«Расшифровка» процедуры оформления земель по новому земельному кодексу. Новый порядок получения земли: новый инструмент, но не новая стратегия Ст 39.17 зк рф в новой редакции

Статья 39.17. Предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов

  • проверено сегодня
  • кодекс от 01.06.2019
  • вступила в силу 01.03.2015

Новые не вступившие в силу редакции статьи отсутствуют.

Сравнить с редакцией статьи от 01.03.2015

В заявлении о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов указываются:

  • 1) фамилия, имя, отчество, место жительства заявителя и реквизиты документа, удостоверяющего личность заявителя (для гражданина);
  • 2) наименование и место нахождения заявителя (для юридического лица), а также государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц, идентификационный номер налогоплательщика, за исключением случаев, если заявителем является иностранное юридическое лицо;
  • 3) кадастровый номер испрашиваемого земельного участка;
  • 4) основание предоставления земельного участка без проведения торгов из числа предусмотренных пунктом 2 статьи 39.3, статьёй 39.5, пунктом 2 статьи 39.6 или пунктом 2 статьи 39.10 настоящего Кодекса оснований;
  • 5) вид права, на котором заявитель желает приобрести земельный участок, если предоставление земельного участка указанному заявителю допускается на нескольких видах прав;
  • 6) реквизиты решения об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в случае, если земельный участок предоставляется взамен земельного участка, изымаемого для государственных или муниципальных нужд;
  • 7) цель использования земельного участка;
  • 8) реквизиты решения об утверждении документа территориального планирования и (или) проекта планировки территории в случае, если земельный участок предоставляется для размещения объектов, предусмотренных этим документом и (или) этим проектом;
  • 9) реквизиты решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок образовывался или его границы уточнялись на основании данного решения;
  • 10) почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с заявителем.

К заявлению о предоставлении земельного участка прилагаются документы, предусмотренные подпунктами 1 и 4 - 6 пункта 2 статьи 39.15 настоящего Кодекса. Предоставление указанных документов не требуется в случае, если указанные документы направлялись в уполномоченный орган с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, по итогам рассмотрения которого принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка.

В течение десяти дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган возвращает это заявление заявителю, если оно не соответствует положениям пункта 1 настоящей статьи, подано в иной уполномоченный орган или к заявлению не приложены документы, предоставляемые в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи. При этом уполномоченным органом должны быть указаны причины возврата заявления о предоставлении земельного участка.

Рассмотрение заявлений о предоставлении земельного участка осуществляется в порядке их поступления.

В срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьёй 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий:

Проекты договоров и решения, указанные в подпунктах 1 и 2 пункта 5 настоящей статьи, выдаются заявителю или направляются ему по адресу, содержащемуся в его заявлении о предоставлении земельного участка.

Проекты договоров, направленные заявителю, должны быть им подписаны и представлены в уполномоченный орган не позднее чем в течение тридцати дней со дня получения заявителем проектов указанных договоров.


ЗК РФ Статья 39.17. Предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов

(введена Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ)

1. В заявлении о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов указываются:

1) фамилия, имя, отчество, место жительства заявителя и реквизиты документа, удостоверяющего личность заявителя (для гражданина);

2) наименование и место нахождения заявителя (для юридического лица), а также государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц, идентификационный номер налогоплательщика, за исключением случаев, если заявителем является иностранное юридическое лицо;

3) кадастровый номер испрашиваемого земельного участка;

5) вид права, на котором заявитель желает приобрести земельный участок, если предоставление земельного участка указанному заявителю допускается на нескольких видах прав;

6) реквизиты решения об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в случае, если земельный участок предоставляется взамен земельного участка, изымаемого для государственных или муниципальных нужд;

7) цель использования земельного участка;

8) реквизиты решения об утверждении документа территориального планирования и (или) проекта планировки территории в случае, если земельный участок предоставляется для размещения объектов, предусмотренных этим документом и (или) этим проектом;

9) реквизиты решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок образовывался или его границы уточнялись на основании данного решения;

10) почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с заявителем.

2. К заявлению о предоставлении земельного участка прилагаются документы, предусмотренные подпунктами 1 и - 6 пункта 2 статьи 39.15 настоящего Кодекса. Предоставление указанных документов не требуется в случае, если указанные документы направлялись в уполномоченный орган с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, по итогам рассмотрения которого принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка.

(см. текст в предыдущей редакции)

3. В течение десяти дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган возвращает это заявление заявителю, если оно не соответствует положениям пункта 1 настоящей статьи, подано в иной уполномоченный орган или к заявлению не приложены документы, предоставляемые в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи. При этом уполномоченным органом должны быть указаны причины возврата заявления о предоставлении земельного участка.

4. Рассмотрение заявлений о предоставлении земельного участка осуществляется в порядке их поступления.

5. В срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий:

1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ;

2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю;

3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.

Государственное имущество можно получить при проведении аукциона уполномоченными на то властными структурами.

Аукцион по продаже земли представляет организационное мероприятие, на котором всем желающим дается возможность купить подготовленные участки, предлагаемые для конкретных целей.

Предлагаться на нем могут только сформированные объекты , имеющие установленные границы и регистрационный , тогда они признаются готовыми к использованию в соответствии с их предназначением: под , для возведения складов, комплексного развития.

На торгах можно купить земельные площади по минимальной стоимости , очень отличающейся от рыночных. Их стоимость предлагается организаторами мероприятия.

Подготовка и проведение аукциона по реализации земли, принадлежащей государству или муниципалитету, регламентированы положениями земельного законодательства. Статьями 39.3 – 39.17 ЗК РФ регулируется порядок его осуществления.

Нормативно-правовое регулирование осуществляется на основании Правил организации и проведения торгов по продаже земельных участков, находящихся в муниципальной и государственной собственности , утвержденных Постановлением Правительства от 11.11.2002г. №808, ст. 10 ФЗ «Об обороте земель с\х назначения».

Требованиями ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» устанавливается образование участка в соответствии с или схемой его положения, на основании которых производится подготовка нужной документации, содержащей информацию, необходимую для проведения .

Договорные правоотношения заключаются на основании положений главы 7 Гражданского кодекса.

Организаторы

Организацией распродажи занимаются сотрудники управления муниципального имущества . Ими определяются место и время её проведения, а также организационный порядок. Уведомление о её проведении размещается за 30 дней в СМИ и на сайте администрации района.

Заявления об участии прекращают принимать за 5 дней до начала мероприятия. Инициатор вправе отказаться от его проведения, но не позже чем за две недели до установленного момента. Сообщение о таком факте размещается на сервисе муниципалитета и в местных газетных изданиях не позднее трех дней, при этом уведомляются заинтересованные лица, уже представившие заявку.

Участники

Участниками торгов может стать любой желающий, имеющий статус юридического или физического субъекта.

Ст. 38.1 ЗК РФ определены лица, которые не могут принимать участие . Это:

Для подачи заявки на участие необходимо предоставить :

  1. Заявление на установленном бланке с указанием сведений о расчетном счете для зачисления задатка.
  2. Выписка из ЕГРЮЛ или ЕГРП.
  3. Удостоверение личности обратившегося.
  4. Платежная документация о перечислении суммы задатка.

Виды

По способу осуществления и виду сторон публичные торги делятся на две группы :

Наиболее предпочтительной формой при продаже госимущества является открытая, так как при её проведении максимально обеспечиваются равные правомочия всех сторон и ограничиваются способы злоупотребления властными полномочиями.

Правила прохождения

При проведении торгов обе стороны должны соблюдать необходимые условия :

  • Предметом может выступать только земля, прошедшая процедуру регистрации в кадастре недвижимости, для которой определен и подключены все нужные коммуникации;
  • Сторона, выступающая в роли продавца, определяет начальную цену объекта, величину вносимого задатка, существенные условия, на которых будет заключен договор продажи. Первоначальная цена земли определяется в соответствии с требованиями законодательства об оценочной деятельности;
  • Организатором устанавливается дата и место, регламент осуществления, период и форма предоставления заявок, процедура оплаты задатка и его возвращения, шаг аукциона, представляющий возможное увеличение цены предлагаемого объекта за один раз. Его величина может варьироваться от 1 до 5% начальной стоимости реализуемой площади.

Порядок проведения

Решение об осуществлении процедуры принимают органы, обладающие властными полномочиями, в чьем ведении находится конкретный участок.

Инициатива может исходить как от самого учреждения, так и на основании письменного обращения заинтересованных лиц.

Процедура проведения аукциона состоит из различных этапов , каждый из которых несет свое предназначение:

Особенности оформления правомочий на полученную землю

Чтобы стать полноценным приобретателем земли, необходимо произвести оформление своих прав в регистрационной службе . Для этого потребуется:

Кстати, аукциона можно избежать, если согласовать возможность размещения на конкретном участке определенного объекта с администрацией и иными службами. Но к земле, представляемой под индивидуальное строительство, такое правило не применимо. Не проводятся торги и по земле, на которой размещается недвижимое имущество, принадлежащее одному из претендентов на аренду. Также существуют ситуации, когда само государство заинтересовано в передаче территорий без проведения процедуры на условиях заключения соглашения о комплексном освоении территорий.

Пример проведения рассмотренного типа мероприятия смотрите в следующем видеосюжете:

Новая редакция Ст. 39.17 ЗК РФ

1. В заявлении о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов указываются:

1) фамилия, имя, отчество, место жительства заявителя и реквизиты документа, удостоверяющего личность заявителя (для гражданина);

2) наименование и место нахождения заявителя (для юридического лица), а также государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц, идентификационный номер налогоплательщика, за исключением случаев, если заявителем является иностранное юридическое лицо;

3) кадастровый номер испрашиваемого земельного участка;

4) основание предоставления земельного участка без проведения торгов из числа предусмотренных пунктом 2 статьи 39.3, статьей 39.5, пунктом 2 статьи 39.6 или пунктом 2 статьи 39.10 настоящего Кодекса оснований;

5) вид права, на котором заявитель желает приобрести земельный участок, если предоставление земельного участка указанному заявителю допускается на нескольких видах прав;

6) реквизиты решения об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в случае, если земельный участок предоставляется взамен земельного участка, изымаемого для государственных или муниципальных нужд;

7) цель использования земельного участка;

8) реквизиты решения об утверждении документа территориального планирования и (или) проекта планировки территории в случае, если земельный участок предоставляется для размещения объектов, предусмотренных этим документом и (или) этим проектом;

9) реквизиты решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок образовывался или его границы уточнялись на основании данного решения;

10) почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с заявителем.

2. К заявлению о предоставлении земельного участка прилагаются документы, предусмотренные . Предоставление указанных документов не требуется в случае, если указанные документы направлялись в уполномоченный орган с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, по итогам рассмотрения которого принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка.

3. В течение десяти дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган возвращает это заявление заявителю, если оно не соответствует положениям пункта 1 настоящей статьи, подано в иной уполномоченный орган или к заявлению не приложены документы, предоставляемые в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи. При этом уполномоченным органом должны быть указаны причины возврата заявления о предоставлении земельного участка.

4. Рассмотрение заявлений о предоставлении земельного участка осуществляется в порядке их поступления.

5. В срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий:

1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ;

2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю;

3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.

6. Проекты договоров и решения, указанные в подпунктах 1 и 2 пункта 5 настоящей статьи, выдаются заявителю или направляются ему по адресу, содержащемуся в его заявлении о предоставлении земельного участка.

7. Проекты договоров, направленные заявителю, должны быть им подписаны и представлены в уполномоченный орган не позднее чем в течение тридцати дней со дня получения заявителем проектов указанных договоров.

С 1 марта 2015 вступает в силу Федеральный закон от 23 июня 2014 года № 171-ФЗ, которым внесены существенные изменения в Земельный кодекс Российской Федерации (см. приложение № 1). В Юридическую службу Московской Патриархии уже начали поступать вопросы, связанные с применением нового закона. Ответы на данные вопросы подготовлены , руководителем Юридической службы Московской Патриархии, к.ю.н.

Земельно-правовые отношения

1. Сохранены ли в новой редакции ЗК РФ нормы о безвозмездной передаче религиозным организациям земельных участков в собственность?

Согласно действующей редакции ЗК РФ «религиозным организациям, имеющим в собственности здания, строения, сооружения религиозного и благотворительного назначения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, эти земельные участки предоставляются в собственность бесплатно» (п. 1 ст. 36 ЗК РФ).

Аналогичная норма содержится и в новой редакции ЗК РФ, согласно которой «предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, … юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае:… предоставления земельного участка религиозной организации, имеющей в собственности здания или сооружения религиозного или благотворительного назначения, расположенные на таком земельном участке» (п. 2 ст. 39.5 новой редакции ЗК РФ).

Важно отметить, что для применения данной нормы достаточно иметь хотя бы одно здание либо сооружение религиозного или благотворительного назначения, расположенное на соответствующем земельном участке.

Бесплатное предоставление земельного участка в собственность религиозной организации будет по-прежнему осуществляться без проведения торгов (пп. 4 п. 1 ст. 39.17 новой редакции ЗК РФ).

2. Монастырь имеет в пользовании земельный участок сельскохозяйственного назначения, на котором отсутствуют здания и сооружения религиозного или благотворительного назначения. Участок находится в собственности субъекта Российской Федерации. Возможно ли оформление такого земельного участка в собственность на безвозмездной основе?

Напомню, что согласно действующей редакции п. 4 ст. 10 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», «земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, предоставленные религиозным организациям на праве постоянного (бессрочного) пользования, … могут предоставляться религиозным организациям в собственность бесплатно в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации».

Таким образом, для положительного решения вопроса необходимо наличие двух условий: во-первых, земельный участок сельскохозяйственного назначения, находящийся в государственной или муниципальной собственности, должен быть предоставлен религиозной организации в постоянное (бессрочное) пользование; во-вторых, требуется принятие закона субъекта Российской Федерации, предусматривающего безвозмездное предоставление такого земельного участка в собственность религиозных организаций.

Аналогичная норма включена и в новую редакцию ЗК РФ, согласно которой «предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, … юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае:… предоставления земельного участка, предоставленного религиозной организации на праве постоянного (бессрочного) пользования и предназначенного для сельскохозяйственного производства, этой организации в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации» (п. 2 ст. 39.5 новой редакции ЗК РФ).

Вместе с тем, в новой редакции ЗК РФ речь идет теперь только о тех земельных участках, которые предоставлены религиозным организациям для сельскохозяйственного производства. Именно такие земельные участки могут, при соблюдении указанных условий, предоставляться в собственность религиозной организации бесплатно. Таким образом, земельные участки, предоставленные религиозным организациям в постоянное (бессрочное) пользование в целях рыбоводства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, могут переоформляться в собственность религиозных организаций только путем выкупа.

Законодатель в данном случае исходит из того, что передача сельхозугодий в постоянное (бессрочное) пользование религиозных организаций прекратилась с 30.10.2001 года (даты вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации). При этом религиозным организациям, ранее получившим такие земельные участки в постоянное (бессрочное) пользование, была предоставлена возможность добиться принятия субъектами Российской Федерации соответствующих законодательных актов, предусматривающих передачу этих участков в собственность религиозных организаций на безвозмездной основе. Таким образом, в период с 2001 года религиозные организации имели достаточное время для бесплатного переоформления в собственность земельных участков сельскохозяйственного назначения, предоставленных им в постоянное (бессрочное) пользование. С 1.03.15 такую возможность будут иметь лишь те религиозные организации, которым земельные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование для ведения сельскохозяйственного производства.

3. На муниципальном земельном участке расположены храм-памятник истории и культуры и дом причта, построенный в 2009 году за счет средств благотворителя. Храм находится в федеральной собственности и оформлен в безвозмездное пользование прихода; дом причта передан благотворителем в собственность прихода по договору пожертвования. Может ли приход получить в собственность земельный участок, на котором расположены указанные объекты недвижимости?

Согласно п. 1 ст. 3.1 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» земельные участки, на которых расположены объекты недвижимости, находящиеся в федеральной собственности, должны быть оформлены в собственность Российской Федерации.

Поэтому первым шагом на пути оформления права собственности прихода на имеющийся земельный участок, должно стать переоформление земельного участка из муниципальной собственности в собственность Российской Федерации.

Согласно п. 2 ст. 39.5 новой редакции ЗК РФ «предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления… земельного участка религиозной организации, имеющей в собственности здания или сооружения религиозного или благотворительного назначения, расположенные на таком земельном участке». Полагаю, что для применения данной нормы религиозной организации достаточно иметь в собственности хотя бы одно здание (сооружение), расположенное на соответствующем земельном участке. Так, в нашем случае факт принадлежности приходу дома причта на праве собственности является достаточным основанием для безвозмездной передачи в собственность прихода земельного участка, на котором, помимо дома причта, расположен также храм, оформленный в безвозмездное пользование (а не в собственность) прихода.

4. В безвозмездное пользование епархии передано здание военного училища, построенное в советский период. Военное училище перемещено в иное здание. Однако, земельный участок, на котором расположено здание, переданное епархии, по-прежнему закреплен за училищем. Возможна ли передача епархии данного земельного участка на бесплатной основе?

Согласно п. 3 ст. 298 ГК РФ бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться недвижимым имуществом.

Однако, постановлением Правительства РФ от 3.04.2008 № 234 «Об обеспечении жилищного и иного строительства на земельных участках, находящихся в федеральной собственности» установлен запрет на согласование федеральными органами исполнительной власти сделок по распоряжению земельными участками, предоставленными федеральным государственным учреждениям, при условии, что данные земельные участки находятся в границах населенных пунктов (либо в установленных постановлением пределах от границ населенных пунктов) и не используются для реализации полномочий Российской Федерации, установленных федеральным законом. Указанный запрет не распространяется на случаи предоставления земельных участков «по отдельным решениям Правительства Российской Федерации» (п. 4 постановления).

Таким образом, передача епархии земельного участка, закрепленного за федеральным государственным учреждением (военным училищем), может быть осуществлена по одному из двух вариантов.

Вариант № 1 — предварительное прекращение права училища на данный земельный участок и передача его в казну Российской Федерации. По завершении этих процедур епархия с 1.03.15 может подать заявление на передачу указанного земельного участка в безвозмездное пользование на основании пп. 4 п. 2 ст. 39.10 новой редакции ЗК РФ.

Вариант № 2 — решение Правительства РФ о согласовании договора безвозмездного пользования между военным училищем и епархией при сохранении земельного участка в постоянном (бессрочном) пользовании училища. В таком случае для предоставления земельного участка, закрепленного за военным училищем, в безвозмездное пользование епархии необходимы, помимо решения училища, также согласие Минобороны России (298 ГК РФ) и решение Правительства РФ.

Необходимо отметить, что, согласно п. 1 ст. 36 действующей редакции ЗК РФ «религиозным организациям, имеющим в соответствии с федеральными законами на праве безвозмездного пользования здания, строения, сооружения религиозного и благотворительного назначения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, эти земельные участки предоставляются на праве безвозмездного срочного пользования на срок безвозмездного пользования этими зданиями, строениями, сооружениями». Иными словами, земельный участок, занятый зданиями (сооружениями), может передаваться в безвозмездное пользование религиозной организации при наличии двух условий: во-первых, указанные здания (сооружения) должны иметь религиозное либо благотворительное назначение; во-вторых, они должны быть были оформлены в безвозмездное пользование религиозной организации.

Новая редакция ЗК РФ отменяет первое условие (о религиозном или благотворительном назначении зданий, сооружений). Согласно пп. 4 п. 2 ст. 39.10 новой редакции ЗК РФ, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в безвозмездное пользование религиозным организациям, если на таких земельных участках расположены принадлежащие им на праве безвозмездного пользования здания, сооружения, на срок до прекращения прав на указанные здания, сооружения. Таким образом, религиозная организация может получить в безвозмездное пользование земельный участок, на котором расположено любое находящееся в ее безвозмездном пользовании здание (как имеющее религиозное (благотворительное) назначение, так и не имеющее такового).

5. В связи с образованием митрополии муниципальное здание религиозного назначения, ранее переданное в безвозмездное пользование одной епархии на 49 лет, переоформлено в безвозмездное пользование другой епархии, входящей в митрополию. Согласно договору безвозмездного срочного пользования, муниципальный земельный участок под зданием передан в безвозмездное пользование первой епархии также на 49 лет. Возможно ли переоформление данного земельного участка в безвозмездное пользование другой епархии, получившей в безвозмездное пользование соответствующее здание?

Согласно п. 1 ст. 36 действующей редакции ЗК РФ «религиозным организациям, имеющим в соответствии с федеральными законами на праве безвозмездного пользования здания, строения, сооружения религиозного и благотворительного назначения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, эти земельные участки предоставляются на праве безвозмездного срочного пользования на срок безвозмездного пользования этими зданиями, строениями, сооружениями». Таким образом, в нашем случае договор безвозмездного срочного пользования земельным участком был заключен первой епархией на срок пользования зданием, расположенным на этом участке, то есть на 49 лет.

При этом, согласно действующей редакции ЗК РФ, прекращение права пользования зданием не является основанием прекращения права пользования земельным участком, на котором данное здание расположено. Поэтому договор безвозмездного пользования земельным участком продолжает действовать даже в случае прекращения права пользования зданием, расположенным на нем.

С этих позиций новая редакция ЗК РФ существенно отличается от действующей редакции. Согласно пп. 4 п. 2 ст. 39.10 новой редакции ЗК РФ «земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в безвозмездное пользование религиозным организациям, если на таких земельных участках расположены принадлежащие им на праве безвозмездного пользования здания, сооружения, на срок до прекращения прав на указанные здания, сооружения». Таким образом, прекращение права пользования зданием будет рассматриваться в качестве основания прекращения права пользования земельным участком, на котором данное здание расположено.

Однако, нормы пп. 4 п. 2 ст. 39.10 новой редакции ЗК РФ будут применяться в отношении договоров безвозмездного пользования, заключенных после 1.03.2015.

В нашем случае договор безвозмездного срочного пользования земельным участком заключен между епархией и муниципальным образованием в период до 1.03.15. Поэтому он может быть прекращен лишь по соглашению сторон.

6. В настоящее время земельные участки предоставляются религиозным организациям в безвозмездное пользование под строительство храмов и иных объектов религиозного или благотворительного назначения. Продолжится ли эта практика после 1.03.15?

В пункте 3 части 2 статьи 39.10 новой редакции Земельного кодекса Российской Федерации, вступающей в силу с 01.03.2015 года, содержится положение о предоставлении религиозным организациям в безвозмездное пользование земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, «для размещения» зданий, сооружений религиозного или благотворительного назначения.

Вместе с тем, в действующей редакции пункта 3 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено предоставление указанных земельных участков религиозным организациям «для строительства с предварительным согласованием места размещения объектов».

Согласно действующему Градостроительному кодексу Российской Федерации, термин «размещение» применяется в документах территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, которые, в соответствии с п. 1 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ, являются самостоятельными видами градостроительной деятельности наряду со строительством, капитальным ремонтом, реконструкцией объектов капитального строительства, эксплуатацией зданий, сооружений.

В этой связи важно понять, включает ли содержание термина «размещение» применительно к п. 3 ч. 2 ст. 39.10 новой редакции Земельного кодекса Российской Федерации также и предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков религиозным организациям для строительства зданий, сооружений религиозного или благотворительного назначения.

На это вопрос получен ответ Комитета Госдумы по земельным отношениям и строительству от 9.09.14 № 3.31-22/725, согласно которому трактовка термина «размещение» в ЗК РФ существенно отличается от трактовки этого термина в Градостроительном кодексе Российской Федерации. В соответствии с новой редакцией ЗК РФ, под размещением понимается строительство, реконструкция и (или) эксплуатация объектов капитального строительства (пп. 7 п. 5 ст. 27 ЗК РФ). Таким образом, предоставление земельного участка религиозной организации по основаниям, предусмотренным пп. 3 п. 2 и п. 3 ст. 39.10 ЗК РФ, может осуществляться для любого из указанных видов деятельности, в том числе для строительства зданий и сооружений религиозного или благотворительного назначения.

7. В силу п. 3 ст. 30 действующей редакции ЗК РФ земельные участки предоставляются религиозным организациям в безвозмездное срочное пользование под застройку на срок строительства. Однако, в Москве практикуется заключение соответствующих договоров на 11 месяцев. Насколько такая практика соответствует закону и продолжится ли она после 1.03.15?

Согласно п. 3 ст. 30 действующей редакции ЗК РФ «предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется … религиозным организациям для строительства зданий, строений, сооружений религиозного и благотворительного назначения — в безвозмездное срочное пользование на срок строительства этих зданий, строений, сооружений».

Очевидно, что заключение в подобных случаях договоров безвозмездного срочного пользования со сроком действия 11 месяцев противоречит вышеприведенной норме.

Практика заключения краткосрочных договоров обусловлена положением п. 2 ст. 26 ЗК РФ, согласно которому «договоры безвозмездного срочного пользования земельным участком, заключенные на срок менее чем один год, не подлежат государственной регистрации». Для того, чтобы не регистрировать договор, московские власти предлагают заключить его на 11 месяцев. Подписывая краткосрочный договор на таких условиях, руководитель религиозной организации должен отчетливо представлять правовые последствия данного шага.

По истечении срока действия договора безвозмездного пользования земельным участком, данный договор подлежит прекращению (пп. 1 п. 1 ст. 47 ЗК РФ). Вместе с тем, согласно п. 2 ст. 689, п. 2 ст. 621 ГК РФ, в случае, если пользователь (в данном случае религиозная организация) продолжает пользоваться земельным участком после истечения срока действия договора при отсутствии возражений со стороны собственника (в данном случае в лице Департамента городского имущества г. Москвы), договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок. Однако в таком случае собственник земельного участка (в лице Департамента) получает право по любым причинам во внесудебном порядке во всякое время отказаться от договора, известив об этом религиозную организацию-пользователя за один месяц (п. 1 ст. 699 ГК РФ).

Таким образом, краткосрочный договор не обеспечивает в достаточной степени права религиозной организации на земельный участок. Именно поэтому Юридическая служба Московской Патриархии не рекомендует заключать договоры безвозмездного пользования земельными участками на 11 месяцев.

Что касается новой редакции ЗК РФ, то она существенно меняет предусмотренное действующей редакцией ЗК РФ правило о сроке действия договоров безвозмездного пользования, заключенных в целях предоставления религиозным организациям государственных (муниципальных) земельных участков для строительства зданий (сооружений) религиозного или благотворительного назначения.

Согласно пп.3 п.2, п. 3 ст. 39.10 новой редакции ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в безвозмездное пользование религиозным организациям для размещения зданий, сооружений религиозного или благотворительного назначения на срок до 10 лет. При этом срок безвозмездного пользования земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, устанавливается по заявлению заинтересованного в получении земельного участка лица, то есть религиозной организации.

Таким образом, начиная с 1.03.15 религиозная организация вправе самостоятельно (путем подачи соответствующего заявления в уполномоченный орган) предложить приемлемый для нее срок действия договора безвозмездного срочного пользования земельным участком, предоставленным под строительство зданий (сооружений) религиозного или благотворительного назначения.

8. Сохранится ли за религиозными организациями право на бесплатное получение земельного участка без проведения торгов?

В пп. 4 п. 1 ст. 39.17 новой редакции Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрен исчерпывающий перечень оснований предоставления земельных, находящихся в государственной и муниципальной собственности, без проведения торгов.

В числе таких оснований указаны, в частности, случаи предоставления земельных участков:

  • безвозмездно в собственность религиозных организаций, имеющих имеющей в собственности здания или сооружения религиозного или благотворительного назначения, расположенные на таких земельных участках (п. 2 ст. 39.5 ЗК РФ);
  • в безвозмездное пользование религиозным организациям для размещения зданий, сооружений религиозного или благотворительного назначения на срок до десяти лет (пп. 2 п. 2 ст. 39.10 ЗК РФ);
  • в безвозмездное пользование религиозным организациям, если на таких земельных участках расположены принадлежащие им на праве безвозмездного пользования здания, сооружения, на срок до прекращения прав на указанные здания, сооружения (пп. 4 п. 2 ст. 39.10 ЗК РФ).

9. Большинство приходов имеют земельные участки в постоянном (бессрочном) пользовании, подтвержденном гос. актами или свидетельствами о регистрации этого права. Сохранено ли в новой редакции ЗК РФ требование о переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками? Следует ли это право переоформлять?

Действительно, до вступления Земельного кодекса Российской Федерации (то есть до 30.10.2001) земельные участки предоставлялись религиозным организациям в постоянное (бессрочное) пользование. С вступлением в силу Земельного кодекса Российской Федерации (то есть с 30.10.2001) данная практика прекратилась, поскольку ЗК РФ ограничил возможность предоставления земельных участков на указанном праве. В настоящее время, согласно п. 1 ст. 20 действующей редакции ЗК РФ, земельные участки предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование исключительно государственным и муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, центрам исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления.

Вместе с тем, в силу п. 3 ст. 20 действующей редакции ЗК РФ право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у граждан или юридических лиц до введения в действие ЗК РФ, сохраняется.

В соответствии с п. 2 ст. 3 действующей редакции Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» юридические лица, за исключением указанных в п. 1 ст. 20 ЗК РФ юридических лиц, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность, религиозные организации, кроме того, переоформить на право безвозмездного срочного пользования по своему желанию до 1 июля 2012 года в соответствии с правилами ст. 36 ЗК РФ.

Согласно п. 3 определения Конституционного Суда РФ от 25 декабря 2003 года № 512-О, обязанность юридического лица, в том числе религиозной организации, переоформить право постоянного (бессрочного) пользования на иные виды имущественных прав (аренду, собственность) не означает понуждения к заключению соответствующих договоров (аренды, купли-продажи).

По мнению Конституционного Суда, положение п. 2 ст. 3 Вводного закона, «предусматривая возможность изменения титулов прав на землю, не содержит какого-либо основания для изъятия соответствующих земельных участков, а потому не может рассматриваться как допускающее внесудебный порядок лишения имущества. В равной мере оно не может рассматриваться как допускающее национализацию» (п. 2 определения).

Свою позицию по вопросу переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками высказал также Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ. Согласно п. 1 постановления от 24 марта 2005 года № 11, переоформление права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками является правом, а не обязанностью юридического лица, в том числе религиозной организации.

Очевидно, ВАС РФ, разъясняя приведенную формулировку п. 2 ст. 3 Вводного закона, имел в виду право юридических лиц выбрать «по своему желанию» (точнее, по собственному усмотрению) вариант переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком. Для юридических лиц возможны следующие варианты переоформления данного права: на право собственности либо на право аренды, а для религиозных организаций, кроме того, на право безвозмездного срочного пользования. Государственные органы не вправе ограничивать принадлежащую юридическому лицу свободу выбора одного из данных вариантов. Однако такой «выбор» должен осуществляться юридическим лицом в соответствии с законом. Например, согласно правилам, установленным ст. 36 ЗК РФ, религиозная организация не вправе требовать от уполномоченного органа бесплатной передачи в собственность земельного участка, на котором расположено здание религиозного назначения, находящееся в безвозмездном пользовании религиозной организации.

Неисполнение в срок предусмотренного законом требования о переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком влечет в определенных случаях административную ответственность. Согласно ст. 7.34 КоАП РФ «нарушение установленных земельным законодательством сроков и порядка переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или сроков и порядка приобретения земельных участков в собственность влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двадцати тысяч до ста тысяч рублей». Как видим, большинство религиозных организаций, фактически, выведено из-под действия указанной статьи, поскольку КоАП РФ не предусматривает административной ответственности за неисполнение в срок требования о переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком на право безвозмездного срочного пользования. Вместе тем, по мнению Юридической службы Московской Патриархии, религиозные организации, которые до 1 июля 2012 г. не воспользовались правом безвозмездного получения в собственность земельного участка, на котором расположены здания (сооружения), оформленные в собственность религиозной организации до указанной даты, находятся под угрозой применения штрафных санкций.

С 1.03.15 вступит в силу новая редакция Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» от 25.10.2001 № 137-ФЗ (в ред. от 23.06.14 № 42), которая не меняет сложившуюся на сегодняшний день ситуацию в сфере переоформления.

Согласно п. 1, 2 ст. 3 новой редакции данного Федерального закона «право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у граждан или юридических лиц до дня введения в действие ЗК РФ, сохраняется. Юридические лица, за исключением указанных в пункте 2 статьи 39.9 Земельного кодекса Российской Федерации юридических лиц, обязаны на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность, религиозные организации, кроме того, переоформить на право безвозмездного пользования по своему желанию до 1 июля 2012 года в соответствии с правилами, установленными главой V.1 Земельного кодекса Российской Федерации».

10. Монастырь арендует земельный участок, предназначенный для ведения сельскохозяйственного производства. Договором аренды предусмотрено право выкупа монастырем указанного участка. Будут ли в этом случаи проводиться торги?

Согласно действующей редакции ЗК РФ, торги в данном случае должны проводиться.

Новая редакция ЗК РФ несколько иначе регламентирует вопрос выкупа арендуемого земельного участка.

Согласно п. 1 ст. 39.3 новой редакции ЗК РФ продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.

При этом в соответствии с пп. 9 п. 2 ст. 39.3 новой редакции ЗК РФ без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства и переданных в аренду юридическому лицу, этому юридическому лицу по истечении трех лет с момента заключения договора аренды с этим юридическим лицом при условии надлежащего использования такого земельного участка в случае, если этим юридическим лицом заявление о заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов подано до дня истечения срока указанного договора аренды земельного участка.

Данное правило будет применяться к отношениям, возникшим на основании договоров аренды, заключенных не ранее 1.03.15.

11. Здание храма в 2006 г. было оформлено в собственность подворья. При этом право на земельный участок подворье не оформило. В 2007 г. территория, на которой расположен храм, была включена в состав государственного природного заповедника. На основании п. 1 ст. 36 ЗК РФ подворье направило заявление о безвозмездной передаче данного земельного участка в собственность подворья. Однако администрация заповедника отказывает нам в предоставлении земельного участка. Правомерен ли такой отказ? Каким образом решается этот вопрос в рамках новой редакции ЗК РФ?

В силу п. 2 ст. 6 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» пп. 1 п. 4 ст. 27 ЗК РФ, природные ресурсы и недвижимое имущество (в том числе земельные участки), расположенные в границах государственных природных заповедников, являются федеральной собственностью и изымаются из гражданского оборота, если иное не предусмотрено федеральными законами.

Земли и земельные участки государственных заповедников находятся в федеральной собственности и предоставляются федеральным государственным бюджетным учреждениям, осуществляющим управление государственными природными заповедниками в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (п. 2 ст. 11 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях», п. 6 ст. 95 ЗК РФ).

Из приведенных норм закона следует, что подворье не может получить земельный участок в границах государственного природного заповедника ни в собственность, ни в пользование. Земельные участки на территории заповедника предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование федеральным государственным бюджетным учреждениям, осуществляющим управление заповедниками.

Поэтому отказ в предоставлении земельного участка правомерен. С вступлением в силу новой редакции ЗК РФ положение дел не изменится.

12. Земельный участок, находящийся в городской собственности, предоставлен приходу в безвозмездное срочное пользование на 11 месяцев под строительство храма. Храм до сих пор не построен; срок действия договора истек два года назад. Могут ли городские власти продать земельный участок с аукциона?

Как уже отмечалось, согласно п. 2 ст. 689, п. 2 ст. 621 ГК РФ, в случае, если пользователь (в данном случае религиозная организация) продолжает пользоваться земельным участком после истечения срока действия договора безвозмездного пользования при отсутствии возражений со стороны собственника (в данном случае уполномоченного органа), договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок. Однако, в таком случае собственник земельного участка получает право по любым причинам во внесудебном порядке во всякое время отказаться от договора, известив об этом религиозную организацию-пользователя за один месяц (п. 1 ст. 699 ГК РФ).

После изъятия земельного участка у пользователя собственник вправе распорядиться им по собственному усмотрению, в том числе продать с аукциона.

Однако в период действия договора собственник не вправе продать земельный участок. Соответствующий запрет установлен пп. 7 п. 8 ст. 39.11 новой редакции ЗК РФ.

Следует отметить, что ГК РФ позволяет собственнику имущества, переданного в безвозмездное пользование, отчуждать это имущество в период действия договора. При этом к новому собственнику переходят права по ранее заключенному договору безвозмездного пользования, а его права в отношении имущества обременяются правами пользователя (п. 1 ст. 700 ГК РФ). Однако, данная норма ГК РФ не применяется к договорам безвозмездного пользования земельными участками, поскольку в соответствии с п. 1.1 ст. 24 новой редакции ЗК РФ договор безвозмездного пользования земельным участком заключается в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и Земельным кодексом Российской Федерации. Нормы ЗК РФ как специальные имеют в данном случае преимущество перед нормами Гражданского кодекса Российской Федерации.

13. В безвозмездном пользовании епархии находится муниципальный земельный участок, предоставленный под строительство здания благотворительного назначения (детского приюта). Инвестор предлагает епархии заключить инвестиционный договор, согласно которому епархия передает в аренду инвестору данный земельный участок на срок строительства здания. Вправе ли епархия передать в аренду земельный участок, предоставленный ей в безвозмездное пользование?

Действующая редакция ЗК РФ скорее запрещает, чем разрешает такую сделку, поскольку по смыслу п. 2 ст. 22 ЗК РФ, в качестве арендодателей земельных участков могут выступать только их собственники.

С 1.03.15 ситуация должна измениться. Дело в том, что п. 2 ст. 22 ЗК РФ будет действовать в новой редакции, согласно которой «земельные участки, за исключением указанных в пункте 4 статьи 27 настоящего Кодекса, могут быть предоставлены в аренду в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом». Таким образом, указание на то, что договор аренды земельного участка заключается его собственником, новая редакция ЗК РФ уже не содержит.

В свою очередь, в силу ст. 608 ГК РФ арендодателями могут быть, в том числе лица, управомоченные собственником сдавать имущество в аренду. Это означает, что с согласия собственника земельного участка пользователь может сдать в аренду земельный участок, предоставленный ему в безвозмездное пользование. Согласие собственника государственного (муниципального) земельного участка в лице уполномоченного государственного (муниципального) органа может быть зафиксировано в договоре безвозмездного пользования либо оформлено в виде отдельного документа.

14. Собственник соседнего земельного участка-ООО обратился с просьбой обеспечить регулярный проезд его грузового автотранспорта через муниципальный земельный участок, принадлежащий сельскому приходу на праве безвозмездного срочного пользования. Руководство ООО предлагает плату за обеспечение проезда. Каким образом оформить отношения? Требуется ли согласие собственника земельного участка?

В данном случае идет речь о возможности ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитуте).

Согласно п. 1 ст. 274 ГК РФ «собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута)».

Гражданский кодекс Российской Федерации предусматривает заключение соглашения о сервитуте для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи и трубопроводов, обеспечения водоснабжения и мелиорации, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута (п. 1 ст. 274 ГК РФ).

В силу действующей редакции ЗК РФ «частный сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством» (п. 1 ст. 23 ЗК РФ).

Согласно нормам гражданского законодательства, «сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка» (п. 3 ст. 274 ГК РФ). Он может быть установлен также в интересах и по требованию лица, которому участок предоставлен на праве пожизненного наследуемого владения или праве постоянного (бессрочного) пользования, и иных лиц в случаях, предусмотренных федеральными законами (п. 4 ст. 274 ГК РФ).

Таким образом, в рамках действующей редакции ЗК РФ приход, имеющий земельный участок в безвозмездном пользовании, не может стать стороной соглашения о сервитуте. Поэтому одним из возможных вариантов может стать неофициальная договоренность между приходом и ООО о регулярном проезде грузового автотранспорта. Плату за обеспечение такого проекзда можно оформлять договором пожертвования на уставные цели. Следует, однако, иметь ввиду, что нецелевое использование земельного участка может быть выявлено уполномоченным государственным органом в ходе плановой или внеплановой проверки. Такое использование чревато расторжением договора безвозмездного пользования, заключенного между местной администрацией и приходом (пп. 2 п. 1 ст. 47, пп. 1 п. 2 ст. 45 ЗК РФ).

С 1.03.15 вступят в силу новые правила. В соответствии с п. 1 ст. 39.24 новой редакции ЗК РФ «в случае, если находящийся в государственной или муниципальной собственности земельный участок предоставлен в …безвозмездное пользование на срок более чем один год, соглашение об установлении сервитута заключают землепользователь… земельного участка. При этом согласие в письменной форме уполномоченного органа на заключение такого соглашения не требуется, если …договором безвозмездного пользования не предусмотрено иное».

Таким образом, применительно к нашей ситуации, с 1.03.15 приход, имеющий муниципальный земельный участок в безвозмездном пользовании, может стать стороной соглашения о сервитуте.

Соглашение о сервитуте подлежит государственной регистрации (п. 3 ст. 274 ГК РФ) и может быть возмездным, то есть предусматривать плату за пользование земельным участком (п. 5 ст. 274 ГК РФ).

15. Подворье имеет в безвозмездном срочном пользовании земельный участок, находящийся в федеральной собственности. На данном земельном участке расположен храм, который недавно был признан объектом культурного наследия регионального значения и оформлен в собственность субъекта Российской Федерации. ТУ Росимущества потребовало расторгнуть договор безвозмездного срочного пользования земельным участком ввиду передачи его в региональную собственность. Правомерно ли требование ТУ Росимущества?

Согласно п. 1 ст. 700 ГК РФ собственник имущества, переданного в безвозмездное пользование, вправе произвести отчуждение его отчуждение в собственность третьих лиц. При этом к новому собственнику переходят права по ранее заключенному договору безвозмездного пользования, а его права в отношении имущества обременяются правами пользователя.

Таким образом, Гражданский кодекс Российской Федерации допускает переход права собственности на земельный участок к новому собственнику без прекращения заключенного договора безвозмездного пользования земельным участком. Действующая редакция Земельного кодекса Российской Федерации никаких исключений из данного правила не содержит.

Согласно новой редакции ЗК РФ в случае безвозмездной передачи земельного участка из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации (либо в муниципальную собственность) подлежат расторжению исключительно договоры безвозмездного пользования земельными участками, предоставленными федеральным структурам, а именно федеральному органу государственной власти, его территориальному органу, федеральному казенному предприятию, федеральному государственному предприятию, федеральному государственному учреждению, созданной Российской Федерацией некоммерческой организации. Таким образом, договоры безвозмездного пользования, заключенные с иными субъектами права, в том числе с религиозными организациями, сохраняются и не подлежат расторжению.

16. Земельный участок, на котором построен храм, закреплен за воинской частью. Строительство храма велось без оформления разрешительной документации силами воинской части. Может ли епархия получить храм и земельный участок в безвозмездное пользование?

Для решения этого вопроса необходимо легализовать самовольную постройку (здание храма) в судебном порядке (на основании ст. 222 ГК РФ) путем подачи в суд заявления Минобороны России о признании права собственности Российской Федерации на соответствующее здание храма.

После государственной регистрации права федеральной собственности на указанное здание, он может быть передан в безвозмездное пользование епархии на основании Федерального закона № 327-ФЗ от 30.11.10 «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности». При этом право оперативного управления воинской части на здание храма (если оно возникло) подлежит прекращению (ст. 5 Федерального закона № 327-ФЗ от 30.11.10).

Вопрос о передаче земельного участка, закрепленного за воинской частью, в безвозмездное пользование религиозной организации следует решать с учетом положений постановления Правительства РФ № 234 от 3.04.2008. Как уже указывалось, возможны два варианта решения вопроса.

Вариант № 1 — предварительное прекращение права воинской части на данный земельный участок и передача его в казну Российской Федерации. По завершении этих процедур епархия может подать заявление на передачу указанного земельного участка в безвозмездное пользование.

Вариант № 2 — решение Правительства РФ о согласовании договора безвозмездного пользования между воинской частью и епархией при сохранении земельного участка в постоянном (бессрочном) пользовании воинской части. В таком случае для предоставления земельного участка, закрепленного за воинской частью, в безвозмездное пользование епархии необходимы, помимо решения воинской части, также согласие Минобороны России (298 ГК РФ) и решение Правительства РФ.

Из двух вариантов, безусловно, более предпочтительным является вариант № 1.

Юридическая служба Московской Патриархии /Патриархия.ru