всем известна библейская история о Всемирном потопе и Ноевом ковчеге. Однако эта история не единственная - легенды о потопе (иногда в письменном виде) имеются у очень многих народов, населяющих различные части земного шара.

Согласно японскому варианту, первый властитель Японии, живший до потопа, поселился на островах сразу после того, как вода стала убывать.

Из 130 индейских племен Северной, Центральной и Южной Америки нет ни одного, в мифах которого не отразилась бы эта тема. Один из древнемексиканских текстов – “Кодекс Чималпопока” так повествует об этом. “Небо приблизилось к земле, и в один день все погибло. Даже горы скрылись под водой. …Говорят, что скалы, которые мы видим теперь, покрыли всю землю, а тензонтли кипело и бурлило с большим шумом, и вздымались горы красного цвета…”.

В рукописях древней Мексики сохранилось предание о всемирном потопе, уничтожившем на Земле неугодную богу расу великанов. Все люди превратились в рыб, за исключением одной пары, спрятавшейся в ветвях дерева.

У индейцев Калифорнии герой многих мифов Койт, подобно Ною, спасся от потопа, сопровождавшегося огненным дождем.

Воспоминания об ужасном наводнении, залившем самые высокие горные вершины, сохранились и в мифах канадских индейцев.

Интересно, что во всех легендах о потопе у жителей Нового Света упоминаются землетрясения и извержения вулканов.

В рассказе индейцев из племени яганов, населяющих архипелаг Огненной Земли, в качестве причины потопа фигурировало какое-то космическое явление, возможно, это было падение в море крупного метеорита: “...много столетий назад Луна упала в море. Морские волны поднялись, подобно воде в ведре, если бросить в него большой камень. Это вызвало наводнение, от которого спаслись лишь счастливые жители этого острова, оторвавшегося от морского дна и плававшего по морю. Даже горы на материке были залиты водой... Когда, наконец, Луна вышла из морской пучины, а вода стала убывать, остров вернулся на прежнее место”.

Легко убедиться, что предания о потопе сохранились в памяти народов всех континентов земного шара. Лишь только во внутренних районах Азии и Африки, удаленных от морей и крупных рек, сказания о потопе относительно редки.

Невольно возникает вопрос: если сказания о потопе столь повсеместны, то не свидетельствует ли это о глобальном явлении, захватившем все континенты, т. е. не был ли потоп действительно всемирным?

Изменение положения границ суши и моря постоянно происходит в истории Земли. Неоднократная смена морских условий континентальными - явление повсеместное и характерное для геологической истории нашей планеты.

Такие трансгрессии (наступания) и регрессии (отступания) моря вызываются геологическими причинами. В эпохи горообразования, когда контрастность рельефа увеличивается, происходят регрессии моря: в этот период воды Мирового океана концентрируются в глубоководных впадинах. Моря становятся глубже, а горы - выше. Наоборот, в эпохи относительного тектонического покоя, когда рельеф дна морей и суши постепенно выравнивается, воды Мирового океана топкой пленкой покрывают невысокие равнины континентов - наступает очередная трансгрессия моря.

В геологической истории Земли наиболее крупные трансгрессии были в конце кембрия - начале ордовика, в каменноугольном, юрском и меловом периодах.

Однако подобного рода изменения очертаний суши и моря, происходящие необычайно медленно, к катастрофическим явлениям отнесены быть не могут.

Значительно проще объяснить катастрофы с помощью колебаний уровня Мирового океана, вызываемых изменением в нем количества воды. Еще сравнительно недавно (с геологической точки зрения, конечно), примерно 10 - 20 тыс. лет назад, льды покрывали значительную часть Северной Европы и Америки. Потом лед растаял. В результате Мировой океан дополнительно получил такое количество воды, что уровень его поднялся на 100 м.

Как будто бы объяснение всемирному потопу найдено. Таяние ледников не так уж сильно разнится с библейским и другими преданиями, а повсеместное повышение уровня океана - это же полное затопление всех приморских стран.

Но сколь ни заманчиво объяснение легенд о потопе таянием материковых льдов или, точнее, эвстатическими колебаниями уровня океана, вызванными этим таянием, от подобной гипотезы приходится отказаться. Дело в том, что естественное таяние ледников - процесс чрезвычайно медленный, длящийся много веков, и, конечно, он, как, впрочем, и любое другое геологическое или метеорологическое явление, не может послужить толчком к одновременному на всем земном шаре катастрофически быстрому и значительному по величине подъему уровня океана.

Многочисленные легенды о потопе, несомненно, связаны с теми или иными локальными явлениями, вызвавшими внезапный подъем уровня воды.

Можно назвать три или четыре наиболее вероятные причины потопов. Безусловно, одна из самых частых -цунами. По эффекту к ним близки и волны от падения в море крупного метеорита (правда, такое случается гораздо реже).

Подводные землетрясения и метеориты способны вызвать лишь кратковременное нашествие волны. Между тем из многих сказаний известно, что потоп длился несколько дней, а то и недель. Очевидно, причиной длительного подъема воды было другое явление - сильные ветры, которые гнали морскую воду в устья крупных рек и как бы запирали их естественной плотиной. Таким путем происходят наиболее сильные наводнения. Пример относительно слабого наводнения этого типа - подъем уровня воды в Неве, описанный А. С. Пушкиным в поэме “Медный всадник”.

Причиной потопов могли быть и случайные прорывы воды из замкнутых водоемов и бассейнов в результате землетрясений, карстовых процессов и т. д. Мощные горные обвалы и оползни в состоянии запрудить даже самую крупную реку и вызвать сильное наводнение.

Наконец, тайфуны. П. А. Молэн считает, что, кроме тайфуна, ни одно геофизическое явление не способно породить потоп одновременно с помощью ливня и гигантских волн, похожих на волны цунами. Несомненно, упоминаемые в легендах потопы в большинстве случаев относятся именно к этой категории. Но вернемся к библейской версии потопа как наиболее известной. Лишь в конце прошлого века было установлено, что непосредственный источник библейской легенды - ассирийский миф о Гильгамеше, записанный клинописью на глиняных табличках в XXI в. до п. э. Всемирный потоп произошел в глубокой древности, и спасся от него в ковчеге с различными животными ассириец Утнапишты, который так рассказывает об этом событии Гильгамешу: “...нагрузил его (ковчег) всем, что имел я. Нагрузил его всем, что имел серебра я, нагрузил его всем, что имел я злата, нагрузил его всем, что имел живой я твари, поднял на корабль всю семью и род мой, скот степной и зверье, всех мастеров я поднял...

Утром хлынул ливень, а ночью хлебный дождь я увидел воочию. И взглянул на лицо погоды - страшно глядеть на погоду было...

Первый день бушует южный ветер, быстро налетая, заполняя горы, словно войной, людей настигая. Не видят один другого...

При наступлении дня седьмого буря с потоком войну прекратила... Успокоилось море, утих ураган - потом прекратился...

В двенадцати поприщах поднялся остров. У горы Ни цир корабль остановился. Гора Ницир корабль удержала, не дает качаться...”.

В описаниях потопа в Библии и в мифе о Гильгамеше нетрудно найти весьма существенные различия. Если в Библии ничего не говорится относительно ветра, сопровождавшего потоп, то в ассирийском источнике указания на ветер самые прямые. Напротив, в Библии указывается, что ветер способствовал прекращению наводнения (“...и навел бог ветер на землю, и воды остановились”).

Совершенно по-иному выглядит и длительность потопа. Если по Библии потоп длился почти год, то по ассирийским источникам - всего лишь семь дней.

В то же время описание строительства ковчега, а также метод, с помощью которого Утнапишты и Ной определяли уровень падения воды, удивительно совпадают. Первый выпускал из ковчега сначала голубя, который вернулся, не найдя места для отдыха, затем ~- ласточку; Ной с той же целью выпускал ворона и дважды - голубя. “И возвратился к нему голубь в вечернее время; и вот сорванный маслиничный лист во рту у него: и узнал Ной, что вода убыла с земли”.

Вавилонский историк и жрец Берос, живший примерно в 330-260 гг. до н. э., в “Истории Халдеи” также утверждает, что, согласно преданиям, в его стране произошло сильное наводнение.

Удивительное сходство ассирийской легенды с библейской, доходящее до полного тождества отдельных выражений, указывает на то, что библейская версия - лишь пересказ халдейского (ассирийского) предания. К такому выводу сейчас пришли все известные ассирологи.

Халдейская история низводит потоп до очень малых и вполне правдоподобных размеров - дождь идет только семь дней, вода не покрывает вершин гор. Остановка судна на горах Ницир в то время, когда потоп достиг своего максимума, дает нам представление о высоте поднятия воды. Высота гор Ницир - около 400 м.

Известный австрийский геолог Э. Зюсс первым воспользовался сведениями о потопе, записанными клинописью и обнаруженными при раскопках в Ниневии. Он пришел к следующим выводам: под потопом нужно подразумевать случившееся в низовьях Евфрата опустошительное наводнение, захватившее Месопотамскую низменность; главная его причина заключалась в наступлении на материк волны цунами, образовавшейся от землетрясения в районе Персидского залива или южнее его; очень вероятно, что период сильнейшего землетрясения сопровождался циклоном, шедшим с юга.

Последующие исследователи лишь несколько уточнили версию Зюсса. Они установили, что сильные землетрясения не характерны для Персидского залива и волна цунами, сколь высока она ни была, не смогла затопить всю Месопотамскую низменность. Вероятнее всего, потоп, описанный в халдейской легенде, представлял собой грандиозное наводнение в результате ливней и сильного, дующего навстречу течению рек ветра.

В расположенном восточнее Бенгальском заливе крупные наводнения, вызванные циклоном, происходили в 1737 и в 1876 гг. Первое из них подняло воду на 16 м, второе - на 13 м. Число погибших в каждом случае - более 100 тыс. человек. По-видимому, аналогичные явления с давних пор происходили и в устьях Тигра и Евфрата с той лишь разницей, что 4000-5000 лет назад наводнения захватывали гораздо дальше материк, чем теперь. В то время Персидский залив близко подходил к горам Ницир, и потому корабль, гонимый, согласно легенде, вверх по реке, мог в короткое время достигнуть гор.

Среди катастрофических наводнений, затронувших европейскую цивилизацию, можно отметить прорыв атлантических вод в Средиземное море, резко поднявший его уровень, и Дарданов потоп. Последний связан с прорывом вод в Черное море. Уровень Черного моря был в эпоху последнего оледенения более чем на сотню метров ниже нынешнего. Сушей были огромные пространства его современного шельфа, особенно в северо-западной части. По этому шельфу текли воды палео-Дуная, соединявшего воды Дуная, Днестра, Буга, и они впадали в соленые воды, заполнявшие глубоководную Черноморскую впадину. Из этой же впадины сток вод шел в Мраморное море (тогда еще озеро) через мощную морскую реку – нынешний Босфор (аналогом ему может быть пролив Кара-Богаз-Гол). А на месте другого пролива, Керченского, текли пресные воды палео-Дона, объединявшего Дон, Кубань и другие, более мелкие реки Причерноморья в единую речную систему. Палео-Дон впадал в Черное море у юго-восточных берегов Крыма.

Исследования осадочных пород Черного и Мраморного морей показали, что до глубины ста метров не происходило осадконакопления ранее 2 – 6 тысячелетия до н.э., так как в это время эти районы были сушей. Прорыв перешейка Дарданелл, вызванный землетрясением чудовищной силы, привел к образованию Мраморного моря, бывшего до этого озером. Последствия катастрофы были грандиозны. Уровень воды в Черном море за короткий срок поднялся более чем на 100 метров. Были затоплены огромные площади Черноморского побережья. Береговая линия на низменном восточном берегу моря отодвинулась почти на 200 км, а на месте большой низменности, по которой текли (и стекались в одно русло) реки палео-Дон и палео-Кубань, образовалось Азовское море.

Таким образом, возможных катастроф, связанных с наводнениями, немало, и ученые склоняются к тому, что во многих уголках Земли в свое время случился свой Всемирный потоп.

По материалам с http://katastrofa.h12.ru

Понятное дело, что к Библейским фантазиям он не имел никакого отношения, а стал следствием на Земле и последовавшей за ней кошмарной планетарной катастрофы, вызванной падением осколков разрушенной луны Фатты чуть более 13 000 лет назад . Благодаря накопленным научным данным, найденным артефактам, а также открывшимся в последнее время письменным историческим источникам, уже сегодня можно довольно точно восстановить цепь тех трагических событий и перевести их из разряда мифов в разряд исторических фактов.

Узнать основные причины первой Мировой войны, Всемирного Потопа и последствия этой катастрофы можно прочитав статью «Всемирный Потоп: причины и последствия» , здесь же мы представим факты, описывающие обстоятельства падения луны Фатты на Землю и некоторые последствия.

Падение осколков Фатты на Землю

В статье «Миф о Потопе: расчёты и реальность» А. Скляров, опираясь на математические расчёты, археологические и климатические данные, определил причину Потопа, заключающуюся в падении крупного небесного тела в Тихий океан. Из Славяно-Арийских Вед мы знаем, что это было за тело. Куда же упали самые крупные осколки второй луны, и какие факты указывают на место падения? Приведём цепь логических заключений А. Склярова. Устные предания дают весьма общую картину произошедших катаклизмов и не указывают место падения осколков Фатты. В древних текстах можно найти лишь самое общее описание последствий катастрофы.

Гораздо больше материала дают естественные науки. Климатические данные показывают, что до Потопа в районе северо-восточной (полуостров Лабрадор) и в Европе господствовали ледники, а Сибирь, Аляска и Северный Ледовитый океан находились в умеренной зоне. Таким образом, климатические условия однозначно указывают, что «допотопный» Северный полюс находился ориентировочно где-то в районе между 20 и 60 меридианом западной долготы и между 45 и 75 северной параллелью (Рис. 1).

Математические расчёты, приведённые А. Скляровым, показывают, что для смещения земли на такой угол на Землю по касательной траектории должен упасть диаметром около 1 тысячи километров, летящий со скоростью 100 км в секунду. Удар такого метеорита неминуемо бы привёл к гибели всего живого на планете. А поскольку следы катастрофы такого масштаба не обнаружены, то можно предположить, что Земля повернулась не монолитом, а имело место проскальзывание литосферных плит по мантии планеты. Таким условиям удовлетворяет уже метеорит, летящий со скоростью 50 километров в секунду и имеющий диаметр около 20 километров.

На положение нового полюса определяющее влияние оказывает составляющая силового воздействия, направленная вдоль меридиана. Следовательно, должно было произойти где-то на окружности, проходящей через старые и современные полюса. То есть. иметь координаты либо в диапазоне 20о…60о западной долготы, либо 120о…160о восточной долготы.

В упомянутом районе в западном полушарии следов падения крупного метеорита нет, зато в восточном полушарии, в значительной мере покрытом акваторией Тихого океана, рельеф дна позволяет допустить ассоциации с остаточным кратером. Метеорит подобных размеров, при ударе о земную кору, имеющую в океане толщину около 5 км, вполне мог вызвать в ней разломы и трещины. Поэтому тектоническая карта даёт важную дополнительную информацию. На основании характера тектонических плит и разломов А. Скляров делает вывод:

Местом падения метеорита, вызвавшего Потоп, вполне мог быть район Филиппинского моря. Именно там мы видим как бы маленький "осколок" коры – Филиппинскую плиту, которая намного меньше любой другой на нашей планете (Рис. 2).

Других таких нет, за исключением лишь плиты Скота (Рис. 3), размер которой сопоставим с Филиппинской.

Однако происхождение Плиты Скота вполне может быть объяснимо другими причинами. В частности тем, что такая нагрузка на земную кору должна была неизбежно вызвать в ней сильные внутренние напряжения, которые, согласно теории упругости, значительно возрастают вблизи острых краёв или углов. Результат этого мы и можем наблюдать в виде Плиты Скота, как бы зажатой между острой оконечностью Южноамериканской материковой плиты и острым выступом Антарктической (опять же – материковой) плиты .

На Рис. 4 изображена карта района Филиппинского моря с отметками глубины, посмотрев на которую можно предположить, что указанное море располагается в кратере.

В данном месте сходятся несколько тектонических разломов, и здесь же находится максимальное количество очагов , причём именно в этом районе больше всего глубинных очагов (Рис. 2). Это тоже хорошо связывается с тектоническими последствиями метеоритного удара.

Данный регион характеризуется ещё и тем, что его как бы обрамляют самые глубоководные впадины на Земле, которые полностью совпадают по месту расположения с тектоническими разломами (читай – трещинами) в земной коре. Именно здесь находится и знаменитая Марианская впадина 11 022 метра глубиной.

При нормальном течении геологических процессов на дне океанов, внутренних и окраинных морей прослеживается строгая последовательность осадков, но данные геологии указывают на то, что в районе Филиппинского моря осадочные слои различного возраста находятся как бы в смешанном состоянии, что является ещё одним подтверждением в пользу предположения о месте катастрофы в Филиппинском море. При дроблении тектонической плиты от удара на её осколок(и) может быть оказано и вращательное воздействие (Рис. 5).

На основании направления движения северного полюса в момент катастрофы (в сторону Атлантического океана) и направления вращения Земли (с запада на восток) А. Скляров делает вывод, что касательная составляющая метеоритного воздействия имела (ориентировочно) направление с юго-востока на северо-запад. Этот вывод подтверждается общим рельефом дна Филиппинского моря, так как Филиппинская плита имеет уклон в направлении с юго-востока на северо-запад, что и должно быть при данной траектории падающего метеорита (Рис. 6).

И последним фактом, который приводит А. Скляров в подтверждение предположения о месте падения метеорита, является то, что именно в близлежащих регионах (от до Австралии и Океании) в качестве причины Потопа мифология называет радугу или Змея, часто отождествляемых между собой. Ясно, что в глазах примитивных народов след падающего метеорита вполне мог выглядеть, как огненный змей. И последнее. Филиппинское море находится на юго-востоке от Китая, а древнекитайский трактат "Хуайнань-цзы" повествует: «Небесный свод разломился, земные веси оборвались. Небо накренилось на северо-запад, Солнце, и звезды переместились. Земля на юго-востоке оказалась неполной, и потому воды и ил устремились туда...» .

Уточнение положения допотопных полюсов Земли производится по ориентации пирамид, построенных до и после второй планетарной катастрофы. Подробное описание метода определения северного полюса и приблизительные координаты его местоположения приведены в вышеназванной статье «Всемирный Потоп: причины и последствия», заинтересовавшийся этой информацией читатель её прочтёт, перейдя по ссылке, а мы опишем некоторые последствия той ужасной катастрофы.

Последствия падения осколков Фатты

В результате падения осколков луны Фатты в океан произошло не только смещения полюсов планеты, но и возникли огромные волны, высота которых достигала нескольких километров. Цунами прошли вглубь континентов на сотни километров, снося при этом всё на своём пути и увлекая за собой огромное количество грунта, деревьев и животных. Этому есть множество археологических подтверждений, приведённых в статье А. Склярова «Миф о Потопе: расчёты и реальность». Например, в , в пещере Шанидар обнаружено чередование культурных слоёв с слоями ила, песка, ракушек и мелкой гальки:

«Её уникальность в том, что в ней постоянно жили древние люди. Самый старый культурный слой относится к 65-60 тысячелетиям, поздний – к XI тысячелетию до н.э... тип человека, называемый homo sapiens, перестал использовать пещеру в качестве жилья как раз в XI тысячелетии... Главным оказалось то, что культурные слои пещеры Шанидар перемежались слоями ила, песка, ракушек и мелкой гальки. И это в пещере, которая никогда не была морским дном! обнаружили четыре катастрофы, постигшие не только саму пещеру, но и жившего в ней человека... Только последний Великий Потоп "выгнал" древних людей из-под естественных сводов Шанидара в примитивные круглые жилища...» . (1)

В другом регионе, в Южной Америке, также обнаруживаются следы аналогичного катаклизма, датируемые тем же самым периодом времени – XI тысячелетием до н.э.

«В южноамериканских Андах, в горах, на высоте 12.500 футов (4200 м), геологи обнаружили следы морских осадков! В том же районе некоторые развалины в Тиауанако (на высоте 13.000 футов, 4300 м) оказались залитыми шестифутовым (двухметровым) слоем жидкой грязи, причём источник затопления найти не удалось... фрагменты скелетов людей и животных лежат в хаотическом беспорядке вместе с обработанными камнями, орудиями, инструментами и бесчисленным количеством других предметов. Видно, что всё это волокла, ломала и сваливала в кучу какая-то сила... Можно не сомневаться, что причиной гибели Тиауанако была природная катастрофа... она произошла более 12000 лет назад» .

Подобные следы находятся по всему континенту.

«По всей Южной Америке также были обнаружены ископаемые останки времён Ледникового периода, в которых скелеты несовместимых видов животных (хищников и травоядных) беспорядочно перемешаны с человеческими костями. Не менее важным является сочетание (на достаточно протяжённых площадях) ископаемых сухопутных и морских животных, беспорядочно перемешанных, но погребённых в одном геологическом горизонте» .

Следует отметить, что окончание последнего так называемого Ледникового периода приходится именно на то же самое XI тысячелетие до н.э. Однако характер ископаемых останков явно не соответствует «плавному» изменению уровня Мирового океана, происходящему при постепенном таянии льдов в конце Ледникового периода (согласно общепризнанной теории). Скорее, это всё напоминает результат воздействия мощного водного потока, весьма скоротечного по времени и больше сопоставимого с катаклизмом, а не с постепенным изменением погодных условий.

Аналогичную картину можно наблюдать и в Европе:

«...трещины в скалах на вершинах отдельно стоящих холмов в Центральной заполнены останками костей мамонтов, волосатых носорогов и других животных. Вершина горы Мон-Жене в Бургундии усеяна фрагментами скелетов мамонта, северного оленя, лошади и других животных» .

Но наиболее впечатляющие следы мощного катаклизма этого же периода обнаруживаются в северных регионах.

«Вечная мерзлота, в которой останки... животных погребены на Аляске, походит на мелкий тёмно-серый песок. Вмёрзшие в эту массу, говоря словами профессора Хиббена из Университета Нью-Мексико: “...лежат скрученные части животных и деревьев, перемежаясь с прослойками льда и слоями торфа и мха... Бизоны, лошади, волки, медведи, львы... Целые стада животных, по-видимому, погибли вместе, сражённые какой-то общей злой силой... Такие нагромождения тел животных и людей в обычных условиях не образуются”... В вечной мерзлоте Аляски... можно встретить... свидетельство атмосферных возмущений ни с чем не сравнимой мощи. Мамонты и бизоны были разорваны на части и скручены так, будто в ярости действовали какие-то космические руки . В одном месте... обнаружили переднюю ногу и плечо мамонта; на почерневших костях всё ещё держались остатки мягких тканей, примыкающие к позвоночнику вместе с сухожилиями и связками, причём хитиновая оболочка бивней не была повреждена. Не обнаружено и следов расчленения туш ножом или другим орудием (как было бы в случае причастности охотников к расчленению). Животных просто разорвало и разбросало по местности, как изделия из плетёной соломки, хотя некоторые из них весили по несколько тонн. Со скоплениями костей перемешаны деревья, тоже разодранные, скрученные и перепутанные; всё это покрыто мелкозернистым плывуном, впоследствии намертво замороженным. Эти животные на погибли так внезапно, что сразу же замёрзли, не успев разложиться – и подтверждается это тем, что местные жители нередко оттаивали туши и употребляли мясо в пищу…»

Характер ископаемых останков растительного и животного происхождения, а особенно – условия, в которых они найдены, явно свидетельствуют о том, что это – результат действия мощнейшей цунами , собравшей всё в себя и выбросившей своё содержимое в районе сильного холода (что вполне возможно при достаточной силе волны).

«Примерно такую же картину можно наблюдать и в Сибири, где катастрофическое изменение климата и геологические процессы происходили почти в то же время. Такая же история произошла в – и здесь также было обнаружено захороненное в множество животных, большая часть которых была типична для районов умеренного климата. И здесь трупы животных находились среди вырванных с корнем стволов деревьев и другой растительности и носили на себе признаки гибели от неожиданной и внезапной катастрофы... Мамонты погибли внезапно, и в больших количествах, при сильном морозе. Смерть наступила так быстро, что они не успели переварить проглоченную пищу... Северные районы Аляски и Сибири, по-видимому, пострадали больше всех от убийственных катаклизмов 13000-11000 лет тому назад. Как будто смерть махнула косой вдоль Полярного круга – там были обнаружены останки несметного количества крупных животных, включая большое число туш с неповреждёнными мягкими тканями и невероятное количество идеально сохранившихся бивней мамонтов. Более того, в обоих регионах туши мамонтов оттаивали, чтобы кормить ездовых собак, а бифштексы из мамонта даже фигурировали в ресторанных меню…»

В Южной Америке до сих пор можно наблюдать некоторые последствия прохождения цунами по материку. В расположены два плато – плато Наска, площадью несколько сотен квадратных километров, и плато Пальпа, уступающее в размерах плато Наска. Плато Наска и Пальпа имеют идентичную структуру, которая указывает на идентичные причины их образования.

Во-первых , оба плато образованы смесью камней, песка и глины (Рис. 14).


Во-вторых , указанная смесь камней песка и глины заполнила и выровняла пространство между горами, вершины которых возвышаются на плато (Рис. 15).

Оба указанных факта указывают на то, что плато Наска и Пальпа образовались в результате прохождения огромного потока воды, прошедшего через горные перевалы и увлекшего за собой камни, глину и песок, которые заполнили собой расстояние между горами.

Сейчас нам известно, чем был вызван поток этой воды – падением осколков луны . Цунами прошла вглубь материка, сделала своё разрушительное дело и вода вернулась обратно в Тихий океан. На плато Наска и Пальпа остались «промоины» отходящей в океан воды, которые позже были размыты ещё больше (Рис. 16 и Рис. 17), размыты так, что некоторые сильно разрушенные области плато напоминают не плоскость с оврагами, а горы со срезанными вершинами…

В Южной Америке сохранился ещё один молчаливый свидетель Потопа, расположенный в горном районе Перу на высоте порядка 2700 метров, в месте впадения реки Патаканча в реку Урубамба. Этот свидетель – разрушенное в районе местечка Ольянтайтамбо. Комплекс Ольянтайтамбо был построен Антами, а не инками, как нас пытаются убедить современные «историки». Этому есть много доказательств, которые подробно изложены в статье А. Склярова «Ольянтайтамбо – свидетель Потопа» (правда, он скромно умалчивает о том, кто конкретно строил эти сооружения, называя создателей Ольянтайтамбо просто «богами», то есть так же, как их называли сами инки).

Благодаря тому, что комплекс Ольянтайтамбо располагается довольно далеко от побережья океана (порядка 400 километров ) и на большой высоте над уровнем океана (2,7 километра ), он оказался разрушен не полностью и не был погребён под массой нанесённого волной грунта. Цунами, имевшая первоначальную высоту никак не менее трёх километров, к моменту прохождения по комплексу Ольянтайтамбо потеряла значительную часть энергии и не повредила другие сооружения, находящиеся выше него.

Восстановление тех далёких событий даёт следующую картину развития . Волна двигалась с запада на восток, то есть с побережья Тихого океана вглубь континента, преодолевая при этом горные перевалы на высоте от двух до пяти тысяч метров (Рис. 18). Вполне естественно, что после прохождения такой волны на многие сотни километров от побережья вглубь материка были уничтожены животный и растительный мир, люди и величественные сооружения, созданные антами. Остались нетронутыми лишь незаселённые людьми горные вершины.

Если внимательно посмотреть на разрушенный комплекс Ольянтайтамбо, то можно чётко увидеть следы прохождения водного потока. Поток обрушился приблизительно в направлении с запада на восток, разрушил Храм , находящийся на вершине, разбросал как щепки громадные блоки. При этом очевидно, что удар такого потока передняя стена Храма Солнца выдержать не смогла, а осталась относительно целой лишь та часть задней стены, которая была прикрыта скалой. Далее поток воды, несущий блоки разрушенного комплекса, устремился по параболической траектории вниз, разрушив при этом нижние ступени террасы. Позже инки восстановили в этом месте кладку, что и можно наблюдать сегодня (Рис. 19).

Оценить силу потока можно по размерам каменных блоков, которые были унесены им и запечатлели направление его движения (Рис. 20).

Согласно библейской истории, тогда, когда был Всемирный потоп,на Земле не уцелело ничто живое. сделал исключение только для Ноя и его семьи, предупредив того о потопе за 120 лет. За это время Ной успел построить ковчег таких размеров, чтобы в нем уместились многие виды животных и птиц. Какую дату можно соотнести с нашим летоисчислением, чтобы понять примерное время данной кары Господа?

Гипотезы о Библейском потопе

В процессе исследования библейской истории можно было сделать вывод, что Всемирный потоп случился в 2370 году до нашей эры. Но геодезические и исторические данные не подтверждают такую дату. Так как в то время на Земле не происходило ничего подобного.

Согласно археологическим и геологическим исследованиям Ближнего Востока, массовое затопление поверхности планеты имело место 5 500 лет до н.э. назад. В то время произошло крупномасштабное землетрясение, которое сделало Черное море открытым, разомкнув его берега. Уровень воды тогда поднялся примерно на 140 метров. Так были затоплены самые густонаселенные местности на планете.

Была ли затоплена вся Земля во время потопа?

В Библии на этот вопрос содержится и свой ответ. Согласно церковной истории вся поверхность Земли действительно покрылась водой. Священнослужители выделяют девять подтверждений в пользу этой гипотезы. Рассмотрим их подробнее:

В своих беседах с Ноем Бог четко указывает на намерение стереть людей с планеты. Видимо, грехи людские тогда достигли таких масштабов, что безгрешных представителей человеческой расы просто не осталось. Указания на то, когда был Всемирный потоп, есть в Бытие 7:21 и 9:1.

Кто, кроме Ноя, смог спастись?

Поскольку все, кто дышал воздухом, погибли, то на Земле остались только водоплавающие млекопитающие и другие обитатели морей и океанов. А также сам Ной с семьей в ковчеге. Многие животные, которые не поместились в ковчег, также были стерты с лица Земли.

Возродились только те виды, которые были выбраны человеком для спасения. Еще в водах мирового потопа исчезли многие виды растений и птиц. Существует версия, что флора и фауна планеты после затопления кардинально изменились.

Исходя из библейских данных, гнев Бога длился 40 дней и 40 ночей. Затем целых 150 дней вода постепенно убывала. Еще 40 дней Ной выпускал на волю ворону, которая не найдя пристанища неизменно возвращалась к ковчегу. И лишь спустя этот период все живое высадилось из своего корабля на священной горе Арарат.

Свидетельства о потопе встречаются и в поздних апокрифах. В первой Книге Еноха указана другая причина Всемирного потопа. Там сказано, что он начался из-за того, что ангелы соединялись с дочерьми земли, и на свет рождались исполины. Из-за этого начала распространяться магия, возникло социальное неравенство, начались войны.

Филон Александрийский пытался найти доказательства в пользу Всемирного потопа. Он ссылался на морские раковины, которые находили на самых высоких и отдаленных от воды горах.

Археологические находки, относящиеся к Шумеру и Вавилону, также указывают на реальность всеобщего потопа. Так археологами были найдены таблички, описывающие нечто, похожее на потоп.

Схожие истории Всемирного потопа имеются у многих культур и народов, проживающих за десятки тысяч километров друг от друга. Например, исследование затонувших поселений у побережья Турции показало, что их затопило внезапно. И произошло все это как раз во времена потопа.

Ответить на вопрос о том, когда был Всемирный потоп, точно и конкретно нельзя. Его предполагаемые даты, из-за давности происходящего, могут относиться к разным эпохам. Но сомнения в том, что такое событие на Земле происходило, постепенно развеиваются разными научными исследованиями и историческими находками. Был ли всеобщий потоп столь масштабным, как указано в Библии? Скорее всего, все так и происходило. Хотя споры по данному поводу не утихают и сегодня. Даже различные христианские конфессии могут высказывать противоположные мнения на этот счет. Ведь у каждого религиозного направления Библия трактуется по-своему.

Есть много причин верить в то, что потоп действительно имел место. Во-первых, существует предание по всему миру. Люди в разных местах, даже те люди, которые ни разу в жизни не видели океана, сохраняют истории из поколения в поколение, которые говорят о всемирном потопе.

1. Исторический факт большого потопа, покрывшего широкую площадь ранней цивилизации, доказывается тем, что нанос в два с половиной метра толщины покрывает весь "культурный уровень" в Евфратской долине.

2. Шумерский "Список царей" из Нижней Месопотамии содержит запись о потопе. Такие выражения, как "затем потоп покрыл всю землю"... и "после потопа", встречаются в записях.

3. Еще одна причина. Если люди жили на земле уже десятки тысяч лет, то население земли должно быть больше и количество захоронений тоже должно быть гораздо больше. Однако население мира вполне соответствует тому, что когда-то население земли уменьшилось до 8 человек, во время потопа.

4. Шумерская табличка, написанная 2000 лет до Р. X., дает полное описание потопа: один человек был спасен в большой лодке благодаря вмешательству богов.

5. Вавилонская поэма Гильгамеша основана на этом рассказе, но она полнее описывает потоп. Рассказ взят из библиотеки Ашшурбанипала. Содержание этого рассказа весьма близко к библейскому.

6. Сходство весьма правдоподобное: 1) Оба рассказа придерживаются мысли, что потоп был божественным наказанием за человеческие преступления. 2) Один человек был предупрежден, и он спасся в лодке. 3) Оба рассказа одинаково описывают физические причины потопа, хотя библейский рассказ более устрашающий. 4) Оба рассказа упоминают об остановке лодки на горе, о двух птицах, из которых вторая не вернулась обратно. 5) Оба рассказа говорят о жертвоприношении спасшихся и их благословении.

7. Другой невероятный факт - это существование на всех континентах пещер, почти всегда на возвышенности, буквально набитых скелетами необычного смешения животных, которые лезли на горы, ищя убежища от наступающей воды.

Убежище животных от наступающей воды (sec. photos -Cave animals where they were hiding from the flood)

8. Еще одно интересное свидетельство о всемирном потопе - это Китайский язык. В китайском языке есть иероглифы, которые обозначают те вещи, о которых говорит книга Бытие, в частности слово «Корабль» в Китайском языке складывается из иероглифов, которые обозначают: Лодка, восемь и рот. Другими словами - восемь ртов, восемь человек, которые пережили потоп. Это очень интересное свидетельство.

9. Мы видим ископаемые останки морских животных на самых высоких горах. В Гималаях, в Андах, В скалистых горах. Везде есть отпечатки раковин. Как они попали туда? И Как они оказались на верхушках самых высоких гор?

10. Потопные отложения Фары Фара (Шуруппак, Суккурру), местожительство вавилонского Ноя, находится на полпути между Вавилоном и Уром. В свое время он стоял на реке Евфрате, а теперь в 65 км на восток от Евфрата. Группа низких курганов, засыпанных песками пустыни, были раскопаны в 1931 г. д-ром Эриком Шмидтом, из Пенсильванского университетского музея. Он обнаружил здесь руины трех городов: верхний город времен третьей династии Ура; средний город древних шумеров и нижний - допотопный. Потопный слой находится между средним и нижним городом. Он состоит из желтой грязи, смеси песка и ила, определенно наносной; это сплошной грунт без всяких следов человеческой цивилизации. Под потопным слоем лежит слой золы, деревянных углей и остатков культуры тёмного цвета, которые могли быть обломками стен, цветными черепками, скелетами, валиковыми и штамповыми печатями, горшками, мисками и другой посудой.

11. В Уре, городе Авраама, Объединенная экспедиция Университетского музея Пенсильвании и Британского музея, под руководством д-ра Ч. Л. Вулли, нашла в 1929 г. почти на самом дне урских курганов, ниже нескольких страт человеческого жилья, слой нанесенной водой глины, толщиной в 2,5 м, без всяких следов деятельности человека, хотя руины другого города находились под этим слоем.

Вулли заявляет, что эти 2,5 м осадков на такой большой глубине и за такое продолжительное время не могли быть нанесены при разливе рек, а лишь таким большим разливом воды, как библейский потоп. Цивилизация ниже потопного слоя сильно отличается от цивилизации верхнего слоя, что доказывает, по Вулли, "внезапную и потрясающую перемену в истории мира"

12. Потопные отложения Киша Город Киш (Ухеймер, Эль-Охеймер, Ухаймир) был расположен на восточной окраине Вавилона, на высохшем дне реки Евфрата. Записи на табличках говорят, что он был первым городом, отстроенным после потопа. Объединенная экспедиция Музея Фильда Оксфордского университета, под руководством д-ра Стефана Лэнгдона, в 1928 - 1929 гг. обнаружила нанесенный водой чистый пласт глины, в нижнем слое руин Киша, толщиной в полтора метра, указывающий на большой потоп. Потопный слой находится немного выше стен руин. В нем нет никаких предметов. Под этими руинами обнаружена совершенно другая форма культуры. В руинах также была найдена четырехколесная колесница, колеса которой сделаны из дерева и обиты медными гвоздями; и найдены скелеты животных, которые тянули ее.

, выпущенной Сретенским монастырем в 2006 г.

Библейское учение о всемирном потопе (Быт. гл. 6-7), которым, по Библии, оканчивается первобытная («допотопная») история человеческого рода, после которого начинается новый период, новая эра человечества, наиболее оспаривается рационалистической научной критикой. Оспаривается главным образом объем потопа, т. е. его всемирность. Кроме того, оспариваются и частности, например, существование Ноева ковчега, возможность помещения в нем всех животных и др. Однако все ученые-геологи признают несомненность какой-то огромной геологической катастрофы, связанной с наводнением или обледенением. Сомнения возникают лишь во всемирности этой катастрофы и в ее длительности. Геология противопоставляет потопу гипотезу так называемого «ледникового периода», считая этот геологический феномен более древним, более продолжительным и более всеобъемлющим.

Христианская апологетика по вопросу о потопе прежде всего стремится выяснить, какое значение для христианского мировоззрения имеет библейское повествование о всемирном потопе, а затем уже ищет научных данных, подтверждающих его истинность.

Вопрос о потопе - не частность, а одно из чрезвычайно важных положений мировоззрения христианина. Всемирный потоп - мировое событие, связанное с историей Ноя и его сыновей, от которых библейская история производит все существующие доныне племена и народы.

Кроме исторического значения, всемирный потоп имеет еще догматическое и нравственное значение. С всемирным потопом связано догматическое учение о единстве и непрерывности человеческого рода от Адама через Ноя до нашего времени. Причина же потопа имеет глубоко нравственное значение: потоп был послан человечеству как наказание за грехи, за всеобщее моральное разложение.

Истинность всемирного потопа засвидетельствована словами Самого Спасителя, что для христианина имеет решающее значение. Ибо христианское сознание может легче предположить, что весь мир ошибается, чем кощунственно подумать о том, что ошибся Богочеловек (см. Мф. 24, 37).

В апостольских посланиях также часто говорится о всемирном потопе как о действительно бывшем событии (см. 2 Пет. 2, 5; Евр. 11, 7). Спаситель и апостолы Его, по самому характеру своей проповеди истины, не могли приводить «легендарных» и «ложных» сказаний о потопе в доказательство правосудия Божиего.

У разных народов имеется свыше семидесяти разных сказаний, напоминающих описание потопа в 6-й главе книги Бытия (наиболее близким к Библии является сказание Вавилонское). Всеобщность предания о потопе говорит о том, что в основу его легло какое-то действительное мировое событие, запечатлевшееся в памяти народов и сохранившееся в течение многих веков.

По вопросу о том, был ли библейский потоп всемирным в том смысле, что он покрыл всю поверхность земного шара (т. е. был геологическим явлением), или в том смысле, что в его волнах погибло все допотопное человечество (т. е. что он был явлением антропологическим), имеются в западном богословии различные мнения. Пытаясь примирить библейское сказание с геологическими научными гипотезами, некоторые западные богословы допускают, что потоп мог быть не повсеместным на всем земном шаре, а захватить собой только те местности и страны, которые были обитаемы людьми.

Православное богословие с этим согласиться не может, во-первых, потому, что это противоречит и смыслу и букве библейского повествования, в котором ясно сказано, что потопом покрылись все самые высокие горы по всей земле, а во-вторых, и потому, что и с научной точки зрения трудностей при объяснении местного потопа гораздо больше, чем для объяснения потопа всемирного.

Научные геологические гипотезы о потопе несколько раз менялись. Пока в допотопных слоях земли не находили никаких остатков людей, появлялись геологи, решительно утверждавшие, что потоп имел место на земле до появления человека. В настоящее время (после открытия следов человека в допотопных слоях земли) факт существования человека до потопа неоспорим. С этим фактом рушились многие «противоречившие» Библии старые геологические гипотезы. Но новые и новейшие геологические гипотезы о потопе представили новые «противоречия», которые, однако, не разделяются всеми учеными геологами. Главные пункты разногласия геологических гипотез с библейским сказанием могут быть сведены к следующим положениям.

Во-первых, геология смотрит на потоп как на естественное космологическое явление, а не как на специальное явление наказания Божиего людям. Противоречивость различных геологических гипотез и, в конце концов, бессилие науки только «научно» объяснить явление потопа только подтверждают в сознании христианина несомненную чудесность этого события.

Далее, геология смотрит на потоп не как на внезапную катастрофу, подготовлявшуюся по Библии только сорок дней, а как на громадную по времени продолжения целую геологическую эпоху. Потопу, по геологическим гипотезам, предшествовало постепенное, крайне медленное понижение температуры на земле, дошедшее наконец до ледяного состояния, причем массы воды на земной поверхности превратились в ледники, покрывшие обширные пространства земли. По Библии, потоп внезапно наступил и сравнительно скоро прошел, тогда как «ледниковый период», по геологии, весьма долго подготовлялся и еще дольше продолжался (в течение многих тысячелетий).

По Библии, потоп был всемирным и в геологическом, и в антропологическом смысле, т. е. весь земной шар был залит водой выше самых высоких гор, и все допотопное человечество, за исключением семьи Ноя, погибло. Мнения же геологов по этому вопросу расходятся, причем меньшинство предполагает, что некогда полярные льды и снега покрывали всю земную поверхность (чем предполагается, что и наводнение, предшествовавшее образованию льдов, было повсеместным), тогда как большинство склоняется к признанию только местного, хотя и обширного обледенения. Далее, геологи склонны отодвигать свой потоп на миллионы лет назад и не думают, что все человечество погибло в нем. Эти разногласия теологов и геологов невольно приводят к мысли: об одном и том ли явлении они спорят? И не следует ли отличать «потоп» библейский от «ледникового периода» геологов?

Многие современные геологи считают, что «ледниковый период» есть гипотеза, а потоп - еще не разрешенная проблема. Причины повсеместного понижения температуры, обусловившего наступление «ледникового периода», с достаточной точностью наукой еще не определены. Если библейский потоп не может быть строго научно доказан, то он не может быть также и научно опровергнут. Следовательно, нет никаких «научных» препятствий к христианскому доверию Библии.

Против всемирности библейского потопа часто возражают, ссылаясь на то, что в самой Библии не указывается достаточных причин для такого потопа. Сорокадневный дождь, говорят возражающие, недостаточен, чтобы произвести такое громадное наводнение. По поводу этого возражения следует прежде всего сказать, что главная причина потопа, по Библии, заключается не в тех или иных естественных причинах, а во всемогущей воле Божией. Но и естественные причины, указанные в Библии как причины, подчиненные высшей Божественной воле, - были достаточны для всемирного потопа.

Главная причина потопа, по Библии, заключалась в том, что «разверзлись все источники великой бездны» (Быт. 7, 11), а дожди ставятся на втором плане (Быт. 8, 2). Что следует понимать под «источниками великой бездны»? Это могло означать и океаны, хлынувшие в результате мирового катаклизма, связанного с землетрясениями и изменениями дна океанов и морей; это могли быть и подземные водяные источники, которые, по мнению некоторых геологов, так громадны, что могли бы доставить еще более значительное количество водяной массы, чем это потребовалось для всемирного потопа.

Следовательно, все возражения против геологической достаточности причин потопа, указанные в Библии, не основательны.

Следует еще отметить указание Библии на радугу, которая появилась впервые только после потопа. Согласно некоторым научным гипотезам (например, гипотезе профессора Рима), существование радуги при допотопной атмосфере физически было невозможно, и лишь при выпадении огромных масс воды появилась возможность в измененной атмосфере появления феномена, именуемого радугой. Эта радуга, подчеркнутая в библейском повествовании как знак обета, что «потопа больше не будет», сообщает всему библейскому рассказу особую значительность и правдивость.