Прокурорский надзор за исполнительными учреждениями. Надзор прокурора за исполнением наказания в виде лишения свободы. Прокурорский надзор за соблюдением требований режима и условий отбывания наказания в исправительных учреждениях. Прокурорский надзор за

Наряду с перечисленными полномочиями закон наделяет прокурора правом требовать объяснения от должностных лиц. Объяснения могут быть даны как устно, так и в письменной форме. Они могут касаться, в частности, обстановки, мотивов издания противозаконного приказа, распоряжения, а также других обстоятельств, связанных, с нарушением закона в деятельности администрации.

Выяснение причин и условий, способствовавших нарушениям законности, имеет значение для принятия прокурором эффективных мер по устранению допущенного нарушения и правильной правовой оценки действий представителей администраций, допустивших нарушение закона.

Требования прокурора могут быть направлены на немедленное устранение выявленных нарушений закона, на восстановление прав и законных интересов осужденных, на пресечение незаконных действий администрации.

Прокуроры должны остро реагировать на факты превышения служебных полномочий со стороны представителей администрации мест лишения свободы, попустительства в отношении злостных преступников, плохой организации труда, бытовой неустроенности осужденных, отсутствия надлежащего медико-санитарного обеспечения, низкого уровня индивидуально-воспитательной работы и т.д.

Если на выполнение требований прокурора об устранении выявленных нарушений необходимо определённое время, прокурор устанавливает срок их исполнения.

В случае несогласия с тебованиями прокурора администрация мест исполнения наказания может обжаловать их вышестоящему прокурору чкрез свои вышестоящие органы. Такое обжалование не приостанавливает исполнение требований прокурора. При этом обязательному исполнению подлежат только те требования, которые касаются правил отбывания наказания, установленных уголовно- исполнительным законодательством.

Законом не установлена форма требований прокурора. Они могут быть выражены как в устной, так и в письменной форме. Требования и предложения прокурора могут содержаться в акте, составленном по итогам общей или проверки учреждения или органа, исполняющего наказания, в постановлении, служебной записке или письме. Правовая сила этих документов такова, что их невыполнение влечёт те же последствия, что и невыполнение требований, содержащихся в протесте или представлении прокурора.

Установив незаконное и необоснованное наложение дисциплинарного взыскания, прокурор отменяет его постановлением, в связи с чем оно теряет силу и не имеет никаких правовых последствий для лица, подвергнутого этой мере воздействия. В случае незаконного содержания заключённых под стражей, осужденных в штрафном изоляторе, помещении камерного типа, карцере, одиночной камере, дисциплинарном изоляторе прокурор на месте выносит постановление об их освобождении из этих помещений, которое подлежит немедленному исполнению администрацией следственного изолятора, исправительной или воспитательной колонии.

Подводя итоги можно сказать, что полномочия прокурора по указанному направлению прокурорской деятельности носят властно-распорядительный характер, их реализация прокурорами позволяет реально обеспечить права и свободы лиц, отбывающих наказание.

Глава III. Ответственность администраций учреждений и органов, исполняющих наказание за невыполнение требований прокурора

Правовые гарантии выполнения требований прокурора администрациями учреждений и органов, исполняющих наказания нашли закрепление в ст. 34 Закона о прокуратуре. Данная статья гласит: «Постановления и требования прокурора относительно неисполнения установленных законом порядка и условий содержания задержанных, заключенных под стражу, осужденных, подлежат обязательному исполнению администрацией, а также органами, исполняющими приговоры судов в отношении лиц, осужденных к наказанию, не связанному с лишением свободы».

В ст. 22 УИК РФ говорится, что прокурорский надзор за соблюдением законов администрациями учреждений и органов, исполняющих наказания, осуществляется Генеральным прокурором и подчинёнными ему прокурорами в соответствии с Законом о прокуратуре.

Согласно ч.2 ст. 51 Закона о содержании под стражей администрация мест содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых обязана выполнять постановления соответствующего прокурора, касающегося порядка содержания под стражей.

Закрепление в законе обязанности исполнения постановлений, требований прокурора является важным условием действенности прокурорского надзора за соблюдением законности при исполнении наказаний и других мер принудительного характера, обеспечивает прокурору возможность эффективность и предупреждать нарушения закона, прав и законных интересов, арестованных, осужденных.

Прокуроры наделены особыми властно-распорядительными полномочиями: их постановления и требования подлежат исполнению органами и должностными лицами, которым они адресованы, независимо от того, были они обжалованы или нет. Однако эти требования распространяются только на прокурорские акты, по содержанию относящиеся к такому элементу предмета прокурорского надзора, который касается исполнения установленных законом порядка и условий содержания задержанных, заключенных под стражу, осужденных. Закон определил также учреждения и органы, которые обязаны исполнять указанные акты прокурора: администрации мест содержания задержанных, следственных изоляторов, исправительных колоний, тюрем, воспитательных колоний, специальных учебно-воспитательных учреждений; органы, исполняющие приговоры судов в отношении лиц, осужденных к мерам наказания, не связанным с лишением свободы.

Администрации учреждений и органов, исполняющих наказания и другие меры принудительного характера, могут обжаловать посановления и требования надзирающего прокурора вышестоящему прокурору. Однако это не приостанавливает исполнение постановлений и требований прокурора, поскольку они касаются исполнения установленных законом порядка и условий содержания задержанных, заключенных под стражу, осужденных.

Прокурор правомочен также в случае, если компетентные органы и должностные лица не исполняют требования прокурора, после выяснения причин такого неисполнения вносить представление вышестоящему прокурору о принятии мер по отношению к конкретным должностным лицам через вышестоящий орган ФСИН России.

Неисполнение требований пркурора, вытекающих из его полномочий, является нарушением законности и в силу ст. 6 Закона о прокуратуре влечёт установленную законом ответственность. Неисполнение должностным лицом требований закона об устранении выявленных нарушений, их причин и условий, способствующих им, если это привело к существенному нарушению прав и законных интересов граждан либо охраняемых законом интересов общества и государства, рассматривается как преступная халатность, либо злоупотребление должностным положением, либо превышение должностных полномочий. В тех случаях, когда в действиях (бездействии) должностного лица отсутствуют признаки преступления, прокурор может возбудить против данного лица административное производство за невыполнение законных требований прокурора (ст.17,7 КоАП РФ).

Сущность данного направления прокурорского надзора состоит в слежении за законностью деятельности администраций пенитенциарных и других учреждений и органов, связанной с исполнением наказаний или назначенных судом мер принудительного характера, а также администраций мест содержания задержанных и заключенных под стражу по исполнению соответств. решений органов уголовного судопроизводства.
Основой организации данного направления прокур. надзора являются ФЗ "О прокуратуре РФ" № 168-ФЗ от 17 ноября 1995 г., ФЗ "О содержании под стражей подозрев. и обвиняемых в совершении преступлений" от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ, приказы и указания ГП РФ.

Предметом надзора согласно статьи 32 Закона "О прокуратуре РФ" являются:

1) законность нахождения лиц в местах содерж-я задержанных, предвар. заключения, исправит.-трудовых и иных органах и учреждениях, исполн.наказание и меры принудит. характера, назнач. судом;

2) соблюдение установленных законодательством РФ прав и обязанностей задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудит. характера, порядка и условий их содержания;
3) законность исполн. наказания, не связ. с лиш. свободы.

Прокуроры, прежде всего, должны проверять законность пребывания граждан в местах содержания под стражей и других учреждениях, в которых они находятся вопреки их воле, в принудительном порядке. К таким поднадзорным прокурорам органам и учреждениям, осуществ. указанные функции, относятся:
1) исправительные учреждения уголовно-исполнительной системы Мин. юстиции РФ (исправительные и воспит-е колонии, тюрьмы, лечебные исправ-е учреждения, исправ-е центры и арестные дома);

2) уголовно-исполнительные инспекции органов внутренних дел; 3) дисциплинарные воинские части и гауптвахты воинских гарнизонов.

Значение прокурорского надзора за исполнением законов администрациями вышеназванных органов и учреждений определяется, прежде всего, тем, что в них находятся граждане, изолированные от общества, чья личная неприкосновенность и другие права подвергнуты определенным ограничениям. Возможности этих граждан в отстаивании своих прав и законных интересов намного меньше по сравнению с возможностями находящихся на свободе. А возможности нарушений прав этих граждан со стороны администрации органов и учреждений, напротив намного больше, чем лиц, находящ. на свободе.
Проверка исполнения законов - одно из основных средств прокур. надзора применяемых в целях выявления правонарушений в местах содерж. под стражей.

Проверки могут быть плановыми, носящими комплексный характер, при которых охватываются все стороны деятельности исправительного учреждения по исполнению наказания в виде лишения свободы, и целевыми, т.е. включающими только отдельные вопросы.
Осуществляя надзор, прокурор :


Проверяет исполнение законов сотрудниками, а также должностными лицами в связи с заявлениями, жалобами и иными сведениями о правонарушениях;
- требует для проверки соответствия закону приказы, распоряжения, инструкции и иные акты, информацию о принимаемых мерах по обеспечению законности;
- проверяет законность применения администрацией мер дисциплинарного воздействия за нарушения установленного порядка содержания; - истребует от должностных лиц и граждан устные и письменные объяснения по поводу нарушения закона.
Прокурор, установив нарушение закона, принимает исчерпывающие меры к его устранению, используя в указанных целях:

Постановления и предложения (требования) прокурора относ. соблюдения законов по результатам проверок;
- протесты на противоречащие закону приказы, распоряжения, инструкции и иные акты администрации учреждений и органов уголовно-исполнител. системы;
- представления об устранении нарушений закона и причин, им способствующих, в орган или должностному лицу, полномочному устранить нарушения закона.
Прокурор, получивший жалобу или заявление о нарушении закона, обязан рассмотреть их в установленный законом срок и о принятом решении сообщить заявителю. Прокурор рассматривает жалобы и заявления, поступившие к нему через администрацию, на личном приеме, а также при опросе лиц, содержащихся в местах лишения свободы. При желании лицо может изложить прокурору жалобу в отсутствие представителя администрации места лишения свободы.

1. Введение

Надзор за исполнением законов в местах отбывания лишения свободы это объемный и сложный участок в деятельности прокуроров. Перед выездом для проведения проверки прокурору нужно определить конкретные цели проверки, длительность проверки, участников, привлекаемых для проведения проверки, изучить необходимую информацию (документы по предыдущим проверкам и принятые меры по выявленным нарушениям законности, результаты ведомственных проверок и т.п.) для лучшей ориентации в обстановке и более эффективного проведения проверки.

2. Предмет прокурорского надзора в местах лишения свободы

Предметом надзора ст. 32 Закона «О прокуратуре РФ» являются:

1. Законность нахождения задержанных лиц в местах содержания, предварительного заключения, исправительно-трудовых и других органах и учреждениях, исполняющих наказание и меры принудительного характера, назначенные судом;

2. соблюдение установленных законодательством РФ прав и обязанностей заключенных под стражу, задержанных, осужденных лиц подвергнутых мерам принудительного характера, порядка и условий их содержания,

3. законность исполнения наказания, не связанного с лишением свободы.

Прокурор, прежде всего, должен проверять законность пребывания граждан в местах содержания под стражей и других учреждениях, в которых они находятся вопреки своей воли, в принудительном порядке.

3. Поднадзорные прокурорам органы и учреждения

1) исправительные учреждения уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ (исправительные и воспитательные колонии, тюрьмы, лечебные исправительные учреждения, исправительные центры и арестные дома);

2) уголовно-исполнительные инспекции ОВД;

3) дисциплинарные воинские части и гауптвахты воинских гарнизонов.

Законность нахождения лиц в учреждениях и органах предполагает также, что сроки задержания, действия меры пресечения, заключения под стражу, наказания в виде лишения, ограничения свободы, ареста -- не истекли. Истечение срока установленного законом или приговором суда означает, что содержание лица в учреждении или органе, является противоправным. Наряду с законностью водворения и содержания лиц в учреждениях и органах надзор охватывает и законность освобождения из них.

4. Значение прокурорского надзора за исполнением законов администрациями вышеназванных органов и учреждений

Значение прокурорского надзора за исполнением законов администрациями выше указанных органов и учреждений определяется тем, что в них находятся граждане, изолированные от общества, их личная неприкосновенность и другие права подвергнуты ограничениям. Возможности граждан находящихся в местах лишения свободы в отстаивании своих прав и законных интересов намного меньше по сравнению с возможностями находящихся на свободе, а возможности нарушений прав этих граждан со стороны администрации органов и учреждений, напротив, намного больше, чем лиц, находящихся на свободе.

Задачи, которые нужно решать при осуществлении надзора за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание, наделила прокуроров обширными полномочиями, носящими властно-распорядительный характер. Их перечень содержится в ст. 33 Закона о прокуратуре РФ.

5. Полномочия позволяющие прокурорам выявлять нарушения законов и их причины

К таким полномочиям относятся:

Посещать в любое время органы и учреждения, указанные в статье 32 настоящего Федерального закона;

Опрашивать задержанных, осужденных, и лиц заключенных под стражу, подвергнутых мерам принудительного характера;

Знакомиться с документами, на основании которых эти лица задержаны, заключены под стражу, осуждены, либо подвергнуты мерам, принудительного характера, с оперативными материалами;

Требовать от администрации создания условий, которые обеспечивают права задержанных, заключенных, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, проверять соответствие законодательству РФ приказов, распоряжений, постановлений администрации органов и учреждений, указанных в ст. 32 настоящего Федерального закона, требовать объяснения от должностных лиц, вносить протесты и представления, возбуждать уголовные дела или производства об административных правонарушениях. До рассмотрения протеста действие опротестованного акта администрацией учреждения приостанавливается;

Отменять дисциплинарные взыскания, наложенные в нарушение закона на лиц, заключенных под стражу, осужденных, немедленно освобождать их своим постановлением из штрафного изолятора, помещения камерного типа, карцера, одиночной камеры, дисциплинарного изолятора.

Прокурор или его заместитель имеет право и обязан немедленно освободить своим постановлением каждого содержащегося без законных оснований в учреждениях, исполняющих наказания и меры принудительного характера, или в нарушение закона подвергнутого задержанию, предварительному заключению или помещенного в судебно-психиатрическое учреждение.

6. Полномочия прокурора по устранению выявленных нарушений

К полномочиям прокурора по устранению выявленных нарушений законов и предупреждению возможности их совершения в дальнейшей деятельности администрации поднадзорных органов и учреждений относятся следующие:

1. требование от администрации создания условий, обеспечивающих соблюдение прав задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера;

2. внесение протестов и представлений;

3. отмена дисциплинарных взысканий, наложенных в нарушение закона на лиц, заключенных под стражу, осужденных; немедленное освобождение их своим постановлением из штрафного изолятора, помещения камерного типа, карцера, одиночной камеры, дисциплинарного изолятора;

4. возбуждение уголовного дела или производства об административном правонарушении.

В целях выявления фактов необоснованных арестов и осуждения граждан, нарушений порядка, условий и установленных законом сроков из содержания под стражей, Генеральный прокурор РФ приказом № 67 от 15 декабря 1994 г. обязал прокуроров всех уровней обеспечить не реже одного раза в месяц проверки следственных изоляторов и принимать безотлагательные меры, к восстановлению нарушенных прав граждан, немедленному освобождению незаконно содержащихся под стражей и наказанию лиц, виновных в нарушении закона.

Прокурорами по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях являются руководители соответствующих прокуратур, в юрисдикцию которых входит осуществление надзора за исполнением законов администрациями исправительных и воспитательных колоний, тюрем, лечебных исправительных учреждений.

В прокуратурах субъектов Российской Федерации имеются отделы либо группы прокуроров, возглавляемые старшими помощниками прокуроров республик, краев, областей, по надзору за законностью исполнения уголовных наказаний. Основными их функциями являются осуществление надзора за исполнением законов в деятельности органов управления уголовно-исполнительной системой на уровне субъектов Федерации, администраций следственных изоляторов и контроль за работой прокуратур по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях.

Следует сказать, что несмотря на включение в содержание рассматриваемого направления прокурорской деятельности надзора за законностью нахождения лиц в местах содержания задержанных и соблюдение прав и обязанностей задержанных, в организационном отношении этот вид надзора по-прежнему (во всяком случае, на уровне нормативных актов Генеральной прокуратуры РФ) отнесен к надзору за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия.

7. Проверка исполнения законов в местах лишения свободы

Проверка исполнения законов - одно из основных средств прокурорского надзора, применяемых в целях выявления правонарушений в местах содержания под стражей. Она включает посещение прокурором жилых и коммунальных объектов названных мест, ознакомление с документами, на основании которых лица подвергнуты задержанию и заключению под стражу, проверку соблюдения режима, порядка и условий их содержания, законности приказов, распоряжений и постановлений администрации, прием и проверку жалоб и заявлений. Знакомясь с документами, на основании которых лица содержатся под стражей, прокурор выясняет, в точном ли соответствии с законом они составлены, оформлены ли надлежащим образом, не истекли ли сроки содержания лиц под стражей. При этом прокурор не ограничивается лишь установлением наличия судебного решения или постановления о заключении под стражу того или иного лица; в его обязанность входит также проверить, насколько законно и обоснованно само лишение свободы.

Прокурор определяет:

Имелись ли основания для привлечения данного лица к уголовной ответственности;

Была ли необходимость в избрании именно этой, а не другой меры пресечения (статьи 89, 91, 96 УПК).

Особое внимание обращается на законность ареста и целесообразность дальнейшего содержания под стражей несовершеннолетних, престарелых, беременных женщин, малолетних детей, а также лиц, привлеченных к уголовной ответственности за менее тяжкие и средней тяжести преступления. прокурорский надзор лишение свобода

При обнаружении фактов, дающих основание сомневаться в обоснованности избрания меры пресечения в виде ареста, прокурор сообщает об этом соответствующему прокурору на предмет отмены или изменения данной меры.

Однако своей властью прокурор, осуществляющий надзор за местами содержания подозреваемых и обвиняемых, вправе и обязан немедленно освободить лицо из-под стражи в том случае, когда факт нарушения законности не вызывает сомнений. Руководствуясь статьей 11 УПК, такое решение прокурор принимает в отношении любого лица, если установлено, что оно содержится под стражей в отсутствии предусмотренных законом процессуальных документов, каковыми являются судебное решение, постановление следователя или лица, производящего дознание, санкционированное прокурором, или постановление прокурора, либо содержится под стражей свыше срока, предусмотренного законом.

Генеральный прокурор РФ потребовал от подчиненных прокуроров при проверках обращать особое внимание на факты унижения человеческого достоинства, жестокого обращения по отношению к осужденным со стороны работников этих учреждений, необоснованного водворения в штрафные изоляторы, обеспечения гуманных условий содержания, соответствующих минимальным стандартным правилам обращения с заключенными.

В приказе Генерального прокурора РФ № 8 от 26 февраля 1997 г. «О совершенствовании прокурорского надзора за соблюдением законов при исполнении уголовных наказаний и в следственных изоляторах» отмечены наиболее существенные нарушения закона, допускаемые работниками исправительных учреждений, на выявление и устранение которых должны быть направлены первоочередные усилия прокуроров при осуществлении ими надзора. Однако круг вопросов, служащих предметом проверок, значительно шире. Проверки могут быть плановыми, носящими комплексный характер, при которых охватываются все стороны деятельности исправительного учреждения по исполнению наказания в виде лишения свободы, и целевыми, т.е. включающими только отдельные вопросы.

Соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых в местах лишения свободы является главным предметом прокурорской проверки. Правовое положение указанных лиц с процессуальной точки зрения определено уголовным судопроизводством. Вместе с тем оно определяется и общим правовым статусом их как граждан, права которых в части личной неприкосновенности гарантированы Конституцией. Исходя из этого, содержание и правовая регламентация режима в местах содержания под стражей имеют свои особенности по сравнению с режимом, установленным в исправительных учреждениях, что обусловлено существенными различиями в правовом положении категорий лиц, содержащихся под стражей. В отношении лиц, заключенных под стражу в порядке меры пресечения, режим предусматривает такую изоляцию и вытекающие из нее ограничения, которые необходимы в интересах расследования преступления и судебного рассмотрения дела. Поэтому прокурор, осуществляющий надзор, проверяет, как соблюдаются права подозреваемых и обвиняемых, детально регламентированные в Федеральном законе «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений». Предоставление администрацией каких-либо льгот и поощрений, как и любое ужесточение порядка и условий содержания, не предусмотренных Законом, должно рассматриваться как серьезное нарушение законности, требующее реагирования прокурора вплоть до привлечения виновных к уголовной ответственности.

В процессе обхода жилых и коммунально-бытовых помещений прокурор опрашивает лиц о причинах, по которым они подвергнуты задержанию или аресту, и о возможном наличии у них жалоб и заявлений. Опрос позволяет выявить нарушения законности. Он проводится прокурором как в присутствии представителей администрации учреждения, так и без них. В необходимых случаях прокурор может предложить опрашиваемым написать заявление или объяснение.

Осуществляя надзор, прокурор:

1. проверяет исполнение законов сотрудниками, а также должностными лицами в связи с заявлениями, жалобами и иными сведениями о правонарушениях;

2. требует для проверки соответствия закону приказы, распоряжения, инструкции и иные акты, информацию о принимаемых мерах по обеспечению законности.

3. проверяет законность применения администрацией мер дисциплинарного воздействия за нарушения установленного порядка содержания;

4. требует от должностных лиц и граждан устные и письменные объяснения по поводу нарушения закона.

5. Прокурор, установив нарушение закона, принимает исчерпывающие меры к его устранению, используя в указанных целях:

8. Постановления

Постановления и предложения (требования) прокурора относительно соблюдения законов по результатам проверок; протесты на противоречащие закону приказы, распоряжения, инструкции и иные акты администрации учреждений и органов уголовно-исполнительной системы; представления об устранении нарушений закона и причин, им способствующих, в орган или должностному лицу, полномочному устранить нарушения закона. Постановление применяется при освобождении лиц, незаконно содержащихся под стражей, необоснованно водворенных в одиночную камеру или карцер, в зависимости от характера правонарушения прокурор выносит мотивированное постановление о возбуждении против виновных должностных лиц уголовного дела или производства об административном правонарушении.

Право формулировать требования относительно задержанных и заключенных под стражу позволяет прокурору реагировать на нарушения законности немедленно по их выявлении и, что не менее важно, оперативно их устранять. Требования могут излагаться устно или письменно, причем устно, как правило, в тех случаях, когда выявленные нарушения могут быть устранены непосредственно в ходе проверки. Когда устранение нарушений требует проведения определенных мероприятий, прокурор формулирует свои предложения в письменном виде. Сроки исполнения своих требований о соблюдении порядка и условий содержания, задержанных, и заключенных под стражу прокурор определяет в зависимости от конкретных обстоятельств.

9. Протест

В протесте прокурора могут содержаться требования об отмене акта либо приведении его в соответствии с законом, о восстановлении нарушенных прав. До рассмотрения протеста администрация места лишения свободы обязана приостанавливать действие опротестованного акта. Протест прокурора подлежит обязательному рассмотрению соответствующим органом или должностным лицом не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления. О результатах рассмотрения незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме.

10. Представление

Представление - письменный акт прокурора, адресуемый в орган или должностному лицу, полномочному устранить нарушения закона. Оно, как правило, основывается на обобщенных данных о состоянии законности и направлено не только на устранение выявленных конкретных нарушений, но и на предупреждение их в будущем. По представлению прокурора не позднее чем в срок один месяц должны быть приняты конкретные меры по устранению нарушений закона, причин и условий, им способствующих, и о результатах сообщено прокурору в письменном виде.

11. Предотвращения или пресечения общественно-опасных действий со стороны лиц, лишенных свободы

В целях предотвращения или пресечения общественно-опасных действий со стороны лиц, лишенных свободы, к ним могут быть применены физическая сила, специальные средства, газовое и огнестрельное оружие. О каждом случае применения оружия администрация следственного изолятора обязана уведомить прокурора немедленно. Она же сообщает прокурору о всех фактах, когда в результате применения физической силы, специальных средств или оружия были причинены ранения либо наступила смерть содержащихся в изоляторах и иных лиц. Законность и обоснованность применения оружия проверяется прокурором при ознакомлении с материалами и заключениями служебных расследований либо устанавливается в ходе расследования уголовного дела, возбужденного по факту применения оружия.

Постановления и требования прокурора относительно исполнения установленных законом порядка и условий содержания, лишенных свободы лиц, подлежат обязательному исполнению администрацией учреждений и органов уголовно-исполнительной системы. Законодатель наделяет прокуроров особыми властно-распорядительными полномочиями: их требования подлежат исполнению независимо от того, обжалованы они или нет.

Прокурор, получивший жалобу или заявление о нарушении закона, обязан рассмотреть их в установленный законом срок и о принятом решении сообщить заявителю. Прокурор рассматривает жалобы и заявления, поступившие к нему через администрацию, на личном приеме, а также при опросе лиц, содержащихся в местах лишения свободы. При желании лицо, может изложить прокурору жалобу в отсутствие представителя администрации, места лишения свободы.

Учитывая, что лишенные свободы лица находятся в условиях строгой изоляции, поступающие от них жалобы и заявления о нарушении их прав, унижении человеческого достоинства, фактах произвола подлежат особо тщательной проверке, а наиболее серьезные из них с выездом на место.

12. Заключение

Неисполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, является нарушением законности и влечет за собой установленную законом ответственность. Характер ответственности (уголовная или дисциплинарная) определяется в каждом конкретном случае с учетом мотивов неисполнения требований прокурора, причин и последствий, наступивших в результате такого неисполнения. При отсутствии действий (бездействий) должностного лица прокурор может возбудить против него дисциплинарное производство.

13. Список литературы

Нормативно-правовые акты

1. Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина: Приказ Генерального прокурора РФ от 22 мая 1996 № 30.

2. Об усилении прокурорского надзора за законностью правовых актов субъектов Российской федерации: Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 18 июля 1997 № 42.

4. Уголовно-процессуальный кодекс РФ (УПК РФ) от 18.12.2001 N 174-ФЗ

Литература

1. Александров Ю. К. Если вам дали срок …: справочник осужденного / Александров Юрий Константинович. -- М., Права человека, 1999. -- 200 с. -- 2 000 экз. ISBN 507712-01111-1.

2. Басков В.И., Коробейников Б.В. Курс прокурорского надзора. Учебник для студентов юридических вузов и факультетов, с приложением нормативных актов. - М.: Издательство «Зерцало», 2000. С. 172.

3. Мыцыков А.Я. Прокурорский надзор за исполнением законов (возможности и пределы) // Прокурорская и следственная практика. 1998. № 3. С. 29.

4. Прокурорский надзор: Учебник для вузов / Под ред. проф. Г.П. Химичевой. М.: ЮНИТИДАНА, Закон и право, 2001. 517 с.

5. Прокурорский надзор в Российской Федерации: Учебник / Под ред. А. А. Чувилева. М.: "Юристъ" 2000. С. 118.

6. Прокурорский надзор: Учебник для вузов / Под ред. заслуж. юриста РФ, д.ю.н., пооф. А.Я. Сухарева. М.: Издательство "Норма", 2003. С. 204.

В настоящее время российская уголовно-исполнительная система претерпевает существенные изменения, которые связаны с ориентацией на обеспечение прав осужденных, исключение фактов унижения человеческого достоинства, снятие излишних ограничений, максимальное приближение порядка и условий отбывания наказания к международным стандартам, с движением к отказу от традиции карательной функции режима исполнения наказания в виде лишения свободы через внедрение новых форм и методов исправительного воздействия на осужденных. В Европейских пенитенциарных правилах (ст. 64) отмечается, что заключение самом по себе является наказанием, и поэтому режим для заключенных не должен усугублять страдания, связанные с заключением . Этот процесс сопровождается существенным пересмотром правовой базы, регламентирующей порядок организации исполнения наказания с учетом требований государства и современного общественного развития, а также приведения к международным стандартам. В такой ситуации необходимым инструментом соблюдения законности в исправительных учреждениях является прокурорский надзор. В соответствии с законом «О прокуратуре РФ» надзор за соблюдением законности в учреждениях уголовно-исполнительной системы осуществляется Генеральной прокуратурой РФ и подчиненными ей прокуратурами . Наряду с территориальными органами прокуратуры, функционируют специализированные прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях. Выделение прокурорского надзора за соблюдением законов администрациями исправительных учреждений в отдельное направление связано со спецификой предмета надзора и задачами указанного направления деятельности. Значение данного вида прокурорской деятельности определяется тем, что в исправительных учреждениях находятся граждане, которые ограничены в возможности применять, предусмотренные законом и доступные иным лицам, средства для защиты своих конституционных прав и интересов, в связи с чем, органы прокуратуры, осуществляя надзорную деятельность, являются гарантом охраны прав и законных интересов указанных субъектов . Прокурор, прежде всего, должен проверять законность пребывания граждан в местах лишения свободы, требовать от администраций исправительных учреждений создания надлежащих условий содержания осужденных, которые четко регламентируются действующим законодательством, и отступление от которых должно строго наказываться. Сложность задач, поставленных перед прокурором, обусловила наделение его специальными полномочиями, каких нет на других участках надзора: отменять дисциплинарные взыскания, наложенные в нарушение закона на осужденных, освобождать своим постановлением каждого, кто содержится без законных оснований в исправительных учреждениях. При этом никакими формальными поводами для производства проверки прокурор не ограничен, он может в любое время посещать, а значит, и проверять учреждения и органы, исполняющие наказания. Его постановления и требования подлежат обязательному исполнению администрациями мест лишения свободы. Для осуществления эффективной надзорной деятельности за исполнением законов администрациями исправительных учреждений необходима грамотная организация работы прокуратуры. Прокурору, осуществляющему надзор в рассматриваемой сфере, следует систематически анализировать статистические данные и другие материалы, оценивать состояние законности в каждом исправительном учреждении и в зависимости от результатов планировать проведение проверок. Ведь, именно такая форма осуществления надзора, как проверка соблюдения законности администрациями исправительных учреждений позволяет выявить и устранить нарушения, то есть сделать надзор эффективным. Неотъемлемой частью прокурорского надзора и одним из важнейших источников информации о состоянии материально-бытового, медико-санитарного обеспечения осужденных, законности привлечения к труду, наложении на последних взысканий за нарушение установленного порядка отбывания наказания и других условий режима исполнения (отбывания) наказания в виде лишения свободы является рассмотрение обращений осужденных. Формой реагирования на обращения осужденных также могут быть проверки. Проверки по широкому кругу вопросов каждого учреждения проводятся не реже одного раза в месяц. Это предписано Приказом Генерального прокурора РФ от 16 января 2014 г. N 6 «Об организации надзора за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих уголовные наказания, следственных изоляторов при содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений». Проверки могут быть организованы с привлечением специалистов разных профилей из других государственных учреждений. Например, проведение качественной проверки с привлечением специалистов МЧС, на соответствие противопожарному законодательству всех производственных и жилых объектов. Специфика организации прокурорской проверки состоит в многообразии объектов надзора, так как на территории одного исправительного учреждения располагаются различные хозяйственные постройки, производственные объекты: банно-прачечный комбинат, магазин и другие. Порядок, алгоритм и тактика проводимых проверок каждый раз может меняться что, несомненно, в большинстве случаев, приводит к эффективным результатам по выявлению нарушений закона. Следует отметить, что во всех исправительных учреждениях подвергнутых плановым проверкам проводятся контрольные проверки, с целью фактического устранения ранее выявленных нарушений. В целях устранения нарушений законов администрациями исправительных учреждений, прокурор принимает исчерпывающие меры, как правило, непосредственно на месте, в ходе проверки. В иных случаях, когда для устранения нарушения требуется время, финансовые затраты, прокурором вносятся акты прокурорского реагирования. Согласно Закону «О прокуратуре РФ» , предусмотрен месячный срок со дня поступления представления для принятия конкретных мер по устранению правонарушения, его причин и способствовавших его совершению условий. В этот же срок прокурор должен быть уведомлен в письменном виде о принятых мерах. Как показывает практика, наиболее результативно рассматриваются представления в присутствии прокурорских работников. В каждом случае проводится фактически оперативное совещание, на котором делает доклад каждый сотрудник, имеющий отношение к выявленным нарушениям, обсуждаются меры по противодействию совершению подобных нарушений закона в будущем. В конечном итоге, специализированным прокурорам необходимо рассчитывать, прежде всего, на обеспечение состояния законности, а не на количество выявленных нарушений. Нельзя обойти вниманием деятельность исправительных учреждений по применению мер взыскания к осужденным, которые нарушают установленный порядок отбывания наказания. Данное полномочие требует высоких профессиональных навыков со стороны сотрудников исправительного учреждения в оценке тяжести совершенного осужденным нарушения, его опасности для окружающих, обстоятельств, условий и мотивов его совершения. Даже в условиях очевидности нарушения требуется тщательный анализ ситуации, составление соответствующих документов, отобрание объяснений и т. п., которые подтверждали бы виновность привлекаемого к дисциплинарной ответственности . Прокурорский надзор здесь заключается в том, чтобы наложенное взыскание в отношении осужденного было объективным и соответствовало проступку. Поэтому прокуроры уделяют большое внимание наличию оснований для применения тех или иных мер взыскания. Например, если поступил осужденный отрицательной направленности, негативно влияющий на оперативную обстановку в учреждении, то прокурору необходимо оценить эффективность работы оперативных подразделений, своевременность обмена информацией с воспитательными и режимными подразделениями. Также, со стороны отделов безопасности подразделений исправительных учреждений ФСИН в максимально сжатые сроки должна поступать информация в воспитательный и оперативный отделы об отрицательных изменениях в поведении того или иного осужденного. Прокуратура своей деятельностью должна упреждать нарушения закона и возможное развитие негативных процессов в соблюдении осужденными установленного порядка отбывания наказания.

Глава I. Общая характеристика полномочий прокурора для осуществления прокурорского надзора

В пенитенциарных учреждениях РФ исполняются уголовные наказания и обеспечиваются назначенные судом меры принудительного характера, в специальных учреждениях содержатся под стражей лица, привлечённые к уголовной ответственности. Эта деятельность напрямую связанна с соблюдениями прав человека, общепризнанных принципов и правовых норм, закреплённых во Всеобщей декларации прав человека и Конституции РФ. Условия содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений не должны влечь неуважение к человеческому достоинству; нельзя допускать произвола и грубости со стороны сотрудников уголовно-исполнительных учреждений; следственных изоляторов, изоляторов временного содержания по отношению к осужденным и заключённым.

Поэтому не случайно надзор за исполнением органов и учреждений, исполняющих наказание в ст. 1 Закона о прокуратуре выделен в качестве самостоятельного направления деятельности прокуратуры. Тем самым подчёркнута его значимость для охраны прав и свобод граждан, защиты интересов общества и государства, повышения эффективности борьбы с преступностью.

Правовую основу анализируемого направления деятельности прокуратуры составляют гл.2 Конституции РФ, Закон о прокуратуре, Уголовный кодекс РФ, УПК РФ, УИК РФ, федеральный закон от 21.01.1993 г. № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» (в ред. от 22.08.2004 г.) и другие законы РФ, регулирующие исполнение наказаний, связанных с обращением к исполнению приговоров и иных судебных актов по уголовным делам.

Наряду с законодательством РФ в сфере исполнения уголовных наказаний и мер принудительного характера, а также содержания задержанных и заключённых под стражу действует целый ряд норм международного права.

К ним прежде всего следует относить Всеобщую декларацию прав человека, Международный пакт о гражданских и политических правах, Конвенцию против пыток и других жестоких, бесчеловечных иных унижающих человеческое достоинство видов обращения и наказания, Минимальные стандартные правила обращения с заключёнными, Свод принципов защиты всех лиц, подвергшихся задержанию или заключению в какой бы то ни было форме.

После того как Россия вступила в Совет Европы, она взяла на себя обязательство соблюдения таких международных пактов, как: Конвенция о защите прав человека и основных свобод, Европейская Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания и Европейские пенитенциарные правила, которые также являются законодательством, надзор, за исполнением которого обеспечивается органами прокуратуры.

К поднадзорным органам и учреждениям данной отрасли прокурорского надзора относятся:

исправительные учреждения уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ (далее УИС);

следственные изоляторы УИС Министерства юстиции;

следственные изоляторы органов Федеральной службы безопасности РФ;

уголовно-исполнительные инспекции органов внутренних дел;

изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел;

изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых Пограничных войск федеральной службы безопасности РФ.

Задачи осуществления прокурорского надзора конкретизированы в приказе Генерального прокурора РФ от 5.08.2003г. № 27 «Об организации прокурорского надзора за соблюдением законов при исполнении уголовных наказаний и содержаний подозреваемых и обвиняемых в следственных изоляторах».

Прокурорам субъектов Российской Федерации, городов, районов, военным прокурорам, прокурорам по надзору за законностью в исправительных учреждениях предписывается организовывать действенный надзор за соблюдением требований вышеуказанных законов и нормативных актов, регламентирующих исполнение и отбывание наказания. Прокурорский надзор нацелен на своевременное выявление, пресечение и предупреждение нарушений законности и режима содержания, прав и законных интересов лиц, находящихся в местах лишения свободы.

Существенным обстоятельством для уяснения вопроса раскрываемой темы является то, что при проверках состояния законности в исправительных и воспитательных колониях, следственных изоляторах особое внимание необходимо обращать на предупреждение фактов унижения человеческого достоинства, произвола, жестокого обращения по отношению к осуждённым и заключённым со стороны работников учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, необоснованного водворения в штрафные помещения, обеспечение гуманных условий содержания, соответствующих международным стандартным правилам обращения с заключёнными. Прокуроры обязаны организовывать жёсткий контроль за фактическим устранением выявленных нарушений законности.

Прокуроры не должны оставлять без реагирования факты неисполнения администрацией исправительных учреждений и следственных изоляторов требований прокуратуры.

В обязанность прокуроров входит постоянный анализ практики прокурорского надзора за законностью исполнения уголовных наказаний, материалов расследования уголовных дел о преступлениях, совершённых в исправительных и воспитательных колониях. Результаты этих обобщений должны использоваться для совершенствования организации и повышения эффективности прокурорского надзора.

В целях обеспечения законности и обоснованности, а также соблюдения сроков содержания граждан под стражей прокуроры обязаны проверять следственные изоляторы не реже одного раза в месяц. Проверки должны проводиться во взаимодействии с отраслевыми управлениями и отделами, а по их результатам должны приниматься меры к восстановлению нарушенных прав, немедленному освобождению незаконно содержащихся по стражей.

Осуществляя надзор за законностью выполнения оперативно розыскной деятельности (далее ОРД) в исправительных учреждениях и следственных изоляторах, прокуроры обязаны руководствоваться требованиями Законов об ОРД, приказами и указаниями Генерального прокурора РФ. Особое внимание они должны уделять законности проводимых мероприятий по своевременному выявлению и предотвращению преступных проявлений, раскрытию совершённых преступлений, пресечению недозволенных связей сотрудников уголовно исправительных служб с осужденными и заключёнными.

В практике изучаемой отрасли прокурорского надзора прокуроры в целях предупреждения массовых беспорядков, захвата заложников, умышленных убийств и иных преступных проявлений в местах лишения свободы активно применяют уголовно-правовые методы борьбы с нарушителями режима содержания.

К основным организационным формам рассматриваемой деятельности прокуроров относится:

постоянное осуществление надзора за законностью приказов, распоряжений и постановлений, издаваемых администрациями исправительных учреждений и следственных изоляторов, а также органами управления УИС, и незамедлительное опротестование в случае несоответствия закону;

осуществление регулярных проверок законности досрочного освобождения от отбывания наказания;

обеспечение чёткого взаимодействия в работе прокуратур по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях с территориальными прокуратурами, особенно в вопросах борьбы с преступностью;

обеспечение прокурорского надзора за исполнением наказания в виде лишения права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью (ст. 47 УК РФ), а также в виде обязательных работ (ст. 49 УК РФ), исправительных работ (ст. 50 УК РФ) путём требования от уголовно исполнительных инспекций принятия мер к повышению эффективности этих видов наказания;

обеспечение действенного надзора за соблюдением законов о порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан администрациями исправительных учреждений, следственных изоляторов, а также органами ФСИН России, в подчинении у которой находятся эти учреждения. Работа с поступающими жалобами должна рассматриваться как важнейшая составная часть деятельности по укреплению законности по исполнению уголовных наказаний, защите прав осужденных и заключённых. Прокуроры должны добиваться по каждому обоснованному обращению принятия исчерпывающих мер, решительно изживать проявления бюрократизма и волокиты; жалобы о наиболее серьёзных нарушениях проверять с выездом на место.

Таким образом, суть данного направления прокурорской деятельности состоит в осуществлении надзора за законностью деятельности администраций пенитенциарных и других учреждений и органов, связанной с исполнением наказаний или назначенных судом мер принудительного характера, а также администраций мест содержания задержанных и заключенных под стражу по исполнению соответствующих решений органов, ведущих уголовное преследование лиц, совершивших преступные деяния. Предмет прокурорского надзора определён в ст. 32 Закона о прокуратуре. Из её содержания можно определить три направления прокурорского надзора:

законность нахождения лиц в местах содержания задержанных, предварительного заключения, в уголовно- исполнительных и других учреждениях, исполняющих наказание;

соблюдение прав и обязанностей задержанных, заключенных под стражу, осужденных;

законность исполнения наказания, не связанного с лишением свободы.

Понятием законности нахождения лиц в указанных местах охватывается:

Законность водворения и содержания;

Соблюдение сроков содержания;

Законность освобождения из них.

В соответствии с ч.1 ст.5 Закона о содержании под стражей основанием содержания под стражей лиц, задержанных по подозрению в совершении преступления, является протокол задержания, составленный в соответствии с требованиями ст. 92 УПК РФ.

Основаниями исполнения наказаний и применения иных мер уголовно-правового характера являются приговор либо изменяющие его определение или постановление суда, вступившие в силу (ст. 7 УИК РФ).

Правовое положение осужденных определено в ст. 12 УИК РФ. Это права на получение информации о своих правах и обязанностях, о порядке и об условиях отбывания назначенного судом вида наказания; на вежливое обращение со стороны персонала учреждения (осужденные не должны подвергаться жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению); осужденные независимо от их согласия не могут быть подвергнуты медицинским и иным опытам, которые ставят под угрозу их жизнь и здоровье; на обращение с предложениями и заявлениями, жалобами к администрации или органу, исполняющему наказание; на охрану здоровья и т.д.

Предметом прокурорского надзора является также исполнение обязанностей осужденными. Основные обязанности осужденных предусмотрены ст. 11 УИК РФ. Так, осужденные должны исполнять установленные законодательством РФ обязанности граждан РФ; соблюдать принятые в обществе нравственные нормы поведения, требования санитарии и гигиены; соблюдать требования законов, определяющих порядок и условия отбывания наказания; выполнять законные требования администраций учреждений и органов, исполняющих наказания.

К предмету прокурорского надзора закон также относит соблюдения порядка и условий содержания в следственных изоляторах (далее – СИЗО) осужденных, подозреваемых и обвиняемых. Должностные лица этих учреждений и органов несут ответственность за обеспечение законности в их деятельности. Одинаково недопустимы как не предусмотренные законом ограничения прав осужденных и иных лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, так и предоставление им не основанных на законе льгот. Произвольное ужесточение или ослабление установленного законом порядка и условий содержания является превышением полномочий со стороны администрации мест предварительного заключения, влечёт протест осужденных, заключённых и нередко приводит к осложнениям обстановки в этих учреждениях.

Наряду с законностью водворения и содержания, соблюдением сроков содержания в предмет законности нахождения лиц в учреждениях исполнения наказания, изолятор временного содержания (далее - ИВС) и СИЗО входит также законность их освобождения из указанных учреждений.

Прокурор обязан незамедлительно освободить постановлением каждого, кто содержится в этих учреждениях без законных оснований.

Закон о прокуратуре выделил в качестве самостоятельной части предмета прокурорского надзора соблюдение прав и обязанностей осуждёнными, подозреваемыми и обвиняемыми. Этим закон подчёркивает правозащитную функцию прокуратуры, нацеливает её на всемерную охрану прав и законных интересов осужденных и иных лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, обязывает вскрывать и своевременно устранять допущенные в отношении их нарушения закона. Это требование к прокурорскому надзору вытекает из положений Конституции РФ и международно-правовых актов о защите прав и свобод человека и гражданина. Оно полностью относиться к осужденным, которые являются гражданами РФ и наделены правами и обязанностями с определёнными ограничениями, предусмотренными законодательством и приговором, а также условиями режима их содержания.

Правовой статус подозреваемых и обвиняемых определён в ст. 6 Закона о содержании под стражей. Подозреваемые и обвиняемые считаются невиновными пока их виновность не будет доказана в предусмотренном законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда. Они пользуются правами и свободами и несут обязанности, установленные для граждан РФ с ограничениями, предусмотренными вышеназванными законами и иными нормативными актами.

На территории РФ постоянно находится большое количество иностранных граждан, не обладающих дипломатическим иммунитетом, и лиц без гражданства, которые отбывают наказания по приговору суда за совершение преступления или содержаться в ИВС или СИЗО в связи с задержанием или заключением под стражу. Прокурор должен обеспечивать надзор за исполнением законов с тем, чтобы права и законные интересы и этой категории лиц строго соблюдались.

Прокурор должен помнить и обеспечивать безусловное исполнение закона, не допускающего дискриминацию подозреваемых и обвиняемых по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, место положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также по иным обстоятельствам.

Глава II. Полномочия прокурора для реагирования на нарушения закона, администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание

Для выполнения задач по обеспечению законности при исполнении уголовного наказания, содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых органы прокуратуры наделены необходимыми полномочиями, которые конкретизированы в ст. 33 закона о прокуратуре. Прокурор вправе:

Посещать в любое время органы и учреждения пенитенциарной системы, изоляторы временного содержания и следственные изоляторы;

опрашивать задержанных, заключенных под стражу, осуждённых;

знакомиться с документами, а также с оперативными материалами, на основании которых эти лица задержаны, заключены под стражу, осуждены;

требовать от администрации создания условий, обеспечивающих права задержанных, заключенных под стражу, осужденных, проверять соответствие законодательству РФ приказов, распоряжений, постановлений администрации и учреждений, указанных в ст. 32 Закона о прокуратуре, требовать объяснения от должностных лиц, вносить протесты и представления, возбуждать уголовные дела или производства об административных правонарушениях. До рассмотрения протеста действие опротестованного акта администрацией учреждения приостанавливается;

отменять дисциплинарные взыскания, наложенные с нарушением закона на лиц, заключенных под стражу, осужденных, немедленно освобождать их постановлением из штрафного изолятора, помещения камерного типа, карцера, одиночной камеры, дисциплинарного изолятора.

Прокурор или его заместитель обязан немедленно освободить своим постановлением каждого содержавшегося без законных оснований в учреждениях, исполняющих наказание.

Закон о прокуратуре подчеркивает, что прокурор может посещать, а значит, и проверять учреждения и органы, исполняющие наказание, ИВС и СИЗО в любое время, т.е. он определяет время посещения и характер проверки по своему усмотрению. Никакими формальными поводами для производства проверки прокурор не ограничен.

Органы прокуратуры проводят общие проверки как законности и обоснованности содержания, так и условий содержания лиц в данных учреждениях и организациях, исполняющих наказание. Общие проверки охватывают состояние законности в этих учреждениях по всему комплексу вопросов, которые входят в предмет надзора.

В то же время в практике прокурорского надзора проверки, как правило касаются отдельных сторон деятельности поднадзорных учреждений (обоснованности жалоб осужденных, законности применения специальных средств, оружия и др.).

По результатам проверки составляется справка, в которой отражаются все нарушения законности, порождающие их причины, способствующие им условия, конкретные предложения по их усмотрению, устанавливаются сроки выполнения. Меры по реализации итогов проверки определяются прокурором в зависимости от характера выявленных нарушений законности и их распространённости. При последующих проверках прокурор осуществляет систематический контроль за исполнением администрацией внесённых им ранее предложений.

Изучая приговоры, определения, постановления, прокурор проверяет законность нахождения лиц в местах содержания задержанных, предварительного заключения, уголовно-исполнительных учреждениях.

Если прокурор приходит к выводу о незаконности и необоснованности приговора (непричастность осужденного к совершённому преступлению, неправильная квалификация его деяния и др.), он ставит вопрос перед соответствующим прокурором о пересмотре приговора в порядке надзора.

Прокурор наделён полномочиями проверять соответствие закону правовых актов, относящихся, по существу, ко всей деятельности учреждений и органов, исполняющих наказание и другие меры принудительного характера. При этом прежде всего необходимо обращать внимание на соответствие законам приказов, распоряжений и постановлений администрации, в которых регламентируется порядок и условия содержания осужденных, задержанных, а также на исполнение требований закона о привлечении осужденных к труду, об охране труда и технике безопасности, о проведении с осужденными воспитательной работы, их общем образовании и профессиональном обучении, применении к осужденным мер поощрения и взысканий.

Важным средством предупреждения нарушений законности в деятельности учреждений и органов, исполняющих наказание, является санкционирование прокурором некоторых действий администрации. Санкционирование прокурора требуется только тогда, когда это предусмотрено законом. В таких случаях санкция является дополнительной гарантией законности действия администрации, затрагивающих наиболее существенные права и законные интересы осужденных. Так, получение санкции предусмотрено: на оставление в следственном изоляторе или тюрьме осужденного к лишению свободы для производства следственных действий по делу о преступлении, совершённым другим лицом; на перевод осужденного из уголовно-исполнительного учреждения в следственный изолятор в связи с производством следственных действий и другие.

В соответствие с ч. 2 ст. 32 Закона о содержании под стражей размещение подозреваемых и обвиняемых в одиночных камерах на срок более одних суток допускается по мотивированному постановлению начальника места содержания под стражей, санкционированному прокурором. При этом закон оговаривает случаи, когда не требуется санкция прокурора.

Наряду с перечисленными полномочиями закон наделяет прокурора правом требовать объяснения от должностных лиц. Объяснения могут быть даны как устно, так и в письменной форме. Они могут касаться, в частности, обстановки, мотивов издания противозаконного приказа, распоряжения, а также других обстоятельств, связанных, с нарушением закона в деятельности администрации.

Выяснение причин и условий, способствовавших нарушениям законности, имеет значение для принятия прокурором эффективных мер по устранению допущенного нарушения и правильной правовой оценки действий представителей администраций, допустивших нарушение закона.

Требования прокурора могут быть направлены на немедленное устранение выявленных нарушений закона, на восстановление прав и законных интересов осужденных, на пресечение незаконных действий администрации.

Прокуроры должны остро реагировать на факты превышения служебных полномочий со стороны представителей администрации мест лишения свободы, попустительства в отношении злостных преступников, плохой организации труда, бытовой неустроенности осужденных, отсутствия надлежащего медико-санитарного обеспечения, низкого уровня индивидуально-воспитательной работы и т.д.

Если на выполнение требований прокурора об устранении выявленных нарушений необходимо определённое время, прокурор устанавливает срок их исполнения.

В случае несогласия с тебованиями прокурора администрация мест исполнения наказания может обжаловать их вышестоящему прокурору чкрез свои вышестоящие органы. Такое обжалование не приостанавливает исполнение требований прокурора. При этом обязательному исполнению подлежат только те требования, которые касаются правил отбывания наказания, установленных уголовно- исполнительным законодательством.

Законом не установлена форма требований прокурора. Они могут быть выражены как в устной, так и в письменной форме. Требования и предложения прокурора могут содержаться в акте, составленном по итогам общей или проверки учреждения или органа, исполняющего наказания, в постановлении, служебной записке или письме. Правовая сила этих документов такова, что их невыполнение влечёт те же последствия, что и невыполнение требований, содержащихся в протесте или представлении прокурора.

Установив незаконное и необоснованное наложение дисциплинарного взыскания, прокурор отменяет его постановлением, в связи с чем оно теряет силу и не имеет никаких правовых последствий для лица, подвергнутого этой мере воздействия. В случае незаконного содержания заключённых под стражей, осужденных в штрафном изоляторе, помещении камерного типа, карцере, одиночной камере, дисциплинарном изоляторе прокурор на месте выносит постановление об их освобождении из этих помещений, которое подлежит немедленному исполнению администрацией следственного изолятора, исправительной или воспитательной колонии.

Подводя итоги можно сказать, что полномочия прокурора по указанному направлению прокурорской деятельности носят властно-распорядительный характер, их реализация прокурорами позволяет реально обеспечить права и свободы лиц, отбывающих наказание.

Глава III. Ответственность администраций учреждений и органов, исполняющих наказание за невыполнение требований прокурора

Правовые гарантии выполнения требований прокурора администрациями учреждений и органов, исполняющих наказания нашли закрепление в ст. 34 Закона о прокуратуре. Данная статья гласит: «Постановления и требования прокурора относительно неисполнения установленных законом порядка и условий содержания задержанных, заключенных под стражу, осужденных, подлежат обязательному исполнению администрацией, а также органами, исполняющими приговоры судов в отношении лиц, осужденных к наказанию, не связанному с лишением свободы».

В ст. 22 УИК РФ говорится, что прокурорский надзор за соблюдением законов администрациями учреждений и органов, исполняющих наказания, осуществляется Генеральным прокурором и подчинёнными ему прокурорами в соответствии с Законом о прокуратуре.

Согласно ч.2 ст. 51 Закона о содержании под стражей администрация мест содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых обязана выполнять постановления соответствующего прокурора, касающегося порядка содержания под стражей.

Закрепление в законе обязанности исполнения постановлений, требований прокурора является важным условием действенности прокурорского надзора за соблюдением законности при исполнении наказаний и других мер принудительного характера, обеспечивает прокурору возможность эффективность и предупреждать нарушения закона, прав и законных интересов, арестованных, осужденных.

Прокуроры наделены особыми властно-распорядительными полномочиями: их постановления и требования подлежат исполнению органами и должностными лицами, которым они адресованы, независимо от того, были они обжалованы или нет. Однако эти требования распространяются только на прокурорские акты, по содержанию относящиеся к такому элементу предмета прокурорского надзора, который касается исполнения установленных законом порядка и условий содержания задержанных, заключенных под стражу, осужденных. Закон определил также учреждения и органы, которые обязаны исполнять указанные акты прокурора: администрации мест содержания задержанных, следственных изоляторов, исправительных колоний, тюрем, воспитательных колоний, специальных учебно-воспитательных учреждений; органы, исполняющие приговоры судов в отношении лиц, осужденных к мерам наказания, не связанным с лишением свободы.

Администрации учреждений и органов, исполняющих наказания и другие меры принудительного характера, могут обжаловать посановления и требования надзирающего прокурора вышестоящему прокурору. Однако это не приостанавливает исполнение постановлений и требований прокурора, поскольку они касаются исполнения установленных законом порядка и условий содержания задержанных, заключенных под стражу, осужденных.

Прокурор правомочен также в случае, если компетентные органы и должностные лица не исполняют требования прокурора, после выяснения причин такого неисполнения вносить представление вышестоящему прокурору о принятии мер по отношению к конкретным должностным лицам через вышестоящий орган ФСИН России.

Неисполнение требований пркурора, вытекающих из его полномочий, является нарушением законности и в силу ст. 6 Закона о прокуратуре влечёт установленную законом ответственность. Неисполнение должностным лицом требований закона об устранении выявленных нарушений, их причин и условий, способствующих им, если это привело к существенному нарушению прав и законных интересов граждан либо охраняемых законом интересов общества и государства, рассматривается как преступная халатность, либо злоупотребление должностным положением, либо превышение должностных полномочий. В тех случаях, когда в действиях (бездействии) должностного лица отсутствуют признаки преступления, прокурор может возбудить против данного лица административное производство за невыполнение законных требований прокурора (ст.17,7 КоАП РФ).