Раздел международное физкультурно-спортивное право. Международное спортивное право: становление и перспективы развития Что повлекло разделение международной отрасли

Для обеспечения соблюдения законов, норм и правил, принятых МСФ, НСФ и НОК, а также для разрешения споров, в том числе экономических, связанных с осуществлением спортивной деятельности спортсменами и членами названных организаций, в виде отдельных федераций или комитетов была создана сложная система спортивной юстиции. Основой для этого послужили положения Олимпийской хартии, согласно которым при разрешении споров в отношении вопросов, упомянутых выше, существует обязанность всех членов МСФ, НСФ и НОК, с одной стороны, обращаться к внутренним органам юстиции соответствующей федерации или арбитражу, действующему в соответствии с критериями, установленными такими федерациями; с другой стороны, существует обязанность соответствующих членов принимать решения в ущерб любой другой юрисдикции, кроме спортивной. Нарушение любого из требований (вместе их условно называют юрисдикционная привязка) влечет наложение дисциплинарных санкций, которые могут проявляться в лишении членства для организаций и дисквалификации для физических лиц. Несмотря на разнообразие форм, в которых создаются органы юстиции в различных МСФ, НСФ или НОК, все они руководствуются принципами спортивной юстиции, содержащимися в Олимпийской хартии МОК.

Смысл существования органов, действующих за пределами национальных границ, заключается в том, что среди самых выдающихся экспертов данной проблематики 1 , утвердилось мнение о существовании lex sportiva , который, как и lex mercatoria, основывается на обычае, широко распространенном в мире спорта, и по своей природе не может быть ограничен микропорядком, заключенным в национальную социальноправовую систему.

Система спортивной юстиции МОК прямо предусматривает, что в случае нарушения Олимпийской хартии, Всемирного антидопингового кодекса или любого другого подобного регламента, меры или санкции, применяемые Сессией, Исполнительным комитетом или Дисциплинарным комитетом МОК, различаются в зависимости от обстоятельств и субъектов, в отношении которых они применяются .

Действительно, изучая контекст олимпийского движения, можно сказать, что в отношении всех членов МОК (в том числе почетных членов), Олимпийская хартия, учитывая серьезность нарушения, предусматривает порицание или временное отстранение от должности на определенный период времени 1 .

Что касается МСФ, то в отношении них МОК предусматривает такие санкции, как: исключение из программы Олимпийских игр (по виду спорта, по дисциплине, по виду соревнования); лишение временного признания; окончательное лишение признания. При этом в отношении ассоциаций МСФ Олимпийская хартия предусматривает временное лишение признания или окончательное лишение признания.

Когда нарушения совершаются НОК, МОК в виде санкций может применить: временное лишение членства ; лишение временного признания; окончательное лишение признания ; лишение права на организацию Сессии или Олимпийского конгресса. В то же время в отношении ассоциаций НОК могут применяться следующие санкции: лишение временного признания; окончательное лишение признания .

В контексте Олимпийских игр в случае любого нарушения Олимпийской хартии, Всемирного антидопингового кодекса или другого решения или нормативного акта, изданного МОК или любой МСФ или НОК, включая, помимо прочего, Этический кодекс МОК, в случае любого вида неправомерного поведения в отношении отдельных спортсменов и команд могут быть применены: временный или постоянный недопуск или исключение из Олимпийских игр, дисквалификация или лишение аккредитации. В случае дисквалификации или исключения, медали и дипломы, полученные в связи с нарушением Олимпийской хартии, должны быть возвращены в МОК. Кроме этого, по усмотрению Исполкома МОК, спортсмен или команда могут потерять места, полученные в других соревнованиях помимо тех Олимпийских игр, в которых спортсмен или команда были дисквалифицированы или исключены .

Что касается официальных лиц, руководства и других членов любой делегации, так же как судей и членов жюри, то в отношении них Олимпийская хартия предусматривает применение санкций в виде временного или постоянного недопуска или исключение из Олимпийских игр; в отношении всех других аккредитованных лиц - лишение аккредитации.

Следует отметить, что прежде чем применить любую меру или санкцию, компетентный орган МОК может сделать предупреждение. Все санкции и меры принимаются без ограничения других прав МОК и любых других организаций, включая, помимо прочих, МСФ и НОК.

Что касается дисциплинарных процедур, то в Олимпийской хартии указано, что любое расследование, связанное с фактами, которые могут повлечь применение каких-либо мер или санкций, проводится под контролем Исполкома МОК, который может при этом делегировать все или часть своих полномочий.

Во время проведения расследования Исполком может временно лишить соответствующих лиц или организации всех или части прав, прерогатив и функций, свойственных члену или статусу данного лица или организации.

Любое лицо, команда, любое физическое или юридическое лицо имеет право быть заслушанным органом МОК, компетенция которого включает меры или санкции к этому лицу - физическому или юридическому. Право быть заслушанным подразумевает право ознакомиться с предъявляемыми обвинениями, право присутствовать лично или представить возражения в письменном виде.

Решения по любым мерам или санкциям, принятые Сессией, доводятся до соответствующей стороны Исполкомом МОК или Дисциплинарной комиссией в письменном виде .

Все меры или санкции вступают в силу немедленно, если только компетентный орган не примет иного решения.

Невзирая на применяемые правила и сроки любых арбитражных и апелляционных процедур, но с учетом всех иных положений Всемирного антидопингового кодекса, никакое решение, принятое МОК в отношении каких-либо Олимпийских игр, включая, помимо прочего, соревнования и их последствия, такие как занимаемое место или результат, не может быть никем оспорено по истечении трех лет со дня церемонии закрытия этих Игр.

Что касается разрешения споров МОК, то его решения являются окончательными. Любой спор, вытекающий из их применения или толкования, может разрешаться исключительно Исполкомом МОК и, в некоторых случаях, при помощи третейского суда или Спортивного арбитражного суда (КАС).

Как уже упоминалось, российское законодательство в сфере спорта основывается на Конституции РФ и Федеральном законе «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», а для разрешения конфликтов, которые возникают в этой сфере, РФ нашла в арбитраже метод самый качественный и эффективный.

В частности, изучение международного опыта создания специализированных арбитражных спортивных судов и деятельность арбитражных судов самой Российской Федерации привело ОКР совместно с Ассоциацией спортивного права России 1 к созданию Автономной некоммерческой организации «Спортивная арбитражная палата» и первого в России арбитражного суда, специализирующегося на сфере физической культуры и спорта и осуществляющего свою деятельность на основании федерального закона «О третейских судах в Российской Федерации» .

По этой причине все спортивные споры в России подпадают под юрисдикцию упомянутого Спортивного арбитражного суда .

Что касается процессуально-дисциплинарных норм, то Уставом ОКР установлено, что после возникновения спора стороны должны заключить арбитражное соглашение, в соответствии с которым арбитражный суд вправе рассмотреть возникший спор. Решение суда является окончательным, за исключением случаев, когда есть возможность обжаловать решения, обратившись в КАС (Лозанна, Швейцария) .

  • Среди самых известных авторов спортивно-правовой тематики можно выделить:Симон Г. L’arbitrage des conflits sportifs. In Revue de I’arbitrage. 1995. № 2. C. 215 и следующие; Карлеварис A. Arbitrato sportivo, regole di concorrenza comunitaria e principi generalidi diritto. In Riv. Arb. 2001. C. 545 и следующие. В прецедентном праве КАС можнообратиться также к Решению от 20 августа 1999 г. по делу между АЕК ПАЕ и «СлавилПрага» - Футбол против УЕФА (Дело КАС № 98/200, см.: Официальный сайт КАС.URL: http://www.tas-cas.org), в котором коллегия арбитров изложила, что lex ludicaсостоит из неписанных принципов, которые складывались в течение долгого времении объединились в частности, благодаря спортивному арбитражу. Сочетание таких принципов может быть выведено из сравнительного изучения различных правовых системи обязательного применения, при условии, что они не противоречат соответсвующимположениям государственной политики.
  • Е. Локвин определяет lex sportiva как набор правил, созданных международнымспортивным движением и регулирующих организацию и проведение спортивных соревнований. На данный момент ознакомиться с работами Е. Локвина можно в Sport etdroit International priv6 prive. In Lamy Droit sportif economique. 2003. № 186/90, где авторутверждает, что «появление отдельного независимого от государства и трансцендентного мира международного спортивного права разделило его на суверенные правовыесистемы», что привело к тому, что «международный lex sportiva генерируется из транснациональной спортивной правовой системы».
  • См.: Правило 59 Олимпийской хартии.
  • Приостановление может распространяться на все или часть прав, прерогативи функций, вытекающих из членства соответствующего лица в МОК. Эти санкции могутбыть введены против тех, кто своим поведением ставит под угрозу интересы МОК, -также независимо от какого-либо конкретного нарушения Олимпийской хартии илилюбого другого регламента.
  • При этом Исполком МОК определяет последствия для НОК и его спортсменовв каждом конкретном случае.
  • В этом случае НОК лишается всех прав, возложенных на него в соответствиис Олимпийской хартией.
  • По решению президиума автономной некоммерческой организации «Спортивнаяарбитражная палата», были утверждены Положение, Правила и список арбитров Спортивного арбитражного суда. В соответствии с п. 4 ст. 3 Федерального закона от 24 июля2002 г. № 102-ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации», в компетентные суды,действующие на той же территории (Арбитражный суд г. Москвы и Хамовническийрайонный суд г. Москвы), были направлены уведомления с копиями всех необходимыхдокументов о создании постоянно действующего третейского суда.
  • См. некоторые решения суда: Решения САС от 1 апреля 2015 г. по делу № 106А,от 19 сентября 2014 г. поделам№ 14/09-020, 14/09-021 по иску некоммерческого партнерства «Хоккейный клуб “Варяг” против Федерации хоккея России»; Решение САСот 30 марта 2015 г. по делу № 113А/15 по иску Валеева И. Ш. к АНО «Организационныйкомитет “Сочи-2014”» по возмещению суммы по контракту.
  • В 1983 г. МОК официально создал КАС, который начал свою деятельность 30 июня1984 г. под руководством Президента Д. Мбайе и Генерального секретаря Г. Шваара.22 июня 1994 г. был важной датой для КАС, так как высшими органами власти, представляющих мир спорта, а именно Президентами МОК, АЛОМФ, ATWF и АНОК, былоподписано Парижское соглашение, в рамках которого подписавшие признали юрисдикцию КАС и включили в свои Уставы арбитражную оговорку, согласно которой все иличасть споров в соответствующей области передаются в КАС. В принципе, В КАС могутбыть представлены два типа споров - коммерческого и дисциплинарного характера.Первая категория включает в себя главным образом споры, касающиеся выполнениядоговоров - связанных со спонсорством, продажей телевизионных прав, организациейспортивных мероприятий, переходов игроков и отношений между игроками или тренерами и клубами и (или) агентами (трудовые договоры и контракты). Споры, связанныес вопросами гражданской ответственности также находятся в этой категории (например.

В последние годы спорт стал одним из наиболее ярких феноменов человеческой деятельности. Более того, как ни один другой вид деятельности, он приобрел всеобъемлющий характер. Проведение большого количества международных спортивных соревнований, международный спортивный бизнес требуют соответствующего правового регулирования в международном масштабе.

Большое количество международных спортивных отношений регулируются различными отраслями международного права. Так, регулирования спортивных отношений с использованием международных договоров, носящих всеобщий или региональный характер, характерно для международного публичного права. Проведение спортивных соревнований с участием спортсменов различных стран, трансферты игроков из клуба одной страны в клуб другой страны являются элементами международного частного права. Вместе с тем невозможно описать всю международную спортивную деятельность без учета и корпоративных норм международных спортивных организаций и федераций. Все они носят обязательный характер для занимающихся конкретным видом спорта или участвующих в соревнованиях, в том числе и планетарного масштаба, таких как Олимпийские игры. Многие из них санкционированы международными организациями (Всемирный антидопинговый кодекс международной организации ВАДА включен в Международную конвенции о борьбе с допингом в спорте) или национальным законодательством (Закон Республики Беларусь «О физической культуре и спорте» санкционирует в качестве нормативных актов Олимпийскую хартию и документы международных спортивных федераций).

Подобное использование различных по своей правовой силе международных актов позволяет сделать вывод о том, что в сфере международных спортивных отношений сложилась система однородных международно-правовых норм, связанных общим предметом правового регулирования.

В соответствии с вышесказанным под международным спортивным правом понимается совокупность международно-правовых норм и норм международных спортивных организаций и федераций, регулирующих международные спортивные отношения.

Один из наиболее полных перечней международной спортивной деятельности представлен С.А.Алексеевым в его работе «Международное спортивное право». Среди них выделим следующие основные направления:

1) организация и деятельность международных спортивных организаций, в том числе МОК, МСФ, ВАДА и др., включая их взаимодействие с национальными спортивными структурами;

2) организация и проведение международных спортивных соревнований, в том числе Олимпийских игр, а также иных международных спортивных и спортивно-зрелищных мероприятий;

3) международные отношения в сфере профессионального спорта, в том числе международное движение трудовых ресурсов в сфере спорта, включая международный трансферт, аренду, иные виды переходов спортсмена (тренера) из одного клуба в другой, а также международная деятельность спортивных агентов;

4) международная кооперация и иностранные инвестиции в сфере спорта;

5) международная коммерческая деятельность в сфере спортивной промышленности, в том числе организация совместных предприятий, производящих товары физкультурно-спортивного и туристического назначения;

6) отношения, связанные с международной охраной прав интеллектуальной собственности в сфере спортивной деятельности;

7) международные налоговые отношения в сфере спорта;

8) травматизм в международном спорте;

9) всемирная антидопинговая политика и противодействие применению допинга в международном спортивном движении;

10) международное сотрудничество в борьбе с преступностью в сфере спортивной деятельности;

11) урегулирование международных спортивных споров;

12) другие, сопутствующие и смежные с названными сферы деятельности.

Эти отношения выделяются своей однородностью и общностью, в целом их нельзя отнести ни к одной самостоятельной международной отрасли права. Они носят комплексный характер и представляют собой предмет международного спортивного права

Предметом международного спортивного права является органический комплекс общественных отношений, возникающий в различных областях международной спортивной деятельности и иной тесно связанной с ней деятельности.

Поскольку предмет международного спортивного права носит широкий комплексный характер, то и методов правового регулирования отношений, составляющих предмет, также должно быть много.

Очевидно, что все методы носят общеправовой характер и несут в себе характерные и для национального права обвязывание, дозволение илизапрет . Вопросы использования допинга, борьбы с насилием и хулиганским поведением болельщиков во время проведения спортивных соревнований регулируются методами обвязывания и запрета. Организация спортивных соревнований используют методы обвязывания и дозволения, а международные трансферты игроков – дозволения и запрета в разных сочетаниях

С другой стороны, поскольку международное спортивное право является частью международного права, в нем используются и общие методы регулирования в международном праве, среди которых:

- метод договорного регулирования посредством международных договоров);

- метод обычно-правового регулирования посредством международных обычаев.

В рамках этих двух методов можно выделитьметоды односторонних, двусторонних и многосторонних действий государств, а также методы универсального регулирования международных отношений .

Что же касается специальных методов международного спортивного права, то к ним можно отнести методы, свойственные международному частному и международному публичному праву, но касающиеся непосредственно спорта, такие как:

Создание международных спортивных организаций и федераций;

Разграничение и передача компетенции от государств и национальных спортивных организаций и федераций международным спортивным организациям федерациям;

Процессуально-правовое регулирование разрешения международных спортивных споров посредством международного спортивного арбитража;

Учета правил международной спортивной этики - принцип «fairplay» - уважение и соблюдение правил справедливой игры, и др.

Международное спортивное право основывается на принципах, носящих как общий характер для всей системы международных отношений, так и межотраслевой или отраслевой, свойственной только международному спортивному праву характер. Среди первых мы можем выделить следующие принципы, представленные Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций 1970 г.:

Принцип уважения прав и основных свобод человека;

Принцип сотрудничества между государствами;

Принцип добросовестного выполнения международных обязательств.

Среди межотраслевых принципов выделим характерные и международному публичному праву принцип равных возможностей, независимо от расы, пола, религии, политических или иных убеждений, заниматься спортом как фактор улучшения качества жизни в национальном и международном плане; характерный и международному частному праву принцип поощрения развития спорта высших достижений, а также массового спорта в мире.

Что же касается непосредственно принципов международного спортивного права, то к ним можно отнести:

- «fairplay» - принцип уважение и соблюдение правил справедливой игры;

Принцип запрета использования допинга в спорте и другие.

Исходя из вышеизложенного мы можем констатировать, что международное спортивное право на данном этапе своего развития является формирующейся комплексной отраслью международного права.

Общие положения международного спортивного права

Выезжая на международные официальные спортивные соревнования в другие страны, наши граждане попадают в сферу правового регулирования международного права.

В последнее время мы часто имеем возможность наблюдать факты правовой незащищенности наших спортсменов на международных соревнованиях, а в тех случаях, когда в ходе международных мероприятий возникают правовые коллизии, они, как правило, разрешаются не в пользу россиян.

Примеров много. В сентябре 2001 г. на Играх доброй воли в австралийском Брисбейне лидеры мировой художественной гимнастики Алина Кабаева и Ирина Чащина были обвинены в употреблении фуросемида. Это вещество само по себе не явля­ется допингом, но, по мнению некоторых специалистов, якобы способно затушевывать действие запрещенных препаратов. Правда, те же специалисты считают, что применение допинга в художественной гимнастике совершенно бессмысленно с любой точки зрения.

Так или иначе, Международная федерация гимнастики дис­квалифицировала Кабаеву и Чащину на один год. В результате рассмотрения апелляции российской стороны Международным спортивным арбитражным судом в Лозанне это решение было признано обоснованным. Между тем после того скандала А. Кабаева и И. Чащина с блеском выиграли несколько круп­нейших международных соревнований, доказав тем самым, что ни в каком допинге они не нуждаются.

XIX зимние Олимпийские игры в Солт-Лейк-Сити , занявшие с подавляющим преимуществом первое место по скандалам сре­ди всех мировых спортивных состояний, можно рассматривать как симптом безнадежного кризиса спортивного права, итогом которого стало ущемление законных прав ряда российских атле­тов. Среди самых драматичных эпизодов Олимпиады – решения Международной федерации лыжного спорта и Международного олимпийского комитета об отстранении нашей выдающейся лыжницы Ларисы Лазутиной от старта в лыжной эстафете 4x5 километров (что привело к отказу от участия в эстафете всей нашей команды) и последующем аннулировании результатов вы­ступлений Ларисы Лазутиной и Ольги Даниловой в лыжной гон­ке на 30 километров классическим стилем. У лыжниц в крови якобы был обнаружен не внесенный в официальный список за­прещенных веществ дарбепоэтин, близкий по действию к допин­говому средству эритропоэтину. Эти решения также были опро­тестованы в Лозанне, однако в апелляции российским спорт­сменкам было отказано.

Беспрецедентное решение Международного союза конькобежцев и Международного Олимпийского комитета, согласно которому канадские фигуристы Жами Сале и Давид Пеллетье, в турнире спортивных пар завоевавшие «серебро», получили второе «золото», поскольку арбитры-де подсуживали россиянам Елене Бережной и Антону Сихарулидзе.

Еще один неприятный инцидент Олимпиады в Солт-Лейк-Сити связан с именем российского биатлониста П. Ростовцева. В нарушение всех принятых норм за час до начала спортивных соревнований организаторы Олимпийских игр обязали спорт­смена пройти допинг-контроль, который не выявил никаких от­клонений от нормы, но в итоге психологически подавил биатло­ниста. Это послужило одной из причин поражения российского биатлониста – явного фаворита соревнований.

Судейский произвол на Играх XXVIII летней Олимпиады 2004 г. В Афинах в отношении прославленного российского атлета четырехкратного олимпийского чемпиона по спортивной гимнастике Алексея Немова в финале упражнений на перекладине.

Все попытки наших юристов и спортивных функционеров защитить нарушенные права российских спортсменов оказались тщетными. Главная причина тому – отсутствие достаточной информации о содержании и специфике правового регулирования олимпийского спорта, системно изложенной и прокомментированной нормативной базы и соответствующей справочной литературы.

Поскольку в ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» не содержится норм и правил, регулирующих права и обязанности спортсменов и других участников спортивных соревнований, проводимых за пределами РФ, в данном случае следует руководствоваться нормами и правилами, изложенными в других нормативных актах и предусмотренными для более широкого круга лиц.

Понятие, предмет и метод международного спортивного права

Международное публичное право - система исторически изменяющихся норм и принципов отношений между государствами в процессе их сотрудничества и соперничества. Оно выражает относительно согласованную волю государств и регулирует отношения между государствами, созданными ими государственными организациями и некоторыми другими субъектами международного права.

В международно-правовых документах, регулирующих вопросы спорта, термин «физическая культура» не встречается. В них речь идет о физическом, эстетическом и нравственном воспитании и спорте. Таким образом, данный термин отражает особенность нашего национального правопонимания отношений в сфере спорта.

Спорт является одной из общепризнанных специфических сфер человеческой деятельности. Бурно развиваясь, он занял видное место как в физической, так и в духовной культуре общества. При этом его общественное значение продолжает стремительно расти. В настоящее время спорт приобрел универсальное значение и имеет всеобъемлющий характер. Вопросы развития спорта обсуждаются в Организации Объединенных Наций, они находят отражение в конституциях многих стран, программах политических партий и т.п. Спорт имеет огромное общественное значение как деятельность, раздвигающая границы человеческих возможностей. В сфере спорта вращаются громадные материальные и финансовые ресурсы, действуют мощнейшие стимулы как материального, так и духовного характера.

Очевидно, сфера спорта так же, например, как и банковская деятельность, требует на международном уровне специфического правового осмысления и качественного регулирования. Одним из важнейших оснований для такого вывода служит тот факт, что современный спорт представляет собой сложнейшую специфичную социально-экономическую систему, разнообразные и разнохарактерные общественные отношения в которой призвано регулировать право.

В самом общем виде международное спортивное право (МСП) представляет собой систему взаимосвязанных норм и правил, регулирующих общественные отношения, складывающиеся в международной спортивной деятельности.

В свою очередь международная спортивная деятельность включает такие основные направления, как:

1) участие международных организаций общей компетенции, например, Организации Объединенных Наций, Совета Европы и др., в международном спортивном движении;организация и деятельность международных спортивных организаций, в том числе МОК, МПК, МСФ и др., включая их взаимодействие с национальными спортивными структурами;

2) деятельность государств, национальных спортивных организаций, спортсменов и других внутренних субъектов в международных спортивных отношениях;

3) организация и проведение международных спортивных соревнований, в том числе Олимпийских игр, а также иных международных спортивных и спортивно-зрелищных мероприятий, конференций и симпозиумов по исследуемой проблематике;

4) международные трудовые и связанные с ними отношения в сфере спортивного бизнеса, в том числе в области профессионального спорта* в частности международное движение трудовых ресурсов в сфере спорта, включая международный трансферт, аренду, иные виды переходов спортсмена (тренера) из одного клуба (спортивного общества) в другой, а также международная деятельность спортивных агентов;

5) международная материальная поддержка и иностранные инвестиции в сфере спорта;

6) международная коммерческая деятельность в сфере спортивной промышленности, в том числе организация совместных предприятий, производящих товары физкультурно-спортивного и туристического назначения, международная торговля ими;

7) отношения, связанные с международной охраной прав интеллектуальной собственности в сфере спортивной деятельности, в том числе прав на товарные марки, спортивную и олимпийскую символику, радио- и телеправ на спортивные мероприятия;

8) международные налоговые отношения в сфере спорта;

9) травматизм, спортивная медицина и страхование в международном спорте;

10) всемирная антидопинговая политика и противодействие применению допинга в международном спортивном движении;

11) международное сотрудничество в борьбе с преступностью в сфере спортивных отношений;

12) урегулирование международных спортивных споров;

13) другие сопутствующие и смежные с названными сферы деятельности.

Указанный перечень не является исчерпывающим и может быть расширен. Все названные направления выделяются своей однородностью и относительной обособленностью. Органический комплекс общественных связей, складывающихся между различными субъектами в различных областях спортивной деятельности, представляет собой предмет регулирования международного спортивного права.

МСП осуществляет целенаправленное воздействие на поведение международных и национальных спортивных организаций, спортсменов и других субъектов международной спортивной деятельности посредством различных методов регулирования.

Можно выделить методы правотворчества и правоприменения; централизованного и децентрализованного регулирования; координации и субординации целей и интересов сторон; жесткого и мягкого регулирования.

В МСП, как и в международном праве в целом, используются регулирование посредством международных договоров (метод договорного регулирования); регулирование посредством международных обычаев (метод обычно-правового регулирования). Выделяются методы односторонних действий государств, а также двустороннего, многостороннего и универсального регулирования международных отношений.

На международной арене не существует исполнительных органов, аналогичных тем, которые имеются в государствах. Поэтому обязанность соблюдения норм международного права обеспечивается применением государствами санкций против нарушителя.

В настоящее время объективно проявляется тенденция сокращения санкций государств и увеличения санкций международных организаций, прежде всего ООН. Такие санкции включают в себя дипломатические демарши, разрыв отношений, ограничение либо прекращение экономических, научно-технических и иных связей с государством-нарушителем. В случае самообороны и по специальному постановлению Совета безопасности ООН к нарушителю может быть применена исключительная мера - вооруженные силы.

Особо следует выделить методы, заложенные в нормах международного спортивного права. Нормы МСП, как и прочие нормы, могут нести в себе запрет, обязывание или дозволение. Есть сферы, в которых спортивные отношения необходимо регулировать методами запрета и обвязывания (например, в вопросах противодействия применению допинга, борьбы с дискриминацией в сфере спорта). И наоборот, есть сферы, достаточно открытые для волеизъявления самих субъектов МСП (например, в решении некоторых вопросов международных трансфертов, экспорта (импорта) физкультурно-оздоровительных и спортивных изделий и техники). Нередко применяется сочетание названных методов.

Между тем МСП характеризуется собственными, присущими только ему методами правового регулирования своего предмета. Они дополняют общие методы, применяемые в международном спортивном праве, названные ранее.

К специальным следует отнести следующие методы международного спортивного права:

С помощью которых выстраивается и сохраняется система МСД, в частности, метод учреждения международных спортивных организаций, в том числе олимпийских комитетов, федераций, союзов и прочих интеграционных объединений, метод разграничения и передачи компетенции от государств и национальных спортивных организаций международным спортивным организациям, метод защиты от монополизма в управлении, особенно в спорте высших достижений;

Учета направленности международного спортивного движения на консолидацию общества, укрепление мира и международного сотрудничества;

Учета специфических функций спорта – политической, экономической, коммерческой и др., а также воспитательной, образовательной, научной, информационной, пропагандистской, социализирующей, гедонистической, рекреативной, реабилитационной;

Учета направленности системы спорта и физической культуры на обеспечение всестороннего развития человека, утверждение здорового образа жизни населения планеты, формирование потребности в разностороннем физическом и нравственном совершенствовании людей, создание условий для занятий любыми видами спорта для всех слоев населения, организацию профессионально-прикладной подготовки, профилактику заболеваний, вредных привычек и правонарушений;

Учета связи физического воспитания с другими видами воспитания (умственным, трудовым, нравственным и т.п.);

Учета непрерывности и преемственности физического воспитания различных возрастных групп населения на всех этапах их жизнедеятельности;

Ответственности людей за свое здоровье и физическое состояние;

Обеспечения равенства прав и свобод человека в сфере спорта;

Обеспечения эффективной подготовки к международным соревнованиям, участия в соревновательной деятельности и достижения максимально высоких спортивных результатов;

Противодействия применению допинга, в том числе допингового контроля, обеспечения равных стартовых условий и правил честной игры и соревнования.

Учета правил международной спортивной этики и др.

При этом методы, свойственные только МСП, следует отличать от тех, которые характерны для всего международного права в целом, в том числе для других нормативных комплексов.

В конечном счёте, само МСП можно воспринимать в качестве метода обеспечения функционирования всего международного спортивного движения.

Перед международным правом в целом и перед международным спортивным правом в частности стоит задача повышения эффективности механизма международно-правового регулирования. Нередко правильно выбранный метод (или методы) обеспечивают наиболее эффективное достижение результата.

Международное спортивное право – одна из важнейших структур современного международного права – включает нормы как международного публичного права, регулирующего межгосударственные отношения, так и международного частного права, охватывающего отношения между частными лицами – организациями и гражданами разной государственной принадлежности.

МСП объединяет нормы международного права и национального законодательства, регулирующего спортивные правоотношения международного характера (например, российского спортивного законодательства). Внутреннее законодательство каждой страны, в той или иной степени затрагивающее вопросы международной спортивной деятельности, должно содействовать укреплению международного спортивного правопорядка.

Кроме того, МСП тесно взаимодействует с другими нормативными комплексами в регулировании международных и внутригосударственных спортивных отношений.

В последние годы международное спортивное право бурно развивается. Это объясняется, в частности, тем, что спорт становится объектом приложения огромных финансовых средств и большой политики. Психологическое давление на спортсменов во время соревнований становится все сильнее. При этом юридические, финансовые и технологические тонкости усложняют отношения в спорте, что в свою очередь повышает потенциальную возможность конфликта между теми, кто принимает непосредственное участие в спортивных мероприятиях, и теми, кто ими управляет и делает, в частности, на этом бизнес.

Внешним проявлением неоднородного, комплексного характера международного спортивного права является наличие разных источников его формирования. Источник права выступает как внешняя форма выражения и закрепления норм и правил, нормативной субстанции.

Источником международного спортивного права является такая его внешняя форма выражения, которая предназначена для регулирования международной спортивной деятельности с учетом ее особенностей .

Поскольку международная спортивная деятельность опосредуется как отношениями частно-правового характера (например, имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения с участием иностранных субъектов международной спортивной деятельности, основанные на их равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности), так и отношениями публичноправового характера (в частности, отношения по публичной организации международной спортивной деятельности), то и источниками международного спортивного права следует признать любые внешние формы выражения права, содержащие нормы как частного, так и публичного права, предназначенные для регулирования международной спортивной деятельности. Причем в МСП границы между публичным и частным правом довольно размыты, а их нормы тесно переплетаются.

Источники международного спортивного права могут быть условно разделены на два вида: внутригосударственные (национальные) и международные.

Для международного спортивного права характерны следующие основные внутригосударственные источники :

  • 1) внутригосударственное законодательство государств, включающее законы и подзаконные акты;
  • 2) внутригосударственный правовой обычай;
  • 3) акты национальных спортивных организаций, задействованные в регулировании спортивных отношений с международным (иностранным) элементом;
  • 4) судебный прецедент (в странах англо-американского права).

К международным источникам МСП следует отнести:

  • 1) международный договор;
  • 2) международно-правовой обычай;
  • 3) акты международных спортивных организаций;
  • 4) нормативные (прецедентные) решения международных судов.

Все эти источники МСП имеют различную природу.

Внутригосударственное законодательство в области МСП действует в пределах каждого отдельного государства и является результатом реализации нормотворческой функции государственных органов, которая воплощает цели и интересы различных слоев гражданского общества данного государства. Внутригосударственное законодательство играет существенную роль в формировании норм международного спортивного права.

Российское внутреннее законодательство, регулирующее международные спортивные отношения, представлено Конституцией РФ, Гражданским кодексом РФ, рядом федеральных законов и подзаконных нормативно-правовых актов, а также нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Среди норм Конституции РФ, касающихся сферы международной спортивной деятельности, можно назвать п. 2 ст. 8 (о признании и защите равным образом различных форм собственности, включая иностранную), п. 4 ст. 15 (о действии общепризнанных принципов, норм международного права и международных договоров Российской Федерации), п. 1 ст. 17 (о признании и гарантировании прав и свобод человека и гражданина), ст. 34 (о свободном использовании своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности), ст. 35 (о гарантиях права собственности), ст. 41 (о праве каждого человека на охрану здоровья), ст. 46 (о гарантиях судебной защиты прав и свобод), ст. 71-72 (о разграничении компетенции Российской Федерации и субъектов Российской Федерации) и др.

ГК РФ, помимо общих норм (о сроках, о сделках, о лицах, о договорах и обязательствах и др.), подлежащих применению к частно-правовым международным спортивным отношениям, содержит ряд специальных норм (п. 1 ст. 2, ст. 7, ст. 140-141, п. 3 ст. 162 и др.) и специальный раздел VI «Международное частное право», состоящий в основном из коллизионных норм, регулирующих вопросы выбора применимого права. Коллизионные нормы в указанном разделе подразделены на общие и специальные. Общие нормы сосредоточены в основном в гл. 66 «Общие положения». Это нормы об определении применимого права, о квалификации юридических понятий при определении применимого права, об установлении содержания норм иностранного права, о взаимности, об обратной отсылке, о применении императивных норм, об оговорке, о публичном порядке, о реторсии.

Специальные коллизионные нормы содержатся в гл. 67 «Право, подлежащее применению при определении правового положения лиц» и 68 «Право, подлежащее применению к имущественным и личным неимущественным отношениям».

Нормы национального спортивного права, регулирующие спортивные отношения с международным (иностранным) элементом, содержатся в Федеральном законе от 29 апреля 1999 г. № 80-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» , например, в ст. 26 («Переход спортсменов в другие физкультурноспортивные организации»), 38 («Поддержка внешнеэкономической деятельности физкультурно-спортивных организаций»), 39 («Права иностранных граждан и лиц без гражданства, проживающих на территории Российской Федерации, в области физической культуры и спорта»), 40 («Участие в международных физкультурно-спортивных организациях»), а также в подзаконных нормативных актах, например, в Порядке прохода иностранных некоммерческих прогулочных и спортивных судов по внутренним водным путям Северо- Западного и Беломорско-Онежского бассейнов Российской Федерации, утвержденном приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 24 августа 1998 г. № 110 .

В зарубежных странах законы о спорте, физической подготовке, спортивной деятельности стали появляться в 1930-1940-х годах. В 1937 г. закон о физической подготовке и рекреации был принят в Великобритании. В 1942 г. во времена Муссолини, несмотря на сложности военного времени, был принят закон о спорте в Италии .

В 1961 г. законы о физической подготовке и любительском спорте введены в действие в Канаде и Японии. В 1972 г. принят закон о спорте в Швейцарии, а 1975 г. - в Греции и во Франции. В 1978 г. Закон о любительском спорте принял конгресс США.

Вместе с тем вплоть до 1980-х годов число стран, принявших законы о спорте, физической подготовке, спортивной деятельности, было довольно ограниченно. С первой половины 1980-х гг. число стран, принявших или пересмотревших старые спортивные законы, резко увеличивается (Аргентина, 1992; Португалия, 1990; Финляндия, 1980; Франция, 1984, 1992; Италия, 1984; Испания, 1988, 1990; Польша, 1996; Украина, 1993 и др.). После распада социалистического лагеря по этому пути пошли почти все страны Восточной Европы.

В спортивных законах зарубежных стран закреплены нормы, в частности задействованные в регулировании международных спортивных отношений. Так, для многих законов характерны общие положения, отражающие отношение государства, его законодательных и исполнительных органов, национальных спортивных организаций к утвержденным хартиям, уставам, регламентам и другим нормативным документам международных спортивных организаций, и прежде всего МОК и МСФ; определяющие порядок разрешения спорных ситуаций в спорте; регламентирующие борьбу с допингом в спорте и др.

Внутригосударственный правовой обычай - это сложившееся правило поведения, которого обязаны придерживаться стороны частноправового отношения, но не закрепленное в законодательстве. Его особенностью является то, что он создается и санкционируется государством в рамках его внутреннего права.

Обычаи делового оборота признаются источниками международного частного права (ст. 5, 6, 309, 311, 314, 421, 427, 431 ГК РФ и др.). В ст. 5 ГК РФ определены понятие и признаки обычая делового оборота, под которым подразумевается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано оно или нет в каком-либо документе. Обычаи делового оборота применимы исключительно в сфере спортивного предпринимательства. Не подлежат применению лишь такие обычаи, которые противоречат обязательным для участников предпринимательской деятельности положениям законодательства или договору. Правовые обычаи используются наряду с законодательством и заполняют его пробелы. Юридическое значение обычаев состоит в том, что они по очередности применения находятся после нормативно-правовых актов и договора.

Широкое распространение и использование в сфере спорта находят акты национальных спортивных организаций, многие нормы которых так или иначе задействованы в регламентации спортивных отношений с международным (иностранным) элементом. Такие акты регулируют спортивные отношения на уровне спортивных организаций и принимаются их учредителями либо самими организациями (например, уставы, положения и регламенты, регулирующие проведение чемпионатов, первенств и иных, в том числе международных, соревнований).

Учредительные документы должны непосредственно регламентировать деятельность спортивных организаций, включая их международную деятельность. Речь идет об уставах НОК, положениях профессиональных лиг, союзов, клубов. Так, ст. 3 Устава Олимпийского комитета России (принят Учредительным съездом 1 декабря 1989 г.) определяет, что для достижения своих уставных целей ОКР в установленном законом порядке, в частности, осуществляет внешнеэкономическую деятельность, вступает в международные негосударственные объединения, поддерживает прямые международные контакты и связи, заключает соответствующие соглашения.

Несомненный интерес представляют акты национальных спортивных организаций ведущих зарубежных футбольных держав, например Франции. Так, профессиональная футбольная лига Франции (ПФЛФ) действует на основании Устава, принятого в 1994 г. Закрепленные в нем нормы определяют цели, предмет деятельности, юридический статус, атрибутику, членство в организации, положения об участниках, членах, учредителях, основы финансовой и других направлений деятельности и управленческих отношений внутри организации, а также порядок международной деятельности .

К этой группе относятся спортивные хартии и иные аналогичные документы национальных спортивных организаций, в частности устанавливающие правовое взаимодействие с другими национальными и международными спортивными организациями, в том числе профессиональными спортивными клубами и их объединениями. Так, Французская федерация футбола (ФФФ) делегирует ПФЛФ право руководства профессиональным футболом. При этом согласно Хартии профессионального футбола Франции профессиональные клубы, входящие в ПФЛФ, обязаны предоставлять в распоряжение ФФФ своих игроков для участия в матчах олимпийского турнира, чемпионатах мира, Европы и других международных встречах. Причем ФФФ выплачивает клубам компенсацию за каждого игрока-профессионала, задержанного для участия в международных соревнованиях .

Особенностью этой группы источников МСП является то, что «правовые пробелы», допущенные при разработке нормативной базы спорта, становятся более очевидными именно на этом уровне.

Судебный прецедент (precedent) как правовой источник характерен для государств с так называемым «общим правом» («common law»), к которым относится большинство англоязычных стран - Великобритания, США, Австралия и др. В самом общем виде суть судебного прецедента и прецедентного права вообще состоит в том, что решение, вынесенное судом по какому-либо конкретному делу, становится обязательным для всех судов той же либо низшей инстанции при вынесении решений по аналогичным делам.

Так, в 1963 г. в деле «Истем против «Ньюкасла Юнайтед» английский суд принял решение, что комбинированная трансфертная система (удержания-перехода футболиста) содержит в себе необоснованный запрет на занятие спортсменами профессиональной деятельностью и значительно превышает те рамки, которые необходимы для защиты интересов клубов, что не согласуется с доктриной «restraint of trade».

Доктрина «restraint of trade» представляет один из основополагающих институтов англо-саксонской правовой системы, в соответствии с которым никто не может быть ограничен в праве заниматься профессиональной деятельностью, если такое ограничение при этом не является обоснованным. Названным судебным решением существовавшая в Англии до 1963 г. трансферная система была признана противоречащей данной доктрине, что привело к незамедлительному изменению системы переходов футболиста из клуба в клуб. Теперь по истечении срока трудового договора клуб обязан был либо предложить спортсмену новый договор, либо отпустить игрока без выплаты компенсации. Тем самым Великобритания стала первой страной, где национальная трансферная система подверглась либерализации до принятия Европейским судом пресловутого решения по делу Босмана .

Сущность судебного прецедента хорошо выразил член Верховного суда США Л.Д. Брэндейс (1932 г.): «Члены Суда покорно извлекают уроки из практического опыта и смиренно склоняют головы перед силой более убедительных доводов, признавая, что процесс проб и ошибок, столь плодотворный в физике и естествознании, применим и в отправлении правосудия».

Следует отметить, что в настоящее время наблюдается тенденция к сближению англосаксонской и романо-германской систем права, и в этой связи судебный прецедент как источник права получает развитие и в континентальных странах - Германии, Швейцарии, Испании, Италии и др. В этих державах, традиционно ориентированных на внутригосударственное законодательство в широком смысле слова, наблюдаются, в частности, пристальное внимание к прецедентному праву и попытки сориентироваться в нормотворческой деятельности на достижения, примеры и выводы судебно-арбитражной практики.

В России источником права выступает нормативный правовой акт (иногда, как уже говорилось, применяется также правовой обычай). Вопрос о роли судебной практики как источника права по меньшей мере спорен . Превалирует точка зрения, что суд не создает правовых норм, это прерогатива законодательной ветви власти. В то же время постановления высших судебных инстанций всегда имели важное значение для формирования единообразной правоприменительной практики и рассматривались как акты судебного толкования норм права.

Однако в последнее время ситуация меняется. Роль и значение актов высших судебных инстанций повышается. Так, постановления Конституционного суда РФ, безусловно, имеют правообразующее значение. Юридическая сила постановлений Конституционного суда РФ такова, что они действуют непосредственно, являются окончательными, вступают в силу немедленно после провозглашения (ст. 79 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном суде Российской Федерации» ). Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу.

Важнейшим источником МСП являются международные договоры , удельный вес которых в общем спектре всех источников МСП постепенно возрастает. Это обусловлено прежде всего закономерностями современного развития международного спортивного движения, в том числе совершенствованием системы управления МСД.

Международные договоры являются результатом согласования воли различных государств, принимающих в них участие. Иными словами, договоры представляют собой соглашения государств относительно содержания договорных норм (т.е. текста договора) и признания таких норм в качестве юридически обязательных (или рекомендательных) для государств - участников договора. Международные договоры в области МСП регулируют правоотношения главным образом с участием юридических и физических лиц - субъектов внутреннего права (спортсменов, спортивных организаций и т.д.), но обязательства по договору возлагаются на государства, участвующие в нем, которые несут ответственность за приведение своего внутреннего права в соответствие со своими международными обязательствами.

Конституция РФ предусматривает, что международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора (п. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации). Это означает, что международные договоры России являются на ее территории документами прямого действия, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для его применения требуется издание внутригосударственного акта, так называемая имплементация. Разъяснение данной конституционной нормы содержится в постановлении Пленума Верховного суда Российской Федерации от 31 октября 1995 г. № 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» , согласно которому «в силу п. 3 ст. 5 Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации» положения официально опубликованных международных договоров РФ, не требующие издания внутригосударственных актов для применения, действуют в Российской Федерации непосредственно. В иных случаях наряду с международным договором РФ следует применять и соответствующий внутригосударственный правовой акт, принятый для осуществления положений указанного международного договора».

Необходимо также сказать, что международные договоры, заключенные СССР, по общему правилу, обязательны для Российской Федерации как его правопреемника, если специально не было объявлено о прекращении действия этих договоров .

Российское законодательство восприняло многие положения международного права и международных договоров. Нормы международных документов применяются, в частности, к физкультурноспортивным отношениям с участием иностранных физических и юридических лиц, определяют их правовой статус, порядок применения правовых последствий причинения вреда иностранцам и иностранцами на территории России и многое другое.

В выполнение международных обязательств вовлекается широкий круг государственных органов, организаций, физических лиц, поскольку «подавляющее большинство международно-правовых норм реализуется через национальный организационно-правовой механизм» . Эта деятельность регулируется внутригосударственным правом, в котором растет число актов, посвященных выполнению международных обязательств.

Современные спортивные отношения опосредуются как нормами международных документов общего характера, так и специальных, посвященных непосредственно международному спортивному движению.

Основу регулирования международных отношений, возникающих в связи со спортивной деятельностью, составляют нормы общего международного права, включая общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры общего характера. Что касается общепризнанных принципов и норм международного права, то они содержатся в уставах Организации Объединенных Наций, декларациях и резолюциях Генеральной Ассамблеи ООН, документах других международных организаций по наиболее общим и глобальным вопросам международного правопорядка, многосторонних договорах (конвенциях), решениях Международного Суда. Нормы общего международного права регламентируют сотрудничество государств в различных сферах международных отношений, и действие ряда таких норм распространяется в том числе на международную спортивную деятельность.

Так, в Уставе Организации Объединенных Наций (Сан-Франциско, 26 июня 1945 г.) провозглашается вера народов в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности и утверждается их решимость содействовать социальному прогрессу и улучшению условий жизни. В соответствии с положениями Всеобщей декларации прав человека , принятой 10 декабря 1948 г. Генеральной Ассамблеей ООН, каждый человек может обладать всеми провозглашенными в ней правами и всеми свободами, без какого бы то ни было различия, как-то: в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального и социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод (ETS № 5) (Рим, 4 ноября 1950 г.) провозглашает, в частности, права на свободу мирных собраний и на свободу объединений и т.д.

Вместе с тем одних норм общего международного права недостаточно для регулирования взаимоотношений государств и других субъектов, возникающих в процессе международной спортивной деятельности. Этим целям служат специальные нормы, содержащиеся в договорах, посвященных непосредственно международной спортивной деятельности. Такие международные договоры могут быть двусторонними и многосторонними, региональными и универсальными.

Двусторонние договоры заключаются только двумя государствами и действуют исключительно в их взаимных отношениях. К ним, например, относятся:

  • Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Мексиканских Соединенных Штатов о сотрудничестве в области культуры, образования и спорта (Мехико, 20 мая 1996 г.) ;
  • Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Лаосской Народно-Демократической Республики о культурном и научном сотрудничестве (Москва, 9 марта 1994 г.) ;
  • Протокол между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Сан-Марино о сотрудничестве в области культуры, образования, спорта, туризма и торгово-экономической деятельности (Москва, 19 февраля 2002 г.) ;
  • Программа культурных, образовательных, научных и спортивных обменов между Российской Федерацией и Боливарианской Республикой Венесуэла на 2001-2003 годы (Москва, 14 мая 2001 г.) ;
  • Договор о сотрудничестве г. Москвы и Республики Беларусь в области развития физической культуры и спорта (одобрен постановлением Правительства Москвы от 13 октября 1992 г. № 848) .

В многосторонних договорах (конвенциях) участвуют несколько государств, принимающих взаимные обязательства. Чем шире круг государств-участников, тем выше эффективность применения заложенных в договоре норм и принципов. В их ряду, например:

  • Европейская конвенция о предотвращении насилия и хулиганского поведения зрителей во время спортивных мероприятий и, в частности, футбольных матчей ETS № 120 (Страсбург, 19 августа 1985 г.) ;
  • Международная конвенция против апартеида в спорте (Нью- Йорк, 16 мая 1986 г.) .
  • Международные договоры подразделяются также на региональные и универсальные.

К региональным относятся договоры, которые приняты и действуют в пределах одного региона, как правило, в рамках региональной интеграционной группировки государств. Примером регионального международного договора в сфере спорта является Конвенция против применения допинга ETS № 135 (Страсбург, 16 ноября 1989 г.) .

Универсальные договоры включают в состав государств-участников государства, принадлежащие к различным регионам земного шара, к различным социально-политическим и правовым системам. Признак универсальности позволяет резко расширить круг субъектов, участвующих в таких договорах, поскольку не предполагает введения каких-либо ограничителей территориального или иного характера. Таким договором, например, является Международная конвенция о борьбе с допингом в спорте (Париж, 19 октября 2005 г.) .

Особую группу договорных источников МСП составляют международные межведомственные соглашения-декларации в сфере спорта, документы межгосударственных конференций и т.п., положения которых главным образом носят рекомендательный характер и порождают морально-политические обязательства. Иными словами, положения этих документов относятся к нормам так называемого «мягкого права». Среди них есть универсальные, например, Международная хартия физического воспитания и спорта (Париж, 21 ноября 1978 г.) (приложение 2.1); есть региональные, например, Спортивная хартия Европы (Родос, 14-15 мая 1992 г.) (приложение 2.2), Европейский манифест «Молодые люди и спорт» (Лиссабон, 17-18 мая 1995 г.) (приложение 2.3); Рекомендация Европейского Совета «Молодежь и спорт высших достижений» (№ 1292, 1996 г.) (приложение 2.4), Декларация «Спорт, терпимость и чистая игра» (Амстердам, 11 апреля 1996 г.) (приложение 2.5). С содержащимися в этих документах международными рекомендациями субъекты МСП при осуществлении спортивной деятельности должны считаться и должны исполнять их по доброй воле.

Международные акты по вопросам спорта, имеющие рекомендательный характер, тем не менее могут содействовать большему единообразию практики в сферах спортивной деятельности, не регламентируемых специальными договорными императивными нормами. Более того, такие акты-рекомендации готовят почву для последующей разработки международных договоров по спорту, носящих обязательный характер (т.е. нормы «мягкого права» постепенно переходят в разряд «жесткого права» - в соответствующие международные договоры и т.п.) или содействуют постепенному признанию соответствующих правил поведения в качестве обязательных стандартов или обычаев.

Международные договоры играют все более значимую роль на современном этапе развития международного спортивного права, что объясняется их природой. Именно международные договоры позволяют сформировать унифицированные нормы МСП. Тем самым создаются предпосылки для единообразия правоприменительной практики, а следовательно, широкого развития физкультурноспортивных отношений между субъектами различных государств. Объективно существующие различия в регулировании таких отношений в каждом государстве, выступающие как барьеры на пути функционирования и развития международного спорта, могут быть устранены именно с помощью межгосударственной унификации норм МСП.

Международные обычаи отличаются от международных договоров тем, что носят неписаный характер. Нормативное содержание обычая формируется на протяжении более или менее длительного периода и выступает как доказательство постоянства, единообразия и всеобщности практики. Наряду с нормативным содержанием формируется юридическая обязательность, которая выступает как молчаливое признание за ним юридической силы. Сложность природы международного обычая заключается в том, что определить четкую временную границу признания его юридически обязательным можно только эмпирическим путем. Это находит отражение в правоприменительной практике: в решениях международных судебных и арбитражных органов, в резолюциях международных организаций. Данные документы выступают в качестве подтверждения существования международного обычая в целом или наличия его отдельных элементов.

Международные обычаи как источник МСП занимают особое место в иерархии его источников. Совершенно очевидно, что по удельному весу и значимости обычаи уступают место внутригосударственному законодательству, международным договорам и другим источникам МСП, однако в ряде случаев именно они незаменимы в качестве правового регулятора складывающихся в рассматриваемой сфере отношений. Особенно велико значение международных обычаев в международной торговле физкультурно-оздоровительной и спортивной продукцией. В сфере международной торговли сложившиеся в практической деятельности обычаи и обыкновения делового оборота подвергаются неофициальной кодификации в рамках Международной торговой палаты (МТП), результатом которой выступают сборники унифицированных правил и обычаев, применяемых при наличии на них ссылки в контракте. Яркий пример - Международные правила толкования торговых терминов 1990 г. (Правила ИНКОТЕРМС), опубликованные МТП . Следует отметить, что юридическую силу имеет не сборник как публикация МТП под определенным номером, а сами нормы, в нем содержащиеся.

Характерным примером международного обычая являются также Принципы международных коммерческих договоров 1994 г. (Принципы УНИДРУА) , тоже применяемые при наличии на них ссылки в контракте. Документ разработан Международным институтом унификации частного права (УНИДРУА), имеющим статус межправительственной организации, членом которой является Российская Федерация.

Ссылку на международно-правовой обычай содержит ст. 1186 ГК РФ, устанавливающая, что право, подлежащее применению к гражданско-правовым отношениям с участием иностранных граждан или иностранных юридических лиц либо к гражданско- правовым отношениям, осложненным иным иностранным элементом, в том числе в случаях, когда объект гражданских прав находится за границей, определяется на основании международных договоров Российской Федерации, ГК РФ, других законов и обычаев, признаваемых в Российской Федерации.

Большинство источников, на основе которых формируется международное спортивное право, - это нормативные акты международных спортивных организаций. Нормативная основа МСП берет свое начало главным образом не из каких-либо договоров между государствами, а из международных соглашений между специализированными учреждениями, многие из которых являются общественными организациями, независимыми от своих национальных правительств, нормативных документов МСО.

Основные принципы, нормы и правила функционирования олимпийского движения, деятельности Международного олимпийского комитета, международных федераций по видам спорта, национальных олимпийских комитетов, организации и проведения Олимпийских игр сконцентрированы в Олимпийской хартии Международного олимпийского комитета (приложение 1.1) - кодекса организации и реализации олимпийского движения.

К нормативным актам международных спортивных организаций относятся также уставы и другие нормативные документы, устанавливающие юридический статус и регламентирующие деятельность МОК, МП К, международных федераций по видам спорта и многих других МСО.

Характерный пример источников МСП рассматриваемой категории - нормативные документы международных спортивных федераций, регламентирующие порядок организации и проведения международных спортивных соревнований (например, Правила соревнований Международной ассоциации легкоатлетических федераций (ИААФ) на 2006-2007 гг. ).

Нарушения правил, содержащихся в уставах регламентах, правилах и других нормативных документах МСФ, соответствующие наказания, организация и функционирование органов, отвечающих за вынесение решений, а также порядок рассмотрения дел в этих органах регламентируются дисциплинарными кодексами . В качестве примера такого акта можно сослаться на Дисциплинарный кодекс Международной федерации футбола, принятый в соответствии с п. 4 ст. 54 Устава ФИФА .

Основополагающими международными документами рассматриваемой категории, на которых строится борьба с допингом, выступают Медицинский кодекс МОК (приложение 8.1) и Всемирный антидопинговый кодекс ВАДА .

Нормативное регулирование организации и деятельности международного спортивного арбитражного суда также осуществляется источниками МСП данной категории, в частности, Кодексом спортивного арбитража (приложение 10.2), специальными регламентами разрешения споров, возникающих во время Олимпийских игр (приложения 10.3, 10.4, 10.5) и другими документами.

К источникам МСП можно отнести также нормативные (прецедентные) решения международных судов. Ярким примером здесь может служить решение по делу С-415/93 Union Royale de Societes de Football v. Jean-Marc Bosnian, принятое Европейским судом справедливости в Люксембурге в 1995 г. и ставшее прецедентным для международной трансферной и соревновательной системы. До этого решения футболисты большинства стран, у которых истек срок трудового договора с клубом, не имели права перейти в другой клуб до тех пор, пока работодатель не получит за них трансферную сумму или официально не откажется от нее. Кроме того, национальные и международные организации могли устанавливать лимиты на доступ иностранных игроков к проводимым ими соревнованиям.

15 декабря 1995 г. было вынесено судебное решение, признающее трансферную систему, по которой игрока должны были покупать у прежнего клуба даже по истечении срока контракта, незаконной, а также запрещающее всем национальным и международным организациям включать в свои регламенты нормы и правила, ограничивающие доступ игроков-иностранцев к соревнованиям, которые эти организации проводят.

Важнейшим регулятором международных спортивных отношений, играющим значительную роль в современном МСД, являются нормы профессиональной , спортивной этики. Так, поведение участников международной спортивной деятельности, в том числе спортивных организаций, их руководителей, менеджеров, спортсменов, тренеров, тренеров-преподавателей, инструкторов-методистов, спортивных врачей, судей, представителей спортивных властей, спортивных болельщиков и зрителей, должно помимо прочего определяться социальными нормами и правилами профессиональной, спортивной этики. В этой связи названные лица должны придерживаться небезызвестного категорического императива, сформулированного немецким философом XVI11 в. Иммануилом Кантом: «Поступай по отношению к другим так, как тебе бы хотелось, чтобы они поступали по отношению к тебе».

В 1985 г. министрами Европы, ответственными за спорт, принят Кодекс спортивной этики «Справедливая игра - путь к победе» (приложение 2.6). В основные принципы кодекса заложены соображения этического характера, направленные на соблюдение справедливой игры, которые являются неотъемлемой частью всей спортивной деятельности, спортивной политики, политики управления и применяются во всех сферах как рекреационной, так и спортивной деятельности. Кодекс обеспечивает прочную этическую основу для борьбы с отрицательными проявлениями в современном обществе, которые подрывают традиционную основу спорта - основу, построенную на справедливой игре, товариществе.

Основной целью кодекса является обеспечение справедливой игры в детско-юношеским спорте, исходя из того, что в будущем молодые спортсмены станут взрослыми участниками и спортивными звездами. Кодекс предназначается для учреждений и взрослых лиц, имеющих прямое или косвенное отношение к привлечению молодежи к участию в спорте.

Кодекс включает положения о праве детей и юношества беспрепятственно участвовать в спортивной деятельности и наслаждаться ею, а также обязанности учреждений и взрослых лиц распространять среди них правила справедливой игры и обеспечивать их уважение и соблюдение. В кодексе дается определение понятия «справедливая игра». Данное понятие предполагает большее, чем просто следование соответствующим правилам спортивной деятельности: оно включает понятия дружбы, уважения и доброжелательной атмосферы, в которой осуществляется рекреационная или спортивная деятельность. Справедливая игра согласно положениям кодекса - это образ мышления, а не только поведения. Она исключает обман, применение допинга, насилие, оскорбления (физические и словесные), эксплуатацию, а также неравные возможности, чрезмерную коммерциализацию и коррупцию.

Нормы кодекса направлены на решение проблем утверждения в современном спорте гуманных, добрых взаимоотношений. «Добро есть вечная высшая цель нашей жизни» - это изречение Л.Н. Толстого должно стать законом для всех, кто задействован в современном спорте.

Кодекс признает, что спорт является общественной и культурной деятельностью, которая, при соблюдении правил справедливой игры, обогащает общество и укрепляет дружбу между народами. Спорт признается также как вид индивидуальной деятельности, которая, при ее справедливом проведении, предоставляет возможности самовыражения, самоусовершенствования и реализации личных достижений, приобретения навыков и демонстрации мастерства, социального взаимодействия, хорошего проведения свободного времени, сохранения и укрепления здоровья и благополучия. В кодексе говорится, что вовлечение в занятия спортом - задача государства и общества, располагающего широкой сетью клубов, а также работающих добровольно лидеров. В дополнение к этому речь идет об ответственности за некоторые виды нарушений, что должно, в частности, способствовать выработке правильного отношения к окружающей среде.

Международное спортивное право

Рецензия на учебник Л.И. Захаровой «Международное спортивное право» (Международное спортивное право: учебник для бакалавров /отв. ред. К. А. Бекяшев. М.: Проспект, 2017. 272 с. ISBN 978-5-392-24103-3)

В рецензии отмечается актуальность учебника Захаровой Л. И. «Международное спортивное право» для бакалавров, посвященного исследованию предмета, метода, основных понятий, специальных принципов, источников международного спортивного права и lexsportiva. Учебник вызывает как теоретический, так и практический интерес. Он не является для автора первой публикацией по обозначенной проблематике - в его основу положен учебный курс «Международное спортивное право», который предлагается вниманию студентов МГЮа начиная с 2006 г.

REVIEW OF L. I. ZAKHAROVA’S TEXTBOOK “INTERNATIONAL SPORTS LAW” (INTERNATIONAL SPORTS LAW: A TEXTBOOK FOR BACHELOR STUDENTS / EDITOR-IN-CHIEF K. A. BEKYASHEV. M.: PROSPEKT, 2017. 272 P. ISBN 978-5-392-24103-3)

The review notes the relevance of the textbook Zakharova L. I. "International sports law" for bachelor, devoted to the study of the subject, method, basic concepts, specific principles, sources of international sports law and lexsportiva. The tutorial is both theoretical and practical interest. He is not the author of the first publication outlined the problems - it is based on the course "International sports law", which is offered to attention of students of law since 2006.

Учебник доцента кафедры международного права Мо­сковского государственного юридического университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА) Захаровой Ларисы Иванов­ны написан по учебному курсу «Международное спортивное право», который читается в МГЮА с 2006 г., и предназначен для изучения студентами-бакалаврами очного и очно-заочно­го (вечернего) отделений, а также для преподавателей юриди­ческих вузов, участников спортивной деятельности.

Международное спортивное право - это достаточно мо­лодое направление изучения в сфере юриспруденции. Его формирование обусловлено процессом развития и популяри­зации общественных отношений определенного рода; реаль­ной заинтересованностью ряда стран в установлении право­вого порядка в сфере спортивной деятельности; разработкой, созданием и признанием международно-правовых начал в данной области человеческой деятельности. Другими слова­ми, возникновение и эволюция международного спортивного права стали возможными благодаря тому, что данная область правоведения является в значительной мере востребованной международным сообществом.

Предлагаемый учебник вызывает как теоретический, так и практический интерес в плане изучения наиболее актуаль­ных проблем правового регулирования международного со­трудничества в области спорта.

В настоящем учебнике с высокой степенью полноты и ос­новательности освещен комплекс взаимосвязанных проблем по следующим вопросам: предмет, метод, основные понятия, специальные принципы, источники и роль международного спортивного права, а также правовое положение основных участников международных спортивных отношений, между­народное сотрудничество в борьбе с допингом в спорте и др.

Всего в учебник включено 17 глав. Помимо того, к учебнику прилагается учебная программа, богатый список рекомендуе­мой по каждой теме литературы как на русском, так и на ино­странном языке.

При раскрытии темы «Становление современного Олим­пийского и Паралимпийского движения» автор приводит ин­тересные факты, связанные с зарождением первых междуна­родных спортивных объединений, национальных спортивных союзов и организаций, раскрывая при этом содержание тер­минов «lexolympica» и «lexsportiva». Под «lex olympica» пони­мается множество правил, выработанных с конца 19 века и по настоящее время международными неправительственными организациями Олимпийского движения под руководством МОК. С этим положением нельзя не согласиться.

Содержание учебника «Международное спортивное право» базируется на подробном рассмотрении междуна­родных договоров, заключаемых государствам и межправи­тельственными организациями; резолюций международных межправительственных организаций Олимпийского движе­ния; односторонних актов государств; международно-право­вых обычаев; решений международных судов и арбитражей. Обращает на себя внимание то обстоятельство, что Захаровой Л. И. была проделана большая работа по систематизации зна­чительного массива вышеуказанного правоустанавливающего материала. В результате сложные, а порой, противоречивые требования международного спортивного права воспринима­ются при чтении представленной рукописи в удобной и легко воспринимаемой форме.

К несомненным достоинствам книги «Международное спортивное право» следует отнести не только рассмотрение автором основополагающих документов по рассматривае­мой проблематике, но и материалов правоприменительной практики, в частности, решений Суда Европейского Союза в Люксембурге и решений международного Спортивного арби­тражного суда в Лозанне.

При этом в работе использован достаточный объем но­вейших научно-литературных источников по избранной про­блематике (научные статьи, монографии, учебники, учебные пособия и пр.).

Следует также сказать, что настоящий учебник не явля­ется для автора первой публикацией по обозначенной про­блематике. Например, в предшествующий период Захаровой Л. И. были опубликованы такие интересные научные исследо­вания, как: «В ожидании чемпионата мира по футболу-2018: необходимость единого подхода к безопасности, охране и об­служиванию спортивных матчей» 2017 г.; «Защита прав спор­тсменов в контексте реформирования ВАДА» 2017 г.; «В по­исках путей совершенствования глобальной антидемпинговой системы: от вопроса «кто виноват?» - к вопросу «что делать?» 2017 г. и др.

Нелишним будет заметить, что представленная к рецен­зированию книга, - помимо своего прямого предназначения, - может быть использована как справочное пособие для полу­чения необходимой и самой новейшей информации по акту­альным вопросам международного спортивного права.

В целом, на наш взгляд, учебник «Международное спор­тивное право» оставляет самое благоприятное впечатление. Он написан ясным, грамотным и интересным языком и спо­собен привлечь внимание самой широкой читательской ау­дитории. Надеемся, что автор продолжит исследовательскую работу на данном направлении.

Учебник состоит из 17 глав, соответствующих темам рабочей программы учебной дисциплины. В нем раскрываются понятие, предмет, история, источники, субъекты, специальные принципы международного спортивного права, освещается процесс регулирования международных спор­тивных отношений на универальном уровне в рамках Организации Объединенных Наций, ее специализированных учреждений и программ, на региональном уровне в рамках Совета Европы и Европейского союза, на двустороннем уровне, а также в рамках организаций Олимпийского и Пара­лимпийского движения; изучается деятельность международного Спортивного арбитражного суда (CAS); обозначаются проблемные зоны, требующие дополнительной правовой регламентации: ис­пользование допинга в спорте, насилие и хулиганское поведение болельщиков, охрана окружающей среды при организации международных спортивных соревнований, экономические преступления и международных спортивных соревнований, использование олимпийской символики, противодействие угрозам здоровому образу жизни.

Для бакалавров, преподавателей юридических вузов, а также практических работников, чья дея­тельность связана с международным правом и lex sportra.