Проверка земель сельскохозяйственного назначения у физического лица. Государственный земельный надзор. Что такое правовая охрана земель

Принятый в 2001 году ЗК РФ установил определенные правила на внутреннем рынке земли. Существующий порядок проведения проверок исполнения действующего земельного законодательства описан в . В 2011 году Минюстом был издан , который утвердил регламент данных проверок.

Существует два вида проводимых проверок, которые выполняют органы надзора - плановые и внеплановые. Первые проводятся в соответствии с разработанным и утвержденным графиком не реже одного раза в три года . Они должны согласовываться с органами прокуратуры. Основная цель проведения таких проверок - контроль за соблюдением норм действующего законодательства в сфере регулирования земельных отношений.

В число объектов контроля входят права на земельные участки и их использование юридическими и физическими лицами. Службы надзора за исполнением земельного законодательства не должны допустить самовольного захвата участков. На них возлагается ответственность контроля за рациональным использованием земельных ресурсов и их экологической безопасностью. Следят они и за , рекультивацией, использованием земель по определенному в . Нарушение земельного законодательства, действующего в стране, влечет за собой , которая определяется в соответствии с УК и КоАП РФ.

В ходе проверок выявляются нарушения и формируется их доказательная база. Процедуру проведения всех видов проверок можно подразделить на три этапа :

  • подготовительный;
  • проведение проверки;
  • формирование результатов проверки.

Проводятся все проверки на основании распоряжения руководителя надзорной организации . Выявленные в ходе них нарушения оформляются в форме протокола, который подписывается представителями проверяющей и контролируемой стороны. По итогам проведенных проверок и выявления нарушений, проверяемой стороне выносится Постановление с перечнем обнаруженных нарушений , которые необходимо устранить в определенные документом сроки.

Разработка ежегодного плана проверки

График плановых проверок составляется ежегодно . В перечень проверок входят все субъекты РФ. Порядок разработки документов, связанных с плановыми проверками описан в Положении о государственном земельном надзоре. Этот документ утверждается Правительством РФ. В сфере внимания надзорных органов может оказаться как , так и исполнение его юридическими лицами.

Основания проведения внеплановых проверок

Внеплановые проверки не входят в состав ежегодного плана. Статья 71.1 ЗК РФ разрешила проводить такого рода проверки без согласования с прокуратурой. Но принятый позже ФЗ ограничил возможность проведения внеплановых проверок без согласования с прокуратурой только для тех случаев, когда они проводятся по заявлению о . Такие проверки носят уведомительный характер. Поводом для проверки могут служить обращения граждан или юридических лиц, заявляющих органам надзора о фактах нарушения законодательства.

Порядок проведения таких проверок описан в . Согласование их проводится аналогично порядку, предусмотренному для ежегодных плановых проверок. Проводится внеплановая проверка на основании распоряжения руководителя надзорной организации, которое имеет типовую форму. Образец распоряжения можно найти на сайте ФС.

Предметы внеплановой проверки описаны статей 10 ФЗ № 294 . Не требуется согласовывать такого рода мероприятия с органами прокуратуры по основаниям, описанным в пункте 2 статьи 10 данного ФЗ . К исключительным случаям относятся заявления граждан о нарушении их прав потребителей. О проведении такой проверки прокуратура лишь информируется.

Порядок проверки соблюдения требований земельного законодательства

В основании любой проверки лежит нормативная база, которой руководствуются в её проведении. Органы, осуществляющие надзор за соблюдением земельного законодательства, в своей деятельности руководствуются Земельным Кодексом РФ. Он является основополагающим документом в этой правовой сфере.

Любой план проверки составляется с учетом типа и категории земель, его формы собственности, целевого назначения и ряда других факторов. Разработка плановых мероприятий происходит в несколько этапов:

  1. Назначение ответственного лица за разработку графика и плана проведения проверок. Оформляется оно приказом руководителя надзорного органа, в котором указывается должность, Ф.И.О. ответственного лица, срок выполнения и описание задачи.
  2. Проверка и согласование. Документ проверяется руководителем надзорного органа или назначенными им для этого лицами, после чего план проверок согласуется с органами прокуратуры соответствующего территориального образования.
  3. Внесение в единую базу всероссийского реестра.
  4. Назначение ответственных лиц за проведение плановых проверок.
  5. Оформление приказа и распоряжения о проведении плановой проверки.
  6. Проведение проверок , выявление нарушений.
  7. Составление актов проверок , вынесение Постановлений об устранении фактов нарушения.
  8. Проверка выполнения Постановления.
  9. Составление документов на взыскание с виновных лиц.

Проводится плановая выездная проверка соблюдения земельного законодательства на основании распоряжения. Лица, проводящие проверки, назначаются приказом руководителя надзорного органа.

Пример по проверке соблюдения требований земельного законодательства

В ходе проверки соблюдения земельного законодательства в Калининградской области было выявлено 356 фактов самовольного захвата земель и постройки на них незаконных сооружений. На основании обнаруженных в ходе проверок нарушений, было принято решение об изъятии земель и сносе незаконно возведенных на них построек.

Заключение

  • Контроль над соблюдением земельного законодательства осуществляется .
  • Порядок проведения проверок определен статьей 71.1 ЗК РФ. А их продолжительность и частота — в Административном регламенте.
  • Все виды проверок согласовываются с прокуратурой.

Наиболее популярные вопросы и ответы на них по проверке соблюдения требований земельного законодательства

Вопрос: Здравствуйте, меня зовут Алексей. Я являюсь директором небольшой компании, занимаемся мы поставкой канцелярских принадлежностей.Дело в том, что пришедшая на предприятие комиссия для проверки использования земель не дает расслабиться уже третью неделю. В распоряжении указывался срок проверки 10 дней . Скажите, имеют ли право члены комиссии превышать сроки своих проверок? Предприятие является ООО с 52 сотрудниками .

Ответ: Добрый день, Алексей.Общий срок проведения проверок имеет свои ограничения. Определяются они Административным регламентом. Для объектов малого предпринимательства он установлен в 20 рабочих дней или 50 часов . Для микропредприятия — 15 часов . Отсчет времени проверки начинается с момента её начала и заканчивается составлением акта. Этот показатель устанавливается в совокупности за 1 год .

Сложные проверки имеют более длительные сроки. Продлить их может главный инспектор, но не больше чем на 20 дней для малых предприятий и 15 дней для микро. Если юридическое лицо ведет свою деятельность в различных регионах страны, сроки проверки устанавливаются отдельно для каждого филиала компании.

  1. Вопрос 1. Могут ли проверить, в рамках плановой проверки, мои земельные участки, находящиеся в разных регионах Российской Федерации?

    Ответ:

    В соответствии с пунктом 2 Положения о государственном земельном надзоре, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 02.01.2015 № 1 (далее – Положение), государственный земельный надзор осуществляется Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии, Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору и Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и их территориальными органами.

    В соответствии с пунктом 8 Положения, территориальные органы Россельхознадзора разрабатывают ежегодные планы проведения плановых проверок независимо друг от друга в отношении территории субъекта Российской Федерации, в котором указанные органы осуществляют свою деятельность.

  2. Вопрос 2. Какие меры принимаются к нарушителям земельного законодательства за неисполнение предписания?

    Ответ:

    В соответствии с пунктом 25 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) невыполнение в установленный срок предписаний федеральных органов, осуществляющих государственный земельный надзор, в том числе в отношении земель сельскохозяйственного назначения, или их территориальных органов об устранении нарушений земельного законодательства влечет наложение административного штрафа

    на граждан в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей;

    на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет;

    на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

    Повторное неисполнение предписание, согласно пункту 26 статьи 19.5 КоАП РФ влечет наложение административного штрафа

    на граждан в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей;

    на должностных лиц - от семидесяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет;

    на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.

  3. Вопрос 3. На все ли земли сельскохозяйственного назначения распространяются полномочия Россельхознадзора?

    Ответ:

    Согласно пункту 4 Положения о государственном земельном надзоре, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 02.01.2015 № 1, пункту 5.1.2 Положения о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 327, а также подпункту и) пункта 6 Вопросов Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2004 № 201, Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору осуществляет государственный земельный надзор в отношении земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

  4. Вопрос 4. Я стал свидетелем правонарушений! Соседний участок из земель сельскохозяйственного назначения вообще не используется, зарастает кустарниками, древесной растительностью, на части участка расположена свалка. Прошу принять меры.
    или
    В Калужской области на земельном участке сельскохозяйственного назначения вблизи деревни Добринка происходит незаконная разработка карьера по добыче общераспространенных полезных ископаемых.

    Ответ:

    В соответствии с п. 4 Положения о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 327, Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору осуществляет свою деятельность в т.ч. через свои территориальные органы.
    В связи с чем, Вам необходимо обратиться в соответствующее территориальное управление Россельхознадзора. В приведенном примере это - Управление Россельхознадзора по Калужской области http://www.rsn.kaluga.ru/ .

  5. Вопрос 5. В отношении меня вынесено постановление о назначении административного наказания по ч.2 ст. 8.7 КоАП РФ, я категорически не согласен с ним, как я могу его обжаловать?

    Ответ:

    Порядок обжалования постановления по делу об административном правонарушении регламентирован главой 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

  6. Вопрос 6. Где можно получить заключение о результатах проведения государственного земельного надзора, подтверждающих отсутствие фактов неиспользования земельных участков по целевому назначению или их использования с нарушением законодательства Российской Федерации, либо о наличии таких фактов?

    Ответ:

    Выдача Россельхознадзором непосредственно заключений по результатам государственного земельного надзора законодательством не установлена.
    Информацию об осуществлении Россельхознадзором государственного земельного надзора в отношении земельного участка можно получить в соответствующем территориальном управлении Россельхознадзора по месту нахождения земельного участка с предоставлением информации о земельном участке (кадастровый номер (при наличии), местоположение земельного участка).
    В соответствии с Положением о государственном земельном надзоре, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 02.01.2015 № 1, Россельхознадзором государственный земельный надзор осуществляется в отношении земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
    Действие указанного закона не распространяется на относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения садовые, огородные земельные участки, земельные участки, предназначенные для ведения личного подсобного хозяйства, гаражного строительства (в том числе индивидуального гаражного строительства), а также на земельные участки, на которых расположены объекты недвижимого имущества.

  7. Вопрос 7. Куда следует обратиться в случае обнаружения борщевика сосновского, кто уполномочен на борьбу с этим растением?

    Ответ:

    В случае обнаружения борщевика Сосновского на земельном участке граждане Российской Федерации вправе обратиться с такими сведениями в соответствующие органы местного самоуправления для принятия мер в установленном законодательством порядке.
    При обнаружении данного сорного растения на земельном участке сельскохозяйственного назначения, оборот которого регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», граждане также могут обратиться в территориальное управление Россельхознадзора по месту нахождения такого земельного участка.
    При этом следует отметить, что согласно пункту 2 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, в том числе борщевиком Сосновского.
    В случае выявления территориальными управлениями Россельхознадзора нарушений, выразившихся в невыполнении установленных требований, к нарушителю земельного законодательства принимаются предусмотренные законодательством Российской Федерации меры по пресечению и устранению последствий выявленных нарушений.

Одной из важнейших проблем для нашей страны всегда было решение аграрного вопроса. Образно выражаясь, в России «рамки аграрного вопроса гораздо шире площади обрабатываемых земель». Однако и с самой площадью обрабатываемых земель возникают серьезные проблемы. Прельстившись возможностью приобрести в собственность сельскохозяйственные угодья, граждане спешно приватизировали земельные паи, но рассматривать их стали не как средство для производства сельхозпродукции, а как возможность долгосрочного вложения капитала. А дальше возникла вполне ожидаемая ситуация - необрабатываемые «инвестиции» начали зарастать деревьями и кустарником, превращаясь в молодые леса, где владелец может заблудиться, отыскивая свой надел. Вот и получается, что площадь сельхозугодий большая, а обрабатывается по факту лишь малая их часть.
Поэтому одной из задач Управления Россельхознадзора стало выявление неиспользуемых земель и вовлечение их в сельскохозяйственный оборот. С этой целью инспекторами отдела земельного надзора проводятся проверки соблюдения требований земельного законодательства юридическими и физическими лицами на принадлежащих им землях сельскохозяйственного назначения.
Однако, как показала практика инспекторской работы, «бичом полей» являются не только сорняки и кустарник, заполоняющие пашни. Куда тяжелее порой преодолеть «барьер нерадивости» владельцев, не желающих приводить в порядок свои земли. Одно из наиболее распространенных нарушений, выявляемых на территории Тверской и Псковской областей - это неисполнение предписаний, выданных Управлением Россельхознадзора по результатам проверок состояния земель сельскохозяйственного назначения. На текущий момент в Тверской области не исполнено 285 предписаний надзорного органа, а в Псковской области - 112.
Предписание выдается владельцу в случае выявления нарушений земельного законодательства, например, зарастания древесно-кустарниковой и сорной растительностью, захламления земель бытовым и строительным мусором, отходами лесозаготовок. В этом случае Управлением Россельхознадзора собственнику назначается административное наказание в виде штрафа и выдается предписание, содержащее перечень обязательных мероприятий (расчистка от зарастания, распашка), которые должны быть проведены собственником в определенный срок, по истечении которого инспектор проверит их выполнение во время внеплановой проверки по исполнению требований предписания. Если земли не приведены в порядок, инспектором составляется административный протокол по части 1 статьи 19.5 КоАП РФ (неисполнение требований законного предписания должностного лица), и дело передается в мировой суд, который определяет меру наказания за неподчинение требованиям надзорного органа. Как правило, суд принимает решение о назначении административного наказания в виде штрафа. А нерадивому владельцу Управлением Россельхознадзора выдается новое предписание, исполнение которого также ставится на контроль.
Однако на практике приходится видеть, что землевладельцев не пугает ни повторный визит инспектора на участок, ни следующее за этим административное наказание в виде штрафа. Большинство лиц, как юридических, так и физических, не спешат проводить раскорчевку и распашку своих угодий, превратившихся в залежи. Оплата штрафа представляется им достаточной мерой, «искупающей» дальнейшую бездеятельность, тем более что суммы этих штрафов относительно невелики. Так, за нежелание приводить в порядок участок в несколько десятков гектаров, беспечный аграрий заплатит от 300 до 500 рублей.
Таким любителям «откупаться» за копейки от земли-кормилицы хочется напомнить, что пахотные земли - это национальное богатство, обеспечивающее нам пропитание и жизнь. Нельзя допускать зарастания пашен сорными растениями и деревьями, так как это может привести к их утрате. Да и основной целью государственного земельного надзора является не наложение административного штрафа, а устранение нарушений, возврат в оборот сельскохозяйственных земель.
Практика государственного земельного надзора показывает, что нередки случаи, когда за неисполнение предписания собственники наказываются неоднократно. Так, Управлением Россельхознадзора трижды выдавались предписания Администрации МО «Бологовский район » с требованием провести мероприятия по устранению захламления и загрязнения нефтепродуктами земель сельхозназначения в районе села Ильятино, которые систематически не исполнялись. Дело дважды передавалось Управлением Россельхознадзора в Мировой суд города Бологое. Суд признал Администрацию МО «Бологовский район » виновной в совершении правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ, и назначил в обоих случаях административное наказание в виде штрафа в размере 10 тыс. рублей. И только во время третьей внеплановой проверки по исполнению требований предписания Администрация МО «Бологовский район » представила проектную документацию по рекультивации нарушенных земель.
Аналогичная ситуация сложилась в Рамешковском районе с Сельскохозяйственным производственным кооперативом «Перелом ». На земельных участках в районе деревни Ведное, кооперативом проводились работы по заготовке древесины, в результате чего образовалась свалка порубочных остатков площадью 80 га. Управлением Россельхознадзора неоднократно выдавались предписания, обязывающие организацию ликвидировать захламление, однако свалка древесины полностью не убрана до сих пор. Мировым судом Рамешковского района организации дважды назначались административные наказания в виде штрафов в размере 10 тыс. рублей за неисполнение предписаний. Председатель СПК «Перелом » объясняет неисполнение предписаний отсутствием техники и нехваткой рабочей силы. При этом следует отметить, что ходатайств о переносе сроков исполнения предписаний в Управление Россельхознадзора от СПК «Перелом » не поступало. В настоящее время организация уведомлена о проведении очередной внеплановой проверки по исполнению требований предписания.
Есть подобные прецеденты и в соседних областях, подконтрольных Управлению Россельхознадзора. Так, мировой суд Пушкиногорского района Псковской области вынес в июле 2013 года решение о назначении административного наказания в виде штрафа собственнику земель сельхозназначения, которому уже дважды выдавались предписания по факту зарастания земель древесно-кустарниковой растительностью. При проведении очередной внеплановой проверки было выявлено, что расчистка земель опять не произведена. Собственнику выдано новое предписание, а административные документы были переданы в мировой суд, который назначил наказание в виде штрафа в размере 900 рублей за неустранение зарастания трех земельных участков общей площадью около 18 га в районе деревни Федьково Пушкиногорского района Псковской области.
Подобная история произошла и в Псковском районе, где заросло деревьями и кустарником почти 25 га пахотных земель вблизи деревень Патрово и Подборовье. Собственнику также дважды выдавались предписания, а в апреле 2013 года по результатам очередной внеплановой проверки выдано третье предписание по той же причине, и дело передано в Мировой суд Псковского района Псковской области. За неисполнение требований предписания по устранению зарастания восьми земельных участков решением суда собственнику назначен штраф в размере 3200 рублей.
Конечно, иногда существуют объективные причины, препятствующие исполнению в срок установленных предписанием мероприятий. Поздняя весна 2013 года и высокий снежный покров помешали некоторым собственникам привести в порядок свои земли. Также есть участки, на которые из-за весенних паводков трудно пройти сельскохозяйственной технике, да и большие площади сельхозземель подчас требуют больших материальных затрат. В этом случае у собственника есть возможность подать ходатайство о перенесении сроков исполнения предписания, которое будет рассмотрено Управлением Россельхознадзора. Но не следует думать, что все ходатайства непременно будут удовлетворены. На отсрочку может рассчитывать собственник, приступивший к выполнению мероприятий, но не успевший закончить их к назначенному сроку, или землевладелец, попавший в форс-мажорные обстоятельства. Нерадивому хозяину, постоянно ссылающемуся на материальные трудности и отсутствие времени, лучше подумать, как правильно распорядиться своими угодьями. Иногда лучше оценить свои возможности по использованию находящихся в собственности земель сельскохозяйственного назначения и принять решение об отказе от участков. «Отказные » земли перейдут в фонд перераспределения и будут предложены местной администрацией тем, кто сможет обеспечить достойный уход и надлежащее использование земель.
Немало упреков приходится выслушивать порой инспекторам отдела земельного надзора от общественности по поводу сумм штрафов, назначаемых за нарушения земельного законодательства, да и из представителей прессы только ленивый не «прошелся» по этой теме. «Триста рублей за лес на пашне??? », «Россельхознадзор «напугал» владельца 50 гектаров угодий мизерным штрафом», - какими только заголовками не пестрят сайты известных изданий!
В связи с этим хочется напомнить, что штрафы за то или иное нарушение земельного законодательства назначаются в соответствии с Кодексом об Административных Правонарушениях, изменение статей которого находится вне компетенции Управления Россельхознадзора. Однако не следует думать, что, прикрываясь Кодексом, государственный земельный надзор не встанет на защиту вверенных ему земель. Так, в 2013 году Управлением инициирована практика по направлению в судебные органы исков о понуждении к исполнению предписаний недобросовестных правообладателей земельных участков. Судебные органы обладают более широким спектром административно-правового воздействия (включая возможность уголовной ответственности), что стимулирует нарушителей к своевременному принятию мер по приведению земель в надлежащее состояние.
В заключение следует сказать, что борьба надзорных органов за возрождение заросших земель небезуспешна, о чем свидетельствуют итоги работы Управления Россельхознадзора в первом полугодии текущего года. Так, за этот период возвращено в оборот 6,667 тыс. га земель сельскохозяйственного назначения вследствие исполнения 62 предписаний. Также по результатам проведенных проверок инспекторами отдела земельного надзора выдано 330 новых предписаний, исполнение которых поставлено на контроль. Одновременно с этим по Тверской области составлено 123, а по Псковской -120 протоколов по неисполнению требований предписаний, которые будут направлены Управлением Россельхознадзора в мировые суды.
Завершается летняя пора и совсем немного времени осталось до начала сезона проливных дождей и осенней распутицы. Размытые дороги и подтопленные подходы к земельным участкам скоро создадут дополнительные трудности для обработки сельхозугодий и расчистке их от замусоривания и зарастания. Не пора ли владельцам использовать последние погожие деньки для работы на своих наделах, чтобы вслед за желтыми осенними листьями и печальным клином журавлей не «полетела» в мировые суды вереница писем с административными протоколами Управления Россельхознадзора?
В конце концов пора принять решение - исполнить предписание, или отказаться от земли.

Последние новости Тверской области по теме:
Исполнить предписание или отказаться от земли?

В связи с распоряжением МВД России «О комплексе дополнительных мер по предупреждению распространения новой коронавирусной инфекции» отделом пенсионного обслуживания ЦФО УМВД России по Тверской области временно приостанов
УМВД Тверской области
25.03.2020 Преступления, связанные с семейно-бытовыми проблемами, к сожалению, не редкость.
УМВД Тверской области
25.03.2020

27 марта 2020 года в следственном управлении Следственного комитета Российской Федерации по Тверской области состоится прием граждан по вопросам ненадлежащего оказания медицинской помощи, а также выявления и пресечения преступлений,
Следственный комитет
25.03.2020

В соответствии с действующим законодательством создание и ведение официального сайта образовательной организации в сети «Интернет» относится к ее компетенции.
Прокуратура Тверской области
25.03.2020

Время чтения: 6 минут

В соответствии с отечественным законодательством, земля и ее ресурсы являются основным достоянием народа. Также она имеет особую социальную ценность как недвижимость. Чтобы контролировать справедливое распределение и целевое использование земель, ведется государственный земельный надзор. Рассмотрим, что он собой представляет и каким образом реализуется.

Понятие надзора

Под государственным земельным надзором понимают деятельность уполномоченных государством органов, направленную на предупреждение, выявление и пресечение нарушений требований земельного законодательства РФ. При этом не имеет значения, кто совершает такие правонарушения: государственные или муниципальные органы, юридические или физические лица.

Земельный контроль – это важная управленческая функция. Он применяется в отношении правовых положений, за нарушение которых предусмотрена административная и иная ответственность. К основным его задачам можно отнести:

  • организацию и проведение проверок;
  • принятие предусмотренных законодательством мер по наблюдению за исполнением земельных норм;
  • анализ текущей ситуации;
  • прогнозирование их исполнения в дальнейшем.

Земельный надзор и контроль за использованием земель направлены также на принятие мер по пресечению и устранению негативных последствий, которые возникли в результате правонарушения. Эта традиционное правовое средство уже многие годы существует в Российской Федерации.

Уполномоченные органы и поднадзорные лица

Функция контроля возложена на уполномоченные Правительством государственные органы, а также их должностных лиц. Рассмотрим детальнее, кто осуществляет государственный земельный надзор в 2020 году:


Должностным лицам, которые имеют право исполнять контролирующую функцию, выдается подтверждающее удостоверение.

Всю информацию относительно исполнения их обязанностей можно получить в территориальных подразделениях перечисленных органов при личном посещении, по телефону или на официальных веб-ресурсах, к которым относится:

  • федеральная государственная информационная система «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» .

Методы осуществления контроля

Результаты деятельности Росреестра

По результатам произведенного контроля сотрудники органов Росреестра составляют акт проверки. В случае выявления каких-либо нарушений к нему прилагается предписание об устранении данных нарушений с указанием сроков, отведенных на их ликвидацию.

В отношении виновных лиц составляется протокол об административном правонарушении.

Особенности муниципального контроля

Как отмечалось выше, существует несколько видов земельного надзора. Для начала выясним, что такое муниципальный земельный контроль. Он представляет собой деятельность органов местного самоуправления по отслеживанию соблюдения требований законодательства в сфере земельных правоотношений. Придерживаться этих норм обязаны все:

  • органы государственной власти и местного самоуправления;
  • юридические лица;
  • граждане;
  • индивидуальные предприниматели.

Предмет муниципального земельного контроля – это соблюдение перечисленными категориями лиц и организаций установленных требований законодательства на конкретно взятой территории и выполнение предписаний органов государственного надзора. Объектами проверки являются не только земельные участки, но и их части, расположенные в пределах компетенции муниципального контролирующего органа.

Муниципальный контроль за использованием земель осуществляется согласно нормам федерального законодательства и положениям местных нормативно-правовых актов. Он вверен органам местного самоуправления территориальных единиц:

  • округа, если объекты расположены в его границах;
  • поселений, в случае, когда объекты находятся в пределах городских поселений;
  • муниципального района, если объект расположен на межселенной территории или в пределах сельских поселений, которые входят в состав данного района.

Права и обязанности органов муниципального надзора

Земельный контроль органами местного самоуправления проводится с целью сбора наиболее полных и актуальных данных, которыми в дальнейшем смогут воспользоваться другие государственные органы для пресечения земельных правонарушений. Благодаря этим действиям обеспечивается рациональное использование природных ресурсов, а процедура учета и контроля становится максимально прозрачной и открытой.

Органы местного самоуправления городского округа осуществляют земельный надзор путем реализации своих полномочий, в круг которых входит:

  • соблюдение норм использования земель, их целевого назначения;
  • исключение и их использования без необходимой документации;
  • сбор достоверной информации о состоянии участков;
  • предотвращение порчи земель сельскохозяйственного назначения;
  • совершение действий, направленных на улучшение угодий;
  • расстановка и обеспечение сохранности знаков размежевания;
  • контроль за исполнением предписаний по устранению правонарушений;
  • приведение участков в состояние, позволяющее использовать их согласно целевому назначению.

Процедура осуществления контроля

Порядок проведения муниципального надзора предполагает осуществление инспекторских проверок согласно установленному плану работ. Основанием для этого служит распоряжение руководства уполномоченного органа.

Внеплановые мероприятия могут проводиться в случае:

  • обнаружения данных, которые подтверждают факт нарушения земельного законодательства;
  • необходимости проверки выполнения предписаний;
  • получения от государственных органов или местной администрации, физических или юридических лиц сведений о нарушении норм земельного законодательства.

Согласно регламенту, муниципальный земельный контроль в отношении физических лиц проводится не чаще, чем раз в два года. Проверки юридических лиц осуществляются по истечении срока, отведенного на устранение нарушений, или при поступлении сведений о совершаемом правонарушении.

Как отмечалось выше, проверки проходят в соответствии с установленным планом, который утверждается на определенный год. План проверок физических лиц по муниципальному земельному контролю, а также юридических лиц, составляют местные органы власти.

По результатам проверки составляется акт. В нем содержится информация о виновности или невиновности проверяемых лиц, а также о привлечении их к административной ответственности.

В качестве дополнений к акту могут прилагаться фотографические таблицы, замеры площади и другие доказательства, подтверждающие факт правонарушения.

Для эффективного выполнения своих обязанностей уполномоченные органы составляют проверочные листы по муниципальному земельному контролю. В этот документ входит список вопросов, ответы на которые следует получить в рамках одной проверки.

Особенности общественного надзора

В земельном законодательстве содержится понятие общественного и производственного надзора. Второй тип контроля представляет собой действия собственника земельного участка, землепользователя, владельца или арендатора в ходе осуществления ими хозяйственной деятельности. Эти лица самостоятельно осуществляют производственный контроль в области использования и охраны земель.

На последней разновидности надзора предлагаем остановиться подробнее.

Суть и функции общественного контроля

Общественный контроль – это деятельность граждан и негосударственных некоммерческих объединений, целью которой является наблюдение за работой органов власти и местного самоуправления в сфере земельных правоотношений, затрагивающей интересы физических и юридических лиц.

Такой надзор выполняет следующие функции:

  • информационную. Предполагает сбор данных о недвижимости, которая находится под контролем у ведомств;
  • предупредительную. Предотвращает правонарушения;
  • карательную. Способствует выявлению правонарушений и привлечению виновных лиц к ответственности.

Субъекты общественного надзора

Согласно положениям законодательства, общественный земельный контроль осуществляется гражданами, общественными объединениями и иными некоммерческими организациями.

Главное условие проведения общественного надзора – отсутствие государственного финансирования.

Особенности процедуры

Как показывает практика, чаще всего общественный контроль начинается уже на этапе составления планов по распределению участка, его зонированию, определению объектов, которые будут расположены на нем, и выбору получателя надела.

Этот вид контроля осуществляется в самых разных формах, даже тех, которые четко не установлены законодательством.

В некоторых случаях общественники могут воспользоваться более широкими полномочиями, например, инициировать проведение независимой экологической экспертизы. Для этого необходимо подать соответствующее ходатайство в муниципалитет.

Результаты надзора

В случае выявления правонарушений граждане и общественные объединения обращаются в муниципальный орган, который на основании полученных данных обязан провести проверку.

Если факт нарушения положений закона подтвердится, компетентный орган оформляет предписание и административный протокол. Виновные лица привлекаются к ответственности.

Что такое правовая охрана земель

В соответствии с земельным законодательством, землю нужно охранять как основу жизни и деятельности людей, которые на ней проживают. Система контроля за использованием и охраной земель преследует две основные цели:

  1. Предотвращение загрязнения, деградации и ухудшения состояния земель, в том числе в результате воздействия на них хозяйственной деятельности.
  2. Улучшение и восстановление угодий, которые подверглись негативным последствиям.

Для этого собственники, арендаторы и пользователи проводят целый ряд мероприятий. К базовым действиям относится мелиорация, рекультивация и консервация земель.

Выводы

Государственный земельный надзор – важная функция уполномоченных органов. Она состоит в сборе информации о состоянии существующих наделов и контроле соблюдения требований земельного законодательства землепользователями. В компетенцию этих органов входит выявление нарушений в данной сфере, устранение их последствий и привлечение виновных лиц к ответственности. Общественный и производственный надзор призваны повысить эффективность работы государственных органов по сохранению одного из главных ресурсов страны.

Магистр юридических наук по направлению «Гражданское и семейное право». В 2005 году окончил СПбГУ, в 2012 году – экономический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова по специальности “Финансовая аналитика”. После получения второго высшего образования основал независимую оценочную компанию. Занимаюсь оценкой недвижимости, земли и другого имущества.

Земля - главный ресурс аграрного производства. Наши читатели - руководители сельскохозяйственных предприятий, землепользователи и арендаторы земельных участков часто сталкиваются с вопросами и проблемами в земельных отношениях, возникающих между субъектами земельного права.

На наиболее актуальные вопросы аграрного права мы беседуем с руководителем Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Курганской области Андреем Александровичем Лушниковым.

- Андрей Александрович, какие земли относятся к землям сельхозназначения?

К землям сельхозназначения относятся земли, расположенные за границами земель населенных пунктов и используемые для сельхозпроизводства. Площадь сельхозугодий, пригодных для использования на территории Курганской области, насчитывает около 4 млн га, из которых на данный период около 450 тыс. га переведены в залежь, то есть не используются более года для сельхозпроизводства.

Какие методы воздействия на нерадивых владельцев земель применяют специалисты Управления Россельхознадзора?

Только законные: в первую очередь принимаются меры предупредительного характера, т.е. выдача предписания без составления административного протокола и надзор за его исполнением. Эти меры применяются в случае, если земельный участок не использовался в период менее 1 года.

В случае неиспользования или использования земельного участка с нарушением земельного законодательства в период более 1 года принимаются меры административной ответственности, которые в настоящее время весьма существенны. Например, в отношении физического лица штраф от 20 до 50 тыс. руб., а в отношении юридического лица и того больше - от 400 до 700 тыс. рублей.

Кроме того, существует мера гражданской ответственности в случае причинения вреда почвам при использовании земельного участка с нарушением земельного законодательства (сума исчисляется из расчета 500 руб. за 1 м²).

В случае длительного неиспользования земель сельхозназначения по целевому назначению или использования с нарушением законодательства они изымались. Как часто это происходило? Сколько изъято участков в этом году?

В случаях длительного неиспользования или использования земельного участка с нарушением земельного законодательства России в течение трех и более лет подряд предусмотрена не только административная ответственность в виде штрафа, но и возможность изъятия у нерадивого собственника неиспользуемого земельного участка в судебном порядке.

В 2016 году Управление направило в Департамент имущественных и земельных отношений Курганской области два материала для решения вопроса о принудительном изъятии неиспользуемых земельных участков. За период с 2009 года по 1 полугодие 2016 г. нами направлено 12 таких материалов, по 9-ти из которых судом принято решение об изъятии земельных участков.

Еще в прошлом году были приняты изменения в порядок изъятия земельных участков из земель сельхозназначения. К примеру, увеличился минимальный штраф. Расскажите поподробнее.

С 2015 года штрафы за нарушение земельного законодательства увеличились в десятки раз, например, в отношении физических лиц минимальный штраф увеличился с 1000 до 20000 рублей, а максимальный - 50 000 рублей, в отношении должностных лиц соответственно с 2000 до 50000 и максимальный штраф - до 100 000 рублей.

И этот штраф должностное лицо должно платить из своего личного кармана, а не за счет предприятия, где он работает, так как за это предусмотрена уголовная ответственность. В отношении юридических лиц соответственно минимальный штраф увеличился с 40 000 до 400 000 рублей, и максимальный составляет 700000 рублей.

В то же время законодательством предусмотрена возможность уменьшения административного штрафа, но не более чем на 50% в зависимости от тяжести (последствий) совершенного правонарушения и материального положения виновных.

В Курганской области практикуется еще одна мера воздействия на нерадивых землевладельцев - увеличение земельного налога до 1,5 % от кадастровой стоимости неиспользуемого участка. Поясните, пожалуйста.

Налоговым Кодексом РФ ст. 394 установлены налоговые ставки для земельных участков в составе земель сельхозназначения в размере, не превышающем 0,3% от кадастровой стоимости, а для всех других категорий земель - 1,5 %.

Но для земельных участков сельхозназначения налоговая ставка в размере до 0,3% применима в случае использования данного участка по назначению, в противном случае при неиспользовании или использовании не по целевому назначению налоговая ставка может быть установлена в размере до 1,5% от стоимости участка.

По сведениям УФНС по Курганской области, данная мера уже применяется, например, за 2014 год по 25 материалам было доначислено налогов в размере 685,5 тыс. рублей. За 2015 год рассмотрено 72 материала, по результатам рассмотрения которых дополнительно доначислено налогов на сумму более 1 млн рублей.

3 июля 2016 года этого года был принят Федеральный закон, который внес дополнительные изменения в порядок изъятия земельных участков из земель сельхозназначения при их неиспользовании по целевому назначению или использовании с нарушением законодательства. Земельный участок может быть изъят в 3 случаях. Каких?

Принудительное изъятие предусмотрено в трех случаях. Во-первых, при неиспользовании земельного участка сельхозназначения в течение 3-х и более лет подряд. Во-вторых, при использовании земельного участка сельхозназначения не по целевому назначению (незаконное строительство объектов, размещение свалок ТБО, несанкционированные карьеры и т. д).

В-третьих, при использовании земельного участка сельхозназначения способами, приводящими к существенному снижению плодородия земель - снижение трех основных показателей плодородия земель - азота на 15 и более % и фосфора и калия на 25 и более %.

Внесены изменения и в порядок проведения проверок. Надзорный орган теперь не зависит от непосредственного присутствия представителя юридического лица или предпринимателя?

Да, сейчас непосредственное присутствие представителя юридического лица или предпринимателя при проведении проверки не обязательно. Но эта норма действует при соблюдении двух обстоятельств (условий). Во-первых, это должна быть проверка, в ходе которой проверяется соблюдение только требований земельного законодательства РФ.

То есть проверка соблюдения иных требований, не относящихся к сфере земельных отношений, по прежнему не может быть проведена без присутствия представителя юридического лица или предпринимателя. Во-вторых, данное требование применимо только в случае надлежащего уведомления о дате, времени и месте проведения проверки.

Участок изымается сразу после выявления нарушения или землевладельцу даётся возможность исправить нарушения? За какой срок?

Земельный участок принудительно может быть изъят у собственника при наличии четырех обязательных условий: 1) наличие факта неиспользования или использования земельного участка с нарушением законодательства РФ, доказанного надзорным органом; 2) привлечение правообладателя земельного участка к административной ответственности за совершение правонарушения в сфере земельных отношений; 3) обязательное заблаговременное предупреждение о возможном принудительном изъятии земельного участка в случае не устранения нарушений в установленный предписанием срок; 4) неисполнение предписания в установленный срок. Что касается срока, в течение которого предписание должно быть исполнено, то максимальная его продолжительность не может превышать 1 год.

- Какие штрафы ожидают нерадивых хозяев?

Кроме увеличения размеров штрафов, на которые мы уже обратили внимание, следует сказать, что при неиспользовании земельного участка сельхозназначения размер штрафа зависит от кадастровой стоимости неиспользуемой части земельного участка и составляет для физических лиц до 0,5 % от данной стоимости, но не менее 3000 рублей. Для должностных лиц соответственно до 1,5 %, но не менее 50000 рублей и для юридических лиц - до 10 %, но не менее 200000 рублей.

- В каком случае административный штраф можно заменить на предупреждение?

Параллельно законодатель наряду с ужесточением штрафных санкций предусмотрел не возможность, а именно обязанность замены штрафа на предупреждение. Но эта норма действует только в отношении субъектов малого и среднего бизнеса и их работников в случае, если правонарушение совершено впервые и оно не причинило вред окружающей среде.

Еще одно новшество - введение понятия 30-километровой зоны, на которой нельзя менять вид разрешенного использования земельного участка на иной вид. Что это значит?

Это значит, что земельные участки в составе земель сельхозназначения, расположенные на расстоянии не более 30 км от границ сельских населенных пунктов, не могут быть использованы кроме как для ведения сельского хозяйства. Виды разрешенного использования земельных участков, связанные с ведением сельского хозяйства, определены классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным Постановлением Правительства РФ № 540 в декабре 2014 года.

Этот список является исчерпывающим и содержит 18 видов. Сюда не входят земельные участки, предназначенные для ведения дачного или личного подсобного хозяйства, а также садовые земельные участки.

Следовательно, сейчас изменить вид разрешенного пользования земельного участка сельскохозяйственного назначения, расположенного в 30-ти километровой зоне от ближайшего сельского населенного пункта на иной вид, кроме как для сельхозпроизводства, невозможно.

Как, на ваш взгляд, повлияют на ситуацию с оборотом земель сельхозназначения в регионах такие изменения в законодательстве?

Дать однозначный ответ на поставленный Вами вопрос не возможно, но необходимо сказать следующее. Начиная с 2015 года, в связи с внесенными изменениями в земельное законодательство РФ, значительно возросло количество отказников от прав на земельные участки, особенно со стороны физических лиц.

Если ранее это были единичные случаи, то за 2015 год более 25 000 га земель сельхозназначения находится в собственности физических лиц и были подвержены процедуре отказа. В 2016-2017 годы эта тенденция будет с каждым годом нарастать и главным образом не только из-за увеличения штрафных санкций, но и ввиду увеличения земельного налога, который за 2016 год увеличится более чем в 3-4 раза (за счет увеличения кадастровой стоимости).

А это значит, что для физических лиц, являющихся собственниками земельных участков, доходы, полученные ими от аренды земельных участков, не будут перекрывать даже размер налоговых отчислений, а, следовательно, ни о каких доходах не может идти речи.

Но, как у нас говорят, нет худа без добра. Если раньше в советский период ввиду интенсивного распахивания земель катастрофически не хватало пастбищ и сенокосов, из-за которых люди буквально дрались, то сейчас всего в избытке, следовательно, необходимо заинтересовать население ведением животноводства, особенно в частном подворье.

В конечном итоге нам необходимо определиться в количестве сельхозугодий, необходимых для ведения сельского хозяйства с целью удовлетворения потребностей населения и экспортных поставок зерна. Затем провести новое землеустройство и продумать вопрос использования высвободившихся земель на долгосрочную перспективу. Главный арбитр в этом вопросе - время, оно точно покажет все положительные и отрицательные стороны наших действий.

Подготовила Вера Макарова, пресс-секретарь

Управления Россельхознадзора по Курганской области